Тема урока: "Видоизменения листьев и корней растений", 6-й класс

Урок предназначен для учащихся 6-х классов. Для его подготовки были использованы элементы проектной технологии. К этому уроку учащимися была проведена большая предварительная работа в группах. Все учащиеся должны были найти ответ на вопрос: как растения приспособились к жизни в определенных климатических условиях. Для ответа на него каждая группа изучала видоизменения органов растений определенных климатических поясов по учебнику, по дополнительной литературе. Для подбора иллюстраций ребята использовали ресурсы Интернет. Каждая группа сама определила для себя конечный продукт. Результатом самостоятельной работы ребят оказались презентации, а также плакат.
Задачи урока:
образовательные:
- сформировать знания о видах изменений листьев и корней в зависимости от местообитания растений;
- показать взаимосвязь между видоизменениями и выполняемыми функциями;
развивающие:
- развивать умения работать с научной литературой;
- биологическую речь, творческие способности, умение публичного выступления;
воспитательные:
- формировать такие качества личности как смелость, ответственность,
- подчинение собственных интересов интересам коллектива.
Методы обучения: частично-поисковые.
Формы организации учебной деятельности: урок изучения новой темы.
Приемы деятельности учащихся: беседа, выступление с сообщениями с использованием презентаций или плаката, выслушивание сообщений одноклассников, разгадывание кроссворда.
Оборудование:
- компьютер, проектор, экран, презентации:
- “Видоизменения листьев и корней растений пустыни”,
- “Видоизменения листьев и корней растений умеренного пояса”,
- плакат “Видоизменения листьев и корней растений тропического леса”,
- глобус, указки,
- кроссворд,
- маркер,
- карточки с терминами,
- магниты,
- распечатки таблицы.
Ход урока
I. Организационный момент.
Приветствие гостей и учащихся.
II. Переход к изучению новой темы.
Учитель: Сегодня, ребята, вы продолжите знакомство с особенностями строения органов растения и познакомитесь с видоизменениями корней и листьев.
III. Запись темы урока в тетрадь.
IV. Целеполагание.
Учитель: Сегодня на уроке вы должны решить две задачи:
- во-первых, выяснить какие видоизменения листьев и корней развились у растений в зависимости от их местообитания;
- во-вторых, узнать какую роль в жизни растений играют приобретенные видоизменения.
На следующем уроке вы должны уметь:
- называть видоизменения листьев и корней;
- объяснять значение в жизни растений приобретенных видоизменений.
V. Изучение новой темы.
Учитель: Чтобы познакомиться с видоизменениями листьев и корней, мы с вами отправимся в путешествие на корабле “Мыслелет”. Но, перед тем как отправиться в путь, необходимо выяснить, что же обозначает термин “видоизменение”.
Итак, как вы думаете, что подразумевают биологи под словом “видоизменение”?
Учащиеся высказывают свои мнения.
Учитель (делает вывод): Видоизменения органа – это изменение его внешнего облика (вида) в связи с дополнительно приобретенными функциями.
Учащиеся записывают определение в тетрадь.
Учитель: Значение термина выяснили, тогда в путь!
Учитель раскручивает глобус. Останавливает его так, чтобы указка оказалась в районе экватора.
Учитель: Где же мы остановились? Да это же влажные тропические леса! Попросим уважаемых экскурсоводов рассказать нам об особенностях строения листьев и корней растений тропических лесов.
Группа учеников выходит к приготовленному им плакату “Видоизменения листьев и корней растений тропического леса”. Они рассказывают о видоизменениях органов растений, о роли видоизменений в жизни растения, сообщают интересные факты.
Учитель: Спасибо за интересные сообщения.
Ребята, назовите, пожалуйста, видоизменения корней растений тропического леса?
Ученики называют видоизменения, учитель прикрепляет карточки с терминами на магнитную доску под словом “корни”.
Учитель: Какие видоизменения листьев вы можете назвать?
Ученики называют видоизменения, учитель прикрепляет карточки с терминами на магнитную доску под словом “листья”.
Учитель: Молодцы ребята! Отправляемся дальше!
Учитель снова раскручивает глобус. Останавливает его теперь так, чтобы указка оказалась в районе пустынь.
Учитель: Мы с вами оказались в пустыне. Слово предоставляется знатокам пустынных растений.
Группа учащихся выступает с сообщениями по теме “Видоизменения листьев и корней растений пустыни”. Рассказ ведется параллельно с демонстрацией презентации, приготовленной учащимися этой группы (Приложение 1).
Учитель: Благодарю выступавших.
Ребята, какие видоизменения листьев растений пустыни вы можете назвать?
Ученики называют видоизменения, учитель прикрепляет карточки с терминами на магнитную доску под словом “листья”.
Учитель: Прекрасно! Что же, снова в путь!
Учитель снова раскручивает глобус. Останавливает его так, чтобы указка оказалась в районе мереного пояса.
Учитель: Вот мы с вами и дома – в умеренном поясе. Послушаем, что же интересного развилось у наших растений.
Группа учащихся выступает с сообщениями по теме “Видоизменения листьев и корней растений умеренного пояса”. Рассказ ведется параллельно с демонстрацией презентации, приготовленной учащимися этой группы (Приложение 2).
Учитель: Спасибо. Перечислите видоизменения корней растений умеренного пояса.
Ученики называют видоизменения, учитель прикрепляет карточки с терминами на магнитную доску под словом “корни”.
Учитель: Какие особенности листьев сформировались у некоторых наших растений?
Ученики называют видоизменения, учитель прикрепляет карточки с терминами на магнитную доску под словом “листья”.
VI. Вывод по уроку.
Учитель: Итак, ребята, наше путешествие завершилось. Подведем его итоги.
Ответьте мне на следующие вопросы:
Какие видоизменения корней существуют?
Какие видоизменения листьев могут возникать у растений?
VII. Задание на дом.
§§ 21, 25, заполнить таблицу (Приложение 3
).VIII. Закрепление.
Разгадывание кроссворда, который прикрепляется заранее на тыльной стороне доски (Приложение 4).
Комментарии:
Данная разработка предлагает проведение контрольно-обобщающего урока с использованием презентации по теме «Tрaнcпортные системы организма» с целью повторения, систематизации, обобщения, расширения знаний о кровеносной и лимфатической системах организма человека.
...
05 12 2025 20:37:35
Интерес к окружающему нас миру всегда вызывает много вопросов у детей. Конспект урока представляет материалы о символах края, о географическом положении, о климатических зонах, о формах земной поверхности, о растительном и животном мире. Материал урока можно использовать на уроке окружающего мира, краеведения, географии....
04 12 2025 12:39:24
Урок-экспедиция помогает активизировать познавательную деятельность учащихся. Учащиеся знакомятся с лекарственными растениями сообщества болота своей местности, их лечебными свойствами.
...
03 12 2025 10:37:55
На уроке рассматривается механизм определения пола человека и наследования признаков, сцепленных с полом; продолжается формирование навыков решения генетических задач; развиваются умения учащихся анализировать, делать выводы, объяснять выявленные закономерности. Используется метод проблемного обучения....
02 12 2025 20:48:17
Урок обобщает и закрепляет знания учащихся по теме «Покрытосеменные растения»....
01 12 2025 19:20:30
Комбинированный урок "Насекомые" направлен на формирование представлений о классе насекомых на основе повторения и сравнения с ранее изученными классами типа Члeнистоногие. При актуализации и систематизации использованы различные приемы: фронтальный опрос, индивидуальная и групповая работа, взаимопроверка, творческие работы, работа с биологическими терминами. На уроке учащиеся выполняют лабораторную работу, работая с инструктивными картами и дополнительным материалом. Большое внимание уделено терминологии и систематике.
...
30 11 2025 15:49:49
Проект создан для того, чтобы показать учащимся, что акулы являются важной частью окружающей среды и что они нуждаются в защите.
...
29 11 2025 6:19:33
Урок-импровизация ‒ путешествие в суверенное государство "Человеческий организм". Попытка перевода материальных основ психической деятельности человека, сложной информации о функциях и роли ВНД, нервной системы, анализаторов в духовные составляющие человека. Занятие рассчитано на взрослую аудиторию....
28 11 2025 11:56:26
При проведении уроков биологии большое значение имеет демонстрационный материал. Увидев видеокадры, иллюстрации, схемы, учащиеся лучше воспринимают материал. Демонстрация ряда слайдов на различных этапах урока должна сопровождаться комментированием, беседой или обсуждением; обязательна работа с текстом учебника.
...
27 11 2025 20:32:48
Урок позволяет сформировать у учащихся знания о главных путях и направлениях эволюционного процесса, сформировать умения правильно сравнивать различные направления и пути эволюции, иллюстрировать рассказ о них разнообразными примерами из мира растений и животных; систематизировать и обобщить знания о процессе и основных итогах исторического развития органического мира....
26 11 2025 5:56:36
Урок в 7-м классе знакомит учащихся с особенностями внешнего строения и опopно-двигательной системой птиц. Сопровождается презентацией....
25 11 2025 14:41:53
Предлагается четыре варианта задач по генетике. В каждом варианте три задачи по моногибридному скрещиванию, дигибридному скрещиванию и скрещиванию, сцепленному с полом.
...
24 11 2025 23:36:49
Цель урока: сформировать знания у учащихся о приспособленности организмов к окружающей среде. У учащихся формируются знания о различных способах приспособленности организмов к окружающей среде....
23 11 2025 12:55:54
Комбинированный урок обобщения и систематизации материала о селекции растений и животных. Урок знакомит учащихся с основными направлениями биотехнологии и ее значением в развитии сельского хозяйства. Цель урока: сформировать у учащихся представление об основных методах селекционной работы с микроорганизмами. Научить школьников обосновывать значение метода генной инженерии для процесса выведения новых штаммов микроорганизмов и др....
22 11 2025 17:24:51
Урок биологии в 6-м классе по УМК Н.И.Сонина с применением модульной технологии и ИКТ....
21 11 2025 17:13:35
Закрепление и расширение знаний о значении эндокринной системы, особенностях функционирования желез внутренней секреции. Научиться определять болезни, связанные с гипо- или гиперфункцией желез внутренней секреции на примере литературных героев....
20 11 2025 11:40:20
Урок направлен на формирование навыков пpaктической деятельности учащихся, повторение и углубление пройденного материала, изучение нового материала о мхах как о группе высших споровых растений, особенности их строения. Деятельность учащихся организовывается через различные формы и виды деятельности: групповую работу, работу в парах, работу с микроскопом и гербарным материалом....
19 11 2025 20:49:52
В статье рассказывается о том, как учителю создать и использовать в работе такие Интернет-ресурсы, как собственный сайт, блог, веб-портфолио, wiki-страницы, кабинет сетевого сообщества. Также описываются различные программы, которые могут помочь учителю в работе с Интернет-ресурсами....
18 11 2025 22:47:38
Важнейшие задачи, стоящие перед преподавателем биологии, – научить школьников понимать природу, воспитывать потребность в общении с ней. Решение этих задач связано с отбором средств обучения, которые пробуждают интерес, наблюдательность, эмоциональные переживания, наблюдательность....
17 11 2025 7:12:11
Урок необходим для формирования знаний об условиях прорастания семян, об общих биологических понятиях и явлениях, а так же для воспитания чувства ответственности и аккуратности....
16 11 2025 4:20:42
В статье представлен конспект урока, на котором особое внимание уделено формированию научного мировоззрения на основе выявления связей организма клещей со средой обитания, строения органов с выполняемой функцией. Патриотическое воспитание осуществляется на примере роли ученых (Мариковский И.П., Павловский Е.П.) в изучении паукообразных. Экологическое воспитание достигается через формирование ответственного отношения к природе, а также через ознакомление со здоровьесберегающими функциями....
15 11 2025 15:55:30
Цели урока – изучить структуру биогеоценоза и биоценоза на примере елового леса; рассмотреть показатели, хаpaктеризующие биоценоз....
14 11 2025 14:26:59
Мною разработан цикл уроков по курсу "Животные", которые включают в себя разделы программы "Здоровье", такие как самопознание (жизнь животных в природных сообществах и их роль в жизни человека), гигиенические правила и предупреждение инфекционных заболеваний, питание и здоровье.
Урок "Многообразие паукообразных. Клещи — их роль в природе и жизни человека" из этого цикла....
13 11 2025 1:11:49
В статье рассказывается о том, каким материалом должен владеть учитель и как вести подготовку учащихся к ЕГЭ. Составлен примерный тематический план повторения учебного материала. Обращается внимание на пpaктическую направленность курса. Приводится перечень методических пособий для подготовки к экзамену. Предлагается план самостоятельной подготовки учащихся. Даны рекомендации по оформлению стенда "Как готовиться к ЕГЭ". Предлагается план работы на уровне районных методических объединений....
12 11 2025 5:51:16
Учащиеся осознают значение рационального питания, материала «Знай меру в еде»; знакомятся с гигиеническими условиями здорового питания, режимом....
11 11 2025 7:48:48
Интеллектуальная игра по биологии и экологии "Растения леса" проводится в форме биологического турнира, экологического КВН или брейн-ринга в рамках предметной декады с целью повышения познавательного интереса к предметам естественно-научного цикла, расширения кругозора и развития логического мышления учащихся, привлечения подрастающего поколения к изучению и охране леса, воспитания любви к родной природе.
...
10 11 2025 21:30:39
На уроке учащиеся получают знания о многообразии грибов, их роли в природе и жизни человека. Урок помогает решить триединую задачу обучения биологии: развитие интереса к предмету, изучение и понимание признаков и свойств живого, понимание места и роли человека в природе....
09 11 2025 15:37:39
Наше время хаpaктеризуется возросшей информированностью во многих областях науки и техники всех слоёв населения, в том числе и учащейся молодёжи. В этих условиях у современного школьника трудно вызвать удивление, изумление, приподнятое эмоциональное состояние, то есть чувства, которые в значительной степени питают стремление к знанию. Это, на мой взгляд, и обязывает искать пути, которые позволили бы обыденную, будничную учебную работу сделать более одухотворённой. Здесь я и прибегаю к тому, что использую на своих уроках поэзию, живопись; но особенно часто прибегаю к жанрам устного народного творчества....
08 11 2025 7:48:38
Учащиеся формируют знания анатомических особенностей выделительной системы, раскрывают значение выделения из организма конечных продуктов обмена веществ, выясняют, какие болезни могут возникать при этом, как их избежать. Учит защищать проект и анализировать работу в группе....
07 11 2025 13:32:30
Из дикорастущих человек вывел все культурные растения, которые он выращивает на полях и огородах, применяя основные методы селекции — гибридизацию и отбор....
06 11 2025 18:19:53
Урок является расширением темы "Природные зоны Африки". При его подготовке используется большое количество дополнительного материала: музыка, слайды, сообщения учащихся. Подобное изложение материала повысит интерес учащихся к изучаемым темам и улучшит усвоение предмета. Данный материал может быть использован и во внеурочное время, и для подготовки предметной недели по естественным наукам....
05 11 2025 2:31:19
В статье приведено положение об экологической игре, которая проводится среди учащихся 6–7-х классов города Королева, а также описание всех ее этапов. Игра проходит в Национальном парке «Лосиный остров». У школьников формируются умения и навыки по определению видового разнообразия растительного покрова национального парка «Лосиный остров»; закрепляются знания, полученные на уроках биологии....
04 11 2025 14:34:16
Решение задачи раннего выявления, обучения, воспитания и развития одаренных и талантливых детей составляет важнейшую задачу системы образования и формирования творческого потенциала страны, обеспечивающего интенсивное социальное развитие и научно-технический прогресс во всех областях науки, культуры и производства. Для решения этой задачи необходима прежде всего специально создаваемая развивающая образовательная среда. Развивающая образовательная среда – это созданная обучающим, обучающимися и их родителями атмосфера интеллектуального поиска и познавательной творческой деятельности в правильно организованном педагогическом процессе....
03 11 2025 9:22:50
Урок является результатом уроков интегрированного хаpaктера здоровьесберегающего направления. Здесь показана интеграция предметов - химии, биологии, физической культуры. Сюда можно включать аспекты исторического, геологического, археологического, географического, астрономического плана. Попутно учащиеся знакомятся и проводят химический эксперимент на определение белков различными реакциями. На уроке показаны элементы правильного дыхания, способствующие продлению жизни живого организма в целом....
02 11 2025 15:53:33
Цель урока: расширить знания учащихся о влиянии человека и его хозяйственной деятельности на окружающую природу; научить школьников анализировать последствия антропогенного воздействия на пернатых; продолжить формирование негативного отношения к действиям, разрушающим естественную среду обитания растений и животных....
01 11 2025 23:52:18
Размножение — способность организмов оставлять потомство со сходным строением. Выделяют 2 главных способа размножения — бесполое и пoлoвoе....
31 10 2025 14:57:12
Кейс-технология способствует развитию у школьников умений самостоятельно принимать решения и находить правильные и оригинальные ответы на проблемные вопросы. Данный метод предполагает созидание, творческий подход со стороны учащихся. Здесь важен не конечный результат, а сам процесс получения знаний. Кейс-метод развивает компетентностные качества личности: аналитические, пpaктические, творческие, коммуникативные, социальные умения....
30 10 2025 14:56:29
Цель урока – познакомить учащихся с отличительными признаками и многообразием растений семейства розоцветных; показать их биологические особенности; расширить и углубить знания учащихся о многообразии растений семейства розоцветных. Во время игры ребята отгадывают загадки, выводят формулу цветка семейства розоцветных, описывают яблоню обыкновенную.
...
29 10 2025 21:23:51
В школьном курсе обучения биологии лишайники – одна из наименее изучаемых групп низших растений. Так, в программе В.В. Пасечника эта тема изучается в 6-м классе в течение одного учебного часа. В связи с чем автор считает необходимым на уроке не только заинтересовать учащихся этими уникальными организмами, но и дать более широкое представление об их строении, жизнедеятельности, размножении, особом способе питания....
28 10 2025 22:18:14
Во время проведения урока учащиеся знакомятся с царством Monera как представителем и основателем первого уровня клеточной жизни. С особенностями жизни, строения, размножения и распространения бактерий. В конце урока проводится закрепление в виде беседы по результатам работы учащихся с дополнениями и уточнениями учителя.
...
27 10 2025 14:55:24
9-й класс – особо ответственная пора в жизни молодых людей, решивших продолжать свое образование. Это рубеж, который заставляет задуматься о своей судьбе, карьере, профессии. Поэтому учим детей ориентироваться в мире специальностей и профессий, оценивать, не завышая и не занижая свои возможности. В работе представлен проект учащегося «Мои жизненные планы и профессиональная карьера»....
26 10 2025 10:18:39
Каждый человек сталкивается с необходимостью использовать элементарные школьные знания. Но держать их все в голове невозможно, со временем навыки и информация забываются. Компетентностный подход в образовании позволит решить эту проблему. Выбирать нужную информацию из предложенного, делать правильные выводы – вот в чем сущность компетентностного подхода....
25 10 2025 3:15:40
Урок способствует формированию знаний об изменении температуры воздуха с высотой; знакомит с процессами образования облаков, видами осадков. Расширяются знания учащихся о воздухе, полученные в начальной школе....
24 10 2025 3:28:57
Основная задача урока – усиление здоровьесберегающей направленности знаний. На уроке создаются условия для развития познавательных, творческих, коммуникативных, рефлексивных способностей школьников. Проверка ранее изученного материала осуществляется с использованием компьютерных презентаций....
23 10 2025 15:29:38
На уроке учащиеся знакомятся с делением живых организмов на царства. Учитель указывает примерную численность каждого царства. При помощи слайдов презентации идёт знакомство с отдельными представителями царств живой природы. Подчеркивается разнообразие живых организмов и значимость каждого организма, воспитывается бережное отношение к природе.
...
22 10 2025 8:28:11
Каждый орган состоит из различных тканей, которые структурно и функционально взаимосвязаны. Однако в каждом органе преобладает какой-либо один вид ткани....
21 10 2025 3:53:31
Pанятие проводится с целью ознакомления учащихся с нетрадиционными методами лечения запахами растений (ароматерапией, фитоаэроионизацией). Оно способствует воспитанию культуры отношения к окружающей природе и своему здоровью. Учащиеся знакомятся также с историей возникновения ароматерапии, приобретают пpaктические навыки по использованию различных эфирных масел, их хранению. Через ролевые игры реализуют свои творческие способности, формируя устойчивую мотивацию к обучению....
20 10 2025 8:16:54
Данный урок – урок изучения нового материала по технологии развития критического мышления, в основе которого лежит самостоятельная работа учащихся с различными источниками информации. Такой подход позволяет развивать критическое мышление школьников....
19 10 2025 0:53:20
Использование современных педагогических технологий даёт возможность учителю выбирать эффективные методы, формы и средства обучения и воспитания; добиваться высоких устойчивых результатов, а также способствует выявлению существенных связей между изучаемыми явлениями и процессами живой природы, развитию умственных способностей школьников, творческого и критического мышления, способности к непрерывному обучению и самообразованию, их социализации, делает занятия интересными и наглядными....
18 10 2025 1:47:18
Предлагаемая модульная программа, ставит своей целью формировать знания об онтогенезе как сложном процессе индивидуального развития каждой особи органического мира, познакомить обучающихся с типами онтогенеза и его периодами, развивать навыки работы с учебником, модульными программами....
17 10 2025 5:57:11
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::




