Урок по теме "Состояние окружающей среды и ее влияние на органы дыхания" > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Урок по теме "Состояние окружающей среды и ее влияние на органы дыхания"


    Урок по теме "Состояние окружающей среды и ее влияние на органы дыхания"

                                                                           

«Берегите здоровье смолоду!»

Цели урока:

Образовательные:

  • выявить источники загрязнения атмосферного воздуха;
  • показать отрицательное действие никотина на органы дыхания;
  • обосновать необходимость поддержания чистоты воздушной среды;
  • совершенствовать умения учащихся работы на компьютере.

Воспитательные:

  • воспитывать бережное отношение к своему организму, к своему здоровью, к здоровью окружающих;
  • провести аналогию: дыхание – жизнь; легкие человека – легкие нашей планеты (растительный мир) ;
  • расширять кругозор школьников, прививать интерес к предмету.

Развивающие:

  • развивать творческие способности учащихся по созданию мультимедийных презентаций;
  • обеспечить развитие умений ставить цель и планировать учебную деятельность;
  • создать условия для развития умений проводить сравнение, анализировать обобщать, делать выводы.;
  • развивать монологическую речь учащихся.

Ход урока

У нас на уроке сегодня присутствуют специалисты – историк, химик, фармаколог, врач, статистики, которые расскажут нам подробно о влиянии курения на органы дыхания.

Действие никотина на органы дыхания

Одним из компонентов вдыхаемого воздуха может быть табачный дым, там где живут курильщики, а также люди, не имеющие этой вредной привычки, но вынужденные быть пассивными курильщиками. Итак. Эта проблема табакокурения касается каждого из на, так как жестокому отравлению через органы дыхания подвергает свой организм курильщик табака. Еще известный немецкий ученый и поэт И. Гете говорил: “От курения тупеешь, оно несовместимо с творческой работой”. Ученикам было дано задание исследовательского хаpaктера найти материал о курении. Слово историку.

История появления курения (см. Презентацию 1)

Табак – однолетнее растение из семейства пасленовые, высушенные листья которого после специальной обработки измельчают и используют для курения. В состав листьев табака входят: никотин, белки, углеводы, органические кислоты, смолы г эфирные масла; последние придают табаку хаpaктерный запах. Главная особенность табака, которая отличает его от других растений семейства пасленовых, – содержание никотина.

Этот травянистый продукт со своеобразным запахом приплыл из неведомой, полной чудес Америки. А свое название растение получило в честь провинции острова Гаити – Тобаго. В 1492 году испанцы, прибывшие на Кубу увидели людей, которые вдыхали дым, образующийся при сжигании листьев этого растения. Поверив в целебную силу этого растения, Колумб вывез семена в Европу. Курение табака быстро распространилось в Европе. Причем, употрeбляли табак разными способами – жевали, нюхали, курили. Сперва курили трубки, потом в течение продолжительного времени модными были сигареты. Привычка курит, как вирус заразной болезни, стала распространяться все шире и шире. Табак начал свое победоносное шествие по странам и континентам. В Россию табак был завезен в 1585 году.

В течение более двухсот лет человечество стихийно ставило на себе широкий опыт по изучению влияния курения на организм. Исследования, проведенные во многих странах, доказали, что табак для здоровья опасен. Курение коварно. Оно убивает, но убивает не сразу, а медленно, как бы частями, по отдельным клеткам. Верно утверждает пословица – “Капля долбит камень”. Организм подвергается ударам ядовитых веществ годами, ежегодно, ежечасно. Постоянное воздействие вредных веществ в конце концов выдалбливает брешь в здоровье человека.

: “слово “никотин” произошло по имени французского посланника в Лиссабоне Португалия Жана Нико, который во второй половине XVl в. преподнес Марии Медичи эту “всеисцеляющую” травку для лечения мигрени”, указывая на якобы лечебные свойства табака.

Выступление следующего специалиста – химика.

Химический состав табачного дыма (Презентация 1)

“Подноготная” заморского гостя

В табаке и табачном дыме содержится около 100 опасных для организма веществ. Например, никотин, обладающий сильным ядовитым действием. Это в первую очередь нервный яд. В малых дозах он возбуждает, в больших – угнетает нервную систему. Именно никотин оказывает такое хаpaктерное действие на человека, что наряду с множеством неприятных ощущений дает и своеобразное ощущение какого-то мгновенного подъема, легкости. Прежде всего именно этими качествами и объясняется привыкание к табаку. Никотин – это физиологически активное вещество, и его содержание в табачных листьях достигает 8%. Это бесцветная маслянистая жидкость с хаpaктерным запахом.

Табачный дым – это не только никотин. В состав табачного дыма входит аммиак, угарный газ, синильная кислота, эфирные масла, бензпирен и даже радиоактивный элемент полоний – 210. Он способствует образованию злокачественной опухоли.

Среди химических веществ есть производные почти всех классов органических соединений: предельные, непредельные углеводороды, спирты, эфиры, сернистые соединения, кислоты, фенолы, алкалоиды (среди них никотин), неорганические соединения мышьяка, меди, железа, свинца, марганца, никеля, полония, титана, цинка, радиоактивного калия, оксидов цинка и калия. Из них свыше 50 оказывают негативное воздействие на организм.

Установлено, что при выкуривании одной пачки сигарет средней крепости, образуется 0,5 г синильной кислоты, 0,12 г. пиримидиновых оснований, 0,18 г никотина, 0,64 г аммиака, 0,92 г СО и более 1 г табачного дегтя. Он содержит яд канцерогенов.

Демонстрация опыта.

Оборудование: пластиковая бутылка, на 1/3 заполненная ватными комочками, в отверстие пробки вставлена сигарета. Спички, песок в ящичке для тушения сигареты.

Опыт. Пластиковая бутылка сжимается, пробка ввинчивается и поджигается сигарета. Бутылку больше не сжимать. Она постепенно принимает прежний объем и сигаретный дым устремляется вовнутрь. Вскоре дым осядет, и можно будет рассмотреть осевшие на ватные комочки дёготь и копоть.

Выступление фармаколога (Презентация 1)

Влияние курения на организм

Проблемы, связанные с курением, в последние десятилетия стали особенно актуальными. Ученые установили, что:

Мишенями” табачного дыма становятся самые важные структуры организма – клетки крови, мозга, легких, сердца.

После длительных наблюдений медики пришли к выводу: курение обостряет течение всех болезней.

Имея любое хроническое заболевание и введя в свой обиход привычку курить, человек придает течению этого заболевания более тяжелый хаpaктер.

  1. нет системы органов, которая бы не страдала от курения;
  2. степень вреда, наносимого здоровью курением, зависит от возраста, в котором человек впервые к нему приобщается, а также от количества выкуриваемых в день сигарет;
  3. чаще страдают те, кто начал курить с малых лет.

По внешнему виду человека можно определить, является ли он курильщиком или нет. У курящего человека, особенно у курящей, изменяется цвет лица – кожа становиться сероватой, иногда желтоватой, с пепельным оттенком, становится дряблой. Такой кожей на лице не залюбуешься. У курильщика ухудшается и состояние волос. Они приобретают тусклый вид, делаются ломкими, сваливаются в пучки, а у мужчин нередко и выпадают. Одна из причин этого – ухудшение кровотока в коже.

Следует упомянуть и о том, как отражается курение на состояние зубов, являющиеся не только залогом здорового желудка. Хорошие зубы украшают. У курящих же обычно бросается в глаза желтовато-коричневый цвет – результат оседания на зубах продуктов горения табака. Это требует более энергичной их чистки пастой, что наряду с действием табачного дыма приводит к повреждению зубной эмали и более быстрому развитию кариеса. Зубы разрушаются, гниют, обуславливая нередко дурной запах изо рта. Курение отрицательно сказывается и на состоянии голосовых связок. Голос приобретает специфическое хрипловатое “ прокуренное” звучание.

Выступление врача.

Болезни курильщиков

Главная причина cмepтности в современном развитом обществе – болезни сердечно-сосудистой системы. Установлено, что курение является одним из основных факторов для получения сердечно-сосудистых заболеваний. При курении сужается просвет кровеносных сосудов, питающих сердце, затрудняется ток крови, сосуды делаются ломкими, закупориваются. Сердце работает с повышенной нагрузкой. Чтобы обеспечить кровью все клетки организма сердце курящего совершает тысячи лишних сокращений, что ведет к быстрому изнашиванию этого важного органа.

Второй главной причиной cмepтности после сердечно-сосудистых болезней являются злокачественные опухоли. В развитии paка легких важную роль выполняют бензпирен и радиоактивный полоний-210, входящие в состав продуктов горения табака.

Видимо, у некоторых людей имеется какая-то предрасположенность, в определенной степени наследственная, к paковым заболеваниям. Однако эта предрасположенность может никогда и не реализоваться, и paк не разовьется, если не будет для того соответствующих условий. Курение же способствует осуществлению такой потенциальной возможности.

Paк легких чаще возникает у курящих сигареты, так как при затягивании табачный дым попадает в легкие. А вот трубки и сигары приводят к paку нижней губы, потому что канцерогенные вещества задерживаются в ротовой полости.

Органы дыхания первыми принимают на себя табачный штурм. Под влиянием табачных смол погибают реснички клеток, выстилающих стенки носовой полости, трахей и бронхов, вследствие чего в легких накапливается слизь, появляется кашель и постоянно выделяется мокрота грязно-серого цвета. Легочные пузырьки теряют свою эластичность, резко ухудшается насыщение крови кислородом. Около 80% курящих страдают легочными заболеваниями в той или иной форме. Примечательно, что объем грудной клетки у курящих подростков на 25% меньше, чем у некурящих. Через некоторое время после выкуривания сигареты начинается спазм кровеносных сосудов, продолжающийся 25-30 мин., поэтому у человека, курящего систематически, сосуды постоянно находятся в суженном состоянии. Это значит, что сердце у него все время работает с повышенной нагрузкой, быстрее изнашивается, выходят из строя. Особенно опасно сужение коронарных сосудов, снабжающих кровью само сердце, поскольку при этом нарушается снабжение сердечной мышцы питательными веществами и кислородом, что в конечном итоге может привести к инфаркту миокарда.

Особенно страдает от курения нервная система подростков. Врачи установили, что курящие ученики более нервны, рассеяны, ленивы, менее сообразительны. Наибольшее число неуспевающих приходится на те классы, где есть курящие ученики. Почему это происходит?

Анемия (малокровие) – уменьшение в крови количества эритроцитов или гемоглобина.

Гастрит – воспаление слизистой оболочки желудка.

Стенокардия – одна из форм заболевания сердца, которая сопровождается приступами давящих болей в центре или левой половине грудной клетки.

Учитель. Выражение “статистика знает все” известно многим, а вот то, что статистика бывает разная, возможно знают не все. Одно из ее направлений – медицинская статистика, которая может в цифрах дать ответ на любой вопрос, касающийся здоровья человека. Даем слово статистикам.

Выступление – статистик, криминалист.

Мировая статистика свидетельствует о том, что ежегодно люди выкуривают 3600 миллиардов сигарет; 3,5 миллиарда жителей планеты пропускают через легкие ядовитый дым от 5 миллиардов килограммов табака .В настоящее время в России в подростковой среде курит каждый второй мальчик и каждая четвертая дeвoчка. Среди взрослых курят 17 миллионов мужчин и 5,5 миллионов женщин.

Статистика: По данным Всемирной организации здравоохранении каждые 6,5 секунд от болезни, связанной с курением, на планете умирает один человек. Курение уносит каждый год почти 200 тысяч жизней россиян. Каждая сигарета сокращает жизнь курильщика на 5-6 минут. Человек, выкуривающий в день по 10 или чуть больше сигарет, умышленно сокращает свою жизнь приблизительно на 6 лет.

Статистика: Ученые установили, что курение на внешности женщины сказывается отрицательнее, чем на внешности мужчины. У представительниц прекрасного пола кожа на лице стареет быстрее, теряет эластичность, а в уголках рта и глаз появляются глубокие морщины.

Статистика: Грозное заболевание сердца – инфаркт миокарда у курящих возникает в 12 раз чаще по сравнению с некурящими. У курильщика пульс чаще на 8 – 25 ударов в минуту, поэтому его сердце в сутки делает около 15 тысяч лишних сокращений. Статистика утверждает: треть умерших от сердечно-сосудистых заболеваний – жертва курения.

В Ницце (французский курортный город) проводилось\" соревнование среди отдыхающих – кто больше выкурит сразу сигарет. Победитель – он выкурил 52 сигареты, похоронен на местном кладбище, второй и третий призеры оказались в клинике, где врачи долго хлопотали над их здоровьем

Вывод учитель Если человек небрежно обращается с вещами и предметами и они портятся, то он может их заменить, но заменить свой организм мы не в силах! Поэтому необходимо вести здоровый образ жизни и беречь здоровье смолоду!

Следующий вопрос, который мы должны рассмотреть на уроке – это состояние окружающей среды. Без помощи специалистов нам не обойтись, поэтому на урок мы пригласили эколога, врача-пульманолога (занимается профилактикой, диагностиков и лечением болезней ДС) и специалиста комитета экологии города Комсомольска-на-Амуре.

Загрязнения атмосферы, источники – эколог

Перед современным человечеством стоит проблема выживания на Земле. Человеческое общество на протяжение своего существования проводило последовательную деятельность по созданию и улучшению условий своей среды обитания. Среда, созданная человеком, порой вредна для животных и растений планеты, и все чаще становится опасной, хоть и не преднамеренно, для самого человека: человек, стремясь создать блага, получить их как можно быстрее и дешевле, пренебрегает в первую очередь, интересами окружающей среды. Наступает такой момент, когда оказывается, что воздух, вода, почва настолько отравлены, что проживание самого человека становится невозможным. Поэтому, среди современных проблем, стоящих перед мировым сообществом особо выделяется одна – проблема ухудшения качества внешней среды обитания. А одним из факторов окружающей среды , пагубно влияющие на здоровье человека, является состояние атмосферного воздуха.

Существуют два источника загрязнения атмосферного воздуха: естественный и антропогенный.

Естественный источник – это вулканы, лесные пожары, пыльные бури, выветривование, процесс разложения животных и растений. Источником антропогенного загрязнение является теплоэнергетический комплекс, нефтегозопереработка, промышленность и другие. По данным А. М. Рябчикова, ежегодно в мире в результате деятельности человека в атмосферу поступает 25,5 млн. тонн углекислого газа , 190 млн. сернистой кислоты, 65 млн. тонн оксидов азота, 1,4 тонн хлорфторуглеродов (феонов), 32 млрд. м3 неочищенных сточных вод и 250 млн. тонн пыли.

Смог – густой туман, смешанный с дымом, копотью, в больших городах и промышленных центрах.

Смог – густой туман, смешанный с дымом, копотью, в больших городах и промышленных центрах.

Врач-пульманолог. Статистика Хабаровска говорит о том, что среди заболеваний, которыми больше всего страдают дети и взрослые – болезни органов дыхания. Первое место у детей – 56%, а у взрослых на эти болезни приходится 19%.

Население городов в большей степени подвержено этими заболеваниями. В крупных городах, с развитой энергетикой, трaнcпортом, индустрией весьма значительны выбросы в воздух промышленных отходов. Только в 1996 году в Хабаровском крае в воздух попало 302 288 т загрязняющих веществ. Львиная доля этих отходов, конечно пришлось на города. Хабаровчанам из этого числа досталось около 72 000 т., комсомольчанам около 50 000 т. Среди выбросов есть и такие токсические вещества, как оксид азота, диоксид серы и другие. За их концентрацией в воздухе постоянно следят экологи, но тем не менее нередко разовые выбросы превосходят допустимые нормы.

По сведениям врачей оксид азота при контакте с влажной поверхностью легких образует азотную и азотистую кислоты, которые поражают альвеолярную ткань, вызывая отек легких и сложные рефлекторные расстройства. При отравлении оксидом азота в крови образуются нитриты и нитраты. Эти соединения, в свою очередь, действуют на артериальное давление. Серьезные изменения происходят с гемоглобином, который перестает выполнять свою главную функцию – перенос кислорода.

Оксид азота также обладает раздражающим и прижигающим действием на дыхательные пути. За счет распада поврежденных клеток легких и последующего всасывания продуктов распада в кровь оксид азота обладает общетоксическим действием. Организм человека, регулярно подвергаясь его воздействию, не может противостоять инфекциям. Вот почему в промышленных городах заболеваемость верхних дыхательных путей выше, чем в экологически чистых районах.

Оксид серы не мене токсическое вещество, его воздействие вызывает расстройство нервной, бронхо-легочной, сердечно-сосудистой систем, желудочно-кишечного тpaкта, почек. Это вещество замедляет деятельность ферментативных систем и вызывает гипоксию – кислородное голодание. Он также нарушает обмен белков и углеводов. Общетоксическое действие оксида серы связано с нарушением иммунитета. Максимальная аккумуляция этого токсического вещества происходит в печени, легких, костном мозге, что особенно опасно, учитывая важность этих органов.

Рекомендации для жителей края необходимо ежедневно совершать длительные прогулки на свежем воздухе, применять общие приемы закаливания организма.

Состояние окружающей среды в Хабаровском крае – специалист комитета экологии г. Комсомольска-на-Амуре

Город Комсомольск-на-Амуре является промышленным центром Дальнего Востока. В нашем городе сосредоточено много крупных промышленных предприятий – ТЭЦ 1,2,3; НПЗ, КнААПО, Амурметалл, Судостроительный завод, много АЗС, Комсомольское отделение железной дороги и другие предприятия (см. Презентацию 2)

Рекомендации : заботиться о чистоте окружающей природной среды. Состояние чистоты воздуха должно быть не только предметом заботы экологов и врачей, но и всех жителей края. Не жгите без надобности костров, не сжигайте во дворах и на дачах мусор, откажитесь от различных аэрозолей.

А теперь давайте проведем гигиеническую оценку микроклимата классной комнаты.

“Гигиеническая оценка микроклимата помещения”

Признак Состояние в классной комнате Состояние в квартире
Температура воздуха    
Влажность воздуха    
Движение воздуха (Сквозняк)    
Чистота воздуха    
Наличие пыли    
Наличие специфических запахов    
Освещенность    
Ориентация по сторонам света    
Наличие растений    
Комфортность рабочего места    
Выводы:    

Качество нашего дыхания зависит от состояния воздуха, которым мы дышим и микроклимата помещения.

Домашнее задание 28 и П/р, творческая работа – листовка, плакат о вреде курения.



Комментарии:

Методическая разработка занятия по теме "Жизнь птиц зимой"


    Методическая разработка занятия по теме "Жизнь птиц зимой"

      Методическая разработка продолжает цикл занятий, представляющих программу обучения объединения «Орнитологи». Данное занятие – первый шаг к знакомству с жизнью зимующих птиц. Овладение знаниями и умениями составляет для ребенка специальную задачу. Для закрепления полученного результата нужно время для самостоятельного изучения, наблюдения за птицами. Основным критерием и показателем результативности становится заинтересованность обучающихся данной темой....

26 11 2025 13:18:32

Урок биологии по теме "Класс Земноводные. Особенности строения, жизнедеятельности как примитивных наземных позвоночных. Размножение и развитие земноводных, их многообразие и роль в природе". 7-й класс


    Урок биологии по теме "Класс Земноводные. Особенности строения, жизнедеятельности как примитивных наземных позвоночных. Размножение и развитие земноводных, их многообразие и роль в природе". 7-й класс

      Задачи урока: раскрыть особенности строения, жизнедеятельности земноводных, связанные с жизнью на суше и размножением в воде. Учащиеся совершенствуют навыки формирования умений наблюдать, выявлять черты приспособленности земноводных к среде обитания. Знакомятся с особенностями размножения и развития земноводных (лягушки) в водной среде, с их многообразием и основными отрядами, со значением амфибий в природе....

25 11 2025 16:55:48

Интегрированное занятие по биологии и информационным технологиям на тему: "Изучение статистических закономерностей живой природы средствами Ms Excel"


    Интегрированное занятие по биологии и информационным технологиям на тему: "Изучение статистических закономерностей живой природы средствами Ms Excel"

      Решение многих задач требует применения информационных технологий, использования прикладных программ для обеспечения эффективности понимания материала. Вид урока: лабораторная работа с применением проблемно-исследовательской технологии. Методическая цель: показать на основе осуществления межпредметных связей использование информационных технологий в учебно-исследовательской деятельности студентов по биологии. ...

24 11 2025 21:58:42

Урок-пpaктическая работа в 9-м классе по теме "Сравнение строения бактериальной, грибной, растительной и животной клеток"


    Урок-пpaктическая работа в 9-м классе по теме "Сравнение строения бактериальной, грибной, растительной и животной клеток"

      Урок – пpaктическая работа с использованием технологии критического мышления. Можно использовать как заключительный урок в теме «Цитология». ...

23 11 2025 10:17:25

Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека - Ф.Энгельс

Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека - Ф.Энгельс Ф.Энгельс прямо писал, что труд создал самого человека. Труд — это плановая деятельность, связанная с применением специальных орудий, изготовленных с помощью других орудий. Способностью создавать орудия обладают только люди, у которых в процессе эволюции появилось абстpaктное мышление....

22 11 2025 22:59:45

Урок по теме "Нуклеиновые кислоты. Их строение и функции"


    Урок по теме "Нуклеиновые кислоты. Их строение и функции"

      Сегодня перед учителем стоит задача не только развивать школьников, но и дать им самим сделать на уроке маленькое открытие. Вся работа на уроке строится под руководством учителя, он является «дирижером». На уроке учащиеся изучают роль нуклеиновых кислот в живой природе, описывают особенности строения молекул нуклеиновых кислот....

21 11 2025 17:19:56

Устный журнал "Будьте здоровы!"


    Устный журнал "Будьте здоровы!"

      При встрече люди обычно говорят "Здравствуйте", желая друг другу здоровья. А что такое здоровье, как его измерить? Классный час посвящен сохранению здоровья человека. ...

20 11 2025 0:39:40

Происхождение и значение пресмыкающихся

Урок выясняет происхождение древней группы животных – пресмыкающихся и объясняет значение современных рептилий....

19 11 2025 5:58:36

Зоны корня: роста, растяжения, всасывания, проводящая. Строение корня

Зоны корня: роста, растяжения, всасывания, проводящая. Строение корня Различают следующие зоны корня): зона роста с корневым чехликом, зона растяжения и начала дифференцировки клеток, зона всасывания, проводящая зона....

18 11 2025 22:52:39

Витамины. 8-й класс

Цель занятия: обобщить информацию о витаминах; научиться определять витамин С в различных продуктах питания; познакомиться с основами фитотерапии и рационального приготовления пищи....

17 11 2025 4:30:27

Результаты заочного тестирования по биологии в рамках VII конкурса "Инструментальные исследования окружающей среды"

В статье приведен разбор ошибок в ответах участников заочного тестирования по биологии. Материал взят из тестов «Биология-9» и «Биология-11» и структурирован по следующим разделам биологии: ботаника, зоология, анатомия и физиология человека, экология, теория эволюции, общая биология....

16 11 2025 2:22:16

Экологические особенности животных по отношению к температуре


    Экологические особенности животных по отношению к температуре

      Основная задача урока – показать различные приспособления животных к температуре как к экологическому фактору, а также научить отличать холоднокровных и теплокровных животных. В ходе урока у учащихся развиваются познавательные интересы и логическое мышление, формируется правильное отношение к природе. ...

15 11 2025 7:16:25

Селекция микроорганизмов. Методы и значение селекции в биологии

Селекция микроорганизмов. Методы и значение селекции в биологии Основная задача селекционеров выводить новые штаммы, с точно установленными хаpaктеристиками и способствовать их внедрению в производство....

14 11 2025 19:42:47

Изучение погоды на уроках природоведения. 5-й класс


    Изучение погоды на уроках природоведения. 5-й класс

      Метеорологические наблюдения ведутся в России с первой половины XVIII в. В связи с надвигающимся на планету глобальным потеплением изучение в средней школе состояния и изменения погодных условий сегодня особенно актуально. Соединить наилучшим образом теорию и пpaктику метеорологических наблюдений возможно путем выполнения учащимися соответствующей пpaктической работы, а также с помощью встреч с профессионалами-метеорологами....

13 11 2025 22:55:40

Технологическая карта открытого урока "Питание и здоровье (пищевые добавки)"


    Технологическая карта открытого урока "Питание и здоровье (пищевые добавки)"

      Цели урока: сформировать у учащихся знания о значении пищевых добавок, применяемых для производства пищевых продуктов, определить степень их опасности для здоровья. Изучить содержание пищевых добавок в некоторых продуктах питания; воспитывать ответственное отношение учащихся к своему здоровью....

12 11 2025 15:34:36

Отдел Моховидные. Общая хаpaктеристика и значение

Это один из уроков раздела "Основные отделы царства растений". На уроке проводится проверка знаний учащихся по предыдущей теме "Водоросли" в виде графического диктанта, изучение нового материала и его закрепление с опорой на учебник, презентацию, видеофильмы и флеш-анимации с диска. Закрепление знаний осуществляется в форме лабораторной работы с использованием гербарных материалов....

11 11 2025 4:53:37

Как пробудить у школьников желание учиться, или Применение творческих задач на уроках биологии


    Как пробудить у школьников желание учиться, или Применение творческих задач на уроках биологии

      Какие бы реформы ни проходили в образовании, все они замыкаются на педагоге и ребёнке. Естественно, что на первый план выдвигается проблема поиска новых подходов к организации педагогической деятельности, с тем чтобы создать реальную возможность развития личности, человеческой индивидуальности Ребёнок, по образному выражению А.Н. Леонтьева, должен "прожить обучение", то есть когда обучение становится частью личной жизни учащегося, приобретает для него глубокий пpaктический смысл. При этом приоритетной является педагогика гуманистическая, личностно-ориентированная, развивающая. Чем сильнее принуждение, тем сильнее реакция отторжения. Лишь немногие дети в обычных школах сохраняют интерес к учению....

10 11 2025 9:22:32

Группа крови. Донорство


    Группа крови. Донорство

      Урок представлен групповым проектом. Каждая группа работает над определённой проблемой, выдвигает гипотезу и в ходе работы подтверждает или опровергает её. Группа «Историки» освещает историю переливания крови; группа «Медики» рассказывает о групповых факторах крови; группа «Генетики» решает пpaктические задачи; группа «Социологи» рассказывает о результатах анкетирования; группа «Служба крови» освещает проблемы донорства....

09 11 2025 10:28:23

Игровые технологии на уроках биологии


    Игровые технологии на уроках биологии

      Мы все любим играть. "Что наша жизнь - игра", а дети очень азapтные игроки и всегда с удовольствием включаются в этот процесс. Благодаря игровым приемам удается решить многие важные вопросы, а именно: заинтересовать ребят, повысить самооценку, позволить им самовыразиться. Для подростков более свойственны игровые виды деятельности, в которых они чувствуют себя свободно и комфортно, охотно принимают правила игры и естественно воспринимают и победы, и их отсутствие. Именно поэтому формой проведения обобщающих или итоговых уроков я выбираю игры: "Бросайка", "Знаток биологии", "Прощание с ботаникой", "Прощание с зоологией"....

08 11 2025 14:18:35

Межпредметные связи на уроках курса "Человек"


    Межпредметные связи на уроках курса "Человек"

      В данной работе рассмотрена роль межпредметных связей в обучении биологии. ...

07 11 2025 12:17:20

Урок-проект "Межпредметная интеграция при изучении темы «Дыхание человека»"


    Урок-проект "Межпредметная интеграция при изучении темы «Дыхание человека»"

      Данная работа проводится при завершении изучения темы «Дыхание» в 8-м классе. На примере этой темы учащиеся решают важную задачу: доказывают связь биологии с другими науками. В данном случае речь идет о принципе междисциплинарности, который положен в основу инновационной модели обучения. Этот принцип позволяет учащимся представлять целостную картину мира и способствует выявлению лидеров в разных областях знаний....

06 11 2025 18:28:48

Внеклассное мероприятие по биологии "Приключение в Царстве растений"


    Внеклассное мероприятие по биологии "Приключение в Царстве растений"

      Мероприятие рассчитано на учащихся 5-6-х классов. В мероприятии прослеживается взаимосвязь биологии с другими предметами. ...

05 11 2025 12:59:27

Животный мир и хозяйственная деятельность человека


    Животный мир и хозяйственная деятельность человека

      Материал урока раскрывает актуальность проблемы охраны животного мира, показывает связь между животным миром и хозяйственной деятельностью человека....

04 11 2025 22:38:27

Программа элективного курса предпрофильной подготовки по экологии "Кошки, мышки - кто они?" по учебной теме "Популяция и её хаpaктеристика"


    Программа элективного курса предпрофильной подготовки по экологии "Кошки, мышки - кто они?" по учебной теме "Популяция и её хаpaктеристика"

      Данный пpaктический курс предлагает изучение экологических и биологических понятий по теме "Популяция" на местном материале с помощью исследовательского проекта. Объектами исследования могут стать как домашние животные, так и дикие. Курс поможет приобрести школьникам навыки исследования, анализа и защиты своего проекта. Примерами ученических результатов может стать презентация, буклет, печатная статья. На основе полученных результатов возможно написание научных работ. ...

03 11 2025 2:16:17

Вещества, образуемые растениями

На уроке, учитывая возрастные особенности пятиклассников, формируются представления о дубильных веществах, фитонцидах и витаминах, понятие о здоровом образе жизни и рациональном питании, умение использовать текст и рисунки при решении поисковых задач, навыки самостоятельной работы с текстом учебника и ИКТ....

02 11 2025 6:40:58

Программа курса "Биоиндикация"


    Программа курса "Биоиндикация"

      Данная программа разработана с целью оказания методической помощи учителям и учащимся для проведения исследовательской работы по экологическому мониторингу окружающей среды. ...

01 11 2025 12:59:43

Разработка СОТ блочно-модульная.


    Разработка СОТ блочно-модульная.

      Изложена авторская система обучения курсу биологии по модульному методу с 7-го класса....

31 10 2025 0:11:18

Урок биологии по теме"Эмбриональное и постэмбриональное развитие организмов"


    Урок биологии по теме"Эмбриональное и постэмбриональное развитие организмов"

      Данный материал можно использовать как для изучения нового материала в 9-м классе, так и для изучения данной темы в старшей школе. С помощью информационных технологий осуществляется проверка пройденного ранее материала, актуализируются теоретические знания учащихся по теме. Для изучения нового материала используются схемы, таблицы, фотографии, а также интеpaктивные задания. ...

30 10 2025 16:43:12

Рабочая тетрадь по краеведению в 8-м классе


    Рабочая тетрадь по краеведению в 8-м классе

      Рабочая тетрадь по краеведению обеспечивает преемственность в изучении учебного материала, делает акцент на изучение регионального компонента. Цель рабочей тетради: освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы Красноярского края, изменениях природной среды под воздействием человека и возможных путях её сохранения и рационального использования....

29 10 2025 20:42:41

Проект урока биологии в 7-м классе. Тема: "Класс пресмыкающиеся"


    Проект урока биологии в 7-м классе. Тема: "Класс пресмыкающиеся"

      Урок подводит учащихся к выявлению закономерностей и признаков, которыми, по их мнению, обладают животные, появившиеся на планете в условиях нарастающей сухости климата и сокращения водоемов. Этими животными стали пресмыкающиеся. ...

28 10 2025 11:37:37

Урок-игра "Звездный час" по природоведению на тему "Жизнь на Земле" (5-й класс)


    Урок-игра "Звездный час" по природоведению на тему "Жизнь на Земле" (5-й класс)

      Обобщить и закрепить знания по теме «Жизнь на Земле», продолжить формирование у учащихся умения принимать самостоятельно решения, воспитывать у ребят бережное отношение и любовь к природе....

27 10 2025 14:21:40

Интеpaктивный урок по биологии на тему: "Движущие силы антропогенеза"


    Интеpaктивный урок по биологии на тему: "Движущие силы антропогенеза"

      Нетрадиционная форма урока с использованием методов интеpaктивного обучения является наиболее целесообразной в классах гуманитарного профиля. Используя межпредметные связи с дисциплинами гуманитарного цикла, сохраняетм интерес к предмету, что позволяет учащимся овладеть системой знаний и умений по данной теме. ...

26 10 2025 7:44:41

Способы размножения организмов

Урок биологии актуализирует знания о формах размножения организмов, чередовании пoлoвoго и бесполого поколений в цикле развития растений. Цель урока: научить применять знания о способах вегетативного размножения в повседневной жизни. Описаны особенности разных способов бесполого размножения, формы размножения, примеры; объясняется значение бесполого и пoлoвoго размножения в природе и для человека....

25 10 2025 14:50:17

Комбинированный урок с элементами интеpaктивного обучения. "Правда ли, что трехцветных котов не бывает?" Генетика пола


    Комбинированный урок с элементами интеpaктивного обучения. "Правда ли, что трехцветных котов не бывает?" Генетика пола

      Проблемный вопрос позволяет повысить мотивацию не только к данной теме урока, но и ко всему разделу «генетика». К уроку прилагается презентация. Интеpaктивное обучение ускоряет и активизирует процесс полученных знаний. ...

24 10 2025 10:32:19

Урок обощения знаний по теме "Эволюционное учение"


    Урок обощения знаний по теме "Эволюционное учение"

      Раздел является одним из наиболее сложных для понимания в школьном курсе общей биологии. В экзаменационной работе ЕГЭ по биологии данный раздел проверяется на базовом, повышенном и высоком уровне, что требует от выпускников не только воспроизводить свои знания, но и уметь применять их в новой ситуации. Урок обобщения знаний направлен на развитие умений обобщать и анализировать информацию, давать аргументированную оценку суждений....

23 10 2025 15:46:29

Обобщающий урок биологии "Биосфера, ее структура и функции"


    Обобщающий урок биологии  "Биосфера, ее структура и функции"

      Цель данного урока обобщить знания об особенностях разных биоценозов. Работа на уроке опирается на выполненную учениками пpaктическую работу «Описание биоценозов» в виде компьютерной презентации....

22 10 2025 22:49:12

Тема урока: "Жизненные формы комнатных растений"


    Тема урока: "Жизненные формы комнатных растений"

      Целью моей работы было разработать систему жизненных форм комнатных растений. Среди комнатных растений можно выделить те же жизненные формы, что и у растений, окружающих нас в естественных условиях. Поэтому изучение понятия жизненной формы станет возможным на уроке на примере комнатных растений....

21 10 2025 23:46:25

Урок биологии по теме "Значение пищеварения. Строение и функции пищеварительной системы"


    Урок биологии по теме "Значение пищеварения. Строение и функции пищеварительной системы"

      На уроке учащиеся знакомятся с понятиями "пищевые продукты", "питательные вещества" и строением пищеварительной системы. В процессе урока используется презентация и работа с CD-диском, это развивает навыки наблюдений, обеспечивает прочное усвоение знаний учащимися, повышает интерес к предмету. Урок позволяет обучающимся освоить большую часть информации самостоятельно, проявив поисковые способности....

20 10 2025 10:42:21

Проектная работа по теме "Исследование степени загрязненности воздуха школьных помещений методом оседания Коха"

Благодаря этой проектной работе ребята узнают много нового и полезного для себя о воздухе, которым все мы дышим. Кроме того, в процессе проведения опыта учащиеся приобретают новые навыки исследовательской и самостоятельной работы, знакомятся с неизвестными им методиками проведения лабораторных опытов, проявляют к этому интерес. Проведению опытов предшествует подробный рассказ учителя о предстоящем исследовании, показ презентации, что расширяет кругозор ребят....

19 10 2025 7:49:50

Урок-конкурс "Класс Рыбы"


    Урок-конкурс "Класс Рыбы"

      Урок проводится с применением игровых технологий, как конкурс между двумя комaндами класса. Используются групповые, парные, индивидуальные формы работы. Используется дифференцированный подход: для более слабых - биологическая "рыбалка", для средних и сильных учеников - работа по исправлению ошибок в тексте, для увлекающихся - возможность выступить с докладом, собрать названия рыб....

18 10 2025 20:18:43

Элективный курс "В здоровом теле здоровый дух"


    Элективный курс "В здоровом теле здоровый дух"

      Программа включает углубление теоретического и пpaктического материала по темам: «Опopно-двигательная система», «Сердечно-сосудистая система», «Система органов дыхания», «Пищеварительная система», «Кожные покровы», «Нервная система». Основой курса являются пpaктические работы, выходящие за рамки содержания школьного курса....

17 10 2025 5:41:41

Программа кружка "Юные цветоводы"


    Программа кружка "Юные цветоводы"

      Учебно-воспитательные задачи кружка биологии решаются в процессе усвоения учащимися основных вопросов и понятий биологии, научных фактов, законов, теорий и ведущих идей, составляющих основу для подготовки школьников к трудовой деятельности и формирования их научного мировоззрения....

16 10 2025 16:19:25

Урок по кубановедению раздела биологии Кубани"Мир растений и животных моей малой Родины"


    Урок по кубановедению раздела биологии Кубани"Мир растений и животных моей малой Родины"

      Урок направлен на формирование любви к природе родного края. Главная задача - расширить знания учащихся о растительном и животном мире Кубани; показать необходимость охраны природы; познакомить с историей создания Кавказского биосферного заповедника; развивать логическое мышление, любознательность, умение работать творчески. Презентация дает возможность визуально познакомиться с растительным и животным миром Кубани, с редкими и исчезающими видами. В ходе дискуссии учащиеся понимают значение мер по охране природы родного края. ...

15 10 2025 21:50:44

«Почва как среда жизни». 5-й класс


    «Почва как среда жизни». 5-й класс

      Урок формирует у учащихся представления об основных свойствах почвенной среды и приспособлениях, возникших у живых организмов к жизни в этой среде....

14 10 2025 5:45:15

Урок биологии по теме "Иммунитет, или Война до полной победы"


    Урок биологии по теме "Иммунитет, или Война до полной победы"

      Урок помогает познакомить учащихся с защитными свойствами организма; раскрыть сущность иммунитета; познакомить с видами иммунитета. ...

13 10 2025 13:23:53

Скажем прямо без всяких кавычек: "Молодежь против вредных привычек"

Направляемые на фестиваль сценарии и материалы выступают против асоциальных явлений и могут быть использованы для проведения внеклассных мероприятий для детей среднего школьного возраста. Все материалы пропагандируют здоровый образ жизни. ...

12 10 2025 0:29:12

Ролевая игра "Опopно-двигательная система"


    Ролевая игра "Опopно-двигательная система"

      Групповая ролевая игра по биологии для учащихся 8-го класса, занимающихся по программе Д.В. Колесова, Р.Д. Маша, по теме "Опopно-двигательная система". Цель урока: повторить понятия, отделы скелета и кости, образующие эти отделы, типы их соединений; умение оказывать первую доврачебную помощь и меры предупреждения нарушения осанки и развития плоскостопия. Игра оживляет и разнообразит учебный процесс, активизирует познавательную деятельность школьников, способствует лучшему закреплению материала и воспитывает чувство ответственности перед товарищами. ...

11 10 2025 12:50:55

Урок "Изучение системы органов дыхания человека с помощью интеpaктивных средств персонального компьютера". 8-й класс


    Урок "Изучение системы органов дыхания человека с помощью интеpaктивных средств персонального компьютера". 8-й класс

      На примере данного урока показывается, каким образом можно использовать возможности персонального компьютера для изучения системы органов дыхания человека. Используя достаточно простой арсенал технических средств, учитель повышает не только уровень сформированности своих информационных компетенций, но и помогает ребенку в раскрытии его творческого потенциала. ...

10 10 2025 20:43:51

Урок биологии по теме "Основные понятия генетики". 9-й класс


    Урок биологии по теме "Основные понятия генетики". 9-й класс

      Цель урока: сформировать представление о генетике – науке, изучающей наследственность и изменчивость организмов, познакомить с основными понятиями науки....

09 10 2025 9:57:50

Контрольно-обобщающий урок по теме "Птицы"


    Контрольно-обобщающий урок по теме "Птицы"

      Урок повторяет и закрепляет знания учащихся по теме через вовлечение их в активную деятельность на уроке. В ходе урока идет обобщение знаний после изучения темы "Птицы". Именно на таких уроках завершается развитие биологических понятий, служащих основой усвоения нового учебного материала. На уроке проверяются сразу несколько компонентов: теоретические знания, умение работать с таблицами, проводить сравнительный анализ....

08 10 2025 11:58:27

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::