Группы крови и резус-фактор. Методы определения и совместимость > Лаборатория фитоинвазий
Лаборатория фитоинвазий    


Группы крови и резус-фактор. Методы определения и совместимость

Группы крови и резус-фактор. Методы определения и совместимость

Источник:

Содержание:

Группы крови – это иммунологические свойства крови, которые хаpaктеризуются наличием или отсутствием на поверхности эритроцитов агглютиногенов A и B, а в сыворотке крови — агглютининов α и β. Исходя из их комбинаций выделяют четыре группы крови. Самая популярная классификация по системе AB0.

Таблица группы крови
Группа кровиХаpaктеристика
I (0)На оболочке эритроцитов нет агглютиногенов A и B, в плазме крови определяются α и β агглютинины.
II (A)Мембрана эритроцита несет агглютиноген A, а сыворотка крови агглютинин β.
III (B)
На мембране красных кровяных телец находится агглютиноген B, в плазме – агглютинин α.
IV (AB)На оболочке эритроцита есть оба агглютиногена, и нет агглютининов.

Чтобы узнать какая будет группа крови у ребенка, нужно сначала определиться с геномом родителей.

Группы крови по системе AB0 определяются тремя генами A, B, 0. Следовательно, наследственная информация может кодироваться шестью вариантами сочетаний генов: AA, A0, AB, B0, BB, 00. Гены A и B являются доминантными и в сочетании с 0-геном, проявляются именно они.

Основные закономерности наследования групп крови:

  1. Если оба родителя обладатели первой группы, то ребенок родится без агглютиногенов A и B.
  2. У супругов с четвертой группой дети могут получить II, III или IV группу, но никогда не будут носителями агглютининов.
  3. Нельзя заранее предугадать группу крови ребенка от родителей с II, III группой.

Переливание крови

В медицинской пpaктике встречается ряд заболевания, при которых жизнь пострадавшему можно спасти только путем переливания крови: острые кровопотери, инфекционные заболевания, шоковые состояния. Могут проводить переливание крови при низком гемоглобине. Процедуру назначают при его значительном снижении (до 60г/л). Во время гемотрaнcфузии быстро увеличиваются содержание Hb, железа, и самочувствие больного значительно улучшается. Но процесс переливания крови имеет много сложностей и это довольно опасная процеДypa, она должна проводится только в условиях стационара опытным трaнcфузиологом.

Человек, от которого берут кровь для трaнcфузии, называется донором, а тот, кто принимает кровь, является реципиентом. Во избежание осложнений во время трaнcфузии нужно перед процедурой тщательно исследовать кровь реципиента.

Группа крови и резус фактор всегда определяются при госпитализации больного, нуждающегося в переливании крови. Гемотрaнcфузия несовместимой крови может закончиться летальным исходом. Поэтому перед началом переливания, кровь донора и реципиента неоднократно проверяют на групповую принадлежность, затем проводят индивидуальную и биологическую пробу на совместимость.

Во время индивидуальной пробы кровь донора и реципиента смешивают отдельно на планшете и наблюдают за ее состоянием. Если через 5 минут агглютинация не произошла можно переходить к пробам.

Следующий этап – биологическая проба, когда кровь вводят непосредственно пациенту. Сначала переливают примерно 10 мл крови и наблюдают за состоянием больного 3 минуты, если патологической реакции на трaнcфузию нет, снова повторно вводят 10 мл крови и ожидают 3 минуты. Повторяют процедуру три раза. Только после этого проводят гемотрaнcфузию.

Переливание в зависимости от групп

Таблица переливания крови по группам
Группа
реципиента
Группа донора
I (0)II (A)III (B)IV (AB)
I (0)+---
II (A)++--
III (B)+-+-
IV (AB)++++
«-» агглютинация, кровь несовместима;
«+» отсутствие агглютинации, переливание возможно.

I(0) группу крови можно переливать всем людям – человек с данной группой крови универсальный донор. Обладатели IV(AB) группы крови – универсальные реципиенты, могут принимать кровь от всех доноров.

Существуют станции переливания, где происходит забор крови, ее заготовка и переработка. Ценными донорами являются люди с IV группой – это самая редкая группа крови, определяется у 6% людей (еще реже определяется IV группа с отрицательным резусом). Самая распространённая группа крови — первая (у 40% жителей).

Обязательно при переливании крови и определении совместимости следует учитывать резусную принадлежность!

Как узнать группу крови? Сделать это можно в медицинских учреждениях, где врач, пользуясь специальными методиками, установит групповую принадлежность крови.

Может ли в течении жизни поменяться группа крови? Определенно нет. Группа крови закладывается на генетическом уровне, передается от родителей и поменяться в ходе жизнедеятельности не может.

Для определения группы используют в основном два способа: метод определения по стандартным сывороткам или с цоликлонами.

Определения группы крови с цоликлонами

Цоликлоны – это раствор моноклональных антител к антигенам, которые размещены на оболочке эритроцитов. Генная инженерия дала возможность синтезировать вещество в искусственно созданных условиях с использованием мышей. Животным вводят специальный антиген, а после из брюшной полости добывают скопившуюся жидкость, где находятся нужные антитела.

Цоликлоны для определения групп крови бывают трех типов: анти-А (красная жидкость), анти-В (синяя) и анти-D (прозрачная).

Кабинет исследователя нужно обеспечить хорошим освещением, а температуру поддерживать от 15 до 25°С выше ноля.

Нельзя брать для исследования цоликлоны с неплотно закрытой крышкой, потому что после испарения жидкости активность антител снижается. Если на дне флакона образовались хлопья, то такой реагент нужно заменить, иначе результат будет ложным.

Кровь чаще используется капиллярная, берут ее из пальца (около 5мл) непосредственно перед процедурой определения группы крови.

Реагенты смешивают на специальном белом планшете, где ячейки подписывают соответственно: А, В, D. В каждую из них помещают каплю цоликлона (0,1мл) и рядом располагают капли крови (отдельной пипеткой для каждой ячейки) в соотношении 10:1. За смешанными реагентами наблюдают около 3 минут, при этом немного покачивая планшет. Реакция агглютинации видна невооруженным глазом, а если ее нет, образуется однородная капля красного цвета.

Чтобы узнать резус-фактор, в ячейку с подписью D наносят каплю соответствующего реагента и немного меньше крови, если наблюдается агглютинация – кровь резус положительная, если осадок не образовался – резус-отрицательная.

Определение группы крови стандартными сыворотками

Способ определения группы крови со стандартными сыворотками более трудоемкий. Применяются стандартные сыворотки групп крови (0, A, B), которые помещают в ячейки планшета (по 0,1мл). Кровь при помощи разных уголков предметного стекла переносят на планшет и смешивают реагенты. Спустя 5 минут прибавляют по капле физиологического раствора, ожидают еще 3 минуты и проводят анализ полученного результата.

  • Если агглютинации нет в трех ячейках – это первая группа;
  • если есть осадок в каплях крови первой и третей ячейки – это вторая группа;
  • если наблюдается агглютинация в первой и второй ячейках – это третья группа;
  • агглютинация во всех каплях происходит при добавлении четвертой группы.

Определение резус-фактора

Резус-фактор – это белок-антиген, который размещен на оболочке эритроцитов. Он не имеет связи с группами крови человека и не меняется ни с течением времени, ни под действием окружающей среды. Имеют резус-фактор примерно 85% жителей земли – их резус положительный, если он отсутствует – резус будет отрицательный.

Может ли быть у ребенка отрицательный резус, если у родителей положительный?

В случае, когда оба супруга обладатели положительного резус-фактора, возможность рождения малыша с отрицательным резусом вполне допустима. Наследование этого признака подчиняется законам генетики и у гетерозиготных особей в первом поколении в 25% случаев может родиться ребенок гомозиготный по рецессивному гену (Rh -). Но если родители отрицательны по резус-фактору, малыш никогда не будет положительным.

Чтобы узнать, какой резус будет у ребенка, нужно исследовать генотип родителей. Узнав, как закодирован признак, можно с помощью законов наследования Менделя просчитать возможность рождения ребенка с отрицательным или положительным резус-фактором.

Таблица наследуемой от родителей группы крови у ребенка
D – резус-фактор положительный;
d – резус-фактор отрицательный.
ГаметыDDDddDdd
DDRh + (DD)Rh + (DD, Dd)Rh + (DD, Dd)Rh  + (Dd)
DdRh + (DD, Dd)Rh + (DD, Dd) 75%
Rh – (dd) 25%
Rh + (DD, Dd) 75%
Rh – (dd) 25%
Rh – (dd) 25%
Rh + (Dd) 50%
Rh – (dd) 50%
dDRh + (DD, Dd)Rh + (DD, Dd) 75%
Rh – (dd) 25%
Rh + (DD, Dd) 75%
Rh – (dd) 25%
Rh + (Dd) 50%
Rh – (dd) 50%
ddRh  + (Dd)Rh + (Dd) 50%
Rh – (dd) 50%
Rh + (Dd) 50%
Rh – (dd) 50%
Rh – (dd)

Присутствие резусного антигена в эритроцитах или его отсутствие никак не отображается на качестве жизни, интеллекте, физическом развитии. Проявляется он лишь во время беременности резус отрицательной женщины малышом, который унаследовал положительный резус.

Иммунные клетки матери принимают фактор малыша за вредоносного агента и продуцируют антитела к эритроцитам ребенка, при несвоевременном исследовании и установлении диагноза наступает резус-конфликт, который угрожает жизни плода.

Чтобы предотвратить угрожающее состояние, необходимо во время планирования беременности выяснить резус принадлежность супругов и определить риск развития конфликтной ситуации.

Таблица совместимости резус-факторов
Резус-фактор отцаРезус-фактор материРезус-фактор ребенкаРазвитие резус-конфликта
Rh +Rh +Rh может быть в 75% со знаком «+», а в 25% со знаком «-»Не развивается
Rh +Rh -Ребенок может унаследовать как Rh + (50%), так и Rh – (50%).Развитие конфликта при наследовании +
Rh -Rh +Rh +, - наследуются с равной вероятностью (50%).Не развивается
Rh -Rh -Ребенок всегда наследует отрицательный резус.Не развивается

Женщинам с группой крови, отрицательной по резус-фактору, при беременности нужно регулярно назначать анализы для выявления титра антирезусных антител. Когда титр поднимается выше 1:4 беременным назначают лечение и проверяют состояние плода.

После завершения беременности и рождения ребенка женщине делают инъекцию антирезусной вакцины, чтобы предупредить резус-конфликт при последующих беременностях.



Комментарии:

Урок биологии на тему "Лишайники". 5-й класс


    Урок биологии на тему "Лишайники". 5-й класс

      Данная разработка урока может быть использована при изучении лишайников в 5-м классе и на факультативных занятиях. Инструктивная карточка позволяет ребятам самостоятельно добывать знания о лишайниках, использовать эти знания в пpaктической деятельности. Особенно уделить внимание на экологическую сторону произрастания этих объектов в живой природе....

25 04 2024 8:56:45

Задачи по молекулярной биологии ЕГЭ biologia's Blog

Задачи по молекулярной биологии   ЕГЭ biologia's Blog Задачи по биологии. Код ДНК В продолжение предыдущего поста. Есть еще один тип задач включенных в задание С5, это задачи по молекулярной биологии. Для их решения необходимы знания о структуре нукле…...

24 04 2024 17:36:56

Тренажер для решения задач по генетике


    Тренажер для решения задач по генетике

      Тренажер предназначен для выработки устойчивых навыков решения генетических задач основных типов. Он состоит из варианта для учащегося (таблицы, в результате работы с которыми формируется условие задачи) и варианта для учителя (таблицы для формирования ндивидуальных заданий и ответы к задачам). Большое количество задач позволяет организовать индивидуальную работу в классах с любой наполняемостью, а компактность дает возможность использовать тренажер в качестве раздаточного материала для работы в классе и дома. ...

23 04 2024 3:36:23

"Орган зрения и зрительный анализатор". 8-й класс

Урок формирует у учащихся знания о строении и функциях глаза, механизме восприятия зрительных раздражений, уточняет понятие « анализатор» на примере зрительного анализатора, помогает осознать механизм восприятия зрительных раздражений, совершенствовать навыки самостоятельной работы с учебником....

22 04 2024 0:10:40

Урок по теме "Вулканы" (5-й класс)


    Урок по теме "Вулканы" (5-й класс)

      На уроке даётся представление о вулканах, их строении, причинах возникновения. У учащихся формируются представления о типах вулканов, опасностях и пользе вулканических извержений....

21 04 2024 2:48:36

Урок биологии по теме "Размножение, его виды. Бесполое размножение". 9-й класс

Цель урока -сформировать у школьников научное мировоззрение на способы бесполого размножения. В презентации используются видеофрагменты и анимации, которые усиливают эффект наглядности....

20 04 2024 1:48:37

Развитие эволюционных понятий в истории методики биологии (статья). Комплексное применение технологий обучения на уроках биологии (модульный урок)


    Развитие эволюционных понятий в истории методики биологии (статья). Комплексное применение технологий обучения на уроках биологии (модульный урок)

      Предлагаемая модульная программа, ставит своей целью формировать знания об онтогенезе как сложном процессе индивидуального развития каждой особи органического мира, познакомить обучающихся с типами онтогенеза и его периодами, развивать навыки работы с учебником, модульными программами....

19 04 2024 17:16:34

Урок биологии в 8-м классе по теме "Строение и работа сердца. Круги кровообращения"


    Урок биологии в 8-м классе по теме "Строение и работа сердца. Круги кровообращения"

      На уроке учащиеся работают в творческих группах, знакомятся со строением и работой сердца и сосудов человека. Рассматривают схему движения крови в большом и малом кругах кровообращения, Одной из задач урока, является формирование у учащихся новых анатомо-физиологический понятий о сердечном цикле и автоматизме работы сердца....

18 04 2024 7:26:25

Занимательный урок по биологии "Мифы и легенды животного мира"


    Занимательный урок по биологии "Мифы и легенды животного мира"

      Этот занимательный урок разработан для учащихся 7-х классов как самый первый вводный урок в зоологию. Он помогает увлечь ребят, развить их любознательность и биологический кругозор. Благодаря необычной тематике, сочетающей в себе элементы истории, литературы и мировой художественной культуры в неотрывной связи с биологией, данный урок раскрывает перед учащимися все разнообразие животного мира....

17 04 2024 22:32:44

Контрольно-обобщающий урок по теме "Класс рыб"

Предлагаемый контрольно-обобщающий урок для 7-го класса знакомит учащихся с удивительным разнообразием внешнего вида и особенностями поведения некоторых рыб, позволяет систематизировать, повторить и закрепить знания учащихся по материалу темы....

16 04 2024 12:42:51

Строение клетки


    Строение клетки

      Урок изучения нового материала о строении клетки сопровождается рассказом учителя с элементами беседы, демонстрацией иллюстрированной презентации и заполнением учащимися структурно-логической схемы. В результате изучения данной темы учащиеся углубят знания о строении клетки, сформируют умения производить сравнительный анализ растительной и животной клетки, выработают навыки структурирования материала по теме урока. ...

15 04 2024 1:29:27

Урок биологии по теме "Основные стадии антропогенеза"


    Урок биологии по теме "Основные стадии антропогенеза"

      Урок проводится с целью формирования у учащихся знаний о происхождении человека....

14 04 2024 22:33:18

Задания юному зоологу


    Задания юному зоологу

      Автор предлагает 5 заданий, в которых использовались психолого-педагогические приемы, способствующие проявлению на высоком уровне интереса, положительных эмоций, активности ребенка, а также развивающие его учебные навыки. Использование заданий в работе с детьми 4–9-го классов в детском объединении "Юный зоолог" давало хорошие результаты на отдельных этапах учения....

13 04 2024 10:31:25

Мастер-класс «Изучение краеведческого материала на уроках и во внеучебное время с ИКТ»


    Мастер-класс «Изучение краеведческого материала на уроках и во внеучебное время с ИКТ»

      Краеведческий принцип в преподавании географии может быть достигнут разнообразными методами учебной работы, выбор которых зависит от дидактической цели, содержания и структуры урока. Урок формирует целостную картину природы с уяснением взаимосвязи общих закономерностей и их проявлений в фактах....

12 04 2024 3:11:19

Интегрированный урок биологии и географии в 7-м классе "Приспособление живых организмов к среде обитания на примере Южных материков"


    Интегрированный урок биологии и географии в 7-м классе "Приспособление живых организмов к среде обитания на примере Южных материков"

      Интегрированный урок по географии и биологии по теме «Приспособления живых организмов к среде обитания на примере Южных материков». Урок развивает и углубляет знания о многообразии строения и приспособленности к условиям жизни; раскрывает существенные признаки понятия «природная зона»....

11 04 2024 8:41:14

Нарушения деятельности нервной системы под влиянием психоактивных веществ


    Нарушения деятельности нервной системы под влиянием психоактивных веществ

      Занятие преследует цель углубить и расширить знания учащихся по проблеме влияния психоактивных веществ на организм человека. Большая часть занятия посвящена рассмотрению вопроса механизма воздействия наркотиков на нервную систему. Содержание лекции учителя подкрепляются слайдами презентации....

10 04 2024 6:15:21

Школьная экологическая тропа


    Школьная экологическая тропа

      В ходе учебно-исследовательской деятельности на экологической тропе учащиеся приобщаются к пониманию глобальных экологических проблем, у них появляется ответственность за состояние окружающей среды, за здоровье людей, усиливается стремление к получению теоретических знаний в области экологии, биологии и других наук. ...

09 04 2024 2:55:12

Занятие "Слет грызунов – парад достоинств"


    Занятие "Слет грызунов – парад достоинств"

      Диалоговое общение; использование на занятии дидактического материала; участие в изложении материала детей помогут активному освоению нового материала и ответу, на основании изученного, на вопрос "Зачем учить биологию и экологию". ...

08 04 2024 16:27:25

Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей


    Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей

      Конспект урока составлен по программе В.В. Пасечника "Биология. 8-й класс. Человек". Изучается в теме "Опopно-двигательная система"....

07 04 2024 5:15:13

Виды размножения. Бесполое размножение


    Виды размножения. Бесполое размножение

      Содержание данного урока позволяет расширить знания учащихся об особенностях и способах размножения, значении бесполого размножения в жизни организмов, значении вегетативного размножения растений. Данный урок учит детей мыслить, рассуждать, делать выводы....

06 04 2024 23:39:18

Гуманизм и образование


    Гуманизм и образование

      Современное образование обеспечивает понимание мира и принятие ответственности за свою жизнь, за жизнь на Земле. В настоящее время система образования не всегда решает столь значимые задачи. Выходом в решении этих задач, является гуманитаризация образования. Ядром гуманитаризации образования является включение в его содержание человеческого компонента для изучения и понимания сущности изучаемого....

05 04 2024 20:52:29

Скажем прямо без всяких кавычек: "Молодежь против вредных привычек"

Направляемые на фестиваль сценарии и материалы выступают против асоциальных явлений и могут быть использованы для проведения внеклассных мероприятий для детей среднего школьного возраста. Все материалы пропагандируют здоровый образ жизни. ...

04 04 2024 7:33:46

Оплодотворение

В ходе урока дается обобщенное представление о процессе оплодотворения в живой природе. Рассмотрены различные типы оплодотворения, а также факторы, влияющие на этот процесс. Презентация содержит видеофрагменты, смонтированные мной специально для урока, а также анимацию из банка ЦОР....

03 04 2024 6:37:39

Итоговый урок "В здоровом теле - здоровый дух"


    Итоговый урок "В здоровом теле - здоровый дух"

      Урок является итоговым по теме «Опopно-двигательная система». К уроку учащиеся готовят небольшие сообщения. В конце урока проводится тестовая работа на проверку конкретных знаний по изученной теме. На уроке ведётся пропаганда здорового образа жизни. ...

02 04 2024 22:51:56

Использование информационных компьютерных технологий на уроках биологии как средство повышения эффективности учебно-воспитательного процесса


    Использование информационных компьютерных технологий на уроках биологии как средство повышения эффективности учебно-воспитательного процесса

      Обобщение педагогического опыта по использованию информационных компьютерных технологий на уроках биологии как средство повышения эффективности учебно-воспитательного процесса....

01 04 2024 2:43:21

Обобщающий урок по биологии "Добро пожаловать в мир беспозвоночных животных"


    Обобщающий урок по биологии "Добро пожаловать в мир беспозвоночных животных"

      Цель обобщающего урока: с помощью создания игровой ситуации выяснить степень усвоения материала по теме, систематизировать знания учащихся, прививать интерес к предмету и любовь к природе, раскрывая пpaктическое и эстетическое значение животных в жизни человека. Формировать навыки коллективной и самостоятельной работы, развивать творческий потенциал детей при подготовке к занятию....

31 03 2024 21:22:31

Путешествие в грибное царство — шляпочные грибы


    Путешествие в грибное царство — шляпочные грибы

      Сформировать знания о хаpaктерных признаках грибов как самостоятельного царства живой природы, об особенностях строения и жизнедеятельности шляпочных грибов, о съедобных и ядовитых грибах....

30 03 2024 2:29:30

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии посредством устного народного творчества и поэзии


    Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии посредством устного народного творчества и поэзии

      Наше время хаpaктеризуется возросшей информированностью во многих областях науки и техники всех слоёв населения, в том числе и учащейся молодёжи. В этих условиях у современного школьника трудно вызвать удивление, изумление, приподнятое эмоциональное состояние, то есть чувства, которые в значительной степени питают стремление к знанию. Это, на мой взгляд, и обязывает искать пути, которые позволили бы обыденную, будничную учебную работу сделать более одухотворённой. Здесь я и прибегаю к тому, что использую на своих уроках поэзию, живопись; но особенно часто прибегаю к жанрам устного народного творчества....

29 03 2024 0:32:49

Урок по теме "Путешествие во времени"


    Урок по теме "Путешествие во времени"

      Представленный урок завершает изучение темы «Развитие жизни на Земле». Использование игровых моментов на уроке делает его интересным и запоминающимся. При проведении урока были использованы презентация учителя, использующаяся на разных этапах урока, и презентация учащихся – как опережающее задание по изучению нового материала....

28 03 2024 1:36:33

Программа по биологии. 6–9-й классы


    Программа по биологии. 6–9-й классы

      Программа основного общего образования по биологии включает пояснительную записку, тематическое и поурочно-тематическое планирование. Перечень экскурсий, лабораторных и пpaктических работ сокращен, формирует специальные умения и навыки учащихся и достигает целей программы. Часть работ проводится демонстрационно и не оценивается....

27 03 2024 6:41:52

Программа экологического кружка "Растительный мир Кологривского района и экологическое воспитание школьников"


    Программа экологического кружка "Растительный мир Кологривского района и экологическое воспитание школьников"

      Программа приобщает школьников к научному познанию мира и сохранению окружающей природной среды родного края. Отобраны темы, раскрывающие биологические свойства и жизнь наиболее типичных растительных сообществ, а также редких и охраняемых растений, произрастающих в заповеднике "Кологривский лес"....

26 03 2024 0:45:26

Растения и животные в символике Хакасии


    Растения и животные в символике Хакасии

      Материал урока знакомит учащихся с растениями и животными, используемыми в символике г. Абакана и республики Хакасия. Во время проведения игры ребята разгадывают кроссворды, загадывают загадки, рассказывают стихи хакасских поэтов о красоте родного края. Данный урок-игру можно провести как внеклассное мероприятие....

25 03 2024 9:26:32

Обобщающий урок биологии в 9-м классе по теме "Эволюционное учение"


    Обобщающий урок биологии в 9-м классе по теме "Эволюционное учение"

      Тема "Эволюционное учение" объемна и довольно сложна для понимания. Нам представляется важным проведение урока, цель которого — повторение, систематизация, обобщение знаний по теме. Оценка на данном уроке не обязательна, главное - самооценка учащихся, их подготовка к контрольной или проверочной работе. ...

24 03 2024 2:14:19

Наследование групп крови и резус-фактора

Комбинированное занятие 1-го курса, специальность 34.02.01 сестринское дело, знакомит с наследованием групп крови системы АВО и резус-системы у человека. Цель: актуализировать знания о механизмах наследования групп крови и возникновения резус-конфликта; изучить механизм наследования групп крови и резус-фактора; научить пользоваться таблицей генетических обозначений групп крови во время решения задач; разъяснить наследование групп крови и резус-фактора....

23 03 2024 14:54:13

Класс Птицы. Особенности строения, связанные с полетом


    Класс Птицы. Особенности строения, связанные с полетом

      Урок в 7-м классе знакомит учащихся с особенностями внешнего строения и опopно-двигательной системой птиц. Сопровождается презентацией....

22 03 2024 23:12:30

Открытый урок по теме "Биосинтез белка", 9-й класс


    Открытый урок по теме "Биосинтез белка", 9-й класс

      Многие современные мыслители и политики считают нашу эпоху постиндустриальной, а нашу цивилизацию информационной. В этих условиях возникает необходимость формирования информационно культурной личности. С этой целью я активно применяю ИКТ своей работе. Я представляю урок по теме: "Биосинтез белка" в 9-м классе, как пример моего опыта по использованию ИКТ на уроках биологии....

21 03 2024 2:32:59

Виртуальная экскурсия в природную экосистему Пионерского озера и прибрежных территорий

Экскурсия, выполненная по методу исследовательского проекта, знакомит учащихся с экосистемой Пионерского озера и прибрежных территорий как единого природно-антропогенного комплекса. Работа в малых группах способствует развитию коммуникативных способностей и активной жизненной позиции учеников. Урок в целом прививает любовь к природе и бережное отношение к природным объектам....

20 03 2024 11:21:48

Тема урока "Органоиды эукариотической клетки"


    Тема урока "Органоиды эукариотической клетки"

      Урок обобщения и систематизации знаний в 10-м классе из раздела «Клетка – структурная и функциональная единица живого». Учащиеся под руководством учителя работают с конспектом урока, выполняя задания, разной сложности. Урок помогает в подготовке к зачету по теме и выполнению заданий ЕГЭ. В конце урока проводится рефлексия, цель которой выяснить, какие задания вызвали у учащихся наибольшее затруднение и отработка данных заданий на следующих уроках....

19 03 2024 0:47:18

Игровая деятельность на уроках биологии


    Игровая деятельность на уроках биологии

      Уроки с использованием игровых технологий часто применяются в процессе обучения, обобщения, закрепления материала. Их преимущество в том, что они позволяют проявить себя всем учащимся, даже слабым, которые при выполнении игровых заданий чувствуют себя увереннее, чем при традиционной форме работы с материалом. Предлагаю два урока, разработанных в ходе преподавания биологии в сельской школе, где классы с небольшой наполняемостью, что позволяет включить в ход игры всех учащихся в классе. ...

18 03 2024 22:56:41

Урок по теме "Живая природа Земли"


    Урок по теме "Живая природа Земли"

      Представлена шоу-игра, которую удобно применять на уроках обобщения учебных тем, объединяющих семь глав, например при изучении курса "Природоведение, 5-й класс", при проведении внеклассных занятий, классных часов. ...

17 03 2024 0:51:10

Урок биологии в 6-м классе "Основные экологические факторы и их влияние на растение"


    Урок биологии в 6-м классе "Основные экологические факторы и их влияние на растение"

      Урок биологии в 6-м классе ставит перед учащимися проблему: могут ли растения существовать обособленно, без окружающей среды?...

16 03 2024 0:31:30

Урок-праздник "Покормите птиц зимой!". 2-й класс


    Урок-праздник "Покормите птиц зимой!". 2-й класс

      Представлен урок-праздник «День птиц». Учащиеся переносятся в сказочную страну птиц Орнитопланию. Цель путешествия – формирование экологического мышления учащихся; привлечение внимания учащихся и взрослых к зимней орнитофауне; повышение уровня экологической культуры....

15 03 2024 18:58:22

Информационные технологии на уроках биологии. Урок-пpaктикум "Решение генетических задач. Анализ и составление родословной"


    Информационные технологии на уроках биологии. Урок-пpaктикум "Решение генетических задач. Анализ и составление родословной"

      Основная цель решения задач по генетике состоит в освоении новых приёмов логического анализа ситуаций, в исследовании того, как меняется проявление общих законов в зависимости от тех или иных конкретных условий. Тема заключает в себе широкие возможности для организации пpaктических работ (составление родословной по сказке А.С. Пушкина, роль врача в медико-генетической консультации составляющего родословную пробанда). ...

14 03 2024 3:57:57

Визитка-представление на тему "Путешествие натуралиста" (посвящается 200-летию Ч.Р. Дарвина)


    Визитка-представление на тему "Путешествие натуралиста" (посвящается 200-летию Ч.Р. Дарвина)

      Сценарий визитки-представления был посвящён к 200-летию со дня рождения великого учёного-биолога Чарльза Роберта Дарвина. Этот сценарий можно использовать как во внеклассной работе, так и как нестандартный урок в качестве обобщения знаний по теме «Эволюционное учение»....

13 03 2024 13:48:37

Влияние наркотиков на организм человека. Вред наркотиков


    Влияние наркотиков на организм человека. Вред наркотиков

      Наркотик заставляет нервные клетки постоянно выбрасывать в кровь эндорфины, при этом они истощаются и погибают. Человек утрачивает способность объективной самооценки. Наркотики по химическому строению схожи с ферментами и витаминами и вместо них включаются в обмен веществ. Когда всеми реакциями организма управляют наркотики, человек становится наркоманом....

12 03 2024 22:18:22

Урок биологии в 7-м классе "Многообразие одноклеточных, их значение в биоценозах и жизни человека"


    Урок биологии в 7-м классе "Многообразие одноклеточных, их значение в биоценозах и жизни человека"

      Почему инфузорий считают наиболее высокоорганизованными простейшими и какого значение простейших в биоценозах и жизни человека? На эти вопросы позволяет ответить данный урок. Учащиеся знакомятся со строением и жизнедеятельностью инфузорий. Интерес у учащихся вызывает материал о значении простейших и их пpaктическом значении для человека....

11 03 2024 20:19:58

Плоды


    Плоды

      На уроке говорится о многообразии плодов, их значении в природе и жизни человека. Дается определение «плод», «околоплодник». Расширяется кругозор и творческая активность учащихся, умение логически мыслить. Происходит развитие навыков использования информационных технологий для решения познавательных задач. Воспитывается самостоятельность и аккуратность, а также бережное отношение к окружающему миру....

10 03 2024 1:40:11

Влияние алкоголя и курения на организм и наследственность

Влияние алкоголя и курения на организм и наследственность Влияние алкоголя и курения на наследственность человека, несомненно, отрицательное. Изучение этой проблемы и проведение многих исследований показало негативное действие вредных привычек на человека и его потомство....

09 03 2024 6:38:48

Видоизменения подземных побегов и корней Биология

Видоизменения подземных побегов и корней  Биология Подземные побеги, как и надземные, видоизменяются, приспосабливаясь к условиям среды. Корни также нередко могут приобретать необычный вид. Видоизменения побегов...

08 03 2024 19:34:58

Урок по биологии с использованием мультимедийной презентации


    Урок по биологии с использованием мультимедийной презентации

      Урок разработан для учащихся 5-го класса, насыщен новыми терминами, большим объемом нового материала, но использование современной информационной технологии и игровых элементов позволяют сделать урок интересным и легким в восприятии материала. ...

07 03 2024 10:54:33

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::