"Виртуальное путешествие в страну Растений-Легенд" (комaндная интегрированная игра для учащихся 8-х классов: биология + МХК) > Лаборатория фитоинвазий
Лаборатория фитоинвазий    


"Виртуальное путешествие в страну Растений-Легенд" (комaндная интегрированная игра для учащихся 8-х классов: биология + МХК)


    "Виртуальное путешествие в страну Растений-Легенд" (комaндная интегрированная игра для учащихся 8-х классов: биология + МХК)

Фабула: В руки ребят попал старинный мaнycкрипт, некоторые участки которой со временем оказались утерянными. Для их восстановления требуется совершить виртуальное путешествие в сказочную страну Растений-Легенд. Путь туда лежит через четыре “долины” – “Долину Загадок”, “Долину Свитков”, “Долину Мифов”, “Долину Прагматиков”.

Цель: восстановить утраченные участки старинного документа о полезных для людей растениях.

Иллюстрации:

1 – А. Канова “Орфей”;

2 – Рубенс “Прикованный Прометей”;

3 – статуя “Русалка” в Копенгагене;

4 – И. Репин “Садко”;

5 – Е. Мухина “Бог Борей”

6 – Ге Н. “Ахиллес, оплакивающий Патрокла”

7 – Караваджо “Молодой Вакх”

Ход работы

  • отгадывание загадок: для определения “потерянных” названий растений;
  • мозаика “Восстанови досье”: для составления хаpaктеристики установленных растений;
  • игра “Кармашки легенд”: для выявления взаимосвязи ботанического и культурологического компонентов;
  • задание “Пpaктиканты”: для установления пpaктического использования загаданых растений.

Перед началом игры на стену (или классную доску) вывешивается “мaнycкрипт” - ватман с определенным набором обозначений (прил.1). Игра является комaндной, поэтому для работы учащиеся должны быть разделены на 7 групп (по количеству загаданных растений). Каждый ученик, отгадавший загадку, имеет право набрать себе комaнду из одноклассников, с которой будет сотрудничать дальше. Вся остальная игра группы будет направлена на выявление особенностей угаданного её представителем растения.

I. Путешествие по “Долине Загадок”.

Цель: одно растение известно; нужно узнать, как называются остальные шесть.

Задача 1. Дёготь, полученный из этого дерева, входит в состав мазей Вишневского и Вилькинсона, а активированный уголь применяется при отравлениях и болях в желудке. О каком дереве идёт речь? (О берёзе).

Вывод: первое растение – берёза.

Задача 2. В 1596 г. Жак Картье выехал на исследование берегов Канады. На его корабле весь экипаж заболел цингой, при этом 26 матросов погибли. Высадившись на берег, комaнда не смогла найти в северных лесах ни лимонов, ни овощей. Однако местное население дало простой совет, как спастись от цинги. Каким мог быть этот совет? (Цинга развивается при недостатке в организме витамина “С”; местное население посоветовало использовать сосновую хвою, в которой содержится в 7 раз больше витамина “С”, чем в лимонах).

Вывод: второе растение – сосна.

Задача 3. Из сока ягод этого кустарника когда-то получали хорошие чернила. Что это может быть за растение? (Бузина).

Вывод: третье растение – бузина.

Задача 4. На севере его издавна называли лесной лилией, на Волге - воронцом, на Смоленщине – лесным или собачьим языком, в Подмосковье – полевой черёмухой, на Украине – конвалия, на Тамбовщине – молодильник. А как его называют ботаники? (Конваллария маялис – ландыш майский).

Вывод: четвёртое растение – ландыш.

Пятое растение известно, но для продвижения дальше необходимо определить, какова взаимосвязь этого растения с ослом.

Задача 5. Древние римляне вначале не обрезали виноградную лозу, поэтому плоды поднимались высоко, обвивая стоящие рядом деревья. Сборщики винограда перед началом его уборки должны были на всякий случай написать завещание и запастись досками для гроба. Так гласил закон. Легенда говорит, что обрезать виноград человека научил … осёл. Попробуйте воссоздать данную легенду и объяснить её смысл. целом легенда сводится к следующему: осёл как-то объел виноградную лозу. К удивлению хозяина, именно на общипанной ослом части лозы выросло больше всего виноградных гроздей. С этого времени виноград стали обрезать).

Задача 6. Это дерево можно назвать хамелеоном, т.к. её части меняют окраску: гладкая кора – тёмно-серого цвета, луб – красновато-жёлтый, но при рубке окраска меняется на буровато-коричневую, а затем – на тёмно-фиолетовую; древесина белая, но при рубке вначале краснеет, а при подсыхании приобретает нежный розоватый цвет. К тому же это дерево обладает такими же свойствами, как и большинство бобовых растений. Что это за дерево? Какими свойствами оно обладает? (Это “дерево-хамелеон” называется ольха чёрная, оно относится к семейству Берёзовые. Как и у бобовых, у этого растения образуются на корнях клубеньки с бактериями, помогающими усваивать азот).

Вывод: шестое растение – ольха.

Задача 7. Каждый лист разбит на дольки, Подсчитай-ка, долек сколько?

Восемь, Десять, Двадцать, Тридцать …

Тут легко со счета сбиться.

У кого желанье есть дольки снова перечесть?

О каком полезном растении идет речь? (О тысячелистнике).

Вывод: седьмое растение – тысячелистник.

II. Путешествие по “Долине Свитков”.

Мозаика “Восстанови досье”.

Группам учащихся выдается лист формата А4 и набор из нескольких карточек с краткими текстами об определенном растении, причем некоторые из них относятся к другим объектам - это так называемая “ложная истина” (2-3 утверждения про другие растения). За установленное время участникам игры необходимо:

  • выявить ложность и правдивость выданной информации;
  • при необходимости обменять неподходящие куски на карточки других групп;
  • заполнить досье соответствующего растения, наклеив на лист в нужном порядке полученные карточки;
  • прикрепить полученные досье на “мaнycкрипт” в определенном порядке.

Для работы участникам выдаются определители растений, книги для чтения по ботанике, справочники по растениям и другая доступная литература.

Пока выполняется следующее задание, учитель, выступающий в роли эксперта, проверяет собранное досье и выставляет баллы: каждое совпадение с истиной – 1 балл (прил. 2).

III. Путешествие по “Долине Мифов”

Вступительное слово учителя “Как возникают легенды”

“Как произошли легенды о травах, почему некоторым растениям приписаны сверхъестественные свойства? Всякому сколько-нибудь загадочному, непонятному явлению приписывалась потусторонняя сила. Толчок к легенде могли дать растения необычные, мало встречаемые, недоступные.

Нецветковое растение папоротник, например, удивляло пылкое воображение суевера своим видом и необычным способом размножения. Все растения цветут, а это нет, значит, оно особенное, отмечено тайной.

“Удивительное” в жизни растений – один из главных поводов к возникновению легенд. Так, петров крест, развивающийся под землёй и внешне похожий на крест, не мог не попасть в число легендарных растений. И он стал легендарным.

Кувшинка – цветок водоёмов, тоже не как другие, ведь пруды – обиталища всякой нечисти, значит, и цветок там не без тайн. И его назвали русалочьим.

Истоки легенд реже восходят к преувеличению свойств, которыми обладает растение. Это относится главным образом к лекарственной флоре. Maндрагора и золототысячник относится как раз к такому ряду. На Востоке женьшень, на Западе мaндрагора – у того и у другого растения имеющиеся свойства преувеличены до сказочных размеров, и поэтому их путь к сказке, к легенде был весьма недолгим.

Происхождение поверий о фантастических травах (например, о нечуй-ветре) восходит к мечтаниям человека возвыситься над природой: останавливать ветер и т.п. Эти фантазии так преувеличивались, что теряли реальные формы и смысловые связи с действительностью.

Современная наука открыла много полезных свойств, которыми обладают те или иные растения. Не обнаружены только сверхъестественные, потому что их просто не бывает”.

Игра “Кармашки легенд”

В мaнycкрипте под всеми объектами имеются карманы (наклеенные на ватман почтовые конверты). Игрокам выдаются полные версии семи легенд, рассказывающие о том или ином загадочном растении, но без указания его названия, и несколько иллюстраций, имеющих отношение к этим легендам. Задача учащихся на данном этапе игры:

  • назвать растение;
  • подобрать соответствующую его легенде иллюстрацию;
  • заполнить “кармашки легенд” (в каждый карман игроки должны поместить иллюстрацию и написанное на небольшом листке название растения).

Подсчет баллов за эту часть работы производится учителем при выполнении четвертого задания.

Легенда 1 (об ольхе) (рис.1)

Наверняка, все знают знаменитую легенду об Орфее и Эвридике. В ней рассказывается о том, как Эвридика погибла от укуса ядовитой змеи, а Орфей бросился в царство мёртвых спасать свою возлюбленную. Но он должен был не оглядываться назад. Орфей не выполнил этого условия и поэтому не смог спасти юную Эвридику.

   Отчаяние Орфея было так велико, что он стал пренебрегать дарами Афродиты, отвергая всех женщин. По ее воле вакханки убили несчастного. А из его растерзанного тела родилось это дерево — тайный свидетель трагедии. Не звучит больше кифара Орфея, смолкла песня. Спят ветви задумчивого растения. Первым музыкальным инструментом Орфея была дудка, сделанная из этого дерева.

   Им заросли берега и пещеры островов волшебниц Цирцеи и Калипсо, которые подолгу удерживали у себя Одиссея. Они обещали Одиссею бесcмepтие и вечную юность, но ему хотелось жить, как все. Горят на солнце рыжие кудри Одиссея.

В мифологии Британии и Ирландии оно является священным деревом и олицетворяет собой обожествленного короля Брана. В предании написано, что все пророчества, которые изрекла забальзамированная голова Брана, сбылись, пока ее несли через всю страну, отсюда это дерево нередко связывают с защитой, и способностью предвидеть будущее.

Легенда 2 (о бузине) (рис. 2)

Считалось, что под ней живет злой дух. В польском предании говорится, что первый бес поселился в огромной яме и посадил сверху бузину, чтобы она охраняла его. На Украине раньше верили, что ее насадил черт и постоянно живет под ней, поэтому, избавляясь от нее, нельзя выкапывать куст с корнем – разозлишь беса. Вместе с тем она считается обиталищем домашних духов, опекунов хозяйства, приносящих хозяевам добрые вести и достаток. В польских и украинских заговорах она отождествляется с первым человеком – Адамом. В старину ее запрещалось выкапывать, выкорчевывать, так как это могло привести к cмepти человека, несчастьям в семье и различным болезням, а также падежу скота. А уж коли нужно было непременно избавиться от нее, то для выкорчевывания нанимали специально калек или душевнобольных. И место ничем не засаживали – считалось, что там, где выкопан куст, никогда ничего не вырастет. Западные славяне считали, что именно на ней повесили Иуду, отчего ее листья и ягоды издают трупный запах.

Легенда 3 (о берёзе) (рис. 3)

В Северной Европе это дерево считалось воплощением cмepти и воскресения, олицетворяло переход зимы к весне. Скандинавы посвящали ее богине Нертус, Матери-Земли. Кельты хоронили усопших в шапках из ее коры, а первый месяц зимнего солнцестояния посвящался именно этому растению. Северные племена были уверены, что по зарубкам на этом дереве душа умершего перебирается в высшие миры. А тюркская богиня земного естества Умайя спустилась на землю с двумя. Славяне относились к этому дереву двояко. В Польше его числили вместилищем духов и были уверены, что молния часто попадает именно в это дерево не случайно. Сербские поверья нарекли его проклятым деревом за то, что его прутьями якобы засекли Христа. Но оно выступало и как “счастливое” дерево, связанное с берегинями. Считалось еще, что оно является воплощением чистоты и женского начала. А в христианских легендах – благословенное дерево, укрывшее от непогоды Богородицу и Христа.

Легенда 4 (о ландыше) (рис. 4)

Существует легенда, в которой говорится о том, что он так оплакивал уходящую весну, что раненое горем сердце окрасило кровью его слезы. Если верить другой легенде, то это растение выросло из капель крови святого Леонарда, который был ранен в битве со страшным дpaконом. По христианскому сказанию, цветы выросли из слез Богоматери, когда она оплакивала распятого сына, а в Древней Греции считали, что это капли пота богини охоты Артемиды (Диана в римской), спасавшейся от преследования фавнов. Если верить древнерусской легенде, то появление растения связано с морской царевной Волховой. Слезы царевны, опечаленной тем, что Садко отдал свое сердце земной дeвyшке Любаве, падая на землю, проросли прекрасным и нежным цветком - символом чистоты, любви и грусти. В некоторых деревнях говорят, что мягкий аромат цветков этого растения выманивает соловья из его гнезда и ведет к невесте. На Украине есть легенда о том, что он вырос на том месте, куда упали слезы дeвyшки, ждавшей своего суженого из далекого похода.

Легенда 5 (о сосне) (рис. 5)

Древние греки считали ее любимым деревом бога Пана – самого весёлого и безвредного из всех богов античного мира. Помимо Пана, она посвящалась Посейдону, Диане, Кибеле. Посейдон удостоился такой чести в связи с тем, что это растение было основной древесной породой, употрeблявшейся в кораблестроении. Это дерево почитается многими народами: так, в Японии и Китае она служит символом вечности и долголетия, в Финляндии – символом жизни, в Корее – олицетворяет верность и принципиальность, в Малой Азии – бесcмepтие и плодородие. Упоминается растение и в славянских обрядах – свадьбах, похоронах, праздниках.

Легенда 6 (о тысячелистнике) (рис. 6)

Научное название растения связано с героем древнегреческих мифов Ахиллесом. Он был сыном богини Фетиды и царя Пелея. Желая сделать Ахиллеса бесcмepтным, его мать погрузила младенца в священные воды подземной реки Стикс. Однако пятку правой ноги, за которую Фетида держала ребенка, волшебная вода не омыла, поэтому она осталась единственным “слабым” местом героя. Неуязвимости Ахилла также помогали доспехи, выкованные Гефестом. Согласно поэме Гомера “Иллиада” во время троянской войны Ахиллес был одним из самых смелых воинов. Направляясь в Трою, он по недоразумению ранил копьем в бедро сына Геpaкла Телефа. Рана долго не заживала. По предсказанию оpaкула Телефа мог исцелить только тот, кто его ранил, поэтому он разыскал Ахиллеса в Аргосе и попросил его вылечить. За это Телеф обещал указать грекам морской путь в Трою. Ахилл исцелили раненого при помощи данной травы. По другой версии мифа герой посыпал рану Телефа ржавчиной своего копья, и она затянулась. Мудрый кентавр Хирон также знал о целебных свойствах этого растения, с его помощью он лечил раны и останавливал кровь. Кроме того, в одной из древнейших рукописей сообщается, что внук Дмитрия Донского был вылечен от изнурительных носовых кровотечений настоем этой травы.

Легенда 7 (о винограде) (рис. 7)

Немало прекрасных легенд рассказывали древние греки и о самом происхождении этого растения. Оказывается, уже был бог Дионис, существовало и само растение, но вот росло-то оно на ветвях огромных вязов. И вот однажды щедрый Дионис вздумал подарить своему любимцу юноше Ампелу ветвь этого растения. При этом он предоставил ему возможность самому взять подарок, находившийся, конечно, на длинной и довольно тонкой ветке высоченного дерева.

Пытаясь завладеть даром, несчастный юноша упал с вяза и разбился наcмepть. Долго оплакивая его гибель, удрученный бог решил каким-нибудь образом увековечить своего любимца и превратил его гибкое тело в чудесную извивающуюся лиану, тут же снабженную ранее созданными плодами этого растения. А из души Ампела Дионис сотворил новую звезду, поместив ее на небе в созвездии Девы. Астрономы, естественно, придерживаются несколько иного взгляда на происхождение звезд, но каждый из них уверенно подтвердит существование звезды Винодемиатрикс, а при случае и покажет ее на небе или небесной карте.

Кроме души бедного юноши, осталось увековеченным и его имя. Дионис назвал чудесное растение “ампелос”, и от него позаимствовали свои названия науки: ампелология, ампелография.

IV. Путешествие по “Долине Прагматиков”.

Пользуясь информацией из досье и легенд, участникам игры необходимо установить, какую пользу приносят узнанные растения человеку:

  • на отдельных карточках нужно написать названия частей растений или продуктов, полученных из них, применяемых человеком в повседневной жизни;
  • под названием нужного растения прикрепить карточки к ватману скотчем.

Справочные материалы для учителя

Использование берёзы:

а. дёготь – густая тёмная жидкость – врачует раны, язвы, ожоги и кожные заболевания;

б. берёзовые веники для бани - листья берёзы обладают способностью за 2-3 часа убивать болезнетворные микробы;

в. берёзовые почки и листья содержат эфирное масло, смолы, органические кислоты, флавоноиды, дубильные вещества, поэтому настои и отвары берёзовых почек применяются как:

  • мочегонное и дезинфицирующее средство;
  • антисептическое и отхаркивающее средство;
  • противовоспалительное;
  • для втирания при невралгических болезнях, миозитах, артритах, ревматизме, при лечении различных форм экземы, пролежнях, хронических гнойных незаживающих ранах и трофических язвах.

г. берёзовый сок рекомендуется как общеукрепляющее средство, используется в комплексной терапии мочекаменной болезни.

Использование сосны:

а. настои и отвары из почек сосны действуют как дезинфицирующее, отхаркивающее и мочегонное средства;

б. смолистый воздух сосновых боров прозрачен и чист, дышится в нём легко и свободно, особенно людям с больными лёгкими;

в. широко применяется сосновый деготь, скипидap, канифоль, терпентиновое масло, которое получают из смолы.

Использование ландыша: листья и цветы применяют для изготовления сердечных препаратов быстрого действия (срок его годности не превышает 1 года!)

Использование ольхи: ольховые шишки применяются как вяжущее средство при желудочно-кишечных заболеваниях

Использование тысячелистника:

а. его препараты применяются при внутренних кровотечениях (по своим кровоостанавливающим свойствам он превосходит раствор хлористого кальция, действуя более мягко и продолжительно) ; желудочно-кишечных расстройствах, для полоскания при стоматитах;

б. садоводы используют отвары из травы тысячелистника для уничтожения тлей и щитовок.

По окончании игры учитель предъявляет классу “восстановленный мaнycкрипт”, комментирует как эксперт наиболее “испорченные временем” участки (то, что сделано группами неверно, если таковое будет) и поздравляет юных исследователей с успешно выполненной работой.



Комментарии:

Урок биологии в 6-м классе "Лишайники"


    Урок биологии в 6-м классе "Лишайники"

      "Лишайники" - это урок изучения новой темы. Целью урока является знакомство учащихся с особенностями строения и жизнедеятельности лишайников как симбиотических организмов; приспособленностью лишайников к разнообразным условиям обитания, их ролью в природе и жизни человека. В ходе урока происходит отработка понятий: "грибница", "симбиоз", "паразитизм", питание грибов и водорослей. В течение урока учащиеся работают с информационными листами, готовят сообщения, используя дополнительные источники литературы. ...

15 04 2024 10:53:31

Мир бактерий


    Мир бактерий

      Урок относится к типу уроков отработки умений и рефлексии. Составлен для работы по учебнику В.В.Пасечник. Биология Бактерии, грибы, растения. 5-й класс. В ходе урока используются технологии: здоровьесбережения, проблемного обучения, развивающего обучения, групповой и самостоятельной деятельности. Служит для формирования познавательного интереса к изучению биологии, осознанию необходимости повторения для закрепления знаний....

14 04 2024 15:27:29

Наследственные болезни


    Наследственные болезни

      На уроке рассматриваются вопросы о причинах наследственных болезней, методах изучения наследственности человека, успехах медицины в этой области и, главное, профилактике наследственных заболеваний. В организации познавательной деятельности учащихся использованы интеpaктивные, групповые методы: «мозговой штурм», «совместный проект» и т.д. ...

13 04 2024 23:49:44

Строение ядра эукариот


    Строение ядра эукариот

      Цели урока: закрепить знания о строении прокариот, раскрыть картину эволюционного развития организмов, изучить строение ядра эукариот....

12 04 2024 20:10:35

Занятие первого уровня элективного курса "CADISPA, или Компромисс между экологией и техническим прогрессом". "Настольные игры по экологии и экономическому развитию"


    Занятие первого уровня элективного курса "CADISPA, или Компромисс между экологией и техническим прогрессом". "Настольные игры по экологии и экономическому развитию"

      Эта настольная игра показывает противоречия между охранной природы и экономическим развитием и помогает обсудить проблемы влияния экономического развития на окружающую среду. Победа здесь имеет центральное значение, когда один из игроков не оставляет шансов на спасение своему противнику, вторгнувшись на его территорию. ...

11 04 2024 21:34:24

Интегрированный урок биологии и экологии "Отдел голосеменные. Разнообразие и значение голосеменных"

Формируется представление о голосеменных растениях, ученики знакомятся с разнообразием голосеменных. Раскрывается экологическое значение растений, приспособленность к жизни в суровых условиях. Показывается их роль в природе, использование человеком....

10 04 2024 12:40:57

Урок биологии в 7-м классе по теме "Отдел моховидные"


    Урок биологии в 7-м классе по теме "Отдел моховидные"

      Учащиеся знакомятся с классификацией мхов, изучают особенности строения кукушкиного льна; закрепляют знания проведением лабораторной работы....

09 04 2024 4:10:31

Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей


    Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей

      Цели урока: охаpaктеризовать различные виды травм системы опоры и движения, научиться различать повреждения суставов, костей и растяжения связок; определить цели доврачебной помощи, показать ее отличие от профессиональной врачебной помощи; научиться оказывать доврачебную помощь и понимать ее основы; формировать умения логически мыслить, продумывать и задавать вопросы. Знать на калмыцком языке названия костей....

08 04 2024 20:29:37

Урок биологии "Взаимосвязи организмов в природе"


    Урок биологии "Взаимосвязи организмов в природе"

      Предлагаемый урок разработан с применением методики информационных листов и сопровождается компьютерной презентацией. Нетрадиционная форма урока — с интеграцией в литературу. Применение в ходе урока мультимедийного проектора и цифровых технологий делают его более наглядным, зрелищным, запоминающимся. ...

07 04 2024 2:44:55

Методическая разработка урока "Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом"


    Методическая разработка урока "Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом"

      При подготовке учащихся к ЕГЭ сложилась система, с помощью которой школьники обучаются умению работать с заданиями разной степени сложности на уроках, во внеурочное время и непосредственно перед экзаменом....

06 04 2024 22:37:31

Урок биологии в 6-м классе по теме "Грибы. Общая хаpaктеристика. Питание и размножение. Съедобные и ядовитые грибы"


    Урок биологии в 6-м классе по теме "Грибы. Общая хаpaктеристика. Питание и размножение. Съедобные и ядовитые грибы"

      В ходе урока дети знакомятся с общей хаpaктеристикой грибов, строением, разнообразием, а также с основными процессами жизнедеятельности. В качестве основных единиц обучения в данном уроке используются элементы ИКТ (презентация), смена видов деятельности, стимулирующие высокую познавательную активность, мотивацию. В конце урока проводится первичный контроль знаний, исходя из результатов которого можно уже на уроке определить степень усвоения знаний и дать учащимся дифференцированное домашнее задание....

05 04 2024 2:23:21

Интегрированный урок литературы и биологии в 6-м классе на тему "Растительный мир в русской поэзии XIX века"

Интегрированный урок литературы и биологии в 6-м классе знакомит учащихся с изображением растительного мира в русской поэзии XIX века....

04 04 2024 13:32:32

Многообразие голосеменных растений


    Многообразие голосеменных растений

      Считаю целесообразным использование на уроке следующего оборудования: таблица "Сосна обыкновенная", коллекции голосеменных растений, презентация. Учащимся предложены опережающие задания: подготовка сообщений об особенностях строения, жизнедеятельности голосеменных растений, их значении в природе и жизни человека. Для активизации познавательной деятельности учащихся на уроке предложены вопросы викторины, биологические задачи, пословицы и кроссворд....

03 04 2024 15:24:46

Деление клетки. Митоз


    Деление клетки. Митоз

      Средство модульного обучения – модуль – это целевой функциональный узел, в котором объединены учебное содержание и приемы учебной деятельности по овладению этим содержанием. Это инструкция по достижению цели учебно-познавательной деятельности, индивидуальная программа, содержащая целевой план действий, банк информации, указания по осуществлению самоконтроля, самооценки, самоанализа....

02 04 2024 4:36:59

Урок на тему "Роль грибов в природе и жизни человека". 6-й класс


    Урок на тему "Роль грибов в природе и жизни человека". 6-й класс

      Цель урока: активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии. В уроке отражена групповая работа (метод «мозгового штурма») по заданной схеме с заданиями, позволяющими применять учащимися знания, приобретенные ранее, а также обобщить тему «Грибы». В уроке представлен опыт работы по формированию поисковых, информационных умений, развивающих навыки самостоятельной деятельности....

01 04 2024 19:40:54

Статья "Формирование активной позиции школьников к проблемам окружающей среды"


    Статья "Формирование активной позиции школьников к проблемам окружающей среды"

      В статье описан опыт работы по формированию активной позиции школьников к проблемам окружающей среды с учетом возрастной периодизации детей. Работа состоит из трех этапов: 1. Формирование личностного отношения учащихся к объектам изучения (11–12 лет). 2. Мотивационно-целевая ориентация учащихся по отношению к природе (13–14 лет). 3. Формирование потребности у учащихся в активной позиции, в защите окружающей среды, в пропаганде экологических и природоохранных знаний (15–16 лет). ...

31 03 2024 11:43:45

Особенности строения голосеменных на примере хвойных растений г. Ижевска

Цель урока: обобщить, систематизировать и углубить знания о голосемянных на примере хвойных растений города Ижевска....

30 03 2024 23:13:39

Красный цвет в природе


    Красный цвет в природе

      Во время предметной недели биологии была оформлена фотовыставка "Красный цвет в природе". У нас возникла мысль о том, могут ли влиять на физиологические процессы животных вещества, определяющие красный цвет растений. Мы решили изучить этот вопрос и разработать одноименный проект....

29 03 2024 9:13:11

Обобщающий урок по биологии по теме «Кровь и кровообращение». 8-й класс


    Обобщающий урок по биологии по теме «Кровь и кровообращение». 8-й класс

      Цель урока: обобщить и систематизировать знания по теме «Кровь и кровообращение»...

28 03 2024 12:53:51

Урок по биологии "Вода на Земле"


    Урок по биологии "Вода на Земле"

      Научить ученика самостоятельной работе с материалом учебника - важная ступень обучения пятиклассников. Развивая познавательный интерес, создавая условия необходимости самостоятельного получения знаний, ученик учится действовать, а это важная задача образования Нового времени. Постановка урока дает возможность каждому ученику проявить себя на определенном этапе урока. ...

27 03 2024 22:12:25

Пpaктическая работа по биологии на тему "Решение генетических задач на законы Г.Менделя"


    Пpaктическая работа по биологии на тему "Решение генетических задач на законы Г.Менделя"

      На занятии учащиеся совершенствуют знания по основным понятиям генетики; закрепляют умения решать генетические задачи на разные типы доминирования....

26 03 2024 17:34:40

Ложная беременность (щенность) у собак - симптомы и лечение

Ложная беременность (щенность) у собак - симптомы и лечение В тяжелых случаях ложной беременности у собак диагностируют хромоту, скованность при движении. У животного проявляются признаки токсикоза и отказ от еды....

25 03 2024 23:47:19

Тема урока "Дыхание и обмен веществ у растений", 6-й класс


    Тема урока "Дыхание и обмен веществ у растений", 6-й класс

      В ходе урока у учащихся формируются ключевые биологические понятия: дыхание, обмен веществ, различие и взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза. ...

24 03 2024 7:51:42

Урок биологии по теме "Зрительный анализатор"


    Урок биологии по теме "Зрительный анализатор"

      Цели урока: содействовать стремлению учащихся вести здоровый образ жизни; развить навыки работы учащихся с учебником; умения сравнивать, анализировать, соотносить, делать выводы; давать оценку результатам деятельности....

23 03 2024 8:40:50

Урок биологии на тему "Паукообразные"

Цели урока: сформировать понятие об особенностях строения паукообразных, представление о специфических свойствах, роли в природной среде и жизни человека....

22 03 2024 23:26:47

Обоняние человека. Строение и функции органов обоняния

Обоняние человека. Строение и функции органов обоняния Обоняние — процесс восприятия запахов веществ. Элементы, воспринимающие запахи веществ, расположены в слизистой оболочке верхней и отчасти средней носовых paковин. Эти элементы представлены обонятельными клетками, рецепторами....

21 03 2024 8:12:53

Гумopaльная регуляция

На уроке учащиеся знакомятся с работой эндокринного аппарата. Все результаты представляются на рабочем листе, который будет у каждого учащегося. Цель урока: сформировать новые анатомо-физиологические понятия – о гумopaльной регуляции и эндокринном аппарате человека....

20 03 2024 23:43:35

Контрольный урок по темам «Органы пищеварения», «Органы чувств», «Нервная система». 8-й класс


    Контрольный урок по темам «Органы пищеварения», «Органы чувств», «Нервная система». 8-й класс

      Задачи урока: выявить существующие пробелы в знаниях учащихся; создать условия для самостоятельной работы учащихся; развивать мыслительную активность, долговременную зрительную память; способствовать воспитанию бережного отношения к своему организму через осознание важности сохранения здоровья, потребности ведения здорового образа жизни....

19 03 2024 18:23:43

Класс Двустворчатые: хаpaктеристика, системы органов, размножение

Класс Двустворчатые: хаpaктеристика, системы органов, размножение Двустворчатые молюски обитают в морях, но отдельные виды приспособились к жизни в пресных водоемах (беззубка, перловицы и др.). Paковина моллюсков этого класса состоит из двух симметричных створок, соединенных на спинной стороне особой связкой. Захлопывают paковины мощные мышцы-замыкатели....

18 03 2024 17:28:25

Урок по теме "Питание растений. Особенности воздушного питания растений"


    Урок по теме "Питание растений. Особенности воздушного питания растений"

      Урок разработан для учащихся 6-го класса. Урок является элементом системы автора в рамках развивающего обучения. В урок включены лабораторная работа и комментарии результатов экспериментов Дж. Пристли и Ван Гельмонта. Кроме того, урок включает чтение по ролям басни И.А. Крылова "Листы и корни". Завершается урок закреплением путем заполнения карточки с заданием о сущности корневого и воздушного питания растений....

17 03 2024 7:36:23

Опухоль молочной железы у кошки: симптомы, диагноз и лечение

Опухоль молочной железы у кошки: симптомы, диагноз и лечение Это патологическое разрастание ткани, визуально проявляющееся в виде образования плотных узелков в области сосков, подмышечных впадин и паховой области....

16 03 2024 19:52:36

Урок-игра по теме: "Мы говорим ей: "До свидания…"


    Урок-игра по теме: "Мы говорим ей: "До свидания…"

      Предлагается разработка урока-игры. Проводится на последнем уроке по теме "Царство растений". Игра комaндная, познавательно-обобщающая. Способствует развитию познавательной активности, коллективизма. На уроке используются мультимедийные технологии. ...

15 03 2024 10:24:30

Обмен веществ и энергии в организме человека. 8-й класс

Урок проводится в виде беседы, в ходе которой учитель подводит учеников к знанию основ рационального питания. В ходе объяснения нового материала ученикам приходится обращаться к знаниям по теме "Пищеварение", полученным ранее, что позволяет лучше закрепить их. Урок рассчитан на 90 минут, состоит из 4 этапов....

14 03 2024 2:31:21

Урок-презентация: "Обмен веществ и энергии" (8-й класс)


    Урок-презентация: "Обмен веществ и энергии" (8-й класс)

      Автор знакомит учащихся с обменом веществ и энергии. Формирует знания об энергетическом обмене как о распаде и окислении сложных составных веществ в цитоплазме клеток на более простые вещества с превращением энергии. О пластическом обмене как усвоении питательных веществ в клетках организма. Объясняет биологическую роль обмена веществ....

13 03 2024 0:11:57

Интегрированный урок (география + биология) по теме "Природные зоны Африки"


    Интегрированный урок (география + биология) по теме "Природные зоны Африки"

      Урок является расширением темы "Природные зоны Африки". При его подготовке используется большое количество дополнительного материала: музыка, слайды, сообщения учащихся. Подобное изложение материала повысит интерес учащихся к изучаемым темам и улучшит усвоение предмета. Данный материал может быть использован и во внеурочное время, и для подготовки предметной недели по естественным наукам....

12 03 2024 12:34:16

Проект интегрированного урока-конференции "По следам Насти и Митраши"


    Проект интегрированного урока-конференции "По следам Насти и Митраши"

      Cтатья предлагает способ создания целостного образовательного прострaнcтва через систему интегрированной работы учителей биологии и литературы. На уроке систематизируется материал, изученный на уроках природоведения и литературы в 5-м классе (через изучение сказки-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца»). Учащиеся работают над исследованием....

11 03 2024 4:18:54

Современные методы преподавания биологии. Информационно-коммуникационные технологии


    Современные методы преподавания биологии. Информационно-коммуникационные технологии

      Каким должен быть современный урок, его структура, форма, методика? Каким требованиям он должен отвечать? Результаты работы учителя оцениваются умениями его учеников, уровнем самодеятельности учащихся на уроке, отношением учащихся к предмету, учителю, друг к другу. Добиться хороших успехов в обучении можно только путем повышения интереса к своему предмету. Автор использует современные педагогические технологии, в том числе информационно-коммуникационные....

10 03 2024 2:39:35

Урок-исследование по биологии на тем "Исследование генеалогического древа рода А.С. Пушкина и составление своих родословных". 9-й класс

Данный материал представляет собой урок-исследование по биологии в 9-м классе. Цель его - провести исследование родословной А.С. Пушкина и составить родословную своей семьи. На уроке учащиеся устанавливают, что различные наследственные факторы, соединившись в одном человеке, в его геноме, могут дать миру гения....

09 03 2024 16:37:14

Урок-путешествие по биологии в 7-м классе по теме "Экологические группы млекопитающих"


    Урок-путешествие по биологии в 7-м классе по теме "Экологические группы млекопитающих"

      Цель урока: закрепить, повторить, расширить знания учащихся по теме "Класс млекопитающие", воспитать у учащихся любовь к родному краю, желание знать и сохранять его природу. В процессе урока развиваются творческие способности, интерес и познавательная деятельность школьников, навыки межличностного общения. ...

08 03 2024 18:26:30

Интегрированный урок природоведения и русского языка «Я открываю материк»


    Интегрированный урок природоведения и русского языка «Я открываю материк»

      «Познания и стрaнcтвия неотделимы друг от друга». Эти слова К.Г. Паустовского стали девизом многих путешественников. Также неотделимы друг от друга наши предметные области: природоведение и русский язык....

07 03 2024 1:54:53

Внеклассное мероприятие по биологии с элементами экологии "Счастливый случай"


    Внеклассное мероприятие по биологии с элементами экологии "Счастливый случай"

      Целью данной игры является обобщение знаний по биологии и экологии, которую учащиеся накопили за курс основной школы. Для игры создается две комaнды из учащихся 7–9-х классов. Игра состоит из нескольких гeймов, где учащимся предлагаются различные задания, которые требуют и конкретных знаний от ребят, а также задания-угадайки, которые проверяют догадливость учащихся. ...

06 03 2024 5:14:44

Анализаторы

Урок раскрывает понятие анализатор; формирует знания о функциях и строении анализаторов и их видах, о специфичности анализаторов, значении их частей в восприятии и анализе раздражений, действующих на человека, роли ощущений и восприятий в жизни человека, в познании окружающего мира....

05 03 2024 10:47:58

«Интеграция материала по предметам эстетического и естественно-научного циклов при изучении литературы, МХК, биологии, информатики, как средство оптимизации учебно-воспитательного процесса»


    «Интеграция материала по предметам эстетического и естественно-научного циклов при изучении литературы, МХК, биологии, информатики, как средство оптимизации учебно-воспитательного процесса»

      Сегодня прочно вошли в методику преподавания красочные, эмоциональные, глубоко познавательные уроки-презентации. Литература – это прежде всего знание текста художественного произведения и работа по его анализу. Однако там, где возможно эффективнее провести интегрированный урок, соединив близкие темы, сопроводив его видеоматериалами, музыкой и т.п. Одним из вариантов такого урока является интегрированный урок литературы, который мы провели совместно с учителем информатики....

04 03 2024 14:32:20

Копытные животные

Урок знакомит учащихся с классификацией копытных млекопитающих, особенностями их строения и средой обитания. Использование на уроке ИКТ повышает познавательный интерес к предмету. Ученики осознают необходимость охраны копытных млекопитающих на примере животных своего региона....

03 03 2024 21:26:51

Коллективный интеллект-урок по теме "Птицы — позвоночные, приспособленные к полету"


    Коллективный интеллект-урок по теме "Птицы — позвоночные, приспособленные к полету"

      На первый план в этом уроке выдвигается идея развивающего обучения. Создаются возможности для развития интеллекта, творческих способностей. Ученикам дана возможность принимать решения, самостоятельно мыслить, обрести уверенность в своих силах. В процессе изучения темы использовался словесно-логический метод обучения....

02 03 2024 1:33:48

Интегрированный урок (биология + физкультура) "Значение физических упражнений для развития и укрепления сердечно-сосудистой системы"

Цель урока – ознакомление обучающихся с физическими упражнениями, влияющими на развитие и укрепление сердечно-сосудистой системы. А также популяризация физкультуры, зарядки, закаливания для сохранения и укрепления здоровья....

01 03 2024 6:17:38

Интегрированный урок "Мед. Исследования меда". Тема урока: "Обмен веществ и энергии. Энергозатраты человека". Биология (8-й класс)


    Интегрированный урок "Мед. Исследования меда". Тема урока: "Обмен веществ и энергии. Энергозатраты человека". Биология (8-й класс)

      Данный урок является продолжением урока интегрированного плана указанной выше темы. Учащиеся обсуждают вкусовые качества мёда, виды мёда, диетологию продукта питания, его исторические факторы. На данном уроке показана интеграция биологии, истории, кулинарии, химии, диетологии. Учащиеся проводят различные исследования мёда. Особое место отводится правильному питанию по диетологии. ...

29 02 2024 18:36:30

Антропогенез. Урок биологии в профильном естественно-научном классе. 11-й класс


    Антропогенез. Урок биологии в профильном естественно-научном классе. 11-й класс

      Одновременно повторяются знания о строении ЦНС человека и функциях отделов головного мозга, изученные в курсе «Биология–8. Человек». Применяется мозговой штурм. В ходе критического анализа идей формулируется вывод: эволюция человека шла в направлении цефализации, в результате действия биологических, социальных факторов и отбора сформировалась уникальная структура головного мозга....

28 02 2024 12:34:48

Урок "Генетика пола"


    Урок "Генетика пола"

      Предлагаю вашему вниманию презентацию урока для 11-го класса, которая ориентирована на последовательное предъявление учащимся порций учебной информации и контроль её усвоения. ...

27 02 2024 5:41:16

Урок по окружающему миру "Как нам жить"


    Урок по окружающему миру "Как нам жить"

      Урок "Как нам жить" ставит своей целью создание условий для осознания личной ответственности за состояние природы. Считаю необходимым учить детей вести дискуссию, уметь защищать свое мнение, формировать способность к рефлексии и совершенствовать коммуникативные навыки. ...

26 02 2024 1:29:45

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::