Урок-вертушка по теме "Строение крови" (8-й класс; биология)

Метод обучения: пpaктический.
Форма обучения: групповая работа.
Цели:
- закрепление знаний по теме “Строение и функции клеток крови”;
- формирование ОУУН, навыков работы с учебной литературой, лабораторным оборудованием, заполнением таблиц;
- развитие коммуникативных умений: работы в группе, навыков само- и взаимооценки;
- воспитание чувства товарищества, самодисциплины, этических норм поведения
Оборудование и дидактические материалы:
- Карточки – буквы на столах для каждой группы (Приложение 1)
- Маршрутные листы для каждой группы (Приложение 2, Приложение 5)
- Задания для каждой группы (Приложение 3)
- Микроскопы (4-8 шт.,) микропрепараты крови человека
- Песочные часы, звонок (метроном)
- Проектор, презентация “Строение и функции крови” (Приложение 4)
Ход урока
1. Организационный момент:
Приветствие учителя, цели и задачи урока.
Закрепление знаний о строении и функциях клеток крови,
Выполнение лабораторной работы : “Строение клеток крови человека”
Заполнение таблиц, выполнение рисунков.
2. Актуализация знаний.
Вспомните, что такое кровь?
Какие компоненты входят в состав крови?
Каковы их особенности и функции?
3. Инструкция по выполнению работы.
Внимательно изучите маршрутный лист (см. Приложение 2) определите маршрут движения группы.(см. Приложение 5)
Познакомьтесь с заданием на первой станции, обсудите его в группе, выполните задание, оформите его в соответствии с требованиями.
По сигналу (смена по сигналу учителя – 10 мин) передвигайтесь на другую станцию согласно маршрутному листу.
4. Работа в группах (см. Приложение 3):
1. Задания А, Г:
Л/р “Строение крови человека”.
- Подготовьте микроскоп к работе.
- Поместите готовый микропрепарат на предметный столик.
- Рассмотрите объект, сравните его с рисунком, определите какие клетки крови можно увидеть в световой микроскоп.
- Зарисуйте в тетради и подпишите рисунок “Клетки крови”.
2. Задания Б, Д:
Исправите таблицу: соотнесите функции крови с их правильной хаpaктеристикой, исправленную таблицу оформите в тетради.
Функция |
Хаpaктеристика функций |
А. Питательная |
1. Содержит гормоны, регулирующие обмен веществ |
Б. Дыхательная |
2. Выpaбатывает антитела, обеспечивающие иммунитет |
В. Выделительная |
3. Tрaнcпортирует питательные вещества |
Г. Защитная |
4. Обеспечивает выведение продуктов обмена |
Д. Регуляторная |
5. Tрaнcпортирует О2 и СО2 |
3. Задания В, Е:
Соотнесите название клеток крови с их хаpaктеристикой и выполняемыми функциями, заполните таблицу в тетради:
Клетки |
Хаpaктеристика |
Функции |
| А. Эритроциты
Б. Лейкоциты
В. Тромбоциты |
а. Имеют неправильную форму б. Не имеют ядра в. Содержат ионы Са+2 г. Содержат гемоглобин д. Образуют антитела е.4,5 – 5 млн. ж. 4-8 тыс. з. 250- 400 тыс. и. Белые клетки крови к. Красные клетки крови л. Кровяные пластинки |
1. Обеспечивают свёртываемость
крови 2. Tрaнcпортируют О2 и СО2 3. Обеспечивают защиту организма от инфекций |
5. Подведение итогов.
1. Взаимопроверка по образцу - презентация на основе анимационных эффектов (см. Приложение 4)
Задания А, Г: рисунок “Клетки крови”: рисунок – 1 балл
Рисунок 1. “Движение групп А, Б, В”
Рисунок 2. “Движение групп Д, Е, И”
Подписи к рисунку – 4 балла
Задания Б, Д: 5 баллов
Функция |
Хаpaктеристика функций |
А. Питательная |
3. Tрaнcпортирует питательные вещества |
Б. Дыхательная |
5. Tрaнcпортирует О2 и СО2 |
В. Выделительная |
4. Обеспечивает выведение продуктов обмена |
Г. Защитная |
2. Выpaбатывает антитела, обеспечивающие иммунитет |
Д. Регуляторная |
1. Содержит гормоны, регулирующие обмен веществ |
Задания В, Е: 14 баллов
Клетки |
Хаpaктеристика |
Функции |
| А. Эритроциты
Б. Лейкоциты
В. Тромбоциты |
б. Не имеют ядра г. Содержат гемоглобин е.4,5 – 5 млн. к. Красные клетки крови а. Имеют неправильную форму д. Образуют антитела ж. 4-8 тыс. и. Белые клетки крови в. Содержат ионы Са+2 з. 250- 400 тыс. л. Кровяные пластинки |
2. Tрaнcпортируют О2 и СО2
3. Обеспечивают защиту организма от инфекций
1. Обеспечивают свёртываемость крови |
2. Выставление оценок- Итого: 24 балла – максимальное количество по заданиям.
0 - 4 балла – за активность работы в группе из 4-человек (группа определяет количество баллов для участников группы, условие – одинаковых баллов быть не должно)
“5” - 22 балла
“4” - 18,5 балла
“3” - 12,5 баллов
6. Домашнее задание.
§ 17. ( Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н.. Биология. Человек: учебник для 8 кл. ОУ, М, Дрофа, 2006), подготовиться к тесту.
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Комментарии:
Урок биологии рассчитан на самостоятельное изучение материала, при использовании карточки-модуля. Однако, все темы, связанные с изучение эволюционных процессов, сложны для восприятия обучающихся. Роль учителя состоит в осуществлении и направлении процесса работы на уроке....
20 11 2025 17:18:31
Вашему вниманию предлагается опыт работы школы по внедрению и распространению здорового образа жизни среди учащихся. Цель такой работы: привлечь внимание детей к одним из самых острых проблем общества (курению, алкоголизму, наркомании), показать, что это зло может коснуться и их, научить, как можно ему противостоять; формировать сознательное и ответственное отношение школьников к собственному здоровью....
19 11 2025 3:57:37
Современное общество предполагает развитие знаний, которые помогут каждому человеку выжить в экстремальной ситуации. Овладение наукой выживания необходимо современному человеку, поэтому обучающимся предлагается заранее подготовиться к преодолению и осознанию различных психофизиологических факторов.
Предлагается разработка интегрированного урока по ОБЖ и биологии для 6-классников. В данном уроке используются различные формы: работа в группах, рассказ с элементами беседы. Работа в группах объединяет детей и помогает логически выстроить ответ, причем обосновать его. На уроке раскрываются понятия таких психофизиологических факторов, как страх, боль, переутомление, уныние, холод, жара, жажда и голод. Знания этих факторов помогут обучающимся не растеряться в экстремальной ситуации.
Для лучшего усвоения понятий урок сопровождается презентацией, что позволяет обучающимся активизировать свое внимание.
...
18 11 2025 14:18:16
Цельурока: изучить механизм деления клеток с применением моделирования; сформировать понятие об универсальных способах деления клеток – митозе, мейозе; продолжить формирование познавательной активности учащихся, умение самостоятельно добывать знания, выделять главное, анализировать, сравнивать....
17 11 2025 18:30:28
Данный развернутый план-конспект урока поможет учителям биологии в развитии здоровьесберегающих компетентностей учащихся. Учебный материал урока позволит активизировать внимание учащихся на знаниях и умениях, пpaктически значимых в их жизни.
...
16 11 2025 14:38:19
Открытый урок по теме «Клетка – структурная единица всего живого» разработан для учащихся 9-го класса медицинского профиля с использованием компьютерных технологий и с выполнением тестовых работ на компьютерах. У учащихся формируется целостное представление о клетке как сложнейшей системе, которая является началом всего живого....
15 11 2025 6:19:44
На уроке дети узнают великую тайну растений – поглощать солнечную энергию и превращать ее в химическую энергию органических веществ (процесс фотосинтеза). По ходу урока обучающиеся делают выводы о значении фотосинтеза для всех живых организмов на Земле....
14 11 2025 3:13:55
Лечение хронического энтероколита у собак сводится к предотвращению фазы обострения. Основу лечения при хронической форме составляет правильная диета....
13 11 2025 5:17:31
Урок способствует развитию творческих способностей учащихся. Весь урок проходит без использования учебника. Кроме учителя, на уроке с новой информацией выступают ученики, которые заранее получили задание. На уроке развиваются пpaктические навыки, ведется постановка проблемных вопросов, на которые ученики должны самостоятельно дать ответы. Дети получают необходимую информацию о пользе плодов, при употрeблении их в пищу....
12 11 2025 4:11:34
Цель — обеспечить в ходе урока знание учащимися отличительных признаков отряда чешуекрылых, показать значение их в природе и жизни человека, познакомить с многообразием представителей отряда чешуекрылых, обитающих в Московской области.
...
11 11 2025 23:22:47
Урок построен на интеграции здоровьесберегающих технологий, содержит межпредметные связи пpaктически со всеми предметами, изучаемыми в 7-м классе, носит пропедевтический хаpaктер, построен с учетом возрастных и личностных особенностей детей....
10 11 2025 22:29:48
На представленном уроке-исследовании изучаются понятия "темперамент", "личность", "хаpaктер". Выясняется темперамент учащихся, и какие возможности дает человеку особенности его нервной системы. Урок предназначен для учащихся 8-х классов....
09 11 2025 17:18:31
Способность к расселению —важное свойство всех организмов. Оно необходимо для освоения потомками новых территорий с благоприятными для жизни условиями....
08 11 2025 0:52:27
Урок является обобщающим по теме «Селекция» и сочетает в себе проверку степени усвоения, закрепление, систематизацию знаний и терминологии по пройденной теме, самоконтроль и самооценку. Проверка знаний сопровождается яркой презентацией и подготовка к сдаче ЕГЭ по биологии....
07 11 2025 16:20:34
При применении активных форм и методов обучения создаются такие условия, когда дети не просто запоминают и воспроизводят готовые знания и способы действия, а самостоятельно добывают их, переосмысливают и перестраивают ранее полученное, осуществляют широкий перенос усвоенного на решение новых учебных пpaктических задач....
06 11 2025 20:26:12
Разработка данного урока позволит учащимся открыть удивительный мир цветов. Растения составляют неотъемлемую часть окружения человека. Особенно велика роль живых растений в городе. Декоративные растения семейства сложноцветные – бархатцы и календула широко используются для озеленения улиц, скверов, парков. Основная цель предлагаемого мною урока – пробудить у детей любовь и бережное отношение к этим скромным растениям....
05 11 2025 1:15:39
В основе урока лежит реализация принципов развивающего обучения. Урок изучения нового материала построен на основе самостоятельной деятельности учащихся при работе с учебно-тематическими картами. Материал можно использовать при проведении уроков соответствующей темы для учащихся 9-х и 11-х классов.
...
04 11 2025 0:33:26
Задачи курса – сформировать у учащихся убеждение, что физическое, психическое и духовное здоровье человека находится в прямой зависимости от образа жизни, окружающей социальной и природной среды, выработать активную жизненную позицию в области здоровьесбережения. Программа рассчитана на 34 часа. ...
03 11 2025 6:41:31
Мероприятие проводится по принципу телепередачи "Жить здорово!" с главной ведущей Еленой Малышевой. Данное мероприятие проводится с целью пропаганды здорового образа жизни, можно проводить на классных часах, на занятиях кружка и т.д....
02 11 2025 20:23:13
Обобщающий урок-игра для 8-го класса проводится в занимательной форме смотра знаний с целью углубить и закрепить знания учащихся по биологии по темам "Обмен веществ", "Выделение", "Терморегуляция". Через занимательные задания развивается биологическое мышление, устная речь, способность применять имеющиеся знания при поиске решения проблемных ситуаций....
01 11 2025 20:46:15
Одним из методов коррекции и развития психических процессов детей с нарушением интеллекта является моделирование. Цель моделирования: обеспечить успешное усвоение знаний об особенностях объектов окружающего мира, о существующих между ними связях и отношениях, более точном описании этих объектов в устной речи. Данное внеклассное мероприятие – научная конференция проводится с разновозрастными учащимися, способствует формированию умений анализировать, сравнивать, обобщать изучаемый материал.
...
31 10 2025 5:32:45
Урок представлен в виде игры. Учебная игра активизирует, закрепляет, контролирует и корректирует знания, навыки и умения, формирует мышление, навыки общения и умение работать в коллективе. Материал урока можно полностью использовать как на заключительном уроке, так и фрагментами при изучении темы «Отдел покрытосеменные растения»....
30 10 2025 22:38:46
Предлагаю свой авторский вариант итогового урока ботаники в 6-м классе в игровой форме. В разработке подробно описаны все методические и технические моменты проведения итогового урока по теме "Строение растительной клетки". Предлагаемый урок является завершающим в изучении соответствующей темы по УМК "Биология: растения, бактерии, грибы, лишайники" И.Н. Пономарёвой (М.: Вентана-Граф, 2005)....
29 10 2025 22:15:58
По своей структуре – это обобщающий, проблемно-развивающий урок. Проводится в нетрадиционной форме – предоставление отчета о проделанной работе в ходе экспедиции. Урок построен на материале ранее изученном и вся работа организуется с опорой на уже полученные знания. Содержание урока активизирует внимание, способствует выдвижению проблем и нахождению путей доказательств и формулировке выводов....
28 10 2025 8:29:47
Данный электронный ресурс можно использовать при проведении урока в 11-м классе по теме «Вымирание организмов» на этапе объяснения нового материала. Наглядные средства данной презентации являются иллюстрацией основных блоков данной темы: направления эволюции живого мира, причины вымирания организмов, особо охраняемые природные территории Волгоградской области....
27 10 2025 19:49:38
Контроль знаний и умений обучающихся является важным звеном учебного процесса. Проверка знаний и умений побуждает обучающихся напряженно работать, воспроизводить в памяти изученный материал, развивает у них мыслительные операции. Решающее влияние на повышение эффективности учебно-воспитательного процесса проверка оказывает в тех случаях, когда она носит многосторонний хаpaктер, проводится с помощью разнообразных методов и приёмов, способствует усвоению основного содержания курса биологии, обеспечивает деятельное участие всего класса.
...
26 10 2025 5:19:15
Сформировать знания о хаpaктерных признаках грибов как самостоятельного царства живой природы, об особенностях строения и жизнедеятельности шляпочных грибов, о съедобных и ядовитых грибах....
25 10 2025 21:42:13
Презентация и «пресс-конференция», в ходе которой обсуждаются проблемы никотинизации среди молодёжи и его последствия для их здоровья; объясняют сущность рекламы табачных изделий, её несостоятельность; усиливают мотивацию отрицательного отношения к курению у юношей и дeвyшек; доказывают несовместимость курения и здоровья будущих детей....
24 10 2025 2:49:18
Урок посвящен корню – осевому вегетативному органу листостебельного растения, выполняющего функции почвенного питания и закрепления растения на земле. Способствует формированию понятия об особенностях строения и функционирования корневых систем. Составление общего плана изучения органа растения....
23 10 2025 21:21:24
Открытый урок-лекторий, на котором присутствуют учащиеся 6-х и 9-х классов, а также гости и приглашенные.
На уроке формируются бережное отношение к здоровью как к главной ценности человека, убежденность в необходимости соблюдения санитарных норм и правил гигиены....
22 10 2025 20:42:52
Цель урока: обобщить и систематизировать знания о моллюсках....
21 10 2025 8:37:36
Урок биологии в 8-м классе "Поликлиника" приобщает учащихся к научному исследованию собственного организма. Опрос и закрепление материала идёт через самостоятельную работу учащихся по изучению своего организма в различных "кабинетах поликлиники". Учащиеся на уроке сидят в медицинских халатах, перчатках и марлевых повязках. У каждого прикреплён бейджик с надписью понравившейся ему профессии врача.
...
20 10 2025 12:57:35
У животных, размножающихся поповым путем, индивидуальное развитие, как и у растений, охватывает время от оплодотворения до cмepти и подразделяется на периоды....
19 10 2025 5:16:36
Какой урок может быть назван «урок развивающего обучения»? Думаю, что тот, который способствует духовному, психическому, интеллектуальному росту учащегося....
18 10 2025 20:56:10
Развитие личности – сложный, перманентный и многогранный процесс, который не должен прерываться ни на одном из этапов развития, а преемственно дополнять каждый последующий. Главная цель современного образования – создание условий для развития творческих способностей личности обучаемых, воспитание у них умений анализировать и принимать самостоятельные решения, формирование навыков самообразования....
17 10 2025 16:53:25
Занятие позволяет сформировать представление о современном экологическом состоянии реки Амур, его биоразнообразии. Учащиеся совместно с педагогом открывают тайны подводного мира Амура через беседу, выполнение самостоятельной работы, решение кроссворда....
16 10 2025 10:13:35
Урок построен по методике критического мышления. Имеет межпредметную тематику (физика, биология, экология). Работа с текстами способствует развитию системного и творческого мышления учащихся, расширяет кругозор учащихся. На уроке используется классическая музыка в современной обработке.
...
15 10 2025 3:40:32
Содержанием статьи является обобщение опыта работы по методике проведения урока биологии по ознакомлению учащихся с регуляцией процессов жизнедеятельности одноклеточных животных, кишечнополостных, червей и насекомых с использованием компьютерных технологий....
14 10 2025 11:20:35
Целью данной игры является обобщение знаний по биологии и экологии, которую учащиеся накопили за курс основной школы. Для игры создается две комaнды из учащихся 7–9-х классов.
Игра состоит из нескольких гeймов, где учащимся предлагаются различные задания, которые требуют и конкретных знаний от ребят, а также задания-угадайки, которые проверяют догадливость учащихся.
...
13 10 2025 22:16:32
На уроке систематизируются полученные ранее знания о способах размножения; дается представление о клонировании и полиэмбрионии как способах бесполого размножения; раскрывается биологическая роль бесполого и пoлoвoго типов размножения....
12 10 2025 10:30:41
Данная разработка урока может быть использована при изучении лишайников в 5-м классе и на факультативных занятиях. Инструктивная карточка позволяет ребятам самостоятельно добывать знания о лишайниках, использовать эти знания в пpaктической деятельности. Особенно уделить внимание на экологическую сторону произрастания этих объектов в живой природе....
11 10 2025 1:55:50
Проводящие ткани являются сложными, так как они состоят из нескольких типов клеток, их структуры, имеют вытянутую (трубчатую) форму, пронизаны многочисленными порами. Наличие отверстий на торцевых …...
10 10 2025 8:52:25
Данный урок разработан в соответствии с тематическим планированием и прохождением программы по биологии в 7-м классе. Изучение нового материала – это не просто знакомство с новой темой, но и создание элемента новизны, интереса, загадки. Основной ход урока включает элементы игры-расследования суперагентов.
...
09 10 2025 2:54:16
Урок с использованием информационных технологий позволяет повысить мотивацию учащихся к изучению животного мира, вызывает интерес к самостоятельному созданию презентаций к урокам, к подбору информации из дополнительных источников. Урок разработан так, что учащиеся видят свои результаты на уроке....
08 10 2025 14:29:46
В работе представлен инсценированный КВН по мотивам русских народных сказок для учащихся 7-х классов....
07 10 2025 16:40:58
Урок-игра по теме разработан для учащихся 8-го класса, в занимательной форме позволяет повторить и закрепить материал по теме "Скелет"; выявить уровень усвоения учащимися знаний, а также умений по пройденной теме; развивать у учащихся интеллектуальную сферу: внимание, память, речь, мышление.
...
06 10 2025 16:47:41
Цели урока: провести вводное ознакомление с корнем как функциональной структурой, дать описание устройства корня и показать, что оно соответствует его значению, а также показать, что питание растений происходит в основном через корни, неотделимо от водоснабжения и состоит в поглощении неорганических веществ....
05 10 2025 1:34:44
Задачами урока являются: знакомство учащихся с классом Головоногие моллюски, особенностями их строения, закрепление полученных знаний в ходе теста, развитие биологического кругозора учащихся....
04 10 2025 23:37:32
Урок систематизации и обобщения знаний об особенностях внешнего строения птиц и основных процессах их жизнедеятельности. На уроке расширяется понятийная база, формируются умения применять полученные знания и умения в новой ситуации, способности учащихся к индивидуальной и совместной учебно-познавательной деятельности. Разноуровневые задания формируют личностные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия....
03 10 2025 19:23:25
Одна из форм внеклассной работы учителя биологии с учащимися - озеленение территории школы, выращивание цветов. В статье описывается принцип выбора цветов для украшения территории училища, их перечень и кратко агротехника выращивания. В заключение статьи приводятся высказывания учащихся о цветущей территории училища....
02 10 2025 20:54:12
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::





Функции желез внутренней секреции. Гормоны