Изучение школьниками природы края на уроках биологии в среднем звене
«Кто не любит природы, тот не любит человека, тот не гражданин.»
Федор Достоевский
«Природа… будит в нас потребность любви.»
Иван Тургенев
«Человек не может воздействовать на природу, не может завладеть никакой из ее сил,
если не знает законов природы, не умеет измерять и вычислять их.
Знание и изучение
суть радость и право человечества; они суть части народного богатства
и нередко замена благ, слишком скудно распределенных природой.»
Александр Гумбольдт
«Все стремления и усилия природы завершаются человеком;
к нему они стремятся, в него впадают, как в океан.»
Александр Герцен
Наша природа погибает. Причина этого: неправильное использование человеком природных ресурсов, непонимание уязвимости природы, желание обогатиться и многое другое. Без природы, человечество не выживет. Ведь только она является нашей прародительницей. Она же дает нам пищу и кров. Она же помогает человеку справляться с душевными переживаниями. Она же дарит нам чувство гармонии. Все это можно перечислять до бесконечности. Ясно только одно, без природы – мы никто!
Изучение природы является важнейшим процессом в познании мира для школьников и для формирования целостной картины мира. Как замечательно, что в школе есть такой предмет, как биология, на котором дети изучают природу и то, как она устроена.
Учителем биологии я работаю уже седьмой год. За это время накопился опыт проведения уроков, направленных на изучение природы. Изучать природу можно на уроке в классе и на уроках–экскурсиях. Эта форма работы наиболее предпочтительна, так как позволяет школьникам непосредственно прикоснуться к природе, изучать растительный и животный мир на пpaктике посредством методов наблюдения, измерения, описания, эксперимента.
Наша школа находится за пределами Российской Федерации в Киргизии. Природа Киргизии уникальна и красива. Чем-то она похожа на природу Алтайского края. Российские школьники имеют уникальную возможность познакомиться с растительным и животным миром другой страны и сравнить его с природой России.
В нашей школе биология преподается по линии учебников Сонина Н.И. Изучение биологии начинается с 5 класса. Учебник называется «Введение в биологию», в 6 классе учебник называется «Биология. Живой организм», в 7 классе учебник называется «Многообразие живых организмов». Рабочая программа составлена так, что уроки-экскурсии по ознакомлению с растительным и животным миром проводятся в 5,6,7 классах.
Особенности поведения уроков-экскурсий
Рабочая программа в 5,6,7 классах составлена так, что сначала школьники знакомятся с теорией, а потом применяют ее на пpaктике. Это помогает прочно усвоить материал. А уроки-экскурсии максимально реализуют метапредметные и предметные результаты.
Учащиеся среднего звена очень любознательны, активны, инициативны. Для них уроки-экскурсии по изучению растительного и животного мира представляются большим приключением. Они с удовольствием фотографируют, делают зарисовки, наблюдают за нашей природой. Для себя я составила определенную методику работы по проведению уроков-экскурсий, с целью максимального достижения поставленных задач и как следствие увеличение познавательного интереса у школьников и мотивации к обучению. Вся моя методика работы состоит из трех этапов. Первый этап – это подготовительная работа. Второй этап – это сама экскурсия. Третий этап – это рефлексия после проведения экскурсии и домашнее задание. Предлагаю познакомиться со всеми этапами методики подробнее.
Первый этап - подготовительная работа
- Предварительно составляю маршрут экскурсии;
- Знакомлюсь с растительным и животным миром на предполагаемой территории проведения экскурсии;
- Составляю памятки по технике безопасности во время проведения экскурсии;
- Уведомляю родителей учащихся о времени и месте проведения экскурсии. Прошу их обеспечить своего ребенка головным убором и непромокаемой обувью;
- Рассказываю учащимся о том, где будет проходить экскурсия, с какими группами растительного и животного мира я их буду знакомить;
- Прошу учащихся приготовить необходимое на их взгляд оборудование за наблюдением за природой.
Второй этап - урок-экскурсия
Учащиеся среднего звена на первых уроках узнали, какое бывает оборудование для наблюдения за природой, какие есть методы изучения природы, закрепили все эта на уроках-пpaктикумах и лабораторных работах. И вот в конце года, весной, проводя уроки-экскурсии, мы возвращаемся к этим темам, тем самым еще более упрочиваем знания школьников. Я прошу ребят принести из дома то оборудование, которое на их взгляд поможет им наблюдать за природой. Это может быть: увеличительное стекло, бинокль, фотоаппарат, диктофон, простой карандаш, блокнот или тетрадь для записи.
За один урок-экскурсию сразу показывать и рассказывать о многих представителях флоры и фауны не рекомендую. Конечно, детям будет интересно, но от обилия информации они просто запутаются. И ожидаемого эффекта не будет. Лучше провести 2,3 экскурсии.
Например:
1 урок - экскурсия – ознакомление с травянистой растительностью пришкольной территории. Учащимся 5,6 классов можно показать разнообразные виды трав, просто объяснив, что все они относятся к отделу покрытосеменных растений. А учащимся 7 класса необходимо помимо этого еще напомнить, к каким семействам относятся данные растения - однодольным или двудольным.
Обычно я показываю детям лекарственные растения, такие как: подорожник средний, подорожник ланцетолистный, зверобой продырявленный, клевер луговой, пастушья сумка. И дикорастущие, такие как: мятлик луговой, ежа сборная, осот полевой, пырей ползучий, костер безостый. Учащимся 5,6 классов можно показать разнообразные виды трав, просто объяснив, что все они относятся к отделу покрытосеменных растений. А учащимся 7 класса необходимо помимо этого еще напомнить, к каким семействам относятся данные растения – однодольным или двудольным.
2 урок - экскурсия – ознакомление с древесной растительностью пришкольной территории. Учащимся 5,6 классов можно показать разнообразные виды деревьев, просто объяснив, к какому отделу растений они относятся – голосеменным или покрытосеменным растениям. А учащимся 7 класса необходимо помимо этого еще напомнить, к каким семействам относятся данные растения – хвойным, однодольным или двудольным.
Обычно я показываю детям следующие виды хвойных деревьев: сосна обыкновенная, туя (плосковеточник восточный), можжевельник обыкновенный, ель обыкновенная, гoлyбая ель. И следующие виды широколиственных деревьев: ива белая, карагач (вяз мелколистный, вяз приземистый), береза повислая, катальпа великолепная (обезьяньи хвосты).
3 урок – экскурсия – знакомство с животным миром пришкольной территории. Учащимся 5, 6 классов можно показать разнообразные виды животных, просто объяснив, к какому классу они относятся. А учащимся 7 класса необходимо помимо этого еще напомнить, какими признаками обладают данные животные.
Обычно я показываю детям следующие виды животных: насекомые (муравьи, бабочка капустница, бабочка бражник, пчела медоносная), птицы (синица малая, воробей домовой, ворона серая, гoлyбь сизый, сорока обыкновенная, дрозд рябинник, дрозд черный).
Третий этап – это рефлексия
После экскурсии провожу рефлексию, в которой ученики рассказывают о том, какими методами изучения природы они пользовались. По итогам экскурсии у них есть материал – это фото, аудио файлы, зарисовки, краткие записи. Теперь до следующего урока им нужно оформить дневник наблюдений и подготовиться к опросу. Найти краткую хаpaктеристику изученных объектов, всевозможные интересные факты.
Вывод
Уроки – экскурсии, это замечательная форма работы учителя с учащимися среднего звена. Благодаря таким урокам, они учатся наблюдать, затем оформлять результаты своих наблюдений, а для того чтобы это сделать, им придется проанализировать, имеющуюся у них информацию, обобщить и сделать выводы.
На таких уроках значительно повышается мотивация учащихся к обучению. Они учатся работать с различными источниками информации, учатся взаимодействовать друг с другом. Учатся понимать, слышать, видеть и чувствовать окружающий их мир. И, конечно же, нельзя не сказать, о такой важной задаче уроков – экскурсий, как привитие экологического самосознания, понимание бережного отношения к природе, воспитание нравственности, культуры поведения, осознания себя частью живого мира, гордости за уникальность и самобытность природы родного края.
Комментарии:
В работе показано строение и значение коры больших полушарий головного мозга; даны биологические понятия по строению и значению коры больших полушарий; усвоение знаний об особенностях строения головного мозга. ...
28 03 2024 12:38:11
Урок расширяет знания учащихся о заболеваниях кожи; формирует гигиенические навыки; развивает навык самостоятельной работы учащихся с дополнительной литературой, видеофрагментами, интерес к предмету. ...
27 03 2024 16:51:59
Технология "разноуровневого обучения" относится к тем педагогическим инновациям, которые позволяют приспособить учебный процесс к индивидуальным особенностям школьников. Разноуровневое обучение является также одной из форм развивающего обучения, оно является средством умственного развития личности. Разноуровневые задания направлены не столько на улучшение запоминания и усвоения, сколько на то, чтобы учащиеся использовали их для создания собственного творческого продукта....
26 03 2024 21:53:52
Интегрированный урок проводится в 6–8-х классах. К уроку готовятся все: и учителя и учащиеся. Ребята рисуют цветы, пишут стихи о цветах, сочинения, приносят фотографии, в этом и проявляется их творческий потенциал. Обязательно делаем выставку лучших работ, награждаем победителей. ...
25 03 2024 1:36:38
При встрече люди обычно говорят "Здравствуйте", желая друг другу здоровья. А что такое здоровье, как его измерить? Классный час посвящен сохранению здоровья человека. ...
24 03 2024 23:32:45
Урок является одним из обобщающих в разделе цветковые или покрытосеменные растения, на данном уроке можно применять различные формы организации учебной деятельности. ...
23 03 2024 7:30:44
Одной из самых привлекательных профессий для нынешних выпускников школ является профессия «дизайнер», так как ее деятельность направлена на создание комфортной, эстетически оформленной среды обитания человека. Кружок «Ландшафтный дизайн» направлен на изучение основных закономерностей дизайна, технологию создания культурного, эстетически оформленного по правилам ландшафтного дизайна цветника, приусадебного участка....
22 03 2024 21:50:16
На уроке показана интеграция таких наук , как биология и экономика. Цель урока: показать взаимосвязь биологии и экономики, изучить круги кровообращения, повторить строение крови, из экономики – денежное обращение, свойства и функции денег. ...
21 03 2024 23:14:32
Завершающий урок в теме «Дыхание» (9-й класс) позволяет осуществить межпредметные связи. Рассматриваются вопросы химии, биологии, экологии и профилактики здорового образа жизни. Решаются задачи: повторение и закрепление основных понятий темы, умение наблюдать, сравнивать, делать выводы. Использована деловая игра (экологи, врачи) и групповая форма работы. Контроль знаний осуществляется при помощи тестирования, устного опроса, заполнения таблиц, составления логических схем....
20 03 2024 13:36:54
Педагогическая идея урока заключается в использовании коррекционного обучения детей с умственной отсталостью – способствует созданию оптимальных условий для развития интереса и способностей, усвоению материала в процессе индивидуальной деятельности. Особое значение придается активизации познавательной деятельности учащихся....
19 03 2024 21:49:50
Интегрированный урок биологии и физики. Урок включает в себя демонстрацию сложных приборов (осциллограф, электроскопы, электрофорная машина, проводник) и опытов с натуральными объектами (лягушка). Содержание теоретической информации содержит исторические факты, связанные с открытием электрических явлений, и роль в этом биологических объектов, роль ученых-биологов в открытии и исследовании электричества. ...
18 03 2024 3:13:43
Цели и задачи урока: сформировать понятия "вид", "критерии вида", "популяция"; продолжить формирование умений работы с текстами, таблицами; умения анализировать, делать выводы....
17 03 2024 7:10:21
На уроке учащиеся знакомятся с особенностями строения растений класса двудольных, хаpaктерными признаками растений семейства розоцветных, их роли в природе и в жизни человека. ...
16 03 2024 2:57:22
Pанятие проводится с целью ознакомления учащихся с нетрадиционными методами лечения запахами растений (ароматерапией, фитоаэроионизацией). Оно способствует воспитанию культуры отношения к окружающей природе и своему здоровью. Учащиеся знакомятся также с историей возникновения ароматерапии, приобретают пpaктические навыки по использованию различных эфирных масел, их хранению. Через ролевые игры реализуют свои творческие способности, формируя устойчивую мотивацию к обучению....
15 03 2024 10:36:12
Урок биологии в 6-м классе ставит перед учащимися проблему: могут ли растения существовать обособленно, без окружающей среды?...
14 03 2024 11:23:35
Задачи урока направлены на то, чтобы познакомить и сформировать у учащихся представление о внутриклеточных паразитах, механизмах проникновения и воздействия вирусов на клетку хозяина, а также профилактику и меры борьбы с вирусами, вызывающими болезни растений, животных и человека....
13 03 2024 15:19:50
В представленной разработке предложен один из вариантов использования информационных технологий на уроках биологии. В материале применяются компьютерные модели, которые позволяют лучше понять процессы, происходящие в клетке. Оптимальное сочетание различных форм и методов позволяет лучше усвоить сложный материал. ...
12 03 2024 1:52:55
Cистемный подход к формированию ОУУН создаёт условия для формирования у учащихся пpaктических навыков осуществления учебной деятельности, что, в свою очередь, обеспечит приобретение ими всесторонних и прочных знаний. Подбираю формы учебной работы для каждого ученика, как для осуществления ситуации учебного успеха, так и для целенаправленного создания ситуаций учебных затруднений. Использую эти развивающие приемы при помощи различных заданий, которые описаны в методическом пособии "Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках биологии" Н.Л. Галеева. Для того, чтобы повысить уровень преподаваемой темы, были использованы наглядные учебно-методические пособия, созданные мною при помощи ИКТ. Это позволяет оптимально использовать наглядный материал, улучшает восприятие учебного материала и повышает интерес к изучению темы....
11 03 2024 15:46:54
Данная разработка предлагает проведение зачетного урока по теме "Пищеварительная система". На уроке используется групповая работа. Эта методика позволяет в течение одного урока опросить всех учеников в классе, еще раз повторить наиболее сложные вопросы темы. Ее можно использовать при проведении зачетного урока любого раздела биологии. ...
10 03 2024 4:56:12
Урок знакомит учащихся с историей переливания крови, выявляет значение переливания крови как важного достижения современной медицины, выясняет причины групповых различий крови у людей. ...
09 03 2024 20:23:29
В наше время люди всё в большей мере осознают, что творчество - одна из самых важных составляющих личного счастья и профессионального успеха. Бытует мнение: творческие способности являются врождёнными, и лишь немногие понимают, их можно развивать, ведь каждый человек наделён богатейшим творческим потенциалом. Для того, чтобы реализовать развивающие потребности отдельных учащихся, стремящихся к творческому созиданию, в лицее родилась идея создания школы нового поколения. Школа наук действует на базе МОУ "Лицей" города Абакана Республики Хакасии с целью выявления и воспитания одарённых подростков, повышения социального статуса знаний....
08 03 2024 2:45:35
Сегодня перед учителем стоит задача не только развивать школьников, но и дать им самим сделать на уроке маленькое открытие. Вся работа на уроке строится под руководством учителя, он является «дирижером». На уроке учащиеся изучают роль нуклеиновых кислот в живой природе, описывают особенности строения молекул нуклеиновых кислот....
07 03 2024 15:53:29
Урок "Удивительное царство - грибы" проводится с целью ознакомления с многообразием грибов, их пpaктическим значением в различных областях народного хозяйства, в жизни человека и природе в целом. Урок проходит в форме конференции, на которой выступают люди разных профессий....
06 03 2024 13:41:16
Группы крови – это иммунологические свойства крови, которые хаpaктеризуются наличием или отсутствием на поверхности эритроцитов агглютиногенов A и B, а в сыворотке крови - агглютининов α и β....
05 03 2024 23:20:30
Задачи урока направлены на то, чтобы познакомить и сформировать у учащихся представление о внутриклеточных паразитах, механизмах проникновения и воздействия вирусов на клетку хозяина, а также профилактику и меры борьбы с вирусами, вызывающими болезни растений, животных и человека....
04 03 2024 15:38:21
Контрольно-обобщающий урок по теме «Эволюция строения и функций органов и их систем». Приведены вопросы в форме тестов, и поэтому на их выполнение затрачивается 3-5 минут. Ученики работают в комaнде, каждый участник комaнды успевает не только сдать экзамен, но и исправить оценку, если она низкая. Таким образом, за урок каждый ученик получает минимум 2 оценки: одну за работу в группе и одну (индивидуальную) – за экзамен. Кроме выполнения учебных задач, урок способствует развитию умений работать в группе, оценивать свои знания , координировать действия согласно заданной программе....
03 03 2024 5:45:28
Сценарий этой игры строится на основе сказки "О золотой рыбке" А.С. Пушкина. Только в нашем варианте рыбка не исполняет прихоти вредной старухи, а по желанию старика знакомит его с принцессой Коралловых Рифов, ее придворными-представителями типа кишечнополостных. Все они рассказывают о своей жизни и ее особенностях, о пользе, которую они приносят и о том, почему и когда их надо бояться. ...
02 03 2024 8:31:56
Изучение флоры и фауны родного края дополняет учебный материал конкретными фактами, способствующими пониманию природы в целом. Одним из средств, вызывающих интерес учеников к предмету, являются коллекции животных. Алгоритм работы с коллекциями включает в себя методику работы с коллекцией, работу с источниками информации, непосредственные наблюдения учащихся. ...
01 03 2024 2:15:14
На уроке говорится о многообразии плодов, их значении в природе и жизни человека. Дается определение «плод», «околоплодник». Расширяется кругозор и творческая активность учащихся, умение логически мыслить. Происходит развитие навыков использования информационных технологий для решения познавательных задач. Воспитывается самостоятельность и аккуратность, а также бережное отношение к окружающему миру....
29 02 2024 21:14:55
Лечение хронического энтероколита у собак сводится к предотвращению фазы обострения. Основу лечения при хронической форме составляет правильная диета....
28 02 2024 23:44:13
Урок раскрывает сущность взглядов на разнообразие живых организмов в разных периодах развития человеческой мысли, закрепляет умения учащихся делать обобщения и анализировать различные взгляды на живую природу, развивает умение систематизировать материал....
27 02 2024 5:16:54
В сказке в доступной и запоминающейся форме представлено удивительное свойство краснокочанной капусты – способность менять цвет настоя в зависимости от среды, которая в него попадает. Объяснено значение понятия «индикатор». Предложены варианты демонстрационных опытов с краснокочанной капустой и бытовой химией для проведения их в домашних условиях....
26 02 2024 0:36:33
Сегодня нравственность - категория наиболее важная как для человека, так для и общества в целом. Но качество это не врожденное, генетический код не передает его из поколения в поколение. Поэтому, утверждая понятия долга, чести, высокоразвитого гражданского самосознания, нельзя забывать, что первична здесь не природа, а воспитание. ...
25 02 2024 8:55:44
Тип моллюски — это мягкотелые животные, преимущественно с билатерально симметричным строением, населяющие как водоемы, так и сушу. Насчитывается более 120 тысяч видов....
24 02 2024 20:40:56
А.С. Макаренко писал: "Игры - важнейшие и главнейшие педагогические дела, в очень значительной степени определяющие успех педагогической работы". Я голосую за это двумя руками. Я очень люблю придумывать игры для ребят и играть с ними. А дети разве не любят? Их не приходится подталкивать, им хочется проявлять себя. Игры я обычно провожу в конце изучения темы, как обобщение и закрепление изученного материала. ...
23 02 2024 2:27:37
Урок с использованием технологии деятельностного подхода к обучению. ...
22 02 2024 23:15:12
Разработка позволяет обогатить знания учащихся о влиянии биотических факторов на организм, рассмотреть вид и популяцию с новой для учащихся - экологической - точки зрения, а также обратить внимание на сложность проявления биотических связей (прямые, косвенные, односторонние, двусторонние) и их главные результаты для жизни видов....
21 02 2024 4:10:57
Разработка открытого урока биологии в 8-м классе. Этот комбинированный урок с применением ИКТ, построен с учетом самостоятельного добывания знаний обучающимися по новой теме как индивидуально, так и в группах. Основные задачи урока: определить функции основных физиологических систем и органов, их образующие; провести анализ конкретных связей между функциями органов и частями тела....
20 02 2024 4:57:14
Основная задача урока – показать различные приспособления животных к температуре как к экологическому фактору, а также научить отличать холоднокровных и теплокровных животных. В ходе урока у учащихся развиваются познавательные интересы и логическое мышление, формируется правильное отношение к природе. ...
19 02 2024 13:24:34
На уроке формируется научное мировоззрение, умение анализировать и самостоятельно выполнять задания. Также формируется ценностное отношение к организму человека и здоровью. ...
18 02 2024 0:22:38
Большинство окружающих нас растений имеют цветки. Несмотря на внешнее разнообразие, все цветки имеют сходное строение и приспособлены для пoлoвoго размножения...
17 02 2024 20:34:13
Элективный курс по биологии и экологии «Авиация и медицина XXI века» (разработано Л.А.Суриловой, учителем биологии и экологии гимназии № 1519 г. Москвы). Предпрофильная подготовка – это система педагогической, психологической, информационной и организационной деятельности, способствующая самоопределению учащихся в выборе дальнейшей профессии....
16 02 2024 18:47:57
В ходе урока дети учатся деловому и партнерскому стилю общения. Созданы условия, при которых ребята учатся ориентироваться в необычных ситуациях, пользоваться интеpaктивными средствами. Пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию....
15 02 2024 10:35:57
Разработка урока для 7-х классов с использованием мультимедийной презентации. Цели урока: расширить, углубить и систематизировать знания учащихся о животных из класса Земноводные, особенностях их жизнедеятельности и использовании их человеком; продолжить формирование умений устанавливать причинно-следственные связи, анализировать, сравнивать, делать выводы, применять полученную информацию в новых условиях....
14 02 2024 16:14:25
Разработка модульного урока «Происхождение человека». Цель урока: сформировать у учащихся систему основных понятий о происхождении человека; организовать исследование материала по эволюции приматов и стадий развития человека. На уроке применяется блочно-модульная технология обучения, что способствует развитию творческих способностей учащихся....
13 02 2024 0:31:52
Учащиеся знакомятся с особенностями орнамента, символикой цвета одежды крестьянок Воронежской губернии....
12 02 2024 16:31:36
Тематическое обобщение и систематизация обеспечивают усвоение целой системы или цикла понятий, изучаемых в течение длительного времени и составляющих содержание обширных разделов программы. В статье представлен пример урока. ...
11 02 2024 21:46:23
Цель: рассмотреть деятельность человека, анализируя его созидательную и разрушительную роль в природе и обществе, используя полученные знания на уроках биологии, обществознания, истории. ...
10 02 2024 21:11:52
Цель урока: познакомить учащихся с представителями хлебных злаковых культу, особенностями строения и значением в природе и для человека....
09 02 2024 1:53:48
Задания для самостоятельной работы учащихся отpaбатывают знание основных фактов, понятий, терминов, закономерностей; обобщают и систематизируют изученное по теме «Система растений и животных ‒ отображение эволюции»....
08 02 2024 17:38:17
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 ::