Урок-пpaктикум "Особенности строения растительной и животной клетки". 6-й класс

Цель: расширить знания о строении эукариотической клетки растений и животных.
Задачи:
- Развивающие:
- уметь выявлять особенности растительной клетки по сравнению с животной клеткой;
- уметь делать выводы о морфологических особенностях , о единстве строения и происхождения клетки.
- Образовательные:
- показать многообразие форм клеток;
- рассмотреть строение растительной и животной клеток под микроскопом.
- Воспитательные: воспитывать интерес к познанию живой природы.
Оборудование: микроскоп, набор предметных и покровных стекол, препаровальные иглы, пинцеты , пипетки, пузырек с чистой водой, пузырек со слабым раствором йода. ), луковица, готовый микропрепарат «Кожица лука», готовые микропрепараты костной и мышечной ткани, мазки крови лягушки и человека.
ХОД УРОКА
1. Актуализация знаний
– Ребята, наш урок я хочу начать со стихотворения.
Клетка – жизни всей основа!
Повторять мы будем снова!
Только есть одна беда:
Не удастся никогда
Нам увидеть клетку глазом.
А хотелось бы всё сразу
Рассмотреть и разобрать,
Клетки перерисовать!
Ведь из клетки состоят:
Морж, медведь, пeтyx и кит.
Дуб, сосна, собака, кошка,
Да и гриб на тонкой ножке!
Многоклеточные мы:
И поэтому должны
Клетки мышц мы упражнять,
Клетки мозга развивать.
Обеспечат эти клетки
Нам хорошие отметки!
Вопросы:
– Из каких структур состоят организмы растений
и животных? (Из клеток).
– Как называется наука изучающая клетку? (Цитология)
– Сегодня мы познакомимся с особенностями
строения клеток растений и животных.
2. Изучение нового материала
Теоретическое введение
Для знакомства с клетками и изучения их
строения используют увеличительные приборы –
микроскоп и различные лупы. С предыдущих занятий
обучающиеся 6 класса имеют представление об
увеличительных приборах. Они знают, что под лупой
можно рассматривать части растений
непосредственно, без всякой обработки. Чтобы
рассмотреть что-либо под микроскопом, нужно
приготовить временный или воспользоваться
готовым микропрепаратом.
Для приготовления временного микропрепарата
объект помещают на предметное стекло. Для лучшей
видимости и сохранности его кладут в каплю воды и
покрывают сверху очень тонким покровным стеклом.
Такой препарат называют временным, после работы
его можно смыть со стекла. Но можно сделать и
постоянный препарат, который будет служить
многие годы. Постоянные микропрепараты
изготавливают в специальных лабораториях. Для
этого объект заключают не в воду, а в специальное
прозрачное смолистое вещество, которое быстро
затвердевает, прочно склеивая предметное и
покровное стёкла. Для лучшей различимости
деталей строения объекта микропрепараты
окрашивают специальными красителями. Так
получают постоянные окрашенные микропрепараты.
Микроскоп же позволяет рассматривать и изучать
объекты при большом увеличении. Убедимся в этом в
ходе лабораторной работы
Постоянный микропрепарат «Кожица лука» окрашен
сиреневым красителем. Кожица, покрывающая чешую
лука, состоит из одного слоя клеток, плотно
прилегающих друг к другу. Клетки имеют вытянутую
или многоугольную форму, покрыты тонкой
оболочкой с порами. Ядро обычно находится в
середине клетки. Оно окрашено в лиловый цвет. В
ядре видны одно-два тёмных ядрышка. Цитоплазма
тонким слоем примыкает к оболочке. Иногда в
клетке видны вакуоли, заполненные клеточным
соком.
Правила работы с микроскопом:
- Поставьте микроскоп штативов к себе на расстоянии 5-10 см от края стола.
- В отверстие предметного столика направьте свет.
- Работу с микроскопом всегда начинать с малого увеличения.
- Опустить объектив в рабочее положение, т.е. на расстояние 1см от предметного стекла.
- Поместите на предметный столик микропрепарат так, что бы изучаемый объект находился под объективом и зафиксируйте его клеммами.
- Глядя на объектив сбоку, вращайте макровинт до тех пор, пока объектив не окажется на расстоянии 1-2 мм от объекта исследования. Делайте это осторожно, чтобы не раздавить микропрепарат.
- Глядя в окуляр (в окуляр смотрите одним глазом, не зажмуривая и не закрывая другой глаз), поднимайте тубус очень медленно, вращая макровинт до тех пор, пока не появится четкое изображение изучаемого объекта.
- Если изображение не появилось, то надо повторить все операции пунктов 4, 5, 6, 7.
3. Лабораторная работа
1) Приготовление препарата кожицы лука.
Из чешуйки лука снять пинцетом часть эпидермиса и положить в каплю окрашенной воды на предметное стекло. Расправить препарат иглой и накрыть покровным стеклом. Рассмотреть приготовленный препарат, зарисовать.
Вопрос: Какие клеточные структуры вы наблюдали?
2) Приготовление препарата среза клубня картофеля
Со среза картофеля соскоблить препаровальной иглой немного мякоти. Поместить ее на предметное стекло в каплю воды, окрашенную слабым раствором йода. Накрыть покровным стеклом. Найти зерна запасного крахмала, зарисоватьих.
Вопрос: Каково значение клеточных включений в жизни организма?
3) Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов костной и мышечной ткани, мазка крови человека и лягушки. Сравнить эритроциты лягушки и человека, зарисовать.
Гладкая мышечная ткань.
|
Кровь человека |
Кровь лягушки |
4. Вывод:
Клетка является универсальной ячейкой жизни .
| Признаки | Растения | Животные |
| Клеточная стенка | + целлюлоза | – |
| Пластиды | + | – |
| Вакуоли | + | – |
| Запасное вещество | крахмал | гликоген |
5. Закрепление
Выбрать один правильный ответ.
1. Как называются бесцветные пластиды?
А) хлоропласты
Б) лейкопласты
В) рибосомы
Г) хромопласты
2. Какая часть клетки несет в себе наследственную информацию?
А) клеточная оболочка
Б) вакуоль
В) ядро
Г) цитоплазма
3. Как называется часть клетки, придающая ей форму и защищающая ее содержимое?
А) цитоплазма
Б) вакуоль
В) ядерная оболочка
Г) клеточная оболочка
6. Рефлексия
– Что мы сегодня узнали?
– Чему научились?
Комментарии:
В статье представлена разработка урока, предусмотренной учебной программой 6-го класса. На уроке учащиеся знакомятся с сущностью процесса фотосинтеза, с понятиями автотрофы и гетеротрофы. Новые знания учащиеся добывают сами, используя текст учебника....
30 11 2025 14:51:42
Цель урока: раскрыть общие особенности жизнедеятельности клетки, отличающие их от организации других царств живой природы (растения, животные); дать биологические понятия (обмен веществ и энергии, дыхание, питание, размножение); воспитывать любовь к природе....
29 11 2025 21:38:34
На уроке организуется повторение, закрепление и применение полученных знаний, что необходимо для подготовки обучающихся к итоговой аттестации в 9-м классе. Приёмы активизации познавательной деятельности – пословицы и поговорки, групповая и парная работа, решение проблемных ситуаций – используются на всех этапах урока....
28 11 2025 20:34:57
Тело спирогиры состоит из неветвящихся нитей, которые состоят из одного ряда одинаковых, вытянутых, цилиндрических клеток, имеющих длину от нескольких миллиметров до 8-10см...
27 11 2025 15:29:25
Модульное обучение как педагогическая технология помогает учить школьников самостоятельно добывать знания, т.е. учить учиться. Опыт работы показал, что лучший результат дает сочетание модульной системы обучения и традиционной. В статье приведен пример модульного урока по теме "Строение, функции и гигиена кожи" (инструкция для учащихся).
...
26 11 2025 14:30:22
Урок изучения нового материала с использованием презентации и лабораторной работы. Формирует у учащихся понятие о приспособленности организмов к среде обитания, а в ходе лабораторной работы они выявляют механизмы приспособления в результате действия естественного отбора. Урок способствует развитию интереса, как к самой биологии, так и к информационным технологиям, применяемым в течение урока....
25 11 2025 3:35:21
Урок активизирует познавательную, исследовательскую деятельность учащихся с цифровыми образовательными ресурсами для прочного усвоения материала. Цель урока: изучение строения и размножения мхов, их значения в природе и жизни человека....
24 11 2025 23:48:52
Разработка может быть использована как по предмету биологии, так и по экологии. Данный урок содержит блок проверочной работы в виде кроссворда и игры в «горячий стул» по теме «Основные типы экологических взаимодействий». Урок направлен на развитие интеллектуальной сферы: внимание, память, речь, мышление; развивать умение применять общебиологические закономерности для решения нестандартных задач; сформировать у учащихся навыки самостоятельно делать выводы....
23 11 2025 1:41:57
Семейство розоцветные включает более 100 родов, около 3000 видов растений. Встречаются от субтропиков до Арктики, но большинство в умеренном и субтропическом поясе северного полушария. Представители этого семейства необыкновенно ценны для человека. Задача урока: выявить признаки семейства розоцветные, многообразие видов, основные культурные растения семейства и значение розоцветные в жизни человека....
22 11 2025 16:54:22
Урок биологии по теме «Зрительный анализатор» для учащихся 8-х классов направлен на формирование понимания связи между структурой и функциями конструктов органов и организма на примере анализаторов, и расширение представлений учащихся о функционально-структурных связях зрительного анализатора....
21 11 2025 21:19:49
Урок может быть проведен как в курсе изучения биологии в 6-м классе (экологические аспекты с применением регионального компонента), так и как факультативное занятие. Национально-региональный компонент формирует представление об огромном многообразии встречающихся местных растений, что даёт возможность показать сложные природные взаимосвязи, которые обеспечивают устойчивость природных сообществ....
20 11 2025 6:55:18
Цели урока: сформировать представление о биологии как науке, о царствах живой природы; развивать представление о многообразии биологических дисциплин, изучающих живую природу. Задачи: сформировать первоначальные представления о многообразие растительного мира; познакомить учащихся с основными компонентами учебника и правилами техники безопасности; развивать умения и навыки, развивать интерес к биологическим наукам....
19 11 2025 19:32:45
Разработка праздника по охране природы с элементами игры-путешествия для учащихся 5–7-х классов. Охрана природы - всенародное дело. Каждый обязан думать о своей личной ответственности за загубленное дерево, отравленную реку, уничтоженное озеро....
18 11 2025 23:59:25
Использование проектного метода в преподавании биологии с учётом индивидуальных особенностей обучающихся разных классов. Среднесрочный проект в форме ролевой игры в параллели 7-х классов. Несколько вариантов уроков для физико-математического, гуманитарного и естественно-научного классов....
17 11 2025 6:33:14
Цель урока: ознакомление учащихся с пагубным воздействием курения на организм человека, формирование негативного отношения к табакокурению, показать , что курение вредит не только курящему человеку, но и всему обществу, что курение – это не только проблема отдельного человека, это проблема всего общества.
...
16 11 2025 23:13:57
Селекция животных использует широкий спектр методов выведения ценных пород. Новейшим и перспективным считается клеточная инженерия. В основе лежит передача наследственной информации через соматические клетки....
15 11 2025 8:43:41
Биосфера это совокупность всего живого. Рассмотрим где проходят верхняя и нижняя границы биосферы, какой ее состав, свойства и функции....
14 11 2025 6:11:27
Урок формирует знания об основном процессе метаболизма – биосинтезе белка как сложнейшем многоступенчатом процессе, в котором реализуются функции многих веществ и органоидов клетки. Закрепить знания о генетическом коде....
13 11 2025 14:35:13
В статье представлен модульный урок по изучению особенностей строения и образа жизни млекопитающих животных; систематике и ознакомление с некоторыми отрядами класса Млекопитающие.
...
12 11 2025 19:31:20
Данная разработка предлагает проведение нестандартного урока с целью ознакомить учащихся с основными экологическими проблемами, показать зависимость всего живого от деятельности человека. На уроке использованы элементы театрализации, творческие отчеты групп, лабораторный пpaктикум.
...
11 11 2025 14:43:42
Дана комплексная хаpaктеристика Тихого океана. Интеграция знаний из географии, биологии, экологии. Создание «визитной карточки» (герба) Тихого океана. Развитие интереса к предметам....
10 11 2025 13:28:37
Предлагаемая работа - это мастер-класс для учителей биологии. Основная идея представленной работы - познакомить учителей с методическими приёмами, способствующими активизации познавательной деятельности учащихся и привитию интереса к изучению нового учебного предмета. Представленную форму проведения урока можно применить в работе с учениками, при планировании первого урока биологии в 6-м классе.
...
09 11 2025 3:47:16
Сегодня перед учителем стоит задача не только развивать школьников, но и дать им самим сделать на уроке маленькое открытие. Вся работа на уроке строится под руководством учителя, он является «дирижером». На уроке учащиеся изучают роль нуклеиновых кислот в живой природе, описывают особенности строения молекул нуклеиновых кислот....
08 11 2025 21:40:38
Урок комбинированный, с применением элементов проектной технологии обучения. Использованы разные типы и виды источников информации, дидактических и технических средств обучения. Содержание урока значимо, полезно в пpaктике, формирует ключевые компетенции ученика через использование знаний в новых ситуациях....
07 11 2025 22:19:44
В работе рассказывается о свойствах УМК «Перспективная начальная школа», таких как комплектность, инструментальность, интеpaктивность и интеграция. Используются примеры из своей пpaктики, рассказывается об особенностях УМК «Перспективная школа», которые существенно отличают его от всех других комплектов начальной школы....
06 11 2025 14:23:10
Предложена разработка двух уроков по зоологии для 7-го класса с использованием на уроке мультимедийной презентации, разработанной для разнообразия наглядности, применяемой на уроках. Применение ИКТ формирует коммуникативные качества личности, помогает ребёнку адаптироваться в информационном обществе....
05 11 2025 22:38:44
Урок проводится в форме презентации. Для достижения целей используются информационные технологии, позволяющие получить знания в интересном, доступном виде. Урок строится на творческой деятельности учащихся, самостоятельном добывании знаний и представлении на публике.
...
04 11 2025 23:51:35
Содержание материала урока предусматривает: изучение морфологических признаков редких видов растений Ставропольского края, знакомство с их многообразием, выявление причин сокращения численности исчезающих видов растений, конкретизация природоохранных мероприятий флоры края. Кроме того, учебный материал нацелен на воспитание сознательного и уважительного отношения у школьников к родной природе....
03 11 2025 16:30:24
На уроках важное место отводится исследовательской деятельности. Учащиеся выявляют влияние шума, курения на организм, изучают экологическое состояние пришкольного участка, исследуют содержание нитратов в овощах, консервантов в продуктах, содержание витамина «С» в различных соках.
...
02 11 2025 23:32:56
Урок посвящен проблеме влияния эмоций на здоровье человека. Автор использует интеpaктивную стратегию для повышения учебной мотивации и создания ситуаций, активизирующих познавательную деятельность учащихся через взаимодействие и взаимообучение, что способствует лучшему усвоению учащимися основных принципов здорового образа жизни, поддержания психологического здоровья....
01 11 2025 23:38:30
Хозяйственная деятельность человека изменяет условия существования многих видов растений и животных. Из животных, которые были известны науке в 1600 г., к настоящему времени исчезло 65 видов млекопитающих и 140 видов птиц. Рациональное использование видов из дикой природы требует регуляции численности их популяций....
31 10 2025 16:17:28
Наличие познавательного интереса у учащихся во многом определяет качество усвоения знаний и способов деятельности. Одним из способов формирования устойчивого интереса к своему предмету является применение игровых моментов в учебной деятельности. Игровые формы, особенно коллективные, способствуют позитивным изменениям личностной, мотивационной и смысловой сферы обучаемого.
...
30 10 2025 4:55:18
Материалы к уроку представлены в форме презентации. На уроке изучается особенности микроорганизмов, их использование и значение в современной технологии. Рассмотрены основные разделы биотехнологии: генетическая, клеточная и биологическая инженерия и особенности их применения на пpaктике....
29 10 2025 16:33:29
Основная цель решения задач по генетике состоит в освоении новых приёмов логического анализа ситуаций, в исследовании того, как меняется проявление общих законов в зависимости от тех или иных конкретных условий. Тема заключает в себе широкие возможности для организации пpaктических работ (составление родословной по сказке А.С. Пушкина, роль врача в медико-генетической консультации составляющего родословную пробанда).
...
28 10 2025 13:59:18
В работе определяются свойства меда, его качества и разнообразие. Рецепты помогут человеку в выборе народных средств для борьбы с вирусными болезнями. Цель данной работы – изучить особенности меда в профилактике простудных и вирусных болезней....
27 10 2025 6:49:44
Об эффективности использования технологии проблемного обучения свидетельствует рост числа обучающихся с высоким уровнем учебной мотивации и продуктивным эмоциональным отношением к биологии как к учебному предмету. Считаю, что преимущества технологии проблемного обучения очевидны: у обучающихся в наибольшей степени развиваются навыки самостоятельной работы; формируются умения творчески решать учебные задачи; возникает положительная мотивация к учебе....
26 10 2025 11:23:55
Интеллектуальная игра для учащихся 7-х классов в рамках интеграции биологии и географии. Игру можно провести как мероприятие предметной недели естественного цикла в школе или в рамках внеклассной деятельности. Игра интересна тем, что затрагивает разносторонние знания учащихся, развивает логическое мышление, прививает интерес к предметам, развивает здоровый дух соперничества....
25 10 2025 5:56:48
Разработка урока для учащихся 8-го класса, имеющих различные отклонения в развитии, с использованием информационных коммуникативных технологий. Разработка материала представляет собой план урока. Автор прилагает презентацию, иллюстрирующую содержание материала.
...
24 10 2025 15:29:37
Одной из целей преподавания биологии является развитие творческого воображения (РТВ) у учащихся, т.к. творческие способности позволяют: расширить, углубить и переосмыслить уже имеющиеся знания; повысить познавательный интерес к предмету; реализовать творческие способности; обеспечить детям максимальную возможность активной деятельности. Творческое воображение можно и нужно развивать, особенно у детей. Чем меньше возраст, с которого начинаются занятия, тем выше результаты в будущем. Во многих школах города вводятся курсы ТРИЗ и РТВ, но эти предметы зачастую не связаны с теми дисциплинами, которые изучают учащиеся в школе. Происходит разрыв теории и пpaктики. В своей работе я попыталась совместить методики ТРИЗ и РТВ и уроки биологии и предлагаю некоторые варианты использования ТРИЗ и РТВ на уроках биологии....
23 10 2025 0:45:51
У учащихся формируется понятие о почках и побеге. Учитель показывает особенности их строения и создает условия для развития у детей самостоятельности при выполнении пpaктических работ. Учит распознавать и называть листья по внешним признакам, а также типы их расположения и жилкования, формировать представление о побеге....
22 10 2025 16:35:58
На занятии учащиеся знакомятся с представителями класса паукообразных на примере отрядов “Скорпионы”, “Пауки”, “Клещи” и “Сенокосцы”; с их значением в природе и для человека. Материал для урока может использоваться в зависимости от технических возможностей учителя....
21 10 2025 3:55:54
Статья посвящена формированию универсальных учебных действий на уроках биологии – метапредметным, проектным и информационным технологиям обучения....
20 10 2025 22:13:32
Урок позволяет расширить знания учащихся о строении и функциях нервной системы; сформировать знания об особенностях внешнего и внутреннего строения спинного мозга и о его функциях....
19 10 2025 16:21:34
Урок построен в виде игры «Звездный час». В 1-м туре учащиеся повторяют строение покрытосеменных растений. Во 2 туре систематизируются знания о классификации покрытосеменных растениях. В 3-м туре обобщаются и повторяются изученные классы покрытосеменных растений и их строение. Урок завершается подведением итогов и оцениванием ответов детей....
18 10 2025 11:58:49
Задачи урока: сформировать у учащихся понятие о строении и функциях белков; формировать умение строить ответ с использованием дополнительного материала, выделять общее и особенное при использовании нескольких источников информации, делать выводы; развивать познавательный интерес и способности учащихся....
17 10 2025 23:42:21
Цель урока: познакомить с классификацией класса земноводные, особенностями внешнего и внутреннего строения земноводных; познакомить с происхождением класса; классификацией земноводных; изучить особенности строения земноводных....
16 10 2025 9:30:20
Урок раскрывает значение биологических и социальных факторов в формировании человека как существа биосоциального.
...
15 10 2025 20:11:53
Особенностью представленного урока является его интеграция с предметом "Химия", предметом, который учащиеся 8-го класса только начали изучать. Цель данного типа интеграции: развитие познавательного интереса к предмету "Химия", подтверждение единства наук естественного цикла, их тесной взаимосвязи, а также доказательство того, что организм – сложная система, работа которой основана в том числе и на химико-биологических процессах....
14 10 2025 13:43:47
Цель урока: сформировать у учащихся понятие об опылении, дать представление о видах и значении опыления....
13 10 2025 8:23:43
Одновременно повторяются знания о строении ЦНС человека и функциях отделов головного мозга, изученные в курсе «Биология–8. Человек». Применяется мозговой штурм. В ходе критического анализа идей формулируется вывод: эволюция человека шла в направлении цефализации, в результате действия биологических, социальных факторов и отбора сформировалась уникальная структура головного мозга....
12 10 2025 0:27:46
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::




