Интегрированный урок (биология + ОБЖ) по теме "Гигиена дыхания"

Цели:
- Сформировать представление о нарушениях дыхательных функций.
- Раскрыть значимость сохранения здоровья дыхательной системы.
- Разъяснить последовательность действий при легочной реанимации.
- Воспитывать стремление к здоровому образу жизни.
Оборудование:
- таблицы;
- опopные схемы;
- муляжи;
- учебник.
Ход урока
I. Организационный момент.
Знакомство с целями и задачами урока.
Настрой на работу, активизация полушарий.
- На доске укрепить лист бумаги с нарисованным диагональным крестиком. При взгляде на него активизируется и синхронизируется работа левого и правого полушарий.
- Ходьба на месте с поочередными перекрестными хлопками ладоней по коленям (правая ладонь – левое колено, левая ладонь – правое колено).
- Дыхание с направленным вдохом через левую ноздрю, выдыхом – через правую. Свободную ноздрю зажать пальцем.
II. Контроль и актуализация знаний.
Фронтальный опрос по ранее изученному материалу.
- Где находится дыхательный центр?
- Чем заканчиваются бронхи?
- Назовите самый большой хрящ гортани.
- Где находятся реснички мерцательного эпителия?
- Что происходит с воздухом в носовой полости?
Работа в микрогруппах. Каждая из микрогрупп (по5-6 учеников) получает по одному проблемному вопросу, отвечает на него.
- Почему в лечебных учреждениях при остановке дыхания используют смесь кислорода с углекислым газом, а не чистый кислород?
- В какое время года длинный нос полезнее короткого?
- Почему легкие, не имея мышц, следуют за движениями грудной клетки?
- Почему в непроветриваемом помещении учащается дыхание?
- Что первично у младенца – вдох или крик?
Оставшиеся ученики, отвечая на вопросы, заполняют графы кроссворда. Из полученных букв складывается тема урока – «Гигиена дыхания».
Вопросы к кроссворду:
- Органы дыхания, в которых происходит газообмен? (Лёгкие.)
- Орган дыхания, в котором рождаются звуки? (Гортань.)
- Газ, необходимый для протекания окислительно-восстановительных процессов в клетке? (Кислород.)
- Какой эпителий выстилает носовую полость?
- За вдохом следует … (Выдох.)
- Трахея на уровне 5-6 грудных позвонков делится на два … (Бронха.)
- Процесс обмена кислорода на углекислоту и наоборот в лёгких и тканях. (Газообмен.)
- Именно этот физический процесс лежит в основе газообмена. (Диффузия.)
III. Формирование новых понятий.
1) На листе-схеме (см. Приложение 2) ученики записывают тему урока и высказывают свои предположения относительно ее содержания. Учитель направляет ход рассуждений вопросом: «Что такое воздушно-капельные инфекции?», «Как это понятие связано с органами дыхания?»
2) Учащиеся обращают внимание на лист информации (см. Приложение 1) и «цепочкой» зачитывают сведения о гриппе и ОРВИ, ОРЗ, отвечая на вопрос учителя «Что известно о воздушно-капельных инфекциях?»
3) Информация дополняется учителем, который обращает внимание на возбудителей этих заболеваний, симптомы.
По ходу обсуждения заполняется таблица на листе-схеме (см. Приложение 2).
4) Графа «Профилактика» в листе-схеме (см. Приложение 2) обсуждается вместе с учителем ОБЖ:
«Кто должен надевать защитную маску, если в доме есть заболевший – сам больной или члeны его семьи?» По окончании обсуждения предлагается перечислить известные способы профилактики простудных заболеваний. Как элемент пpaктического занятия выполняются упражнения (массаж активных точек на переносице, крыльях носа, висках, ладонях). Учитель обращает внимание учащихся на данные в листе информации.
5) Перед классом ставится вопрос: «А какие еще организмы могут вызвать заболевания органов дыхания?»
Обсуждается информация о бактериях-возбудителях туберкулеза и ангины (материал на листе информации выбирается учениками). Во время обсуждения таблица вновь заполняется.
Личная значимость этой информации для каждого школьника подчеркивается сообщением о необходимости проходить флюорографию 1 раз в год.
6) На этом этапе урока вводится элемент «мозгового штурма» - ученикам предлагается решить, что может осложнить течение этих заболеваний. Влияет ли образ жизни человека на их протекание? – Да, и одна из причин, осложняющих заболевания органов дыхания – это табакокурение.
Участники групп зачитывают данные из информационного листа. Дают определение пассивного и активного курения.
7) А есть ли ситуации, в которых нарушение дыхания происходит по другим причинам? (Травматизм.)
Учащимся предлагается прослушать и проанализировать ситуацию 4 из информационного листа.
8) А как правильно действовать? Попытаемся составить алгоритм действий при искусственной вентиляции легких. (Объяснение. Обратить внимание учащихся на таблицы.)
9) Просмотр электронной версии ИВЛ (слайд-шоу).
IV. Заключение урока.
И в заключение, просмотрев лист опopных сигналов, какой вывод можно сделать?
Элемент рефлексии: что значимо для вас из материала урока?
Делают вывод о значении дыхательной системы и важности здорового образа жизни.
Список использованной литературы.
- Сонин Н.И. Биология. Человек. – М.: Дрофа, 2004.
- Бубнов В.Г, Бубнова Н.В. Атлас оказания первой помощи. – М.:АСТ, 2000.
- Маюров А.Н., Маюров Я.А.Уроки культуры здоровья. Табачный туман обмана. Учебное пособие для ученика и учителя. Кн.2.М.: Педагогическое общество России,2006.
Комментарии:
Включение в урок изобретательских задач работает на развитие творческих способностей и детей, и учителя, позволяет осмыслить и закрепить на творческом уровне учебный материал. Выполнение подобных заданий полезно для здоровья учащихся: по ходу работы происходит переключение с левого на правое полушарие головного мозга и обратно, что снижает информационный стресс, вносит в урок эмоциональность, радость творчества.
...
22 12 2025 12:57:11
Урок по данной теме разработан с использованием модульную технологию. Модульная технология обеспечивает возможность самостоятельного усвоения знаний обучающимися до определенного уровня. Она призвана освобождать педагога от выполнения информационной функции и создавать условия для более яркого проявления консультативно-координирующей функции.
...
21 12 2025 21:43:56
Целью и задачами проекта является формирование экологической культуры в процессе изучения, сохранения природных комплексов, истории и эколого-просветительской деятельности с учащимися. Проект идет параллельно с экологическим образованием, подготовкой к трудовой деятельности и изучением родного края. ...
20 12 2025 6:22:57
Представлен интеpaктивный проект для групповой работы с детьми разного возраста. Пособие может быть использовано в ДОУ, начальной школе, среднем звене. Варианты использования – диагностический материал для изучения или закрепления темы «Растения». Дети дают ответы на поставленные вопросы (в виде рисунков), цветными фишками на специальных карточках, что позволяет работать с группой детей....
19 12 2025 13:56:24
Компетентностный подход поставил учителя перед необходимостью создания программ элективных курсов. Идея посмотреть на биологию как на науку и через науку биологию на окружающий мир – не нова. Может быть, кто-то из учителей биологии также разработал подобный курс. Мне хочется поделиться своим опытом апробации курса "Сквозь призму науки", найти единомышленников, сделать следующий шаг вперед.
...
18 12 2025 19:50:41
К наиболее эффективным формам представления материала по биологии следует отнести мультимедийные презентации. Использование мультимедийных презентаций целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока. Презентация дает возможность учителю проявить творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к проведению уроков.
...
17 12 2025 19:19:15
Программа не заменяет, а лишь дополняет фактический материал в более сжатой форме, делая определенный акцент на изучении общебиологических закономерностей и человека как биологического объекта. Пpaктическое использование современных педагогических тестов дает учащимся возможность объективно оценивать уровень своих знаний. ...
16 12 2025 5:51:32
На уроке показана интеграция таких наук , как биология и экономика. Цель урока: показать взаимосвязь биологии и экономики, изучить круги кровообращения, повторить строение крови, из экономики – денежное обращение, свойства и функции денег.
...
15 12 2025 14:36:50
Цель урока: ознакомление учащихся с пагубным воздействием курения на организм человека, формирование негативного отношения к табакокурению, показать , что курение вредит не только курящему человеку, но и всему обществу, что курение – это не только проблема отдельного человека, это проблема всего общества.
...
14 12 2025 23:52:26
Урок проводится с опорой на презентацию. В данной разработке использованы различные приемы: проблемные вопросы, загадки, схемы, рисунки, которые вызывают у учащихся положительные эмоции, повышают интерес к урокам биологии. Цель урока: изучить строение цветка, раскрыть биологическое значение частей цветка, дать представление об обоеполых и однополых цветках, однодомных и двудомных растениях....
13 12 2025 11:15:51
Модернизация системы образования предусматривает переход на профильное обучение. Для того чтобы учащиеся при переходе в профильные классы чувствовали себя комфортно, не считали свой выбор ошибочным, необходима предпрофильная подготовка. Введение курса " Познай себя" обусловлено тем, что учащимся 9-х классов необходимо определиться в выборе профиля обучения, проверить свои возможности в изучении предмета биологии в профильной школе, а также немаловажно для детей приобретение необходимых пpaктических умений при работе с микроскопом, лабораторным оборудованием и т.д.
...
12 12 2025 16:40:40
Цель урока: расширить знания о питании растений, показать особенности получения растением питательных веществ, раскрыть суть процесса фотосинтеза.
...
11 12 2025 17:31:31
Использование современных педагогических технологий даёт возможность учителю выбирать эффективные методы, формы и средства обучения и воспитания; добиваться высоких устойчивых результатов, а также способствует выявлению существенных связей между изучаемыми явлениями и процессами живой природы, развитию умственных способностей школьников, творческого и критического мышления, способности к непрерывному обучению и самообразованию, их социализации, делает занятия интересными и наглядными....
10 12 2025 16:55:42
Урок обобщает знания учащихся по основным признакам организмов трех царств и их значение в природе и жизни человека. Урок также способствует выявлению отличительных особенностей трех царств, систематизации знаний учащихся, полученных при изучении тем. В ходе урока учащиеся работают с терминами, сравнивают, анализируют и делают выводы. Урок воспитывает бережное отношение учащихся к природе....
09 12 2025 5:11:51
В курсе "Общей биологии" есть интересная тема: "Происхождение человека". Предлагаемый конспект урока позволяет в нетривиальной форме систематизировать знания учащихся о движущих силах антропогенеза, об основных этапах палеонтологической летописи происхождения человека, углубить знания о биосоциальной сущности человека разумного....
08 12 2025 16:20:14
Гидра — типичный представитель класса—достигает и длину 1 см. Форма тола ее цилиндрическая. На одном полюсе имеется рот, окруженный щупальцами, которых у различных видов бывает от 6 до 12. На противоположном полюсе у гидр расположена подошва, служащая для прикрепления животного к субстрату....
07 12 2025 5:54:42
Урок разработан применительно к учебнику Колесова Д.В., Маш Р.Д., Беляева И.Н. «Биология. Человек. 8 класс». Урок открытия нового знания, на котором формируется представление о биологической роли витаминов в обмене веществ и их пpaктическом значении для здоровья человека. Подобраны задания, развивающие умения наблюдать, сопоставлять, анализировать, выбирать главное, работать с натуральными объектами. Применяются интеpaктивные технологии, технологии развивающего обучения....
06 12 2025 22:23:30
Вашему вниманию предлагается опыт работы школы по внедрению и распространению здорового образа жизни среди учащихся. Цель такой работы: привлечь внимание детей к одним из самых острых проблем общества (курению, алкоголизму, наркомании), показать, что это зло может коснуться и их, научить, как можно ему противостоять; формировать сознательное и ответственное отношение школьников к собственному здоровью....
05 12 2025 10:41:31
Стебель – это ось побега, с расположенными на нем листьями, почками. Строение стeбля может быть первичным - при формировании нового растения, когда клетки еще не дифференцированы (у однодольных остается на всю жизнь). Для двудольных и голосеменных хаpaктерно быстрое изменение первичного стeбля....
04 12 2025 2:47:29
Факультативный курс предназначен для учеников 6-го класса. Материал, знание которого необходимо для сдачи ЕГЭ по биологии, включен в программу данного курса (строение и химический состав клетки, строение растительных тканей, внутреннее строение стeбля и корня, циклы развития мхов, папоротников, голосеменных и покрытосеменных растений). Предусмотрено выполнение пpaктических работ и проведение экскурсий....
03 12 2025 4:35:26
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний призван сформировать у учащихся понятие о свойствах горных пород и минералов, познакомить с некоторыми видами минералов, продолжить обучение анализу, сравнения и обобщения полученных знаний с помощью сопоставления данных различных источников информации (данных учебника, мультимедийной презентации и интернет-ресурсов)....
02 12 2025 20:53:13
В ходе урока раскрываются особенности воздушного питания растений как основы их жизнедеятельности; показывается космическая роль растений в формировании атмосферы Земли; формируется понятие «фотосинтез».
...
01 12 2025 8:21:26
Данный курс знакомит обучающихся с основными методами изучения генетики человека на примере конкретных заболеваний. Позволяет предупредить их возникновение или ослабить проявления.
...
30 11 2025 19:58:33
Внеклассное мероприятие проводится в 7-м классе в рамках недели химии и биологии с целью ознакомления учащихся с разнообразием птиц, их значением в природе и жизни человека....
29 11 2025 23:26:36
В статье представлена разработка урока с элементами самостоятельной работы (работы с текстом, учебником) для учащихся 8-го класса. Конспект урока строится на развитии общеучебных компетентностей учащихся, для развития этих компетентностей используются интеpaктивная деятельность, а также общеучебные методы: анализ, синтез, сопоставление, умение делать выводы....
28 11 2025 3:55:16
Элективный курс "Основы медицинской генетики" предназначен для учащихся 11-го класса, желающих углубить свои знания по генетике человека.
...
27 11 2025 16:19:55
Программа разработана для учащихся 7-х классов с использованием элементов информационного интегрированного продукта "КМ-Школа". Курс факультатива служит для дополнения и углубления базового образования по предмету "Биология". Предлагаемая программа удовлетворяет познавательные интересы, развивает творческие способности, расширяет знания о животном мире....
26 11 2025 18:15:16
На экскурсии учащиеся познакомятся с разнообразием растений, осенними явлениями и приспособленностью растений к перезимовке, различными методами биологических исследований....
25 11 2025 17:48:51
Основным предметом изучения биологии являются "молекулы жизни", в том числе нуклеиновые кислоты, белки, которым посвящен это урок. Во многих областях химии, биологии, сельского хозяйства и медицины понятие "нуклеиновые кислоты" является основополагающим. С ними связаны все проявления свойств живого: размножение и развитие организмов, белковый и липидный обмены. На уроке рассматривается элементарный и молекулярный состав живого, функция воды и минеральных солей, строение и структура белков, виды нуклеиновых кислот, их строение и значение. ...
24 11 2025 11:34:56
Система уроков в десятом классе состоит из пяти блоков. Каждый блок отражает особенности самостоятельной работы учащихся. Каждая группа работает под руководством ученика-лидера (консультанта). Совет консультантов представляет собой орган ученического управления и принимает участие в разработке плана изучения курса.
...
23 11 2025 11:28:21
Широкое использование ИКТ позволяет создавать интересные, предметные и межпредметные игры. В интегрированной игре «Знакомые незнакомцы» учащиеся пытались проникнуть в тайну «имянаречения». Ребята использовали Интернет, программы для оформления отчета, что способствовало формированию у них более высокого уровня навыков самостоятельной работы, умений ориентироваться в бурном потоке информации, позволило проявить свой творческий и интеллектуальный потенциал.
...
22 11 2025 4:56:24
Цели урока: приобщить учащихся к здоровому образу жизни и правильному питанию; формировать знания о физическом и духовном здоровье человека; развивать пpaктические навыки и умения сохранения и укрепления здоровья....
21 11 2025 21:59:18
Цели урока: образовательная – познакомить с особенностями строения и функциями клеточных структур эукариотических клеток, определить роль каждого органоида в жизни клетки, сформировать представление о клетке, как о целостной самовоспроизводящейся живой системе, научиться распознавать органоиды по внешнему виду; развивающая – развить у учащихся интерес к биологической науке, предметное мышление, умение анализировать и сопоставлять факты, выделять главное в тексте, логическое мышление, различные виды памяти; воспитательная – формирование у учащихся бережного отношения ко всему живому на нашей планете, представления об уникальности каждого организма....
20 11 2025 8:21:38
Корень растений — это неограниченно растущий вегетативный орган, обеспечивающий закрепление растения в субстрате, поглощение и трaнcпорт воды и минеральных веществ. Появление корня в процессе эволюции растений — важный ароморфоз, одно из приспособлений к обитанию на суше....
19 11 2025 10:49:36
Интеpaктивная экскурсия по биологии знакомит с разнообразием птиц городского парка. Ученики отмечают видовой состав фоновых птиц и особенности их жизни весной; проводя наблюдения за весенним поведением птиц, обращают внимание на приспособления птиц к определенным условиям жизни. Цель: развивать у учащихся понимание экологических взаимосвязей в природе, единства и целостности естественных биогеоценозов; рассмотреть вопросы охраны птиц....
18 11 2025 6:22:45
Представлен обобщающий урок биологии в 6-м классе, на котором учащиеся не только систематизируют и обобщают знания по теме «Размножение, рост и развитие организмов», но и задумываются о месте человека в системе живой природы и его роли для всего живого....
17 11 2025 15:17:32
Урок биологии в 7-м классе проводится при изучении темы «Тип члeнистоногие». Для актуализации знаний и мотивации школьников на уроке используется компьютерная презентация.
...
16 11 2025 21:21:42
В статье представлен модульный урок по изучению особенностей строения и образа жизни млекопитающих животных; систематике и ознакомление с некоторыми отрядами класса Млекопитающие.
...
15 11 2025 5:33:28
Цель работы: обучающиеся должны самостоятельно выполнить контрольно-корректирующий и пpaктический этапы проекта в ходе оформления миксбордера на территории школьного двора: посадить низкорослые травянистые растения, установить ограждение миксбордера из гибкой проволоки....
14 11 2025 2:37:52
Основная цель урока - показать разнообразное значение птиц, их уникальные возможности и необходимость охраны. Учащиеся знакомятся с уникальными возможностями птиц в области определения погоды, строительства гнезд, звуковой сигнализации, обосновывают необходимость охраны пернатого мира, особенно редких и исчезающих птиц Краснодарского края и России....
13 11 2025 8:53:51
Комбинированный урок обобщения и систематизации материала о селекции растений и животных. Урок знакомит учащихся с основными направлениями биотехнологии и ее значением в развитии сельского хозяйства. Цель урока: сформировать у учащихся представление об основных методах селекционной работы с микроорганизмами. Научить школьников обосновывать значение метода генной инженерии для процесса выведения новых штаммов микроорганизмов и др....
12 11 2025 6:22:45
Изучая данную тему, обучающиеся узнают об особенностях пластического и энергетического обмена в клетке, однако изучению условий протекания данных процессов уделяется недостаточное внимание. Данный урок позволяет ученикам на пpaктике познакомиться с некоторыми условиями, необходимыми для протекания обмена веществ в клетке....
11 11 2025 6:23:34
<p>Те, кто ведет биологию в 7 классе, думаю, согласятся со мной, что тема «Биоценозы» не самая интересная и легкая в курсе зоологии. Материал достаточно сложный, к тому же, затрудняют изучение термины. Мне хотелось по возможности разнообразить материал, сделать его более интересным и доступным для понимания. </p>
...
10 11 2025 9:13:40
Данный урок разработан по программе Сонина Н.И "Многообразие живых организмов", но может быть использован и при работе по другим учебным пособиям. Урок проводится в 7-м классе. В конспекте урока подробно указано методическое обеспечение к уроку, описаны все этапы урока. Для успешного проведения урока необходимо использовать компьютерную презентацию, выполненную в программе Power Point.
...
09 11 2025 9:16:47
Урок биологии в 7-м классе "Роль млекопитающих в природе и жизни человека, их охрана" - это один из заключительных уроков по теме "Млекопитающие". Урок содержит элементы проблемного обучения. Основная цель урока - сформировать экологическую культуру учащихся с элементами краеведения. Использование разнообразных активных методов обучения, проблемное построение урока способствуют развитию познавательного интереса....
08 11 2025 15:10:19
Урок формирует образовательную базу, учит применять пpaктические навыки, изучает причинно-следственные связи и взаимозависимость отдельных природных компонентов, что служит теоретической основой для понимания обучающимися сути экологических проблем региона....
07 11 2025 6:12:28
Тема здоровья сегодня приобретает особую значимость для школы. Она должна звучать повседневно: и в ходе обычных уроков, и на внеклассных занятиях, и во время экскурсий в природу или работы на пришкольном участке, на специальных лекциях и беседах, при индивидуальном общении с учащимися, на родительских собраниях. ...
06 11 2025 3:10:41
Способ диалектического обучения основан на диалектике идей (преобразование сознания), отношений (преобразование общества), средств (орудий) труда (преобразование природы). Ученики переходят от сообщенных знаний к выводным. Формируются навыки работы с понятиями, формальной и диалектической логики....
05 11 2025 9:12:28
Урок раскрывает значение биологических и социальных факторов в формировании человека как существа биосоциального.
...
04 11 2025 22:55:34
Урок по учебнику под редакцией В.В. Пасечника (Раздел 4. «Строение и многообразие покрытосеменных растений») формирует у учащихся знания о листе как важнейшей составной части побега; учит распознавать листья по типам жилкования, способу прикрепления к стeблю; различать простые и сложные листья....
03 11 2025 3:57:39
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::





Урок изучения нового материала в 11-м классе по общей биологии по теме "Основные этапы (стадии) эволюции человека — антропогенеза"
Значение животных в природе и жизни человека
Внутреннее строение листьев