Урок по биологии. Тема: "Диагностический центр "Гельминтолог". 7-й класс

Тема: «Диагностический центр «Гельминтолог»» (7-й класс).
Тип урока: Обобщение и систематизация знаний и способов деятельности.
Форма проведения: Урок-проект.
Цели урока:
1) Образовательные:
- углубить и обобщить знания об особенностях жизни и развития червей-паразитов;
- проверить умения выделять признаки приспособленности к условиям обитания;
- создать условия для совместной поисковой деятельности.
2) Развивающие:
- развивать коммуникативные качества личности, умение работать в группе, организаторские способности;
- развивать поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу, способности к целеполаганию и распределению ресурсов;
- развивать стремление учащихся к самостоятельному получению знаний.
3) Воспитательные:
- выработать профилактические меры по предупреждению заболеваний червями-паразитами;
- содействовать формированию толерантной личности;
- способствовать формированию здорового образа жизни;
- познакомить с профессией «врач».
Ход урока
I. Мотивация, запуск проекта
Вступительное слово учителя: Сегодня у нас необычный урок. Мы создаем проект. Созданию этого проекта предшествовало несколько уроков.
Изучив морфологическое, анатомическое строение, многообразие плоских червей сегодня мы с вами на уроке создаем первый в Казани медицинский центр «Гельминтолог». Создание этого центра актуально. Все больше в нашу жизнь внедряются живые организмы - паразиты, которые уносят жизни людей. Так как мы с вами изучаем черви, то наш центр диагностирует и лечит выявленные заболевания, связанные с червями - паразитами. В нашем центре работают 5 отделений:
1. Эпидемиологическое отделение (представляется зав. отделением).
2. Эпиопатеннетическое отделение (представляется зав. отделением).
3. Клиническое отделение (представляется зав. отделением).
4. Лабораторное отделение (представляется зав. отделением).
5. Профилактическое отделение (представляется зав. отделением).
Учитель: Я прошу заведующих отделением дать краткую информацию о том, чем занимается каждое отделение.
II. Информационно-операционный этап (учащиеся представляют работу своего отделения)
Зав. отделением: Эпидемиологическое отделение знакомит пациентов с паразитологией как с наукой и географией распространения паразитов.
Дополнительную информацию дают ученики.
Ученик: Паразитология - это комплексная биологическая наука, разносторонне изучающая явление паразитизма. Она тесно связана с зоологией, ботаникой и с другими биологическими науками, медицинскими, ветеринарными, сельскохозяйственными и т.д. (Приложение 1)
Ученик: География распространения червей паразитов.
Ученик: Цепень бычий. Возбудитель: тениаринноза. Локализация: в ленточной стадии паразитирует. Географическое распространение: повсеместно. (Приложение 2)
Ученик: Эхинококк. Локализация: в личиночной стадии находится в различных внутренних органах. Географическое распространение: по всему земному шару, но неравномерно, в РФ на юго-западе встречается чаще. (Приложение 3)
Ученик: Круглые черви. Локализация: тонкий кишечник. Географическое распространение: пpaктически повсеместно. (Приложение 4)
Учитель: Рассмотрев эпидемиологию животных, мы обращаемся в этиопатогенитическое отделение.
Дополнительную информацию дают ученики.
Ученик: Наше отделение изучает жизненные циклы и патогенное значение червей. Обратимся к жизненным циклам червей. Изучение жизненных циклов паразитов имеет первостепенное значение как для понимания исторических путей становления той или иной группы паразитов, так и для борьбы с паразитарными заболеваниями путём воздействия возбудителя на тех или иных фазах его развития. В этой связи особое значение приобретает изучение жизненных циклов паразитов во времени и в зависимости от жизненного цикла хозяина, различных условий и изменений внешней среды, в которой обитает хозяин. Среду обитания паразита делят на среду первого порядка, т. е. организм хозяина, и среду второго порядка - внешнюю по отношению к хозяину; факторы последней влияют на паразита опосредованно, через среду первого порядка.
Учитель: Итак, мы с вами вспомнили географическое распространение, диагностику и патогенное значение червей паразитов. В последующем мы с вами увидим, как пациенты обращаются в клиническое отделение, как сложно бывает врачам. Но каждый из них специалист с большой буквы. На основе клиники, лаборатории, эпидемиологии и этнологии врачи - гигиенисты выработали ряд профессиональных мер.
Итак, клиническое отделение - зав. отделением.
Зав. отделением:в нашем отделении врачи - инфекционисты диагностируют заболевания и назначают лечение.
Учитель: Имитируется прием. В отделение поступили пациенты.
Ситуация 1
Врач: На что жалуетесь?
Пациент: Кишечная непроходимость.
Врач: С какого времени?
Пациент: Два дня.
Врач: На что еще жалуетесь?
Пациент: Недомогание, тошнота.
Врач: Чтобы подтвердить, необходимо пройти лабораторные исследования.
Ситуация 2
Врач: На что жалуетесь?
Пациент: Жидкий стул.
Врач: Сколько дней?
Пациент: Три дня.
Врач: С чего началось?
Пациент: Поел жареное мясо.
Врач: Чтобы подтвердить, необходимо пройти лабораторные исследования.
Ситуация 3
Врач: Что случилось?
Пациент: Боли в правом подреберье.
Врач: На что еще жалуетесь?
Пациент: Тошнота, рвота.
Врач: С чего началось?
Пациент: Не знаю.
Врач: Дома есть животные?
Пациент: Да.
Врач: Кто?
Пациент: Собака.
Врач: Чтобы подтвердить, необходимо пройти лабораторные исследования.
Учитель: Лабораторное отделение.
Дополнительную информацию дают ученики.
Зав. отделением: Направление исследования лабораторией. Паразитизм, как экологический феномен, возникает независимо и неоднократно у различных систематических групп животных и растений. Изучение адаптации к этому образу жизни на различных уровнях организации, от индивидуального до паразитарных сообществ, позволяет выявить основные эволюционные тенденции в разных систематических группах, в паразитарных системах и сообществах. Эта проблема требует сочетания как традиционных систематических и фаунистических подходов, так и сравнительно - морфологических, экологических, генетических, биохимических. Необходимость накапливать и обpaбатывать такой массив разнообразных данных определяет место и роль компьютерных методов в паразитологии.
Ученик: Мы используем следующие методы:
Ученик: Биохимический метод - метод толстой колли.
Ученик: Р. Косони.
Ученик: Микроскопический метод. (Показывают микроскоп.)
Ученик: Метод исследования фекалий. (Показывает коробочку.)
Зав. отделением: В результате получения анализа и беседы с врачом, доктор ставит диагноз и назначает лечение. После стационарного или амбулаторного лечения, больной направляется в профилактическое отделение.
Учитель: Представляет зав. профилактического отделения.
Дополнительную информацию дают ученики.
Зав. отделением: В нашем отделении проводится большая просветительская работа, как среди пациентов, так и среди населения. (См. Приложение 2, Приложение 3, Приложение 4)
Ученик: Бычий цепень.
Ученик: Эхинококк.
Ученик: Аскарида.
Учитель: Врачи-гигиенисты позволяют предупредить заболевания. Болезнь лучше предупредить, чем лечить.
III. Подведение итогов
В результате нашего урока, мы познакомились с работой центра «Гельминтолог», побывали в роли врачей. Какой это тяжелый и нужный труд! И может быть знания, полученные на сегодняшнем уроке, пригодятся вам в выборе вашей профессии.
Учитель: Я предлагаю каждой группе составить синквейн по группам - отделениям.
1. Эпидемиологическое отделение - Аскарида.
2. Эпиопатеннетическое отделение - Бычий цепень.
3. Клиническое отделение - Эхинококк.
4. Лабораторное отделение - Печеночный сосальщик.
5. Профилактическое отделение - Пиявка.
Учитель: Интересные факты о червях-паразитах. (Приложение 5)
Учитель: Мы обобщили знания об особенностях жизнедеятельности:
- углубили и обобщили знания об особенностях жизни и развития червей-паразитов;
- выделяли признаки приспособленности к условиям обитания;
- выработали профилактические меры;
- показали актуальность данной темы.
А теперь давайте подведем итоги: что нам удалось сделать, а что не удалось?
Словесная самооценка результатов деятельности. Учащиеся высказывают свою точку зрения и заполняют лист настроения.
Вывод учителя: Как знать, пройдут года, и, может быть, знания сегодняшнего урока вам пригодятся в жизни. Кто-то станет врачом. Создаст диагностический центр и вспомнит сегодняшний урок.
Я благодарю вас всех за создание нашего проекта. В последующем, изучая живые организмы, мы будем говорить о животных, ведущих паразитический образ жизни. Если будет желание, то создадим ещё и другие центры медицины.
IV. Домашнее задание
1. Оформить синквейн – реклама.
2. Биологические задачи взять в регистратуре.
Комментарии:
В статье рассматривается воспитательная и образовательная роль синквейна, методика составления дидактического синквейна, вариантность использования синквейна на уроках. Умение составлять синквейн – показатель того, что учащиеся знают учебный материал, умеют выделять наиболее хаpaктерные особенности изучаемого явления, процесса. Приведены наиболее удачно созданные, художественно оформленные синквейны....
25 11 2025 17:27:39
Обобщающий урок в 9-м классе по теме «Кожа» позволяет не только расширить знания о гигиенических требованиях ухода за кожей и ее образованиями, но и способствует формированию познавательного интереса, профессиональному самоопределению....
24 11 2025 14:53:22
Основные цели урока – углубить теоретические знания, полученные на уроке; научиться решать задачи по генетике пола. ...
23 11 2025 2:14:12
Особенностью современного этапа обучения в школе является огромный поток информации, предлагаемой учащимся для усвоения. Как ориентироваться человеку в условиях «информационного бума»? Существует комплекс общеучебных приёмов и методов, способствующих эффективной работе учащихся с различной информацией. С некоторыми из них можно познакомиться на уроке информационной культуры....
22 11 2025 12:27:42
Цель урока: выяснить степень усвоения учащимися знаний по пройденной теме, закрепить знания, знать значение терминов, используемых по данной теме, убедиться в том, что значение системы кровообращения в организме велико и от ее работы зависит состояние работы нашего организма.
...
21 11 2025 12:41:42
В России 25% всей площади занимают хвойные леса, поэтому эта тема имеет особое значение. Эти леса вырубаются повсеместно, поэтому необходимо говорить об их защите....
20 11 2025 15:24:20
В современной педагогике часто используется технология критического мышления. Существует множество различных приемов по данной технологии. Один из таких приемов автор предлагает применить на уроках с "легкими" темами или когда материал учебника довольно мал.
...
19 11 2025 0:30:42
Систематизация педагогического наследия учителей в Виртуальном музее биообразования России....
18 11 2025 21:17:41
Основными методами работы на уроке для достижения поставленной цели были выбраны: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, метод стимулирования интереса к учению, метод письменного контроля (работа по карточкам) и лабораторно-пpaктического контроля (машинный контроль), метод проектной деятельности (создание учащимися презентации)....
17 11 2025 22:39:59
Одним из методов обучения, который используется для успешной реализации задач объединения дополнительного образования, является метод проектов. Он помогает органично интегрировать знания учащихся из различных областей при решении одной проблемы, дает возможность применять полученные знания на пpaктике. Проектный метод способствует повышению мотивации, развитию творческой активности и самостоятельности, навыков исследовательской работы и вместе с тем повышает качество образования....
16 11 2025 0:50:48
Урок по биологии в 8-м классе расширяет знания учащихся, формирует представления о строении зрительного анализатора, о том как и при каких условиях человек видит изображения. В ходе урока происходит овладение наиболее важными понятиями и терминами. Использование презентации на уроке способствует активизации внимания учащихся, более красочному оформлению урока, помогает развитию познавательного интереса к предмету....
15 11 2025 1:18:28
На занятии используются проблемные вопросы и задания, построенные на содержании учебного материала, учитель тем самым способствует развитию проблемного мышления у школьников. Учебный материал разбивается на 3–4 части, к которым конструируются проблемные задания. Урок становится ярче, если используются компьютерные технологии, урок помогает учащимся овладевать новыми способами поиска информации.
...
14 11 2025 22:47:29
Урок обобщает и систематизирует знания учащихся по теме. Игровая форма урока повышает интерес учащихся к предмету, развивает взаимоуважение, умение работать в группе. Урок составлен на основе материалов, изложенных в учебнике для 8-го класса Драгомилова А.Г., Маша Р.Д. "Биология: человек"....
13 11 2025 3:18:19
Курс разработан с учетом основных направлений модернизации общего образования. Реализация этого курса позволяет формировать у школьников интерес к профессиям, связанным с биологическими знаниями и с использованием персонального компьютера; предоставляет им возможность углубить свои знания, умения и навыки в решении задач по биологии с использованием ПК....
12 11 2025 8:18:24
Заключительный урок проводится в форме игры-соревнования. Позволяет в занимательной форме провести смотр знаний учащихся и проверить их теоретические знания. Развивает интерес к предмету и познавательную активность учащихся....
11 11 2025 22:38:49
Урок знакомит с новым материалом, расширяет кругозор, направлен на повышение мотивации к изучению природоведения, готовит к изучению курсов физики и биологии....
10 11 2025 21:28:35
Применение компьютера в обучении позволяет управлять познавательной деятельностью школьников. В этом случае обучение строят в рамках личностно-ориентированной модели, учитывающей индивидуальные темпы усвоения знаний и умений, уровень сложности, интересы и пр.
Совместимость компьютерных технологий с традиционными средствами и формами обучения — один из важных методических принципов их применения. При планировании уроков необходимо найти оптимальное сочетание обучающих программ с другими (традиционными) средствами обучения.
Применение ИКТ на уроках требует и от педагога особой профессиональной подготовки....
09 11 2025 15:15:14
Урок-путешествие, целью которого является сформировать представление о витаминах и авитаминозах, нормах рационального питания, развивать творческое мышление и интеллектуальные способности учащихся, а также эстетическое и физическое воспитание учащихся....
08 11 2025 5:28:33
Одним из методов обучения, который используется для успешной реализации задач объединения дополнительного образования, является метод проектов. Он помогает органично интегрировать знания учащихся из различных областей при решении одной проблемы, дает возможность применять полученные знания на пpaктике. Проектный метод способствует повышению мотивации, развитию творческой активности и самостоятельности, навыков исследовательской работы и вместе с тем повышает качество образования....
07 11 2025 20:32:14
Данный урок является универсальным в том плане, что подходит к любому учебнику по анатомии, физиологии и гигиене для средней школы. Урок сочетает в себе теоретический и пpaктический материал, опыты, которые показывают функции отделов головного мозга. Новый материал повторяется несколько раз, что помогает лучше усвоить и запомнить тему....
06 11 2025 6:14:57
Модульные уроки активизируют творческое мышление обучающихся и направлены на развитие их интеллектуальных умений: анализировать, синтезировать, обобщать, делать выводы, сравнивать, находить причинно-следственные связи....
05 11 2025 14:19:57
ИКТ позволяют не только наполнить урок большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся. В природоведении есть ряд разделов, сложных для восприятия и понимания учениками. Структурирование большого объёма информации наиболее приемлемо при помощи программы PowerPoint. Уроки-презентации делают учащегося активным участником учебного процесса. Представлен урок с использованием ИКТ на уроках биологии и природоведения.
...
04 11 2025 0:42:56
Подготовка к семинарам значительно активизирует познавательную деятельность учащихся, вовлекает их в самостоятельные поиски дополнительной научной информации для решения проблемных учебно-познавательных задач и выполнения тематических заданий. Представленный урок-семинар позволяет рассмотреть одну из самых интересных и таинственных тем биологической науки – «Генетика человека»....
03 11 2025 5:30:56
В разработке урока по курсу биологии для 8-го класса по теме "Личность и ее структура" предложены формы работы (работа в малых группах, сообщения, психологические упражнения), направленные на формирование знаний о личности, ее структуре и особенностях, типах темперамента....
02 11 2025 5:38:21
В статье приведен урок природоведения в 5-м классе по изучению нового материала с использованием набора минералов, таблиц по географии, схемы "Круговорот горных пород", справочных материалов, индивидуальных дифференцированных карточек, презентации к уроку....
01 11 2025 2:45:39
Цель урока: формировать знания о составных компонентах биологического сообщества, об особенностях трофической структуры сообщества, о пищевых связях, которые отображают путь круговорота веществ, формировать понятия пищевая цепь, пищевая сеть....
31 10 2025 15:36:59
Внеклассное мероприятие для учащихся 11-го класса на тему "У истоков эволюции..." проводится с использованием информационных технологий, что позволяет повысить интерес к изучаемому предмету. Основная цель данного мероприятия заключается в том, чтобы нацелить ребят на сдачу ЕГЭ по биологии....
30 10 2025 8:35:16
Под высшей нервной деятельностью И.П.Павлов понимал деятельность больших полушарий с близлежащей подкоркой, которые обусловливают рефлексы....
29 10 2025 21:15:32
На уроке биологии учитель помогает учащимся устанавить взаимосвязь животного и растительного мира в зависимости от природных и климатических условий, организовывает творческую деятельность каждого учащегося с целью систематизации знаний по всем природным зонам.
...
28 10 2025 2:28:23
Материал урока знакомит учащихся с растениями и животными, используемыми в символике г. Абакана и республики Хакасия. Во время проведения игры ребята разгадывают кроссворды, загадывают загадки, рассказывают стихи хакасских поэтов о красоте родного края. Данный урок-игру можно провести как внеклассное мероприятие....
27 10 2025 12:55:20
Мультимедийный обобщающий урок по разделу "Внутренняя среда организма" для 8-го класса содержит презентацию по теме "Кровь и кровообращение" и образец теста для оценки знаний учащихся по данному разделу. Урок включает самостоятельную подготовку докладов учащимися по вопросам урока и предполагает их выступление, с использованием презентации. ...
26 10 2025 17:26:19
Использование этой технологии позволяет значительно разнообразить уроки естественно-научных дисциплин. Основная идея технологии «Обучение в сотрудничестве» - учиться вместе.
...
25 10 2025 17:43:23
Бактерии, трудясь с другими организмами, делают важную химическую работу. Рассмотрим, что же такое бактерия и какая её роль в круговороте веществ в природе....
24 10 2025 20:12:41
Урок связан с раскрытием сущностных человеческих сил, сущностной природы человеческого (интеллектуального) потенциала, заключающейся в обретении им универсальных способов деятельности и мышления. Дидактические особенности такого урока связаны с формированием опыта поисковой деятельности, включением опыта группового творческого поиска в широкий контекст личного опыта учащихся. Урок призван ярче высветить главное в изучаемом материале, раздвинуть границы предметности....
23 10 2025 2:10:30
В настоящее время одной из важнейших проблем нашей республики и не только является проблема экологического образования. Экологическая тропа создается детьми прежде всего для самих же детей, ради их обучения и воспитания. Это одна из привлекательных форм организации их деятельности в системе экологического образования и воспитания. Если она правильно организована, то позволяет учащимся с разных сторон раскрывать свои творческие возможности, сочетать умственный и физический труд....
22 10 2025 13:26:42
Урок разработан к учебно-методическому комплексу Колесова Д.В., Маша Р.Д., Беляева И.Н. "Биология. Человек" (8-й класс). На уроке предполагается проведение лабораторных опытов....
21 10 2025 18:58:20
Нетрадиционная форма организации учебного процесса позволяет обобщить, закрепить изученный материал, а также исправить ошибочные представления и оценить степень усвоения изученного материала. Учебный материал дает возможность использовать полученные знания в повседневной жизни. Витамины – вещества, без которых нормальный обмен веществ невозможен. Недостаток витаминов приводит к гипо- и авитаминозам. Гипервитаминозы могут приводить к cмepти.
...
20 10 2025 18:45:43
Урок построен на региональном материале – изучении гастрономических привычек народов Северного Кавказа. Дети в преддверии новогоднего праздника знакомятся не только с новогодними национальными блюдами, но и выясняют влияние особенностей кухни Кавказа на состояние здоровья людей. У учащихся развиваются пpaктические навыки по здоровому питанию; воспитывается культура отношения к национальным традициям....
19 10 2025 13:10:31
Изучение новой темы проходит в форме путешествия. Эффективность урока повышается за счёт применения информационно-коммуникативной и проектной технологий.
...
18 10 2025 15:31:33
Применение технологии личностно-ориентированного обучения позволяет ученику быть субъектом учения, что соответствует требованиям к современному уроку. Это возможно из-за того, что учащиеся самостоятельно могут определять свои действия на уроке; форму работы на различных этапах урока: проверка знаний, изучение нового материала, закрепление, обобщение, актуализация знаний и другие.
...
17 10 2025 12:45:33
Комбинированный урок обобщения и систематизации материала о селекции растений и животных. Урок знакомит учащихся с основными направлениями биотехнологии и ее значением в развитии сельского хозяйства. Цель урока: сформировать у учащихся представление об основных методах селекционной работы с микроорганизмами. Научить школьников обосновывать значение метода генной инженерии для процесса выведения новых штаммов микроорганизмов и др....
16 10 2025 23:43:10
Урок-конференция изучает инфекционные заболевания человека, причины их возникновения, распространения, профилактику и лечение....
15 10 2025 23:23:12
Урок природоведения с использованием компьютерных технологий в 5-м классе....
14 10 2025 22:53:39
Органы дыхания выполняет функцию газообмена, однако принимает участие также в таких важных процессах как терморегуляция, увлажнение воздуха, водно-солевой обмен и многих других. Из полости носа через хоаны воздух поступает в носоглотку, из нее в ротоглотку, а затем — в гортань. Нижний отдел гортани переходит в трахею....
13 10 2025 17:24:45
Предложенный конспект урока позволит учителю интереснее и эффективнее построить урок по данной теме. Используя традиционный печатный учебник по биологии в интеграции с электронными учебными изданиями и ресурсами сети Интернет, учитель может достичь более глубокого усвоения материала.
...
12 10 2025 8:33:55
Предложенная игра "Звездный час" проводится для учеников 5–7-х классов. Игру можно провести в предметных неделях по географии и биологии, во время праздника "День птиц" . Задачи игры: закрепить и углубить знания полученные на уроках географии, биологии. Развить логическое мышление, память, интеллектуальные способности; расширять кругозор знаний; воспитывать любовь к природе....
11 10 2025 18:27:28
Обобщение знаний по теме «Класс Птицы» проводится всегда интересно, ярко, красочно. Урок проводится в форме путешествия по материкам. Использование при проведении этого урока метода информационных листов сделает его еще и результативным, т.к. поможет систематизировать уже имеющиеся знания....
10 10 2025 8:22:44
На уроке показана интеграция таких наук , как биология и экономика. Цель урока: показать взаимосвязь биологии и экономики, изучить круги кровообращения, повторить строение крови, из экономики – денежное обращение, свойства и функции денег.
...
09 10 2025 14:58:31
Урок проводился с учащимися 9-го класса, которые имеют различные отклонения в развитии. Учащиеся данного класса имеют значительный недостаток уровня интеллекта, стойкое недоразвитие уровня познавательной способности, мышления и речи.
...
08 10 2025 2:54:11
Урок знакомит учащихся с классификацией копытных млекопитающих, особенностями их строения и средой обитания. Использование на уроке ИКТ повышает познавательный интерес к предмету. Ученики осознают необходимость охраны копытных млекопитающих на примере животных своего региона....
07 10 2025 10:32:19
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::




