Урок-исследование "Условия прорастания семян"
Урок-исследование – это урок, который максимально повышает уровень познавательной активности школьников, побуждает их к старательному учению. Все учащиеся класса на уроке работают интенсивно, с интересом и желанием.
Внимательно слушают – думая
Наблюдают – думая
Читают – думая
Выполнят пpaктические задания – думая.
1. По дидактической цели урок «Условия прорастания семян» – урок изучения нового материала, по содержанию элементов исследовательской деятельности – урок «Образец исследования» (начальный уровень).
2. Дидактические задачи урока: помочь учащимся самостоятельно разработать условия и сформировать определение основного понятия; научить их получать информацию об этом понятии.
3. Педагогические задачи урока: познакомить учащихся с особенностями процесса научного познания, ступенями исследовательской деятельности; научить их различать проблемы, формировать и отбирать полезные гипотезы, интерпретировать данные, делать выводы; заинтересовать учащихся исследовательской деятельностью.
4. Главное в уроке – это совместный поиск
истины.
Урок-исследование расширяет круг чтения
учащихся, формирует умения самостоятельно
находить решение поставленной проблемы,
обращаясь к различным источникам и эксперименту,
доказывать своё мнение, правильно строить речь.
5. Учащиеся работают в группах по 4-5 человек, в которые объединяются учащиеся на основе своих склонностей, интересов, способностей, психологических предпочтений. Каждой группе даётся задание, инструкция по выполнению эксперимента, алгоритм по которому необходимо подготовить отчёт. Группы проводят исследовательскую работу, благодаря чему осуществляется задача школы – научить учащихся добывать знания. Учащиеся решают проблемный вопрос и добывают часть новых знаний путём самостоятельного выполнения и обсуждения эксперимента. До выполнения эксперимента учащимся известна лишь его цель, но не ожидаемый результат.
Группа № 1.получила задание ответить на
вопросы: Нужна для прорастания семян вода? Как
поступает вода в семя?
Группа № 2. получила задание ответить на
вопрос: Нужен семенам кислород для прорастания?
Группа № 3.получила задание определить как
влияют температурные условия на прорастания
семян.
Группа № 4 получила задание ответить на вопрос:
Нужен для прорастания семян свет?
Группа № 5 получила задание определить всхожесть
семян.
6. На уроке каждая группа выступает с кратким
докладом и демонстрацией результатов работы:
отвечает на вопросы, проводит самоанализ, делает
выводы.
Урок ведёт учитель. Он ставит задачи, руководит
обсуждением, подводит итоги.
Такой урок для учеников – переход в иное
психологическое состояние, это другой стиль
общения, положительные эмоции, ощущение себя в
новом качестве. Всё это возможность развивать
свои творческие способности, оценивать роль
знаний и увидеть их применение на пpaктике,
ощутить взаимосвязь разных наук, это
самостоятельность и совсем другое отношение к
своему труду.
Для учителя такой урок, с одной стороны, –
возможность лучше узнать и понять учеников,
оценить их индивидуальные особенности, решить
внутриклассные проблемы (например, общения). С
другой стороны, это возможность для
самореализации, творческого подхода к работе,
осуществления собственных идей.
Цель: изучение условий прорастания семян.
Задачи:
- познакомить учащихся с процессом прорастания семян, питанием и ростам проростков,
- развивать умения наблюдать, устанавливать причинно-следственные связи,
- обобщать и делать выводы, применять полученные знания на пpaктике, развивать навыки самостоятельной работы с учебником,
- воспитывать бережное отношение к растениям.
Оборудование: результаты опытов по
выявлению условий, необходимых для прорастания
семян;
таблица «Прорастание семян», «Строение семени».
Тип урока: урок-исследование.
Учебник: Пасечник В.В. Биология. 6 класс. Бактерии, грибы, растения: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М.: Дрофа.
ХОД УРОКА
I. Актуализация знаний
Учитель: Жизнь цветкового растения
начинается с семян. Семена растений различаются
по форме, окраске, размерам, весу, но все они имеют
сходное строение.
– Какое строение имеет семя фасоли? (Тренажёр на
интеpaктивной доске)
– Какое строение имеет зерновка пшеницы?
(Тренажёр на интеpaктивной доске)
– Чем различаются зародыши двудольных и
однодольных растений?
– Что такое семя?
II. Изучение нового материала
1. Учитель формулирует познавательную задачу.
Учитель: Пока семя находится в состоянии покоя, процессы жизнедеятельности протекают в нём вяло и их очень трудно заметить, но стоит семени попасть в благоприятные условия, как они активизируются, и семя прорастает и даёт жизнь новому растению.
Видео «Прорастание семян пшеницы» 1С: Школа. Биология, 6 класс Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. Образовательный комплекс. Издательский центр «Вентана-Граф», текст учебника с иллюстрациями, 2006.
Учитель: Как узнать точно, при каких условиях начинается прорастание? Что же нужно, чтобы из маленького твёрдого семени начало развиваться растение? Для этого их нужно спросить. Вопросы растениям надо ставить так, чтобы они могли ответить кратко «да» или «нет». Отвечают они не словами, а своим ростом.
2. Условия прорастания семян. (Беседа по результатам опытов по выявлению условий, необходимых для прорастания семян, заложенных заранее.)
Учитель: Каждый из вас задал свой
вопрос сменам фасоли, поместили семена в разные
условия. Как же ответили семена на вопросы
условий?
Заслушаем отчёт группы «Вода» (Приложение
1, слайды 3, 4, 5)
Ученик: Наша группа «Вода» в разговоре
с растениями задала вопрос семенам: Нужна вам для
прорастания вода?
Чтобы получить ответ мы взяли два стакана. На дно
стаканов положили 10 семян фасоли. В первом
стакане семена оставили сухими. Во второй на дно
налили немного воды. Через три дня в стакане, где
была вода, семена проросли. В стакане без воды
семена не изменились.
Вывод: вода – необходимое условие прорастания семян.
Ученик: Как поступает вода в семя?
Мы взяли 16 семян фасоли. У четырёх замазали
пластилином микропиле, у четырёх рубчик, у
четырёх всю кожуру, оставив открытыми рубчик и
микропиле, а четыре не трогали и налили немного
воды. Через четыре дня получили ответ на вопрос.
Семена у которых замазали микропиле не набухли.
Семена с замазанными рубчиками проросли. Семена,
у которых замазали кожуру, но оставили открытыми
рубчик и микропиле – проросли. Семена
оставленные без изменения тоже проросли.
Вывод: Через маленькое отверстие семявход (микропиле) семя дышит, через него внутрь семени поступает вода, после чего семя набухает и прорастает.
Учитель: Для прорастания семян
растений требуется различное количество воды.
Например, семена гороха поглощают воды в полтора
раза больше своей массы. Зерновкам кукурузы воды
требуется в два раза меньше их массы, а для
засухоустойчивого злака, просо, – четвёртая
часть от массы высеваемых зерновок.
Вода, проникнув в семя, вызывает его набухание.
Семя увеличивается в объёме. Переходят в
растворимое состояние запасные питательные
вещества, находящиеся в эндоcпepме и семядолях.
Они разжижаются и становятся доступными к
использованию живым зародышем. Питательные
вещества обеспечивают первоначальное питание
зародыша.
– Следующий вопрос семенам фасоли задаёт группа «Воздух» (Приложение 1, слайды 7, 8)
Ученик: группа «Воздух» задала вопрос
семенам: Нужен семенам кислород для прорастания?
Чтобы получить ответ в два стакана поместили 10
семян фасоли. Первый стакан до краёв наполнили
кипячённой охлаждённой водой. Во втором стакане
семена лишь смочили. Стаканы прикрыли стеклом и
поставили в тёплое место. Через три дня в стакане
с небольшим количеством воды семена проросли. В
стакане, наполненном водой, семена набухли, но не
проросли. Здесь вода вытеснила из стакана воздух,
необходимый семенам для дыхания.
Вывод: кислород воздуха важное условие прорастания семян и развития проростка.
Учитель: Семенам разных растений необходимо различное количество воздуха. Семена риса и тимофеевки прорастут даже под водой при очень малом количестве воздуха, растворённого в ней. Семена большинства цветковых растений нуждаются в обилии воздуха и под водой не прорастают.
– Для продолжения разговора с семенами приглашаю группу «Температура» (Приложение 1, слайды 9, 10, 11)
Ученик: Наша группа определяла, влияют
ли температурные условия на прорастание семян.
Для этого взяли два стакана с семенами фасоли. На
дно каждого стакана налили немного воды, чтобы
семена могли прорасти. Один стакан поместили в
тёплое место, другой – на холод, в холодильник.
Когда семена, помещённые в тёплое место,
проросли, сравнили их с семенами, выставленными
на холод. Мы увидели, что на холоде семена не
проросли.
Вывод: Прорастающим семенам необходимо тепло.
Учитель: Если семенам достаточно воды
и воздуха, но не хватает тепла, они не прорастут и
в конце концов погибнут. Семена большинства
растений прорастает только при температуре 10
–15°С и выше.
Температурные условия прорастания семян:
Одним растениям для прорастания их семян нужно
много тепла, другим мало. Растения, семена
которых при прорастании требуют высокой
температуры, называют теплолюбивыми, а
прорастающие при низких температурах, называют
холодостойкими.
а) теплолюбивые (+15°С +25°С) – огурец, тыква, перец,
фасоль, кукуруза.
б) холодостойкие (+2°С +5°С) – горох, редис, лук,
петрушка, пшеница, рожь.
– Закончит разговор с семенами группа «Свет» (Приложение 1, слайды 12, 13)
Ученик: В разговоре с семенами фасоли,
задали вопрос : Нужен для прорастания семян свет?
Чтобы получить ответ на вопрос мы взяли два
стакана, и в каждый поместили 10 семян фасоли.
Затем один стакан поместили в темноту ( в шкаф),
другой – оставили на свету. Через четыре дня
получили ответ. Семена которые содержались в
темноте, развивались лучше и проросло их больше,
чем на свету.
Вывод: Для прорастания семян свет не нужен.
Учитель: Какие условия необходимы для прорастания семян? (Приложение 1, слайд 14)
Ученики: Для прорастания семян необходимы вода, воздух и тепло.
3. Всхожесть семян, глубина заделки семян
Учитель: Способность семян к прорастанию называется всхожестью.
– Как определить всхожесть семян?
Ученик: Для определения всхожести семян я отсчитал 100семян пшеницы подряд, без выбора, разложил на мокрой фильтровальной бумаге. Через 4 дня и через 10 дней подсчитал число проросших семян. Первый учёт показывает, на сколько дружно прорастают семена, второй – какова их окончательная всхожесть. Всхожесть оценивается в процентах, подсчитывая число проросших семян из 100 посеянных, приняв 100 посеянных семян за 100%.
1-я проба – посеяно 100 шт., проросло 94
2-я проба – посеяно 100 шт., проросло 95
3-я проба – посеяно 100 шт., проросло 93
4-я проба – посеяно 100 шт., проросло 94
Средний процент всхожести: 94 + 95 + 93+ 94/ 4 = 94%
Умения определять всхожесть семян необходимы для подготовки к посеву семян. Всхожесть определяет хозяйственную годность семян.
Учитель: Можно посеять семена
своевременно, но, если они заделаны в почву
неглубоко, жаркие лучи весеннего солнца могут их
высушить. А если семена окажутся на слишком
большой глубине, всходы будут плохие: проросткам
не хватает воздуха, молодым побегам будет трудно
пробиться на поверхность. Поэтому высевать
семена надо на определённую глубину.
– На какую глубину надо заделывать семена в
почву?
Глубина заделки семян зависит от их размеров
семян. Чем семена крупнее, тем глубже их
заделывают в почву. В крупных семенах достаточно
питательных веществ и ростки не погибают,
пробиваясь с большой глубины в течение долгого
времени.
Пpaктикой установлено, что мелкие семена репы,
лука надо сеять на глубину 1-2 см, семена средних
размеров, например семена редиса, огурцов, – на
глубину 2-4 см. крупные семена фасоли, гороха,
бобов – на глубину 4-5см. если крупные семена
посеять менее глубоко, им может не хватить влаги.
Глубина заделки семян зависит также от качества
почвы. В песчаную почву семена заделывают глубже,
чем в плотную глинистую. Это связано с тем, что
песчаная почва более рыхлая, чем глинистая, она
быстрее теряет влагу и высыхает. Вот почему мелко
посеянные семена могут не получить достаточно
влаги и подсохнуть. Глинистая почва в верхних
слоях содержит много влаги, но уже на
небольшой глубине в ней содержится очень мало
воздуха. В такую почву нельзя глубоко помещать
семена. Они здесь будут задыхаться от недостатка
кислорода. К тому же через плотную глинистую
почву проросткам трудно пробиваться на
поверхность к свету.
4. Прорастание семян. (Рассказ учителя по слайдам 15, 16, 17, 18 Приложения 1 с записью схемы на доске и в тетрадях.)
Учитель: Что наблюдается при
прорастании семян?
При прорастании семян фасоли молодой корень,
развивающийся из зародышевого корешка,
разрывает кожуру и выходит наружу. Он быстро
растёт и укрепляется в почве. Затем начинает
расти зародышевый стебелёк, который поднимает
над поверхностью почвы семядоли и почечку. Из неё
развивается надземный стебель фасоли с листьями.
То есть семядоли выносятся на свет и становятся,
зелёнными такое прорастание, называется
надземным (липа, редис).
У гороха, пшеницы, дуба семядоли остаются в почве.
Надземный побег развивается из почки зародыша.
Такое прорастание называется подземным
прорастанием.
Попав в благоприятные условия, семена прорастают.
– Что такое прорастание?
Прорастание – это переход семян из состояния
покоя к росту зародыша и развитию из него
проростка.
III. Закрепление изученного
– Расшифруйте ребус (Приложение
1, слайд 19)
– Ведя разговор с семенами, что узнали нового
и важного для себя?
– Чему научились?
Я считаю работу на уроке успешной и результативной. Эти результаты будут учтены при выставлении оценок. А сегодня урок окончен спасибо за работу.
IV. Домашнее задание: §38, рабочая тетрадь задания № 139-143.
Литература:
- Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 6 класс: Поурочные планы по учебнику в.в. пасечника / авт.-сост. Н. И. Галушкова.– Волгоград: Учитель, 2005.
- Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс: поурочные планы по учебнику И. Н. Пономарёвой, О. А. Корниловой, В. С. Кучменко / авт.-сост. Т.В. Зарудняя. – Волгоград: Учитель, 2007.
- Кузнецова В. И. Уроки ботаники: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1985.
Приложение 2
Комментарии:
С помощью проблемных вопросов и задач учащиеся самостоятельно находят ответы на вопросы о сути процесса фотосинтеза и его значении. Опыты Ван Гельмонта, Д. Пристли и высказывания Тимирязева позволяют учащимся лучше понять, что такое воздушное питание растений....
09 10 2025 18:24:19
В статье рассматривается материал по эволюции кровеносной системы животных. Даются определения понятия "кровь" и её компонентов. Урок построен на получении знаний из учебника и дополнительной литературы....
08 10 2025 2:24:33
На уроке учащиеся знакомятся с гигиеной воздушной среды, возможными нарушениями дыхания, узнают приемы оказания первой помощи при нарушении дыхания, показания к искусственному дыханию....
07 10 2025 20:14:57
Название дано растениям за игловидные (чешуевидные) листья — хвою, расположенную на укороченных побегах поодиночке или собранную в пучки....
06 10 2025 12:15:51
Цель урока – познакомить учащихся с отличительными признаками и многообразием растений семейства розоцветных; показать их биологические особенности; расширить и углубить знания учащихся о многообразии растений семейства розоцветных. Во время игры ребята отгадывают загадки, выводят формулу цветка семейства розоцветных, описывают яблоню обыкновенную.
...
05 10 2025 14:19:58
В статье "Использование элементов регионального компонента на уроках биологии" описывается один из эффективных способов достижения основных направлений современного образования: гуманитаризация и экологизация обучения и воспитания школьников с ориентацией на пpaктическую значимость приобретаемых знаний, умений и навыков.
...
04 10 2025 2:13:38
Цель курса: расширение, углубление знаний о физиологических процессах, лежащих в основе работы дыхательной и сердечно-сосудистой систем, о взаимосвязи работы этих систем, о механизмах поддержания гомеостаза, знакомство с методом самоконтроля и саморегуляции функциональных систем организма путём подачи объекту информации о текущем состоянии дыхательной функции по каналам внешней обратной связи....
03 10 2025 19:39:30
Деление истории Земли на эры и периоды, дает представление об особенностях развития жизни на планете в разные временные промежутки. Ученые выделяют особо значимые события в отдельные отрезки времени – эры, которые делятся на периоды....
02 10 2025 0:30:42
Проводится в конце учебного года за счет резервного времени. Он позволяет совершить путешествие по временам года, где учащиеся знакомятся с состоянием растений, с произведениями поэтов, художников, композиторов, писавших о природе. Большое внимание уделено охране растительного мира своего региона, а также формированию активности, самостоятельности и развитию интереса к предмету....
01 10 2025 4:12:11
Наркотик заставляет нервные клетки постоянно выбрасывать в кровь эндорфины, при этом они истощаются и погибают. Человек утрачивает способность объективной самооценки. Наркотики по химическому строению схожи с ферментами и витаминами и вместо них включаются в обмен веществ. Когда всеми реакциями организма управляют наркотики, человек становится наркоманом....
30 09 2025 0:22:28
Цели урока: сформировать знания о реакциях пластического и энергетического обменов и их взаимосвязи; вспомнить особенности строения хлоропластов; развивать логическое мышление, память, устную и письменную речь....
29 09 2025 7:53:41
Уроки с использованием игровых технологий часто применяются в процессе обучения, обобщения, закрепления материала. Их преимущество в том, что они позволяют проявить себя всем учащимся, даже слабым, которые при выполнении игровых заданий чувствуют себя увереннее, чем при традиционной форме работы с материалом. Предлагаю два урока, разработанных в ходе преподавания биологии в сельской школе, где классы с небольшой наполняемостью, что позволяет включить в ход игры всех учащихся в классе.
...
28 09 2025 2:49:41
Технология развития критического мышления даёт возможность использовать имеющиеся знания учащихся при изучении новой темы. Учащиеся овладевают различными способами самостоятельной работы с информацией, её интегрирования, фиксации и обработки. В статье представлена модель урока по биологии, разработанная в рамках данной технологии.
...
27 09 2025 4:15:18
Данная тема является дискуссионной, позволяет учащимся анализировать разные гипотезы и иметь свою точку зрения на вопрос о происхождении жизни. В статье и презентации предлагается рассмотреть Божественную теорию, панcпepмии, абиогенеза (самозарождения), биохимической эволюции А.И. Опарина.
...
26 09 2025 4:18:40
Представлен конспект заключительного урока по теме "Царство Грибы. Значение грибов в природе и в жизни человека"....
25 09 2025 20:29:47
Мастерская - нетрадиционная форма организации личностно-ориентированного образовательного процесса, которая предполагает самостоятельную поисковую, исследовательскую, творческую деятельность учащихся по построению собственных знаний и личностных смыслов, собственной картины мира и ценностного отношения к нему. Предложенная мастерская соответствует учебной теме "Строение животной клетки". Используется прием метафорических аналогий, которые будят воображение, вызывают необходимость в приобретении научных знаний, обеспечивают успешное усвоение сложных теоретических сведений. ...
24 09 2025 22:16:32
Современная система экологического образования формирует преимущественно теоретиков. Они испытывают трудности там, где необходимо перейти от теории к пpaктике, не объяснять, а действовать. В статье представлена игра для пpaктического применения знаний и умений учащихся. Она проходит в форме соревнования двух комaнд в пять этапов: «Вода», «Жилище», «Пища», «Болезни», «Зрелища». В ней могут принять участие дети младшего и среднего школьного возраста....
23 09 2025 5:18:52
Урок-панорама состоит из трех мини-уроков: мини-спектакль «Сердце – это жизнь», «живая» газета «Спасибо, сердце», деловая игра «На приёме у кардиолога».
...
22 09 2025 10:32:43
Спинной мозг лежит в позвоночном канале и представляет собой у взрослого человека тяж длиной 41-45см, несколько сплющенный спереди назад. Орган защищен тремя оболочками: твердой, паутинной и мягкой. Спинному мозгу присущи две функции: рефлекторная и проводниковая....
21 09 2025 20:31:25
На уроках важное место отводится исследовательской деятельности. Учащиеся выявляют влияние шума, курения на организм, изучают экологическое состояние пришкольного участка, исследуют содержание нитратов в овощах, консервантов в продуктах, содержание витамина «С» в различных соках.
...
20 09 2025 4:29:57
Изучение клеточного уровня организации жизни требует у учащихся развитого образного мышления. Цель моей работы – показать возможности новых технологий, методов и приемов, позволяющих развивать образное мышление при изучении растительной клетки и клеточной теории (тем, требующих большого иллюстративного материала и исторического подхода к изучению фактов)....
19 09 2025 1:46:12

Цель урока: развитие умений применять биологические знания на уроках других учебных дисциплин; расширение знаний о мире насекомых, развитие наблюдательности, умения выделить хаpaктерные особенности насекомых; научить анализировать конструктивные особенности природного объекта....
18 09 2025 4:51:16

Экологическая игра-викторина «У нас Земля одна!» создана по мотивам телевизионной игры «Своя игра». Праздник будет более ярким, радостным и запоминающимся, если дети примут участие в викторине. Полученные знания лучше усвоятся, надолго сохранятся в памяти учащихся и будут эффективно использоваться ими и в учебном процессе, и в любых жизненных ситуациях....
17 09 2025 18:38:39
Учитель формирует представления учащихся об основных физических процессах: росте и развитии растений. Ребята изучают особенности роста и развития растительного организма, роль семян в индивидуальном развитии цветковых растений....
16 09 2025 20:26:28
Вводный урок, на котором изучаются общие особенности организации грибов, распространения, признаки грибной клетки, типы питания, размножения и роль грибов в природе и жизни человека. Повышение интереса к изучаемой теме достигается путем использования регионального компонента государственного образовательного стандарта (стихи о грибах, грибы, занесенные в Красную книгу Мурманской области). Использование на уроке информационных технологий значительно повышает мотивацию обучающихся....
15 09 2025 16:50:10
Разнообразные формы внеклассных мероприятий способствуют появлению интереса к предмету анатомии. Яркие формы проведения, загадочные вопросы требуют знания анатомических понятий. Это вызывает у студентов поисковый интерес и способствует формированию интереса к изучаемой дисциплине, развивает самостоятельность, творческие способности, активизирует познавательную деятельность, формирует профессиональный интерес, способствует закреплению и углублению знаний, развивает логическое мышление....
14 09 2025 14:13:11
На примере представленного комбинированного урока показано, как интегрированный урок позволяет решать целый ряд задач, которые трудно реализовать в рамках традиционных подходов. Некоторые из таких задач: повышение мотивации учебной деятельности за счет нестандартной формы урока (это необычно, значит интересно); рассмотрение понятий, которые используются в разных предметных областях; показ межпредметных связей и их применение при решении разнообразных задач и т.д....
13 09 2025 15:36:55
Учитель вводит в урок пpaктические действия анализирующего хаpaктера. Пpaктическая работа активизирует и направляет внимание и деятельность детей на активный поиск частей цветка. И после проверки знаний выясняется, что у учащихся имеются четкие представления о строении цветка.
...
12 09 2025 11:46:18
Урок разработан с применением технологии развития критического мышления. Когда ребенок появляется на свет, все первым делом интересуются, сколько он весит. Но в первые минуты для врача важны другие параметры, позволяющие судить, здоров ли ребенок. Вот для такой быстрой оценки и применяют шкалу Апгар, названную так по имени её автора Виржинии Апгар. В чём причина наследственных заболеваний человека? Почему в некоторых семьях рождаются больные дети? Как помочь ребёнку родиться здоровым?
...
11 09 2025 3:52:49
Для того чтобы полнее изучить явление природы, взаимоотношения человека и природы, ее огромное многообразие и уникальность, величие и в то же время беззащитность, нужно больше читать. Художественное слово, описание картин родной природы в произведениях Шукшина, Тургенева, Пришвина и других классиков позволяют воздействовать на эмоциональный мир ребят, глубже почувствовать красоту природы....
10 09 2025 18:50:22

Первый урок при изучении раздела «Возникновение и развитие жизни на Земле», по программе В.В. Пасечника в 9-м классе по курсу «Введение в общую биологию и экологию». В презентации представлено большое разнообразие наглядного материала. Наглядный материал – фотографии натуральных объектов, схемы, рисунки, иллюстрирующие суть опытов, экспериментов и гипотез о возникновении и развитии жизни, а также кроссворд и синквейны на закрепление материала....
09 09 2025 4:32:43
Урок-презентация поможет учащимся углубить знания о вирусах, активно используя субъектный опыт, закрепить полученные знания с помощью ролевой игры, заполнения таблицы и тестовой работы. На слайдах представлены схемы, рисунки и фотографии вирусов, а также пути заражения ВИЧ. Показать, что это зло может коснуться всех, научить, как можно ему противостоять; формировать сознательное и ответственное отношение школьников к собственному здоровью....
08 09 2025 17:55:26
Урок посвящен раскрытию значения нервной системы, систематизации знаний о строении нейрона, углублению понятия о рефлексе, выяснению значения всех звеньев рефлекторного пути.
...
07 09 2025 11:22:49
Опыт применения инновационной технологии в урочной форме организации учебной деятельности учащихся представлен в проекте "Успешное функционирование кровеносной системы как условие долголетия"....
06 09 2025 22:13:37
Цель урока: формирование у учащихся представления о средах обитания на Земле, о многообразии приспособлений в живом мире к конкретным условиям жизни....
05 09 2025 3:53:13
На уроке использовалась технология критического мышления с учетом личностно ориентированного подхода к учащимся. Используются различные методы: словесные, наглядные, пpaктические, устного и письменного контроля и самоконтроля. Различные формы организации познавательной деятельности активизируют позицию ученика....
04 09 2025 19:27:17
Представлен урок биологии, на котором основная роль отводится использованию ИКТ в форме презентаций при изучении темы и в ходе закрепления знаний учащихся. Раскрывается значение зрения, строение и функция глаза. Дается понятие зрительного анализатора. Учащиеся выполняют тестовое задание....
03 09 2025 6:13:44
В статье представлен вариант проведения урока по изучению семейства цветковых растений. При проведении урока проводится лабораторная работа по определению растений семейства с использованием презентации.
...
02 09 2025 16:33:35
Вашему вниманию предлагается нестандартный урок — игра с использованием программы Notebook для интеpaктивной доски SMART Board. Интеpaктивная доска позволяет совершать увлекательные путешествия по стране знаний.
...
01 09 2025 7:26:17
Лекция призвана сформировать понятие крови как разновидности внутренней среды организма....
31 08 2025 1:28:13
Цель урока: раскрыть роль соцветий в жизни растений; дать представление о простых и сложных соцветиях; показать разнообразие типов соцветий и их условные обозначения; развивать умения различать и называть соцветия, определять простые и сложные соцветия; показать биологическое значение соцветий и развивать чувство прекрасного....
30 08 2025 23:33:19
Учащиеся исследуют начальные этапы развития жизни на Земле, выявляют причинно-следственные связи и последствия и делают вывод о направлении эволюции. На уроке используется технология индивидуально-группового обучения. ...
29 08 2025 20:20:44
В работе даётся представление об исследовательской деятельности школьников. Говорится о значении экспериментальной работы учащихся. Приводятся примеры организации исследовательской деятельности в эколого-биологическом лицее. На примере растений рассматриваются основные факторы роста и развития. Рекомендуется в работе для учителей технологии, биологии....
28 08 2025 8:18:16
Представлена система уроков по учебнику Мамонтова С.Г., Захарова В.Б., Сонина Н.И. Биология. Общие закономерности. 9-й класс. Используется одна презентация на все уроки. Имеются гиперссылки на схемы, таблицы, флэш-анимации. Урок сопровождается системой контроля знаний учащихся в виде интеpaктивных тестов. Приводится полный конспект вводного урока "Неорганические вещества, входящие в состав клетки".
...
27 08 2025 14:30:55
Одной из задач изучения раздела биологии "Многообразие живых организмов" является воспитание убежденности в бережном отношении к окружающей природе. Эта задача является сквозной при изучении курса. Урок изучения нового материала. Форма проведения: устный журнал....
26 08 2025 20:20:55
Я хочу представить материалы Недели биологии и химии в школе. Воспитание познавательной активности, мотивации учеников, развитие гражданского отношения к таким сторонам жизни, которые недостаточно познаны, полны тайн, загадок, требуют своего раскрытия в коллективных делах, а неделя учебного предмета помогает решать эти вопросы.
...
25 08 2025 17:46:11
Урок "Удивительное царство - грибы" проводится с целью ознакомления с многообразием грибов, их пpaктическим значением в различных областях народного хозяйства, в жизни человека и природе в целом. Урок проходит в форме конференции, на которой выступают люди разных профессий....
24 08 2025 9:54:18
Занятие позволяет сформировать представление о современном экологическом состоянии реки Амур, его биоразнообразии. Учащиеся совместно с педагогом открывают тайны подводного мира Амура через беседу, выполнение самостоятельной работы, решение кроссворда....
23 08 2025 17:12:46
С каждым годом для детей и взрослых растет число творческих конкурсов, турниров, олимпиад, на которых можно попробовать свои силы, заниматься исследовательской деятельностью, выбирать тему в интересующей отрасли знаний. В текущем тысячелетии целью человека и общества в целом должно стать осознанное цельное саморазвитие каждой личности....
22 08 2025 14:12:38
Лишайники - особая группа организмов. Учёный К.А. Тимирязев назвал лишайники
"растение-сфинкс" (симбиотическая группа организмов, состоящая из гриба и водоросли).
Лишайники приспособлены к жизни в самых разнообразных условиях. Но они не
выносят загазованности воздуха. Лишайники способны выделять кислоты, которые разрушают даже гранит.
...
21 08 2025 23:37:17
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::