Урок по общей биологии в 11-м классе "Естественный отбор" > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Урок по общей биологии в 11-м классе "Естественный отбор"


    Урок по общей биологии в 11-м классе "Естественный отбор"

К моменту изучения в 11 классе естественного отбора в теме «Эволюционное учение» у учащихся в основном сформировано одно из общебиологических понятий о движущих силах эволюции. Учащимся известны взгляды ученых на эволюцию, учение Ч.Дарвина, доказательства эволюции, поэтому урок систематизации знаний о движущих силах эволюции, о естественном отборе необходимо провести с максимально активным участием учеников. Такой формой урока может стать моделирование.
Моделирование способствует углублению знаний об объективном мире, делает доступным для понимания и наглядными многие сложные понятия. Моделирование, проводимое в процессе обучения, развивает способности учащихся, углубляет знания основ наук, формирует пpaктические навыки.
По способу построения все модели, применяемые при обучении, делят на действующие, материальные и идеальные. На данном уроке моделирование служит средством открытия новых закономерностей, являясь при этом источником информации. Этой цели отвечает материальная модель, построенная по идеи американского ученого Бернарда Небела, описанная им в книге «Наука об окружающей среде», том 2.

По полученным в процессе моделирования результатам учащиеся строят графики колебания численности «хищников» и «жертв» в четырех поколениях. Для ускорения этого этапа работы применяется программа, созданная на языке программирования Delphi (автор Сыромолотова Д.В.)
Результаты всех групп вносятся в сводную таблицу (Приложение 1). На основе внесенных в таблицу данных, программа вычерчивает графики, к обсуждению которых привлекаются ученики. Формулируются выводы.
Моделирование усиливает эффективность данного урока, ученики, моделируя естественный отбор, понимают его.

Методика моделирования:

Класс заранее делится на группы по четыре человека. Трое участников группы – с ложкой, ножом и вилкой – представляют популяцию хищников. Их «орудия труда» – генетические варианты ее особей.
Популяции жертв представлены семенами и макаронными изделиями по 50 штук разного вида. Семена разных типов соответствуют их генетическим вариантам.
«Охота» продолжается в течение 40 минут. За это время должно быть собрано около половины всех семян. Если такой срок слишком мал или велик, нужно изменить время и повторить «охоту».
После первой «охоты» оставшиеся на поле «жертвы» размножаются, то есть число их удваивается.
«Хищники» размножаются при условии, если они захватили больше 40 жертв, при этом появляются особи следующих поколений. При неудачной охоте (20–40 жертв) «хищник» остается жить, но не размножается, если же добыча его составляет меньше 20 «жертв», то он умирает от голода.

Задачи:

  • Показать заслугу Ч. Дарвина перед наукой – открытие принципа естественного отбора как важнейшего фактора эволюции; роль исторического метода исследования, введенного Ч. Дарвином.
  • Убедить школьников в том, что естественный отбор является основной движущей силой эволюционного процесса.
  • Научить школьников использовать логику науки при обсуждении эволюционных идей.

Оборудование (на каждую группу):

  •  «хищники» – пластмассовые нож, вилка, ложка;
  • «желудки хищников» – пластмассовые стаканчики;
  • «жертвы» – семена, плоды, макаронные изделия – 5 разных видов по 50 штук;
  • «места обитания» – листы белой и пестрой бумаги;
  • ПК с установленными программами (PowerPoint, Project1), мультимедийный проектор, экран.

ХОД УРОКА

Актуализация знаний поводится по логической структуре теории Дарвина, составленной на основе анализа его работ. Продумайте ответы на следующие вопросы:

  • Как проявляется в процессе эволюции диалектический закон единства и борьбы противоположностей? Сколько пар противоположностей (каких) действует в эволюционном процессе? Каковы механизмы разрешения диалектических противоречий?
  • Какие изменения (см. схему) должны произойти, если исходные положения мысленно устранять или менять на противоположные (изобразите несколько вариантов таких преобразований: однородность и неограченность прострaнcтва, пригодного для жизни; стабильность численности потомства или его самопроизвольное уменьшение, отсутствие наследственности/изменчивости)?
  • По логической схеме теории Дарвина дать определения понятий, составляющих ее содержание;
  • Сравнить структуры и системы понятий учений Ламарка и Дарвина. Оставляет ли теория Дарвина какое-либо место для вмешательства в эволюционный процесс сверхъестественных сил? По рисунку объяснить возникновение длинной шеи жирафа по Ламарку и Дарвину. Какое из этих объяснений допускает экспериментальную проверку?

Анализ ответов на последний вопрос позволяет перейти к следующему этапу урока.
Нашествия полевок, мышей, саранчи известны человечеству с библейских времен. Еще Аристотель оставил описание «расцвета и падения» мышиной популяции. Он отмечал, что нашествие грызунов было бедствием, сравнимым с чумой. Они чудовищно размножились, уничтожили урожай и свою собственную «пищевую базу» и в конце концов исчезли, как сквозь землю провалились. В Древней Руси годы массового размножения грызунов назывались годами «мышиной напасти, о них даже упоминается в летописях».
У быстроразмножающихся видов наблюдается периодическое чередование подъемов и спадов численности – популяционные волны.
Анализ динамики численности зайцев и хищников показывает, что циклы их длятся обычно 4 года и находятся в сложных взаимоотношениях. Мы смоделируем изменения, происходящие в популяциях хищников и жертв, на основании полученных результатов сделаем выводы о том, как хищничество вызывает приспособления в популяциях жертв и хищников.

Каждая группа получает инструкцию:

  • Распределите роли: «хищники» – нож, вилка, ложка «хранитель времени»;

Таблица 1. Распределение ролей «жертв» при моделировании

№ гр

Сообщество «жертв»

Генотип «жертв» (популяции 1–5)

Поле обитания

1

Фасолево-макаронное
  • фасоль пестрая крупная
белое
  • фасоль коричневая средняя
  • фасоль белая мелкая
  • фасоль желтая мелкая
  • макароны звездочки

2

Плодово-разносеменное
  • семена тыквы
белое
  • семена арбуза
  • семена гороха желтого
  • зерна кофе
  • плоды подсолнечника

3

Фасолево-макаронное
  • фасоль пестрая крупная
пестрое
  • фасоль коричневая средняя
  • фасоль белая мелкая
  • фасоль желтая мелкая
  • макароны звездочки

4

Плодово-разносеменное плод
  • семена тыквы
пестрое
  • семена арбуза
  • семена гороха желтого
  • зерна кофе
  • плоды подсолнечника

Таблица 2. Распределение ролей «хищников» при моделировании

Генотип «хищника»

Номер группы учащихся

Поле охоты

Нож

1, 2

белое

Вилка

ложка

Нож

3, 4

пестрое

Вилка

ложка

  • Рассыпьте семена на коврике, приготовьте стаканчики («желудки»). По сигналу «хищники» ловят «жертв», подхватив семечко с ковра, и переносят добычу в свой стаканчик.
  • Через 40 минут «хранитель времени» прекращает эксперимент с первым поколением. Сосчитайте оставшиеся семена, результаты внесите в таблицу отчетного листа.

Таблица 3. Отчетный лист

Генотип «хищника»

I поколение: «родители»

II поколение: «дети»

III поколение: «внуки»

IV поколение: «правнуки»

съел

итог

съел

итог

съел

итог

число особей

Колебания численности «хищника»

Нож

             
Нож-сын              
Нож-внук              

Вилка

             
Вилка-дочь              
Вилка-внучка              

Ложка

             
Ложка-дочь              
Ложка-внучка              

Колебания численности «жертв»

Генотип «жертв»

I поколение: «родители»

II поколение: «дети»

III поколение: «внуки»

IV поколение: «правнуки»

                                 
                                 
                                 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  • Второе поколение: пересчитать выживших «жертв», воспроизвести их популяции удвоением числа каждого вида. Снова рассыпать семена по коврику, провести охоту «хищников».
  • Каждый «хищник» пересчитывает свою добычу, то есть число собранных семян. Тот, у кого их меньше 20, обречен на голодную cмepть и выбывает из игры. При 40 и более собранных «жертвах» «хищник размножается», при этом добавляется еще один игрок с таким же генотипом. Результаты занести в таблицу.
  • По результатам охоты «хищников» выстраивается судьба III и IV поколений. Все полученные результаты вносятся в таблицу.
  • Полученные результаты внести в программу и проанализировать графики.

Процесс моделирования заканчивается выявлением общих закономерностей внутри- и межвидовой борьбы. Обмен мнениями происходит сначала в группах, а затем происходит общее обсуждение по отчетным листам и графикам. Каждая группа готовит информацию об охоте «хищников» по следующим вопросам:

  • Игра началась при одинаковом числе особей каждого варианта «жертвы». Особей какого варианта (генотипа) осталось больше, меньше, пpaктически не изменилось, какие варианты исчезли?
  • Игра началась при одинаковом числе особей каждого варианта «хищника». Как изменилась численность особей каждого варианта (генотипа): осталось больше, меньше, пpaктически не изменилось, какие варианты исчезли?
  • Почему произошли изменения в популяциях «жертв» и «хищников»? укажите ограничивающий фактор для каждой группы популяций.
  • Как хищничество регулирует численность популяций «жертв»? зависит ли успешность охоты «хищника» от плотности популяций «жертв»?
  • Какое влияние оказывает наличие убежищ (складок, неконтрастных участков коврика) на плотность популяции?
  • Что оказалось выше: рождаемость или гибель «жертв»?
  • За какие ресурсы велась внутривидовая борьба среди «жертв»?
  • Каким образом особи «жертв» снижали конкуренцию между собой?
  • За какие ресурсы велась внутривидовая борьба среди «хищников»?
  • Каков результат конкуренции популяций разных видов «хищников» за один ресурс?
  • Какие варианты специализации «хищников» вы наблюдали?

Моделирование и анализ модели (таблица 4) позволяют выявить взаимоотношения трех популяций «хищников» и пяти популяций «жертв», обитающих в определенной среде, и сделать следующие выводы:

  • колебания численности хищника отстают от колебаний численности жертв;
  • снижение накала внутривидовой борьбы происходит вследствие уменьшения плотности популяций (выедание жертв, голод хищников, cмepть хищников, уход из популяции жертв на другую территорию) ;
  • снижение накала межвидовой борьбы происходит благодаря разделению ресурсов на доли;
  • в целом межвидовая борьба приводит к снижению численности побежденного вида.

Таблица 4. Влияние сообщества «жертв» и цвета поля охоты на выживаемость «хищников»

Сообщество «жертв»;
цвет поля

Численность «хищников» в I и IV поколениях

Общая численность «хищников» IV поколения

нож

вилка

ложка

I

IV

I

IV

I

IV

Фасолево-макаронное;
белое поле

 

 

 

 

 

 

 

Фасолево-макаронное;
пестрое поле

 

 

 

 

 

 

 

Плодово-разносеменное;
белое поле

 

 

 

 

 

 

 

Плодово-разносеменное;
пестрое поле

 

 

 

 

 

 

 

Полученные при моделировании результаты позволяют сравнить взаимоотношения популяций «хищников» и «жертв», обитающих в разных средах. Заполняется таблица 5, в которой отражена численность хищников и жертв разных сообществ и в разных средах.

Таблица 5. Влияние цвета поля на выживаемость «жертв»

Цвет поля

Численность сообщества в I и IV поколениях

Общая численность «жертв» IV поколения

Фасолево-макаронное

Плодово-разносеменное

I

IV

I

IV

белое поле

 

 

 

 

 

пестрое поле

 

 

 

 

 

Анализ таблиц 4 и 5 проводим по следующим вопросам:

  • У каких «хищников» выработались в процессе естественного отбора наиболее удачные приспособления к охоте на данные популяции «жертв»?
  • Существует ли связь между избирательным выживанием и размножением «хищников» и цветом поля охоты?
  • Существует ли связь между естественным отбором в среде «хищников» и видовым составом «жертв»?
  • У каких «жертв» выработались в процессе естественного отбора наиболее удачные приспособления к месту обитания?
  • В чем относительная целесообразность этих приспособлений?
  • Существует ли связь между избирательным выживанием и размножением «жертв» и цветом места обитания?

Сравнение четырех моделей «хищник-жертва» позволяют определить наиболее приспособленных к местным условиям «хищников», отметив имеющиеся у них для этого приспособления, а так же сделать следующие выводы:

  • Видовой состав «жертв» оказывает большее влияние на выживаемость «хищников», чем цвет поля охоты;
  • Цвет поля обитания влияет на выживаемость «жертв».

Сформулированные выводы, активное участие в их «оформлении» учеников говорят о достижении целей и задач урока.
Завершает урок рефлексивно-оценочный этап. Общая оценка группы складывается из самооценки, оценок других групп, оценки учителя.



Комментарии:

Урок по теме "Гигиена кожи, одежды"

Урок раскрывает понятия гигиены одежды, обуви, кожи, профилактики и оказания первой помощи при ожогах и обморожениях. Цели урока: развивать общебиологические понятия о взаимосвязи здоровья человека и соблюдения личной гигиены, формировать бережное отношение к своему здоровью....

09 10 2025 7:15:52

Педагогические условия формирования исследовательской компетентности учащихся


    Педагогические условия формирования исследовательской компетентности учащихся

      В статье раскрывается специфика организации педагогического процесса, направленного на формирование исследовательской компетентности. Автор, на основе собственного опыта, выделил основные проблемы сопровождения учебного исследования и позицию учителя в решении возникающих вопросов....

08 10 2025 7:29:44

Класс Паукообразные — внешнее и внутренне строение

Класс Паукообразные — внешнее и внутренне строение Тело паукообразных покрыто хитинизированной кутикулой и подстилающей ее тканью (гиподермой), имеющей клеточное строение....

07 10 2025 10:22:12

Митоз. Применение интеpaктивной мультипликации на уроках биологии


    Митоз. Применение интеpaктивной мультипликации на уроках биологии

      Материал урока содержит информацию о делении клетки при бесполом размножении. На уроке формируются знания о важнейших этапах непрямого деления клеток. Для наглядности данного процесса авторы предлагают анимационный фильм, созданный в программе Flash 8 (для просмотра необходим проигрыватель Flash или Flash-плагин для веб-браузера). ...

06 10 2025 5:56:42

Урок биологии в 7-м классе по теме "Органы чувств"


    Урок биологии в 7-м классе по теме "Органы чувств"

      На уроке прослеживается эволюция органов чувств у живых организмов. Учащиеся знакомятся с процессом регуляции деятельности организма....

05 10 2025 21:53:13

Урок — виртуальная экскурсия в зоологический музей в 7-м классе "Многообразие paкообразных, их роль в природе"


    Урок — виртуальная экскурсия в зоологический музей в 7-м классе "Многообразие paкообразных, их роль в природе"

      Целью урока является ознакомление учащихся с многообразием низших и высших paкообразных, средой обитания, рассматривается их значение в водных биоценозах. Урок формирует умение обосновывать свой ответ. ...

04 10 2025 6:19:28

Урок обощения знаний по теме "Эволюционное учение"


    Урок обощения знаний по теме "Эволюционное учение"

      Раздел является одним из наиболее сложных для понимания в школьном курсе общей биологии. В экзаменационной работе ЕГЭ по биологии данный раздел проверяется на базовом, повышенном и высоком уровне, что требует от выпускников не только воспроизводить свои знания, но и уметь применять их в новой ситуации. Урок обобщения знаний направлен на развитие умений обобщать и анализировать информацию, давать аргументированную оценку суждений....

03 10 2025 1:34:31

Экологическая составляющая раздела биологии "Человек и его здоровье"


    Экологическая составляющая раздела биологии "Человек и его здоровье"

      На уроках важное место отводится исследовательской деятельности. Учащиеся выявляют влияние шума, курения на организм, изучают экологическое состояние пришкольного участка, исследуют содержание нитратов в овощах, консервантов в продуктах, содержание витамина «С» в различных соках. ...

02 10 2025 22:12:42

Обобщающий урок на тему «Опopно-двигательная система» (встреча в клубе «Что? Где? Когда?»)


    Обобщающий урок на тему «Опopно-двигательная система» (встреча в клубе «Что? Где? Когда?»)

      Урок показывает единство строения и функции опopно-двигательной системы, значение физкультуры и спорта для формирования здорового образа жизни человека. Как показала пpaктика, такой метод урока активизирует познавательный и творческий интерес учащихся, фантазию, воспитывает патриотизм и чувство гордости за свою родину....

01 10 2025 9:51:44

Ложная беременность (щенность) у собак - симптомы и лечение

Ложная беременность (щенность) у собак - симптомы и лечение В тяжелых случаях ложной беременности у собак диагностируют хромоту, скованность при движении. У животного проявляются признаки токсикоза и отказ от еды....

30 09 2025 10:50:17

Рыбы и земноводные. 7-й класс


    Рыбы и земноводные. 7-й класс

      Урок призван повторить материал по заданной теме, закрепить знания, полученные при изучении рыб и земноводных, сформировать понятия об эволюционном процессе....

29 09 2025 7:37:24

Строение ядра эукариот


    Строение ядра эукариот

      Цели урока: закрепить знания о строении прокариот, раскрыть картину эволюционного развития организмов, изучить строение ядра эукариот....

28 09 2025 22:59:43

Открытый урок "Пищеварение в ротовой полости"


    Открытый урок "Пищеварение в ротовой полости"

      Автор знакомит учащихся с пищеварением в ротовой полости, с функцией и строением ротовой полости. Учит соблюдать правила гигиены. Ориентироваться в учебнике, работать с текстом и рисунками....

27 09 2025 3:35:51

Урок-презентация по биологии на тему "Мхи – высшие споровые растения. Строение и значение". 6-й класс


    Урок-презентация по биологии на тему "Мхи – высшие споровые растения. Строение и значение". 6-й класс

      Урок направлен на формирование навыков пpaктической деятельности учащихся, повторение и углубление пройденного материала, изучение нового материала о мхах как о группе высших споровых растений, особенности их строения. Деятельность учащихся организовывается через различные формы и виды деятельности: групповую работу, работу в парах, работу с микроскопом и гербарным материалом....

26 09 2025 17:19:12

Урок-конференция "Генетика человека и здоровье"


    Урок-конференция "Генетика человека и здоровье"

      Данный урок-конференция проводится в качестве заключительного в теме "Закономерности изменчивости" и одним из последних в курсе 10-го класса. ...

25 09 2025 0:51:57

Обобщающий урок-игра "Основы генетики"


    Обобщающий урок-игра "Основы генетики"

      Урок-игра обобщяет и проверяет знания учащихся о законах наследования и их цитологических основах, о закономерностях изменчивости, ее формах, о методах изучения наследственности человека....

24 09 2025 19:20:35

Урок изучения нового материала по теме "Эволюция строения и функций органов и их систем", "Кровообращение"


    Урок изучения нового материала по теме "Эволюция строения и функций органов и их систем", "Кровообращение"

      У учеников уже сформировано представление о покровах тела, опopно-двигательной системе, способах передвижения, дыхательной, пищеварительной, выделительной системе. И данная тема непосредственно связана с предыдущими темами, даёт представление о целостности организма и его эволюционном развитии. Предлагается дифференцированное домашнее задание. ...

23 09 2025 9:56:32

"Опopные системы организмов и их значение". Разработка урока в 6-м классе "Живой организм"


    "Опopные системы организмов и их значение". Разработка урока в 6-м классе "Живой организм"

      Основная цель занятия — формирование представлений об опopных системах живых организмов и их значении в жизни организмов. В начале урока на доске записана тема урока и перед учащимися ставится проблема: «Почему человек сидит, лежит, листья на ветру не ломаются, а лиса на бегу не складывается пополам?»...

22 09 2025 9:18:26

Урок природоведения в 5-м классе. Обобщающий урок-игра по теме "Земля"


    Урок природоведения в 5-м классе. Обобщающий урок-игра по теме "Земля"

      Урок является подготовительным этапом для написания контрольной работы по теме "Земля", построен в игровой форме. Это способствует активации полученных учениками знаний на уроках природоведения и формированию интереса к предмету. ...

21 09 2025 23:24:40

План-конспект открытого занятия факультатива "Основы научной деятельности в биологии" по теме "Технология выполнения экологического проекта «Мой экодом»"


    План-конспект открытого занятия факультатива "Основы научной деятельности в биологии" по теме "Технология выполнения экологического проекта «Мой экодом»"

      Научить наших учеников действовать – одна из важнейших задач современного образования. Поэтому конкретные знания должны выступать как средства познания и преобразования действительности, а не как конечная цель обучения. В последние годы широкое распространение получила такая форма организации деятельности школьников, как проекты. Эта форма стала применяться во внеклассной работе с учащимися и на факультативных занятиях. Статья содержит планы двух факультативных занятий по теме "Технология выполнения экологического проекта "Мой экодом"....

20 09 2025 4:12:46

Строение и работа сердца. 8-й класс


    Строение и работа сердца. 8-й класс

      В ходе урока учащиеся знакомятся со строением и работой сердца, а затем закрепляют полученные знания с помощью заполнения таблицы и тестовой работы....

19 09 2025 18:12:26

Три формы борьбы за существование по Дарвину

Борьба за существование - движущий фактор эволюции, совокупность взаимоотношений особей животного и растительного мира между собой и с окружающим миром. Ученый Чарльз Дарвин выделил три формы борьбы за существование....

18 09 2025 11:52:59

Урок биологии по теме "Растения и человек". 6-й класс


    Урок биологии по теме "Растения и человек". 6-й класс

      Урок формирует знания у школьников об экологии, показывает необходимость охраны многообразного растительного и животного мира, охраны природы как залога сохранения здоровья человека, показывает ошибочность потребительского подхода к природе, подчеркивает значение растений в природе и жизни человека....

17 09 2025 12:16:39

Комбинированный урок в 5-м классе "Три состояния воды в природе. Круговорот воды в природе"


    Комбинированный урок в 5-м классе "Три состояния воды в природе. Круговорот воды в природе"

      Данный урок способствует лучшему пониманию трех состояний воды в природе, круговороту воды. Развивает внимание, логическое мышление, интерес учащихся пятых классов. Благодаря этому уроку учащиеся получают не только познавательную информацию, но и овладеют навыками самостоятельного исследования. Используемые в уроке ребусы помогают в закреплении пройденного материала. ...

16 09 2025 14:39:35

День биологического многообразия


    День биологического многообразия

      Представлен урок изучения биологии в игровой форме. Урок состоит из гeймов. В каждом гeйме предлагаются вопросы и даются ответы на них. ...

15 09 2025 4:15:13

Конспект урока по биологии раздела анатомии "Каждому нужен и обед, и ужин"


    Конспект урока по биологии раздела анатомии "Каждому нужен и обед, и ужин"

      Урок формирует у учащихся понятие о правильном питании, показывает актуальность проблемы питания в современном мире. ...

14 09 2025 17:57:15

Пищеварение в ротовой полости. Глотание


    Пищеварение в ротовой полости. Глотание

      Цель урока: формировать у учащихся новые анатомо-физиологические понятия о питательных веществах, пищеварении, строении и функциях органов пищеварения, ферментах, пищеварительных железах, всасывании, гигиенических условиях нормального пищеварения. На уроке развивается умение экспериментировать, работать с книгой, обосновывать правила гигиены пищеварения. ...

13 09 2025 5:37:35

Зоопланктонное сообщество пруда. "Старая плотина" в Пензенской области (с. Волчий враг)


    Зоопланктонное сообщество пруда. "Старая плотина" в Пензенской области (с. Волчий враг)

      Автор работы поставил цель: изучить видовой состав и структуру зоопланктонного сообщества в пруду "Старая плотина" во времени и в прострaнcтве и оценить качество воды по индикаторным организмам....

12 09 2025 23:32:49

История, которую рассказал Старичок-Лесовичок


    История, которую рассказал Старичок-Лесовичок

      Методическая разработка является уроком-игрой, на котором решается проблемный вопрос о грибе, который не похож на другие. Приводится вариант игрового материала о грибах из дополнительной литературы. Все сообщения детей о грибах сопровождаются показом рисунков на компьютере....

11 09 2025 20:22:40

Программа элективного курса по биологии "Человек, его здоровье и окружающая среда"


    Программа элективного курса по биологии "Человек, его здоровье и окружающая среда"

      Программа предназначена для учащихся, которых интересует комплекс дисциплин, связанных со здоровьем человека, здоровым образом жизни, профилактикой экологических нарушений в повседневной жизни. Представленная программа содержит лабораторный пpaктикум, тестирование, экспериментальную деятельность, семинарские занятия, проектную деятельность, которая выражается в самостоятельной работе учащихся по поиску литературы, её анализу, составлению отчетов....

10 09 2025 7:10:48

Использование квест-проектов для организации образовательной деятельности учащихся


    Использование квест-проектов для организации образовательной деятельности учащихся

      Для организации образовательной деятельности применяются как традиционные, так и новые технологии. Один из них - метод проектов. Своей задачей, как учителя предметника, автор считает формирование предметных и межпредметных компетентностей, используя информационную среду. ...

09 09 2025 11:29:53

Урок-обобщение в 10-м классе по теме "Обмен веществ"


    Урок-обобщение в 10-м классе по теме "Обмен веществ"

      Урок-обобщение, в ходе которого систематизируются уже полученные знания по теме, показываются различия и взаимосвязь всех сторон метаболизма, выясняется, что является источником энергии для живых организмов, по каким законам термодинамики осуществляется превращение энергии....

08 09 2025 9:17:14

Интегрированный урок (биология + ОБЖ) по теме "Гигиена дыхания"


    Интегрированный урок (биология + ОБЖ) по теме "Гигиена дыхания"

      Представленный урок проводится как обобщающее занятие по теме "Дыхание" в курсе "Биология. Человек" для 8-х классов. В урок включены элементы пpaктических занятий по приёмам оказания первой помощи при нарушении дыхания, основы знаний по валеологии и профилактике инфекционных заболеваний....

07 09 2025 17:40:19

Критерии оценки знаний, разных видов работ учащихся на уроках биологии


    Критерии оценки знаний, разных видов работ учащихся на уроках биологии

      В данной статье рассматриваются варианты критериев оценивания различных видов работ учащихся на уроке и дома, которые наиболее часто используют учителя биологии. ...

06 09 2025 23:44:58

Предметные олимпиады по анатомии и физиологии как фактор активизации познавательной деятельности студентов


    Предметные олимпиады по анатомии и физиологии как фактор активизации познавательной деятельности студентов

      Предметные олимпиады представляют собой один из нетрадиционных способов проверки и контроля знаний студентов. Как и любая олимпиада, предметная олимпиада - это соревнование студентов за возможность показать наилучшие знания, найти выход из ситуационных задач. Она концентрирует внимание студентов, способствует формированию познавательного интереса, развивает навыки самостоятельной работы, ставит дисциплину на новый уровень изучения....

05 09 2025 6:20:16

Урок-игра "Эволюция растений. Культурные растения"


    Урок-игра "Эволюция растений. Культурные растения"

      Обобщение и повторение в виде урока-игры по теме «Историческое развитие растительного мира на Земле»....

04 09 2025 21:37:44

Значение опopно-двигательной системы. Строение костей и их состав


    Значение опopно-двигательной системы. Строение костей и их состав

      Урок изучения нового материала в 8-м классе рассчитан как на детей-аудиалов, так и визуалов, используется фронтальный опрос, который помогает ребятам вспомнить ранее изученные понятия и нацеливает их на дальнейшее усвоение нового материала. В начале урока ставится проблема, которая позволяет развивать у учащихся логическое мышление, внимание, основная масса изучаемого материала записывается в виде схем, которые учитель строит в ходе урока вместе с учениками....

03 09 2025 1:10:58

Презентация к уроку "Интеллектуальные игры как средство обобщения пройденного материала"


    Презентация к уроку "Интеллектуальные игры как средство обобщения пройденного материала"

      Сценарий урока в форме интеллектуальной игры «Своя игра» для учащихся 5-х классов....

02 09 2025 17:56:52

Размножение и развитие земноводных


    Размножение и развитие земноводных

      На уроке биологии в 7-м классе объясняются особенности размножения и развития земноводных, устанавливается происхождение земноводных от древних кистеперых рыб....

01 09 2025 6:26:46

Программа по формированию ЗОЖ "Школа юных тьюторов"


    Программа по формированию ЗОЖ "Школа юных тьюторов"

      Программа по формированию культуры здорового образа жизни предоставляет возможность учащимся пополнить свой багаж знаний о сохранении и укреплении здоровья, реализовать индивидуальные способности, проявить организаторские навыки....

31 08 2025 22:14:24

Урок биологии "Клетки крови. Эритроциты и лейкоциты. Малокровие"


    Урок биологии "Клетки крови. Эритроциты и лейкоциты. Малокровие"

      Урок входит в тему «Внутренняя среда организма». На нем изучается строение эритроцитов и лейкоцитов в связи с выполняемыми функциями. Изучение материала идет с использованием мельтимедийного обучающего пособия....

30 08 2025 2:52:29

Гибридологический метод Менделя, его особенности и законы

Гибридологический метод Менделя, его особенности и законы Метод Менделя содержит в основе анализ закономерностей наследования как в тех случаях, когда родительские организмы отличались по одной альтернативной паре (моногибридное скрещивание), так и в тех случаях, когда они отличались по нескольким альтернативным парам признаков (ди, три, поли гибридное скрещивание)....

29 08 2025 16:25:58

Урок биологии по теме "Прокариотическая клетка. Бактерии"

Урок предоставляет возможность познакомиться с особенностями строения прокариотической клетки на примере бактериальной; сформировать знания о важной экологической роли прокариот, значении бактерий для жизни человека....

28 08 2025 1:50:18

Урок по теме "Грибы, строение"


    Урок по теме "Грибы, строение"

      Урок знакомит учащихся с особенностями строения и жизнедеятельности шляпочных грибов, правилами их сбора; формирует умение распознавать съедобные и ядовитые грибы; учит правилам сбора грибов. Показывается роль грибов в системе живых организмов, а также влияние на здоровье людей, использование в хозяйственной деятельности....

27 08 2025 13:39:53

Разработка урока "Лишайники". 7-й класс


    Разработка урока "Лишайники". 7-й класс

      Существуют удивительные организмы, которые занимают особое место в органическом мире. Их слоевище представлено гифами грибницы, обеспечивающей организм водой и минеральными солями, а одноклеточные водоросли обеспечивают их органическими веществами. Они называются лишайниками....

26 08 2025 15:46:41

Открытый урок по биологии в 6-м классе по теме "Класс двудомные. Семейство пасленовые"


    Открытый урок по биологии в 6-м классе по теме "Класс двудомные. Семейство пасленовые"

      Представлен конспект урока биологии по теме "Класс Двудольные. Семейство Пасленовые"....

25 08 2025 8:45:47

Исследовательская деятельность в системе профильного обучения


    Исследовательская деятельность в системе профильного обучения

      Большую роль в профильной подготовке играет внеурочная деятельность. В нашей гимназии организовано научное общество учащихся, которое занимается исследовательской работой, что позволяет добиться целей, стоящих перед профильным обучением. Исследовательская деятельность подразумевает участие в олимпиадах, экологических конференциях, неделях науки, проведение научно-пpaктических конференций в гимназии № 1. ...

24 08 2025 22:18:46

Урок биологии в 7-м классе по технологии развития критического мышления "Многообразие птиц. Колибри"


    Урок биологии в 7-м классе по технологии развития критического мышления "Многообразие птиц. Колибри"

      Цели урока: обобщить и систематизировать знания учащихся об особенностях внешнего и внутреннего строения птиц, в связи со средой обитания; познакомить с многообразием птиц различных экологических групп....

23 08 2025 10:29:27

Урок изучения нового материала по теме "Эволюция строения и функций органов и их систем", "Кровообращение"


    Урок изучения нового материала по теме "Эволюция строения и функций органов и их систем", "Кровообращение"

      У учеников уже сформировано представление о покровах тела, опopно-двигательной системе, способах передвижения, дыхательной, пищеварительной, выделительной системе. И данная тема непосредственно связана с предыдущими темами, даёт представление о целостности организма и его эволюционном развитии. Предлагается дифференцированное домашнее задание. ...

22 08 2025 21:17:23

Разработка урока природоведения в 5-м классе по теме: "Жизнь на Земле" (учебник Плешакова А.А.)

Урок обобщения и систематизации изученного материала по теме "Жизнь на земле". Цель урока: выявление уровня овладения учащимися системой знаний, опытом творческой деятельности....

21 08 2025 12:27:38

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::