Урок-пpaктикум "Особенности строения растительной и животной клетки". 6-й класс
Цель: расширить знания о строении эукариотической клетки растений и животных.
Задачи:
- Развивающие:
- уметь выявлять особенности растительной клетки по сравнению с животной клеткой;
- уметь делать выводы о морфологических особенностях , о единстве строения и происхождения клетки.
- Образовательные:
- показать многообразие форм клеток;
- рассмотреть строение растительной и животной клеток под микроскопом.
- Воспитательные: воспитывать интерес к познанию живой природы.
Оборудование: микроскоп, набор предметных и покровных стекол, препаровальные иглы, пинцеты , пипетки, пузырек с чистой водой, пузырек со слабым раствором йода. ), луковица, готовый микропрепарат «Кожица лука», готовые микропрепараты костной и мышечной ткани, мазки крови лягушки и человека.
ХОД УРОКА
1. Актуализация знаний
– Ребята, наш урок я хочу начать со стихотворения.
Клетка – жизни всей основа!
Повторять мы будем снова!
Только есть одна беда:
Не удастся никогда
Нам увидеть клетку глазом.
А хотелось бы всё сразу
Рассмотреть и разобрать,
Клетки перерисовать!
Ведь из клетки состоят:
Морж, медведь, пeтyx и кит.
Дуб, сосна, собака, кошка,
Да и гриб на тонкой ножке!
Многоклеточные мы:
И поэтому должны
Клетки мышц мы упражнять,
Клетки мозга развивать.
Обеспечат эти клетки
Нам хорошие отметки!
Вопросы:
– Из каких структур состоят организмы растений
и животных? (Из клеток).
– Как называется наука изучающая клетку? (Цитология)
– Сегодня мы познакомимся с особенностями
строения клеток растений и животных.
2. Изучение нового материала
Теоретическое введение
Для знакомства с клетками и изучения их
строения используют увеличительные приборы –
микроскоп и различные лупы. С предыдущих занятий
обучающиеся 6 класса имеют представление об
увеличительных приборах. Они знают, что под лупой
можно рассматривать части растений
непосредственно, без всякой обработки. Чтобы
рассмотреть что-либо под микроскопом, нужно
приготовить временный или воспользоваться
готовым микропрепаратом.
Для приготовления временного микропрепарата
объект помещают на предметное стекло. Для лучшей
видимости и сохранности его кладут в каплю воды и
покрывают сверху очень тонким покровным стеклом.
Такой препарат называют временным, после работы
его можно смыть со стекла. Но можно сделать и
постоянный препарат, который будет служить
многие годы. Постоянные микропрепараты
изготавливают в специальных лабораториях. Для
этого объект заключают не в воду, а в специальное
прозрачное смолистое вещество, которое быстро
затвердевает, прочно склеивая предметное и
покровное стёкла. Для лучшей различимости
деталей строения объекта микропрепараты
окрашивают специальными красителями. Так
получают постоянные окрашенные микропрепараты.
Микроскоп же позволяет рассматривать и изучать
объекты при большом увеличении. Убедимся в этом в
ходе лабораторной работы
Постоянный микропрепарат «Кожица лука» окрашен
сиреневым красителем. Кожица, покрывающая чешую
лука, состоит из одного слоя клеток, плотно
прилегающих друг к другу. Клетки имеют вытянутую
или многоугольную форму, покрыты тонкой
оболочкой с порами. Ядро обычно находится в
середине клетки. Оно окрашено в лиловый цвет. В
ядре видны одно-два тёмных ядрышка. Цитоплазма
тонким слоем примыкает к оболочке. Иногда в
клетке видны вакуоли, заполненные клеточным
соком.
Правила работы с микроскопом:
- Поставьте микроскоп штативов к себе на расстоянии 5-10 см от края стола.
- В отверстие предметного столика направьте свет.
- Работу с микроскопом всегда начинать с малого увеличения.
- Опустить объектив в рабочее положение, т.е. на расстояние 1см от предметного стекла.
- Поместите на предметный столик микропрепарат так, что бы изучаемый объект находился под объективом и зафиксируйте его клеммами.
- Глядя на объектив сбоку, вращайте макровинт до тех пор, пока объектив не окажется на расстоянии 1-2 мм от объекта исследования. Делайте это осторожно, чтобы не раздавить микропрепарат.
- Глядя в окуляр (в окуляр смотрите одним глазом, не зажмуривая и не закрывая другой глаз), поднимайте тубус очень медленно, вращая макровинт до тех пор, пока не появится четкое изображение изучаемого объекта.
- Если изображение не появилось, то надо повторить все операции пунктов 4, 5, 6, 7.
3. Лабораторная работа
1) Приготовление препарата кожицы лука.
Из чешуйки лука снять пинцетом часть эпидермиса и положить в каплю окрашенной воды на предметное стекло. Расправить препарат иглой и накрыть покровным стеклом. Рассмотреть приготовленный препарат, зарисовать.
Вопрос: Какие клеточные структуры вы наблюдали?
2) Приготовление препарата среза клубня картофеля
Со среза картофеля соскоблить препаровальной иглой немного мякоти. Поместить ее на предметное стекло в каплю воды, окрашенную слабым раствором йода. Накрыть покровным стеклом. Найти зерна запасного крахмала, зарисоватьих.
Вопрос: Каково значение клеточных включений в жизни организма?
3) Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов костной и мышечной ткани, мазка крови человека и лягушки. Сравнить эритроциты лягушки и человека, зарисовать.
Гладкая мышечная ткань.
Кровь человека |
Кровь лягушки |
4. Вывод:
Клетка является универсальной ячейкой жизни .
Признаки | Растения | Животные |
Клеточная стенка | + целлюлоза | – |
Пластиды | + | – |
Вакуоли | + | – |
Запасное вещество | крахмал | гликоген |
5. Закрепление
Выбрать один правильный ответ.
1. Как называются бесцветные пластиды?
А) хлоропласты
Б) лейкопласты
В) рибосомы
Г) хромопласты
2. Какая часть клетки несет в себе наследственную информацию?
А) клеточная оболочка
Б) вакуоль
В) ядро
Г) цитоплазма
3. Как называется часть клетки, придающая ей форму и защищающая ее содержимое?
А) цитоплазма
Б) вакуоль
В) ядерная оболочка
Г) клеточная оболочка
6. Рефлексия
– Что мы сегодня узнали?
– Чему научились?
Комментарии:
Данная статья познакомит обучающихся с особенностями водной среды обитания, с различными водными животными и их приспособленностью к жизни в воде....
25 04 2024 7:41:59
Опыт работы в школе показывает, что именно групповая работа лучше всего помогает развитию коммуникативных способностей учащихся, развивает мышление, осуществляет дифференцированный подход в обучении. Применение групповой работы показано на примере урока биологии в 7-м классе....
24 04 2024 14:15:34
Материал содержит подробный план-конспект урока в 8-м классе, изучающий особенности строения ротовой полости. Цели урока: раскрыть процессы пищеварения в ротовой полости, показать роль ферментов и нервно-гумopaльную регуляцию этих процессов; продолжить формирование умений сравнивать, выделять главное, обобщать, способствовать развитию логического мышления, речевой деятельности....
23 04 2024 7:51:55
Приспособления растений и животных, связанные с изменением внешних условий, имеют разную форму и проявления: у млекопитающих отрастает густой подшерсток, перелетные птицы меняют среду обитания, другие птицы покрываются пухом, являющийся плохим проводником тепла и пpeдoxpaняющий зимой от переохлаждения....
22 04 2024 3:30:56
Урок призван способствовать развитию познавательного интереса, активизировать знания, сформировать навыки общения, сотрудничества, коллективизма. Викторину можно проводить как урок с учащимися одного класса, а также как внеклассное мероприятие во время проведения недели естественных наук....
21 04 2024 14:39:42
Урок частично-поисковый с элементами проблемных задач и исследовательской лабораторной работой "Строение семени". Элементы урока: эвристическая беседа, проверка знаний, материал для любознательных. ...
20 04 2024 7:29:46
Цели урока: показать хаpaктерные особенности более сложной организации червей по сравнению с кишечнополостными (во внешнем строении) на примере кольчатого червя; выяснить значение дождевых червей в почвообразовательном процессе. ...
19 04 2024 1:33:46
География Иркутской области – обязательный предмет в средних школах Иркутской области в 8-9-х классах. На уроке дается хаpaктеристика природы, населения, экономики, экологии как единого целого. Изучение природы своей области необходимо школьникам, так как они должны хорошо представлять себе, каковы естественные богатства родного края, как они используются в народном хозяйстве. Это помогает не только расширить кругозор, но и поможет правильно выбрать профессию в будущем....
18 04 2024 19:56:44
Предлагаемый урок относится к типу комбинированных уроков. В нем присутствуют пpaктически все этапы урока, отражающие структуру учебной деятельности: этап актуализации, этап мотивации, этап постановки учебной задачи, этап моделирования, этап систематизации знаний, этап рефлексии. Цель урока: сформировать знания о многообразии млекопитающих, экологических особенностях основных представителей и значении млекопитающих....
17 04 2024 21:27:24
Углубленное изучение биологии не может ограничиваться лишь традиционными занятиями или чтением спецлитературы. Оно предполагает применение разнообразных форм индивидуальных и групповых занятий, в числе которых "биологический бой" является одной из самых эффективных для контроля и актуализации знаний учеников. Данная форма разработана автором и применяется на уроках и в процессе подготовки к биологическим олимпиадам, ее эффективность многократно подтверждена результатами учащихся....
16 04 2024 13:27:29
Углубленное изучение биологии не может ограничиваться лишь традиционными занятиями или чтением спецлитературы. Оно предполагает применение разнообразных форм индивидуальных и групповых занятий, в числе которых "биологический бой" является одной из самых эффективных для контроля и актуализации знаний учеников. Данная форма разработана автором и применяется на уроках и в процессе подготовки к биологическим олимпиадам, ее эффективность многократно подтверждена результатами учащихся....
15 04 2024 2:39:45
В основе урока лежит реализация принципов развивающего обучения. Урок изучения нового материала построен на основе самостоятельной деятельности учащихся при работе с учебно-тематическими картами. Материал можно использовать при проведении уроков соответствующей темы для учащихся 9-х и 11-х классов. ...
14 04 2024 20:32:54
Обобщающий урок по теме «Цитология» с целью систематизировать знания учащихся о составе, строении клеток, процессах метаболизма различных видов; дать независимую комплексную оценку знаний по теме; подготовить учащихся к ЕГЭ....
13 04 2024 13:47:45
Основной задачей современной общеобразовательной школы является подведение выпускников к обоснованному выбору будущей профессии, который базируется на системе обобщенных знаний по предметам школьной программы. Это дает выпускнику возможность определить свою профильную подготовку, продолжить образование и получить профессию, в которой он будет успешен....
12 04 2024 12:43:42
Цель урока: провести обобщение и систематизацию изученного материала по теме "Кровь и кровообращение"; воспитывать бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих....
11 04 2024 18:45:31
Не секрет, что в возрасте 11–13 лет в обычной средней школе трудно активизировать всех учащихся в силу проявления у них разных интересов и интеллектуальных возможностей. Другое дело, когда образование происходит в процессе общения, соревнования и взаимопомощи: тогда активность обучаемых значительно возрастает. "Аукцион знаний" особенно нравится детям. Почему? На аукционе они могут свободно и сколько угодно излагать свои знания (при этом пользоваться записями нельзя), не боясь получить плохую оценку, но зато можно получить две, а то и три "пятёрки"....
10 04 2024 1:46:23
Урок изучения нового материала в 8-м классе рассчитан как на детей-аудиалов, так и визуалов, используется фронтальный опрос, который помогает ребятам вспомнить ранее изученные понятия и нацеливает их на дальнейшее усвоение нового материала. В начале урока ставится проблема, которая позволяет развивать у учащихся логическое мышление, внимание, основная масса изучаемого материала записывается в виде схем, которые учитель строит в ходе урока вместе с учениками....
09 04 2024 12:25:17
На уроке подробно рассматривается процесс трaнcпортировки веществ в организме данных животных. Учащиеся работают с дидактическими карточками и слайдами презентации....
08 04 2024 18:29:38
Наличие среди архейских отложений пород органического происхождения — известняков, графита и пр. — указывает на существование в эту эру живых организмов....
07 04 2024 17:58:49
Урок-презентация поможет учащимся углубить знания о вирусах, активно используя субъектный опыт, закрепить полученные знания с помощью ролевой игры, заполнения таблицы и тестовой работы. На слайдах представлены схемы, рисунки и фотографии вирусов, а также пути заражения ВИЧ. Показать, что это зло может коснуться всех, научить, как можно ему противостоять; формировать сознательное и ответственное отношение школьников к собственному здоровью....
06 04 2024 14:20:41
Игра, в которую могут играть ученики 5–11-х классов, интересующиеся биологией и другими межпредметными науками, такими как биология – география, биология – литература и т.д. Изменяя задания, возможно, проводить игру на заключительных уроках. Можно проводить на уроке с одним классом или в большом помещении (актовый зал) с параллелями классов (комaндная игра). Игра расширяет кругозор знаний детей и позволяет изучать биологию с большим интересом....
05 04 2024 22:12:34
Игра способствует закреплению и углублению знаний учащихся, развитию их логического мышления, сплачивает ребят, учит действовать сообща, помогает показать знания в соревновании друг с другом, вызывает оживление и интерес к предмету....
04 04 2024 0:39:43
Урок-повторение по теме для 7-го класса. Проводится в форме групповой игры-соревнования. Помогает вспомнить пройденный материал, систематизировать знания, повышает интерес к предмету, воспитывает бережное отношение к природе....
03 04 2024 7:21:24
Данный урок позволяет продолжить развитие знаний у детей об основных органах цветкового растения, раскрыть значение корня для растения в целом. Разнообразные методы и приёмы на уроке позволяют сделать процесс обучения более творческим. Структура урока рассчитана в основном на самостоятельную работу учащихся, что позволит развивать познавательный интерес ученика к предмету, любознательность, творчество. ...
02 04 2024 1:29:24
Задачи урока: обобщить знания учащихся по теме; дать понятие о медленной поэтапной эволюции растительного мира; совершенствовать навыки самостоятельной работы, умения отбирать главное, кратко излагать, анализировать и обобщать материал....
01 04 2024 2:44:34
Автотрофные бактерии — это бактерии, которые могут синтезировать органические вещества из неорганических в результате фотосинтеза (фототрофные) и хемосинтеза (хемотрофные)....
31 03 2024 18:58:23
Урок проводится с целью формирования у учащихся знаний о происхождении человека....
30 03 2024 14:30:34
Сущность модульной технологии заключается в том, что ученик полностью самостоятельно (или с некоторой помощью учителя) достигает конкретных целей познавательной учебной деятельности в процессе работы с модулем. Таким образом, главным в деятельности учителя является помочь ученику самостоятельно достигнуть поставленных целей урока. Для чего содержание обучения представляется в законченных самостоятельных комплексах, усвоение которых осуществляется в соответствии с заявленной целью. Дидактическая цель формулируется для учащихся и содержит в себе указания не только на объем содержания, но и на уровень его усвоения. Модуль на печатной основе предполагает изменение форм общения учителя с учащимся....
29 03 2024 11:47:10
На данном уроке использовались методы как внешней мотивации (ИКТ, игровые моменты), так и внутренней мотивации – ориентацию ученика на результат деятельности, заинтересованность ученика в самом процессе деятельности. Индивидуальные и групповые задания способствовали реализации цели урока. Мотивация, приносящая ребёнку радость познания, вызывает устойчивый интерес к учёбе....
28 03 2024 13:43:37
Цель урока: сформировать целостное представление о движении крови в организме, о физико-химических основах работы внутренних органов и взаимодействии их с кровью; установить причинно-следственные связи с курсами химии и физики. ...
27 03 2024 19:14:57
Весомый вклад в теорию эволюции внесли ученые М.В.Ломоносов, А.Н.Радищев, К.Ф.Вольф, А.А.Каверзнев, И.Е.Дядьковский, К.М.Бэр, К.Ф.Рулье, Н.А.Северцов....
26 03 2024 21:50:31
Урок разработан для учащихся 5-го класса, насыщен новыми терминами, большим объемом нового материала, но использование современной информационной технологии и игровых элементов позволяют сделать урок интересным и легким в восприятии материала. ...
25 03 2024 6:20:46
Урок разработан для общеобразовательной школы по курсу биологии 7-го класса. Наличие различных методов и приемов, представленных в конспекте урока, дает возможность разнообразить проведение занятия, повышает мотивацию к изучению предмета; немало внимания отводится на физкультминутки для здоровьесбережения учащихся....
24 03 2024 1:49:18
Урок формирует знания о значении деления клетки для роста, развитии и размножении клетки и организма, формирует умение последовательно выстраивать процессы митоза и определять их, учащиеся усваивают фазы митоза и понимают его биологическое значение....
23 03 2024 0:13:38
В разных условиях среды естественный отбор имеет различный хаpaктер. Выделяют три формы естественного отбора: движущий, стабилизирующий, дизруптивный....
22 03 2024 17:42:53
Введение в природоведение, 9-й класс. Урок-занятие "Влияние человека на ландшафт" будет интересен не только с позиции выбора профиля обучения, но и с точки зрения экологической грамотности и формирования экологической ответственности каждого гражданина России. Урок проводится с использованием элементов урока "критического мышления". На заключительном этапе урока ученики выполняют проектную работу по улучшению и благоустройству своего села. ...
21 03 2024 13:51:48
Урок проводится в рамках технологии проблемного обучения. Учащиеся-исследователи, ведущие раскопки на холмах, так как корни – подземный орган растения. Терминологическая работа фиксирует внимание учащихся на основных понятиях темы. Проблемные вопросы и задачи способствуют развитию мышления учащихся....
20 03 2024 5:17:34
Эпителиальная ткань, или эпителий, покрывает тело снаружи, выстилает полости тела и внутренних органов, а также образует большинство желез. Разновидности эпителия имеют значительные варианты строения, что зависит от происхождения (эпителиальная ткань развивается из всех трех зародышевых листков) эпителия и его функций....
19 03 2024 20:35:59
Представлен конспект заключительного урока по теме "Царство Грибы. Значение грибов в природе и в жизни человека"....
18 03 2024 12:52:15
Многие современные мыслители и политики считают нашу эпоху постиндустриальной, а нашу цивилизацию информационной. В этих условиях возникает необходимость формирования информационно культурной личности. С этой целью я активно применяю ИКТ своей работе. Я представляю урок по теме: "Биосинтез белка" в 9-м классе, как пример моего опыта по использованию ИКТ на уроках биологии....
17 03 2024 13:55:57
Педагог может вооружить учащегося инструментом для реализации способностей самостоятельно. Этим инструментом является компетенция «уметь учиться». Для формирования данной компетенции, обучающиеся большую часть времени работают самостоятельно и учатся планированию, организации, самоконтролю и оценке своих действий и деятельности. Такую форму работы предлагает инновационный курс «Компетентностная педагогика»....
16 03 2024 20:34:23
Ни один организм в природе не существует вне связей со средой и другими организмами. Эти связи - основное условие функционирования экосистем. Через них осуществляется образование цепей питания, регулирование численности организмов и их популяций. По этой причине и любое их нарушение не остается бесследным, требует длительного времени для восстановления. В связи с этим экологически обусловленное поведение человека в природе невозможно без знакомства с этими связями и последствиями их нарушения....
15 03 2024 2:19:37
В статье раскрывается специфика организации педагогического процесса, направленного на формирование исследовательской компетентности. Автор, на основе собственного опыта, выделил основные проблемы сопровождения учебного исследования и позицию учителя в решении возникающих вопросов....
14 03 2024 8:54:24
В ходе урока у учащихся формируются ключевые биологические понятия: дыхание, обмен веществ, различие и взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза. ...
13 03 2024 19:24:16
Урок с использованием ИКТ позволяет сформировать у обучающихся знания о составе пищи, о морфолого-анатомической структуре пищеварительной системы человека, о значении системы органов пищеварения. Он стимулирует творческую активность и эмоциональное отношение к знаниям, способствует развитию любознательности, самостоятельности и гибкости....
12 03 2024 13:14:52
Урок изучения новой темы является вторым по разделу «Развитие эволюционных идей. Доказательства эволюции». Цель урока: познакомить обучающихся с различными группами доказательств эволюционного процесса; раскрыть научное значение обнаружения в развитии зародышей следов далекой истории систематических групп; дать оценку биогенетического закона Ф.Мюллера и Э.Геккеля как эмбриологического доказательства....
11 03 2024 13:54:44
Амеба обыкновенная – одноклеточное животное, форма тела неопределенная и изменяется из-за постоянного перемещения ложноножек....
10 03 2024 12:32:12
В ходе урока учащиеся определяют понятия «зародыш», «двудольные», «однодольные», «вегетативные органы», «репродуктивные органы». Анализируют типы семян. Узнают и запоминают строение семян двудольных и однодольных растений....
09 03 2024 2:37:17
Урок биологии в коррекционной школе-интернате VIII-го вида. Методы, используемые на уроке, развивают познавательную деятельность учащихся в работе с наглядным материалом: комнатными растениями, презентацией. Прививается любовь к природе, малой родине, России....
08 03 2024 21:54:11
На протяжении всей истории цивилизованное человечество задавалось вопросом о сущности и происхождении жизни. Что же отличает живые тела от неживых? Этот вопрос с давних пор привлекал ученых и мыслителей, которые, желая дать краткое определение понятия «жизнь», «живое тело», старались найти самое существенное, самое хаpaктерное для этих понятий. ...
07 03 2024 14:47:24
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::