Урок-рассуждение "Роль птиц и их охрана" > Лаборатория фитоинвазий
Лаборатория фитоинвазий    


Урок-рассуждение "Роль птиц и их охрана"


    Урок-рассуждение "Роль птиц и их охрана"

Цели:

1) показать разнообразное значение птиц в природе и их пpaктическое значение для человека; обосновать необходимость охраны.
2) воспитание научного мировоззрения, бережного отношения к природе, экологическое, эстетическое воспитание.
3) продолжить развитие навыков работы с учебником, дополнительной литературой, картами, краеведческим материалом; навыков мышления; умение делать анализ и синтез; умение делать выводы.

Оборудование: карта, макеты кормушек, скворечников, гнезда, фотографии и рисунки птиц.

Ход урока

1. Орг. момент.

2. Изучение нового материала.

1) Значение птиц в природе.

Учитель - птицы один из важнейших природных компонентов, т. е. они входят в круговорот веществ, и их роль значительна. Обусловлено это и большим видовым разнообразием птиц – 9000 видов; вообще на земном шаре около 100 млрд. птиц. Давайте подумаем, какова же роль птиц в природе. (Идет заполнение колонки « Роль птиц в природе» таблицы «Значение птиц»).

  1. Ограничивает рост растений.
  2. Опыление цветковых растений.
  3. Распространение семян.
  4. Цепи питания.
  5. Санитары.

Вывод: птицы необходимы в природе для поддержания баланса.

2) Значение птиц в жизни человека. Это значение не меньше, чем в природе.

  1. Промысловые и домашние птицы.
    мясо, жир, яйца, («ласточкины гнезда» - Юго-Восточная Азия стрижи-саланганы.)
  2. Пух (морская утка – гага, самый теплый пух, для скафандров космонавтов, для костюмов полярников).
  3. Удобрения (гуано).
  4. Предмет спортивной охоты (куропатки, фазаны, рябчики, перепела, гуси, утки).
  5. Уничтожают вредителей сельскохозяйственных растений (цесарки уничтожают колорадских жуков) ; уничтожают разносчиков опасных инфекционных заболеваний человека и животных.
  6. Эстетическое и научное значение.
  7. Украшения.

О птицах сложено немало песен, стихотворений, сказок, басен. Тема птиц нашла свое отражение и в устном народном творчестве: потешках, скороговорках, прибаутках, пословицах и поговорках (Приложение 1 и 2, творческое задание к этому уроку: учащиеся должны найти художественные произведения, поговорки, пословицы, где говорилось бы о птицах).

3) Причины сокращения и исчезновения птиц.

Учитель. Продолжается урок, мне хотелось бы прочесть строки поэта К.В. Авилова:

-Вы услышите сквозь грохот столетий.
Вашу кровлю минует беда,
Если новой весной на рассвете
Белый аист вернется сюда.

К сожалению, птицам грозит беда – они могут быть уничтожены полностью. За последние 400 лет на земном шаре вымерло более 200 видов птиц, а в настоящее время каждый второй вид птиц находится под угрозой исчезновения.

Причины следующие:

1. Изменение места жительства, вырубка лесов распашка степей, осушение болот (беркут, дрофа) – 30% видов. Дрофа в 50-е годы прошлого века в большом количестве обитала в степях вокруг шахтерского поселка – Губкина, в дальнейшем при строительстве города, использовании земель эти птицы перестали гнездиться и тем самым сократили резко свою численность. В настоящее время на нашей территории дрофы сохранились в количестве несколько пар в заповедном участке «Ямская степь».

2. Безмерный промысел.

- Полярная утка-гага, имеющая самый теплый пух, весной устилает им гнездо и накрывает яйца. Люди собирают этот пух для своих целей, убивают взрослых птиц. Сейчас гаги занесены в Красную Книгу, находятся под охраной государства в Кандалакшском заповеднике.

-в начале 20 века среди модниц особым шиком считалось иметь платье из перьев колибри и шляпки, украшенные этими птичками; в XVII–XVIII веках модными были шляпы, украшенные перьями страусов. В результате миллионы птиц стали жертвами моды.

3. Уничтожение домашними животными. В эпоху географических открытий люди переселялись на другие материки, острова, завозя вместе с собой своих домашних питомцев: кроликов, собак, кошек, свиней. Эти животные в поисках пищи, а иногда и жилья, разрушали гнезда, норы птиц, поедали яйца, птенцов, да и взрослых птиц. Так на островах и в Австралии обитало множество нелетающих птиц. Кошки явились причиной исчезновения 20% видов птиц этих мест.

4. Болезни, завезённые человеком. Вместе с людьми и их питомцами на вновь открытые земли переселялось множество инфекций, подавляющее большинство из которых оказалось губительным для животных этих земель.

5. Загрязнение окружающей среды.

В настоящее время в цепи питания животных, в том числе и птиц, вошло множество ядовитых веществ: ДДТ (дуст), тяжелые металлы (ртуть, свинец и т. д.), повышенное содержание радиоактивных нуклидов и т.д. Все вещества, постепенно накапливаясь в организмах животных, вызывают у них хронические заболевания, мутации и уpoдства у потомства. Так, например, ДДТ уже обнаружен в яйцах пингвинов; ртуть, накапливаясь в организме водоплавающих птиц (гуси, утки), вызывает слепоту и другие увечья.
История исчезновения некоторых птиц.

- Моа – острова Новой Зеландии. Вес птицы достигал 300 кг. Переселенцы выжигали заросли тростника по берегам водоемов, в котором обитали птицы; в огне погибали кладки яиц, птенцы, взрослые птицы. Постепенно эти птицы исчезли совсем.
- На острове Маврикий обитала слабо летающая птица дронт. Её размеры с гуся (до 20 кг). Вкусное мясо дронта явилось причиной его гибели. Последняя птица погибла в 1688 году.

- В США обитал каролинский попугай, люди уничтожили его. Последняя птица погибла в 20- е годы в штате Флорида.

- Особенно страшна история исчезновения стрaнcтвующего гoлyбя, тоже обитавшего в США. В начале XIX века насчитывалось от 3 до 5 млрд. особей. Были зарегистрированы стаи, включающие в себя до нескольких тысяч птиц – они пролетали над населёнными пунктами в течение нескольких часов. Правительство разрешило массовый отстрел этих птиц. Люди убивали гoлyбей из ружей, пушек, добивали камнями и палками, травили собаками. Через 2 – 3 года количество стрaнcтвующих гoлyбей резко уменьшилось, но мер по охране принято не было. В 1899 году был застрелен последний стрaнcтвующий гoлyбь. В 1914 году умерла последняя птица, обитавшая в зоопарке города Цинциннати (там установлена мемориальная доска).

Охрана и привлечение птиц.
Для охраны животного и растительного мира используют разные меры.

1) Международные организации:
ГРИНПИС;
МСОП – Международный союз охраны природы и природных ресурсов, 1948 год.
СИПО – Международный совет охраны птиц, 1922 год Лондон.

2) Красная Книга – список животных и растений, нуждающихся в охране.

  1. Исчезающие виды – специальные меры для сохранения.
  2. Уязвимые виды – численность резко сократилась.
  3. Редкие виды – ограниченная численность, могут исчезнуть даже от случайной причины.
  4. Неопределённые виды – нет точной информации о численности.

В 1974 году приказом по Министерству сельского хозяйства СССР была создана Красная Книга СССР, в числе редких видов в неё вошли 65 видов птиц.
Чёрная Книга – список исчезнувших видов животных и растений.

3) Заповедники.

Орнитологические:

1. Кандалакшский (1932 год) – гага, лебедь-кликун.

2. Кызыл – Агаджский (Каспий) – колпица, султанка, каравайка, краснозобая казарка, фламинго, турач.

3. Астpaxaнский заповедник им. В. И. Ленина (1919 год). Под охраной и наблюдением находятся 230 видов птиц:

84 вида – гнездятся;
105 – периоды миграций и зимовок;
40 – нерегулярно залетают;
48 – водно-болотный комплекс.

27 видов птиц занесены в Красную Книгу России – лебедь-шипун; серая, желтая, большая и малая белые, египетская цапли; кваква, каравайка, колпица, баклан, розовый и кудрявый пеликаны, балобан, орлан-белохвост, скопа, стрепет, ходулочник, султанка, стерх, дрофа, фламинго, чёрный аист и другие.

4. Острова Врангеля – белый гусь.

5. Окский, Печёро – Илычский – хищные птицы;

6. Лапландский, Центрально-лесной, Баргузинский – лесные тетеревиные.

Черноморский – чайковые, голенастые.

В нашей области – заповедник «Белогорье», образован в 1997 году. Заповедные участки:

1) «Лес на Ворскле» (1934 год). 149 видов птиц: цапли, коршуны, аисты.
2) «Ямская степь» 177 видов птиц, до 1957 года обитала дрофа. Сейчас несколько пар в самых отдаленных участках.
3) «Лысые горы»; 4) «Стенки Изгорья», 5) «Острасьевы горы».
На территории бывшего СССР более 100 заповедников общей площадью – 8,5 млн. га.
4) Операции по охране птиц – «Беркут», «Стерх», «Журавль».

Вопрос: предложить свои меры по охране птиц:

1. Не разорять гнёзд.
2. Не кричать в лесу.
3. Соблюдать правила отстрела.
4. Не брать яйца и птенцов из гнезда.
5. Устраивать кормушки.
6. Устраивать искусственные гнезда: скворечники, дуплянки.

3. Подведение итогов урока.

Вопросы – итоги:

1) почему нужно охранять птиц;
2) причины исчезновения птиц.

Домашнее задание: составить кроссворд «Птицы России», составить вопросы к нему.

Литература:

  1. Акимушкин И.И. «Причуды природы 1, 2 части», М: «Юный натуралист – приложение», 1992.
  2. Акимушкин И.И. «Следы невиданных зверей», М: «Просвещение», 1956.
  3. Бровкина Е.Г. «Уроки зоологии», М: «Просвещение», 1987.
  4. Винокуров А.А. «Редкие и исчезающие животные. Птицы», М: «Высшая школа», 1992.
  5. Дементьев Г.П. «Птицы нашей страны», М: издательство МГУ, 1962.
  6. «Заповедники европейской части РСФСР – 2 часть», М: «Мысль», 1989.
  7. «Книга для чтения по биологии», М: «Просвещение».
  8. Эйхлер В. «Яды в нашей пище», М: «Мир», 1993.



Комментарии:

Урок-путешествие "Природные сообщества долины реки Амга"


    Урок-путешествие "Природные сообщества долины реки Амга"

      На уроке в 6-м классе используется игровая форма обучения, поисковая работа в группах, защита проектов, которые смогут не только увеличить его продуктивность, но и повысить интерес обучающихся к биологии, способствует развитию коммуникативной, учебно-познавательной и информационной компетенций обучающихся....

19 04 2024 14:32:47

Основы личностно ориентированной системы обучения в перспективной школе


    Основы личностно ориентированной системы обучения в перспективной школе

      В работе рассказывается о свойствах УМК «Перспективная начальная школа», таких как комплектность, инструментальность, интеpaктивность и интеграция. Используются примеры из своей пpaктики, рассказывается об особенностях УМК «Перспективная школа», которые существенно отличают его от всех других комплектов начальной школы....

18 04 2024 7:43:40

Генеалогия как метод изучения наследственности человека (защита проектов)


    Генеалогия как метод изучения наследственности человека (защита проектов)

      Традиционное планирование школьного курса общей биологии не предусматривает отдельного урока по генеалогии как одному из методов наследственности человека. Тема эта заслуживает особого внимания, поскольку представляет пищу для размышления биологического, этического, нравственного и патриотического хаpaктера....

17 04 2024 0:33:15

Влияние физкультуры и спорта на состояние дыхательной и сердечно-сосудистой систем восьмиклассников


    Влияние физкультуры и спорта на состояние дыхательной и сердечно-сосудистой систем восьмиклассников

      Состояние сердечно-сосудистой и дыхательной систем является одним из важнейших критериев для оценки воздействия на организм человека систематической спортивной тренировки. Физическая культура, в единстве с нормами здорового образа жизни, обеспечивает пpaктическое решение вопросов по сохранению и укреплению здоровья человека....

16 04 2024 19:19:40

Урок биологии в 10-м классе "Биосинтез белка" с применением технологии развития критического мышления


    Урок биологии в 10-м классе "Биосинтез белка" с применением технологии развития критического мышления

      Представлен конспект урока биологии в 10-м классе "Биосинтез белка" с использованием технологии развития критического мышления. Современный социальный заказ системе образования связан с формированием у выпускников личностных качеств, которые были бы адекватны ситуации динамических изменений, происходящих в обществе. Это навыки системного анализа, определенность собственной позиции, способность к критическому мышлению. Результативность обучения в современных условиях во многом связана с осознанием необходимости замены малоэффективных вербальных, объяснительно-иллюстративных способов новыми развивающими, личностно-ориентированными приемами. Многообразие таких приемов представлено в образовательной технологии Открытого образования "Критическое мышление в процессе чтения и письма"....

15 04 2024 20:58:49

Статья "Формирование здорового образа жизни учащихся на уроках биологии"


    Статья "Формирование здорового образа жизни учащихся на уроках биологии"

      Формирование здорового образа жизни учащихся на уроках биологии способствует созданию такого образовательного прострaнcтва, которое формирует здоровую личность с развитым интеллектом, навыками исследовательского труда, высоким уровнем культуры, способную жить и действовать в постоянно меняющимся мире. ...

14 04 2024 12:36:40

Урок биологии в 6-м классе по теме "Плоды"


    Урок биологии в 6-м классе по теме "Плоды"

      Урок изучения нового материала, урок-пpaктикум. Компьютерная презентация позволяет восполнить недостающий материал, в частности классификационные таблицы и рисунки некоторых плодов, формирует ситуацию успеха у учащихся. Разнообразие методов и приёмов, используемых во время урока, в том числе игровые моменты, позволяет провести его весело и продуктивно. ...

13 04 2024 21:26:56

Информационные технологии в преподавании биологии


    Информационные технологии в преподавании биологии

      Проблема формирования информационной культуры очень актуальна. В условиях информатизации образования и общества у учителя появляется новая педагогическая задача по формированию информационной культуры ученика. Урок с использованием презентаций не только поможет усвоить новую тему, но и закрепить полученные знания с помощью тестов....

12 04 2024 21:49:21

Развитие творческой познавательной активности учащихся в процессе обучения биологии


    Развитие творческой познавательной активности учащихся в процессе обучения биологии

      Развитие личности – сложный, перманентный и многогранный процесс, который не должен прерываться ни на одном из этапов развития, а преемственно дополнять каждый последующий. Главная цель современного образования – создание условий для развития творческих способностей личности обучаемых, воспитание у них умений анализировать и принимать самостоятельные решения, формирование навыков самообразования....

11 04 2024 7:57:18

Разработка урока по теме "Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом"


    Разработка урока по теме "Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом"

      Данный урок относится к системе уроков раздела "Генетика и селекция" рассчитан на два академических часа. Изложение учебного материала производится методом объяснения с использованием ИКТ, которые активно применяются на протяжении всего урока. Объяснение наследования, сцепленного с полом, изучается на примере наследования заболевания гемофилией, на данном этапе урока прослеживается межпредметная связь с историей России, что повышает интерес учащихся к изучению этой темы....

10 04 2024 20:42:55

Урок природоведения по теме "Вещества и явления в окружающем мире". 5-й класс

Урок включен в раздел «Земля», в котором дети рассматривали строение Земли и горные породы. В этой теме учащиеся знакомятся с веществами и явлениями природы, основываясь на знаниях, которые получили на прошлых уроках. Узнают, что есть тело, а что вещество. Какие бывают вещества и из чего состоят. Осуществляется первичное знакомство с предметом "химия". Дети знакомятся с видами явлений. Выделяют признаки явлений через видеоопыты....

09 04 2024 12:13:28

Природа – дом, в котором мы живём!


    Природа – дом, в котором мы живём!

      Цель мероприятия: формирование у ребят сопричастности ко всему происходящему вокруг; углубллять экологические знания у детей; познакомить с историей праздника; формировать ответственное отношение к своему земному дому....

08 04 2024 21:26:25

Урок биологии "Лишайники"

Данный урок для учащихся 7-го класса, обучающихся по программе Н.И. Сонина знакомит с особенностями строения и жизнедеятельности лишайников как симбиотических организмов; показывает приспособленность лишайников к разнообразным условиям обитания, их роль в природе и жизни человека. Структура урока рассчитана в основном на самостоятельную работу учащихся, способствует развитию речи, логического мышления, коммуникативных способностей....

07 04 2024 15:57:42

Урок-игра "Мир рептилий" по теме "Пресмыкающиеся"


    Урок-игра "Мир рептилий" по теме "Пресмыкающиеся"

      Урок проводится в виде разнообразных по форме и содержанию конкурсов, в ходе которых учащиеся должны показать свои знания по теме. В ходе игры развивается интерес и познавательная деятельность школьников, повышается межличностное общение....

06 04 2024 11:21:49

Отряд Приматы: образ жизни, эволюция и классификация

Отряд Приматы: образ жизни, эволюция и классификация Приматы населяют тропические зоны: предпочитают жить в густых зарослях. Передние и задние конечности — пятипалые, первый палец, как у человека, противопоставлен остальным. Так животные надежно хватаются за ветви и удерживаются на них. На пальцах нет когтей, а растут плоские ногти....

05 04 2024 13:54:41

Развитие творческой познавательной активности учащихся в процессе обучения биологии


    Развитие творческой познавательной активности учащихся в процессе обучения биологии

      Развитие личности – сложный, перманентный и многогранный процесс, который не должен прерываться ни на одном из этапов развития, а преемственно дополнять каждый последующий. Главная цель современного образования – создание условий для развития творческих способностей личности обучаемых, воспитание у них умений анализировать и принимать самостоятельные решения, формирование навыков самообразования....

04 04 2024 4:10:13

Обеспеченность успеха учебно-воспитательного процесса через педагогическое стимулирование


    Обеспеченность успеха учебно-воспитательного процесса через педагогическое стимулирование

      Знакомство учащихся с новыми фактами; углубление понимания процессов, происходящих в организме человека. Формирование умений: анализировать, устанавливать связи, подбирать аргументы, обобщать, выдвигать и доказывать свои гипотезы, переносить имеющиеся знания в новую ситуацию, планировать свою деятельность, умение позитивно оценить работу других, помочь товарищу; навыков: коммуникативной, когнитивной, конструктивной личности. Воспитание ответственности к учебному труду, познавательного интереса к биологии, анатомии человека. Способствовать профориентационному выбору учащихся. ...

03 04 2024 2:50:22

Создание культурных растений человеком, ярусность как признак растительного сообщества

Создание культурных растений человеком, ярусность как признак растительного сообщества Из дикорастущих человек вывел все культурные растения, которые он выращивает на полях и огородах, применяя основные методы селекции — гибридизацию и отбор....

02 04 2024 22:49:51

Тема: "Чувствительность анализаторов, их взаимодействие и взаимозаменяемость". Биология. 8-й класс


    Тема: "Чувствительность анализаторов, их взаимодействие и взаимозаменяемость". Биология. 8-й класс

      Обобщающий урок по биология в 8-м классе с количеством учащихся - 6 человек. Цель урока: расширить знания учащихся о свойствах анализаторов, об их взаимодействии и взаимозаменяемости; показать роль нервной системы в приспособлении организма человека к условиям среды и способности реагировать на их изменения; обобщить знания об органах чувств. ...

01 04 2024 8:22:49

Урок "Белки, их строение и функции" с использованием технологии коллективных способов обучения


    Урок "Белки, их строение и функции" с использованием технологии коллективных способов обучения

      Коллективный способ обучения (авторы А.Г. Ривин, В.К. Дьяченко) основан на педагогике сотрудничества: сотрудничества по линии учитель–ученик и ученик–ученик. Коллективным способом обучения является такая его организация, при которой обучение осуществляется путем общения в динамических парах, когда каждый ученик учит каждого. Внедрение данной технологии позволяет использовать множество преимуществ. Учебный процесс организуется так, что каждый ученик активно действует в процессе всего занятия. У учащихся выpaбатываются навыки совместной работы. ...

31 03 2024 1:12:56

Урок для старшеклассников "Откуда берутся дети"


    Урок для старшеклассников "Откуда берутся дети"

      Предлагаемый материал целесообразно изучить на двух спаренных уроках. Задачи урока: познакомить учащихся с особенностями пoлoвoго размножения человека, со строением его пoлoвых клеток, дать доступную информацию о периодах внутриутробной жизни эмбриона, формировании органов и систем органов плода; продолжить воспитание у учащихся потребности ведения здорового образа жизни;...

30 03 2024 6:13:11

Значение и строение кожи


    Значение и строение кожи

      Урок проводился с учащимися 9-го класса, которые имеют различные отклонения в развитии. Учащиеся данного класса имеют значительный недостаток уровня интеллекта, стойкое недоразвитие уровня познавательной способности, мышления и речи. ...

29 03 2024 14:17:11

Урок биологии в 11-м классе по теме: "Развитие взглядов на происхождение человека. Положение человека в системе животного мира"


    Урок биологии в 11-м классе по теме: "Развитие взглядов на происхождение человека. Положение человека в системе животного мира"

      В ходе урока учащиеся знакомятся с различными теориями, объясняющими происхождение человека, приводят доказательства.. Для более плодотворной работы используются опopно-информационные листы. ...

28 03 2024 9:26:42

Дыхательные движения. Жизненная емкость лёгких. 8-й класс


    Дыхательные движения. Жизненная емкость лёгких. 8-й класс

      Урок призван сформировать понятие «жизненная емкость легких», разъяснить механизм вдоха и выдоха, роль дыхательного центра в ритмичном чередовании вдоха и выдоха, раскрыть механизм нейрогумopaльной регуляции дыхания....

27 03 2024 23:38:43

Урок-путешествие "Побег". 6-й класс


    Урок-путешествие "Побег". 6-й класс

      Урок проводится в 6-м классе как заключительный и посвящается обобщению и систематизации знаний, которые учащиеся получили во время изучения темы "Побег". Форма урока – игра. Ученики используют разнообразный дидактический и раздаточный инструментарий, лабораторное оборудование....

26 03 2024 22:14:27

Урок по теме "Фотосинтез" (6-й класс)


    Урок по теме "Фотосинтез" (6-й класс)

      Представлен конспект урока биологии по теме "Фотосинтез" в 6-м классе....

25 03 2024 1:52:40

Работа в контенте "Глобальное мышление" на уроках биологии. Урок "Биосфера – открытая саморегулирующаяся система"


    Работа в контенте "Глобальное мышление" на уроках биологии. Урок "Биосфера – открытая саморегулирующаяся система"

      Образование является стратегическим ресурсом общества и одним из путей познания мира. В образовании нужна не столько сумма знаний, сколько сам путь познания. Глобальное мышление - основа понимания современного динамично развивающегося мира, его целостности и соподчинённости. Это особенно важно, так как научно-технический прогресс, с одной стороны, обуславливает развитие человечества, с другой – приводит к появлению и усилению глобальных экологических проблем: демографический взрыв и продовольственный кризис; истощение ресурсов полезных ископаемых; энергетический кризис; глобальное потепление; разрушение природной среды; антропосоциологический кризис, связанный с проблемой утраты духовности, потерей смысла жизни. Очевидна огромная роль школы в том, чтобы научить юное существо адаптироваться в быстро меняющемся и порой агрессивном мире, вооружить его защитными механизмами. Этой цели служит технология глобального мышления....

24 03 2024 12:34:10

Разработка урока по теме "Корневище, клубень, луковица – подземные видоизмененные побеги"


    Разработка урока по теме "Корневище, клубень, луковица – подземные видоизмененные побеги"

      Предлагаемый вариант урока обеспечивает гармоничное сочетание традиционных и мультимедийных средств организации, разнообразных форм активной познавательной деятельности учащихся....

23 03 2024 10:12:54

Программа элективного курса по биологии в 9-х классах для предпрофильной подготовки "Физиология подростка (пpaктический курс)"


    Программа элективного курса по биологии в 9-х классах для предпрофильной подготовки "Физиология подростка (пpaктический курс)"

      Программа позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся в области углубления знаний о строении и физиологии организма, причинах аномального развития, здоровом образе жизни и сохранении собственного здоровья и здоровья окружающих в ходе выполнения пpaктических работ и изучения функциональных проб. Программа рассчитана на 16 часов....

22 03 2024 11:39:38

Контрольно-обобщающий урок по теме "Закономерности наследования признаков"


    Контрольно-обобщающий урок по теме "Закономерности наследования признаков"

      Педагогическая идея урока заключается в использовании дифференцированного обучения, способствующего созданию оптимальных условий для выявления задатков, развитие интересов и способностей, усвоение материала на различных уровнях, в процессе групповой, индивидуальной деятельности и работы в парах....

21 03 2024 22:41:49

Урок-игра по биологии в 6-м классе "Плотоядные растения"


    Урок-игра по биологии в 6-м классе "Плотоядные растения"

      Данная работа представляет собой урок биологии в 6-м классе по теме "Плотоядные растения". Урок разработан по программе И.Н. Пономаревой. Проводится как резервный час по теме «Основные процессы жизнедеятельности растений», сопровождается презентацией....

20 03 2024 21:17:30

Урок "Класс пресмыкающихся. Отряд Чешуйчатые" с презентацией


    Урок "Класс пресмыкающихся. Отряд Чешуйчатые" с презентацией

      В данной работе представлена разработка урока. С помощью презентации учитель сможет проверить знания учащихся о земноводных, а затем показать учащимся особенности строения пресмыкающихся и закрепить знания с помощью вопросов....

19 03 2024 21:46:21

Создание образовательной среды, обеспечивающей снятие стрессообразующих факторов учебно-воспитательного процесса


    Создание образовательной среды, обеспечивающей снятие стрессообразующих факторов учебно-воспитательного процесса

      Предлагаются приемы, которые может использовать учитель для создания здоровьесберегающей среды на уроке. Современный урок – это урок, на котором учитель реализует не только обучающие, развивающие и воспитательные цели, но и валеологические. Учитель должен построить работу так, чтобы на уроках создать условия для сохранения здоровья детям....

18 03 2024 17:44:30

Аминокислоты, пептиды и белки. Контрольно-обобщающий урок с учетом подготовки к ЕГЭ


    Аминокислоты, пептиды и белки. Контрольно-обобщающий урок с учетом подготовки к ЕГЭ

      Данный урок проводится за счет резервного времени с учетом повторения, обобщения и контроля знаний учащихся. Учащиеся должны хорошо усвоить соответствие строения белков и пептидов и их функции. На уроке используются таблицы, плакаты, опopные конспекты для учащихся, а также химическое оборудование для опытов....

17 03 2024 12:44:32

Итоговый урок "В здоровом теле - здоровый дух"


    Итоговый урок "В здоровом теле - здоровый дух"

      Урок является итоговым по теме «Опopно-двигательная система». К уроку учащиеся готовят небольшие сообщения. В конце урока проводится тестовая работа на проверку конкретных знаний по изученной теме. На уроке ведётся пропаганда здорового образа жизни. ...

16 03 2024 15:33:38

Урок биологии на тему "Лишайники". 5-й класс


    Урок биологии на тему "Лишайники". 5-й класс

      Данная разработка урока может быть использована при изучении лишайников в 5-м классе и на факультативных занятиях. Инструктивная карточка позволяет ребятам самостоятельно добывать знания о лишайниках, использовать эти знания в пpaктической деятельности. Особенно уделить внимание на экологическую сторону произрастания этих объектов в живой природе....

15 03 2024 22:27:19

Урок "Приспособительные особенности живых организмов к условиям окружающей среды"

На уроке рассматриваются различные приспособительные особенности живых организмов и относительный хаpaктер адаптации, раскрывается механизм и роль приспособления. ...

14 03 2024 4:31:52

Урок-игра "Многообразие земноводных". 7-й класс


    Урок-игра "Многообразие земноводных". 7-й класс

      Разработка урока для 7-х классов с использованием мультимедийной презентации. Цели урока: расширить, углубить и систематизировать знания учащихся о животных из класса Земноводные, особенностях их жизнедеятельности и использовании их человеком; продолжить формирование умений устанавливать причинно-следственные связи, анализировать, сравнивать, делать выводы, применять полученную информацию в новых условиях....

13 03 2024 17:59:25

Здоровьесберегающие технологии на уроках биологии (урок-игра "Наши враги, наши друзья – паукообразные"). 7-й класс


    Здоровьесберегающие технологии на уроках биологии (урок-игра "Наши враги, наши друзья – паукообразные"). 7-й класс

      Проблему здоровья понимают во всем мире как глобальную: здоровье – главная составляющая качества жизни. Сохранение и укрепление здоровья детей и подростков в настоящее время – одна из приоритетных задач, стоящих перед педагогами. На уроке раскрываются хаpaктерные признаки класса паукообразных на примере паука-крестовика; показывается роль паукообразных в природе и пpaктической деятельности человека....

12 03 2024 0:37:25

Интегрированный урок биологии и географии в 7-м классе "Приспособление живых организмов к среде обитания на примере Южных материков"


    Интегрированный урок биологии и географии в 7-м классе "Приспособление живых организмов к среде обитания на примере Южных материков"

      Интегрированный урок по географии и биологии по теме «Приспособления живых организмов к среде обитания на примере Южных материков». Урок развивает и углубляет знания о многообразии строения и приспособленности к условиям жизни; раскрывает существенные признаки понятия «природная зона»....

11 03 2024 7:53:56

Урок биологии с использованием ИКТ. Тема: "Мышцы. Типы мышц, их строение и значение"


    Урок биологии с использованием ИКТ. Тема: "Мышцы. Типы мышц, их строение и значение"

      Использование ИКТ в обучении биологии позволяет создать условия для самостоятельного приобретения учащимся знаний за счет наглядности, создаваемой компьютером; реализации методики проблемного обучения с использованием ученических презентаций; автоматизации контроля результатов обучения, что позволяет индивидуально каждому ученику иметь полную и объективную информацию о ходе процесса освоения знаний в реальном временном масштабе; технических возможностей компьютера как дидактического средства обучения, позволяющего обеспечить эффективную реализацию развивающего обучения; развития способностей к творчеству и формирования психологической готовности к самореализации. ...

10 03 2024 11:44:48

Урок-пpaктикум "Амур просит помощи"


    Урок-пpaктикум "Амур просит помощи"

      Предлагаемый урок-пpaктикум включает в себя элементы экологической экспертизы, формирующей у учащихся умения исследовательской деятельности. Его можно провести в период проведения недели географии, биологии, экологии. Урок формирует компетентности в области разумного природопользования и сохранения окружающей среды....

09 03 2024 23:58:58

Элективный курс по биологии "Лекарство и человек"


    Элективный курс по биологии "Лекарство и человек"

      Программа элективного курса, имеющего профессионально-ориентированную направленность, предназначена для расширения кругозора учащихся основной школы через знакомство с основами фармакологии. Цель курса: формирование особой образовательной среды, в которой ребенок может удовлетворять свои познавательные интересы и компетенции, реализовать свой творческий потенциал, творческую активность, приобрести навыки самостоятельного труда....

08 03 2024 17:11:39

Витамины. 8-й класс

Цель занятия: обобщить информацию о витаминах; научиться определять витамин С в различных продуктах питания; познакомиться с основами фитотерапии и рационального приготовления пищи....

07 03 2024 19:34:15

Наследование признаков, сцепленных с полом. Генетика пола


    Наследование признаков, сцепленных с полом. Генетика пола

      Предлагаемый урок по теме: "Наследование признаков сцепленных с полом" проводится для учащихся 10-х классов. Именно перед генетикой стоит задача поиска путей преодоления недугов, что способно избавить многие семьи от несчастья иметь больных детей. Одной из форм обучения может быть решение генетических задач, которые раскроют природу многих наследственных заболеваний. ...

06 03 2024 15:51:51

Особенности строения земноводных, связанные со средой обитания. 7-й класс


    Особенности строения земноводных, связанные со средой обитания. 7-й класс

      Урок поможет учащимся углубить и расширить знания об особенностях строения земноводных животных, многообразии и приспособленности для жизни в различных средах обитания....

05 03 2024 23:51:55

Урок природоведения на тему «Химические явления в живой и неживой природе». 5-й класс

Цель урока: сформировать у учащихся понятия о химических явлениях....

04 03 2024 17:44:21

Конспект повторительно-обобщающего урока "Жизнедеятельность организма. Взаимосвязь клеток, тканей и органов в организмах", 6-й класс


    Конспект повторительно-обобщающего урока "Жизнедеятельность организма. Взаимосвязь клеток, тканей и органов в организмах", 6-й класс

      Данный урок является повторительно-обобщающим и может быть полезен учителям, работающим по УМК линии Н.И. Сонина. На уроке применяются различные игры, позволяющие включить в учебную деятельность всех обучающихся и проверить уровень знаний по ранее изученным темам. Широко используются литературные произведения, которые рассматриваются с биологической точки зрения....

03 03 2024 14:42:47

Роль новых информационных технологий в обеспечении качества обучения биологии


    Роль новых информационных технологий в обеспечении качества обучения биологии

      Применение компьютера в обучении позволяет управлять познавательной деятельностью школьников. В этом случае обучение строят в рамках личностно-ориентированной модели, учитывающей индивидуальные темпы усвоения знаний и умений, уровень сложности, интересы и пр. Совместимость компьютерных технологий с традиционными средствами и формами обучения — один из важных методических принципов их применения. При планировании уроков необходимо найти оптимальное сочетание обучающих программ с другими (традиционными) средствами обучения. Применение ИКТ на уроках требует и от педагога особой профессиональной подготовки....

02 03 2024 21:37:46

Интегрированный вечер (химия + биология + география) "Семь грецких орехов"


    Интегрированный вечер (химия + биология + география) "Семь грецких орехов"

      Внеклассное мероприятие можно использовать при проведении предметной недели на заключительном этапе в виде предметного вечера. ...

01 03 2024 21:59:16

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::