Обобщение и систематизация знаний как основа развития личности школьника

Основной задачей современной образовательной школы является подведение ее выпускников к обоснованному выбору профессии. Сформированные умения и навыки учебного труда во время образовательного процесса в школе, дают возможность выпускнику получить систему знаний, вписывающуюся в основы общей культуры человечества. Успешность этого в огромной степени зависит от постоянной коррекции и обобщения изучаемого по предметам школьной программы учебного материала. Формирование у учащихся умения делать выводы и обобщения своих знаний – главная задача школьного учителя. С этой целью необходимо применять задания, ориентирующие школьника на анализ и обобщение знаний. Это могут быть такие задания:
а) описание и сравнение биологических явлений, объектов, процессов;
б) установление причинно-следственных связей при объяснении биологических, химических явлений и процессов;
в) анализ, приводимых в задании научных фактов.
Учителю следует организовать работу так, чтобы она не повлекла за собой перегрузки в учебной работе школьника.
Главной формой обобщения, систематизации и оценки знаний выпускника школы является итоговая аттестация в виде экзамена. Это отдельная большая проблема, которая результативно решается, если в процессе обучения, развития и воспитания в школе, ученик овладел способностью обобщать и систематизировать свои знания по предметам. Одним из приемов обобщения и систематизации знаний учащихся может служить школьный урок-лекция. Она должна отвечать ряду требований: научность, доступность, последовательность и эмоциональность изложения информации. Лекцию необходимо четко спланировать и органично связать с другими формами учебных занятий: использование наглядных пособий, информационных технологий, Т. С. О, демонстрации таблиц, схем, опытов и т. д. Все выше названное способствует созданию зрительных образов у школьников и тем самым повышает эффективность данной формы обобщения и систематизации его знаний. Кроме того, важно учитывать, что через 15-20 минут однообразной деятельности у подростка наступает утомление. Необходима смена деятельности во время лекции. Обобщающая лекция обычно завершает изучение темы, систематизирует и углубляет знания по теме, полученные на уроках, лабораторных и пpaктических занятиях, семинарах и других формах образовательной деятельности. Такие лекции более целесообразны при изучении сложных для восприятия тем, больших по объему информации, имеющих важное место в программе курса. Например, такие: “Клетка – структурная и функциональная единица живого”, “Взаимосвязь онтогенеза и филогенеза в эволюции органического мира на Земле” и др.
Оправдало себя и использование семинарских занятий. Они способствуют значительному повышению эффективности образовательного процесса школьников. Это форма коллективной и самостоятельной работы учащихся. Обычно это беседа или дискуссия, в процессе которой анализируются и углубляются основные положения ранее изученной темы, конкретизируются знания, закрепляются умения. В процессе подготовки к семинару, учащиеся формируют навыки самообразования, общеучебные навыки, умения работать с источниками знаний (учебники, компьютеры, энциклопедии, словари и др. ). Такая деятельность способствует развитию самостоятельности, доказательности мышления, что развивает школьника как личность. В ходе семинарского занятия они учатся обсуждать поставленные вопросы, самостоятельно анализировать ответы товарищей, аргументировать свою точку зрения, оперативно и гибко использовать свои знания. У школьников отpaбатывается умение составить и оформить реферат, где логично изложить свои мысли, подобрать факты из разных источников информации, найти убедительные примеры. Сами выступления в ходе семинара развивают монологическую и диалогическую речь участника, повышают его культуру общения. Чтобы научить учеников с пользой принимать участие в семинарах, учитель должен разъяснить правила подготовки сообщения, научить составлять его план и подбирать содержание и объем. Обязательно перед семинаром просмотреть подготовленное выступление и оказать корректирующую помощь. Желательно к семинару подготовить всех учеников класса. Для этого необходима предварительная работа: ознакомление с темой, планом и вопросами для обсуждения.
Подготовку семинара можно спланировать следующим образом:
- Выбор темы, определение задач семинара.
- Подготовка вопросов для обсуждения.
- Распределение заданий и тем для выступлений.
- Организация предварительной работы по подготовке сообщений: консультации, коррекция содержания, объема, формы.
- Отработка структуры семинарского занятия, выбор методов и приемов проведения занятия, подбор оборудования и наглядности.
Структура семинара возможна такая:
- Вводное выступление учителя, в котором он напоминает задачи семинара, знакомит с планом проведения занятия, ставит проблему.
- Выступления учащихся по заданным темам (сообщения, доклады, демонстрации и т. д. ).
- Дискуссия, обсуждение выступлений.
- Подведение итогов. На этом заключительном этапе, учитель анализирует выступления участников, оценивает их активность в дискуссии, обобщает материал, делает выводы.
- Домашнее задание (дается преподавателем для закрепления полученных знаний).
Темы для семинаров можно взять такие:
- “Развитие органического мира на Земле в свете учения о главных направлениях эволюции”.
- “Биосоциальная природа и социальная сущность человека”
- “Клетка как основа структурная и функциональная единица живого”
- “Использование генетических знаний для развития учения об эволюции и решения пpaктических задач медицины и селекции”
- “Учение об экологических системах как научная основа охраны природы”
Примером может служить семинар на тему: “Развитие органического мира на Земле в свете учения о главных направлениях эволюции”:
- учитель мобилизирует участников напоминанием об огромном значении знаний о развитии органического мира на Земле и подводит класс к решению проблемы о главных направлениях этого процесса, обусловленного действием фактора эволюции
- выступления участников семинара:
а) “Главное направление развития органического мира – ароморфоз”
Во время этого выступления второй ученик у доски записывает сведения об основных чертах идиоадаптации, а третий, используя таблицу “Соотношения направлений эволюции органического мира”, обдумывает вопрос о взаимосвязи направлений эволюции. Еще один ученик на доске перечисляет важнейшие ароморфозы, которые произошли в мире растений. После заслушивания первого и третьего выступающего и анализа записей на доске, организуется дискуссия, обсуждение по этим вопросам.
б) После этого слушается сообщение об основных ароморфозах в мире животных. В это время еще один из учащихся записывает на доске план сообщения об идиоадаптациях в мире животных. Эту запись ученики комментируют с места. Один из участников – одновременно записывает на доске причины вымирания древних пресмыкающихся, а учитель организует обсуждение этого факта. После хаpaктеристики ароморфозов в животном мире, обсуждаются ароморфозы, обусловившие появление голосеменных и цветковых.
в) Затем заслушивается сообщение об идиоадаптациях у покрытосеменных и насекомых, млекопитающих, птиц. В обсуждении этого сообщения обосновывается значение вышеназванных идиоадаптаций в комплексном развитии органического мира на Земле.
г) Завершает семинар ученик с сообщением о движущих силах эволюции как основе, доказывающей, что каждый вид растения и животного – результат длительной эволюции, он бесценен, и нельзя допустить его исчезновения с лица Земли.
В заключении оцениваются учащимися выступления участников, делаются выводы, дается домашнее задание.
Выше названные формы обобщения и систематизации знаний больше подходят для учащихся старших классов. Однако обобщать и систематизировать знания необходимо с самого начала обучения предмету.
Одно из важных мест в образовательном процессе школьника любого класса занимают домашние задания, но только в случае их правильной организации. От этого зависит успешность овладения знаниями и умениями по предмету, происходит развитие познавательной самостоятельности и логического мышления у детей. Домашние задания способствуют формированию добросовестности и аккуратности, проявления инициативы, а главное не ограничивают во времени выполнения. Следует учесть, что они должны быть дифференцированы по форме выполнения и уровню познавательных задач, точнее – адаптированы по возможности к каждому ученику. Только в этом случае они будут выполнять функцию обобщения и систематизации учебного материала. Ведь один ученик может справиться с заданиями репродуктивного хаpaктера, другой способен самостоятельно составить схему, заполнить таблицу, а третий может подготовить сообщение с использованием дополнительной литературы и других источников. Чтобы домашние задания выполняли свое назначение, учителю необходимо знать индивидуальные потенциальные возможности каждого своего ученика, чтобы в соответствии с ними предлагать ему домашние задания, посильные для него по содержанию, форме, объему, уровню, в то же время развивали его способности. В то же время они не могут быть ниже учебного стандарта по предмету. Недооценка учителем важности четко организованных домашних заданий приводит к пробелам в знаниях, нерациональной трате времени следующего урока. В результате образовательный процесс не обеспечивает прочное овладение учащимися необходимого объема знаний на соответствующем по сложности для него уровне. Это сдерживает развитие обучающегося. Чтобы домашняя работа ученика стала связующим звеном между предшествующим и последующим уроками, ее содержание необходимо логически увязывать с изученным ранее материалом и направлять на решение задач, поставленных перед предстоящим уроком. Одним словом с этой целью необходимо четкое планирование повторения изученного ранее. В планировании урока нужно тщательно отобрать материал для повторения, сформулировать к нему вопросы и задания, которые будут нацелены на восстановление в памяти опopных знаний, обеспечить доступность их выполнения, для каждого учащегося, а главное не занимать у него слишком много времени.
Для примера к уроку “Дыхание листа” (6 кл) повторить дома знания о дыхании семян и корня, найти в учебнике ответы на вопросы: какие газы поглощаются и выделяются семенами и корнями при их дыхании.
Для лучшего усвоения материала о происхождении разных групп организмов, на дом надо дать повторить внешнее и внутреннее строение организмов предыдущих таксонов, чтобы в сравнении установить черты сходства и различия и сделать выводы о происхождении. В зависимости от подготовленности учеников, можно давать и более сложные домашние задания. К примеру, для обобщающего урока о строении и функциях листа у растений, дома можно предложить самостоятельно изучить материал о “листопаде”, на уроке больше времени и внимания уделить закреплению знаний о значении листа.
Восьмиклассники дома могут самостоятельно рассмотреть материал о малокровии, а на уроке учитель сконцентрирует их внимание на приобретении знаний об эритроцитах и лейкоцитах. Тем не менее, не следует на дом давать изучение основных вопросов следующего урока. Это непосильно большинству обучающимся. Важное условие полезности домашних заданий состоит в обучении учеников на уроке способам их выполнения. Ученик, получая задание домой, должен четко представлять как его выполнить. Не менее важна и систематическая проверка качества выполнения домашней работы учащимися. Используя устный опрос, графический и другие методы и формы учета и контроля знаний учеников, важно подчинить их выявлению качества выполнения: полноты и правильности записей в тетради при заполнении таблиц и составлении схем, формулировании выводов по результатам наблюдений и опытов.
Отличной формой обобщения и систематизации знаний по темам могут быть уроки обобщения. Для облегчения восстановления в памяти учеников пройденного материала, на обобщающих уроках следует использовать в основном уже знакомые школьникам наглядные пособия и оборудование.
Во избежание перегрузки учащихся, задания на дом перед таким урокам лучше дать по обобщающей статье (параграфу) в учебнике, где достаточно полно освещены вопросы темы.
Примером может служить урок в 6 классе по теме “Строение живого организма”.
Тема: “Что такое живой организм?
Цели:
- воспитательная – продолжить формирования понятия “Единство органического мира на Земле”;
- образовательная – обобщить, систематизировать, проконтролировать и оценить знания по теме “Строение живого организма”;
- развивающая – закрепить и усложнить умения работать с учебником, иллюстрациями, продолжить воспитание навыков культуры умственного труда в процессе сравнения, анализа, формулировки выводов.
Оборудование: текст контрольной работы на доске, экспозиционный материал в кабинете, текст и рисунки к теме в учебнике, записи и схемы в тетради.
Ход урока
I. Организационный момент
1 Сообщить тему и цели урока.
2 Правила оценки, предложенных в контрольной работе, заданий.
II. Выполнение контрольной работы
I. Назови царства живой природы (растения, животные, грибы, лишайники, бактерии, вирусы)
Вопросы:
1) Какие организмы не имеют клеточного строения? (вирусы)
2) Какие организмы в клетках не имеют оформленного ядра? (бактерии)
Вывод: значит живые организмы (кроме вирусов) построены из клеток.
II. Какие признаки живых организмов отличают их от неживой природы? (питание, дыхание, кровообращение, выделение, рост, развития, размножение, гибель)
Вопросы: 1) Какой процесс объединяет первые 4-е признака живых организмов? (обмен веществ)
III. Выбери органоиды растительной и животной клеток из перечня:
1) цитоплазма,
2) ядро,
3) рибосомы,
4) аппарат Гольджи,
5) хлоропласты,
6) лизосомы,
7) вакуоли,
8) митохондрии,
9) целлюлоза,
10) хитин,
11) ? Какой это? (оболочка)
растения -1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 11
животные - 1, 2, 3, 4, 6, 8, 10, 11
Вопросы:
1) Какие два выполняют одинаковую работу, помогая друг другу? (лизосомы, аппарат Гольджи)
2) Самые главные в клетках растений? (хлоропласты)
IV. Выбери ткани растений и животных из перечня: 1) покровная, 2) мышечная, 3) проводящая, 4) соединительная, 5) нервная, 6) фотосинтезирующая, 7) эпителиальная, 8) механическая, 9) образовательная, 10) запасающая.
растения -1, 3, 6, 8, 9, 10; животные –2, 4, 5, 7.
Вопросы: 1) Какая ткань у растений соответствует по функции эпителиальной у животных?
(покровная)
2) Какая ткань согласует работу животного организма? (нервная)
3) Чем она образована? (нейронами)
V. Какие органы и системы органов относятся к растениям, животным?
1) стебель, 2) пищеварение, 3) выделение, 4) лист, 5) плод, 6) кровообращения, 7) дыхания,
8) размножения, 9) опоры и движения, 10) эндокринная, 11) корневая, 12) цветок.
растения -1, 4, 5, 11, 12; животные –2, 3, 6, 7, 8, 9, 10.
Вопросы:
- Какая система в организме животного главная? (нервная)
- Чем она занимается? (регулирует и согласует деятельность других)
- Есть ли у растений такая система? (нет)
- Что регулирует жизнедеятельность растений? (ростовые вещества)
- Могут ли живые организмы, обходиться без внешнего вмешательства в их жизнедеятельность? (да)
- Значит они сами себя регулирует и контролируют? (да)
Вывод: живые организмы обмениваются веществами с окружающей средой, значит они открыты для нее, могут сами регулировать жизненные процессы, значит они саморегулирующиеся.
VI. Дай определение понятиям:
Рост – увеличение размеров за счет деления клеток;
Развитие – формирование органов и систем органов в процессе роста;
Размножение - воспроизведение себе подобных.
Вопросы:
1) Какие два способа деления клеток тебе известны? (митоз, мейоз)
2) В каких процессах они происходят? (митоз – рост и развитие, мейоз – размножение, оплодотворение)
3) Необходимо ли вмешательство из вне для того, чтобы происходило размножение организмов? (нет)
Вывод: живой - организм самовоспроизводит себя без вмешательства извне
VII. Распредели по порядку, начиная от мелкого к более крупному и сложному:
1) организм,
2) клетка,
3) система органов,
4) ткань,
5) орган (2, 4, 5, 3, 1)
Вопросы: Может ли какая-то часть организма существовать отдельно от него? (нет)
Вывод: живой организм – это система взаимосвязанных между собой органов и систем органов.
VIII. Общий вывод по уроку: Что такое живой организм?
1) Живой организм – это система открытая, саморегулирующаяся, самовоспроизводящая, построенная из клеток.
2) Оцени свою деятельность за урок.
3) Нарисуй свое настроение в начале урока и в конце.
Очень многое в эффективном овладении школьниками системой знаний и умений по предметам школьной программы зависит от методов обучения, которые создают успех учителя в решении задач обучения, развития и воспитания современного подростка, если они играют роль взаимосвязи деятельности учителя и учащегося в образовательном процессе. В работе учителя любой метод обучения призван выполнять три, неотделимые друг от друга функции – обучающую, развивающую и воспитывающую. Такая многофункциональность методов образовательной деятельности обязывает учителя использовать их таким образом, чтобы они способствовали усложнению и развитию познавательной деятельности индивидуально каждого ученика, а так же воспитанию его личности и определению профиля его последующего образования и приобретения профессии в будущем. Методов обучения очень много, но и каждый учитель – индивидуальность, равно как и каждый его ученик. Выбор методов, приемов, форм образовательной деятельности с обучающимися в современной школе – это право учителя. Но главная цель, ради которой это должно делаться – воспитание достойного образованного гражданина.
Комментарии:
Данный урок входит в систему уроков изучения темы «Строение эукариотической клетки». На уроке раскрываются особенности строения и функции клеточного ядра. На уроке используется мультимедийная презентация, которая позволяет наглядно представить изучаемые структуры ядра. Урок предполагает использование индивидуальной, фронтальной работ, а также элементов проблемного обучения....
16 11 2025 2:52:52
Цели урока: формирование у учащихся понятия о строении и функциях органов дыхания; продолжать развивать общебиологические понятия о взаимосвязи строения органов дыхания с выполняемыми функциями; показать взаимосвязь дыхательной и кровеносной систем....
15 11 2025 0:17:40
Традиция отмечать День птиц в начале апреля в нашей стране отчасти связана с принятием 1 апреля 1906 г. Международной конвенции об охране птиц, отчасти же – с приближающимся праздником Благовещения, когда выпускают птиц из клеток на волю. Массовое празднование Дня птиц постепенно вновь становится повсеместным....
14 11 2025 16:53:52
Органы чувств – афферентный (рецепторный) отдел системы анализатора. Анализатор - это периферическая часть рефлекторной дуги, которая осуществляет связь между центральной нервной системой и окружающей средой....
13 11 2025 6:18:32
Урок знакомит учащихся с многообразием кишечнополостных, общностью их организации и образом жизни; значением в природных сообществах, в жизни человека....
12 11 2025 5:31:13
Тема "Эволюционное учение" объемна и довольно сложна для понимания. Нам представляется важным проведение урока, цель которого — повторение, систематизация, обобщение знаний по теме. Оценка на данном уроке не обязательна, главное - самооценка учащихся, их подготовка к контрольной или проверочной работе.
...
11 11 2025 22:33:51
Мастер-класс подразумевает метапредметный подход, при изучении темы «Кровь», позволяет рассмотреть причины изменения уровня сахара крови....
10 11 2025 15:37:59
Ни один организм в природе не существует вне связей со средой и другими организмами. Эти связи - основное условие функционирования экосистем. Через них осуществляется образование цепей питания, регулирование численности организмов и их популяций. По этой причине и любое их нарушение не остается бесследным, требует длительного времени для восстановления. В связи с этим экологически обусловленное поведение человека в природе невозможно без знакомства с этими связями и последствиями их нарушения....
09 11 2025 10:52:35
Познавательная игра-викторина "Ботанический супермаркет" поможет учителю биологии и учащимся увидеть удивительные и любопытные вещи в самых простых и знакомых вещах и предметах, поможет развить познавательный интерес к биологии, оптимизировать процесс обучения, сделать его увлекательным и занимательным.
...
08 11 2025 21:17:30
Мультимедийный обобщающий урок по разделу "Внутренняя среда организма" для 8-го класса содержит презентацию по теме "Кровь и кровообращение" и образец теста для оценки знаний учащихся по данному разделу. Урок включает самостоятельную подготовку докладов учащимися по вопросам урока и предполагает их выступление, с использованием презентации. ...
07 11 2025 5:29:28
Урок проводится в 11-м классе с использованием компьютерных технологий. Класс заранее получает задания, разбивается на творческие группы. Каждая группа готовит свою компьютерную презентацию и затем защищает её. В конце урока проходит обсуждение с классом проблемных ситуаций, и предлагаются их решения. В завершение, проводится письменное тестирование по 2-м вариантам....
06 11 2025 19:26:15
Факультативный курс является предметно-ориентированным и посвящен изучению основ учения о высшей нервной деятельности, поведения и психики человека. Он предназначен для учащихся 8-х классов, интересующихся биологией и психологией....
05 11 2025 5:30:26
Урок охватывает большой объем знаний для повторения и обобщения, построен на обширном наглядном и занимательном материале. На каждом этапе урока учитель использует активные методы организации учебной деятельности. Основная форма работы школьников – групповая, задания – творческие, разноуровневые, позволяющие каждому ученику проявить себя на уроке.
...
04 11 2025 12:27:38
Цели урока: расширять и углубллять знания учащихся о грибах; ввести понятия: микориза, грибы-двойники, грибы-паразиты; закрепить признаки съедобных и ядовитых грибов, способы гетеротрофного питания (сапрофиты, паразиты); продолжить работу над воспитанием любви к природе, бережного отношения к ней; совершенствовать навык самостоятельной работы с дополнительной литературой; развивать творческие способности учащихся, умение применять имеющиеся знания в новых условиях (играх-драматизациях); профилактика отравлений грибами....
03 11 2025 4:32:53
В учебно-воспитательном процессе необходимо использовать только те пословицы, терминология которых понятна современному школьнику. Кроме включения в содержание курса «Биология» народных пословиц и поговорок, целесообразно кратко рассказывать о народных праздниках, например: «Проводы зимы», «Масленица» и т.д....
02 11 2025 11:23:19
Проект призван решить ряд проблем в обучении биологии, выявленных в результате swot и step анализа внешних и внутренних условий. Хаpaктерным в проекте является комплексный подход в решении задач эстетического, экологического и познавательного хаpaктера. Реализация задач проекта предполагает поэтапную работу в трех направлениях: с детьми, родителями и педагогами. Механизм реализации проекта представлен в модулях с указанием ответственных лиц за исполнение модуля. Проект содержит план работы, основные виды деятельности, взаимодействие с лесхозом и питомником, результаты работы школьного лесничества....
01 11 2025 11:56:30
Углублённое изучение биологии предполагает формирование ключевых компетенций через опыт самостоятельности. На уроке учащиеся обобщают знания о паразитических червях в форме деловой игры, лабораторных исследований, решения ситуационных задач, составления аналитических таблиц. Урок способствует формированию пpaктических знаний и развитию логического мышления.
...
31 10 2025 22:22:34
Задачи урока: сформировать у учащихся понятия о значении витаминов в жизни человека; систематизировать знания о группах витаминов, продуктах питания в которых содержатся витамины, знания о симптомах, вызванных недостатком витамина....
30 10 2025 5:27:12
Презентация и «пресс-конференция», в ходе которой обсуждаются проблемы никотинизации среди молодёжи и его последствия для их здоровья; объясняют сущность рекламы табачных изделий, её несостоятельность; усиливают мотивацию отрицательного отношения к курению у юношей и дeвyшек; доказывают несовместимость курения и здоровья будущих детей....
29 10 2025 1:53:57
По внешнему виду млекопитающие очень разнообразны, что связано с разными условиями жизни, способом питания и поведения. Но все-таки, все системы органов у млекопитающих имеют общее строение и функциональные возможности....
28 10 2025 12:58:12
Цель урока: изучить особенности соединения костей, их значение; закрепить изученный материал по строению скелета и особенностям костной ткани; развивать навык оказания первой помощи при различных нарушениях целостности скелета; развивать знания учеников о значении физкультуры, важности соблюдения правил гигиены; осуществлять профессиональную ориентацию, пропаганду ЗОЖ, прививать интерес к изучаемой теме, предмету....
27 10 2025 23:40:50
Эта настольная игра показывает противоречия между охранной природы и экономическим развитием и помогает обсудить проблемы влияния экономического развития на окружающую среду. Победа здесь имеет центральное значение, когда один из игроков не оставляет шансов на спасение своему противнику, вторгнувшись на его территорию.
...
26 10 2025 19:30:31
Углерод вступает в круговорот веществ в биосфере и завершает его в форме углекислого газа. Во время фотосинтеза из атмосферы поглощается диоксид углерода, который превращается фотосинтезирующими организмами в углеводы....
25 10 2025 12:17:10
Представлен конспект урока ток-шоу по теме "Гигиена сердечно-сосудистой системы"....
24 10 2025 14:25:29
Тема опыта - формирование естественно-научного мировоззрения и интеллектуальных умений учащихся творческой группой учителей биологии и географии.
Источник изменений - интегрирование курсов биологии и географии для целостного восприятия единства неживой и живой природы, использование СНИТ, создание модифицированных программ.
Идея изменений - перестройка мышления ученика от схемы «услышал – запомнил – пересказал» к схеме «познал – осмыслил – сказал – запомнил»....
23 10 2025 21:10:18
Цель урока: познакомить учащихся с представителями типа моллюски; отметить особенности классов брюхоногих, двустворчатых и головоногих, охаpaктеризовать их роль в природе и использование человеком; показать особенности приспособления моллюсков к разной среде обитания, значение в природе и жизни человека....
22 10 2025 1:26:57
Урок по теме "Общие признаки хордовых животных. Подтип Бесчерепные", построенный на основе групповой работы, с использованием интеpaктивных схем электронного учебника компании "1С" — "Животные. 7-й класс"....
21 10 2025 9:48:13
Цель урока: развивать интерес к здоровью, правильному питанию, расширять знания по теме, предметные компетенции учащихся по теме «Пищеварение»; закрепить изученный материал, определить уровень знаний, предметные компетенции учащихся по теме «Пищеварение»....
20 10 2025 21:42:48
9-й класс – особо ответственная пора в жизни молодых людей, решивших продолжать свое образование. Это рубеж, который заставляет задуматься о своей судьбе, карьере, профессии. Поэтому учим детей ориентироваться в мире специальностей и профессий, оценивать, не завышая и не занижая свои возможности. В работе представлен проект учащегося «Мои жизненные планы и профессиональная карьера»....
19 10 2025 22:53:16
Данная разработка урока поможет изучить строение стeбля в связи с выполняемыми функциями. Подборка стихотворений, загадок, слайдов способствует лучшему усвоению, запоминанию материала и большей заинтересованности....
18 10 2025 6:39:31
Тема, посвященная зубам, рассматривается на двух, а иногда и на трех занятиях. На первом занятии ребята знакомятся со строением зубов. Ко второму занятию приносят свои зубные пасты, щетки и мы учимся правильному выбору паст, щеток, зубных нитей. Учимся пользоваться зубной нитью, потому что в нашем поселке это редкость. Обязательно говорим о пользе и вреде жевательной резинки и о тех продуктах, которые сделают зубы крепкими и надолго сохранят их здоровье....
17 10 2025 1:40:52
Цель урока: закрепление основных понятий темы "Кровь и кровообращение"; развивать умения сравнивать, обобщать изученные факты, логически мыслить, совершенствовать самоконтроль и взаимоконтроль; формировать сознательное отношение к учебе, соблюдать правила личной гигиены, здорового образа жизни....
16 10 2025 3:54:43
Урок активизирует познавательную, исследовательскую деятельность учащихся с цифровыми образовательными ресурсами для прочного усвоения материала. Цель урока: изучение строения и размножения мхов, их значения в природе и жизни человека....
15 10 2025 15:10:25
Урок-конференция изучает инфекционные заболевания человека, причины их возникновения, распространения, профилактику и лечение....
14 10 2025 14:34:44
Обе группы элементов важны для растений, так как входят в состав сложных органических и минеральных соединений, принимающих участие в процессах жизнедеятельности, формировании тканей и органов и пр....
13 10 2025 14:26:48
В последнее время наблюдается снижение интереса к изучению большинства школьных предметов. Привить интерес к сложному предмету можно только через игру. Занимательные мероприятия способствуют обогащению ученика новыми знаниями, расширению кругозора....
12 10 2025 11:28:39
Целью урока является восприятие, осознание нового материала и его закрепление. При проверке домашнего задания использованы дифференцированные задания трех уровней. При изучении нового материала, повторении и закреплении использованы слайды презентации....
11 10 2025 18:38:27
Главное назначение мероприятия – проведение природоохранной деятельности через внеклассную работу. Оно позволяет расширить круг знаний детей о природе родного края: дать сведения о заповеднике «Хакасский»; воспитывать бережное отношение к окружающему миру, формировать любовь к малой родине; развивать деятельностный подход к решению экологических проблем.
...
10 10 2025 4:11:22
Предлагаемая разработка занятия элективного курса может быть использована при проведении внеклассных занятий в 5–8-х классах с целью развития устойчивого интереса к изучению природы и расширения кругозора. Предлагается для учащихся, желающих узнать как можно больше о разнообразии цветущих растений. Содержание занятия позволяет познакомить с растениями-символами, легендами народов мира, поэтическими строками, посвящённым красоте и величии цветущих растений....
09 10 2025 18:24:16
Интегрированный урок по географии и биологии по теме «Приспособления живых организмов к среде обитания на примере Южных материков». Урок развивает и углубляет знания о многообразии строения и приспособленности к условиям жизни; раскрывает существенные признаки понятия «природная зона»....
08 10 2025 13:29:59
Питание животных существенно отличается от питания растений. В зависимости от способа питания выделяют различные группы животных. Пищеварительная система По...
07 10 2025 11:17:28
На уроке рассматриваются различные приспособительные особенности живых организмов и относительный хаpaктер адаптации, раскрывается механизм и роль приспособления. ...
06 10 2025 11:29:38
К органам чувств рыбы относятся: зрение, слух, боковая линия, электрорецепция, обоняние, вкус и осязание. Разберем устройство каждого органа по отдельности, значение и принцип их работы....
05 10 2025 23:55:48
Урок по программе В.Б. Захарова, Н.И. Сонина, Е.Т. Захаровой «Биология. Многообразие живых организмов. 7-й класс» с применением технологии модульного обучения. Цель работы – показать, что модули позволяют перевести обучение на субъект-субъектную основу, индивидуализировать работу с отдельными учащимися....
04 10 2025 9:22:53
Предложена разработка двух уроков по зоологии для 7-го класса с использованием на уроке мультимедийной презентации, разработанной для разнообразия наглядности, применяемой на уроках. Применение ИКТ формирует коммуникативные качества личности, помогает ребёнку адаптироваться в информационном обществе....
03 10 2025 0:12:56
Урок формирует представление у учащихся о происхождении жизни на Земле. Дает знания о живых организмах на разных стадиях развития жизни на Земле. Прививает интерес к изучаемой теме и предмету в целом. Развивает умение работать творчески, умение мыслит и рассуждать. Воспитывает культуру слушателя. Формирует уважительное отношение учащихся ко всему живому на Земле.
...
02 10 2025 2:50:41
Непрерывное движение крови по замкнутой системе полостей сердца и кровеносных сосудов называется кровообращением. Система кровообращения способствует обеспечению всех жизненно важных функций организма. У человека различают большой и малый круги кровообращения....
01 10 2025 3:31:53
Заражение лептоспрозом происходит при контакте с разносчиком болезни. Инкубационный период лептоспир составляет от 2 дней до 2 недель....
30 09 2025 16:29:44
Внеклассное мероприятие "Путешествие с комнатными растениями" (презентация проекта "Экология и фитодизайн кабинета биологии") - это результат учебного занятия, построенного по технологии проектного обучения. Планируемый результат: ученики разpaбатывают проект фитодизайна школьного кабинета биологии; создают проект; моделируют результат проекта и презентуют его аудитории....
29 09 2025 14:51:11
Личностно ориентированное образование предполагает обучение, ставящее во главу угла личность школьника, его интересы, склонности, познавательные возможности и потребности, его отношения к знаниям. Цель личностно ориентированного обучения - сформировать мотивацию обучения с учётом личностных качеств ученика, предоставить каждому ребёнку, опираясь на его способности, возможность реализоваться в учебной деятельности....
28 09 2025 17:29:31
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::




