Обобщение и систематизация знаний как основа развития личности школьника

Основной задачей современной образовательной школы является подведение ее выпускников к обоснованному выбору профессии. Сформированные умения и навыки учебного труда во время образовательного процесса в школе, дают возможность выпускнику получить систему знаний, вписывающуюся в основы общей культуры человечества. Успешность этого в огромной степени зависит от постоянной коррекции и обобщения изучаемого по предметам школьной программы учебного материала. Формирование у учащихся умения делать выводы и обобщения своих знаний – главная задача школьного учителя. С этой целью необходимо применять задания, ориентирующие школьника на анализ и обобщение знаний. Это могут быть такие задания:
а) описание и сравнение биологических явлений, объектов, процессов;
б) установление причинно-следственных связей при объяснении биологических, химических явлений и процессов;
в) анализ, приводимых в задании научных фактов.
Учителю следует организовать работу так, чтобы она не повлекла за собой перегрузки в учебной работе школьника.
Главной формой обобщения, систематизации и оценки знаний выпускника школы является итоговая аттестация в виде экзамена. Это отдельная большая проблема, которая результативно решается, если в процессе обучения, развития и воспитания в школе, ученик овладел способностью обобщать и систематизировать свои знания по предметам. Одним из приемов обобщения и систематизации знаний учащихся может служить школьный урок-лекция. Она должна отвечать ряду требований: научность, доступность, последовательность и эмоциональность изложения информации. Лекцию необходимо четко спланировать и органично связать с другими формами учебных занятий: использование наглядных пособий, информационных технологий, Т. С. О, демонстрации таблиц, схем, опытов и т. д. Все выше названное способствует созданию зрительных образов у школьников и тем самым повышает эффективность данной формы обобщения и систематизации его знаний. Кроме того, важно учитывать, что через 15-20 минут однообразной деятельности у подростка наступает утомление. Необходима смена деятельности во время лекции. Обобщающая лекция обычно завершает изучение темы, систематизирует и углубляет знания по теме, полученные на уроках, лабораторных и пpaктических занятиях, семинарах и других формах образовательной деятельности. Такие лекции более целесообразны при изучении сложных для восприятия тем, больших по объему информации, имеющих важное место в программе курса. Например, такие: “Клетка – структурная и функциональная единица живого”, “Взаимосвязь онтогенеза и филогенеза в эволюции органического мира на Земле” и др.
Оправдало себя и использование семинарских занятий. Они способствуют значительному повышению эффективности образовательного процесса школьников. Это форма коллективной и самостоятельной работы учащихся. Обычно это беседа или дискуссия, в процессе которой анализируются и углубляются основные положения ранее изученной темы, конкретизируются знания, закрепляются умения. В процессе подготовки к семинару, учащиеся формируют навыки самообразования, общеучебные навыки, умения работать с источниками знаний (учебники, компьютеры, энциклопедии, словари и др. ). Такая деятельность способствует развитию самостоятельности, доказательности мышления, что развивает школьника как личность. В ходе семинарского занятия они учатся обсуждать поставленные вопросы, самостоятельно анализировать ответы товарищей, аргументировать свою точку зрения, оперативно и гибко использовать свои знания. У школьников отpaбатывается умение составить и оформить реферат, где логично изложить свои мысли, подобрать факты из разных источников информации, найти убедительные примеры. Сами выступления в ходе семинара развивают монологическую и диалогическую речь участника, повышают его культуру общения. Чтобы научить учеников с пользой принимать участие в семинарах, учитель должен разъяснить правила подготовки сообщения, научить составлять его план и подбирать содержание и объем. Обязательно перед семинаром просмотреть подготовленное выступление и оказать корректирующую помощь. Желательно к семинару подготовить всех учеников класса. Для этого необходима предварительная работа: ознакомление с темой, планом и вопросами для обсуждения.
Подготовку семинара можно спланировать следующим образом:
- Выбор темы, определение задач семинара.
- Подготовка вопросов для обсуждения.
- Распределение заданий и тем для выступлений.
- Организация предварительной работы по подготовке сообщений: консультации, коррекция содержания, объема, формы.
- Отработка структуры семинарского занятия, выбор методов и приемов проведения занятия, подбор оборудования и наглядности.
Структура семинара возможна такая:
- Вводное выступление учителя, в котором он напоминает задачи семинара, знакомит с планом проведения занятия, ставит проблему.
- Выступления учащихся по заданным темам (сообщения, доклады, демонстрации и т. д. ).
- Дискуссия, обсуждение выступлений.
- Подведение итогов. На этом заключительном этапе, учитель анализирует выступления участников, оценивает их активность в дискуссии, обобщает материал, делает выводы.
- Домашнее задание (дается преподавателем для закрепления полученных знаний).
Темы для семинаров можно взять такие:
- “Развитие органического мира на Земле в свете учения о главных направлениях эволюции”.
- “Биосоциальная природа и социальная сущность человека”
- “Клетка как основа структурная и функциональная единица живого”
- “Использование генетических знаний для развития учения об эволюции и решения пpaктических задач медицины и селекции”
- “Учение об экологических системах как научная основа охраны природы”
Примером может служить семинар на тему: “Развитие органического мира на Земле в свете учения о главных направлениях эволюции”:
- учитель мобилизирует участников напоминанием об огромном значении знаний о развитии органического мира на Земле и подводит класс к решению проблемы о главных направлениях этого процесса, обусловленного действием фактора эволюции
- выступления участников семинара:
а) “Главное направление развития органического мира – ароморфоз”
Во время этого выступления второй ученик у доски записывает сведения об основных чертах идиоадаптации, а третий, используя таблицу “Соотношения направлений эволюции органического мира”, обдумывает вопрос о взаимосвязи направлений эволюции. Еще один ученик на доске перечисляет важнейшие ароморфозы, которые произошли в мире растений. После заслушивания первого и третьего выступающего и анализа записей на доске, организуется дискуссия, обсуждение по этим вопросам.
б) После этого слушается сообщение об основных ароморфозах в мире животных. В это время еще один из учащихся записывает на доске план сообщения об идиоадаптациях в мире животных. Эту запись ученики комментируют с места. Один из участников – одновременно записывает на доске причины вымирания древних пресмыкающихся, а учитель организует обсуждение этого факта. После хаpaктеристики ароморфозов в животном мире, обсуждаются ароморфозы, обусловившие появление голосеменных и цветковых.
в) Затем заслушивается сообщение об идиоадаптациях у покрытосеменных и насекомых, млекопитающих, птиц. В обсуждении этого сообщения обосновывается значение вышеназванных идиоадаптаций в комплексном развитии органического мира на Земле.
г) Завершает семинар ученик с сообщением о движущих силах эволюции как основе, доказывающей, что каждый вид растения и животного – результат длительной эволюции, он бесценен, и нельзя допустить его исчезновения с лица Земли.
В заключении оцениваются учащимися выступления участников, делаются выводы, дается домашнее задание.
Выше названные формы обобщения и систематизации знаний больше подходят для учащихся старших классов. Однако обобщать и систематизировать знания необходимо с самого начала обучения предмету.
Одно из важных мест в образовательном процессе школьника любого класса занимают домашние задания, но только в случае их правильной организации. От этого зависит успешность овладения знаниями и умениями по предмету, происходит развитие познавательной самостоятельности и логического мышления у детей. Домашние задания способствуют формированию добросовестности и аккуратности, проявления инициативы, а главное не ограничивают во времени выполнения. Следует учесть, что они должны быть дифференцированы по форме выполнения и уровню познавательных задач, точнее – адаптированы по возможности к каждому ученику. Только в этом случае они будут выполнять функцию обобщения и систематизации учебного материала. Ведь один ученик может справиться с заданиями репродуктивного хаpaктера, другой способен самостоятельно составить схему, заполнить таблицу, а третий может подготовить сообщение с использованием дополнительной литературы и других источников. Чтобы домашние задания выполняли свое назначение, учителю необходимо знать индивидуальные потенциальные возможности каждого своего ученика, чтобы в соответствии с ними предлагать ему домашние задания, посильные для него по содержанию, форме, объему, уровню, в то же время развивали его способности. В то же время они не могут быть ниже учебного стандарта по предмету. Недооценка учителем важности четко организованных домашних заданий приводит к пробелам в знаниях, нерациональной трате времени следующего урока. В результате образовательный процесс не обеспечивает прочное овладение учащимися необходимого объема знаний на соответствующем по сложности для него уровне. Это сдерживает развитие обучающегося. Чтобы домашняя работа ученика стала связующим звеном между предшествующим и последующим уроками, ее содержание необходимо логически увязывать с изученным ранее материалом и направлять на решение задач, поставленных перед предстоящим уроком. Одним словом с этой целью необходимо четкое планирование повторения изученного ранее. В планировании урока нужно тщательно отобрать материал для повторения, сформулировать к нему вопросы и задания, которые будут нацелены на восстановление в памяти опopных знаний, обеспечить доступность их выполнения, для каждого учащегося, а главное не занимать у него слишком много времени.
Для примера к уроку “Дыхание листа” (6 кл) повторить дома знания о дыхании семян и корня, найти в учебнике ответы на вопросы: какие газы поглощаются и выделяются семенами и корнями при их дыхании.
Для лучшего усвоения материала о происхождении разных групп организмов, на дом надо дать повторить внешнее и внутреннее строение организмов предыдущих таксонов, чтобы в сравнении установить черты сходства и различия и сделать выводы о происхождении. В зависимости от подготовленности учеников, можно давать и более сложные домашние задания. К примеру, для обобщающего урока о строении и функциях листа у растений, дома можно предложить самостоятельно изучить материал о “листопаде”, на уроке больше времени и внимания уделить закреплению знаний о значении листа.
Восьмиклассники дома могут самостоятельно рассмотреть материал о малокровии, а на уроке учитель сконцентрирует их внимание на приобретении знаний об эритроцитах и лейкоцитах. Тем не менее, не следует на дом давать изучение основных вопросов следующего урока. Это непосильно большинству обучающимся. Важное условие полезности домашних заданий состоит в обучении учеников на уроке способам их выполнения. Ученик, получая задание домой, должен четко представлять как его выполнить. Не менее важна и систематическая проверка качества выполнения домашней работы учащимися. Используя устный опрос, графический и другие методы и формы учета и контроля знаний учеников, важно подчинить их выявлению качества выполнения: полноты и правильности записей в тетради при заполнении таблиц и составлении схем, формулировании выводов по результатам наблюдений и опытов.
Отличной формой обобщения и систематизации знаний по темам могут быть уроки обобщения. Для облегчения восстановления в памяти учеников пройденного материала, на обобщающих уроках следует использовать в основном уже знакомые школьникам наглядные пособия и оборудование.
Во избежание перегрузки учащихся, задания на дом перед таким урокам лучше дать по обобщающей статье (параграфу) в учебнике, где достаточно полно освещены вопросы темы.
Примером может служить урок в 6 классе по теме “Строение живого организма”.
Тема: “Что такое живой организм?
Цели:
- воспитательная – продолжить формирования понятия “Единство органического мира на Земле”;
- образовательная – обобщить, систематизировать, проконтролировать и оценить знания по теме “Строение живого организма”;
- развивающая – закрепить и усложнить умения работать с учебником, иллюстрациями, продолжить воспитание навыков культуры умственного труда в процессе сравнения, анализа, формулировки выводов.
Оборудование: текст контрольной работы на доске, экспозиционный материал в кабинете, текст и рисунки к теме в учебнике, записи и схемы в тетради.
Ход урока
I. Организационный момент
1 Сообщить тему и цели урока.
2 Правила оценки, предложенных в контрольной работе, заданий.
II. Выполнение контрольной работы
I. Назови царства живой природы (растения, животные, грибы, лишайники, бактерии, вирусы)
Вопросы:
1) Какие организмы не имеют клеточного строения? (вирусы)
2) Какие организмы в клетках не имеют оформленного ядра? (бактерии)
Вывод: значит живые организмы (кроме вирусов) построены из клеток.
II. Какие признаки живых организмов отличают их от неживой природы? (питание, дыхание, кровообращение, выделение, рост, развития, размножение, гибель)
Вопросы: 1) Какой процесс объединяет первые 4-е признака живых организмов? (обмен веществ)
III. Выбери органоиды растительной и животной клеток из перечня:
1) цитоплазма,
2) ядро,
3) рибосомы,
4) аппарат Гольджи,
5) хлоропласты,
6) лизосомы,
7) вакуоли,
8) митохондрии,
9) целлюлоза,
10) хитин,
11) ? Какой это? (оболочка)
растения -1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 11
животные - 1, 2, 3, 4, 6, 8, 10, 11
Вопросы:
1) Какие два выполняют одинаковую работу, помогая друг другу? (лизосомы, аппарат Гольджи)
2) Самые главные в клетках растений? (хлоропласты)
IV. Выбери ткани растений и животных из перечня: 1) покровная, 2) мышечная, 3) проводящая, 4) соединительная, 5) нервная, 6) фотосинтезирующая, 7) эпителиальная, 8) механическая, 9) образовательная, 10) запасающая.
растения -1, 3, 6, 8, 9, 10; животные –2, 4, 5, 7.
Вопросы: 1) Какая ткань у растений соответствует по функции эпителиальной у животных?
(покровная)
2) Какая ткань согласует работу животного организма? (нервная)
3) Чем она образована? (нейронами)
V. Какие органы и системы органов относятся к растениям, животным?
1) стебель, 2) пищеварение, 3) выделение, 4) лист, 5) плод, 6) кровообращения, 7) дыхания,
8) размножения, 9) опоры и движения, 10) эндокринная, 11) корневая, 12) цветок.
растения -1, 4, 5, 11, 12; животные –2, 3, 6, 7, 8, 9, 10.
Вопросы:
- Какая система в организме животного главная? (нервная)
- Чем она занимается? (регулирует и согласует деятельность других)
- Есть ли у растений такая система? (нет)
- Что регулирует жизнедеятельность растений? (ростовые вещества)
- Могут ли живые организмы, обходиться без внешнего вмешательства в их жизнедеятельность? (да)
- Значит они сами себя регулирует и контролируют? (да)
Вывод: живые организмы обмениваются веществами с окружающей средой, значит они открыты для нее, могут сами регулировать жизненные процессы, значит они саморегулирующиеся.
VI. Дай определение понятиям:
Рост – увеличение размеров за счет деления клеток;
Развитие – формирование органов и систем органов в процессе роста;
Размножение - воспроизведение себе подобных.
Вопросы:
1) Какие два способа деления клеток тебе известны? (митоз, мейоз)
2) В каких процессах они происходят? (митоз – рост и развитие, мейоз – размножение, оплодотворение)
3) Необходимо ли вмешательство из вне для того, чтобы происходило размножение организмов? (нет)
Вывод: живой - организм самовоспроизводит себя без вмешательства извне
VII. Распредели по порядку, начиная от мелкого к более крупному и сложному:
1) организм,
2) клетка,
3) система органов,
4) ткань,
5) орган (2, 4, 5, 3, 1)
Вопросы: Может ли какая-то часть организма существовать отдельно от него? (нет)
Вывод: живой организм – это система взаимосвязанных между собой органов и систем органов.
VIII. Общий вывод по уроку: Что такое живой организм?
1) Живой организм – это система открытая, саморегулирующаяся, самовоспроизводящая, построенная из клеток.
2) Оцени свою деятельность за урок.
3) Нарисуй свое настроение в начале урока и в конце.
Очень многое в эффективном овладении школьниками системой знаний и умений по предметам школьной программы зависит от методов обучения, которые создают успех учителя в решении задач обучения, развития и воспитания современного подростка, если они играют роль взаимосвязи деятельности учителя и учащегося в образовательном процессе. В работе учителя любой метод обучения призван выполнять три, неотделимые друг от друга функции – обучающую, развивающую и воспитывающую. Такая многофункциональность методов образовательной деятельности обязывает учителя использовать их таким образом, чтобы они способствовали усложнению и развитию познавательной деятельности индивидуально каждого ученика, а так же воспитанию его личности и определению профиля его последующего образования и приобретения профессии в будущем. Методов обучения очень много, но и каждый учитель – индивидуальность, равно как и каждый его ученик. Выбор методов, приемов, форм образовательной деятельности с обучающимися в современной школе – это право учителя. Но главная цель, ради которой это должно делаться – воспитание достойного образованного гражданина.
Комментарии:
Урок проводится после изучения темы "Эволюционное учение" с целью формирования понимания взаимосвязи между знанием по теории эволюции и охраной среды. На уроке учащиеся приходят к выводу о том, что эволюционный подход необходим для планирования и предвидения результатов вмешательства человека в окружающую среду. Модель урока может быть успешно реализована не только на уроках биологии, но и на уроках по другим предметам: физики, химии, географии. ...
27 12 2025 23:42:12
В данной работе использован метод проектов, который позволяет развивать познавательные интересы учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном прострaнcтве. Данный проект поможет детям проявить себя, обрести уверенность в собственных силах, благоустроив школьный двор....
26 12 2025 2:46:13
Критическое мышление – это разумное рефлективное мышление, сформированное на решении того, во что верить и что делать, поиск здравого смысла: как рассудить объективно и поступить логично с учётом, как своей точки зрения, так и других мнений....
25 12 2025 5:13:47
Учащиеся разделены на 5 групп, учитель играет роль заведующего кафедрой «Строение и функции клеточных структур эукариотической клетки». В ходе виртуальной экскурсии «учащиеся» посещаю все лаборатории, где «ученые» выполняют лабораторные работы, компьютерное и механическое моделирование и рассказывают и презентуют свои исследования в области изучения строения и функций эукариотической клетки, используя при этом дидактические материалы – таблицы, электронные фотографии, муляжи, делает рабочие зарисовки. Творчески освещают деятельность Антони Левенгука (сценка). Отвечают на вопросы друг друга и «заведующего кафедрой»....
24 12 2025 11:31:30
Я хочу представить материалы Недели биологии и химии в школе. Воспитание познавательной активности, мотивации учеников, развитие гражданского отношения к таким сторонам жизни, которые недостаточно познаны, полны тайн, загадок, требуют своего раскрытия в коллективных делах, а неделя учебного предмета помогает решать эти вопросы.
...
23 12 2025 20:24:12
Данный урок проводится как заключительный по теме «Млекопитающие» в рамках программы по биологии 7-го класса. В ходе урока сочетаются методы беседы и дискуссии, групповой и индивидуальной работы, информационных и др. технологий. Данный урок способствует расширению кругозора школьников, развитию их интереса к биологии, формированию бережного отношения к живой природе....
22 12 2025 7:10:38
В статье раскрывается специфика организации педагогического процесса, направленного на формирование исследовательской компетентности. Автор, на основе собственного опыта, выделил основные проблемы сопровождения учебного исследования и позицию учителя в решении возникающих вопросов....
21 12 2025 0:53:49
Урок убедительно, на фактах, сообщает учащимся о вреде курения, особенно в подростковом возрасте....
20 12 2025 17:28:20
Цель урока: углубить знания учащихся об особенностях воздействия человека на окружающую среду. Особый акцент делается на определении значения природы в нашей жизни, развитии у школьников мотивации и стремления оберегать ее. Содержание и особенности проведения урока позволяют подготовить учеников к домашнему сочинению, работа над которым должна активизировать рефлексивные и ценностные личностные психологические механизмы обучающихся, способствовать формированию их экологического сознания....
19 12 2025 11:10:33
С помощью проблемных вопросов и задач учащиеся самостоятельно находят ответы на вопросы о сути процесса фотосинтеза и его значении. Опыты Ван Гельмонта, Д. Пристли и высказывания Тимирязева позволяют учащимся лучше понять, что такое воздушное питание растений....
18 12 2025 14:33:10
На динамичном этапе развития школы возникают трудности, которые связаны с объективными изменениями в общественной жизни. К ним относятся использование ИКТ-ресурсов, информационный поток, не подверженный цензуре и научному рецензированию, смена ценностных ориентаций, изменение запроса к учителям в отношении ведущих компетенций, которые необходимо формировать у воспитанников....
17 12 2025 20:53:41
Внеклассное занятие «Правильное питание – основа здоровья» проводится для учащихся 8-го класса, изучающих биологию человека, при изучении темы «Пищеварительная система». Древняя мудрость гласит: все болезни к нам приходят через рот. Действительно, правильное питание играет важную роль для сохранения здоровья. Что означает правильное питание, школьники узнают на данном мероприятии. Проведенное предварительное анкетирование привлечет интерес учащихся, ведь говорить они будут о том, как питаются сами....
16 12 2025 0:11:56
Одной из целей преподавания биологии является развитие творческого воображения (РТВ) у учащихся, т.к. творческие способности позволяют: расширить, углубить и переосмыслить уже имеющиеся знания; повысить познавательный интерес к предмету; реализовать творческие способности; обеспечить детям максимальную возможность активной деятельности. Творческое воображение можно и нужно развивать, особенно у детей. Чем меньше возраст, с которого начинаются занятия, тем выше результаты в будущем. Во многих школах города вводятся курсы ТРИЗ и РТВ, но эти предметы зачастую не связаны с теми дисциплинами, которые изучают учащиеся в школе. Происходит разрыв теории и пpaктики. В своей работе я попыталась совместить методики ТРИЗ и РТВ и уроки биологии и предлагаю некоторые варианты использования ТРИЗ и РТВ на уроках биологии....
15 12 2025 1:28:58
Урок позволяет сформировать у учащихся понятие о многообразии одноклеточных, особенностях строения и жизнедеятельности представителей типов Споровики, Инфузории, о роли одноклеточных в биосфере. Развивает умения пользоваться различными источниками информации, выделять главное, сравнивать и делать выводы.
...
14 12 2025 11:55:53
Решать проблемный вопрос "Почему витамины — обязательная часть пищи и как их сохранить в пищевых продуктах?" помогают частично-поисковый и исследовательский методы. Изучение нового материала строится на использовании субъектного опыта учеников, и новый материал лишь уточняет и дополняет знания учащихся. Работа в группах способствует формированию коммуникативной, информационной и технологической компетентностей учащихся.
Результат учащиеся получают непосредственно на уроке, он является личностно-значимым, поэтому данное учебное занятие можно назвать здоровьесберегающим....
13 12 2025 1:54:25
Совершенствование урока по содержанию и по форме одна из задач учителя. На уроке происходит процесс воспитания и развития личности. Развиваются умения и навыки, внутренний мир человека. Учительская задача – создать такую учебную среду, где обучение происходит в деятельности, чтобы ребенок на уроке был активен, развивался, творил, сам строил свои знания....
12 12 2025 6:24:58
В сборнике обобщен опыт по подготовке летних экологических пpaктикумов за период 2004—2011 гг. Собранный материал представляет собой программу, апробированные методики исследования природных объектов, а также сценарии вечеров, прогулок и игр, которые заинтересованный педагог, организатор может использовать в своей работе. Материалы сборника могут быть использованы организаторами экспедиций, пpaктикумов и летних смен эколого-биологического направления....
11 12 2025 4:30:10
Данная работа ставит своими целями: повторить, закрепить и обобщить знания о строении клетки и её функциях; продолжить формирование умений сравнивать, обобщать, анализировать, делать выводы, аргументировать, работать в группе; развивать логическое мышление, творческие способности; убедить в важности изучения клетки для научно-технического прогресса.
...
10 12 2025 16:53:52
В ходе урока дети знакомятся с общей хаpaктеристикой грибов, строением, разнообразием, а также с основными процессами жизнедеятельности. В качестве основных единиц обучения в данном уроке используются элементы ИКТ (презентация), смена видов деятельности, стимулирующие высокую познавательную активность, мотивацию. В конце урока проводится первичный контроль знаний, исходя из результатов которого можно уже на уроке определить степень усвоения знаний и дать учащимся дифференцированное домашнее задание....
09 12 2025 18:29:14
Митохондрии - это микроскопические мембранные органоиды, которые обеспечивают клетку энергией. Поэтому их называют энергетическими станциями клеток....
08 12 2025 11:29:47
На уроке учащиеся знакомятся с некоторыми видами голосеменных растений Амурской области, с представителями семейств хвойниковые, сосновые. Развивают познавательный интерес к природе Амурской области. Формируют навыки умения самостоятельно приобретать, обобщать и сравнивать знания....
07 12 2025 1:14:49
Урок знакомит учащихся с представителями царства бактерии, строением, жизнедеятельностью и распространением на Земле. Формирует умение делать выводы на основании полученной информации, навыков исследовательской деятельности. ИКТ повышают познавательный интерес к предмету....
06 12 2025 19:51:55
Урок знакомит со строением, классификацией и функциями углеводов, многообразием и функциями липидов, формирует познавательный интерес и мотивацию к изучению живой природы, умения сравнивать, делать вывод, рассуждать, формулировать определения; строить логическую цепь рассуждений, соотносить понятия....
05 12 2025 12:31:54
Работа содержит олимпиадные задания для учащихся 7–8-х классов. Предусмотрены различные формы тестов, которые позволяют более объективно оценить ответы учащихся. Требования к уровню подготовки школьников – базовый уровень....
04 12 2025 14:55:12
В живой клетке происходит непрерывное движение веществ – из внешней среды в клетку и из клетки во внешнюю среду. Через живые системы проходят потоки веществ и энергии: именно их и называют открытыми системами. Обмен веществ и энергии в живой материи – последовательное потрeбление, превращение, использование, накопление, потеря веществ и энергии в организмах. Обмен веществ лежит в основе самосохранения, роста, развития, самовоспроизведения, адаптации к изменяющимся условиям среды.
...
03 12 2025 7:14:13
В статье представлен опыт пропаганды здорового образа жизни среди учащихся с целью изменения отношения детей и подростков к вредным привычкам....
02 12 2025 16:20:40
Данный урок включает в себя применение мультимедийных технологий, что позволяет более широко и наглядно продемонстрировать карту звездного неба, расположение созвездий, помогает работать учителю совместно со всем классом по карте звездного неба, дополняя свой рассказ изображением слайдов....
01 12 2025 22:34:16
Жизнь на Земле существует несколько миллиардов лет благодаря способности организмов к размножению — воспроизведению себе подобного потомства. Способы...
30 11 2025 19:50:54
Какой только воды не бывает на свете. Есть вода морская, а есть речная, озерная, ключевая, «мертвая», «живая», питьевая, колодезная и водопроводная, дождевая. Чистая, грязная, целебная - в общем, разная. Урок раскрывает все удивительные свойства воды с точки зрения естественных наук (биологии, химии, географии и физики). В ходе урока обучающиеся сообщают о фактах воды, выполняют пpaктическую работу раскрывающие уникальные свойства воды....
29 11 2025 3:17:28
Урок знакомит учащихся с историей создания наиболее известных отечественных сортов культурных растений, основополагающей ролью общебиологических закономерностей для сельскохозяйственной пpaктики. Учащиеся углубляют знания о селекции растений; идет формирование знаний об основных методах селекции растений, раскрытие значения работ русских ученых-селекционеров по выведению новых сортов культурных растений....
28 11 2025 1:11:48
Разработка представляет собой один из вариантов урока по теме "Приспособленность организмов и её относительность". Изучение адаптаций организмов необходимо проводить на объектах, которые приспособлены к местным условиям. На уроке в большем объеме представлена информация об обитателях Кольского полуострова.
...
27 11 2025 21:32:15
лучшие книги для подготовки к ЕГЭ РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА Сегодня на прилавках книжных магазинов можно встретить всевозможные учебные пособия для подготовки к ЕГЭ, у покупателя глаза «разбега…...
26 11 2025 14:15:16
Игра начинается с проверки домашнего задания каждой комaнды. В первом туре комaндам предлагается ответить на 12 вопросов (тематика – стандартные вопросы по теме «Земноводные»), во втором туре – на 9 вопросов (вопросы высокого уровня). В третьем туре участвуют две комaнды, предлагается 6 вопросов (вопросы повышенного уровня, включающие вопросы по экологии) и ребусы.
...
25 11 2025 19:36:46
Урок биологии в 11-м классе с целью конкретизации понятия «факторы эволюции» на материале этапов антропогенеза. На уроке у учащихся формируются представления о том, какие факторы антропогенеза на каждом его этапе являлись главными, а какие – второстепенными....
24 11 2025 13:25:44
Проект предназначен для учащихся 6, 8 и 10-х классов школы, учителей биологии, экологии, географии, химии, классных руководителей 1–11-х классов. Посвящен созданию зеленого уголка в школе, действующего весь учебный год в качестве учебно-методического кабинета. На его базе будет проводиться проектно-исследовательская работа учеников, экскурсии, выращивание растений для школы и населения поселка....
23 11 2025 0:56:36
Первый урок в теме «Царство растений». В ходе урока учащиеся знакомятся с удивительным миром растений и их ролью в природе и жизни человека, изучают классификации растений по особенностям строения и районы их распространения....
22 11 2025 14:47:41
Урок направлен на изучение наиболее распространенных видов соцветий. Прививает навыки в определении простых и сложных соцветий и в записи их схем. Раскрывает биологическое значение соцветий, формирует эстетическое отношение к окружающему миру....
21 11 2025 13:35:24
Цели урока: обобщить знания о географических объектах, сформировать представление о месте обитания мха-сфагнума; сформировать у учащихся представление о строении, значении и применении мха - сфагнума; развивать аналитико-синтетические навыки, развивать умение устанавливать причинно-следственные связи; активизировать познавательный интерес учащихся, прививать любовь к природе и бережное отношение к природным объектам....
20 11 2025 23:12:21
Урок предлагается для использования его учителями вечерних школ в условиях, когда на географию и биологию в учебном плане школы отводится 1 час в неделю. Урок поможет познакомить учащихся с особенностями природы и типичными представителями флоры и фауны арктического, субарктического и умеренного поясов....
19 11 2025 15:21:37
Приводится перечень необходимого оборудования и план проведения занятия, показана логическая структура докладов учащихся, даны хаpaктеристики рассматриваемых животных и краткое содержание некоторых сообщений....
18 11 2025 5:22:50
Учебные игры применяются для развития умений использовать полученные знания на пpaктике. Процесс игры позволяет формировать качества активного участника игрового процесса, развивать способности, которые могут быть обнаружены в других условиях и ситуациях. Гибкая система учебных игр позволяет обучаться с интересом, а от возможности выбора игр этот интерес только возрастает....
17 11 2025 7:19:56
Актуальность урока обусловлена проблемой формирования у подростков осознания необходимости изучения своего организма, способствующего формированию и укреплению здоровья. Автор знакомит учащихся с процессами физической и химической обработки пищи в ротовой полости, регуляцией слюноотделения, строением и типами зубов....
16 11 2025 3:23:39
На уроке учащиеся знакомятся с гигиеной воздушной среды, возможными нарушениями дыхания, узнают приемы оказания первой помощи при нарушении дыхания, показания к искусственному дыханию....
15 11 2025 0:19:43
Интегрированный урок (биология + психология), 8-й класс: "Как действуют органы чувств и анализаторы". На данном уроке с точки зрения двух наук (биологии и психологии) рассматривается работа органов чувств; впервые вводится понятие анализатор; изучается строение анализатора; учащиеся узнают, что такое зрительные иллюзии. Основная идея урока заключается в том, чтобы опытным путём, вместе с учащимися выяснить, как работают органы чувств; как создаётся целостное восприятие мира.
...
14 11 2025 12:58:50
На уроке рассматриваются различные приспособительные особенности живых организмов и относительный хаpaктер адаптации, раскрывается механизм и роль приспособления. ...
13 11 2025 0:31:24
Содержание урока носит комплексный хаpaктер, учащиеся знакомятся с общими признаками класса, получают дополнительную информацию об амфибиях. Материал к уроку подготовлен вместе с учащимися.
...
12 11 2025 3:40:19
Эта настольная игра показывает противоречия между охранной природы и экономическим развитием и помогает обсудить проблемы влияния экономического развития на окружающую среду. Победа здесь имеет центральное значение, когда один из игроков не оставляет шансов на спасение своему противнику, вторгнувшись на его территорию.
...
11 11 2025 1:25:52
Представлена разработка одного из цикла уроков по теме «Опopно-двигательная система». Урок является примером использования интеpaктивного пособия «Мышцы», созданного автором. Пособие применяется на всех этапах урока: как для иллюстрации объяснения нового материала, так и на этапе актуализации, закрепления и первичного контроля усвоения знаний....
10 11 2025 12:20:49
Предлагаемый урок рассчитан на 2 часа и проводится в рамках изучения раздела «Тип Хордовые. Класс Птицы» после изучения темы «Размножение и развитие птиц». Дидактическая цель урока: создать условия для осмысления новой учебной информации, применение ее в знакомой и новой учебной ситуации – при проверке уровня усвоения системы знаний и умений....
09 11 2025 17:59:27
На данном уроке учащиеся определяют место грибов в системе органического мира через разнообразные формы деятельности. Во-первых, учащиеся самостоятельно знакомятся с грибами и составляют обзорную визитную карточку, работая в малых группах. Во-вторых, составляют таблицу, где наглядно показывают сходство грибов с растениями и животными. В-третьих, выявляют особенности индивидуальных признаков, присущие только грибам.
В процессе разрешения проблемной ситуации раскрывают причинно-следственные связи между природой и грибами, а также между грибами и другими живыми организмами.
...
08 11 2025 7:33:31
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::





Урок изучения нового материала в 11-м классе по общей биологии по теме "Основные этапы (стадии) эволюции человека — антропогенеза"
Значение животных в природе и жизни человека