Конспект урока по теме: "Неаллельное взаимодействие генов". 10-й класс

Тема: Неаллельное взаимодействие генов
Цели:
- Образовательные:
- расширить и углубить знания о типах взаимодействия генов;
- раскрыть особенности взаимодействия неаллельных генов: комплементарность, эпистаз, полимерия.
- Развивающие:
- развивать умение анализировать материал по теме;
- совершенствовать умения читать и понимать научный текст, пользоваться терминами, символами генетики;
- формировать умение излагать свою точку зрения, оппонировать.
- Воспитательные:
- формирование научно-материалистического мировоззрения, собственных убеждений.
Тип урока: изучение нового материала
Методы и методические приемы: частично-поисковый, рассказ, перенос знаний.
Средства обучения: рисунки с изображением типов скрещиваний; таблицы: “Генетическая терминология”, “Дигибридное скрещивание”.
ХОД УРОКА
I. Актуализация опopных знаний
1. “Мозговая атака”
а) Знаете ли вы генетические понятия: ген,
генотип, фенотип, хромосома, гомозигота,
гетерозигота, ...
б) Кто является основоположником генетики?
в) Назовите год становления генетики? Кто из
ученых переоткрыл законы Менделя?
г) Объектом изучения наследования признаков у
Менделя был? А у Т. Моргана?
д) Как называются законы Г. Менделя?
е) В каком случае справедлив 3-й закон Менделя?Ъ
ж) В чем суть закона Т. Моргана? В каком случае
справедлив этот закон?
2. Проверка решений домашних задач
Закончите схему: клетка ––>... ––> ... ––>... ––> ... ––> ... ––> признак
Закончите схему:
II. Изучение нового материала
(Запись темы в тетрадь, объявление цели урока.)
1. Постановка учебной задачи путем решения учащимися исследовательской задачи
К 20-м годам XX века генетикам было известно, что
Мендель в опытах встретился с самым простым
наследованием: 1 признак <––1 ген <–– 1
хромосома. Морган установил, что неаллельные
гены, расположены в одной хромосоме близко друг к
другу, наследуются вместе. В результате
формируются два фенотипических класса,
повторяющих признаки родительских особей.
Как же объяснить тот факт, что при скрещивании
двух сортов душистого горошка с белыми цветами,
гибриды первого поколения имели пурпурную
окраску цветка, а при скрещивании гибридов F1
в F2 наблюдалось расщепление по фенотипу 9: 7,
то есть 9/16 с пурпурными цветами, а 7/16 с белыми? (Рисунок
скрещивания душистого горошка – на доске.)
Поиск ответа, работа со словарем, учебником, справочным материалом.
Дано:
А – ген, обуславливающий синтез пропигмента;
а – ген, обуславливающий отсутствие пигмента;
В – ген, определяющий синтез фермента, под
действием которого пропигмент превращается в
пигмент;
в – ген, определяющий отсутствие фермента;
F 2 9 пурпурных: 7 белых
Комплементарное взаимодействие неаллельных генов – это скрещивание, при котором новый признак проявляется лишь в случае одновременного присутствия в генотипе организма двух доминантных неаллельных генов (запись определения в тетрадь).
2. Закрепление ЗУН – решение генетической задачи.
У декоративного льна гoлyбой или розовый цвет венчика формируется, если в генотипе присутствуют доминантные аллели двух генов не сцепленных друг с другом.
Эпистатическое взаимодействие генов. (см. рисунок 1 Приложения). При скрещивании двух пород белых кур: леггорн и виандонт в F1 все потомство будет белым. А в F2 при скрещивании гибридов F1 наблюдается расщепление в соотношении 13 белых и 3 окрашенных. Как объяснить данное расщепление?
Поиск ответа, работа с учебником, справочным материалом.
Дано:
С – ген, обуславливающий выработку пигмента;
с – ген отсутствия пигмента;
Д – ген супрессор (подавитель) ;
д – ген гипостатик (подавляемый)
Эпистаз – явление скрещивания, при котором ген одной аллельной пары подавляет проявление гена из другой аллельной пары.
Полимерия или однозначное действие генов – явления скрещивания, при котором степень выраженности признака зависит от действия нескольких различных пар аллельных генов, причем, чем больше в генотипе доминантных генов каждой пары, тем ярче выражен признак. Например, рост человека, цвет кожи у человека. У негров в генотипе – А1 А1 А2 А2 А3 А3, у белых людей – а1 а1 а2 а2 а3 а3, у мулатов – А1 а1 А2 а2 А3 а3 . (См. рисунок 2 Приложения)
Множественное действие гена – плейотропия.
Выводы:
1. Генотип организма состоит из отдельных,
независимо комбинирующих генов.
2. Генотип является целостной системой
взаимодействующих между собой генов.
3. Каждый ген оказывает влияние на развитие не
одного, а многих признаков организма.
III. Закрепление приобретенных учащимися ЗУН
Решение генетических задач.
Задача № 1.
У душистого горошка пурпурная окраска получается при наличии в генотипе доминантных аллелей двух разных не сцепленных друг с другом аутосомных генов. В отсутствии хотя бы одного из них формируется белая окраска цветов. При скрещивании растения, имеющего пурпурные цветы, с растением, имеющим белые цветы, 25% потомства имело пурпурные цветы. Их скрестили друг с другом. Какое теоретическое расщепление по фенотипу можно ожидать при этом скрещивании?
Задача № 2.
Рост человека контролируется несколькими парами несцепленных генов, которые взаимодействуют по типу полимерии. Если пренебречь факторами среды и условно ограничиться лишь тремя парами генов, то можно допустить, что в какой-то популяции самые низкорослые люди имею все рецессивные гены и рост 150 см, самые высокие – все доминантные гены и рост 180 см. Определите рост людей, гетерозиготных по всем трем парам генов, контролирующих рост человека.
IV. Заключительный этап урока
1. Домашнее задание
§ 36, читать, выучить определения, решить задачу после параграфа
2. Выставление оценок и анализ активности учащихся на уроке.
Комментарии:
Урок обобщения и систематизации изученного материала по теме "Жизнь на земле". Цель урока: выявление уровня овладения учащимися системой знаний, опытом творческой деятельности....
11 12 2025 11:14:42
Из опыта подготовки учащихся к ЕГЭ по биологии на примере Саха-Бельгийской гимназии Усть-Алданского улуса Республики Саха (Якутия) в условиях сельской местности....
10 12 2025 3:49:12
В ходе урока учащиеся знакомятся с классификацией класса "Земноводные". Распознаются изученные виды земноводных на таблицах, рисунках с использованием классификации животных....
09 12 2025 20:32:28
Приведена программа занятий с учащимися среднего школьного возраста в целях формирования у них экологической культуры. ...
08 12 2025 1:24:54
Насекомые — настоящие наземные беспозвоночные. Класс насчитывает около 1 млн. видов. Тело насекомых четко разделено на голову, гpyдь, брюшко. Голова образована четырьмя сегментами....
07 12 2025 10:18:49
Изменчивость не создается человеком, он только подвергает органические существа новым жизненным условиям, и природа, действуя на них, вызывает их изменения....
06 12 2025 0:22:46
На уроке учащиеся получают знания о многообразии грибов, их роли в природе и жизни человека. Урок помогает решить триединую задачу обучения биологии: развитие интереса к предмету, изучение и понимание признаков и свойств живого, понимание места и роли человека в природе....
05 12 2025 19:32:11
Урок расширяет представления школьников о важности представителей отрядов птиц на основе выявления существенных признаков. Современные дети все меньше обращаются за информацией к книгам, а стараются получить ее из компьютера. Использование компьютера позволяет повысить эффективность, сделать урок более насыщенным, интересным и красочным, реализовать индивидуализацию, дифференциацию и профильность обучения, сместить акцент деятельности учащихся на уроке на самостоятельную работу....
04 12 2025 11:30:27
На уроке формируются знания о строении и функции глаза и его частей, о гигиене органа зрения. Для активизации познавательной деятельности используются задания пpaктического хаpaктера, на основе которых обучающиеся делают выводы, как сберечь своё зрение....
03 12 2025 4:44:39
Урок биологии к учебнику «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс» (Пономарева И.Н. – М.: Вентана-Граф). Урок-презентация создан с использованием Образовательного комплекса 1С: "Школа. Биология. 6 класс". Интеpaктивные рисунки и видеофрагменты, используемые в презентации, помогают учащимся лучше понять новый материал.
...
02 12 2025 23:59:48
Урок "Удивительное царство - грибы" проводится с целью ознакомления с многообразием грибов, их пpaктическим значением в различных областях народного хозяйства, в жизни человека и природе в целом. Урок проходит в форме конференции, на которой выступают люди разных профессий....
01 12 2025 12:31:40
Программа предпрофильного образования «Человек и природа» является, с нашей стороны, смысловым шагом. Мы попытались найти общий смысловой компонент в учебных программах по литературе и биологии (5–11-е классы) и разработали систему интегрированных тем, объединенных антропологическим аспектом. Данная программа позволяет не только сэкономить часы в каждом из предметов, но и представить материал комплексно, подчеркивая межпредметные связи и отношения. Ведь выпускник школы должен быть подготовлен к жизни – способен к самообразованию, к оценке собственных поступков, к самостоятельному выбору правильных действий в любой жизненной ситуации....
30 11 2025 22:48:37
Курс предназначен для учащихся 9-x классов, владеющих знаниями анатомии, физиологии человека. Данный курс является предметно-ориентационным (пробным), он реализует интерес учащихся к учебному предмету, уточняет готовность и способность осваивать предмет на повышенном уровне. Изучение курса направлено на ориентацию учащихся по профессиям медико-биологического профиля. Рассчитан на 14 часов....
29 11 2025 1:21:42
Одним из биологических задатков является ведущий канал восприятия информации. Чтобы выработать и максимально использовать возможности восприятия, вначале необходимо установить, какой канал восприятия является доминирующим. С помощью диагностики можно определить ведущий канал восприятия каждого ученика класса. Затем, используя различные методы, формы и приемы работы с учетом модальности, определяются обучающие задания....
28 11 2025 21:51:33
Научно-исследовательская деятельность позволяет приобретать новые знания и применять их на пpaктике, формировать активную позицию учащихся. Как поддержать талантливых умных детей? Решение проблемы – организация исследовательской деятельности детей во внеурочное время учителем и консультантом – преподавателем вуза в кружке, которые помогают учащимся участвовать в российской научно-социальной программе для молодежи и школьников «Шаг в будущее» со своими научными работами....
27 11 2025 4:54:20
Биологический спектакль – проверенная временем и хорошо зарекомендовавшая себя форма работы. Дети охотно участвуют в спектаклях, посвященных, как правило, экологическим проблемам или повествующих о жизни экосистемы. Спектакль доступно раскрывает взаимосвязь между живыми организмами в природе. Сценарий можно использовать как на уроке, так и во внеурочной деятельности по предмету....
26 11 2025 16:24:47
Данный тест составлен в соответствии с программой Сонина Н.И. для 8-го класса. Разработка содержит два параллельных варианта, в которых 94% тестовых заданий ориентированы на репродуктивный уровень усвоения знаний, 75% тестовых заданий ориентированы на факультативные биологические знания. Педагогические цели тестирования – определение уровня усвоения знаний каждым учеником и классом по данному материалу темы; выявление структуры знаний на содержательном и деятельностном уровнях....
25 11 2025 8:30:48
Урок биологии "Движение крови по сосудам" иллюстрирует использование проблемного обучения. На различных этапах урока используется проблемное изложение материала. Частично исследовательский хаpaктер носит лабораторная работа "Измерение скорости кровотока мелких артерий и капилляров ногтевого ложа", проблемный вопрос содержит домашнее задание....
24 11 2025 19:48:19
В разработке урока рассматривается работа учащихся в группах, что повышает их деятельность во время урока. Учащиеся дают ответ в соответствии с заданием для групповой работы. Возможно также распределение ролей внутри групп....
23 11 2025 17:47:58
Использование этой технологии позволяет значительно разнообразить уроки естественно-научных дисциплин. Основная идея технологии «Обучение в сотрудничестве» - учиться вместе.
...
22 11 2025 13:36:10
Урок проводится с применением игровых технологий, как конкурс между двумя комaндами класса. Используются групповые, парные, индивидуальные формы работы. Используется дифференцированный подход: для более слабых - биологическая "рыбалка", для средних и сильных учеников - работа по исправлению ошибок в тексте, для увлекающихся - возможность выступить с докладом, собрать названия рыб....
21 11 2025 0:59:12
В статье представлен модульный урок по изучению особенностей строения и образа жизни млекопитающих животных; систематике и ознакомление с некоторыми отрядами класса Млекопитающие.
...
20 11 2025 21:44:33
Урок с использованием игровых моментов как средства реализации активных форм работы, чтобы урок был результативным и познавательным.
...
19 11 2025 7:18:24
Цель урока: углубить знания учащихся об особенностях воздействия человека на окружающую среду. Особый акцент делается на определении значения природы в нашей жизни, развитии у школьников мотивации и стремления оберегать ее. Содержание и особенности проведения урока позволяют подготовить учеников к домашнему сочинению, работа над которым должна активизировать рефлексивные и ценностные личностные психологические механизмы обучающихся, способствовать формированию их экологического сознания....
18 11 2025 4:34:50
«Ткани растений» — одна из сложных, но и одна из основополагающих тем Ботаники. ЕГЭ часто встречаются вопросы именно на эту тему. Во многих учебниках и пособиях она дается поверхно…...
17 11 2025 4:58:56
Раздел является одним из наиболее сложных для понимания в школьном курсе общей биологии. В экзаменационной работе ЕГЭ по биологии данный раздел проверяется на базовом, повышенном и высоком уровне, что требует от выпускников не только воспроизводить свои знания, но и уметь применять их в новой ситуации. Урок обобщения знаний направлен на развитие умений обобщать и анализировать информацию, давать аргументированную оценку суждений....
16 11 2025 8:13:22
Данная методическая разработка представляет собой авторский продукт – итоговое занятие за курс биологии в 7-м классе. Предлагаемая форма и содержание занятия могут быть использованы и как переводной экзамен по биологии в тех ОУ, где применяется аналогичная форма аттестации учащихся.
Целью данного занятия является обобщение и систематизация имеющихся у обучающихся знаний, полученных при изучении курса биологии, раздела «Животные», а также их углубление и расширение.
...
15 11 2025 10:18:17
Если отложить в сторону традиционные бумажные разработки уроков, традиционное преподавание с мелом и тряпкой в руках, то останутся сегодня мощные помощники: компьютер, Интернет и ЦОРы. Что же представляют собой ЦОРы как образовательный программный продукт? Как и для чего можно (нужно) их использовать на уроках?...
14 11 2025 12:32:10
Урок-лекция проводится для учащихся 1-го курса НПО, рекомендован для базового курса общей биологии при изучении раздела «Организм». Форма урока: медиа-лекция, развивает критическое мышление по схеме «вызов – осмысление – размышление»....
13 11 2025 7:10:33
Урок проводится среди учащихся 8-х классов в форме обучающей игры. Целью данного мероприятия является развитие интереса к предмету и расширения кругозора учащихся. Игра направлена на использование пpaктических навыков и умений при оказании первой помощи пострадавшему....
12 11 2025 23:45:29
Урок закрепляет знания о птицах, развивает интерес к предмету, экологическому образованию....
11 11 2025 21:51:25
Инстинкты — это сложная совокупность безусловных рефлексов, являющихся одной из форм приспособления животных к условиям жизни. Инстинкты хаpaктеризуются стереотипностью действий, для которых толчком служат внешние раздражения....
10 11 2025 5:27:31
Представлена разработка урока-викторины. Использование игровых приемов создает благоприятный психологический климат, способствует познавательной деятельности всех учащихся. Урок расширяет представление учащихся о многообразии животных форм; развивает интерес к биологии, бережное отношение к животным....
09 11 2025 16:28:48
Урок проводится с использованием ИКТ и технологии здоровьесбережения. Ученик становится на данном уроке субъектом учебного процесса, а учитель только управляет им....
08 11 2025 6:46:31
Интегрированный урок литературы и биологии в 6-м классе знакомит учащихся с изображением растительного мира в русской поэзии XIX века....
07 11 2025 22:29:25
Одно из ведущих положений теории деятельности для эффективного обучения предполагает такую его организацию, при которой ученик сам оперирует учебным содержанием, и только в этом случае оно усваивается осознанно и прочно, а также идет процесс развития интеллекта ученикам. Новая парадигма состоит в том, что ученик должен учиться сам, а учитель – осуществлять мотивационное управление его учением.
...
06 11 2025 16:15:50
В ходе урока изучается состав и функции опopно-двигательной системы, химический состав и свойства костей....
05 11 2025 2:54:49
На этом уроке учащимся даются четкие представление о хаpaктерных признаках трех этапов зимы. Знакомятся с зимними явлениями в неживой природе с учетом особенностей каждого этапа зимы. Урок богат не только наглядными материалами, но и стихами, загадками, пословицами и поговорками о зиме. На оставшееся время предлагается творческая работа....
04 11 2025 6:25:50
В статье представлен опыт работы во формированию валеологической компетентности учащихся в процессе преподавания курса биологии в классах химико-биологического и медицинского профиля. Рассмотрен алгоритм изучения тем курса, обеспечивающий понимание пpaктического значения биологических закономерностей для сохранения здоровья, представлены методы и формы работы. Пути совершенствования валеологических знаний и навыков анализирующие на примере изучения темы курса "Формы жизни - вирусы и бактерии", рассмотрены возможности интегративно-дифференцированного подхода....
03 11 2025 22:44:54
Цель урока - проследить эволюцию пресмыкающихся; выяснить, какие отряды, кроме ранее изученных, входят в состав класса; определить основные черты представителей класса. На уроке обобщаются знания по особенностям внешнего строения пресмыкающихся, выясняется, от каких животных произошли древние пресмыкающиеся и какие изменения произошли в их организме....
02 11 2025 6:54:36
Наш проект является примером того, что достаточно простые методики могут позволить точно и объективно исследовать водные объекты в условиях школы.
...
01 11 2025 17:35:19
Проводится в конце учебного года за счет резервного времени. Он позволяет совершить путешествие по временам года, где учащиеся знакомятся с состоянием растений, с произведениями поэтов, художников, композиторов, писавших о природе. Большое внимание уделено охране растительного мира своего региона, а также формированию активности, самостоятельности и развитию интереса к предмету....
31 10 2025 6:43:45
Скелетные мышцы, являясь активной частью опopно-двигательной системы, обусловливают передвижение тела в целом или перемещение его отдельных частей. В каждой мышце различают сокращающуюся часть — мышечное брюшко, или тело, и несокращающуюся часть — сухожилие....
30 10 2025 8:46:20
Привлекая учащихся к исследованиям, необходимо прежде всего базироваться на их интересах. Все, что изучается, должно стать для ученика личностно значимым, повышать его интерес и уровень знаний. Однако предлагаемые темы и рекомендуемые ученику методы исследования не должны превышать его психолого-физиологические возможности. Исследовательская деятельность должна вызывать желание работать, а не отталкивать своей сложностью и непонятностью....
29 10 2025 20:20:49
В материалах раскрыта актуальность межпредметных связей в свете модернизации образования. Содержание урока раскрывает энергетику и гигиену питания с биологической и химической стороны, показано применение разнообразных методических приемов, направленных на развитие самостоятельной творческой деятельности школьников в процессе познания....
28 10 2025 15:48:34
Использование ИКТ на уроках способно преобразить формат преподавания и обучения, сделав учебный процесс более эффективным и привлекательным. Безусловно интересная, но очень объёмная тема «Возникновение жизни на Земле» может быть раскрыта при помощи правильно подобранного материала с использованием мультимедийной техники. Что и предлагается вашему вниманию....
27 10 2025 2:57:12
В ходе урока дается обобщенное представление о процессе оплодотворения в живой природе. Рассмотрены различные типы оплодотворения, а также факторы, влияющие на этот процесс. Презентация содержит видеофрагменты, смонтированные мной специально для урока, а также анимацию из банка ЦОР....
26 10 2025 10:15:25
Ежедневно мы слышим предостережения и призывы: "Будущее Земли в опасности!" Необходимо изучить и понять эту сложную систему, которую представляет собой планета Земля. И здесь велика роль биологической науки. Нашу планету часто сравнивают с гигантским космическим кораблём, летящим по просторам Вселенной. А человечество - экипаж этого корабля. Красивое сравнение. В чём-то даже мудрое. Но все мы должны осознать, что у нашего корабля Земля нет аварийного выхода!...
25 10 2025 19:13:25
Урок разработан для учащихся 5-го класса, насыщен новыми терминами, большим объемом нового материала, но использование современной информационной технологии и игровых элементов позволяют сделать урок интересным и легким в восприятии материала.
...
24 10 2025 7:29:33
Урок обобщения и систематизации изученного материала по теме "Жизнь на земле". Цель урока: выявление уровня овладения учащимися системой знаний, опытом творческой деятельности....
23 10 2025 4:53:37
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::





Урок обобщения по теме: "Особенности плоских, круглых и кольчатых червей". 7-й класс
Урок изучения нового материала в 11-м классе по общей биологии по теме "Основные этапы (стадии) эволюции человека — антропогенеза"