Разработка урока "Отделы споровых: плауновидные, хвощевидные, папоротникообразные"
Цель:
- сформировать знания об особенностях строения, размножения и значения плаунов, хвощей и папоротников; сравнить споровые растения; формировать понятия об усложнении и развитии растений;
- продолжить выpaбатывать навыки по выполнению лабораторных работ;
- развивать любознательность.
Оборудование: рисунки, таблицы, фотографии, натуральные и гербарные образцы плаунов, хвощей, папоротников.
Этапы проведения урока
I. Введение
II. Проверка знаний.
Задание 1
Вставьте пропущенные слова:
“Жизненный цикл мха сложный: в нем происходит чередование двух поколений – … и …. На женских гаметофитах в особых органах – … -образуются яйцеклетки, в мужских – … – cпepматозоиды. Оплодотворение возможно только при наличии …”.
Ответ: спорофит, гаметофит, архегонии, антеридии, вода.
Задание 2
Ответьте на вопросы.
1. Перечислите выраженные ткани мхов. Ответ: Основная, проводящая, механическая, запасающая, покровная.
2.Чем необычен рост мха сфагнума? Ответ: Бесконечный рост и образование торфа из отмершей части растений.
3. Каково строение ризоидов мхов? Ответ: Нитевидные одноклеточные или многоклеточные выросты в нижней части стeбля. Они образованы одинаковыми клетками и лишены проводящей ткани.
4. Как устроены коробочки мхов? Ответ: На женских растениях на верхушке образуются коробочки на длинных ножках, покрытые колпачками. В коробочках образуются споры. На верхушке женских растений находятся пoлoвые органы с женской пoлoвoй клеткой.
5. Чем представлено бесполое поколение моховидных? Ответ: Спорофит, растение на котором образуется споры.
6. Чем представлено пoлoвoе поколение моховидных? Ответ: Гаметофит, стебель с листьями и пoлoвыми клетками.
Задание 3
Карточка-задание для индивидуальной работы:
Ответ:
– в природе: накопители влаги и регуляторы водного баланса лесов;
– в жизни человека: торфообразующая роль, антибиотические свойства мхов.
III. Проблемная ситуация и совместное открытие знаний
Учитель: О каких растениях идет речь в моих загадках:
А) | Змея лежит колючая, Змея лежит ползучая. Брюхом в землю упирается, Головками к небу устремляется. В чешуе-то, в чешуе! А головки ровно две! |
Б) | Есть колос, но не пшеница, Стройна и высока, но не свеча, Без воды и кремнезема не проживет и дня. Осенью и зимой прокормит и оленя, и кабана! |
В) | Он и в пищу пригож, и в медицине хорош! Листья красивые, перистые. Стeбли маленькие, крепенькие, А цветет только в легендах и поверьях! |
(Обычно учащиеся затрудняются ответить.)
Учитель: Найти ответы на данные загадки вы сможете после изучения новой темы!
Опасно через меру пристраститься
К давно налаженному обиходу:
Лишь тот, кто в путь готов пуститься,
Выигрывает бодрость и свободу.
Г.Гессе “Игра в бисер”
(Пояснения учителя.)
– Предлагаю работу в группах – совместное открытие знаний! Каждая группа учащихся получает 3 карточки:
карточка №1 содержит информацию о плаунах;
карточка №2 содержит информацию о хвощах;
карточка №3 содержит информацию о папоротниках.
Каждая группа готовит краткое сообщение о плаунах, хвощах и папоротниках.
Также учащиеся используют текст и иллюстрации учебника, таблицы, схемы размножения плаунов, хвощей и папоротников. В случае возникновения каких-либо вопросов, контакт учителя с группой осуществляется через организатора группы.
Карточка 1
Отдел Плауновидные
Эти растения, как и моховидные, произошли, возможно, от псилофитов. Ныне сохранилось около 1000 видов плауновидных, относимых к четырем родам, трем порядкам, двум классам. В настоящее время плауновидные чаще встречаются в хвойных и смешанных лесах.
Строение | Размножение | Значение |
Это травянистые, многолетние, обычно
вечнозеленые растения, живущие на земле или
стволах деревьев. Плауны имеют прямостоячие,
полегающие, свисающие или стелющиеся побеги.
Длина прямостоячих побегов у наземных растений
– до 1-1,5м., у стелющихся – до 10м. У стелющихся видов от главного стeбля отходят боковые, а также придаточные корни. Верхушечная меристема со временем теряет свою активность, поэтому плауновидные ограничены в росте. |
Верхушечные побеги заканчиваются
спороносными колосками из стержня, покрытого
мелкими и тонкими листочками. У основания
листочков развиваются спорангии, в которых
созревают в зависимости от вида в течение
нескольких месяцев или лет. Зрелые споры,
прорастая, образуют мелкие (от 1 до 5 мм) обоеполые
гаметофиты (заростки). Мужские и женские пoлoвые
органы созревают неодновременно, что повышает
вероятность перекрестного оплодотворения. Из
образовавшейся в результате оплодотворения
зиготы развивается спорофит. Плаунам свойственно также вегетативное размножение – почками, побегами. |
Некоторые плауны ядовиты, и животные их не едят. Споры этих растений, богатые жирными маслами, использовались в пиротехнике, в медицине (в качестве кожных присыпок) и технике (для обсыпки форм под фигурное литье). В современном растительном покрове плауновые заметной роли не играют. |
Карточка 2
Отдел Хвощевидные
В настоящее время сохранилось около 30 видов; распространены они, преимущественно, во влажных местах. Хвощевидные также произошли от псилофитов.
Строение хвощей | Размножение хвощей | Размножение хвощей |
В настоящее время хвощи представлены
многолетними травянистыми растениями с хорошо
развитым корневищем с придаточными корнями.
Надземная часть стeбля достигает 0,5-1 м и более. Хаpaктерно особое строение побегов, состоящих из члeников (междоузлий) и узлов с мутовчато расположенными листьями. Листья – сильно измененные боковые веточки. Другая особенность хвощей – накопление кремнезема в стенках клеток всего растения, играющего механическую и защитную роль. Подземный стебель (корневище) располагается на разной глубине. Бывают горизонтальные и вертикальные корневища. Горизонтальные корневища толще, с более длинными междоузлиями, чем у вертикальных. На корневищах образуются клубни – утолщенное и видоизмененное междоузлие ветви. Клетки клубней очень крупные и заполнены крахмальными зернами. Функцию фотосинтеза несет более или менее разветвленный зеленый стебель. |
Весной на корневищах вырастают побеги,
на которых располагаются спороносные колоски.
Колоски содержат спорангии, в которых путем
митоза формируются гаплоидные споры. После
раскрытия спорангия споры высыпаются и
разносятся ветром. Из спор развиваются
гаметофиты (заростки) в виде пластинок диаметром
от нескольких мм до 3 см. На нижней стороне
гаметофита возникают бесцветные ризоиды длиной
до 1 см, с помощью которых он прикрепляется к
почве и всасывает воду с растворенными в ней
минеральными солями. У хвощей имеются три типа
гаметофитов: мужские, женские и обоеполые, при
этом женские гаметофиты крупнее мужских Оплодотворение у хвощей осуществляется в присутствии капельно-жидкой влаги на поверхности гаметофита. Зигота прорастает в спорофит. |
Почти все они злостные трудноискоренимые сорняки. Осенью и зимой служат кормом для оленей и кабанов. Молодые вегетативные побеги хвоща полевого применяют в медицине как мочегонное средство, но в целом значение хвощей невелико. |
Карточка 3
Отдел папоротниковидные или папоротники.
Папоротники широко распространены по всему зеленому шару и встречаются в самых разных местообитаниях.
Как и у большинства высших растений, спорофит в жизненном цикле развития папоротников занимает господствующее положение по сравнению с пoлoвым поколением и является, как правило, многолетним растением.
Папоротники умеренного пояса в большинстве – многолетние наземные травянистые растения. Жизненные формы тропических папоротников более разнообразны: древовидные формы, лиановидные папоротники, эпифитные папоротники и др.
Строение | Размножение | Значение |
Тело папоротника расчлeнено на корень,
стебель и лист. Листья папоротников, называемые вайями, произошли в результате уплощения крупных ветвей. Листья папоротников длительное время продолжают верхушечный рост, образуя при этом хаpaктерную разворачивающуюся “улитку”. В большинстве случаев фотосинтезирующие листья расчлeнены на черешок и пластинку. У большинства папоротников листья перистые – однократно, дважды или многократно. Пластинка перистого листа имеет ось, или рахис, представляющий собой продолжение черешка. Рахис соответствует главной жилке цельного листа. По массе и размерам они, как правило, значительно преобладают над стeблем. У некоторых папоротников листья дифференцированы на стерильные (фотосинтезирующие) и фертильные (несущие спорангии). Стебель папоротников обычно не бывает сильно развит. Только у древовидных папоротников он представлен прямостоячим стволом, несущим на верхушке крону листьев. У большинства же папоротников короткий горизонтально расположенный стебель представлен корневищем. Корневище бывает радиальным, т.е. придаточные корни и листья покрывают его равномерно, или дорсивентральным, листья которого сидят на верхней спинной стороне, а корни главным образом на нижней – брюшной. |
Спорангии развиваются на обыкновенных
зеленых листьях или на специализированных
листьях. Располагаться они могут одиночно или
группами – сорусами. Сорусы расположены с
нижней, лучше защищенной стороны листьев
(спорофиллов). При созревании спорангии вскрываются и споры высыпаются. Споры папоротника гаплоидны, гаплоиден и гаметофит. Большинство папоротников – равноспоровые растения. Гаметофиты (заростки) обитают обычно на поверхности почвы. Они обоеполые, зеленые, маленькие, разные по форме, питаются самостоятельно, реже – лишены хлорофилла и развиваются под землей. К почве гаметофит прикреплен многочисленными ризоидами. На нижней, брюшной стороне гаметофита развиваются архегонии. Антеридии, которые обычно развиваются раньше, также сосредоточены на нижней поверхности гаметофита. Каждый антеридий содержит cпepматозоиды. В архегониях созревают яйцеклетки. Оплодотворение происходит только в капельно-жидкой среде, обеспечивающей активное движение cпepматозоидов к архегонию. Зигота, возникающая из оплодотворенной яйцеклетки, дает начало диплоидному зародышу, развивающему в диплоидный спорофит. |
Некоторые виды папоротников используют в качестве декоративных растений (адиантум, полиподиум, нефролепис). Молодые листья определенных видов употрeбляют в пищу. Отвары корневищ и настойки некоторых папоротников применяют в медицине как болеутоляющие, противовоспалительные, противоглистные средства, для лечения легочных заболеваний, рахита, желудочных расстройств. |
Каждая группа готовит сообщение (например: 1-я группа сообщение о плаунах, 2-я группа о хвощах и 3-я, о папоротниках). Допускаются дополнения к сообщениям учащимися других групп.
Анализируя сообщения учащихся, учитель подводит итог данного этапа и оценивает качество сообщения согласно следующему критерию: полнота изложения вопроса по строению, размножению и значению плаунов, хвощей и папоротников.
Учитель: Следующим этапом урока является выполнение лабораторной работы.
(Инструкция по выполнению работы выдается организаторам групп).
Лабораторная работа “Строение папоротника и хвоща”
Цель: изучить строение папоротника и хвоща.
Оборудование: натуральные и гербарные образцы папоротника мужского и хвоща полевого, спороносные колоски хвоща полевого, препаровальная игла.
Задание
- Рассмотрите папоротник мужской. Найдите корневище с отходящими от него корнями. Рассмотрите лист. Отметьте его особенности.
- На нижней поверхности листа папоротника найдите бурые бугорки, в них находятся спорангии со спорами.
- Рассмотрите внешнее строение весеннего побега хвоща полевого. Найдите корневище. Стебель и пленчатые листья, прижатые к стeблю. На верхушке побега рассмотрите спороносный колосок. На его оси расположены спороносные листья, состоящие из ножки и многогранной пластинки. На нижней части пластинки находятся спорангии. Аккуратно отделите спороносный лист и рассмотрите его.
- Рассмотрите летний побег хвоща полевого. Найдите корневище, стебель и боковые побеги. Рассмотрите мутовки листьев, которые расположены на боковых побегах.
- Сравните хвощ и папоротник. Отметьте черты сходства и различия.
Учитель: Предлагаю отдельным учащимся озвучить основные выводы по работе.
Ответы:
- У папоротника крупные листья, спороносные колоски отсутствуют, группы спорангиев расположены на нижней стороне листа.
- У хвоща листья мелкие. Развиты спороносные колоски.
- Папоротники и хвощи – спороносные растения.
IV. Проверка усвоенных на уроке знаний
Учитель: Используя полученные знания по отделам спороносных, заполните таблицу (работа проводится по вариантам).
Вариант 1
Плауны Побег Стебель Листья Корни Вегетативное размножение Бесполое размножение Пoлoвoе размножение
Ответ:
Плауны Побег Нет деления на весенний и летний Стебель Прямостоячий или стелющийся Листья Мелкие, различной формы Корни Придаточные корни отходят от стелющегося побега Вегетативное размножение Побегами Бесполое размножение Спорофит Пoлoвoе размножение Гаметофит
Вариант 2
Хвощи Побег Стебель Листья Корни Вегетативное размножение Бесполое размножение Пoлoвoе размножение
Ответ:
Хвощи Побег Весенний и летний Стебель Жесткий прямостоячий Листья Мелкие Чешуевидные Корни Корневище, придаточные корни Вегетативное размножение Корневищами Бесполое размножение Спорофит Пoлoвoе размножение Гаметофит
Вариант 3
Папоротники Побег Стебель Листья Корни Вегетативное размножение Бесполое размножение Пoлoвoе размножение
Ответ:
Папоротники Побег Нет деления на весенний и летний Стебель Короткий, жесткий Листья Вайи Корни Корневище, придаточные Вегетативное размножение Почками на корневищах Бесполое размножение Спорофит Пoлoвoе размножение Гаметофит
Учитель сообщает правильные ответы. Учащиеся оценивают свою работу.
Учитель: Найдите ошибку в предложенном тексте: “…папоротник цветет в глухую, июньскую ночь, накануне религиозного праздника Ивана Купалы. В старину люди ходили искать чудесный цветок, считая, что он наделен волшебной силой – помогает найти клады, скрытые в земле”.
Ответ учащихся: у папоротников нет цветков.
Учитель: А сейчас вернемся к загадкам, на которые не было получено ответа в начале урока.
А) | Змея лежит колючая, Змея лежит ползучая. Брюхом в землю упирается, Головками к небу устремляется. В чешуе-то, в чешуе! А головки ровно две! |
Ответ учащихся: плаун.
Б) | Есть колос, но не пшеница, Стройна и высока, но не свеча, Без воды и кремнезема не проживет и дня. Осенью и зимой прокормит и оленя, и кабана! |
Ответ учащихся: хвощ.
В) | Он и в пищу пригож, и в медицине хорош! Листья красивые, перистые. Стeбли маленькие, крепенькие, А цветет только в легендах и поверьях! |
Ответ учащихся: папоротник
V. Рефлексивно-оценочный этап
Учитель: Что вы сегодня узнали на уроке?
Ответы учащихся: …
VI. Домашнее задание.
Обязательные задания:
- Чтение текста учебника стр.56-67.
- Составить логико-структурные схемы (опopные конспекты) жизненных циклов плауна, хвоща и папоротника.
Задания выполняются учащимися по желанию:
- Составить список наиболее известных представителей хвощей и папоротников, а также схематично зарисовать данных представителей.
- Напишите мини-сочинение на тему: “Путешествие в лес каменноугольного периода”.
- Составить кроссворд, с ключевым словом – папоротник.
Комментарии:
Данный урок знакомит учащихся с новыми понятиями – "генетически модифицированные организмы", "генетически модифицированные продукты", историей их появления, методами получения и изучения. Учит в реальной жизни определять в пищевых продуктах данные ингредиенты. Знакомит с мнениями ученых относительно пользы или вреда для человека этих продуктов.
...
30 06 2025 2:30:28
В основе представленного урока лежит деятельностная система обучения, которая опирается на сотрудничество на уроке между учителем и учеником. Она предполагает принятие индивидуальной ответственности за сделанный выбор, повышает уровень индивидуальной культуры работы с информацией, даёт возможность учителю создать условия для осознания и осмысления учащимися новой учебной информации....
29 06 2025 7:41:21
Предлагаемый интегрированный курс биологии, географии, экологии является частью предпрофильной подготовки. Курс рассчитан на 8 часов и ориентирован на детей 7–8-х классов. Курс имеет большое пpaктическое значение: углубляет знания о тех растениях, с которыми мы встречаемся в повседневной жизни, учит правильно их использовать. Материал позволяет осуществлять профессиональную ориентацию, знакомя ребят с различными сельскохозяйственными профессиями. ...
28 06 2025 22:18:31

Данная разработка предлагает проведение урока с использованием слайд-презентации, с целью активизации познавательной деятельности учащихся на уроках биологии....
27 06 2025 22:53:25
Урок предполагает проведение лабораторной работы по изучению живого объекта – аквариумных рыб. Такая форма организации занятия способствует формированию у школьников исследовательских навыков, любознательности и бережного отношения к живым организмам. Учащиеся знакомятся с многообразием рыб, раскрывают особенности их внешнего строения, выявляют приспособления к факторам водной среды....
26 06 2025 20:13:51
В статье представлен опыт работы по формированию профильной компетентности учащихся по биологии. Рассмотрены содержательные компоненты направления расширения содержания биологического образования и приведены примеры их отражения в рабочей программе педагога с учетом специфики классов с углубленным изучением биологии....
25 06 2025 6:58:44
Экологическое образование детей – условие дальнейшего выживания человечества. Экологическая культура является результатом воспитания, который выражается в умении человека достичь гармоничных взаимоотношений с окружающим миром. В школе развитие экологической грамотности осуществляется с целью формирования основополагающих экологических понятий в процессе изучения учебных дисциплин, факультативов, элективных курсов и во внеклассной работе....
24 06 2025 2:30:55
Урок направлен на систематизацию знаний о химическом составе клетки, закрепление знаний об химических элементах и их роли в клетках живых организмов, химической общности живой и неживой природы, осознание роли химических веществ для нормального функционирования организма человека....
23 06 2025 9:56:49
Урок призван дать понятие учащимся об осанке как правильном положении тела, способах предупреждения искривления позвоночника, сформировать понятие «плоскостопие», рассказать о способах предупреждения и лечения плоскостопия....
22 06 2025 18:25:34
В разных условиях среды естественный отбор имеет различный хаpaктер. Выделяют три формы естественного отбора: движущий, стабилизирующий, дизруптивный....
21 06 2025 14:24:50
<p>Те, кто ведет биологию в 7 классе, думаю, согласятся со мной, что тема «Биоценозы» не самая интересная и легкая в курсе зоологии. Материал достаточно сложный, к тому же, затрудняют изучение термины. Мне хотелось по возможности разнообразить материал, сделать его более интересным и доступным для понимания. </p>
...
20 06 2025 7:10:55
Цель викторины - обобщение и закрепление знаний, расширение кругозора по предмету....
19 06 2025 18:45:42
Яйцекладущие - животные небольших размеров с приплюснутым сверху вниз туловищем, короткими конечностями с большими когтями и кожистым клювом....
18 06 2025 0:52:19
Гипотеза чистоты гамет была выдвинута чешским ученым Грегором Менделем, который изучал закономерности наследования в живых организмах. Рассмотрим суть гипотезы и разберем три основных закона наследования признаков....
17 06 2025 20:39:40
Жизнь на Земле существует несколько миллиардов лет благодаря способности организмов к размножению — воспроизведению себе подобного потомства. Способы...
16 06 2025 19:54:26
Данная разработка предлагает проведение нестандартного урока с целью активации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках биологии. Учащиеся работают в группах по заданиям, позволяющим применять знания, полученные ранее, а также обобщать изученный материал.
...
15 06 2025 19:47:14
Древесная растительность является основным местом обитания птиц. Они используют все горизонты древесной растительности как в отношении убежища для гнезда, так и в отношении пищи....
14 06 2025 1:24:15
Будучи составной частью образовательной программы ОУ, дает гарантии в получении учащимися обязательного минимума образования....
13 06 2025 15:27:27
Разработка урока «Рост и развитие растений и животных» с использованием технологии проектного обучения. Требования, предъявляемые к современному уроку, типология уроков, контрольно-оценочная деятельность. ...
12 06 2025 9:20:43
Урок проводится в виде деловой игры - интеллектуального турнира. На уроке разбираются следующие понятия: сравнение митоза и мейоза, знание особенностей гаметогенеза, форм размножения, преимущество пoлoвoго размножения, биологический смысл процесса оплодотворения, стадий эмбриогенеза.
...
11 06 2025 3:13:10
Цель занятия: изучение и первичное осознание особенностей строения, многообразия и значения основных семейств растений класса двудольных и однодольных....
10 06 2025 22:32:16
Урок помогает обеспечить усвоение учащимися знаний об общих признаках живых организмов, уровнях организации живых систем, о биологии как комплексной науке и её роли в современном обществе, обеспечить условия для развития умений слушать, выделять главное, наблюдать объекты живой природы и объяснять процессы и явления, происходящие в ней....
09 06 2025 12:47:20
В процессе изучения внимания и памяти ясно выражены принципиальные отличия человека от животных, возникшие под влиянием трудовой деятельности и социальных условий жизни (речь, абстpaктное мышление, сознание, развитие высших психических функций). Анализ демонстрируемых фактов позволяет подвести учащихся к мысли, что изготовление и использование орудий труда оказало глубокое воздействие на развитие высших психических функций каждого человека.
...
08 06 2025 21:56:18
Игра способствует закреплению и углублению знаний учащихся, развитию их логического мышления, сплачивает ребят, учит действовать сообща, помогает показать знания в соревновании друг с другом, вызывает оживление и интерес к предмету....
07 06 2025 13:44:31
Важным аспектом данного урока является выход за рамки узкопредметного восприятия изучаемого материала. Организация и проведение игры "Предприимчивость" направлена на развитие функции самореализации личности, на рост мотивации и познавательного интереса, а также на включение учащихся в самостоятельную деятельность. Созданные в игре реальные жизненные ситуации требуют разрешения с учетом экономических интересов и потребностей общества и экологической этики учащихся....
06 06 2025 11:29:56
Игра является активной формой организации учебной деятельности. Она повышает уровень познавательной активности школьников, побуждает их к учебной деятельности. Данный урок интереснее провести в форме игры, тем самым вызвать интерес к теме, решить задачи экологического, эстетического, природоохранного хаpaктера. Урок проводится с применением современных образовательных технологий, в частности, с применением компьютера.
...
05 06 2025 11:33:10
Организм шляпочного гриба всегда имеет грибницу и плодовую часть. Плодовое тело делится на пенёк и шляпку. Так и образовалось их название — шляпочные грибы....
04 06 2025 3:47:50
Интеллектуально-развлекательная игра для учащихся 5–6-х классов. Данное мероприятие нацелено на углубление знаний учащихся об окружающем мире (о растениях и животных). Развивает интерес и познавательную активность детей. Формирует умение работать в коллективе, а также умение принимать самостоятельное решение....
03 06 2025 23:23:58
Урок изучения нового материала проводится в 6-м классе по программе И.Н. Понамаревой. Создание на уроке ситуации интеллектуального затруднения, использование проблемных задач способствует творческому мышлению, столь необходимому каждому в повседневной жизни. На уроке создаются условия для развития познавательных, творческих, коммуникативных и рефлексивных способностей учащихся. Объяснение нового материала на уроке происходит с использованием компьютерной презентации. Это обеспечивает активное восприятие нового учебного материала, позволяет учителю организовать новые, нетрадиционные формы учебной деятельности, широко использовать методы активного, деятельностного обучения в организации творческой работы учащихся, сделав изучение биологии более мобильным....
02 06 2025 6:29:24
Большую роль в профильной подготовке играет внеурочная деятельность. В нашей гимназии организовано научное общество учащихся, которое занимается исследовательской работой, что позволяет добиться целей, стоящих перед профильным обучением. Исследовательская деятельность подразумевает участие в олимпиадах, экологических конференциях, неделях науки, проведение научно-пpaктических конференций в гимназии № 1.
...
01 06 2025 23:27:10
Проект создан для того, чтобы показать учащимся, что акулы являются важной частью окружающей среды и что они нуждаются в защите.
...
31 05 2025 23:58:43
Мы смогли вскрыть некоторые причины нарушения осанки, дать определённые рекомендации, обратить внимание учащихся, учителей и родителей на формирование здорового человека. Наши рекомендации могут предотвратить развитие заболеваний опopно-двигательной системы при переносе школьно-письменных принадлежностей. ...
30 05 2025 11:45:17
Цель урока: повышение интереса учащихся к изучению национальных парков. Задачи: ознакомить с географическим расположением национального парка; расширить кругозор учащихся об особо охраняемой природной территории Кемеровской области; памятниках природы, с конкурсами, проводимыми «Шорским национальным парком; побуждать познавательный интерес к особенностям флоры и фауны, охраняемой государством территории....
29 05 2025 9:43:48
Представлен конспект урока экологии в 10-м классе по теме "Экологические факторы"....
28 05 2025 18:13:13
Значительное место в общей системе внеаудиторной работы принадлежит творческим работам учащихся, в частности, созданию проектов. Они способствуют расширению знаний по предметам, стимулируют развитие творческих наклонностей. Это одна из важных форм сплочения в коллектив. Тема данного проекта - "Мода - модой, а здоровье?". Он направлен на сбор информации, ее анализ, обобщение фактов о влиянии на здоровье молодых людей модных тенденций - пирсинг, татуировка....
27 05 2025 8:48:30
Урок-путешествие, целью которого является сформировать представление о витаминах и авитаминозах, нормах рационального питания, развивать творческое мышление и интеллектуальные способности учащихся, а также эстетическое и физическое воспитание учащихся....
26 05 2025 6:48:33
Опopно-двигательная система человека - это совокупность костей скелета, хрящевой ткани и прикрепленных к ним связок, мускулатуры, которые вместе обеспечивают поддержание позы, перемещение, выполнение активных движений....
25 05 2025 13:16:29
На уроке дети узнают великую тайну растений – поглощать солнечную энергию и превращать ее в химическую энергию органических веществ (процесс фотосинтеза). По ходу урока обучающиеся делают выводы о значении фотосинтеза для всех живых организмов на Земле....
24 05 2025 4:38:37
Обобщающий урок предлагается учащимся 6-х классов как биологическая игра с использованием компьютерной презентации. Игра представляет собой виртуальное путешествие по назначенному комaнде маршруту. Останавливаясь на определенных станциях маршрута, ученики обобщают и систематизируют знания о побеге, почке, видоизмененных побегах, о взаимосвязи строения с их функциями, а также их биологическое значение....
23 05 2025 18:44:53
Цель урока: познакомится со строением шляпочных грибов и многообразием шляпочных грибов. Задачи: познакомить школьников с особенностями строения, многообразием и значением грибов; научить распознавать грибы по хаpaктерным признакам....
22 05 2025 17:37:11
Урок разработан на основе личностно-ориентированного подхода и направлен на формирование познавательной активности обучающихся через разнообразные формы работы. Материал урока насыщен познавательными заданиями приктико-ориентированного хаpaктера. ...
21 05 2025 21:54:15
Для разработки данного занятия были использованы элементы адаптивной системы обучения, которая предусматривает разные формы индивидуальной и групповой работы, а также навыки исследовательской работы. Например, статистическая пара – совместная работа учащихся, сидящих за одной партой. В данном случае работа на минилаборатории NOVA 5000....
20 05 2025 11:21:30

Методическая разработка представляет собой презентацию-игру для учащихся 8-х классов, состоящую из 40 слайдов. Игра знакомит подростков с классификацией профессий, с некоторыми профессиями биологической направленности в занимательной форме, способствует профессиональной ориентации подростков, побуждает к самостоятельному выбору профессии....
19 05 2025 0:52:52
Цели урока: сформировать у учащихся знания о значении пищевых добавок, применяемых для производства пищевых продуктов, определить степень их опасности для здоровья. Изучить содержание пищевых добавок в некоторых продуктах питания; воспитывать ответственное отношение учащихся к своему здоровью....
18 05 2025 17:27:24
Данный урок является одним из вариантов уроков с применением компьютерных технологий. Применяя на уроках компьютерную технику, а также разнообразные формы, методы и педагогические техники, можно повысить плотность урока, интенсифицировать его, сделать урок интересным и содержательным. Урок с использованием компьютера вызывает у ребят большой интерес, а это, в свою очередь, помогает успешному усвоению материала. Резко повышается активность учащихся на уроке, они включаются в процесс мышления и обучения....
17 05 2025 15:55:30
Задачи урока биологии, проведенного в 8-м классе: систематизировать знания учащихся о строении и функциях пищеварительной системы; познакомить учащихся с процессами механической и химической обработки пищи в ротовой полости, деятельностью слюнных желез, регуляцией слюноотделения; содействовать стремлению учащихся вести здоровый образ жизни, заложить основу для понимания правил гигиены полости рта.
...
16 05 2025 18:33:19
Представленный урок проводится в рамках курса "Биология. Бактерии. Грибы. Растения".
Тема урока :"Разнообразие растений"....
15 05 2025 1:57:32
Изучение на уроках биологии мира животных и растений является недостаточным. Компенсацией отрыва школьной биологии от живой природы являются рассчитанные на самостоятельную работу учащихся, дифференцированные летние задания, в ходе выполнения которых происходит накопление сведений, нужных для последующего изучения того или иного раздела школьной биологии. Материалы летних заданий можно использовать в мероприятиях разного уровня, имеющих сходную тематическую направленность....
14 05 2025 15:40:12
Цель и задачи урока: закрепить понятия "среда обитания", "экология", "экологические факторы", "связи живого и неживого"; усвоить роли среды обитания в жизни организмов; развивать мышление, умение обобщать и делать выводы, умения определять хаpaктерные признаки животных в связи со средой обитания; воспитывать познавательный интерес к предмету....
13 05 2025 7:18:52
Всем нам надо задуматься о земле, на которую опирается наша стопа, о дереве, в тени которого мы ищем прохлады в жаркий день, о красоте разноцветного луга, над которым весело и беззаботно порхают яркие бабочки. Задуматься о нашем зеленом доме, о мире, который окружает нас с первых и до последних дней и стал настолько привычен, что мы уже и не замечаем его.
А воспитывать это надо с детства. Так пусть же такие праздники позволят привить детям любовь к природе, как к родному дому, понять необходимость совместного мирного существования!
...
12 05 2025 0:40:19
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::