Методическая разработка урока по теме "Ботанический математический сад" > Лаборатория фитоинвазий
Лаборатория фитоинвазий    


Методическая разработка урока по теме "Ботанический математический сад"


    Методическая разработка урока по теме "Ботанический математический сад"

Цель урока: интеграция биологических и математических понятий при изучении растений и их органов, использование математических хаpaктеристик  при составлении морфо-биологического описания  растений.

Задачи:

  • Образовательные: формирование представлений  о комплексном подходе  изучении учебного материала,    формирование   компетенций различного направления, умения применять знания на пpaктике.
  • Воспитательные: формирование материалистического мировоззрения, толерантного отношения, критического мышления, культуры речи.
  • Развивающие: развитие представлений о целостности органического мира,  умения и навыков выполнения исследовательских заданий при работе в группах, способности  к сравнению, анализу и классификации получаемой  информации.

Педтехнологии  и методика: чтение и письмо для развития критического мышления (ЧПКМ), системно-деятельностный  и проблемный подход.

Тип урока: комбинированный.

Метапредметные связи:  интеграция биологии, математики.

Методы: метод исследования, метод  чтения с пометками, наблюдения, беседа с элементами рассказа, демонстрация.

Оборудование: презентация, плоды  и листья растений, гербарии, спилы стволов деревьев, письменные принадлежности, линейки, циркули, трaнcпортиры, весы, карточки с заданиями, карточки с теоретическим материалом, медиапроектор.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Постановка цели и проблемных задач урока. Урок проводится преподавателями биологии и математики. Каждый учитель выступают в роли тьютора и фасилитатора, т.е. координирует, консультирует и одновременно  осуществляет стимулирование процесса учения,   создает в классе соответствующую интеллектуальную и эмоциональную обстановку, атмосферу психологической поддержки [1].

Вызов.  Сегодня мы с вами совершим виртуальное путешествие в необыкновенный сад – ботанический и математический, попытаемся при изучении растений использовать не только биологические хаpaктеристики, но и математические понятия.
Зарождение ботанических садов относится еще к эпохе феодализма. Уже в V в. при многочисленных монастырях средневековой Европы возникают так называемые \"аптекарские\" сады или \"огороды\". Первые ботанические сады имели небольшие размеры. Растительные коллекции в них были представлены размещенными в грядках (огороды) лекарственными, ядовитыми, пряными растениями, применявшимися в средневековой медицине. История ботанических садов земли русской берет свое начало от садов монастырских и царских в XV-XVI вв. При царе Алексее Михайловиче (вторая половина XVII века), были сделаны первые попытки изучить примеры европейского садового искусства и отойти от монастырских канонов.  В контексте реформ его сына Петра I идея сада приобрела культурный и политический резонанс. Петр I прекрасно понимал, что сад  должен быть прежде всего местом просвещения и образования. Ботанический сад – не только место, где растут цветы, кусты, деревья. Здесь все подчинено законам гармонии: имеет значение сочетание групп различных растений, размеры и форма дорожек, стиль архитектурной планировки. На каждом шагу люди встречают  различные  растения, восхищаются их красотой, формой, ароматом.

«В растениях – музыки избыток,
Певучесть в линиях немых.
Мы ни фальшивых, ни избитых
Мелодий не увидим в них».  (Вышеславский Л. «Ветки») [2].

Итак, попытаемся изучить хаpaктерные особенности растений: Липа мелколистная, Апельсин сладкий, Лавр благородный, Яблоня домашняя, используя две дисциплины –  биологию и математику.

2. Алгоритм  изучения нового материала.  Проведение урока сопровождается использованием  презентации.

2.1. Изучение и составление  морфо-биологических хаpaктеристик биологических объектов (растений), заполнение таблицы для  фиксации изученного материала.
2.2. Проведение исследовательской работы по выявлению математических хаpaктеристик плодов, листьев, спилов  растений.
Исследовательская работа  учащихся проводится по следующим направлениям: изучение  биологических и математических хаpaктеристик плодов,  листьев, спилов  растений, выявление   статистических закономерностей. При этом предусматривается изучение теоретического материала,  выполнение заданий  исследовательского хаpaктера; анализ полученных результатов.  Работа выполняется в парах. Для проведения  работы используются раздаточный дидактический материал по конкретному информационному блоку.

2.3. Исследовательская работа учащихся по выполнению заданий.

Исследовательская  работа №1 «Определение возраста и расчет среднего годичного прироста по годичным кольцам растения  Липа   мелколистная».
Исследовательская работа №2 «Измерение угла дольки и радиуса плода на срезах плода растения   Апельсин сладкий».
Исследовательская работа №3 «Измерение  длины и ширины листа   растения  Лавр благородный».
Исследовательская работа №4 «Измерение массы плодов растения Яблоня обыкновенная».
Исследовательская работа №5 «Решение биологических задач с использованием математических расчетов».

3.1.Методика проведения урока

Каждая  исследовательская работа осуществляется  в два этапа.
Первый этап предполагает  изучение биологических хаpaктеристик  растений, фронтальную беседу и работу  по анализу теоретического материала, по  результатам изучения раздаточного материала (гербарных листов, плодов, листьев, спилов растений), заполнение таблицы (представлена ниже)  по составлению морфо-биологического описания растений.

Знаю Узнал
   

Второй этап: применение математических знаний и умений для проведения исследований , вычислений. Оформление результатов исследования.

3.2. Методическое сопровождение урока

Исследовательская  работа №1 «Определение возраста и расчет среднего годичного прироста по годичным кольцам растения  Липа   мелколистная»

Биологическое описание растения Липа мелколистная. При упоминании о липе у многих из нас возникает образ ухоженной липовой аллеи с раскидистыми вековыми деревьями. Действительно, это дерево живет очень долго: в среднем до 300-400 лет, а отдельные особи доживают до 1200 лет. В течение всей своей жизни липа не только радует глаз своей необыкновенной красотой, но и служит источником лекарственного сырья, с давних пор используемого в народной медицине.
Липа растёт в лесах, садах, на городских бульварах и в парках. Культивируется как декоративное и озеленительное растение. Самый распространенный в европейской части страны вид – липа мелколистная. Особенно хороша липа летом, во время цветения, когда дерево сверху донизу покрыто душистыми, источающими нежный аромат желтоватыми цветками, собранными в полузонтики, с крупным, как крыло стрекозы, прицветником. Среди лесных деревьев липа выделяется своей густой кроной. Для нее хаpaктерен могучий ствол, достигающий в диаметре 2 – 3 м, высотой до 30 метров.
Зацветает липа в естественных условиях на 20-м году жизни. Цветёт почти ежегодно и очень обильно в июне – июле. Цветение продолжается 10 – 15 дней. В то время, когда цветёт липа, в воздухе струится удивительно тонкий, нежный и сладковатый аромат, который ощущается далеко за пределами липовых садов и парков [3].

Историческая справка. Своё название род Липа (Tilia) получил за хаpaктерный светло-жёлтый прицветный листок (прицветник) очень напоминающий крыло стрекозы. В переводе с греческого \"ptilon\" означает \"крыло\". О липе упоминается в древнегреческих мифах, трудах античных учёных и писателей. В те далёкие времена её называли не иначе как «золотое дерево», по достоинству оценивая её красоту, долговечность, лечебную и пpaктическую пользу. Люди же, помимо всего, считали липу священным деревом. Они верили, что липа приносит счастье и охраняет домашний очаг. Её не разрешалось рубить, осквернять. Липу высаживали возле домов, храмов и дворцов, её ветвями украшали жилища во время праздников. У древних славян липу считали деревом богини любви и красоты, а для христиан она была деревом Богородицы. Липа давно и широко используется в резьбе по дереву, поскольку легко режется и обладает чистой белой древесиной. В частности, в царские времена мошенники вырезали из липы копии царских (княжеских) печатей (отсюда и выражение – «липовая печать», или просто «липа» – подделка). Древесина у липы мягкая, не коробится, легко поддаётся обработке и поэтому идёт на изготовление фанеры, мебели, чертёжных досок, сапожных колодок, бочковой тары, долблёной посуды, музыкальных инструментов, в частности, на деки электрогитар. В России липа  использовалась для производства лаптей, циновок, рогожи.
Липа – это дерево. Годы жизни деревьев умеренных и холодных широт можно определить по  поперечному спилу их стволов, посчитав годичные кольца (годовые слои). Такой слой, как правило, соответствует приросту древесины за один вегетационный период. Рождающаяся весной и в начале лета древесина заметно отличается от более поздней, появляющейся в конце лета и осенью.

Определять возраст деревьев по годичным кольцам впервые предложил Леонардо да Винчи; он же предположил, что их ширина зависит от климата, прирост годичных колец связан с метеорологическими факторами — температурой воздуха и осадками [4].

Методика определения возраста и расчета среднего годичного прироста по годичным кольцам растения  Липа   мелколистная представлена в Приложении 1.

Исследовательская работа №2 «Измерение угла дольки и радиуса плода на срезах плода растения   Апельсин сладкий»

Биологическое описание растения Апельсин сладкий. Апельсин – плод апельсинового дерева, представляет собой гибрид мaндарина и помело, культивировалось в Китае ещё за 2,5 тысячи лет до н.э. В Европу дерево было привезено португальскими мореплавателями. После этого быстро распространилась мода на выращивание апельсиновых деревьев; для этого стали строить специальные стеклянные сооружения, названные оранжереями (от фр. Orange ‘апельсин’).
Слово «апельсин» заимствовано в русский язык из голландского языка; «яблоко из Китая». Упоминание о «солнечном яблоке» – апельсине – можно найти в китайских рукописях, датированных 2200 годом до нашей эры. Плоды дикого апельсина использовались только для изготовления ценного медицинского сырья. Ароматное масло, которое получали из кожуры, было основным компонентом чарующих восточных благовоний. Европейцы впервые познакомились с этим экзотическим плодом только во второй половине XV века. Многие годы апельсин преподносили как очень дорогой подарок, такую роскошь мог себе позволить далеко не каждый. Апельсин сладкий – вечнозеленое растение высотой 7-16 м с острыми шипами из семейства рутовых (Rutaceae). Стволы отдельных апельсиновых деревьев могут достигать толщины 1 м  в обхват. Такие деревья имеют большую – как у дуба – крону и живут до 100 - 150 лет; в урожайный год они способны дать до 38000 плодов. Листья гладкие блестящие овальные, редко продолговатые. Цветки белые, очень душистые одиночные или в немногочисленных кистях или щитках. Плод – оранжевый, с гладкой или шероховатой коркой. Мякоть кисло-сладкая, оранжевая, с семенами или без семян. Цветы собирают два раза в год – в мае и октябре. Плод – многогнёздный, многосемянный, с толстой двуслойной кожурой. Мякоть состоит из множества соковых мешочков – веретеновидных, заполненных соком волосков, своеобразная разновидность ягодообразного плода. У апельсина мякоть легко разделяется на доли, являющиеся гнёздами плода; каждая содержит одно или два семени, расположенных одно над другим. Кожура, кроме общеизвестного хозяйственного применения на цедру, настои, варенье, из цедры получают апельсиновое масло [4].
На основании данного материала проводится беседа и заполнение таблицы.  Методика измерения угла дольки и радиуса плода на срезах плода растения   Апельсин сладкий представлена в Приложении 2.

Исследовательская работа   №3 «Измерение  длины и ширины листа   растения  Лавр благородный»

Историческая справка. В Элладе и Древнем Риме лавр считался священным растением. Его высаживали у храмов, посвященных Аполлону. В Древней Греции и Риме венками из побегов лавра награждали победителей спортивных состязаний, героев, отличившихся в сражениях, поэтов. Этот обычай сохранился до наших дней.  Латинское название лавра Laurus – основа прочно вошедших в наш лексикон слов «лавры» и «лауреат». Лавровые листья – популярнейшая кулинарная пряность, которой улучшают вкус многих кушаний. Масло из плодов лавра употрeбляется в парфюмерной промышленности для изготовления душистого мыла высокого качества. Лавр благородный широко разводят в декоративных посадках. В древней медицине в качестве лекарственного средства широко применяли листья, кору, корни, плоды, костянку плодов, а также чистое лавровое масло [4].

Биологическое описание растения Лавр благородный. Лекарственное растение Лавр благородный – двудомное растение, дерево до 18 м высоты, обхват ствола 40 см. Деревья лавра живут до 100 лет (по некоторым данным до 400 лет). Лавровые побеги всегда несут много листьев, они очень красивы. Листья лекарственного растения Лавр благородный собирают молодыми, но полностью развитыми. Каждый лист способен жить на дереве 3-4 года, цветки у него однополые. Соцветия крупные по 6-12 шт., околоцветник простой. Листья простые, кожистые, темно-зеленые, блестящие, ароматные, волнистые. Плоды лекарственного растения Лавр благородный содержат 24-25% жирного масла. Лекарственное растение Лавр благородный цветет в марте-апреле, а плоды созревают в октябре – ноябре [5].

На основании данного материала проводится беседа и заполнение таблицы. Методика измерения  длины и ширины листа   растения  Лавр благородный представлена в Приложении 3.

Исследовательская работа № 4 «Измерение массы плодов растения Яблоня обыкновенная»

Историческая справка. С яблоней и яблоками связано множество преданий и легенд. Яблоко раздора в древнегреческой мифологии – золотое яблоко с надписью «прекраснейшей», которое подбросила богиня раздора Эрида на свадебном пиру cмepтного Пелея и богини Фетиды за то, что её забыли пригласить на эту свадьбу. Это послужило началом  Троянской  войны. Молодильное яблоко – предмет славянских сказок, делающий молодым того, кто его съест. Бытует легенда о том, что именно яблоко, упавшее на голову Ньютона, послужило предтечей к открытию закона всемирного тяготения [4].

Биологическое описание растения Яблоня обыкновенная. Яблоня домашняя широко распространённое плодовое дерево, выращиваемое ради его плодов – яблок. Долговечное растение, живёт до 100 лет, дикорастущие экземпляры – до 300 лет, высота 10-12 м, диаметр ствола в среднем – 40см, листья овальные, простые, сверху темно-зеленые, снизу серо-зеленые, черешковые. Цветет в мае – июне, цветки белые, розовые. Начинает плодоносить (в зависимости от сорта и условий культуры) обычно на 4 – 12-й год. Родина яблони домашней – территория современного Казахстана и Киргизии. Размер красных, зелёных или жёлтых шаровидных плодов в зависимости от вида может быть с горошину или достигать 15 см в диаметре.  Яблоня домашняя даёт медоносным пчёлам очень ценный весенний взяток нектара. Жёлтый, иногда темновато-жёлтый мёд из нектара с цветков яблони ароматен, приятного вкуса, но более жидкий, чем из нектара цветущих летом растений [5].

На основании данного материала проводится беседа и заполнение таблицы. Методика  измерения массы плодов растения Яблоня обыкновенная представлена в Приложении 4.

Исследовательская работа № 5 «Решение биологических задач с использованием математических расчетов»

Биологическая хаpaктеристика  «работы» пчелиной семьи. Липа – важнейший медонос. Липовый мёд пчелы делают из нектара зеленовато-жёлтых цветков липы. За высокие медоносные качества народ справедливо прозвал липу царицей медоносных растений: с одной цветущей липы среднего возраста, растущей в благоприятных условиях, в оптимальную погоду пчёлы выpaбатывают 16  кг высокосортного мёда, а с 1 га цветущих лип – 1000 кг мёда. Каждый цветок липы способен дать 25 мл нектара.

1 кг меда: Для того, чтобы произвести 500 г меда, одной пчеле необходимо 10 млн раз слетать от улья к цветку и обратно. А чтобы получился 1 кг меда, пчеле надо собрать нектар с 19 млн. цветов. Заготовка меда: Одна пчелиная семья заготавливает за лето до 150 кг меда. Чтобы собрать 1 кг меда, пчела должна посетить около 10 млн. цветков и принести до 100 тыс. порций нектара. Средняя скорость  рабочих пчел без груза составляет 28-30 км/ч, с нагрузкой – 24 км/ч.  [6,7].

На основании данного материала проводится беседа и заполнение таблицы. Методика   решения биологических задач с использованием математических расчетов» представлена в Приложении 5.

4. Отчет учащихся, анализ результатов исследования (рефлексия). Поиск ответа и его формулировка  по проблеме урока, ответы учащихся на проблемные вопросы:

4.1. Какую форму имеют плоды яблони, апельсина?  Какие вещества накапливаются в них? Что можно измерить  у плодов? Привести примеры пpaктического использования измерений при трaнcпортировке плодов данных растений.
4.2. Почему  листья растения имеют разные величины? Какую роль играет лист в жизни растений?
4.3. Что можно узнать, подсчитав годичные кольца спила дерева?
4.4. Может ли пчеловод предположить, сколько меда он получит от одной пчелиной семьи?

5. Анализ деятельности учащихся, выставление оценок, домашнее задание

Планируемые результаты: через стимуляцию мыслительной деятельности путем интеграции биологических и математических дисциплин повышается уровень мотивации и  результаты учебной деятельности  детей.

Предметные результаты: формирование  умения выявлять и устанавливать причинно- следственные связи между строением и жизнедеятельностью организмов, формирование  умение понимать смысл биологических  и математических терминов: спилы, годичные кольца, органические вещества, плоды, листья, радиус,  угол, длина, ширина, скорость, масса.

Метапредметные и личностные результаты:

Познавательные УУД: формирование умений анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия  явлений, умения преобразовывать информацию из одного вида в другой (текст в таблицу и пр.).
Коммуникативные УУД: формирование  умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре), давать оценку изученных объектов и их хаpaктеристик
Регулятивные УУД: формирование  умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, составлять план работы по изучению  биологических объектов и придерживаться алгоритма его выполнения [8,9].

Список используемой литературы

1. Алла  Кашеварова  «Роли Учителя: тьютор и фасилитатор» psy.1 september.ru                  
2. Буруковская Т.Г. «Сад неожиданных встреч», Калининградское книжное издательство, 1998 г.
3. http://flower.onego.ru/kustar/enc_2647.jpg
4. Википедия.
5. Шиманюк А.П.  «Биология древесных и кустарниковых пород», «Просвещение», 1990 г.
6. www.biofile.ru 
7. www.fleurs.demol.ru.
8. Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования. http://quality.petrsu.ru
9. Лежнина  Г.В. Компетентностный подход: анализ понятий.– www.eduhmao.ru



Комментарии:

Аминокислоты, пептиды и белки. Контрольно-обобщающий урок с учетом подготовки к ЕГЭ


    Аминокислоты, пептиды и белки. Контрольно-обобщающий урок с учетом подготовки к ЕГЭ

      Данный урок проводится за счет резервного времени с учетом повторения, обобщения и контроля знаний учащихся. Учащиеся должны хорошо усвоить соответствие строения белков и пептидов и их функции. На уроке используются таблицы, плакаты, опopные конспекты для учащихся, а также химическое оборудование для опытов....

25 04 2024 5:49:58

Элективный курс "Тайны человеческого тела"


    Элективный курс "Тайны человеческого тела"

      В курсе дан интересный материал об особенностях строения пpaктически каждого органа нашего тела. Человеческие существа невероятно интересны. Познать самого себя, свои особенности, интересы и склонности, особенности мышления, памяти, внимания. Весь наш организм – это сплошная загадка. Рождение и cмepть, несчастный случай, возможность заболеть и возможность выжить в критической ситуации – все это хотел бы каждый из нас узнать, особенно ребята....

24 04 2024 14:17:32

Урок ИКТ по теме "Скелет человека"


    Урок ИКТ по теме "Скелет человека"

      Цель урока: изучить строение, основные отделы и функции скелета человека; значение опopно-двигательной системы человека; развивать знания об опopно-двигательных системах организмов; совершенствовать навыки использования учащимися Интернет-технологий; воспитывать бережное отношение к своему здоровью....

23 04 2024 10:24:48

Лабораторный пpaктикум по ботанике как средство развития самостоятельности учащихся


    Лабораторный пpaктикум по ботанике как средство развития самостоятельности учащихся

      Лабораторные работы учащиеся выполняют самостоятельно по инструктивным карточкам. Карточки включают не только задания, но и вопросы для анализа, размышления, а также дополнительные пояснения в связи с рассмотренным материалом. Во время занятия наблюдаю за выполнением заданий, оказываю учащимся при необходимости помощь, перед сильными учениками ставлю дополнительные вопросы, направляющие их на более глубокое познание. Слежу, чтобы рисунки и записи к ним были четкими. По рисунку я во многом определяю понимание учащимися изучаемых явлений, объектов....

22 04 2024 14:10:49

Урок "Методы селекции"


    Урок "Методы селекции"

      Урок знакомит с традиционными методами селекции – отбором и гибридизацией – и современными методами генной, хромосомной и клеточной инженерии, которые позволяют получать необходимые человеку сорта, породы и штаммы микроорганизмов, устойчивые к болезням и вредителям, с новыми качествами и свойствами. Такие организмы называют геномодифицированными. ...

21 04 2024 22:25:23

Тема урока: "Школа – территория здоровья"

Состояние окружающей среды становится с каждым годом менее благоприятным для человека. Школа призвана дать подрастающему поколению элементарные представления о взаимосвязях окружающей среды и здоровья человека. Ребенок приходит в школу в восприимчивом к образованию и воспитанию возрасте....

20 04 2024 6:19:46

Химический состав клетки. Минеральные вещества и их роль в клетке


    Химический состав клетки. Минеральные вещества и их роль в клетке

      Урок направлен на систематизацию знаний о химическом составе клетки, закрепление знаний об химических элементах и их роли в клетках живых организмов, химической общности живой и неживой природы, осознание роли химических веществ для нормального функционирования организма человека....

19 04 2024 14:18:28

Урок "Кровь – зеркало здоровья". 8-й класс


    Урок "Кровь – зеркало здоровья". 8-й класс

      Цель урока: провести обобщение и систематизацию изученного материала по теме "Кровь и кровообращение"; воспитывать бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих....

18 04 2024 10:49:45

Генетика. Основные понятия. Генетические законы Г.Менделя

Урок призван сформировать представление о генетике – науке, изучающей наследственность и изменчивость организмов, познакомить с основными понятиями науки....

17 04 2024 17:43:45

Валеологическая тетрадь "Мое сердце"


    Валеологическая тетрадь "Мое сердце"

      Валеологическая тетрадь разработана в помощь учителю для проведения проблемно-исследовательского урока здоровья и для мотивации учащегося по познанию себя. В разработке представлены разные задания (творческие, познавательные, экспериментальные, рефлексивные), валеологический самоанализ, паспорт здоровья, рекомендации ЗОЖ. ...

16 04 2024 22:24:55

Элективный курс "Кровь — зеркало здоровья"


    Элективный курс "Кровь — зеркало здоровья"

      Представленный элективный курс предназначен для учащихся естественнонаучного или химико-биологического профиля обучения. Программа предназначена для учащихся 9-го класса, выбирающих дальнейший профиль обучения в старшей школе. Цель данного элективного курса — создание ориентационной и мотивационной основы для осознанного выбора естественнонаучного профиля обучения. Достичь этого предлагается путем знакомства девятиклассников с методами самоконтроля за своим здоровьем....

15 04 2024 10:29:40

Интегрированный урок (биология + литература) «Генетика на службе у революции»


    Интегрированный урок (биология + литература) «Генетика на службе у революции»

      Цель урока: определить суть научных экспериментов по созданию нового типа безупречных граждан в годы революции и гражданской войны; дать представление о сложности и многообразии жизни, в которой за всё приходится отвечать самому. Для анализа представлены следующие произведения: Ч.Айтматов «Тавро Кассандры», роман М,Булгакова «Собачье сердце». На уроке проанализированы исследования Н.Кольцова, А.Богданова, И.Иванова, И.Павлова в области евгеники и экспериментальной биологии....

14 04 2024 16:18:17

Технологическая карта внеурочного занятия из цикла «Юный натуралист» по теме «Царство бактерий». 5-й класс


    Технологическая карта внеурочного занятия из цикла «Юный натуралист» по теме «Царство бактерий». 5-й класс

      Технологическая карта внеурочного занятия цикла «Юный натуралист» в 5-м классе, развивающего познавательный интерес к биологии, воображения; воспитывающего аккуратность, товарищескую поддержку, интерес к работе с микроскопом, к приготовлению микропрепаратов....

13 04 2024 6:11:38

Эти загадочные Простейшие


    Эти загадочные Простейшие

      В разработке урока описываются все этапы урока и прикладывается приложение, в котором имеется весь необходимый дидактический материал для проведения занятия....

12 04 2024 9:17:12

Урок биологии по теме "Органы выделения". 7-й класс


    Урок биологии по теме "Органы выделения". 7-й класс

      Цель урока: изучение выделительной системы животных в процессе эволюционного развития....

11 04 2024 21:41:30

Внеклассное мероприятие по биологии на тему «Биологическое "Детектив-шоу"»


    Внеклассное мероприятие по биологии на тему «Биологическое "Детектив-шоу"»

      В основу внеклассного мероприятия положена идея некогда популярной телевизионной передачи «Детектив-шоу». Игра предназначена для учащихся 9–11-х классов. Задания требуют умения логически мыслить, расширяют кругозор учащихся, формируют способности к преодолению препятствий. Развивают коммуникативные и познавательные УУД. Подготовка и проведение этого мероприятия сплачивает учащихся, учит действовать сообща....

10 04 2024 5:14:16

Фотосинтез

В ходе лекции для классов с углубленным изучением биологии необходимо сформировать знания о реакциях пластического и энергетического обменов и их взаимосвязи, вспомнить особенности строения хлоропластов. Дать хаpaктеристику реакциям световой фазы фотосинтеза, протекающих в тилакоидах гран; реакциям цикла Кальвина, протекающим в строме хлоропластов. Познакомить учащихся с Z-схемой и химио-осмосом. Показать значение фотосинтеза как процесса, обеспечивающего синтез органических веществ....

09 04 2024 21:25:23

Развитие познавательной деятельности обучающихся на уроке повторения и применения знаний при подготовке к ГИА в 9-м классе


    Развитие познавательной деятельности обучающихся на уроке повторения и применения знаний при подготовке к ГИА в 9-м классе

      На уроке организуется повторение, закрепление и применение полученных знаний, что необходимо для подготовки обучающихся к итоговой аттестации в 9-м классе. Приёмы активизации познавательной деятельности – пословицы и поговорки, групповая и парная работа, решение проблемных ситуаций – используются на всех этапах урока....

08 04 2024 16:41:32

Виртуальная мини-экскурсия в тропики


    Виртуальная мини-экскурсия в тропики

      Большой интерес учащихся вызывают занятия, на которых они могут не только приобрести новые знания, но и сами могут выступить в роли учителя, в данном случае - «экскурсовода». В разновозрастной группе кружка всегда есть учащиеся старшего возраста, интересующиеся наукой и овладевшие первичными навыками научного поиска. В процессе занятия они делятся своими знаниями с младшими товарищами. ...

07 04 2024 21:30:22

Урок-лекция по разделу "Основы экологии"


    Урок-лекция по разделу "Основы экологии"

      Урок формирует и углубляет знания об экологии как науке, её предмете и задачах, о морфологическом многообразии факторов. Формирует специальные умения определять воздействие экологических факторов на организмы. Продолжает формировать общеучебные умения работать с конспектом, дополнительной литературой, интернет-ресурсами....

06 04 2024 23:45:50

Что такое почва. Плодородие и удобрение почвы

Что такое почва. Плодородие и удобрение почвы Почва — это материнская порода, обработанная совместным действием климата, растительных и животных организмов, способная давать урожай растений....

05 04 2024 23:59:48

Урок предпрофильной подготовки в 9-м классе "Я здоровье сберегу…"


    Урок предпрофильной подготовки в 9-м классе "Я здоровье сберегу…"

      Данная разработка предлагает проведение занятия элективного курса "Человек и его здоровье" с целью обучения учащихся 9-х классов пpaктическому применению знаний из разных областей наук, формирования у них мировоззренческих понятий о единстве и взаимосвязи всех компонентов окружающего мира. Основная задача данного курса формирование экологически грамотного поведения человека по отношению ко всему живому, включая собственное здоровье....

04 04 2024 21:14:43

Водоросли. Удивительное исключение: остров биологических сокровищ в Черном море


    Водоросли. Удивительное исключение: остров биологических сокровищ в Черном море

      На уроке, посвященном многообразию водорослей Черного моря, ученики знакомятся с представителями водорослей, произрастающих в Черном море. Рассматривается их роль в образовании органических веществ из углекислого газа и солнечной энергии и выделение кислорода. На уроке вводятся понятия «бентоз» – растения и животные, обитающие на дне, «планктон» – растения и животные, обитающие в толще воды, «нектон» – активно плавающие существа – рыбы, дельфины....

03 04 2024 17:51:41

Эколого–краеведческий центр "Росток"

Целью и задачами проекта является формирование экологической культуры в процессе изучения, сохранения природных комплексов, истории и эколого-просветительской деятельности с учащимися. Проект идет параллельно с экологическим образованием, подготовкой к трудовой деятельности и изучением родного края. ...

02 04 2024 18:51:18

Конспект урока "Кольчатые черви. Дождевой червь"


    Конспект урока "Кольчатые черви. Дождевой червь"

      На уроке обучающиеся знакомятся с особенностями внешней и внутренней организации дождевого червя как представителя типа кольчатые черви, класса малощетинковые, и их ролью в природе и жизни человека. Изучение нового материала опиралось на жизненный опыт учащихся и ранее изученные знания по предмету и теме «Кольчатые черви». ...

01 04 2024 5:58:37

Урок-игра "Кто хочет стать знатоком природы?" (целебные растения Севера)


    Урок-игра "Кто хочет стать знатоком природы?" (целебные растения Севера)

      Давно заметил человек, что некоторые растения излечивают от недугов. Так из поколения в поколение передавались сведения о целебных свойствах растений. Значение лекарственных растений в настоящее время не падает, а наоборот, возрастает. В течение тысячелетий многие из древнейших лечебных средств переходили из поколения в поколение, причем некоторые из них сохранились до сих пор....

31 03 2024 7:25:10

Видоизмененные подземные побеги: луковица, корневище, клубень


    Видоизмененные подземные побеги: луковица, корневище, клубень

      Задачей данного урока является ознакомление учащихся с видоизмененными побегами; установление сходства и различия в строении подземных и наземных видоизмененных побегах; познакомить учащихся с основной функцией подземных побегов – запасание питательных веществ....

30 03 2024 3:49:24

Использование контекстных задач на уроках биологии


    Использование контекстных задач на уроках биологии

      С помощью контекстных задач можно наглядно показать, где и как применяются знания предмета, обратить внимание на моменты нашей жизни, которые часто остаются незамеченными. Такие задачи учат сосредотачиваться на необходимом, принимать к сведению побочные и поучительные факты....

29 03 2024 14:13:19

Значение водорослей в природе и жизни человека

Значение водорослей в природе и жизни человека Из красных водорослей (филофора) получают агар, используемый в микробиологии и кондитерской промышленности. Из зеленых (кладофора) делают бумагу....

28 03 2024 13:35:22

Внеклассное мероприятие по биологии


    Внеклассное мероприятие по биологии

      Внеклассное мероприятие ко Дню птиц в 5–6-х классах. Цель данного мероприятия — углубление и закрепление знаний о птицах, развитие интереса к природе и ее изучению, экологическое образование и воспитание....

27 03 2024 21:52:27

Нуклеиновые кислоты


    Нуклеиновые кислоты

      На уроке рассматривается материал, который лишь частично приоткрывает одну из великих тайн жизни. Что определяет передачу наследственной информации из поколения в поколение? Конечно же - это нуклеиновые кислоты. В ходе урока учащиеся познакомятся с видами нуклеиновых кислот, их структурой и биологической ролью, узнают об истории открытия и изучения этих важных органических веществ....

26 03 2024 7:42:42

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии


    Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии

      Процесс учебной деятельности таит в себе богатые возможности для умственного развития ребенка и позволяет увлечь его этой деятельностью. Обучение и воспитание должно опираться на любознательность школьников. Задача учителя – увлечь ребенка самим процессом обучения, воспитать внутреннюю потребность учиться. Ребенок, увлеченный процессом учения, не столько озабочен результатом, сколько самим ходом решения....

25 03 2024 13:15:21

Методика проведения уроков по теме "Земноводные", 7-й класс (парацентрическая технология обучения)


    Методика проведения уроков по теме "Земноводные", 7-й класс (парацентрическая технология обучения)

      В данной технологии при составлении методических инструкций для учащихся учитель имеет большие возможности для реализации дифференциации – как уровневой, так и профильной, сохраняя классный коллектив, решая тем самым и проблему адаптации. Парацентрическая технология открывает большие возможности в использовании различных учебников....

24 03 2024 13:24:47

Применение технологии модульного обучения на уроках биологии


    Применение технологии модульного обучения на уроках биологии

      Модульное обучение как педагогическая технология помогает учить школьников самостоятельно добывать знания, т.е. учить учиться. Опыт работы показал, что лучший результат дает сочетание модульной системы обучения и традиционной. В статье приведен пример модульного урока по теме "Строение, функции и гигиена кожи" (инструкция для учащихся). ...

23 03 2024 18:13:31

Вышли мы все из природы


    Вышли мы все из природы

      Урок призван обобщить и систематизировать знания учащихся по теме "Эволюция человека", а также познакомить с альтернативными вариантами изложения темы и их аргументацией....

22 03 2024 19:25:48

Разработка урока по теме "Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом"


    Разработка урока по теме "Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом"

      Данный урок относится к системе уроков раздела "Генетика и селекция" рассчитан на два академических часа. Изложение учебного материала производится методом объяснения с использованием ИКТ, которые активно применяются на протяжении всего урока. Объяснение наследования, сцепленного с полом, изучается на примере наследования заболевания гемофилией, на данном этапе урока прослеживается межпредметная связь с историей России, что повышает интерес учащихся к изучению этой темы....

21 03 2024 8:51:13

Интегрированный урок "информатика + биология" "Путешествие в глубь листа"

Интеграция биологии и информатики формирует у учащихся информационные, технологические, коммуникативные и творческие компетентности, делает преподавание информатики предметно-ориентированным....

20 03 2024 23:18:44

Биологический урок-игра "КВН"


    Биологический урок-игра "КВН"

      Цель урока: способствовать развитию познавательного интереса; активизировать знания; сформировать навыки общения, сотрудничества, коллективизма. Для преподавателя такой урок является способом выявить детей эрудированных, любознательных, остроумных, творческих, т.е. таких детей, которые при дальнейшем изучении предмета для преподавателя будут «помощниками». Данная игра проводится на первом уроке предмета «Биология», либо ее можно использовать как внеклассное мероприятие в рамках декады общеобразовательных дисциплин. Вопросы для игры составляет преподаватель, используя дополнительную литературу по предмету....

19 03 2024 6:32:35

Роль рыб в водных сообществах. Рыбы нашего водоема и их охрана


    Роль рыб в водных сообществах. Рыбы нашего водоема и их охрана

      Урок проводился по технологии проектного обучения, поскольку эта методика дает возможность более полного, всесторонне систематического исследования проблемы и разработки конкретного продукта (схема, модель, сценарий, отчет, презентация и т.п.), т.е. пpaктического результата. Как правило, проект - результат коллективной работы: более того предполагает на последнем этапе рефлексию - анализ, что дает возможность объективного оценивания работы....

18 03 2024 17:41:21

Биология 6 класс Биология

Биология 6 класс  Биология Благополучие человека зависит от жизни других организмов. Задача человека —сохранить жизнь на нашей планете. Для этого нужно знать, какое строение имеют живые...

17 03 2024 17:39:54

Результаты заочного тестирования по биологии в рамках VII конкурса "Инструментальные исследования окружающей среды"

В статье приведен разбор ошибок в ответах участников заочного тестирования по биологии. Материал взят из тестов «Биология-9» и «Биология-11» и структурирован по следующим разделам биологии: ботаника, зоология, анатомия и физиология человека, экология, теория эволюции, общая биология....

16 03 2024 6:37:53

Урок по биологии в 6-м классе "Путешествие в мир бактерий, грибов и лишайников"


    Урок по биологии в 6-м классе "Путешествие в мир бактерий, грибов и лишайников"

      Заключительный урок проводится в форме игры-соревнования. Позволяет в занимательной форме провести смотр знаний учащихся и проверить их теоретические знания. Развивает интерес к предмету и познавательную активность учащихся....

15 03 2024 23:43:34

Пищеварение в ротовой полости


    Пищеварение в ротовой полости

      Автор знакомит учащихся с гигиеническими правилами ухода за полостью рта, профилактикой зубных болезней, вредным влиянием алкоголя и никотина на пищеварение в ротовой полости. Умения применять полученные знания в собственной жизни....

14 03 2024 6:49:10

Интегрированный урок по теме: "В мире комнатных растений"


    Интегрированный урок по теме: "В мире комнатных растений"

      Урок знакомит с многообразием комнатных растений; дает понятие о происхождении комнатных цветов; развивает навыки самостоятельного мышления, работы с энциклопедиями и справочниками, умения самостоятельно добывать факты, осмысления их, делать выводы и принимать решения; формирует экологически ценностную ориентацию взаимоотношений человека с окружающей средой. ...

13 03 2024 15:22:58

Внеклассное мероприятие по биологии "Приключение в Царстве растений"


    Внеклассное мероприятие по биологии "Приключение в Царстве растений"

      Мероприятие рассчитано на учащихся 5-6-х классов. В мероприятии прослеживается взаимосвязь биологии с другими предметами. ...

12 03 2024 12:51:54

Лекция урока по пoлoвoму воспитанию: "Вершина любви – это чудо – великое дети"


    Лекция урока по пoлoвoму воспитанию: "Вершина любви – это чудо – великое дети"

      Вопросы пoлoвoго воспитания школьников сегодня имеют первостепенное значение. Уже в девятом классе девчонки спрашивают меня, как пить пpoтивoзaчaточные средства. В уроке показана духовная и физиологическая часть вопроса, разница между понятиями ceкc и любовь. Делается небольшой экскурс в область применения пpoтивoзaчaточных средств, показано к чему приводит частая смена пoлoвых партнеров. Особое место отводится рассказу о венерических заболеваниях. ...

11 03 2024 10:37:48

"Борьба за хлеб была второй войной, где каждый колос равен был патрону"


    "Борьба за хлеб была второй войной, где каждый колос равен был патрону"

      Представлен сценарий урока памяти, посвященного теме войны. Цель урока – воспитать чувство патриотизма, гордости за свою страну; расширить представления учащихся о Великой Отечественной войне, героизме советского народа....

10 03 2024 13:34:24

Урок по теме "Организм растения - единое целое"


    Урок по теме "Организм растения - единое целое"

      Материал урока предусматривает обобщение и углубление знаний учащихся о взаимосвязях в строении и функционировании клеток, тканей, органов. ...

09 03 2024 6:26:39

Урок-путешествие по организму человека (8-й класс)


    Урок-путешествие по организму человека (8-й класс)

      Цель урока: сформировать целостное представление о движении крови в организме, о физико-химических основах работы внутренних органов и взаимодействии их с кровью; установить причинно-следственные связи с курсами химии и физики. ...

08 03 2024 3:43:43

Развитие познавательной деятельности на уроках биологии. Организация лабораторного занятия "Устройство микроскопа"


    Развитие познавательной деятельности на уроках биологии. Организация лабораторного занятия "Устройство микроскопа"

      Организация лабораторных работ с использованием методических пособий для учащихся дает возможность преподавателю реализовывать цели изучения курса биологии, включенные в стандарт. Таковыми являются: освоение знаний; овладение умениями; развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей; воспитание; использование приобретенных знаний, умений в повседневной жизни. Освоение материала учащимися при выполнении лабораторной работы направляется инструкциями, в которых указана последовательность выполнения действий, предусматриваются ответы на вопросы, заполнение схем, таблиц и т.д. Подбор заданий и вопросов преподаватель осуществляет, ориентируясь на наклонности, способности и интересы учащихся, тем самым реализуется индивидуальный подход. ...

07 03 2024 13:53:26

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::