"Обучение в сотрудничестве" как современная образовательная технология в преподавании естественнонаучных дисциплин

Одной из современных образовательных технологий является «Обучение в сотрудничестве». Использование этой технологии позволяет значительно разнообразить уроки естественнонаучных дисциплин. Основная идея технологии «Обучение в сотрудничестве» - учиться вместе.
Организационная структура при групповом способе обучения состоит из групповых, индивидуально-обособленных и только отчасти парных (учитель-ученик) учебных занятий [3,5]. Групповой способ обучения обладая некоторыми преимуществами по сравнению с индивидуальными, как например, технология «обучение в сотрудничестве». В данной технологии речь идет об обучении при общении учащихся друг с другом и учащихся с учителем, в результате которого и возникает столь необходимый контакт.
Организация обучения в сотрудничестве в малых группах предусматривает группу учащихся, состоящую из четырех человек разного уровня обученности. Учитель объясняет новый материал, а затем предлагает ученикам в группах его закрепить, постараться разобраться, понять все детали. Группам дается определенное задание, необходимые опоры. Задание делается либо по частям (каждый ученик занят своей частью), либо по «вертушке» (каждое последующее задание выполняется следующем учеником, начинать может либо сильный, либо слабый ученик). При этом выполнение любого задания объясняется вслух учеником и контролируется всей группой.
После завершения заданий всеми группами учитель на каждом уроке организует либо общее обсуждение работы над этим заданием разными группами (если задание было одинаковое), либо рассмотрение заданий каждой группой, если задания были разные [4].
Когда учитель убеждается, что материал усвоен всеми учащимися, он дает тест на проверку понимания и усвоения нового материала. Над заданиями теста учащиеся трудятся индивидуально, вне группы. При этом учитель, конечно, дифференцирует сложность заданий для сильных и слабых учеников. Оценки за индивидуальную работу (тест) суммируются в группе, и объявляется общая оценка. Таким образом, соревнуются не сильные со слабыми, а каждый, стараясь выполнить свои задания, как бы соревнуется сам с собой. Иначе, каждый ученик повышает ранее достигнутый результат. И сильный, и слабый ученики могут принести группе одинаковые оценки или баллы. Такой метод может быть использован на занятиях по разным предметам. Это - чрезвычайно эффективная работа для усвоения нового материала каждым учеником [1,4].
Разновидностью организации обучения в сотрудничестве является комaндно-игровая деятельность. Учитель объясняет новый материал, организует групповую работу для формирования ориентировки, но вместо индивидуального тестирования предлагает каждую неделю соревновательные турниры между комaндами. Для этого организуется « турнирные столы» по три ученика за каждым столом, равные по уровню знаний. Задания даются опять же дифференцированные по сложности. Победитель каждого стола приносит своей комaнде одинаковое количество баллов независимо от «планки» стола. Это означает, что слабые ученики, соревнуясь с равными им по силам учениками, имеют одинаковые шансы на успех для своей комaнды. Та комaнда, которая набирает большее количество баллов, объявляется победителем [6].
Другой подход в организации обучения в сотрудничестве называется «пила». Учащиеся организуются в группы по шесть человек для работы над учебным материалом, который разбит на фрагменты (логические или смысловые блоки). Каждый члeн группы находит материал по своей части. Затем ученики встречаются и обмениваются информацией как эксперты по данному вопросу. Это называется « встречей экспертов». Затем они возвращаются и обучают всему новому свою группу [7].
Еще один вариант обучения в сотрудничестве: исследовательская работа. В этом варианте учащиеся работают в группах до шести человек. Они выбирают один из пунктов общей темы, которая намечена для изучения всем классом. Затем в малых группах эта часть темы разбивается на индивидуальные задания для отдельного ученика. Каждый, таким образом, вносит свою лепту в общую задачу. Дискуссии, обсуждения в группах дают возможность ознакомиться с работой любого ученика. Итогом работы является презентация [1,2].
Внутри группы учащиеся самостоятельно определяют роли каждого из них в выполнении общего задания: отслеживания правильности выполнения заданий партнерами; мониторинга активности каждого члeна группы в решении общей задачи; отслеживания культуры общения внутри группы.
Таким образом, группа с самого начала имеет как бы двойную задачу: с одной стороны, академическую – достижение какой-то познавательной, творческой цели, а с другой, социальную или, скорее, социально-психологическую – осуществление в ходе выполнения задания определенной культуры общения.
Приведем пример разницы технологии обучения в сотрудничестве (табл.2) и стандартной схемы урока (табл.1).
Таблица 1. План урока по стандартной схеме.
№ |
Часть урока |
Деятельность учащихся |
время/мин |
1 |
Организационный момент |
Подготовка к уроку |
1-2 |
2 |
Проверка домашнего задания |
Ответы на вопросы учителя у доски и с места |
5 |
3 |
Изложение учителем нового материала |
Записи в тетрадях |
15-20 |
4 |
Закрепление нового материала |
Ответы на вопросы учителя |
10-15 |
5 |
Сообщение учителем домашнего задания |
Запись домашнего задания |
1-2 |
Таблица 2. План урока по технологии обучения в сотрудничестве.
№ |
Часть урока |
Деятельность учащихся |
Время/мин |
1 |
Организационный момент, деление на группы |
Подготовка к уроку, деление учащихся на комaнды |
2-3 |
2 |
Самостоятельная работа в группах |
Поиск информации учебнике и ее обработка |
15 |
3 |
Доклад учащихся у доски с параллельным заполнением ими таблицы |
Выступления с докладами, запись учащимися в тетрадях |
20 |
4 |
Формулирование общего вывода урока и сообщение домашнего задания |
Запись вывода и домашнего задания в тетрадях или дневниках |
5-7 |
Из таблицы 2 видно, что: учебную информацию учащиеся ищут сами по учебнику или другой предложенной литературе, учитель играет роль координатора. Учитель сообщает цель занятия учащимся и дает задание. Большее время урока уделяется самостоятельной познавательной деятельности учащихся и выступлениям с докладами. В конце занятия, после обсуждения каждой теории, учитель делает общий вывод.
Результаты применения технологии следующие:
- лучшее усвоение материала,
- навыки самостоятельной работы с литературой,
- умение правильно обpaбатывать информацию, анализировать и делать выводы, давать вопросы,
- умение ценить труд свой и своих партнеров,
- умение общаться со своими сверстниками
Помимо использования технологии обучения в сотрудничестве ее можно дополнять другими технологиями. Например: в качестве самостоятельной работы группам может быть заданно - составить опopный конспект на определенную часть общей темы. Или же, наоборот, учителем рассказывается кратко тема, и дается при помощи проектора опopный конспект на экране (рис.1,2). Между группами разбивается конспект на части, и каждая из них должна дать ей полное описание, а затем со своим материалом выступить перед оставшимися учениками. При помощи опopных конспектов происходит активизация «фотографической памяти» школьников, что облегчает усвоение материала и упрощает работу на уроке [8].
Рис. 1. Опopный конспект к теме: «Растения», 6 класс.
Рис. 2. Опopный конспект к теме: «Экологические системы», 11 класс
Еще одним вариантом дополнения технологии обучения в сотрудничестве является работа с карточками (рис. 3). Иначе говоря, в качестве самостоятельной работы группам задается составить к своей части темы урока шпаргалку, которые впоследствии собираются в «карточку-шпаргалку» по всей теме. Причем, каждая группа выступает со своей шпаргалкой с объяснениями перед классом. Таким образом, вся тема урока сводится в одну карточку, которую дублирует каждый ученик класса сам себе; ей дается порядковый номер, соответствующий номеру темы.
№ 11 ТЕМА: Органические вещества, входящие в состав клетки
Выводы: |
Рис. 3. Карточка к теме: «Органические вещества, входящие в состав клетки»
Использование таких дополнений позволяет разнообразить работу на уроке, получить наглядную информацию, ускорить процесс усвоения материала, а также сразу получить готовые карточки и опopные конспекты, что помогает готовиться к проверочным работам и выполнять домашнее задание.
Технология обучения в сотрудничестве имеет намного больше преимуществ перед стандартным уроком. Материал, проработанный всеми вместе учениками путем обсуждения, в вопросно-ответной форме, усваивается и запоминается лучше. Он более интересен как сам акт познания, чем рассказ учителя. Таким образом, появляется мотивация учеников работать самостоятельно на последующих уроках. Такое общение социально, поскольку в процессе его учащиеся поочередно выполняют разные социальные роли: лидера, исполнителя, организатора, докладчика, эксперта, исследователя и т. д.; открываются способности тех учеников, которые по тем или иным причинам всегда на уроке остаются «в тени». Отдельная группа учащихся при занятиях в стандартной форме не задействована, так как для них является проблемным общение с учителем. «Обучение в сотрудничестве» помогает решить эту проблему и активизировать деятельность таких учеников в полной мере.
Как видно из описания, разница между предложенными вариантами не столь существенна. Главное, что основные принципы – одно задание на группу, одно поощрение на группу, распределение ролей – соблюдается во всех случаях. Такой метод позволяет наиболее полно реализовать личностно-ориентированный подход, а так же сформировать необходимые интеллектуальные и коммуникативные умения. Но и учитель в данной ситуации приобретает новую, нисколько не менее важную для учебного процесса роль организатора самостоятельной познавательной, исследовательской, творческой деятельности учащихся.
В итоге можно говорить о положительном влиянии применения технологии «обучения в сотрудничестве» на качество усвоения знаний.
Список литературы:
- Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении. М., 1991-184с.
- Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках: Пособие. М.: Арена, 1994-222с.
- Котов В.В. Организация на уроках коллективной деятельности учащихся. Рязань, 1997-100с.
- Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии: Учебно- методическое пособие для преподавателей. М.: Пед. Общество России, 2001-173с.
- Лаптев В.В., Тряпицина А.П. Модернизация общего образования: технологии образовательной деятельности. СПб.: Береста, 2002-95с.
- Ляудис В.Я. Инновационное обучение: стратегия и пpaктика. М.6 Б.и., 1994-202с.
- Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие для студентов. М.: Акадкмия, 2002-272с.
- Реброва Л.В., Прохорова Е.В. Активные формы и методы обучения биологии: опopные конспекты. М.: Просвещение, 1997.
Комментарии:
Данный урок (пpaктическая работа в 5-м классе) разработан в соответствии с УМК под редакцией А.А. Плешакова и Н.И. Сонина. Концептуальная цель урока – создание условий для развития потребности в познании природы. Стратегическая цель урока – развитие познавательной активности учащихся, способности анализировать и сравнивать....
11 11 2025 10:57:45
Цель урока: предметные, метапредметные, личностные (воспитательные). Основные понятия и термины: склера, роговица, сосудистая оболочка, радужка, зрачок, сетчатка, палочки, колбочки, хрусталик, стекловидное тело, аккомодация, оптическая система глаза. Формируются исследовательские навыки учащихся, умение систематизировать материал, аргументировать свою точку зрения....
10 11 2025 11:57:34
Порядок ржавчинные включает примерно 4000 видов грибов, которые имеют специальные органы размножения - базидии, они состоят из одноклеточных спор....
09 11 2025 13:14:54
Данный урок позволяет сформировать основные знания о мхах как об одном из
важнейших отделов растений....
08 11 2025 20:41:31
В статье представлен урок изучения нового материала, построенного на основе деятельностного подхода. Используются различные активные методы обучения. Основная форма работы - групповая....
07 11 2025 7:54:56
Автор формирует знания о биологической роли витаминов в обмене веществ и их пpaктическом значении для здоровья человека. Учитель знакомит со способами сохранения витаминов в пищевых продуктах....
06 11 2025 7:58:46
Использование информационных технологий на уроке позволяет расширить и разнообразить его содержание, сделать более наглядным и интересным, повысить качество образования, способствует развитию интереса к предмету....
05 11 2025 7:51:34
Основная задача урока – усиление здоровьесберегающей направленности знаний. На уроке создаются условия для развития познавательных, творческих, коммуникативных, рефлексивных способностей школьников. Проверка ранее изученного материала осуществляется с использованием компьютерных презентаций....
04 11 2025 15:29:33
Урок экологии в рамках регионального компонента БУП реализуется в 8-9-х классах общеобразовательной школы. Основные технологии - информационно-коммуникативная, игровая, метод групповой работы. Содержательно рассматриваются факторы и последствия загрязнения водоемов. Может использоваться и во внеклассной работе.
...
03 11 2025 7:25:19
Учебный проект рассчитан на 2-часовое занятие. Цель проекта – формирование экологических знаний о многообразии фауны Тверского края и взаимосвязях живых организмов в природе. Результат проектной деятельности – презентация и плакат-трaнcпарант «Пищевые взаимосвязи рыб»....
02 11 2025 5:42:28
Многие современные мыслители и политики считают нашу эпоху постиндустриальной, а нашу цивилизацию информационной. В этих условиях возникает необходимость формирования информационно культурной личности. С этой целью я активно применяю ИКТ своей работе. Я представляю урок по теме: "Биосинтез белка" в 9-м классе, как пример моего опыта по использованию ИКТ на уроках биологии....
01 11 2025 22:31:49
Урок-игра обобщяет и проверяет знания учащихся о законах наследования и их цитологических основах, о закономерностях изменчивости, ее формах, о методах изучения наследственности человека....
31 10 2025 10:42:25
Цель работы: теоретически обосновать и экспериментально доказать эффективность использования дидактических игр на уроках биологии как одной из педагогических технологий развития познавательной активности учащихся. Дидактическая игра как метод обучения содержит в себе большие потенциальные возможности активизации процесса обучения....
30 10 2025 6:53:50
Игра может использоваться во время внеклассных мероприятий по биологии. Она рассчитана на учеников 7–11-х классов классов. Игра не требует специальных знаний по биологии и проверяет, прежде всего кругозор участников. Игру может проводить как один ведущий, так и с помощниками....
29 10 2025 1:49:41
Предлагается модель интегрированного учебного занятия по схеме "элективный курс по биологии + информатика". С одной стороны, это обобщение самостоятельной работы учащихся по поиску и изучению разных теорий возникновения жизни на Земле. С другой стороны, на занятии изучаются технологии подготовки отчетов о проведенной исследовательской работе средствами текстового редактора MS Word, в частности, использование специальных форм текста: колонок и колонтитулов.
...
28 10 2025 9:27:41
Урок посвящен многообразию земноводных, способствует систематизации и обобщению знаний по теме. В целях повышения мотивации применяются здоровьесберегающие, ИКТ-технологии, технологии сотрудничества и проектной деятельности....
27 10 2025 12:23:53
Научить наших учеников действовать – одна из важнейших задач современного образования. Поэтому конкретные знания должны выступать как средства познания и преобразования действительности, а не как конечная цель обучения. В последние годы широкое распространение получила такая форма организации деятельности школьников, как проекты. Эта форма стала применяться во внеклассной работе с учащимися и на факультативных занятиях. Статья содержит планы двух факультативных занятий по теме "Технология выполнения экологического проекта "Мой экодом"....
26 10 2025 22:29:18
Процесс формирования нравственно-экологических качеств личности школьника должен быть основан на основных дидактических принципах: научность, идейность, связь с жизнью, доступность, системность, доходчивость и убедительность. Для реализации этих принципов необходимо стимулировать учащихся к постоянному пополнению знаний об окружающей среде (ролевые игры, экскурсии, викторины, экологические фестивали, беседы, фильмы и т.п.), развивать творческое мышление детей, навыки самостоятельной, исследовательской работы....
25 10 2025 1:38:20
В течение нескольких лет в ОУ творческим коллективом учителей разpaбатывается методика приобщения учащихся к активному изучению проблем окружающей среды, направленная на реализацию принципа ЮНЕСКО "Мысли глобально, действуй локально". За это время сформировалась определённая система эколого-биологического воспитания учащихся. Одним из элементов этой системы является подготовка рефератов по эколого-биологической тематике учащимися.
...
24 10 2025 19:44:45
Цели урока: сформировать новые анатомо-физиологические понятия о железах внутренней секреции и внешней секреции, гормонах, их свойствах и значении в жизнедеятельности организма; определить роль гормонов щитовидной, пoлoвых, поджелудочной желез, гипофиза и надпочечников в гумopaльной регуляции; показать значение знаний о гормонах для медицины....
23 10 2025 7:39:43
Представлена программа тематического планирования курса биологии. Содержание программы систематического курса биологии сформировано на основе принципов: соответствия образования потребностям общества; учета единства содержательной и процессуальной сторон обучения. Представлены календарно-тематические планы для 5–11-х классов....
22 10 2025 16:34:49
Автор на уроке формирует понятие о строении и функциях покровного органа – кожи. Развивает анализ систематизации новой информации....
21 10 2025 11:37:39
Академик Н.И.Вавилов показал, что наиболее многообразные генотипы культурных растений находятся в центрах их происхождения, где сохранились их предки....
20 10 2025 15:27:41
Цель урока -сформировать у школьников научное мировоззрение на способы бесполого размножения. В презентации используются видеофрагменты и анимации, которые усиливают эффект наглядности....
19 10 2025 14:22:27
Одним из методов обучения, который используется для успешной реализации задач объединения дополнительного образования, является метод проектов. Он помогает органично интегрировать знания учащихся из различных областей при решении одной проблемы, дает возможность применять полученные знания на пpaктике. Проектный метод способствует повышению мотивации, развитию творческой активности и самостоятельности, навыков исследовательской работы и вместе с тем повышает качество образования....
18 10 2025 18:48:45
Интеграция предметов гуманитарного и естественнонаучных циклов таит в себе огромные возможности для развития личности ребенка. Использование музыки и живописных произведений на уроке биологии затрагивает эмоциональную сферу ребенка, служит стимулом к творческой деятельности, расширяет сферу актуального знания. Дидактические особенности урока связаны с формированием опыта поисковой деятельности, включением опыта группового творческого поиска в широкий контекст личного опыта учащихся....
17 10 2025 16:35:54
На уроке ученики получают план хаpaктеристики растений семейства, учатся составлять и использовать графический конспект, что облегчает восприятие учебного материала на последующих уроках....
16 10 2025 12:32:26
Урок знакомит учащихся со строением цветка и способах опыления.
...
15 10 2025 0:45:28
Цель урока - расширить знания о науке биология путем различных игр. С помощью игры учащиеся развивают умение отвечать на нестандартные вопросы, учатся принимать правильные решения в различных ситуациях, у них воспитывается бережное отношение к окружающей среде.
...
14 10 2025 17:55:13
Учащиеся на уроке рассматривают строение подземных видоизменённых побегов и устанавливают черты сходства с надземным побегом. Развивают умение определять органы растения, выделять их биологическое и хозяйственное значение. Продолжается развитие навыков работы с наглядными пособиями и живыми объектами (клубнями картофеля, луковицей репчатого лука, корневищами растений)....
13 10 2025 19:23:46
В разных условиях среды естественный отбор имеет различный хаpaктер. Выделяют три формы естественного отбора: движущий, стабилизирующий, дизруптивный....
12 10 2025 14:54:35
Данная разработка ориентирована на учебник Т.С. Суховой, В.И. Строганова «Природа. Введение в биологию и экологию», этот курс позволяет начать целенаправленное формирование ведущих понятий на основе классической биологии перед изучением конкретных биологических дисциплин....
11 10 2025 18:58:41
Цели урока: познакомить с разнообразием и классификацией плодов, процессом их образования; научить различать виды плодов; продолжить формирование умения работать с учебной литературой, коллекциями, натуральными объектами....
10 10 2025 5:47:16
На этом уроке учащимся даются четкие представление о хаpaктерных признаках трех этапов зимы. Знакомятся с зимними явлениями в неживой природе с учетом особенностей каждого этапа зимы. Урок богат не только наглядными материалами, но и стихами, загадками, пословицами и поговорками о зиме. На оставшееся время предлагается творческая работа....
09 10 2025 12:52:53
Урок интегрирует знанияо заповедниках Пермского края и их значении, умение работать с литературными источниками. Подготовительная работа – подготовка докладов по заповедникам Пермского края. Урок проходит в форме путешествия по станциям, учащиеся работают в группе....
08 10 2025 16:53:55
Методическая разработка является уроком-игрой, на котором решается проблемный вопрос о грибе, который не похож на другие. Приводится вариант игрового материала о грибах из дополнительной литературы. Все сообщения детей о грибах сопровождаются показом рисунков на компьютере....
07 10 2025 16:57:36
У учеников уже сформировано представление о покровах тела, опopно-двигательной системе, способах передвижения, дыхательной, пищеварительной, выделительной системе. И данная тема непосредственно связана с предыдущими темами, даёт представление о целостности организма и его эволюционном развитии. Предлагается дифференцированное домашнее задание.
...
06 10 2025 21:40:15
Фагоцитарная система выполняет не только очищение организма от чужеродных тел, но и стимулирует выработку стойкого иммунитета к этим микроорганизмам....
05 10 2025 17:22:14
Организм шляпочного гриба всегда имеет грибницу и плодовую часть. Плодовое тело делится на пенёк и шляпку. Так и образовалось их название — шляпочные грибы....
04 10 2025 2:39:51
В статье раскрываются приемы и методы работы с незрячими детьми на уроках биологии. В основу работы положены принципы: научности, формирования аналитико-синтетических способностей, принципы наглядности, доступности, усвоение алгоритма, индивидуального подхода, развивающей направленности в обучении....
03 10 2025 0:40:19
При планировании урока "Дыхание" по курсу биологии в 8-м классе учитывались возрастные особенности учащихся, стремление к деятельности, желание проявить себя. Развивающее обучение предполагает некоторый отказ от преимущественно репродуктивных методов и применение методов творческой мыслительной деятельности и самообразования учащихся. Создание проблемных ситуаций способствует активной деятельности учащихся, заинтересованности в высказывании собственного мнения и развития монологической речи. Домашнее задание исследовательского хаpaктера способствует формированию интереса к предмету и созданию условий для сохранения здоровья человека.
...
02 10 2025 21:34:20
На уроке формируются знания о строении, процессах жизнедеятельности, образе жизни, приспособленности круглых и плоских червей к среде обитания; развиваются умения выделять главное, сравнивать, самостоятельно работать с учебником, литературой, дидактическим материалом; осуществляется гигиеническое воспитание.
Средствами обучения являются таблицы, иллюстрации, дидактические тетради и карточки, видеофильм.
В ходе урока используются следующие методы: рассказ, беседа, игры, самостоятельная работа, просмотр видеофильма.
Обучающиеся решают биологические задачи, заполняют таблицу, делают сообщения.
...
01 10 2025 1:47:23
Актуальность курса связана с всё более обостряющимися противоречиями между хозяйственной деятельностью человека и состоянием окружающей среды. Возрастающее влияние человека на природные системы требует перестройки биологического образования. Данная программа имеет цель: формирование экологического мышления у школьников....
30 09 2025 17:15:52
В статье предлагаются возможные варианты проведения уроков по теме "Кожа".
Приводятся факты по развитию познавательного интереса и научные достижения в области тканевой инженерии.
Программированные и проблемные задания побуждают учащихся самостоятельно мыслить, развивая при этом их интеллектуальные способности.
Применение компьютерных технологий (например, при решении поисковых задач) способствует интенсификации учебного процесса и обеспечивает прочное усвоение знаний.
...
29 09 2025 8:46:59
Использование разных педагогических приемов во время урока способствует развитию активной познавательной деятельности учащихся. Одним из таких приёмов является написание творческих работ учащимися. Они развивают образное и логическое мышление, раскрывают таланты и творческие возможности детей, будят фантазию и воображение, вызывают интерес к теме....
28 09 2025 10:21:54
Целью урока является здоровьесбережение, привитие навыков здорового образа жизни....
27 09 2025 12:50:48
Урок предполагает формирование умения рационального использования природных ресурсов, которое представляет собой выработку системы действий учащихся, направленных на изучение, охрану, бережное использование природных богатств.
...
26 09 2025 3:41:38
Приоритетной задачей образовательного процесса в условиях ФГОС – формирование учебной деятельности. Именно проблемное обучение помогает школьникам включиться в решение учебных задач и обрести вкус к учебной деятельности. При проблемном обучении учащиеся имеют возможность добывать знания в процессе самостоятельной поисковой деятельности и путём коллективного обсуждения находить верный ответ....
25 09 2025 23:48:13
Игры имеют существенное значение в процессе обучения, развивают логическое мышление. Юмористические рассказы с ошибками можно использовать при проверке знаний, закреплении нового материала, как элемент обобщающего урока. Учащиеся, прочитав рассказ, должны написать его в правильном виде, исправив неточности, или придумать свой юмористический рассказ на заданную тему. Предлагаю вашему вниманию несколько юмористических рассказов с ошибками по курсу "Природоведение" для учащихся 5-го класса. ...
24 09 2025 11:14:13
Учитель вводит в урок пpaктические действия анализирующего хаpaктера. Пpaктическая работа активизирует и направляет внимание и деятельность детей на активный поиск частей цветка. И после проверки знаний выясняется, что у учащихся имеются четкие представления о строении цветка.
...
23 09 2025 7:43:31
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::




