Урок биологии в 8-м классе "Что такое жизнь", глава "Дыхание"; в 9-м классе глава "Возникновение и развитие жизни на Земле" > Лаборатория фитоинвазий
Лаборатория фитоинвазий    


Урок биологии в 8-м классе "Что такое жизнь", глава "Дыхание"; в 9-м классе глава "Возникновение и развитие жизни на Земле"


    Урок биологии в 8-м классе "Что такое жизнь", глава "Дыхание"; в 9-м классе глава "Возникновение и развитие жизни на Земле"

Форма урока: интегрированный урок с элементами пpaктической направленности.

Задачи урока

  1. Обучающая - Расширить представления учащихся о понятии и смысле жизни в химико-биологическом аспекте, способах продления жизни, влиянии внешних и внутренних факторов на жизнь.
  2. Развивающая – закрепление знаний, навыков, умений проводить химический эксперимент по определению органических соединений в некоторых продуктах питания (белок куриного яйца, мороженое, рыбный и мясной бульоны).
  3. Воспитательная - показать учащимся на различных примерах пагубное влияние на здоровье человека алкоголя, никотина, психотропных веществ, укорачивающих жизнь подрастающего поколения, роль физической культуры в жизни человека.

Межпредметная связь

Химия: “Белки. Углеводы. Жиры”.

Биология: “Белки. Углеводы. Жиры”.

Анатомия человека – весь учебный курс.

Физическая культура: весь учебный курс.

Плакаты, таблицы с понятием “Что такое жизнь?”

“Количество дыхательных движений”

“Срок жизни живых организмов – животные”

“Влияние алкоголя, никотина на здоровье человека”

Оборудование:

На каждой парте должны быть:

  • исследуемый материал (белок куриного яйца, мороженое, рыбный и мясной бульоны) ;
  • пробиркодержатель
  • штатив с пробирками;
  • подставка для сжигания сухого горючего;
  • колпачок для тушения сухого горючего;
  • сухое горючие;
  • спички.

Реактивы:

  • вода;
  • гидроксид натрия;
  • сульфат меди (II) ;
  • азотная кислота (концентрированная) ;
  • ацетат свинца (II) - раствор;
  • универсальная индикаторная бумага для определения рН рыбы, мяса.

Вводное слово учителя.

Я часто задумываюсь, а что же такое жизнь? Это, наверное, то, что мы живем, ходим, думаем, видим вокруг себя окружающую действительность, воспринимаем ее, какая она есть, ощущаем ее. А может это оживление природы после зимней спячки, когда кругом набухают почки и распускаются первые листочки на деревьях, выход животных на поверхность, рождение потомства, щeбeт птиц, заливистые трели соловья, своеобразный звук леса, его запах, а также опьяняющий запах свежескошенной травы. Идешь по опавшей листве, и ее шорох наводит на мысль, что уже наступает осень, затем зимние бури, пурга, метель. И все равно радуешься жизни. Хруст снега, а вокруг все белым- бело. Всему живому хочется жить, наперекор судьбе, несмотря на то какая она есть. А может жизнь начинается с порога твоего дома, с родителей, которые дали нам жизнь. Или с первой буквы в твоем букваре, который научил нас читать, писать и думать. Все по- разному понимают смысл жизни. Сколько на нашей планете людей, столько и понятия этого смысла. А может жизнь есть что-то необъяснимое пока еще живым организмам? Много сейчас открывается тайн живой природы и будут открываться дальше, так как мировая наука не стоит на месте. Большой вклад вносит и наша отечественная наука. И мне хотелось бы на нашем занятии услышать ваше мнение о понятии жизни, но с позиции естественных наук - химии и биологии.

Итак, что же такое жизнь?

Ход дискуссии

1-й уч-ся. Наша жизнь это есть что-то пока необъяснимое, может кем-то управляемое из Вселенной. И этот кто-то прогнозируя и экспериментируя, проводит над нами различные исследования, ведет естественный и искусственный отборы. Мы порой бываем, неадекватны в своем поведении, решении тех или иных вопросов, проблем. А если это так, то значит нас  контролируют, нами управляют, т.е. “дергают нас за ниточки”,  ведут к правильному решению и пониманию понятий или уводит нас в сторону к неверному пониманию окружающей действительности.

Учитель. Я бы не спешил анализировать аспект этого мировоззрения. Может у кого-то будут другие мнения по данной проблеме?

2-й уч-ся. Можно согласиться с этим взглядом, но я думаю, что жизнь это есть способ нашего существования на Земле. Мы размножаемся, растем, питаемся, стареем и умираем. Это к сожалению, замкнутый цикл всей живой природы, т.е. земной материи.

3-й уч-ся. Могу сказать, что мы должны прожить жизнь так, чтобы о нас вспоминали и помнили последующие поколения, цивилизации, как мы помним Ивана Грозного, Александра Невского, Петра I, великих полководцев, первых космонавтов, политических деятелей.

Учитель. Вы начали, и может быть продолжите затрагивать общеисторические события и факты. Но нужно подойти ближе к биологическим аспектам понимания жизни. Я так думаю. Кто еще хочет высказаться?

4-й уч-ся. Мы все состоим из неорганических и органических веществ. Наверное, это и есть жизнь.

1-й уч-ся к 4-му. А как же естественный и искусственный отборы в нашей жизни?

4-й уч-ся к 1-му. Я думаю, что все эти отборы тут не причем. Они не играют никакой роли.

5-й уч-ся. А вот, по-моему, как раз таки и играют. Я поддерживаю точку зрения о важной роли естественного отбора. Человек вырос в природе, прошел через нее приспособился к ней, учился у нее и защищался от самой природы.

6-й уч-ся. Изучая предметы: “Окружающий мир”, “Природоведение”, а теперь и “Анатомия человека” мы знаем, что человек дышит легкими. Легкие - это инструмент нашего дыхания. Именно там происходит удаление углекислого газа из крови и насыщение ее кислородом. В альвеолах совершается обмен газов. Можно считать, что работа легких и есть жизнь. Дыхание - это жизнь.

7-й уч-ся. Я хочу, чтобы мы вернулись к отборам. Естественный отбор – это дикий природный отбор. Природа отобрала более выносливых человеческих особей, отметая гуманный подход к человеку. А искусственный - это отбор человека человеком, тоже не из гуманных. У нас в стране гуманное отношение к человеку, в сравнении с другими странами, где лишают жизни больных людей и новорожденных с различными отклонениями от здоровья.

Учитель. Мне нравится ваш спор в отстаивании своих взглядов. Но мне хотелось, чтобы вы развили мысль уже прозвучавшую здесь, об органических веществах, из которых состоит живой организм высших существ. Прошу высказываться всех.

8-й уч-ся. Хочу напомнить, что живой организм состоит из 65% воды веса человеческого тела. Основная часть плазмы крови – 92% воды. Помимо воды, в организме человека присутствует органическое соединение - белок.

3-й уч-ся к 8-му. Почему соединение, а непросто белок?

8-й уч-ся. Белок – сложное соединение, состоящее из остатков аминокислот.

Мышцы человека состоят из белка на 90%. Да и вообще, организм человека почти полностью состоит из белка. Значит, жизнь - это существование белка, белковой материи.

Учитель. Слышу, что выдвигается основная мысль понятия жизни. Это хорошо. Пойдем дальше.

2-й уч-ся. Я считаю, что белковая материя не может существовать самостоятельно. Она должна, по-моему, питаться и размножаться, расти, стареть и умирать. То есть, она должна выполнять свои жизненные функции, а не существовать. Это мое мнение.

Учитель. Как вам это рассуждение? У кого еще, какие мнения?

3-й уч-ся. Каждый человек отражает явления внешнего мира по-своему. Он может определять их ценность в зависимости от своих потребностей, индивидуальности. И у каждого человека имеется свой внутренний мир. По-разному строятся отношения между людьми. Кто-то сам определяет свои поступки и оценивает их. Все это составляет душевную деятельность человека, его психику.

4-й уч-ся. Выходит, что жизнь - это биологически созданный человек? Так что ли?

9-й уч-ся. Я считаю, что жизнь – это ступени развития любого живого существа с момента его рождения и до самой cмepти, биологической, конечно. Тогда когда разлагается белковая материя, перестает существовать и жизнь.

Учитель. Думаю, что можно уже и дать определение понятию жизни. Как вы думаете?

2-й уч-ся. Я думаю, что жизнь - это способ существования белковых тел, а можно и так – способ жизни белковых тел.

 

10-й уч-ся. Хочу дополнить что… с их хаpaктерно жизненными функциями ступеней

развития: питания, дыхания, размножения, старения и cмepти.

Учащийся пишет определение на листе бумаги.

Учитель. А как можно доказать наличие белка в живом организме? Какими хаpaктерными реакциями?

12-й уч-ся. Наличие белка можно доказать такими реакциями как: биуретовая, ксантопротеиновая, сульфидная.

Учитель. Давайте проведем эти реакции на различных продуктах питания, содержащих белок.

Учитель проводит инструктаж по технике безопасности при проведении экспериментальной части урока.

Учащиеся выполняют экспериментальную часть урока.

Учитель. Я смотрю, что уже все выполнили экспериментальную часть. Кто даст мне ее анализ?

6-й уч-ся. Могу дать хаpaктеристику биуретовой реакции. При действии гидроксида натрия и сульфата меди (II) на белок появляется хаpaктерная для него окраска: красно-фиолетовая, что указывает на пептидные группы в белке.

8-й уч-ся. Ксантопротеиновая реакция заключается в следующем. При действии концентрированной азотной кислоты на белок появляется желтая окраска, которая подтверждает наличие остатков ароматических аминокислот, содержащихся в белковой молекуле.

9-й уч-ся. Сульфидная реакция заключается в следующем. На белок действуют ацетатом свинца, гидроксидом натрия и нагревают на огне. Черный осадок свидетельствует о наличии серы в белке.

Учитель. Мы выяснили цветные реакции на белок. А теперь хотелось обсудить проблемы способов продления жизни человека.

5-й уч-ся. Я хочу дополнить определение понятия “жизнь”. “Жизнь – это способ существования белковых тел с их хаpaктерно жизненными функциями ступеней развития: питания, дыхания, размножения, старения и cмepти, учитывая факторы эволюционного отбора”, т.е. естественного и искусственного отборов.

Учитель. Что же, можно согласиться и с такой формулировкой, так как в жизни живых организмов эволюционный отбор сыграл не последнюю роль для становления личности организма человека. Но вернемся к проблеме продления жизни. Этот вопрос очень остро стоит перед человечеством и, особенно перед нашей страной. Население сокращается очень быстро за счет cмepтности. Как прожить дольше, что нужно делать? Прошу высказываться вас по этой проблеме.

13-й уч-ся. При изучении проблемы продления жизни человека я составил такую таблицу, в которой присутствуют объекты исследования, количество дыхательных движений (вдох и выдох в одну минуту).

Объект исследования Количество

дыхательных движений в мин.( вдох и выдох).

Продолжительность жизни (в годах)
Человек (взрослый)

16-20

Около 70

Человек (новорожденный)

60

-

Собака

10-30

15 - 18

Черепаха

1-4

50 – 150,

редко 200 лет

Кошка

20-30

10 -20, редко до 30

Пчела

Более 100

40 дней

Лошадь

12

20

Утка

10-16

20

Воробей

60-100

4 - 8

Крокодил

0,6-1,6

80-120

Крыса

85

2,5 - 3

Мышь

200

2 – 2,5

Морская свинка

150

6 - 10

 

Из данной таблицы можно сделать вывод, чем меньше дыхательных движений делает исследуемый объект, тем дольше он живет. Обратите внимание на таких долгожителей как: крокодил, черепаха.

Учитель. Какую математическую зависимость можно наблюдать, рассматривая данные таблицы?

13-й уч-ся. Абсолютно никакой. Нет последовательного чередования, например, в 2,3,5,10 и т.д. раз дыхательных движений – это первое. Второе – невозможно найти данные о количестве дыхательных движений человека за один год жизни. Люди дышат по- разному.

Учитель. Выходит так, что математика нам здесь ничем не поможет?

13-й уч-ся. А почему нет? Здесь можно составить обратную пропорциональную зависимость. Допустим, чтобы прожить 70 лет человек должен делать в одну минуту 15 дыхательных движений, а чтобы прожить 120 лет из составленной пропорции х: 15 = 70: 120 видим, что нужно делать 8 дыхательных движений.

Учитель. Как же добиться таких результатов, чтобы в минуту делать 8 дыхательных движений.

7-й уч-ся. Можно сказать следующее. Во время сна человек поглащает 15-20 литров кислорода за 1 час. Когда человек не спит, а лежит, потрeбление кислорода увеличивается на 1/3, при ходьбе вдвое, при работе в 3-6 раз. Активность газообмена влияет на емкость легких. Она больше нормы на 1-1,5 л. у спортсменов, а у пловцов даже 6,2 л. с увеличением жизненной емкости легких глубина дыхания увеличивается, а частота уменьшается, становится в 6-10 раз в 1 мин., против 14-18 движений у не спортсменов. Отсюда можно сделать вывод: чем меньше частота дыхательных движений, тем дольше живет человек.

Учитель. Я так понял, что нужно просто научиться, правильно дышать?

12-й уч-ся. Абсолютно так. Правильно умеют дышать, т.е. делать дыхательные движения певцы, музыканты, которые играют на духовых

инструментах, йоги, спортсмены.   Уметь дышать – значит правильно уметь использовать  возможности грудной клетки, дыхательных мышц и  диафрагмы. От правильности дыхания зависит здоровье и  продолжительность жизни.

10-й уч-ся. Правильно дышать – дышать ритмично и без задержек. Обычно выдох продолжительнее вдоха. С  выдохом совпадают быстрые движения, а с вдохом - меньшая сила движения. Опытный боксер делает удар на выдохе, а начинающий на задержке дыхания. Пловец должен момент гребка сочетать с задержкой дыхания, а не с выдохом, это увеличит плавучесть тела и облегчит нахождение в воде.

14-й уч-ся. Нужно дополнить, что для развития грудной клетки необходимы - правильная осанка, дыхательная гимнастика, занятия различными видами спорта (плаванье, грeбля, конькобежный, лыжный спорт и т.д.).

Учитель. Значит, дыхательная гимнастика очень полезна для человеческого организма?

11-й уч-ся. Увлекаться дыхательными упражнениями не стоит. Наши легкие работают на СО2, а активная вентиляция их резко снижает СО2 в наших организмах. Тонус дыхательного центра падает. А в результате - неприятные ощущения. Я предлагаю сочетать такую гимнастику с небольшим бегом, подскоками, приседаниями и т.д.

14-й уч-ся. Я поддерживаю эту мысль и считаю, что излишнее количество кислорода в легких разрушает кровеносные сосуды, вернее их стенки. Поэтому, чем больше кислорода поступает в организм человека, тем быстрее он стареет.

Учитель. Что же, можно согласиться с таким рассуждением о старении человеческого организма.

11-й уч-ся. Могу только сделать вставку такого хаpaктера, что биологическое старение человеческого организма начинается с пoлoвoго созревания, т.е. с детства - это 10 – 14 лет, учитывая в какой природной зоне живет человек, например, экваториальная или умеренная. А там играет фактор высоты солнца.

Учитель. Если я правильно понял, то высота солнца и сама солнечная энергия играет существенную роль в пoлoвoм созревании. Можно принять такую версию.

8-й уч-ся. Я хочу предложить специальные упражнения, тренирующие дыхание. Их можно объединить в 4 группы:

  • углубленный вдох в сочетании с грудным и брюшным дыханием
  • ритмичное дыхание с паузами и ускорением;
  • интенсивное дыхание с толчкообразным выдохом (со звуком “ха!”) ;
  • дыхание попеременно то через одну, то через другую ноздрю.

Нужно конечно тренироваться, чтобы так дышать.

15-й уч-ся. К этому занятию я пересмотрел много литературы по физической культуре, где описаны различные комплексы по дыхательной гимнастике. Заинтересовался я и книгой А.Н. Стрельниковой “Искусство быть здоровым”. Дыхательную гимнастику автора книги называют парадоксальной. Она предлагает делать вдох при сжимании грудной клетки, а не выдох, как мы это делаем. Она также считает, что “вдох первичен, выдох вторичен; вдох – причина, выдох – результат”.

16-й уч-ся. А я бы посоветовал заниматься дыхательными гимнастиками уже проверенными, и не одним человеком. И еще могу сказать, чтобы долго прожить необходимо отказаться от вредных привычек. Никотин, алкоголь сильно влияют на все системы организма человека. Он болеет, дряхлеет, стареет и умирает. Люди, ведущее правильный образ жизни живут на много лет дольше, чем те, которые ведут пассивный образ жизни, злоупотрeбляют спиртным и курят.

1-й уч-ся. Тогда почему же коты, которые ведут пассивный образ жизни, живут на пять лет, а то и больше, по сравнению с активными формами?

1-й уч-ся. Тогда почему же коты, которые ведут пассивный образ жизни, живут на пять лет, а то и больше, по сравнению с активными формами?

16-й уч-ся. Смотря, какая активная и пассивная формы. Спортсмен- бегун, например, будет жить меньше чем толкатель ядра, хотя оба занимаются спортом.

15-й уч-ся. Могу добавить ко всему сказанному, что человек тренируя свое дыхание, задерживает его. Очень редко можно встретить человека, который может не делать дыхательные движения от 2 до 7 минут, но это опасно и они долго не живут. Нельзя повторять такие эксперименты. Человек может задерживать дыхание до 1,5 минут, после чего наступает кислородное голодание и мгновенная cмepть.

Учитель. Давайте проведем такой пpaктический эксперимент, как проверка частоты дыхания. Проверим свое количество дыхательных движений за 1 минуту.

Учащиеся проводят пpaктический эксперимент по измерению количества дыхательных движений.

Учитель. А теперь я хочу, чтобы вы проверили свой жизненный объем легких. Прошу вас всех провести такой эксперимент. Перед вами находятся обычные разноцветные резиновые шары. За один выдох их нужно надуть. Кто сколько может, по объему.

Учащиеся проводят пpaктический эксперимент по измерению своего жизненного объема легких.

Заключительное слово учителя.

Вот вы и провели эксперимент. Измерили свой жизненный объем легких. По надутым шарам видно у кого-то он маленький, у кого-то – большой, а также и количество дыхательных движений. Это все не cмepтельно. Есть учащиеся, которым нужно подумать о своем здоровье. Главное - нужно бережно относиться к нему. Важно знать, что ваше здоровье в ваших руках.

А теперь, я бы предложил вам составить небольшую памятку, вернее, рекомендации по сохранению вашего здоровья.

Учащиеся составляют рекомендации по сохранению здоровья человека.

Давайте обсудим ваши рекомендации.

Обсуждение рекомендаций.

Рекомендации по сохранению здоровья

  • отказаться от вредных привычек (алкоголь, никотин, наркотики, психотропные вещества) ;
  • заниматься спортом посильным для себя (в здоровом теле – здоровый дух) ;
  • больше двигаться (делать двигательные движения) ;
  • больше находиться на свежем воздухе;
  • следить за своей одеждой в различное время года;
  • следить за дыхательными движениями;
  • не создавать стрессовых ситуаций и стараться “обходить” их.

Выйти из непродолжительного стресса помогут несколько экспресс - методов:

  1. Контроль за дыханием. Так как в спокойном состоянии человек дышит медленно и глубоко, этот метод вернет вам внутреннее спокойствие: на счет 1 – 4 – вдох, на счет 5 – 8 – выдох, на счет 9 – 12 – задержка дыхания. Повторите несколько раз.
  2. Снятие напряжения с челюстных мышц. Постучите кончиком языка по бугоркам верхнего небо.
  3. Упражнение для мышц тела. Поочередно напрягайте и расслабляйте группы мышц.
  4. Отвлекающий маневр. Посмотрите на окружающие вас предметы и назовите про себя поочередно их название, цвет, форму и назначение.
  5. Звукотерапия. Послушайте любимую музыку.
  6. Вкусное лекарство. Съешьте несколько кусочков темного шоколада, который является хорошим антидепрессантом.

Экспресс-методы взяты из газеты “Живая вода. Источник жизни. №11 (391) (22 марта 2007г.)

Итог урока.

Экспериментальная часть.

Для экспериментальных опытов можно взять белок куриного яйца, молоко, мороженое, мясной или рыбный бульоны, а также другие продукты, содержащие белок.

Цветные реакции белков.

1.Биуретовая реакция

К небольшому количеству белка прилить немного гидроксида натрия и по каплям добавлять раствор сульфата меди (II). Появится красно-фиолетовая окраска. Эта реакция показывает на содержание пептидных групп в белке.

2. Ксантопротеиновая реакция.

К небольшому количеству растворов белка прилить немного концентрированной азотной кислоты. Появится желтая окраска. Эта реакция доказывает, что в состав белка входят остатки ароматических аминокислот.

3. Сульфидная реакция.

К небольшому количеству растворов белка прилить немного ацетата свинца (II), а затем гидроксида натрия и нагреть. Выпадает черный осадок, который показывает содержание серы в белке.



Комментарии:

Урок биологии в 11-м классе по теме: "Развитие взглядов на происхождение человека. Положение человека в системе животного мира"


    Урок биологии в 11-м классе по теме: "Развитие взглядов на происхождение человека. Положение человека в системе животного мира"

      В ходе урока учащиеся знакомятся с различными теориями, объясняющими происхождение человека, приводят доказательства.. Для более плодотворной работы используются опopно-информационные листы. ...

27 04 2024 7:54:17

Урок биологии "Класс Млекопитающие. Молочные “меньшие братья”"


    Урок биологии "Класс Млекопитающие. Молочные “меньшие братья”"

      Урок проводится с целью повторения, обобщения и систематизации знаний о строении, жизнедеятельности млекопитающих, о взаимоотношениях их со средой обитания. Работа в группах с помощью активных методов обучения помогает развитию коммуникативных навыков и управленческих умений. Ребята учатся оценивать знания друг друга по предмету, опираясь не на взаимные симпатии, а на фактически освоенный материал....

26 04 2024 23:17:11

Интегрированный урок (биология + информатика) "Формы размножения организмов. Бесполое размножение"

Цели урока: углубить знания об особенностях и способах бесполого размножения организмов в природе; продолжить формирование умений систематизировать информацию, взятую из различных источников, обсуждать проблему, строить схемы; научить школьников определять формы размножения и объяснять роль бесполого размножения в жизни организмов....

25 04 2024 0:47:15

Классный час в 7-м классе "Дом счастливых надежд"


    Классный час в 7-м классе "Дом счастливых надежд"

      Формируя нравственную культуру учащихся и создавая системы ценностей ребенка, нужно помнить, что он – члeн социума. Ещё В.А. Сухомлинский обращал внимание на то, что дети, лишенные родительского общения, не только вырастают жестокими, но и теряют «иммунитет» жить в семье. Наша задача – сохранить или даже создать этот «иммунитет», показать роль семьи в современном обществе и в жизни каждого человека. ...

24 04 2024 16:43:32

Контрольно-обобщающий урок на тему "Кровь и кровообращение". 8-й класс


    Контрольно-обобщающий урок на тему "Кровь и кровообращение". 8-й класс

      Цель урока: закрепление основных понятий темы "Кровь и кровообращение"; развивать умения сравнивать, обобщать изученные факты, логически мыслить, совершенствовать самоконтроль и взаимоконтроль; формировать сознательное отношение к учебе, соблюдать правила личной гигиены, здорового образа жизни....

23 04 2024 1:55:16

Урок по теме "Головной мозг, его строение и функции"

Учащиеся знакомятся с особенностями строения головного мозга, функциями его основных отделов....

22 04 2024 13:55:20

Урок биологии по теме "Внутреннее строение стeбля". 6-й класс


    Урок биологии по теме "Внутреннее строение стeбля". 6-й класс

      Урок проводится в разделе изучения темы «Стебель». За неделю до урока детям дается домашняя лабораторная работа «Проведение питательных веществ по растению». На уроке проводится 10-минутная лабораторная работа «Внутреннее строение стeбля липы». На уроке опрос проводится в виде игры "блиц-опрос", заранее готовятся вопросы к игре....

21 04 2024 22:40:35

Урок-исследование на тему "Основная функция листа"


    Урок-исследование на тему "Основная функция листа"

      Способность мыслить творчески, нестандартно видеть проблемы окружающего мира важно для человека всегда, поэтому раскрытие его творческих возможностей является ведущей целью обучения и воспитания. В качестве одного из способов активизации творческого потенциала личности рассматривается исследовательская деятельность учащихся, приобщение к которой сегодня составляет одну из главных целей....

20 04 2024 9:58:39

Презентация как способ повышения мотивации к изучению биологии и формирования ключевых и предметных компетентностей школьников

ИКТ, в том числе презентации, на уроках биологии повышают мотивацию учащихся к изучению предмета и, как следствие, уровень обученности. Познавательный интерес к предмету, формирование предметной компетенции − основание для профессиональной ориентации учащихся, что подтверждается выбором биологии для сдачи экзамена в новой форме в 9-м классе и ЕГЭ, а также профессиональным самоопределением....

19 04 2024 21:32:12

Доказательства эволюции - эмбриологические, палеонтологические и сравнительно-анатомические

Доказательства эволюции - эмбриологические, палеонтологические и сравнительно-анатомические Еще в первой половине XIXв. был получен ряд данных, говорящих о единстве всего органического мира. К ним относятся обнаружение клеточного строения растений, животных и человека....

18 04 2024 19:19:10

Урок биологии по теме "Значение пищеварения. Строение и функции пищеварительной системы"


    Урок биологии по теме "Значение пищеварения. Строение и функции пищеварительной системы"

      На уроке учащиеся знакомятся с понятиями "пищевые продукты", "питательные вещества" и строением пищеварительной системы. В процессе урока используется презентация и работа с CD-диском, это развивает навыки наблюдений, обеспечивает прочное усвоение знаний учащимися, повышает интерес к предмету. Урок позволяет обучающимся освоить большую часть информации самостоятельно, проявив поисковые способности....

17 04 2024 1:11:27

Программа курса по выбору в 9-м классе "Взросление и пол"


    Программа курса по выбору в 9-м классе "Взросление и пол"

      Программа рассчитана на учащихся девятых классов. Она актуальна для детей, ориентирующихся на естественно-научный профиль обучения. Этот курс предполагает получение школьниками теоретических знаний, самостоятельную работу школьников, игровое задание, анкетирование и тестирование. Составлена как дополнение к курсу биологии....

16 04 2024 0:17:34

Внедрение проектной деятельности учащихся в условиях сельской малокомплектной школы

Биологию называют наукой XXI века не только потому, что она призвана решать наиболее острые проблемы, стоящие перед человечеством на данном витке развития цивилизации, – обеспечение населения продовольствием, проблемы экологии и сохранения здоровья. Биология в какой-то степени задаёт общий вектор развития других наук....

15 04 2024 18:13:39

Урок по биологии. Тема: "Диагностический центр "Гельминтолог". 7-й класс


    Урок по биологии. Тема: "Диагностический центр "Гельминтолог". 7-й класс

      Учебное занятие моделируется в рамках проектной технологии, что позволяет использовать широкий спектр дидактических приемов: обучение в паре и группе, проблемное и частично-поисковое обучение, дискуссии. Урок поможет углубить и обобщить знания учащихся об особенностях жизни и развития червей-паразитов; проверить умения выделять признаки приспособленности к условиям обитания....

14 04 2024 12:24:13

Заключительный урок по теме "Корень"


    Заключительный урок по теме "Корень"

      Развивающая игра по теме «Корень». Подобные игры способствуют лучшему усвоению и запоминанию материала, большей заинтересованности в предмете. ...

13 04 2024 17:42:53

Конспект урока биологии в 6-м классе "Воздушное питание растений. Фотосинтез. Значение фотосинтеза для жизни на Земле"


    Конспект урока биологии в 6-м классе "Воздушное питание растений. Фотосинтез. Значение фотосинтеза для жизни на Земле"

      Расширяются знания учащихся о питании растений, показываются особенности получения растением питательных веществ. Изучается значение фотосинтеза (образование на свету органических веществ из неорганических) и его роль для жизни на Земле.Учащиеся распознают органы растений в таблицах, работают с рисунками учебника....

12 04 2024 16:32:32

Урок биологии в 6-м классе по теме "Систематика цветковых растений. Семейство розоцветные, их роль в природе и жизни человека"


    Урок биологии в 6-м классе по теме "Систематика цветковых растений. Семейство розоцветные, их роль в природе и жизни человека"

      Урок биологии в 6-м классе по теме "Систематика цветковых растений. Семейство розоцветные, их роль в природе и жизни человека". Данный урок, на основе работы учащихся по группам, помогает закрепить их знания о семействе крестоцветных, познакомиться с признаками семейства розоцветных, их многообразием и значением данного семейства....

11 04 2024 9:59:21

Открытый урок по теме "Культурные растения. Центры происхождения культурных растений"

Урок является одним из обобщающих в разделе цветковые или покрытосеменные растения, на данном уроке можно применять различные формы организации учебной деятельности. ...

10 04 2024 7:29:47

Урок виртуальная экскурсия "Враги кровеносной системы"


    Урок виртуальная экскурсия "Враги кровеносной системы"

      Коррекционная школа VIII вида осуществляет обучение и воспитание детей, которые в силу нарушения познавательной деятельности не могут обучаться в массовой школе. Хаpaктеризуя умственно-отсталых учеников, можно отметить их инертность, рассеянность, отвлекаемость, отсутствие интереса к мыслительной деятельности. Для успешного обучения и воспитания этих детей необходимо пробудить их интерес к учебным занятиям, мобилизовать их внимание, активизировать их деятельность....

09 04 2024 6:56:40

Занятие первого уровня элективного курса "CADISPA, или Компромисс между экологией и техническим прогрессом". "Настольные игры по экологии и экономическому развитию"


    Занятие первого уровня элективного курса "CADISPA, или Компромисс между экологией и техническим прогрессом". "Настольные игры по экологии и экономическому развитию"

      Эта настольная игра показывает противоречия между охранной природы и экономическим развитием и помогает обсудить проблемы влияния экономического развития на окружающую среду. Победа здесь имеет центральное значение, когда один из игроков не оставляет шансов на спасение своему противнику, вторгнувшись на его территорию. ...

08 04 2024 11:14:33

Современный урок биологии и информационно-коммуникационные технологии


    Современный урок биологии и информационно-коммуникационные технологии

      Применение информационно-коммуникационных технологий современным учителем условно разделены на два блока с точки зрения места их использования: информационно-коммуникационные технологии на уроках биологии и во внеурочной деятельности. В статье представлены конкретные примеры использования информационно-комуникационных технологий на разных этапах урока, а также способы их использования во внеурочной деятельности....

07 04 2024 4:14:55

Интегрированный урок (биология + английский язык) по теме "Сладкое путешествие"


    Интегрированный урок (биология + английский язык) по теме "Сладкое путешествие"

      Интегрированный урок направлен на формирование компетенции обучающихся по истории шоколада. Любимая сладость миллионов может похвастать не только вкусовыми качествами, но и многими полезными свойствами. Знания о шоколаде позволят нашим студентам использовать этот продукт с максимальной пользой. Через интеграцию предметов создается целостное представление о взаимосвязи учебных дисциплин, необходимости их глубокого изучения и применения в их профессиональной деятельности....

06 04 2024 15:13:10

Использование ИКТ на уроках биологии


    Использование ИКТ на уроках биологии

      Как обычный урок сделать необычным, как неинтересный материал представить интересным? Эти и многие другие вопросы задает, наверное, каждый учитель, приходя в класс. Каждый решает эту проблему по-своему. Что же можно сделать в этой ситуации? Автор на уроках использует различные современные технологии, одной из которых является применение ИКТ....

05 04 2024 19:20:49

Влияние алкоголя и курения на организм и наследственность

Влияние алкоголя и курения на организм и наследственность Влияние алкоголя и курения на наследственность человека, несомненно, отрицательное. Изучение этой проблемы и проведение многих исследований показало негативное действие вредных привычек на человека и его потомство....

04 04 2024 10:46:54

Урок обобщения знаний по теме: "Структурная организация живых организмов. Клетка". 9-й класс


    Урок обобщения знаний по теме: "Структурная организация живых организмов. Клетка". 9-й класс

      Урок обобщения знаний по теме "Структурная организация живых организмов. Клетка". Форма проведения - групповая....

03 04 2024 6:47:39

Воздушная одежда Земли


    Воздушная одежда Земли

      Природоведение – это основа для дальнейшего изучения естественных наук. На уроках я уделяю внимание раскрытию способов познания природы человеком, для этого применяю различные методы, приемы активизации учебной деятельности учащихся, такие как наблюдения, проведение несложных опытов, умение самостоятельно искать ответы на проблемные вопросы, требующие пpaктических знаний, основанных пусть еще небольшом, но уже каком-то жизненном опыте, уметь применить их в нужной теме. Здесь дана разработка урока в 5-м классе по теме «Воздушная одежда Земли». На этом уроке я показываю опыты, а дети сами делают выводы, доказывая свою правоту, почему так, а не по-другому; большая часть урока отводится самостоятельному поиску нужных ответов. Для более успешного усвоения материала подготовлена презентация, которая помогает обратить внимание на основное, иллюстрации помогают лучше запомнить, неслучайно говорят: "Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать". Презентация дает возможность и хорошо закрепить материал урока....

02 04 2024 21:32:51

Открытый урок по теме: "Общая хаpaктеристика грибов"


    Открытый урок по теме: "Общая хаpaктеристика грибов"

      На данном уроке учащиеся определяют место грибов в системе органического мира через разнообразные формы деятельности. Во-первых, учащиеся самостоятельно знакомятся с грибами и составляют обзорную визитную карточку, работая в малых группах. Во-вторых, составляют таблицу, где наглядно показывают сходство грибов с растениями и животными. В-третьих, выявляют особенности индивидуальных признаков, присущие только грибам. В процессе разрешения проблемной ситуации раскрывают причинно-следственные связи между природой и грибами, а также между грибами и другими живыми организмами. ...

01 04 2024 19:24:31

Урок по окружающему миру "Как нам жить"


    Урок по окружающему миру "Как нам жить"

      Урок "Как нам жить" ставит своей целью создание условий для осознания личной ответственности за состояние природы. Считаю необходимым учить детей вести дискуссию, уметь защищать свое мнение, формировать способность к рефлексии и совершенствовать коммуникативные навыки. ...

31 03 2024 4:49:19

Видоизмененные подземные побеги: луковица, корневище, клубень


    Видоизмененные подземные побеги: луковица, корневище, клубень

      Задачей данного урока является ознакомление учащихся с видоизмененными побегами; установление сходства и различия в строении подземных и наземных видоизмененных побегах; познакомить учащихся с основной функцией подземных побегов – запасание питательных веществ....

30 03 2024 20:25:31

Водоросли. Общая хаpaктеристика. 6-й класс


    Водоросли. Общая хаpaктеристика. 6-й класс

      Урок призван, используя технологию развития критического мышления через чтение и письмо (методические стадии: вызов, осмысление, рефлексия), сформировать у учащихся знания о среде обитания, особенностях строения водорослей как представителей древних растений....

29 03 2024 16:46:43

Компьютерные технологии в преподавании биологии


    Компьютерные технологии в преподавании биологии

      Усвоение знаний, связанных с большим объемом цифровой и иной конкретной информации, путем активного диалога с персональным компьютером. С помощью обучающих программ ученик может моделировать реальные процессы, а значит – видеть причины и следствия, понимать их смысл. Компьютер позволяет устранить одну из важнейших причин отрицательного отношения к учебе – неуспех, обусловленный непониманием сути проблемы, значительными пробелами в знаниях и т.д. ...

28 03 2024 17:30:24

Зрительный анализатор и его гигиена

Урок биологии по теме «Зрительный анализатор» для учащихся 8-х классов направлен на формирование понимания связи между структурой и функциями конструктов органов и организма на примере анализаторов, и расширение представлений учащихся о функционально-структурных связях зрительного анализатора....

27 03 2024 15:31:28

Обобщающий урок в 10-м классе по теме "Строение и функции клеток"


    Обобщающий урок в 10-м классе по теме "Строение и функции клеток"

      Данная работа ставит своими целями: повторить, закрепить и обобщить знания о строении клетки и её функциях; продолжить формирование умений сравнивать, обобщать, анализировать, делать выводы, аргументировать, работать в группе; развивать логическое мышление, творческие способности; убедить в важности изучения клетки для научно-технического прогресса. ...

26 03 2024 16:42:23

Горение и окисление


    Горение и окисление

      Цели урока: познакомить учащихся с видами явлений в природе, химическими явлениями, реакциями горения и дыхания; признакими реакций окисления и горения; формировать научную картину мира; прививать навыки аккуратности, учить правильно вести себя при ЧС....

25 03 2024 13:19:44

Урок биологии в 8-м классе по теме "Рефлекторная регуляция физиологических функций организма"


    Урок биологии в 8-м классе по теме "Рефлекторная регуляция физиологических функций организма"

      Статья содержит план-конспект урока, на котором ученики выполняют два варианта тестовой проверки домашнего задания, знакомятся с ключевыми понятиями темы, решают проблемные вопросы, выполняют лабораторную работу в группах. Поскольку на данном уроке более глубоко рассматриваются виды рефлексов и рефлекторных дуг, его можно проводить в классах с углубленным изучением биологии....

24 03 2024 6:56:46

Экология и культура — будущее России


    Экология и культура — будущее России

      Урок экологии в 6-м классе. Цель урока: побудить школьников к размышлению об экологическом и личностном смысле сохранения культурного и биологического разнообразия страны, региона, своей местности; необходимости для этого совместных усилий людей разных национальностей, поколений, религий, их желания и умения договариваться о сотрудничестве в решении общих экологических проблем....

23 03 2024 3:50:35

Интегрированный урок (география + биология) по теме: "Байкал – жемчужина Сибири"


    Интегрированный урок (география + биология) по теме: "Байкал – жемчужина Сибири"

      Интегрированный урок по географии и биологии знакомит учащихся 8-го класса с природой озера Байкал. В нестандартной форме учащиеся получают представление об уникальной природе озера, взаимосвязях компонентов природы. Предусматривается самостоятельная подготовка к уроку: ребята могут выбрать представителей эндемичных животных и составить свой рассказ или презентацию по этой теме....

22 03 2024 0:29:47

Урок биологии + математики на тему: "Плодово-ягодный сад"


    Урок биологии + математики на тему: "Плодово-ягодный сад"

      Задачи: расширить знания учащихся по особенностям выращивания плодово-ягодных культур; показать межпредметную связь математики и биологии; способствовать развитию приемов умственной деятельности....

21 03 2024 4:53:23

Методическая разработка урока по теме "Память. Значение и виды памяти. Способы развития памяти". 8-й класс


    Методическая разработка урока по теме "Память. Значение и виды памяти. Способы развития памяти". 8-й класс

      В разработке представлены пpaктические методы изучения памяти: тестирование, самодиагностика, игра. Актуализация темы и активизация познавательного интереса показана посредством беседы с опорой на положительные эмоциональные воспоминания....

20 03 2024 14:25:56

Открытый урок по биологии в 7-м классе по теме "Многообразие земноводных, их значение и охрана"


    Открытый урок по биологии в 7-м классе по теме "Многообразие земноводных, их значение и охрана"

      Урок проходит в форме игры «Клуб знатоков». Из класса выбирается комaнда знатоков из лучших учеников класса. Все учащиеся готовят по три вопроса по теме. Они должны быть интересными, нестандартными и такими, чтобы ответ не включал в себя цифровые данные (размеры, вес и т.д.). ...

19 03 2024 5:39:50

Мини-проекты как средство развития познавательной деятельности школьников на уроке биологии


    Мини-проекты как средство развития познавательной деятельности школьников на уроке биологии

      Методика проведения мини-проектов, в основе которых лежат долгосрочные проектно-исследовательские работы учащихся. Сделаны выводы об эффективности использования проектных и исследовательских методов с целью повышения познавательного интереса школьников....

18 03 2024 18:16:16

Урок-исследование по теме "Плоды". Раздел биологии 6-го класса


    Урок-исследование по теме "Плоды". Раздел биологии 6-го класса

      Урок способствует развитию творческих способностей учащихся. Весь урок проходит без использования учебника. Кроме учителя, на уроке с новой информацией выступают ученики, которые заранее получили задание. На уроке развиваются пpaктические навыки, ведется постановка проблемных вопросов, на которые ученики должны самостоятельно дать ответы. Дети получают необходимую информацию о пользе плодов, при употрeблении их в пищу....

17 03 2024 13:23:30

Урок по теме "Лишайники"


    Урок по теме "Лишайники"

      Урок представлен конспектом и презентацией в Microsoft PowerPoint. По типу урок комбинированный (изучение нового материала с элементами закрепления знаний), а также материалы урока могут быть использованы для обобщения знаний по этой теме и для подготовки к ЕГЭ. В ходе урока учащиеся узнают строение слоевища лишайника....

16 03 2024 14:37:44

Урок биологии в 6-м классе "Лишайники"


    Урок биологии в 6-м классе "Лишайники"

      "Лишайники" - это урок изучения новой темы. Целью урока является знакомство учащихся с особенностями строения и жизнедеятельности лишайников как симбиотических организмов; приспособленностью лишайников к разнообразным условиям обитания, их ролью в природе и жизни человека. В ходе урока происходит отработка понятий: "грибница", "симбиоз", "паразитизм", питание грибов и водорослей. В течение урока учащиеся работают с информационными листами, готовят сообщения, используя дополнительные источники литературы. ...

15 03 2024 1:10:12

Основные этапы эволюции животного мира на Земле


    Основные этапы эволюции животного мира на Земле

      Объяснение нового материала на уроке происходит с использованием компьютерной презентации. Учащиеся не только обобщают полученные ранее знания. Использование проблемного задания помогает эффективно стимулировать интеллектуальную деятельность каждого ученика, формированию умений выделять главное, делать выводы....

14 03 2024 11:12:49

Группы крови и резус-фактор. Методы определения и совместимость

Группы крови и резус-фактор. Методы определения и совместимость Группы крови – это иммунологические свойства крови, которые хаpaктеризуются наличием или отсутствием на поверхности эритроцитов агглютиногенов A и B, а в сыворотке крови - агглютининов α и β....

13 03 2024 6:49:12

Экскурсия "Осенние явления в жизни растений"


    Экскурсия "Осенние явления в жизни растений"

      На экскурсии учащиеся познакомятся с разнообразием растений, осенними явлениями и приспособленностью растений к перезимовке, различными методами биологических исследований....

12 03 2024 8:17:58

Развитие мотивации к изучению биологии в непрофильных классах


    Развитие мотивации к изучению биологии в непрофильных классах

      Задача учителя биологии – показать учащимся значимость биологических знаний, возможность их применения в повседневной жизни, помочь увидеть взаимосвязи, соединяющие разрозненные факты в целостную систему, найти подход, который затронет не только ум, но и душу ученика, поможет ему понять себя и окружающий мир, осознать величайшую ценность жизни....

11 03 2024 18:24:53

Обучение биологии с использованием метода игры-задачи (кросворды)


    Обучение биологии с использованием метода игры-задачи (кросворды)

      В ходе реализации проекта учащиеся узнают правила работы разгадывания и способы составления и оформления кроссворда, учатся ориентироваться в учебном и дополнительном материале, правильно и точно формулировать вопросы, определять тип кроссворда, создавать его в печатном и электронном варианте. ...

10 03 2024 4:41:16

Урок "Смена биогеоценоза". 11-й класс


    Урок "Смена биогеоценоза". 11-й класс

      Тема предполагает углубление знаний о процессах сукцессии и её видах, даёт возможность с помощью компьютера представить процесс образования устойчивого биогеоценоза и осознать значение охраны окружающей среды. Урок способствует развитию логического мышления и творческого подхода к решению проблем. ...

09 03 2024 4:15:13

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::