Программа элективного курса «Музеи города, их роль и влияние на судьбы людей» > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Программа элективного курса «Музеи города, их роль и влияние на судьбы людей»


    Программа элективного курса «Музеи города, их роль и влияние на судьбы людей»

Класс 7

Количество часов 32

Пояснительная записка.

Необходимость развития интересов учащихся в области краеведения связана с социальным заказом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания учащихся о родном крае, тем более действенным окажутся они в воспитании любви к родной природе и земле, уважении к традициям своего народа. Актуальность данной программы обусловлена слабым знакомством учащихся с природой, культурой и историей республики.

С другой стороны, в городе существует множество музеев, которые можно использовать как ресурс, для расширения и углубления знаний учащихся по всем вопросам.

Основная цель курса – изучение основ научно-исследовательской деятельности на примере учебного и прикладного проекта, дающего возможность развитию творческой активности учащихся.

Задачи курса:

  • Формирование совместной детско–взрослой деятельности на материале музейной пpaктики.
  • Формирование основ эстетического восприятия и мышления посредством встречи с образцами прекрасного в природе и культуре.
  • Создание условий для осознания детьми своего социального опыта и возможных границ его применения;
  • Создание условий для формирования у учащегося уважения и интереса к культуре и истории бурятского народа, природе родного края.
  • Создание условий для формирования навыков проектной, самостоятельной, групповой работ
  • Создание образовательных ситуаций для построения коммуникации с другими учащимися – вести диалог в группе.

Новизна предлагаемой программы связана с попыткой интеграции музейной педагогики в основной учебный процесс, в решение основных задач образовательного учреждения. Программа направлена на то, чтобы максимально использовать культурный потенциал провинциального города с яркой культурной историей для решения образовательных задач школы.

Содержание дисциплины:

Данный элективный курс рассчитан на учащихся 7 класса, направлен на формирование мировоззрения учащихся, формирование жизненной позиции учащихся, через изучение основ научно-исследовательской деятельности на примере учебного и прикладного проекта

Элективный курс предполагает изучение трёх разделов

  1. Введение. (5 часов)
  2. Мир музея. Основное содержание: формирование основ эстетического восприятия и мышления посредством встречи с образцами прекрасного в природе и культуре; знакомство с творчеством художников, писателей, других деятелей культуры, умеющих создавать художественные образы на разном материале, включая природные явления и явления обыденной жизни. (20 часов)
  3. Шаг в будущее. Основное содержание: встреча с поисковыми формами культурной активности. (7 часов)

Каждый из этапов предполагает овладение универсальными способами работы, закрепление на пpaктике уже полученных способов, направленных на формирование всесторонне развитой личности.

Программа делает акцент на использование краеведческого материала, который имеет пpaктическую направленность, но в базовом курсе рассматривается не так широко. Учебный материал основан на общем интересе учащегося к родному краю, своему городу, к новизне деятельности (проекты), а также возможности реализации личных идей на пpaктике.

Итоговая работа представленная в виде конечного результата учебного проекта рассматривается и презентуется на школьной конференции среди 7-х классов.

Программа основывается на принципах:

  • активного отношения к музейному прострaнcтву: необходимость формирования позиции интерпретатора, а в перспективе - соавтора,
  • толерантности: насыщенная культурная среда позволяет реконструировать авторские замыслы, особенность разных форм жизни, традиций, увидеть воочию их многообразие и равное право на существование. Тем самым пpaктика реконструкции создаёт опыт толерантного отношения к “иному”,
  • Авторства: разработка и реализация музейных проектов, демонстрирующих собственную деятельность школьников и её продукты, создание произведений, показывающих жизненные ценности, установки, мировоззрение автора.

Тематическое планирование

тема дата форма и место проведения образовательный продукт
Введение (5 часов)
1 вводный урок 9.09 лекция 1. Словарь основных терминов

2. Структурно – логическая схема по методам и средствам обработки информации

2 Методы исследования 16.09 семинар
3 Методы сбора и обработки информации 23.09 семинар
4 Что такое музей? От чего зависит его появление? 30.09 лекция
5 Определение объекта и предмета исследования 7.10 семинар
Блок 1: Мир музея – мир прекрасного. (20 часов)
6 Культура 1 половины 19 века 14.10 музейный – урок, экскурсия. Художественный музей Сампилова. 1. Проектные работы

2. Рефлексивное сочинение.

3. заметки в школьную газету

7 Живопись бурятских художников 19 века 21.10 музейный – урок, экскурсия. Художественный музей Сампилова.
8 Язык искусства 28.10 семинар
9 Человек сделавший значительный вклад в развитие города. 11.11 Музейный – урок. Музей города.
10 Фоторепортаж “Выставки” - реклама “город Улан – Удэ” создание газеты. 18.11 Экскурсия по городу. Музей истории Бурятии
11 Создание макета–проекта памятника – символа республики Бурятия. 25.11 Семинар
12 Искусство сегодняшнего дня 2.12 Экскурсия Музей города.
13 Пейзаж родной природы 9.12 Семинар
14 Многообразие растительного мира республики Бурятия 16.12 Музей Природы Бурятии
15 Лекарственные растения республики Бурятия 23.12 Семинар.
16 Многообразие животного мира республики Бурятия 30.12 Музейный – урок. Этнографический музей
17 Осевая симметрия и мир вокруг нас 20.01 Семинар
18 Народные обряды и праздники республика Бурятия 10.02 Музейный – урок. Этнографический музей
19 Образ человека в искусстве народов нашей республики 17.02 Семинар
20 Мир камней 27.01 Экскурсия. “Музей геологический”
21 Камни и судьбы 3.02 Семинар
22 Геологические памятники республики Бурятия 24.02 Экскурсия. “Геологический музей БНЦ”
23 Создание макета – проспекта “Мир камней – мир чудес” 3.03 Семинар
24 Гармония человека, окружающего мира, природы и архитектуры 10.03 Экскурсия по городу конференция  
25 17.03
Блок 2: Шаг в будущее ( 7 часов)
26 Постановка проблемы. Выдвижение гипотез. Формирование групп 24.03 Круглый стол. 1. Проект “Кабинет биологии как

2. проект “Музей моей мечты”

3. проект “Идеальный музей с точки зрения школьника”

4. проект “школьный музей будущего”

5. статья в школьную газету.

6. Рефлексивное сочинение.

27 Работа над проектами 7.04 Семинар
28 14.04 Семинар
29 21.04 Семинар
30 Экспертиза проектов 28.04 Конференция
31 5.05
32 Итоговый урок. 12.05 Круглый стол Итоговые рефлексивные сочинения учащихся по всему спецкурсу

Методы и формы обучения.

  • Методы поискового и исследовательского хаpaктера: тренинги, лабораторный эксперимент, реферативные и экспериментальные исследования; проектно-исследовательская деятельность, развивающая творческую инициативу.
  • Интеpaктивные методы: эвристические методы, учебный диалог, метод проблемных задач, деловые игры.
  • Самостоятельная работа учащихся с различными источниками информации.

Формы организации познавательной деятельности:

  • Индивидуальные, групповые, коллективные.

Формы учебных занятий.

Интеpaктивные лекции с последующими дискуссиями, семинары, занятия с элементами моделирования ситуаций и деловыми играми, экскурсии, пpaктикумы, нетрадиционные уроки (альманахи, презентации, “круглые столы”), занятия решения ключевых задач, интегрированные занятия, занятия защиты творческих проектов.

Планируемые результаты.

  1. Приобретения необходимых навыков по поиску, анализу, синтезу и преобразованию полученной информации.
  2. Развитие познавательной активности учащихся.
  3. Формирования навыков самостоятельной работы с дополнительной информацией, различными источниками её получения.
  4. Самоопределений и профориентация.
  5. Развитие бережного отношения к окружающей природе, сохранения культурных ценностей своего края.

Формы, методы, инструментарий контроля образовательных достижений учащихся, критерии оценки.

  • итоговая конференция;
  • зачет;
  • отчет об исследовании;
  • защита творческих проектов;
  • итоговый контроль в форме презентации.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Список литературы для учащихся.

  1. Баргузинский заповедник. Улан-Удэ 2000г.
  2. Байкальский заповедник. Бойченко В.С. М.,1993г., 190с.
  3. Буряты традиции и культура. Улан-Удэ, 1995г., 300с.
  4. Заказники Тунгуйской долины. Иркутск 2002г.
  5. Историко-культурный атлас Бурятии. М., 2001г., 680с.
  6. История бурятской литературы 1917 – 1955. Найдаков В.Ц. и др., Улан – Удэ 1995г., 195с.
  7. Красная книга Республики Бурятия
  8. Лекарственные растения Бурятии и их охрана. Богданова К.М. и др., Улан – Удэ 1990г., 95с.
  9. Материальная и духовная культура Бурят. Бабуева В.Д. Бурятия 2004г., 227с.
  10. Памятники природы Бурятии. Иметхенов А.Г. Улан-Удэ, 1990г., 157с.
  11. Птицы Бурятии. Боровицкая Г.К. Улан – Удэ 1993г.,87с.Сокровища культуры Бурятии. 2002г.,320с.
  12. Русско-буряцкий толковый словарь по природоведению. Борсоев М.Н. и др. Улан – Удэ 1992г., 112с.
  13. Тайны Байкальских глубин. Гурулёв С.А. Улан-Удэ, 1975г., 192с.
  14. Улан-Удэ: история и современность. Иметхенов А.Б. и др., Улан-Удэ 2001г., 481с.
  15. Экскурсии в природу Бурятии. Тугутова И.Е., Улан-Удэ 1998г., 134с.
  16. Я познаю Байкал. Тулохонов А.К. и др. Улан – Удэ 2002г., 83с.

Электронные издания.

  1. Бурятия: история, культура и современность
  2. У края чарующей бездны
  3. Дикорастущие цветы байкальских побережий и гор
  4. Животный мир байкальских побережий и гор



Комментарии:

Успехи селекции


    Успехи селекции

      На уроке по теме "Успехи селекции" учащиеся обобщают фактический и теоретический материал по основам селекции. Углубляют знания об использовании сортов растений и пород животных в настоящее время в фермерском хозяйстве и на приусадебном участке....

24 11 2025 11:15:17

Урок биологии по теме "Тип моллюски. Строение, разнообразие и значение"

Цель урока: познакомить учащихся с представителями типа моллюски; отметить особенности классов брюхоногих, двустворчатых и головоногих, охаpaктеризовать их роль в природе и использование человеком; показать особенности приспособления моллюсков к разной среде обитания, значение в природе и жизни человека....

23 11 2025 21:12:42

Урок биологии по теме "Хаpaктеристика представителей семейств. Розоцветные. Бобовые"


    Урок биологии по теме "Хаpaктеристика представителей семейств. Розоцветные. Бобовые"

      Одна из технологий, отвечающих требованиям формирования самостоятельности, − самостоятельная работа. Разработав технологические карты по предмету, можно не только строить работу на уроке, но и устранять пробелы в знаниях у слабо подготовленных детей, пропустивших занятия по той или иной причине как в домашних условиях, так и во внеучебное время....

22 11 2025 10:35:49

Строение и функции клеточных структур эукариотической клетки


    Строение и функции клеточных структур эукариотической клетки

      Учащиеся разделены на 5 групп, учитель играет роль заведующего кафедрой «Строение и функции клеточных структур эукариотической клетки». В ходе виртуальной экскурсии «учащиеся» посещаю все лаборатории, где «ученые» выполняют лабораторные работы, компьютерное и механическое моделирование и рассказывают и презентуют свои исследования в области изучения строения и функций эукариотической клетки, используя при этом дидактические материалы – таблицы, электронные фотографии, муляжи, делает рабочие зарисовки. Творчески освещают деятельность Антони Левенгука (сценка). Отвечают на вопросы друг друга и «заведующего кафедрой»....

21 11 2025 23:59:50

Игра "Биологическое ассорти"


    Игра "Биологическое ассорти"

      Урок-игра «Биологическое ассорти» для учащихся 6–7-х классов формирует знания о природе родного края, ее охраны, развивает коммуникативные умения, воспитывает гражданскую позицию и бережное отношение к природе....

20 11 2025 19:50:15

Сценарий урока "Энергетический обмен в клетке" (1-й класс)


    Сценарий урока "Энергетический обмен в клетке" (1-й класс)

      Для изучения курса биологии в профильном химико-биологическом классе используется лекционно-семинарская система. На семинарских занятиях используются как фронтальные, так и групповые и индивидуальные формы организации учебной деятельности, применяются ИКТ (демонстрационные и учебные презентации, веб-сайты, ТОГИС). Данный материал представляет собой сценарий семинарского занятия в 10–11-м профильном классе по теме "Энергетический обмен в клетке"; ему предшествуют вводная лекция "Метаболизм клетки" и семинарское занятие "Фотосинтез"....

19 11 2025 6:20:15

Опыление Биология

Опыление  Биология В результате цветения образуются плоды. Однако плоды не смогут завязаться.если не произойдет опыление. Опыление Перенос пыльцы с пыльников тычинок на рыльце...

18 11 2025 11:44:29

Организация внеурочной деятельности учащихся по биологии


    Организация внеурочной деятельности учащихся по биологии

      Одним из методов обучения, который используется для успешной реализации задач объединения дополнительного образования, является метод проектов. Он помогает органично интегрировать знания учащихся из различных областей при решении одной проблемы, дает возможность применять полученные знания на пpaктике. Проектный метод способствует повышению мотивации, развитию творческой активности и самостоятельности, навыков исследовательской работы и вместе с тем повышает качество образования....

17 11 2025 12:31:32

Урок по биологии на тему "Экологические группы птиц"


    Урок по биологии на тему "Экологические группы птиц"

      Урок "Экологические группы птиц" проводится для учащихся 7-го класса обучающихся по программе Н.И. Сонина. Раскрываются такие вопросы, как: основные группы птиц, экологические типы птиц, экологические группы птиц, значение птиц в природе и жизни человека....

16 11 2025 3:20:13

Тема урока: "Плазматическая мембрана. Tрaнcпорт веществ"


    Тема урока: "Плазматическая мембрана. Tрaнcпорт веществ"

      Животная клетка покрыта плазматической мембраной, поэтому необходимо представлять строение этой мембраны, чтобы изучить трaнcпорт веществ через нее. ...

15 11 2025 8:57:26

Урок–исследование по зоологии на тему "Клетки, ткани и органы"


    Урок–исследование по зоологии на тему "Клетки, ткани и органы"

      Урок проводится с использованием различных методов (презентация, работа в группах, лабораторная), но основной метод – это исследование. Такая форма организации урока зоологии учит наблюдать, видеть, сравнивать и делать выводы. На уроке используется компьютер, микроскопы, лупы, натуральные объекты, готовые препараты и сделанные учащимися. Урок показывает единство происхождения и строения растений и животных. ...

14 11 2025 13:51:38

Пищеварение в ротовой полости. Глотание


    Пищеварение в ротовой полости. Глотание

      Цель урока: формировать у учащихся новые анатомо-физиологические понятия о питательных веществах, пищеварении, строении и функциях органов пищеварения, ферментах, пищеварительных железах, всасывании, гигиенических условиях нормального пищеварения. На уроке развивается умение экспериментировать, работать с книгой, обосновывать правила гигиены пищеварения. ...

13 11 2025 1:22:15

Методическая разработка урока "Тип Кишечнополостные"


    Методическая разработка урока "Тип Кишечнополостные"

      На уроке учащиеся знакомятся со строением кишечнополостных, их многообразием. Используются различные формы работы (беседа, работа в группах, самостоятельная поисковая деятельность) и технологии (коллективные способы деятельности, здоровьесберегающие технологии, технология актуализации собственного опыта, поисковая деятельность)....

12 11 2025 4:20:40

Проведение школьной биологической олимпиады


    Проведение школьной биологической олимпиады

      В последнее время наблюдается снижение интереса к изучению большинства школьных предметов. Привить интерес к сложному предмету можно только через игру. Занимательные мероприятия способствуют обогащению ученика новыми знаниями, расширению кругозора....

11 11 2025 20:28:57

Интегрированный урок (биология + русский язык) по теме "О чем поют paкушки"


    Интегрированный урок (биология + русский язык) по теме "О чем поют paкушки"

      Интеграция предметов гуманитарного и естественных циклов таит в себе огромные возможности для развития личности ребенка. Целью урока является обобщение знаний о моллюсках, их роли в природе, развитие коммуникативных способностей учащихся через творческую работу. Каждый ученик вовлечен в активную познавательную деятельность, так как на уроке есть поиск, анализ, презентации. ...

10 11 2025 3:41:10

"Регуляция процессов жизнедеятельности". 6-й класс


    "Регуляция процессов жизнедеятельности". 6-й класс

      Целями предлагаемого урока является проконтролировать знания учащихся о разнообразных способах передвижения животных, выpaбатывать умение определять среду обитания по внешнему виду, научить применять знания для объяснения способа передвижения в зависимости от среды обитания. ...

09 11 2025 10:43:19

Урок биологии по теме "Биология – наука о живой природе". 5-й класс


    Урок биологии по теме "Биология – наука о живой природе". 5-й класс

      Цель урока: формирование у учащихся способности к открытию новых знаний в работе с текстом учебника, иллюстрациями, знакомство с учебником и его методическим аппаратом, поиск решений проблемных вопросов в обсуждении; формирование представлений о биологии как науке, биологических дисциплинах, биосфере, экологии, роли биологической науки в жизни общества....

08 11 2025 0:48:47

Обобщающий урок-игра по теме: "Вселенная". 5-й класс

Урок природоведения в 5-м классе проходит в форме викторины. Учащиеся обобщают и систематизируют свои знания по теме "Вселенная"....

07 11 2025 22:39:34

Проект "Осторожно: плесень!"


    Проект "Осторожно: плесень!"

      Плесень и плесневые грибки скрытно сопровождают нас в течение всей истории существования человечества, а появилась она гораздо раньше самого человека. Несмотря на множество научных исследований, активное развитие микробиологии, богатый статистический опыт, плесень остается одной из загадок нашего мира. Как же теперь нам жить дальше, неужели плесень действительно правит всем миром?...

06 11 2025 3:57:55

Обобщающий урок-игра по теме "Птицы": "Птичий калейдоскоп"


    Обобщающий урок-игра по теме "Птицы": "Птичий калейдоскоп"

      Игровое направление все шире используется в образовании. Данный урок можно использовать для проведения предметной недели или как обобщающий по завершении темы «Птицы». Содержание урока позволяет углубить знания о птицах, активизировать познавательный интерес учащихся к природе и ее изучению. ...

05 11 2025 5:30:57

Тема урока "Дыхание и обмен веществ у растений", 6-й класс


    Тема урока "Дыхание и обмен веществ у растений", 6-й класс

      В ходе урока у учащихся формируются ключевые биологические понятия: дыхание, обмен веществ, различие и взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза. ...

04 11 2025 5:16:17

Урок-зачёт в 6-м классе. "Органы и системы органов растений и животных"


    Урок-зачёт в 6-м классе. "Органы и системы органов растений и животных"

      Урок-зачет по биологии в 6-м классе по учебнику Н.И. Сонина «Живой организм». Урок предусматривает обобщение темы «Органы и системы органов растений и животных» в виде путешествия по станциям с использованием «маршрутных листов». ...

03 11 2025 2:51:43

Строение ядра эукариот


    Строение ядра эукариот

      Цели урока: закрепить знания о строении прокариот, раскрыть картину эволюционного развития организмов, изучить строение ядра эукариот....

02 11 2025 2:46:47

Информационные технологии на уроках биологии


    Информационные технологии на уроках биологии

      В 6-м классе учащиеся начинают изучать биологию. Главная задача первых уроков - вызвать интерес у учащихся к предмету, показать значимость этого предмета в понимании окружающего мира. Первые уроки должны быть яркими, необычными, запоминающимися....

01 11 2025 10:34:39

Урок биологии по теме "Иммунитет. Иммунная система". 8-й класс


    Урок биологии по теме "Иммунитет. Иммунная система". 8-й класс

      Урок изучения нового материала способствует осознанию, осмыслению и первичному закреплению учащимися блока новой учебной информации средствами технологии проблемного обучения и ИКТ. На уроке создаются условия для усвоения понятий "вакцина", "прививка", "естественный иммунитет", "искусственный иммунитет", "лечебная сыворотка"; раскрыть взаимосвязь между строением и функциями лимфатической системы, механизм иммунитета....

31 10 2025 9:39:29

Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе


    Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе

      В работе представлены результаты применения УМК "Виртуальная школа Кирилла и Мефодия 2003–медиатека" в процессе обучения для ученика и учителя. Дается описание, систематизация, методическое обоснование деятельности творческой группы учителей школы, возглавляемых координатором – учителем информатики – по использованию информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе, а также анализ возможностей реализации творческой инициативы учителя при использовании современных мультимедийных технологий. Показана система использования ИКТ на различных этапах урока. ...

30 10 2025 0:12:23

Урок по дисциплине "Анатомия, возрастная физиология и гигиена"


    Урок по дисциплине "Анатомия, возрастная физиология и гигиена"

      В основе представленного урока лежит модульная технология обучения. Каждый учебный элемент модульной программы по теме носит исключительно проблемный хаpaктер. Содержание урока включает в себя важные вопросы, касающиеся состава, функций, заболеваний, групповых особенностей крови, видов кровотечений, возрастных хаpaктеристик сердца и сосудов. Изучение данного учебного материала способствует формированию медицинской и социальной активности студентов....

29 10 2025 15:46:14

Урок по биологии в 7-м классе по теме: "Голосеменные растения". Лабораторная работа "Строение сосны. Пыльца и шишки" (с использованием регионального компонента)


    Урок по биологии в 7-м классе по теме: "Голосеменные растения". Лабораторная работа "Строение сосны. Пыльца и шишки" (с использованием регионального компонента)

      Урок биологии в 7-м классе с использованием регионального компонента. Учащимся будет интересно узнать особенности строения и жизнедеятельности растений класса голосеменных, которые произрастают на территории Красноярского края: сосна обыкновенная, сосна сибирская, сосна кедровая, лиственница обыкновенная, ель обыкновенная, можжевельник. Данный урок способствует дальнейшему формированию умений узнавать виды голосеменных, сравнивать с папоротниковидными растениями....

28 10 2025 5:51:28

Генофонд популяции человека. Генетический прогноз и медико-генетическое консультирование


    Генофонд популяции человека. Генетический прогноз и медико-генетическое консультирование

      Обобщающий урок к теме "Генетика человека" (10-й класс) или "Эволюционная генетика" (11-й класс). Форма проведения - деловая игра. Урок позволяет учащимся применить свои знания по классической и эволюционной генетике, расширить знания о наследственных заболеваниях, о возрастающей ответственности человека за свое потомство. На этом занятии учащиеся получают представление о медико-генетических консультациях. ...

27 10 2025 3:52:40

Урок биологии. Тема: "Кровь как внутренняя среда организма"


    Урок биологии. Тема: "Кровь как внутренняя среда организма"

      Групповые задания взяты из учебной литературы, материалов периодической печати (журналов по биологии). Руководители групп и их состав подбираются по принципу объединения школьников разного уровня обученности, информированности по данному предмету, совместимости учащихся, что позволяет им взаимно дополнять и обогащать друг друга. Эта форма позволяет реализовать основные условия коллективности: осознание общей цели, целесообразное распределение обязанностей, взаимную зависимость и контроль....

26 10 2025 2:45:54

Эколого–краеведческий центр "Росток"

Целью и задачами проекта является формирование экологической культуры в процессе изучения, сохранения природных комплексов, истории и эколого-просветительской деятельности с учащимися. Проект идет параллельно с экологическим образованием, подготовкой к трудовой деятельности и изучением родного края. ...

25 10 2025 13:40:12

Митохондрии: строение, функции, расположение в клетке

Митохондрии: строение, функции, расположение в клетке Митохондрии - это микроскопические мембранные органоиды, которые обеспечивают клетку энергией. Поэтому их называют энергетическими станциями клеток....

24 10 2025 7:21:22

Цветочный калейдоскоп


    Цветочный калейдоскоп

      Проект способствует формированию общения с природой, содействует формированию умения и навыков по планированию, посадке растений, уходу за ними и оформлению ландшафтного дизайна, способствует привитию навыков экологической этики и поведения, ориентирует на защиту окружающей среды, содействует воспитанию экологической культуры....

23 10 2025 15:54:41

Открытое занятие по дисциплине "Ботаника" на тему "Определение растений"


    Открытое занятие по дисциплине "Ботаника" на тему "Определение растений"

      Выпускники специальности «Садово-парковое и ландшафтное строительство» должны ориентироваться во всем многообразии травянистых и древесно-кустарниковых растений, что нелегко, учитывая разнообразие растений. Зная морфологическое строение, отличительные признаки вегетативных и генеративных органов, не составит труда определить вид растения, в природных условиях и по гербарным образцам и коллекциям, используя справочную литературу....

22 10 2025 16:45:19

Урок по теме "Типы взаимодействия организмов" в 10–11-м классе


    Урок по теме "Типы взаимодействия организмов" в 10–11-м классе

      В ходе урока раскрывается сложность проявления биотических связей в природе (прямые, косвенные, односторонние, двусторонние); их результаты для жизни видов. Дается определение и раскрывается сущность основных понятий: «комменсализм», «мутуализм», «симбиоз», «аменсализм», «протокооперация»....

21 10 2025 20:18:11

Путешествие в мир насекомых


    Путешествие в мир насекомых

      Урок направлен на закрепление знаний о paкообразных и паукообразных животных, изучение многообразия, особенностей строения, процессов жизнедеятельности и образа жизни насекомых....

20 10 2025 13:24:24

Тема урока "Лишайники"


    Тема урока "Лишайники"

      На уроке учащиеся учатся мыслить, рассуждать, анализировать, решать проблемные вопросы, выдвигать гипотезы и доказывать их, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы и обобщения. Совместная с детьми формулировка целей, задач, выявление проблемы позволяет мотивировать познавательную активность учащихся, а разнообразие видов деятельности обеспечивает занятость всех учеников. Вся деятельность на уроке основывается на началах сотрудничества и взаимопонимания....

19 10 2025 13:34:54

Боррелиоз (болезнь Лайма) у собак: заражение, симптомы, лечение

Боррелиоз (болезнь Лайма) у собак: заражение, симптомы, лечение Особенностью боррелиоза у собак является течение без выраженных клинических признаков. Это провоцирует переход острой стадии болезни в хроническую....

18 10 2025 9:14:34

Цветок


    Цветок

      В ходе урока учащиеся знакомятся со строением цветка; на основе установления сходства в строении цветков различных растений учатся делать вывод о родстве цветковых растений....

17 10 2025 4:22:50

Открытый урок по биологии в 9-м классе "Приспособленность организмов к среде обитания"


    Открытый урок по биологии в 9-м классе "Приспособленность организмов к среде обитания"

      Основными методами работы на уроке для достижения поставленной цели были выбраны: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, метод стимулирования интереса к учению, метод письменного контроля (работа по карточкам) и лабораторно-пpaктического контроля (машинный контроль), метод проектной деятельности (создание учащимися презентации)....

16 10 2025 6:16:41

Класс Птицы. Особенности строения, связанные с полетом


    Класс Птицы. Особенности строения, связанные с полетом

      Урок в 7-м классе знакомит учащихся с особенностями внешнего строения и опopно-двигательной системой птиц. Сопровождается презентацией....

15 10 2025 18:10:52

Урок изучения нового материала в 11-м классе по общей биологии по теме "Основные этапы (стадии) эволюции человека — антропогенеза"


    Урок изучения нового материала в 11-м классе по общей биологии по теме "Основные этапы (стадии) эволюции человека — антропогенеза"

      Цели урока: познакомить учащихся с основными этапами антропогенеза через хаpaктерные биологические и социальные изменения антропоидов; продолжить формировать умение сравнивать биологические объекты через составление таблицы и делать выводы на основе сравнения; продолжить воспитание атеистического материалистического мировоззрения через восприятие антропогенеза как естественного продолжения эволюции....

14 10 2025 5:12:47

Информационные технологии на уроке биологии по теме "Цветок — орган семенного размножения растений"


    Информационные технологии на уроке биологии по теме "Цветок — орган семенного размножения растений"

      Урок изучения нового материала проводится в 6-м классе по программе И.Н. Понамаревой. Создание на уроке ситуации интеллектуального затруднения, использование проблемных задач способствует творческому мышлению, столь необходимому каждому в повседневной жизни. На уроке создаются условия для развития познавательных, творческих, коммуникативных и рефлексивных способностей учащихся. Объяснение нового материала на уроке происходит с использованием компьютерной презентации. Это обеспечивает активное восприятие нового учебного материала, позволяет учителю организовать новые, нетрадиционные формы учебной деятельности, широко использовать методы активного, деятельностного обучения в организации творческой работы учащихся, сделав изучение биологии более мобильным....

13 10 2025 14:55:21

Урок "Пищеварение в ротовой полости" (8-й класс)


    Урок "Пищеварение в ротовой полости" (8-й класс)

      Урок способствует формированию и развитию у учащихся не только предметных, но и общеучебных умений и навыков, ориентированных на развитие личности. ...

12 10 2025 16:58:23

Блочно-модульная технология. Тема: "Класс птиц"

Перестройка образовательного процесса на принципах блочно-модульной технологии обучения позволяет детям учиться в полном соответствии со своими возможностями, использовать собственный опыт и других, приносит удовольствие, т. к. они видят результат своего труда. Цель урока: активизировать учебно-познавательную деятельность учащихся на уроках биологии....

11 10 2025 6:25:55

Рабочая тетрадь по краеведению в 8-м классе


    Рабочая тетрадь по краеведению в 8-м классе

      Рабочая тетрадь по краеведению обеспечивает преемственность в изучении учебного материала, делает акцент на изучение регионального компонента. Цель рабочей тетради: освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы Красноярского края, изменениях природной среды под воздействием человека и возможных путях её сохранения и рационального использования....

10 10 2025 6:11:28

"Класс Amfibia. Общие признаки. Среда обитания. Основные отряды. Происхождение" (6-й класс)


    "Класс Amfibia. Общие признаки. Среда обитания. Основные отряды. Происхождение" (6-й класс)

      Целью урока является продолжение формирования эволюционного понимания развития органического мира, закрепление логических цепочек причинно-следственных связей между изменениями условий окружающей среды и формированием адаптационных приспособлений организмов определенных систематических групп....

09 10 2025 1:13:11

Конспект урока "Начальные этапы развития жизни на Земле" (10-й класс)


    Конспект урока "Начальные этапы развития жизни на Земле" (10-й класс)

      В ходе подготовки к семинару учащиеся самостоятельно осуществляют поиск (в т.ч. в сети Internet) и первичную обработку информации. Изучение учебного материала носит проблемный хаpaктер. С целью визуализации используется ИД Smart Board и разработанная программа Smart notebook "Начальные этапы развития жизни". ...

08 10 2025 4:20:33

Урок биологии в 6-м классе "Семя и его строение"


    Урок биологии в 6-м классе "Семя и его строение"

      Предлагаемый урок биологии является первым в цикле уроков, объединённых одной большой темой "Органы цветковых растений". В нём используется нестандартная форма начала урока, что активизирует мыслительную деятельность учащихся. Весь процесс изучения материала и проверка знаний, полученных на уроке, сопровождается мультимедийной презентацией....

07 10 2025 5:53:13

Группа крови. Донорство


    Группа крови. Донорство

      Урок представлен групповым проектом. Каждая группа работает над определённой проблемой, выдвигает гипотезу и в ходе работы подтверждает или опровергает её. Группа «Историки» освещает историю переливания крови; группа «Медики» рассказывает о групповых факторах крови; группа «Генетики» решает пpaктические задачи; группа «Социологи» рассказывает о результатах анкетирования; группа «Служба крови» освещает проблемы донорства....

06 10 2025 1:25:50

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::