Урок по общей биологии в 11-м классе "Естественный отбор" > Лаборатория фитоинвазий
Лаборатория фитоинвазий    


Урок по общей биологии в 11-м классе "Естественный отбор"


    Урок по общей биологии в 11-м классе "Естественный отбор"

К моменту изучения в 11 классе естественного отбора в теме «Эволюционное учение» у учащихся в основном сформировано одно из общебиологических понятий о движущих силах эволюции. Учащимся известны взгляды ученых на эволюцию, учение Ч.Дарвина, доказательства эволюции, поэтому урок систематизации знаний о движущих силах эволюции, о естественном отборе необходимо провести с максимально активным участием учеников. Такой формой урока может стать моделирование.
Моделирование способствует углублению знаний об объективном мире, делает доступным для понимания и наглядными многие сложные понятия. Моделирование, проводимое в процессе обучения, развивает способности учащихся, углубляет знания основ наук, формирует пpaктические навыки.
По способу построения все модели, применяемые при обучении, делят на действующие, материальные и идеальные. На данном уроке моделирование служит средством открытия новых закономерностей, являясь при этом источником информации. Этой цели отвечает материальная модель, построенная по идеи американского ученого Бернарда Небела, описанная им в книге «Наука об окружающей среде», том 2.

По полученным в процессе моделирования результатам учащиеся строят графики колебания численности «хищников» и «жертв» в четырех поколениях. Для ускорения этого этапа работы применяется программа, созданная на языке программирования Delphi (автор Сыромолотова Д.В.)
Результаты всех групп вносятся в сводную таблицу (Приложение 1). На основе внесенных в таблицу данных, программа вычерчивает графики, к обсуждению которых привлекаются ученики. Формулируются выводы.
Моделирование усиливает эффективность данного урока, ученики, моделируя естественный отбор, понимают его.

Методика моделирования:

Класс заранее делится на группы по четыре человека. Трое участников группы – с ложкой, ножом и вилкой – представляют популяцию хищников. Их «орудия труда» – генетические варианты ее особей.
Популяции жертв представлены семенами и макаронными изделиями по 50 штук разного вида. Семена разных типов соответствуют их генетическим вариантам.
«Охота» продолжается в течение 40 минут. За это время должно быть собрано около половины всех семян. Если такой срок слишком мал или велик, нужно изменить время и повторить «охоту».
После первой «охоты» оставшиеся на поле «жертвы» размножаются, то есть число их удваивается.
«Хищники» размножаются при условии, если они захватили больше 40 жертв, при этом появляются особи следующих поколений. При неудачной охоте (20–40 жертв) «хищник» остается жить, но не размножается, если же добыча его составляет меньше 20 «жертв», то он умирает от голода.

Задачи:

  • Показать заслугу Ч. Дарвина перед наукой – открытие принципа естественного отбора как важнейшего фактора эволюции; роль исторического метода исследования, введенного Ч. Дарвином.
  • Убедить школьников в том, что естественный отбор является основной движущей силой эволюционного процесса.
  • Научить школьников использовать логику науки при обсуждении эволюционных идей.

Оборудование (на каждую группу):

  •  «хищники» – пластмассовые нож, вилка, ложка;
  • «желудки хищников» – пластмассовые стаканчики;
  • «жертвы» – семена, плоды, макаронные изделия – 5 разных видов по 50 штук;
  • «места обитания» – листы белой и пестрой бумаги;
  • ПК с установленными программами (PowerPoint, Project1), мультимедийный проектор, экран.

ХОД УРОКА

Актуализация знаний поводится по логической структуре теории Дарвина, составленной на основе анализа его работ. Продумайте ответы на следующие вопросы:

  • Как проявляется в процессе эволюции диалектический закон единства и борьбы противоположностей? Сколько пар противоположностей (каких) действует в эволюционном процессе? Каковы механизмы разрешения диалектических противоречий?
  • Какие изменения (см. схему) должны произойти, если исходные положения мысленно устранять или менять на противоположные (изобразите несколько вариантов таких преобразований: однородность и неограченность прострaнcтва, пригодного для жизни; стабильность численности потомства или его самопроизвольное уменьшение, отсутствие наследственности/изменчивости)?
  • По логической схеме теории Дарвина дать определения понятий, составляющих ее содержание;
  • Сравнить структуры и системы понятий учений Ламарка и Дарвина. Оставляет ли теория Дарвина какое-либо место для вмешательства в эволюционный процесс сверхъестественных сил? По рисунку объяснить возникновение длинной шеи жирафа по Ламарку и Дарвину. Какое из этих объяснений допускает экспериментальную проверку?

Анализ ответов на последний вопрос позволяет перейти к следующему этапу урока.
Нашествия полевок, мышей, саранчи известны человечеству с библейских времен. Еще Аристотель оставил описание «расцвета и падения» мышиной популяции. Он отмечал, что нашествие грызунов было бедствием, сравнимым с чумой. Они чудовищно размножились, уничтожили урожай и свою собственную «пищевую базу» и в конце концов исчезли, как сквозь землю провалились. В Древней Руси годы массового размножения грызунов назывались годами «мышиной напасти, о них даже упоминается в летописях».
У быстроразмножающихся видов наблюдается периодическое чередование подъемов и спадов численности – популяционные волны.
Анализ динамики численности зайцев и хищников показывает, что циклы их длятся обычно 4 года и находятся в сложных взаимоотношениях. Мы смоделируем изменения, происходящие в популяциях хищников и жертв, на основании полученных результатов сделаем выводы о том, как хищничество вызывает приспособления в популяциях жертв и хищников.

Каждая группа получает инструкцию:

  • Распределите роли: «хищники» – нож, вилка, ложка «хранитель времени»;

Таблица 1. Распределение ролей «жертв» при моделировании

№ гр

Сообщество «жертв»

Генотип «жертв» (популяции 1–5)

Поле обитания

1

Фасолево-макаронное
  • фасоль пестрая крупная
белое
  • фасоль коричневая средняя
  • фасоль белая мелкая
  • фасоль желтая мелкая
  • макароны звездочки

2

Плодово-разносеменное
  • семена тыквы
белое
  • семена арбуза
  • семена гороха желтого
  • зерна кофе
  • плоды подсолнечника

3

Фасолево-макаронное
  • фасоль пестрая крупная
пестрое
  • фасоль коричневая средняя
  • фасоль белая мелкая
  • фасоль желтая мелкая
  • макароны звездочки

4

Плодово-разносеменное плод
  • семена тыквы
пестрое
  • семена арбуза
  • семена гороха желтого
  • зерна кофе
  • плоды подсолнечника

Таблица 2. Распределение ролей «хищников» при моделировании

Генотип «хищника»

Номер группы учащихся

Поле охоты

Нож

1, 2

белое

Вилка

ложка

Нож

3, 4

пестрое

Вилка

ложка

  • Рассыпьте семена на коврике, приготовьте стаканчики («желудки»). По сигналу «хищники» ловят «жертв», подхватив семечко с ковра, и переносят добычу в свой стаканчик.
  • Через 40 минут «хранитель времени» прекращает эксперимент с первым поколением. Сосчитайте оставшиеся семена, результаты внесите в таблицу отчетного листа.

Таблица 3. Отчетный лист

Генотип «хищника»

I поколение: «родители»

II поколение: «дети»

III поколение: «внуки»

IV поколение: «правнуки»

съел

итог

съел

итог

съел

итог

число особей

Колебания численности «хищника»

Нож

             
Нож-сын              
Нож-внук              

Вилка

             
Вилка-дочь              
Вилка-внучка              

Ложка

             
Ложка-дочь              
Ложка-внучка              

Колебания численности «жертв»

Генотип «жертв»

I поколение: «родители»

II поколение: «дети»

III поколение: «внуки»

IV поколение: «правнуки»

                                 
                                 
                                 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  • Второе поколение: пересчитать выживших «жертв», воспроизвести их популяции удвоением числа каждого вида. Снова рассыпать семена по коврику, провести охоту «хищников».
  • Каждый «хищник» пересчитывает свою добычу, то есть число собранных семян. Тот, у кого их меньше 20, обречен на голодную cмepть и выбывает из игры. При 40 и более собранных «жертвах» «хищник размножается», при этом добавляется еще один игрок с таким же генотипом. Результаты занести в таблицу.
  • По результатам охоты «хищников» выстраивается судьба III и IV поколений. Все полученные результаты вносятся в таблицу.
  • Полученные результаты внести в программу и проанализировать графики.

Процесс моделирования заканчивается выявлением общих закономерностей внутри- и межвидовой борьбы. Обмен мнениями происходит сначала в группах, а затем происходит общее обсуждение по отчетным листам и графикам. Каждая группа готовит информацию об охоте «хищников» по следующим вопросам:

  • Игра началась при одинаковом числе особей каждого варианта «жертвы». Особей какого варианта (генотипа) осталось больше, меньше, пpaктически не изменилось, какие варианты исчезли?
  • Игра началась при одинаковом числе особей каждого варианта «хищника». Как изменилась численность особей каждого варианта (генотипа): осталось больше, меньше, пpaктически не изменилось, какие варианты исчезли?
  • Почему произошли изменения в популяциях «жертв» и «хищников»? укажите ограничивающий фактор для каждой группы популяций.
  • Как хищничество регулирует численность популяций «жертв»? зависит ли успешность охоты «хищника» от плотности популяций «жертв»?
  • Какое влияние оказывает наличие убежищ (складок, неконтрастных участков коврика) на плотность популяции?
  • Что оказалось выше: рождаемость или гибель «жертв»?
  • За какие ресурсы велась внутривидовая борьба среди «жертв»?
  • Каким образом особи «жертв» снижали конкуренцию между собой?
  • За какие ресурсы велась внутривидовая борьба среди «хищников»?
  • Каков результат конкуренции популяций разных видов «хищников» за один ресурс?
  • Какие варианты специализации «хищников» вы наблюдали?

Моделирование и анализ модели (таблица 4) позволяют выявить взаимоотношения трех популяций «хищников» и пяти популяций «жертв», обитающих в определенной среде, и сделать следующие выводы:

  • колебания численности хищника отстают от колебаний численности жертв;
  • снижение накала внутривидовой борьбы происходит вследствие уменьшения плотности популяций (выедание жертв, голод хищников, cмepть хищников, уход из популяции жертв на другую территорию) ;
  • снижение накала межвидовой борьбы происходит благодаря разделению ресурсов на доли;
  • в целом межвидовая борьба приводит к снижению численности побежденного вида.

Таблица 4. Влияние сообщества «жертв» и цвета поля охоты на выживаемость «хищников»

Сообщество «жертв»;
цвет поля

Численность «хищников» в I и IV поколениях

Общая численность «хищников» IV поколения

нож

вилка

ложка

I

IV

I

IV

I

IV

Фасолево-макаронное;
белое поле

 

 

 

 

 

 

 

Фасолево-макаронное;
пестрое поле

 

 

 

 

 

 

 

Плодово-разносеменное;
белое поле

 

 

 

 

 

 

 

Плодово-разносеменное;
пестрое поле

 

 

 

 

 

 

 

Полученные при моделировании результаты позволяют сравнить взаимоотношения популяций «хищников» и «жертв», обитающих в разных средах. Заполняется таблица 5, в которой отражена численность хищников и жертв разных сообществ и в разных средах.

Таблица 5. Влияние цвета поля на выживаемость «жертв»

Цвет поля

Численность сообщества в I и IV поколениях

Общая численность «жертв» IV поколения

Фасолево-макаронное

Плодово-разносеменное

I

IV

I

IV

белое поле

 

 

 

 

 

пестрое поле

 

 

 

 

 

Анализ таблиц 4 и 5 проводим по следующим вопросам:

  • У каких «хищников» выработались в процессе естественного отбора наиболее удачные приспособления к охоте на данные популяции «жертв»?
  • Существует ли связь между избирательным выживанием и размножением «хищников» и цветом поля охоты?
  • Существует ли связь между естественным отбором в среде «хищников» и видовым составом «жертв»?
  • У каких «жертв» выработались в процессе естественного отбора наиболее удачные приспособления к месту обитания?
  • В чем относительная целесообразность этих приспособлений?
  • Существует ли связь между избирательным выживанием и размножением «жертв» и цветом места обитания?

Сравнение четырех моделей «хищник-жертва» позволяют определить наиболее приспособленных к местным условиям «хищников», отметив имеющиеся у них для этого приспособления, а так же сделать следующие выводы:

  • Видовой состав «жертв» оказывает большее влияние на выживаемость «хищников», чем цвет поля охоты;
  • Цвет поля обитания влияет на выживаемость «жертв».

Сформулированные выводы, активное участие в их «оформлении» учеников говорят о достижении целей и задач урока.
Завершает урок рефлексивно-оценочный этап. Общая оценка группы складывается из самооценки, оценок других групп, оценки учителя.



Комментарии:

Элективный курс "Тайны живой природы"


    Элективный курс "Тайны живой природы"

      Данный элективный курс предназначен для того, чтобы учащиеся 9-х классов смогли определиться в выборе профессии, связанной с какой-либо отраслью биологической науки (медициной, агрономией, экологией и др.), и соответствующего профиля обучения. Содержание большинства занятий носит проблемный хаpaктер. ...

19 04 2024 6:52:13

Сохранение многообразия видов


    Сохранение многообразия видов

      Урок можно провести в 11-м классе в конце изучения темы «Основы учения об эволюции». Основой урока является самостоятельная групповая работа. Создаются группы: «экспериментаторов», «аналитиков», «теоретиков» и «художников». Индивидуальные задания взаимосвязаны и приводят к общему выводу – одному из правил эволюции. Правила, сформулированные учениками, в ходе обсуждения «сверяются» с настоящими законами. Для выполнения заданий необходимо использовать различные источники информации (учебники, дополнительная литература) с рисунками, фотографиями, схемами, таблицами....

18 04 2024 7:28:49

Тема урока: "Заболевания сердечно-сосудистой системы, их предупреждение"


    Тема урока: "Заболевания сердечно-сосудистой системы, их предупреждение"

      Урок основан на интеpaктивных методах обучения, таких как «Мозговая атака», «Кооперативная деятельность», при которых ученики обучают друг друга, учатся друг у друга, в процессе которых создается положительная психологическая атмосфера и достигается активность каждого ученика....

17 04 2024 0:26:38

Интегрированный урок биологии и физики по теме: "Биоэлектрические свойства тока, или О чем рассказала лапка лягушки"


    Интегрированный урок биологии и физики по теме: "Биоэлектрические свойства тока,
 или О чем рассказала лапка лягушки"

      Интегрированный урок биологии и физики. Урок включает в себя демонстрацию сложных приборов (осциллограф, электроскопы, электрофорная машина, проводник) и опытов с натуральными объектами (лягушка). Содержание теоретической информации содержит исторические факты, связанные с открытием электрических явлений, и роль в этом биологических объектов, роль ученых-биологов в открытии и исследовании электричества. ...

16 04 2024 18:25:44

Открытый урок природоведения на тему "Три среды обитания. Приспособленность организмов к разным средам обитания". 5-й класс

Цель урока: познакомиться с тремя основными средами обитания животных и условиями жизни, приспособленностью животных к жизни в разных средах обитания....

15 04 2024 7:59:21

Урок биологии в 6-м кассе "Повторение и обобщение темы «Основные отделы царства растений»"


    Урок биологии в 6-м кассе "Повторение и обобщение темы «Основные отделы царства растений»"

      Урок является заключительным в разделе «Отделы растений» преподавания биологии за 6-й класс. Различные формы повторения пройденного материала дают возможность закрепить и углубить знания учащихся. Активизация познавательной деятельности учащихся осуществляется на уроке за счет выполнения творческих заданий: подготовка сообщений по отделам растений, выступление в качестве экскурсоводов, исполнение роли деревьев, представление презентации с использованием компьютера. ...

14 04 2024 21:53:57

Интегрированный урок по биологии, экологии, химии. Тема "Мутационная изменчивость и аспекты здоровья человека"

Урок ориентирован на воспитание здорового образа жизни. Используются современные технологии с применением мультимедийного проектора. В созданной презентации во время урока на экране представляются материалы в виде схем "Хромосомные перестройки", понятия, графики, рисунки, над которыми надо подумать, сделать анализ, сравнение. После каждого пункта плана учащиеся делают вывод, который фиксируется на экране: например, «мутации часто встречаются, рецессивные, устойчивые»....

13 04 2024 9:48:55

Презентация "Основные закономерности наследственности", 9-й класс


    Презентация "Основные закономерности наследственности", 9-й класс

      Представлена презентация для проведения урока по генетике по теме "Основные закономерности наследственности "(2 часа) и дополнительный материал, который может быть использован для развития познавательной активности на уроках биологии. ...

12 04 2024 7:36:56

Элективный курс "Биоритмология"


    Элективный курс "Биоритмология"

      Данная предметно-ориентированная программа предназначена для учащихся 9-х классов и рассчитана на 9 часов. Программа включает углубление знаний о приспособлении живых организмов к периодическим изменениям среды, а также дает возможность приобретения знаний пpaктической направленности о применении фотопериодической реакции растений и животных в хозяйственной деятельности человека....

11 04 2024 5:57:50

Вегетативное размножение. 6-й класс


    Вегетативное размножение. 6-й класс

      На уроке раскрываются основные приемы вегетативного размножения покрытосеменных растений, значение и преимущества этого способа размножения, перспективы развития современных методов вегетативного размножения (метод культуры тканей), для закрепления знаний проводится пpaктическая работа в микрогруппах....

10 04 2024 5:47:11

Голос – уникальный дар человека


    Голос – уникальный дар человека

      Человек пользуется голосом столько, сколько сам существует на земле, и достиг в искусстве владение им необыкновенного совершенства! Голос - метод идентификации личности, аналогично отпечаткам пальцев. Урок содержит материал об анатомическом образования голоса, раскрывает механизмы образования голоса, методики лечения голосового расcтройства, вопросы профилактики сохранения голоса....

09 04 2024 23:11:14

Урок-путешествие "Многообразие птиц"


    Урок-путешествие "Многообразие птиц"

      Урок-путешествие по окружающему миру, где в игровой форме развивается познавательная деятельность учащихся, умение согласованно работать в комaнде....

08 04 2024 4:16:36

Экология птиц антропогенного ландшафта


    Экология птиц антропогенного ландшафта

      В ходе урока учащиеся знакомятся с птицами антропогенного ландшафта, раскрываются биологические особенности, особенности "поведения", наследственные изменения, возникшие в процессе эволюции под воздействием антропогенного фактора....

07 04 2024 5:22:37

Элективный курс "Экология и здоровье"


    Элективный курс "Экология и здоровье"

      Введение данного курса диктуется необходимостью формирования у школьников понимания того, что здоровье - это величайшее благо, его надо уметь сохранять. Главной целью курса является понимание зависимости здоровья от состояния окружающей среды; приобретение умений и навыков, направленных на укрепление индивидуального здоровья....

06 04 2024 7:11:56

Интегрированный урок биологии на тему "Строение и работа сердца"

Урок формирует у учащихся прочные знания о строении сердца, кровеносных сосудов, кругов кровообращения и работе сердца. Активизирует мышление....

05 04 2024 22:29:49

Развитие познавательной деятельности обучающихся на уроке повторения и применения знаний при подготовке к ГИА в 9-м классе


    Развитие познавательной деятельности обучающихся на уроке повторения и применения знаний при подготовке к ГИА в 9-м классе

      На уроке организуется повторение, закрепление и применение полученных знаний, что необходимо для подготовки обучающихся к итоговой аттестации в 9-м классе. Приёмы активизации познавательной деятельности – пословицы и поговорки, групповая и парная работа, решение проблемных ситуаций – используются на всех этапах урока....

04 04 2024 21:41:24

Урок на тему "Роль млекопитающих в природе и в жизни человека, их охрана"


    Урок на тему "Роль млекопитающих в природе и в жизни человека, их охрана"

      Урок биологии в 7-м классе "Роль млекопитающих в природе и жизни человека, их охрана" - это один из заключительных уроков по теме "Млекопитающие". Урок содержит элементы проблемного обучения. Основная цель урока - сформировать экологическую культуру учащихся с элементами краеведения. Использование разнообразных активных методов обучения, проблемное построение урока способствуют развитию познавательного интереса....

03 04 2024 6:18:34

Урок формирования универсальных учебных действий по теме "Отделы растений. Водоросли". 5-й класс


    Урок формирования универсальных учебных действий по теме "Отделы растений. Водоросли". 5-й класс

      Созданная на уроке субъект-субъектная учебная ситуация позволяет ученикам перестать функционировать по принципу "меня учат" и начать действовать по принципу "я учусь". Реализуемый на уроке системно-деятельностный подход позволяет каждому ученику включиться в разнообразные виды исследовательской деятельности. В основе формирования исследовательской компетентности лежит решение ситуативной задачи....

02 04 2024 2:44:27

Класс Коралловые полипы. Хаpaктеристика, питание и строение

Класс Коралловые полипы. Хаpaктеристика, питание и строение Представители класса Коралловые полипы – это беспозвоночные организмы, населяющие глубины морей. В основном, колониальные организмы, иногда одиночные, полиповидной формы....

01 04 2024 18:59:10

Методическое пособие для учителей биологии "Использование КСО на уроках биологии"


    Методическое пособие для учителей биологии "Использование КСО на уроках биологии"

      Каждый урок - это поиск: как лучше сделать, чтобы детям было интересно на занятиях по биологии, чтобы они спешили ко мне и видели в педагоге своего друга? Творчество думающего учителя питается опытом коллег, его изучением, обобщением. ...

31 03 2024 13:34:43

Информационно-коммуникационные технологии в пpaктике работы педагога


    Информационно-коммуникационные технологии в пpaктике работы педагога

      В статье рассказывается о том, как учителю создать и использовать в работе такие Интернет-ресурсы, как собственный сайт, блог, веб-портфолио, wiki-страницы, кабинет сетевого сообщества. Также описываются различные программы, которые могут помочь учителю в работе с Интернет-ресурсами....

30 03 2024 3:34:59

Урок-конференция по теме "Господа планеты – насекомые"


    Урок-конференция по теме "Господа планеты – насекомые"

      Урок-конференция. Основополагающий вопрос урока: Какие особенности строения насекомых обеспечивают им господство в окружающей среде? ...

29 03 2024 8:56:39

Из опыта работы. Проверка знаний по теме "Прокариоты. Бактерии" в 10-м профильном классе


    Из опыта работы. Проверка знаний по теме "Прокариоты. Бактерии" в 10-м профильном классе

      Успеха в обучении добьется учитель, любящий детей, творческий, тщательно продумывающий и планирующий свою работу. Только передача информации учащимся не обеспечивает получения прочных знаний. После урока теоретического обязательно должны последовать уроки-пpaктикумы с интенсивным освоением, закреплением учебного материала и контролем знаний. ...

28 03 2024 22:52:40

Разработка интегрированного урока по ОБЖ и биологии по теме "Психофизиологические факторы, мешающие справиться с экстремальной ситуацией"


    Разработка интегрированного урока по ОБЖ и биологии по теме "Психофизиологические факторы, мешающие справиться с экстремальной ситуацией"

      Современное общество предполагает развитие знаний, которые помогут каждому человеку выжить в экстремальной ситуации. Овладение наукой выживания необходимо современному человеку, поэтому обучающимся предлагается заранее подготовиться к преодолению и осознанию различных психофизиологических факторов. Предлагается разработка интегрированного урока по ОБЖ и биологии для 6-классников. В данном уроке используются различные формы: работа в группах, рассказ с элементами беседы. Работа в группах объединяет детей и помогает логически выстроить ответ, причем обосновать его. На уроке раскрываются понятия таких психофизиологических факторов, как страх, боль, переутомление, уныние, холод, жара, жажда и голод. Знания этих факторов помогут обучающимся не растеряться в экстремальной ситуации. Для лучшего усвоения понятий урок сопровождается презентацией, что позволяет обучающимся активизировать свое внимание. ...

27 03 2024 21:17:24

Урок биологии по теме "Фотосинтез"


    Урок биологии по теме "Фотосинтез"

      Урок разработан для учащихся 10 класса к теме "Фотосинтез", обучающихся по учебнику "Общая биология" под редакцией Д.Беляева, Г.Дымшица. Однако, можно использовать разработку для изучения процесса фотосинтеза в старших классах для учебников других авторов....

26 03 2024 23:17:37

Программа элективного курса "В мире профессий"


    Программа элективного курса "В мире профессий"

      Представленный предметно-ориентированный курс развивает познавательный интерес к профессиям биологической направленности, способствуют развитию коммуникативности учащихся, а также подтверждает востребованность биологических знаний в современном обществе, где ведущими являются рыночные отношения. ...

25 03 2024 19:46:54

Программа элективного курса по биологии "Загадки живой клетки"


    Программа элективного курса по биологии "Загадки живой клетки"

      Предлагаемый элективный курс содержит сведения о клетке - единице живой природы, предназначен для учащихся профильных классов, проявляющих интерес к цитологии и биохимии. Изучение курса поможет в выборе дальнейшего обучения и профессиональной деятельности. Курс опирается на знания и умения, полученные учащимися при изучении биологии. В процессе занятий предполагается приобретение учащимися опыта поиска информации по предлагаемым вопросам. Учащиеся совершенствуют умения подготовки рефератов, докладов, сообщений по избранной теме, отpaбатывают технику эксперимента. Элективный курс рассчитан на 35 часов. ...

24 03 2024 15:58:35

Тема урока: "Медоносная пчела. Пчеловодство"

Предлагается урок об особенностях жизни пчелиной семьи, о значении продуктов пчеловодства в жизни человека, о православных праздниках, связанных с пчеловодством. ...

23 03 2024 6:14:19

Интегрированный урок (биология + химия). "Жизнь есть способ существования белковых тел"


    Интегрированный урок (биология + химия). "Жизнь есть способ существования белковых тел"

      Интегрированный урок способствует формированию у учащихся понимания взаимосвязей между биологическими и химическими процессами, развитию творчества учащихся, повышает интерес к учебным предметам через проблемно-поисковый метод обучения. Разработка урока содержит перечень лабораторных работ, темы для презентаций, формы контроля знаний учащихся ...

22 03 2024 16:30:30

Технологическая карта урока по биологии "Методы исследования в биологии". 5-й класс


    Технологическая карта урока по биологии "Методы исследования в биологии". 5-й класс

      Цель урока: научить применять теоретические знания на пpaктике; побудить интерес к экспериментальной и исследовательской деятельности; изучение основных методов, применяемых в биологии, знакомство с приборами и инструментами, которые используются при биологических исследованиях; расширить представление учащихся о методах изучения природы....

21 03 2024 14:41:24

Урок биологии по теме "Изменчивость". 11-й класс


    Урок биологии по теме "Изменчивость". 11-й класс

      Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся проводится в групповой и индивидуальной форме. Выполняя различные задания, учащиеся отpaбатывают знание основных фактов, понятий, терминов, закономерностей; обобщают и систематизируют изученное по теме....

20 03 2024 19:44:49

Интеллектуальная игра по биологии и экологии "Растения леса"


    Интеллектуальная игра по биологии и экологии "Растения леса"

      Интеллектуальная игра по биологии и экологии "Растения леса" проводится в форме биологического турнира, экологического КВН или брейн-ринга в рамках предметной декады с целью повышения познавательного интереса к предметам естественно-научного цикла, расширения кругозора и развития логического мышления учащихся, привлечения подрастающего поколения к изучению и охране леса, воспитания любви к родной природе. ...

19 03 2024 12:22:39

Движение живых организмов Биология

Движение живых организмов  Биология Одно из важнейших свойств всех живых организмов —способность к движению. Особенно сложными и разнообразными движениями отличаются многоклеточные животные....

18 03 2024 1:18:21

Создание кроссвордов в электронной таблице персонального компьютера


    Создание кроссвордов в электронной таблице персонального компьютера

      Данное методическое пособие предлагает применение информационных технологий для решения и создания кроссвордов с целью повышения мотивации учащихся к обучению в области экологии и биологии. Кроссворды создаются в электронной таблице персонального компьютера с использованием логической функции ЕСЛИ и Примечания. Решение и создание кроссворда является для школьника увлекательным процессом, позволяющим ему применять имеющиеся и приобретать новые знания из области экологии, биологии и информационных технологий....

17 03 2024 9:13:14

Праздник «Здравствуйте, птицы!»

Традиция отмечать День птиц в начале апреля в нашей стране отчасти связана с принятием 1 апреля 1906 г. Международной конвенции об охране птиц, отчасти же – с приближающимся праздником Благовещения, когда выпускают птиц из клеток на волю. Массовое празднование Дня птиц постепенно вновь становится повсеместным....

16 03 2024 19:26:41

Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека - Ф.Энгельс

Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека - Ф.Энгельс Ф.Энгельс прямо писал, что труд создал самого человека. Труд — это плановая деятельность, связанная с применением специальных орудий, изготовленных с помощью других орудий. Способностью создавать орудия обладают только люди, у которых в процессе эволюции появилось абстpaктное мышление....

15 03 2024 14:29:33

Лишайники. 6-й класс

В школьном курсе обучения биологии лишайники – одна из наименее изучаемых групп низших растений. Так, в программе В.В. Пасечника эта тема изучается в 6-м классе в течение одного учебного часа. В связи с чем автор считает необходимым на уроке не только заинтересовать учащихся этими уникальными организмами, но и дать более широкое представление об их строении, жизнедеятельности, размножении, особом способе питания....

14 03 2024 12:36:27

Урок биологии в 8-м классе "Значение двигательной активности для формирования системы опоры и движения" (в форме учебного проекта)


    Урок биологии в 8-м классе "Значение двигательной активности для формирования системы опоры и движения" (в форме учебного проекта)

      Урок биологии в 8-м классе направлен на развитие коммуникативной и проектной компетентности учащихся, предполагает опору на их субъектный опыт. Урок включает презентацию продуктов самостоятельной поисковой деятельности учеников, дифференцированные задания для групповой самостоятельной работы, возможности выбора вида деятельности учениками. ...

13 03 2024 5:16:22

Пpaктикоориентированное обучение на уроках биологии с применением элементов ТРИЗ-технологии


    Пpaктикоориентированное обучение на уроках биологии с применением элементов ТРИЗ-технологии

      Материалы публикации помогут учителям при подготовке проблемных уроков, при подготовке к выступлениям на семинарах, методических объединениях, педагогических советах....

12 03 2024 22:29:54

Урок-конференция "Генетика человека и здоровье"


    Урок-конференция "Генетика человека и здоровье"

      Данный урок-конференция проводится в качестве заключительного в теме "Закономерности изменчивости" и одним из последних в курсе 10-го класса. ...

11 03 2024 17:40:40

Пищевой Монстр, или Новые приключения Колобка


    Пищевой Монстр, или Новые приключения Колобка

      Все лесные звери в ужасе бегут от пищевого монстра - Колобка, испечённого из опасных для здоровья продуктов. Основная цель сценария "Пищевой Монстр, или Новые приключения Колобка" - призыв к здоровому образу жизни. Используя такие современные педагогические технологии как сказкотерапия, игротерапия, смехотерапия, можно привлечь внимание ребят к вопросу правильного питания как залога долголетия. ...

10 03 2024 12:46:20

Место и значение системно-структурного подхода к обучению биологии в образовательном процессе современного школьника


    Место и значение системно-структурного подхода к обучению биологии в образовательном процессе современного школьника

      Основной задачей современной общеобразовательной школы является подведение выпускников к обоснованному выбору будущей профессии, который базируется на системе обобщенных знаний по предметам школьной программы. Это дает выпускнику возможность определить свою профильную подготовку, продолжить образование и получить профессию, в которой он будет успешен....

09 03 2024 23:33:11

Программа элективного курса "Знакомые незнакомцы"

Предлагаемый интегрированный курс биологии, географии, экологии является частью предпрофильной подготовки. Курс рассчитан на 8 часов и ориентирован на детей 7–8-х классов. Курс имеет большое пpaктическое значение: углубляет знания о тех растениях, с которыми мы встречаемся в повседневной жизни, учит правильно их использовать. Материал позволяет осуществлять профессиональную ориентацию, знакомя ребят с различными сельскохозяйственными профессиями. ...

08 03 2024 22:19:40

Конспект урока биологии по теме "Виды анализаторов"


    Конспект урока биологии по теме "Виды анализаторов"

      Цели урока: конкретизировать понятие "анализатор" на примере зрительного, слухового, обонятельного, тактильного, вкусового, вестибулярного и двигательного анализаторов; продолжать развивать умение самостоятельно работать с учебником, компьютерной программой "Репетитор 1С: Биология", рисунками в рабочей тетради к учебнику "Биология. Человек" автор Н.И.Сонин, и использовать их данные для составления схем, таблиц и ответов на вопросы....

07 03 2024 3:50:45

Методическая разработка пpaктического занятия "Оценка уровня здоровья"


    Методическая разработка пpaктического занятия "Оценка уровня здоровья"

      Данный учебно-методический материал может использоваться при проведении проблемно-исследовательского «урока здоровья» в рамках элективного курса по биологии «Основы культуры здоровья». На пpaктическом занятии учащиеся анализируют свой образ жизни, выявляют причины функциональных нарушений и развивающихся болезней, проектируют собственное поведение....

06 03 2024 6:36:45

Урок природоведения в 5-м классе "Как питаются разные животные" (по программе И.Н. Пономаревой)


    Урок природоведения в 5-м классе "Как питаются разные животные" (по программе И.Н. Пономаревой)

      Урок построен по сезонам года. Рассматривается питание разных животных по сезонам года и различные приспособления к добыче пищи и ее перевариванию....

05 03 2024 9:25:38

Методическая разработка урока "Тип Кишечнополостные"


    Методическая разработка урока "Тип Кишечнополостные"

      На уроке учащиеся знакомятся со строением кишечнополостных, их многообразием. Используются различные формы работы (беседа, работа в группах, самостоятельная поисковая деятельность) и технологии (коллективные способы деятельности, здоровьесберегающие технологии, технология актуализации собственного опыта, поисковая деятельность)....

04 03 2024 8:35:27

Нарушения деятельности нервной системы и их предупреждение

Урок в рамках проектной деятельности призван познакомить учащихся с нарушениями деятельности нервной системы, выявить причины и механизм воздействия нeблагоприятных факторов на различные системы органов, научить «предвидеть» возможные последствия нeблагоприятных факторов на организм, смоделировать самостоятельно меры предупреждения вредных привычек, а также социальные последствия негативного поведения подростков и взрослых, учить оценивать с гражданских позиций современную ситуацию в обществе....

03 03 2024 16:13:10

Методическая разработка районного конкурса "Юный натуралист"


    Методическая разработка районного конкурса "Юный натуралист"

      Мы все любим играть, а дети очень азapтные игроки и всегда с удовольствием включаются в этот процесс. Благодаря игровым приемам удается решить многие важные вопросы, а именно заинтересовать ребят, повысить самооценку, позволить им самовыразиться. Конкурс был создан прежде всего для талантливых и способных детей 6-х классов. ...

02 03 2024 2:13:36

Использование ИКТ на уроках биологии


    Использование ИКТ на уроках биологии

      В статье представлен вариант использования компьютерных технологий на уроке биологии в 6-м классе. Обобщающий урок по теме "Жизнедеятельность, рост и развитие цветковых растений" проводится по типу телевизионной передачи "Своя игра". ...

01 03 2024 18:36:32

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::