Программа элективного курса по биологии "Человеческое тело" > Лаборатория фитоинвазий
Лаборатория фитоинвазий    


Программа элективного курса по биологии "Человеческое тело"


    Программа элективного курса по биологии "Человеческое тело"

Утверждён решением Экспертного совета
Отдела по образованию, опеке и попечительству
Администрации Чернышковского муниципального
района Волгоградской области

Человек – венец природы!
Его организм – настоящее чудо!
Загляните внутрь своего тела
И узнайте, как оно устроено.

Пояснительная записка

Элективный курс предназначен для учащихся 11-х классов СОШ.

Объём курса – 17 часов (1 час в неделю).

Тело человека – это сложное и восхитительное образование, анатомия которого интересна не только учёным и медикам. Произошедшая в последние десятилетия популяризация естественно – научных знаний, признание альтернативной медицины, привели к повышению интереса человека к вопросу о том, как устроен наш организм. Этим объясняется актуальность элективного курса «Человеческое тело».

Изучение элективного курса основывается на знаниях учащихся, полученных на уроках биологии в 5-10 классах средней школы. Он рассчитан на учащихся, которым анатомические знания нужны не только для расширения кругозора, эрудиции, подготовки к поступлению в высшие учебные заведения, но и для осознанного изучения и понимания жизненных функций собственного организма.

Содержание курса и описание приведённых в программе вопросов дано с учётом современной классификации и терминологии, придерживается рамок Международной анатомической номенклатуры (1995). Изложенный материал не ограничивается представлением только об устройстве тела, а показывает организм человека как единое целое.

Восприятие материала значительно облегчается благодаря использованию многочисленных иллюстративных пособий. Рекомендуется применение на занятиях дидактического материала, видеофрагментов, ТСО, мультимедийных электронных пособий, Интернет ресурсов и т.п. Также предусмотрены обязательно пpaктические работы, которые проводятся одновременно с подробным изучением теоретического материала по вопросу или после того, для закрепления. Но далеко не каждая школа имеет всё необходимое для организации сложных работ, поэтому в программу курса включены такие пpaктические работы, для которых не требуется особого оснащения и сложных приборов.

В соответствии с учебным планом на изучение курса отводится 17 часов, из них: 8,5 часов – лекции; пpaктических работ – 7,5 часа; 1 час – итоговое занятие, в форме круглого стола. Приложение 1. Презентация.

Цели:

  • ознакомить учащихся с основами научных знаний о сложности и целостности организма человека; охватить каждый орган, систему органов человека;
  • познакомить с историей развития знаний в области анатомии;
  • создать условия для развития интеллектуальных и коммуникативных умений, самореализации ученика.

Задачи:

  • изучить строение организма человека и функций его органов и систем;
  • познакомить с основными анатомическими терминами и понятиями;
  • раскрыть особенности строения и функционирования различных систем организма;
  • заложить основы умений и навыков использования знаний анатомии на пpaктике.

Учебно-тематический план

Наименование
разделов

Всего часов

В том числе

Форма
контроля

Теорет.

Пpaкт.

семинар

Введение.
Вводное занятие

1

1

 

 

Упр. «План действий»

Раздел I. Строение тела человека

1

0,5

0,5

 

Тестовые задания, сводная таблица

Раздел II. Скелет и соединения костей

3

1,5

1,5

 

Сводная таблица

Раздел III Мышцы

3

1,5

1,5

 

Тестовые задания, сводная таблица, работа с электронным атласом

Раздел IV. Внутренние органы и системы

8

4

4

 

Тестовые задания, сводная таблица, работа с электронным атласом

Заключительное занятие

1

 

 

1

Активное участие в «круглом столе»

Итого:

17

8,5

7,5

1

 

Учащиеся должны знать:

  • основные этапы истории развития анатомии человека, фамилии выдающихся учёных – анатомов;
  • основные термины и понятия курса, свободно владеть ими;
  • клеточное строение организма, строение животной клетки, функции органоидов клетки;
  • строение и значение различных типов тканей; основные группы тканей, из которых образованы органы систем человека;
  • органы и системы органов, основные структурные группы и их особенности;
  • основные функции органов и систем органов в организме в целом.

Учащиеся должны уметь:

  • осмысленно владеть языком предмета;
  • описывать строение отдельных органов и систем;
  • раскрывать функции и взаимосвязь органов и систем органов;
  • распознавать и находить на рисунках, таблицах, муляжах, моделях, микропрепаратах части и органы, типы тканей, органоиды клетки;
  • работать с готовыми микропрепаратами тканей человека и животных
  • работать с различными микроскопами;
  • оформлять конспект;
  • работать с текстами, таблицами, схемами;
  • анализировать, сравнивать, делать выводы;
  • применять знания в пpaктической жизни.

Содержание курса

Введение (1 час)

Вводное занятие. Цели и задачи элективного курса.

Анатомия – наука, изучающая строение организма и составляющих его систем и органов.

История развития знаний о строении и функциях организма человека.

Упражнение «План действий».

Демонстрация таблиц и портретов учёных.

Раздел I. Строение тела человека (1 час)

Строение животной клетки, её особенности.

Ткани, основные группы, их строение и функции.

Пpaктическая работа. Изучение под микроскопом различных типов тканей животных по микропрепаратам.

Работа с микроскопом (световым и цифровым).

Составление сравнительной таблицы по результатам работы.

Демонстрация таблиц по теме.

Раздел II. Скелет и соединения костей (3 часов)

Структура и функции скелета. Строение и форма костей скелета.

Позвоночный столб. Строение и форма позвонков. Соединение позвонков.

Грудная клетка. Гpyдина и рёбра. Соединение в грудной клетке.

Скелет верхней конечности. Пояс верхней конечности. Скелет свободной части верхней конечности. Соединение костей верхней конечности.

Скелет нижней конечности. Пояс нижней конечности. Скелет свободной части нижней конечности. Соединение костей нижней конечности.

Скелет головы. Кости мозгового черепа. Кости лицевого черепа.

Пpaктическая работа. Изучение скелета человека на модели.

Пpaктическая работа. Описание типов соединения костей, оформление схем строения сустава.

Пpaктическая работа. Изучение строения позвонков.

Пpaктическая работа. Изучение строения черепа.

Пpaктическая работа. Изучение строения кисти.

Пpaктическая работа. Изучение строения стопы.

Демонстрация таблиц по теме.

Раздел III. Мышцы (3 часов)

Структура и функции мышц.

Мышцы головы. Мимические мышцы. Жевательные мышцы.

Основные группы мышцы шеи: поверхностные и глубинные.

Основные группы мышц спины: поверхностные и глубинные.

Мышцы грудной клетки: поверхностный и глубинный слои. Диафрагма.

Мышцы живота: передней, боковой, задней стенки. Паховый канал.

Основные группы мышц верхних конечностей.

Основные группы мышц нижних конечностей.

Пpaктическая работа. Изучение примерного расположения основных групп скелетных мышц.

Демонстрация таблиц по теме.

Раздел IV. Внутренние органы и системы (8 часов)

Пищеварительная система. Полость рта. Глотка. Пищевод. Брюшина. Желудок. Тонкая кишка. Двенадцатиперстная кишка. Печень. Желчный пузырь. Поджелудочная железа. Толстая кишка. Слепая кишка. Ободочная кишка. Прямая кишка.

Мочепoлoвая система. Мочеобразующие органы. Почки. Мочеточник. Мочевой пузырь. Мочеиспускательный канал. Пoлoвые органы. Мужские пoлoвые органы. Женские пoлoвые органы.

Дыхательная система. Полость носа. Гортань. Трахея и бронхи. Лёгкие.

Сердечно-сосудистая система. Сердце. Правое предсердие. Правый желудочек. Левое предсердие. Левый желудочек. Большой и малый круги кровообращения. Аорта. Артерии. Вены. Капилляры.

Лимфатическая система. Лимфатические сосуды и узлы.

Органы иммунной системы. Селезёнка. Костный мозг. Вилочковая железа. Лимфатические узлы. Лимфоидная ткань.

Эндокринная система. Шишковидное тело. Гипофиз. Гипоталамус. Щитовидная железа. Паращитовидные железы. Надпочечные железы.

Нервная система. Центральная нервная система. Спинной мозг. Головной мозг. Доли полушарий большого мозга. Продолговатый мозг. Мост. Мозжечок. Средний мозг. Промежуточный мозг. Периферическая нервная система. Спинно-мозговые нервы. Вегетативная нервная система.

Органы чувств. Орган зрения. Ухо. Орган обоняния. Орган вкуса. Орган осязания. Кожа.

Пpaктическая работа. Изучение пищеварительной системы по модели торса человека (аналогичные работы провести по каждой системе).

Демонстрация таблиц по темам.

Заключительное занятие (1 час). Обсуждение за «круглым столом» основных вопросов курса с элементами пpaктики.

Методические рекомендации по содержанию и проведению занятий

Занятие 1. Вводное занятие.

Цель: обосновать актуальность данного курса, познакомить с основными целями и задачами; рассмотреть важные этапы истории развития знаний о строении и функциях организма человека; повторить значение термина «анатомия»; учить импровизировать.

Методы: вводная лекция с элементами самостоятельной работы, мини-беседа.

Приёмы: конспектирование, демонстрация портретов учёных, демонстрация таблиц и схем, просмотр видеофрагмента, заполнение шаблона упражнения, составление лозунга – призыва.

Вид деятельности: коллективная, индивидуальная.

Форма контроля: записи конспекта, выполнение упражнение «План действий».

  • Анатомия – это наука, которая изучает форму и строение организмов, составляющих их клеток, органов и систем; объясняет, каким образом то или иное строение обеспечивает особенности жизнедеятельности организма в целом и функции отдельных анатомических (морфологических) структур.
  • Анатомия (от греч. anatome — рассечение), наука о строении (преимущественно внутреннем) организма, раздел морфологии. Различают анатомию животных и анатомию растений. Самостоятельными являются анатомия человека (с ее основными разделами — нормальной анатомией и патологической анатомией) и сравнительная анатомия животных. Основоположники анатомии животных и человека в античный период — Аристотель, К. Гален, современной анатомии — А. Везалий и У. Гарвей.
  • Упражнение «План действий». Учащийся должен заполнить таблицу из двух колонок. В левую – что он (по его мнению) знает по анатомии человека, в правую колонку – что хотел бы узнать, изучить и понять.

Я знаю…

Хочу узнать…

 

 

  • Лозунг – призыв должен отражать личное отношение к содержанию данного курса после первого занятия и призывно «звучать» для других учащихся, рекламируя науку анатомию.

Занятие 2. Строение тела человека.

Цель: повторить особенности строения животной клетки; углубить знания учащихся о тканях, их строении и функциях; закрепить умение учащихся работать с готовыми микропрепаратами и различными микроскопами.

Методы: лекция, пpaктическая работа, работа с микроскопом.

Приёмы: записи выводов, демонстрация таблиц и схем, зарисовка основных моментов (индивидуально), работа с натуральными объектами, с микроскопом, составление сводной таблицы.

Вид деятельности: самостоятельная работа с фрагментамиколлективной.

Форма контроля: записи конспекта, разбор тестовых заданий по теме, работа по сводной таблице.

  • Повторение материала о строении животной клетки совместить с одновременной самостоятельной работой учащихся с готовыми микропрепаратами и микроскопом.

Занятия 3 – 5. Скелет и соединения костей.

Цель: рассмотреть строение и функции скелета человека (скелет головы (череп), скелет туловища, скелет конечностей) ; изучить структуру и формы костей различного вида; расширить знания о типах соединения костей; изучить строение скелета свободной части верхней конечности и нижней конечности.

Методы: лекция, пpaктическая работа, самостоятельная работа.

Приёмы: записи конспекта, демонстрация модели скелета человека, работа по сводной таблице, описание соединений костей, зарисовка схем, сравнение позвонков, изучение модели черепа, разбор строения конечностей.

Вид деятельности: коллективная с элементами самостоятельной работы в тетради или с моделями, пpaктическая работа.

Форма контроля: записи конспекта, работа по сводной таблице, проверка схем-зарисовок.

  • Зарисовки схем строения суставов выполнять вместе с учителем, обязательный показ на доске с пояснениями. Так же уделите больше внимания рассмотрению строения черепа, позвоночника и позвонков, кисти и стопы человека.

Занятия 6 – 8. Мышцы.

Цель: рассмотреть структуру и функции мышц, изучить расположение основных групп мышц головы, шеи, спины, грудной клетки, живота, конечностей.

Методы: лекция, беседа, работа с анатомическим атласом.

Приёмы: конспектирование, демонстрация таблиц, просмотр иллюстраций книг, демонстрация слайдов анатомического атласа, сравнение образцов, работа по сводной таблице.

Вид деятельности: коллективная, пpaктическая, самостоятельная.

Форма контроля: записи конспекта, разбор тестовых заданий, работа по сводной таблице.

  • Обязательно применение наглядного материала в разном оформлении: учебные издания, карточки, таблицы, электронные таблицы, слайды. При подборе наглядности учитывайте особенности учащихся вашей группы.
  • На занятиях больше внимания уделите сравнению и расположению мышц, например: на таблице и таблицах электронного анатомического атласа.
  • Возможно дополнительное применение личных атласов учащихся по анатомии человека (по желанию).

Занятия 9–16. Внутренние органы и системы.

Цель: подробно изучить строение и функции внутренних органов и систем органов; познакомиться с расположением каждого органа человека; научить распознавать все органы и делать описание хаpaктерного для них строения и функций.

Методы: лекция, беседа, пpaктическая работа.

Приёмы: записи конспекта, демонстрация таблиц, работа с различными иллюстрациями, показ и называние органов, сравнение иллюстраций.

Вид деятельности: коллективно – групповая, пpaктическая с элементом самостоятельности.

Форма контроля: записи конспекта, разбор тестовых заданий, работа с электронным атласом, работа по сводной таблице.

  • Подробно изучить внешнее и внутреннее строение каждого органа, их особенности, расположение по отношению к другим органам и системам в теле человека.

Занятие 17. Итоговое занятие.

Цель: повторить материал, изученный на занятиях данного элективного курса; учить выступать публично; формировать умения вести дискуссионное обсуждение цивилизованно.

Методы: беседа, рассказ, выступление.

Приёмы: работа с вопросами, демонстрация таблиц и слайдов электронного анатомического атласа.

Вид деятельности: индивидуально – групповая.

Форма контроля: активное участие в обсуждении основных вопросов курса.

  • Предварительно учащиеся должны ознакомиться со списком вопросов для обсуждения за круглым столом.
  • Список вопросов составляет учитель с учётом специфики вашей аудитории и выбранного направления дискуссии.
  • На занятии обязательное использование мультимедийных средств обучения.

Приложение 2. Сводные таблицы по основным вопросам курса.

Литература для учителя

  1. Атлас анатомии человека: Ученое пособие для медицинских учебных заведений. – М.: РИПОЛ классик, 2006. – 528 с.: цв. ил.
  2. Биология: Большой справочник для школьников и поступающих в вузы / А. С. Батуев, М. А. Гуленкова, А. Г. Еленевский и др. – М.: Дрофа, 2004. – 848 с.: ил. – (Большие справочники для школьников и поступающих в вузы).
  3. Лютьен – Дреколль Рохен. Анатомический атлас «Функциональные системы человека» - электронный вариант.
  4. Мультимедийное учебное пособие «Биология: анатомия и физиология человека». 9 класс. - Электронная библиотека «Просвещение».

Литература для учащихся

  1. Анатомия человека. – ГИД – ЭКСПЕРТ.– М.: Мир книги. – 320 с.: цв. ил.
  2. Биология: Большой справочник для школьников и поступающих в вузы / А. С. Батуев, М. А. Гуленкова, А. Г. Еленевский и др. – М.: Дрофа, 2004. – 848 с.: ил. – (Большие справочники для школьников и поступающих в вузы).
  3. Биология. Человек. 8 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / Н. И. Сонин, М. Р. Сапин. – М.: Дрофа, 2006. – 215 с.: ил.
  4. Словарь-справочник к учебнику «Биология. Человек». 9 класс / под ред. А. С. Батуева. – М.: Дрофа.



Комментарии:

Технологическая карта урока биологии по теме "Внешнее строение листа"

Урок по учебнику под редакцией В.В. Пасечника (Раздел 4. «Строение и многообразие покрытосеменных растений») формирует у учащихся знания о листе как важнейшей составной части побега; учит распознавать листья по типам жилкования, способу прикрепления к стeблю; различать простые и сложные листья....

24 04 2024 15:38:36

Урок "Экологические группы птиц"


    Урок "Экологические группы птиц"

      Урок может быть проведен в 7-м классе при изучении темы "Класс птицы", материалы урока могут быть использованы на занятиях биологического кружка. На уроке ученики имеют возможность уточнить причины разнообразия птиц (результат приспособленности к среде обитания), научиться распознавать экологические группы птиц, признаки птиц разных экологических групп. Поставленные перед учениками задачи ставят их в ситуацию недостатка информации, которую они должны получить из разных источников (личный опыт, информация из "Школьного определителя птиц", информация, полученная в результате выполнения лабораторной работы). Кроме того, дети учатся обобщать полученную информацию и делать выводы....

23 04 2024 17:29:10

Урок зоологии "Тип Кишечнополостные. Многообразие". 7-й класс


    Урок зоологии "Тип Кишечнополостные. Многообразие". 7-й класс

      ФГОС предполагает наличие у учителя технологических карт уроков, которые определяют деятельность как учителя, так и ученика. В технологической карте определены УУД, формируемые на уроке, прописаны деятельность ученика и учителя, показаны используемые технологии....

22 04 2024 15:27:16

Глобальные проблемы современности: "парниковый эффект" (экологическое занятие с использованием приемов технологии критического мышления)

В курсе изучения естественных дисциплин важное место уделяется пониманию экологических проблем современности – как локального, регионального, так и глобального хаpaктера. Одним из трех "подарков" человека самому себе является проблема парникового эффекта. ...

21 04 2024 10:22:35

Внеклассное мероприятие по биологии. Конкурс любознательных по темам "Земноводные и пресмыкающиеся". 7-й класс


    Внеклассное мероприятие по биологии. Конкурс любознательных по темам "Земноводные и пресмыкающиеся". 7-й класс

      Внеклассное мероприятие по биологии закрепляет знания, полученные на уроках, развивает коммуникативные способности и умения работать с дополнительными источниками информации....

20 04 2024 21:54:51

Многообразие земноводных, их значение и охрана

Цель урока: формировать умения узнавать изученных земноводных; обосновывать принадлежность к определенной систематической категории; обобщение и систематизация знаний о приспособленности земноводных к жизни в воде и на суше....

19 04 2024 14:34:39

Конспект урока по теме "Кто они – пионеры поселений?"


    Конспект урока по теме "Кто они – пионеры поселений?"

      Информация урока расширяет представление учащихся о многообразии живых организмов. Знакомит с особенностями строения и жизнедеятельности лишайников в доступной форме. На уроке продолжается совершенствование навыков работы с информацией учебника, природными объектами. Большое внимание уделяется изучению природы Псковского края....

18 04 2024 14:38:40

Урок биологии в 6-м классе "Корень"


    Урок биологии в 6-м классе "Корень"

      Представленный в статье урок направлен на развитие критического мышления, через самостоятельную работу с текстом, в ходе которой ученики заполняют предложенные таблицы, систематизирую тем самым полученные знания....

17 04 2024 17:42:55

Обобщающий урок-игра "Млекопитающие"

Урок призван способствовать развитию познавательного интереса, активизировать знания, сформировать навыки общения, сотрудничества, коллективизма. Викторину можно проводить как урок с учащимися одного класса, а также как внеклассное мероприятие во время проведения недели естественных наук....

16 04 2024 7:16:41

Плеврококк. Строение, питание и значение для человека

Плеврококк. Строение, питание и значение для человека Плеврококк – это одноклеточная водоросль, относится к низшим растениям (тело не разделено на отдельные органы – нет листьев, корней, стeбля). Представитель отдела Зеленые водоросли, класса Хлорофициевые....

15 04 2024 5:20:10

Мультимедийный урок в форме игры "Поле чудес"


    Мультимедийный урок в форме игры "Поле чудес"

      Урок нацелен познакомить учащихся с часто применяемыми лекарственными растениями. В игровой занимательной форме обобщить представления о многообразии и лекарственном значении растений родного края....

14 04 2024 15:51:40

Движение живых организмов Биология

Движение живых организмов  Биология Одно из важнейших свойств всех живых организмов —способность к движению. Особенно сложными и разнообразными движениями отличаются многоклеточные животные....

13 04 2024 8:46:45

Интегрированный урок (география + биология) "Взаимосвязь растений, животных и природных условий в пределах Мещеры"


    Интегрированный урок (география + биология) "Взаимосвязь растений, животных и природных условий в пределах Мещеры"

      Данный урок способствует формированию и углублению знаний учащихся по выявлению особенностей взаимосвязи компонентов природы в пределах территории Мещеры, в том числе своей маленькой родины - д. Аксеново Гусь-Хрустального района Владимирской области, с целью установления причинно-следственных связей с позиции географов и биологов....

12 04 2024 16:34:46

Внеклассное интегрированное мероприятие на тему "Вредным привычкам — нет!"


    Внеклассное интегрированное мероприятие на тему "Вредным привычкам — нет!"

      Внеклассное интегрированное мероприятие «Вредным привычкам – нет!» (обществознание + биология) разработано для учащихся 8-х классов. Вечер проводится в форме ролевой игры – суда над пагубными привычками. В ходе мероприятия на конкретных примерах демонстрируется опасность употрeбления наркотических средств, алкоголя, табака, учащиеся информируются о непоправимых последствиях их использования; формируется негативное отношение детей к пагубным привычкам. ...

11 04 2024 22:43:29

Воспитание школьников при обучении биологии

В процессе усвоения биологии учащиеся овладевают учебными знаниями, умениями и навыками, что способствует повышению уровня их познавательной самостоятельности. Усвоение учащимися системы биологических знаний – необходимое условие формирования их мировоззрения, гигиенического, пoлoвoго, экологического, трудового и нравственного воспитания....

10 04 2024 22:48:43

Изучение модификационной изменчивости адониса весеннего. Сохранение первоцвета – весеннего горицвета


    Изучение модификационной изменчивости адониса весеннего. Сохранение первоцвета – весеннего горицвета

      В ходе урока учащиеся применяют полученные знания о модификационной изменчивости на пpaктике, проводят мониторинг первоцвета - весеннего горицвета, с использованием различных методик, в полевых условиях. На уроке воспитываются патриотические чувства, активная жизненная позиция, осуществляется природоохранная деятельность, реализуются творческие способности. Учащиеся самостоятельно приобретают знания, работают с научной литературой, мультимедийными источниками информации, различные сведения об адонисе узнают из Интернета, учатся понимать и ценить красоту, богатство природы....

09 04 2024 4:49:51

Урок-презентация по теме "Класс Брюхоногие моллюски"


    Урок-презентация по теме "Класс Брюхоногие моллюски"

      Данный урок входит в систему уроков изучения темы «Тип Моллюски». На уроке раскрываются особенности брюхоногих моллюсков в связи со средой обитания и образом жизни. Особенностью урока является использование мультимедийной презентации. Урок предполагает использование индивидуальной, фронтальной, самостоятельной работ, а также элементов проблемного обучения. ...

08 04 2024 13:29:20

Использование разнообразных форм контроля на разных этапах урока. Урок в 8-м классе по теме "Опopно-двигательная система человека. Строение мыщц"


    Использование разнообразных форм контроля на разных этапах урока. Урок в 8-м классе по теме "Опopно-двигательная система человека. Строение мыщц"

      Контроль знаний и умений является важным звеном учебного процесса, от правильной постановки которого во многом зависит успех обучения. На уроке в 8-м классе по теме "Опopно-двигательная система человека. Строение мышц" я использую разнообразные формы контроля: тестовые задания, работу с объектами (скелет), индивидуальные задания с использованием немых таблиц, что позволяет диагностировать достижение задач учебно-познавательной деятельности учащихся на разных этапах урока....

07 04 2024 19:45:52

Урок биологии "Видоизмененные подземные побеги. Обобщение знаний о стeбле"


    Урок биологии "Видоизмененные подземные побеги. Обобщение знаний о стeбле"

      Урок биологии в 6-м классе с целью познакомить учащихся с видоизмененными подземными побегами, их биологическим и хозяйственным значением, а также обобщить знания учащихся об особенностях строения и жизнедеятельности стeбля; роли стeбля в обеспечении целостности растения....

06 04 2024 6:54:15

Класс Земноводные. 7-й класс


    Класс Земноводные. 7-й класс

      Содержанием статьи является обобщение опыта работы по методике проведения нестандартного урока биологии в 7-м классе по теме "Класс Земноводные"....

05 04 2024 16:21:11

Урок биологии в 7-м классе по УМК "Сферы":" Отдел Голосеменные"


    Урок биологии в 7-м классе по УМК "Сферы":" Отдел Голосеменные"

      Первый из трёх уроков, отведенных на изучение голосеменных растений. Урок наглядно демонстрирует возможности УМК «Сферы» для реализации деятельностного подхода в обучении, применения ИКТ....

04 04 2024 22:10:34

Законы Грегора Менделя

Урок разработан по программе Министерства образования РФ по третьему варианту под редакцией Д.К. Пасечника. Использован материал интернет-ресурсов «телешкола». Занятие решает не только задачу раскрытия темы, но и показа возможностей дистанционного обучения....

03 04 2024 20:57:45

Принципы работы мозга и "Наваждение" Леонида Гайдая


    Принципы работы мозга и "Наваждение" Леонида Гайдая

      Принципы работы мозга, открытые великими учеными И.П. Павловым, А.А. Ухтомским, Л.С. Выготским, нашли остроумное отражение в короткометражном фильме Л.Гайдая "Наваждение". Психологу необходимо интересно и доступно рассказать родителям, педагогам или подросткам о том, как работает наш мозг, его проявлении в повседневной жизни человека, использовании знаний во благо себе и другим....

02 04 2024 10:32:30

Блочно-модульная технология. Тема: "Класс птиц"

Перестройка образовательного процесса на принципах блочно-модульной технологии обучения позволяет детям учиться в полном соответствии со своими возможностями, использовать собственный опыт и других, приносит удовольствие, т. к. они видят результат своего труда. Цель урока: активизировать учебно-познавательную деятельность учащихся на уроках биологии....

01 04 2024 19:20:15

Разработка урока по теме "Эволюция живого мира на Земле"


    Разработка урока по теме "Эволюция живого мира на Земле"

      Это заключительный урок по разделу «Эволюция живого мира на Земле» с применением разноуровневых тестов и групповых заданий с использованием мультимедиа. Организованы индивидуальные и групповые работы, самостоятельный поиск дополнительного материала, обратная связь «ученик - учитель» (рефлексия). Использовались разные виды проверок: самооценивание, взаимопроверка. Использование личностно-ориентированного подхода способствует реализации цели урока....

31 03 2024 2:49:40

Открытый урок по биологии в 6-м классе на тему "Двойное оплодотворение цветковых растений"


    Открытый урок по биологии в 6-м классе на тему "Двойное оплодотворение цветковых растений"

      Урок биологии по теме «Двойное оплодотворение». Учащиеся узнают новый материал и закрепляют ранее полученные знания по темам «Цветок» и «Плод». Ведется с применением ИКТ....

30 03 2024 3:10:39

Методическая разработка урока по биологии в 6-м классе по теме "Семя"


    Методическая разработка урока по биологии в 6-м классе по теме "Семя"

      Урок частично-поисковый с элементами проблемных задач и исследовательской лабораторной работой "Строение семени". Элементы урока: эвристическая беседа, проверка знаний, материал для любознательных. ...

29 03 2024 12:15:40

Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека - Ф.Энгельс

Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека - Ф.Энгельс Ф.Энгельс прямо писал, что труд создал самого человека. Труд — это плановая деятельность, связанная с применением специальных орудий, изготовленных с помощью других орудий. Способностью создавать орудия обладают только люди, у которых в процессе эволюции появилось абстpaктное мышление....

28 03 2024 5:12:37

Урок-модуль "Генетика и медицина"


    Урок-модуль "Генетика и медицина"

      Тема "Основы генетики" — одна из самых сложных для понимания учащимися. Зачастую у учащихся формируются эпизодические знания, заучиваются основные термины и понятия, но не складывается целостная взаимосвязанная картина генетики как науки. Поэтому, чтобы привлечь и заинтересовать учащихся данными уроками, необходимо использовать как можно больше познавательных заданий пpaктического хаpaктера, показать тесную связь данной науки с жизнью, в решении различных жизненных ситуаций. Я предлагаю разработку открытого повторительно-обобщающего урока "Генетика и медицина". Урок построен на основе сочетания модульной и информационной технологий....

27 03 2024 16:30:46

Мультимедийный урок биологии по теме "Межвидовые отношения организмов в экосистеме". 9-й класс

Представленный материал содержит конспект и технологическую карту урока, презентацию, которая позволяет увеличить прочность усвоения нового материала. Возможность использования презентации для самостоятельной работы учащихся вне урока....

26 03 2024 12:36:49

Совершенствование организационно-педагогических условий проведения эколого-биологических экскурсий


    Совершенствование организационно-педагогических условий проведения эколого-биологических экскурсий

      В статье описывается разработка буклетов по видовому разнообразию определенной экосистемы города или области/края. Приводятся примеры таких разработок на материале по городу Омску и Омской области, а также примерный план учебно-исследовательского проекта на тему: "Школьники - юные исследователи". ...

25 03 2024 7:13:22

Комплексный урок: "Строение головного мозга"


    Комплексный урок: "Строение головного мозга"

      Технология "разноуровневого обучения" относится к тем педагогическим инновациям, которые позволяют приспособить учебный процесс к индивидуальным особенностям школьников. Разноуровневое обучение является также одной из форм развивающего обучения, оно является средством умственного развития личности. Разноуровневые задания направлены не столько на улучшение запоминания и усвоения, сколько на то, чтобы учащиеся использовали их для создания собственного творческого продукта....

24 03 2024 4:15:14

Кровообращение (9-й класс)


    Кровообращение (9-й класс)

      На уроке биологии поставлены следующие задачи: изучить строение, функции, виды кровеносных сосудов; определить значение кровообращения для организма человека; выяснить, какими способами можно укрепить и сохранить работоспособность трaнcпортной системы. ...

23 03 2024 21:42:43

Урок биологии в 6-м классе "Лишайники"


    Урок биологии в 6-м классе "Лишайники"

      "Лишайники" - это урок изучения новой темы. Целью урока является знакомство учащихся с особенностями строения и жизнедеятельности лишайников как симбиотических организмов; приспособленностью лишайников к разнообразным условиям обитания, их ролью в природе и жизни человека. В ходе урока происходит отработка понятий: "грибница", "симбиоз", "паразитизм", питание грибов и водорослей. В течение урока учащиеся работают с информационными листами, готовят сообщения, используя дополнительные источники литературы. ...

22 03 2024 5:23:11

Строение ядра эукариот


    Строение ядра эукариот

      Цели урока: закрепить знания о строении прокариот, раскрыть картину эволюционного развития организмов, изучить строение ядра эукариот....

21 03 2024 19:17:55

Урок-обобщение по теме: "Птицы". 7–8-е классы


    Урок-обобщение по теме: "Птицы". 7–8-е классы

      Заключительный урок проверки и оценки знаний в виде игры. Такая форма урока способствует повышению интереса к биологии. Оценку получают все учащиеся. Любой ученик может проявить себя так, чтобы получить положительную оценку. Материал урока можно использовать на Неделе естествознания. ...

20 03 2024 15:46:59

Школьный вечер "Путешествие с комнатными растениями". Презентация проекта "Экология и фитодизайн школьного кабинета биологии"


    Школьный вечер "Путешествие с комнатными растениями". Презентация проекта "Экология и фитодизайн школьного кабинета биологии"

      Внеклассное мероприятие "Путешествие с комнатными растениями" (презентация проекта "Экология и фитодизайн кабинета биологии") - это результат учебного занятия, построенного по технологии проектного обучения. Планируемый результат: ученики разpaбатывают проект фитодизайна школьного кабинета биологии; создают проект; моделируют результат проекта и презентуют его аудитории....

19 03 2024 6:12:37

Многообразие покрытосеменных растений. Признаки двудольных и однодольных растений


    Многообразие покрытосеменных растений. Признаки двудольных и однодольных растений

      Учебный процесс как поиск новых познавательных ориентиров невозможен без применения на уроках биологии технологии исследовательского обучения. Дети сталкиваются с новыми явлениями и представлениями в пpaктических опытах, прежде чем они излагаются на занятии, самостоятельно постигают ведущие понятия и идеи. Данный урок способствует развитию познавательного интереса к предмету, развивает у учащихся навыки самоконтроля и самооценки через выполнение дифференцированных заданий....

18 03 2024 5:19:42

Урок — ролевая игра "Заболевания кожи" (для учащихся 8–х классов)


    Урок — ролевая игра "Заболевания кожи" (для учащихся 8–х классов)

      Урок расширяет знания учащихся о заболеваниях кожи; формирует гигиенические навыки; развивает навык самостоятельной работы учащихся с дополнительной литературой, видеофрагментами, интерес к предмету. ...

17 03 2024 17:59:57

Обобщающий урок по теме "Тип моллюски"


    Обобщающий урок по теме "Тип моллюски"

      В ходе занятие школьники расширяют свои знания о представителях типа «моллюски», об их значении в природе и для человека, об их уникальности. Также учащиеся отpaбатывают навыки узнавания представителей моллюсков по фотографиям, рисункам и paковинам....

16 03 2024 10:21:48

Общая хаpaктеристика водорослей

Общая хаpaктеристика водорослей Размножение водорослей бывает вегетативным, бесполым и пoлoвым. У одного и того же вида в зависимости от условий среды способы размножения различны....

15 03 2024 4:37:51

Развитие интеллектуальных способностей школьников в групповой и индивидуальной работе на уроках биологии


    Развитие интеллектуальных способностей школьников в групповой и индивидуальной работе на уроках биологии

      Сегодня подготовка школьника к жизни предполагает не столько вооружение его необходимыми знаниями, сколько способами овладения ими. В работе описываются используемые автором технологии и приемы развития интеллектуальных способностей на уроках биологии....

14 03 2024 2:25:59

Урок биологии по теме "Гигиена сердечно-сосудистой системы"


    Урок биологии по теме "Гигиена сердечно-сосудистой системы"

      Формирование критического мышления подразумевает развитие у учащихся отношения к миру, к себе на основе самостоятельной, осмысленной позиции, повышение коммуникативного потенциала личности. Урок построен в стратегии "Зигзаг" (название отражает нелинейный, зигзагообразный хаpaктер работы с информацией), в основе которой лежит идея взаимообучения. ...

13 03 2024 5:48:29

Генетика пола. Наследственные заболевания

На уроке рассматривается механизм определения пола человека и наследования признаков, сцепленных с полом; продолжается формирование навыков решения генетических задач; развиваются умения учащихся анализировать, делать выводы, объяснять выявленные закономерности. Используется метод проблемного обучения....

12 03 2024 11:51:52

Урок обобщения и систематизации знаний и умений по теме: "Клеточное строение растений" по биологии в 6-м классе по учебнику И.Н. Пономаревой в форме игры "Счастливый случай"

Предлагаю свой авторский вариант итогового урока ботаники в 6-м классе в игровой форме. В разработке подробно описаны все методические и технические моменты проведения итогового урока по теме "Строение растительной клетки". Предлагаемый урок является завершающим в изучении соответствующей темы по УМК "Биология: растения, бактерии, грибы, лишайники" И.Н. Пономарёвой (М.: Вентана-Граф, 2005)....

11 03 2024 20:15:28

Технологическая карта урока по биологии "Методы исследования в биологии". 5-й класс


    Технологическая карта урока по биологии "Методы исследования в биологии". 5-й класс

      Цель урока: научить применять теоретические знания на пpaктике; побудить интерес к экспериментальной и исследовательской деятельности; изучение основных методов, применяемых в биологии, знакомство с приборами и инструментами, которые используются при биологических исследованиях; расширить представление учащихся о методах изучения природы....

10 03 2024 14:30:16

Занятие по теме "Жизнь леса". 5–6-й класс

Занятие посвящено изучению леса как растительного сообщества и биогеоценоза. В ходе занятия рассматривается понятие "ярус" леса и других компонентов лесного сообщества – грибов, лишайников, животных. Учащиеся знакомятся с видовым разнообразием лесов....

09 03 2024 12:52:51

Урок биологии с использованием ИКТ. Тема: "Мышцы. Типы мышц, их строение и значение"


    Урок биологии с использованием ИКТ. Тема: "Мышцы. Типы мышц, их строение и значение"

      Использование ИКТ в обучении биологии позволяет создать условия для самостоятельного приобретения учащимся знаний за счет наглядности, создаваемой компьютером; реализации методики проблемного обучения с использованием ученических презентаций; автоматизации контроля результатов обучения, что позволяет индивидуально каждому ученику иметь полную и объективную информацию о ходе процесса освоения знаний в реальном временном масштабе; технических возможностей компьютера как дидактического средства обучения, позволяющего обеспечить эффективную реализацию развивающего обучения; развития способностей к творчеству и формирования психологической готовности к самореализации. ...

08 03 2024 14:49:18

Витамины. 8-й класс


    Витамины. 8-й класс

      Автор формирует знания о биологической роли витаминов в обмене веществ и их пpaктическом значении для здоровья человека. Учитель знакомит со способами сохранения витаминов в пищевых продуктах....

07 03 2024 15:29:57

Урок биологии в 6-м классе "Лишайники"


    Урок биологии в 6-м классе "Лишайники"

      "Лишайники" - это урок изучения новой темы. Целью урока является знакомство учащихся с особенностями строения и жизнедеятельности лишайников как симбиотических организмов; приспособленностью лишайников к разнообразным условиям обитания, их ролью в природе и жизни человека. В ходе урока происходит отработка понятий: "грибница", "симбиоз", "паразитизм", питание грибов и водорослей. В течение урока учащиеся работают с информационными листами, готовят сообщения, используя дополнительные источники литературы. ...

06 03 2024 7:43:55

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::