Урок-вертушка по теме "Строение крови" (8-й класс; биология)

Метод обучения: пpaктический.
Форма обучения: групповая работа.
Цели:
- закрепление знаний по теме “Строение и функции клеток крови”;
- формирование ОУУН, навыков работы с учебной литературой, лабораторным оборудованием, заполнением таблиц;
- развитие коммуникативных умений: работы в группе, навыков само- и взаимооценки;
- воспитание чувства товарищества, самодисциплины, этических норм поведения
Оборудование и дидактические материалы:
- Карточки – буквы на столах для каждой группы (Приложение 1)
- Маршрутные листы для каждой группы (Приложение 2, Приложение 5)
- Задания для каждой группы (Приложение 3)
- Микроскопы (4-8 шт.,) микропрепараты крови человека
- Песочные часы, звонок (метроном)
- Проектор, презентация “Строение и функции крови” (Приложение 4)
Ход урока
1. Организационный момент:
Приветствие учителя, цели и задачи урока.
Закрепление знаний о строении и функциях клеток крови,
Выполнение лабораторной работы : “Строение клеток крови человека”
Заполнение таблиц, выполнение рисунков.
2. Актуализация знаний.
Вспомните, что такое кровь?
Какие компоненты входят в состав крови?
Каковы их особенности и функции?
3. Инструкция по выполнению работы.
Внимательно изучите маршрутный лист (см. Приложение 2) определите маршрут движения группы.(см. Приложение 5)
Познакомьтесь с заданием на первой станции, обсудите его в группе, выполните задание, оформите его в соответствии с требованиями.
По сигналу (смена по сигналу учителя – 10 мин) передвигайтесь на другую станцию согласно маршрутному листу.
4. Работа в группах (см. Приложение 3):
1. Задания А, Г:
Л/р “Строение крови человека”.
- Подготовьте микроскоп к работе.
- Поместите готовый микропрепарат на предметный столик.
- Рассмотрите объект, сравните его с рисунком, определите какие клетки крови можно увидеть в световой микроскоп.
- Зарисуйте в тетради и подпишите рисунок “Клетки крови”.
2. Задания Б, Д:
Исправите таблицу: соотнесите функции крови с их правильной хаpaктеристикой, исправленную таблицу оформите в тетради.
Функция |
Хаpaктеристика функций |
А. Питательная |
1. Содержит гормоны, регулирующие обмен веществ |
Б. Дыхательная |
2. Выpaбатывает антитела, обеспечивающие иммунитет |
В. Выделительная |
3. Tрaнcпортирует питательные вещества |
Г. Защитная |
4. Обеспечивает выведение продуктов обмена |
Д. Регуляторная |
5. Tрaнcпортирует О2 и СО2 |
3. Задания В, Е:
Соотнесите название клеток крови с их хаpaктеристикой и выполняемыми функциями, заполните таблицу в тетради:
Клетки |
Хаpaктеристика |
Функции |
| А. Эритроциты
Б. Лейкоциты
В. Тромбоциты |
а. Имеют неправильную форму б. Не имеют ядра в. Содержат ионы Са+2 г. Содержат гемоглобин д. Образуют антитела е.4,5 – 5 млн. ж. 4-8 тыс. з. 250- 400 тыс. и. Белые клетки крови к. Красные клетки крови л. Кровяные пластинки |
1. Обеспечивают свёртываемость
крови 2. Tрaнcпортируют О2 и СО2 3. Обеспечивают защиту организма от инфекций |
5. Подведение итогов.
1. Взаимопроверка по образцу - презентация на основе анимационных эффектов (см. Приложение 4)
Задания А, Г: рисунок “Клетки крови”: рисунок – 1 балл
Рисунок 1. “Движение групп А, Б, В”
Рисунок 2. “Движение групп Д, Е, И”
Подписи к рисунку – 4 балла
Задания Б, Д: 5 баллов
Функция |
Хаpaктеристика функций |
А. Питательная |
3. Tрaнcпортирует питательные вещества |
Б. Дыхательная |
5. Tрaнcпортирует О2 и СО2 |
В. Выделительная |
4. Обеспечивает выведение продуктов обмена |
Г. Защитная |
2. Выpaбатывает антитела, обеспечивающие иммунитет |
Д. Регуляторная |
1. Содержит гормоны, регулирующие обмен веществ |
Задания В, Е: 14 баллов
Клетки |
Хаpaктеристика |
Функции |
| А. Эритроциты
Б. Лейкоциты
В. Тромбоциты |
б. Не имеют ядра г. Содержат гемоглобин е.4,5 – 5 млн. к. Красные клетки крови а. Имеют неправильную форму д. Образуют антитела ж. 4-8 тыс. и. Белые клетки крови в. Содержат ионы Са+2 з. 250- 400 тыс. л. Кровяные пластинки |
2. Tрaнcпортируют О2 и СО2
3. Обеспечивают защиту организма от инфекций
1. Обеспечивают свёртываемость крови |
2. Выставление оценок- Итого: 24 балла – максимальное количество по заданиям.
0 - 4 балла – за активность работы в группе из 4-человек (группа определяет количество баллов для участников группы, условие – одинаковых баллов быть не должно)
“5” - 22 балла
“4” - 18,5 балла
“3” - 12,5 баллов
6. Домашнее задание.
§ 17. ( Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н.. Биология. Человек: учебник для 8 кл. ОУ, М, Дрофа, 2006), подготовиться к тесту.
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Комментарии:
Урок формирует знания о химическом составе клетки, разнообразии и свойствах неорганических и органических веществ, входящих в состав клетки у учащихся. Презентация помогает сделать урок насыщенным, зрелищным и интересным....
03 12 2025 8:49:41
Для того чтобы полнее изучить явление природы, взаимоотношения человека и природы, ее огромное многообразие и уникальность, величие и в то же время беззащитность, нужно больше читать. Художественное слово, описание картин родной природы в произведениях Шукшина, Тургенева, Пришвина и других классиков позволяют воздействовать на эмоциональный мир ребят, глубже почувствовать красоту природы....
02 12 2025 20:18:59
Урок усвоения новых знаний с использованием технологии проблемного обучения помогает раскрыть связь строения сердца с его функциями; дать понятие о сердечном цикле, видах регуляции сердечной деятельности....
01 12 2025 15:46:36
Цель урока – ознакомление учащихся с защитным механизмом организма – иммунитетом. В ходе урока учащиеся знакомятся с работами Э.Дженнера, Л.Пастера. И.И. Мечникова, изучают механизмы формирования иммунитета....
30 11 2025 12:39:25
Урок знакомит учащихся с представителями царства бактерии, строением, жизнедеятельностью и распространением на Земле. Формирует умение делать выводы на основании полученной информации, навыков исследовательской деятельности. ИКТ повышают познавательный интерес к предмету....
29 11 2025 9:46:44
Экологический компонент в школьном курсе биологии необходим для формирования экологической компетентности учащихся и изучения природы во всем ее многообразии. Благодаря экологическому компоненту учащиеся изучают наиболее распространенные и важные для жизни и деятельности человека виды растений и животных; рассматривают влияние антропогенного фактора на живую природу; изучают влияние среды на здоровье человека и условия его сохранения.
...
28 11 2025 14:15:59
Публикуемый материал представляет собой урок, построенный с использованием технологии развития критического мышления. Этот урок можно использовать в курсе общей биологии в 9—11-х классах после изучения темы "Общие закономерности развития". Применение технологии критического мышления обеспечивает достижение качественно нового результата, который включает в себя коммуникативную культуру школьника; рефлексивную культуру учащихся; овладение интеллектуальными технологиями; готовность учащихся к пересмотру своих суждений в свете убедительных аргументов в пользу такого пересмотра.
...
27 11 2025 16:33:32
Предлагаемый урок позволяет показать учащимся не только взаимосвязь знаний биологии и химии, но и принципиальную необходимость такого объединения.
Урок охватывает круг вопросов, связанных со строением, свойствами и значением белков, способствует формированию научного мировоззрения учащихся.
...
26 11 2025 23:17:29
Применение технологии личностно-ориентированного обучения позволяет ученику быть субъектом учения, что соответствует требованиям к современному уроку. Это возможно из-за того, что учащиеся самостоятельно могут определять свои действия на уроке; форму работы на различных этапах урока: проверка знаний, изучение нового материала, закрепление, обобщение, актуализация знаний и другие.
...
25 11 2025 18:29:56
Урок биологии в 7-м классе с использованием регионального компонента. Учащимся будет интересно узнать особенности строения и жизнедеятельности растений класса голосеменных, которые произрастают на территории Красноярского края: сосна обыкновенная, сосна сибирская, сосна кедровая, лиственница обыкновенная, ель обыкновенная, можжевельник. Данный урок способствует дальнейшему формированию умений узнавать виды голосеменных, сравнивать с папоротниковидными растениями....
24 11 2025 9:28:24
Цель урока: формирование знаний об особенностях внешнего и внутреннего строения земноводных как первых наземных организмов, но не порвавших связь с водной средой обитания; об особенностях размножения; о значении земноводных в природе и жизни человека и необходимости их охраны....
23 11 2025 9:55:27
Автор формирует у учащихся твердое убеждение о необходимости сохранения здоровья. Урок выявляет причины и разъясняет отрицательные последствия нарушения осанки, знакомит с методами самоконтроля и коррекции осанки. Его можно использовать для подготовки урока биологии в 8-м классе, на занятии элективного курса, как отдельное внеклассное мероприятие. Учитель работает вместе с учащимися-помощниками. В ходе урока звучат стихотворения по теме (стихи автора)....
22 11 2025 3:49:37
В статье представлен опыт пропаганды здорового образа жизни среди учащихся с целью изменения отношения детей и подростков к вредным привычкам....
21 11 2025 0:20:57
Данный урок является продолжением урока интегрированного плана указанной выше темы. Учащиеся обсуждают вкусовые качества мёда, виды мёда, диетологию продукта питания, его исторические факторы. На данном уроке показана интеграция биологии, истории, кулинарии, химии, диетологии. Учащиеся проводят различные исследования мёда. Особое место отводится правильному питанию по диетологии.
...
20 11 2025 21:59:53
Урок способствует формированию знаний об изменении температуры воздуха с высотой; знакомит с процессами образования облаков, видами осадков. Расширяются знания учащихся о воздухе, полученные в начальной школе....
19 11 2025 18:16:51
Урок знакомит учащихся с постэмбриональным развитием животных организмов. Развивается представление об индивидуальном развитии животных организмов. Ученики обобщают и закрепляют представление о типах постэмбрионального развития организмов животных, формируют представление о закономерностях прямого и непрямого развития. Развивают научное мировоззрение; экологическое воспитание.; поддерживают познавательный интерес к процессам жизнедеятельности организмов....
18 11 2025 3:33:40
Урок биологии 7-м классе по УМК Н.И. Сонина дает понятия «рост» и «развитие» организма, показывает роль семени в индивидуальном развитии цветкового растения, исследует условия прорастания семян с помощью опытов. На уроке применяются инновационные технологии.
...
17 11 2025 8:49:34
Урок предназначен для проведения в 10-м классе естественно-научного профиля. Рассматривается материал о значении ферментов в живых организмах, процессах их действия в клетке. В ходе лабораторной работы учащиеся знакомятся с действием фермента каталазы на пероксид водорода. Закрепляют умения работать с лабораторным оборудованием, проводить опыты и объяснять результаты, делать выводы....
16 11 2025 5:16:57
Материалы занятия элективного курса можно использовать как внеклассное мероприятие по биологии либо занятие факультатива по биологии. Используемая в занятии презентация помогает более наглядно и ярко раскрыть историю ароматических веществ, дать понятия состава ароматических веществ и охаpaктеризовать способы их добычи, раскрыть понятие ароматерапии, парфюмерии, духов. Занятие способствует эстетическому воспитанию учащихся.
...
15 11 2025 0:37:44
Содержание материала урока предусматривает: изучение морфологических признаков редких видов растений Ставропольского края, знакомство с их многообразием, выявление причин сокращения численности исчезающих видов растений, конкретизация природоохранных мероприятий флоры края. Кроме того, учебный материал нацелен на воспитание сознательного и уважительного отношения у школьников к родной природе....
14 11 2025 5:34:33
На уроке учащиеся узнают о составе почвы, о значении перегноя для плодородия почвы....
13 11 2025 5:15:35
Урок позволяет расширить знания учащихся о строении и функциях нервной системы; сформировать знания об особенностях внешнего и внутреннего строения спинного мозга и о его функциях....
12 11 2025 15:26:43
При изучении данной темы используется работа в группах, что даёт возможность более полно использовать условия для восприятия теоретической и пpaктической частей изучаемого материала.
Цель урока – сформировать представление о значении витаминов и их роли в сохранении здоровья человека....
11 11 2025 20:28:25
Цели урока: обобщить и систематизировать знания учащихся об особенностях внешнего и внутреннего строения птиц, в связи со средой обитания; познакомить с многообразием птиц различных экологических групп....
10 11 2025 7:41:58
Урок является расширением темы "Природные зоны Африки". При его подготовке используется большое количество дополнительного материала: музыка, слайды, сообщения учащихся. Подобное изложение материала повысит интерес учащихся к изучаемым темам и улучшит усвоение предмета. Данный материал может быть использован и во внеурочное время, и для подготовки предметной недели по естественным наукам....
09 11 2025 13:39:19
Гетерозис – это свойство организмов, которое хаpaктеризуется повышением выносливости и силы у потомков первого поколения в сравнении с родителями....
08 11 2025 9:44:58
Предлагаемая модульная программа, ставит своей целью формировать знания об онтогенезе как сложном процессе индивидуального развития каждой особи органического мира, познакомить обучающихся с типами онтогенеза и его периодами, развивать навыки работы с учебником, модульными программами....
07 11 2025 5:20:45
Достижение высоких результатов образования возможно тогда, когда технологии дифференцированного обучения будут строиться на основе психологических закономерностей усвоения и развития учащихся с разным уровнем познавательных возможностей....
06 11 2025 16:51:30
Предлагаемый контрольно-обобщающий урок для 7-го класса знакомит учащихся с удивительным разнообразием внешнего вида и особенностями поведения некоторых рыб, позволяет систематизировать, повторить и закрепить знания учащихся по материалу темы....
05 11 2025 0:12:45
Существующая система учета успеваемости является формальной и направлена лишь на накопление оценок и определения по ним качества работы учителя и учащихся. Таким образом, назрела необходимость в изменении не только методик и технологий обучения, а главным образом, технологии контролирующей и оценивающей деятельности учителя. Целью является теоретическое и экспериментальное обоснование рейтингово-балльной оценки деятельности учащихся, как более эффективной системы при обучении биологии, более полно отвечающей требованиям учебного процесса....
04 11 2025 15:56:19
Целью урока является здоровьесбережение, привитие навыков здорового образа жизни....
03 11 2025 5:48:21
Клетки нитей цилиндрические или слегка бочковидные, короткие. Каждая клетка имеет ядро, пристеночный хлоропласт в виде неполного пояска и один или несколько пиреноидов....
02 11 2025 0:16:53
Урок изучения нового материала использует различные методические и логические приемы, активизирующие мыслительную деятельность учащихся. Новый материал изучается учащимися самостоятельно, в поисковой беседе, решении познавательных задач, лабораторном эксперименте в группах, развивает коммуникативные действия учащихся. На уроке наблюдается интеграция химии и биологии....
01 11 2025 2:38:58
Разработка может быть использована как на уроке, так и как внеурочное занятие в разновозрастных группах. На уроке используются технологии КСО, организация взаимодействия в группе и др. Предложенный в приложениях материал дает возможность рассмотреть данный вопрос с разных точек зрения....
31 10 2025 16:16:15
Цель урока - расширить знания о науке биология путем различных игр. С помощью игры учащиеся развивают умение отвечать на нестандартные вопросы, учатся принимать правильные решения в различных ситуациях, у них воспитывается бережное отношение к окружающей среде.
...
30 10 2025 11:46:48
Массовое размножение грызунов приводит к увеличению численности хищников и паразитов, которые сокращают численность популяции грызунов....
29 10 2025 22:44:17
Урок направлен на развитие теоретического мышления учащихся, обучение умениям работать с рисунками, текстом учебника, натуральными объектами, выделять существенные признаки объектов, классифицировать их, выявлять взаимосвязь между строением и функциями, выдвигать и доказывать свою точку зрения, применять полученные знания на пpaктике.
...
28 10 2025 1:36:12
К органам чувств рыбы относятся: зрение, слух, боковая линия, электрорецепция, обоняние, вкус и осязание. Разберем устройство каждого органа по отдельности, значение и принцип их работы....
27 10 2025 22:35:16
Статья посвящена изучению различных видов соцветий, особенностям строения и их биологическому значению. В ходе урока используются электронные образовательные ресурсы, кратко описаны материалы проекта ГлобалЛаб «Раз цветочек, два цветочек». Учащимся предлагается в качестве домашней работы выполнить исследование, заполнить анкету и принять участие в обсуждении результатов. Урок развивает у учащихся навыки самостоятельности, саморазвития и самоопределения....
26 10 2025 5:11:39
Урок-экскурсия биологии в 7-м классе по теме "Многообразие животного мира" представляет собой мультимедийную разработку, выполненную в программе Power Point. Использование презентации на уроке дает возможность учителю тщательно подготовить материал, необходимый для обобщения по пройденной теме, использовать большое количество иллюстраций....
25 10 2025 18:10:54
Хозяйственная деятельность человека изменяет условия существования многих видов растений и животных. Из животных, которые были известны науке в 1600 г., к настоящему времени исчезло 65 видов млекопитающих и 140 видов птиц. Рациональное использование видов из дикой природы требует регуляции численности их популяций....
24 10 2025 7:58:34
Урок составлен по программе Сонина Н.И. Главный акцент урока сделан на то, что человек познает и изучает планету – Земля, заботится о ней, а интеграция дает учащимся возможность представить целостную картину мира, а также способствует нравственному воспитанию. На уроке показана интеграция таких наук, как астрономия, география, биология и экология. ...
23 10 2025 20:13:39
Урок построен на региональном материале – изучении гастрономических привычек народов Северного Кавказа. Дети в преддверии новогоднего праздника знакомятся не только с новогодними национальными блюдами, но и выясняют влияние особенностей кухни Кавказа на состояние здоровья людей. У учащихся развиваются пpaктические навыки по здоровому питанию; воспитывается культура отношения к национальным традициям....
22 10 2025 18:51:25
Особенностью представленного урока является его интеграция с предметом "Химия", предметом, который учащиеся 8-го класса только начали изучать. Цель данного типа интеграции: развитие познавательного интереса к предмету "Химия", подтверждение единства наук естественного цикла, их тесной взаимосвязи, а также доказательство того, что организм – сложная система, работа которой основана в том числе и на химико-биологических процессах....
21 10 2025 9:16:33
На уроке учащиеся знакомятся с некоторыми видами голосеменных растений Амурской области, с представителями семейств хвойниковые, сосновые. Развивают познавательный интерес к природе Амурской области. Формируют навыки умения самостоятельно приобретать, обобщать и сравнивать знания....
20 10 2025 0:53:55
Для пятиклассников представленный материал достаточно сложен. На изучение темы по программе планируется два часа, а материал огромен. Целесообразно изучать его с использованием групповой формы работы. При такой организации урока полностью достигается цель урока. Дети быстро запоминают новые термины и понятия, связанные с клеткой. Продолжает развиваться умение рефлексировать материал и свою деятельность.
...
19 10 2025 15:28:47
Обобщающий урок в форме игры имеет важное значение для успешности усвоения материала. Обстановка игры, непринужденное общение, возможность показать и утвердить себя в коллективе и плавать как рыба в воде, показывая свои знания – все это повышает роль эмоционального фактора. Благодаря этому легко воспроизводятся знания, которые были приобретены ранее....
18 10 2025 4:26:25
Существуют удивительные организмы, которые занимают особое место в органическом мире. Их слоевище представлено гифами грибницы, обеспечивающей организм водой и минеральными солями, а одноклеточные водоросли обеспечивают их органическими веществами. Они называются лишайниками....
17 10 2025 15:59:14
Данная предметно-ориентированная программа предназначена для учащихся
9-х классов и рассчитана на 9 часов. Программа включает углубление знаний о приспособлении живых организмов к периодическим изменениям среды, а также дает возможность приобретения знаний пpaктической направленности о применении фотопериодической реакции растений и животных в хозяйственной деятельности человека....
16 10 2025 12:34:23
Автор знакомит учащихся с гигиеническими правилами ухода за полостью рта, профилактикой зубных болезней, вредным влиянием алкоголя и никотина на пищеварение в ротовой полости. Умения применять полученные знания в собственной жизни....
15 10 2025 3:34:43
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::




