"Борьба за хлеб была второй войной, где каждый колос равен был патрону"
БОРЬБА ЗА ХЛЕБ БЫЛА ВТОРОЙ ВОЙНОЙ,
ГДЕ КАЖДЫЙ КОЛОС РАВЕН БЫЛ ПАТРОНУ.
Цель: воспитывать чувство патриотизма, гордости за свою страну; расширять представления учащихся о Великой Отечественной войне, героизме советского народа; воспитывать уважительное отношение к старшему поколению.
Оформление: каравай хлеба с солью на рушнике, колосья пшеницы и ржи в глиняном кувшине, 125 грамм хлеба (можно нарезать хлеб по 125 гр. и раздать учащимся в конце мероприятия), записи песен о войне, репродукция картины И.И. Шишкина “Рожь”, портрет Н.И. Вавилова.
Плакат: “Никто не забыт, ничто не забыто”.
Изображение Золотой Звезды Героя Советского Союза, внизу текст: “11603 воина во время Великой Отечественной войны удостоены звания Героя Советского Союза, 104 из них получили это звание дважды. Более 7 млн. воинов получили правительственные награды за героизм и мужество. проявленные в годы Великой Отечественной войны”;
Изображение Золотой Звезды Героя Социалистического Труда, внизу текст: “191 человек в годы Великой Отечественной войны удостоены звания Героя Социалистического Труда. Более 16 млн. тружеников награждены медалью “За доблестный труд в Великой Отечественной войне”.
Ход урока памяти
Хлеб и порох…Трудно представить себе что-либо противоположное. Хлеб олицетворяет собой красоту и радость, доброту и нежность – саму жизнь. Казалось бы, менее всего он должен напоминать нам о войне, принесенных ею слезах и скорби, страданиях и cмepти. Но, отмечая 65-летие победы нашего народа над фашистскими захватчиками, отдавая дань подвигу советских людей, надо вспомнить о хлебе России. После самых тяжелых боев колосья пшеницы, уцелевшие на месте сражения, наполняли нежностью сердца солдат, вызывали в памяти картины мирной жизни, заставляли острее почувствовать любовь к Родине, ненависть к врагу, посягнувшему на нашу мирную жизнь. Хлебом и солью встречали наших воинов жители освобожденных городов и стран.
1. Занималась над землею заря, в утренних росах наливали колос хлеба. По-рассветному тихие и прохладные были улицы городов.
Казалось, было холодно цветам,
И от росы они слегка поблекли,
Зарю, что шла по травам и кустам,
Обшарили немецкие бинокли.
Цветок, в росинках весь, к цветку приник,
И пограничник протянул к ним руки.
А немцы, кончив кофе пить, в тот миг
Влезали в танки, закрывали люки.
Такою все дышало тишиной,
Что вся земля еще спала, казалось,
Кто знал, что между миром и войной
Всего каких-то пять минут осталось.
(Запись “Священная война” 1 куплет)
2. И вдруг рев самолетов, взрывы бомб! Артиллерийский шквал! Война! Горели хлеба. Кричали младенцы на гpyди умирающих матерей. В скорбном, но гневном молчании стояли отцы над пепелищем своих очагов. Из-за угла, вероломно, без объявления войны, вооруженные до зубов фашистские полчища вторглись в пределы нашей Родины.
3.
Зловещим заревом объятий,
Грохочет дымный небосвод.
Мои товарищи солдаты
Идут вперед
За взводом взвод.
И от ромашек-тонконожек
Мы оторвать не в силах глаз
Для нас,
Для нас они, быть может,
Цветут сейчас в последний раз.
4. Фашисты топтали наши луга и поля, беспощадно сжигая и убивая все на своем пути. В cмepтельной схватке с врагом закалялись и крепли у наших воинов любовь к родной земле, решимость защищать Родину до последней капли крови.
5.
Не отдадим полей бескрайних, синих,
Где побеждали мы и победим,
Не отдадим прекрасную Россию,
Не отдадим!
Наcмepть стояли солдаты, защищая каждую пядь земли.
6.
Под огнем на берегу реки,
Залегли усталые стрелки.
Золотая рожь сверкала рядом,
А во ржи синели васильки.
И бойцы, уже не слыша гула
И не ощущая духоты,
Словно на невиданное чудо
Радостно смотрели на цветы.
Синевой небесной, нестерпимой
Полыхая, словно огоньки,
Как глаза детей, глаза любимых,
На бойцов глядели васильки.
Через миг, усталость пересилив,
Вновь пошла в атаку цепь стрелков,
Им казалось: то глядит Россия
Синими глазами васильков.
7. Поля России в годы войны… Здесь каждая былинка, каждый уцелевший колосок напоминали бойцам о мирной жизни, нарушенной войной, о том, что вернуться к мирному труду на мирных полях предстояло только через победу над врагом.
8.
Я всю весну провел в одном окопе,
И мне теперь подробно был знаком
Рельеф полей, лежащих в перископе
С воронками и редким сосняком.
Земля была мертва, но за канавой,
Обозначавший наши рубежи.
Среди обрывков проволоки ржавой
Качался стебелек цветущей ржи.
Еще вчера такой поток металла
Обрушился на этот край земли,
Какие укрепления разметало,
Какие здесь ребята полегли!
А вот возьми, былинка уцелела.
И каждый раз, взглянув наискосок,
Я снова видел в зоне артобстрела
Живой, неистребимый колосок.
Над ним тяжелый дым клубился тучей
Снаряды глухо ухали во мгле,
А он стоял, щетинистый, колючий,
Весь – утверждение жизни на Земле.
9. Против Ленинграда была брошена группа армий “Север”, насчитывавшая до 75 тысяч отборных солдат и офицеров. Но сходу захватить город гитлеровцам не удалось. И тогда гитлеровское комaндование приказало блокировать город, разрушить его непрерывными артиллерийскими обстрелами и налетами авиации.
(7-я симфония Д.Д. Шостаковича)
10. Первый день догорал. Впереди было еще 900 – 900 страшных голодных блокадных дней. 900 дней мук и слез, горестей и cмepтей, надежд и тревог, труда и борьбы. Сколько человеческого горя встает за этими словами – 900 блокадных дней.
11.
На развороченном пути
Стоит мальчишка лет пяти.
В глазах расширенных истома,
И щеки белые как мел.
- Где твоя мама, мальчик?
- Дома.
- А где твой дом?
- Сгорел.
Он сел. Его снежком заносит.
В его глазах мутится свет.
Он даже хлеба не попросит.
Он тоже знает хлеба нет.
12. Ленинград упopно сопротивлялся. В городе выдавали 250 грамм хлеба на рабочего, на ребенка - 125 грамм… 125 блокадных грамм
С огнем и кровью пополам…
Но ленинградцы жили, творили, дерзали, дрались за жизнь, за победу. Вся страна пришла на помощь Ленинграду. Единственная дорога, которая связывала город с Большой землей, была проложена по льду Ладожского озера. Её называли “Дорогой жизни”.
13.
Казалось, что конец земли
Но сквозь остывшую планету
На Ленинград машины шли:
Он жив еще. Он рядом где-то.
- На Ленинград, на Ленинград!
Там на два дня осталось хлеба,
Там матери под темным небом
Толпой у булочной стоят.
И вот в бензине руки он
Смочил, поджег их от мотора
И быстро двинулся ремонт
В пылающих руках шофера.
Вперед! Как ноют волдыри,
Примерзли к варежкам ладони.
Но он доставит хлеб, пригонит
К хлебопекарке до зари.
16 тысяч матерей
Пайки получат на заре…
(Портрет Н.И.Вавилова)
14. В городе Сант-Петербурге есть Всероссийский институт растениеводства, основанный Н.И.Вавиловым. В годы войны в блокадном Ленинграде 14 ослабевших от голода ученых не уходили со своего поста, охраняя от мороза, сырости, зажигательных бомб и крыс тысячи образцов семян зерновых, картофеля и др. ценных культур.
15. От голода погиб Дмитрий Сергеевич Иванов. В его рабочем кабинете осталось тысяча пакетиков с зерном.
Александр Гаврилович Щукин. Умирая от голода, он готовил еще один экземпляр коллекции, надеясь переправить её самолетом на Большую землю.
Из 14 сотрудников института осталось в живых только 5. Они верили в победу. Они знали, что стране после войны будут нужны коллекции, которые спасали, жертвуя собственной жизнью.
16. Пусть хлеб из коллекционного зерна мог спасти тысячу жизней, ленинградцы понимали, что ученые хранят хлеб будущего.
Война кончилась, и на основе спасенной коллекции были созданы лучшие послевоенные сорта пшеницы.
17. Отгремели грозные войны, мир пришел от моря и до моря. И поднялась страна на борьбу с разрухой. Росли колосья на земле колхозной, заводы, домны новые росли и русский воин в шапке краснозвездной хранил покой людей родной земли.
18. Шло время. По зову сердца тысячи добровольцев поехали на целину. Целинную степь превратили в щедрую ниву.
19. Хлеб – это мощь государства, это политический и стратегический престиж страны.
Хлеб – это жизнь, это воин, это строитель, в мирное время это и дипломат.
20. Наш основной хлеб – пшеница. Это удивительное растение: оно не считается с параллелями и меридианами; вызревает и у полярного круга и в Африке, на поднебесных полях Гималаев и ниже уровня океана – в Прикаспии. В нашей стране районировано более 500 сортов пшеницы.
21. Как никогда не забудет наша Родина героев Отечественной войны, гpyдью заслонивших страну от гитлеровских полчищ, так не забудет героев мирного времени, героев всенародной битвы за хлеб. Среди них имена и наших земляков.
Николай Грибов и Виктор Котемков погибли в схватке с огнем, спасая Воронежский хлеб, загоревшийся после бомбежки.
Анатолий Мерзлов спас от огня пшеничное поле.
22. Бывают в жизни людей часы и минуты, когда Родина становится до предела конкретным и точным понятием. Иногда – это винтовка, которую и теряя сознание, не выпускают из рук. Иногда – это человек, которому отдают свою кровь. Иногда – хлеб, которому не дают сгореть!
23.
Обожгло и руки и глаза
И зерно, как черная слуга
Я сражался яростно с огнем
Был тот день последним моим днем.
(1 куплет песни “Баллада о спасенном хлебе”)
24.
Пахнет хлебом и солнцем, и землей
И слезой, и ветром, и грозой.
Сколько в нем заботы и труда,
Сколько людям он несет добра!
Как живешь теперь ты без меня?
Помнишь, я не вышел из огня?
Нет дороже хлеба ничего,
Он из сердца растет моего.
(И в заключение урока предлагают учащимся взять домой 125 гр. хлеба и рассказать о услышанном дома).
Приложение
Комментарии:
Урок проводится в рамках технологии проблемного обучения. Учащиеся-исследователи, ведущие раскопки на холмах, так как корни – подземный орган растения. Терминологическая работа фиксирует внимание учащихся на основных понятиях темы. Проблемные вопросы и задачи способствуют развитию мышления учащихся....
09 10 2025 19:27:36
Цели урока: познакомить с многообразием листьев, развивать морфологические понятия; развивать умения проводить сравнения, выявлять общие и отличительные признаки простых и сложных листьев, распознавать листья по типам жилкования, форме листовой пластинки, форме края, расположения на стeбле....
08 10 2025 5:48:13
Представлена презентация для проведения урока по генетике по теме "Основные закономерности наследственности "(2 часа) и дополнительный материал, который может быть использован для развития познавательной активности на уроках биологии.
...
07 10 2025 11:35:17
Цель урока: раскрыть роль соцветий в жизни растений; дать представление о простых и сложных соцветиях; показать разнообразие типов соцветий и их условные обозначения; развивать умения различать и называть соцветия, определять простые и сложные соцветия; показать биологическое значение соцветий и развивать чувство прекрасного....
06 10 2025 7:41:35
Представители класса Коралловые полипы – это беспозвоночные организмы, населяющие глубины морей. В основном, колониальные организмы, иногда одиночные, полиповидной формы....
05 10 2025 9:11:38
В работе дано тематическое планирование с указанием: темы урока, класса, места проведения (в классе или дома), название работы, хаpaктер выполняемой работы, планируемый результат....
04 10 2025 1:34:23
При подготовке к данному уроку использовались элементы проектной технологии: учащиеся класса получили задание найти и отобрать интересный материал о применении продуктов жизнедеятельности пчёл в жизни человека. При подготовке презентации использовались компьютерные технологии. В ходе урока применялись элементы здоровьесберегающих технологий: физкультминутка в конце логически законченной части урока, изменение поз учащихся в течение всего урока....
03 10 2025 1:36:47
Дыхание – свойство и признак всех живых организмов в природе, а воздух – это “пастбище жизни”, поэтому нам сегодня предстоит решить проблему, высказанную римским поэтом Овидием “Пока дышу, надеюсь”. ...
02 10 2025 17:11:31
На современном этапе уже можно говорить о том, что преподавание биологии немыслимо без широкого использования различных информационных методов и средств обучения. Мною разработана и применяется творческая игра для учащихся 11-х классов с углубленным изучением предмета. Целью данной игры является обобщение и систематизация знаний учащихся; подготовка к централизованному тестированию. Урок-игра построен по принципу известной телеигры «Своя игра» и состоит из блиц-турнира, четырех раундов; разработка содержит перечень заданий, необходимых для выполнения учащимися....
01 10 2025 16:35:35
Данный конспект урока по биологии в 9-м классе с использованием презентации «Путешествие в Идеальный город» позволяет учителю изучить особенности строения растительной клетки и функции органелл клетки. Урок проводится в форме драматизационного проекта и соответствует общеобразовательной программе С.Г. Мамонтова, В.Б. Захарова, Н.И. Сонина.
...
30 09 2025 20:17:27
Предстален конспект урока на тему "В здоровом теле - здоровый дух. Оценка состояния здоровья учащихся на основе антропометрических исследований и разработка рекомендаций по его улучшению", проведенного для учащихся 8-х классов....
29 09 2025 6:58:13

Цель урока - не только изучить суть мутационной изменчивости, но и раскрыть проблемы биологической безопасности продуктов питания, с которыми мы сталкиваемся в повседневной жизни. Презентация призвана помочь учителю сделать урок наглядным и интересным....
28 09 2025 0:10:28
В протерозойской эре жизнь продолжала существовать преимущественно в море. Господствуют уже не синезеленые, а эукариотические многоклеточные зеленые водоросли....
27 09 2025 6:10:46
Еще в первой половине XIXв. был получен ряд данных, говорящих о единстве всего органического мира. К ним относятся обнаружение клеточного строения растений, животных и человека....
26 09 2025 1:40:20
Хозяйственная деятельность человека изменяет условия существования многих видов растений и животных. Из животных, которые были известны науке в 1600 г., к настоящему времени исчезло 65 видов млекопитающих и 140 видов птиц. Рациональное использование видов из дикой природы требует регуляции численности их популяций....
25 09 2025 6:43:49
Использование разных способов контроля позволяет сделать урок интересным, ярким, занимательным и дает возможность каждому ученику проявить свои способности.
...
24 09 2025 6:38:23
Желудок — вместительное расширение пищеварительного канала, в котором происходит дальнейшее переваривание пищи. Объем желудка взрослого человека 1,5-2л....
23 09 2025 4:58:23
Программа элективного курса рассчитана на 34 часа и предназначена для учащихся 10-х классов. Предлагаемый курс удовлетворяет научно-познавательные интересы, развивает личность, способствует выработке научно-исследовательского потенциала школьников. Материал курса - своеобразная программа исследовательской деятельности ученических коллективов по изучению природных экосистем родного края.
...
22 09 2025 4:54:53
На уроке закрепляются знания о биогеоценозе, круговороте веществ, пищевых цепях, компонентах экосистемы. Дополняются знания об особенностях в агроценозе, как созданной человеком экосистеме. В презентации показаны разнообразные виды агроценозов. Предложены задания сравнения природных биогеоценозов с агроценозами.
...
21 09 2025 8:59:17
Интеллектуальная игра "Анатомическая викторина" с элементами КВН является примером успешного использования игр в пpaктике преподавания естественно-медицинских дисциплин студентам из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению....
20 09 2025 2:38:36
Урок биологии по УМК Введенского Э.Л., Плешакова А.А. «Биология. Введение в биологию». Цель урока: формирование представлений о гене как основе наследственности организмов. В ходе урока учащиеся получают первоначальные представления о наследственности, материальных носителях ее хранения и передачи....
19 09 2025 15:57:10
Цель урока – рассмотреть основные положения клеточной теории строения организмов....
18 09 2025 15:33:14
Элективный курс – «Здоровым быть здорово» информирует учащихся об ответственном отношении к своему здоровью. Учит формировать конкретные привычки здорового образа жизни. Доводит до учащихся информацию о профилактике пoлoвoй распущенности у подростков. Элективный курс направлен на формирование стиля жизни, способствует сохранению и укреплению здоровья....
17 09 2025 2:11:18
Автор анализирует умение учащихся самостоятельно работать по предложенной теме, проводить анализ информации. Задачи урока: активизировать учебную и познавательную деятельность учащихся; познакомиться с основными гипотезами происхождения жизни, провести их анализ; проследить историю данного вопроса с древних времён до настоящего времени....
16 09 2025 22:10:29

Урок проводится по программе «Программа-2100». Опираясь на знание элементарных законах природы и приспособленности животных к различным средам обитания, дети по изображениям древних ящеров сравнивают их с современными животными. Урок развивает у детей логическое мышление, внимательность и умение анализировать....
15 09 2025 12:57:39
Данный урок поможет создать представление у учащихся о рынке труда, научить анализировать объявления о вакансиях на рынке труда, получить представление о найме на работу и оформлении документов (резюме, трудовой договор), участвуя в ролевой игре, помочь учащимся представить себя в новом рынке труда, реализовать свои возможности в современном мире....
14 09 2025 9:36:33
Урок-экспедиция помогает активизировать познавательную деятельность учащихся. Учащиеся знакомятся с лекарственными растениями сообщества болота своей местности, их лечебными свойствами.
...
13 09 2025 22:39:36
Цель данного курса: через возможности элективных курсов углубить знания учащихся по биологии и заложить интерес к экспериментальной науке.
...
12 09 2025 9:21:49
Для захвата листьев, травы, других зеленых растений жвачные используют губы, язык, зубы. На верхней челюсти нет резцов, но она оснащена жестким мозолистым валиком, коренные зубы на поверхности имеют лунку, такое строение позволяет активно поглощать и перетирать растительную еду....
11 09 2025 5:28:25
Урок охватывает большой объем знаний для повторения и обобщения, построен на обширном наглядном и занимательном материале. На каждом этапе урока учитель использует активные методы организации учебной деятельности. Основная форма работы школьников – групповая, задания – творческие, разноуровневые, позволяющие каждому ученику проявить себя на уроке.
...
10 09 2025 19:19:56
Значительное место в общей системе внеаудиторной работы принадлежит творческим работам учащихся, в частности, созданию проектов. Они способствуют расширению знаний по предметам, стимулируют развитие творческих наклонностей. Это одна из важных форм сплочения в коллектив. Тема данного проекта - "Мода - модой, а здоровье?". Он направлен на сбор информации, ее анализ, обобщение фактов о влиянии на здоровье молодых людей модных тенденций - пирсинг, татуировка....
09 09 2025 20:29:22
Материал урока готовится за 7–10 дней до занятия. В подготовке материала участвуют сами дети. Они под руководством учителя проращивают семена, выращивают растения. Такие виды работ развивают у детей любознательность, формируют пpaктические навыки, наблюдательность, учат бережному отношению к природе, развивают логическое мышление. Привлекаются дети из биологического кружка, а также участвуют шестиклассники....
08 09 2025 17:37:35
Урок закрепления и обобщения знаний, полученных на предыдущих уроках, лучше всего провести в виде игры. В этом случае учащиеся в лёгкой, непринужденной форме повторяют, систематизируют и обобщают материал, изученный ими раньше.
...
07 09 2025 6:32:31
Урок для 9-го класса по двухчасовой программе курса биологии, разработанной авторским коллективом под руководством И.Н. Пономарёвой. Урок начинается с актуализации знаний о белках, их значимости в живом организме. Обучающиеся знакомятся с биосинтезом белков: слушают краткий рассказ учителя, работают в группе с текстом учебника, отвечают по карточкам у доски, используя слайды и таблицы, решают задачи в тетради и моделируют на планшете. Формулируют вывод и записывают его в тетради. На уроке задействованы все виды памяти.
...
06 09 2025 7:42:48
Урок с помощью игровой формы помогает активизировать познавательную деятельность, формирует умение участвовать в обсуждении и принятии коллективного решения, излагать и аргументировать свою точку зрения, развивает интеллектуальные способности.
...
05 09 2025 11:39:56
Высшие растения имеют сложную тканевую структуру. Она представлена проводящими и механическими тканями. Также отличительным признаком является наличие трахей, трахеид и ситовидных трубок, которые быстро доставляют питательные вещества от корня к листьям, соцветиям, стeблям....
04 09 2025 21:22:46
Основная задача селекционеров выводить новые штаммы, с точно установленными хаpaктеристиками и способствовать их внедрению в производство....
03 09 2025 1:53:35
Урок "Как нам жить" ставит своей целью создание условий для осознания личной ответственности за состояние природы. Считаю необходимым учить детей вести дискуссию, уметь защищать свое мнение, формировать способность к рефлексии и совершенствовать коммуникативные навыки.
...
02 09 2025 20:18:58
Урок проводится с целью дать учащимся представление о генетике; познакомить их с историей открытия законов генетики; объяснить понятия «наследственность», «изменчивость», принципы решения генетических задач; применить теоретические знания на пpaктике при решении задач; сформулировать законы Г.Менделя. ...
01 09 2025 8:21:21
Птицы — двуногие высшие животные, передние конечности которых превратились в крылья, тело покрыто перьями, температура тела постоянная и высокая....
31 08 2025 19:43:39
Данный урок является повторительно-обобщающим и может быть полезен учителям, работающим по УМК линии Н.И. Сонина. На уроке применяются различные игры, позволяющие включить в учебную деятельность всех обучающихся и проверить уровень знаний по ранее изученным темам. Широко используются литературные произведения, которые рассматриваются с биологической точки зрения....
30 08 2025 9:48:40
Курс биологии 8-го класса имеет важное пpaктическое значение для формирования навыков здорового образа жизни. При изучении темы «Дыхание» ученики получают знания о строении, физиологии, заболеваниях органов дыхания, их основных причинах и мерах профилактики. Также развиваются навыки научно-исследовательской деятельности, так как учащиеся готовят мини-проекты. Применение ИКТ-технологии способствует развитию познавательного интереса....
29 08 2025 9:31:51
Урок по теме «Фотосинтез» проводится для профильной группы 10-го класса. Тема изучается на протяжении 3 уроков. На 1-м уроке изучается история процесса фотосинтеза, вклад ученых в развитие учения о фотосинтезе, фазы фотосинтеза. Урок соответствует новым ФГОС. Ребята сами определяют тему урока, ставят цели, создают мини-проекты....
28 08 2025 23:48:58
Урок обобщения и систематизации знаний по темам "Кровообращение " и "Дыхание" в 8-м классе в виде проектной деятельности. Учащиеся, изучив эти темы, обязаны знать особенности строения и функции систем и их взаимосвязь. На уроке проверяются знания по теме в виде тестирования и выполнения задания группой.
В ходе деятельности происходит развитие ряда важных психологических хаpaктеристик личности учащихся: психических свойств, таких как память, вербальная и образная, произвольное внимание, сочувствие, эмпатия, коммуникативность, воображение, ясность речи....
27 08 2025 3:32:45
Одной из ключевых особенностей ФГОС является изменение в образовательных технологиях, так как компетентностный подход к образованию ориентируется на самостоятельное участие личности в учебно-познавательном процессе. К числу инновационных технологий обучения можно отнести ТРКМЧП целью, которой является развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни....
26 08 2025 23:12:30
Будучи составной частью образовательной программы ОУ, дает гарантии в получении учащимися обязательного минимума образования....
25 08 2025 19:35:44
В ходе урока у учащихся формируются ключевые биологические понятия: дыхание, обмен веществ, различие и взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза.
...
24 08 2025 17:51:21
Первый из трёх уроков, отведенных на изучение голосеменных растений. Урок наглядно демонстрирует возможности УМК «Сферы» для реализации деятельностного подхода в обучении, применения ИКТ....
23 08 2025 17:29:41
Цели урока: обобщить и систематизировать знания учащихся об особенностях внешнего и внутреннего строения птиц, в связи со средой обитания; познакомить с многообразием птиц различных экологических групп....
22 08 2025 10:45:21
Самой важной функцией комплекса Гольджи считают выведение из клетки продуктов синтеза, поэтому его еще называют трaнcпортным аппаратом клетки....
21 08 2025 10:31:50
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::