Тема урока: "Особенности жизнедеятельности лягушки"
Приложение Слайд 1.
Цель: проведение исследований процессов жизнедеятельности лягушки.
Задачи:
- Ознакомить учащихся с представителями класса Амфибии.
- Изучить внешнее строение тела лягушки, особенности жизни в разных средах.
- Провести исследование процессов жизнедеятельности.
- Продолжить развитие навыков работы с различными источниками информации.
Оборудование: плакат “Внешнее строение тела лягушки”, карточки-задания, мультимедийный проектор, аквариумы (4 шт.), живые лягушки (4 шт), часы, камертон, деревянные палочки, бусинка на нитке, живые дождевые червяки (4 шт.).
ХОД УРОКА
Учитель: Вы когда-нибудь задавали себе
вопрос, как изучить огромный, разнообразный,
многоликий окружающий нас мир?
Через усвоение готовой информации или через
другие способы и приемы, на мой взгляд, более
интересные для исследовательской природы
человека: наблюдению и умению самостоятельно
сделать вывод и описать явление учатся еще в
школе?
Я приглашаю вас к исследованию. У меня есть очень
интересный объект для наблюдения. И он не один.
Наше занятие я предлагаю начать с выполнения
задания. Для этого у вас на партах приготовлены
карточки. В карточке вы читаете текст, прочитав
предложение, вы определяете: знакомая ли это для
вас информация, новая или вызывает вопросы.
Прочитав предложение и определив его смысл, вы
ставите знак
\"+\" – знакомая информация;
\"!\" – новая информация;
\"?\" – возникший вопрос.
Приложение Слайд 2.
Задание 1.
Карточка № 1.
№ |
Текст |
Знак |
1. |
Земноводные или амфибии – это первые позвоночные животные, предки которых 350 млн. лет назад вышли из воды на сушу и приспособились к наземным условиям жизни. |
|
2. |
В наше время известно около 3.000 амфибий. |
|
3. |
Класс земноводные подразделяют на отряды: хвостатые (тритоны, ящерицы), бесхвостые (лягушки, жабы) и безногие (червяги). |
|
4. |
Кожа земноводных гoлая и всегда порыта слизью, выделяемой многочисленными кожными железами. |
|
5. |
Земноводные откладывают икринки в воде, из которых появляются личинки (головастики), они проходят сложный цикл развития с превращением (метаморфоз) во взрослую особь и выходят на сушу. |
|
– Ребята, вам была знакома эта информация?
– Вы узнали что-нибудь новое?
– А какие вопросы у вас появились?
Приложение Слайд 3.
Рассказ учителя: Лягушки относятся к
классу амфибии или земноводные. Термин амфибии
– греческое слово, означает “двоякоживущие”.
Термин земноводные – русское
слово, содержит в себе название сред, где обитают
эти животные.
Амфибии обитают:
1. В водной среде – те, у кого более развито кожное
дыхание.
2. В наземно-воздушной среде – те, у кого более
развито легочное дыхание.
У нас же объект особенный.
Установить эти особенности – наша с вами задача.
Данный вид амфибий относится к шпорцевым
лягушкам.Они живут только в водной среде.Обитают
в пресных, чистых водах, в странах Южной Америки и
Африки.
Шпорцевые лягушки имеют отличительные
особенности от других видов.
Приложение Слайд 4.
Задание 2. Давайте рассмотрим внешнее строение тела лягушки:
- Форма тела – обтекаемая, что позволяет отлично передвигаться в воде.
- Посмотрите на кожу лягушки. Какое значение она имеет в жизни лягушки. (Кожа богата железами, выделяющими слизь, которая предотвращает развитие бактерий, а иногда бывает ядовитой и защищает от более крупных врагов.)
- Назовите отделы тела: – голова; туловище; конечности.
- Рассмотрите голову лягушки и найдите на ней ноздри, глаза (имеют ли они веки), уши – баpaбанные перепонки, рот. Что мы наблюдаем?
- Рассмотрим переднюю и задание конечности. Чем они отличаются. На задних конечностях между пальцами находятся перепонки, которые имеют большое значение для передвижения в воде.
- Мы наблюдали за лягушками в воде. Скажите, активно ли они себя ведут или пассивно?
- Как выдумаете, от каких факторов среды зависит активность лягушек? (От t, влажности воздуха, химического состава среды.)
Приложение Слайд 5.
Задание 3. Сейчас мы переходим к исследованию. Для этого возьмите карточку № 2.Работать вы будете по группам. У каждой группы свое наблюдение. Прочитайте задание № 1, проведите наблюдение и запишите его в карточку в 3 столбик.
Приложение Слайд 6.
Карточка № 2.
№ группы |
Наблюдения |
Что наблюдали |
№ 1. | 1. Особенности дыхания. –
Пронаблюдайте, сколько раз в минуту лягушка
поднимается к поверхности воды для
осуществления вдоха. |
|
2. Способ питания. – Покормите лягушку и пронаблюдайте за процессом питания. |
||
№ 2. | 1. Реакция на приближающийся предмет. –
Пронаблюдайте за поведением лягушки, погружая
предмет в воду. |
|
2. Способ питания. – Покормите лягушку и пронаблюдайте за процессом питания. |
||
№ 3. | 1. Реакция на звук. – Поднесите
камертон к аквариуму и ударьте по нему несколько
раз молоточком. |
|
2. Способ питания. – Покормите лягушку и пронаблюдайте за процессом питания. |
||
№ 4. | 1. Реакция на бусинку. – Пронаблюдайте за поведением лягушки, после опускания в аквариум бусинки. |
|
2. Способ питания. – Покормите лягушку и пронаблюдайте за процессом питания. |
– Сейчас мы послушаем, что наблюдала каждая группа, и сделаем выводы о процессах жизнедеятельности лягушки.
Приложение Слайд 7.
Задание 4. Для того, чтобы обобщить материал нашего урока, расставить все акценты на главном, не забыть о важном и второстепенном, предлагаю выполнить следующее задание.
Название вида – Шпорцевая лягушка
Представитель класса – ___________
Среда обитания – ________________
Форма тела – ____________________
Тело покрыто – __________________
Зрение – ________________________
Обоняние – _____________________
Слух – _________________________
Способ питания – ________________
Дыхание – __________ и __________
– Завершая наш урок, хочется сказать, что мы достигли цели. Мы провели исследование процессов жизнедеятельности лягушки.
Приложение Слайд 8.
Задание 5. Сейчас я предлагаю вам выполнить синквейн, т.е. написать пятистрочное сочинение о нашем уроке (или о лягушке).
- Одно существительное – Урок.
- Два прилагательных (какой) – ___________, _____________.
- Три глагола (чему научились) – _________, ___________ и ________.
- Ваше состояние на уроке (одно предложение) – __________________.
- Ваши пожелания – __________________________________________.
Комментарии:
Цели урока: создать условия для осознания и осмысления понятий по теме «Кожа. Её строение и функции»; способствовать развитию умения работать с разными источниками информации, критически оценивать полученную информацию, развивать коммуникативные умения обучающихся; воспитывать культуру общения, способствовать пробуждению интереса к изучению окружающего мира....
26 04 2024 11:13:29
Урок формирует знания о химическом составе клетки, разнообразии и свойствах неорганических и органических веществ, входящих в состав клетки у учащихся. Презентация помогает сделать урок насыщенным, зрелищным и интересным....
25 04 2024 21:24:12
Данное занятие закрепляет знания о движении беспозвоночных животных и знакомит с наукой бионикой, которая, изучая механизмы природы, проектирует и строит более совершенные приборы....
24 04 2024 14:40:31
ЭОР создают эффект присутствия («Я это видел!»), у учащихся появляется интерес, желание узнать и увидеть больше. Показаны возможности использования цифровых образовательных ресурсов на примере урока "Учение Чарлза Дарвина о естественном отборе"....
23 04 2024 22:12:20
Клетки нитей цилиндрические или слегка бочковидные, короткие. Каждая клетка имеет ядро, пристеночный хлоропласт в виде неполного пояска и один или несколько пиреноидов....
22 04 2024 17:43:59
Сценарий урока в форме интеллектуальной игры «Своя игра» для учащихся 5-х классов....
21 04 2024 7:51:36
Предлагается материал на повторение пройденного материала по зоологии. Игра проходит в виде "Счастливого случая". Каждый класс имеет категории, их всего по баллам 5. Категории усложняются и оцениваются по баллам. Увлекательно играть и узнавать новое....
20 04 2024 12:31:35
Урок-путешествие по природоведению для 5-го класса. Разработан в соответствии со структурой программы для общеобразовательных школ авторов А.А.Плешакова и Н.И.Сонина и учебника для общеобразовательных школ этих же авторов. Тема изучается в течение двух уроков. На первом уроке изучается новый материал, а на втором уроке проводится завершение его изучения и закрепление полученных знаний. На дом учащиеся получают творческое задание....
19 04 2024 15:48:23
Цель урока: познакомить обучающихся с многообразием и значением плодов, способами распространения семян....
18 04 2024 3:24:20
На уроке ребята повторяют и закрепляют понятия и термины, научные открытия, основные вопросы изученного раздела биологии. При выполнении устных заданий учащиеся исправляют и дополняют ответы одноклассников. ...
17 04 2024 13:25:12
Ланцетники большую часть жизни проводит, зарывшись в песок и выставив наружу передний конец головного отдела. Используют в пищу лишь те морские организмы (бактерии, икринки рыб и др.), которые попадают вместе с водой в ротовое отверстие....
16 04 2024 15:43:14
В настоящее время, на наш взгляд, одной из наиболее эффективных форм реализации метапредметных связей являются интегрированные уроки. Данная разработка является примером проведения такого рода уроков. Урок опирался на знания, полученные учащимися на предыдущих занятиях по географии, биологии и другим предметам: истории, краеведения. Представленный урок соответствует ФГОС второго поколения....
15 04 2024 8:27:52
Обобщающий урок по биология в 8-м классе с количеством учащихся - 6 человек. Цель урока: расширить знания учащихся о свойствах анализаторов, об их взаимодействии и взаимозаменяемости; показать роль нервной системы в приспособлении организма человека к условиям среды и способности реагировать на их изменения; обобщить знания об органах чувств. ...
14 04 2024 13:30:12
Урок отражает краткую историю открытия самой древней группы живых существ – бактерий. Способствует выявлению знаний об особенностях их строения, питания, размножения, распространения в природе. Формирует навык работы с натуральными объектами. Способствует формированию потребности соблюдения элементарных гигиенических норм в быту....
13 04 2024 14:43:27
Учащиеся знакомятся с классификацией мхов, изучают особенности строения кукушкиного льна; закрепляют знания проведением лабораторной работы....
12 04 2024 20:37:46
У детей с легкой умственной отсталостью и другими нарушениями поведения не сформировано понятие «малой родины». Искажено понятие: общение с природой как отдых. Занятие составлено в игровой форме, расширит кругозор детей о насекомых, их пользе для природы и человека. Поможет скорректировать мысли, а значит, и поступки детей по отношению к растительному и животному миру....
11 04 2024 7:27:12
Урок формирует у учащихся представления о строении почек, расположении листьев, значении побега. Изучение материала с использованием гербария, собранного учащимися, живых побегов, подвижных моделей позволяет внести элемент исследования в форме игры и создать положительную мотивацию к изучаемой теме. ...
10 04 2024 11:18:49
Обобщаются и систематизируются знания учащихся о строении и разнообразии царства животных; при выполнении исследовательской работы учащиеся выявляют особенности питания животных, определяют приспособленность организма насекомых, птиц, млекопитающих для добывания и поедания пищи....
09 04 2024 20:27:58
Наше время хаpaктеризуется возросшей информированностью во многих областях науки и техники всех слоёв населения, в том числе и учащейся молодёжи. В этих условиях у современного школьника трудно вызвать удивление, изумление, приподнятое эмоциональное состояние, то есть чувства, которые в значительной степени питают стремление к знанию. Это, на мой взгляд, и обязывает искать пути, которые позволили бы обыденную, будничную учебную работу сделать более одухотворённой. Здесь я и прибегаю к тому, что использую на своих уроках поэзию, живопись; но особенно часто прибегаю к жанрам устного народного творчества....
08 04 2024 7:22:22
Существуют удивительные организмы, которые занимают особое место в органическом мире. Их слоевище представлено гифами грибницы, обеспечивающей организм водой и минеральными солями, а одноклеточные водоросли обеспечивают их органическими веществами. Они называются лишайниками....
07 04 2024 13:21:10
В ходе урока учащиеся знакомятся с понятием "движение" как одним из главных свойств живых организмов, с разнообразием способов движения животных. Автор работы продолжает формирование монологической речи....
06 04 2024 20:18:47
Цель урока: проследить эволюцию кровеносной системы от кольчатых червей до млекопитающих; выявить усложнения кровеносной системы в процессе эволюции; изучить состав крови и ее функции....
05 04 2024 3:44:16
По своей структуре – это обобщающий, проблемно-развивающий урок. Проводится в нетрадиционной форме – предоставление отчета о проделанной работе в ходе экспедиции. Урок построен на материале ранее изученном и вся работа организуется с опорой на уже полученные знания. Содержание урока активизирует внимание, способствует выдвижению проблем и нахождению путей доказательств и формулировке выводов....
04 04 2024 22:55:16
Направляемые на фестиваль сценарии и материалы выступают против асоциальных явлений и могут быть использованы для проведения внеклассных мероприятий для детей среднего школьного возраста. Все материалы пропагандируют здоровый образ жизни. ...
03 04 2024 8:31:23
Технология развития критического мышления, урок-исследование, прием "знаю, хочу знать, узнал". Совместная активная работа, расширение знаний о значении для здоровья правильной осанки, посадки, походки, образа жизни. В фазе вызова - сведения о результатах диспансеризации учащихся. В фазе осмысления - заполняют графы таблицы "знаю, хочу знать, узнал". Работа с текстом, таблицами, выполняя пpaктические задания по оценке своей осанки, посадки, походки. Синквейны....
02 04 2024 12:52:48
Урок построен в иносказательной форме, доступной для учеников 9-го класса. Легко запоминаются сложные термины, по ходу урока идет повторение строения и свойств клетки....
01 04 2024 5:29:10
Данный материал повествует о том, как готовился в Правдинской общеобразовательной школе № 2 проект «Экология и здоровье человека». Проект разpaбатывался силами учащихся одиннадцатых классов, на базе которых было создано в школе научное общество. ...
31 03 2024 13:56:26
Урок биологии 7-м классе по УМК Н.И. Сонина дает понятия «рост» и «развитие» организма, показывает роль семени в индивидуальном развитии цветкового растения, исследует условия прорастания семян с помощью опытов. На уроке применяются инновационные технологии. ...
30 03 2024 21:37:56
Автор знакомит учащихся с некоторыми достижениями технической науки, использующей особенности строения и жизнедеятельности насекомых для совершенствования существующих аппаратов, приборов и создания новых механизмов и технических систем....
29 03 2024 17:24:41
Слизистая оболочка содержит множество мелких слюнных желез. В нее открываются протоки трех пар крупных слюнных желез: околоушных, подчелюстных, подъязычных....
28 03 2024 21:24:13
Урок проводится среди учащихся 8-х классов в форме обучающей игры. Целью данного мероприятия является развитие интереса к предмету и расширения кругозора учащихся. Игра направлена на использование пpaктических навыков и умений при оказании первой помощи пострадавшему....
27 03 2024 7:41:45
Предмет исследования – изучение, состояние и охрана экологии природно-технической системы Золинского пруда как части природного комплекса села Золино, так как это было излюбленным местом отдыха жителей и гостей Барышского района Ульяновской области с 1975 года. На территории проводились экологические операции учащихся школы «Река моего детства», «Живи родник», «Первоцветы», краеведческие исследования «Музей под открытым небом», походы и экскурсии....
26 03 2024 11:58:26
Изготовление и разбор процессов на модели Дондерса поможет учащимся лучше усвоить тему. Проверочная работа контролирует знания по теме «Механизм вдоха и выдоха»....
25 03 2024 11:11:51
В ходе урока у учащихся формируются ключевые биологические понятия: дыхание, обмен веществ, различие и взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза. ...
24 03 2024 23:57:33
Урок-обобщение, в ходе которого систематизируются уже полученные знания по теме, показываются различия и взаимосвязь всех сторон метаболизма, выясняется, что является источником энергии для живых организмов, по каким законам термодинамики осуществляется превращение энергии....
23 03 2024 11:54:31
Урок проводится после изучения тем "Внешнее строение корня" и "Внутреннее строение корня". Урок комбинированный, с демонстрацией опытов. На уроке используется цифровой измерительный комплекс "Архимед" с датчиком кислорода. ...
22 03 2024 1:22:22
Урок систематизирует знания, полученные при изучении темы, повторяет термины, значение сердца, данные кардиологии, влияние вредных веществ на сердечно-сосудистую систему; закрепляет: умение и навыки работы с микроскопом, умение подсчитывать пульс, оказать первую медицинскую помощь при различных видах кровотечения. ...
21 03 2024 2:43:32
Предлагаемый элективный курс рассчитан на 19 часов; способствует самоопределению учащихся, развивает исследовательскую деятельность. Данный курс поддерживает и углубляет знания по биологии и экологии. Материалы курса включают в себя пояснительную записку, описание структуры программы и особенности организации учебного процесса, тематическое планирование. ...
20 03 2024 6:55:17
Это один из уроков раздела "Основные отделы царства растений". На уроке проводится проверка знаний учащихся по предыдущей теме "Водоросли" в виде графического диктанта, изучение нового материала и его закрепление с опорой на учебник, презентацию, видеофильмы и флеш-анимации с диска. Закрепление знаний осуществляется в форме лабораторной работы с использованием гербарных материалов....
19 03 2024 20:41:34
Предлагается 2 варианта теста по общей биологии, содержащего различные формы заданий....
18 03 2024 3:19:31
Урок может быть проведен в 7-м классе при изучении темы "Класс птицы", материалы урока могут быть использованы на занятиях биологического кружка. На уроке ученики имеют возможность уточнить причины разнообразия птиц (результат приспособленности к среде обитания), научиться распознавать экологические группы птиц, признаки птиц разных экологических групп. Поставленные перед учениками задачи ставят их в ситуацию недостатка информации, которую они должны получить из разных источников (личный опыт, информация из "Школьного определителя птиц", информация, полученная в результате выполнения лабораторной работы). Кроме того, дети учатся обобщать полученную информацию и делать выводы....
17 03 2024 17:42:22
Цель урока: изучить биографию Н.И.Вавилова; показать взаимосвязь между основными проблемами романа и жизнью ученого. ...
16 03 2024 9:35:22
О семейных экологических конкурсах, их планировании и тематике....
15 03 2024 1:59:12
Цель урока: определить значение рыб в природе и хозяйственной деятельности человека, выделить основные меры по охране и воспроизводству рыбных запасов; формировать научное мировоззрение на основе обобщения знаний об особенностях строения рыб, научится узнавать изученных рыб, показать влияние окружающей среды и функционирование органов рыб на их строение, показать влияние человека на численность рыб....
14 03 2024 15:44:57
Представлен мастер-класс по развитию общеучебных умений и навыков у учащихся при работе с учебником. Дан анализ содержания нового учебника, методического пособия и рабочей тетради. Автором проведено анкетирование учащихся по использованию ими данного учебника на уроках и при подготовке домашних заданий, изложен краткий анализ опроса....
13 03 2024 6:12:44
В работе представлен тест для тематического контроля по теме «Тип Члeнистоногие», ориентированный на использование по УМК Сонина Н.И. Он выполнен с учетом требований, предъявляемым к составлению тестов, содержит спецификацию, план и ответы, варианты заданий....
12 03 2024 13:47:17
Урок проводится в виде разнообразных по форме и содержанию конкурсов, в ходе которых учащиеся должны показать свои знания по теме. В ходе игры развивается интерес и познавательная деятельность школьников, повышается межличностное общение....
11 03 2024 9:18:44
Многие виды морозника имеют густые корневища, которые помогают им выживать в условиях низких температур...
10 03 2024 22:13:54
Урок биологии в 6-м классе с целью познакомить учащихся с видоизмененными подземными побегами, их биологическим и хозяйственным значением, а также обобщить знания учащихся об особенностях строения и жизнедеятельности стeбля; роли стeбля в обеспечении целостности растения....
09 03 2024 21:20:23
Тема, посвященная зубам, рассматривается на двух, а иногда и на трех занятиях. На первом занятии ребята знакомятся со строением зубов. Ко второму занятию приносят свои зубные пасты, щетки и мы учимся правильному выбору паст, щеток, зубных нитей. Учимся пользоваться зубной нитью, потому что в нашем поселке это редкость. Обязательно говорим о пользе и вреде жевательной резинки и о тех продуктах, которые сделают зубы крепкими и надолго сохранят их здоровье....
08 03 2024 22:19:26
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::