"Победить или умереть"
В качестве индуктора используется видеосюжет из фильма “Война и мир” С. Бондарчука, где показаны панорамные сцены боя: множество людей, пушки, дым от выстрелов, пики, пистолеты, ружья в руках бойцов, раненые, убитые.
Если нет возможности показать этот видеосюжет, можно использовать любой другой, где имеется изображение батальных сцен, или текстовое описание (например “Бородино” М.Лермонтова).
Задание для самоконструкции после просмотра или прослушивания: Запишите, что использовали русские солдаты в борьбе с французами?
В ходе социализации мастер записывает на доске все слова, предложенные детьми: щит, пика, ружье, пушка, пистолет, укрытие, окоп, помощь других бойцов и др..
Детям предлагается сгруппировать всё перечисленное по какому-либо принципу:
средства защиты | средства нападения | помощники-соратники |
одежда щит окопы |
пики ружья пистолеты пушки |
бойцы однополчане |
Ученики выбирают наиболее привлекательный для себя способ борьбы и объединяются в группы со своими единомышленниками.
Следующее задание, предназначенное для групповой работы, построено на использовании приема метафорических аналогий: Наш организм постоянно подвергается нападению врагов, только невидимых - бактерий, вирусов. Давайте сравним вооружение русского солдата с теми защитными средствами, которые имеются в клетках нашего организма. Опираясь на имеющиеся у вас знания, попробуйте провести соответствующие аналогии.
В помощь учащимся на доске вывешена таблица “Строение животной клетки” (рисунки по строению клетки можно раздать в группы). На этапе социализации все предложения “обнародуются” и фиксируются мастером на доске. У нас получается примерно следующая запись:
одежда щит окопы |
клеточная стенка плазматическая мембрана |
рецепторы, распознающие антигены |
||
пики ружье пистолет пушки |
вещества, выpaбатываемые в клетке, структуры мембраны, какие-либо иные приспособления |
антитела | ||
бойцы однополчане |
специализированные клетки, помогающие в борьбе с инфекцией | Т-лимфоциты В-лимфоциты |
Обычно не все аналогии удается провести сразу, поэтому возникает необходимость в информации - информационный запрос. В ответ на него в каждую группу выдается комплект информационных карточек, а затем, после их изучения и группового обсуждения, схема заполняется целиком.
Информационные карточки
Антитело – молекула, синтезируемая клетками организма
человека в ответ на присутствие чужеродного вещества. Все антитела –
белки, называемые иммуноглобулинами. Антиген – чужеродное вещество, вызывающее образование антител. Реакция “антиген-антитело” направлена на то, чтобы связать антиген, инактивировать его и предотвратить таким образом его вредное воздействие на организм. |
Т-лимфоциты, несущие на мембране рецепторы, при
обнаружении антигена начинают размножаться и образуют множество таких же
Т-клеток. Т-клетки вступают в борьбу с микроорганизмами, несущими
антиген. Этот вид иммунитета называется клеточным. |
В-лимфоциты распознают антиген, размножаются и образуют
клон плазматических клеток, которые синтезируют антитела и выделяют их в
кровь или в тканевую жидкость. Это гумopaльный иммунитет. |
Следующее задание для - социоконструкции.
-Чтобы победить, любая армия должна пополняться новобранцами – новыми бойцами. В нашем организме такими “новобранцами” являются Т-лимфоциты и В-лимфоциты. Рассмотрите таблицы и рисунки (предлагаются рисунки по внутреннему строению человека) и предположите, откуда они берутся, где выpaбатываются.
Социализация выявляет неполноту ответов, связанную с дефицитом информации. Тогда группам предлагаются следующие информационные карточки:
Тимус (вилочковая железа) расположен в грудной клетке под гpyдиной, около передней стороны сердца. Он начинает функционировать в период внутриутробного развития и проявляет наибольшую активность в момент рождения и в первые месяцы жизни. После окончания вскармливания материнским молоком тимус уменьшается в размерах и вскоре перестает функционировать. Т-клетки выходят из тимуса и попадают в лимфатические узлы и селезенку. Т-лимфоциты регулярно поступают в кровь и тканевую жидкость, благодаря чему увеличивается вероятность их встречи с антигеном и его уничтожения. |
В-лимфоциты образуются в костном мозге, плаценте и печени плода. В-лимфоциты начинают делиться, образуя плазматические клетки и “клетки памяти”. Плазматические клетки синтезируют большое количество антител одного вида. Эти клетки живут несколько дней, но могут синтезировать и выделять около 2 тысяч молекул антител в секунду. “Клетки памяти” позволяют организму при повторной встрече с антителом реагировать на него быстрее и энергичнее. |
-Итак, на страже нашего организма стоят клетки Т- и В-лимфоциты. Но когда, например, начинается эпидемия гриппа, одни люди заболевают быстрее и болеют часто и подолгу, а другие не болеют совсем или крайне редко. Почему? Говорят, что у них разный иммунитет. Как, по-вашему, что такое иммунитет? Дайте определение этому понятию.
Работа по конструированию определения понятия осуществляется сначала индивидуально (самоконструкция), а затем варианты обсуждаются в группах, формулируется общее определение (социоконструкция) и ,наконец, результаты обсуждаются в классе (афиширование и социолизация). В завершение данного этапа мастер предлагает детям сравнить созданные ими варианты определений с научными.
Иммунитет – способность организма защищать себя от болезнетворных микробов и вирусов, а также от инородных тел и веществ. |
Иммунитет – способность распознавать вторжение в организм чужеродного объекта и мобилизовать клетки и образуемые ими вещества на быстрое и эффективное удаление этого объекта. Макфарлейн Бернет |
-В завершении работы предлагаю вам поразмышлять над тем, откуда берется иммунитет: с этой способностью человек рождается или приобретает её?
После высказывания и рассмотрения различных предположений группам выдаются листы с незавершенной схемой “Типы иммунитета”. Задача учащихся – достроить её.
На обратной стороне листа со схемой расположена недостающая информация – подсказка:
- Естественный пассивный – антитела передаются от матери к ребенку.
- Естественный активный – выpaбатываются после болезни.
- Приобретенный пассивный – образуется после введения готовых антител с целью профилактики заболеваний.
- Приобретенный активный – образуется за счет введения антигена-вакцины. Вакцины могут содержать:
- обезвреженные вещества болезнетворных бактерий с сохраненными антигенными свойствами (анатоксин) ;
- убитые микроорганизмы;
- ослабленные микроорганизмы.
Остается выяснить, как и от каких болезней мы приобретаем той или иной вид иммунитета. Эту беседу следует начать на уроке, что будет являться одновременно и рефлексией, в ходе которой дети поделятся впечатлениями, зададут оставшиеся без ответа и вновь возникшие вопросы.
Комментарии:
Урок систематизирует и закрепляет знания учащихся о строении и функциях различных видов анализаторов, их локализацию в организме; о взаимодействии и взаимозаменяемости анализаторов; о роли нервной системы в приспособлении организма человека к условиям среды и быстром реагировании на их изменения.
...
09 10 2025 18:59:36
На уроке учащиеся отправляются на родину В.М.Шукшина. Изучают природу этого района, узнают много нового и полезного. Множество приложений и презентаций помогают лучше отобразить данную тему....
08 10 2025 3:49:49
Учебное занятие моделируется в рамках проектной технологии, что позволяет использовать широкий спектр дидактических приемов: обучение в паре и группе, проблемное и частично-поисковое обучение, дискуссии. Урок поможет углубить и обобщить знания учащихся об особенностях жизни и развития червей-паразитов; проверить умения выделять признаки приспособленности к условиям обитания....
07 10 2025 15:14:42
На данном уроке дети знакомятся с внешним и внутренним строением сердца человека....
06 10 2025 8:39:10
Курс "Невидимые" предназначен для учащихся 10 – 11-х классов, желающих углубить свои знания в области биологии, и является предметно-ориентированным. Материал курса значительно расширяет знания учащихся о микроорганизмах. Хотя этот материал и изучается в базовом курсе, но на него отводится небольшое количество часов, причем некоторые темы изучаются в среднем звене на недостаточном информационном и научном уровне.
...
05 10 2025 19:44:26
Известно, что учащиеся, достаточно качественно освоившие теоретическое содержание школьной программы, не всегда оказываются способны к самостоятельному, творческому мышлению. Даже хорошо успевающие ученики нередко имеют нейтральное и даже резко негативное отношение к самому процессу познавательной деятельности. Обучение, концентрирующее внимание только на запоминании фактов, тормозит развитие творческой личности. Одним из важных условий развития творческого мышлению является постепенное увеличение степени самостоятельности учащихся в выполнении заданий.
...
04 10 2025 7:27:10
Тема происхождения жизни на Земле является одной из самых интересных и в тоже время трудных для изложения педагогов и восприятия учащихся. Предлагаемая разработка содержит богатый иллюстративный и научный материал, которые будут полезны учителям при изучении данной темы....
03 10 2025 11:20:30
Ламарк был деистом и считал, что творец создал материю и законы ее движения, но на этом и прекратилась творческая деятельность творца, а все дальнейшее развитие природы происходило соответственно ее законам....
02 10 2025 21:37:56
Учащимся сложно выбрать специальность, поскольку о многих специальностях они ничего не знают. Проект профориентирует учащихся. Сопровождается презентацией....
01 10 2025 20:49:25
Сальмонеллезом болеют чаще молодые собаки, однако есть вероятность заражения взрослых особей. Инфекцию нельзя предупредить вакцинацией....
30 09 2025 6:55:11
К расистским теориям примыкает «социальный дарвинизм», переносящий биологические законы борьбы за существование на человеческое общество....
29 09 2025 19:34:31
В процессе обучения весомое значение имеют обобщающие уроки. Обобщающий урок проводится после изучения темы или целого раздела. Его функциональное назначение - повторение, обобщение знаний, построение их в систему, предусматривающую установление связей между понятиями, их соподчиненности. В результате проведения таких уроков учащиеся лучше усваивают содержание учебного материала, качественнее формируется их научно-материалистическое мировоззрение, эффективнее выpaбатываются интеллектуальные и пpaктические умения, способствующие развитию познавательного интереса и самодеятельности.
...
28 09 2025 16:13:14
Сегодня нравственность - категория наиболее важная как для человека, так для и общества в целом. Но качество это не врожденное, генетический код не передает его из поколения в поколение. Поэтому, утверждая понятия долга, чести, высокоразвитого гражданского самосознания, нельзя забывать, что первична здесь не природа, а воспитание.
...
27 09 2025 6:48:57
Урок раскрывает особенности движения животных в водной среде, продолжает формирование умений сравнивать, делать выводы, выявлять закономерности, воспитывает самостоятельность мышления....
26 09 2025 7:37:18
План-конспект урока биологии. На уроке используются проблемные ситуации, фронтальная поисковая беседа по решению проблемных задач и вопросов. Фронтальное объяснение нового материала с использованием самостоятельной работы с помощью учебника. Закрепление материала....
25 09 2025 18:39:35
На уроке учащиеся знакомятся с особенностями строения члeнистоногих как более сложноорганизованных животных по сравнению с кольчатыми червями. Узнают о многообразии и особенностях организации класса Paкообразных....
24 09 2025 4:26:17
Жизнь организмов зависит от многих условий: температуры. освещенности, влажности, других организмов. Безокружающей среды живые организмы не способны дышать,...
23 09 2025 23:49:34
Задачи: расширить знания учащихся по особенностям выращивания плодово-ягодных культур; показать межпредметную связь математики и биологии; способствовать развитию приемов умственной деятельности....
22 09 2025 6:34:41
Урок биологии 7-м классе по УМК Н.И. Сонина дает понятия «рост» и «развитие» организма, показывает роль семени в индивидуальном развитии цветкового растения, исследует условия прорастания семян с помощью опытов. На уроке применяются инновационные технологии.
...
21 09 2025 6:32:55
Урок дает представление о том, что такое здоровый образ жизни; заставляет учащихся задуматься о необходимости быть здоровым, приобщает к здоровому образу жизни; объясняет роль здоровья в жизни и деятельности человека; развитии общества....
20 09 2025 3:36:17
Данная разработка составлена для УМК Пономаревой И.Н. Урок разработан для учащихся 5-го класса. На уроке используется самостоятельная работа учащихся с текстом учебника, дополнительной литературой, таблицами, муляжами, рисунками, для самопроверки знаний используется тестирование. К уроку предусмотрена подготовка сообщения учителем по теме, что способствует развитию познавательного интереса к предмету, формирует умения учащихся логически излагать изученный материал....
19 09 2025 0:17:10
В материалах раскрыта актуальность межпредметных связей в свете модернизации образования. Содержание урока раскрывает энергетику и гигиену питания с биологической и химической стороны, показано применение разнообразных методических приемов, направленных на развитие самостоятельной творческой деятельности школьников в процессе познания....
18 09 2025 5:34:23
Цель урока: познакомить учащихся с особенностями строения и жизнедеятельности прокариотических клеток. В сравнительном плане создать представления о двух уровнях клеточной организации: прокариотическом и эукариотическом. Продолжить выработку навыков самостоятельной и исследовательской работ, применение информационных технологий.
...
17 09 2025 6:52:15
В ходе урока создается проблемная ситуация, формулируется проблема, выдвигаются версии решения проблемы, актуализация знаний, открытие нового знания, применение нового знания. Все этапы урока сопровождаются презентацией "Происхождение жизни на Земле". Подводятся итоги урока, следуют оценивание, рефлексия и домашнее задание....
16 09 2025 16:57:45

Интеграция биологии и информатики формирует у учащихся информационные, технологические, коммуникативные и творческие компетентности, делает преподавание информатики предметно-ориентированным....
15 09 2025 2:54:41
Представлена презентация для проведения урока по генетике по теме "Основные закономерности наследственности "(2 часа) и дополнительный материал, который может быть использован для развития познавательной активности на уроках биологии.
...
14 09 2025 7:59:53
Урок биологии в 6-м классе по теме "Систематика цветковых растений. Семейство розоцветные, их роль в природе и жизни человека". Данный урок, на основе работы учащихся по группам, помогает закрепить их знания о семействе крестоцветных, познакомиться с признаками семейства розоцветных, их многообразием и значением данного семейства....
13 09 2025 6:49:35
Урок ориентирован на воспитание здорового образа жизни. Используются современные технологии с применением мультимедийного проектора. В созданной презентации во время урока на экране представляются материалы в виде схем "Хромосомные перестройки", понятия, графики, рисунки, над которыми надо подумать, сделать анализ, сравнение. После каждого пункта плана учащиеся делают вывод, который фиксируется на экране: например, «мутации часто встречаются, рецессивные, устойчивые»....
12 09 2025 12:14:20
Урок является уроком интегрированного плана. Учащиеся ведут рассуждения об истории происхождения мороженного, вкусовых качеств, диетологии продукта питания. Здесь показана интеграция химии, биологии, кулинарии, диетологии, истории. На этом уроке учащиеся делают хаpaктерные реакции на белки, жиры, углеводы, показывая тем самым наличие этих веществ в продуктах питания. Особое место отводится правильному питанию по диетологии....
11 09 2025 9:35:31
Проект предназначен для мероприятий или закрепления знаний. Включает в себя информационный блок, с проверочными заданиями и музыкальной подборки для создания благоприятного психологического комфорта....
10 09 2025 7:37:51

Данный урок стоит в разделе «Основы учения об эволюции» по учебнику «Общая биология» для 10–11-х классов, авторы А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник. Учитель использует ИКТ, применяет такие формы организации познавательной деятельности учащихся, как групповую и индивидуальную. На уроке организуется поиск информации в учебной и дополнительной литературе. Урок сопровождается УМК «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия» «Общая биология. 11 класс» и медиопрезентацией....
09 09 2025 7:57:20
Грибы — гетеротрофные организмы, не имеющие хлорофилла. Они занимают промежуточное положение между животными и растениями....
08 09 2025 23:46:46
Использование ИКТ в обучении биологии позволяет создать условия для самостоятельного приобретения учащимся знаний за счет наглядности, создаваемой компьютером; реализации методики проблемного обучения с использованием ученических презентаций; автоматизации контроля результатов обучения, что позволяет индивидуально каждому ученику иметь полную и объективную информацию о ходе процесса освоения знаний в реальном временном масштабе; технических возможностей компьютера как дидактического средства обучения, позволяющего обеспечить эффективную реализацию развивающего обучения; развития способностей к творчеству и формирования психологической готовности к самореализации.
...
07 09 2025 9:36:50
На уроке учащиеся знакомятся с представителями класса "Брюхоногие", "Двустворчатые" и "Головоногие моллюски"; с их значением в природе и жизни человека. Изучение дополнительного материала по данной теме, применение компьютера, а также разнообразных форм и методов повышает активность обучающихся и интерес к предмету.
...
06 09 2025 1:32:40
Автор знакомит учащихся с богатствами края, воспитывает бережное отношение к природе. Учит работать коллективно....
05 09 2025 15:11:38
В статье приведена технологическая карта обобщающего урока биологии в 5-м классе по учебнику Н.И.Пономарева «Биология» Вентана-Граф (ФГОС). Данный методический материал содержит индивидуальный опopный конспект, а также презентацию, которая содержит различные задания и ответы для взаимопроверки....
04 09 2025 22:17:48
Данный урок показывает целостность и взаимосвязь восприятия учебного материала по смежным предметам на примере изучения высшей нервной деятельности человека. Рекомендуем представить данный материал с помощью компьютерных технологий....
03 09 2025 7:23:45
Урок-презентация поможет учащимся углубить знания о вирусах, активно используя субъектный опыт, закрепить полученные знания с помощью ролевой игры, заполнения таблицы и тестовой работы. На слайдах представлены схемы, рисунки и фотографии вирусов, а также пути заражения ВИЧ. Показать, что это зло может коснуться всех, научить, как можно ему противостоять; формировать сознательное и ответственное отношение школьников к собственному здоровью....
02 09 2025 9:23:27
В ходе урока проверяются знания учащихся о строении трубчатых костей, устанавливается связь макро- и микроскопического строения; изучаются отделы скелета человека; выявляются различия строения скелета обезьяны и человека, связанные с прямохождением; раскрывается взаимосвязь строения и функций осевого скелета.
...
01 09 2025 14:51:39
Благодаря отбору выживают организмы, наилучшим образом приспособленные к окружающим их условиям, но всегда приспособления имеют относительный хаpaктер. Достаточно незначительных изменений в окружающей среде, как то, что было полезным в прежних условиях, теряет свое приспособительное значение....
31 08 2025 20:17:13
Живые растения и выделенные из них эфирные масла занимают важное место в улучшении воздушной среды мест, где работает, учится и отдыхает человек. Их применение как по отдельности, так и совместно позволяет не только подавить вредную микрофлору воздуха: патогенные бактерии, грибы, вирусы; улучшить химический состав воздуха, увеличивая количество О2 и уменьшая СО2, и физическое состояние его молекул, ионизируя их, повышая содержание легких отрицательных ионов со снижением тяжелых, что необходимо для здоровья человека....
30 08 2025 3:12:18
Основная задача урока – усиление здоровьесберегающей направленности знаний. На уроке создаются условия для развития познавательных, творческих, коммуникативных, рефлексивных способностей школьников. Проверка ранее изученного материала осуществляется с использованием компьютерных презентаций....
29 08 2025 5:30:54
В ходе урока учащиеся знакомятся с экологическими факторами среды; раскрывают особенности абиотических факторов, рассматривают влияние температуры, света и увлажнения на живые организмы, а также выделяют различные группы живых организмов в зависимости от влияния на них разных абиотических факторов.
...
28 08 2025 22:59:52
В настоящее время на уроках биологии преобладает информационно-репродуктивное обучение. В связи с этим появляется проблема качества биологического образования. Решением проблемы освоения продуктивной деятельности учащихся является применение ТРИЗ в пpaктике учителя....
27 08 2025 13:46:11
В процессе лабораторной работы, работы с текстом учебника учащиеся совместно с учителем формулируют выводы об особенностях строения и жизнедеятельности грибов. При этом текстовая информация структурируется, а основные понятия урока преобразуются в схемы....
26 08 2025 21:11:12
Урок является расширением темы "Природные зоны Африки". При его подготовке используется большое количество дополнительного материала: музыка, слайды, сообщения учащихся. Подобное изложение материала повысит интерес учащихся к изучаемым темам и улучшит усвоение предмета. Данный материал может быть использован и во внеурочное время, и для подготовки предметной недели по естественным наукам....
25 08 2025 5:59:36
Решать проблемный вопрос "Почему витамины — обязательная часть пищи и как их сохранить в пищевых продуктах?" помогают частично-поисковый и исследовательский методы. Изучение нового материала строится на использовании субъектного опыта учеников, и новый материал лишь уточняет и дополняет знания учащихся. Работа в группах способствует формированию коммуникативной, информационной и технологической компетентностей учащихся.
Результат учащиеся получают непосредственно на уроке, он является личностно-значимым, поэтому данное учебное занятие можно назвать здоровьесберегающим....
24 08 2025 23:39:45
Цель урока: раскрытие роли бактерий в природе и жизни человека, введение понятия "бактериальное загрязнение Черного моря"....
23 08 2025 19:24:34
Цели урока: познакомиться со средами обитания животных, используя субъектный опыт учащихся; выявить приспособления животных к определённой среде обитания....
22 08 2025 22:38:20
Задачи урока: обобщить знания учащихся по теме; дать понятие о медленной поэтапной эволюции растительного мира; совершенствовать навыки самостоятельной работы, умения отбирать главное, кратко излагать, анализировать и обобщать материал....
21 08 2025 7:45:20
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::