Использование межпредметных связей в преподавании предметов ЕГЦ. 8-й класс
Науки биология и география – это очень мобильные науки, и количество научных знаний, понятий и т.д. с каждым годом все увеличивается. Авторам учебников хочется отразить эти новшества в своих учебных пособиях, в том числе и в мультимедийных, при этом данный материал занимает место фундаментальных теоретических понятий.
Современным школьникам очень часто приходится сталкиваться с тем, что в учебниках по биологии разных авторов один и тот же вопрос может рассматриваться с разных точек зрения. Эти же вопросы в курсе географии могут рассматриваться в совершенно иной проекции. Не стоит забывать о том, что речь идет не просто об учащихся дневной общеобразовательной школы, где учитель может вовремя откорректировать получаемые учениками знания, а об учащихся вечерней школы, где подготовка домашнего задания ложится целиком и полностью на плечи самого учащегося. И в этом случае при подготовке материала учащийся часто чувствует растерянность, так как не обладает достаточным объемом знаний по предмету, не способен критически оценить предлагаемый материал и выбрать то, что ему необходимо на данном этапе. Учителям вечерних школ часто приходится сталкиваться с проблемой нехватки учебного времени, как в преподавании биологии, так и в преподавании географии (1 час в неделю), но при этом объем учебной информации, требующей усвоения учащимися, с каждым годом становится все больше. Исходя из создавшихся условий, чтобы рассмотреть сложный вопрос, тему, учебную проблему учителям приходится искать соответствующие формы преподавания, которые способствовали бы изложению в доступной для учащихся форме большого по объему материала за короткий промежуток времени. Здесь интегрированный урок становится просто находкой. Во-первых, он позволяет разрешить противоречие между нехваткой времени и большим объемом материала. Во-вторых, способствует объединению знаний, их более глубокому осознанию и приводит к целостному их восприятию. В-третьих, нам кажется, что в современных условиях учащийся не должен запоминать все знания, которые ему предлагает школа, а должен научиться мыслить, применять полученные знания. Все операции мышления (дедукция, абстpaкция, рефлексия, структурирование, систематизация, обобщение, выделение главного, анализ) объединяет именно интегративное мышление. Учащихся необходимо учить интегрировать полученные знания для успешного их освоения.
Остановив свой выбор на интегрированном уроке, как средстве достижения нескольких целей, мы выдвинули гипотезу: активизировать работу учащихся на уроках, расширить информационное прострaнcтво и кругозор учащихся, показать взаимосвязи между изучаемыми курсами (географией, биологией), повысить эффективность урока и качество усвоения знаний учащимися, разрешить вышеупомянутые противоречия можно, если применить интеграцию знаний с использованием межпредметных связей.
В соответствии с целями были выбраны задачи:
– подобрать наиболее оптимальную схему ведения интегрированного урока, такую, которая максимально бы удовлетворяла требованиям, условиям и специфике вечерней школы, и приводила к достижению поставленной цели;
– выработать единую точку зрения на рассматриваемые в темах вопросы, устранить возникающие противоречия;
– провести предварительный мониторинг результатов качества усвоения знаний по темам, выбранным на интеграцию по биологии и географии;
– провести последующий, после интегрированных уроков мониторинг результатов качества усвоения знаний по темам, выбранным на интеграцию по биологии и географии;
– сравнить полученные результаты, сделать выводы.
Для осуществления задуманного и подтверждения гипотезы особых новшеств не вводилось, т.е. не использовалось новое техническое оборудование, не менялась коренным образом обстановка на уроках. Педагогические средства использовались традиционные. Изменены были только мотивационные установки учащихся на усвоение новых знаний, откорректирован по максимуму учебный материал по географии и биологии. Изучаемый материал по географии и биологии был подобран так, что он гармонично дополнял друг друга. Уроки проводились двумя учителями. Присутствие двух учителей на уроке явление необычное для учащихся. Оно должно было способствовать лучшему восприятию учащимися материала и поддержанию внимания в течение всего урока, что является самой важной предпосылкой того, что материал будет усвоен и качество его усвоения будет намного выше. В процессе предварительной подготовки к уроку предполагалось, что немного выше будут темпы уроков (постоянное поддержание внимания это позволяет сделать), за счет чего должна была повыситься интенсивность и эффективность урока. Уроки проводились во всей параллели восьмых классов школы. Все классы со средней успеваемостью, поэтому высокие показатели усвоения материала в конце интегрированных уроков на фоне предыдущих результатов учебы ярко показывало, что учащиеся способны запоминать большой объем материала, ориентироваться в большом количестве заданий, давать грамотные ответы, осуществлять пpaктическую деятельность, оперируя большим количеством знаний. За те же 40 минут урока учащиеся усвоили материала примерно в полтора раза больше обычного. Качество усвоения материала было значительно выше, что показали тесты, проведенные в конце урока по изученному материалу. Количество троек не превысило 20 %, в то время как обычно учащиеся показывали результаты средние. Таким образом, мы сделали для себя вывод, что:
- Интегрированные уроки по предметам естественно-географического цикла необходимы как учащимся, так и учителям. Они помогают оценить материал с совершенно новых позиций, а также увидеть все возможности учащихся, которые, как правило, на обычных уроках скрыты.
- Учащиеся более предрасположены, раскрыть все свои возможности на уроках нетрадиционных для них, что связано, с активизацией мыслительной деятельности на уроках, познавательной деятельности, активизацией внимания.
- Работу над интегрированными уроками в вечерней школе следует продолжать;
- Необходимо использовать возможности включения в работу и интеграции уроков по предметам естественно-географического цикла, а также с предметами физико-математического и гуманитарного циклов;
- Интеграция – важный фактор оптимизации процесса обучения, повышения его результативности. Творческий потенциал учащихся становится выше. Учащиеся на интегрированном уроке начинают видеть одни и те же явления и предметы с совершенно другой стороны. Их способность к анализу растет. Выводы учащихся по изучаемому материалу носят уже мировоззренческий, обобщенный хаpaктер и опираются на связь предметов, явлений, процессов и жизненный опыт.
- Учащиеся научаются объединять разрозненные элементы в единое целое, учатся оценивать, анализировать и пр., т.е. превращать полученную информацию в качественно новое образование, которое дает новый результат, новое системное и целостное понятие. Установление учащимися связей между отдельными элементами знаний и умений из различных учебных предметов способствует формированию системности знаний, динамичности мышления, развитию творческих способов познавательной деятельности у учащихся, целостному восприятию картины мира.
- Взаимосвязи между изучаемыми курсами (географией, биологией) становятся более понятны учащимся и в последующем они свободнее оперируют многими теоретическими понятиями
На сегодняшний день интегрированные уроки введены в повседневную пpaктику работы учителей нашей школы. В рабочих программах учителей биологии, географии, и на сегодняшний день химии в течение учебного года на долю интегрированных уроков приходится 6 – 9% уроков, то есть 2-3 часа в каждой параллели. Однако работа над методикой проведения интегрированных уроков, системой, технологией проведения учителя продолжают работать. Вопросы технологии проведения таких уроков становятся все сложнее, информационное поле изучаемых вопросов шире, что связано с введением в преподавание предметов информационно-коммуникативных технологий.
Комментарии:
Целью урока является закрепление изученного материала о свойствах воды. Выбранная форма – игра – призвана вызвать положительные эмоции у школьников, усилить запоминание материала, формировать интерес к предмету. Во время урока используются разнообразные формы проверки знаний: индивидуальная, устная работа, тестирование, отгадывание кроссворда и др....
23 04 2024 2:40:14
Данная разработка предназначена для учащихся 8-го класса. При прохождении темы "Органы чувств" более интересным и привлекательным вариантом является компьютерный. Разработка включает вводную часть, где учитель знакомит с общим понятием "анализатор", предполагает активное включение учащихся в работу по изучению данной темы, презентацию учащихся по теме "Зрительный анализатор", а также различные варианты контроля. ...
22 04 2024 20:41:27
Данная программа рассчитана на 34 часа и реализуется в течение года в профильном медико-биологическом классе. Программа профессионально ориентирована, включает в себя новые для учащихся знания, не содержащиеся в базовых программах, знакомит со сферой начальных медицинских знаний и усиливает профессиональную наполняемость обучения....
21 04 2024 7:52:37
В обучении биологии, помимо традиционных форм и методов проверки знаний и умений применяются и нетрадиционные. Нетрадиционные формы проверки знаний и умений имеют ряд преимуществ. В качестве нетрадиционного метода контроля знаний используются кроссворды. Решение кроссвордов – полезное занятие для развития логического мышления. Они позволяют одновременно вспомнить забытую информацию и приобрести новую. С помощью такого метода можно установить уровень предметной терминологической грамотности....
20 04 2024 3:25:46
Игра может быть проведена в рамках предметной недели по биологии. Она рассчитана на учащихся 9–11-х классов. В ходе игры актуализируются, расширяются и закрепляются знания учащихся по истории биологии и ученым, которые внесли вклад в ее становление. Формируются коммуникативные универсальные учебные действия: излагать свое мнение, аргументируя его, подтверждая фактами, участвовать в диалоге: слушать и слышать другого, работать в паре, группе в разных ролях....
19 04 2024 16:49:57
Цели урока: показать многообразие современных пресмыкающихся, углубить и расширить понятие о классе; на конкретных примерах показать черты приспособленности животных к среде обитания; определить значение пресмыкающихся в природе, жизни человека и необходимость их охраны....
18 04 2024 8:38:16
На уроке определяется понятие «пищеварение», «питательные вещества». Рассматриваются функции пищеварительной системы, роль питательных веществ....
17 04 2024 14:50:40
Ботаника относится к числу предметов, которые призваны вводить учащихся в курс естественных закономерностей развития живой природы, а также приобщать к пониманию красоты и неповторимости этой природы. Данная разработка может служить основой для организации и проведения подобных экскурсий во всех регионах и областях России и странах СНГ, а также для разработки и проведения экскурсий, и не только летом....
16 04 2024 16:39:40
Интеpaктивный плакат "Грибы", выполненный в программе PowerPoint, включает в себя объемный материал для уроков и внеурочной деятельности. Мультимедийное сопровождение стало необходимым на уроках всех направлений. Оно предоставляет возможность демонстрировать работы мастеров и объекты реального мира, работать в интеpaктивном режиме с данными объектами....
15 04 2024 6:28:56
Учащиеся знакомятся с многообразием грибов, знакомятся с правилами сбора грибов и их значением в природе; учатся различать съедобные и несъедобные грибы, применять полученные знания о грибах в повседневной жизни....
14 04 2024 22:57:34
Проект способствует развитию интереса, расширению и актуализации знаний по предметам школьной программы, развитию представлений о межпредметных связях. Создает предпосылки для развития научного образа мышления....
13 04 2024 15:39:55
Задачи: расширить знания учащихся по особенностям выращивания плодово-ягодных культур; показать межпредметную связь математики и биологии; способствовать развитию приемов умственной деятельности....
12 04 2024 16:56:41
Тканевая жидкость, кровь и лимфа образуют внутреннюю среду организма, которая нужна для существования и нормального функционирования органов и организма в целом....
11 04 2024 14:27:55
Урок раскрывает особенности строения и жизнедеятельности дневных и ночных хищных птиц. Позволяет закрепить уже имеющиеся знания и понятия о пищевой специализации птиц, типах развития птенцов. Расширяет кругозор, активизирует познавательный интерес к предмету....
10 04 2024 7:14:42
Представлен мастер-класс по технологии развития критического мышления. Технология обеспечивает развитие критичности мышления посредством интеpaктивного включения учащихся в образовательный процесс (через личность развития обучаемого). Представленные материалы помогут и администратору, и педагогу найти свой подход для применения данной технологии в процессе обучения....
09 04 2024 22:32:18
На уроке проводятся 2 лабораторные работы: виртуальная и работа с микроскопом. Изучение нового материала осуществляется самостоятельно в ходе групповой работы. Каждая группа получает рабочий лист с индивидуальным заданием. По окончании работы каждая группа отчитывается, при этом используется учительская презентация....
08 04 2024 4:24:51
Конспект составлен на основе текстового материала учебника биологии 5-го класса под ред. проф. И.Н. Пономаревой, заданий рабочей тетради к учебнику, краеведческого материала, презентации и электронных образовательных ресурсов ЕК ЦОР. Урок знакомит с вредными и полезными для человека живыми организмами; раскрывается значение сохранения природного разнообразия; хаpaктеризуется значение живых организмов для человека и природы....
07 04 2024 9:31:48
Приспособления растений и животных, связанные с изменением внешних условий, имеют разную форму и проявления: у млекопитающих отрастает густой подшерсток, перелетные птицы меняют среду обитания, другие птицы покрываются пухом, являющийся плохим проводником тепла и пpeдoxpaняющий зимой от переохлаждения....
06 04 2024 8:26:20
Внеклассное мероприятие проводится в 7-м классе в рамках недели химии и биологии с целью ознакомления учащихся с разнообразием птиц, их значением в природе и жизни человека....
05 04 2024 17:18:42
Формирование у обучающихся представления, что без сохранения жизни на Земле во всем многообразии её систем невозможно выживание и развитие человечества, заставляют учителя делать так, чтобы экологическая составляющая биологических знаний воспринималась ребятами как особо значимая, осознанно присваивалась учениками, а не навязывалась. Все, что мы изучаем на уроках, должно породить новые человеческие отношения и сформировать правильные поведенческие нормы....
04 04 2024 1:45:52
Урок изучения нового материала в 8-м классе с использованием презентации, подготовленной в программе Microsoft PowerPoint. На уроке учащиеся приобретают, закрепляют, обобщают и систематизируют знания об эндокринной системе человека. Данный урок позволяет развивать логическое мышление, умение анализировать, сравнивать, делать выводы. Изучение материала проводится на двух уроках (лучше, если уроки будут спаренными). ...
03 04 2024 17:32:44
Программа предназначена для учителей биологии, преподающих в 10–11-х классах естественнонаучного профиля (химико-биологическая или биолого-географическая специализация), в качестве элективного курса. Необходимость в разработке программы возникла в связи с тем, что существует вполне определенный «разрыв» в усвоении знаний по цитологии и генетике на основе школьной программы и требованиями со стороны программ для поступления в вузы....
02 04 2024 11:15:30
Данная разработка позволит познакомить учащихся с многообразием земноводных, интересными представителями, значением их в жизни человека, экологическим значением, познакомить с земноводными, обитающими на территории Нижегородской области, сформировать бережное отношение к земноводным как части живой природы. ...
01 04 2024 6:36:13
Парвовирусный энтерит провоцирует не только развитие профузного поноса. У собаки отмечается тошнота, рвота, она отказывается от приема пищи, а порой и воды....
31 03 2024 1:27:57
Учащиеся самостоятельно открывают третий закон Г.Менделя. При этом отpaбатываются навыки решения генетических задач, полученные в 9-м классе. Задачи учителя осуществлять контроль и оказывать помощь при затруднении в решении задач и формулировке выводов....
30 03 2024 14:55:21
Цель урока: обобщить и систематизировать знания по теме «Кровь и кровообращение»...
29 03 2024 2:40:54
Хламидомонада — микроскопическая одноклеточная водоросль грушевидной или овальной формы. Поверхность клетки покрыта прозрачной бесцветной пектиновой оболочкой....
28 03 2024 7:10:36
Программа элективного курса, имеющего профессионально-ориентированную направленность, предназначена для расширения кругозора учащихся основной школы через знакомство с основами фармакологии. Цель курса: формирование особой образовательной среды, в которой ребенок может удовлетворять свои познавательные интересы и компетенции, реализовать свой творческий потенциал, творческую активность, приобрести навыки самостоятельного труда....
27 03 2024 3:41:28
Урок выясняет происхождение древней группы животных – пресмыкающихся и объясняет значение современных рептилий....
26 03 2024 6:33:44
Сегодня нравственность - категория наиболее важная как для человека, так для и общества в целом. Но качество это не врожденное, генетический код не передает его из поколения в поколение. Поэтому, утверждая понятия долга, чести, высокоразвитого гражданского самосознания, нельзя забывать, что первична здесь не природа, а воспитание. ...
25 03 2024 8:11:33
Предлагаемая разработка урока создана по курсу Н.И. Сонина, М.Р. Сапина "Человек" для 8-го класса. Она соответствует учебной программе, учебнику и не предполагает использование рабочей тетради. Данная методическая карта может быть применена и при работе по другим программам. Выделены основные этапы урока, прописано содержание деятельности учителя и ученика, дан подробный план и рабочие материалы для ученика. Урок проводится с использованием методов активного обучения, картотеки учебных форм, разработанной Галеевой Н.Л., и современных информационных технологий. ...
24 03 2024 17:32:36
В курсе изучения естественных дисциплин важное место уделяется пониманию экологических проблем современности – как локального, регионального, так и глобального хаpaктера. Одним из трех "подарков" человека самому себе является проблема парникового эффекта. ...
23 03 2024 2:28:39
Презентация формирует знания об особенностях организации грибов, их многообразии, роли в природе и жизни человека. Презентация может быть использована для углубленного изучения темы и при подготовке к ЕГЭ. Теоретический материал изложен в виде удобных таблиц, схем. Цветом выделены основные понятия темы, содержится много иллюстраций. Процесс обучения становится понятным и интересным....
22 03 2024 6:55:48
Целью классного часа является формирование желания у подростков вести здоровый образ жизни. Подобранный материал заставляет задуматься о вреде курения....
21 03 2024 5:39:31
Урок изучения новой темы, на котором формируется представление о развитии опopно-двигательной системы человека, выявляются особенности скелета человека, связанные с прямохождением и трудовой деятельностью....
20 03 2024 23:34:17
Задачи урока - развивать умение логически мыслить, выделять главное в изучаемом материале; развивать силовые качества, укреплять опopно-двигательный аппарат; совершенствовать передачу мяча в движении, взаимодействие в двойке; приобщать к здоровому образу жизни. В течение урока учащиеся определяют уровень тренированности человека в состоянии покоя и в момент нагрузки. В итоге они приходят к выводу, что чем больше тренирован человек, тем интенсивнее идут обменные процессы в организме человека....
19 03 2024 22:47:22
Данный урок можно провести после прохождения тем «Рыбы», «Земноводные», «Пресмыкающиеся». Форма проведения – КВН. В рамках подготовки к уроку учащимся можно предложить подобрать фотографии и рисунки по теме «Многообразие представителей классов рыбы, земноводные, пресмыкающиеся. Начать урок можно с презентаций учащихся на данную тему, с целью обобщения и повторения изученного материала. Цель урока – обобщить знания учащихся по темам, проверить знания анатомии, физиологии и многообразия представителей перечисленных классов, а также особенностей поведения и образа жизни, привлечь внимание учащихся к проблеме охраны животных....
18 03 2024 3:45:56
Данный урок (2-й по теме "Кожа") содержит элементы критического мышления, лабораторный пpaктикум с использованием соответствующего оборудования. Для учащихся 8-х классов. Технология позволяет задействовать различные способы восприятия у учащихся: через текст, изображение, эксперимент....
17 03 2024 20:31:36
В доступной и интересной форме на уроке представлен учебный материал с применением различных методов обучения. Это позволяет учащимся усвоить в полном объеме данную тему, применить полученные знания на пpaктике....
16 03 2024 2:25:44
На уроке учащиеся формируют понятия о развитии корня, типах корневых систем, особенностях их строения и образования. ...
15 03 2024 4:10:43
Cтатья предлагает способ создания целостного образовательного прострaнcтва для развития креативной, конкурентоспособной, здоровой личности через систему интегрированной работы учителей биологии и литературы в общеобразовательной школе....
14 03 2024 14:26:37
Учащиеся знакомятся со строением кожи и функциями кожи, волос и ногтей. Выpaбатываются навыки установления связи между строением и функциями кожи....
13 03 2024 6:30:15
Цель учебной программы: создать возможность для самостоятельной работы учащихся в связи с их желаниями и способностями; укрепить связь школьного обучения и воспитания учащихся с потребностями общества; привести уровень школьного образования в соответствие с требованиями науки, техники и культуры....
12 03 2024 12:16:48
Урок по одночасовой программе для общеобразовательных школ разработан по технологии РКМЧП. Модель урока включает три этапа: вызов, осмысление, размышление. Основные приемы, используемые на данном уроке: работа с ключевыми словами, верными-неверными суждениями, текстом учебника, электронным носителем, составление кластеров, синквейнов. ...
11 03 2024 13:12:47
Урок "Цветок – орган семенного размножения" позволяет познакомить обучающихся со способами опыления, с процессом двойного оплодотворения и образованием плодов и семян у цветковых растений; развить умение устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, обобщать; способствует развитию интереса к предмету, расширяет кругозор, воспитывает бережное отношение к природе. ...
10 03 2024 18:28:21
Урок построен так, что во время занятия учащиеся успевают изучать материал урока, услышать прекрасную музыку, читать стихи, решать задачу, выполнять физкультминутку. Также автор учит ребят составлять мини-проекты....
09 03 2024 4:18:38
Предлагаемый урок рассчитан на 2 часа и проводится в рамках изучения раздела «Тип Хордовые. Класс Птицы» после изучения темы «Размножение и развитие птиц». Дидактическая цель урока: создать условия для осмысления новой учебной информации, применение ее в знакомой и новой учебной ситуации – при проверке уровня усвоения системы знаний и умений....
08 03 2024 22:12:33
Использование разных способов контроля позволяет сделать урок интересным, ярким, занимательным и дает возможность каждому ученику проявить свои способности. ...
07 03 2024 22:35:23
Урок посвящен процессам, происходящим в верхнем отделе пищеварения – ротовой полости, и важному разговору о гигиене ротовой полости, о здоровье и красоте....
06 03 2024 14:25:13
Урок проводится с опорой на презентацию. В данной разработке использованы различные приемы: проблемные вопросы, загадки, схемы, рисунки, которые вызывают у учащихся положительные эмоции, повышают интерес к урокам биологии. Цель урока: изучить строение цветка, раскрыть биологическое значение частей цветка, дать представление об обоеполых и однополых цветках, однодомных и двудомных растениях....
05 03 2024 8:39:11
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::