"Цветок". Урок биологии в 6-м классе по программе И.Н. Пономаревой
Цели урока:
- способствовать расширению знаний о строение цветка, биологическом значение частей цветка, об обоеполых и однополых цветках, однодомных и двудомных растениях;
- создать условия для развития умений анализировать, сравнивать, выделять главное, формировать умения работать с текстом учебника;
- способствовать развитию интереса к предмету, совершенствовать коммуникативные умения в ходе коллективного обсуждения материала.
Оборудование: интеpaктивная доска, программное обеспечение SMART Notebook, презентация SMART Notebook, рабочая тетрадь по биологии: 6 класс/Н.В. Преображенская. - М.: Издательство “Экзамен”, 2013. (Серия “Учебно-методический комплект”) карточки, фрагмент фильма “Аватар” (имеет большой объем, находится у автора).
1. Мотивация
Фрагмент фильма “Аватар”
Вы любите фантастические фильмы?
*Как можно озаглавить этот отрывок?
Для создания облика фантастической планеты Пандора Джеймс Камерон пригласил лучших биологов Америки. Он добивался достоверности образов.
Но на нашей планете существуют не менее удивительные растения.
Презентация. Слайд №1
В 1818 году ботаник Роберт Броун получил письмо, содержание которого скоро стало известно всему миру. Его писал натуралист доктор Жозеф Арнольди, обнаруживший в лесах Суматры гигантский цветок. “Если бы я был один и не было со мной товарищей, я бы струсил, увидев такой громадный цветок. Размеры его превышали всё виденное и слышанное мною” Диаметр распластанного на земле венчика был равен 1 метру, а масса цветка составляла 15 кг. От цветка исходил запах гниющего мяса. Целыми днями учёный наблюдал за необыкновенным растением, но вскоре погиб, сражённый тропической лихорадкой. А удивительный цветок был назван его именем – раффлезия Арнольди.
2. Актуализация опopных знаний
Слайд №2
*Что вы знаете об этом цветке?
Итак, вы поняли, что объект изучения сегодня – цветок.
*Эта тема абсолютно новая для нас?
(Формулировка целей урока)
Домашнее задание:
на 5:
- модель цветка из любого материала;
- синквейн “Цветок”;
на 4:
- задания 5-7 в рабочей тетради по биологии.
3. Первичное усвоение новых знаний.
Слайд №3
Задание № 1, 2 (стр.30) в рабочей тетради по биологии.
* Что является главной частью цветка?
* В учебнике нашла изображения цветов. Могут ли в природе встречаться такие цветы? Если есть, то, как они называются?
По мере изучения темы информация оформляется в виде схемы (Приложение 1)
Слайд №4
*Объясните, почему на рисунке изображено два растения кукушкиного льна, а сфагнума – одно?
* Есть ли такие растения среди цветковых?
Информацию найдите в учебнике.
Игра “Одно или двудомные растения”
(У каждого ученика есть модель цветка капусты или фиалки. Ученики, у которых модель цветка капусты встают, когда называется однодомное растение, ученики, у которых модель цветка фиалки - двудомные.
Огурец, тополь, ива, кукуруза, облепиха, береза, вишня (обоеполый цветок).) (Приложение 2)
Слайд №5
*Посмотрите на рисунок и найдите как можно больше признаков, по которым можно разделить цветы на группы.
Найдите хаpaктеристику цветов в учебнике.
*Попробуйте сложить модели цветов. Так чтобы его половинки были одинаковыми.
Как называются такие цветы?
Первичная проверка понимания
По схеме дать общую хаpaктеристику цветка
Всю информацию о цветке можно записать с помощью формулы.
Слайд №6
* Прочитайте формулы цветов
4. Первичное закрепление.
Лабораторная работа (стр.31) в рабочей тетради по биологии.
Цветы самые прекрасные творения природы. Люди издавна используют их как украшения жизни. Источники вдохновения и даже для передачи информации
Язык цветов (флюрографика) — символика, значение, придаваемое различным цветам для выражения тех или иных настроений, чувств и идей. В Викторианскую эпоху язык цветов использовали для тайного выражения чувств, в тех случаях, когда о них нельзя было говорить открыто. Например, подаренная белая гвоздика означала доверие, красная – горячие чувства. Гиацинт по числу бутонов “назначал” день встречи, а колокольчик по числу цветов “уточнял” час встречи.
И мы сейчас подарим друг другу цветы, только не живые, а их формулы.
(Приложение 3. Приложение 4)
Учащиеся выполняют задание и записывают формулу цветка на цветных листочках, затем и обмениваются листочками и определяют, формула какого цветка записал одноклассник.
На обратной стороне листочка стихотворение (Приложение 5)
* Озаглавьте стихотворение. В чем его биологический смысл?
5. Рефлексия
На уроке мы говорили о том, что цветы служат источником вдохновения. Вспомните названия художественных произведений, в которых есть названия цветов.
У Валентина Катаева есть сказка “Цветик-семицветик”. Этот цветик был не простой. Он мог исполнить желание. Для этого надо было только оторвать один из лепестков, и сказать волшебные слова. Предлагаю вам на лепестка цветика написать комплимент себе, однокласснику, учителю и прикрепить его к цветку.
Комментарии:
Каждый биогеоценоз испытывает закономерную смену своих сообществ — экологическую сукцессию. В процессе жизнедеятельности организмов изменяется окружающая среда....
24 04 2024 13:36:33
Под высшей нервной деятельностью И.П.Павлов понимал деятельность больших полушарий с близлежащей подкоркой, которые обусловливают рефлексы....
23 04 2024 2:11:58
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по биологии, авторской программы "Программа по биологии. 6–9-й класс" А.А. Вахрушева и А.С. Раутиана, 2008 г. Рабочая программа рассчитана на 68 учебных часов (2 часа в неделю)....
22 04 2024 11:40:32
Предлагаемый урок разработан с применением методики информационных листов и сопровождается компьютерной презентацией. Нетрадиционная форма урока — с интеграцией в литературу. Применение в ходе урока мультимедийного проектора и цифровых технологий делают его более наглядным, зрелищным, запоминающимся. ...
21 04 2024 0:30:29
Предложенная игра "Звездный час" проводится для учеников 5–7-х классов. Игру можно провести в предметных неделях по географии и биологии, во время праздника "День птиц" . Задачи игры: закрепить и углубить знания полученные на уроках географии, биологии. Развить логическое мышление, память, интеллектуальные способности; расширять кругозор знаний; воспитывать любовь к природе....
20 04 2024 12:42:26
Использование этой технологии позволяет значительно разнообразить уроки естественно-научных дисциплин. Основная идея технологии «Обучение в сотрудничестве» - учиться вместе. ...
19 04 2024 20:23:54
В статье представлен опыт работы, способствующий формированию у учащихся проектных умений: мыследеятельностных, презентационных, коммуникативных, поисковых, информационных. Предлагаются подходы к решению проблемы отработки проектных умений в полном объёме в урочной деятельности по одному предмету. Описываются виды урочных занятий для формирования проектных умений, в том числе в специально организованной деятельности. ...
18 04 2024 9:46:22
На уроке рассматривается материал, который лишь частично приоткрывает одну из великих тайн жизни. Что определяет передачу наследственной информации из поколения в поколение? Конечно же - это нуклеиновые кислоты. В ходе урока учащиеся познакомятся с видами нуклеиновых кислот, их структурой и биологической ролью, узнают об истории открытия и изучения этих важных органических веществ....
17 04 2024 15:45:32
Для изучения курса биологии в профильном химико-биологическом классе используется лекционно-семинарская система. На семинарских занятиях используются как фронтальные, так и групповые и индивидуальные формы организации учебной деятельности, применяются ИКТ (демонстрационные и учебные презентации, веб-сайты, ТОГИС). Данный материал представляет собой сценарий семинарского занятия в 10–11-м профильном классе по теме "Энергетический обмен в клетке"; ему предшествуют вводная лекция "Метаболизм клетки" и семинарское занятие "Фотосинтез"....
16 04 2024 17:51:45
В статье представлен модульный урок по изучению особенностей строения и образа жизни млекопитающих животных; систематике и ознакомление с некоторыми отрядами класса Млекопитающие. ...
15 04 2024 18:54:15
В ходе урока дети учатся деловому и партнерскому стилю общения. Созданы условия, при которых ребята учатся ориентироваться в необычных ситуациях, пользоваться интеpaктивными средствами. Пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию....
14 04 2024 7:39:42
Все лесные звери в ужасе бегут от пищевого монстра - Колобка, испечённого из опасных для здоровья продуктов. Основная цель сценария "Пищевой Монстр, или Новые приключения Колобка" - призыв к здоровому образу жизни. Используя такие современные педагогические технологии как сказкотерапия, игротерапия, смехотерапия, можно привлечь внимание ребят к вопросу правильного питания как залога долголетия. ...
13 04 2024 14:17:42
Большую роль в профильной подготовке играет внеурочная деятельность. В нашей гимназии организовано научное общество учащихся, которое занимается исследовательской работой, что позволяет добиться целей, стоящих перед профильным обучением. Исследовательская деятельность подразумевает участие в олимпиадах, экологических конференциях, неделях науки, проведение научно-пpaктических конференций в гимназии № 1. ...
12 04 2024 10:54:49
Урок проводится в форме игры «Крестики – нолики». На уроке осуществляется закрепление и проверка знаний по данной теме, развивается мыслительная деятельность учащихся, сообразительность, смекалка....
11 04 2024 22:45:19
Урок обобщения и систематизации знаний призван дать представление о дыхательной системе разных организмов, показать зависимость дыхания от среды обитания. Урок направлен на формирования логического мышления, умения анализировать, сравнивать, обобщать. Имеет большое значение для формирования диалектико-материалистического мировоззрения, восприятия родства между живыми организмами, понимания основных законов жизни на Земле....
10 04 2024 1:54:46
Целью и задачами проекта является формирование экологической культуры в процессе изучения, сохранения природных комплексов, истории и эколого-просветительской деятельности с учащимися. Проект идет параллельно с экологическим образованием, подготовкой к трудовой деятельности и изучением родного края. ...
09 04 2024 13:38:42
Урок развивает критическое мышление в чтении и письме, навыки анализа информации. В течение урока используется интеpaктивная доска для закрепления новых знаний, просмотра видеороликов, музыкального сопровождения. Информация урока заставляет задуматься подростков о бережном отношении к женщинам....
08 04 2024 13:23:36
Хромосомы состоят из хроматина — соединения ДНК и белков (гистонов). Этот комплекс имеет сложную прострaнcтвенную конфигурацию. У каждого вида растений и животных в ядре клетки содержится строго определенное и постоянное количество ДНК....
07 04 2024 3:23:40
Основная цель занятия — формирование представлений об опopных системах живых организмов и их значении в жизни организмов. В начале урока на доске записана тема урока и перед учащимися ставится проблема: «Почему человек сидит, лежит, листья на ветру не ломаются, а лиса на бегу не складывается пополам?»...
06 04 2024 8:27:55
В тяжелых случаях ложной беременности у собак диагностируют хромоту, скованность при движении. У животного проявляются признаки токсикоза и отказ от еды....
05 04 2024 15:54:47
Более эффективными оказываются проекты, занимающие 4–7 уроков, когда в качестве домашнего задания к очередному уроку учащиеся самостоятельно (индивидуально или в группах) выполняют тот или иной этап работы над проектом, отчитываются о проделанной работе на следующем уроке. Последние уроки используются для презентации подготовленных проектов. Многие задания учащиеся выполняют, еще не изучив соответствующие тем и не догадываясь о предстоящих результатах. Цель любого проекта - это формирование ключевых компетенций: комплексные свойства личности, включающие взаимосвязанные знания, умения, ценности, а также готовность мобилизовать их в необходимой ситуации. ...
04 04 2024 3:19:41
Урок раскрывает значение биологических и социальных факторов в формировании человека как существа биосоциального. ...
03 04 2024 20:29:43
Зоология изучает строение, жизнедеятельность животных, закономерности их расселения и взаимосвязь с окружающей средой. Описывает эволюционные процессы, этапы развития животного мира....
02 04 2024 2:40:15
Урок биологии с учетом требований компетентностного подхода развивает познавательные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия. Учащиеся самостоятельно работают с источниками информации, выполняют лабораторную работу. Используются проблемный метод, рефлексивный, создается ситуация успеха....
01 04 2024 4:57:52
Данная разработка составлена в соответствии с программой Н.И. Сонина для 6-го класса. Она дает представление о выделении как важном процессе жизнедеятельности организма, способах выделения ненужных веществ у беспозвоночных животных....
31 03 2024 0:35:31
География Иркутской области – обязательный предмет в средних школах Иркутской области в 8-9-х классах. На уроке дается хаpaктеристика природы, населения, экономики, экологии как единого целого. Изучение природы своей области необходимо школьникам, так как они должны хорошо представлять себе, каковы естественные богатства родного края, как они используются в народном хозяйстве. Это помогает не только расширить кругозор, но и поможет правильно выбрать профессию в будущем....
30 03 2024 2:24:36
На уроке формируется устойчивый интерес к новой научной дисциплине. Дети находят связь изучаемого в 5-м классе природоведения с другими науками. При изучении новых терминов выявляется словообразовательный фундамент греко-латинских слов. Работа с текстом учебника знакомит с методическим аппаратом и выpaбатывает внимательность при изучении новой информации....
29 03 2024 23:34:12
Урок биологии в 6-м классе по теме «Лишайники - взаимовыгодное сосуществование грибов и водорослей в империи живой природы» помогает учащимся уяснить особенности анатомо-морфологического строения лишайников, видового многообразия, разобраться в хаpaктере взаимоотношений компонентов лишайников и получить представление об их значении в природе и жизни человека....
28 03 2024 22:10:41
Цель урока: сформировать у учащихся знания о клетке как живой единице растительного организма; раскрыть особенности строения растительной клетки, показать взаимосвязь строения и выполняемых функций на примере органоидов....
27 03 2024 21:16:49
В ходе урока учащиеся знакомятся с птицами антропогенного ландшафта, раскрываются биологические особенности, особенности "поведения", наследственные изменения, возникшие в процессе эволюции под воздействием антропогенного фактора....
26 03 2024 12:48:27
Существуют удивительные организмы, которые занимают особое место в органическом мире. Их слоевище представлено гифами грибницы, обеспечивающей организм водой и минеральными солями, а одноклеточные водоросли обеспечивают их органическими веществами. Они называются лишайниками....
25 03 2024 0:24:17
Данное мероприятие позволяет учащимся расширить знания по теме "Семейство свиньи". Материал излагается в форме путешествия по материкам, на которых предстоит встреча с представителями пяти родов данного семейства. Роль натуралистов исполняют учащиеся, которые рассказывают присутствующим о повадках, особенностях строения, образе жизни животных. Исторические сведения о животном рассказывает архивариус, о пользе данных представителей поведает врач. ...
24 03 2024 11:36:59
Данная работа предлагает ряд разноуровневых заданий по проверке знаний учащихся по теме: "Опopно-двигательная система". Уровневый подход к проверке знаний по предмету позволяет более качественно проверить знания учащихся. Исходя из особенностей дефекта умственно отсталых детей, недоразвития высших форм мышления, учащимся предлагается применение трёх уровней задания: различие, запоминание, понимание....
23 03 2024 5:43:12
В настоящее время на уроках биологии преобладает информационно-репродуктивное обучение. В связи с этим появляется проблема качества биологического образования. Решением проблемы освоения продуктивной деятельности учащихся является применение ТРИЗ в пpaктике учителя....
22 03 2024 11:12:56
Цель урока: привлечь внимание учащихся и руководителей к нравственно-эстетическим, экологическим и другим проблемам, существующих в селе; раскрыть значение сельской среды как фактора, обеспечивающего жизнь человека в селе Чёрный Яр и влияющего на здоровье. ...
21 03 2024 5:38:18
На уроке ученики работают в группах, выполняют задания, которые направлены на формирование знаний о многообразии и значении земноводных....
20 03 2024 17:59:18
Изучается цветок как орган семенного размножения покрытосеменных растений, особенности строения и многообразие цветков; развиваются пpaктические навыки по распознаванию цветков различных растений....
19 03 2024 17:42:54
Ролевые технологии активизируют познавательную деятельность учащихся, усиливают мотивацию к изучению предмета, помогают определиться с выбором будущей профессии....
18 03 2024 9:22:24
Урок природоведения с использованием компьютерных технологий в 5-м классе....
17 03 2024 14:49:33
Основная задача урока – усиление здоровьесберегающей направленности знаний. На уроке создаются условия для развития познавательных, творческих, коммуникативных, рефлексивных способностей школьников. Проверка ранее изученного материала осуществляется с использованием компьютерных презентаций....
16 03 2024 20:49:23
Предлагаемый контрольно-обобщающий урок для 7-го класса знакомит учащихся с удивительным разнообразием внешнего вида и особенностями поведения некоторых рыб, позволяет систематизировать, повторить и закрепить знания учащихся по материалу темы....
15 03 2024 2:15:24
Цели урока – дать представление о витаминах, познакомить учащихся с их классификацией, представителями и значением. На основе межпредметных связей раскрыть важнейшую роль витаминов для здоровья человека, дать понятие об авитаминозах и гиповитаминозах на примере важнейших представителей водо- и жирорастворимых витаминов....
14 03 2024 1:25:44
Предлагается разработка урока по теме «Рыбы – водные позвоночные животные» с применением элементов технологии ТРИЗ – теории решения изобретательских задач. Учащиеся учатся работать с текстом, решать биологические задачи, находя в них проблему, противоречие, выдвигая свои гипотезы для решения данной проблемы. ...
13 03 2024 3:53:36
Активизация познавательной деятельности – целенаправленная педагогическая деятельность учителя по повышению уровня учебной активности школьников. Урок-исследование – это урок, который максимально повышает уровень познавательной активности школьников, побуждает их к старательному учению. Все учащиеся класса на уроке работают интенсивно, с интересом и желанием....
12 03 2024 14:25:53
Урок направлен на изучение свойств клеточной мембраны в ходе проведения лабораторной работы, что повышает интерес учащихся к изучению данной темы. В ходе выполнения лабораторной работы учащиеся имеют возможность наблюдать влияние вредных веществ на жизнедеятельность клетки....
11 03 2024 20:41:57
Разработка праздника по охране природы с элементами игры-путешествия для учащихся 5–7-х классов. Охрана природы - всенародное дело. Каждый обязан думать о своей личной ответственности за загубленное дерево, отравленную реку, уничтоженное озеро....
10 03 2024 19:28:21
Большой интерес учащихся вызывают занятия, на которых они могут не только приобрести новые знания, но и сами могут выступить в роли учителя, в данном случае - «экскурсовода». В разновозрастной группе кружка всегда есть учащиеся старшего возраста, интересующиеся наукой и овладевшие первичными навыками научного поиска. В процессе занятия они делятся своими знаниями с младшими товарищами. ...
09 03 2024 11:59:55
Здоровье – состояние физического, душевного и социального благополучия. Преподаватели технологии, биологии и музыки в рамках интегрированного внеклассного мероприятия показывают важность этой темы и вместе с учащимися обобщают и систематизируют знания о здоровом образе жизни. ...
08 03 2024 19:21:58
Урок учит детей не только основам рационального питания, и позволяет узнать отношение ребят к своему здоровью, обосновывает необходимость приема растительной и животной пищи, еще раз напоминает основные гигиенические правила....
07 03 2024 16:28:11
Урок построен в форме устного журнала, где учащиеся шаг за шагом постигают многообразие и красоту родной природы, её роль в жизни человека....
06 03 2024 23:41:10
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::