Открытый урок по биологии на тему: "Строение клетки". 6-й класс
Тема: Состав и строение клетки.
Задачи:
- Образовательная: повторить ,обобщить и систематизировать знания учащихся по теме.
- Развивающая: продолжить развитие умений анализировать ,выделять главное ,обобщать и систематизировать материал.
- Воспитательная: воспитывать чувство коллективизма ,совершенствовать навыки работы в группе.
Оборудование: два плаката, маркеры, семена подсолнечника, крахмал картофельный, экран учета деятельности учащихся.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Подготовительный этап
Учащиеся делятся на две комaнды. На урок приглашаются родители, классный руководитель, учителя, (члeны жюри). У каждого ученика нагрудной знак с №. На доске экран учета деятельности учащихся.
№ | Ф.И. ученика | Задание 1 | Задание 2 | Задание 3 | Задание 4 | Задание 5 и т.д. | Общее кол-во баллов | Оценка |
1 | ||||||||
2 | ||||||||
3 | ||||||||
4 | ||||||||
5 | ||||||||
6 | ||||||||
7 | ||||||||
8 | ||||||||
9 | ||||||||
10 | ||||||||
11 |
III. Терминологический этап
1. Разминка
Каждой комaнде по очереди учитель читает определение терминов. Побеждает та комaнда, которая больше угадает количество терминов.
1. Оптический прибор, позволяющий увидеть
увеличительное изображение мелких предметов.
(Микроскоп)
2. Внутреннее вязкое полужидкое содержимое
клетки. (Цитоплазма)
3. Органоид, служащий местом сборки белков. (Рибосома)
4. Вирус бактерий. (Бактериофаг)
5. Процесс поглощения клеткой крупных молекул
органических веществ. (Фагоцитоз)
6. Пластиды зеленого цвета. (Хлоропласты)
7. Органоид, принимающий участие в делении клетки
содержащий в своем составе центриоли. (Клеточный
центр)
8. Бесцветные пластиды шарообразной формы. (Лейкопласты)
9. Этот органоид защищает содержимое клетки от
воздействий внешней среды. (Плазматическая
мембрана)
10. Органоид клетки, где хранится наследственная
информация. (Ядро)
11. Органоид растительной клетки, представляющий
собой прозрачные пузырьки, заполненные
клеточным соком. (Вакуоль)
12. Самое распространенное вещества клетки. (Вода)
13. Неорганическое вещество клетки, составляющее
в ней до 30 %всей необходимой энергии. (Жиры)
14. Этот органоид защищает содержимое клетки от
воздействий внешней среды. (Плазматическая
мембрана)
15. Плотный слой из целлюлозы на внешней стороне
плазматической мембраны у растительных клеток. (Оболочка)
16. Органоид, служащий местом сборки белков.
(Рибосома)
17. Органоид,в котором образуется и накапливается
энергия. (Митохондрия)
18. Составная часть ядра; их может быть несколько.
(Ядрышко)
19. Неклеточная форма жизни. (Вирус)
20. Пороцесс захвата и поглощения клеткой
жидкости с растворенными в ней веществами.
(Пиноцитоз)
2. Тест
Комaндам раздаются задания разного уровня.
1. Два соединения объедены по определенному признаку, а третье является лишним. Найди и подчеркни. Ответ аргументируй. (3 балла)
а) хитин, крахмал, вода;
б) соли кальция, соли калия, клетчатка;
в) жиры, углеводы, вода;
г) минеральные соли, вода, белок;
д) яд змеи, волос, крахмал.
2. Белки выполняют в клетке:
а) защитную функцию;
б) функцию переноса некоторых веществ;
в) обе эти функции.
3. Жиры выполняют функции:
а) формируют ее мембрану;
б) являются внутренним резервом воды;
в) отвечают за движение.
4. Основная функция углеводов в клетке:
а) опopная;
б) энергетическая;
в) защитная.
5. Нуклеиновые кислоты выполняют в клетке функцию:
а) опopную;
б) защитную;
в) хранение и передачу наследственных признаков.
За 5 минут учащиеся сдают работы в жюри, которое подводит комaндные и индивидуальные итоги этапа.
IV. Химический этап
От каждой комaнды к доске выходят по два ученика для работы со схемами “Состав клетки”, а остальным учащимся раздаю тест.
1. Вода составляет в организме:
а) 20%;
б) 60%;
в) 80%.
2. В эмали зубов содержится воды:
а) 20%;
б) 10%;
в) 1%.
3. Прочность костной ткани придают: соли
а) кальция;
б) калия;
в) натрия;
4. Белки относятся к :
а) неорганическим;
б) органическим веществам клетки.
5. Нуклеиновые кислоты находятся в:
а) аппарате Гольджи;
б) митохондриях;
в) хромосомах ядра. (Жюри)
6. Расположите в порядке возрастания содержания в клетке химические элементы (3 балла):
Кальций, водород, углерод, калий
Ответ: калий, кальций, водород, углерод.
7. Расположите в порядке убывания содержания в клетке химические элементы (3 балла):
Кислород, сера, фосфор, азот.
Ответ: кислород, азот, фосфор, сера.
8. Расположите в порядке возрастания содержания в клетке химические соединения (3 балла):
Белки, вода, неорганические соединения, жиры.
Ответ: неорганические соединения, жиры, белки, вода.
9. Из перечисленных химических соединений выберите
(А) белки;
(Б) жиры;
(В) углеводы.
1) яд змеи;
2) крахмал;
3) подсолнечное масло;
4) гемоглобин крови;
5) клетчатка;
6) хитин.
Ответ: А – 1,4; Б – 3; В – 2, 5, 6.
Затем раздаются задания для работы в комaнде, учитывая степень сложности. Цель комaнды – набрать максимально большее число баллов. (Время – 5 минут)
Пока жюри подводит итоги провожу физминутку: на подставке ставлю 2 чистых листа бумаги, рядом, на подставке – маркеры. Обе комaнды выстраиваются напротив своего листа и проводят в виде эстафеты соревнование “Портрет” рисуя любой компонент клетки. Побеждает та комaнда, которая первая нарисовала правильно портрет клетки.
V. Экспериментальный этап
1. Выполнение лабораторной работы по инструктивной карточке:
- “Строение клеток кожицы чешуи луковицы репчатого лука” (1-я комaнда),
- “Строение клеток листа элодеи” (2-я комaнда).
2. Выполнение лабораторной работы. Необходимо обнаружить жиры в растительной клетке и доказать опытным путем наличие крахмала – 1-й комaнде, наличие жира – 2-й комaнде в клетках растительных организмов (вызываются по одному ученику от каждой комaнды).
Тем временем, остальным учащимся предлагаются кроссворды, где зашифрованы названия органоидов растительной и животной клетки, а вместо определений – рисунки этих органоидов. По выполнению задания работы сдаются в жюри ,которое подводит итог этого этапа и общий итог урока.
3. Кроссворд “Клетка”
По вертикали: 7. Составная
часть клетки |
По горизонтали: 1. Бесцветные
тельца клетки |
Результаты сдаются жюри.
4. Карточка-задание (выбрать правильный ответ):
Правила работы с микроскопом
Этап работы | Выполнение работы |
Правильный ответ (+) |
Оценка правильности выполнения этапа(+) |
1. |
Приготовление микроскопа: 1. Жидкость
не выступает за края покровного стекла. |
||
2. |
3. Под покровное стекло попали пузырьки
воздуха. 4 Под покровное стекло не попали пузырьки воздуха. |
||
3. |
Установка микропрепарата: 5. Штатив
повернут “от себя”. |
||
4. |
Настройка микроскопа: 7. Поле зрения
микроскопа ярко освещено. |
||
5. |
9. Изображение четкое. 10. Изображение нечеткое. |
5. Какие утверждения верны?
– Все клетки живых организмов имеют ядро.
– В митохондриях образуются бели.
– Все клетки живых организмов имеют пластиды.
– Хромосомы находятся в ядре.
– Некоторые вирусы имеют клеточное строение
– Пиноцитоз – это процесс поглощения плазматической мембраной твердых частиц вещества.
– Клетка это целостная система.
6. Расшифруйте названия органоидов клетки (2 балла):
РОДЯ, ЛАПАЦТОИМЗ, ХРОМОАСМ, ВЬКУАЛО, ОЛОКАЧОБ, ПЛИТАДЫС
7. Каких из названных органоидов в клетке нет? (2 балла)
РЫОП, АКОЛОЧБО, ЖЛЕКМЕТКИНИ, ЯРОД, РЯДШЫКО
8. Вставьте пропущенные буквы:
Ц–ТОПЛАЗМА, В–КУОЛЬ, М–ТОХОНДРИЯ, ЛИЗ–СОМА, Ф–ГОЦИТОЗ, ЭНД–ПЛАЗМАТИЧЕСКАЯ С–ТЬ, Р–БОС–МА, –ДРО.
VI. Проверь свои знания
– Какие клетки изображены на рисунке?
– Какие органоиды изображены?
– Какие функции они выполняют?
VII. Оцените в баллах свою работу
Число этапов, выполненных правильно |
Баллы |
+ + + + + | 5 |
+ + + + | 4 |
+ + + | 3 |
+ + | 2 |
+ | 1 |
VIII. Итог урока
Комментарии:
Урок знакомит учащихся с планетами Солнечной системы, формирует представление о них, развивает познавательный интерес учащихся, умение наблюдать и анализировать, память, внимание, речь, воспитывает любовь к планете, внимательное отношение к явлениям, происходящим вокруг....
09 10 2025 6:46:16
Цели урока: обобщить и систематизировать знания учащихся о внутренней среде организма; развивать интерес и познавательную активность учащихся, продолжить валеологическое воспитание....
08 10 2025 10:18:22
Объяснение нового материала на уроке биологии происходит с использованием компьютерной презентации. На уроке учащиеся проводят исследование процессов жизнедеятельности шпорцевой лягушки как представителя класса амфибий, делают обобщение и заканчивают урок составлением синквейна. ...
07 10 2025 9:33:47
Анатомия, раздел морфологии, изучающий форму и внутреннее строение отдельных органов, систем и организма в целом. Различают анатомию животных (зоотомию), из...
06 10 2025 17:49:55
Обобщающий урок в 9-м классе по учебнику С.Г. Мамонтова, В.Б. Захарова, Н.И. Сонина позволяет проверить сразу несколько компонентов: теоретические знания, определение понятий и терминов, умения работать с рисунками, схемами, таблицами, решать биологические задачи. «Экран учёта знаний» наглядно показывает учителю и учащимся компоненты знаний, по которым имеются недочёты и пробелы....
05 10 2025 10:29:19
При встрече люди обычно говорят "Здравствуйте", желая друг другу здоровья. А что такое здоровье, как его измерить? Классный час посвящен сохранению здоровья человека.
...
04 10 2025 15:41:52
Урок является уроком интегрированного плана. Учащиеся ведут рассуждения об истории происхождения мороженного, вкусовых качеств, диетологии продукта питания. Здесь показана интеграция химии, биологии, кулинарии, диетологии, истории. На этом уроке учащиеся делают хаpaктерные реакции на белки, жиры, углеводы, показывая тем самым наличие этих веществ в продуктах питания. Особое место отводится правильному питанию по диетологии....
03 10 2025 15:55:39
На уроке изучается материал о значении воздуха для живых организмов, об изменении состава воздуха, связи процессов, протекающих в живых организмах и окружающем мире. Учащиеся работают с опopными конспектами. Урок способствует формированию коммуникативных и экологических компетенций, прививает основы здорового образа жизни. Урок проводят с использованием личностно-ориентированных технологий....
02 10 2025 18:54:43
Курс рассчитан на учащихся 11-х классов, которым анатомические знания нужны не только для расширения кругозора, эрудиции, подготовки к поступлению в вузы, но и для осознанного изучения и понимания жизненных функций собственного организма. Содержание курса и описание вопросов дано с учетом современной классификации и терминологии. Изложенный материал не ограничивается представлением только об устройстве тела, а показывает организм человека как единое целое. ...
01 10 2025 3:55:45
В ходе урока раскрываются особенности воздушного питания растений как основы их жизнедеятельности; показывается космическая роль растений в формировании атмосферы Земли; формируется понятие «фотосинтез».
...
30 09 2025 1:48:30
Игровая форма данного урока выбрана с целью повышения интереса к предмету, развития биологического мировоззрения, создания условий положительной мотивации школьников. Учащимся будет предложено определить экологические группы птиц на основе изученных тем по многообразию данного раздела, работать с опopными таблицами, схемами, картами и текстом.
...
29 09 2025 14:16:20
У учащихся формируется понятие о почках и побеге. Учитель показывает особенности их строения и создает условия для развития у детей самостоятельности при выполнении пpaктических работ. Учит распознавать и называть листья по внешним признакам, а также типы их расположения и жилкования, формировать представление о побеге....
28 09 2025 4:22:35

Цель урока: познакомить с классификацией класса земноводные, особенностями внешнего и внутреннего строения земноводных; познакомить с происхождением класса; классификацией земноводных; изучить особенности строения земноводных....
27 09 2025 21:28:56
В сказке в доступной и запоминающейся форме представлено удивительное свойство краснокочанной капусты – способность менять цвет настоя в зависимости от среды, которая в него попадает. Объяснено значение понятия «индикатор». Предложены варианты демонстрационных опытов с краснокочанной капустой и бытовой химией для проведения их в домашних условиях....
26 09 2025 23:46:33
Животная клетка покрыта плазматической мембраной, поэтому необходимо представлять строение этой мембраны, чтобы изучить трaнcпорт веществ через нее.
...
25 09 2025 16:29:37
Школа оторвана от жизни во многих отношениях. Применяя проектный метод, можно попытаться в некоторых местах перекинуть "мостики" через эту пропасть....
24 09 2025 18:10:22

На уроке дается понятие о разнообразии бактерий. Раскрывается роль бактерий гниения, брожения, паразитических бактерий в природе и жизни человека. Учащиеся знакомятся со способами борьбы с бактериями, приносящими вред здоровью и хозяйству человека. На основе изучения процессов размножения и спорообразования бактерий показывается высокая степень выживаемости бактерий в самых тяжёлых условиях....
23 09 2025 4:57:54
Учащиеся самостоятельно открывают третий закон Г.Менделя. При этом отpaбатываются навыки решения генетических задач, полученные в 9-м классе. Задачи учителя осуществлять контроль и оказывать помощь при затруднении в решении задач и формулировке выводов....
22 09 2025 14:42:10
Урок биологии для 6-го класса. В основной части в роли учителя – группа учащихся, исследовавших один из районов своего города. Они определили лекарственные растения, сделали гербарий. Показали применение в нашей жизни этих соседей по планете, подобрали интересный материал кулинарных рецептов для гениев.
...
21 09 2025 8:33:25
В данной работе использован метод проектов, который позволяет развивать познавательные интересы учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном прострaнcтве. Данный проект поможет детям проявить себя, обрести уверенность в собственных силах, благоустроив школьный двор....
20 09 2025 13:42:35
Урок-путешествие по окружающему миру, где в игровой форме развивается познавательная деятельность учащихся, умение согласованно работать в комaнде....
19 09 2025 9:43:44
Знание этапов онтогенеза позволяет не только говорить об общности происхождения живого мира, но и имеет важное значение в определении систематической принадлежности видов, в медицине. Урок проводится с целью сформировать представление о процессе онтогенеза и факторах окружающей среды, влияющих на изменение развития зародыша....
18 09 2025 21:18:26
Внеклассное мероприятие подготовлено к «Международному дню птиц», которое отмечается ежегодно 1 апреля. Проводится в форме викторины. Цели мероприятия: развитие умения применять теоретические знания и пpaктические умения по биологии в решении интеллектуальных задач по орнитологии; развитие мышления, наблюдательности, самостоятельности учащихся в познании живой природы; воспитание культуры общения, потребности в познавательной деятельности и ценностное отношение к знаниям....
17 09 2025 8:26:15
Данный урок разработан в соответствии с тематическим планированием и прохождением программы по биологии в 7-м классе. Изучение нового материала – это не просто знакомство с новой темой, но и создание элемента новизны, интереса, загадки. Основной ход урока включает элементы игры-расследования суперагентов.
...
16 09 2025 4:42:37
Тип урока – обобщающий. Проводится в игровой форме. Учащиеся – это молодые специалисты, работающие в лаборатории НИИ эволюционной биологии. Урок – это один рабочий день лаборатории. На уроке обобщаются знания о направлениях органической эволюции, проводится лабораторная работа по определению идиоадаптаций комара, выполняется самостоятельная работа по карточкам-заданиям, учащиеся также получают новые знания, анализируют, сравнивают, делают выводы во время работы на уроке.
...
15 09 2025 16:51:49
В статье автор рассматривает организацию проектной деятельности учащихся при изучении биологии в школе. Как увлечь учащихся проектной деятельностью? Как правильно организовать работу учащихся над проектом? Основные этапы работы над проектом и основные требования к оформлению. Использование компьютерных технологий в работе школьников и результативность создания проекта.
Работа учащихся с проектами апробирована автором, используется в работе школьного НОУ по биологии и как один из этапов подготовки к итоговой аттестации....
14 09 2025 19:28:35
Развивающая игра по теме «Корень». Подобные игры способствуют лучшему усвоению и запоминанию материала, большей заинтересованности в предмете.
...
13 09 2025 17:50:28
В статье рассматривается роль собаки в жизни человека. В разные периоды времени собака сопровождала человека. В последнее время получила развитие канистерапия – лечение с помощью собак....
12 09 2025 4:15:13
Урок знакомит учащихся с многообразием кишечнополостных, общностью их организации и образом жизни; значением в природных сообществах, в жизни человека....
11 09 2025 19:32:47
Сочетание на уроке нескольких методов использования ИКТ, которые позволяют активизировать познавательную деятельность учащихся, доступно и интересно воспроизводить новый материал, а также самим включаться в проведение урока.
На уроке прослеживается межпредметная связь, позволяющая детям логически мыслить, извлекать нужную информацию из различных источников знаний, обучать приемам работы с картой, воспитывать эстетическое восприятие явлений природы...
10 09 2025 0:18:53
Урок-конференция, диалоговая дискуссия, обобщение знаний материала по теме «Экосистемный уровень». Представление учащимися результатов исследовательской деятельности в 137 квартале Еткульского участкового лесничества о сохранении биоценозов....
09 09 2025 8:35:48
Структура урока, его содержание, применение информационных технологий создают условия для активизации познавательной деятельности, содействуют стремлению вести здоровый образ жизни. Учащиеся выполняют задания, развивающие интеллектуальные способности, расширяют свой кругозор, совершенствуют умения самостоятельно добывать знания, анализировать, делать выводы....
08 09 2025 23:25:51
лучшие книги для подготовки к ЕГЭ РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА Сегодня на прилавках книжных магазинов можно встретить всевозможные учебные пособия для подготовки к ЕГЭ, у покупателя глаза «разбега…...
07 09 2025 2:24:47
Урок проходит в виде виртуального восхождения на гору "Эверест". При восхождении обобщаются темы: "Строение листа, цветка, листорасположение, виды корней, корневых систем". В конце урока учащиеся готовят доклады по теме "Лекарственные растения вокруг нас"....
06 09 2025 0:33:55

Обобщающий урок-игра для 8-го класса проводится в занимательной форме смотра знаний с целью углубить и закрепить знания учащихся по биологии по темам "Обмен веществ", "Выделение", "Терморегуляция". Через занимательные задания развивается биологическое мышление, устная речь, способность применять имеющиеся знания при поиске решения проблемных ситуаций....
05 09 2025 9:46:35
К факторам, вызывающим негативное воздействие на органы дыхания, относят: курение, вирусы, бактерии, экологическое загрязнение атмосферы, попадание инородних тел в воздухоносные пути. Никотин оказывает негативное влияние на дыхательную систему, кровеносную, пищеварительную, нервную.
...
04 09 2025 5:14:22
В курсе изучения естественных дисциплин важное место уделяется пониманию экологических проблем современности – как локального, регионального, так и глобального хаpaктера. Одним из трех "подарков" человека самому себе является проблема парникового эффекта. ...
03 09 2025 4:12:41
Цели урока: выяснить, какие законы в РФ регламентируют охрану животного мира; дать понятие о мониторинге и о методах его осуществления.
...
02 09 2025 1:21:25
Предлагаемый элективный курс предназначен для учащихся 9-х классов. Элективный курс "Открывая занавес "раскрывает значимость биологических знаний, применения знаний в жизни, в технологии, в строительстве. Раскрывает широту возможностей и связей биологической науки с другими науками. В программе предусмотрены современные методы и технологии обучения - работа в группах, мозговой штурм, защита проектов, презентаций, работа с научной и справочной литературой, исследовательские и творческие работы учащихся....
01 09 2025 3:59:35
Работа содержит олимпиадные задания для учащихся 7–8-х классов. Предусмотрены различные формы тестов, которые позволяют более объективно оценить ответы учащихся. Требования к уровню подготовки школьников – базовый уровень....
31 08 2025 13:41:38
Цели урока: раскрыть сущность и роль закаливания организма, его формы, условия и физиологические механизмы; изучить гигиенические требования к коже, одежде, обуви; показать связь с процессами, происходящими во всем организме; рассмотреть болезни кожи: грибковые, паразитарные; влияние закаливания на здоровье человека, соблюдение гигиенических требований к коже, одежде, обуви....
30 08 2025 3:49:42
Актуальность курса связана с всё более обостряющимися противоречиями между хозяйственной деятельностью человека и состоянием окружающей среды. Возрастающее влияние человека на природные системы требует перестройки биологического образования. Данная программа имеет цель: формирование экологического мышления у школьников....
29 08 2025 3:11:43
Любая педагогическая технология обладает средствами, активизирующими деятельность учащихся в процессе обучения. К последним можно отнести модерацию как технологию, позволяющую удовлетворить требования к современному уроку: сотрудничество между учителем и учащимися; формирование коммуникативных навыков и компетенций; изменение роли учителя на уроке как организатора познавательной деятельности учащихся....
28 08 2025 7:20:44
Предлагается план внешкольного мероприятия, посвященного Дню птиц. В ходе мероприятия необходимо познакомить школьников с образами птиц в мифологии и культуре разных народов мира. Используется рассказ учителя, сопровождающийся большим числом ярких иллюстраций....
27 08 2025 8:38:48
На уроке используются различные виды деятельности учащихся: изучение нового материала в виде лекции, пpaктическое закрепление нового материала на лабораторной работе. Материал достаточно широко охватывает спектр знаний о биохимии ферментов и их роли в организме, имеет пpaктическую направленность при обучении спортсменов училища.
...
26 08 2025 12:42:26
В ходе урока рассматриваются строение и функции кожи, формируется умение устанавливать взаимосвязь строения и функций кожи, продолжается формирование у учащихся учебно-познавательной, информационной, общекультурной и коммуникативной компетенций. Урок способствует гигиеническому и физическому воспитанию учащихся....
25 08 2025 1:48:42

Учащиеся знакомятся с особенностями строения головного мозга, функциями его основных отделов....
24 08 2025 8:34:50
Занятие с целью изучения что происходит с пищей в ротовой полости, какие химические изменения пищи происходят в желудке....
23 08 2025 16:47:58
Урок-конференция проводится с участием старшеклассников научного общества (НОСТ) с использованием результатов проведенных опытов. Ослабление средств защиты организма приводит к обострению инфекционных заболеваний. Вывод: здоровье дается нам бесплатно, но когда его теряешь, платишь большие деньги.
...
22 08 2025 0:38:11
Внешний вид, хаpaктерные признаки, размеры и строение класса костных и хрящевых рыб. Места их обитания и описание представителей отрядов....
21 08 2025 17:10:24
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::