Причины мнимой cмepти (анабиоза) у растительных и животных организмов, позволяющие пережить им нeблагоприятные зимние условия > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Причины мнимой cмepти (анабиоза) у растительных и животных организмов, позволяющие пережить им нeблагоприятные зимние условия


    Причины мнимой cмepти (анабиоза) у растительных и животных организмов, позволяющие пережить им нeблагоприятные зимние условия

Цели: увеличить области познания учеников; научиться анализировать явление временного прекращение жизнедеятельности у живых организмов, использующих его как средство приспособиться и выжить в нeблагоприятных условиях.

Оборудование: таблицы моллюсков, paкообразных, насекомых, рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, млекопитающих.

Зимний сезон нeблагоприятен для многих представителей мира животных и растений как из-за низкой температуры, так и резкого сокращения возможностей добывать пищу. В ходе эволюционного развития многие виды животных и растений приобрели своеобразные приспособительные механизмы, чтобы выжить в нeблагоприятное время года. У одних видов животных возник и утвердился инстинкт создавать запасы пищи; у других выработалось другое приспособление – миграция. Известны поразительно дальние перелёты многих видов птиц, миграции некоторых видов рыб и других представителей мира животных. Однако в процессе эволюции у многих видов животных замечен и другой совершенный физиологический механизм приспособления – способность впадать в безжизненное на первый взгляд состояние, которое у различных видов животных проявляется по-разному и имеет разные наименования (анабиоз, гипотермия и др.). Между тем все эти состояния хаpaктеризуются заторможенностью функции жизнедеятельности организма до того минимума, который позволяет ему пережить нeблагоприятные зимние условия без приёма пищи. В подобное состояние мнимой cмepти впадают те виды животных, которые не в состоянии обеспечить себя пищей зимой и для них существует опасность гибели от холода и голода. И всё это выработанное в процессе эволюции, подчинено строгой природной целесообразности – необходимости сохранить вид.

Зимняя спячка – широко распространённое явление в природе, несмотря на то, что её проявления различны у представителей отдельных групп животных, будь то животные с непостоянной температурой тела (пойкилотермные), называемые ещё и холоднокровными, у которых температура тела зависит от окружающей температуры, или животные с постоянной температурой тела (гомойотермные), называемые ещё и теплокровными.

Из числа животных с непостоянной температурой тела в состояние зимней спячки впадают различные виды моллюсков, paкообразных, паукообразных, насекомых, рыб, земноводных и пресмыкающихся, а из животных с постоянной температурой тела- несколько видов птиц и многие виды млекопитающих.

Как зимуют улитки?

Из типа мягкотелых в зимнюю спячку впадают многие виды улиток (например, все наземные улитки). Встречающиеся садовые улитки впадают в зимнюю спячку в октябре, и она длится до начала апреля. После долгого подготовительного периода, в течение которого они накапливают в своём организме необходимые питательные вещества, улитки находят или выкапывают норки, чтобы несколько особей могли вместе перезимовать глубоко под землёй, где температура будет поддерживаться на уровне 7 - 8°С. Хорошо закупорив норки, улитки спускаются на дно и залегают отверстием paковины вверх. Затем они закрывают это отверстие, выпуская слизистое вещество, которое вскоре затвердевает и становится эластичным (похожим на плёнку). При значительном похолодании и недостатке питательных веществ в организме, улитки зарываются ещё глубже в землю и образуют ещё одну плёнку, таким образом создавая воздушные камеры, играющие роль прекрасного изолятора. Установлено, что во время продолжительной зимовки улитки теряют более 20% своего веса, причём самая большая потеря приходится на первые 25-30 дней. Это объясняется тем обстоятельством, что все процессы обмена веществ постепенно затухают, чтобы достигнуть того минимума, при котором животное впадает почти в состояние анабиоза с едва уловимыми жизненными функциями. Во время зимней спячки улитка не питается, дыхание почти прекращается. Весной, когда наступают первые тёплые дни и температура почвы достигает 8-10° С, когда начинает развиваться растительность и выпадают первые дожди, улитки вылезают из своих зимних убежищ. Тогда начинается интенсивная деятельность по восстановлению исчерпанных пищевых резервов в их организме; это выражается в поглощении огромного по сравнению с их телом количества пищи.

Водяные улитки прудовики тоже впадают в состояние зимней спячки – большинство из них зарывается в ил на дне водоёма, в котором они обитают.

Где зимуют paки?

Всем известна популярная в народе угроза: “Я тебе покажу, где paки зимуют!”. Предполагают, что эта поговорка появилась во времена крепостного права, когда помещики, наказывая провинившихся крепостных мужиков, заставляли их ловить paков зимой. Между тем известно, что это почти невозможно, так как paки зимуют, глубоко зарывшись в ямы на дне водоёмов.

С точки зрения систематики класс paкообразных подразделяется на два подкласса – высшие и низшие paкообразные.

Из высших paкообразных речной, болотный и озёрный paки впадают в состояние зимней спячки. Самцы зимуют группами в глубоких ямах на дне, а самки – в одиночку в норках, причём они ещё в ноябре приклеивают к своим коротким ножкам оплодотворённые яйца, из которых лишь в июне вылупятся рачки величиной с муравья.

Из низших paкообразных интерес представляют водяные блохи (род Дафнии). Они откладывают, в зависимости от условий, два вида яиц – летние и зимние. Зимние яйца имеют прочную оболочку и образуются при наступлении нeблагоприятных условий жизни. Для некоторых видов низших paкообразных высыхание и даже замерзание яиц являются необходимым условием для продолжения их развития.

Диапауза у насекомых

По многочисленности видов насекомые превосходят все остальные классы. Их температура тела зависит от окружающей среды, оказывающей сильное воздействие на скорость жизненных воздействий, причём низкие температуры в значительной степени уменьшают эту скорость. При отрицательных температурах сильно замедляется или пpaктически останавливается всё развитие насекомого. Это анабиотическое состояние, известное под названием “диапауза”, представляет собой обратимую остановку процессов развития и вызывается внешними факторами. Диапауза наступает при возникновении нeблагоприятных для жизни условий и продолжается всю зиму, пока с наступлением весны условия не станут более благоприятными.

Наступление зимнего сезона застаёт разные виды насекомых на разных стадиях их развития, в которых они и зимуют – в виде яиц, личинок, куколок или взрослых форм, но обычно каждый отдельный вид впадает в диапаузу на определённой стадии своего развития. Так, например, семиточечная божья коровка зимует во взрослом состоянии.

Хаpaктерно, что зимовке насекомых предшествует определённая физиологическая подготовка их организма, состоящая из накопления в их тканях свободного глицерина, который не допускает замерзания. Это происходит на той стадии развития насекомого, в которой они будут зимовать.

Ещё с наступлением первых признаков похолодания осенью насекомые находят удобные убежища (под камнями, под корой деревьев, под опавшей листвой в норках в почве и пр.), где после снегопада умеренно низкая и равномерная температура.

Продолжительность диапаузы у насекомых находятся в прямой зависимости от запасов жира в организме. Пчёлы не впадают в продолжительную диапаузу, но всё же при температуре от 0 до 6° С оцепеневают и в этом состоянии могут находится 7-8 дней. При более низкой температуре они погибают.

Интересно и то, как насекомые точно определяют момент, когда им следует выйти из анабиотического состояния. Учёный Н.И. Калабухов исследовал анабиоз у некоторых видов бабочек. Он установил, что продолжительность диапаузы у отдельных видов различная. Например бабочка павлиний глаз пребывала в состоянии анабиоза 166 дней при температуре 5,9° С, в то время как тутовому шелкопряду понадобилось 193 дня при температуре 8,6°С. По мнению учёного, даже различия в географическом районе оказывают влияние на продолжительность диапаузы.

Впадают ли в зимнюю спячку рыбы?

Своеобразным путём приспосабливаются к низким температурам воды зимой и некоторые виды обширного класса рыб. Обычная температура тела у рыб не постоянная и соответствует температуре воды. При внезапном резком понижении температуры воды рыбы впадают в шоковое состояние. Достаточно, однако, чтобы вода потеплела, и они быстро “оживают”. Опыты показали, что замороженные рыбы оживают лишь в тех случаях, когда не замерзли их кровеносные сосуды.

Оригинально приспосабливаются к низким температурам воды зимой некоторые рыбы, обитающие в арктических водах: они изменяют свой состав крови. С понижением температуры воды осенью в их крови скапливаются соли в такой концентрации, какая хаpaктерна для морской воды, а при этом кровь замерзает с большим трудом ( своеобразный антифриз).

Из пресноводных рыб ещё в ноябре в зимнюю спячку впадают карп, ёрш, окунь, сом и другие. Когда температура воды падает ниже 8 - 10°С, эти рыбы переходят в более глубокие части водоёмов, зарываются большими группами в ил и остаются там в состоянии зимней спячки на протяжении всей зимы.

Некоторые морские рыбы тоже переносят сильные холода в состоянии зимней спячки. Так, например, сельдь уже осенью приближаются к побережью Ледовитого океана, чтобы впасть в состояние зимней спячки на дне какого-нибудь небольшого заливчика. Черноморская хамса тоже зимует в южных районах моря – у берегов Грузии, в это время она не активна и пищу не потрeбляет. А азовская хамса перед наступлением зимнего периода мигрирует в Чёрное море, где собирается в группы в сравнительно малоподвижном состоянии.

Зимняя спячка у рыб хаpaктеризуется крайне ограниченной их активностью, полным прекращением питания и резким уменьшением обмена веществ. В это время их организм поддерживается за счёт запасов питательных веществ, накопленных благодаря обильному питанию в осенний период. 

Зимняя спячка земноводных

По образу жизни и устройству класс земноводных является переходным между типично водными позвоночными и типично наземными животными. Известно, что различные виды лягушек, тритонов, саламaндр также проводят нeблагоприятный зимний сезон в состоянии оцепенения, так как это животные с непостоянной температурой тела, которая зависит от температуры окружающей среды.

Установлено, что зимняя спячка лягушек продолжается от 130 до 230 дней и её продолжительность зависит от продолжительности зимы.

В водоёмах, чтобы перезимовать, лягушки собираются группами по 10-20 экземпляров, зарываются в ил, в подводные впадины и другие пустоты. Во время зимней спячки лягушки дышат только через кожу.

Зимой тритоны обычно устраиваются под тёплыми прогнившими пнями и стволами упавших деревьев. Если они не находят поблизости таких удобных “квартир”, то удовлетворяются трещинами в почве.

Пресмыкающиеся тоже впадают в зимнюю спячку

Из класса пресмыкающихся почти все виды нашей фауны зимой впадают в состояние зимней спячки. Низкие зимние температуры – основная причина этого явления.

Зимние квартиры – это обычно подземные пещеры или пустоты, образовавшиеся вокруг больших старых пней с гнилыми корнями, щели в скалах и других местах, которые не доступны их врагам. В таких укрытиях собирается большое число змей, образуя огромные змеиные клубки. Установлено, что температура змей в период зимней спячки почти не отличается от температуры окружающей среды.

Большинство видов ящериц (луговая, полосатая, зелёная, лесная, веретеница) тоже впадают в зимнюю спячку, зарывшись в почву, в норы, которым не угрожает наводнение. В тёплые солнечные дни зимой ящерицы могут “пробуждаться” и выползать из своих зимних убежищ на несколько часов, чтобы поохотиться, после чего снова прячутся в свои норки, впадая в состояние оцепенения.

Болотные черепахи проводят зиму, зарывшись в ил водоёмов, в которых они обитают, в то время как сухопутные забираются на глубину до 0,5 м в почву в какие-нибудь естественные укрытия или норы кротов, лисиц, грызунов, закрывшись торфом, мхом и влажными листьями.

Подготовка к зимовке начинается ещё в октябре, когда черепахи накапливают жир. Весной при временном потеплении они просыпаются, иногда на целую неделю.

Есть ли птицы, впадающие в зимнюю спячку?

Большинство животных с непостоянной температурой тела, которая зависит от окружающей среды, впадают в состояние зимней спячки. Но удивительно, что и многие животные с постоянной температурой тела, например, птицы, тоже могут впадать в зимнюю спячку в течение нeблагоприятных сезонов года. Известно, что большая часть птиц избегает нeблагоприятных зимних условий путём перелётов. Ещё Аристотель в своей многотомной “Истории животных” обратил внимание на тот факт, что “часть птиц улетает, чтобы перезимовать в тёплых странах, а другие укрываются в разных убежищах, где впадают в зимнюю спячку”.

К этому выводу пришёл и крупный шведский естествоиспытатель Карл Линней, который в своём труде “Система природы” писал: “Осенью, когда начинается похолодание, ласточки, не находя достаточно насекомых для пропитания, начинают искать убежище для зимовки в зарослях тростника вдоль берегов озёр и рек”.

Оцепенение, в которое впадают некоторые виды птиц, значительно отличается от зимней спячки, свойственной многим млекопитающим. Прежде всего, организм птиц не только не накапливает энергетических запасов в виде жира, но, наоборот, расходует значительную их часть. В то время как млекопитающие впадают в зимнюю спячку, заметно прибавив в весе, птицы перед оцепенением сильно худеют. Вот почему явление оцепенения у птиц, как считает советский биолог Р. Потапов, должно называться не зимней спячкой, а гипотермией.

До сих пор механизм гипотермии у птиц до конца не изучен. Впадение птиц в состояние оцепенения при нeблагоприятных условиях жизни представляет собой приспособительную физиологическую реакцию, закрепившуюся в процессе эволюции.

Какие млекопитающие впадают в зимнюю спячку?

Как и у тех животных, о которых шла речь раньше, так и у млекопитающих зимняя спячка – это биологическое приспособление для переживания нeблагоприятного сезона года. Несмотря на то, что животные с постоянной температурой тела обычно переносят условия холодного климата, недостаток подходящей пищи зимой стал причиной приобретения и постепенного закрепления в процессе эволюции некоторыми из них этого своеобразного инстинкта – проведение нeблагоприятного зимнего сезона в неактивном состоянии зимней спячки.

Различают три типа зимней спячки по степени оцепенения:

1) лёгкое оцепенение, которое легко прекращается (еноты, барсуки, медведи, енотовидные собаки) ;

2) полное оцепенение, сопровождающееся периодическими пробуждениями только в более тёплые зимние дни (хомяки, бурундуки, летучие мыши) ;

3) настоящая непрекращающаяся зимняя спячка, представляющая собой стабильное, продолжительное оцепенение (суслики, ежи, сурки, тушканчики).

Зимней спячке млекопитающих предшествует определённая физиологическая подготовка организма. Она состоит, прежде всего, в накоплении запасов жира, главным образом под кожей. У некоторых спящих зимой зимней спячкой подкожный жир достигает 25% общей массы тела. Например, суслики ещё в начале осени толстеют, увеличивая вес своего тела втрое по сравнению с весенне-летним весом. Перед зимней спячкой значительно толстеют и ежи, и бурые медведи, а также и все летучие мыши.

Другие млекопитающие, например хомяки и бурундуки, не накапливают больших запасов жира, а делают запасы пищи в своём убежище, чтобы пользоваться ими в периоды своего краткого пробуждения зимой.

Во время зимней спячки все виды млекопитающих лежат неподвижно в своих норах, свернувшись в клубок. Так лучше всего сохранить тепло и ограничить теплообмен с окружающей средой. Зимник квартиры многих млекопитающих – это естественные пустоты стeблей и дупла деревьев.

Из насекомоядных млекопитающих ёж, готовясь к зимней спячке, собирает в укромном месте мох, листья, сено и устраивает себе гнездо. Но “поселяется” в своём новом доме лишь тогда, когда температура долгое время удерживается ниже 10° С. Перед этим ёж обильно питается, чтобы накопить энергию в виде жира.

Зимняя спячка бурых медведей является лёгким оцепенением. В природе летом медведь накапливает толстый слой подкожного жира и непосредственно перед наступлением зимы устраивается в своей берлоге для зимней спячки. Обычно берлога покрывается снегом, так что внутри значительно теплее, чем снаружи. Во время спячки, накопленные жировые запасы используются организмом медведя и как источник питательных веществ, а также пpeдoxpaняют животное от замерзания.

С физиологической точки зрения зимняя спячка млекопитающих хаpaктеризуется ослаблением всех функций жизнедеятельности организма до того минимума, который позволил бы им пережить нeблагоприятные зимние условия без пищи.



Комментарии:

Тьюторский проект


    Тьюторский проект

      Успешность каждого человека в жизни во многом зависит от того, насколько у него сформирована культура построения и реализация личной образовательной программы, от умения сознательно работать со своим будущим. С этой проблемой школьник может не справиться. Ему нужен наставник, опекун (тьютор). Это учитель-предметник, который сопровождает ученика в его образовательной деятельности и способствует успешности дальнейшего образования....

14 11 2025 8:48:40

Красный цвет в природе


    Красный цвет в природе

      Во время предметной недели биологии была оформлена фотовыставка "Красный цвет в природе". У нас возникла мысль о том, могут ли влиять на физиологические процессы животных вещества, определяющие красный цвет растений. Мы решили изучить этот вопрос и разработать одноименный проект....

13 11 2025 13:51:32

Питание бактерий и грибов Биология

Питание бактерий и грибов  Биология Растения в природе выполняют функцию производителей органического вещества. Животные играют роль потребителей, питающихся органическими веществами. Бактерии и...

12 11 2025 1:26:43

Адаптации организмов к условиям обитания как результат действия естественного отбора


    Адаптации организмов к условиям обитания как результат действия естественного отбора

      Методическая разработка урока для студентов первого курса педагогического колледжа по технологии критического мышления. На каждом этапе урока выделяются три стадии: стадия вызова, стадия осмысления информации и стадия рефлексии. Структура данной технологии стройна и логична, так как её этапы соответствуют закономерным этапам когнитивной деятельности личности. Урок предполагает демонстрацию большого числа примеров, иллюстрирующих многообразие приспособлений организмов к окружающей среде....

11 11 2025 18:22:50

Занятие первого уровня элективного курса "CADISPA, или Компромисс между экологией и техническим прогрессом". "Настольные игры по экологии и экономическому развитию"


    Занятие первого уровня элективного курса "CADISPA, или Компромисс между экологией и техническим прогрессом". "Настольные игры по экологии и экономическому развитию"

      Эта настольная игра показывает противоречия между охранной природы и экономическим развитием и помогает обсудить проблемы влияния экономического развития на окружающую среду. Победа здесь имеет центральное значение, когда один из игроков не оставляет шансов на спасение своему противнику, вторгнувшись на его территорию. ...

10 11 2025 4:39:57

Значение дыхания. Органы дыхания


    Значение дыхания. Органы дыхания

      Данный урок – урок-сообщение, подготовленный учащимися. В процессе урока ребята делятся знаниями со своими одноклассниками, сопровождая рассказ слайдами, выполненными в PowerPoint, с изображением схем, рисунков, что придает большую эмоциональность выступлению и способствует повышению восприятия информации. Закрепление материала проводится в игровой форме....

09 11 2025 1:23:43

Интегрированный урок (биология + литература) по теме "Многообразие цветковых растений"


    Интегрированный урок (биология + литература) по теме "Многообразие цветковых растений"

      Интегрированный урок проводится в 6–8-х классах. К уроку готовятся все: и учителя и учащиеся. Ребята рисуют цветы, пишут стихи о цветах, сочинения, приносят фотографии, в этом и проявляется их творческий потенциал. Обязательно делаем выставку лучших работ, награждаем победителей. ...

08 11 2025 1:20:16

Обобщающий урок по биологии в 8-м классе на тему: "Нервная система – дирижер нашего организма"


    Обобщающий урок по биологии в 8-м классе на тему: "Нервная система – дирижер нашего организма"

      Урок биологии в 8-м классе посвящен центральной нервной системе. ...

07 11 2025 14:51:29

Использование контекстных задач на уроках биологии


    Использование контекстных задач на уроках биологии

      С помощью контекстных задач можно наглядно показать, где и как применяются знания предмета, обратить внимание на моменты нашей жизни, которые часто остаются незамеченными. Такие задачи учат сосредотачиваться на необходимом, принимать к сведению побочные и поучительные факты....

06 11 2025 10:27:40

Урок биологии по теме: "Митоз – основной способ деления клеток". 9-й класс


    Урок биологии по теме: "Митоз – основной способ деления клеток". 9-й класс

      Представленная методическая разработка является вариантом пpaктического использования материалов сайта украинского преподавателя Козленко А.Г. (http://kozlenkoa.narod.ru). Урок построен на основе модульной технологии обучения с применение средств ИКТ, материалов Интернета. Целью урока является приобретение учащимися биологических знаний в рамках темы, а также развитие компьютерной грамотности и пользовательских навыков. ...

05 11 2025 6:18:52

Ферментативное расщепление пероксида водорода в тканях организма


    Ферментативное расщепление пероксида водорода в тканях организма

      Урок предназначен для проведения в 10-м классе естественно-научного профиля. Рассматривается материал о значении ферментов в живых организмах, процессах их действия в клетке. В ходе лабораторной работы учащиеся знакомятся с действием фермента каталазы на пероксид водорода. Закрепляют умения работать с лабораторным оборудованием, проводить опыты и объяснять результаты, делать выводы....

04 11 2025 2:58:35

Шляпочные грибы


    Шляпочные грибы

      В процессе лабораторной работы, работы с текстом учебника учащиеся совместно с учителем формулируют выводы об особенностях строения и жизнедеятельности грибов. При этом текстовая информация структурируется, а основные понятия урока преобразуются в схемы....

03 11 2025 6:55:34

Программа элективного курса "Экологический калейдоскоп"


    Программа элективного курса "Экологический калейдоскоп"

      Элективный курс "Экологический калейдоскоп" помогает учащимся овладеть элементарными навыками исследовательской деятельности в природе, сформировать новый стиль мышления, как средство преодоления экологического кризиса. Курс рассчитан на учащихся 13–15 лет, содержит 3 раздела: введение, мониторинг окружающей среды, итоги работы. Занятия курса носят в основном пpaктическую направленность. ...

02 11 2025 4:57:42

Турнир знатоков "В мире животных: пресмыкающиеся"


    Турнир знатоков "В мире животных: пресмыкающиеся"

      Основная цель конкурса: расширить и углубить знания учащихся, полученные на уроках. Детям перед игрой обязательно рекомендуется дополнительная литература, в которой они могут найти информацию о пресмыкающихся. Игра состоит из 6 этапов, каждый из которых проверяет знания детей, а так же их умение анализировать, сравнивать, логически мыслить. ...

01 11 2025 22:35:37

Урок биологии по теме "Иммунитет, или Война до полной победы"


    Урок биологии по теме "Иммунитет, или Война до полной победы"

      Урок помогает познакомить учащихся с защитными свойствами организма; раскрыть сущность иммунитета; познакомить с видами иммунитета. ...

31 10 2025 14:26:16

Внеклассное мероприятие по биологии. Устный журнал "Растения рядом с нами"


    Внеклассное мероприятие по биологии. Устный журнал "Растения рядом с нами"

      Материал выполнен в виде устного журнала, состоящего из нескольких страниц, рассчитан на учащихся 6-7-х классов. Каждая страница содержит данные, связанные с растениями, их значением для окружающей среды и человека. Большой упор сделан на растения данной местности, "Растения под охраной", опасные растения. ...

30 10 2025 14:34:26

Урок–исследование по зоологии на тему "Клетки, ткани и органы"


    Урок–исследование по зоологии на тему "Клетки, ткани и органы"

      Урок проводится с использованием различных методов (презентация, работа в группах, лабораторная), но основной метод – это исследование. Такая форма организации урока зоологии учит наблюдать, видеть, сравнивать и делать выводы. На уроке используется компьютер, микроскопы, лупы, натуральные объекты, готовые препараты и сделанные учащимися. Урок показывает единство происхождения и строения растений и животных. ...

29 10 2025 17:32:40

Урок-вертушка по теме "Строение крови" (8-й класс; биология)


    Урок-вертушка по теме "Строение крови" (8-й класс; биология)

      Урок построен в форме групповой работы, что обеспечивает эффективное использование лабораторного оборудования в условиях недостаточного материального обеспечения. Урок предусматривает лабораторную работу, заполнение таблиц о функциях и составе крови. Перемещение групп в ходе урока обеспечивает динамичность урока, смену деятельности. Материалы урока включают задания для групп, маршрутные листы, контроль - презентацию для первичной проверки усвоения знаний. ...

28 10 2025 18:17:27

Разработка урока в 8-м классе "Историческое прошлое людей"


    Разработка урока в 8-м классе "Историческое прошлое людей"

      Разработка урока в 8-м классе по курсу «Биология. Человек» составлена на основе УМК В.В. Пасечник, в который включен материал о происхождении человека. Разработка включает задания для проверки изученной темы «Систематическое положение человека» и является ее логическим продолжением....

27 10 2025 9:22:25

Работа в контенте "Глобальное мышление" на уроках биологии. Урок "Биосфера – открытая саморегулирующаяся система"


    Работа в контенте "Глобальное мышление" на уроках биологии. Урок "Биосфера – открытая саморегулирующаяся система"

      Образование является стратегическим ресурсом общества и одним из путей познания мира. В образовании нужна не столько сумма знаний, сколько сам путь познания. Глобальное мышление - основа понимания современного динамично развивающегося мира, его целостности и соподчинённости. Это особенно важно, так как научно-технический прогресс, с одной стороны, обуславливает развитие человечества, с другой – приводит к появлению и усилению глобальных экологических проблем: демографический взрыв и продовольственный кризис; истощение ресурсов полезных ископаемых; энергетический кризис; глобальное потепление; разрушение природной среды; антропосоциологический кризис, связанный с проблемой утраты духовности, потерей смысла жизни. Очевидна огромная роль школы в том, чтобы научить юное существо адаптироваться в быстро меняющемся и порой агрессивном мире, вооружить его защитными механизмами. Этой цели служит технология глобального мышления....

26 10 2025 5:48:57

Открытый урок природоведения в 5-м классе "Изменение температуры воздуха с высотой"

Урок способствует формированию знаний об изменении температуры воздуха с высотой; знакомит с процессами образования облаков, видами осадков. Расширяются знания учащихся о воздухе, полученные в начальной школе....

25 10 2025 18:27:25

Школьный пpaктикум как средство повышения мотивации на начальном этапе изучения предмета биология


    Школьный пpaктикум как средство повышения мотивации на начальном этапе изучения предмета биология

      В 5–6-х классах при изучении биологии на начальном этапе необходимо использовать частые переходы от теории к пpaктике для успешного овладения знаниями и повышения мотивации к предмету. В статье отражены некоторые методы и приемы в обучении, связанные с пpaктической деятельностью учащихся на уроках: работа с натуральными объектами, проблемное обучение, экскурсии, пpaктические работы на участке, использование кинофильмов....

24 10 2025 21:46:36

Нестандартный урок биологии по теме "«Подарки» природе от человека"


    Нестандартный урок биологии по теме "«Подарки» природе от человека"

      Данная разработка предлагает проведение нестандартного урока с целью ознакомить учащихся с основными экологическими проблемами, показать зависимость всего живого от деятельности человека. На уроке использованы элементы театрализации, творческие отчеты групп, лабораторный пpaктикум. ...

23 10 2025 7:24:16

Конспект урока биологии в 6-м классе "Воздушное питание растений. Фотосинтез. Значение фотосинтеза для жизни на Земле"


    Конспект урока биологии в 6-м классе "Воздушное питание растений. Фотосинтез. Значение фотосинтеза для жизни на Земле"

      Расширяются знания учащихся о питании растений, показываются особенности получения растением питательных веществ. Изучается значение фотосинтеза (образование на свету органических веществ из неорганических) и его роль для жизни на Земле.Учащиеся распознают органы растений в таблицах, работают с рисунками учебника....

22 10 2025 0:31:47

Урок биологии по теме "Витамины". 8-й класс


    Урок биологии по теме "Витамины". 8-й класс

      Витамины называют чудесными веществами. И это действительно так. Как оказалось, материал по этой теме чудесным образом быстро забывается. Предлагаемая форма урока помогает более образно запомнить все виды витаминов, а работа в малых группах помогает проявиться всем учащимся....

21 10 2025 16:31:32

Урок "Все о грибах"


    Урок "Все о грибах"

      На уроке учащиеся получают знания о многообразии грибов, их роли в природе и жизни человека. Урок помогает решить триединую задачу обучения биологии: развитие интереса к предмету, изучение и понимание признаков и свойств живого, понимание места и роли человека в природе....

20 10 2025 8:32:17

Урок биологии по теме "Необыкновенная обыкновенная вода"


    Урок биологии по теме "Необыкновенная обыкновенная вода"

      Урок объединяет различные учебные предметы, затрагивающие тему воды. Учащиеся получают полное представление о важном веществе воде, о его значении в жизни всех живых существ. Воспитывается интерес к знаниям, окружающему миру, творчество в работе, более внимательное отношение к окружающему миру и чувственно-ценностное отношение к воде....

19 10 2025 10:18:14

Урок по теме "Цветок — генеративный орган, его строение и значение"


    Урок по теме "Цветок — генеративный орган, его строение и значение"

      Урок проводится с целью познакомить учащихся со строением цветка; сформировать представление о значении цветка для растения. Для развития креативного мышления учащихся используются задания творческого хаpaктера....

18 10 2025 13:21:59

Разработка обобщающего урока в 9-м классе по теме "Кожа"


    Разработка обобщающего урока в 9-м классе по теме "Кожа"

      Обобщающий урок в 9-м классе по теме «Кожа» позволяет не только расширить знания о гигиенических требованиях ухода за кожей и ее образованиями, но и способствует формированию познавательного интереса, профессиональному самоопределению....

17 10 2025 19:22:58

Происхождение птиц и приспособленность к среде обитания

Переходные формы — археоптерикс и археорнис — в виде ископаемых остатков (отпечатков) обнаружены в верхнеюрских отложениях....

16 10 2025 11:25:47

Программа элективного курса по биологии "Решение задач по генетике"


    Программа элективного курса по биологии "Решение задач по генетике"

      Элективный курс "Решение задач по генетике" рекомендован учащимся 9–11-х классов, обучающимся по учебникам цикла Н.И. Сонина. На занятиях учащиеся учатся решать, оформлять, анализировать генетические задачи. ...

15 10 2025 20:27:49

Урок-презентация "Трудимся во благо Отечества"


    Урок-презентация "Трудимся во благо Отечества"

      На уроке учащиеся узнают о вкладах людей в историю Отечества и о том вкладе, который могут внести они сами. ...

14 10 2025 8:37:46

Программа элективного курса "В мире профессий"


    Программа элективного курса "В мире профессий"

      Представленный предметно-ориентированный курс развивает познавательный интерес к профессиям биологической направленности, способствуют развитию коммуникативности учащихся, а также подтверждает востребованность биологических знаний в современном обществе, где ведущими являются рыночные отношения. ...

13 10 2025 16:10:36

Тема урока: "Жизненные формы комнатных растений"


    Тема урока: "Жизненные формы комнатных растений"

      Целью моей работы было разработать систему жизненных форм комнатных растений. Среди комнатных растений можно выделить те же жизненные формы, что и у растений, окружающих нас в естественных условиях. Поэтому изучение понятия жизненной формы станет возможным на уроке на примере комнатных растений....

12 10 2025 12:15:41

Биоэкологические исследования на уроках биологии, экологии, географии


    Биоэкологические исследования на уроках биологии, экологии, географии

      Исследование предполагает межпредметную интеграцию, что позволяет учитывать при работе с детьми их интересы к различным дисциплинам....

11 10 2025 9:47:40

Деление клетки. Митоз


    Деление клетки. Митоз

      Урок знакомит с фазами митоза и пониманием его биологического значения. У учащихся формируется умение последовательно выстраивать процессы митоза. Создаются условия для осмысления новой учебной информации и ее применения в учебных ситуациях, проверки уровня усвоения системы знаний и умений....

10 10 2025 2:30:55

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии


    Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии

      Процесс учебной деятельности таит в себе богатые возможности для умственного развития ребенка и позволяет увлечь его этой деятельностью. Обучение и воспитание должно опираться на любознательность школьников. Задача учителя – увлечь ребенка самим процессом обучения, воспитать внутреннюю потребность учиться. Ребенок, увлеченный процессом учения, не столько озабочен результатом, сколько самим ходом решения....

09 10 2025 4:40:41

Урок по теме "Экология как наука. Экологические факторы"


    Урок по теме "Экология как наука. Экологические факторы"

      Урок представляет собой беседу о предмете экологии, её задачах, классификации экологических факторов с использованием презентации. Фронтальная работа с изображениями. В ходе урока идет просмотр анимации «Абиотические факторы», выполнение письменных заданий с использованием дополнительного материала. Закрепление материала проводится в форме игры «Кот в мешке»....

08 10 2025 3:52:58

Урок биологии "Видообразование. Результаты микроэволюции"


    Урок биологии "Видообразование. Результаты микроэволюции"

      Представленный урок "Видообразование. Результаты микроэволюции", проведённый в 11-х классе, направлен на комплексное повторение и закрепление знаний учащихся об эволюционных процессах популяций, повторение генетики (полиплоидия, гибридизация, хромосомные мутации). Учащиеся получают представление о путях, типах и скорости видообразования. Постоянно ставятся проблемные вопросы, проводится связь нового материала с ранее изученным, его сравнение, обобщение. На основе наводящих вопросов ребята самостоятельно формируют выводы, умело связывают теоретический материал с пpaктикой жизни....

07 10 2025 6:16:50

Обобщающий урок по теме "Клеточное строение организмов". 5-й класс

Цель урока: обобщить и систематизировать знания о строении растительной клетки и протекающих в ней жизненно важных процессах....

06 10 2025 22:22:48

Сценарный план урока биологии на тему «Шляпочные грибы». 5-й класс


    Сценарный план урока биологии на тему «Шляпочные грибы». 5-й класс

      Цель урока: познакомится со строением шляпочных грибов и многообразием шляпочных грибов. Задачи: познакомить школьников с особенностями строения, многообразием и значением грибов; научить распознавать грибы по хаpaктерным признакам....

05 10 2025 23:44:44

Электронный образовательнй ресурс "Школьный атлас-определитель цветковых растений"


    Электронный образовательнй ресурс "Школьный атлас-определитель цветковых растений"

      Электронное пособие предназначено для учащихся 6–7-х классов. Выполнено пособие в программе Microsoft PowerPoint. Традиционно в школе изучаются семь семейств покрытосеменных из классов двудольных и однодольных. Определительные карточки сложны для использования. Атлас-определитель позволит ученикам быстро и просто определить 51 вид растений....

04 10 2025 10:54:15

Автотрофные бактерии: питание, размножение и распространение

Автотрофные бактерии: питание, размножение и распространение Автотрофные бактерии — это бактерии, которые могут синтезировать органические вещества из неорганических в результате фотосинтеза (фототрофные) и хемосинтеза (хемотрофные)....

03 10 2025 5:54:58

Сценарий выступления детского театра "Сохраним нашу планету"


    Сценарий выступления детского театра "Сохраним нашу планету"

      В данной постановке участвуют дети разного возраста, которые вовлечены в активную агитационно-пропагандистскую работу посредством искусства. Дети получают возможность выступать на сцене и показывать свои таланты. В процессе творчества у обучающихся воспитывается любовь и бережное отношение к планете, природе, друг к другу....

02 10 2025 23:16:36

Внеклассное мероприятие – ток-шоу «Жить здорово»


    Внеклассное мероприятие – ток-шоу «Жить здорово»

      Мероприятие проводится по принципу телепередачи "Жить здорово!" с главной ведущей Еленой Малышевой. Данное мероприятие проводится с целью пропаганды здорового образа жизни, можно проводить на классных часах, на занятиях кружка и т.д....

01 10 2025 1:51:20

Элективный курс "Тайны человеческого тела"


    Элективный курс "Тайны человеческого тела"

      В курсе дан интересный материал об особенностях строения пpaктически каждого органа нашего тела. Человеческие существа невероятно интересны. Познать самого себя, свои особенности, интересы и склонности, особенности мышления, памяти, внимания. Весь наш организм – это сплошная загадка. Рождение и cмepть, несчастный случай, возможность заболеть и возможность выжить в критической ситуации – все это хотел бы каждый из нас узнать, особенно ребята....

30 09 2025 8:41:26

Интегрированный урок по биологии и психологии: "Как действуют органы чувств и анализаторы"


    Интегрированный урок по биологии и психологии: "Как действуют органы чувств и анализаторы"

      Интегрированный урок (биология + психология), 8-й класс: "Как действуют органы чувств и анализаторы". На данном уроке с точки зрения двух наук (биологии и психологии) рассматривается работа органов чувств; впервые вводится понятие анализатор; изучается строение анализатора; учащиеся узнают, что такое зрительные иллюзии. Основная идея урока заключается в том, чтобы опытным путём, вместе с учащимися выяснить, как работают органы чувств; как создаётся целостное восприятие мира. ...

29 09 2025 14:16:36

Открытый урок в профильной группе. Тема: «Фотосинтез»

Урок по теме «Фотосинтез» проводится для профильной группы 10-го класса. Тема изучается на протяжении 3 уроков. На 1-м уроке изучается история процесса фотосинтеза, вклад ученых в развитие учения о фотосинтезе, фазы фотосинтеза. Урок соответствует новым ФГОС. Ребята сами определяют тему урока, ставят цели, создают мини-проекты....

28 09 2025 2:44:59

Презентация к уроку "Интеллектуальные игры как средство обобщения пройденного материала"


    Презентация к уроку "Интеллектуальные игры как средство обобщения пройденного материала"

      Сценарий урока в форме интеллектуальной игры «Своя игра» для учащихся 5-х классов....

27 09 2025 3:13:40

Технологическая карта урока биологии на тему "Лишайники"


    Технологическая карта урока биологии на тему "Лишайники"

      Цель урока: определить место лишайников в царстве растений....

26 09 2025 16:12:37

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::