Урок по теме "Лягушка – типичный представитель класса земноводных" > Лаборатория фитоинвазий
Лаборатория фитоинвазий    


Урок по теме "Лягушка – типичный представитель класса земноводных"


    Урок по теме "Лягушка – типичный представитель класса земноводных"

На современном этапе развития общества человека окружает мощное информационное поле, в котором нелегко ориентироваться не только ребёнку, но и взрослому. Для успешного освоения новых знаний, умений и компетентностей, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, учащиеся должны овладеть универсальными учебными действиями (УУД) [4]. Одним из видов УУД являются действия познавательной направленности. В число общеучебных входят такие познавательные действия, как смысловое чтение; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; умение адекватно, подробно, сжато, выборочно передавать содержание текста; составлять тексты различных жанров, соблюдая нормы построения текста и д.р. [2]

Сформировать у учащихся данные учебные действия позволяет применение технологии развития критического мышления. Это универсальная, надпредметная технология, которая позволяет развивать критическое мышление школьников. В основе технологии “Развитие критического мышления через чтение и письмо” (РКМЧП), разработанной американскими педагогами Дж. Стил, К. Мередитом и Ч. Темплом, лежит самостоятельная работа учащихся с различными источниками информации (видеофильмы, учебные тексты, лекции и др.).

По мнению С. И. Заир-Бека и И. В. Муштавинской “... технология РКМЧП открыта и отвечает интересам школьников, поскольку для неё хаpaктерно не определение последовательности действий при движении от заданной цели к гарантированному результату, а обеспечение условий для формулирования самими учениками спектра разнообразных целей обучения и достижения как заранее определённых, так и непрогнозируемых результатов и даже корректировка первоначальных целей и постановка новых, отличных от них” .

Технология предполагает широкий набор методических приёмов и стратегий ведения урока. Это кластеры, ИНСЕРТ, эффективная лекция, чтение с остановками, таблица “З – Х – У” и др. Но при использовании различных приёмов надо помнить о том, что главным является содержательная сторона урока, а не привлекательность отдельных приёмов и стратегий.

Цели урока.

Образовательные:

  • формирование знаний:
  • об особенностях внешнего и внутреннего строения земноводных, как первых наземных организмов, но не порвавших связь с водной средой обитания;
  • об особенностях размножения;
  • о значении земноводных в природе и жизни человека и необходимости их охраны

Воспитательные:

  • воспитание бережного отношения к земноводным

Развивающие:

  1. развитие умения работать с текстом, критически анализировать информацию и её систематизировать, оценивать, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать и делать выводы

Тип урока – урок усвоения новых знаний.

Методы и приёмы:

  • систематизация материала (графическая): кластеры, таблицы; верные и неверные утверждения
  • методы активного чтения: маркировка с использованием значков, поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы
  • заполнение кластеров, таблиц, установление причинно - следственных связей между блоками информации

Ход урока

1. Организационный этап

Урок начинается с предварительной организации, что позволяет подготовить учащегося к занятию, обеспечить нормальную обстановку для работы.

Приветствие. На этом этапе определяется хаpaктер взаимоотношений учителя и ученика.

Проверка готовности учащегося к уроку.

Активизация внимания.

Отгадайте загадки:

Не зверь, и не птица,
Всего боится.
Наловит мух –
И в воду – плюх!

Подрастала – хвост растила,
Платье темное носила.
Подросла – зеленой стала,
Хвост на весла поменяла.

О каком животном эти загадки? (лягушка).

2. Изучение нового материала.

Стадия “Вызов”

Учитель. Вы уже догадались, что речь на уроке пойдет о лягушке, которая является типичным представителем класса Земноводных (Амфибии).

“Земноводные” - На какую особенность указывает название класса? (Земноводные – слово русское, происходит от названий сред жизни этих животных, которые занимают наземную и водную среды жизни)

“Амфибии” - На какую особенность указывает второе название класса? (Амфибии– греческое слово, переводится как двоякодышащие, дышат с помощью легких и кожи)

Земноводные – переходная форма от водных животных к типично наземным.

Ученику предлагается познакомиться с маркировочной таблицей, которая отправляется по “Skype”:

Знаю Хочу узнать Узнал новое
     

Учитель сообщает о том, что обучающийся должен высказаться о том, что он знает о лягушках, и что хотел бы узнать.

После обсуждения учитель делает краткие записи в таблице со слов ученика для экономии учебного времени о том, что знает ученик о лягушках (лягушка мокрая, холодная, пучеглазая, скользкая, квакают, передвигаются при помощи конечностей – на суше прыжками, а в воде плавают).

Учитель. Но есть вопросы, на которые вы хотели бы получить ответы (записывает в маркировочной таблице вопросы ученика, о чем он хотели бы узнать). Давайте подумаем, по каким смысловым блокам мы будем изучать земноводных?

В ходе обсуждения ученик с помощью учителя составляет предварительный кластер, который также оформляет учитель:

Минутка здоровья. Для активизации коры головного мозга в целом необходимо проведения пальчиковой гимнастики в качестве малых форм физической культуры на уроках. В работах профессора М. М. Кольцовой доказано, что тренировка тонких, дифференцированных движений пальцев является стимулом для развития речи, и мощным тонизирующим фактором для коры головного мозга в целом.

Растирание рук, массаж всех пальцев. Надавливаем на суставы пальцев с боков, а также сверху – снизу.

“Вертолет” - перемещаем карандаш между пальцами кисти.

“Кулак – кольцо” - поочередно: одной рукой кулак, другой большой и указательный пальцы образуют кольцо.

“Колечко” - поочередно и как можно быстрее ребенок перебирает пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. в прямом и обратном порядке.

Стадия “Осмысление содержания”

Учитель отправляет ученику по “Skype” текст и инструктирует его о том, что при работе с текстом необходимо проставлять пометки на полях (возможно работа с текстовым документом на компьютеру или можно распечатать текст):

  • “ v” – знакомая информация,
  • “ + ” – новая информация,
  • “ ? ” – непонятная информация.

Кроме того, учитель обращает внимание ученика на то, что они продолжают работу с маркировочной таблицей. После чтения текста учитель со слов ученика заполняют 3-ю колонку “Узнал новое”. Для этого нужно кратко в 2-3 словах сформулировать мысль.

Текст для учащихся

Класс Земноводные. “Лягушачьи тайны”

Лягушки – это поистине удивительные создания. Активны лягушки в тёплое время года, в конце сентября они уходят на зимовку. Места зимовок – незамерзающие участки рек.

Лягушка – животное, приспособленное к обитанию и в воде и на суше. Тонкая и нежная кожа лягушки всегда влажная, благодаря жидким слизистым выделениям кожных желез. Периодически происходит линька. Лягушкам нет нужды пить воду ртом, они впитывают влагу всей кожей.

Тело лягушки состоит из головы, туловища и конечностей. Шеи у лягушки нет, но она все же может поворачивать голову в стороны и наклонять ее. На голове заметны два больших выпученных глаза, защищенные веками. Впереди глаз - пара ноздрей. Позади каждого глаза заметен небольшой кружок, затянутый кожей. Это наружная часть органа слуха - баpaбанная перепонка.

У лягушки хорошо развиты парные конечности. Кисть заканчивается четырьмя пальцами, между пятью пальцами задних ног – плавательные перепонки. Задние ноги значительно длиннее и сильнее передних, быстро распрямляя их, лягушка совершает прыжок.

Дыхание. Легкие имеют вид мешков, развиты слабо, и кожное дыхание для лягушки так же важно, как и лёгочное. Газообмен возможен только при влажной коже.

Кровеносная система. Сердце состоит из трех камер: желудочка и двух предсердий. Правое предсердие содержит только насыщенную углекислым газом венозную кровь, а левое — только артериальную, в желудочке

Это холоднокровное животное.

Питание. Лягушки питаются исключительно животной пищей, и только такой, которая движется. Это комары, мухи, жуки, черви, слизни, пауки, иногда мальки рыб. А вот кусать они не могут. Заметив стрекозу, лягушка выбрасывает изо рта широкий липкий язык, к которому и прилипает жертва. Когда лягушка проглатывает насекомое, она закрывает глаза, глазные яблоки опускаются внутрь головы и проталкивают добычу в глотку. Взрослые лягушки нередко становятся добычей хищных птиц, во время зимнего сна в водоёме их могут поймать норки и выдры. Лягушками не прочь полакомиться аисты, цапли, журавли, филины, вороны, чайки.

Размножение. Травяная лягушка откладывает икру небольшим комком в неглубокие водоёмы. Головастик появляется через 7-9 дней. Внешне он напоминает маленькую рыбку с большим хвостом. Дышит головастик наружными жабрами, питается водорослями. Сначала у него появляются задние ноги, затем передние, развиваются лёгкие. Развитие головастика и превращение (метаморфоз) его в лягушонка длится 2 месяца. Лягушата появляются в конце июля. Хвост у них постепенно исчезает. Они могут размножаться с третьего года жизни.

Значение. Лягушки и жабы приносят колоссальную пользу, истрeбляя вредителей растений. Добывают эти земноводные и медведок, перекусывающих корни огурцов и помидоров. А ещё жабы истрeбляют ненавистного всем дачникам колорадского жука.

Минутка здоровья. У детей наблюдается цикличность внимания и работоспособности. 10 – 15 минут наблюдается продуктивная работа, 3-7 минут мозг отдыхает, и ребенок может не реагировать на учителя, особенно без двигательных упражнений, неподвижный ребенок не обучается, особенно это хаpaктерно для обучающихся с ОВЗ. Поэтому необходимо проведение упражнений, способствующих снятию статического напряжения аксиальной мускулатуры, исправлению положения позвоночника.

Упражнения, способствующие снятию статического напряжения аксиальной мускулатуры, исправлению положения позвоночника

1. Сесть прямо, руками взяться за сидение стула. Потянуть сиденье стула вверх в течение 5-7 с., расслабиться, повторить 3-5 раз.

2. Сесть прямо, руки поднять вверх, локти до конца не разгибать. Потянуться вверх руками, почувствовать, как выпрямляется спина. Потянуться вверх правой рукой, почувствовать, как лопатка перемещается вверх, ослабить напряжение. Повторить левой рукой. Расслабиться. Повторить 3-5 раз.

3. Сидя с прямой спиной, изображаем аптечные весы: медленно поднимаем одно надплечье, опуская другое. Позвоночник и гpyдина неподвижны.

Стадия “Рефлексия”

После работы над текстом учитель предлагает ученику вернуться к маркировочным таблицам, которая уже заполнена и отправлена ученику и посмотреть записи первой графы таблицы, определив все ли записи верны.

Далее учитель обращает внимание обучающегося на графу “Хочу узнать”. В ходе обсуждения ученик отвечают на все вопросы и совместно с учителем заполняют кластер кратко и емко о среде обитания, внешнем строении, внутреннем строении (дыхание, кровеносная система, питание, размножение) и значении в природе лягушек.

Заполненный кластер отправляется ученику.

3. Этап закрепления

Диагностика информационной грамотности.

Задание № 1

Прочитайте внимательно текст. Поставьте знак “+” или “-” напротив вопросов, в зависимости от того есть или нет на них ответы в тексте.

Лягушка – животное, приспособленное к обитанию и в воде и на суше. Тонкая и нежная кожа лягушки всегда влажная, благодаря жидким слизистым выделениям кожных желез. Периодически происходит линька. Лягушкам нет нужды пить воду ртом, они впитывают влагу всей кожей. Тело лягушки состоит из головы, туловища и конечностей

  1. Где обитает лягушка? (+)
  2. Какая кожа у лягушки? (+)
  3. Кем питается лягушка? (-)
  4. Какие отделы тела у лягушки? (+)
  5. Сколько конечностей у лягушки? (-)

Задание № 2.

Определите последовательности происходящего (напишите номера предложений в правильной последовательности).

  1. Лягушка откладывает икру.
  2. У головастика сначала появляются задние ноги, затем передние, развиваются лёгкие.
  3. Лягушата появляются в конце июля.
  4. Головастик появляется через 7-9 дней и внешне он напоминает маленькую рыбку с большим хвостом.

(1,4,2.3)

Задание № 3.

Найдите в тексте возможные ошибки.(Подчеркните ошибки)

Лягушки питаются растительной и животной пищей. А вот кусать они не могут. Когда лягушка проглатывает насекомое или травинку, она закрывает глаза, глазные яблоки опускаются внутрь головы и проталкивают добычу в глотку.

Стадия “Размышления”

Закончите предложения:

  • Сегодня на уроке я впервые узнал (сделал открытие для себя) ...
  • Моё отношение к лягушкам изменилось (почему?)...

4. Подведение итогов.

  • Выставление оценок.
  • Учащимся предлагается высказать свое мнение об уроке:

5. Домашнее задание

  1. Работа с текстом учебника
  2. Творческие задания (по желанию ученика):
  3. Написать мини-сочинение “Царевна лягушка”
  4. Стихи, загадки, народные приметы о земноводных
  5. Какие Земноводные занесены в Красную книгу

Литература

1. Биология. Животные: Учеб. Для 7 кл. общеобразоват. учеб. заведений/ Латюшин В.В., Шапкин В.А.-3-е изд., стереотип. М.:Дрофа, 2002.-304 с.:ил.

2. Смелова В. Г. Музыка, Искусство, Движение и Драма в Биологии // Биология в школе, 1996. – № 2. С. 38 – 41.

3. Степанян Е.Н., Алексахина Е.М. Лабораторные занятия по зоологии с основами экологии: Учеб. пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. заведений.-М.:Издательский центр “Академия”, 2001.-120 с.

4. Фундаментальное ядро содержания общего образования / под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 59 с. – (Стандарты второго поколения).

2. Смелова В. Г. Музыка, Искусство, Движение и Драма в Биологии // Биология в школе, 1996. – № 2. С. 38 – 41.

Использованные интернет-ресурсы.

1. Сайт международного журнала о критическом мышлении “Перемена” http://www.ct-net.net/ru/rwct_tcp_ru

2. Материалы уроков Фестиваля педагогических идей http://festival.1september.ru/2004_2005/index.php?subject=9

3. Газета “Первое сентября” http://ps.1september.ru/newspaper.php?year=2004&num=70



Комментарии:

Урок по курсу "Природоведение", 5-й класс "Как размножаются животные?"

Урок знакомит учащихся с формами пoлoвoго и бесполого размножения животных. На уроке вводятся новые понятия: «раздельнополые организмы», «гермафродиты», «почкование». В ходе урока формируется представление о преимуществе пoлoвoго размножения....

25 04 2024 5:29:24

Значение физических упражнений для правильного формирования скелета. Осанка. 8-й класс


    Значение физических упражнений для правильного формирования скелета. Осанка. 8-й класс

      Раскрываются условия правильного формирования скелета и мышц, значение двигательной активности для сохранения здоровья, повторяются знания об опopно-двигательной системе. Доказывается необходимость движения: для жизни человека, здоровья, формирования красивой осанки, красивой фигуры....

24 04 2024 17:12:59

Испарения воды растениями. Листопад. Биология

Испарения воды растениями. Листопад.  Биология Вода всегда присутствует в клетке. Она обеспечивает сложные процессы жизнедеятельности. Без воды клетка погибает. Испарение воды листьями Вода поступает в...

23 04 2024 16:17:51

Воздух – смесь газов


    Воздух – смесь газов

      Цель урока: обобщить знания о составе воздуха, его основных свойствах....

22 04 2024 15:41:13

Значение биологических знаний для повседневной жизни и пpaктической деятельности. 6-й класс


    Значение биологических знаний для повседневной жизни и пpaктической деятельности. 6-й класс

      Урок по теме «Гигиена зрения» должен способствовать использованию знаний из других предметов: физики, химии философии. Учитывая внедрение в систему образования современных технических средств, ученик должен понимать, как рационально их использовать, т.к. это способствует в том числе и ухудшению зрения. Поэтому задача учителя - помочь ученикам снимать напряжение, выполняя комплекс упражнений, в том числе и для глаз....

21 04 2024 16:32:35

Формирование грамматического строя речи на уроках биологии у детей с нарушениями интеллекта


    Формирование грамматического строя речи на уроках биологии у детей с нарушениями интеллекта

      Как развить речь детей с нарушениями интеллекта? Как пополнить их словарный запас? Как научить их правильно и грамотно излагать свои мысли? На эти и другие вопросы ответит эта статья. Занимательные задания и игры помогут ребятам понять насколько богат русский язык, расширить кругозор, научиться думать и делать выводы....

20 04 2024 18:41:20

Технология мониторинга результативности в обучении биологии в 9-м классе


    Технология мониторинга результативности в обучении биологии в 9-м классе

      Объективная оценка учебных достижений осуществляется, как правило, при проведении стандартизированных процедур, таких как тесты. В статье описана методика работы с тестовым материалом, разработанным автором статьи к учебнику "Биология. Общие закономерности", 9-й класс (авторы: С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров, Н.И.Сонин). Количество тестов соответствует количеству глав в учебнике. Содержание тестов определено с учетом опыта работы по обучению биологии в школе и достижений биологической науки....

19 04 2024 13:36:43

Методическая разработка темы "Гумopaльная регуляция" по программе Н.И. Сонина, В.Б. Захарова (8-й класс)


    Методическая разработка темы "Гумopaльная регуляция" по программе Н.И. Сонина, В.Б. Захарова (8-й класс)

      Автор статьи организует деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и запоминанию об основных представлений о строении и функциях желез внутренней секреции. Развивает умения работать с тестовой информацией, аналитическими материалами, таблицами, оценивает результаты своей работы и товарищей....

18 04 2024 15:39:34

Информационные технологии на уроке биологии по теме «Цветение и опыление растений»


    Информационные технологии на уроке биологии по теме «Цветение и опыление растений»

      Урок построен так, что во время занятия учащиеся успевают изучать материал урока, услышать прекрасную музыку, читать стихи, решать задачу, выполнять физкультминутку. Также автор учит ребят составлять мини-проекты....

17 04 2024 10:50:33

Отдаленная гибридизация растений и животных, потомство

Отдаленная гибридизация растений и животных, потомство Отдаленная гибридизация — это такое скрещивание, при котором выбранные пары относятся к разным видам или родам, то есть отдаленные друг от друга не географически, а родственно. Цель отдаленной гибридизации заключается в получении особей, которые сочетают в себе ценные признаки и свойства различных видов....

16 04 2024 15:34:17

Формирование у учащихся ключевых, личностно-ориентированных компетентностей через применение проектно-исследовательских технологий


    Формирование у учащихся ключевых, личностно-ориентированных компетентностей через применение проектно-исследовательских технологий

      Формирование у учащихся ключевых, личностно-ориентированных компетентностей возможно через применение проектно- исследовательских технологий. Данная деятельность связана с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагает наличие основных этапов, хаpaктерных для исследования в научной сфере. ...

15 04 2024 14:11:52

Интегрированный урок "Мед. Исследования меда". Тема урока: "Обмен веществ и энергии. Энергозатраты человека". Биология (8-й класс)


    Интегрированный урок "Мед. Исследования меда". Тема урока: "Обмен веществ и энергии. Энергозатраты человека". Биология (8-й класс)

      Данный урок является продолжением урока интегрированного плана указанной выше темы. Учащиеся обсуждают вкусовые качества мёда, виды мёда, диетологию продукта питания, его исторические факторы. На данном уроке показана интеграция биологии, истории, кулинарии, химии, диетологии. Учащиеся проводят различные исследования мёда. Особое место отводится правильному питанию по диетологии. ...

14 04 2024 15:58:41

Тип кольчатые черви. Класс малощетинковые. Внешнее строение и поведение дождевого червя


    Тип кольчатые черви. Класс малощетинковые. Внешнее строение и поведение дождевого червя

      Занятие достигает следующих целей: дать общее представление о кольчатых червях, об их эволюционном приобретении - сегментации; дать хаpaктеристику среды обитания, познакомить с внешним строением представителей класса малощетинковых на примере дождевого червя; провести наблюдение за поведением и рефлексами....

13 04 2024 10:31:54

Пищевые отравления и их предупреждение. 8-й класс


    Пищевые отравления и их предупреждение. 8-й класс

      Урок проводится в 3-й четверти в виде путешествия по станциям. Задачи урока: актуализировать знания учащихся об отравлениях, глистных заболеваниях, первой помощи при отравлениях....

12 04 2024 2:50:42

Многообразие живого мира


    Многообразие живого мира

      Цель урока: познакомиться с многообразием живого мира; выяснить, какие условия для жизни необходимы живым организмам; что такое среда обитания, и какие среды обитания выделяют; вспомнить, на какие царства подразделяется живой мир; сформировать общебиологическое понятие о приспособленности организмов к среде обитания....

11 04 2024 19:10:48

Открытый урок по биологии в 6-м классе на тему "Двойное оплодотворение цветковых растений"


    Открытый урок по биологии в 6-м классе на тему "Двойное оплодотворение цветковых растений"

      Урок биологии по теме «Двойное оплодотворение». Учащиеся узнают новый материал и закрепляют ранее полученные знания по темам «Цветок» и «Плод». Ведется с применением ИКТ....

10 04 2024 0:12:40

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Забавные животные"


    Методическая разработка внеклассного мероприятия "Забавные животные"

      Игра проводится для учащихся 7-х классов в рамках проведения предметных недель с целью повышения интереса учащихся к изучению курса «Животные». Задача игры: формировать знания о происхождении, повадках и особенностях домашних и диких животных. ...

09 04 2024 3:12:32

Урок формирования универсальных учебных действий по теме "Отделы растений. Водоросли". 5-й класс


    Урок формирования универсальных учебных действий по теме "Отделы растений. Водоросли". 5-й класс

      Созданная на уроке субъект-субъектная учебная ситуация позволяет ученикам перестать функционировать по принципу "меня учат" и начать действовать по принципу "я учусь". Реализуемый на уроке системно-деятельностный подход позволяет каждому ученику включиться в разнообразные виды исследовательской деятельности. В основе формирования исследовательской компетентности лежит решение ситуативной задачи....

08 04 2024 8:49:32

Тип Хордовые - происхождение, систематика, строение

Хордовые – это животные с высокой организацией и развитой нервной системой. Рассмотрим происхождение, особенности строения и систематику хордовых....

07 04 2024 16:46:38

"Класс млекопитающие. Отряд приматы"


    "Класс млекопитающие. Отряд приматы"

      Учащиеся знакомятся с многообразием приматов; выявляют их хаpaктерные особенности, признаки высокой организации по сравнению с другими животными; показывают сходство приматов с человеком; формируют бережное отношение к природе, прививают любовь к животным. В помощь учителю представлена презентация. На уроке использованы различные педагогические методы: информационные, фронтальные (вопрос ‒ ответ), игровые....

06 04 2024 1:49:37

Применение ИКТ-технологий на уроке биологии

В разработке урока рассматривается работа учащихся в группах, что повышает их деятельность во время урока. Учащиеся дают ответ в соответствии с заданием для групповой работы. Возможно также распределение ролей внутри групп....

05 04 2024 11:15:23

Урок биологии по теме "Гигиена сердечно-сосудистой системы"


    Урок биологии по теме "Гигиена сердечно-сосудистой системы"

      Формирование критического мышления подразумевает развитие у учащихся отношения к миру, к себе на основе самостоятельной, осмысленной позиции, повышение коммуникативного потенциала личности. Урок построен в стратегии "Зигзаг" (название отражает нелинейный, зигзагообразный хаpaктер работы с информацией), в основе которой лежит идея взаимообучения. ...

04 04 2024 17:55:32

Внеклассное занятие "Не допустить беды"


    Внеклассное занятие "Не допустить беды"

      Цель мероприятия: помочь учащимся осознать пагубность зависимости от психоактивных веществ и ее последствий....

03 04 2024 14:52:33

Путешествие в страну здоровья

Дети учатся быть здоровыми душой и телом, берегут здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы....

02 04 2024 7:10:27

Методы исследования в биологии

При изучении нового материала проводится беседа о науке как одной из сфер человеческой деятельности, ее целях и методах, об особенностях научных знаний, фактов. Для лучшего усвоения учебного материала учащимся необходимо иметь представление о научных методах в биологических науках. В заключение урока выступление ученика об этапах научного исследования, сборе фактов, выдвижении гипотезы, проведении экспериментов, оформлении теории....

01 04 2024 15:56:43

Урок-путешествие "Природные сообщества долины реки Амга"


    Урок-путешествие "Природные сообщества долины реки Амга"

      На уроке в 6-м классе используется игровая форма обучения, поисковая работа в группах, защита проектов, которые смогут не только увеличить его продуктивность, но и повысить интерес обучающихся к биологии, способствует развитию коммуникативной, учебно-познавательной и информационной компетенций обучающихся....

31 03 2024 3:13:26

Занятие в творческом объединении "Природа и человек". Тема: "Природа родного края"


    Занятие в творческом объединении "Природа и человек". Тема: "Природа родного края"

      Игра – активный метод обучения и воспитания, который помогает учащимся глубже усвоить изучаемый материал, расширить кругозор, развить познавательный интерес. За основу занятия в творческом объединении "Природа и человек" взята популярная телевизионная игра "Поле чудес"....

30 03 2024 8:37:58

Брейн-ринг по теме "Органы цветкового растения". 6-й класс


    Брейн-ринг по теме "Органы цветкового растения". 6-й класс

      Автор проверяет у учащихся знания основных терминов и понятий; пpaктические умения по распознаванию органов растения; умение применять свои знания на пpaктике. Урок направлен на развитие коммуникативной компетентности и исследовательских навыков....

29 03 2024 18:55:14

Основные этапы эволюции животного мира на Земле


    Основные этапы эволюции животного мира на Земле

      Объяснение нового материала на уроке происходит с использованием компьютерной презентации. Учащиеся не только обобщают полученные ранее знания. Использование проблемного задания помогает эффективно стимулировать интеллектуальную деятельность каждого ученика, формированию умений выделять главное, делать выводы....

28 03 2024 15:10:44

Урок–исследование по зоологии на тему "Клетки, ткани и органы"


    Урок–исследование по зоологии на тему "Клетки, ткани и органы"

      Урок проводится с использованием различных методов (презентация, работа в группах, лабораторная), но основной метод – это исследование. Такая форма организации урока зоологии учит наблюдать, видеть, сравнивать и делать выводы. На уроке используется компьютер, микроскопы, лупы, натуральные объекты, готовые препараты и сделанные учащимися. Урок показывает единство происхождения и строения растений и животных. ...

27 03 2024 22:52:11

Использование информационных компьютерных технологий на уроках биологии как средство повышения эффективности учебно-воспитательного процесса


    Использование информационных компьютерных технологий на уроках биологии как средство повышения эффективности учебно-воспитательного процесса

      Обобщение педагогического опыта по использованию информационных компьютерных технологий на уроках биологии как средство повышения эффективности учебно-воспитательного процесса....

26 03 2024 4:14:18

Быть всегда творческим — значит быть всесильным


    Быть всегда творческим — значит быть всесильным

      В наше время люди всё в большей мере осознают, что творчество - одна из самых важных составляющих личного счастья и профессионального успеха. Бытует мнение: творческие способности являются врождёнными, и лишь немногие понимают, их можно развивать, ведь каждый человек наделён богатейшим творческим потенциалом. Для того, чтобы реализовать развивающие потребности отдельных учащихся, стремящихся к творческому созиданию, в лицее родилась идея создания школы нового поколения. Школа наук действует на базе МОУ "Лицей" города Абакана Республики Хакасии с целью выявления и воспитания одарённых подростков, повышения социального статуса знаний....

25 03 2024 16:58:14

Осевой скелет


    Осевой скелет

      Урок биологии разработан для учащихся 8-го класса, (учебник Сонина К.И., Сапина М.Р. Биология 8 кл. М., Дрофа, 2005). Для повышения мотивации при изучении нового материала и успешного его усвоения на уроке создаются проблемные ситуации, в ходе которых дети получают информацию не в готовом виде, а самостоятельно....

24 03 2024 9:13:40

Урок "Тканевая совместимость и переливание крови"


    Урок "Тканевая совместимость и переливание крови"

      Урок является частью темы «Внутренняя среда организма». Урок углубляет знания о группах крови, о правилах ее переливания; дает понять, что в основе совместимости тканей и в совместимости групп крови лежит иммунная реакция; расширяет кругозор, осуществляет нравственное и гигиеническое воспитание учащихся....

23 03 2024 8:49:32

Урок биологии "Сон и сновидения". 8-й класс

Цели урока: изучить явление сна; разъяснить физиологическую сущность сна, природу сна и сновидений, цикличность, его значение в нормальном функционировании мозга; показать, что циклы сна и сновидения определяются как внутренними, так и внешними факторами; познакомить с теориями сновидений К.Юнга и З.Фрейда....

22 03 2024 8:31:30

Тема урока: "Газообмен в легких и тканях"


    Тема урока: "Газообмен в легких и тканях"

      Урок сочетает различные формы и методы проведения урока, активизирует внимание и развивает аналитические навыки. ...

21 03 2024 9:40:16

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии посредством устного народного творчества и поэзии


    Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии посредством устного народного творчества и поэзии

      Наше время хаpaктеризуется возросшей информированностью во многих областях науки и техники всех слоёв населения, в том числе и учащейся молодёжи. В этих условиях у современного школьника трудно вызвать удивление, изумление, приподнятое эмоциональное состояние, то есть чувства, которые в значительной степени питают стремление к знанию. Это, на мой взгляд, и обязывает искать пути, которые позволили бы обыденную, будничную учебную работу сделать более одухотворённой. Здесь я и прибегаю к тому, что использую на своих уроках поэзию, живопись; но особенно часто прибегаю к жанрам устного народного творчества....

20 03 2024 7:17:32

Химический состав клетки. Углеводы, липиды, их роль в жизнедеятельности клетки


    Химический состав клетки. Углеводы, липиды, их роль в жизнедеятельности клетки

      Урок знакомит со строением, классификацией и функциями углеводов, многообразием и функциями липидов, формирует познавательный интерес и мотивацию к изучению живой природы, умения сравнивать, делать вывод, рассуждать, формулировать определения; строить логическую цепь рассуждений, соотносить понятия....

19 03 2024 23:13:27

"Победить или умереть"


    "Победить или умереть"

      В последнее время на уроках все чаще используются мультимедийные технологии, интеpaктивные доски. К сожалению, не все школы имеют такие технические возможности, да и в хорошо оснащенных школах нет смысла на каждом уроке использовать подобные технологии, подменяя ими живой процесс познания. В этом случае поможет технология мастерских. Предлагаемая вам мастерская посвящена теме "Иммунитет. Виды иммунитета"....

18 03 2024 21:34:16

Тема урока: "Соцветия"

Цель урока: раскрыть роль соцветий в жизни растений; дать представление о простых и сложных соцветиях; показать разнообразие типов соцветий и их условные обозначения; развивать умения различать и называть соцветия, определять простые и сложные соцветия; показать биологическое значение соцветий и развивать чувство прекрасного....

17 03 2024 16:21:21

Ферменты, их функции и роль в пищеварении

Ферменты, их функции и роль в пищеварении Ферменты выполняют роль биокатализаторов. Пищеварительные ферменты осуществляют расщепление компонентов пищи в пищеварительном канале....

16 03 2024 9:28:39

Методическая разработка урока биологии по теме "Химический состав клетки". 6-й класс


    Методическая разработка урока биологии по теме "Химический состав клетки". 6-й класс

      Данный урок начинает тему "Жизнь растений". Он позволяет изучить химический состав клетки, овладеть при этом приёмами исследовательской деятельности. Обучающиеся научатся проводить лабораторные опыты, анализировать результаты, делать выводы. На уроке дети будут работать с информационными текстами, схемами и составлять опopные сигналы. Конечным результатом будет связь между целью деятельности и оцениванием собственного вклада в работу на уроке....

15 03 2024 8:29:58

Урок в 7-м классе по теме "Типы развития насекомых" с использованием интеpaктивной доски


    Урок в 7-м классе по теме "Типы развития насекомых" с использованием интеpaктивной доски

      Представлен урок биологии в 7-м классе с использованием интеpaктивной доски Hitachi и мультимедийных пособий. В ходе урока представлено использование ИКТ, что расширяет возможности учителя, позволяет разнообразить его методический арсенал, активизировать познавательную деятельность учащихся. Данный опыт может быть интересен учителям других предметов, как пример использования интеpaктивной доски и мультимедийных пособий....

14 03 2024 14:23:40

Гигиена кожи. 8-й класс


    Гигиена кожи. 8-й класс

      Методическая задача: место пoлoвoго воспитания в рамках обобщающего урока-семинара с элементами соревновательности. Решаются задачи: углубить и расширить знания по гигиене, строению и функциям кожи; научить работе с дополнительными образовательными ресурсами, составлению выступлений по определенной тематике адекватно подростковому возрасту, развитие творческих способностей при составлении рассказов от имени кожи....

13 03 2024 15:42:34

Развитие учащихся на основе усвоения методов научного познания


    Развитие учащихся на основе усвоения методов научного познания

      Бесчисленное разнообразие методов обучения лишь подтверждает принцип: ни один из них не подходит для всех учащихся. Какими бы достоинствами ни обладал тот или иной метод, универсального «ключика», с помощью которого можно достичь выдающихся результатов у всех учеников класса, не существует. Успех наших детей зависит от того, насколько их способности соответствуют применяемым методам обучения и смог ли учитель увлечь ребенка своим предметом. ...

12 03 2024 10:35:25

Урок обощения знаний по теме "Эволюционное учение"


    Урок обощения знаний по теме "Эволюционное учение"

      Раздел является одним из наиболее сложных для понимания в школьном курсе общей биологии. В экзаменационной работе ЕГЭ по биологии данный раздел проверяется на базовом, повышенном и высоком уровне, что требует от выпускников не только воспроизводить свои знания, но и уметь применять их в новой ситуации. Урок обобщения знаний направлен на развитие умений обобщать и анализировать информацию, давать аргументированную оценку суждений....

11 03 2024 19:30:52

Урок биологии в 6-м классе "Путешествие по реке Урке. Растения окрестностей поселка Ерофей Павлович"


    Урок биологии в 6-м классе "Путешествие по реке Урке. Растения окрестностей поселка Ерофей Павлович"

      Цель путешествия – как можно больше узнать о растениях Амурской области. На уроке учащиеся заинтересованно работали, угадывая названия растений, размышляя о проблеме охраны растительного мира, отвечая на вопросы тестовых заданий. К уроку было подготовлено две презентации, выполненные в PowerPoint. ...

10 03 2024 17:35:31

Урок биологии в 11-м классе по теме "Свет как абиотический фактор"


    Урок биологии в 11-м классе по теме "Свет как абиотический фактор"

      Урок разработан к учебно-методическому комплексу Сонина Н.И., Захарова В. Б., Мамонтова С.Г., 11-й класс (профильный уровень). На уроке предполагается проведение пpaктической работы "Изучение особенностей анатомического строения листа светолюбивых и тенелюбивых растений". ...

09 03 2024 15:57:17

Урок природоведения в 5-м классе по теме: "Природные сообщества. Экосистема". Презентация Power Point к уроку


    Урок природоведения в 5-м классе по теме: "Природные сообщества. Экосистема". Презентация Power Point к уроку

      На уроке природоведения с использованием презентации MS Power Point в доступной форме изучается экологический материал по природным сообществам и экосистеме. Для учащихся приготовлен раздаточный материал, в котором излагаются краткий конспект урока и задания для закрепления материала....

08 03 2024 2:20:46

Урок биологии по теме "Взаимодействие факторов среды. Ограничивающий фактор". 11-й класс

Урок продолжает изучение темы "Факторы среды". На уроке используются разные формы работы с классом с учетом уровня подготовленности учеников. В презентации представлены кадры, отражающие взаимодействие факторов среды, реакцию живых организмов на изменения факторов, дается понятие "толерантность и ограничивающий фактор"....

07 03 2024 23:56:38

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::