Урок-лекция "Вирус СПИДа в организме человека" > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Урок-лекция "Вирус СПИДа в организме человека"


    Урок-лекция "Вирус СПИДа в организме человека"

Цель урока:

  • дать общее понятие вирусов в природе и жизни человека;
  • выявить статистические данные о вирусе (введение о вирусе СПИДа) ;
  • объяснить строение и жизненный цикл вируса СПИДа;
  • рассмотреть этапы заражения клетки вирусом СПИДа;
  • поставить вопрос перед учащимися о препаратах, противостоящих вирусу СПИДа и попытаться найти ответы;
  • поговорить проблеме СПИДа в России:

а)   статистика;
б)   перспективы;
в)   дети и вирус в России и мире;
г)   пути решения данной проблемы.

Оборудование:

  • Таблицы:
    1. Молекулы РНК
    2. Репликация РНК
  • Слайды
    1. Строение вириона
    2. Жизненый цикл

План урока:

I. Организующее начало (проверить наличие тетрадей, учебников, отметить отсутствующих).
II. Актуализация знаний по теме «Вирус СПИДа»
III. Закрепление
IV. Домашнее задание

ХОД УРОКА

Слово ведущего урок: Ребята, сегодняшний урок посвящен одной из важнейших проблем человечества – вопросу о происхождении, распространении и лечении вируса СПИДа, «чумы» XX века. Этой теме посвящено немало литературы, дискуссий, многие ученые всего мира борются за решение данной проблемы – ищут вакцину,мед.препараты, способствующие «изгнанию» вируса из организма, однако...несмотря на усилия людей, столь необходимое решение пока не найдено.

Обратимся к вопросу о происхождении данного вируса.  (Приложение  1)

Еще каких-нибудь два десятка лет назад человечество пребывало в уверенности, что инфекционные болезни не больше не представляют опасности для цивилизованного мира. Однако с появлением в начале 80-х годов синдрома приобретенного иммунного дефицита (СПИДа) эта уверенность существенно поколeбaлась. СПИД не является редким заболеванием, от которого могут случайно могут пострадать немногие люди. Ведущие специалисты определяют в настоящее время СПИД как \"глобальный кризис здоровья\", как первую действительно все земную и беспрецедентную эпидемию инфекционного заболевания, которое до сих пор по прошествии первой декады эпидемии не контролируется медициной и от него умирает каждый заразившейся человек.
СПИД к 1991 году был зарегистрирован во всех странах мира, кроме Албании. В самой развитой стране мира – Соединенных Штатах уже в то время один их каждых 100-200 человек инфицирован, каждые 13 секунд заражается еще один житель США и к концу 1991 года СПИД в этой стране вышел на треть место по cмepтности, обогнав paковые заболевания. Пока что СПИД вынуждает признать себя болезнью со cмepтельным исходом в 100% случаев.
Первые заболевшие СПИДом люди выявлены в 1981 году. В течении прошедшей первой декады распространение вирус-возбудителя шло преимущественно среди определенных групп населения, которые называли группами риска. Это наркоманы, пpocтитутки, гомоceкcуалисты, больные врожденной гемофилии (так как жизнь последних зависит от систематического введения препаратов из донорской крови).
Однако к концу первой декады эпидемии в ВОЗ накопился материал, свидетельствующий о том, что СПИД вышел за пределы названных групп риска. Он вышел в основную популяцию населения.
С 1992 года началась вторая декада пандемии. Ожидают, что она будет существенно тяжелее, чем первая. В Африке, например, в ближайшие 7-10 лет 25% сельскохозяйственных ферм останутся без рабочей силы по причине вымирания от одного только СПИДа.
СПИД – разрушительная болезнь, вызываемая инфекционным агентом, относящимся к группе ретровирусов. Пугающе загадочная эпидемия только начиналась, но наука мгновенно отозвалась на нее. За два года, с 1982 по 1984 г., была выяснена общая картина болезни. Выделен возбудитель – вирус иммунодефицита человека (Н1У – от англ. Human Immunodeficiency Virus), разработан метод анализа крови, выявляющий наличие инфекции, установлены специфические мишени вируса в организме. Хотя уже ясна общая картина синдрома приобретенного иммунодефицита и связанных с ним заболеваний, а также выявлен и исследован вирус иммунодефицита человека, его происхождение остается загадкой.
Есть убедительные серологические данные в пользу того, что на западном и восточном побережьях Соединенных Штатов инфекция появилась в середине 70-х годов. Как бы то ни было, пока не удается удовлетворительно объяснить, откуда взялась эта инфекция. До сих пор по сути нет средств лечения или предупреждения СПИДа, а эпидемия тем временем продолжает распространяться. На многие вопросы, связанные с этой болезнью, ответа пока нет, но так же некоторые вопросы поддались успешному разрешению.

А теперь рассмотрим строение и жизненный цикл вируса СПИДа (Приложение  3)

Инфекция вирусом иммунодефицита человека, вызывающим СПИД, многолика. Вначале этот вирус обычно интенсивно размножается, и свободные вирионы (вирусные частицы) появляются в жидкости, заполняющей полости головного и спинного мозга, а так же в кровотоке. Первая волна репликации Н1У может сопровождаться жаром, сыпью, явлениями, подобным симптомам гриппа, и иногда неврологическими расстройствами. Затем на несколько недель количество вируса, циркулирующего в крови и цереброспинальной жидкости, значительно уменьшается. Тем не менее вирус по-прежнему присутствует в организме.
Его можно обнаружить не только в Т-4 лимфоцитах, которые в начале считались его единственной мишенью, но и в других клетках иммунной системы, в клетках нервной системы и кишечника, а так же, по всей вероятности, в некоторых клетках спинного мозга.
Здесь имеет смысл дать краткое описание той системы организма, которую он выводит из строя, то есть системы иммунитета. Она обеспечивает в нашем теле постоянство состава белков и осуществляет борьбу с инфекцией и злокачественно перерождающимися клетками организма. Как и всякая другая система, иммунная система имеет свои органы и клетки.
Схема №1 .Органы иммунной системы:

Ее органы – это:

а) тимус (вилочковая железа) ;
б) костный мозг;
в) селезенка;
г) лимфатические узлы (их иногда неправильно называют лимфатическими железами) ;
д) скопление клеток в глотке;
е) тонком кишечнике;
ж) прямой кишке.

 Клетками иммунной системы являются :

1) тканевые макрофаги;
2) моноциты;
3) лимфоциты.

Т-лимфоциты (созревание их происходит в тимусе, откуда и их название) и В-лимфоциты (клетки, созревающие в костном мозге).
Макрофаги имеют многообразные функции, они, например, поглощают бактерии, вирусы и разрушенные клетки. В-лимфоциты выpaбатывают иммуноглобулины – специфические антитела против бактериальных,
вирусных и любых других антигенов – чужеродных высокомолекулярных соединениях. Макрофаги и В-лимфоциты обеспечивают гумopaльный (от лат. humor – жидкость) иммунитет.
Так называемые клеточный иммунитет обеспечивают Т-лимфоциты. Их разновидность – Т-киллеры (от англ. killer – убийца) способны разрушать клетки, против которых выpaбатывались антитела, либо убивать чужеродные клетки. В общих чертах жизненный цикл Н1У, такой же, как у других вирусов этой группы.
Ретровирусы получили свое название в связи с тем, что в их развитии имеется этап, на котором перенос информации происходит в направлении обратном тому, которое считается обычным, нормальным.

Генетическим материалом клеток является ДНК. В ходе экспрессии генов сначала происходит трaнcкрипция ДНК: образуется копирующая ее мРНК, которая затем служит матрицей для синтеза белков. Генетическим материалом ретровирусов служит РНК, и чтобы произошла экспрессия генов, должна появиться ДНК-копия вирусной РНК. Эта ДНК обычным путем обеспечивает синтез вирусных белков.

Жизненный цикл HIV (Приложение  4) начинается с того, что вирусная частица присоединяется снаружи к клетке и вводит внутрь нее свою сердцевину. Сердцевина вириона содержит две идентичные цепи РНК, а так же структурные белки и ферменты, нужные на последующих стадиях жизненного цикла.

Фермент обратная трaнcкриптаза, имеющая несколько ферментативных активностей, осуществляет этапы переноса генетической информации вируса – синтез ДНК.

На первом этапе она синтезирует одноцепочечную ДНК по РНК, затем расщепляя последнюю. Затем синтезируется вторая цепь, используя первую в качестве матрицы.
Генетическая информация вируса, теперь уже в форме двухцепочечной ДНК, проникает в клеточное ядро. С помощью интегразной активности того же фермента эта ДНК встраивается в хромосомную ДНК. В таком виде вирусная ДНК, называемая провирусом, будет воспроизводиться вместе с собственными генами при делении клетки и передаваться следующим поколениям.

Вторая часть жизненного никла НIV – производство новых вирионов – совершается спорадически и только в некоторых зараженных клетках. Она начинается, когда т.н. длинные концевые повторы (LTR, от англ. Long terminal repear; это особые нуклеотидные последовательности на концах вирусного генома) инициируют трaнcкрипцию вирусных генов; при этом ферменты, принадлежащие клетке-хозяину синтезируют РНК-копии провируса.
После того как в результате действия описанных выше механизмов началось производство вирусных частиц, в игру вступает последний ген. Этот ген, названный vif (от англ. Virion infectivity factor – фактор инфекционности вириона), кодирует небольшой белок, который обнаруживается в цитоплазме зараженных клеток и вокруг них в межклеточной среде, а так же в свободных вирусных частицах. Белок – продукт гена vif каким-то образом усиливает способность отпочковавшегося вириона заражать другие клетки. У штаммов HIV с мутациями, инактивирующими vif , вирионы имеют нормальный вид, содержат полный набор РНК и ферментов, но заражают клетки намного менее эффективно.

Каковы же этапы заражения клетки вирусом?

Первый шаг любой вирусной инфекции – связывание вирусной частицы с компонентом мембраны заражаемой клетки. Для HIV роль такого рецепторного компонента играет белок, называемый антигеном CD4.

Антиген – это молекулярная структура, которая узнается антителом. Из этого следует, что распределение СБ4 в организме должно соответствовать тропизму Н1У, т.е. спектру СБ4 клеток и тканей, поражаемых вирусом. Антиген встречается главным образом на лимфоцитах, называемых Т-4 хелперами, которые являются важным элементом иммунной системы, а так же на некоторых других клетках. Вследствие поражения клеток крови, несущих антиген CD4, особенно Т-4 лимфоцитов, по его концентрации можно судить о зараженности СПИДом.
В клеточных культурах можно так же наблюдать еще один весьма удобный для исследования признак заражения – образование многоядерных синцитиев. Синцитий представляет собой гигантскую клетку, содержащую множество ядер внутри одной мембраны. Он формируется в результате слияния клеток, зараженных HIV, со здоровыми клетками, несущими молекулы рецептора.
Связывание вирусного белка с клеточным CD4 – это только первый этап проникновения вируса в клетку. Последующие этапы пока менее понятны. Например, как попадает в клетку вирусный генетический материал? Независимо от того, что на самом деле происходит – прямое слияние или эндоцитоз – вирусная мембрана должна претерпеть слияние с клеточной. Как же это осуществляется? Согласно одной из гипотез, представляющейся вполне правдоподобной, связывание белка с CD4 вызывает изменение конформации белка, вследствие чего обнажается часть другого белка оболочки, в норме скрытого под молекулой первого.

Препараты, противостоящие СПИДу

Всякое терапевтическое средство против инфекции независимо от природы патогена – будь то вирус, бактерия, грибок или простейшее – должно либо вызывать гибель патогена, либо прекращать его размножение.

Патоген-объект действия,в данном случае, терапевтического средства. При этом препарат не должен причинять существенного вреда зараженному организму. Как правило, такие лекарства выполняют свою задачу, действуя на биохимические процессы, хаpaктерные только для патогена. В случае бактерий это достигается сравнительно просто.
С вирусами ситуация гораздо сложнее. Вирусы представляют собой просто генетический материал, одетый в оболочку из гликопротеинов и липидов. Они не способны размножаться самостоятельно и вместо этого заражают клетки другого организма, узурпируют их аппарат биосинтеза, который и обеспечивает воспроизведение вируса. Когда происходит активная репликация вируса, часто бывает трудно различить вирусные белки, взаимодействующие с клеткой и белки самой клетки. Тесная связь многих этапов жизненного цикла вируса с метаболизмом клетки-хозяина затрудняет создание препаратов, которые избирательно подавляют репликацию вируса и в тоже время минимально воздействуют на клетку.
Существенно также, что пpaктически любой препарат (в том числе и пенициллин) обладает в той или иной степени побочным действием и токсичностью. Поэтому всегда необходимо учитывать не только эффект воздействия на патоген, но и вред, причиняемый организму человека.

Первая стадия – связывание вируса с клеткой (см. выше). Существует несколько возможностей подавлять этот процесс. Можно получить антитела, которые взаимодействуют с соответствующей частью оболочки вируса и тем самым нейтрализуют способность белка связываться с СD4. Можно соединить такие антитела с молекулами какого-либо токсина, тогда они, связываясь с зараженными клетками, например с макрофагами, содержащими вирус и производящими его белки, будут убивать их. Можно получить и антитела к СD4, но этот подход потенциально опасен, потому что такие антитела будут атаковать и здоровые клетки иммунной системы организма.

Получить эффективные антитела, нейтрализующие белок, по ряду причин трудно. Не все антитела против белка будут блокировать ключевой участок связывания с СD4. В основе рассмотренных подходов лежит использование сложных биологических молекул, которые связываются с поверхностным гликопротеином вируса. Однако сходным образом могут действовать и другие молекулы.

В настоящее время исследователям не стоит связывать свои надежды с каким-либо одним методом лечения или лекарственным препаратом – напротив, необходимо приложить все усилия, чтобы разработать множество различных агентов, способных атаковать HIV на различных этапах его жизненного цикла. Несомненно, столь быстрый прогресс объясняется тщательными, научно обоснованными клиническими испытаниями.. Трудно переоценить значение метода испытаний с контрольной группой – как для успеха будущих средств лечения СПИДа, так и для изучения этого заболевания в целом, без чего немыслима победа над ним.

Итак, ребята, мы с вами познакомились с вирусом СПИДа, рассмотрели его строение и действие на организм человека. Теперь я вам предлагаю рассмотреть данную проблему на примере нашей страны, в которой случаи заражения СПИДом увеличиваются с невероятной скоростью среди молодежи. Я считаю, что данная проблема стоит наиболее остро в наши дни и требует немедленного решения. Вот какие данные известны о распространении вируса СПИДа в России:

Основным источником инфицирования и распространения ВИЧ по территории Российской Федерации является инъекционное потрeбление наркотиков. особенно среди молодежи. По оценкам специалистов, около 80 процентов людей, пораженных вирусом СПИДа, заразились при введении наркотиков. В основном это люди моложе 30 лет, живущие в крупных городах.
Примерно аналогичные данные о заражении ВИЧ-инфекцией получены и в Украине, где число новых случаев удваивается каждые три года.

В последние несколько лет ВИЧ-инфекция начала всё больше и больше распространяться среди россиян пoлoвым путем.

В связи с тем, что у ВИЧ-инфицированных людей ослаблен иммунитет, они чрезвычайно подвержены заболеванию туберкулёзом, в том числе лекарственно устойчивой формой болезни. По данным Всемирной Организации Здравоохранения, в настоящее время шесть из 10 бывших советских республик входят в число наиболее нeблагоприятных стран по заболеваемости лекарственно-устойчивым туберкулёзом. В Украине туберкулёз стал ведущей причиной cмepтности.

Несмотря на то, что правительство России ежегодно выделяет 50 миллионов долларов на борьбу с туберкулёзом, лекарственно-устойчивая форма болезни продолжает оставаться серьёзной проблемой.

СПИД – главная причина роста числа сирот во всем мире (Приложение  2)

Особо важным аспектом данной проблемы является вопрос о детях, зараженных ВИЧ-инфекцией и тех, кто стал сиротой по причине заражения родителей.

Обратимся к существующей проблематике с помощью статистических данных: Ежедневно во всем мире от СПИДа и ВИЧ-ассоциированных заболеваний умирают 1300 детей. В Африке из 12 миллионов детей-сирот, чьи родители умерли от СПИДа, один миллион имеют вирус.

Анализируя течение эпидемии СПИДа, ученые пришли к выводу, что число «ВИЧ-сирот» в Африке южнее Сахары, у которых хотя бы один из родителей умер от ВИЧ-инфекции, к 2010 году увеличится до пятидесяти миллионов. В настоящее время здесь проживает более двенадцати миллионов детей, ставших сиротами по вине СПИДа.

По мнению специалистов, ВИЧ-инфекция – главная причина роста числа сирот в мире, ведь количество «обычных» сирот с 1990 года снизилось на десять процентов. Эти данные были представлены на XXV международной конференции по СПИДу, проходившей в Бангкоке (Таиланд) в июле 2004 года. Авторы доклада назвали детей, потерявших родителей из-за СПИДа, «забытыми жертвами эпидемии». Только семнадцать стран в 2003 году сделали первые шаги в борьбе с болезнью, выработав национальную политику оказания помощи таким детям. Специалисты считают, что поддержка детей-сирот должна быть неотъемлемой частью любой программы по борьбе со СПИДом. На сегодняшний день лишь семьсот тысяч сирот получили какую-либо помощь за счет средств, выделяемых на борьбу с ВИЧ-инфекцией. Участники конференции подчеркнули, что вероятность заражения ВИЧ-инфекцией у детей, осиротевших по вине СПИДа, в последующей жизни выше, нежели у остальных. Кроме того, они более предрасположены к плохому питанию и утере знаний, наследуемых от родителей, например таких, как выращивание зерна. Эти последствия накладывают свой отпечаток и на экономику страны, так как эти дети в будущем становятся менее способными к труду.

В Китае станет меньше детей, больных СПИДом.

Министерство здравоохранения Китая разработало нормативные документы по профилактике передачи ВИЧ-инфекции от матери к ребенку в связи с увеличением числа подобных случаев. Теперь любая женщина, зараженная СПИДом, имеет право на бесплатное медицинское обследование и лечение дорогостоящими противовирусными препаратами. Право на бесплатное лечение закрепилось также и за детьми таких матерей. Вертикальная передача вируса возможна как в течение беременности и самих родов, так и во время грудного вскармливания. В Китае около пяти тысяч детей из восьмисот сорока тысяч, имеющих ВИЧ-инфекцию, заразились от своих матерей.

Фармкомпании не хотят лечить детей от СПИДа

Фармацевтические компании не заинтересованы в разработке специальных дозировок лекарств для ВИЧ-инфицированных и больных СПИДом детей, хотя количество последних уже достигло более двух миллионов человек. Дело в том, что стоимость любого из лекарств, разработанного специально для лечения ВИЧ-инфекции у детей, составляет не меньше 1300 долларов, в сравнении с 200 для взрослого. Кроме того, количество детей, больных СПИДом, в развитых странах невелико, в связи с чем рынок детских препаратов от этого заболевания не привлекает фармацевтические компании. Сиропы и пилюли, содержащие антиретровирусные препараты, не подходят для детского населения, так как первые горькие на вкус, а вторые из-за большого размера дети просто не могут проглотить. Более того, докторам приходится тратить много времени на подбор дозировки лекарства для ребенка. По мнению специалистов, без вмешательства со стороны правительства и увеличения давления на производителей лекарств, пройдут годы до того, как препараты от ВИЧ/СПИДа будут доступны для детей. Существует и ряд других проблем, затрудняющих лечение СПИДа у детей. Стандартные тесты, используемые для диагностики ВИЧ-инфекции, не могут быть применены у детей в возрасте до 18 месяцев. Оценка эффективности терапии по числу лимфоцитов, поражаемых при болезни, также затруднена, так как большинство оборудования для определения количества этих клеток, не адаптировано для применения у маленьких детей. Но даже если детские лекарства от СПИДа станут доступны в ближайшее время, для их эффективного применения потребуется более высокий уровень медицинского оснащения.

III. Закрепление

А сейчас я предлагаю записать основные моменты нашей сегодняшней беседы в своих тетрадях.

Итак, СПИД расшифровывается как \" синдром приобретенного иммунодефицита \".

Термин

\"синдром \"  означает наличие целого комплекса проявлений, причина которых неизвестна,
\"приобретенный \" – значит, не врожденный, а появившийся после рождения,
\"иммунодефицит \" – это состояние, при котором уничтожены защитные силы организма, или иммунитет.

Хотя возбудитель заболевания, вирус – ВИЧ, уже идентифицирован, термин СПИД продолжает употрeблляться. ВИЧ разрушает иммунную систему, в результате организм становится восприимчивым к различным инфекциям и болезням. Эти инфекции, как и опухолевые заболевания, носят вторичный хаpaктер, то есть развиваются в определенных благоприятных условиях. Вирус не имеет к ним непосредственного отношения. Болезни возникают из-за разрушения иммунной системы, которая утрачивает способность бороться с микроорганизмами.
ВИЧ не опасен при обычных бытовых контактах. Он в большом количестве содержится в cпepме и
передается только во время пoлoвых контактов. Он также распространяется через иглы при инъекциях, при переливании зараженной крови и, наконец, через зараженное молоко матери, инфицированной вирусом. Вначале болезнь протекает бессимптомно. Признаки могут появиться спустя много месяцев или даже лет.

ВИЧ действует следующим образом:

1) Заражение: вирус попадает в организм и заражает клетки. Человек чувствует себя нормально и СПИДом пока еще не болен.
2) Болезнь: первая фаза напоминает инфекционный мононуклеоз. Часть больных не проходят через эту стадию, у них начинается непосредственно следующая фаза.
3) Выpaбатывание антител: антитела выpaбатываются для борьбы с вирусом ВИЧ обычно через месяц-два после заражения.
4) Возникновение синдрома СПИДа: этот синдром является серьезным заболеванием, указывающим на то, что иммунная система значительно разрушена.
5) Обнаружение СПИДа: обычно СПИД обнаруживается, когда дает о себе знать какое-либо редкое заражение или опухоль. С этого момента больной имеет в своем распоряжении в среднем 1 год жизни.
6) Cмepть: наступают очередные проявления тяжелой болезни, пока одно из них не станет причиной cмepти.

Признаки СПИДа:

1) Чувство постоянной усталости — без видимой причины.
2) Температура, озноб или обильный ночной пот, появляющиеся без видимой причины и продолжающиеся в течение нескольких недель.
3) Потеря веса без явной причины ~ более 5 кг или 10% от начального веса в течение 1-2 месяцев.
4) Увеличение лимфатических узлов на шее, под мышками или в паху, без явной причины и продолжающееся более 2 месяцев.
5) Розовые, красные или коричневые, плоские или выпуклые пятна или папулы. Они могут появляться на слизистой оболочке носа, в полости рта, на веках или в заднем проходе.
6) Белые или иные необычные пятна в полости рта.
7) Частые поносы.
8) Постоянный сухой кашель, особенно с удушьем.
СПИД – инфекционное заболевание, вызванное РНК-содержащим вирусом. Вирус СПИДа имеет палочковидную или овальную,или округлую форму.

Вирус состоит из:

РНК;
фермента – ревартазы;
2-х типов белков типов гликопротеинов и липидов, образующих внешнюю мембрану.

Фермент катализирует в пораженной вирусом клетке реакцию синтеза нити ДНК по матрице вирусной РНК. Вирус СПИДа имеет выраженную устойчивость к Т- лимфоцитам.
Однако, вирус неустойчив к окружающей среде, чувствителен к многим антисептикам. Инфекционная активность вируса снижается в 1000 раз при прогревании при температуре 56 С в течении 30 минут.
Болезнь передается пoлoвым путем или через кровь. Заражение СПИДом ведет к летальному исходу.

IV.В качестве домашнего задания – письменный ответ на вопросы по нашей беседе о вирусе СПИДа.

Вопросы:

1) Каковы особенности строения вирусов?
2) Опишите жизнедеятельность вирусов.
3) Как размножаются вирусы?
4) Воздействие вирусов на организм и в нем;
5) Какие существуют виды вирусов? Опишите методы борьбы с ними.

Список литературы:

1. Интернет источники
2. А.В Пименов «Уроки биологии»
3. А.Ю.Гаврилова «Биология 10 класс поурочные планы»
4. Д.К.Беляев «Биология 10-11»
5. Энциклопедия



Комментарии:

Вредоносные нитраты


    Вредоносные нитраты

      Для большинства уже не секрет, что для укрепления здоровья лучше есть больше овощей и фруктов. Но они должны быть здоровыми и чистыми от таких веществ как нитраты и нитриты. Цель работы: является определение содержания нитратов в отобранных образцах овощей и фруктов....

27 11 2025 23:37:41

Проект урока биологии «Ткани растений» в соответствии с ФГОС. 6-й класс


    Проект урока биологии «Ткани растений» в соответствии с ФГОС. 6-й класс

      Цели урока: освоение знаний о роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах познания живой природы; о живой природе и присущих ей закономерностях; о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли растений....

26 11 2025 0:29:25

Урок на тему "Правила рационального питания"


    Урок на тему "Правила рационального питания"

      После ознакомления с основами рационального питания учащиеся, в ходе анализа домашних пpaктических работ, создают групповой проект, цель которого – проанализировать свой пищевой рацион с точки зрения его полноценности и сбалансированности, отсутствия в пище опасных и вредных компонентов, а также произвести его корректировку. ...

25 11 2025 21:14:40

Открытый урок по биологии в 6-м классе на тему "Двойное оплодотворение цветковых растений"


    Открытый урок по биологии в 6-м классе на тему "Двойное оплодотворение цветковых растений"

      Урок биологии по теме «Двойное оплодотворение». Учащиеся узнают новый материал и закрепляют ранее полученные знания по темам «Цветок» и «Плод». Ведется с применением ИКТ....

24 11 2025 19:50:59

Элективный курс по биологии "Технические культуры". 6-й класс


    Элективный курс по биологии "Технические культуры". 6-й класс

      Урок представляет собой элективный курс по биологии для учащихся 5‒6-х классов. На занятии рассматриваются группы технических растений – масличные, прядильные, крахмалоносные, красильные, каучуконосные и др. Различные формы урока: лабораторная работа, составление таблицы, работа с текстом, защита презентации. Особое внимание уделяется межпредметным связям, патриотическому воспитанию. Можно использовать материал для подготовки к олимпиадам, во внеклассной работе....

23 11 2025 16:59:28

Общественный смотр знаний. КВН "В мире животных"


    Общественный смотр знаний. КВН "В мире животных"

      Данный урок можно провести после прохождения тем «Рыбы», «Земноводные», «Пресмыкающиеся». Форма проведения – КВН. В рамках подготовки к уроку учащимся можно предложить подобрать фотографии и рисунки по теме «Многообразие представителей классов рыбы, земноводные, пресмыкающиеся. Начать урок можно с презентаций учащихся на данную тему, с целью обобщения и повторения изученного материала. Цель урока – обобщить знания учащихся по темам, проверить знания анатомии, физиологии и многообразия представителей перечисленных классов, а также особенностей поведения и образа жизни, привлечь внимание учащихся к проблеме охраны животных....

22 11 2025 12:43:45

Урок биологии по теме "Размножение". 9-й класс


    Урок биологии по теме "Размножение". 9-й класс

      Урок является первым при изучении темы «Размножение» в 9-м классе. Так как данная тема изучалась в 6-м классе, то учащиеся вспоминают и дополняют данную тему. На уроке предусмотрена работа с дополнительными источниками информации, работа в группах....

21 11 2025 1:53:30

Урок обобщения знаний по теме: "Структурная организация живых организмов. Клетка". 9-й класс


    Урок обобщения знаний по теме: "Структурная организация живых организмов. Клетка". 9-й класс

      Урок обобщения знаний по теме "Структурная организация живых организмов. Клетка". Форма проведения - групповая....

20 11 2025 12:29:55

Урок биологии в 6-м классе "Почва. Состав почвы. Лабораторная работа"


    Урок биологии в 6-м классе "Почва. Состав почвы. Лабораторная работа"

      На уроке учащиеся узнают о составе почвы, о значении перегноя для плодородия почвы....

19 11 2025 16:46:28

По следам эволюции


    По следам эволюции

      Урок целесообразно проводить в 11-м классе после изучения главы "Развитие жизни на Земле". На уроке учащиеся знакомятся с фактами, которые расширяют знания по изучаемой теме, вносят противоречия в представление о ходе эволюции органического мира. Урок основан на использовании технологии критического мышления, групповой формы работы....

18 11 2025 4:44:26

"Плоды". Урок. 6-й класс, по учебнику Пасечник В.В.


    "Плоды". Урок. 6-й класс, по учебнику Пасечник В.В.

      В ходе урока формируются коммуникативные и исследовательские компетенции. Использование натуральных объектов исследования повышает познавательный интерес учащихся. ...

17 11 2025 19:59:58

Тема урока: "Строение растительной клетки"


    Тема урока: "Строение растительной клетки"

      Основа всего живого ‒ клетка. Звеном между солнечной энергией и живым веществом на планете Земля служит растительная клетка. Урок изучает строение растительной клетки. Разгадывание кроссворда помогает в познании нового материала, более сложного. Формируется интерес к профессии, связанной с изучением биологии. Изучают органоиды растительной клетки, выделив отличительные признаки от животной клетки....

16 11 2025 2:45:14

Педагогическая мастерская "Цветущие краски"


    Педагогическая мастерская "Цветущие краски"

      В основу мастерской положен деятельностей подход: именно деятельность помогает подойти к глубокому осмыслению учебного материала, пониманию всех процессов и механизмов, способствует формированию у учащихся самостоятельного мышления, умения аргументированно отвечать на вопросы, в логичной последовательности излагать свои мысли, делать выводы....

15 11 2025 1:37:41

Урок биологии по теме "Многообразие птиц. Экологические группы птиц". 7-й класс


    Урок биологии по теме "Многообразие птиц. Экологические группы птиц". 7-й класс

      Урок способствует формированию у учащихся ответственного, экологически грамотного отношения к окружающему миру, изложение нового материала базируется на уже имеющиеся у учащихся знания....

14 11 2025 17:39:40

Изучение темы "Компьютерные модели"


    Изучение темы "Компьютерные модели"

      В процессе изучения темы учащиеся выполняют серию пpaктических работы в среде электронных таблиц. Опираясь на результаты компьютерного моделирования, дети с большим удовольствием отвечают на вопрос "Сколько можно брать у живой природы, чтобы ее запасы не истощались?", что само по себе имеет большое воспитательное значение, акцентирует внимание на бережном отношении к окружающей среде и находит отклик в душах детей среднего школьного возраста....

13 11 2025 1:23:41

Урок биологии по теме "Строение и значение кожи"


    Урок биологии по теме "Строение и значение кожи"

      При изучении материала урока предлагается сформировать следующие виды универсальных учебных действий: учебно-организационные, учебно-информационные, учебно-интеллектуальные, учебно-коммуникативные. Развитие системы УУД в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий осуществляется согласно нормативно-возрастному развитию личностной и познавательной сфер ребенка....

12 11 2025 21:35:45

Урок-модуль "Кожа. Значение кожи, ее строение"


    Урок-модуль "Кожа. Значение кожи, ее строение"

      Модульная технология – сочетание различных способов проектирования дидактических материалов, рейтинговая система оценки и контроля достижений. Суть модульной технологии сводится к тому, что учащийся весь урок работает по данной ему инструкции. В инструкции определяются: алгоритм последовательных шагов на уроке; рекомендации по эффективному усвоению нового материала; задания на закрепление нового материала; проверочные тесты. Урок состоит из двух академических часов....

11 11 2025 3:48:11

Скелет человека, его приспособление к прямохождению, трудовой деятельности. Изменения, связанные с развитием мозга и речи


    Скелет человека, его приспособление к прямохождению, трудовой деятельности. Изменения, связанные с развитием мозга и речи

      Урок изучения новой темы, на котором формируется представление о развитии опopно-двигательной системы человека, выявляются особенности скелета человека, связанные с прямохождением и трудовой деятельностью....

10 11 2025 8:58:46

Разработка урока по теме "Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Особенности внешнего строения и передвижения пресмыкающихся"


    Разработка урока по теме "Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Особенности внешнего строения и передвижения пресмыкающихся"

      Для успешной социализации после окончания школы важно, чтобы человек был не только знающим, но и мыслящим. Наиболее успешно данная цель решается через технологию проблемного обучения. Важно, чтобы школьники испытывали необходимость в преодолении посильных трудностей в процессе обучения. В связи с этим выработала свою систему преподавания....

09 11 2025 19:12:57

Зачетный урок по теме: "Пищеварительная система"


    Зачетный урок по теме: "Пищеварительная система"

      Данная разработка предлагает проведение зачетного урока по теме "Пищеварительная система". На уроке используется групповая работа. Эта методика позволяет в течение одного урока опросить всех учеников в классе, еще раз повторить наиболее сложные вопросы темы. Ее можно использовать при проведении зачетного урока любого раздела биологии. ...

08 11 2025 13:47:45

Цветок, его значение и строение


    Цветок, его значение и строение

      В ходе урока на основе имеющихся знаний формируются и углубляются понятия об особенностях строения цветка, приспособленности его к условиям внешней среды. В теме формируется понятие как о цветении, так и о физиологическом процессе растений, который наступает только при определённых условиях. Успешно решить эти задачи можно только при комплексном использовании разнообразных наглядных пособий. На уроке формируются качества активного ученика учебного процесса, учиться находить и принимать решения....

07 11 2025 1:45:50

Контрольно-обобщающий урок по теме "Класс рыб"

Предлагаемый контрольно-обобщающий урок для 7-го класса знакомит учащихся с удивительным разнообразием внешнего вида и особенностями поведения некоторых рыб, позволяет систематизировать, повторить и закрепить знания учащихся по материалу темы....

06 11 2025 22:46:15

Строение желудка: стенки, железы и желудочный сок

Строение желудка: стенки, железы и желудочный сок Желудок — вместительное расширение пищеварительного канала, в котором происходит дальнейшее переваривание пищи. Объем желудка взрослого человека 1,5-2л....

05 11 2025 2:36:30

Основы личностно ориентированной системы обучения в перспективной школе


    Основы личностно ориентированной системы обучения в перспективной школе

      В работе рассказывается о свойствах УМК «Перспективная начальная школа», таких как комплектность, инструментальность, интеpaктивность и интеграция. Используются примеры из своей пpaктики, рассказывается об особенностях УМК «Перспективная школа», которые существенно отличают его от всех других комплектов начальной школы....

04 11 2025 9:14:20

Урок по теме "Минералы"


    Урок по теме "Минералы"

      В статье приведен урок природоведения в 5-м классе по изучению нового материала с использованием набора минералов, таблиц по географии, схемы "Круговорот горных пород", справочных материалов, индивидуальных дифференцированных карточек, презентации к уроку....

03 11 2025 7:45:14

Экологический эрудицион


    Экологический эрудицион

      Экологический эрудицион как способ развития познавательного интереса учащихся к предметам биологии, экологии Алтайского края. ...

02 11 2025 6:27:42

Урок биологии в 6-м классе на тему "Шляпочные грибы. Особенности строения и размножения"


    Урок биологии в 6-м классе на тему "Шляпочные грибы. Особенности строения и размножения"

      Урок поможет учителям биологии в подборе материала к уроку, выборе форм и методов работы на уроке по данной теме. Данный урок формирует умения проводить наблюдения, работать с учебником и дополнительной литературой, делать выводы по уроку. ...

01 11 2025 3:32:41

Открытое занятие биологического кружка на тему "Отряд хищные. Семейство кошачьи"

Приводится перечень необходимого оборудования и план проведения занятия, показана логическая структура докладов учащихся, даны хаpaктеристики рассматриваемых животных и краткое содержание некоторых сообщений....

31 10 2025 23:49:54

Цитоплазма – строение и функции. Движение цитоплазмы

Цитоплазма – строение и функции. Движение цитоплазмы Органеллы цитоплазмы делятся на мембранные и немембранные, последние в свою очередь могут быть двухмембранные и одномембранные....

30 10 2025 18:11:31

Роль новых информационных технологий в обеспечении качества обучения биологии


    Роль новых информационных технологий в обеспечении качества обучения биологии

      Применение компьютера в обучении позволяет управлять познавательной деятельностью школьников. В этом случае обучение строят в рамках личностно-ориентированной модели, учитывающей индивидуальные темпы усвоения знаний и умений, уровень сложности, интересы и пр. Совместимость компьютерных технологий с традиционными средствами и формами обучения — один из важных методических принципов их применения. При планировании уроков необходимо найти оптимальное сочетание обучающих программ с другими (традиционными) средствами обучения. Применение ИКТ на уроках требует и от педагога особой профессиональной подготовки....

29 10 2025 23:12:49

Урок биологии по теме "Ткани растений". 6-й класс


    Урок биологии по теме "Ткани растений". 6-й класс

      Цель: изучение особенностей строения тканей растений; проявлять интерес к новому; оценивать собственную учебную деятельность при изучении типов тканей растений; воспринимать речь учителя; воспитывать бережное отношение к природе, к растениям как производителям кислорода и органических веществ....

28 10 2025 1:56:58

Урок биологии по теме "Зрительный анализатор"


    Урок биологии по теме "Зрительный анализатор"

      Цели урока: содействовать стремлению учащихся вести здоровый образ жизни; развить навыки работы учащихся с учебником; умения сравнивать, анализировать, соотносить, делать выводы; давать оценку результатам деятельности....

27 10 2025 23:29:12

Урок-тренинг "Зрительное восприятие. Гигиена зрения"


    Урок-тренинг "Зрительное восприятие. Гигиена зрения"

      Деятельность - это процесс взаимодействия человека с миром. Человеческая деятельность включает в себя такие познавательные процессы, как ощущения, восприятие, память, мышление, воображение. От уровня развития познавательных процессов учащегося зависит легкость и эффективность его учения. Данный урок направлен на развитие и совершенствование зрительного восприятия, на совершенствование мышления, обогащения арсенала чувств. Урок учит детей быть наблюдательными и любознательными, а также на уроке предлагаются гигиенические правила и гимнастические упражнения, которые помогут сохранить зрение....

26 10 2025 18:37:14

Зоопланктонное сообщество пруда. "Старая плотина" в Пензенской области (с. Волчий враг)


    Зоопланктонное сообщество пруда. "Старая плотина" в Пензенской области (с. Волчий враг)

      Автор работы поставил цель: изучить видовой состав и структуру зоопланктонного сообщества в пруду "Старая плотина" во времени и в прострaнcтве и оценить качество воды по индикаторным организмам....

25 10 2025 21:20:20

Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках биологии. Урок "Состав и функции крови", 8-й класс


    Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках биологии. Урок "Состав и функции крови", 8-й класс

      На уроке проводятся 2 лабораторные работы: виртуальная и работа с микроскопом. Изучение нового материала осуществляется самостоятельно в ходе групповой работы. Каждая группа получает рабочий лист с индивидуальным заданием. По окончании работы каждая группа отчитывается, при этом используется учительская презентация....

24 10 2025 19:34:56

Использование современных образовательных технологий на уроках биологии и во внеурочное время


    Использование современных образовательных технологий на уроках биологии и во внеурочное время

      Как известно, содержание предмета биологии позволяет учащимся вместе с учителем познавать окружающий мир, закономерности его развития, устанавливать внешние и внутренние связи между объектами живой природы, осознавать место человека в окружающем его мире. Преподавание биологии немыслимо без широкого использования различных методов и средств обучения....

23 10 2025 15:35:27

Информационные технологии на уроках биологии


    Информационные технологии на уроках биологии

      В 6-м классе учащиеся начинают изучать биологию. Главная задача первых уроков - вызвать интерес у учащихся к предмету, показать значимость этого предмета в понимании окружающего мира. Первые уроки должны быть яркими, необычными, запоминающимися....

22 10 2025 12:55:55

Лабораторный пpaктикум по биологии в 10-м классе по теме "Клетка"


    Лабораторный пpaктикум по биологии в 10-м классе по теме "Клетка"

      Лабораторный пpaктикум по биологии в 10-м классе с целью пронаблюдать некоторые физические и химические свойства органических веществ в клетке. Пpaктикум рассчитан а 2 урока, сопровождается показом мультимедийной презентацией. ...

21 10 2025 17:45:25

Урок по теме "Головной мозг, его строение и функции"

Учащиеся знакомятся с особенностями строения головного мозга, функциями его основных отделов....

20 10 2025 1:55:46

Печень и поджелудочная железа: их роль в пищеварении

Печень и поджелудочная железа: их роль в пищеварении Печень — самая большая железа нашего тела, масса ее — 1,5-2 кг. Расположена печень человека преимущественно в правом подреберье, под диафрагмой....

19 10 2025 0:50:14

Растения и животные в символике Хакасии


    Растения и животные в символике Хакасии

      Материал урока знакомит учащихся с растениями и животными, используемыми в символике г. Абакана и республики Хакасия. Во время проведения игры ребята разгадывают кроссворды, загадывают загадки, рассказывают стихи хакасских поэтов о красоте родного края. Данный урок-игру можно провести как внеклассное мероприятие....

18 10 2025 7:35:45

Урок биологии "Клетки крови. Эритроциты и лейкоциты. Малокровие"


    Урок биологии "Клетки крови. Эритроциты и лейкоциты. Малокровие"

      Урок входит в тему «Внутренняя среда организма». На нем изучается строение эритроцитов и лейкоцитов в связи с выполняемыми функциями. Изучение материала идет с использованием мельтимедийного обучающего пособия....

17 10 2025 5:49:31

Методическая разработка урока по теме "Память. Значение и виды памяти. Способы развития памяти". 8-й класс


    Методическая разработка урока по теме "Память. Значение и виды памяти. Способы развития памяти". 8-й класс

      В разработке представлены пpaктические методы изучения памяти: тестирование, самодиагностика, игра. Актуализация темы и активизация познавательного интереса показана посредством беседы с опорой на положительные эмоциональные воспоминания....

16 10 2025 2:47:27

Творческие задачи по биологии и методы их решения


    Творческие задачи по биологии и методы их решения

      Включение в урок изобретательских задач работает на развитие творческих способностей и детей, и учителя, позволяет осмыслить и закрепить на творческом уровне учебный материал. Выполнение подобных заданий полезно для здоровья учащихся: по ходу работы происходит переключение с левого на правое полушарие головного мозга и обратно, что снижает информационный стресс, вносит в урок эмоциональность, радость творчества. ...

15 10 2025 17:36:48

Мультимедийная поддержка уроков биологии


    Мультимедийная поддержка уроков биологии

      Использование информационно-коммуникативных технологий в современном обществе приводит к изменению приоритетов важности отдельных технологических умений. Такое изменение приоритетов, приводящее к отмеченному выше изменению понятия грамотности, сказывается и на изменении содержания образования. Использование информационных технологий может обеспечить существенную экономию учебного времени....

14 10 2025 15:36:41

Создание культурных растений человеком, ярусность как признак растительного сообщества

Создание культурных растений человеком, ярусность как признак растительного сообщества Из дикорастущих человек вывел все культурные растения, которые он выращивает на полях и огородах, применяя основные методы селекции — гибридизацию и отбор....

13 10 2025 14:14:16

Контрольно-обобщающий урок по биологии


    Контрольно-обобщающий урок по биологии

      Данная разработка предлагает проведение контрольно-обобщающего урока с использованием презентации по теме «Tрaнcпортные системы организма» с целью повторения, систематизации, обобщения, расширения знаний о кровеносной и лимфатической системах организма человека. ...

12 10 2025 15:57:43

Информационно-коммуникационные технологии в управлении качеством образования


    Информационно-коммуникационные технологии в управлении качеством образования

      Аналитическая статья о влиянии информационных технологий на образование вообще и обучение биологии в частности....

11 10 2025 17:40:34

Открытый урок по биологии в 8-м классе КРО на тему: "Хищные насекомые и переносчики возбудителей болезней"


    Открытый урок по биологии в 8-м классе КРО на тему: "Хищные насекомые и переносчики возбудителей болезней"

      Цель работы: показать роль насекомых как переносчиков возбудителей болезней человека и паразитов сельскохозяйственных животных, используя элементы технологии РКМЧП (развитие критического мышления через чтение и письмо)....

10 10 2025 16:26:19

Урок биологии по теме "Строение клетки"


    Урок биологии по теме "Строение клетки"

      Разработанное занятие для профильной группы - изучение нового материала. Форма работы на занятии - групповая, малыми группами. Специальный подбор наглядности позволяет лучше усвоить материал, провести обучение с использованием надпредметных ЗУНов, применить анализ, обобщение, систематизацию и сделать выводы в рамках темы. ...

09 10 2025 21:28:30

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::