Основы личностно ориентированной системы обучения в перспективной школе

Учебно-методический комплект (УМК) «Перспективная начальная школа» раскрывает содержание таких предметов, как русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир, технология, информатика,
Авторский коллектив проекта поставил перед собой задачу создания такого УМК, который системно учитывает современные ТРУДНОСТИ И ПРЕИМУЩЕСТВА УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА в НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.
При отборе учебного материала, разработке формы изложения материала в учебниках и методического аппарата комплекта принимались во внимание многие факторы.
Приведем основные из них.
- Возраст школьника..
- Разный уровень дошкольной подготовки
- Топографическая принадлежность школьника. Разный уровень владения русским языком..
- Особенности мировосприятия.
- Наполняемость класса.
Всё вышеизложенное позволяет сформировать принципы личностно – ориентированной дидактической системы обучения, которая реализует перспективные направления развития начальной школы.
Прежде всего, это принцип общего развития каждого ребенка в условиях непрерывного обучения, идущего впереди развития
- Принцип целостности образа мира.
- Принцип пpaктической направленности
- Принцип учета индивидуальных возможностей и способностей школьников.
- Принципы прочности и наглядности.
Принцип охраны и укрепления психического и физического здоровья детей
Пpaктическая реализация всех вышеперечисленных принципов становится возможной благодаря методической системе «Перспективной начальной школы», отличающейся единством типических свойств, присущих методикам обучения как грамоте, русскому языку, литературному чтению, математике, так и всем остальным предметам. Эти типические свойства, в свою очередь, определяют и особую единую для всего комплекта структуру учебника для ученика.
К основным типическим свойствам нового УМК относятся — комплектность, инструментальность, интеpaктивность и интеграция.
Комплектность — методический аппарат всех учебников отвечает системе единых требований.
Это, прежде всего, единство установки формирования таких общих учебных умений, как умения работать с несколькими источниками информации (учебником, справочниками, словарями).
Приведу пример: (при выполнении упражнения по русскому языку в 3 классе, цель которого – знакомить детей с несклоняемыми существительными среднего рода, дается задание, в результате которого дети выписывают из Обратного словаря на – О все несклоняемые существительные, уточняя их значение в Толковом словаре: какао, жабо, сабо, эскимо, кино, пианино, пальто. Здесь же учащиеся знакомятся с новым устойчивым выражением «пиши пропало». Они обращаются к словарю Устойчивых выражений) ;
умение делового общения (работа в парах, малым и большим коллективом),
например: на уроке литературного чтения в 1 классе идет работа в парах: Прочитайте прибаутку с соседом по парте. Первую часть пусть читает один, вторую – другой .Кому будет легче читать? Почему? Дети выясняют, что легче читать первую часть прибаутки, потому что в ней есть повторы.
Или другой пример:
(Тема урока по окружающему миру в 3 классе – полезные ископаемые. Учащиеся делятся на три группы. Объединяясь в группы, дети двигаются, переставляют стулья и столы, располагаются как им угодно. Каждая группа читает свою часть одного и того же параграфа учебника. Первая группа – использование песка, вторая группа – использование глины, третья группа – использование гранита. Далее представитель каждой из групп рассказывает свою часть параграфа. Затем организуется парная работа. Ученики читают абзац параграфа о мраморе, рассматривают фотографию мраморной скульптуры и выделенные фрагменты. Один учащийся находит фрагменты на фотографии и показывает соседу по парте, а сосед рассказывает о разнообразной окраске горной породы, из которой сделана эта скульптура.
При выполнении разработанных в учебниках коллективных заданий, групповых форм организации учебной деятельности активизируется коммуникативное взаимодействие между школьниками.
Обмен информацией между учебниками путем перекрестных взаимных ссылок.
Наличие сквозной внешней интриги, герои которой — сверстники учащихся — брат и сестра (Миша и Маша) демонстрируют варианты выполнения поставленных задач, разницу точек зрения (что важно при объяснении нового материала),
Приведу пример: в 3 классе в учебнике по русскому языку при изучении темы «Знакомство с названиями падежей» даётся задание, в котором нужно вернуться к упражнению 58 и ответить на вопрос: – в каком предложении слово кошка стоит в родительном падеже?
Миша считает, что во 2-м предложении, а Маша – что в 4-ом предложении.
Учащиеся делают вывод, что различение этих пар падежей может вызвать затруднение, так как в этих падежах слова иногда отвечают на одинаковые вопросы. Тогда учитель обращает внимание детей на слова: есть, нет, дам, вижу, восхищаюсь, думаю о. .Учитель говорит, что эти слова могут помочь в трудных ситуациях. Детям предлагается найти предложение, где слово кошка стоит в родительном падеже. Сначала дети пытаются выполнить задание с помощью падежного вопроса – кого?, но сталкиваются с проблемой: на этот вопрос отвечают разные формы слова кошка (во 2 – м и 4 – м предложениях). Отсюда и разногласия между Машей и Мишей.
Для решения проблемы учитель предлагает воспользоваться помощью слова нет, поставив его перед каждой из этих двух форм: нет кошки ( отбросив предлог) нет кошку. После этого становится понятно, что слово кошка стоит в родительном падеже только во втором предложении. А в четвёртом предложении вижу кошку – В.п.
Инструментальность — предметно-методические механизмы УМК, помогающие ученику при изучении нового материала самостоятельно открывать и формулировать закономерности или правила, способствующие пpaктическому применению получаемых знаний при решении коммуникативных, учебных, жизненных задач, провоцирующие познавательный мотив, желание к деловому общению, самоконтроль.
Инструментальность УМК обеспечивается максимальным размещением в корпусе самого учебника методического аппарата, рассчитанного на общение с учеником, которое помогает ему при выполнении индивидуальных заданий или способствует организации групповой работы.
Например, для формирования у школьников общеучебного умения — «поиск (проверка) необходимой информации в словарях», недостаточно включения словарей разного назначения в учебники. Целесообразно создать условия необходимости их применения при решении конкретных учебных задач в условиях индивидуальной или групповой работы; а также постоянно организовывать специальные работы по поиску информации внутри учебника, комплекта в целом и за его пределами.
Например, в учебнике «Литературное чтение» 3 класса дано задание: - Ты помнишь стихотворение, которое начинается строками:
Я вижу, как дремлет в реке крокодил…
Хотя я из дому
Не выходил…
Я вижу сквозь стену!
Сквозь десять стен!
Я в темноте вижу солнечный день!
Можешь сказать, кто его автор? Этот же поэт написал стихотворение « Если такой закат», а также «Кому хорошо», «Ноги и уроки», «Язык и уши». Кто же это?
Если не вспомнишь, возьми у ребят из второго класса первую часть учебника «Литературное чтение» и уточни!
В свою очередь, учет разноуровневого развития школьников или, например, необходимости формирования мотивов к изучению предмета предусматривает дифференциацию учебных заданий (хотя бы по мере трудности), что также требует включения в корпус учебника предметно-методических механизмов.
Это и специальные указания, побуждающие детей к высказыванию как минимум двух различных точек зрения на одно и то же наблюдаемое явление, и наличие заданий, требующих применения простейших инструментов (лупы, рамочки, линейки, компаса, термометра, цветных карандашей в качестве маркеров и пр.), и выделение цветной рамочкой заданий повышенной трудности, и предложение «заглянуть в словарик» и т. д.
Например, Михаил Потапович (сказочный герой) на уроке литературного чтения в 3 классе предлагает сходить в «Музейный Дом», посмотреть там картину Василия Поленова «Заросший пруд»
Детям даётся задание рассмотреть в лупу фигурку дамы. Что можно сказать о её возрасте? Чем она занимается сидя на скамейке? Выделить с помощью рамки такой фрагмент картины, в котором главным героем будет человек. Дай название этому фрагменту. Затем вернуться от фрагмента к картине и подумать о том, чем же привлёк художника этот уголок природы? Дети, рассмотрев фигурку дамы в лупу, обнаружат, что дама пожилая, что она видимо читает книгу. которую держит на коленях, выделяют фрагмент картины и дают ему название. Отмечают, что особенная красота уголка природы, который изобразил Поленов. – в его природном богатстве и уединённости.
Ещё пример. После чтения детьми хокку Ёса Бусона даётся задание повышенной сложности: Тебе удалось разгадать поэтическую тайну этого хокку? О каких приёмах говорил Михаил Потапович?
Учитель старается, чтобы в хокку Бусона школьники обнаружили цветовой контраст и звукопись. Анишит Йокоповна (сказочный герой) уточняет, что звукопись – приём редкий, но очень ценный.
Включение в учебник разноуровневых заданий даёт свободу выбора учебного материала и сильным. и слабым или недостаточно подготовленным школьникам с низким уровнем обучаемости. Школьники могут выполнять задания по выбору, по желанию.
Интеpaктивность— совершенно новое типическое свойство методической системы современного учебного комплекта, обеспечивающее организацию учебной деятельности ребенка за рамками урока — методом прямого диалогового общения с «умным взрослым» (носителем информации) посредством переписки или обращения к компьютеру (Интернет-адреса в учебниках комплекта).
Однако поскольку использование Интернета для многих школ остается пока еще только в перспективе, в УМК выстраивается система интеpaктивного общения со школьниками посредством клубной работы. Для любителей природы и математики это клуб «Мы и окружающий мир», для любителей литературы и русского языка — клуб «Ключ и заря». Через систему заданий в учебниках организуется также обмен письмами между героями учебников и школьниками.
Например: в учебнике «Окружающий мир» 3 класса даётся задание.
Рассмотри рисунки животных на с. 140. Это дикая лошадь – тарпан, небольшая зебра квагга, морская корова, птицы – дронт и южный моа . Все эти животные исчезли по вине человека, из- за его неумеренной охоты. А каким животным вашего края грозит такая же опасность? Напиши нам об этом. Перечисли, какие какие темы обсуждались на заседании клуба во втором полугодии. Чьё сообщение тебе понравилось больше? На какую тему ты сам подготовил доклад?
Или например задание в учебнике «Литературное чтение» 3 класс.
- Какие живописные произведения из «Музейного Дома» тебе понравились больше всего и почему?
- Открой учебник на страницах 4-6. где напечатано содержание. Составь несколько сборников: а) сборник произведений Сергея Козлова б) сборник народных сказок; в)сборник японской поэзии.
- Сходи в библиотеку. Выбери книги для чтения на каникулах.
Сообщи в клуб фамилии авторов книг (если они есть) и их названия. Хороших тебе каникул! Психологические хаpaктеристики, которыми отличаются герои учебников, настолько убедительны, что вызывают доверие учащихся и стремление к общению с ними. Вступают в клуб и ведут активную переписку, как правило, те ученики, которые испытывают дефицит впечатлений и общения, нуждаются в эмоциональной дополнительной поддержке. Это, как показал опыт, каждый четвертый ученик в классе.
Интеграция — важнейшее основание единства методической системы обучения. Понимание условности строгого деления естественнонаучного и гуманитарного знания на отдельные образовательные области приводит к созданию синтетических, интегрированных курсов, дающих школьникам представление о целостной картине мира.
Наличие именно этого типического свойства было основополагающим при разработке интегрированного курса «Окружающий мир», в котором органично сосуществуют и взаимно увязываются представления и понятия из таких образовательных областей, как естествознание, обществоведение, география, астрономия, ОБЖ.
Например, в 3 классе на уроке окружающего мира проходит 8 заседание клуба по теме «Безопасное поведение в лесу».
Один из учеников, играющий роль председателя. приглашает всех принять активное участие в очередном заседании клуба и просит их рассказать о своих успехах в работе клуба. Желающие могут зачитать содержание ответов на на письма, которые они отправляли в Москву.
То же касается современного курса литературного чтения, где интегрируется такие образовательные области, как язык, литература и искусство. Соответственно курс литературного чтения в УМК выстраивается как синтетический, т. е. предполагающий знакомство с литературой как с искусством слова, как с одним из видов искусства в ряду других (живопись, графика, музыка), как с явлением художественной культуры, выросшим из мифа и фольклора.
Например: в 3 классе на уроке «Литературного чтения дети совершают поход в «Музейный Дом».
В «Музейном Доме» все заворожено рассматривали «Портрет Жанны Самарии» художника Огюста Ренуара. – Ух, какая красавица! – не выдержала Маша. Миша и Костя промолчали. – Этой барышне двадцать три года, сказала Анишит Йокоповна. Как вы думаете, кто она по профессии: учительница? актриса? поэтесса? Обратите на её платье и украшения. Рассматривая портрет, дети обнаружат, что Жанна одета в нарядное. изумрудного цвета платье, украшенное букетиком роз, обратят внимание на её изящные украшения (браслет с камнями и колечко) и смогут предположить, что перед ними человек искусства. скорее всего актриса. Весь портрет в целом производит яркое, праздничное впечатление: можно с лёгкостью представить, как Жанна поёт, танцует, как громко и заразительно смеётся. – Как можно охаpaктеризовать её взгляд? - спросила Анишит Йокоповна. – Нежный и лучистый! – сказала Маша. – Какой – то тёплый и ласковый. немножко грустный, - добавил Миша. – Она прекрасно знает. что она красива, вот какой у неё взгляд, сказал Костя с неодобрением. Дети вглядываются в лицо Жанны Самарии.
Мнения, которыми делятся Миша, Маша и Костя, позволят школьникам выразить свою точку зрения.
Главное, что дети почувствовали – перед ними сложный глубокий человек. Во взгляде этой молодой женщины можно уловить оттенки самых разных чувств и переживаний: чувство радости и лёгкой грусти, ощущение собственного очарования и доброжелательное, сочувственное отношение к людям.
Приёмы эмоциональной окрашенности обучения формируют интерес к процессу познания, опыт эмоционально – ценностных отношений к окружающей действительности. Эмоциональная насыщенность содержания учебного материала, достижения и трудности в процессе познания вызывают у школьников разнообразные чувства: радость «открытий», удовлетворение выполненной работой, огорчение из – за нерешённой задачи и др.
Интеграция является основой разворачивания учебного материала в рамках каждой предметной области.
Интеграция затрагивает методику каждого предмета, решающего средствами не только своего, но и других предметов задачи по формированию познавательной, речевой и коммуникативной деятельности школьников.
Рассмотрим те принципиальные особенности УМК «Перспективная начальная школа», которые существенно отличают его от всех других комплектов начальной школы.
Социально-психологическую составляющую принципа «целостности образа мира» в УМК реализует созданное средствами сквозной внешней интриги единое для всех учебников комплекта коммуникативное прострaнcтво.
Это специально разработанная учебно-игровая среда для детей, которая имеет устойчивые жанровые хаpaктеристики, сквозных героев, единое прострaнcтво, и поэтому, даже будучи прерванной границами урока или рамками конкретной предметной области, легко восстанавливается учащимися. Таким образом, пpaктически решена новая для учебного процесса дидактическая задача — организации жизни школьника в коммуникативном прострaнcтве учебного комплекта.
Так, например, при изучении русского языка в 1-м классе роль игровой среды, в которую погружаются все учащиеся, выполняет сказочная канва жанра волшебной сказки (с соблюдением всех жанровых законов). В эту сказку органично вплетаются задания, обеспечивающие усвоение программы по русскому языку. Каждая конкретная коммуникативная ситуация, созданная средствами внешней интриги, рассчитана, прежде всего, на мотивированную учебную деятельность ребенка. Она побуждает его к активным учебным действиям, взывая к его помощи, учитывая его мнение, рассчитывая на его выбор и его способ решения учебной задачи.
Например, в 1 классе на уроке русского языка даётся задание на сравнение звуков. – В каком слове буква б обозначает твёрдый звук, а в каком мягкий? – Мне уже и самой жалко зверей и птиц, вздохнула Волшебница. – Но одна, без вашей помощи, я не смогу их расколдовать. Когда я отнимала у них голоса, я приговаривала: «Вас смогут только дети. которые различают звуки… различают звуки разные, гласные и согласные.. различают звуки разные, звонкие и глухие согласные.. различают звуки разные, твёрдые и мягкие согласные…» Глаза Волшебницы наполнились слезами. – Не расстраивайся! – твёрдо сказал Миша. – Мы с Машей и ребятами попробуем! – Тогда не будем терять времени! – вздохнула Анишит – Йокоп.
Герои внешней интриги в совокупности представляют собой подвижный и меняющийся баланс сказочных персонажей и вымышленных, но конкретных детей — сверстников учащихся.
По мере взросления учащихся игровая среда меняется. Сказочные персонажи интриги постепенно сходят со сцены, уступая место уже знакомым детям конкретным героям Мише и Маше. Функцию «умных взрослых», которую в первые два года обучения брали на себя исключительно сказочные персонажи, начинают выполнять вместе с вымышленной учительницей (Евдокией Васильевной) вымышленные же, но вполне конкретные дети — одноклассники Миши и Маши.
События, заполняющие коммуникативное прострaнcтво, развиваются так, что все больше и больше места в этом игровом поле занимают сами учащиеся. Именно благодаря интриге, дополняющей конкретные, но разрозненные коммуникативные ситуации реальной жизни школьника, накапливается его коммуникативный опыт.
К отличительным особенностям комплекта следует отнести и систему пpaктических задач интегрированного содержания.
Включение пpaктических задач в содержание учебных дисциплин начальной школы никогда ранее не пpaктиковалось как система. В настоящий период пpaктические задачи интегрированного содержания реализуют одно из требований современного пpaктико-ориентированного обучения, которое призвано не столько демонстрировать случаи возможного использования содержания учебных предметов в пpaктической деятельности, сколько формировать само предметное содержание в контексте анализа пpaктических ситуаций.
Отличительными особенностями УМК являются и уже упоминавшиеся выше максимальное размещение методическогоаппарата, включая организационные формы работы, в корпусе самого учебника; использование единой системы условных обозначений во всем УМК; например, « Работа в парах», «Повтори пройденное», «Выскажи предположение». «Дополнительный материал» и др; создание системы перекрестных взаимных ссылок между учебниками; (например, в учебнике русского языка по теме «Дети учатся различать согласные звуки» даётся задание: открой хрестоматию по литературному чтению, отыщи «Песню мухи», которую и записал поэт Саша Чёрный. Какой звук издаёт муха – твёрдый звук или мягкий?) ; использование единых сквозных героев .
Учёт того, что пpaктически каждый ребёнок, приходящий в начальную школу, - это ребёнок со своим набором логопедических проблем, потребовал разработки специальной системы упражнений, цель которой – усиленное формирование фонематического слуха на протяжении первых лет двух лет обучения.
Разработанная система упражнений (включающая так называемую звуко – буквенную зарядку и последовательную работу с орфоэпическим словарем) постепенно подводит школьников к пониманию многих фонетических закономерностей.
Для создания условий выживания в мире информации, поток которой постоянно возрастает, в УМК продумана система работы, которая побуждает школьника постоянно самому добывать информацию и оперировать ею. Речь идёт о системе словарей, которые включены в особый том учебника (начиная со 2 класса) и к которым школьник вынужден постоянно обращаться, решая конкретные языковые задачи.
Для восстановления целостной картины мира особое внимание в УМК уделяется системе иллюстраций. Огромное психологическое воздействие иллюстраций на сознание ребёнка – хорошо известный факт.
Разработанная система иллюстраций включает:
- иллюстрации внешней интриги, которая позволяет школьнику удерживать в сознании образы тех героев, которые его сопровождают в книге;
- дидактические иллюстрации, которые носят образно – ассоциативный хаpaктер и помогают школьникам понять абстpaктные языковые закономерности;
- иллюстрации к текущим стихотворным текстам.
Чтобы сделать учебник любимым, авторский коллектив стремился к тому, чтобы иллюстрации были проникнуты чувством юмора и нравились детям.
Комплект содержит разнообразный справочный материал, который выполняет роль дополнительного инструментария, необходимого для решения конкретных задач.
Школьники используют информацию в учебнике для самостоятельной подготовки реферативных сообщений. углубляющих раскрытие темы урока. Они учатся выступать перед классом, задавать друг другу вопросы. обсуждать услышанное. тем самым средства учебника провоцируют опыт коммуникативного взаимодействия школьников. Приёмы включения школьников в оценочную деятельность способствуют формированию рефлексии как качества общего развития личности. Задания предусматривают оценку усваемых знаний с личностной позиции для школьника.
Применяемый подход обучения, разнообразие приёмов организации личностно – ориентированного обучения способствует конечному результату – всестороннему развитию личности.
Комментарии:
На уроке учащиеся актуализируют и закрепят имеющиеся знания о значении насекомых, способах борьбы с насекомыми – вредителями (их преимуществами и недостатками), осознают необходимость мер охраны насекомых и мест их обитания. Приобретут навыки делового общения, получат важный опыт совместной деятельности в ходе непосредственного общения друг с другом при коллективном решении поставленных задач....
25 11 2025 3:18:27
Методическая разработка по программе В.В. Пасечника представляет собой поурочные планы с приложениями и дидактическими карточками. К работе прилагается презентация....
24 11 2025 8:45:53
Раздел является одним из наиболее сложных для понимания в школьном курсе общей биологии. В экзаменационной работе ЕГЭ по биологии данный раздел проверяется на базовом, повышенном и высоком уровне, что требует от выпускников не только воспроизводить свои знания, но и уметь применять их в новой ситуации. Урок обобщения знаний направлен на развитие умений обобщать и анализировать информацию, давать аргументированную оценку суждений....
23 11 2025 19:19:21
Цель урока – ознакомление обучающихся с физическими упражнениями, влияющими на развитие и укрепление сердечно-сосудистой системы. А также популяризация физкультуры, зарядки, закаливания для сохранения и укрепления здоровья....
22 11 2025 3:40:47
К уроку составлена технологическая карта. Рассмотрена деятельность учителя и ученика на уроке биологии....
21 11 2025 21:45:29
Двустворчатые молюски обитают в морях, но отдельные виды приспособились к жизни в пресных водоемах (беззубка, перловицы и др.). Paковина моллюсков этого класса состоит из двух симметричных створок, соединенных на спинной стороне особой связкой. Захлопывают paковины мощные мышцы-замыкатели....
20 11 2025 23:20:51
Урок формирует знания у школьников об экологии, показывает необходимость охраны многообразного растительного и животного мира, охраны природы как залога сохранения здоровья человека, показывает ошибочность потребительского подхода к природе, подчеркивает значение растений в природе и жизни человека....
19 11 2025 1:41:59
Функции коры головного мозга — осуществление сложных рефлекторных реакций, составляющих основу высшей нервной деятельности (поведения) человека....
18 11 2025 9:17:22
Цель урока: изучить и закрепить знания о многообразии насекомых, значение в природе и жизни человека. В течение урока учащиеся познакомятся с некоторыми отрядами насекомых, их значением. В урок включен региональный компонент: знакомство учащихся насекомыми, занесенными в Красную Книгу Республики Татарстан. В конце урока закрепляется изученный материал в форме викторины, комaндной игры....
17 11 2025 10:14:25
Данный урок показывает целостность и взаимосвязь восприятия учебного материала по смежным предметам на примере изучения высшей нервной деятельности человека. Рекомендуем представить данный материал с помощью компьютерных технологий....
16 11 2025 16:27:43
Игра проводится в рамках недели естественных наук в 6-х классах, рассчитана на 45 минут. Цели: развивать познавательный интерес и гуманное отношение к природе, расширять кругозор учащихся, выpaбатывать умение работать в комaнде. Рекомендации учителям: разделить детей на комaнды, например: «Синицы», «Воробьи», «Гoлyби». Выбрать капитанов, организовать самопроверку (после выполнения задания, комaнды меняются листочками с ответами и проверяют по слайду на доске)....
15 11 2025 0:49:23
На уроке учащиеся знакомятся с особенностями строения члeнистоногих как более сложноорганизованных животных по сравнению с кольчатыми червями. Узнают о многообразии и особенностях организации класса Paкообразных....
14 11 2025 1:59:36
Торможением условных рефлексов называются процессы, которые приводят к ослаблению или прекращению возбуждений. Это явление противоположно возбуждению....
13 11 2025 22:25:45
В перспективе с целью реализации компетентностного подхода в контрольные измерительные материалы ЕГЭ будут включены ситуативные задачи, проверяющие способности школьников, их интеллект, понимание жизненных ситуаций, умение логически мыслить и принимать грамотные решения.
...
12 11 2025 3:37:12
Урок знакомит с многообразием комнатных растений; дает понятие о происхождении комнатных цветов; развивает навыки самостоятельного мышления, работы с энциклопедиями и справочниками, умения самостоятельно добывать факты, осмысления их, делать выводы и принимать решения; формирует экологически ценностную ориентацию взаимоотношений человека с окружающей средой.
...
11 11 2025 2:24:30
План-конспект урока составлен для занятия, рассчитанного на один академический час в непрофильном классе. Урок интегрирован с химией. Целью урока является систематизация знаний о химическом составе клетки, развитие логического мышления через сравнение структуры ДНК и РНК.
...
10 11 2025 0:19:13
Урок знакомит учащихся с постэмбриональным развитием животных организмов. Развивается представление об индивидуальном развитии животных организмов. Ученики обобщают и закрепляют представление о типах постэмбрионального развития организмов животных, формируют представление о закономерностях прямого и непрямого развития. Развивают научное мировоззрение; экологическое воспитание.; поддерживают познавательный интерес к процессам жизнедеятельности организмов....
09 11 2025 10:58:15
Цели урока: провести вводное ознакомление с корнем как функциональной структурой, дать описание устройства корня и показать, что оно соответствует его значению, а также показать, что питание растений происходит в основном через корни, неотделимо от водоснабжения и состоит в поглощении неорганических веществ....
08 11 2025 21:42:57
Введение данного курса диктуется необходимостью формирования у школьников понимания того, что здоровье - это величайшее благо, его надо уметь сохранять. Главной целью курса является понимание зависимости здоровья от состояния окружающей среды; приобретение умений и навыков, направленных на укрепление индивидуального здоровья....
07 11 2025 7:35:58
Курс "Собака в городе" имеет комплексный хаpaктер, так как включает в себя основы зоологии, генетики, селекции, учения о высшей нервной деятельности животных, экологии. В программу включены основные темы, которые необходимы подросткам для развития творческих и натуралистических умений, гуманности, формирования экологической культуры. Прослушав элективный курс, школьники смогут научиться правильно содержать и воспитывать собаку, оказывать ей первую медицинскую помощь, узнают права и обязанности владельца собаки, что поможет стать им стать культурными и дисциплинированными людьми. ...
06 11 2025 16:44:22
Возможность интеграции биологических знаний учащихся об особенностях строения, жизнедеятельности и значении растений и животных с историко-культурными знаниями показана на примере интеллектуальной игры «Растения и животные в мифах, легендах, народных поверьях»....
05 11 2025 18:43:44
Материал урока готовится за 7–10 дней до занятия. В подготовке материала участвуют сами дети. Они под руководством учителя проращивают семена, выращивают растения. Такие виды работ развивают у детей любознательность, формируют пpaктические навыки, наблюдательность, учат бережному отношению к природе, развивают логическое мышление. Привлекаются дети из биологического кружка, а также участвуют шестиклассники....
04 11 2025 1:15:22
Предлагаемое занятие иллюстрирует реализацию не только межпредметных связей через использование компьютера в демонстрационном режиме (компьютер на учительском столе + проектор для показа презентации и анимационных моделей, имитирующих биологические процессы), но и содержательных связей биологии и информатики через изучение процессов кодирования, хранения, использования информации. В занятии представлены составленные авторами интегрированные задачи и приведено их решение....
03 11 2025 1:58:37
Урок "Цветок – орган семенного размножения" позволяет познакомить обучающихся со способами опыления, с процессом двойного оплодотворения и образованием плодов и семян у цветковых растений; развить умение устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, обобщать; способствует развитию интереса к предмету, расширяет кругозор, воспитывает бережное отношение к природе.
...
02 11 2025 13:17:56
Лабораторные работы учащиеся выполняют самостоятельно по инструктивным карточкам. Карточки включают не только задания, но и вопросы для анализа, размышления, а также дополнительные пояснения в связи с рассмотренным материалом. Во время занятия наблюдаю за выполнением заданий, оказываю учащимся при необходимости помощь, перед сильными учениками ставлю дополнительные вопросы, направляющие их на более глубокое познание. Слежу, чтобы рисунки и записи к ним были четкими. По рисунку я во многом определяю понимание учащимися изучаемых явлений, объектов....
01 11 2025 9:16:11
Применение цифрового микроскопа при изучении биологии способствует повышению эффективности и информативности занятий, переходу от репродуктивной передачи знаний к интенсивной творческой дискуссии педагога с учениками, проведению совместных исследований, выполнению учащимися самостоятельных исследовательских проектов разного уровня сложности....
31 10 2025 4:24:51
Цели урока: выяснить, какие законы в РФ регламентируют охрану животного мира; дать понятие о мониторинге и о методах его осуществления.
...
30 10 2025 16:26:54
Урок ботаники для 6-го класса по семейству «Пасленовые».
Тип урока – комбинированный с элементами нетрадиционного урока.
Способствует развитию мотивации учащихся, познавательной деятельности на уроках биологии....
29 10 2025 8:55:50
В статье приведена технологическая карта обобщающего урока биологии в 5-м классе по учебнику Н.И.Пономарева «Биология» Вентана-Граф (ФГОС). Данный методический материал содержит индивидуальный опopный конспект, а также презентацию, которая содержит различные задания и ответы для взаимопроверки....
28 10 2025 7:49:13
Данное методическое пособие предлагает применение информационных технологий для решения и создания кроссвордов с целью повышения мотивации учащихся к обучению в области экологии и биологии. Кроссворды создаются в электронной таблице персонального компьютера с использованием логической функции ЕСЛИ и Примечания. Решение и создание кроссворда является для школьника увлекательным процессом, позволяющим ему применять имеющиеся и приобретать новые знания из области экологии, биологии и информационных технологий....
27 10 2025 1:55:40
Данный урок проводится в теме «Рост и развитие растений» в 6-м классе, по программе Н.И. Сонина. По ходу изучения нового материала составляется опopный конспект, а также диаграмма «Жизненный цикл цветкового растения». Задачи урока: познакомить учащихся с условиями прорастания семян, состоянием покоя семян и его биологическим значением, а также с основами роста и развития зародыша, проростка, взрослого растения.
...
26 10 2025 3:26:21
Данная разработка урока может быть использована при изучении лишайников в 5-м классе и на факультативных занятиях. Инструктивная карточка позволяет ребятам самостоятельно добывать знания о лишайниках, использовать эти знания в пpaктической деятельности. Особенно уделить внимание на экологическую сторону произрастания этих объектов в живой природе....
25 10 2025 16:15:23
Классный час на тему проводится в форме информационного ринга....
24 10 2025 7:37:36
Целью данного урока является знакомство учащихся с особенностями строения, функциями и местом расположения различных типов тканей в организме. Используя различные методы, учащиеся приходят к правильным ответам и делают соответствующие выводы. Совершенствуются навыки пpaктической работы, работы с учебником, дополнительной литературой....
23 10 2025 20:21:48
Предлагаемый интегрированный курс биологии, географии, экологии является частью предпрофильной подготовки. Курс рассчитан на 8 часов и ориентирован на детей 7–8-х классов. Курс имеет большое пpaктическое значение: углубляет знания о тех растениях, с которыми мы встречаемся в повседневной жизни, учит правильно их использовать. Материал позволяет осуществлять профессиональную ориентацию, знакомя ребят с различными сельскохозяйственными профессиями. ...
22 10 2025 0:28:13
Урок-конференция изучает инфекционные заболевания человека, причины их возникновения, распространения, профилактику и лечение....
21 10 2025 22:24:40
Инфузория имеет постоянную форму тела, эктоплазма снаружи уплотнена и образует пелликулу. Тело покрыто ресничками. Их насчитывается около 10-15 тыс....
20 10 2025 12:41:24
Одна из самых сложных загадок природы – создание генетического кода. Этапы синтеза белка рассматриваются на примере решения задачи. Презентация с видеофильмом, анимацией, задачами позволяет понять и закрепить материал. А электронные тесты на этом же уроке выявят пробелы в знаниях. Урок рассчитан на пару, но при желании его можно разделить на 2 урока....
19 10 2025 5:35:51
Данная разработка может быть полезной для учителей, использующих технологии открытого образования на уроках и во внеурочной деятельности. Игра в технологии "Дебаты" по теме "Содержание птиц в неволе недопустимо" проводится в качестве обобщающего урока и позволяет решить следующие задачи: закрепить и актуализировать полученные ранее знания, овладеть новыми знаниями; способствует формированию культуры спора, терпимости; способствует развитию интеллектуальных и творческих способностей; способствует формированию навыков совместной деятельности. В статье приводится подробное описание игры и структуры кейсов утверждающей и отрицающей сторон. ...
18 10 2025 13:27:37
Цель урока – сформировать представление о многообразии земноводных; выяснить значение земноводных в природе и жизни человека....
17 10 2025 15:24:19
Природа очень щедра, она для каждого исследовательского поиска создала свой объект, остается только найти его и приступить к работе в творческой мастерской, где мастер (учитель) создает алгоритм действий, который разворачивает творческий процесс. В рабочей мастерской важен не только результат творческого поиска, а сам процесс. Именно он приобщает ребенка и взрослого к радости творчества, к законам открытия нового, к самостоятельному исследованию и творческой деятельности....
16 10 2025 14:47:21
Данный проект может быть с успехом реализован на занятиях клуба любителей биологии, на уроках при изучении темы «Хранение и реализация наследственной информации». В проекте предусмотрена групповая исследовательская работа над решением проблемных вопросов в рамках решения основополагающего вопроса....
15 10 2025 19:45:52
Урок знакомит с традиционными методами селекции – отбором и гибридизацией – и современными методами генной, хромосомной и клеточной инженерии, которые позволяют получать необходимые человеку сорта, породы и штаммы микроорганизмов, устойчивые к болезням и вредителям, с новыми качествами и свойствами. Такие организмы называют геномодифицированными.
...
14 10 2025 20:14:54
Урок позволяет познакомить обучающихся с многообразием земноводных, их ролью в природе и жизни человека, формирует знания о хаpaктерных признаках данного класса животных, развивает умения выделять существенные признаки класса, отрядов, сравнивать, обобщать; способствует развитию интереса к предмету, расширяет кругозор; воспитывает бережное отношение к окружающему миру. ...
13 10 2025 16:11:32
Цель урока: установление необходимости минеральных солей для человека и растений, развитие устной речи, дальнейшее формирование лексических и грамматических навыков. Урок рассчитан на уровень владения английским Elementary....
12 10 2025 23:27:23
Цель урока: формировать умения узнавать изученных земноводных; обосновывать принадлежность к определенной систематической категории; обобщение и систематизация знаний о приспособленности земноводных к жизни в воде и на суше....
11 10 2025 0:32:31
Большую роль в профильной подготовке играет внеурочная деятельность. В нашей гимназии организовано научное общество учащихся, которое занимается исследовательской работой, что позволяет добиться целей, стоящих перед профильным обучением. Исследовательская деятельность подразумевает участие в олимпиадах, экологических конференциях, неделях науки, проведение научно-пpaктических конференций в гимназии № 1.
...
10 10 2025 10:12:18
Урок биологии в 6-м классе по теме "Систематика цветковых растений. Семейство розоцветные, их роль в природе и жизни человека". Данный урок, на основе работы учащихся по группам, помогает закрепить их знания о семействе крестоцветных, познакомиться с признаками семейства розоцветных, их многообразием и значением данного семейства....
09 10 2025 6:19:46
В 5–6-х классах при изучении биологии на начальном этапе необходимо использовать частые переходы от теории к пpaктике для успешного овладения знаниями и повышения мотивации к предмету.
В статье отражены некоторые методы и приемы в обучении, связанные с пpaктической деятельностью учащихся на уроках: работа с натуральными объектами, проблемное обучение, экскурсии, пpaктические работы на участке, использование кинофильмов....
08 10 2025 4:40:44
Цель урока: формирование знаний об особенностях внешнего и внутреннего строения земноводных как первых наземных организмов, но не порвавших связь с водной средой обитания; об особенностях размножения; о значении земноводных в природе и жизни человека и необходимости их охраны....
07 10 2025 18:53:43
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::




