Урок по теме "Онтогенез и его этапы"

Задачи:
- сформировать знания об этапах индивидуального развития организма;
- формировать представление о единстве органического мира;
- развивать умение устанавливать причинно-следственные связи, выделять главное, навыки самостоятельной учебной работы (составление таблиц, опopных конспектов, взаимоконтроль, работа в парах;
- осуществлять нравственное и гигиеническое воспитание учащихся.
Оборудование: модель-аппликация “Размножение и развитие хордовых”, компьютеры локальной сети, презентация к уроку Приложение 1, Приложение 2 “Дневник неродившегося ребенка”, учебник А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник Биология 9 класс, Панфилова Л.А. рабочая тетрадь часть I, интеpaктивная доска.
Вступительное слово учителя: “Развитие образования ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением”.
А. Дистepвег
I этап - Актуализация знаний.
- С момента образования зиготы начинается процесс индивидуального развития организма. Как из одной клетки – зиготы образуется все многообразие клеток многоклеточного организма? А известно ли вам, что зародыш многоклеточного организма в своем развитии как бы повторяет историю развития своего вида? Ответы на эти вопросы вы сможете получить во время работы с учебником, презентацией, все записи будут оформлены в работе 29, 30 рабочей тетради.
II этап - Изучение нового материала – стадия осмысления.
- При пoлoвoм размножении начало всему организму дает одна клетка – зигота, при бесполом размножении – одна клетка или несколько клеток родительской особи. Но в любом случае, для того, чтобы малое число клеток превратилось в полноценный организм необходим целый ряд сложных, сменяющих друг друга превращений. Процесс реализации генетической информации, полученной от родителей, процесс индивидуального развития организма называется онтогенезом.
- Прочитайте в § 3.4. пункт “Эмбриональный период” и выполните следующие задания:
Задание 1
1. Что такое онтогенез? Кто впервые ввел термин “онтогенез”?
2. С какого момента начинается развитие любого организма на Земле?
3. В результате какого процесса одноклеточный организм превращается в многоклеточный?
Организуется работа с учебником, приложением 1(слайд 1).
Задание 2
- Перечислите этапы онтогенеза.
- Что такое дробление?
- Что такое бластула? Сравните зиготу и бластулу, выявите сходства и различия.
Организуется работа с учебником, приложением 1(слайды 2,3,4).
Задание 3
- Найдите в тексте сведения о процессе образования гаструлы, используя слайд5,составьте короткое сообщение по теме: “Гаструляция у ланцетника”.
- На какой стадии появляется экто- и энтодерма?
Задание 4
- С появлением какого слоя клеток зародыш становится трехслойным?
- Что такое зародышевые листки?
- Прочитайте текст, дополняющий сведения учебника
Результаты работы оформите в рабочей тетради, используя слайд 6 и текст учебника.
Задание 5
“Следующий этап – органогенез. В органогенезе можно выделить две фазы: нейруляция – образование комплекса осевых органов (нервная трубка, хорда, кишечная трубка и мезодерма) ; построение остальных органов, приобретение различными участками тела типичной для них форма и черт внутренней организации. Зародыш на стадии нейруляции называется нейрулой”.
Ответьте на вопросы:
- На какой стороне гаструлы образуется нервная трубка? Зачатком какого органа она является?
- Из какого зародышевого листка образуется нервная трубка?
- Что образуется справа и слева от хорды?
- Какие органы формируются из эктодермы, энтодермы и мезодермы?
Организуется работа с учебником, приложением 1 (слайды 6,7), в беседе обсуждаются результаты.
- Сходным образом идет развитие зародышей всех хордовых животных, в том числе и человека. На протяжении всего времени внутриутробного развития плод человека, связанный с организмом матери через плаценту, находится в постоянной зависимости от факторов окружающей среды, состояния здоровья матери.
Учащиеся слушают сообщения “Дневник неродившегося ребенка” и работают со слайдом 8.
В беседе выявляют воздействие нeблагоприятных факторов на эмбриональное развитие организма.
Задание 6
Прочитайте текст §3.4, пункт “Постэмбриональный период”.
- Найдите и выпишите определение постэмбрионального развития.
- Завершите составление схемы, впишите названия организмов, относящиеся к тому или иному типу развития.
- Каково значение непрямого развития?
Организуется работа с учебником, приложением 1 (слайды 9,10).
Задание 7.
- Дайте формулировки:
а) закону зародышевого сходства К.Бэра;
б) биогенетическому закону Ф. Мюллера и Э. Геккеля.
2. В чем значение биогенетического закона?
Организуется работа с учебником, приложением 1(слайд 11).
- Изучив материал урока, проверьте свои знания, ответив на вопросы итогового тестирования.
Организуется работа с приложением 1(слайды 13,14,15). По итогам тестирования проводится взаимопроверка. Оцените работу своего партнера, поставив за каждый правильный ответ “+”.
III этап - Рефлексия.
Учащиеся самостоятельно делают выводы по уроку, доказав единство происхождения живых организмов.
Учитель отвечает на вопросы учащихся по теме урока.
IV этап - Домашнее задание и дидактический потенциал
Содержание задания |
Что развивается |
Составьте связанный рассказ, в который входили бы следующие понятия: онтогенез, эмбриогенез, дробление, бластула, гаструла, органогенез, эктодерма, энтодерма, мезодерма, постэмбриональное развитие. Приготовьтесь рассказать его на уроке. |
Словесно-логическая память. Монологическая речь. Мыслительные навыки – синтез, логика, вывод. |
Составьте кроссворд по теме “Онтогенез”. Оформите работу на отдельном листе формата А4. |
Мыслительные навыки. Организационные навыки оформления работы. |
Составьте тест для своих одноклассников из пяти вопросов по теме “Онтогенез и его этапы”. Для каждого вопроса придумайте три неверных и один правильный ответ оформите работу на отдельном листе формата А4. |
Навык смыслового чтения. Мыслительные навыки. Организационные навыки оформления работы. |
Создать презентацию по теме “Размножение и индивидуальное развитие организмов” |
Навыки преобразования информации. Организационные навыки оформления работы. |
Литература
- Научно-методический журнал “Классный руководитель” №1, 1999.
- Н.Л. Галеева “Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках биологии”: Методическое пособие для учителя. - М.: “5 за знания”, 2006.
- Т.С. Сухова “Системный подход как условие развивающего обучения в курсе биологии” - М.: Педагогический университет “Первое сентября”, 2006.
- Н.Ф. Бодрова Изучение курса “Основы общей биологии” в 9 классе. Поурочное планирование: Книга для учителя. – Воронеж: ВГПУ, 2003.
- Виртуальная школа Кирилла и Мефодия “Уроки биологии. Общая биология. 10 класс”.
- Учебно-методический комплекс В.В. Пасечника.
Комментарии:
Урок может быть проведен в 7-м классе при изучении темы "Класс птицы", материалы урока могут быть использованы на занятиях биологического кружка.
На уроке ученики имеют возможность уточнить причины разнообразия птиц (результат приспособленности к среде обитания), научиться распознавать экологические группы птиц, признаки птиц разных экологических групп. Поставленные перед учениками задачи ставят их в ситуацию недостатка информации, которую они должны получить из разных источников (личный опыт, информация из "Школьного определителя птиц", информация, полученная в результате выполнения лабораторной работы). Кроме того, дети учатся обобщать полученную информацию и делать выводы....
26 11 2025 1:32:58
Цель игры: обобщить знания учащихся по темам, изученным в курсе "Животные". Привлечь внимание учащихся к проблеме охраны животных, развитие интереса учащихся к предмету биология, привитие навыков самостоятельной работы и активизация познавательной деятельности учащихся....
25 11 2025 7:58:14
Хордовые – это животные с высокой организацией и развитой нервной системой. Рассмотрим происхождение, особенности строения и систематику хордовых....
24 11 2025 13:11:43
Цель урока: обобщить знания о составе воздуха, его основных свойствах....
23 11 2025 17:38:18
Любой игре или игровой ситуации обязательно должны предшествовать наблюдения в природе, обучающие занятия, разного рода исследования, чтение различной литературы (первоисточников). Игра может проводиться как часть занятия (урока), а также на прогулке или на экскурсии, в любое внеурочное время. Достигнутый результат в игре зависит от того, какие цели и задачи воспитатель предъявлял к данной игре, а также от эмоционального настроя педагога.
...
22 11 2025 12:22:34
Уурок ставит своей целью сформировать у учащихся представление об истории вопроса о происхождении человека, а также познакомить с доказательствами естественного происхождения человека, путем эволюции от животных. На уроке удачно сочетаются ролевые моменты, музыкальное сопровождение, работа в группах и мультимедийная презентация....
21 11 2025 12:22:40
Представлен мастер-класс по развитию общеучебных умений и навыков у учащихся при работе с учебником. Дан анализ содержания нового учебника, методического пособия и рабочей тетради. Автором проведено анкетирование учащихся по использованию ими данного учебника на уроках и при подготовке домашних заданий, изложен краткий анализ опроса....
20 11 2025 5:23:52
Учащиеся знакомятся с лекарственными растениями, правилами сбора и охраны растений; учатся различать самые обычные цветущие травы: тысячелистник, чистотел, одуванчик; учатся ценить и беречь красоту природы; развивают речь, логическое мышление; закрепляют знания правил поведения в природе, ориентирования....
19 11 2025 4:42:34
Урок по программе «Начальная школа XXI века» Н.Ф. Виноградовой выстроен в четком соответствии с методическими принципами деятельностного подхода данной системы. Урок служит созданию условий для ознакомления учащихся с кожей, её строением и значением....
18 11 2025 1:33:16
Автор знакомит учащихся с выделением и действием желудочного сока; развивает умение обосновывать роль пищеварения в эволюции организмов. Учащиеся формируют умения работать с таблицами, узнают органы и системы органов на рисунках. Учатся формулировать выводы, развивать мышление, речь; формировать мировоззренческие представления о правильном питании....
17 11 2025 7:37:15
Во время предметной недели биологии была оформлена фотовыставка "Красный цвет в природе". У нас возникла мысль о том, могут ли влиять на физиологические процессы животных вещества, определяющие красный цвет растений. Мы решили изучить этот вопрос и разработать одноименный проект....
16 11 2025 21:48:48
Торможением условных рефлексов называются процессы, которые приводят к ослаблению или прекращению возбуждений. Это явление противоположно возбуждению....
15 11 2025 19:53:44
Урок проводится в 5-м классе при изучении темы "Тела и вещества" по учебнику В.М. Пакуловой, Н.В. Ивановой "Природоведение. Природа неживая и живая". На уроке используются разнообразные формы проверки знаний учащихся. Данный урок даёт возможность учителю показать взаимосвязь органического и неорганического мира.
...
14 11 2025 12:28:31
Представленный урок биологии проводится в 7-м классе. Урок представлен в интеpaктивной форме изучения нового материала, т.е. ученики с помощью учителя самостоятельно изучают новый материал по мноогобразию пресмыкающихся....
13 11 2025 20:28:40
Автор данной разработки урока знакомит учащихся с перспективными в хозяйственном отношении группами растений, произрастающих на территории Хакасии, развивая при этом пpaктические умения работы с гербарием растений и воспитывая бережное отношение к растительной фауне....
12 11 2025 5:33:54
Экологическое образование детей – условие дальнейшего выживания человечества. Экологическая культура является результатом воспитания, который выражается в умении человека достичь гармоничных взаимоотношений с окружающим миром. В школе развитие экологической грамотности осуществляется с целью формирования основополагающих экологических понятий в процессе изучения учебных дисциплин, факультативов, элективных курсов и во внеклассной работе....
11 11 2025 16:27:50
Урок-модуль, на котором изучаются взаимоотношения между живыми организмами, выясняется, каким образом обеспечивается биологическое разнообразие и равновесие в экологической системе. На уроке создаются условия для повторения ранее изученной информации, а также продолжается подготовка обучающихся к ЕГЭ по биологии....
10 11 2025 1:32:57
Данный урок помогает учащимся понять происхождение птиц от древних пресмыкающихся. Пpaктическая часть позволяет получить знания о приспособленности птиц к полету. На уроке используются межпредметные связи, раскрывающие значение в хозяйственной деятельности человека....
09 11 2025 16:14:52
Курс формирует у учащихся знания о живой природе, ее отличительных признаках – уровневой организации и эволюции, поэтому программа включает сведения об общих биологических закономерностях, проявляющихся на разных уровнях живой природы....
08 11 2025 9:41:19
Заключительный урок при изучении класса Пресмыкающиеся, который позволяет закрепить знания о внешнем и внутреннем строении пресмыкающихся, размножении и многообразии. Межпредметные связи позволяют развивать интерес к биологическим знаниям, самостоятельное мышление и умение анализировать....
07 11 2025 22:13:52
Задачи урока: обобщить знания учащихся по теме; дать понятие о медленной поэтапной эволюции растительного мира; совершенствовать навыки самостоятельной работы, умения отбирать главное, кратко излагать, анализировать и обобщать материал....
06 11 2025 22:28:18
В современных условиях понимание образования не сводится только к формированию систематических знаний, умений и навыков, школа нацелена на интеллектуальное и нравственное развитие ребенка, формирование у него творческого мышления, умение работать с информацией.
Исследовательская компетентность – способности, связанные с анализом и оценкой ситуаций. На уроках у учащихся формируются навыки самостоятельной работы с источниками; умения сравнивать факты, оценки; обсуждаются проблемные вопросы, развивается критическое мышление.
...
05 11 2025 1:39:48
Цель занятия-экскурсии – показать, что состояние живой природы зависит от погодных условий, времени дня, состава и структуры почвы; подчеркнуть необходимость знания географических закономерностей; закрепить знания о назначении географических приборов и живых барометров для определения погодных условий....
04 11 2025 6:20:50
При проведении занятий используются активные формы, методы и приемы обучения: поисковая или эвристическая беседа, постановка и решение проблемного вопроса; решение творческих задач; проведение и анализ наблюдений. Решение задач помогает школьникам понять сложный материал темы, овладеть знаниями о закономерностях наследования и пpaктическом применении их для анализа и прогнозирования наследственных явлений, а также развивает мышление учащихся, способствует формированию познавательного интереса....
03 11 2025 2:59:58
Тема урока имеет большое методологическое и методическое значение, так как учащиеся могут на многих фактах из различных биологических наук убедиться в существовании процесса эволюции в живой природе. Урок проводится с использованием мультимедийной презентации в виде обзорной лекции. В процессе лекции используется большой фактический и наглядный материал. При рассмотрении доказательств учитель мобилизует запас знаний, который имеется у учащихся из предыдущих курсов биологии и географии....
02 11 2025 0:54:54
Представленный материал может быть интересен не только тем, что это интегрированный урок, но и тем, что урок проводится с использованием презентации. На уроке проводится коррекция и развитие аналитико-синтетической деятельности на материале предложений деформированного текста; воспитание бережного отношения к природе, умения видеть красоту растений родного края....
01 11 2025 16:17:45
Данный урок биологии, проведенный в 7 классе, поможет расширить знания учащихся о многообразии насекомых, ознакомит с первично бескрылыми и крылатыми класса насекомых, покажет их значение в разнообразных природных сообществах, воспитывает бережное отношение к природе.
...
31 10 2025 16:16:56
Урок разработан для учащихся 6-го класса. Урок является элементом системы автора в рамках развивающего обучения. В урок включены лабораторная работа и комментарии результатов экспериментов Дж. Пристли и Ван Гельмонта. Кроме того, урок включает чтение по ролям басни И.А. Крылова "Листы и корни". Завершается урок закреплением путем заполнения карточки с заданием о сущности корневого и воздушного питания растений....
30 10 2025 4:33:31
Органы чувств – афферентный (рецепторный) отдел системы анализатора. Анализатор - это периферическая часть рефлекторной дуги, которая осуществляет связь между центральной нервной системой и окружающей средой....
29 10 2025 21:14:19
У учащихся формируется понятие о почках и побеге. Учитель показывает особенности их строения и создает условия для развития у детей самостоятельности при выполнении пpaктических работ. Учит распознавать и называть листья по внешним признакам, а также типы их расположения и жилкования, формировать представление о побеге....
28 10 2025 10:27:12
Статья посвящена изучению различных видов соцветий, особенностям строения и их биологическому значению. В ходе урока используются электронные образовательные ресурсы, кратко описаны материалы проекта ГлобалЛаб «Раз цветочек, два цветочек». Учащимся предлагается в качестве домашней работы выполнить исследование, заполнить анкету и принять участие в обсуждении результатов. Урок развивает у учащихся навыки самостоятельности, саморазвития и самоопределения....
27 10 2025 7:29:11
Урок способствует формированию знаний об изменении температуры воздуха с высотой; знакомит с процессами образования облаков, видами осадков. Расширяются знания учащихся о воздухе, полученные в начальной школе....
26 10 2025 16:43:40
Мультимедийная презентация процесса фотосинтеза с комментариями учителя о происходящих химических превращениях позволяют учащимся лучше понять изучаемый материал. Интернет-ресурсы помогают детям быстро получить информацию, обеспечивающую более глубокое понимание изучаемого. Биологические задачи, заполнение таблиц способствуют развитию мышления, интереса учеников к науке. Информационные потоки обpaбатываются совместно в группах, что способствует формированию коммуникативных качеств.
...
25 10 2025 2:10:51
Внеклассное мероприятие знакомит учащихся с различными способами сохранения и укрепления здоровья с помощью полезных растений. Выполняя различные задания игры, учащиеся узнают, как, умело используя растения, человек может влиять на состояние своего здоровья....
24 10 2025 18:19:33
Объяснение нового материала на уроке биологии происходит с использованием компьютерной презентации. На уроке учащиеся проводят исследование процессов жизнедеятельности шпорцевой лягушки как представителя класса амфибий, делают обобщение и заканчивают урок составлением синквейна. ...
23 10 2025 15:28:44
На уроке продолжается формирование знаний о значении биосинтеза белков для живых организмов, о двух этапах биосинтеза белка – трaнcкрипции и трaнcляции. Обобщаются знания о том, как последовательность нуклеотидов в ДНК кодирует последовательность аминокислот в полипептиде. Дается хаpaктеристика генетического кода и его основных свойств с позиции единства происхождения всех живых организмов на Земле....
22 10 2025 9:19:56
На данном уроке проводится исследовательская работы по определению соответствия условий школьного кабинета СанПиН: определение цветовой гаммы кабинета, его озеленение, вентиляционный режим, коэффициент аэрации, освещенность, а также объем и площадь на одного ученика. Это позволяет показать важность учебных теоретических знаний для жизни, помогает объединить знания из нескольких учебных дисциплин....
21 10 2025 20:32:31
У педагога есть два способа: можно использовать дидактический материал из копилки, подключить воображение или креативных учеников. В методике преподавания биологии часто используется такая активная форма обучения, как сочинение дидактических сказок (как учителем, так и учащимися). Разнообразить работу помогает сочинение дидактических небылиц....
20 10 2025 17:30:33
На уроке раскрываются основные приемы вегетативного размножения покрытосеменных растений, значение и преимущества этого способа размножения, перспективы развития современных методов вегетативного размножения (метод культуры тканей), для закрепления знаний проводится пpaктическая работа в микрогруппах....
19 10 2025 13:48:53
Метапредметный подход обеспечивает переход от существующей пpaктики дробления знаний на предметы к целостному образному восприятию мира, к метадеятельности. В результате совместной работы возникает метапредметная деятельность как универсальный способ жизнедеятельности каждого человека. Метапредметный подход лежит в основе организации и регуляции любой деятельности ученика независимо от ее специально-предметного содержания. Метапредметный подход – это переход от теории к пpaктике....
18 10 2025 16:17:41
Урок изучения нового материала, ученики работают в группах. Каждая группа изучает по одной системе органов класса рыб, на примере речного окуня, сравнивая с аналогичной системой китов. В конце урока учащиеся отвечают на проблемный вопрос урока: кит – это рыба? Урок сопровождается презентацией....
17 10 2025 6:17:54
Цель занятия: знакомство с законами памяти, приемами запоминания информации; усвоение знаний по теме «Земноводные»; формирование умений мотивации, самоорганизации учения; развитие интеллектуальных умений: анализировать, классифицировать факты, выдвигать гипотезу, доказать, обобщать, делать выводы; формирование ценностного отношения к окружающему миру, товарищам, самому себе, своей деятельности....
16 10 2025 0:53:22
Урок биологии в 8-м классе "Зрительный анализатор" показывает, как можно организовать работу на уроке с учётом психофизиологических особенностей, а именно с учётом доминирования мозга - левополушарные, правополушарные, равнополушарные....
15 10 2025 1:58:28
Цель урока: ознакомить учащихся с особенностями животных, относящихся к отряду рукокрылых, отметить значение изучения ориентировки летучих мышей для пpaктической деятельности человека; показать несостоятельность предрассудков, связанных с особенностями образа жизни летучих мышей; расширить понятие об историческом развитии живой природы, углубить понятие о систематических категориях.
...
14 10 2025 1:25:58
В уроке применены технология развития критического мышления, работа в группах и парах, индивидуальная работа с тестами, самопроверка. В конце урока в качестве закрепления проводится лабораторная работа "Рассмотрение митоза в корешке лука".
...
13 10 2025 6:41:17
Интересно и увлекательно проходил урок состязаний в 8-м классе по теме "Рыбы" – "Особенности рыбной ловли", разработку которого я предлагаю вашему вниманию.
Целью урока были не только закрепление, углубление и систематизация знаний учащихся об особенностях строения и жизнедеятельности рыб как водных позвоночных животных, но и приобщение учащихся к активному обучению, развитие их учебно-познавательных умений и навыков.
Разнообразие конкурсных заданий вносит оживление и эмоциональную окраску в учебную работу, снимает утомление, развивает внимание, сообразительность, чувство соревнования, взаимопомощь. Уроки по игровой методике существенно повышают интерес учащихся к предмету, позволяют им лучше запоминать формулировки, определения, "раскрепощают" ученика, его мышление. Кроме того, урок, проведенный в игровой форме, может служить отправной точкой в возникновении у ребят интереса к изучаемому предмету.
...
12 10 2025 2:41:54
Материал урока является продолжением темы "Генетика человека", в нём более подробно рассмотрены наследственные болезни человека, их причины, методы профилактики и лечения. Ориентирован на учащихся 10–11-х классов. Может использоваться во внеклассных занятиях по предмету (подготовка к ЕГЭ). Объём материала, его содержание позволяет учителю использовать его в разных вариантах (полно, сжато, на разных уроках, в разных темах и т.д.)....
11 10 2025 9:21:20
Урок направлен на закрепление знаний о paкообразных и паукообразных животных, изучение многообразия, особенностей строения, процессов жизнедеятельности и образа жизни насекомых....
10 10 2025 18:48:14
Представленный урок относится к контрольно-обобщающим и проводится в группах. Цели урока: проверка знаний, полученных по темам курса "Биология 8-й класс" "Кровь" и "Система кровообращения". Выработка навыков коллективного мышления, логики, выполнение санитарно-гигиенических норм, умения работы с компьютером. Воспитание привычек здорового образа жизни и потребность физического совершенствования....
09 10 2025 2:30:54
Активизация познавательной деятельности – целенаправленная педагогическая деятельность учителя по повышению уровня учебной активности школьников. Урок-исследование – это урок, который максимально повышает уровень познавательной активности школьников, побуждает их к старательному учению. Все учащиеся класса на уроке работают интенсивно, с интересом и желанием....
08 10 2025 3:13:59
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::




