Использование информационных технологий при изучении биологии
На современном этапе \"педагогическая технология способствует развитию творческих способностей учителя, раскрепощает личность ученика и учителя, выступает альтернативой формального образования, существенно усиливает тенденции образовательного процесса, а также усиливает гуманистическую составляющую обучения и реализует на пpaктике личностно-ориентированную систему обучения\" (В.М. Монахов). У учителя большой выбор разных видов деятельности на уроке. Главная - выбрать оптимальную интенсивность обучающего процесса для себя и для своего класса, определить комфортные условия профессиональной деятельности.
В настоящее время, когда учащиеся много знают, имеют доступ к сети Интернет, владеют широким спектром информации, возрастает потребность у учителя искать новые формы и методы преподавания своего предмета с целью актуализации интереса, а, следовательно, и улучшения качества современного образования. В педагогической и психологической литературе отличают недостатки изучения курса биологии в традиционной школе. Среди них называют следующий - устарел системный подход к изучению материала, так как пpaктика показывает, что при всем том положительном, что накопила традиционная школа в биологическом образовании, полное овладение знаниями так и не удалось реализовать. Одной из причин называется - снижение интереса к предмету у учащихся.
Поэтому автором была поставлена цель - сформировать стойкий интерес к своему предмету. Для достижения цели используются различные способы, одним из которых является занимательность. Реализовать такой способ помогает использование современных компьютерных технологий. Эти технологии можно использовать как во время проведения занятий классе, так и дома. Ведь подавляющее большинство учащихся имеют дома компьютер, многие из этих компьютеров подключены в сеть Интернет. Многие компании - производители электронных учебных пособий ориентировали свои издания на среднюю образовательную школу. Поэтому у учителя большой выбор электронного материала. Элементы предложенных учителю электронных уроков являются занимательными не только для ученика, но и для него самого, они способствуют более целостному восприятию и пониманию поставленной проблемы на уроке. Наглядность, интеpaктивные модели, видеофрагменты делают незабываемым каждый урок. Учащиеся с увлечением вовлекаются в изучение новой темы. Компьютерные тренажеры, тестовые задания, используемые на этапе закрепления урока сокращают время опроса учащихся? дают возможность учителю оценить как можно больше учащихся. При объяснении нового материала, например, в курсе \"Биология - 7 класс. Животные\" по теме \"Тип простейшие\", учащиеся знакомятся не только с внешним, внутренним строением одноклеточных, но и успевают расширить свои знания о способах передвижения всех представителей этого типа в видеофрагментах, представленных на электронном носителе. Информационные компьютерные технологии позволяют более полному осмыслению изучаемого материала, расширяют кругозор учащихся, которые в реальном времени наблюдают и усваивают процесс фагоцитоза у амебы протей. Во время проведения урока традиционным способом на объяснение этого материала учителю требовалось 5-7 минут, а с применением электронных элементов - не более 10 секунд.
Использование средств видеозаписи структурирования видеоряда и просмотр видеофрагментов позволяют значительно усовершенствовать процесс учебной деятельности. Например, изложение нового материала можно осуществлять, используя видеоуроки из Виртуальной школы \"Кирилла и Мефодия\", а также использовать образовательный комплекс профессора И.Н. Пономаревой. Урок по теме: \"Внутренняя среда. Значение крови и ее состав\" может быть представлен следующим образом.
Задачи урока: показать, что внутренняя среда организма представляет собой единую систему, все элементы которой взаимно переходят друг в друга, выяснить значение крови в целом и отдельных ее элементов. Научить осуществлять самоанализ своего состояния здоровья по результатам анализа крови.
Средства обучения: образовательный комплекс \"Биология, 8 кл. Человек\", компьютер, мультимедийный проектор, экран, микроскопы, микропрепараты крови лягушки и человека.
Ход урока: Более эффективно начать урок с объяснения нового материала:
1 слайд презентации
Внутренняя среда организма. Демонстрация интеpaктивного рисунка \"Движение крови, тканевой жидкости и лимфы в организме человека\". Беседа о составе внутренней среды организма и о гомеостазе.
2 слайд
Учащиеся, используя демонстрацию, рассказ учителя и 14 в учебнике самостоятельно заполняют схему в тетрадях.
3 слайд
Значение и состав крови.
Демонстрация интеpaктивного рисунка \"Расслоившаяся кровь\". Беседа о значении крови, ее составе и количестве.
4 слайд
После рассказа учителя, пользуясь текстом учебника, ученики заполняют схему в тетрадях.
5 слайд
Плазма крови. Рассказ трaнcпортной роли крови и значении плазмы. В процессе рассказа ученики в тетрадях заполняют схему:
6 слайд
Демонстрация интеpaктивной таблицы \"Классификация форменных элементов крови\". Беседа о форменных элементах крови.
7 слайд
Демонстрация интеpaктивного рисунка \"Образование тромба\". Рассказ о свертывании крови.
8 слайд
После рассказа учителя ученики заполняют схему в тетрадях.
9 слайд
Демонстрация интеpaктивного рисунка \"Созревание эритроцита человека\" и рассказ об особенностях строения и функций эритроцитов
10 слайд
Демонстрация фотографии \"Микропрепарат крови человека\".
11 слайд
Фотография \"Микропрепарат крови лягушки\". Беседа о причинах различии в строении эритроцитов человека и лягушки. Перед ребятами ставится проблемный вопрос: Какую бы проблему вы смогли сформулировать, видя эти отличия?
12 слайд (если позволяет время)
Лабораторная работа №5. На экран проецируется инструктивная карточка из материалов образовательного комплекса, учащиеся выполняют лабораторную работу фронтально. У всех на столах стоят микроскопы с микропрепаратами крови человека и крови лягушки. Зарисовав кровь лягушки и кровь человека, ребята сравнивают ее и делают выводы.
13 слайд
Эритроциты содержат гемоглобин, который состоит из железосодержащего пигмента гема, который содержит ион железа Оксигемоглобин- это соединение гемоглобина с кислородом
Tрaнcпорт газов эритроцитами. Во время рассказа учителя учащиеся заполняют схему в тетрадях. Артериальная кровь, богатая кислородом и бедная углекислым газом имеет ярко алую окраску. Гемоглобин, отдавший кислород, становиться более темной окраски и поэтому венозная кровь имеет красный цвет с синеватым оттенком.
14слайд
Рассказ о строении, видах и функциях лейкоцитов. Заполнение схемы в тетрадях.
Весь урок ребята работают в тетрадях. В конце урока все ученики сдают тетради и получают оценки: все за лабораторную работу и некоторые за правильно заполненную таблицу.
Домашнее задание: 14 ответить на тесты.
На этом уроке ребята наблюдают за появляющимися последовательно друг за другом слайдами. Демонстрация каждого слайда сопровождется объяснениями и комментариями учителя. С помощью электронного микроскопа учащимся на экране демонстрируются, например, препараты крови человека и лягушки. Наблюдая за отличиями в составе крови человека и лягушки, учащиеся выполняют лабораторную работу и самостоятельно дают сравнительную хаpaктеристику.
Для создания презентаций используются анимации, видеофрагменты, интеpaктивные рисунки, интеpaктивные схемы, таблицы, рисунки и фотографии. Они существенно дополняют видеоряд урока, позволяют ученикам творчески подойти к выполнению заданий.
Для разработки содержания подобных уроков применяются интеpaктивные задания, которые делают процесс изучения, закрепления и проверки учебного материала более интересным для учащихся, используются ресурсы Интернет, сайта \"Я иду на урок биологии\", электронной библиотеки Биологического факультета МГУ ИМ. М.В. Ломоносова.
Мультимедийные технологии можно использовать и во внеурочное время, на внеклассных мероприятиях, в кружковой и научно-исследовательской работе учащихся, качестве дополнительного источника информации, что также сокращает время подготовки, а так же вызывает устойчивый интерес у учащихся, формирует умение самостоятельно \"добывать\" информацию.
С использованием информационных технологий можно проводить различного вида викторины (\"Мир вокруг нас\", \"Прогноз погоды\", \"Взаимоотношения в природе\", \"Где кто живет?\") для пятиклассников. Эти викторины не только расширяют знания учащихся, но и увлекают их в волшебный мир биологии; позволяют ощутить себя, например, синоптиком, определяющим прогноз погоды; экологом, прогнозирующим среду обитания животного по представленным иллюстрации и описанию.
Важное значение таких компьютерных мультимедийных коллекций в процессе обучения - это развитие эрудированного, мыслящего человека, умеющего прогнозировать, анализировать полученную информацию. Инновационные современные компьютерные технологии не только увлекательны, но и решают задачу формирования всесторонне развитой личности.
В научно-исследовательской деятельности учащиеся старших классов, например, методом проектов, могут использовать презентации для представления результатов своей работы, это формирует умения, необходимые человеку для успешной реализации себя как творческой личности в современном обществе. Но основное информационное использование компьютера все же состоит в поиске, сборе и получении современной информации по конкретной проблеме. Такой подход позволяет существенно сэкономить время и получить самую свежую информацию, которой в местной библиотеке может и не быть. Данный вид технологий может успешно сочетаться с традиционными технологиями обучения и поддерживать их.
Комментарии:
Научно-исследовательская деятельность позволяет приобретать новые знания и применять их на пpaктике, формировать активную позицию учащихся. Как поддержать талантливых умных детей? Решение проблемы – организация исследовательской деятельности детей во внеурочное время учителем и консультантом – преподавателем вуза в кружке, которые помогают учащимся участвовать в российской научно-социальной программе для молодежи и школьников «Шаг в будущее» со своими научными работами....
28 03 2024 18:49:56
Целью урока биологии в 8-м классе является активизация мыслительной деятельности учащихся, формирование осознанного интереса к предмету, выработка активности и самостоятельности. Урок направлен на развитие творческого потенциала учащихся, их логического и аналитического мышления, а также умения применять полученные знания на пpaктике. ...
27 03 2024 23:46:32
Представлен конспект урока биологии по теме "Фотосинтез" в 6-м классе....
26 03 2024 4:53:46
Урок направлен на формирование знаний учащихся об особенностях размножения покрытосеменных растений; чертах усложнения покрытосеменных в ходе эволюции, а также процессе двойного оплодотворения и его значение в жизни покрытосеменных растений. ...
25 03 2024 2:59:41
Считаю целесообразным использование на уроке следующего оборудования: таблица "Сосна обыкновенная", коллекции голосеменных растений, презентация. Учащимся предложены опережающие задания: подготовка сообщений об особенностях строения, жизнедеятельности голосеменных растений, их значении в природе и жизни человека. Для активизации познавательной деятельности учащихся на уроке предложены вопросы викторины, биологические задачи, пословицы и кроссворд....
24 03 2024 7:43:52
В статье представлен анализ основных принципов составления тестов достижений: противоположности, противоречия, классификации, кумуляции, сочетательный принцип. Приведены примеры заданий из контрольно-измерительных материалов по биологии. Знание принципов составления заданий помогает учащимся анализировать ответы....
23 03 2024 2:20:19
Из красных водорослей (филофора) получают агар, используемый в микробиологии и кондитерской промышленности. Из зеленых (кладофора) делают бумагу....
22 03 2024 1:39:15
Урок формирует у учащихся представление о витаминах, авитаминозах, гипо- и гипервитаминозах, нормах рационального питания; продолжает развитие знаний учащихся о биологически активных веществах клетки, обеспечивающих постоянство состава внутренней среды организма; познакомить со способами сохранения витаминов в пищевых продуктах....
21 03 2024 18:17:15
Методическая разработка урока предназначена для использования при изучении курса «Биология-8. Человек» в рамках любого УМК. Урок проводится в форме научно-пpaктической конференции. Учащиеся в ходе пpaктической работы закрепляют и расширяют знания о зрительном анализаторе и его гигиене. На уроке используются инструктивно-информационные карты, мультимедийная презентация....
20 03 2024 11:46:10
Урок аналитического мышления, выстроенный по технологии В.В. Шогана. Он состоит из таких модулей, как интрига, воспоминание, изучение нового материала, действенное закрепление, раскрытие интриги. Урок аналитического мышления — это особое состояние сознания. На уроке происходит знакомство с голосеменными растениями, сравнение с представителями других отделов царства растений....
19 03 2024 13:22:24
При проведении урока рекомендуется использование интеpaктивной доски. Новый материал усваивается и систематизируется с помощью современной технологии составления учебного тезауруса. Цель урока: освоение знаний о естественном отборе и его видах как главной движущей силы эволюции, отработка приемов систематизации знаний....
18 03 2024 19:26:28
Наследование признаков осуществляется с помощью элементарных единиц наследования – генов. Совокупность генов определяет генотип организма....
17 03 2024 23:54:21
Цели урока: конкретизировать понятие "анализатор" на примере зрительного, слухового, обонятельного, тактильного, вкусового, вестибулярного и двигательного анализаторов; продолжать развивать умение самостоятельно работать с учебником, компьютерной программой "Репетитор 1С: Биология", рисунками в рабочей тетради к учебнику "Биология. Человек" автор Н.И.Сонин, и использовать их данные для составления схем, таблиц и ответов на вопросы....
16 03 2024 22:22:15
На данном уроке используются различные приемы здоровьесберегающих технологий. Актуальность данной работы обусловлена потребностью человека, общества и государства в здоровьесберегающем образовании. Здоровьесберегающее обучение направлено на обеспечение психического здоровья учащихся. ...
15 03 2024 12:56:25
Урок в 8-м классе является уроком получения знаний о дыхательной системе, одним из элементов системы уроков, формирующих основы личной гигиены. Главной образовательной целью данного урока было познакомить учащихся с особенностями строения органов дыхания, сущностью процесса дыхания, связью строения и функции, местом дыхания в обмене веществ....
14 03 2024 9:14:40
В разработке урока предложены формы работы (работа в малых группах, сообщения, творческие задания), направленные на формирование знаний о многообразии фауны культурных ландшафтов....
13 03 2024 15:12:13
Автор знакомит учащихся с пищеварением в ротовой полости, с функцией и строением ротовой полости. Учит соблюдать правила гигиены. Ориентироваться в учебнике, работать с текстом и рисунками....
12 03 2024 9:58:15
Медуза имеет форму зонтика или продольно вытянутого купола. Встречаются довольно крупные виды. Отдельные представители класса сцифоидные в диаметре достигают 2м (Cyanea arctica)....
11 03 2024 6:54:49
Cтатья знакомит учащихся с понятием «биосфера» как гигантской экологической системой земного шара. Рассматривается структура биосферы, выявляются ее функции, выделяются границы биосферы, роль живого вещества в биосфере....
10 03 2024 7:32:30
Урок проводится с использованием информационно-коммуникационной технологии. Урок проводится в форме урокаизучения нового материала, на котором учащимся отводится активная роль: они готовят сообщения об истории изучения плазматических мембран, отправляют учителю по электронной почте и готовы к выступлению; выполняют схематично рисунок плазматической мембраны, делают записи из видеофрагмента для подготовки к предстоящей лабораторной работе. ...
09 03 2024 14:36:15
Программа помогает овладеть основными навыками ведения здорового образа жизни – залога долголетия. Она включает два раздела: здоровье человека и его компоненты, человек и окружающая среда. ...
08 03 2024 2:12:27
Сегодня нравственность - категория наиболее важная как для человека, так для и общества в целом. Но качество это не врожденное, генетический код не передает его из поколения в поколение. Поэтому, утверждая понятия долга, чести, высокоразвитого гражданского самосознания, нельзя забывать, что первична здесь не природа, а воспитание. ...
07 03 2024 22:30:15
Урок изучение нового материала ‒ составная часть темы «Размножение», опирается на знания учащихся, полученные в 9-м классе. В ходе урока большая часть материала предлагается в виде таблиц для удобства изучения и восприятия. Закрепление нового материала в виде тестовой проверки проверит овладение учащимися большого объема учебного материала. Чередование различных форм и методов обучения сохранит внимание учащихся в течение урока....
06 03 2024 9:47:34
Урок построен на региональном материале – изучении гастрономических привычек народов Северного Кавказа. Дети в преддверии новогоднего праздника знакомятся не только с новогодними национальными блюдами, но и выясняют влияние особенностей кухни Кавказа на состояние здоровья людей. У учащихся развиваются пpaктические навыки по здоровому питанию; воспитывается культура отношения к национальным традициям....
05 03 2024 2:45:26
На уроке в 5-м классе пойдет речь о большой тайне природы, которую человек все же сумел увидеть своими глазами. Пятиклассники – народ очень любопытный, поэтому даже сложные биологические термины могут воспринимать легко, особенно если это преподнести как игру, театр....
04 03 2024 2:19:34
Яйцекладущие - животные небольших размеров с приплюснутым сверху вниз туловищем, короткими конечностями с большими когтями и кожистым клювом....
03 03 2024 14:22:16
Почему нужно искать спасение? Ведь наш организм сам может бороться с инфекцией, которая попадает в наш организм. Существует защитный механизм, который получил название – иммунитет. Благодаря ему у нас выpaбатываются защитные антитела, которые в течение всей жизни, как сторожевые псы, охраняют нас....
02 03 2024 15:20:58
В данной работе представлен фрагмент урока по элективному курсу "Тайны живой природы". В познавательной для учащихся форме раскрываются такие понятия как "эволюция", "палеонтология". Эволюционный процесс представлен на примере развития лошади. В домашнем задании предлагается смоделировать процесс эволюции с помощью ЭВМ. ...
01 03 2024 12:24:22
Урок раскрывает особенности строения, образа жизни и многообразия симбиотических организмов – лишайников. Данный урок проводился для обучающихся ККО с использованием элементов технологии полного усвоения....
29 02 2024 16:29:41
Использование модульной программы позволяет сделать урок наиболее продуктивным – у ученика есть возможность выбора индивидуального темпа работы, а учителю это позволяет использовать различные виды контроля и своевременно оказывать помощь. ...
28 02 2024 9:47:58
В статье описывается разработка буклетов по видовому разнообразию определенной экосистемы города или области/края. Приводятся примеры таких разработок на материале по городу Омску и Омской области, а также примерный план учебно-исследовательского проекта на тему: "Школьники - юные исследователи". ...
27 02 2024 13:22:54
Представлена разработка игры-викторины для учащихся 5–6-х классов. Игра может проводиться в качестве заключительного урока по курсу «Природоведение» (в 5-м классе) или как внеклассное мероприятие в рамках предметной недели естественных наук (в 5–6-х классах). На вопросы викторины приводятся правильные ответы. ...
26 02 2024 0:39:37
Пищеварительная система члeнистоногих состоит из трех отделов: переднего, среднего и заднего, заканчивающегося aнaльным отверстием....
25 02 2024 14:56:20
При всем многообразии современных технологий часто при объяснении нового материала учащиеся становятся созерцателями, довольно абстpaктно воспринимающими новую информацию. Ученики лепят из пластилина хромосомы, как мультипликаторы проходят по всем фазам митоза и приходят к выводу об идентичности генетического материала в дочерних клетках....
24 02 2024 18:44:16
Урок биологии в 6-м классе на формирование новых знаний об опopной системе живых организмов и ее значении. Цели урока: развитие мыслительных и информационных умений учащихся, коммуникативной культуры; воспитание интереса к предмету. На уроке используются такие методы, как: организация поисковой работы (работа с учебной книгой), составление и чтение структурно-логической схемы, сравнение, аналогия, осмысление результатов своих действий (рефлексивный анализ)....
23 02 2024 23:33:30
Данный пpaктический курс предлагает изучение экологических и биологических понятий по теме "Популяция" на местном материале с помощью исследовательского проекта. Объектами исследования могут стать как домашние животные, так и дикие. Курс поможет приобрести школьникам навыки исследования, анализа и защиты своего проекта. Примерами ученических результатов может стать презентация, буклет, печатная статья. На основе полученных результатов возможно написание научных работ. ...
22 02 2024 8:37:17
Урок призван обобщить знания учащихся об особенностях строения и функциях крови, органов кровообращения в организме, формировать умения: работать с текстом, индивидуально, переключаться с одного вида деятельности на другой, выделять главное, оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме, слушать и делать краткие записи в тетради....
21 02 2024 18:10:16
Мероприятие проводится для учащихся 5—6-х классов как внеклассное. Включает игровые задания, что позволяет повысить познавательный интерес к предмету. Большинство заданий не предусматривают готовых ответов, заставляют рассуждать, использовать полученные учащимися знания на пpaктике, рассчитаны на разный уровень подготовленности детей. ...
20 02 2024 13:11:18
При проведении уроков в старших классах учителя сталкиваются с проблемой того, что не хватает наглядных материалов для демонстрации различных процессов и явлений, происходящих в природе. Современному учителю предоставляется возможность использовать на уроках ИКТ. Я составила презентацию к уроку, посвященному естественному отбору. ...
19 02 2024 7:55:36
В ходе учебно-исследовательской деятельности на экологической тропе учащиеся приобщаются к пониманию глобальных экологических проблем, у них появляется ответственность за состояние окружающей среды, за здоровье людей, усиливается стремление к получению теоретических знаний в области экологии, биологии и других наук. ...
18 02 2024 22:27:28
Заболевание считается фактически не излечимым. После устранения возбудителя инфекции из организма собаки, возникают сильнейшие реакции аллергического типа....
17 02 2024 12:19:26
Данная работа представляет собой методическую разработку урока развития речи для учащихся 6–8-х классов. Он направлен на формирование интереса к своему родному краю, землякам. Это должно стать стимулом для изучения истории Нижнего Новгорода, а вместе с ней и истории нижегородской науки, так как многие имена выдающихся ученых, творческих деятелей увековечены в названиях улиц....
16 02 2024 19:53:41
На уроке закрепляются знания о биогеоценозе, круговороте веществ, пищевых цепях, компонентах экосистемы. Дополняются знания об особенностях в агроценозе, как созданной человеком экосистеме. В презентации показаны разнообразные виды агроценозов. Предложены задания сравнения природных биогеоценозов с агроценозами. ...
15 02 2024 10:18:52
Урок обобщения и систематизации знаний о составе и строении клетки, о взаимосвязи и взаимообусловленности ее компонентов, протекающих в ней процессов. Урок, на котором закрепление темы учащимися осуществляется посредством компьютера, который используется как средство контроля и оценивания качества обучения. ...
14 02 2024 8:30:16
Цель сформировать знания о происхождении, распространении, хаpaктерных особенностях внешнего и внутреннего строения отдела "Голосеменные растения"; научить узнавать их в природе, отличать от других отделов растений; сформировать представление об эволюционном значении строения голосеменных, как наиболее сложно организованных по сравнению со споровыми растениями....
13 02 2024 3:55:28
Результаты эволюции проявляются в трех следствиях: органической целесообразности, постепенном усовершенствовании организмов, многообразии видов....
12 02 2024 10:21:10
Урок разработан по программе И.Н. Пономаревой для базового уровня обучения биологии в полной средней школе. Тема 4. "Популяционно-видовой уровень организации жизни". Занятие поможет учащимся ознакомиться с понятием популяция, рассмотреть популяцию с точки зрения формы существования вида, компонента биогеоценоза, генетической системы....
11 02 2024 4:51:26
Цель урока – познакомить учащихся со строением цветка....
10 02 2024 19:17:19
Выделяют три основных вида соединительной ткани, которые имеют различное строение и осуществляют определенные функции: собственно соединительная ткань, хрящевая и костная....
09 02 2024 20:13:39
Целью данного курса является профильная ориентация учащихся на обучение в профильных классах, расширение знаний, выработка рекомендаций по ведению здорового образа жизни. На занятиях учащиеся узнают о специфике медицинских профессий, о причинах возникновения некоторых заболеваний, познакомятся с основными понятиями и терминологией. Школьники научатся оказывать первую медицинскую помощь при несчастных случаях, накладывать повязки, выполнять профилактические мероприятия для поддержания организма в здоровом состоянии....
08 02 2024 20:13:34
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 ::