Урок-исследование по теме "Клеточное строение листа"

Тип урока: урок изучения нового материала.
Форма проведения: урок-исследование.
Триединая цель урока:
1. Образовательная: познакомить учащихся с клеточным строением листа; установить связь особенностей строения клеток с выполняемыми им функциями; продолжить формирование умения приготовления микропрепарата и работа с ним.
2. Развивающая: развивать логическое мышление, память, внимание, познавательный интерес, исследовательские умения.
3. Воспитательная: воспитывать чувство сопереживания, самоконтроля, культуру труда.
Оборудование: презентация, готовые микропрепараты, микроскопы.
Планируемые результаты обучения:
Учащиеся должны знать:
- строение и функции кожицы листа;
- роль устьиц в жизни растений;
- строение устьиц;
- особенность строения столбчатой ткани;
- хаpaктерные признаки губчатой ткани;
- строение проводящих пучков жилок листа;
- значение слов кожица листа, устьица, столбчатая и губчатая ткани, межклетники, проводящие пучки, мякоть листа, осмос, трaнcпирация.
Учащиеся должны понимать:
- зависимость интенсивности трaнcпирации от состояния замыкающих клеток устьиц;
- что осмотическое давление неодинаково у различных растений и в клетках разных органов одного и того же растения.
Структура урока
1. Оргмомент.
2. Введение в урок. Создание проблемной ситуации.
3. Изучение нового материала.
4. Закрепление.
5. Тестовый контроль.
6. Рефлексия.
7. Подведение итогов урока.
8. Домашнее задание.
Ход урока
1. Оргмомент (отметить отсутствующих учеников в журнале, визуально проверить готовность к уроку, словами “В добрый путь” психологически настроить на урок).
2. Введение в урок.
Вопросы учителя:
1. Какой орган растения Вы изучаете? (Лист)
2. Какую важную работу (функцию) выполняет лист? (Участвует в фотосинтезе, газообмене, испарении воды)
Создаю проблемную ситуацию. Вы хотите узнать, какие особенности внутреннего строения листа помогают выполнять ему эти функции? (“Да”)
Для ответа на этот вопрос мы с Вами должны изучить клеточное строение листа, поэтому тема нашего урока “Клеточное строение листа”. (Слайд 2).
Презентация.
Прошу учащихся помочь мне сформировать цель урока.
Цель урока: выяснить, как клеточное строение листа соответствует его функции. (Слайд 2).
Для того, что бы изучить клеточное строение листа, нам необходимо его исследовать. (Слайд 3). Поэтому у нас не просто урок, а урок-исследование. Представьте себе, что мы с Вами находимся в научно-исследовательской лаборатории. Я главный сотрудник лаборатории, а Вы мои помощники. Действительно помощники, так как вместе с Вами в нашей лаборатории мы заранее приготовили микропрепарат кожицы листа для исследования на уроке.
Вспомните, как Вы готовили микропрепарат (ответы учеников).
Напомните правила работы с микроскопом (ответы учеников).
Приступаем к исследованию.
Для того, что бы у Вас было представление, какие клетки входят в состав листа, откройте учебник страница 118 рис. 84. Ответьте на вопрос, какие клетки образуют внутреннее строение листа?
Исследование начнем с клеток кожицы листа.
1. Найдите бесцветные клетки кожицы. Рассмотрите их форму и строение.
- На какие уже известные вам клетки они похожи?
- Почему они бесцветные и прозрачные?
- Какую функцию они выполняют?
- Посмотрите, оболочки клетки плотно прилегают друг к другу?
- Какое это имеет значение для листка?
- Группы клеток имеют одинаковое строение и выполняют одну и туже функцию – называют тканью. Какой тканью образованы клетки кожицы? (Покровная).
- Среди бесцветных и прозрачных клеток кожицы увидели другие клетки? (Да). Они получили название устьичные клетки. (Слайд 4).
2. Найдите устьичные клетки? Чем устьичные клетки отличаются от других клеток кожицы листа? (Слайд 5).
Я показываю слайд и рассказываю о строении устьиц, их количестве на разных листовых пластинках, тем самым подвожу к вопросу о значении устьиц для листка. (Слайд 6).
Я рассказываю о нахождении устьиц у сухопутных растений, водных растений, плавающих на поверхности воды, также на подводных листьях. (Слайд 7).
3. Физкультминутка для глаз.
4. Зарисуйте кожицу листа под микроскопом. Отдельно зарисуйте устьице. Сделайте надписи к рисункам. (Рабочая тетрадь 42 с. Задание 81).
5. Сделайте вывод о значении кожицы листа.
Продолжаем наше исследование.
- Какие клетки находятся под верхним слоем кожицы? (Клетки мякоти).
- Верхние два слоя клеток получили название “столбчатая ткань”.
- Почему они получили такое название? (Клетки расположены вертикально в виде столбиков).
- Клетки, которые прилегают к нижней кожицы, образуют губчатую ткань. Как Вы думаете, почему ее называют губчатой тканью? (Клетки более круглые, неправильной формы, неплотно прилегают друг к другу).
- Как называется прострaнcтво между клетками? (Межклетники).
- Как Вы думаете, чем они заполнены? (Воздухом, парами воды).
- Какие клетки столбчатой или губчатой ткани имеют более зеленую окраску? (Клетки столбчатой ткани).
- Какое вещество придает им зеленую окраску? (Хлорофилл, который находится в хлоропластах).
Основная функция этих клеток – фотосинтез.
Столбчатая и губчатая ткани являются разновидностью основной ткани. (Фотосинтезирующей).
Клетки мякоти листа – основная ткань.
Вывод: мы выяснили, как строение клеток соответствует выполнению функции основной ткани?
Исследуем жилки листовой пластинки. (Слайд 8).
Вспоминаем особенности строения сосудов, ситовидных трубок, какую выполняют функцию и какой образованы тканью.
Жилки листка прочные, удерживают листковую пластинку, придают листку прочность. (Слайд 9). Как Вы думаете, с какими особенностями строения клеток это связано? (В каждой жилке проходит пучек волокон, клетке с крепкими оболочками, и толстыми стенками).
Исследование завершено, цель урока мы достигли? (Да).
Что мы выяснили? (Ответы учащихся).
Учитель подводит итоги исследования.
Закрепление пройденного материала.
1. Какие клетки образуют листовую пластинку?
2. Какое значение имеет кожица листа? Клетками какой ткани она образована?
3. Что такое устьица и где они расположены?
4. Какое строение имеют клетки мякоти листа? К какому типу тканей они относятся?
5. В каких клетках листа особенно много хлоропластов?
6. Какую функцию выполняют проводящие пучки листа? Клетками каких тканей они образованы?
Найди ошибки (Игра “капитан Врунгель”)
(Клеточное строение листа)
1. Клетки кожицы образованы механической тканью, они пропускают свет и выполняют защитную функцию.
2. Устьичные клетки выполняют защитную функцию.
3. Клетки мякоти листа состоят из сосудов и ситовидных трубок.
4. Клетки мякоти листа имеют зеленый цвет, так как в них содержится хлорофилл.
5. Межклетники заполнены воздухом.
6. Волокна, которые входят в состав жилок листа, выполняют проводящую функцию.
Тестовый контроль с последующей взаимопроверкой.
Клеточное строение листа
Вариант 1
1. К какому типу тканей относится кожица листа?
А) покровная ткань;
Б) проводящая ткань;
В) механическая ткань.
2. Какую функцию выполняют устьица листа?
А) проведение жидкостей;
Б) газообмен;
В) опора.
3. Чем отличается губчатая ткань от столбчатой?
А) расположением клеток;
Б) цветом клеток.
4. Какие клетки листа пропускают свет?
А) сосуды;
Б) ситовидные клетки;
В) клетки кожицы.
5. В каких клетках находятся хлоропласты?
А) в клетках кожицы;
Б) в межклетниках;
В) в клетках мякоти листа.
Вариант 2
1. Где расположены клетки устьиц?
А) в межклетниках;
Б) в клетках мякоти;
В) в клетках кожицы.
2. Чем отличается губчатая ткань от столбчатой?
А) расположением клеток;
Б) цветом клеток.
3. В каких клетках находятся хлоропласты?
А) в клетках кожицы;
Б) в межклетниках;
В) в клетках мякоти листа.
4. К какому типу тканей относится кожица листа?
А) покровная ткань;
Б) проводящая ткань;
В) механическая ткань.
5. Какую функцию выполняют устьица листа?
А) проведение жидкостей;
Б) газообмен;
В) опора.
Ключ ответа:
Вариант 1
1А, 2Б, 3А, 4В,5В
Вариант 2
1В, 2А, 3В, 4А, 5Б
Рефлексия (что нового узнали на уроке).
Подведение итогов: Дать хаpaктеристику работы учащихся на занятии.
Домашнее задание: поставить опыт с последующим наблюдением с. 119. Выполнить творческое задание: текст из 4-5 предложений и в 2-х из них допущены ошибки.
Комментарии:
Учащиеся знакомятся с понятием "здоровый образ жизни". Формируется представление о себе, своём здоровье как о самой важной ценности. Созданы условия для первичной оценки подростками своего здоровья. Учащиеся разбираются в том, как вредные привычки влияют на жизнь и здоровье человека....
20 11 2025 21:15:59
Обобщение знаний по теме «Класс Птицы» проводится всегда интересно, ярко, красочно. Урок проводится в форме путешествия по материкам. Использование при проведении этого урока метода информационных листов сделает его еще и результативным, т.к. поможет систематизировать уже имеющиеся знания....
19 11 2025 6:20:52
Обобщающий урок-викторина по теме «Семейства цветковых растений» закрепляет знания о принадлежности цветковых растений к определенным семействам, о происхождении и использовании культурных растений. Можно использовать как внеклассное мероприятие во втором полугодии....
18 11 2025 18:36:29
Конспект урока биологии в 7-м классе, основная цель которого раскрыть особенности строения медоносной пчелы в связи с общественным образом жизни, выявить её роль в природе и жизни человека....
17 11 2025 6:50:30
Обобщающий урок-игра для 8-го класса проводится в занимательной форме смотра знаний с целью углубить и закрепить знания учащихся по биологии по темам "Обмен веществ", "Выделение", "Терморегуляция". Через занимательные задания развивается биологическое мышление, устная речь, способность применять имеющиеся знания при поиске решения проблемных ситуаций....
16 11 2025 19:25:49
Научить ученика самостоятельной работе с материалом учебника - важная ступень обучения пятиклассников. Развивая познавательный интерес, создавая условия необходимости самостоятельного получения знаний, ученик учится действовать, а это важная задача образования Нового времени. Постановка урока дает возможность каждому ученику проявить себя на определенном этапе урока.
...
15 11 2025 10:17:32
Представлены различные дидактические материалы, позволяющие повысить наглядность урока. В ходе урока идет овладение наиболее важными понятиями и терминами. В заключение урока проводится первичная проверка знаний по дидактическим карточкам и в форме устного опроса....
14 11 2025 13:20:20
Устная проверка имеет ряд недостатков: она не даёт возможности сравнить ответы учащихся на один и тот же вопрос и делать объективный вывод об уровне овладения знаниями учеников класса в целом. Поэтому в последние годы всё более широкое применение в обучении биологии находят нетрадиционные формы и методы проверки с помощью открытых и закрытых тестов....
13 11 2025 21:29:41
Ежедневно мы слышим предостережения и призывы: "Будущее Земли в опасности!" Необходимо изучить и понять эту сложную систему, которую представляет собой планета Земля. И здесь велика роль биологической науки. Нашу планету часто сравнивают с гигантским космическим кораблём, летящим по просторам Вселенной. А человечество - экипаж этого корабля. Красивое сравнение. В чём-то даже мудрое. Но все мы должны осознать, что у нашего корабля Земля нет аварийного выхода!...
12 11 2025 13:56:28
Обобщающе-интегрированный урок по биологии для учащихся 7-го класса на тему «Тип Члeнистоногие. Неизвестное об известном» обобщает, систематизирует и закрепляет изученный материал по теме Члeнистоногие, проверяет полноту, гибкость и осознанность усвоения учащимися новых знаний и умений реализовывать вновь приобретенные знания, выявление пробелов в ЗУН для последующей коррекции....
11 11 2025 12:58:34
ИКТ, в том числе презентации, на уроках биологии повышают мотивацию учащихся к изучению предмета и, как следствие, уровень обученности. Познавательный интерес к предмету, формирование предметной компетенции − основание для профессиональной ориентации учащихся, что подтверждается выбором биологии для сдачи экзамена в новой форме в 9-м классе и ЕГЭ, а также профессиональным самоопределением....
10 11 2025 11:11:55
Урок систематизирует знания, полученные при изучении темы, повторяет термины, значение сердца, данные кардиологии, влияние вредных веществ на сердечно-сосудистую систему; закрепляет: умение и навыки работы с микроскопом, умение подсчитывать пульс, оказать первую медицинскую помощь при различных видах кровотечения.
...
09 11 2025 9:44:39
Жизнь организмов зависит от многих условий: температуры. освещенности, влажности, других организмов. Безокружающей среды живые организмы не способны дышать,...
08 11 2025 15:13:24
Урок биологии с применением проблемного подхода для развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
Моей целью как учителя является формирование саморазвивающейся, умеющей принимать самостоятельные правильные решения личности, то есть субъекта деятельности, производящего самого себя. Мотивация, приносящая ребенку радость познания, вызывает устойчивый интерес к учебе....
07 11 2025 18:55:27
Мероприятие проводится на неделе естественных наук. Учащиеся активизируют и закрепляют знания; развивается познавательный интерес к биологии....
06 11 2025 8:29:24
Интеpaктивные свойства программной среды MS PowerPoint позволяют создавать продукты учебного назначения с элементами управления, т. е. полноценные электронные образовательные ресурсы. В статье рассматривается дидактический потенциал приложения как инструмента для создания электронных определителей биологических видов с помощью настройки действия. В качестве образцов представлены образовательные ресурсы, предназначенные для определения предусмотренных школьной программой покрытосеменных растений....
05 11 2025 6:43:50
Урок является итоговым по теме «Опopно-двигательная система». К уроку учащиеся готовят небольшие сообщения. В конце урока проводится тестовая работа на проверку конкретных знаний по изученной теме. На уроке ведётся пропаганда здорового образа жизни.
...
03 11 2025 16:15:42
Об использовании интеpaктивных медиапособий на уроках биологии с приведением примеров....
02 11 2025 12:35:23
Урок призван способствовать развитию познавательного интереса, активизировать знания, сформировать навыки общения, сотрудничества, коллективизма. Викторину можно проводить как урок с учащимися одного класса, а также как внеклассное мероприятие во время проведения недели естественных наук....
01 11 2025 9:52:18
Урок в 5-м классе служит организации деятельности учащихся по изучению и первичному закреплению основных понятий классификации растений (одноклеточные и многоклеточные, цветковые и нецветковые, теневыносливые, светолюбивые, дикорастущие, культурные). Проверка выполнения домашнего задания проводится в виде цифрового диктанта. Во время урока используется работа с цифровым микроскопом....
31 10 2025 21:50:53
Урок биологии в 7-м классе "Роль млекопитающих в природе и жизни человека, их охрана" - это один из заключительных уроков по теме "Млекопитающие". Урок содержит элементы проблемного обучения. Основная цель урока - сформировать экологическую культуру учащихся с элементами краеведения. Использование разнообразных активных методов обучения, проблемное построение урока способствуют развитию познавательного интереса....
30 10 2025 21:39:18
При проведении урока были использованы ни только различные методы и приемы активизации познавательной деятельности учащихся, но и методы и приемы проверки и оценки знаний и навыков учащихся: организация взаимоконтроля, самоконтроля и самооценки. При проверке знаний были использованы на компьютере программированные задания. В отличие от тестов в заданиях используются правильные ответы....
29 10 2025 5:20:44
Урок расширяет знания учащихся о заболеваниях кожи; формирует гигиенические навыки; развивает навык самостоятельной работы учащихся с дополнительной литературой, видеофрагментами, интерес к предмету.
...
28 10 2025 20:44:37
Урок закрепляет знания о птицах, развивает интерес к предмету, экологическому образованию....
27 10 2025 6:39:11
Проведение устных журналов, где учащимся приходится самим готовить материал, презентации к нему, составлять и решать задачи, отстаивать свою точку зрения – это один из возможных вариантов активизации деятельности учащихся. Данный журнал может быть использован на уроках географии, биологии, истории или как звено в цепочке внеурочных мероприятиях, посвященных истории развития знаний о селекции растений и великих селекционерах....
26 10 2025 3:25:13
Цель урока: создание условий для усвоения темы урока и формирование познавательного интереса к предмету через использование информационно-коммуникационных технологий; раскрыть сущность и значение матричного синтеза, хаpaктерного для живой природы;
познакомить с молекулярными основами передачи и реализации наследственной информации и роли нуклеиновых кислот и белков в этих процессах....
25 10 2025 7:28:28
На уроке учащиеся хаpaктеризуют сущность различных генетических законов и закономерностей, решают генетические задачи, объясняют причины результатов, полученных учеными при скрещивании организмов.
...
24 10 2025 5:31:37
Интегрированный урок биологии и физической культуры соответствует учебной программе и содержит образовательную, развивающую и воспитательную задачи. Особенность урока состоит в одновременном участии двух педагогов-предметников. На уроке используются различные формы деятельности, учащиеся ведут активную, подвижную работу. Урок содержит материал не только из школьной программы, но и дополнительный....
23 10 2025 10:51:10
Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся проводится в групповой форме. С одной стороны, это создает атмосферу соперничества, что активизирует познавательную деятельность учащихся, а с другой ‒ идею сотрудничества между ребятами в группе. Урок проходит легко и доброжелательно, так как не похож на обычную, часто пугающую ребят контрольную работу....
22 10 2025 8:14:26
Представлен конспект урок по теме "Генетика человека. Наследование признаков, сцепленное с полом". Тема урока дает возможность учителю и ученикам расширить представление о наследственности и изменчивости организмов, и, как правило, вызывает интерес с точки зрения изучения влияния факторов на здоровье человека, на передачу наследственных свойств организма, расширяет знания учащихся о генетических заболеваниях. Дополнительный материал к уроку подразумевает межпредметную связь с историческими дисциплинами....
21 10 2025 23:33:58
Учащимся нужно изучить особенности строения и жизнедеятельности паукообразных; установить их значение в природе и жизни человека. Цель: учить обобщать, анализировать, делать выводы; развивать творческие способности учащихся, умение работать в группах; воспитывать бережное отношение к окружающей среде....
20 10 2025 15:12:41
Курс выявляет и объясняет биологические и экологические объекты, процессы и явления в поэзии, развивает интерес учащихся к биологии, экологии и литературе. Подробное изучение биологических аспектов помогает понять главную мысль стихотворения....
19 10 2025 4:19:28
Использование информационно-коммуникативных технологий в современном обществе приводит к изменению приоритетов важности отдельных технологических умений. Такое изменение приоритетов, приводящее к отмеченному выше изменению понятия грамотности, сказывается и на изменении содержания образования. Использование информационных технологий может обеспечить существенную экономию учебного времени....
18 10 2025 13:30:26
На уроке ученики получают план хаpaктеристики растений семейства, учатся составлять и использовать графический конспект, что облегчает восприятие учебного материала на последующих уроках....
17 10 2025 12:56:48
Данная разработка урока входит в методический комплекс уроков по теме "Семя". Учащиеся самостоятельно исследуют состав семени, делают выводы и предположения. Материалы урока дают возможность поставить исследовательскую задачу, разработать материал и защитить его в рамках короткого времени....
16 10 2025 3:50:10
Контрольно-обобщающий урок для 6-го класса с целью закрепить и обобщить материал темы; проконтролировать уровень учебных компетенций учащихся с помощью КИМ....
15 10 2025 10:37:36
Какие бы реформы ни проходили в образовании, все они замыкаются на педагоге и ребёнке. Естественно, что на первый план выдвигается проблема поиска новых подходов к организации педагогической деятельности, с тем чтобы создать реальную возможность развития личности, человеческой индивидуальности Ребёнок, по образному выражению А.Н. Леонтьева, должен "прожить обучение", то есть когда обучение становится частью личной жизни учащегося, приобретает для него глубокий пpaктический смысл. При этом приоритетной является педагогика гуманистическая, личностно-ориентированная, развивающая. Чем сильнее принуждение, тем сильнее реакция отторжения. Лишь немногие дети в обычных школах сохраняют интерес к учению....
14 10 2025 14:59:47
На уроке рассматриваются особо охраняемые территории Омской области, в частности Баировский республиканский государственный комплексный заказник. Какие виды животных охраняются на территории Баировского заказника. В основе игровой части урока – материалы связанные с Красной книгой Омской области....
13 10 2025 23:31:53
Представители Споровиков живут в организме животных или человека в анаэробных условиях (облигатные паразиты). Все этапы жизненного цикла связаны с клетками хозяина. За пределами организма они быстро погибают....
12 10 2025 23:51:53
В процессе усвоения биологии учащиеся овладевают учебными знаниями, умениями и навыками, что способствует повышению уровня их познавательной самостоятельности. Усвоение учащимися системы биологических знаний – необходимое условие формирования их мировоззрения, гигиенического, пoлoвoго, экологического, трудового и нравственного воспитания....
11 10 2025 22:57:52
Цели урока: с помощью маленького прекрасного насекомого - бабочки углубить знания по разным предметам; пробудить интерес детей и семьи к данной теме; создать условия для развития и саморазвития ребенка....
10 10 2025 21:42:30
Знание этапов онтогенеза позволяет не только говорить об общности происхождения живого мира, но и имеет важное значение в определении систематической принадлежности видов, в медицине. Урок проводится с целью сформировать представление о процессе онтогенеза и факторах окружающей среды, влияющих на изменение развития зародыша....
09 10 2025 15:50:33
Внеклассное мероприятие «Крестики-нолики» рассчитано на учащихся 5-го класса. Оно призвано через познавательную деятельность помочь детям открыть окно в мир знаний и удивительных открытий, развивать остроту мышления и сообразительности у ребят....
08 10 2025 12:10:40
Как в условиях интенсификации УВП овладеть понятийным аппаратом? Авторская «Матрица» – эффективный способ развития понятийного аппарата. Учебная тема, представленная в виде печатных матриц и компьютерной презентации на их основе, помогает интенсифицировать учебный процесс. Даны методические рекомендации по применению педагогического приема «Матрица» на разных этапах урока....
07 10 2025 14:19:45
Современная школа должна формировать глобальное мышление. Механизмы реализации идеи формирования глобального мышления включают комплекс идеологических, нравственно-эстетических, правовых, личностно-мировоззренческих и пpaктических аспектов. Решение этих задач, как мне думается, осуществимо лишь при условии взаимосвязи обучения и воспитания с различными типами и видами внеклассной работы, ориентированными на деятельную жизнь и долголетие....
06 10 2025 14:30:51
В статье рассматривается воспитательная и образовательная роль синквейна, методика составления дидактического синквейна, вариантность использования синквейна на уроках. Умение составлять синквейн – показатель того, что учащиеся знают учебный материал, умеют выделять наиболее хаpaктерные особенности изучаемого явления, процесса. Приведены наиболее удачно созданные, художественно оформленные синквейны....
05 10 2025 19:45:45
Вашему вниманию предлагается урок-путешествие на тему "Витамины". Основной акцент урока сделан на важность здоровья человека, на необходимость вести здоровый образ жизни. Сосредоточено внимание на необходимости употрeбления витаминов людьми, живущими в условиях Крайнего Севера....
04 10 2025 13:55:33
Урок биологии в 6-м классе посвящен изучению корневой системы растений....
03 10 2025 15:23:38
Данный пpaктический курс предлагает изучение экологических и биологических понятий по теме "Популяция" на местном материале с помощью исследовательского проекта. Объектами исследования могут стать как домашние животные, так и дикие. Курс поможет приобрести школьникам навыки исследования, анализа и защиты своего проекта. Примерами ученических результатов может стать презентация, буклет, печатная статья. На основе полученных результатов возможно написание научных работ.
...
02 10 2025 13:47:18
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::





Функции желез внутренней секреции. Гормоны