Генетика пола. Сцепленное с полом наследование
Задачи урока.
- Сформировать знания о хромосомном механизме определения пола, аутосомах и пoлoвых хромосомах, о соотношении полов у животных и человека, о сцепленном с полом наследовании признаков.
- Продолжить формирование навыков решения генетических задач.
Оборудование.
- динамическое пособие “Набор хромосом”
- изображение хромосомного набора мужчины и женщины
- схема “Наследование гемофилии в королевских семьях Европы”
- раздаточный материал на парты “Доминирование признаков”
Ход урока
I этап. Повторение и проверка знаний основных понятий генетики, закономерностей.
Совсем недавно мы начали знакомиться с удивительной наукой-генетикой.
Генетика – это молодая наука, составляющая основу современной биологии, прочно вошедшая в человеческое общество, разгадавшая геном человека, поднявшая на новый уровень современную медицину. Сегодня нет ни одной области деятельности человека, где необходимы знания этой науки. Давайте вспомним ранее изученный материал.
Вопросы для повторения.
- Что изучает генетика?
- Что такое наследственность?
- Что такое изменчивость?
- Кто является основоположником науки генетики?
- В какие годы и в какой стране жил и работал Г.Мендель, и на каких растениях проводил он свои опыты?
- Какая разница между гомозиготой и гетерозиготой?
- Что значит, доминантный признак и что означает рецессивный признак?
На доске приведены схемы закономерностей, которые были выведены Менделем:
Задания к схемам:
1. Из приведенных схем, выберите запись, отображающую первый закон Менделя, и дайте его формулировку.
2. Из приведенных схем выберите запись, отображающую второй закон Менделя, также дайте его формулировку.
3. В какой записи отражено анализирующее скрещивание? Для чего его проводят и в каких случаях?
4. Какая из схем отражает дигибридное скрещивание? Какой закон Менделя отражает эта запись? Дайте его формулировку.
5. Знания законов наследственности можно легко применять на пpaктике. Например:
А) У темноволосых родителей родился светловолосый ребенок. Что вы можете сказать о генотипе родителей и их ребенка? Какая запись на доске будет соответствовать данной задаче? (Ответ учащихся).
Б) У человека длинные ресницы преобладают над короткими. Женщина с длинными ресницами вышла замуж за мужчину с короткими ресницами. У них родилось двое детей: один ребенок с длинными, а другой с короткими ресницами. Что вы можете сказать о генотипе родителей? Найти запись решения данной задачи на доске. (Ответ учащихся)
В) Праворукость у человека доминирует над леворукостью. У праворукой женщины и леворукого мужчины все дети в семье были праворукими. Что вы можете сказать о генотипе родителей и детей? Если ребенок из данной семьи женится на дeвyшке с таким же генотипом, что вы можете сказать о наследовании данного признака у будущих внуков? (Ответ учащихся)
6. Задание классу по рядам. Составить самостоятельно задачу, используя приведенные схемы на доске и раздаточный материал на партах (распечатки наследования признаков у растений, животных, человека). (5минут)
7. Ребята самостоятельно составляют задачи. Обсуждение задач.
II этап. Изучение нового материала.
Определение пола.
Во всех решенных задачах, мы определили, как будет наследоваться признак. А сумеем ответить на вопрос: “ Сколько в потомстве появилось особей мужского или женского пола?” Пол является одним из важнейших признаков, так как большинство животных и двудомных растений являются раздельнополыми организмами. В свое время Менделем было отмечено, что внутри вида количество особей мужского пола приблизительно равно количеству особей женского пола. Тема урока: “ Генетика пола. Сцепленное с полом наследование”. Сегодня на уроке мы должны ответить на вопрос, отчего зависит рождение мужских и женских особей?
Ни один природный феномен не привлекает к себе такого внимания и не содержит так много загадок, как пол. Загадки, связанные с ним, можно обнаружить во многих важных областях интересов человека - в демографии и медицине, психологии и педагогике, в области семьи и воспитания и т.д.
Женщины - всегда стабильны, уравновешены, обладают большей комфортностью мышления и поведения, легко приспосабливаются к любой ситуации, обладают большей продолжительностью жизни.
Мужчины - новаторы, первопроходцы, всегда ориентированы на будущее, лучше справляются с новыми задачами, изобретательны, но живут намного меньше, чем женщины.
Почему мы такие разные? Давайте рассмотрим это с точки зрения генетики (на партах разложены изображения хромосомного набора мужчины и женщины).
Учащиеся рассматривают, делают выводы, что из 23 пар хромосом наблюдается отличие по одной паре хромосом.
В наборе хромосом зиготы содержатся парные гомологичные хромосомы, одинаковые по форме, размерам и содержащие одинаковые гены. В женском кариотипе все хромосомы парные. В мужском кариотипе в 23 паре хромосом всегда есть одна крупная и одна маленькая палочковидная хромосома. Таким образом, кариотип человека содержит 22 пары, одинаковые и у мужчин и у женщин, и одну пару, по которой различаются оба пола.
Хромосомы, одинаковые у обоих полов, называют аутосомами. Хромосомы, по которым мужской и женский пол отличаются друг от друга, называют пoлoвыми хромосомами.
Пoлoвые хромосомы у женщины одинаковые и их называют Х- хромосомами, у мужчин имеется одна Х- хромосома и одна Y-хромосома (на доске с использованием магнитного пособия изображаются пoлoвые хромосомы обоих особей).
Далее разбирается схема определения пола у человека с использованием магнитного пособия.
Определение пола у человека.
Вопросы учителя по схеме:
- Какова вероятность появления в семье мальчиков и девочек? (ответ учащихся -50%)
- Какова вероятность появления каждого из вас в ваших семьях? (ответ учащихся-50%)
- От кого зависит пол будущего ребенка? (ответ учащихся - от мужчины)
- Что вы можете сказать о генотипе родителей? (ответ учащихся - гомозиготный женский и гетерозиготный мужской)
Вводятся понятия: гетерогаметный и гомогаметный пол.
Пол называют гомогаметным, если все пoлoвые клетки несут только Х- хромосому.
Пол называют гетерогаметным, если образуются пoлoвые клетки сХ-хромосомой и с Y- хромосомой. У человека женский пол гомогаметный, мужской пол гетерогаметный. Но такое соотношение полов бывает не у всех.
Учащиеся работают с текстом учебника.А.А.Каменский,В.В.Пасечник, 9 класс, стр.116, где находят информацию о наследовании пола у различных организмов, сделав запись в тетради.
Гомогаметный женский пол (ХХ) и гетерогаметный мужской(XY) встречаются у двукрылых насекомых, млекопитающих (втом числе и человека), некоторых рыб, растений. У птиц, чешуекрылых насекомых, некоторых рыб, наоборот женский пол гетерогаметен, а мужской- гомогаметен. (Можно выслушать в качестве дополнительного материала сообщение о наследование пола у пресмыкающих).
Наследование признаков, сцепленных с полом. Генетические исследования установили, что пoлoвые хромосомы отвечают не только за определение пола организма, они, как аутосомы, содержат гены, контролирующие развитие определенных признаков. Наследование признаков, гены которых локализованы в Х- хромосоме или У - хромосомах, называют наследованием, сцепленным с полом. Признаки бывают доминантными и рецессивными. Х-хромосома содержит не менее 200 различных генов. Женщина при этом получает по 2 гена за один признак, мужчина имеет одну Х-хромосому и все гены получает в одном экземпляре, которые сразу проявляются в фенотипе. С Х-хромосомой связаны такие признаки, как свертываемость крови, способность различать цвета, отсутствие или наличие потовых желез и др. У человека лишь некоторые гены, не являющие жизненно важными, локализованы в У-хромосоме, например, гипертрихоз - повышенная волосатость ушной paковины. Гены, локализованные в У - хромосоме, наследуются особым образом - только от отца к сыну.
С пoлoвыми хромосомами в истории человечества связано много загадок. По какой-то неведомой причине болезнь уносила только представителей сильного пола из поколения в поколение. Нередко она посещала и самых сильных мира сего. Ее даже называли “болезнью королей”. Сын последнего российского императора Николая II царевич Алексей страдал тяжелой болезнью- гемофилией, или несвертываемостью крови. Сам Николай Александрович его жена Александра Федоровна были здоровы. Между тем, многие дальние родственники царской семьи были больны гемофилией. Все они являлись прямыми потомками знаменитой английской королевы Виктории. Дожив до 82 лет, родив 9 детей, она передала свои гены представителям династий, правивших в Великобритании, Германии, России, Испании. Ее потомки породнились также с монархами Швеции, Дании, Норвегии, Югославии, Греции. Румынии. Гемофилией страдали один сын, три внука, и четыре правнука королевы Виктории. Все они были мужского пола. Лишь в настоящее время было найдено объяснение данной закономерности. Болезнь наследственная, передается как по мужской, так и по женской линии. Ген гемофилии располагается в Х-хромосоме. У женщины их 2, и он не проявляется, так как “ прикрыт” нормальной хромосомой; у мужчин одна Х-хромосома, Которую он получает от матери, и если в этой хромосоме находится ген гемофилии, он проявляется.
Решение задачи: Женщина, носительница гена гемофилии вступает в бpaк со здоровым мужчиной. Какова вероятность рождения в этой семье ребенка, больного гемофилией. Дополнительно задачи на распечатках на парте.
III этап. Закрепление знаний.
Беседа с учащимися по теме урока, выводы.
IV этап. Домашнее задание: параграф 3.10, приготовить сообщения о признаках, сцепленных с полом (дальтонизм, гемофилия).
Комментарии:
Использование ИКТ в обучении биологии позволяет создать условия для самостоятельного приобретения учащимся знаний за счет наглядности, создаваемой компьютером; реализации методики проблемного обучения с использованием ученических презентаций; автоматизации контроля результатов обучения, что позволяет индивидуально каждому ученику иметь полную и объективную информацию о ходе процесса освоения знаний в реальном временном масштабе; технических возможностей компьютера как дидактического средства обучения, позволяющего обеспечить эффективную реализацию развивающего обучения; развития способностей к творчеству и формирования психологической готовности к самореализации.
...
30 06 2025 0:17:37
Урок является итоговым по теме «Опopно-двигательная система». К уроку учащиеся готовят небольшие сообщения. В конце урока проводится тестовая работа на проверку конкретных знаний по изученной теме. На уроке ведётся пропаганда здорового образа жизни.
...
29 06 2025 13:33:45
Проект направлен на привлечение внимания жителей поселка к окружающей среде и сохранению здоровья человека. Улучшение экологической обстановки, ликвидация свалок, изменение общественного мнения о значимости каждого жителя в решении этой проблемы и формирование биологического и экологического мышления....
28 06 2025 23:43:59
Проведение внеклассного обучающего мероприятия по оказанию первой помощи в чрезвычайных ситуациях в игровой форме способствует легкому и непринужденному усвоению материала, а также закреплению полученных знаний в ходе пpaктической части обучающей игры. Мероприятие рекомендовано для проведения в 7-8-х классах....
27 06 2025 3:25:13
Занятие посвящено многообразию деревьев и кустарников, их значению в природе и для человека. Цель занятия - сформировать понятие "кустарник"; развить умения классифицировать предметы окружающего мира; воспитать бережное отношение к природе....
26 06 2025 19:50:44
Урок обобщает знания учащихся по основным признакам организмов трех царств и их значение в природе и жизни человека. Урок также способствует выявлению отличительных особенностей трех царств, систематизации знаний учащихся, полученных при изучении тем. В ходе урока учащиеся работают с терминами, сравнивают, анализируют и делают выводы. Урок воспитывает бережное отношение учащихся к природе....
25 06 2025 10:28:36
В самом простом понимании биология - наука о жизни и развитии живых тел. Изучение в школе предмета "Биология" на вербальном уровне не создает правильного представления об изучаемых объектах и явлениях. Поэтому главной задачей учителей биологии является разумное использование в учебном процессе наглядных средств обучения.
...
24 06 2025 23:53:34
На уроке у учащихся формируется система знаний об условиях возникновения жизни на нашей планете естественным путем; об основных ароморфозах у одноклеточных и многоклеточных организмов в архейскую, протерозойскую эры. Ученики убеждаются в том, что ныне существующие группы животных и растений прошли длительный путь исторического развития и претерпели значительные изменения на этом пути.
...
23 06 2025 14:34:48
Животные, как и растения, размножаются бесполым и поповым способами. Особенности размножения многоклеточных животных во многом определены условиями их обитания....
22 06 2025 13:10:50
Самодельная игра домино «Угадай семейства растений» закрепляет изученные растения разных семейств и их признаки. Игра позволит учащимся лучше запомнить основных представителей семейств. Играть можно одному или в группе....
21 06 2025 22:40:23
Цель урока: обобщить полученные знания на уроках биологии, химии, физики и географии по теме «Вода»; активизировать и закрепить знания учащихся; способствовать развитию познавательного интереса; формировать навыки сотрудничества, коллективного взаимодействия.
...
20 06 2025 3:30:36
Урок для 5-го класса по естествознанию на основе интеpaктивного обучения, при котором учащиеся активно включаются в поиск нового знания через различные виды деятельности....
19 06 2025 4:10:33
Урок развивает у учащихся умение ориентироваться в потоке информации, выбирая нужное, овладевая навыками самостоятельной умственной деятельности. Разнообразные задания задействуют все виды памяти на всех уровнях обучения. В обучении биологии детей с отклонениями в развитии эффективно использованы дифференциация и индивидуализация....
18 06 2025 11:10:38
На уроке показана интеграция таких наук , как биология и экономика. Цель урока: показать взаимосвязь биологии и экономики, изучить круги кровообращения, повторить строение крови, из экономики – денежное обращение, свойства и функции денег.
...
17 06 2025 6:28:26
Задача учителя - на уроке создать условия для полноценного проявления и развития личностных функций ученика, используя следующие принципы: а) отношение учителя к ученику как равному; б) не простое сообщение знаний, а самостоятельное " строительство" знания учеником с помощью критического отношения к изучаемой информации, самостоятельного решения задач; в) плюрализм мнений, подходов, уважительное отношение к мнению другого.
...
16 06 2025 20:12:29
Обобщающе-интегрированный урок по биологии для учащихся 7-го класса на тему «Тип Члeнистоногие. Неизвестное об известном» обобщает, систематизирует и закрепляет изученный материал по теме Члeнистоногие, проверяет полноту, гибкость и осознанность усвоения учащимися новых знаний и умений реализовывать вновь приобретенные знания, выявление пробелов в ЗУН для последующей коррекции....
15 06 2025 16:31:47
Хламидомонада — микроскопическая одноклеточная водоросль грушевидной или овальной формы. Поверхность клетки покрыта прозрачной бесцветной пектиновой оболочкой....
14 06 2025 20:42:22
Биосфера это совокупность всего живого. Рассмотрим где проходят верхняя и нижняя границы биосферы, какой ее состав, свойства и функции....
13 06 2025 8:13:23
Материалы урока можно использовать для проведения предметной недели или как обобщающий урок.
...
12 06 2025 15:53:36
Обобщающий урок-викторина по теме «Семейства цветковых растений» закрепляет знания о принадлежности цветковых растений к определенным семействам, о происхождении и использовании культурных растений. Можно использовать как внеклассное мероприятие во втором полугодии....
11 06 2025 18:42:15
ФГОС предполагает наличие у учителя технологических карт уроков, которые определяют деятельность как учителя, так и ученика. В технологической карте определены УУД, формируемые на уроке, прописаны деятельность ученика и учителя, показаны используемые технологии....
10 06 2025 22:21:51
Тема "Основы генетики" — одна из самых сложных для понимания учащимися. Зачастую у учащихся формируются эпизодические знания, заучиваются основные термины и понятия, но не складывается целостная взаимосвязанная картина генетики как науки. Поэтому, чтобы привлечь и заинтересовать учащихся данными уроками, необходимо использовать как можно больше познавательных заданий пpaктического хаpaктера, показать тесную связь данной науки с жизнью, в решении различных жизненных ситуаций. Я предлагаю разработку открытого повторительно-обобщающего урока "Генетика и медицина". Урок построен на основе сочетания модульной и информационной технологий....
09 06 2025 21:41:54
В современных условиях очень важно, чтобы учащиеся получали не только сумму знаний, но умели применять их на пpaктике, интеграция химических умений в биологические темы способствует формированию общеучебных компетенций, формированию более целостной картины мира в сознании учащихся. Учащиеся лучше воспринимают и усваивают материал, если им довелось при этом провести, хотя бы небольшое исследование....
08 06 2025 15:20:52
Урок спланирован с учетом реальных возможностей класса, материал подобран к занятию с расчетом на использование ярких образов, проблемных ситуаций, включением в занятие информационно-коммукационных технологий....
07 06 2025 23:43:43
Урок биологии для 5-го класса формирует представления о существенных признаках голосеменных как группе растений, об их строении, особенностях жизнедеятельности, местах обитания, их роль в природе и жизни человека; табличный вариант создает условия для развития познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе работы с различными источниками информации....
06 06 2025 1:21:50
Цели урока: определение уровня овладения знаниями по теме; коррекция знаний, умений и навыков; сравнение митоза и мейоза, знание особенностей гаметогенеза, форм размножения, преимущество пoлoвoго размножения, биологический смысл процесса оплодотворения, стадий эмбриогенеза.
...
05 06 2025 16:53:51
Решение задачи усиления пpaктической направленности биологического образования может осуществляться за счет целенаправленной, системной организации учебно-исследовательской работы учащихся, обеспечивающих формирование и развитие исследовательских умений и навыков учащихся. В статье приводится опыт организации исследовательской работы на уроках биологии и во внеурочное время....
04 06 2025 7:44:48
Экологический слет направлен на формирование обобщенных знаний и познавательных умений, устойчивого интереса к биологии и экологии, расширение кругозора, поднятие общего культурного уровня учащихся. Материал конкурсов слета связан с базовыми курсами биологии основной средней школы и является их естественным дополнением.
...
03 06 2025 8:17:22
Основная цель урока - систематизация и обобщение знаний учащихся по указанному разделу, подготовка к более детальному изучению растений и их частей. Урок носит нетрадиционную форму, сочетает в себе элементы всех форм работы, отличается разнообразием применяемых средств....
02 06 2025 8:43:43

Интеллектуально-познавательная игра обобщает знания по зоологии с основами экологии и прививает интерес к предмету. Вопросы и задания, используемые в игре, соответствуют уровню развития учащихся 7-го класса. Игра может быть проведена на уроке в качестве закрепления материала школьного курса зоологии по окончании первого полугодия, или как внеклассное мероприятие, например, во время проведения предметной недели по биологии....
01 06 2025 7:26:59
Вся работа на уроке построена на совместной работе учащихся в группе и поиске правильных решений на поставленные вопросы. В ходе урока учащиеся знакомятся с заболеваниями глаза и рассматривают профилактические мероприятия по предупреждению глазных заболеваний.
...
31 05 2025 7:46:20
Урок помогает познакомиться с генеалогическим методом изучения родословных; научиться составлять и анализировать родословные....
30 05 2025 22:23:25
В течение года занятия проводились по образовательной программе автора "Уникальная природа Шри-Ланки для младших школьников", опубликованной ранее. Олимпиада показывает степень усвоенности материала школьниками, уровень знаний специфики страны, климата, растительного и животного мира....
29 05 2025 10:12:41

Цель урока: познакомить учащихся с ролью опopно-двигательной системы человека, раскрыть особенности строения и химического состава костей. Показать взаимосвязь строения костей с выполняемой ими функцией. Выяснить, за счет чего происходит их рост....
28 05 2025 5:44:42
Плод формируется из завязи пестика после оплодотворения и является хаpaктернейшим органом цветкового растения. Функции плода - защита нежных тканей развивающегося семени от воздействия различных нeблагоприятных условий....
27 05 2025 3:49:45
Данный урок можно использовать при проведении урока «Многообразие земноводных» в 7-м классе. При знакомстве с животными класса Земноводные на уроках НРК природа и экология Красноярского края. После просмотра презентации учащиеся выполняют задания по решению кроссворда....
26 05 2025 3:34:51
На уроке показано многообразие химических элементов и соединений, входящих в состав живых организмов, значение их в процессе жизнедеятельности. Формируются умения и навыки самостоятельной работы с учебником, с цифровыми источниками информации, умение выделять главное, формулировать выводы....
25 05 2025 21:21:25
Цель урока: познакомить учащихся с отличительными признаками растений семейства Паслёновых, с их многообразием, показать их роль в природе и значение в жизни человека, продолжить формирование умения составлять морфологическое описание растения, определять их по внешнему строению....
24 05 2025 12:45:57
Данный урок-конференция проводится в качестве заключительного в теме "Закономерности изменчивости" и одним из последних в курсе 10-го класса.
...
23 05 2025 18:47:25
Данная разработка урока входит в методический комплекс уроков по теме "Семя". Учащиеся самостоятельно исследуют состав семени, делают выводы и предположения. Материалы урока дают возможность поставить исследовательскую задачу, разработать материал и защитить его в рамках короткого времени....
22 05 2025 5:59:48

Презентация формирует знания об особенностях организации грибов, их многообразии, роли в природе и жизни человека. Презентация может быть использована для углубленного изучения темы и при подготовке к ЕГЭ. Теоретический материал изложен в виде удобных таблиц, схем. Цветом выделены основные понятия темы, содержится много иллюстраций. Процесс обучения становится понятным и интересным....
21 05 2025 18:31:47
Наркотик заставляет нервные клетки постоянно выбрасывать в кровь эндорфины, при этом они истощаются и погибают. Человек утрачивает способность объективной самооценки. Наркотики по химическому строению схожи с ферментами и витаминами и вместо них включаются в обмен веществ. Когда всеми реакциями организма управляют наркотики, человек становится наркоманом....
20 05 2025 5:57:36
В процессе работы над заданиями ученики должны давать определения понятиям "мутация", "геномные, хромосомные, генные мутации"; классифицировать и объяснять их возникновение в клетке, обобщать и формулировать выводы; научиться работать самостоятельно с материалом, предложенным учителем; выполнять конкретные задания и объективно оценивать свои знания.
...
19 05 2025 20:29:17
Опыт применения инновационной технологии в урочной форме организации учебной деятельности учащихся представлен в проекте "Успешное функционирование кровеносной системы как условие долголетия"....
18 05 2025 13:12:29
Представлен сценарий викторины для 6-го класса в стихотворной форме. Включает теоретические вопросы и пpaктические задания по темам: "Семя", "Строение клетки", а так же общие вопросы о животных, растениях, грибах. Проводится с целью активизации познавательной активности школьников и развития интереса к предмету.
...
17 05 2025 16:34:41
Урок в коррекционной школе VIII вида служит формированию представлений учащихся о закаливании организма человека, знакомит учащихся с основными правилами и видами закаливания: солнечными ваннами, воздушными ваннами, водными процеДypaми, призван показать значимость закаливающих процедур....
16 05 2025 10:16:40
Урок продолжает формирование знаний о размножении, хаpaктеризует мейоз, формирует знания об изменении молекул ДНК и хромосом на протяжении мейоза, раскрывает биологическое значение мейоза....
15 05 2025 15:55:47
Второй урок по классам паукообразных. Заранее распределяется работа в группах по количеству отрядов: скорпионы, клещи, сенокосцы и пауки. Учащиеся готовят презентации по плану и выступают с сообщениями перед одноклассниками. Базовые технологии на уроке: личностно-деятельностная; развитие критического мышления; формирование коммуникативных действий; активная рефлексивная деятельность. ....
14 05 2025 6:25:21
Основными задачами данного урока являются ознакомление учащихся с методами и достижениями медецинской генетики и продолжение работы по формированию здорового образа жизни. ...
13 05 2025 14:55:44
Цели урока: повторить и систематизировать знания о строении, жизнедеятельности члeнистоногих; проверить умения учащихся распознавать изученных животных на рисунках; формировать бережное отношение к окружающей природе....
12 05 2025 5:31:53
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::