Многообразие птиц. Значение птиц в природе и жизни человека > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Многообразие птиц. Значение птиц в природе и жизни человека

Многообразие птиц. Значение птиц в природе и жизни человека

Содержание:

Нам хорошо знакомы птицы культурных ландшафтов. Значительная часть из них живет также и в лесу. Самым обширным по количеству видов является отряд Воробьиные.

К нему относится более половины всех птиц. В этот отряд входят полевые, пустынные и лесные виды. Представители этого отряда имеют мелкие и средние размеры. Это певчие птицы, имеющие тонкие короткие ноги, приспособленные к жизни на деревьях. Воробьиные относятся к насекомоядным и зерноядным птицам. Однако даже те, которые питаются зерном и семенами, свое потомство выкармливают насекомыми.

Типичным представителем воробьиных могут быть синицы, обитающие в смешанных лесах, садах, парках и около жилищ человека. В садах и парках можно видеть скворцов, ласточек, соловьев, снегирей, зябликов и т.д. К этому же отряду относятся и довольно крупные птицы: ворон, грач, серая ворона, галка, сорока.

Очень многие виды птиц приспособились жить в открытых прострaнcтвах, лишенных древесной растительности (полевой жаворонок и др.).

У птиц открытых прострaнcтв имеется 2 направления в развитии приспособлений. Одни птицы приспособлены к передвижению на земле в поисках пищи. Спасаясь от врагов, они почти не пользуются крыльями, а быстро убегают. Другие, наоборот, при передвижении в основном пользуются крыльями и почти не используют ноги.

Первая группа птиц утратила способность летать и у них наступила редукция крыла. Одновременно у них сильно развились ноги, укоротились пальцы и исчез задний палец. Все эти признаки полезны для быстрого бега. Примером приспособившихся к бегу птиц могут быть различные виды страусов, куриные и др.

Вторая группа птиц (дневные хищники, совы и др.) имеет усовершенствованные крылья, а ноги у них могут сохранять нормальное развитие или даже в определенной степени редуцироваться.

Разнообразие птиц

Птицы леса

Древесная растительность является основным местом обитания птиц. Они используют все горизонты древесной растительности как в отношении убежища для гнезда, так и в отношении пищи. Ноги у большинства птиц в связи с древесным образом жизни устроены так, что свободные пальцы противопоставлены друг другу. Это дает им возможность охватывать ветки с двух сторон.

Ряд видов птиц приспособились лазить по вертикально растущим стволам деревьев (поползни, пищухи и дятлы). У всех таких птиц когти пальцев очень остры и сильно загнуты. Дятлы и пищухи используют при лазании также и хвост, который служит отчасти опорой, а отчасти для равновесия в момент откидывания передней части тела.

Вьюрковые, синицы и многие другие виды птиц приспособились лазать по веткам и подвешиваться к ним снизу. Лазая по деревьям, птицы добывают себе пищу. Меньшая часть находит себе пишу, используя крылья. Таким образом, у птиц леса также отмечается приспособление в двух направлениях — в развитии ног и в развитии крыльев.

Хищные птицы

Среди хищных птиц различают отряд дневных хищных птиц, охотящихся днем и отряд сов, охотящихся ночью. У всех этих птиц имеются мощные ноги, которые вооружены большими, острыми и крепкими когтями и загнутое крючком надклювье.

Дневные хищные птицы поселяются в степях, пустынях, лесах, на равнинах, в горах. Растительным кормом они совершенно не питаются. Пищей им служат зверьки, птицы, рыба и насекомые. Одни виды хищников ловят живую добычу (соколы, ястребы, орлы, канюки и др.), а другие поедают только мертвых животных (грифы, сипы, стepвятники и др.).

Птицы болот и побережий водоемов

Экологические особенности болот и побережий небольших водоемов очень сходны. Поэтому некоторые виды птиц являются общими как для берегов водоемов, так и для болот.

При добывании пищи одни болотные птицы пользуются при движении преимущественно ногами, другие — крыльями. У первой группы птиц ноги хаpaктеризуются рядом признаков: большой длиной, лишением оперения на голенопяточном сочлeнении (голенастые), значительной длиной передних пальцев ног, часто связанных перепонками. Все это — приспособления к обитанию в местах с вязкой почвой и наличием мелких вод. В болотах и на побережьях водоемов обитают кулики, цапли, журавли, аисты, утки, дневные хищники, чайки и др.

Птицы степей и пустынь

В связи с тем, что в открытых прострaнcтвах птицам трудно укрываться, в условиях степей и пустынь у них в ходе эволюции сформировались длинные ноги и шея. Благодаря такому приспособлению птицы могут далеко осматривать местность и видеть приближение различных хищников.

Птицы степей и пустынь много ходят в поисках пищи среди растительности, поэтому ноги у них, как правило, хорошо развиты. Спасаясь от опасности, некоторые птицы степей и пустынь не улетают, а убегают.

Роль птиц в природе, их значение в жизни человека

Птицы имеют огромное значение в природе и жизни человека. В природных условиях, например, имеют место сложные взаимоотношения между птицами и растениями, с одной стороны, и между птицами и другими животными, с другой.

Птицы играют большую роль в распространении семян растений. Отдельные виды птиц (нектарки, колибри и др.), питаясь нектаром растений или посещая цветы для ловки находящихся в них насекомых, содействуют перекрестному опылению цветов.

Между птицами и другими видами животных в природе существуют еще более сложные взаимоотношения. Одни виды хищных птиц питаются другими видами птиц и этим хищные птицы способствуют отбору.

У птиц отмечаются различные виды сожительства, когда более мелкие виды птиц поселяются в колониях более крупных (скворцы селятся вместе с грачами, а грачи совместно с цаплями). В этих случаях более сильные птицы прикрывают более слабых. Постоянное сопутствование ласточек (а иногда скворцов и галок) пасущимся стадам домашних и диких млекопитающих связано с тем, что крупные млекопитающие привлекают многих двукрылых, которых птицы ловят на лету.

Насекомоядные птицы, как правило, полезны для растений, так как питаются личинками и гусеницами различных насекомых, приносящими растениям большой вред. Особенно большое количество насекомых поедают воробьиные, принося огромную пользу сельскому и лесному хозяйству. Например, ласточка за лето уничтожает около 1млн. насекомых, а синица за год — около 6,5млн. яиц вредных насекомых.

Однако есть птицы (щурки, осоеды), которые питаются полезными для растений насекомыми-опылителями (пчелами, шмелями и др.), обламывают ветви для постройки гнезд (грачи), продалбивают кору и древесину (дятлы), а также являются природными резервуарами возбудителей болезней человека.

В жизни человека птицы также имеют большое значение, которое выражается в огромной роли домашних птиц в сельском хозяйстве и птиц вообще в истрeблении вредителей сельского хозяйства. Птицы также представляют собой промысловую и эстетическую ценность.

Роль заповедников и зоопарков в сохранении редких видов птиц

Учитывая огромную пользу, приносимую птицами, человек всячески старается их охранять. Особенно большую роль в охране птиц играют заповедники и зоопарки. Для охраны птиц в природе большое значение имеет не только сохранение взрослых птиц, но и охрана их гнезд.

В фауне нашей страны много занесенных в Красную книгу редких птиц, среди них: пеликан, аист, беркут, могильник, орел степной, скопа, сапсан, филин, дрофа, стрепет. Основная причина, по которой им грозит вымирание, — исчезновение необходимых для их обитания биотопов.

Грозит гибель и занесенным в Красную книгу журавлю серому, журавлю красавке и другим обитателям степей. Поэтому принятые в нашей стране законы об охране животного мира имеют большое значение в сохранении птиц и других животных.

Привлечение птиц

Ученые уже давно доказали, что нужно не только изучать пользу или вред птиц, но и стараться усиливать их полезную деятельность. Привлечение птиц к полям, огородам, садам, паркам, лесам приносит положительные результаты и повышает урожайность различных культур и продуктивность лесов. Например, привлечение скворцов на свекловичные поля способствует очищению их от долгоносиков.

Еще в прошлом веке в Бердянском лесничестве был накоплен опыт привлечения скворцов путем развешивания искусственных гнездовий для уничтожения ильмового ногохвоста. Это мероприятие обошлось лесничеству в 20 раз дешевле, чем наем рабочих для той же цели.

Известны и другие многочисленные примеры, когда различные виды птиц спасали леса или урожаи от гибели (мухоловки-пеструшки ликвидировали очаги сосновой пяденицы, чайки спасали от лугового мотылька урожай хлопчатника, грачи ликвидировали очаги шелкопряда и т.п.).

В связи с тем, что птицам очень часто не хватает мест для гнездования, необходимо осенью, зимой и ранней весной развешивать в лесах, парках, садах и на огородах скворечники, синичники, дуплянки и т.п. Хорошие результаты дает посадка кустарников, являющихся укрытием для гнезд.

Большое значение в привлечении и сохранении птиц от гибели в зимнее время имеет их подкармливание не только в сельской местности, но и в городах. Для этого надо устраивать в парках, садах и на балконах кормушки.

Птицеводство

Хотя многие виды диких птиц (куры, утки, гуси, индейки и др.) уже несколько тысячелетий назад были одомашнены, но птицеводство стало и у нас важной отраслью народного хозяйства лишь недавно.

Домашними называют тех птиц, которых человек приручил и успешно разводит в домашнем состоянии для получения мяса, яиц, пуха и перьев. В качестве домашней птицы у нас разводят: кур, уток, гусей, индеек, павлинов, цесарок, фазанов, страусов и лебедей. Наибольшее значение в нашей стране имеют куры, гуси и утки.



Комментарии:

Урок-пpaктикум "Рефлекс, рефлекторная дуга"


    Урок-пpaктикум "Рефлекс, рефлекторная дуга"

      Урок-пpaктикум по теме "Рефлекс, рефлекторная дуга". На этом уроке ученики учатся работать с текстом учебника, отвечать на вопросы учителя по тексту учебной статьи и применять сразу на пpaктике полученные знания. Для этого используются специально подготовленные учителем карточки-задания для организации самостоятельной работы учащихся. Такая организация урока не способствует перенапряжению учащихся, снижает утомляемость и дает возможность ученикам с разной подготовкой и активностью проявить себя и усвоить материал урока. После такого урока-пpaктикума подготовка домашнего задания не вызывает у учащихся трудностей....

09 10 2025 4:48:25

Интегрированный урок биологии, химии по теме "Химические элементы, неорганические соединения, а также органические вещества, углеводы и липиды: единство функций и физико-химических свойств"


    Интегрированный урок биологии, химии по теме "Химические элементы, неорганические соединения, а также органические вещества, углеводы и липиды: единство функций и физико-химических свойств"

      На уроке изучаются химические элементы, органические и неорганические вещества в единстве их функций и физико-химических свойств и таким образом учащиеся получают доказательства единства живой и неживой природы, родства живых организмов друг с другом и взаимосвязи организмов с окружающей средой на молекулярном уровне жизни....

08 10 2025 19:49:53

Коллективный интеллект-урок по теме "Птицы — позвоночные, приспособленные к полету"


    Коллективный интеллект-урок по теме "Птицы — позвоночные, приспособленные к полету"

      На первый план в этом уроке выдвигается идея развивающего обучения. Создаются возможности для развития интеллекта, творческих способностей. Ученикам дана возможность принимать решения, самостоятельно мыслить, обрести уверенность в своих силах. В процессе изучения темы использовался словесно-логический метод обучения....

07 10 2025 7:29:31

Мутагены и их влияние на живую природу и человека

Цель урока: формирования коммуникативных УУД у учащихся. Использованы приемы: самостоятельная работа с Интернет-ресурсами и создание презентаций, постановка проблемы по слайд-фильму, сообщение и оппонирование, формулирование вопросов, выдвижение гипотез и их обоснование, работа в малых группах....

06 10 2025 8:17:18

Урок биологии в 7-м классе по теме "Размножение и развитие рыб"


    Урок биологии в 7-м классе по теме "Размножение и развитие рыб"

      Урок проводится в ходе изучения биологии (раздел животные) в 7-м классе. Целью урока является возможность показать учащимся особенности размножения и развития рыб, раскрыть разнообразные формы заботы о потомстве как приспособление к выживанию вида....

05 10 2025 16:32:27

Урок биологии в 7-м классе "О пользе и вреде насекомых"


    Урок биологии в 7-м классе "О пользе и вреде насекомых"

      Урок продолжает формировать умения работы с дополнительной литературой, Интернетом, развивает умения учащихся выбирать главную информацию, заполнять обобщающую таблицу....

04 10 2025 6:41:48

Методика использования ИКТ на уроках биологии и во внеурочной деятельности на конкретном примере "Биологической игры"


    Методика использования ИКТ на уроках биологии и во внеурочной деятельности на конкретном примере "Биологической игры"

      Биологическая игра выполнена в программе Microsoft Power Point. Игра рассчитана на 40–45 минут (1 урок), состоит из 22 слайдов. Проводилась с учащимися разного возраста (6–11-е классы). Разделы игры: ученые, науки, праздники. Материалы разделов подбирались по содержанию учебных программ по биологии 6–11 классов. После задания следует слайд с ответами....

03 10 2025 0:53:21

Классный час "Пивные реки. Доплывем ли до берега?"


    Классный час "Пивные реки. Доплывем ли до берега?"

      Классный час проводится с целью формировать у учащихся осознанное негативное отношение к пиву, как алкогольному напитку и положительное отношение к здоровому образу жизни; помогает развивать умение сопоставлять факты, выражать своё мнение....

02 10 2025 17:35:44

Тема урока: "Значение, строение и функционирование нервной системы"


    Тема урока: "Значение, строение и функционирование нервной системы"

      Урок посвящен раскрытию значения нервной системы, систематизации знаний о строении нейрона, углублению понятия о рефлексе, выяснению значения всех звеньев рефлекторного пути. ...

01 10 2025 23:39:53

Урок биологии по теме "Грибы". 5-й класс


    Урок биологии по теме "Грибы". 5-й класс

      В ходе урока учащиеся познакомятся с хаpaктерными признаками грибов, особенностями их строения, многообразием, ролью в природе и жизни человека. Используемые на уроке методические приемы способствуют развитию мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни....

30 09 2025 11:52:45

Вид. Признаки вида


    Вид. Признаки вида

      Конспект и приложения к уроку относятся к разделу общей биологии и могут быть использованы для проведения занятий как в 9-м, так и в 11-м классе. Статья затрагивает понятие «вид» и его основные критерии. Материал не только дает новую тему, но и расширяет биологический кругозор учащихся, развивает способность к систематизации знаний....

29 09 2025 13:54:54

Проект урока биологии «Ткани растений» в соответствии с ФГОС. 6-й класс


    Проект урока биологии «Ткани растений» в соответствии с ФГОС. 6-й класс

      Цели урока: освоение знаний о роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах познания живой природы; о живой природе и присущих ей закономерностях; о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли растений....

28 09 2025 17:44:27

Нестандартный урок биологии "Надкласс рыбы". 7-й класс


    Нестандартный урок биологии "Надкласс рыбы". 7-й класс

      Урок расширяет представления учащихся об эволюции хордовых, знакомит с особенностями организации рыб как водных позвоночных. Нестандартная форма урока активизирует умственную деятельность учащихся, систематизирует знания, повышает интерес к изучению биологии, развивает у семиклассников творческий потенциал....

27 09 2025 10:46:14

Урок-праздник "Покормите птиц зимой!". 2-й класс


    Урок-праздник "Покормите птиц зимой!". 2-й класс

      Представлен урок-праздник «День птиц». Учащиеся переносятся в сказочную страну птиц Орнитопланию. Цель путешествия – формирование экологического мышления учащихся; привлечение внимания учащихся и взрослых к зимней орнитофауне; повышение уровня экологической культуры....

26 09 2025 9:14:56

Задания с рисунками ЕГЭ по биологии


    Задания с рисунками ЕГЭ по биологии

      В перспективе с целью реализации компетентностного подхода в контрольные измерительные материалы ЕГЭ будут включены ситуативные задачи, проверяющие способности школьников, их интеллект, понимание жизненных ситуаций, умение логически мыслить и принимать грамотные решения. ...

25 09 2025 10:10:21

Использование современных образовательных технологий на уроках биологии и во внеурочное время


    Использование современных образовательных технологий на уроках биологии и во внеурочное время

      Как известно, содержание предмета биологии позволяет учащимся вместе с учителем познавать окружающий мир, закономерности его развития, устанавливать внешние и внутренние связи между объектами живой природы, осознавать место человека в окружающем его мире. Преподавание биологии немыслимо без широкого использования различных методов и средств обучения....

24 09 2025 16:26:30

Фотосинтез

В ходе лекции для классов с углубленным изучением биологии необходимо сформировать знания о реакциях пластического и энергетического обменов и их взаимосвязи, вспомнить особенности строения хлоропластов. Дать хаpaктеристику реакциям световой фазы фотосинтеза, протекающих в тилакоидах гран; реакциям цикла Кальвина, протекающим в строме хлоропластов. Познакомить учащихся с Z-схемой и химио-осмосом. Показать значение фотосинтеза как процесса, обеспечивающего синтез органических веществ....

23 09 2025 13:36:16

Нестандартный урок биологии по теме "«Подарки» природе от человека"


    Нестандартный урок биологии по теме "«Подарки» природе от человека"

      Данная разработка предлагает проведение нестандартного урока с целью ознакомить учащихся с основными экологическими проблемами, показать зависимость всего живого от деятельности человека. На уроке использованы элементы театрализации, творческие отчеты групп, лабораторный пpaктикум. ...

22 09 2025 12:13:24

Природные сообщества Хабаровского края. Заочная экскурсия-вертушка


    Природные сообщества Хабаровского края. Заочная экскурсия-вертушка

      Предлагаемое учебное занятие способствует формированию новых знаний о распространенных природных комплексах Хабаровского края, эстетическому восприятию природы, воспитанию любви к природе Дальнего Востока. Основная задача заочной формы экскурсии – показать разнообразие биоценозов, их обитателей во взаимосвязях с окружающей средой не выходя в "дикую природу"....

21 09 2025 7:22:30

Особенности внешнего строения рыб, связанные с водной средой обитания


    Особенности внешнего строения рыб, связанные с водной средой обитания

      Представлен конспект урока-лаборатории по теме "Особенности внешнего строения рыб, связанные с водной средой обитания"....

20 09 2025 4:33:23

Сборник заданий по развивающему обучению. Цифровые диктанты по ботанике


    Сборник заданий по развивающему обучению. Цифровые диктанты по ботанике

      При подготовке к уроку, особенно уроку комбинированного типа, учитель иногда испытывает затруднения. Как сократить время на проверку домашнего задания, снять стресс с учеников при проверке, поставить больше оценок? Помочь в этом могут задания по развивающему обучению в различной форме. Такие задания можно использовать и во время сопутствующего повторения, первичного контроля знаний, обобщения и других формах и типах уроков. ...

19 09 2025 20:16:58

Тема урока: "Пища и культура питания"


    Тема урока: "Пища и культура питания"

      Задачи урока: раскрыть значение пищи и культуры питания; объяснить отличие пищевых продуктов от питательных веществ; познакомить с чужеродными примесями в пище человека и их влиянием на здоровье; рассказать о культуре питания и ее правилах....

18 09 2025 18:59:21

Открытая образовательная среда и проектная деятельность на уроках биологии


    Открытая образовательная среда и проектная деятельность на уроках биологии

      Цель учебной программы: создать возможность для самостоятельной работы учащихся в связи с их желаниями и способностями; укрепить связь школьного обучения и воспитания учащихся с потребностями общества; привести уровень школьного образования в соответствие с требованиями науки, техники и культуры....

17 09 2025 11:36:43

Урок по природоведению "Суша". 5-й класс


    Урок по природоведению "Суша". 5-й класс

      Цели урока: повторить и обобщить знания о грозных природных явлениях - землетрясениях и вулканах....

16 09 2025 4:42:19

Работа сердца


    Работа сердца

      Представлен конспект урока биологии для учащихся 8-х классов по теме "Работа сердца"....

15 09 2025 2:22:25

Роль новых информационных технологий в обеспечении качества обучения биологии


    Роль новых информационных технологий в обеспечении качества обучения биологии

      Применение компьютера в обучении позволяет управлять познавательной деятельностью школьников. В этом случае обучение строят в рамках личностно-ориентированной модели, учитывающей индивидуальные темпы усвоения знаний и умений, уровень сложности, интересы и пр. Совместимость компьютерных технологий с традиционными средствами и формами обучения — один из важных методических принципов их применения. При планировании уроков необходимо найти оптимальное сочетание обучающих программ с другими (традиционными) средствами обучения. Применение ИКТ на уроках требует и от педагога особой профессиональной подготовки....

14 09 2025 9:14:35

Игра по теме "Путешествие по лесной тропинке родного края"


    Игра по теме "Путешествие по лесной тропинке родного края"

      Внеклассное мероприятие для учащихся 5–7-х классов проводится в рамках общешкольной недели посвященной Дню рождения Ханты-Мансийского Автономного Округа – Югры. Очень важно воспитывать у детей интерес к истории своего народа, любовь к родному краю, бережное отношение к природе. С этой целью проведено данное мероприятие по земле родного края, которое способствует воспитанию нравственных качеств, обогащению детей знаниями о Ханты-Мансийском крае, закреплению полученных знаний....

13 09 2025 18:43:56

Обобщающий урок по теме "Кровь и кровообращение" в 8-м классе


    Обобщающий урок по теме "Кровь и кровообращение" в 8-м классе

      Урок систематизирует знания, полученные при изучении темы, повторяет термины, значение сердца, данные кардиологии, влияние вредных веществ на сердечно-сосудистую систему; закрепляет: умение и навыки работы с микроскопом, умение подсчитывать пульс, оказать первую медицинскую помощь при различных видах кровотечения. ...

12 09 2025 12:33:22

Химический состав клетки. 5-й класс


    Химический состав клетки. 5-й класс

      Цели урока: изучить химический состав клетки; коррекция логических форм мышления (сравнение, обобщение, классификация, умозаключения); развитие речи; воспитание нравственной культуры общения....

11 09 2025 2:38:14

Класс Ланцетники: хаpaктеристика, строение и системы органов

Ланцетники большую часть жизни проводит, зарывшись в песок и выставив наружу передний конец головного отдела. Используют в пищу лишь те морские организмы (бактерии, икринки рыб и др.), которые попадают вместе с водой в ротовое отверстие....

10 09 2025 16:30:34

Интеллектуальная игра "Знаешь ли ты природу России?". 8-й класс


    Интеллектуальная игра "Знаешь ли ты природу России?". 8-й класс

      Внеклассное мероприятие в форме комaндной игры-соревнования учитывает возрастные особенности детей среднего школьного возраста, развивает познавательный интерес учащихся, формирует коммуникативные навыки и умения, даёт возможность взаимообучения более сильными детьми слабых. Уделяется большое внимание литературным произведениям о России, что прививает любовь к чтению книг, воспитывает патриотизм....

09 09 2025 9:53:52

Использование общеобразовательных технологий на уроках биологии


    Использование общеобразовательных технологий на уроках биологии

      Сущность модульной технологии заключается в том, что ученик полностью самостоятельно (или с некоторой помощью учителя) достигает конкретных целей познавательной учебной деятельности в процессе работы с модулем. Таким образом, главным в деятельности учителя является помочь ученику самостоятельно достигнуть поставленных целей урока. Для чего содержание обучения представляется в законченных самостоятельных комплексах, усвоение которых осуществляется в соответствии с заявленной целью. Дидактическая цель формулируется для учащихся и содержит в себе указания не только на объем содержания, но и на уровень его усвоения. Модуль на печатной основе предполагает изменение форм общения учителя с учащимся....

08 09 2025 9:15:27

Урок биологии по теме "Витамины"


    Урок биологии по теме "Витамины"

      Урок призван сформировать представление о витаминах и их роли в организме человека, дать понятие о гиповитаминозе, авитаминозе, гипервитаминозе и мерах профилактики, развивать интеллектуальные, креативные и коммуникативные способности учащихся, способствовать гигиеническому воспитанию школьников....

07 09 2025 19:20:34

Каталог виртуально-дидактических материалов, идей и приемов народной педагогики учителей Башкортостана


    Каталог виртуально-дидактических материалов, идей и приемов народной педагогики учителей Башкортостана

      Систематизация педагогического наследия учителей в Виртуальном музее биообразования России....

06 09 2025 5:33:37

Урок по ФГОС "Многообразие живых организмов". 5-й класс


    Урок по ФГОС "Многообразие живых организмов". 5-й класс

      Цель урока: обобщить и систематизировать знания о представителях четырех царств живой природы: бактериях, грибах, растениях, животных....

05 09 2025 15:50:21

Тема урока: "Космическая роль растений"


    Тема урока: "Космическая роль растений"

      Урок представлен как групповой урок, целью которого является доказательство космической роли растений. После повторения процесса фотосинтеза учащиеся разбиваются на группы. Каждой группе дается карточка с вопросами о роли растений, на которые ученики должны самостоятельно найти ответ в учебнике, каждая группа объясняет свои ответы классу и делает вывод. В заключение работы ученики отвечают на вопросы теста....

04 09 2025 15:26:26

«Размножение и его виды. Бесполое размножение». 6-й класс


    «Размножение и его виды. Бесполое размножение». 6-й класс

      Учащиеся описывают процессы вегетативного размножения; выделяют отличительные особенности пoлoвoго и бесполого размножения. Приводятся примеры бесполого размножения и растений, размножающихся вегетативно....

03 09 2025 17:42:30

Из опыта работы. Проверка знаний по теме "Прокариоты. Бактерии" в 10-м профильном классе


    Из опыта работы. Проверка знаний по теме "Прокариоты. Бактерии" в 10-м профильном классе

      Успеха в обучении добьется учитель, любящий детей, творческий, тщательно продумывающий и планирующий свою работу. Только передача информации учащимся не обеспечивает получения прочных знаний. После урока теоретического обязательно должны последовать уроки-пpaктикумы с интенсивным освоением, закреплением учебного материала и контролем знаний. ...

02 09 2025 23:39:47

Законы генетики

Урок проводится с целью дать учащимся представление о генетике; познакомить их с историей открытия законов генетики; объяснить понятия «наследственность», «изменчивость», принципы решения генетических задач; применить теоретические знания на пpaктике при решении задач; сформулировать законы Г.Менделя. ...

01 09 2025 2:47:18

Тема урока "Многообразие насекомых, их роль в природе и пpaктическое значение"


    Тема урока "Многообразие насекомых, их роль в природе и пpaктическое значение"

      Данный урок биологии, проведенный в 7 классе, поможет расширить знания учащихся о многообразии насекомых, ознакомит с первично бескрылыми и крылатыми класса насекомых, покажет их значение в разнообразных природных сообществах, воспитывает бережное отношение к природе. ...

31 08 2025 14:48:12

Генетика и здоровье человека. 10-й класс


    Генетика и здоровье человека. 10-й класс

      В ходе урока происходит знакомство с некоторыми наследственными болезнями и причинами их возникновения, далее организуется работа в группах по первичной экспертизе «продуктов нового поколения», формулируются правила сохранения здоровья человека, а также ученики знакомятся с современными достижениями в области генетики, связанных с репродуктивным здоровьем человека....

30 08 2025 6:41:11

Урок-игра по теме «Основы цитологии»

Цель урока: обобщение закрепление знаний, расширение кругозора по предмету....

29 08 2025 21:58:20

Многообразие голосеменных растений


    Многообразие голосеменных растений

      Считаю целесообразным использование на уроке следующего оборудования: таблица "Сосна обыкновенная", коллекции голосеменных растений, презентация. Учащимся предложены опережающие задания: подготовка сообщений об особенностях строения, жизнедеятельности голосеменных растений, их значении в природе и жизни человека. Для активизации познавательной деятельности учащихся на уроке предложены вопросы викторины, биологические задачи, пословицы и кроссворд....

28 08 2025 2:37:18

Серия проектных уроков по зоологии: "Экологические группы птиц"


    Серия проектных уроков по зоологии: "Экологические группы птиц"

      Предлагаемый урок рассчитан на 2 часа и проводится в рамках изучения раздела «Тип Хордовые. Класс Птицы» после изучения темы «Размножение и развитие птиц». Дидактическая цель урока: создать условия для осмысления новой учебной информации, применение ее в знакомой и новой учебной ситуации – при проверке уровня усвоения системы знаний и умений....

27 08 2025 1:29:15

"Обучение в сотрудничестве" как современная образовательная технология в преподавании естественнонаучных дисциплин


    "Обучение в сотрудничестве" как современная образовательная технология в преподавании естественнонаучных дисциплин

      Использование этой технологии позволяет значительно разнообразить уроки естественно-научных дисциплин. Основная идея технологии «Обучение в сотрудничестве» - учиться вместе. ...

26 08 2025 18:39:55

Урок-пpaктикум "Органеллы клетки"


    Урок-пpaктикум "Органеллы клетки"

      Основной целью этого урока является определение качества подготовки учащихся. Однако само по себе усвоение информации на уровне её устного или письменного воспроизведения (репродукция) или даже узнавания не представляет особой ценности без умения применить эти знания на пpaктике. В данном случае под пpaктикой понимается умение выстраивать аналогии, сравнения, делать обобщения. Предлагаемый семинар целесообразно провести перед контрольным уроком по теме «Строение клетки». Выявленные пробелы в знаниях учащиеся могут ликвидировать до контрольной проверки....

25 08 2025 7:22:18

Сценарий устного журнала "Азбука СПИДа"


    Сценарий устного журнала "Азбука СПИДа"

      Проведение приурочено к 1 декабря (Всемирный день борьбы со СПИДом). Усилия всего прогрессивного человечества направлены на борьбу с вирусом иммунодефицита человека. Самое трудное – начать. В каждой стране, в каждом обществе существует множество проблем, но проблема ВИЧ продолжает входить в круг первоочередных задач мирового масштаба. Поэтому очень важно информировать учащихся об этой проблеме. Предлагаемый сценарий образно и доступно дает представление о том, что такое СПИД....

24 08 2025 4:11:37

Опыт развития творческих способностей на уроках биологии


    Опыт развития творческих способностей на уроках биологии

      В статье рассматривается воспитательная и образовательная роль синквейна, методика составления дидактического синквейна, вариантность использования синквейна на уроках. Умение составлять синквейн – показатель того, что учащиеся знают учебный материал, умеют выделять наиболее хаpaктерные особенности изучаемого явления, процесса. Приведены наиболее удачно созданные, художественно оформленные синквейны....

23 08 2025 17:45:23

Обучение школьников талантливому чтению на уроках биологии


    Обучение школьников талантливому чтению на уроках биологии

      Современный урок немыслим без высокой познавательной активности обучающихся. Работа с учебником способствует развитию у школьников активности и самостоятельности в познавательной деятельности. Однако учебная книга не в состоянии обеспечить хорошие знания автоматически - необходима систематическая и разнообразная работа с ней. Научить школьников пользоваться учебником и вообще книгой - великая и самая необходимая задача педагога....

22 08 2025 2:41:59

Урок-конференция "Многообразие голосеменных"


    Урок-конференция "Многообразие голосеменных"

      Данный урок может быть использован по программе Н.И. Сонина при изучении темы "Многообразие голосеменных". Проведение конференции позволяет обобщить материал по данной теме, дает возможность выставить всем оценки. Дети при подготовке к уроку используют дополнительную литературу....

21 08 2025 18:10:36

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::