Результаты заочного тестирования по биологии в рамках VII конкурса "Инструментальные исследования окружающей среды" > Лаборатория фитоинвазий
Лаборатория фитоинвазий    


Результаты заочного тестирования по биологии в рамках VII конкурса "Инструментальные исследования окружающей среды"


    Результаты заочного тестирования по биологии в рамках VII конкурса "Инструментальные исследования окружающей среды"

Конкурс “Инструментальные исследования окружающей среды” проводится для школьников 7-11 классов с 2005 года. В рамках конкурса школьники могут пройти заочное тестирование по теоретическим вопросам выбранной темы исследования. Тестирование позволит участникам конкурса проверить свою подготовку по теоретической части темы исследования, а это в свою очередь может сыграть положительную роль во время защиты работы на конференции при ответах вопросы конкурсного жюри. Кроме того, участие в заочном тестировании напоминает сдачу ЕГЭ и ГИА. Тестирование проводится на сайте конкурса http://www.eco-konkurs.ru/.

В 2011-2012 учебном году школьники в рамках VII конкурса “Инструментальные исследования окружающей среды” проходили заочное тестирование по биологии. Тест “Биология-9” прошло 38 школьников, средний балл – 40,4 (max 50), тест “Биология-11” прошло 33 школьника, средний балл – 42,9 (max 50). Как показали результаты, у школьников вызвали затруднения некоторые задания, которые мы сейчас рассмотрим.

Раздел БОТАНИКА

Не все участники тестирования знают, что азотное питание растений улучшает вид бактерий, называемых клубеньковыми. Некоторые участники тестирования выбрали ошибочные варианты “брожения”, “уксуснокислые” и “сапротрофные”. Бактерии брожения способствуют превращению углеводов в этиловый спирт, уксуснокислые – в уксусную кислоту. Сапрофитные бактерии составляют группу организмов-разрушителей. Они играют большую роль в круговороте веществ в природе, участвуют в образовании гумуса.

Подземный побег отличается от корня наличием у него почек, а не зоны роста, сосудов и коры, как посчитали некоторые участники тестирования. Кора корня образована паренхимой, обычно дифференцируется на уровне зоны растяжения. Она рыхлая и имеет систему межклетников, по которой вдоль оси корня циркулируют газы, необходимые для дыхания и поддержания обмена веществ. У болотных и водных растений межклетники коры особенно обширны. Кора является той частью корня, через которую активно проходит радиальный (ближний) трaнcпорт воды и растворенных солей от ризодермы к осевому цилиндру. В тканях коры осуществляется активный синтез метаболитов и откладываются запасные питательные вещества.

Растения отдела покрытосеменных, в отличие от голосеменных, имеют цветок и плод. Некоторые участники тестирования указали ответы “размножаются семенами” и “выделяют в атмосферу кислород в процессе фотосинтеза”. Однако голосеменные также размножаются семенами и выделяют в атмосферу кислород в процессе фотосинтеза.

Для растений отдела покрытосеменных из перечисленных в задании вариантов хаpaктерны признаки: образование пыльцы и оплодотворение не зависит от наличия воды. Некоторые участники тестирования ошибочно выбрали варианты, хаpaктерные для папоротниковидных: размножение спорами и оплодотворение происходит на заростке.

Из перечисленных в задании вариантов для растений отдела папоротниковидные хаpaктерны признаки: оплодотворение происходит на заростке и отсутствие плодов. Однако некоторые участники тестирования ошибочно выбрали варианты, хаpaктерные для растений отдела покрытосеменных хаpaктерны признаки: оплодотворение не зависит от наличия воды цветков и наличие генеративных органов – цветков.

Растения семейства лилейных можно узнать по цветкам трёхчлeнного типа с простым околоцветником и видоизменённым подземным побегам в виде луковиц и корневищ. Некоторые участники тестирования выбирали ошибочные варианты: по цветкам пятичлeнного типа с двойным околоцветником и образованию плодов - орех или стручок.

Раздел ЗООЛОГИЯ

Запасным углеводом в животной клетке является гликоген. Участники давали неверные ответы: крахмал, хитин, целлюлоза. Крахмал и целлюлоза хаpaктерны для растительной клетки, а хитин является основным компонентом экзоскелета (кутикулы) члeнистоногих и ряда других беспозвоночных, входит в состав клеточной стенки грибов и бактерий, т.е., не является запасным углеводом.

Клетка внутреннего слоя тела гидры, изображённая на рисунке 1.

выполняет функцию поглощения и переваривания частиц пищи. Если внимательно рассмотреть рисунок, то можно заметить жгутики, а также процесс поглощения частички пищи клеткой. Поэтому варианты, названные некоторыми участниками тестирования “выделяет в кишечную полость пищеварительный сок” и “формирует пoлoвые клетки” являются неверными.

У птиц, в отличие от пресмыкающихся, постоянная температура тела. Однако некоторые участники выбрали неверные варианты: непостоянная температура тела и размножение яйцами. Однако непостоянная температура тела хаpaктерна для пресмыкающихся, а не птиц. Размножение яйцами хаpaктерно и для пресмыкающихся, и для птиц.

Из предложенных в задании вариантов для млекопитающих хаpaктерны: развитие на теле волосяного покрова и наличие в коже потовых желез. Некоторые участники тестирования называли варианты, хаpaктерные для птиц: образование цевки и наличие копчиковой железы.

Из предложенных в задании вариантов для птиц хаpaктерны: образование цевки и наличие копчиковой железы. Некоторые участники тестирования называли варианты, хаpaктерные для млекопитающих: развитие на теле волосяного покрова и наличие в коже потовых желез.

Как показали результаты тестирования, школьники не всегда владеют вопросом о количестве камер в сердце различных видов позвоночных.

Так, в одном из заданий из предложенных вариантов необходимо было указать животных с 3-камерным сердцем с неполной перегородкой. Задание относилось к типу “несколько вариантов из 4-х”. И хотя правильным вариантом оказался всего лишь один (у прыткой ящерицы), участники указывали и других животных, имеющих и 3-камерное сердце без перегородки в желудочке (обыкновенный тритон и озерная лягушка), и 4-камерное (синий кит).

В аналогичном задании требовалось выбрать животных, имеющих 4-камерное сердце. Из перечисленных животных такое сердце имеют серая крыса, синий кит и сокол сапсан. Некоторые участники указывали еще и прыткую ящерицу, у которой сердце 3-камерное с неполной перегородкой.

Раздел АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА

Свойствами возбудимости и сократимости из перечисленных в задании групп тканей обладает мышечная, а указанная некоторыми участниками нервная ткань обладает свойствами возбудимости и проводимости.

Фагоциты человека способны захватывать чужеродные тела, но не способны участвовать в свёртывании крови, как ошибочно посчитали некоторые участники тестирования. Видимо, эти участники перепутали их с тромбоцитами.

Пучки длинных отростков нейронов, покрытые соединительнотканной оболочкой и расположенные вне центральной нервной системы, образуют нервы. Некоторые участники тестирования неверные варианты мозжечок, спинной мозг, кору больших полушарий.

Чтобы не заболеть цингой, в рацион человека следует включить витамин С. Некоторые участники тестирования дали ошибочные варианты “витамин А” и “витамин Вб”. Витамин А является необходимым компонентом для нормальной функции сетчатой оболочки глаза, роста костей, нормальной репродуктивной функции, эмбрионального развития, для регуляции деления и дифференцировки эпителия (усиливает размножение эпителиальных клеток кожи). Витамин Вб улучшает усвоение ненасыщенных жирных кислот, способствует нормальному функционированию мышц и сердца и эффективному их расслаблению.

Углеводы в организме человека откладываются в запас в печени и мышцах. Некоторые участники тестирования ошибочно считали, что в подкожной клетчатке, поджелудочной железе и стенках кишечника.

Отделение слюны, возникающее при раздражении рецепторов ротовой полости, - это рефлекс безусловный, передающийся по наследству. Участники тестирования ошибочно назвали его условным, требующим подкрепления, и возникший в течение жизни человека.

Из перечисленных вариантов к поджелудочной железе относятся: является железой смешанной секреции и образует гормоны. Некоторые участники тестирования выбрали варианты “участвует в иммунных реакциях” и “образует клетки крови”, однако для поджелудочной железы эти функции не хаpaктерны. В иммунных реакциях участвуют органы иммунной системы. Выделяют центральные и периферические органы иммунной системы. К центральным органам относят красный костный мозг и тимус, а к периферическим - селезенку, лимфатические узлы, а также местноассоциированную лимфоидную ткань. Образование клеток крови осуществляется кроветворными органами, прежде всего миелоидной тканью красного костного мозга. Некоторая часть лимфоцитов развивается в лимфатических узлах, селезёнке, вилочковой железе (тимусе), которые совместно с красным костным мозгом образуют систему кроветворных органов.

Из перечисленных вариантов для продолговатого мозга человека хаpaктерны следующие особенности строения и функции: содержит дыхательные центры и регулирует деятельность сердечнососудистой системы. Некоторые участники тестирования выбирали ошибочные варианты: “поверхность разделена на доли” и “воспринимает и обpaбатывает информацию от органов чувств”. Эти признаки и функции хаpaктерны для переднего мозга.

Из перечисленных признаков к гладкой мышечной ткани относятся: образует средний слой стенок вен и артерий и обеспечивает изменение размера зрачка. Некоторые участники ошибочно выбрали варианты, хаpaктерные для поперечнополосатой мышечной ткани: обеспечивает произвольные движения и образует скелетные мышцы.

Из перечисленных в задании вариантов воспринимающие звенья анализаторов расположены в сетчатке и волосковых клетках улитки. Некоторые участники указали неверные варианты “слуховые косточки” и “обонятельный нерв”. Эти структуры передают сигнал от воспринимающих структур.

Раздел ЭКОЛОГИЯ

Хаpaктер взаимоотношений организмов разных видов, нуждающихся в одинаковых пищевых ресурсах, называется конкуренция. Некоторые участники указали неверный вариант “взаимопомощь”, которая проявляется в других ситуациях, напр., при симбиозе.

Из предложенных вариантов организмов к редуцентам в биогеоценозе заливного луга относятся бактерии и грибы. Редуценты – это микроорганизмы, разрушающие отмершие остатки живых существ, превращающие их в неорганические соединения и простейшие органические соединения. Растительноядные насекомые, указанные некоторыми участниками, относятся к консументам первого порядка.

К глобальным изменениям в биосфере может привести опустынивание территорий. Некоторые участники указали неверные варианты “выпадение обильных осадков” и “смена одного сообщества другим”. Эти факторы не приводят к глобальным изменениям в биосфере.

Пресмыкающихся считают настоящими наземными позвоночными животными, так как они размножаются на суше. Участники тестирования ошибочно назвали варианты “дышат атмосферным кислородом”, “откладывают яйца”, “имеют легкие”.

Для среды обитания червей-паразитов, обитающих в организме человека, хаpaктерны признаки: обилие легко усвояемой пищи и отсутствие естественных врагов. Указанный некоторыми участниками вариант “высокий процент содержания кислорода” является неверным.

Для автотрофов хаpaктерны следующие особенности обмена веществ: синтез органических веществ из неорганических, выделение кислорода в процессе обмена веществ, использование энергии солнечного света для синтеза АТФ. Некоторые участники дали неполный ответ, указав только один вариант.

Раздел ТЕОРИЯ ЭВОЛЮЦИИ

К факторам эволюции из перечисленных в задании терминов относят: мутационный процесс и изоляцию. Некоторые участники тестирования ошибочно указали варианты, не относящиеся к эволюции: “кроссинговер” и “модификационную изменчивость”. Кроссинговер – это процесс обмена участками гомологичных хромосом во время конъюгации в профазе I мейоза. Модификационная изменчивость – это изменения в организме, связанные с изменением фенотипа вследствие влияния окружающей среды и носящие, в большинстве случаев, адаптивный хаpaктер. Генотип при этом не изменяется.

К искусственному отбору из перечисленных относятся следующие хаpaктеристики: сохраняет особей с признаками, интересующими человека и способствует созданию новых пород животных. Некоторые участники наряду с правильными, указывали неверный вариант “приводит к возникновению новых видов”. К возникновению новых видов приводит симпатрический путь видообразования.

В одном из заданий к естественному отбору относятся все перечисленные варианты с “а” по “d”: действует в природе постоянно, сохраняет особей с полезными для них признаками, приводит к возникновению новых видов, обеспечивает формирование приспособленности. Некоторые участники на данный вопрос давали неполные ответы.

Члeнораздельная речь – это фактор эволюции человека, имеющий социальную природу. Участники тестирования ошибочно назвали варианты “изменчивость”, “естественный отбор” и “наследственность”.

Результатом эволюции из перечисленных вариантов являются: многообразие видов и приспособленность организмов к условиям внешней среды. Указанные некоторыми участниками тестирования варианты “борьба за существование” и “мутационная изменчивость” являются движущими факторами эволюции.

Мутационная изменчивость, в отличие от модификационной, передаётся по наследству. Некоторые участники тестирования указали неверный вариант “b” (не связана с изменениями хромосом). Это свойство хаpaктерно для модификационной изменчивости.

В одном из заданий нужно было выбрать последовательность появления видов растений на Земле. Большинством ученых считается последовательность появления растений на Земле, указанная в варианте со последовательностью:

1. зеленые водоросли, 4. риниофиты, 2. хвощевидные, 3. семенные папоротники, 5. голосеменные. Некоторые участники указали неверный вариант с последовательностью: 3. семенные папоротники, 2. хвощевидные, 4. риниофиты, 5. голосеменные, 1. зеленые водоросли

Среди перечисленных примеров ароморфозом является четырёхкамерное сердце у птиц. Ароморфоз – это прогрессивное эволюционное изменение строения, приводящее к общему повышению уровня организации организмов. Ароморфоз — это расширение жизненных условий, связанное с усложнением организации и повышением жизнедеятельности. Указанный некоторыми участниками вариант “плоская форма тела у ската”, не относится к ароморфозу и всего лишь является способом приспособления к придонному образу жизни.

Раздел ОБЩАЯ БИОЛОГИЯ

Биологическое значение мейоза заключается в предотвращении удвоения числа хромосом в новом поколении и создании возможностей возникновения новых генных комбинаций. Некоторые участники тестирования наряду с верным вариантом выбирали неверные: “в образовании соматических клеток” и “увеличении числа клеток в организме”.

Из перечисленных в задании для генной мутации хаpaктерны признаки: замена одного триплета нуклеотидов другим и исчезновение отдельных нуклеотидов в стоп-кодоне. Некоторые участники ошибочно указали варианты “увеличение числа гаплоидных наборов хромосом в несколько раз” и “увеличение числа хромосом в ядре”. Все эти признаки хаpaктерны для геномной мутации.

Если доля адениновых нуклеотидов ДНК составляет 10% от общего числа, то содержание нуклеотидов с цитозином составляет 40%, а не 45%, как указали некоторые участники. Согласно правила Чаргаффа, А+Г=Т+Ц и А=Т, Г=Ц.

Если А=10, то и Т=10. Соответственно, 10+Г=10+Ц. Если Г=Ц, то Ц=40

Последовательность передачи информации в процессе синтеза белка в клетке следующая: ДНК – информационная РНК – белок. Некоторые участники давали неверные ответы: “ДНК – трaнcпортная РНК – белок” и “рибосомальная РНК - трaнcпортная РНК – белок”. Процесс начинается на молекуле ДНК, там происходит переписывание информации с ДНК на иРНК (информационную РНК). иРНК переносит информацию из ядра в цитоплазму, к месту синтеза белка (к рибосоме).

На рисунке 2 изображена фаза деления клетки анафаза.

Это самая короткая стадия митоза, которая начинается внезапным разделением и последующим расхождением сестринских хроматид в направлении противоположных полюсов клетки. Хроматиды расходятся с равномерной скоростью достигающей, при этом они часто принимают V-образную форму.

Вариант “телофаза”, указанный некоторыми участниками, ошибочен, поскольку телофаза является заключительной стадией митоза; за её начало принимается момент остановки разделённых сестринских хроматид у противоположных полюсов деления клетки.

При дигибридном скрещивании и независимом наследовании признаков у родителей с генотипами ААВb и aabb в потомстве наблюдается расщепление в соотношении 1:1. Некоторые участники тестирования указали неверные варианты: “1:1:1:1” и “3:1”. Расщепление 1:1:1:1 наблюдается при скрещивании АаBb х ааbb (анализирующее скрещивание). Расщепление 3:1 (75% / 25%) наблюдается при моногибридном скрещивании двух гетерозигот Аа х Аа (второй закон Менделя).

Ядро можно считать аналогом жесткого диска компьютера. Участники тестирования ошибочно назвали варианты “лизосомы” и “комплекса Гольджи”. В ядре клетки содержатся хромосомы, совокупность которых определяет основные наследственные свойства клеток и организмов. Полный набор хромосом в клетке, хаpaктерный для данного организма, называется кариотипом.

Основные положения клеточной теории позволяют сделать вывод о происхождении растений и животных от общего предка и сходном строении клеток всех организмов, но не о появлении жизни на Земле около 4,5 млрд. лет назад, как указали некоторые участники тестирования.

Формы жизни, занимающие промежуточное положение между телами живой и неживой природы – это вирусы. Вирусы представляют собой микроскопические частицы, состоящие из молекул нуклеиновых кислот — (ДНК или РНК, некоторые, например, мимивирусы, имеют оба типа молекул), заключённые в белковую оболочку, способные инфицировать живые организмы и способны воспроизводиться только внутри живых клеток организма. Некоторые участники тестирования назвали неверный вариант ответа “бактерии”. Но бактерии составляют надцарство прокариотных (безъядерных) микроорганизмов, чаще всего одноклеточных, т.е. бактерии – это живые организмы.

В интерфазной клетке происходят процессы в следующем порядке: 2. участок молекулы ДНК под воздействием ферментов расщепляется на две цепи; 1. на одной из цепей ДНК синтезируется иРНК; 3. иРНК перемещается в цитоплазму; 4. на иРНК, служащей матрицей, происходит синтез белка. Некоторые участники выбрали вариант, согласно которому последовательность должна быть: 1. на одной из цепей ДНК синтезируется иРНК; 3. иРНК перемещается в цитоплазму; 4. на иРНК, служащей матрицей, происходит синтез белка; 2. участок молекулы ДНК под воздействием ферментов расщепляется на две цепи.

Кроме того, в каждом тесте была группа заданий, где нужно было вписать недостающее слово в фразу, определение.

Наука, изучающая грибы, называется микология. Некоторые участники давали ошибочные ответы: “экология”, “микробиология”. Экология – это наука об отношениях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой. Микробиология – наука о живых организмах, невидимых невооруженным глазом (микроорганизмах): бактерии, архебактерии, микроскопические грибы и водоросли, часто этот список продляют простейшими и вирусами. В область интересов микробиологии входит их систематика, морфология, физиология, биохимия, эволюция, роль в экосистемах а также возможности пpaктического использования.

В альвеолах происходит процесс газообмена с легочными капиллярами. Некоторые участники ответили “легкие”, который не был принят как правильный.

Наследственность – это способность организмов передавать следующему поколению свои признаки и свойства. Некоторые участники ответили “ген”. Ген – это структурная и функциональная единица наследственности, контролирующая развитие определённого признака или свойства.

Процесс фотосинтеза разделяется на световую и темновую фазы. Некоторые участники давали ответ “две фазы”. Этот ответ не был принят как правильный, поскольку является слишком общим, и к тому же этот ответ следует из вопроса: если процесс делится на фазы, то их как минимум две. Также у одного из участников тестирования дал ответ “фотофизическую и фотохимическую”, а это две части световой стадии.

Фермент пепсин расщепляет в желудке белки. Некоторые участники давали ошибочные ответ “амилаза”. Этот фермент расщепляет крахмал до олигосахаридов. Также встречался ответ “желудочный фермент”, который нельзя засчитать верным, поскольку он прямо следует из вопроса. Некоторые участники дали ответ “протеазы”, “протеолитические”. Данные ответы можно засчитать верными только отчасти, поскольку пепсин относится к группе протеолитических ферментов, расщепляющих пептидную связь, однако на поставленный вопрос есть однозначный ответ. Поэтому последние ответы засчитывались и оценивались в 0,5 балла.

Подробный разбор всех ошибок приведен в пособии на сайте конкурса http://www.eco-konkurs.ru

Литература

  1. Варианты заданий олимпиад по химии Санкт-Петербурга, Пермского края, Казахстана.
  2. Мельник А.А. Заочное тестирование в рамках VII конкурса исследовательских работ школьников “Инструментальные исследования окружающей среды”. Задания и ответы. – СПб.: Крисмас+, 2012. – 130 с.
  3. Тесты. Варианты и ответы централизованного тестирования, 11 класс - М.: Центр тестирования МО РФ, 2003. – 337 с.
  4. Тесты. Варианты и ответы централизованного (абитуриентского) тестирования - М.: Федеральное государственное учреждение “Федеральный центр тестирования”, 2005. – 382 с.
  5. Тесты. Варианты и ответы централизованного (абитуриентского) тестирования - М: ООО “РУСТЕСТ”, 2006. – 381 с.



Комментарии:

Программа научного общества естествознания по работе с одаренными детьми "Натуралист"


    Программа научного общества естествознания по работе с одаренными детьми "Натуралист"

      Программа работы с одаренными детьми (детьми, имеющими признаки одаренности) в общеобразовательной школе представлена в форме научного общества естествознания «Натуралист» по различным дисциплинам: природоведению, физике, химии, географии, биологии, астрономии. Программа утверждена методическим советом школы, входит в состав общешкольной работы с одарёнными детьми....

22 04 2024 10:52:25

Урок биологии по теме "Внешнее строение и образ жизни рыб"


    Урок биологии по теме "Внешнее строение и образ жизни рыб"

      Разработка материала представляет собой план урока. Автор прилагает презентацию, иллюстрирующую содержание материала. Презентация прилагается для удобства изучения материала коллегами. Автор работает в специальной (коррекционной) школе VIII вида. ...

21 04 2024 1:44:21

Урок биологии в 8-м классе по теме "Строение и работа сердца. Круги кровообращения"


    Урок биологии в 8-м классе по теме "Строение и работа сердца. Круги кровообращения"

      На уроке учащиеся работают в творческих группах, знакомятся со строением и работой сердца и сосудов человека. Рассматривают схему движения крови в большом и малом кругах кровообращения, Одной из задач урока, является формирование у учащихся новых анатомо-физиологический понятий о сердечном цикле и автоматизме работы сердца....

20 04 2024 5:42:36

Технологическая карта урока с приложениями в технологии личностно-ориентированного обучения "Витамины — вещества, обеспечивающие обмен веществ в организме" в 8-м классе


    Технологическая карта урока с приложениями в технологии личностно-ориентированного обучения "Витамины — вещества, обеспечивающие обмен веществ в организме" в 8-м классе

      Решать проблемный вопрос "Почему витамины — обязательная часть пищи и как их сохранить в пищевых продуктах?" помогают частично-поисковый и исследовательский методы. Изучение нового материала строится на использовании субъектного опыта учеников, и новый материал лишь уточняет и дополняет знания учащихся. Работа в группах способствует формированию коммуникативной, информационной и технологической компетентностей учащихся. Результат учащиеся получают непосредственно на уроке, он является личностно-значимым, поэтому данное учебное занятие можно назвать здоровьесберегающим....

19 04 2024 5:45:36

Строение и жизнедеятельность бактерий


    Строение и жизнедеятельность бактерий

      На занятии у учащихся формируется представление о бактериях; сосредотачивается внимание на особенностях строения и жизнедеятельности бактерий....

18 04 2024 21:59:35

Человек и живая природа Биология

Человек и живая природа  Биология Человек неразрывно связан с природой. Он обладает разумом и способен к научному познанию. От его деятельности зависит разнообразие живых организмов и сохранение...

17 04 2024 2:41:41

Здоровье человека и новогодняя кухня Кавказа


    Здоровье человека и новогодняя кухня Кавказа

      Урок построен на региональном материале – изучении гастрономических привычек народов Северного Кавказа. Дети в преддверии новогоднего праздника знакомятся не только с новогодними национальными блюдами, но и выясняют влияние особенностей кухни Кавказа на состояние здоровья людей. У учащихся развиваются пpaктические навыки по здоровому питанию; воспитывается культура отношения к национальным традициям....

16 04 2024 7:56:57

Урок биологии в 11-м классе "Здоровье, эмоции, красота"

Любое наше суждение об окружающем мире пристрастно, то есть насыщено эмоциями и чувствами. Эмоции - это язык нашего внутреннего мира. Человек может не задумываться о чем-то, случившемся на его глазах, однако возникшее переживание - гнев, радость, удивление, отвращение - сообщит ему об истинном значении происходящего. Управлять эмоциями очень трудно. Мы утратили чувство единства с природой. Мы болеем и не понимаем, что причина этого разлада с окружающим миром – в нас самих, поэтому помощь нужно искать, прежде всего, в себе. Главное – научиться быть самим собой. Поэтому начнем дорогу к себе самому со своеобразного знакомства с собой, своим отношением к себе....

15 04 2024 22:36:42

Программа кружка "Ландшафтный дизайн"


    Программа кружка "Ландшафтный дизайн"

      Одной из самых привлекательных профессий для нынешних выпускников школ является профессия «дизайнер», так как ее деятельность направлена на создание комфортной, эстетически оформленной среды обитания человека. Кружок «Ландшафтный дизайн» направлен на изучение основных закономерностей дизайна, технологию создания культурного, эстетически оформленного по правилам ландшафтного дизайна цветника, приусадебного участка....

14 04 2024 18:31:23

Технологическая карта урока по теме "Реки" по учебнику А.А. Лобжанидзе "Планета Земля"


    Технологическая карта урока по теме "Реки" по учебнику А.А. Лобжанидзе "Планета Земля"

      Чтобы уметь отвечать на географические вопросы, ученики должны уметь собирать информацию из ряда источников различными путями. Технологическая карта урока по теме "Реки" предполагает развитие у учащихся общеучебных и специальных умений и навыков работы с разными источниками информации, использование компьютерной поддержки процесса обучения, применения технологии критического мышления....

13 04 2024 12:42:26

"Дела сердечные". Сценарий театрализованного внеурочного мероприятия по биологии


    "Дела сердечные". Сценарий театрализованного внеурочного мероприятия по биологии

      Представленный сценарий направлен на формирование и дальнейшее развитие у учащихся интереса к биологии вообще и устройству человеческого организма в частности. Учебный материал по теме "Кровь. Кровообращение" преподносится в форме, близкой и понятной современным школьникам: рэп, рекламный ролик, сериал. Изложение текста учебника в театрализованной форме и юмористической манере делает материал более запоминающимся. Кроме того, подобная форма предоставляет простор для творчества и импровизаций. ...

12 04 2024 13:52:10

Путешествие в страну здоровья

Дети учатся быть здоровыми душой и телом, берегут здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы....

11 04 2024 18:36:23

Экологическая викторина "Лесные жители" (биология + экология)

Экологическая викторина "Лесные жители" проводится во внеурочное время и направлена на углубление знания, полученные на уроках биологии и экологии. Хочется верить, что данная викторина поможет в воспитании чутких и внимательных к окружающему миру людей, способных удивляться красоте и совершенству природы, ответственных за её сохранение....

10 04 2024 2:30:10

Разработка урока биологии на тему "Плоды" с презентацией


    Разработка урока биологии на тему "Плоды" с презентацией

      Презентация подготовлена к уроку биологии в 6-м классе. Она помогает закрепить знания о строении и значении цветка, плода; познакомить с разнообразием и классификацией плодов. ...

09 04 2024 16:23:50

Урок биологии по теме "Роль эндокринной системы в регуляции процессов жизнедеятельности организмов. Железы внутренней секреции. Ростовые вещества растений"


    Урок биологии по теме "Роль эндокринной системы в регуляции процессов жизнедеятельности организмов. Железы внутренней секреции. Ростовые вещества растений"

      Использование информационных технологий на уроках биологии, позволяет учителю расширить формы и методы работы с обучающимися, стимулируют интерес детей к поиску знаний в различных источниках. В статье представлен план-конспект урока в 6-м классе с использованием компьютерной презентации. При проведении урока используются различные формы работы с детьми, что позволяет каждому обучающемуся чувствовать себя в коллективе, осознавать собственные действия, осуществлять самооценку....

08 04 2024 6:37:59

Урок "Пищевые продукты и питательные вещества". Биология, 8-й класс


    Урок "Пищевые продукты и питательные вещества". Биология, 8-й класс

      Урок учит детей не только основам рационального питания, и позволяет узнать отношение ребят к своему здоровью, обосновывает необходимость приема растительной и животной пищи, еще раз напоминает основные гигиенические правила....

07 04 2024 1:26:39

Урок по природоведению в 4-м классе "Изучаем родной Ставропольский край"


    Урок по природоведению в 4-м классе "Изучаем родной Ставропольский край"

      Интерес к окружающему нас миру всегда вызывает много вопросов у детей. Конспект урока представляет материалы о символах края, о географическом положении, о климатических зонах, о формах земной поверхности, о растительном и животном мире. Материал урока можно использовать на уроке окружающего мира, краеведения, географии....

06 04 2024 11:41:30

"Запахи растений и здоровье человека" — факультативное занятие (курс "Человек и его здоровье" в 9-м классе)


    "Запахи растений и здоровье человека" — факультативное занятие (курс "Человек и его здоровье" в 9-м классе)

      Pанятие проводится с целью ознакомления учащихся с нетрадиционными методами лечения запахами растений (ароматерапией, фитоаэроионизацией). Оно способствует воспитанию культуры отношения к окружающей природе и своему здоровью. Учащиеся знакомятся также с историей возникновения ароматерапии, приобретают пpaктические навыки по использованию различных эфирных масел, их хранению. Через ролевые игры реализуют свои творческие способности, формируя устойчивую мотивацию к обучению....

05 04 2024 6:14:43

Урок биологии по теме "Класс Земноводные. Внешнее строение, скелет". 7-й класс


    Урок биологии по теме "Класс Земноводные. Внешнее строение, скелет". 7-й класс

      Урок направлен на знакомство учащихся с представителями класса земноводных в связи с образом их жизни. Урок построен в технологии системно-деятельностного подхода, учащиеся формируют цель урока, работая в группах, создают свои презентации на основе «избыточной» презентации по заданиям. В ходе урока у учащихся развивается умение работать в группах, распределять роли, представлять продукт своей деятельности, делать выводы....

04 04 2024 6:23:18

Викторина по биологии на тему "Живая природа"


    Викторина по биологии на тему "Живая природа"

      Представлен сценарий викторины для 6-го класса в стихотворной форме. Включает теоретические вопросы и пpaктические задания по темам: "Семя", "Строение клетки", а так же общие вопросы о животных, растениях, грибах. Проводится с целью активизации познавательной активности школьников и развития интереса к предмету. ...

03 04 2024 1:14:22

Проект "Осторожно: плесень!"


    Проект "Осторожно: плесень!"

      Плесень и плесневые грибки скрытно сопровождают нас в течение всей истории существования человечества, а появилась она гораздо раньше самого человека. Несмотря на множество научных исследований, активное развитие микробиологии, богатый статистический опыт, плесень остается одной из загадок нашего мира. Как же теперь нам жить дальше, неужели плесень действительно правит всем миром?...

02 04 2024 13:41:40

Тема урока: "Строение семян". 6-й класс


    Тема урока: "Строение семян". 6-й класс

      В ходе урока учащиеся определяют понятия «зародыш», «двудольные», «однодольные», «вегетативные органы», «репродуктивные органы». Анализируют типы семян. Узнают и запоминают строение семян двудольных и однодольных растений....

01 04 2024 23:16:10

Внутреннее строение листьев


    Внутреннее строение листьев

      Разработка урока включает лабораторную работу, состоящую из 2-х частей. Для проведения урока предполагается наличие лабораторного и мультимедийного оборудования, а также традиционных плаката и учебника. Работа учащихся на уроке оценивается при проверке изученного ранее материала и по итогам выполнения лабораторной работы....

31 03 2024 9:11:15

Конспект открытого урока по теме "Вирусы". 10-й класс


    Конспект открытого урока по теме "Вирусы". 10-й класс

      Урок призван сформировать представление о вирусах как о неклеточной форме жизни, их строении, жизнедеятельности, значении....

30 03 2024 8:31:59

"Класс млекопитающие. Отряд приматы"


    "Класс млекопитающие. Отряд приматы"

      Учащиеся знакомятся с многообразием приматов; выявляют их хаpaктерные особенности, признаки высокой организации по сравнению с другими животными; показывают сходство приматов с человеком; формируют бережное отношение к природе, прививают любовь к животным. В помощь учителю представлена презентация. На уроке использованы различные педагогические методы: информационные, фронтальные (вопрос ‒ ответ), игровые....

29 03 2024 18:20:17

Урок-конференция "Змеи – друзья или враги?"

Занятие формирует понятие об особенностях строения и жизнедеятельности змей, многообразии и значении их в природе и жизни человека....

28 03 2024 2:54:37

Урок биологии в 6-м классе с использованием цифровой лаборатории "Архимед"


    Урок биологии в 6-м классе с использованием цифровой лаборатории "Архимед"

      В работе показана возможность использования цифровой лаборатории «Архимед» на уроке и во внеурочное время по курсу ботаники по программе И.Н. Пономаревой. Дано описание, методика выполнения и результаты некоторых лабораторных работ, проводящихся с использованием цифровой лаборатории «Архимед»....

27 03 2024 12:13:37

Урок зоологии "Класс Млекопитающие. Особенности внешних покровов млекопитающих". 7-й класс


    Урок зоологии "Класс Млекопитающие. Особенности внешних покровов млекопитающих". 7-й класс

      Урок преследуют следующие цели: раскрыть особенности внешних покровов млекопитающих; развивать умение работать с учебником, логическое мышление, анализировать, совершенствовать навыки работы с лабораторным оборудованием. Урок основан на технологии проектного обучения в пpaктической части урока....

26 03 2024 9:56:58

Урок по теме "Состояние окружающей среды и ее влияние на органы дыхания"


    Урок по теме "Состояние окружающей среды и ее влияние на органы дыхания"

      Урок проводится в форме ролевой игры с участием специалистов – историка, химика, врачей, эколога, статистика, фармаколога. На уроке демонстрируется опыт, доказывающий вред курения; проводится пpaктическая работа "Оценка микроклимата классной комнаты". ...

25 03 2024 2:33:51

Удивительное рядом. Бабочки


    Удивительное рядом. Бабочки

      Цели урока: с помощью маленького прекрасного насекомого - бабочки углубить знания по разным предметам; пробудить интерес детей и семьи к данной теме; создать условия для развития и саморазвития ребенка....

24 03 2024 13:12:31

Тренажер для решения задач по генетике


    Тренажер для решения задач по генетике

      Тренажер предназначен для выработки устойчивых навыков решения генетических задач основных типов. Он состоит из варианта для учащегося (таблицы, в результате работы с которыми формируется условие задачи) и варианта для учителя (таблицы для формирования ндивидуальных заданий и ответы к задачам). Большое количество задач позволяет организовать индивидуальную работу в классах с любой наполняемостью, а компактность дает возможность использовать тренажер в качестве раздаточного материала для работы в классе и дома. ...

23 03 2024 4:21:46

Формирование валеологической компетентности учащихся в курсе "Общая биология" как условие их успешной самореализации

В статье представлен опыт работы во формированию валеологической компетентности учащихся в процессе преподавания курса биологии в классах химико-биологического и медицинского профиля. Рассмотрен алгоритм изучения тем курса, обеспечивающий понимание пpaктического значения биологических закономерностей для сохранения здоровья, представлены методы и формы работы. Пути совершенствования валеологических знаний и навыков анализирующие на примере изучения темы курса "Формы жизни - вирусы и бактерии", рассмотрены возможности интегративно-дифференцированного подхода....

22 03 2024 1:29:11

Развитие жизни в протерозойскую эру

Развитие жизни в протерозойскую эру В протерозойской эре жизнь продолжала существовать преимущественно в море. Господствуют уже не синезеленые, а эукариотические многоклеточные зеленые водоросли....

21 03 2024 21:30:55

Зачётно-обобщающий урок в 10-м классе по теме "Клетка — структурная единица живого"


    Зачётно-обобщающий урок в 10-м классе по теме "Клетка — структурная единица живого"

      Урок способствует обобщению знаний учащихся, воспитывает уважение друг к другу, развивает самокритичность и умение оценивать себя и других. Урок мобилен, постоянно идет смена видов деятельности, что способствует здоровьесбережению. ...

20 03 2024 0:31:33

История, которую рассказал Старичок-Лесовичок


    История, которую рассказал Старичок-Лесовичок

      Методическая разработка является уроком-игрой, на котором решается проблемный вопрос о грибе, который не похож на другие. Приводится вариант игрового материала о грибах из дополнительной литературы. Все сообщения детей о грибах сопровождаются показом рисунков на компьютере....

19 03 2024 17:56:22

Путешествие в грибное царство — шляпочные грибы


    Путешествие в грибное царство — шляпочные грибы

      Сформировать знания о хаpaктерных признаках грибов как самостоятельного царства живой природы, об особенностях строения и жизнедеятельности шляпочных грибов, о съедобных и ядовитых грибах....

18 03 2024 1:29:54

Урок-конференция по биологии в 6-м классе "В мире одноклеточных живых организмов"


    Урок-конференция по биологии в 6-м классе "В мире одноклеточных живых организмов"

      Урок для 6-го класса, способствующий развитию умения работать с дополнительной литературой, компьютерами; формирующий умения делать выводы, сравнивать и использовать уже имеющиеся знания, а также формирующий бережное отношение к здоровью....

17 03 2024 12:57:15

Органы и системы органов растений. Побег. Строение и функции стeбля (УМК "Сферы"). 6-й класс


    Органы и системы органов растений. Побег. Строение и функции стeбля (УМК "Сферы"). 6-й класс

      Урок демонстрирует возможность объединения двух тем в одном уроке, используя приемы проведения лабораторных работ, создания ситуаций интеллектуального затруднения, решения проблемных задач, способствующие развитию творческого мышления....

16 03 2024 4:21:33

Коллективная сказка-игра для учащихся младших классов "Лягушачьи истории"


    Коллективная сказка-игра для учащихся младших классов "Лягушачьи истории"

      Основа занятия – известная сказка Всеволода Гаршина "Лягушка-путешественница". Сказка сопоставляется с реальными фактами о местообитании, особенностях питания и схемах поведения разных видов лягушек, которых школьники могут встретить в природе во время путешествия. В качестве творческой работы предлагается выполнить оригами "Лягушка". Развивается мелкая моторика детей....

15 03 2024 10:10:17

Урок биологии на тему "Методы изучения живых организмов". 5-й класс


    Урок биологии на тему "Методы изучения живых организмов". 5-й класс

      Данный урок - третий в разделе «Биология – наука о живом мире» по учебнику И.Н.Пономаревой, И.В.Николаева, О.А.Корниловой «Биология. 5 класс». Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС ООО. В ходе изучения нового материала используются межпредметные связи с математикой и экологией: с помощью математических расчетов обучающиеся учатся моделировать связи между объектами экосистемы....

14 03 2024 15:51:43

Индивидуальное развитие растений Биология

Индивидуальное развитие растений  Биология Жизнь любого организма начинается от образования зиготы и продолжается до cмepти. В это время живой организм растет, развивается, стареет. Начало...

13 03 2024 13:43:17

Урок по биологии растений по теме "Лишайники. Особенности строения и жизнедеятельности"

За урок необходимо дать особенности строения и жизнедеятельности лишайников. Многообразие лишайников. Значение лишайников в природе и жизни человека. Пpaктическая работа, которая включена в урок позволяет учащимся усвоить типы слоевищ лишайников, позволяет узнать, как выглядят лишайники в природе. Кроме этого позволяет продолжить совершенствование навыков работы с природными объектами....

12 03 2024 5:18:43

Гибридологический метод изучения наследственности. Законы Г.Менделя. Закон доминирования. Второй закон


    Гибридологический метод изучения наследственности. Законы Г.Менделя. Закон доминирования. Второй закон

      На занятии происходит знакомство учащихся с опытами Г.Менделя; формирование знаний о моногибридном скрещивании, даются понятия первого и второго законов Г.Менделя....

11 03 2024 9:28:24

Программа по биологии. 6–9-й классы


    Программа по биологии. 6–9-й классы

      Программа основного общего образования по биологии включает пояснительную записку, тематическое и поурочно-тематическое планирование. Перечень экскурсий, лабораторных и пpaктических работ сокращен, формирует специальные умения и навыки учащихся и достигает целей программы. Часть работ проводится демонстрационно и не оценивается....

10 03 2024 7:36:21

Интегрированный урок "Развитие жизни на Земле"


    Интегрированный урок "Развитие жизни на Земле"

      Интегрированный урок-обобщение по природоведению в объединяет в себе биологию, географию, музыку и изобразительное искусство. За основу взят отрывок "Доисторическая жизнь" на музыку И.Стравинского "Весна Священная" из мультфильма У.Диснея "Фантазия". Урок представляет собой творческое задание с обсуждение результатов и научную критику....

09 03 2024 10:42:42

Серия проектных уроков по зоологии: "Экологические группы птиц"


    Серия проектных уроков по зоологии: "Экологические группы птиц"

      Предлагаемый урок рассчитан на 2 часа и проводится в рамках изучения раздела «Тип Хордовые. Класс Птицы» после изучения темы «Размножение и развитие птиц». Дидактическая цель урока: создать условия для осмысления новой учебной информации, применение ее в знакомой и новой учебной ситуации – при проверке уровня усвоения системы знаний и умений....

08 03 2024 2:26:51

Внеклассное занятие "Правильное питание – основа здоровья"


    Внеклассное занятие "Правильное питание – основа здоровья"

      Внеклассное занятие «Правильное питание – основа здоровья» проводится для учащихся 8-го класса, изучающих биологию человека, при изучении темы «Пищеварительная система». Древняя мудрость гласит: все болезни к нам приходят через рот. Действительно, правильное питание играет важную роль для сохранения здоровья. Что означает правильное питание, школьники узнают на данном мероприятии. Проведенное предварительное анкетирование привлечет интерес учащихся, ведь говорить они будут о том, как питаются сами....

07 03 2024 5:40:23

Урок "Белки, их строение и функции" с использованием технологии коллективных способов обучения


    Урок "Белки, их строение и функции" с использованием технологии коллективных способов обучения

      Коллективный способ обучения (авторы А.Г. Ривин, В.К. Дьяченко) основан на педагогике сотрудничества: сотрудничества по линии учитель–ученик и ученик–ученик. Коллективным способом обучения является такая его организация, при которой обучение осуществляется путем общения в динамических парах, когда каждый ученик учит каждого. Внедрение данной технологии позволяет использовать множество преимуществ. Учебный процесс организуется так, что каждый ученик активно действует в процессе всего занятия. У учащихся выpaбатываются навыки совместной работы. ...

06 03 2024 12:35:31

Урок-обобщение как средство упрочнения и закрепления знаний


    Урок-обобщение как средство упрочнения и закрепления знаний

      Тематическое обобщение и систематизация обеспечивают усвоение целой системы или цикла понятий, изучаемых в течение длительного времени и составляющих содержание обширных разделов программы. В статье представлен пример урока. ...

05 03 2024 23:57:15

Разработка урока по теме "Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом"


    Разработка урока по теме "Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом"

      Данный урок относится к системе уроков раздела "Генетика и селекция" рассчитан на два академических часа. Изложение учебного материала производится методом объяснения с использованием ИКТ, которые активно применяются на протяжении всего урока. Объяснение наследования, сцепленного с полом, изучается на примере наследования заболевания гемофилией, на данном этапе урока прослеживается межпредметная связь с историей России, что повышает интерес учащихся к изучению этой темы....

04 03 2024 20:13:14

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::