Методическая разработка урока по теме "Ботанический математический сад" > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Методическая разработка урока по теме "Ботанический математический сад"


    Методическая разработка урока по теме "Ботанический математический сад"

Цель урока: интеграция биологических и математических понятий при изучении растений и их органов, использование математических хаpaктеристик  при составлении морфо-биологического описания  растений.

Задачи:

  • Образовательные: формирование представлений  о комплексном подходе  изучении учебного материала,    формирование   компетенций различного направления, умения применять знания на пpaктике.
  • Воспитательные: формирование материалистического мировоззрения, толерантного отношения, критического мышления, культуры речи.
  • Развивающие: развитие представлений о целостности органического мира,  умения и навыков выполнения исследовательских заданий при работе в группах, способности  к сравнению, анализу и классификации получаемой  информации.

Педтехнологии  и методика: чтение и письмо для развития критического мышления (ЧПКМ), системно-деятельностный  и проблемный подход.

Тип урока: комбинированный.

Метапредметные связи:  интеграция биологии, математики.

Методы: метод исследования, метод  чтения с пометками, наблюдения, беседа с элементами рассказа, демонстрация.

Оборудование: презентация, плоды  и листья растений, гербарии, спилы стволов деревьев, письменные принадлежности, линейки, циркули, трaнcпортиры, весы, карточки с заданиями, карточки с теоретическим материалом, медиапроектор.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Постановка цели и проблемных задач урока. Урок проводится преподавателями биологии и математики. Каждый учитель выступают в роли тьютора и фасилитатора, т.е. координирует, консультирует и одновременно  осуществляет стимулирование процесса учения,   создает в классе соответствующую интеллектуальную и эмоциональную обстановку, атмосферу психологической поддержки [1].

Вызов.  Сегодня мы с вами совершим виртуальное путешествие в необыкновенный сад – ботанический и математический, попытаемся при изучении растений использовать не только биологические хаpaктеристики, но и математические понятия.
Зарождение ботанических садов относится еще к эпохе феодализма. Уже в V в. при многочисленных монастырях средневековой Европы возникают так называемые \"аптекарские\" сады или \"огороды\". Первые ботанические сады имели небольшие размеры. Растительные коллекции в них были представлены размещенными в грядках (огороды) лекарственными, ядовитыми, пряными растениями, применявшимися в средневековой медицине. История ботанических садов земли русской берет свое начало от садов монастырских и царских в XV-XVI вв. При царе Алексее Михайловиче (вторая половина XVII века), были сделаны первые попытки изучить примеры европейского садового искусства и отойти от монастырских канонов.  В контексте реформ его сына Петра I идея сада приобрела культурный и политический резонанс. Петр I прекрасно понимал, что сад  должен быть прежде всего местом просвещения и образования. Ботанический сад – не только место, где растут цветы, кусты, деревья. Здесь все подчинено законам гармонии: имеет значение сочетание групп различных растений, размеры и форма дорожек, стиль архитектурной планировки. На каждом шагу люди встречают  различные  растения, восхищаются их красотой, формой, ароматом.

«В растениях – музыки избыток,
Певучесть в линиях немых.
Мы ни фальшивых, ни избитых
Мелодий не увидим в них».  (Вышеславский Л. «Ветки») [2].

Итак, попытаемся изучить хаpaктерные особенности растений: Липа мелколистная, Апельсин сладкий, Лавр благородный, Яблоня домашняя, используя две дисциплины –  биологию и математику.

2. Алгоритм  изучения нового материала.  Проведение урока сопровождается использованием  презентации.

2.1. Изучение и составление  морфо-биологических хаpaктеристик биологических объектов (растений), заполнение таблицы для  фиксации изученного материала.
2.2. Проведение исследовательской работы по выявлению математических хаpaктеристик плодов, листьев, спилов  растений.
Исследовательская работа  учащихся проводится по следующим направлениям: изучение  биологических и математических хаpaктеристик плодов,  листьев, спилов  растений, выявление   статистических закономерностей. При этом предусматривается изучение теоретического материала,  выполнение заданий  исследовательского хаpaктера; анализ полученных результатов.  Работа выполняется в парах. Для проведения  работы используются раздаточный дидактический материал по конкретному информационному блоку.

2.3. Исследовательская работа учащихся по выполнению заданий.

Исследовательская  работа №1 «Определение возраста и расчет среднего годичного прироста по годичным кольцам растения  Липа   мелколистная».
Исследовательская работа №2 «Измерение угла дольки и радиуса плода на срезах плода растения   Апельсин сладкий».
Исследовательская работа №3 «Измерение  длины и ширины листа   растения  Лавр благородный».
Исследовательская работа №4 «Измерение массы плодов растения Яблоня обыкновенная».
Исследовательская работа №5 «Решение биологических задач с использованием математических расчетов».

3.1.Методика проведения урока

Каждая  исследовательская работа осуществляется  в два этапа.
Первый этап предполагает  изучение биологических хаpaктеристик  растений, фронтальную беседу и работу  по анализу теоретического материала, по  результатам изучения раздаточного материала (гербарных листов, плодов, листьев, спилов растений), заполнение таблицы (представлена ниже)  по составлению морфо-биологического описания растений.

Знаю Узнал
   

Второй этап: применение математических знаний и умений для проведения исследований , вычислений. Оформление результатов исследования.

3.2. Методическое сопровождение урока

Исследовательская  работа №1 «Определение возраста и расчет среднего годичного прироста по годичным кольцам растения  Липа   мелколистная»

Биологическое описание растения Липа мелколистная. При упоминании о липе у многих из нас возникает образ ухоженной липовой аллеи с раскидистыми вековыми деревьями. Действительно, это дерево живет очень долго: в среднем до 300-400 лет, а отдельные особи доживают до 1200 лет. В течение всей своей жизни липа не только радует глаз своей необыкновенной красотой, но и служит источником лекарственного сырья, с давних пор используемого в народной медицине.
Липа растёт в лесах, садах, на городских бульварах и в парках. Культивируется как декоративное и озеленительное растение. Самый распространенный в европейской части страны вид – липа мелколистная. Особенно хороша липа летом, во время цветения, когда дерево сверху донизу покрыто душистыми, источающими нежный аромат желтоватыми цветками, собранными в полузонтики, с крупным, как крыло стрекозы, прицветником. Среди лесных деревьев липа выделяется своей густой кроной. Для нее хаpaктерен могучий ствол, достигающий в диаметре 2 – 3 м, высотой до 30 метров.
Зацветает липа в естественных условиях на 20-м году жизни. Цветёт почти ежегодно и очень обильно в июне – июле. Цветение продолжается 10 – 15 дней. В то время, когда цветёт липа, в воздухе струится удивительно тонкий, нежный и сладковатый аромат, который ощущается далеко за пределами липовых садов и парков [3].

Историческая справка. Своё название род Липа (Tilia) получил за хаpaктерный светло-жёлтый прицветный листок (прицветник) очень напоминающий крыло стрекозы. В переводе с греческого \"ptilon\" означает \"крыло\". О липе упоминается в древнегреческих мифах, трудах античных учёных и писателей. В те далёкие времена её называли не иначе как «золотое дерево», по достоинству оценивая её красоту, долговечность, лечебную и пpaктическую пользу. Люди же, помимо всего, считали липу священным деревом. Они верили, что липа приносит счастье и охраняет домашний очаг. Её не разрешалось рубить, осквернять. Липу высаживали возле домов, храмов и дворцов, её ветвями украшали жилища во время праздников. У древних славян липу считали деревом богини любви и красоты, а для христиан она была деревом Богородицы. Липа давно и широко используется в резьбе по дереву, поскольку легко режется и обладает чистой белой древесиной. В частности, в царские времена мошенники вырезали из липы копии царских (княжеских) печатей (отсюда и выражение – «липовая печать», или просто «липа» – подделка). Древесина у липы мягкая, не коробится, легко поддаётся обработке и поэтому идёт на изготовление фанеры, мебели, чертёжных досок, сапожных колодок, бочковой тары, долблёной посуды, музыкальных инструментов, в частности, на деки электрогитар. В России липа  использовалась для производства лаптей, циновок, рогожи.
Липа – это дерево. Годы жизни деревьев умеренных и холодных широт можно определить по  поперечному спилу их стволов, посчитав годичные кольца (годовые слои). Такой слой, как правило, соответствует приросту древесины за один вегетационный период. Рождающаяся весной и в начале лета древесина заметно отличается от более поздней, появляющейся в конце лета и осенью.

Определять возраст деревьев по годичным кольцам впервые предложил Леонардо да Винчи; он же предположил, что их ширина зависит от климата, прирост годичных колец связан с метеорологическими факторами — температурой воздуха и осадками [4].

Методика определения возраста и расчета среднего годичного прироста по годичным кольцам растения  Липа   мелколистная представлена в Приложении 1.

Исследовательская работа №2 «Измерение угла дольки и радиуса плода на срезах плода растения   Апельсин сладкий»

Биологическое описание растения Апельсин сладкий. Апельсин – плод апельсинового дерева, представляет собой гибрид мaндарина и помело, культивировалось в Китае ещё за 2,5 тысячи лет до н.э. В Европу дерево было привезено португальскими мореплавателями. После этого быстро распространилась мода на выращивание апельсиновых деревьев; для этого стали строить специальные стеклянные сооружения, названные оранжереями (от фр. Orange ‘апельсин’).
Слово «апельсин» заимствовано в русский язык из голландского языка; «яблоко из Китая». Упоминание о «солнечном яблоке» – апельсине – можно найти в китайских рукописях, датированных 2200 годом до нашей эры. Плоды дикого апельсина использовались только для изготовления ценного медицинского сырья. Ароматное масло, которое получали из кожуры, было основным компонентом чарующих восточных благовоний. Европейцы впервые познакомились с этим экзотическим плодом только во второй половине XV века. Многие годы апельсин преподносили как очень дорогой подарок, такую роскошь мог себе позволить далеко не каждый. Апельсин сладкий – вечнозеленое растение высотой 7-16 м с острыми шипами из семейства рутовых (Rutaceae). Стволы отдельных апельсиновых деревьев могут достигать толщины 1 м  в обхват. Такие деревья имеют большую – как у дуба – крону и живут до 100 - 150 лет; в урожайный год они способны дать до 38000 плодов. Листья гладкие блестящие овальные, редко продолговатые. Цветки белые, очень душистые одиночные или в немногочисленных кистях или щитках. Плод – оранжевый, с гладкой или шероховатой коркой. Мякоть кисло-сладкая, оранжевая, с семенами или без семян. Цветы собирают два раза в год – в мае и октябре. Плод – многогнёздный, многосемянный, с толстой двуслойной кожурой. Мякоть состоит из множества соковых мешочков – веретеновидных, заполненных соком волосков, своеобразная разновидность ягодообразного плода. У апельсина мякоть легко разделяется на доли, являющиеся гнёздами плода; каждая содержит одно или два семени, расположенных одно над другим. Кожура, кроме общеизвестного хозяйственного применения на цедру, настои, варенье, из цедры получают апельсиновое масло [4].
На основании данного материала проводится беседа и заполнение таблицы.  Методика измерения угла дольки и радиуса плода на срезах плода растения   Апельсин сладкий представлена в Приложении 2.

Исследовательская работа   №3 «Измерение  длины и ширины листа   растения  Лавр благородный»

Историческая справка. В Элладе и Древнем Риме лавр считался священным растением. Его высаживали у храмов, посвященных Аполлону. В Древней Греции и Риме венками из побегов лавра награждали победителей спортивных состязаний, героев, отличившихся в сражениях, поэтов. Этот обычай сохранился до наших дней.  Латинское название лавра Laurus – основа прочно вошедших в наш лексикон слов «лавры» и «лауреат». Лавровые листья – популярнейшая кулинарная пряность, которой улучшают вкус многих кушаний. Масло из плодов лавра употрeбляется в парфюмерной промышленности для изготовления душистого мыла высокого качества. Лавр благородный широко разводят в декоративных посадках. В древней медицине в качестве лекарственного средства широко применяли листья, кору, корни, плоды, костянку плодов, а также чистое лавровое масло [4].

Биологическое описание растения Лавр благородный. Лекарственное растение Лавр благородный – двудомное растение, дерево до 18 м высоты, обхват ствола 40 см. Деревья лавра живут до 100 лет (по некоторым данным до 400 лет). Лавровые побеги всегда несут много листьев, они очень красивы. Листья лекарственного растения Лавр благородный собирают молодыми, но полностью развитыми. Каждый лист способен жить на дереве 3-4 года, цветки у него однополые. Соцветия крупные по 6-12 шт., околоцветник простой. Листья простые, кожистые, темно-зеленые, блестящие, ароматные, волнистые. Плоды лекарственного растения Лавр благородный содержат 24-25% жирного масла. Лекарственное растение Лавр благородный цветет в марте-апреле, а плоды созревают в октябре – ноябре [5].

На основании данного материала проводится беседа и заполнение таблицы. Методика измерения  длины и ширины листа   растения  Лавр благородный представлена в Приложении 3.

Исследовательская работа № 4 «Измерение массы плодов растения Яблоня обыкновенная»

Историческая справка. С яблоней и яблоками связано множество преданий и легенд. Яблоко раздора в древнегреческой мифологии – золотое яблоко с надписью «прекраснейшей», которое подбросила богиня раздора Эрида на свадебном пиру cмepтного Пелея и богини Фетиды за то, что её забыли пригласить на эту свадьбу. Это послужило началом  Троянской  войны. Молодильное яблоко – предмет славянских сказок, делающий молодым того, кто его съест. Бытует легенда о том, что именно яблоко, упавшее на голову Ньютона, послужило предтечей к открытию закона всемирного тяготения [4].

Биологическое описание растения Яблоня обыкновенная. Яблоня домашняя широко распространённое плодовое дерево, выращиваемое ради его плодов – яблок. Долговечное растение, живёт до 100 лет, дикорастущие экземпляры – до 300 лет, высота 10-12 м, диаметр ствола в среднем – 40см, листья овальные, простые, сверху темно-зеленые, снизу серо-зеленые, черешковые. Цветет в мае – июне, цветки белые, розовые. Начинает плодоносить (в зависимости от сорта и условий культуры) обычно на 4 – 12-й год. Родина яблони домашней – территория современного Казахстана и Киргизии. Размер красных, зелёных или жёлтых шаровидных плодов в зависимости от вида может быть с горошину или достигать 15 см в диаметре.  Яблоня домашняя даёт медоносным пчёлам очень ценный весенний взяток нектара. Жёлтый, иногда темновато-жёлтый мёд из нектара с цветков яблони ароматен, приятного вкуса, но более жидкий, чем из нектара цветущих летом растений [5].

На основании данного материала проводится беседа и заполнение таблицы. Методика  измерения массы плодов растения Яблоня обыкновенная представлена в Приложении 4.

Исследовательская работа № 5 «Решение биологических задач с использованием математических расчетов»

Биологическая хаpaктеристика  «работы» пчелиной семьи. Липа – важнейший медонос. Липовый мёд пчелы делают из нектара зеленовато-жёлтых цветков липы. За высокие медоносные качества народ справедливо прозвал липу царицей медоносных растений: с одной цветущей липы среднего возраста, растущей в благоприятных условиях, в оптимальную погоду пчёлы выpaбатывают 16  кг высокосортного мёда, а с 1 га цветущих лип – 1000 кг мёда. Каждый цветок липы способен дать 25 мл нектара.

1 кг меда: Для того, чтобы произвести 500 г меда, одной пчеле необходимо 10 млн раз слетать от улья к цветку и обратно. А чтобы получился 1 кг меда, пчеле надо собрать нектар с 19 млн. цветов. Заготовка меда: Одна пчелиная семья заготавливает за лето до 150 кг меда. Чтобы собрать 1 кг меда, пчела должна посетить около 10 млн. цветков и принести до 100 тыс. порций нектара. Средняя скорость  рабочих пчел без груза составляет 28-30 км/ч, с нагрузкой – 24 км/ч.  [6,7].

На основании данного материала проводится беседа и заполнение таблицы. Методика   решения биологических задач с использованием математических расчетов» представлена в Приложении 5.

4. Отчет учащихся, анализ результатов исследования (рефлексия). Поиск ответа и его формулировка  по проблеме урока, ответы учащихся на проблемные вопросы:

4.1. Какую форму имеют плоды яблони, апельсина?  Какие вещества накапливаются в них? Что можно измерить  у плодов? Привести примеры пpaктического использования измерений при трaнcпортировке плодов данных растений.
4.2. Почему  листья растения имеют разные величины? Какую роль играет лист в жизни растений?
4.3. Что можно узнать, подсчитав годичные кольца спила дерева?
4.4. Может ли пчеловод предположить, сколько меда он получит от одной пчелиной семьи?

5. Анализ деятельности учащихся, выставление оценок, домашнее задание

Планируемые результаты: через стимуляцию мыслительной деятельности путем интеграции биологических и математических дисциплин повышается уровень мотивации и  результаты учебной деятельности  детей.

Предметные результаты: формирование  умения выявлять и устанавливать причинно- следственные связи между строением и жизнедеятельностью организмов, формирование  умение понимать смысл биологических  и математических терминов: спилы, годичные кольца, органические вещества, плоды, листья, радиус,  угол, длина, ширина, скорость, масса.

Метапредметные и личностные результаты:

Познавательные УУД: формирование умений анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия  явлений, умения преобразовывать информацию из одного вида в другой (текст в таблицу и пр.).
Коммуникативные УУД: формирование  умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре), давать оценку изученных объектов и их хаpaктеристик
Регулятивные УУД: формирование  умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, составлять план работы по изучению  биологических объектов и придерживаться алгоритма его выполнения [8,9].

Список используемой литературы

1. Алла  Кашеварова  «Роли Учителя: тьютор и фасилитатор» psy.1 september.ru                  
2. Буруковская Т.Г. «Сад неожиданных встреч», Калининградское книжное издательство, 1998 г.
3. http://flower.onego.ru/kustar/enc_2647.jpg
4. Википедия.
5. Шиманюк А.П.  «Биология древесных и кустарниковых пород», «Просвещение», 1990 г.
6. www.biofile.ru 
7. www.fleurs.demol.ru.
8. Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования. http://quality.petrsu.ru
9. Лежнина  Г.В. Компетентностный подход: анализ понятий.– www.eduhmao.ru



Комментарии:

Проблемное обучение на уроках биологии как средство активизации познавательной деятельности учащихся


    Проблемное обучение на уроках биологии как средство активизации познавательной деятельности учащихся

      Статья посвящена вопросам применения технологии проблемного обучения на уроках биологии для повышения активизации познавательной деятельности учащихся; предлагается система различных методов и форм обучения, направленнуая на реализацию проблемно-поисковой деятельности учащихся. ...

09 10 2025 0:26:24

Урок-конференция "Многообразие голосеменных"


    Урок-конференция "Многообразие голосеменных"

      Данный урок может быть использован по программе Н.И. Сонина при изучении темы "Многообразие голосеменных". Проведение конференции позволяет обобщить материал по данной теме, дает возможность выставить всем оценки. Дети при подготовке к уроку используют дополнительную литературу....

08 10 2025 14:36:11

Урок биологии в 8-м классе с использованием интеpaктивной доски StarBoard (Hitachi) по теме "Свертывание крови"


    Урок биологии в 8-м классе с использованием интеpaктивной доски StarBoard (Hitachi) по теме "Свертывание крови"

      Представленный урок биологии в 8-м классе с использованием интеpaктивной доски Hitachi StarBoard позволяет изучить процесс свертывания крови, его механизмы. Знакомит учеников с заболеваниями, возникающими при нарушении свертывания крови. ...

07 10 2025 21:44:58

Эколого–краеведческий центр "Росток"

Целью и задачами проекта является формирование экологической культуры в процессе изучения, сохранения природных комплексов, истории и эколого-просветительской деятельности с учащимися. Проект идет параллельно с экологическим образованием, подготовкой к трудовой деятельности и изучением родного края. ...

06 10 2025 1:12:22

Тема урока: "Космическая роль растений"


    Тема урока: "Космическая роль растений"

      Урок представлен как групповой урок, целью которого является доказательство космической роли растений. После повторения процесса фотосинтеза учащиеся разбиваются на группы. Каждой группе дается карточка с вопросами о роли растений, на которые ученики должны самостоятельно найти ответ в учебнике, каждая группа объясняет свои ответы классу и делает вывод. В заключение работы ученики отвечают на вопросы теста....

05 10 2025 1:37:55

Обобщающий урок биологии "Биосфера, ее структура и функции"


    Обобщающий урок биологии  "Биосфера, ее структура и функции"

      Цель данного урока обобщить знания об особенностях разных биоценозов. Работа на уроке опирается на выполненную учениками пpaктическую работу «Описание биоценозов» в виде компьютерной презентации....

04 10 2025 8:35:18

Урок биологии в 6-м классе по теме "Шляпочные грибы и грибы-паразиты"


    Урок биологии в 6-м классе по теме "Шляпочные грибы и грибы-паразиты"

      Данный урок разработан с учетом развития творческих способностей учащихся с применением элементов теории решения изобретательных задач (ТРИЗ). Мозговой штурм предназначен для организации групповой работы учащихся. Применяются интеpaктивные технологии - это объединение в ротационные (изменяющиеся) тройки, дискуссионный метод "два - четыре - все вместе", метод карусели и т.д. ...

03 10 2025 21:33:20

Урок-игра в 8-м классе по теме "Покровные органы"


    Урок-игра в 8-м классе по теме "Покровные органы"

      Предлагаемый урок-игра может быть использован, как обобщающий. Форма урока даёт возможность создать условия для успешной деятельности учащихся, а также совершенствовать их знания, умения, навыки. Предлагаемый урок позволяет выявить степень усвоенности пройденной темы. ...

02 10 2025 3:54:12

Применение теории компетентности при формировании нравственно-экологических качеств личности учащихся


    Применение теории компетентности при формировании нравственно-экологических качеств личности учащихся

      Процесс формирования нравственно-экологических качеств личности школьника должен быть основан на основных дидактических принципах: научность, идейность, связь с жизнью, доступность, системность, доходчивость и убедительность. Для реализации этих принципов необходимо стимулировать учащихся к постоянному пополнению знаний об окружающей среде (ролевые игры, экскурсии, викторины, экологические фестивали, беседы, фильмы и т.п.), развивать творческое мышление детей, навыки самостоятельной, исследовательской работы....

01 10 2025 11:29:50

Урок-конференция "Генетика и медицина"


    Урок-конференция "Генетика и медицина"

      Урок поможет учащимся расширить кругозор о методах, используемых при диагностике различных патологических заболеваний, передаваемых по наследству, и их профилактике....

30 09 2025 19:35:47

Урок географии. 6-й класс. "Гидросфера"


    Урок географии. 6-й класс. "Гидросфера"

      Урок разработан в соответствии с учебно-методическим комплектом «Сферы». Разработка включает конспект урока, презентацию, интеpaктивный тест и опережающие домашние задания к теме. Презентация является организационным инструментом учителя, отражает основной материал урока, представляет образцы схем, записей детей в тетрадях. ...

29 09 2025 13:11:21

Урок биологии в 6-м классе по теме: "Лекарственные растения в окрестностях г. Абакана"


    Урок биологии в 6-м классе по теме: "Лекарственные растения в окрестностях г. Абакана"

      Урок биологии для 6-го класса. В основной части в роли учителя – группа учащихся, исследовавших один из районов своего города. Они определили лекарственные растения, сделали гербарий. Показали применение в нашей жизни этих соседей по планете, подобрали интересный материал кулинарных рецептов для гениев. ...

28 09 2025 8:48:43

Путешествие в грибное царство — шляпочные грибы


    Путешествие в грибное царство — шляпочные грибы

      Сформировать знания о хаpaктерных признаках грибов как самостоятельного царства живой природы, об особенностях строения и жизнедеятельности шляпочных грибов, о съедобных и ядовитых грибах....

27 09 2025 1:16:40

Класс Птицы. Особенности строения, связанные с полетом


    Класс Птицы. Особенности строения, связанные с полетом

      Урок в 7-м классе знакомит учащихся с особенностями внешнего строения и опopно-двигательной системой птиц. Сопровождается презентацией....

26 09 2025 20:16:58

Первая помощь при нарушении дыхания, профилактика заболеваний органов дыхания


    Первая помощь при нарушении дыхания, профилактика заболеваний органов дыхания

      На уроке учащиеся знакомятся с гигиеной воздушной среды, возможными нарушениями дыхания, узнают приемы оказания первой помощи при нарушении дыхания, показания к искусственному дыханию....

25 09 2025 14:56:16

Обобщающие уроки по биологии

Для обобщения и углубления знаний учащихся на уроках используются игровые моменты: аукционы, головоломки, викторины. Диалог учителя и учащихся по основным проблемам темы позволяет с помощью вопросов и различных игровых заданий разбить материал на небольшие порции, выстроить его в логической последовательности, подвести школьников к обобщению и выводам. Все это способствует осмыслению учащимися изучаемой темы в целом, ее усвоению. Уроки такой формы проводятся при максимальной активности всех учащихся класса. ...

24 09 2025 17:50:33

Урок окружающего мира "Многообразие грибов" ("В лес по грибы"). 1-й класс. УМК "Гармония"


    Урок окружающего мира "Многообразие грибов" ("В лес по грибы"). 1-й класс. УМК "Гармония"

      Данный урок может быть использован учителями начальных классов, учителями биологии, а также его можно широко применять во внеклассной работе. В урок включены видеоролики. Освещены вопросы бережного отношения к природе, предлагаются проблемные задания....

23 09 2025 17:32:23

Активизация познавательной деятельности посредством нестандартных форм на уроках биологии. Аукцион знаний

Не секрет, что в возрасте 11–13 лет в обычной средней школе трудно активизировать всех учащихся в силу проявления у них разных интересов и интеллектуальных возможностей. Другое дело, когда образование происходит в процессе общения, соревнования и взаимопомощи: тогда активность обучаемых значительно возрастает. "Аукцион знаний" особенно нравится детям. Почему? На аукционе они могут свободно и сколько угодно излагать свои знания (при этом пользоваться записями нельзя), не боясь получить плохую оценку, но зато можно получить две, а то и три "пятёрки"....

22 09 2025 11:38:29

Урок-экспедиция по теме "Лекарственные растения сообщества болота". Природоведение, 5-й класс


    Урок-экспедиция по теме "Лекарственные растения сообщества болота". Природоведение, 5-й класс

      Урок-экспедиция помогает активизировать познавательную деятельность учащихся. Учащиеся знакомятся с лекарственными растениями сообщества болота своей местности, их лечебными свойствами. ...

21 09 2025 11:48:24

Турнир знаний по теме: "Кровь"


    Турнир знаний по теме: "Кровь"

      Учебный процесс во многом является формализованным: как правило, учитель объясняет материал, а потом оценивает степень его усвоения при помощи пятибалльной системы оценок. Однако в последние годы получают распространение другие формы проведения уроков, которые играют позитивную роль, разнообразя учебный процесс. Турнир знаний по теме "Кровь" разработан для учащихся 9-х классов. Ребята по желанию объединяются в несколько комaнд, каждая должна выполнить ряд заданий; некоторые из них требуют предварительной подготовки. ...

20 09 2025 14:52:51

Игра "Умники и умницы" по теме "Охрана окружающей среды"


    Игра "Умники и умницы" по теме "Охрана окружающей среды"

      Урок призван формировать основы экологической грамоты, способствовать усвоению норм и правил взаимодействия с окружающим миром, расширить представления детей о флоре и фауне, о природоохранных мероприятиях, дать возможность почувствовать, что они реально могут сделать для сохранения природы, развивать мышление, память, речь, навыки общения, воспитывать понимание красоты природы, умение жить в гармонии с окружающим миром, готовность оказать помощь нуждающимся в ней животным и растениям....

19 09 2025 21:49:26

Tрaнcпорт веществ Биология

Tрaнcпорт веществ  Биология У многоклеточных организмов клетки разных тканей удалены друг от друга. Поэтому у них сформировалась трaнcпортная система.обеспечивающая поступление газов и...

18 09 2025 18:49:58

Нарушения деятельности нервной системы и их предупреждение

Урок в рамках проектной деятельности призван познакомить учащихся с нарушениями деятельности нервной системы, выявить причины и механизм воздействия нeблагоприятных факторов на различные системы органов, научить «предвидеть» возможные последствия нeблагоприятных факторов на организм, смоделировать самостоятельно меры предупреждения вредных привычек, а также социальные последствия негативного поведения подростков и взрослых, учить оценивать с гражданских позиций современную ситуацию в обществе....

17 09 2025 22:59:32

Тема урока: "Клетка – система систем"

Технология урока позволяет систематизировать приобретенные знания о строении клетки в виде научной экспертизы, что дает возможность повторить пройденный материал, оценить уровень знаний и освоить технологии ЕГЭ в новых, нестандартных формах....

16 09 2025 5:33:49

Урок по теме "Головной мозг, его строение и функции"

Учащиеся знакомятся с особенностями строения головного мозга, функциями его основных отделов....

15 09 2025 20:57:19

"Орган зрения и зрительный анализатор". 8-й класс

Урок формирует у учащихся знания о строении и функциях глаза, механизме восприятия зрительных раздражений, уточняет понятие « анализатор» на примере зрительного анализатора, помогает осознать механизм восприятия зрительных раздражений, совершенствовать навыки самостоятельной работы с учебником....

14 09 2025 3:41:49

Урок по теме "Бактерии"


    Урок по теме "Бактерии"

      Урок формирует представление об отличительных признаках представителей царства бактерии и их значении в природе и жизни человека, способности к открытию новых знаний в пpaктических заданиях, поиске решений проблемных вопросов, опыт работы в коллективе, стимулирует развитие познавательного интереса....

13 09 2025 14:48:41

Доказательства эволюции


    Доказательства эволюции

      Тема урока имеет большое методологическое и методическое значение, так как учащиеся могут на многих фактах из различных биологических наук убедиться в существовании процесса эволюции в живой природе. Урок проводится с использованием мультимедийной презентации в виде обзорной лекции. В процессе лекции используется большой фактический и наглядный материал. При рассмотрении доказательств учитель мобилизует запас знаний, который имеется у учащихся из предыдущих курсов биологии и географии....

12 09 2025 8:28:42

Обобщающий урок "Класс Пресмыкающиеся"


    Обобщающий урок "Класс Пресмыкающиеся"

      Урок обобщяет и систематизирует знания учащихся о пресмыкающихся. Повторяет изученный материал с целью закрепления базовых знаний о внутреннем строении пресмыкающихся....

11 09 2025 0:22:51

Педагогическая мастерская "Цветущие краски"


    Педагогическая мастерская "Цветущие краски"

      В основу мастерской положен деятельностей подход: именно деятельность помогает подойти к глубокому осмыслению учебного материала, пониманию всех процессов и механизмов, способствует формированию у учащихся самостоятельного мышления, умения аргументированно отвечать на вопросы, в логичной последовательности излагать свои мысли, делать выводы....

10 09 2025 19:39:10

Эволюция кровеносной системы животных

Цель урока: проследить эволюцию кровеносной системы от кольчатых червей до млекопитающих; выявить усложнения кровеносной системы в процессе эволюции; изучить состав крови и ее функции....

09 09 2025 23:44:53

Обобщающий урок в 7-м классе в разделе "Моллюски" с использованием ИКТ "Обитатели морского дна"


    Обобщающий урок в 7-м классе в разделе "Моллюски" с использованием ИКТ "Обитатели морского дна"

      Урок позволяет систематизировать полученные знания и повысить интерес к предмету, развивает биологическое мировоззрение учащихся. На уроке реализуется различные формы, методы и приемы обучения: устная и письменная проверка знаний, работа с тестовыми заданиями. Урок представляет собой мультимедийную разработку, выполненную в программе Power Point в виде презентации. ...

08 09 2025 2:33:50

Урок биологии на тему "Полезные ископаемые. Каменный уголь"


    Урок биологии на тему "Полезные ископаемые. Каменный уголь"

      Цель урока: расширение знаний учащихся о полезных ископаемых; обобщить знания учащихся о горючем полезном ископаемом торфе; расширить и углубить знания о каменном угле....

07 09 2025 5:49:30

Строение видоизмененных подземных побегов и их значение


    Строение видоизмененных подземных побегов и их значение

      Учащиеся на уроке рассматривают строение подземных видоизменённых побегов и устанавливают черты сходства с надземным побегом. Развивают умение определять органы растения, выделять их биологическое и хозяйственное значение. Продолжается развитие навыков работы с наглядными пособиями и живыми объектами (клубнями картофеля, луковицей репчатого лука, корневищами растений)....

06 09 2025 18:55:13

"Запахи растений и здоровье человека" — факультативное занятие (курс "Человек и его здоровье" в 9-м классе)


    "Запахи растений и здоровье человека" — факультативное занятие (курс "Человек и его здоровье" в 9-м классе)

      Pанятие проводится с целью ознакомления учащихся с нетрадиционными методами лечения запахами растений (ароматерапией, фитоаэроионизацией). Оно способствует воспитанию культуры отношения к окружающей природе и своему здоровью. Учащиеся знакомятся также с историей возникновения ароматерапии, приобретают пpaктические навыки по использованию различных эфирных масел, их хранению. Через ролевые игры реализуют свои творческие способности, формируя устойчивую мотивацию к обучению....

05 09 2025 15:44:39

Интегрированный урок (информатика + биология) "Пищеварение в ротовой полости"


    Интегрированный урок (информатика + биология) "Пищеварение в ротовой полости"

      Урок биологии в 8-м классе направлен на развитие коммуникативной и проектной компетентности учащихся, предполагает опору на их субъектный опыт. Презентация, включенная в урок, является продуктом самостоятельной поисковой деятельности учеников. В урок включены дифференцированные задания для групповой самостоятельной работы, возможности выбора вида деятельности учениками. Урок позволяет обучающимся освоить большую часть информации самостоятельно, проявив поисковые способности....

04 09 2025 8:39:57

Урок биологии в 7-м классе "Человек дарует имя"


    Урок биологии в 7-м классе "Человек дарует имя"

      Цели урока: обобщить знания по теме "Животные"; развивать познавательную активность, творческое воображение, умение анализировать привычные явления и объекты и видеть в них новое; создавать ситуацию формирования интереса к предмету; воспитывать умение видеть прекрасное в природе. Рассматриваются причины происхождения названий животных: особенности поведения, нюансы окраски, специфика места обитания....

03 09 2025 9:55:23

Исследовательская работа лицеистов по биологии в техническом лицее

Опыт работы учителя-предметника по проведению в техническом лицее г. Алматы работы по внедрению проектного метода обучения по биологии и знакомство с некоторыми результатами этой работы. ...

02 09 2025 12:29:39

Урок биологии по теме "Иммунитет, или Война до полной победы"


    Урок биологии по теме "Иммунитет, или Война до полной победы"

      Урок помогает познакомить учащихся с защитными свойствами организма; раскрыть сущность иммунитета; познакомить с видами иммунитета. ...

01 09 2025 4:15:36

Программа элективного курса для профильного класса "Решение генетических задач"


    Программа элективного курса для профильного класса "Решение генетических задач"

      Программа предназначена для учащихся профильных классов естественно-научного и медико-биологического направления средних школ. Предполагаемый элективный курс углубляет и расширяет рамки действующего профильного курса биологии, имеет профессиональную направленность. Он предназначен для учащихся 10-х классов медико-биологического профиля, а также для учащихся, проявляющих интерес к генетике. ...

31 08 2025 5:19:53

Урок биологии по теме "Строение и работа сердца"


    Урок биологии по теме "Строение и работа сердца"

      Цель урока - выявить причины высокой работоспособности сердца на основе связи строения сердца с его функциями....

30 08 2025 19:38:51

Презентация к игре-викторине "День птиц". 7-й класс


    Презентация к игре-викторине "День птиц". 7-й класс

      «Международный день птиц» – интернациональный экологический праздник, который отмечается ежегодно, 1-го апреля. В Российской Федерации является самым известным из «птичьих» праздников. В статье представлен сценарий и презентация игры-викторины, проводимой для учащихся 7-х классов....

29 08 2025 23:32:26

Элективный курс по биологии "Технические культуры". 6-й класс


    Элективный курс по биологии "Технические культуры". 6-й класс

      Урок представляет собой элективный курс по биологии для учащихся 5‒6-х классов. На занятии рассматриваются группы технических растений – масличные, прядильные, крахмалоносные, красильные, каучуконосные и др. Различные формы урока: лабораторная работа, составление таблицы, работа с текстом, защита презентации. Особое внимание уделяется межпредметным связям, патриотическому воспитанию. Можно использовать материал для подготовки к олимпиадам, во внеклассной работе....

28 08 2025 12:16:59

Бинарный интегрированный урок биология + география по теме "Мох - сфагнум" (урок-путешествие)


    Бинарный интегрированный урок биология + география по теме "Мох - сфагнум" (урок-путешествие)

      Цели урока: обобщить знания о географических объектах, сформировать представление о месте обитания мха-сфагнума; сформировать у учащихся представление о строении, значении и применении мха - сфагнума; развивать аналитико-синтетические навыки, развивать умение устанавливать причинно-следственные связи; активизировать познавательный интерес учащихся, прививать любовь к природе и бережное отношение к природным объектам....

27 08 2025 10:44:45

Разработка урока биологии в 7-м классе по теме: "Класс Насекомые"


    Разработка урока биологии в 7-м классе по теме: "Класс Насекомые"

      Комбинированный урок "Насекомые" направлен на формирование представлений о классе насекомых на основе повторения и сравнения с ранее изученными классами типа Члeнистоногие. При актуализации и систематизации использованы различные приемы: фронтальный опрос, индивидуальная и групповая работа, взаимопроверка, творческие работы, работа с биологическими терминами. На уроке учащиеся выполняют лабораторную работу, работая с инструктивными картами и дополнительным материалом. Большое внимание уделено терминологии и систематике. ...

26 08 2025 18:36:35

Урок биологии в 11-м классе "Здоровье, эмоции, красота"

Любое наше суждение об окружающем мире пристрастно, то есть насыщено эмоциями и чувствами. Эмоции - это язык нашего внутреннего мира. Человек может не задумываться о чем-то, случившемся на его глазах, однако возникшее переживание - гнев, радость, удивление, отвращение - сообщит ему об истинном значении происходящего. Управлять эмоциями очень трудно. Мы утратили чувство единства с природой. Мы болеем и не понимаем, что причина этого разлада с окружающим миром – в нас самих, поэтому помощь нужно искать, прежде всего, в себе. Главное – научиться быть самим собой. Поэтому начнем дорогу к себе самому со своеобразного знакомства с собой, своим отношением к себе....

25 08 2025 8:26:16

Учебно-познавательная игра «Биомарафон по теме "Пищеварение"». 8-й класс

Урок дается в конце изучения темы «Пищеварение» как повторение пройденного. В непринужденной форме дети могут вспомнить и закрепить знания достаточно сложной для усвоения детьми темы об особенностях строения и функционирования органов пищеварения; правила гигиены пищеварительной системы; методы исследования пищеварения, типы заболеваний пищеварительной системы, умение распознавать их; повторить ключевые понятия по теме....

24 08 2025 13:50:51

Урок биологии по теме "Развитие насекомых". 7-й класс


    Урок биологии по теме "Развитие насекомых". 7-й класс

      В ходе урока изучаются типы развития насекомых; выявляется значение личиночной стадии в жизни насекомых. Проверяются знания хаpaктеристик классов члeнистоногих с самопроверкой и самооценкой; выявляются особенности развития насекомых с полным и неполным превращением. Учащиеся работают с таблицами и кластерами....

23 08 2025 10:13:58

Успехи селекции


    Успехи селекции

      На уроке по теме "Успехи селекции" учащиеся обобщают фактический и теоретический материал по основам селекции. Углубляют знания об использовании сортов растений и пород животных в настоящее время в фермерском хозяйстве и на приусадебном участке....

22 08 2025 0:15:51

Стратегия работы с одаренными детьми


    Стратегия работы с одаренными детьми

      Решение задачи раннего выявления, обучения, воспитания и развития одаренных и талантливых детей составляет важнейшую задачу системы образования и формирования творческого потенциала страны, обеспечивающего интенсивное социальное развитие и научно-технический прогресс во всех областях науки, культуры и производства. Для решения этой задачи необходима прежде всего специально создаваемая развивающая образовательная среда. Развивающая образовательная среда – это созданная обучающим, обучающимися и их родителями атмосфера интеллектуального поиска и познавательной творческой деятельности в правильно организованном педагогическом процессе....

21 08 2025 18:29:24

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::