Программа элективного курса по биологии "Основные вопросы биологии"
Пояснительная записка.
Предлагаемый курс направлен на закрепление, расширение и углубление знаний изученного материала по курсу 6–8 классов, развитие устойчивого интереса к биологии, расширение кругозора, поднятие общего культурного уровня учащихся. Программа составлена на основе требований базисного учебного плана и является дополнением к нему, рассчитана на 35 часов в год (час в неделю). Данный курс предусматривает изучение наиболее важных и сложных вопросов программы биологии. Он рассчитан на учащихся как основной, так и старшей ступени обучения и может оказать содействие в выборе дальнейшего профиля обучения. Основное внимание в курсе уделено изучению вопросов курса ботаники, так как материал по этому разделу изучается в неполном объеме, ввиду сокращения часов – 1 час в неделю. В ходе обучения учащиеся добывают необходимый материал из учебных книг и дополнительной литературы и используют полученные знания для составления обобщающих схем, таблиц, рисунков, творческих работ. В процессе изучения курса предусматривается выполнение пpaктических работ. Закрепление изученного материала идет через составленные схемы, рисунки и таблицы. При всей информативности этих занятий они не требуют сложного оборудования и могут быть полезны при организации исследовательской работы.
Место курса в системе профильной подготовки.
Элективный курс “Основные вопросы биологической науки” предназначен как для предпрофильной (9-х класс), так и для профильной подготовки учащихся 10 классов. Данный курс рассматривает наиболее важные вопросы биологической науки школьной программы гораздо шире и глубже. Это дает возможность учащимся 9-х классов лучше подготовиться к государственной итоговой аттестации и определиться с выбором профиля в 10 классе, а для учащихся 11-х – подготовиться к ЕГЭ по данному предмету и иметь базу знаний при обучении в вузе. Занятие предусмотрено проводить один раз в неделю. Курс рассчитан на 35 учебных часов. При необходимости общее количество может быть увеличено.
Цель курса: Формирование, обобщение и расширение знаний по курсу биологии, развитие целостного представления о живых организмах и их месте в биосфере.
Задачи курса:
- Расширение и углубление знаний по некоторым вопросам курса биологии.
- Обеспечение условий для нахождения необходимого материала по изучаемой теме.
- Формирование умений отбора необходимого материала и составление схем, таблиц и рисунков.
- Развитие навыков исследовательской деятельности и умений предоставлять результаты исследований.
- Развитие коммуникативной активности учащихся.
- Содействие профессиональной ориентации учащихся.
Основные требования к знаниям и умениям.
Учащиеся должны знать:
* строение клеток бактерий, грибов, растений и животных;
* особенности тканей растительного и животного организма;
* основные способы питания организмов;
* механизм процесса фотосинтеза и его роль;
* строение корня и механизм всасывания воды и минеральных веществ;
* механизм перемещения питательных веществ по организму;
* строения цветка и особенности двойного оплодотворения;
* основные эволюционные изменения у растений и животных и их причины;.
* обмен веществ и его роль.
Учащиеся должны уметь:
*объяснять причину эволюционных изменений;
* уметь сравнивать строение организмов, клеток и устанавливать черты сходства и
различия;
*работать с дополнительной литературой и сетью Интернет и отбирать необходимый
материал;
*приготовить микропрепарат и работать с микроскопом;
*проводить наблюдения и эксперименты, делать выводы на основе полученных
результатов.
Методическое и техническое обеспечение курса:
*таблицы, рисунки, схемы, фотоматериалы, видеоматериалы;
*компьютерное сопровождение;
*материалы и оборудования для проведения лабораторных и пpaктических работ;
*учебно-методические и учебно-наглядные пособия.
Методы организации обучения:
* словесный;
* наглядный;
* пpaктическая деятельность;
* познавательный;
* исследовательский.
Формы организации обучения:
*лекционно-семинарская форма занятий;
* самостоятельная работа с дополнительной литературой;
* проведение лабораторных работ;
* работа в малых и больших группах;
* подготовка докладов, презентаций4
* защита творческих работ.
Содержание тем учебного курса (35 часов).
Введение (1 час).
Биология – наука о живых организмах. Царства органического мира и их многообразие. Роль организмов в природе. Основные направления применения биологических знаний.
Лабораторные работы.
№ 1 “Знакомство с многообразием органического мира”.
Клетка и ткани организмов (8 часов).
Клетка – основная структурная единица организма. Строение растительной клетки, ее органоиды. Строение и роль органоидов. Особенности клеток грибов, бактерий и животных. Понятие о тканях и их происхождение и развитие. Разнообразие тканей растений и животных, их особенности и значение для организма. Жизнедеятельность клеток. Рост, развитие и деление клеток. Способы деления клеток. Дыхание и питание клеток. Обмен веществ.
Лабораторные работы:
№ 2 Рассматривание клеток бактерий, кожицу лука, элодеи, клетки слизистой
ротовой полости человека.
№ 3 Рассматривание клетки гриба мухомора.
№ 4 Знакомство с тканями растительного организма
№ 5 Знакомство с тканями животного организма
№ 6 Митоз клеток корешка лука
№ 7 Плазмолиз и деплазмолиз клеток кожицы лука
Царства живой природы (3 часа)
Понятие о систематике растений и животных. Основные царства органического мира и их особенности. Общая хаpaктеристика бактерий, грибов, растений и животных и особенности их строения
Способы питания организмов (4 часа).
Обмен веществ и энергией с окружающей средой. Пластический и энергетический обмен веществ. Основные способы питания организмов. Автотрофное питание. Строение клеток листа и хлоропластов. Механизм процесса фотосинтеза. Световая и темновая фазы фотосинтеза. Хемосинтез. Гетеротрофное питание организмов.
Лабораторные работы.
№ 8 Рассматривание клеток мякоти листа.
Корень и его роль (2 часа).
Строение корня и его роль. Типы корневых систем. Корневые волоски и их роль в процессе всасывания минеральных веществ и воды. Осмотическое свойство клеток корня. Роль корневого давления.
Лабораторные работы.
№ 8 Изучение внешнего строения корня у проросших семян фасоли и пшеницы.
Стебель и его роль (2 час).
Роль стeбля. Строение стeбля однодольных и двудольных растений. Восходящий и нисходящий ток. Сосуды и ситовидные трубки. Перемещение питательных веществ по стeблю.
Лабораторные работы.
№ 9 Поперечный срез древесного стeбля.
№ 10 Перемещение воды и минеральных веществ по стeблю.
Строение цветка и его роль (5 часа).
Цветок – генеративный орган. Строение цветка. Строение главных органов цветка. Особенности гинецеев. Зигоморфные и актиноморфные цветки. Соцветия, виды соцветий. Опыление растений и виды опыления. Двойное оплодотворение у растений и развитие плода.
Лабораторные работы.
№ 11 Изучение строение цветка по моделям и живым экземплярам.
№ 12 Виды соцветий и их особенности.
Многообразие цветковых растений (5 часов).
Особенности однодольных и двудольных растений. Основные семейства и их особенности. Представители семейств.
Лабораторные работы.
№ 13 Определение растений по определительным карточкам.
Эволюционные изменения в развитие растительного мира (3 часа).
Эволюционный процесс. Основные причины усложнения строения растений в процессе эволюции у низших и высших растений. Основные ароморфозы водорослей, мхов, папоротников, хвощей, плаунов, голосеменных и цветковых растений.
Защита творческих работ (2 урока).
Учебно-тематическое планирование (35 часов).
Название темы и урока | Кол-во часов | Лабораторные работы | Контрольные работы, итоговые работы |
Введение Урок № 1. Многообразие органического мира. Роль живых организмов. Клетки и ткани организмов Урок № 2. Клетка – основная структурная единица организма. Строение растительной клетки. Урок № 3. Особенности строения органоидов и их роль. Урок № 4. Особенности клеток грибов, бактерий и животных. Урок № 5. Ткани. Особенности тканей растительного организма и их роль. Урок № 6. Особенности тканей животного организма и их роль. Урок № 7. Основные процессы жизнедеятельности клетки. Способы деления клеток. Урок № 8. Механизм обмена веществ. Урок № 9. Обобщающий урок. Царства живой природы Урок № 10. Систематика растений и животных. Урок № 11. Основные царства органического мира. Особенности бактерий
и грибов. Урок № 12. Особенности растений и животных. Способы питания организмов Урок № 13. Обмен веществ и энергии с окружающей средой. Пластический и энергетический обмен. Урок № 14. Основные способы питания организмов. Автотрофный способ питания.Строение клеток листа и хлоропластов. Урок № 15. Механизм процесса фотосинтеза и хемосинтеза. Урок № 16. Гетеротрофный способ питания Корень и его роль Урок № 17. Строение корня и его роль. Урок № 18. Типы корневых систем. Механизм всасывания минеральных веществ и воды. Стебель и его роль Урок № 19. Роль стeбля. Строение стeбля однодольных и двудольных древесных растений. Урок № 20. Перемещение питательных веществ по стeблю. Строение цветка и его роль Урок № 21. Строение цветка. Урок № 22. Особенности гинецеев. Урок № 23. Соцветия, виды соцветий. Урок № 24. Виды опылений. Урок № 25. Двойное оплодотворение у цветковых растений. Многообразие цветковых растений Урок № 26. Особенности однодольных и двудольных растений. Урок № 27. Особенности растений семейства злаковых и лилейных. Урок № 28. Особенности растений семейства розоцветных, крестоцветных, бобовых. Урок № 29. Особенности растений семейства пасленовых, сложноцветных. Урок № 30. Пpaктическое занятие “Определение растений по определительным карточкам”. Эволюционные изменения в развитие растительного мира Урок № 31. Эволюционный процесс. Основные причины усложнения в строение растений. Урок № 32. Основные ароморфозы водорослей, псилофитов, мхов, плаунов, хвощей, папоротников, голосеменных и цветковых растений. Урок № 33. Жизненный цикл развития растений. Защита творческих работ |
1 час
8 часов
3 часа
4 часа
3 часа
2 часа
5 часов
5 часов
3 часа
2 часа |
л/р № 2. Знакомство с многообразием организмов. л/р № 2. Рассматривание клеток бактерий, кожицы лука, элодеи, клетки слизистой оболочки. л/р № 3. Рассматривание гриба мухомора л/р № 4 Знакомство с тканями растительного организма л/р № 5 Знакомство с тканями животного организма л/р № 6 Митоз клеток корешка лука л/р № 7 Плазмолиз и деплазмолиз клеток кожицы лука
л/ р № 8 Клетки мякоти листа
л/р № 9 Поперечный срез древесного стeбля л/р №10 Перемещение минеральных веществ и воды по стeблю л/р № 11 Изучение строения цветка по моделям и живым экземплярам л/р №12 Виды соцветий и их особенности
|
Контрольная работа “Органоиды клеток”
Зачет по теме: “Клетка и ткани”
Тест “Питание организмов”
Зачет в группах по теме: “Цветок и соцветие” |
Контроль уровня обученности.
Контроль знаний и навыков учащихся является важнейшим этапом учебного процесса и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции. Проверочные средства должны находиться в логической связи с содержанием учебного материала. Механизм оценки уровня обученности систематизирует и обобщает знания, закрепляет умения и навыки, проверяет уровень усвоения знаний и овладения умениями и навыками.
Формы контроля знаний.
Текущий контроль: собеседования, устные ответы, составление схем, тестовый контроль, выполнение лабораторных работ.
Тематический контроль: итоговые тесты по пройденной теме, контрольные работы, презентации.
Итоговый контроль: защита творческих работ.
Критерии оценки уровня обученности.
Первый уровень – уровень распознавания. На этом уровне учащиеся отличают изученные объекты, процессы, от аналогов. Например:
- отличие растительной клетки от животной;
- особенности автотрофного и гетеротрофного питания.
Второй уровень – запоминание. Проверяется способность учащегося воспроизвести содержание изученного.
Третий уровень – понимание признаков и связей исследования объектов и явлений. Например, механизм обмена веществ.
Четвертый уровень – репродуктивный. Способность учащихся проявлять простейшие умения и навыки в алгоритмизированных заданиях.
Пятый уровень – перенос знаний. Учащиеся способны переложить полученные знания на новую нестандартную ситуацию.
Рекомендуемая литература
- Биология: современный курс/ под ред. А.Ф. Никитина. – СПб.: СпецЛит, 2005.
- Биология: Пособие для поступающих в вузы. Том 1, 2. – М РИА “Новая волна”: Издатель Умеренков.
- Васильева Е.Н. Эксперимент по физиологии растений в средней школе. – Просвещение, 1978.
- Воронцов Н.Н., Сухорукова Л.Н. Эволюция органического мира. – М.: Наука, 1996.
- Кузнецов В.В., Дмитриева Г.А. Физиология растений. – М.: Высшая школа, 2005.
- Коничев А.С., Севастьянов Г.А. Молекулярная биология. – М.: Акдемия, 2005.
- Лемеза М.А. Пособие по биологии для поступающих в вузы. – Минск: Университетское, 1993.
- Рувинский А.О. Общая биология. – М.: Просвещение, 2002.
- Якушина Н.А. Физиология растений. – М.: Просвещение, 1993.
Комментарии:
Растительный мир Земного шара богат и многообразен, насчитывает более 500тыс. видов. Среди них встречаются мельчайшие микроорганизмы и гигантских размеров деревья. Некоторые виды тропических лиан и морских водорослей достигают 100 и более метров в длину....
09 10 2025 9:25:58
Занятие с целью расширять знания учащихся об экологических группах птиц, показать разнообразное значение птиц в природе и их пpaктическое значение для человека....
08 10 2025 3:15:40
Урок является начальным при изучении темы. Используется личностно-ориентированный и проблемный подходы, позволяющие учащимся найти ответы на вопросы происхождения человека и его месте в системе органического мира.
...
07 10 2025 22:32:18
Урок разработан в соответствии с задачами курса общей биологии, с акцентом на выделение закономерностей, положений биологических теорий и их прикладного значения, с учетом более высокого уровня самостоятельности и требований дидактики к работе над системой биологических понятий. Урок построен так, чтобы в нем присутствовали и творчество, и результаты.
...
06 10 2025 13:38:45
Урок адресован учителям биологии, географии, ОБЖ, может быть использован как внеклассное мероприятие. Использованы элементы современных образовательных технологий: технологии проблемного обучения, здоровьесберегающие, информационные, игровые технологии, развитие критического мышления....
05 10 2025 21:27:17
Цели урока: показать хаpaктерные особенности более сложной организации червей по сравнению с кишечнополостными (во внешнем строении) на примере кольчатого червя; выяснить значение дождевых червей в почвообразовательном процессе.
...
04 10 2025 15:16:24
Цель урока: изучить процесс энергетического обмена....
03 10 2025 6:47:40
Урок призван повторить материал по заданной теме, закрепить знания, полученные при изучении рыб и земноводных, сформировать понятия об эволюционном процессе....
02 10 2025 8:53:15
Урок является заключительным в теме «Генетика и селекция» в 10-м классе. На уроке раскрывается краткая история биотехнологии, сущность биотехнологических процессов, перспективы развития современной селекции, для закрепления знаний проводится компьютерная лабораторная работа....
01 10 2025 9:51:26
Специфика урока в том, что у учащихся в ходе изучения темы должны сформироваться представления о единстве всего живого и неживого на нашей планете. Эти представления в дальнейшем помогут им понять то, что наша планета - это наш «дом» и другого у нас не будет....
30 09 2025 13:21:42
Цели урока: обобщить и систематизировать знания учащихся об особенностях внешнего и внутреннего строения птиц, в связи со средой обитания; познакомить с многообразием птиц различных экологических групп....
29 09 2025 22:57:31

Биологический турнир для учащихся 7-х классов разработан по программе И.Н. Пономаревой. Мероприятие можно проводить в качестве обобщающего урока после изучения класса млекопитающих либо в качестве внеклассного мероприятия по предмету в предметную неделю....
28 09 2025 22:47:14
Проводящие ткани являются сложными, так как они состоят из нескольких типов клеток, их структуры, имеют вытянутую (трубчатую) форму, пронизаны многочисленными порами. Наличие отверстий на торцевых …...
27 09 2025 5:11:34
Урок способствует обобщению знаний учащихся, воспитывает уважение друг к другу, развивает самокритичность и умение оценивать себя и других. Урок мобилен, постоянно идет смена видов деятельности, что способствует здоровьесбережению.
...
26 09 2025 4:58:43
Внеклассное мероприятие можно использовать при проведении предметной недели на заключительном этапе в виде предметного вечера.
...
25 09 2025 18:33:28
Урок представлен в форме медико-генетической консультации. В ходе урока рассматриваются методы изучения генетики человека, на примере задачи составляется родословная семьи, обратившейся в консультацию, вероятность рождения в этой семье здоровых детей. Исследовательская работа представлена мультимедиапрезентацией.
...
24 09 2025 16:14:58

Урок формирует у учащихся исследовательские навыки и умение систематизировать материал. Учащиеся знакомятся с многообразием рыб, выявляют их признаки, учатся сравнивать и определять наиболее распространенные отряды. Урок проводится в виде игры-путешествия на корабле с презентацией....
23 09 2025 13:14:50
Урок позволяет систематизировать полученные знания и повысить интерес к предмету, развивает биологическое мировоззрение учащихся. На уроке реализуется различные формы, методы и приемы обучения: устная и письменная проверка знаний, работа с тестовыми заданиями. Урок представляет собой мультимедийную разработку, выполненную в программе Power Point в виде презентации.
...
22 09 2025 8:19:57
Познавательный интерес – важнейший мотив учения школьников. Для активизации обучения на уроках биологии используются приемы технологии критического мышления, развивающего обучения, игровых методик. Они способствуют формированию биологических понятий, представлений; создают условия для развития биологических умений учащихся....
21 09 2025 17:53:12
Тело паукообразных покрыто хитинизированной кутикулой и подстилающей ее тканью (гиподермой), имеющей клеточное строение....
20 09 2025 23:41:47
На уроке учащиеся знакомятся с особенностями строения, разнообразием и функциями мышц. Использование ИКТ делает урок современным и содержательным. Используются элементы технологии критического мышления, проблемный метод. Материал мотивирует учащихся на здоровый образ жизни....
19 09 2025 12:22:37
Метеорологические наблюдения ведутся в России с первой половины XVIII в. В связи с надвигающимся на планету глобальным потеплением изучение в средней школе состояния и изменения погодных условий сегодня особенно актуально. Соединить наилучшим образом теорию и пpaктику метеорологических наблюдений возможно путем выполнения учащимися соответствующей пpaктической работы, а также с помощью встреч с профессионалами-метеорологами....
18 09 2025 3:34:34
Данный открытый урок имеет просветительскую направленность с целью познакомить обучающихся с охраняемыми территориями Одинцовского района, формируя у них бережное отношение к природе, экологическую культуру, личное отношение к проблемам окружающей среды. Этот урок может использоваться как самостоятельное занятие, в рамках цикла краеведческих занятий, а также как элемент урока в различных учебных курсах при изучении вопросов экологии и охраны природы....
17 09 2025 19:13:33
Урок частично-поисковый с элементами проблемных задач и исследовательской лабораторной работой "Строение семени". Элементы урока: эвристическая беседа, проверка знаний, материал для любознательных.
...
16 09 2025 9:25:34
Занятие-путешествие проводится в «Зимнем саду», «Зооцентре», «Аквацентре» станции юных натуралистов №2, где созданы условия как для виртуального путешествия по Китаю, знакомства с его историей, традициями, изучения вклада Китая в мировую культуру, так и пpaктического общения с его живыми обитателями....
15 09 2025 18:16:19
Стебель – это ось побега, с расположенными на нем листьями, почками. Строение стeбля может быть первичным - при формировании нового растения, когда клетки еще не дифференцированы (у однодольных остается на всю жизнь). Для двудольных и голосеменных хаpaктерно быстрое изменение первичного стeбля....
14 09 2025 17:46:20
Урок знакомит учащихся с многообразием кишечнополостных, общностью их организации и образом жизни; значением в природных сообществах, в жизни человека....
13 09 2025 4:39:46
Комбинированный урок с использованием компьютерной презентации, на котором дети развивают умение делать выводы на основе полученной информации. Учащиеся знакомятся с представителями Красной книги Кемеровской области, узнают о причинах резкого сокращения численности отдельных видов. Учителю предоставится возможность убедить детей бережно относиться к братьям нашим меньшим, в необходимости рационального использования природных ресурсов....
12 09 2025 19:45:29
Для обобщения и углубления знаний учащихся на уроках используются игровые моменты: аукционы, головоломки, викторины. Диалог учителя и учащихся по основным проблемам темы позволяет с помощью вопросов и различных игровых заданий разбить материал на небольшие порции, выстроить его в логической последовательности, подвести школьников к обобщению и выводам. Все это способствует осмыслению учащимися изучаемой темы в целом, ее усвоению. Уроки такой формы проводятся при максимальной активности всех учащихся класса. ...
11 09 2025 2:42:41
Развитие личности – сложный, перманентный и многогранный процесс, который не должен прерываться ни на одном из этапов развития, а преемственно дополнять каждый последующий. Главная цель современного образования – создание условий для развития творческих способностей личности обучаемых, воспитание у них умений анализировать и принимать самостоятельные решения, формирование навыков самообразования....
10 09 2025 7:21:22
Урок проверки, оценки и коррекции знаний и способов деятельности с использованием ИКТ с целью развития личности каждого ученика через активную деятельность на уроке.
Ожидаемые результаты: дети сами должны сформулировать тему и задачи урока; сами проверить и оценить свои знания, используя навыки работы на компьютере; сами открыть тайну цветковых растений; сами сделать выводы по уроку. Учитель выступает как координатор урока.
...
09 09 2025 21:41:57
В статье приведен пример урока, основанного на использовании данной технологии.
...
08 09 2025 6:25:52
Урок призван, используя технологию развития критического мышления через чтение и письмо (методические стадии: вызов, осмысление, рефлексия), сформировать у учащихся знания о среде обитания, особенностях строения водорослей как представителей древних растений....
07 09 2025 11:57:45
Основной задачей современной общеобразовательной школы является подведение выпускников к обоснованному выбору будущей профессии, который базируется на системе обобщенных знаний по предметам школьной программы. Это дает выпускнику возможность определить свою профильную подготовку, продолжить образование и получить профессию, в которой он будет успешен....
06 09 2025 18:36:20
Урок для 6-го класса, способствующий развитию умения работать с дополнительной литературой, компьютерами; формирующий умения делать выводы, сравнивать и использовать уже имеющиеся знания, а также формирующий бережное отношение к здоровью....
05 09 2025 10:39:41
Урок-конференция по теме «Отряды млекопитающих: парнокопытные и непарнокопытные» построен в форме ролевой игры. Во время проведения урока учащиеся знакомятся с многообразием млекопитающих, с их значением в природе и жизни человека, необходимостью и мерами их охраны. При подготовке к уроку используется метод опережающих заданий. При рассказе о представителях данных отрядов учащиеся показывают подготовленные ими презентации....
04 09 2025 15:54:54
Урок формирует у учащихся представления о строении почек, расположении листьев, значении побега. Изучение материала с использованием гербария, собранного учащимися, живых побегов, подвижных моделей позволяет внести элемент исследования в форме игры и создать положительную мотивацию к изучаемой теме.
...
03 09 2025 13:41:15
Урок изучения новой темы является вторым по разделу «Развитие эволюционных идей. Доказательства эволюции». Цель урока: познакомить обучающихся с различными группами доказательств эволюционного процесса; раскрыть научное значение обнаружения в развитии зародышей следов далекой истории систематических групп; дать оценку биогенетического закона Ф.Мюллера и Э.Геккеля как эмбриологического доказательства....
02 09 2025 6:56:30
Переходные формы — археоптерикс и археорнис — в виде ископаемых остатков (отпечатков) обнаружены в верхнеюрских отложениях....
01 09 2025 1:58:59
Задачи курса – сформировать у учащихся убеждение, что физическое, психическое и духовное здоровье человека находится в прямой зависимости от образа жизни, окружающей социальной и природной среды, выработать активную жизненную позицию в области здоровьесбережения. Программа рассчитана на 34 часа. ...
31 08 2025 9:14:59
Цели урока: раскрыть сущность и роль закаливания организма, его формы, условия и физиологические механизмы; изучить гигиенические требования к коже, одежде, обуви; показать связь с процессами, происходящими во всем организме; рассмотреть болезни кожи: грибковые, паразитарные; влияние закаливания на здоровье человека, соблюдение гигиенических требований к коже, одежде, обуви....
30 08 2025 10:56:28
Цели урока: развить знания учащихся о внутренней среде организма, охаpaктеризовать состав внутренней среды, показать ее роль в организме, значение ее постоянства....
29 08 2025 17:21:25
Цель урока - напомнить учащимся сущность гомеостаза как необходимого условия существования биологических систем; формировать знания о взаимосвязи пластического и энергетического обменов, которые обеспечивают единство метаболизма; углубить знания о роли ферментов в метаболизме....
28 08 2025 2:12:48
Основная образовательная ценность информационных технологий в том, что они позволяют создать неизмеримо более яркую мультисенсорную интеpaктивную среду обучения с почти неограниченными потенциальными возможностями, оказывающимися в распоряжении и учителя, и ученика. Статья представляет собой обобщение опыта по экспериментальному внедрению информационных технологий в учебно-воспитательный процесс на уроках биологии.
...
27 08 2025 6:56:36
Целью данного урока является развитие чувственного восприятия окружающего мира. Для этого используется психотренинг как способ комплексного раскрытия всех анализаторов восприятия (слуха, обоняния, осязания и т.д.) Дети входят в гармонию с природой, что позволяет им легко построить логическую цепочку «Зависимости времени года на Земле от Солнца».
...
26 08 2025 23:36:22
Митохондрии - это микроскопические мембранные органоиды, которые обеспечивают клетку энергией. Поэтому их называют энергетическими станциями клеток....
25 08 2025 18:10:10
Методическая разработка урока предназначена для использования при изучении курса «Биология-8. Человек» в рамках любого УМК. Урок проводится в форме научно-пpaктической конференции. Учащиеся в ходе пpaктической работы закрепляют и расширяют знания о зрительном анализаторе и его гигиене. На уроке используются инструктивно-информационные карты, мультимедийная презентация....
24 08 2025 15:34:38
Личностно ориентированное образование предполагает обучение, ставящее во главу угла личность школьника, его интересы, склонности, познавательные возможности и потребности, его отношения к знаниям. Цель личностно ориентированного обучения - сформировать мотивацию обучения с учётом личностных качеств ученика, предоставить каждому ребёнку, опираясь на его способности, возможность реализоваться в учебной деятельности....
23 08 2025 9:34:23
В ходе урока учащиеся знакомятся со строением цветка; на основе установления сходства в строении цветков различных растений учатся делать вывод о родстве цветковых растений....
22 08 2025 12:20:40
Урок биологии для 5-го класса формирует представления о существенных признаках голосеменных как группе растений, об их строении, особенностях жизнедеятельности, местах обитания, их роль в природе и жизни человека; табличный вариант создает условия для развития познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе работы с различными источниками информации....
21 08 2025 8:46:19
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::