Урок биологии в 6-м классе. Тема: "Многообразие и значение грибов" > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Урок биологии в 6-м классе. Тема: "Многообразие и значение грибов"


    Урок биологии в 6-м классе. Тема: "Многообразие и значение грибов"

Цели урока:

Образовательные:

  • создать условия для формирования умений классифицировать грибы по признакам,
  • отличать съедобные и ядовитые грибы;
  • способствовать формированию навыков оказания первой медицинской помощи при отравлениях;
  • определению значения грибов в природе и для человека.

Развивающие:

  • способствовать развитию логического и ассоциативного мышления,
  • совершенствованию монологической речи учащихся,
  • развитию внимания, сообразительности и коммуникативных способностей работы в группе.

Воспитательные:

  • способствовать развитию умения видеть гармонию и красоту окружающего мира,
  • создать условия для формирования любви к родной природе, бережного к ней отношение.

Тип урока:

  • Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности.

Оборудование:

  • учебник “Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники: 6 класс / Под. ред. проф. И.Н. Пономарёвой. – М.: Вентана-Граф, 2003; ИКТ;
  • муляжи и рисунки грибов;
  • сушеные и маринованные грибы;
  • карточки с заданиями;
  • плакаты.

Ход урока

Содержание урока (презентация).

Слайд 1. Шурша, слетали листья-календарики
Под куки незатейливой кукушки,
На сладкие брусничные фонарики
Заглядывались хрусткие Горькушки.

Отсвечивая солнечной сонливостью,
Маслят отряд дежурил у дорожки
И отгонял с особой горделивостью
Поганистость на хлипких, тонких ножках.
Слайд 2. В лесу Грузделось, Волновалось, Рыжилось
Пахучее, осеннее всевластье.

Душа смеялась и наивно пыжилась -
Чуть детское, хотя хмельное счастье.

  • Как вы думаете, ребята, о чём мы будем говорить с вами на сегодняшнем уроке?

Слайд 3. Грибы – одни из самых загадочных обитателей Земли. Люди издавна чувствовали в грибах что-то таинственное. Им поклонялись в древности индейцы-ацтеки. Да и само появление грибов после дождя человек считал сверхъестественным. В их божественное происхождение верили древние греки и римляне, китайцы и индусы. Древнегреческий историк Плутарх и древнеримский поэт Ювенал связывали рождение грибов с ударами молний. Многие народности были уверены, что грибы растут на местах, где во время дождя пляшут гномы и ведьмы.

  • А что вы знаете о грибах?
  • Что бы вы хотели о них узнать?

Слайд 4.

  1. Места обитания грибов.
  2. Разнообразие грибов.
  3. Значение грибов в природе.
  4. Положительная и отрицательная роль для
    человека.
  5. Охрана грибов.
  6. Грибы нашего края.
  • А сможете ли вы сформулировать тему сегодняшнего нашего урока, исходя из ваших пожеланий?
  • Каковы задачи нашего урока? Слайд 5.
В природе очень много видов грибов – микроскопических и с крупным плодовым телом, в котором содержится много белков и особых жиров. Известно около 100000 видов грибов. Среди них есть паразиты растений (головневые и ржавчинные грибы, почвенные сапрофиты (шампиньоны), сапрофиты на древесине (опята, вешенки), симбионты деревьев (подберёзовики, подосиновики) и хищные (зоопагалы и монилиалы).

Слайд 6. Отдел настоящие грибы делится на шесть классов:

а) низшие грибы (имеют неклеточное строение мицелия, так как его гифы не разделены на перегородки) – хитридиомицеты, оомицеты, зигомицеты (мукор; грибы паразитирующие на насекомых) ;

б) высшие грибы – сумчатые или аскомицеты (имеют многоклеточный мицелий и органы спороношения – сумки или аски: спорынья - паразит злаков, дрожжи), несовершенные (пенициллиум), базидиомицеты (почти все группы шляпочных грибов, то есть грибов, имеющих плодовое тело с хаpaктерной шляпкой на ножке).

Слайд 7. Плодовое тело шляпочного гриба состоит из пенька и шляпки, они сложены из мицелия (?).На нижней поверхности шляпки есть толстый слой, состоящий из узких трубочек (такие грибы называются трубчатыми) или из тонких пластинок (?). К трубчатым грибам относятся белый, маслята, подберёзовики; к пластинчатым – грузди, сыроежки, лисички. На стенках пластинок и стенках внутри трубочек формируются споры (?).

Слайд 8. В трубочках или на пластинках шляпки развиваются миллионы мельчайших спор, которыми грибы размножаются. Созревшие лёгкие споры высыпаются, подхватываются и разносятся ветром. Их могут разносить также насекомые, слизни, белки, зайцы. Попав во влажную почву, споры грибов прорастают. Из них развиваются нити грибницы. Накопив запасы питательных веществ, грибница образует плодовые тела, которые мы привыкли называть грибами. Сперва ножка растет быстрее шляпки, а под конец скорее развивается шляпка. Обычно плодовое тело возвышается над почвой, поверхностью пней или стволов деревьев, но некоторые грибы имеют подземное плодовое тело. К ним относятся трюфели, которые растут под землёй как картошка, на глубине 8 – 10 см. Это ценный продукт питания. Для поиска трюфелей используют специально обученных собак и даже поросят (для этого молодых щенков-самочек – болонки, пудели, дворняжки – поят молоком, к которому добавляют отвар или настой трюфелей.

Слайд 17. После теплого дождя, в лунную летнюю ночь можно подглядеть в буквальном смысле слова лесную тайну, как растут грибы. До видимости над землей гриб развивается за три часа. Еще несколько часов и грибы годятся для сбора в корзину.

  • А все ли грибы мы можем туда положить?

Слайд 9.

Самостоятельная работа: собрать в корзину грибы, предложенные на рисунках (1 - рыжик, 2 - подберёзовик, 3 - белый гриб, 4 - мухомор, 5 - грибная капуста, 6 - груздь, 7 - бледная поганка, 8 - подосиновик), то есть записать в тетради номера съедобных грибов.

  • Какие грибы вы не положили в корзину? Почему?

Слайд 10. Бледная поганка – не только самый ядовитый гриб на свете, но и коварный. Имеет приятный запах и вкус. Симптомы отравления проявляются не сразу и, как правило, поздно для спасения. Яд бледной поганки не разрушается ни при кипячении, ни при жаренье. Поэтому единственный способ избежать отравления – уметь распознавать по кольцу на ножке, “чашечки” (вольвы) в её основании, белому цвету пластинок шляпки.

Мухомор – во впадине шляпки накапливается вода, употрeбление которой насекомыми становится cмepтельным. Отравление мухомором вызывает сильное нервное возбуждение, галлюцинации. Отвар из мухоморов использовали викинги перед боем для бесстрашия.

Многие грибники по пути уничтожают мухоморы и поганки. А напрасно. Они нужны лесу: их грибницы, так же как и грибницы съедобных грибов, питают влагой и азотом корни деревьев, под которыми они растут.

Некоторые ядовитые грибы внешне похожи на съедобные (ложноопёнок серо – жёлтый, ложные лисички), их иногда используют в пищу по ошибке, что очень опасно. Если вы сомневаетесь в съедобности найденного гриба, лучше его не берите.

Но если всё же человек отравился грибами, ему необходимо оказать первую медицинскую помощь. Консультацию попросим у нашего медика.

Выступление учащегося (медика).

Симптомы отравления: головная боль, жажда, резь в животе, затем рвота и сильная слабость. При всяком, даже лёгком отравлении грибами нужно сразу же вызвать врача. Затем необходимо промыть желудок. Для этого следует дать пострадавшему выпить 3 – 4 стакана воды комнатной температуры с питьевой содой (четверть ложки на стакан воды) или слабого (светло-розового) раствора марганцовокислого калия. Затем вызвать рвоту. Повторить эту процедуру несколько раз и обеспечить полный покой. Грибы, вызвавшие отравление, необходимо передать в санэпидстанцию для экспертизы. Будьте осторожны!

Таким образом, остальные грибы мы смело сможем положить в свою корзину. Для того, чтобы определиться с названиями этих даров природы, выполним задания в группах. Ваша задача: по предложенному тексту узнать гриб и указать его номер.

Слайд 11. 1 группа

“Нет гриба его вальяжней, и ему совсем неважно,
Что другие говорят про его крутой наряд.
Пышногрудый, белотелый, до других ему нет дела.
Сам с собою говорит и зовется - …”

Слайд 12. 2 группа

“Сам веселый и задорный вас заставит он проворно
Наклоняться, приседать, чтоб под елкою достать.
Познакомьтесь с ним поближе: он такой родился – рыжий,
Редкий гость в любом лесу, ценит он свою красу”.

Слайд 13. 3 группа

“На опавший лист похож. Как березка ножка,
Виден он с дорожки”.

Слайд 14. 4 группа

“Этот гриб растет во мху под елкой,
Он громче всех хрустит в засолке”.

Слайд 15. 5 группа

“А этот – в красной шапке, словно гном,
Он под осиной выбрал дом”.

Слайд 16. Нам осталось определить название только одного гриба. Посмотрите внимательно: что напоминает вам внешний вид? Грибная капуста, гриб-бapaн – так в народе называют родственника грибов рогатиков, спарассис курчавый. Большой, до 35 см в диаметре, шар образуется многочисленными веточками, на концах которых желтоватые лопасти. Этот съедобный гриб редок, он занесён в Красную книгу. Поселяется на корнях и у основания стволов хвойных деревьев.

Слайд 17.

Мы идем дорожками, мы идем тропинками,
Мы идем с лукошками, мы идем с корзинками.
Прямо за опушкою вдруг нашли волнушки мы
И пенек с опенками под рябиной тонкою.
Крепкий подберезовик вырос под березою,
Красный подосиновик вырос под осиною.

Грибы называют лесными овощами, лесным мясом, лесным хлебом. Это не преувеличение. В них содержатся белки, жиры, сахар, витамины; соли меди, кальция, калия, железа.. По калорийности они уступают мясу в среднем в 8 – 10 раз. Однако, как утверждают специалисты, некоторые грибные блюда очень калорийны – например, бульон из белых грибов в несколько раз калорийнее мясного. До сих пор учёные не выяснили вопрос, какой из грибов можно назвать самым питательным и полезным. После исследования обнаружились самые неожиданные претенденты на место грибного “короля”: кроме белого – шампиньон, вешенка, пёстрый зонтик и некоторые другие.

Слайд 18. Мы с вами живём, можно сказать, в грибном крае. Как же используются грибы в ЯНАО? С результатами своего исследования по данному вопросу с нами поделится краевед.

Выступление учащегося (краеведа).

Коренные жители севера используют грибы крайне ограниченно и не для пищевых целей. Так, хантыйские женщины во время беременности готовят “уш – пай” - раствор гриба чаги для обряда очищения после рождения ребёнка. Другой гриб – ложный трутовик – применяется жителями Ямала для изготовления жевательного табака. В качестве пищи грибы аборигенами Ямала не используются. В целом это типично для всех народов, питающихся преимущественно сырым мясом. Единственный шляпочный гриб, широко используемый народами Ямала в ритуальных целях, - мухомор

Но заготавливая грибы, нужно помнить, что отравиться можно и съедобными грибами, если они неправильно обработаны (так, некоторые ценные пищевые грибы ядовиты в сыром виде – грузди, осенние опята, волнушки).

Итак, ребята, вы получили достаточно много информации о шляпочных грибах. Предложите свою систему классификации базидиомицетов (пластинчатые и трубчатые, съедобные и ядовитые …).

Слайд 19. К самым распространённым в мире съедобным грибам можно отнести шампиньоны. Их более 60 видов, два из них – ядовитые. Они встречаются в самых разных местах. Один из видов (шампиньон двуспоровый) стал промышленной культурой. В отличие от шампиньонов – сапрофитов, хорошо растущих на удобренной почве, другие грибы могут жить только в присутствии деревьев и других высших растений. При этом они обычно выступают в роли симбионтов, образуя микоризу, или грибокорень. Микориза (грибокорень) – симбиоз (сожительство) мицелия гриба с корнями растения.

Слайд 20. Гифы гриба или оплетают корень снаружи, или проникают внутрь него.

Запись схемы в тетрадь:

углеводы и витамины

растение -----------------------------------------------------гриб

вода с минеральными веществами

Слайд 21. Но среди грибов есть не только полезные для растений грибы, но и вредные. Как вы думаете, какие грибы я имею в виду?

Самостоятельная работа: прочитать на стр. 200 последний абзац и рассказать о вреде паразитических грибов.

(Головня и спорынья – поражают хлебные злаки. Ржавчинные грибы – поражают листья и стeбли растения. Фитофтора – губит картофель и помидоры. Трутовые грибы (трутовики, чага) – поражают древесину.

Грибы – паразиты снижают урожай с/х растений, губят их; делают продукты из них непригодными в пищу.

Область использования паразитических грибов:

  • спорынья (получен наркотик ЛСД – на вооружении военной промышленности, используют в акушерской пpaктике) ;
  • головня (молодые – используют в пищу, например в Латинской Америке) ;
  • серая гниль (виноград, поражённый серой гнилью, используют для производства французских вин марки “Сотерн”,
    которые очень ценятся за вкусовые качества) ;
  • чёрная плесень (получение лимонной кислоты) ;
  • трутовик (лесные санитары, так как разрушают мёртвые деревья, пни, валежники; производство в старину медленно
  • горящих трутов для поджигания пороха во время сражений; некоторые съедобны в молодом возрасте; берёзовый трутовик или чага поселяется на живых деревьях, вызывая их гниль, но зато помогает больным людям и широко используется в медицине. Так всё взаимосвязано в природе).
  • Грибы играют важную роль в общем круговороте веществ: участвуют в разложении остатков животных и растений; образовании в почве органического вещества и повышении её плодородия.
Слайд 22. Мир грибов разнообразен и уникален. Какие примеры грибов вы смогли бы привести для Книги рекордов “Необычные и удивительные грибы”?
  1. В Японии встречается гриб, ярко светящийся в темноте. Даёт столько света, что можно читать ночью.
  2. В Южной Америке растёт гриб, который за 2 часа увеличивается на полметра. Ночью светится изумрудным светом. Живёт сутки. Наутро от него остаётся небольшой слизистый комочек.
  3. В 1985 году обнаружен гриб – дождевик охватом 194,3 см, плодовое тело которого используется как вата или пластырь из-за стерильной мякоти под кожицей – прекращает кровотечение.
  4. Хищные грибы, обитающие в почве, с помощью специальных ловушек на грибнице уничтожают нематод – мелких круглых червей, являющихся опасными паразитами человека, животных и растений.
  • Дома найдите интересную информацию о грибах и составьте кроссворд о грибах.
На уроке мы с вами, ребята, путешествовали по грибному царству. Надеюсь, что это путешествие было для вас интересным и познавательным. А для того, чтобы убедиться в этом, проведём следующую работу в группах Каждой группе будет дано своё задание. Выберите отвечающего и приступайте к работе..

Слайд 23.

Самостоятельная работа в группах:

1 группа.

Среди четырёх грибов надо найти лишний гриб и объяснить почему так считают.

1.

  • лисичка,
  • подосиновик,
  • мухомор,
  • опенок.

(Лишний мухомор, так как он ядовитый гриб.)

2.

  • шампиньон,
  • дрожжи,
  • волнушка,
  • пенициллиум.

(Лишний дрожжи, так как он одноклеточный.)

3.

  • сыроежка,
  • моховик,
  • груздь,
  • трутовик.

(Лишний трутовик, так как это несъедобный гриб.)

4.

  • белый,
  • рыжик,
  • подберезовик,
  • масленок.

(Лишний рыжик, так как это пластинчатый гриб, а остальные трубчатые.)

2 группа.

Выдаются половинки высказываний на листочках. Составить из половинок целые правильные высказывания, пояснить их значение.

  1. Появились опенки – лето кончилось.
  2. Всякий гриб в руки берут – да не всякий в кузов кладут.
  3. Зацвела сосна – появился масленок.
  4. Грибы-подснежники – это сморчки, строчки.

3 группа.

Составьте рассказ о положительной роли грибов, используя слова и словосочетания: круговорот веществ в природе, минерализация органических веществ, производство спирта (вина, кваса), хлебопечение, получение белков и витаминов, медицина.

4 группа.

Составьте рассказ об отрицательной роли грибов, используя слова и словосочетания: причина отравлений, паразитизм, коррозия металлов, порча пищевых продуктов, разрушение кожи (бумаги, ткани), причина ряда заболеваний.

С целью контроля за усвоением знаний проведём проверочную работу. Выпишите цифры грибов, которые подходят к вашим вариантам признаков.

Грибы:

Вариант 1.

  • Ядовитые грибы
  • Пластинчатые грибы

Вариант 2.

  • Съедобные грибы
  • Трубчатые грибы
  1. Рыжик
  2. Маслёнок.
  3. Бледная поганка.
  4. Сыроежка.
  5. Белый гриб.
  6. Груздь.
  7. Подберёзовик.
  8. Шампиньон.
  9. Мухомор.
  10. Ложная лисичка.

Слайд 24. Взаимопроверка. Выставление оценки. Работа над ошибками.

Слайд 25.
  1. Оценочный (за тест).
  2. Словесный (по плану на доске).

Слайд 26.

“… Не грибы, не орехи в корзине несу.
Что грибы и орехи? Безделка!
Несу в душе как скачет в лесу
По деревьям живая белка.
В душе при виде маленького зверька
Пробуждаются важные чувства,
Которых лишает нас времени
быстротечность,
Безотчётная нежность,
Тихая доброта, теплота, человечность.”

Слайд 37.

В. Солоухин



Комментарии:

Совместная проектно-исследовательская деятельность педагога и учащихся "Зимний сад в школе"


    Совместная проектно-исследовательская деятельность педагога и учащихся "Зимний сад в школе"

      Проект предназначен для учащихся 6, 8 и 10-х классов школы, учителей биологии, экологии, географии, химии, классных руководителей 1–11-х классов. Посвящен созданию зеленого уголка в школе, действующего весь учебный год в качестве учебно-методического кабинета. На его базе будет проводиться проектно-исследовательская работа учеников, экскурсии, выращивание растений для школы и населения поселка....

16 12 2025 18:42:59

Комплекс лабораторных работ по биологии в 10–11-х классах


    Комплекс лабораторных работ по биологии в 10–11-х классах

      Большое внимание при изучении курса «Биология» уделяется проведению пpaктических и лабораторных работ. В классах среднего звена пpaктическая часть включена в материал учебника (программа В.В.Пасечника), а для 10–11-го класса – нет. Предлагаю для рассмотрения лабораторные работы: «Расщепление пероксида водорода ферментом каталазой», «Определение крахмала в растительных тканях», «Наблюдение явления плазмолиза и деплазмолиза» и другие....

15 12 2025 8:43:27

Эксперимент в школьном курсе биологии


    Эксперимент в школьном курсе биологии

      На уроке биологии исследуется рост и развитие растений посредством экспериментальных работ....

14 12 2025 1:39:41

Клеточная мембрана - строение и функции органоида

Клеточная мембрана - строение и функции органоида Снаружи клетка покрыта плазматической мембраной (или наружной клеточной мембраной) толщиной около 6-10нм. Клеточная мембрана это плотные пленки из белков и липидов (в основном, фосфолипидов)....

13 12 2025 23:49:46

Головоногие моллюски


    Головоногие моллюски

      Задачами урока являются: знакомство учащихся с классом Головоногие моллюски, особенностями их строения, закрепление полученных знаний в ходе теста, развитие биологического кругозора учащихся....

12 12 2025 8:58:44

Конкурс "Путешествие в страну Знаний"


    Конкурс "Путешествие в страну Знаний"

      Мероприятие проводится в рамках предметной недели географии, биологии, истории. Цель мероприятия – популяризация предметов естественно-гуманитарного цикла. Активизация полученных знаний на уроках истории, биологии, географии. Развитие познавательного интереса учащихся к природе и истории. Формирование навыков работы с информационными источниками, творческой активности учащихся, самостоятельности....

11 12 2025 8:37:17

Интегрированный урок по биологии, экологии, химии. Тема "Мутационная изменчивость и аспекты здоровья человека"

Урок ориентирован на воспитание здорового образа жизни. Используются современные технологии с применением мультимедийного проектора. В созданной презентации во время урока на экране представляются материалы в виде схем "Хромосомные перестройки", понятия, графики, рисунки, над которыми надо подумать, сделать анализ, сравнение. После каждого пункта плана учащиеся делают вывод, который фиксируется на экране: например, «мутации часто встречаются, рецессивные, устойчивые»....

10 12 2025 23:58:35

Урок биологии по теме "Деление клетки. Митоз"


    Урок биологии по теме "Деление клетки. Митоз"

      В целях продуктивной познавательной активности урок выполнен в «Конструкторе школьных сайтов». На фоне эмоционального поэтического изложения темы в ассоциативной связи учитель вспоминает с учащимися фазы митоза. Нестандартная форма урока оживляет его, вызывает интерес учащихся к изучаемому материалу....

09 12 2025 18:23:28

Цветок


    Цветок

      На уроке используются разные формы работы, направленные на учет разных способов восприятия. Для аудиалов предлагаются задания по проговариванию значения органов цветка, для кинестетиков - работа по созданию цветка и письменные работы в тетради. Весь урок имеет большую наглядность, что важно для визуалов. Все этапы урока предусматривают использование личного жизненного опыта каждого ученика, ориентированы на эмоциональную сферу....

08 12 2025 4:56:43

Урок биологии в 8-м классе "Первая помощь при переломах"


    Урок биологии в 8-м классе "Первая помощь при переломах"

      Данный урок занимает четвертое место в теме "Опора и движение". При изучении нового материала и его закреплении использую работу в группах, так как создаются условия для восприятия теоретической и пpaктической частей изучаемого материала. На уроке создаются условия для проявления познавательной активности учащихся, атмосферы заинтересованности, ситуаций общения, позволяющие ученику проявить себя, происходит стимулирование учащихся к высказываниям. ...

07 12 2025 10:38:37

Интегрированный урок (биология + литература + русский язык) по теме "Как же вы устроены, господин Тело?". 8-й класс


    Интегрированный урок (биология + литература + русский язык) по теме "Как же вы устроены, господин Тело?". 8-й класс

      Урок проводится в форме групповой работы учащихся в трех направлениях: биологическом, лингвистическом, культурологическом и литературном. Целью данного урока является всестороннее развитие учащихся, которому способствует интеграция предметов, повышение их мотивации к овладению знаниями, пробуждение интереса к научной и творческой деятельности....

06 12 2025 20:52:25

Урок биологии в 7-м классе по теме "Отдел моховидные"


    Урок биологии в 7-м классе по теме "Отдел моховидные"

      Учащиеся знакомятся с классификацией мхов, изучают особенности строения кукушкиного льна; закрепляют знания проведением лабораторной работы....

05 12 2025 7:20:16

Занятие по теме "Жизнь леса". 5–6-й класс

Занятие посвящено изучению леса как растительного сообщества и биогеоценоза. В ходе занятия рассматривается понятие "ярус" леса и других компонентов лесного сообщества – грибов, лишайников, животных. Учащиеся знакомятся с видовым разнообразием лесов....

04 12 2025 10:50:57

Пpaктическая работа по биологии на тему "Решение генетических задач на законы Г.Менделя"


    Пpaктическая работа по биологии на тему "Решение генетических задач на законы Г.Менделя"

      На занятии учащиеся совершенствуют знания по основным понятиям генетики; закрепляют умения решать генетические задачи на разные типы доминирования....

03 12 2025 2:36:16

Использование компьютерных презентаций на уроках биологии


    Использование компьютерных презентаций на уроках биологии

      В работе представлен шаблон компьютерной презентации с примером использования ее на уроке биологии. Тема урока: «Строение и значение кожи». В школе разработаны нормы проектирования уроков, которыми пользуются все учителя. Данная презентация соответствует этим нормам и помогает учителю биологии достаточно быстро подготовить урок, тема которого связана со строение и функцией органа или системы органов. ...

02 12 2025 21:34:40

Памятник природы г. Краснодара - парк культуры и отдыха им. М.Горького: прошлое, настоящее, будущее


    Памятник природы г. Краснодара - парк культуры и отдыха им. М.Горького: прошлое, настоящее, будущее

      Разработка урока-экскурсии представляет собой урок-конструктор и может использоваться для учащихся разного возраста. Для оформления отчета по экскурсии можно использовать еще один урок, на котором предлагаю провести также викторину с использованием интеpaктивной доски. Задания для викторины представлены в приложении. ...

01 12 2025 8:53:55

Выгонка луковичных растений в школе


    Выгонка луковичных растений в школе

      В методических рекомендациях содержатся основные сведения по морфологии, биологии, выгонке гиацинтов, тюльпанов, нарциссов и лилий. Приводится хаpaктеристика популярных современных сортов этих многолетников. Выгонка растений стала традиционной формой, разновидностью опытнических работ школьников в Белгородской области. ...

30 11 2025 0:26:37

Урок природоведения с использованием компьютерных технологий в 5-м классе: "Среда обитания. Факторы среды".


    Урок природоведения с использованием компьютерных технологий в 5-м классе: "Среда обитания. Факторы среды".

      Урок природоведения с использованием компьютерных технологий в 5-м классе....

29 11 2025 18:10:38

Открытый урок по биологии в 9-м классе "Различия в строении клеток эукариот и прокариот"


    Открытый урок по биологии в 9-м классе "Различия в строении клеток эукариот и прокариот"

      Цель урока: познакомить учащихся с особенностями строения и жизнедеятельности прокариотических клеток. В сравнительном плане создать представления о двух уровнях клеточной организации: прокариотическом и эукариотическом. Продолжить выработку навыков самостоятельной и исследовательской работ, применение информационных технологий. ...

28 11 2025 16:38:12

Урок природоведения в 5-м классе по теме "Загадки природы"


    Урок природоведения в 5-м классе по теме "Загадки природы"

      Урок с использованием SMART Вoard, целью которого: обобщение и систематизация материала по теме «Тела живой и неживой природы», формирование общебиологических понятий – признаки живых организмов, наука биология; формирование экологических понятий – расселение живых организмов в разных средах обитания. Развитие умения логически мыслить, работать с рисунками учебника и доской SMART Board; формирование устной предметной речи и развитие умения выделять главное. Воспитание чувства бережного отношения к природе и чувства уважительного отношения к одноклассникам. ...

27 11 2025 3:17:41

Сохраним природу - сохраним жизнь

Право на жизнь в экологически чистой, здоровой и безопасной среде – одно из важнейших прав человека. Поэтому во всем мире в последнее время так обострилась проблема окружающей среды. Она приобрела экономическое, социальное и политическое звучание. Вопросами экологии начали заниматься и экономисты, и юристы, и социологи, и философы. Однако до сих пор многие вопросы остаются неизученными и нерешенными....

26 11 2025 12:48:52

Урок по теме "Правильная осанка – залог здоровья и успешности"


    Урок по теме "Правильная осанка – залог здоровья и успешности"

      Автор формирует у учащихся твердое убеждение о необходимости сохранения здоровья. Урок выявляет причины и разъясняет отрицательные последствия нарушения осанки, знакомит с методами самоконтроля и коррекции осанки. Его можно использовать для подготовки урока биологии в 8-м классе, на занятии элективного курса, как отдельное внеклассное мероприятие. Учитель работает вместе с учащимися-помощниками. В ходе урока звучат стихотворения по теме (стихи автора)....

25 11 2025 9:57:56

Обобщающий урок-игра по теме "Биология +"


    Обобщающий урок-игра по теме "Биология +"

      Цель урока - расширить знания о науке биология путем различных игр. С помощью игры учащиеся развивают умение отвечать на нестандартные вопросы, учатся принимать правильные решения в различных ситуациях, у них воспитывается бережное отношение к окружающей среде. ...

24 11 2025 16:33:24

План урока биологии по теме "Клетка - элементарная частица живого"


    План урока биологии по теме "Клетка - элементарная частица живого"

      Урок поможет доказать, что клетка - самостоятельная живая система, имеющая объём; научит сравнивать одноклеточные и многоклеточные организмы по сложности организации, выявит черты сходства и различия. ...

23 11 2025 11:55:41

Дистанционные формы обучения в преподавании биологии


    Дистанционные формы обучения в преподавании биологии

      Аналитическая статья о роли и возможностях дистанционных форм обучения в преподавании биологии. Некоторые перспективы такового в свете современных требований....

22 11 2025 17:51:49

"Тип Кишечнополостные. Многообразие и значение морских кишечнополостных животных"


    "Тип Кишечнополостные. Многообразие и значение морских кишечнополостных животных"

      Данный материал помогает обеспечить учащихся знаниями об особенностях строения, жизнедеятельности кишечнополостных как низших многоклеточных животных, их приспособленности к среде обитания, значении кишечнополостных в природе и жизни человека. Формирует научное мировоззрение на основе знаний о взаимосвязи кишечнополостных со средой....

21 11 2025 15:55:50

Урок биологии в 8-м классе. Тема: "Класс пресмыкающиеся. Биологические и экологические особенности, среда обитания, образ жизни"


    Урок биологии в 8-м классе. Тема: "Класс пресмыкающиеся. Биологические и экологические особенности, среда обитания, образ жизни"

      Данный урок проводится с использованием информационных технологий (изучение материала сопровождается презентацией). Учащиеся готовят сообщения о представителях отряда чешуйчатые (змеи, ящерицы), а также о вымерших представителях данного класса. На занятии используется самостоятельная работа с рисунками учебника, фронтальная беседа, индивидуальное тестирование. Учащиеся получают навыки заполнения таблицы, учатся работать с тестовыми заданиями. ...

20 11 2025 20:19:37

Тип кольчатые черви. Класс малощетинковые. Внешнее строение и поведение дождевого червя


    Тип кольчатые черви. Класс малощетинковые. Внешнее строение и поведение дождевого червя

      Занятие достигает следующих целей: дать общее представление о кольчатых червях, об их эволюционном приобретении - сегментации; дать хаpaктеристику среды обитания, познакомить с внешним строением представителей класса малощетинковых на примере дождевого червя; провести наблюдение за поведением и рефлексами....

19 11 2025 2:46:36

Методическая тема: "Деятельностный подход в обучении на основе личностно ориентированного обучения в условиях адаптивной школы"

Из всех профессиональных компетенций современного учителя именно высокий уровень управленческих умений: анализировать, планировать, организовывать учебный процесс и оценивать результаты блока учебных занятий или одного урока как целостной системы - оснащает учителя “средствами навигации” в океане профессионально значимой информации. И, несомненно, главное из этих средств - умение учителя ставить цели учебного занятия или учебного модуля, так как именно цели свяжут между собой содержание, средства, методы в единый процесс, обеспечат учителю оптимальный выбор способов, форм их достижения и диагностики. Для ученика грамотно поставленные цели станут основой для самоформирования учебно-познавательной мотивации не только на результат, но и в первую очередь – на деятельность. ...

18 11 2025 5:21:32

Лист растения. Строение, виды листовых пластин, типы расположения

Лист растения. Строение, виды листовых пластин, типы расположения Лист — это вегетативный орган растений, является частью побега. Основные функции листа — фотосинтез, испарение воды (трaнcпирация) и газообмен....

17 11 2025 7:15:17

Обобщающий урок по биологии на тему "Царства Бактерии, Грибы, Растения"


    Обобщающий урок по биологии на тему "Царства Бактерии, Грибы, Растения"

      В данной работе представлена разработка обобщающего урока по биологии на тему "Царства Бактерии. Царство Грибы. Царство Растения" для шестого класса по программе и учебнику В.В. Пасечника. Урок проводится в игровой форме, что позволяет повысить познавательную активность школьников. Класс делится на три комaнды. Проводятся конкурсы. В конце урока подсчитываются баллы, определяются победители, выставляются оценки. ...

16 11 2025 11:50:10

Элективный курс по биологии "Невидимые"


    Элективный курс по биологии "Невидимые"

      Курс "Невидимые" предназначен для учащихся 10 – 11-х классов, желающих углубить свои знания в области биологии, и является предметно-ориентированным. Материал курса значительно расширяет знания учащихся о микроорганизмах. Хотя этот материал и изучается в базовом курсе, но на него отводится небольшое количество часов, причем некоторые темы изучаются в среднем звене на недостаточном информационном и научном уровне. ...

15 11 2025 19:52:59

Учебная экологическая тропа


    Учебная экологическая тропа

      Учебная экологическая тропа используется во время весенних экскурсий по предметам география, биология и в летний период во время работы пришкольного лагеря отдыха. Учащиеся на данной тропе изучают объекты и явления природы, приобретает опыт оценок хаpaктера взаимодействия человека и природы, отpaбатывают приемы и навыки по уходу за растениями и работой с инструктивными карточками и определителями. При выборе маршрута учитывалась доступность, эмоциональная насыщенность и информационная емкость. ...

14 11 2025 14:10:35

Искусственный отбор: методологический и бессознательный

Искусственный отбор: методологический и бессознательный Многообразие пород домашних животных и растений было создано по воле человека и в соответствии с его пожеланиями. Это и есть искусственный отбор....

13 11 2025 1:30:20

Урок по теме "Вулканы" (5-й класс)


    Урок по теме "Вулканы" (5-й класс)

      На уроке даётся представление о вулканах, их строении, причинах возникновения. У учащихся формируются представления о типах вулканов, опасностях и пользе вулканических извержений....

12 11 2025 21:25:44

Урок по теме "Живая природа Земли"


    Урок по теме "Живая природа Земли"

      Представлена шоу-игра, которую удобно применять на уроках обобщения учебных тем, объединяющих семь глав, например при изучении курса "Природоведение, 5-й класс", при проведении внеклассных занятий, классных часов. ...

11 11 2025 9:35:47

Урок биологии по теме "Вирусы". 10-й класс


    Урок биологии по теме "Вирусы". 10-й класс

      Вирусы имеют особое место в системе живой природы, занимая пограничное положение между живым и неживым. Задача учителя состоит в том, чтобы, использовав личный опыт учащихся, расширить их представления о вирусах, придать знаниям учащихся научный хаpaктер. Урок построен в технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» и направлен на формирование у учащихся сознательного отношения к себе и миру, подразумевающего самостоятельную, осмысленную позицию, повышение коммуникативного потенциала личности....

10 11 2025 22:32:17

Внеклассное мероприятие "Без растений нет жизни"


    Внеклассное мероприятие "Без растений нет жизни"

      Знакомясь с многообразием флоры на уроках биологии учащиеся чаще интересуются теми растениями, которые произрастают в средней полосе России. Береза, дуб, рябина, липа, ива, орешник - вот что, прежде всего, попадает в поле зрения из растительности нашего края. А как возникли нынешние леса, парки, сады, дендрарии - об этом большинство учащихся зачастую лишь догадывается. Даже если они своими руками засаживают аллею деревьев, все равно имеют дело только с саженцами. Путь же от семечка до взрослого дерева остается за пределами их внимания. Учитывая все это, в нашей школе был создан дендрарий....

09 11 2025 15:49:51

Галактика. Многообразие галактик


    Галактика. Многообразие галактик

      Урок "Галактики. Многообразие галактик" по теме "Вселенная" (предпоследний урок) проводится в 5-м классе по программе А.А. Плешакова, Н.И. Сонина. Цель урока - обеспечение условий для становления ребенка как субъекта учебной деятельности. Игровые методики применяются для стремления учащихся к творчеству, к самовыражению, самоутверждению, самореализации. Современные компьютерные технологии позволяют на этапе объяснения новой темы использовать слайд-шоу, позволяющее расширить иллюстрационный ряд, придать ему большую эмоциональность....

08 11 2025 21:10:36

Разработка интегрированного урока по ОБЖ и биологии по теме "Психофизиологические факторы, мешающие справиться с экстремальной ситуацией"


    Разработка интегрированного урока по ОБЖ и биологии по теме "Психофизиологические факторы, мешающие справиться с экстремальной ситуацией"

      Современное общество предполагает развитие знаний, которые помогут каждому человеку выжить в экстремальной ситуации. Овладение наукой выживания необходимо современному человеку, поэтому обучающимся предлагается заранее подготовиться к преодолению и осознанию различных психофизиологических факторов. Предлагается разработка интегрированного урока по ОБЖ и биологии для 6-классников. В данном уроке используются различные формы: работа в группах, рассказ с элементами беседы. Работа в группах объединяет детей и помогает логически выстроить ответ, причем обосновать его. На уроке раскрываются понятия таких психофизиологических факторов, как страх, боль, переутомление, уныние, холод, жара, жажда и голод. Знания этих факторов помогут обучающимся не растеряться в экстремальной ситуации. Для лучшего усвоения понятий урок сопровождается презентацией, что позволяет обучающимся активизировать свое внимание. ...

07 11 2025 23:13:48

Генетика пола. Сцепленное с полом наследие


    Генетика пола. Сцепленное с полом наследие

      Проблема происхождения пoлoвых различий, механизм определения пола и поддержание определённого соотношения полов в популяции увлекательна и вместе с тем очень важна для теоретической биологии. Вопросы о том, почему мальчики и дeвoчки рождаются примерно в равном количестве, по какой причине это же соотношение полов наблюдается у большинства животных из поколения в поколение, не могли не волновать ученых....

06 11 2025 13:54:11

Открытый урок по теме: "Энергетический обмен". 10-й класс


    Открытый урок по теме: "Энергетический обмен". 10-й класс

      На уроке вместе с учащимися выясняем, что является источником энергии для всех живых организмов? В результате каких процессов осуществляется образование энергии и ее аккумулирование в клетках? Сколько этапов выделяют в этом процессе? По каким законам термодинамики осуществляется превращение энергии? В заключение урока - решение авторских задач на тему "Энергетический обмен". ...

05 11 2025 2:52:14

Лабораторный пpaктикум по биологии в 10-м классе по теме "Клетка"


    Лабораторный пpaктикум по биологии в 10-м классе по теме "Клетка"

      Лабораторный пpaктикум по биологии в 10-м классе с целью пронаблюдать некоторые физические и химические свойства органических веществ в клетке. Пpaктикум рассчитан а 2 урока, сопровождается показом мультимедийной презентацией. ...

04 11 2025 18:43:51

Место и значение системно-структурного подхода к обучению биологии в образовательном процессе современного школьника


    Место и значение системно-структурного подхода к обучению биологии в образовательном процессе современного школьника

      Основной задачей современной общеобразовательной школы является подведение выпускников к обоснованному выбору будущей профессии, который базируется на системе обобщенных знаний по предметам школьной программы. Это дает выпускнику возможность определить свою профильную подготовку, продолжить образование и получить профессию, в которой он будет успешен....

03 11 2025 9:56:17

Методическая разработка урока по теме "Память. Значение и виды памяти. Способы развития памяти". 8-й класс


    Методическая разработка урока по теме "Память. Значение и виды памяти. Способы развития памяти". 8-й класс

      В разработке представлены пpaктические методы изучения памяти: тестирование, самодиагностика, игра. Актуализация темы и активизация познавательного интереса показана посредством беседы с опорой на положительные эмоциональные воспоминания....

02 11 2025 14:17:39

Урок по биологии в 7-м классе по теме: "Голосеменные растения". Лабораторная работа "Строение сосны. Пыльца и шишки" (с использованием регионального компонента)


    Урок по биологии в 7-м классе по теме: "Голосеменные растения". Лабораторная работа "Строение сосны. Пыльца и шишки" (с использованием регионального компонента)

      Урок биологии в 7-м классе с использованием регионального компонента. Учащимся будет интересно узнать особенности строения и жизнедеятельности растений класса голосеменных, которые произрастают на территории Красноярского края: сосна обыкновенная, сосна сибирская, сосна кедровая, лиственница обыкновенная, ель обыкновенная, можжевельник. Данный урок способствует дальнейшему формированию умений узнавать виды голосеменных, сравнивать с папоротниковидными растениями....

01 11 2025 8:57:40

План-конспект занимательного занятия на тему "Биология на службе криминалистики"


    План-конспект занимательного занятия на тему "Биология на службе криминалистики"

      Цель урока – развитие глобального мышления учащихся, интереса к изучению права на профильном уровне, показать значимость биологии в разных сферах жизни, в том числе в деле правосудия, формирование правового мировоззрения, уважения к деятельности правоохранительных органов. ...

31 10 2025 20:55:44

Интегрированный урок (биология + химия) по теме "Белки"


    Интегрированный урок (биология + химия) по теме "Белки"

      Интегрированный урок с целью расширить знания учащихся о природных высокомолекулярных веществах - белках; раскрыть ведущую роль белков в строении и жизнедеятельности клетки; сформировать представление о связи между строением, свойствами и применением белков через лабораторный эксперимент. Форма проведения - урок-лекция с элементами лабораторного пpaктикума и медиа-технологий. На уроке предлагается рассмотреть следующие вопросы: история исследования белка; аминокислоты - основа белка; структура белковых молекул; химические свойства белка (лабораторный опыт); биологическое разнообразие и значение белков; функции белков. ...

30 10 2025 18:51:21

Урок в 7-м классе по теме "Отдел покрытосеменные, особенности организации, происхождения"


    Урок в 7-м классе по теме "Отдел покрытосеменные, особенности организации, происхождения"

      Представлен конспект урока биологии по теме: "Отдел покрытосеменные, особенности организации, происхождение", для учащихся 7-го класса....

29 10 2025 13:15:36

Строение плода растений. Распространение семян и их значение

Строение плода растений. Распространение семян и их значение Плод формируется из завязи пестика после оплодотворения и является хаpaктернейшим органом цветкового растения. Функции плода - защита нежных тканей развивающегося семени от воздействия различных нeблагоприятных условий....

28 10 2025 10:45:53

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::