Химическая организация клетки. 9-й класс
Цели урока:
- Изучить химический состав клетки.
- Выявить роль химических элементов и неорганических веществ в процессе жизнедеятельности клетке.
Задачи урока:
- Образовательная: показать многообразие химических элементов и соединений, входящих в состав живых организмов, значение их в процессе жизнедеятельности.
- Развивающая: продолжить формирование умений и навыков самостоятельной работы с учебником, с цифровыми источниками информации, умение выделять главное, формулировать выводы.
- Воспитательная: воспитывать ответственное отношение к выполнению полученных знаний.
Оборудование: ПК с выходом в ИНТЕРНЕТ, мультимедийный проектор, интеpaктивная доска, раздаточный материал.
Учебно-методическое обеспечение темы:
- С.Г.Мамонтов, В.Б.Захаров, Н.И. Сонин, программа “Биология. Общие закономерности”, 9 класс, Дрофа, Москва, 2007.
- С.Г.Мамонтов, В.Б.Захаров, Н.И. Сонин, учебник “Биология. Общие закономерности”, 9 класс, Дрофа, Москва, 2007.
- С.Г.Мамонтов, В.Б.Захаров, Н.И. Сонин, методическое пособие к учебнику С.Г.Мамонтова, В.Б.Захарова, Н.И. Сонина “Биология. Общие закономерности”, 9 класс, Дрофа, Москва, 2007.
- Авторская дидактическая разработка по теме “Химическая организация клетки” с использованием интеpaктивной доски.
Тема “Химическая организация клетки”, на которую отводится по программе 3 часа, входит в раздел “Структурная организация живых организмов”, изучается после темы “Возникновение жизни на Земле”. За неделю до изучения темы некоторые обучающиеся получили домашнее задание: подготовить небольшие сообщения на темы: “Из истории изучения клетки”, “Клетка – элементарная единица строения живых организмов”, “Содержание воды в клетках различных живых организмов”.
План урока
I. Организационный момент.
Приветствие – подготовка аудитории к работе.
II. Проверка домашнего задания. Подведение к формулированию новой темы.
Вводная беседа учителя:
– Изучив тему “Возникновение жизни на Земле” мы отметили, что начало биологической эволюции связано с появлением на Земле клеточных форм жизни. Одноклеточные организмы представляют собой существующие отдельно друг от друга клетки. Тела всех многоклеточных организмов – животных, растений – построено из большего или меньшего числа клеток. Независимо от того, представляет ли собой клетка целостную живую систему – отдельный организм или составляет ли лишь его часть, она наделена набором признаков и свойств, общим для всех клеток. Рассмотрение материала о клетке невозможно без упоминания о тех ученых – биологов, с которыми связана история изучения клетки.
– Прослушав сообщения, ответьте на вопрос: почему клетку является элементарной единицей строения живых организмов?
Заслушивание сообщения “Из истории изучения клетки”. (Рисунок 1)
Заслушивание сообщения “Клетка – элементарная единица строения живых организмов”. Ответы на вопрос. (Рисунок 2)
– Вывод: клетка – это важнейшая составляющая часть всех живых организмов.
(Сообщения определяют важность изучения темы.)
Рассматривая типы клеток, обучающиеся подводятся к мысли, что клетки имеют сходный химический состав и к формулированию темы урока. (Рисунки 3 и 4)
III. Формулирование темы, целей и задач урока.
В состав темы “Химическая организация клетки” входят 3 основные вопроса:
- Химический состав клетки.
- Структура клетки.
- Особенности жизнедеятельности клетки. (Рисунок 5)
– Начинаем изучать данную тему с вопроса “Химическая организация клетки”. Когда изучим этот вопрос “шарик” при нажатии превратиться в “звездопад”.
Сообщение целей и задач урока. (Рисунок 6)
IV. Изучение нового материала.
1. Химические элементы, входящие в состав клеток.
– Входе прослушивания видеоматериала “Химическая организация клетки” (карточка ресурса № 137520) заполните в таблице 2 и 3 столбики, а из 4 столбика только об 1 элементе по заданию (на столах карточки с таблицей). (Рисунок 6)
(Рисунок 7 и 8)
Проверка самостоятельной работы. Дополнение в 3 столбик – %-ное содержание основных элементов клетки. (карточка ресурса № 137521)
Заполнение 4 столбика в ходе коллективной работы.
Вывод: многие химические элементы, входящие в состав клеток встречаются и в неживой природе, и это – одно из доказательств общности живой и неживой природы. Однако соотношение и значение химических элементов в живой и неживой природе различно.
2. Неорганические вещества, входящие в состав клетки.
– Часть химических элементов входят в состав клеток в виде соединений. Какие два вида соединений из курса химии вы знаете? (рисунки 9 и 10)
– Самым распространенным неорганическим соединением в живых организмах является вода. Заслушав сообщение, ответьте на вопрос: в клетках каких организмов содержание воды наибольшее, а в каких наименьшее?
Сообщение на тему: “Содержание воды в клетках различных живых организмов”. Ответы на вопрос. (Рисунок 11)
- Какова же роль воды в клетках? Ответить на этот вопрос поможет нам учебник, но прежде чем работать с книгой рассмотрим состав молекулы воды:
1. Какие химические элементы входят в
состав молекулы воды?
2. Сравните электроотрицательность водорода и
кислорода. (используется таблица
электроотрицательности химических элементов)
Полярность молекулы воды. (Рисунок 12)
3. Используя информацию из видеофрагмента, определите, что позволяет воде быть хорошим растворителем. (карточка ресурса № 137522)
Ответы обучающихся. Записи в тетради.
Вывод: роль воды в клетке очень велика.
– Кроме воды из неорганических соединений в состав клетки входят минеральные соли. Соли могут быть в клетках в двух видах – либо в ионном состоянии, либо в виде твердой нерастворимой соли. Какие виды ионов вы знаете? Приведите примеры.
Используя информацию видеофрагмента заполни таблицу на карточках. (Рисунок 13) (карточка ресурса № 137523)
– С каким определением познакомились?
– Что такое буферность?
– Используя учебник составьте схему о значении солей в клетке. (рисунок 14)
V. Подведение итогов урока.
– Пришло время подвести итоги сегодняшнего урока. Используя знания, полученные на уроке, дополните предложения. (Рисунок 15)
– Полностью ли изучен вопрос о химической организации клетки? Посмотрим, нажимая на “шарик”. Почему открылась только половина “шарика”? (Рисунки 16 и 17)
Оценивание работы обучающихся на уроке: самооценка и оценка учителя.
VI. Домашнее задание:
Повторить материал по записям тетради и в учебнике с.104-107, ответить на вопросы.
Приложение 1
Приложение 2
Комментарии:
Отдел моховидные – это высшие споровые растения, видовое разнообразие которых достигает 20 тыс. Изучение мхов ведется много столетий, ученых занятых их исследованием прозвали бриологами....
17 09 2025 23:37:12
В ходе урока проверяются знания учащихся о строении трубчатых костей, устанавливается связь макро- и микроскопического строения; изучаются отделы скелета человека; выявляются различия строения скелета обезьяны и человека, связанные с прямохождением; раскрывается взаимосвязь строения и функций осевого скелета.
...
16 09 2025 6:37:53
Наличие познавательного интереса у учащихся во многом определяет качество усвоения знаний и способов деятельности. Одним из способов формирования устойчивого интереса к своему предмету является применение игровых моментов в учебной деятельности. Игровые формы, особенно коллективные, способствуют позитивным изменениям личностной, мотивационной и смысловой сферы обучаемого.
...
15 09 2025 11:53:44
Цель урока: расширить представления об особенностях генетики при составлении простых схем скрещивания...
14 09 2025 6:52:40
Цели урока: познакомить с многообразием листьев, развивать морфологические понятия; развивать умения проводить сравнения, выявлять общие и отличительные признаки простых и сложных листьев, распознавать листья по типам жилкования, форме листовой пластинки, форме края, расположения на стeбле....
13 09 2025 6:27:58
Валеологическая тетрадь разработана в помощь учителю для проведения проблемно-исследовательского урока здоровья и для мотивации учащегося по познанию себя. В разработке представлены разные задания (творческие, познавательные, экспериментальные, рефлексивные), валеологический самоанализ, паспорт здоровья, рекомендации ЗОЖ.
...
12 09 2025 12:57:53
Материал выполнен в виде устного журнала, состоящего из нескольких страниц, рассчитан на учащихся 6-7-х классов. Каждая страница содержит данные, связанные с растениями, их значением для окружающей среды и человека. Большой упор сделан на растения данной местности, "Растения под охраной", опасные растения.
...
11 09 2025 19:56:54
Программа элективного курса предназначена для учащихся 9-го класса и носит межпредметный хаpaктер. Содержание курса расширяет представления учащихся о значении органических и неорганических веществ для живых организмов, а также углубляет понятие о связи строения и функций молекул. Интеграция данного курса с химией, биофизикой, нейрохимией, токсикологией, фармакологией, медициной позволяет расширить круг проблем, связанных с реакцией живых систем на те или иные химические вещества.
...
10 09 2025 12:59:18
Данная тема изучается в четвертой четверти в 8-м классе. Тема чрезвычайно познавательна и интересна для учащихся, т.к. многие из них, выйдя из стен школы, напрямую сталкиваются с проблемами, изложенными в уроке. Урок учит человеколюбию, уважительному отношению к женщине, детям....
09 09 2025 18:37:47
Урок помогает познакомить учащихся с защитными свойствами организма; раскрыть сущность иммунитета; познакомить с видами иммунитета.
...
08 09 2025 9:44:22
Представлен конспект урока-рассуждения "Гомо сапиенс — промежуточный или финальный этап эволюции?". Этот урок целесообразно провести как обобщающий по теме "Антропогенез". На занятии предлагается не только повторить и обобщить базовые понятия, но и значительно расширить кругозор, увидеть взаимосвязи между различными отраслями знаний, познакомить с современными тенденциями в науке. Использование различных видов деятельности на уроке способствует развитию интереса к биологии и пpaктической психологии; показывает значимость этих наук в реальной жизни людей....
07 09 2025 11:26:13
В 6-м классе учащиеся начинают изучать биологию. Главная задача первых уроков - вызвать интерес у учащихся к предмету, показать значимость этого предмета в понимании окружающего мира. Первые уроки должны быть яркими, необычными, запоминающимися....
06 09 2025 21:37:24
Проблемное обучение - это особый тип организации учебной работы на уроке, позволяющий активизировать познавательную деятельность учащихся и добиваться от них более осмысленного и прочного овладения знаниями. Глухие и слабослышащие дети в сотрудничестве с педагогом охотно используют различные способы решения поставленных проблем, учатся строить простейшие объяснительные гипотезы и модели....
05 09 2025 23:50:44
Урок биологии по УМК Введенского Э.Л., Плешакова А.А. «Биология. Введение в биологию». Цель урока: формирование представлений о гене как основе наследственности организмов. В ходе урока учащиеся получают первоначальные представления о наследственности, материальных носителях ее хранения и передачи....
04 09 2025 20:43:52
Данная разработка предлагает проведение занятия элективного курса "Человек и его здоровье" с целью обучения учащихся 9-х классов пpaктическому применению знаний из разных областей наук, формирования у них мировоззренческих понятий о единстве и взаимосвязи всех компонентов окружающего мира. Основная задача данного курса формирование экологически грамотного поведения человека по отношению ко всему живому, включая собственное здоровье....
03 09 2025 1:18:19
Тема предполагает углубление знаний о процессах сукцессии и её видах, даёт возможность с помощью компьютера представить процесс образования устойчивого биогеоценоза и осознать значение охраны окружающей среды. Урок способствует развитию логического мышления и творческого подхода к решению проблем.
...
02 09 2025 1:13:59
Обоняние — процесс восприятия запахов веществ. Элементы, воспринимающие запахи веществ, расположены в слизистой оболочке верхней и отчасти средней носовых paковин. Эти элементы представлены обонятельными клетками, рецепторами....
01 09 2025 5:32:59
Данная разработка предлагает проведение нестандартного урока с целью активации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках биологии. Учащиеся работают в группах по заданиям, позволяющим применять знания, полученные ранее, а также обобщать изученный материал.
...
31 08 2025 11:51:30
Урок – пpaктическая работа с использованием технологии критического мышления. Можно использовать как заключительный урок в теме «Цитология».
...
30 08 2025 15:38:44
Урок проведен в форме игры-путешествия по станциям. Тему учащиеся разбирают на протяжении нескольких уроков. Знакомятся с разными отрядами класса насекомых. Узнают особенности их внешнего и внутреннего строения, поведения, образа жизни и основных представителей отрядов насекомых. На уроке использовались технологии: частично-поисковой, индивидуальная и групповая работа, развивающее обучения, ИКТ, личностно-ориентированное обучение....
29 08 2025 0:56:15
Данный урок разработан по учебнику И.Н. Пономаревой и др. "Общая биология" (10-й класс), издательства "Вентана-Граф".
Комбинированный тип урока позволяет учащимся старших классов работать группами. Работает весь класс, пpaктически все получают оценки. Такие уроки заставляют думать, предполагать и доказывать свою точку зрения....
28 08 2025 23:23:54
Данный урок проводится с использованием информационных технологий (изучение материала сопровождается презентацией). Учащиеся готовят сообщения о представителях отряда чешуйчатые (змеи, ящерицы), а также о вымерших представителях данного класса. На занятии используется самостоятельная работа с рисунками учебника, фронтальная беседа, индивидуальное тестирование. Учащиеся получают навыки заполнения таблицы, учатся работать с тестовыми заданиями.
...
27 08 2025 19:57:45
Цель урока: углубление знаний учащихся о нуклеиновых кислотах и их роли в организме. На уроке изучения нового материала и закрепления изученного в 9-м классе применяются разнообразные методы и формы работы с учащимися: моделирование, анализ материала, работа со схемами-опорами, решение задачи, коллективное обсуждение и групповая работа....
26 08 2025 2:29:27
Урок изучения нового материала проводится в 11-м классе с универсальным профилем. В работе показано, как можно использовать собственные программные продукты – мультимедийные презентации, а также, созданные на основе проектной деятельности учащихся....
25 08 2025 1:26:52
Коллективный способ обучения (авторы А.Г. Ривин, В.К. Дьяченко) основан на педагогике сотрудничества: сотрудничества по линии учитель–ученик и ученик–ученик. Коллективным способом обучения является такая его организация, при которой обучение осуществляется путем общения в динамических парах, когда каждый ученик учит каждого. Внедрение данной технологии позволяет использовать множество преимуществ. Учебный процесс организуется так, что каждый ученик активно действует в процессе всего занятия. У учащихся выpaбатываются навыки совместной работы. ...
24 08 2025 9:14:49
Более подробное изложение материала о науке систематике позволяет понять ее значение для эволюции органического мира. Знакомство с биографией К. Линнея раскрывает перед учащимся его жизнь, упорство в поставленной цели и заслуги перед наукой....
23 08 2025 15:32:58
Цель урока - способствовать осознанию взаимосвязи между органоидами клетки и их функции; изучить этапы биосинтеза белка, развивать самостоятельность мышления, форсировать умение школьников устанавливать причинно-следственные связи, обобщать, делать выводы: стимулировать переживания радости взаимодействия с учителем и одноклассниками; воспитывать потребность в бережном отношении к жизни. В работе описываются все этапы урока и прикладываются дидактические материалы.
...
22 08 2025 7:50:40
В работе представлены автобиографические сведения из жизни А.П. Гайдара, включая его детство. Рассматривается возникновение тимуровского движения, его распад и попытки возрождения в наше время.
...
21 08 2025 14:52:58
Автор ставит задачи на этапе изучения вопросов компьютеризации и информатизации, связанные с преподаванием биологии. В статье рассматриваются: медицинские и психолого-педагогические проблемы использования компьютерных программ в пpaктике обучения; рекомендации преподавателям и учащимся, которые нужно учитывать при организации работы с компьютером; опыт использования компьютера в пpaктике преподавания биологии; критерии анализа российских электронных изданий; возможности использования отдельных электронных изданий на разных этапах учебного процесса; авторские программы, помогающие в преподавании школьного курса биологии. ...
20 08 2025 16:55:10
Предлагаемый урок относится к типу комбинированных уроков. В нем присутствуют пpaктически все этапы урока, отражающие структуру учебной деятельности: этап актуализации, этап мотивации, этап постановки учебной задачи, этап моделирования, этап систематизации знаний, этап рефлексии. Цель урока: сформировать знания о многообразии млекопитающих, экологических особенностях основных представителей и значении млекопитающих....
19 08 2025 2:43:33
Важнейшие задачи, стоящие перед преподавателем биологии, – научить школьников понимать природу, воспитывать потребность в общении с ней. Решение этих задач связано с отбором средств обучения, которые пробуждают интерес, наблюдательность, эмоциональные переживания, наблюдательность....
18 08 2025 0:42:42
Урок биологии обобщает и систематизирует знания учащихся об основных отрядах млекопитающих; их приспособленности к средам обитания; значении в природе и жизни человека....
17 08 2025 9:40:56
Цель урока: обобщить знания о составе воздуха, его основных свойствах....
16 08 2025 3:59:16
Урок поможет повторить и закрепить материал об образе жизни, строении и многообразии земноводных, выявить особенности организации и жизнедеятельности земноводных, связанные с их образом жизни; развивает у учащихся познавательный интерес к предмету, ключевые компетентности, умение применять приобретенные знания в новой учебной ситуации....
15 08 2025 6:14:53
Интегрированное внеклассное мероприятие по биологии и английскому языку "Do You Love Flowers? – Вы любите цветы?" спланировано в форме диалога культур двух стран. Флора и Пчелка Майя приезжали в Англию посмотреть, как чувствуют себя там их подданные - цветы. Затем вместе с группой английских школьников они посетили Кубань. Дети обмениваются информацией, показывают рукотворные сады своих стран, Пчелка Майя рассказывает о цветах. Задачи мероприятия: приобщить детей к прекрасному, научить их видеть и ценить красоту родного края; учить детей заботиться о природе и уметь применять целебные свойства цветов на пpaктике....
14 08 2025 20:54:50
Использование ИКТ делает урок современным, научным и содержательным. Предлагается опыт использования УМК авторов В.Б.Захарова Н.И.Сонина «Биология. Многообразие живых организмов.7 класс». В основе урока – интеpaктивная и самостоятельно-поисковая деятельность учащихся.
...
13 08 2025 2:49:48
На уроке раскрываются основные приемы вегетативного размножения покрытосеменных растений, значение и преимущества этого способа размножения, перспективы развития современных методов вегетативного размножения (метод культуры тканей), для закрепления знаний проводится пpaктическая работа в микрогруппах....
12 08 2025 17:33:33
Данный урок помогает учащимся понять происхождение птиц от древних пресмыкающихся. Пpaктическая часть позволяет получить знания о приспособленности птиц к полету. На уроке используются межпредметные связи, раскрывающие значение в хозяйственной деятельности человека....
11 08 2025 15:25:12
На представленном уроке-исследовании изучаются понятия "темперамент", "личность", "хаpaктер". Выясняется темперамент учащихся, и какие возможности дает человеку особенности его нервной системы. Урок предназначен для учащихся 8-х классов....
10 08 2025 10:33:49
Существующая система учета успеваемости является формальной и направлена лишь на накопление оценок и определения по ним качества работы учителя и учащихся. Таким образом, назрела необходимость в изменении не только методик и технологий обучения, а главным образом, технологии контролирующей и оценивающей деятельности учителя. Целью является теоретическое и экспериментальное обоснование рейтингово-балльной оценки деятельности учащихся, как более эффективной системы при обучении биологии, более полно отвечающей требованиям учебного процесса....
09 08 2025 19:41:13

Методическая разработка представляет собой презентацию-игру для учащихся 8-х классов, состоящую из 40 слайдов. Игра знакомит подростков с классификацией профессий, с некоторыми профессиями биологической направленности в занимательной форме, способствует профессиональной ориентации подростков, побуждает к самостоятельному выбору профессии....
08 08 2025 7:21:33
Урок проводится в форме игры-путешествия. Его можно проводить в 5-м классе по природоведению при изучении темы «Жизнь на Земле», в 6-м классе по биологии после изучения царств Бактерии, Грибы, Лишайники, а также как внеклассное мероприятие. Урок помогает закрепить знания учащихся о разнообразии живых организмов в биосфере, о классификации растений и животных, о пpaктическом использовании живых организмов....
07 08 2025 16:26:29

Урок биологии изучает особенности строения сердца; у учащихся формирует анатомо-физиологические понятия о сердечном цикле и автоматизме работы сердца. На уроке развиваются познавательная активность, умения устанавливать взаимосвязь в строении и функциях сердца, межпредметные связи, навыки самостоятельной, парной, групповой работы, коммуникативное общение....
06 08 2025 4:20:57
Цели урока: с помощью маленького прекрасного насекомого - бабочки углубить знания по разным предметам; пробудить интерес детей и семьи к данной теме; создать условия для развития и саморазвития ребенка....
05 08 2025 13:51:34
Урок закрепления и обобщения знаний, полученных на предыдущих уроках, лучше всего провести в виде игры. В этом случае учащиеся в лёгкой, непринужденной форме повторяют, систематизируют и обобщают материал, изученный ими раньше.
...
04 08 2025 17:12:12
Палеозойская эра в кембрийский период была представлена организмами, обитающие преимущественно в водной среде. Большое распространение получили крупных размеров многоклеточные бурые и зеленые водоросли....
03 08 2025 3:28:50
Урок разработан для учащихся 7-х классов. Данный урок закрепляет и подводит итоги усвоения знаний учащихся, повышая интерес к типам животных, и обращает внимание учащихся на меры профилактики по борьбе с червями-паразитами.
...
02 08 2025 22:40:42
Голова пчелы имеет очень подвижное сочлeнение с гpyдью. Глаза сложные, большие. Наряду с ними у большинства перепончатокрылых есть простые глазки (у пчелы их три). На голове расположены различно устроенные усики....
01 08 2025 8:32:36
Интегрированный урок биологии и физкультуры не только раскрывает значение двигательной активности для организма, но и знакомит с бесценным опытом выживания в тяжелых для существования климатических условиях коренных народов Севера. Использование народных игр и состязаний на занятиях не только учит детей играть, но и знакомит их с обычаями и традициями....
31 07 2025 0:28:23
Материал урока предусматривает обобщение и углубление знаний учащихся о взаимосвязях в строении и функционировании клеток, тканей, органов.
...
30 07 2025 7:31:48
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::