Урок-путешествие по Оренбургской области "Места заповедные"
Цель: воспитание чувства любви к природе, уважения ко всему живому, помочь учащимся осознать свою мopaльную ответственность за судьбу родной земли, формирование экологической культуры.
Оформление:
- Стенды «Памятники природы Оренбургской области», «Особо ценный лесной массив».
- Газета «Край степной Оренбуржье».
- Физическая карта Оренбургской области.
- Выставка литературы об охране природы в Оренбуржье.
- Выставка работ учащихся посвящённых охране природы (рефераты, рисунки, плакаты).
Оборудование: проектор (для демонстрации презентаций)
Участники : (Первый чтец, второй чтец, ведущий, группа чтецов, группа учащихся).
1 чтец:
К нам вести горькие пришли,
Что зыбь Арала в мертвой тине,
Что редки аисты на Украине
Уральские не звонки ковыли.
Что Волга синяя мелеет,
И жгут по Керженцу злодеи
Зеленохвойные кремли.
Что нивы суздальские, тлея,
Родят лишайник да камни!
Нас окликают журавли
Прилётной тягою в последки
И сгибли зябликов наседки
От колтуна и жёлтой тли.
К нам вести чёрные пришли,
Что больше нет родной земли,
Как нет черёмух в октябре,
Когда потёмки на дворе
Нам вести душу обожгли,
Что больше нет родной земли,
Что зыбь Арала в мёртвой тине,
Не слышно аистов на Украине,
И Север – лебедь ледяной –
Истёк бездумною волной,
Оповещая корабли,
Что больше нет родной земли!
Группа чтецов. Говорят факты.
1 – й. С начала нынешнего века из недр Земли было извлечено полезных ископаемых больше, чем за всю историю цивилизации.
2 – й. Ежегодно в результате сжигания топлива в атмосферу поступает 20 млрд. тонн углекислого газа, 150 млн. сернистого.
3 – й. Каждый год в реки сбрасывается 160 куб. км. промышленных стоков, в почвы вносится 500 млн. тонн минеральных удобрений и 3 млн. тонн ядохимикатов, треть которых смывается в водоёмы.
4 – й. Ежегодно 6 млн. гектаров земли превращается в пустыни. Через три десятилетия площадь таких пустынь будет равна площади Саудовской Аравии.
5 – й. Ежегодно уничтожается более 11 млн. гектаров леса, и через три десятилетия площадь уничтоженных лесов будет равна площади Индии.
1 – й. Каждый день исчезает один вид мелких животных, каждый год один вид крупных.
2 – й. За последние 500 лет истрeблено 2/3 покрывающих землю лесов
3 – й. Учёные утверждают, что дышать воздухом Стамбула, всё равно, что выкуривать в день 10 пачек сигарет. Интересно, сколько пачек «выкуриваем» мы в Оренбурге?
4 - й. В воздухе Оренбурга увеличились концентрации бензапирена, двуокиси азота, пыли, сероводорода, формальдельгида, углекислого газа. Этим мы дышим.
5 – й. В воде Оренбурга увеличились концентрации нитратов, солей железа, алюминия, появился аммиак, марганец, фенолы, нефтепродукты, синтетические вещества. Это мы пьём.
Ведущий: Всего лишь несколько десятков лет назад по земле, где мы с вами живём, бегали стада сайгаков, водились в большом количестве дрофы. А колёса телег становились красными от обилия ягод. Земля у нас одна. И если мы сейчас не задумаемся о том, что останется на этой земле после нас, то через несколько десятилетий живущие на этой земле могут не услышать песню жаворонка, не увидеть полёт степного орла, бурный разлив степных рек и яркий ковёр степных растений.
Для сохранения животных и растений в 1989 году в области создан Оренбургский степной заповедник. Нужно сказать, что в состав заповедника вошли не первозданные степи, а жалкие останки былого ковыльного простора, да небольшие участки холмисто – увалистых и низкогорных степей. Чудом уцелевшие первозданные степи Оренбуржья были почти сенсационно обнаружены в 1975 году.
2 чтец (приложение 1).
Оренбургский заповедник состоит из четырёх участков:
1 – й участок на Востоке. Он представлен Кумакской степью (никогда не распахивалась, используется, как отгонное пастбище) и Ащисайской степью (только здесь встречается чёрный жаворонок).
2 – й участок – на левом берегу Урала в Кувандыкском районе «Айтуарская степь».
3 – й участок – на территории Беляевского района «Буртинская степь». Здесь, на холме Кармен сохранились настоящие кустарниковые степи.
4 – й участок – на Юга - Западной области, названа «Таловской степью» по реке Таловой (разнообразной окраски тюльпаны – 20 экземпляров на 1 квадратный метр).
Просмотр фильма «Государственный природный заповедник «Оренбургский»
Ведущий: На территории области выделено 500 памятников природы, взятых под охрану. Часть из них показана на нашем стенде. Все они уникальны и интересны. Но один из них заслуживает особого внимания так и называется «Особо ценный лесной массив».
Сообщение учащихся с использованием презентации «Особо ценный лесной массив».
(приложение 2).
1 – й. Это Бузулугский бор, расположенный в расширении долин рек Самары и Боровки, площадью 111 тысяч гектаров. От площади всех лесов страны он занимает 0, 000088 %. Чем же тогда так славен небольшой зелёный массив?
2 – й. А славен он своей уникальностью. Во – первых это форпост сосны на юго-востоке. Это единственный в мире бор в открытой степи. Он закрепляет, сдерживает пески, увлажняет климат, стеной стоит на пути суховеев, дующих из среднеазиатских пустынь.
1 – й. Во – вторых и сосна здесь, что не в каждом боре бывает, высокого качества. Сосны здесь ровные, гладкие, высотой до 35 – 40 метров. А у дороги между посёлками Заповедное и Паника отгорожены две сосны, которым уже по 300 лет.
2 – й. А в – третьих нам бор – это целая лесная академия. Все знаменитые лесоводы России трудились здесь. Академики Cyкaчёв и Высоцкий, профессоры Морозов, Бельский, Земятченский многие годы отдали изучению и защите бора.
1 – й. А животный мир бора? Здесь можно встретить лесного великана лося, есть здесь и косуля, и заяц, и лиса, и барсук, и кyница, и белка, и кабан. Забредают сюда волки и рыси. Многообразно птичье царство бора: дятел, утка, беркут, глухарь, журавли и цапли. В общем, это настоящее чудо – Бузулугский бор.
2 – й. От чего? Какие у бора враги?
1 – й. Есть враги. Это усачи, короеды и мн. др. много бед приносит подкорный сосновый клоп. И всё же главный враг бора – человек.
2 – й. В 60 – х. годах в бору стали рубить лес под буровые площади. Под бором геологи нашли нефть. Нефть упускали в Боровку, в лесу появились нефтяные болотца. Но самая страшная беда бора – пожары.
1 – й.
Прекрасен бор, высок и строен!
Стоит он, в глушь свою маня,
Под пологом душистой хвои
Здесь лучший отдых для меня.
2 – й.
Ветров атаки отбивая,
Он, как былинный богатырь,
Щитом зелёным прикрывает
Хлебами залитую ширь.
Ведущий: В нашем Переволоцком районе объектов, которые могут быть отнесены к памятникам природы республиканского, областного и местного значения. Вот некоторые из них.
Сообщение учащихся с использованием презентации «Памятники природы Переволоцкого района» (приложение 3).
1 - й ученик.
Гора Медвежий лоб (Арапова гора). Это высшая отметка возвышенности Общий Сырт. Её высота 405 метров. Находится у с. Япрынцево. На южном склоне Медвежьего Лба растёт очень эффектный нагорный березняк. Он занимает среднюю часть склона, вершина которого безлесна. Именно она напоминает лоб лежащего медведя, это и послужило названием горы. У южного подножия выклиниваются родники. На Севере – Западном склоне по лощине цветёт разнотравно-ковыльная степь. Северный склон горы едет в густые заросли чилиги и спиреи.
2 - й ученик .
Неподалёку от Медвежьего лба у х. Власовка расположена вторая вершина О. Сырта – Адамова гора (391 метр). Она почти сплошь покрыта березово-осиным лесом. С её названием связана легенда. По преданию, на вершине горы находились пещеры, в которых жили пришлые монахи. Одного из них звали Адам – отсюда и пошло название горы. Адамова гора является уникальным памятником, где сохранилась истинная степная растительность.
3 - й ученик.
У с. Кариновка, в балке, заросшей берёзовым лесом находиться каменный родник. Это исток реки Самара. Начинаясь небольшим родником, река течёт на юг, затем около п. Переволоцкий поворачивает на запад, принимает в себя множество ручьёв и речек и вливается в Волгу. Название её связано с древнеперсидским словом «хамар», которое первоначально звучало как «самар», «самаро», что в переводе означает «толпа», «скопище людей». Значит, на этой реке сходились различные племена. Путь вдоль реки был очень удобен: здесь и корм в долине, и вода, и степи, пригодные для пастбища. Всё это привлекало кочевавшие в далёком прошлом племена савроматов и сарматов, которые и дали реке название.
4 - й ученик.
На первом берегу Урала между сёлами Первая и Вторая Зубочистка находиться один из уникальных памятников природы области. В конце сороковых годов подземные воды размыли подошву холма, и в результате смещение вниз по склону песчано-глинистых отложений вниз по склону образовался оползень. Протяжённость его около 800 метров. Местные жители называют этот склон Урала Яр – Буе – Байлыке, что в переводе с татарского означает Берег Сокровищ. И сокровищ на берегу действительно немало. Здесь струятся родники с водой различного химического состава. Роднички питают небольшие «висячие» болотца, которые образовались на оползнях. Болотца заросли тростником, рогозом, плакун – травой, осоками. Есть и залежи торфа мощностью до полуметра.
На свежих оползнях переместившихся вниз по склону совсем недавно, развита степная растительность. Берег разрезан двумя оврагами. Один из них особенно глубок. В его нишах почти до середины июля лежит снег. Народная мудрость недаром назвала это место Берегом Сокровищ. Это сокровище для учёных и художников, незаменимо пособие для участников и студентов.
5 - й ученик.
Чесноковские Белые горы – это выходы мела на поверхность, расположенные в верховьях р. Чесноковки. Их своеобразием является хаpaктерная меловая растительность. На меловых горах Чесноковки растёт меловая ромашка, катран татарский, льнянка меловая – все эти растения занесены в Красную книгу. Всё необычно здесь: и ослепляющая снежная белизна меловых склонов, и палящее солнце, и оригинальная, удивительно приспособленная к мелу растительность, и непривычные карстовые формы рельефа, и окаменевшие останки древних морских животных. Меловые горы нуждаются в охране – здесь ведутся промышленные разработки мела. Нельзя допустить, чтобы этот редкий тип урочищ Южного Урала исчез с лица земли. Ведь считается, что увидя их сверкающую белизну Пушкин нарёк крепость в «Капитанской дочке» Белогородской.
Ведущий: Мы совершили с вами небольшое путешествие по уникальным местам нашего края. Хотелось, чтобы каждый задумался над тем, о чём так просто сказал поэт Михаил Дудин:
Как яблоко на блюде,
У нас Земля одна.
Не торопитесь, люди,
Всё выгрести до дна.
Не мудрено добраться
До скрытых тайников,
Разграбить все богатства
У будущих веков
Мы общей жизни зёрна
Одной судьбы родня
Нам пировать позорно
В счёт будущего дня.
Поймите это, люди,
Как собственный приказ,
Не то Земли не будет
И каждого из нас.
Видеоприложение.
Комментарии:
Основная цель решения задач по генетике состоит в освоении новых приёмов логического анализа ситуаций, в исследовании того, как меняется проявление общих законов в зависимости от тех или иных конкретных условий. Тема заключает в себе широкие возможности для организации пpaктических работ (составление родословной по сказке А.С. Пушкина, роль врача в медико-генетической консультации составляющего родословную пробанда).
...
30 06 2025 11:34:54
Учиться – значит исследовать мир. Но мир бесконечен, он не вмещается в рамки урока. В клубе ребята расширяют и закрепляют знания в тесном сотрудничестве и коллективном взаимодействии; это способ подготовки к итоговой аттестации....
29 06 2025 15:13:47
Дана комплексная хаpaктеристика Тихого океана. Интеграция знаний из географии, биологии, экологии. Создание «визитной карточки» (герба) Тихого океана. Развитие интереса к предметам....
28 06 2025 17:31:43
Исследование предполагает межпредметную интеграцию, что позволяет учитывать при работе с детьми их интересы к различным дисциплинам....
27 06 2025 15:27:52
Урок сочетает различные формы и методы проведения урока, активизирует внимание и развивает аналитические навыки. ...
26 06 2025 17:46:44
Предлагаемая разработка занятия элективного курса может быть использована при проведении внеклассных занятий в 5–8-х классах с целью развития устойчивого интереса к изучению природы и расширения кругозора. Предлагается для учащихся, желающих узнать как можно больше о разнообразии цветущих растений. Содержание занятия позволяет познакомить с растениями-символами, легендами народов мира, поэтическими строками, посвящённым красоте и величии цветущих растений....
25 06 2025 6:10:59

Урок проводится по программе «Программа-2100». Опираясь на знание элементарных законах природы и приспособленности животных к различным средам обитания, дети по изображениям древних ящеров сравнивают их с современными животными. Урок развивает у детей логическое мышление, внимательность и умение анализировать....
24 06 2025 3:13:46
Периодизация: младенчество (до 1 года), ранний возраст (1—3), дошкольный (3—7), младший школьный (7—10), подростковый (11—15), юношеский (12—20), зрелость (20—65), пожилой возраст (65—75), старость - после 75. Для каждого из них свои биологические и психологические хаpaктеристики.
Возрастные изменения обусловлены разными факторами, они гетерохронны, их темпы индивидуальны, зависят от пола, на ранних стадиях темпы во много раз выше, чем на поздних.
Биологические возрастные изменения не произвольны, психологические зависят от активности индивида, социальные задаются обществом.
...
23 06 2025 13:46:57
Урок биологии в 6-м классе ставит перед учащимися проблему: могут ли растения существовать обособленно, без окружающей среды?...
22 06 2025 7:20:53
Содержание данного урока позволяет расширить знания учащихся об особенностях и способах размножения, значении бесполого размножения в жизни организмов, значении вегетативного размножения растений. Данный урок учит детей мыслить, рассуждать, делать выводы....
21 06 2025 21:28:15
Если отложить в сторону традиционные бумажные разработки уроков, традиционное преподавание с мелом и тряпкой в руках, то останутся сегодня мощные помощники: компьютер, Интернет и ЦОРы. Что же представляют собой ЦОРы как образовательный программный продукт? Как и для чего можно (нужно) их использовать на уроках?...
20 06 2025 13:17:52
Задача учителя - на уроке создать условия для полноценного проявления и развития личностных функций ученика, используя следующие принципы: а) отношение учителя к ученику как равному; б) не простое сообщение знаний, а самостоятельное " строительство" знания учеником с помощью критического отношения к изучаемой информации, самостоятельного решения задач; в) плюрализм мнений, подходов, уважительное отношение к мнению другого.
...
19 06 2025 9:15:29
Мероприятие проходит в игровой форме. Основной ход игры похож на телевизионную версию "Своя игра". Игра состоит из трех туров и финала. В каждом туре четыре темы, в каждой теме по пять вопросов. Участники игры сами выбирают тематику.
...
18 06 2025 1:19:57
Элективный курс – «Здоровым быть здорово» информирует учащихся об ответственном отношении к своему здоровью. Учит формировать конкретные привычки здорового образа жизни. Доводит до учащихся информацию о профилактике пoлoвoй распущенности у подростков. Элективный курс направлен на формирование стиля жизни, способствует сохранению и укреплению здоровья....
17 06 2025 13:37:31
Проводящая система являет собой совокупность клеток с межклеточными порами, а также паренхиматозных и передаточных клетки, которые вместе обеспечивают внутренний трaнcпорт жидкости....
16 06 2025 5:39:40

Учащиеся знакомятся с лекарственными растениями, правилами сбора и охраны растений; учатся различать самые обычные цветущие травы: тысячелистник, чистотел, одуванчик; учатся ценить и беречь красоту природы; развивают речь, логическое мышление; закрепляют знания правил поведения в природе, ориентирования....
15 06 2025 20:29:34
Цель урока: обобщить и систематизировать знания по теме «Кровь и кровообращение»...
14 06 2025 8:23:13
Педагог может вооружить учащегося инструментом для реализации способностей самостоятельно. Этим инструментом является компетенция «уметь учиться». Для формирования данной компетенции, обучающиеся большую часть времени работают самостоятельно и учатся планированию, организации, самоконтролю и оценке своих действий и деятельности. Такую форму работы предлагает инновационный курс «Компетентностная педагогика»....
13 06 2025 0:23:30
Проблемы борьбы с курением, алкоголизмом, наркоманией, к сожалению, очень актуальны и сегодня. Рост числа учащейся молодежи, пристрастившейся к курению и страдающей другими вредными привычками, обязывает учителей биологии уделять пристальное внимание формированию у школьников потребности ведения здорового образа жизни. Задача эта непростая. Сложность заключается в том, что молодежь в силу возрастных особенностей психологически не готова к восприятию мысли о необходимости беречь своё здоровье. Поэтому учителю необходимо преодолеть этот психологический барьер.
...
12 06 2025 16:13:20
В школьном курсе обучения биологии лишайники – одна из наименее изучаемых групп низших растений. Так, в программе В.В. Пасечника эта тема изучается в 6-м классе в течение одного учебного часа. В связи с чем автор считает необходимым на уроке не только заинтересовать учащихся этими уникальными организмами, но и дать более широкое представление об их строении, жизнедеятельности, размножении, особом способе питания....
11 06 2025 12:26:48
В процессе лабораторной работы, работы с текстом учебника учащиеся совместно с учителем формулируют выводы об особенностях строения и жизнедеятельности грибов. При этом текстовая информация структурируется, а основные понятия урока преобразуются в схемы....
10 06 2025 14:13:57
"Лишайники" - это урок изучения новой темы. Целью урока является знакомство учащихся с особенностями строения и жизнедеятельности лишайников как симбиотических организмов; приспособленностью лишайников к разнообразным условиям обитания, их ролью в природе и жизни человека. В ходе урока происходит отработка понятий: "грибница", "симбиоз", "паразитизм", питание грибов и водорослей. В течение урока учащиеся работают с информационными листами, готовят сообщения, используя дополнительные источники литературы. ...
09 06 2025 6:55:42
Внеклассное мероприятие ко Дню птиц в 5–6-х классах. Цель данного мероприятия — углубление и закрепление знаний о птицах, развитие интереса к природе и ее изучению, экологическое образование и воспитание....
08 06 2025 10:46:37
Знакомясь с многообразием флоры на уроках биологии учащиеся чаще интересуются теми растениями, которые произрастают в средней полосе России. Береза, дуб, рябина, липа, ива, орешник - вот что, прежде всего, попадает в поле зрения из растительности нашего края. А как возникли нынешние леса, парки, сады, дендрарии - об этом большинство учащихся зачастую лишь догадывается. Даже если они своими руками засаживают аллею деревьев, все равно имеют дело только с саженцами. Путь же от семечка до взрослого дерева остается за пределами их внимания. Учитывая все это, в нашей школе был создан дендрарий....
07 06 2025 3:27:41
Урок составлен по программе Пономаревой И.Н. и проводится в 8-м классе по теме "Дыхательная система". Главная задача урока - показать соотношение законов физики и биологии, для демонстрации этих законов используется видеоролики, включенные в презентацию. Помимо роликов, имеются Flash, которые также способствуют усвоению знаний по данной теме.
...
06 06 2025 21:28:25
Внешний вид, хаpaктерные признаки, размеры и строение класса костных и хрящевых рыб. Места их обитания и описание представителей отрядов....
05 06 2025 21:41:23
Сочетание на уроке нескольких методов использования ИКТ, которые позволяют активизировать познавательную деятельность учащихся, доступно и интересно воспроизводить новый материал, а также самим включаться в проведение урока.
На уроке прослеживается межпредметная связь, позволяющая детям логически мыслить, извлекать нужную информацию из различных источников знаний, обучать приемам работы с картой, воспитывать эстетическое восприятие явлений природы...
04 06 2025 0:59:26
Урок является итоговым по теме «Опopно-двигательная система». К уроку учащиеся готовят небольшие сообщения. В конце урока проводится тестовая работа на проверку конкретных знаний по изученной теме. На уроке ведётся пропаганда здорового образа жизни.
...
03 06 2025 16:26:20
Глобальный хаpaктер экологических проблем свидетельствует о необходимости формирования экологической культуры населения как основы нового образа жизни. Особая роль в решении этого вопроса отводится школе. Создание системы целенаправленного формирования экологической культуры, в соответствии с Федеральным законом "Об охране окружающей среды", является целью национальной экологической политики в сфере образования....
02 06 2025 3:20:34
Этот занимательный урок разработан для учащихся 7-х классов как самый первый вводный урок в зоологию. Он помогает увлечь ребят, развить их любознательность и биологический кругозор. Благодаря необычной тематике, сочетающей в себе элементы истории, литературы и мировой художественной культуры в неотрывной связи с биологией, данный урок раскрывает перед учащимися все разнообразие животного мира....
01 06 2025 21:57:35
Урок является подготовительным этапом для написания контрольной работы по теме "Земля", построен в игровой форме. Это способствует активации полученных учениками знаний на уроках природоведения и формированию интереса к предмету.
...
31 05 2025 2:45:35
Цели урока: закрепить и углубить знания по теории эволюции, познакомить учащихся с плюрализмом мнений об эволюции. На уроке организована многогранная деятельность учащихся: работа в группах, решение проблемных задач, обоснование правил эволюции, формирование экологической культуры, решение экологических задач.
...
30 05 2025 7:59:48
Будучи составной частью образовательной программы ОУ, дает гарантии в получении учащимися обязательного минимума образования....
29 05 2025 14:23:17
В ходе урока учащиеся применяют полученные знания о модификационной изменчивости на пpaктике, проводят мониторинг первоцвета - весеннего горицвета, с использованием различных методик, в полевых условиях. На уроке воспитываются патриотические чувства, активная жизненная позиция, осуществляется природоохранная деятельность, реализуются творческие способности. Учащиеся самостоятельно приобретают знания, работают с научной литературой, мультимедийными источниками информации, различные сведения об адонисе узнают из Интернета, учатся понимать и ценить красоту, богатство природы....
28 05 2025 14:41:21
Задачи курса - сформировать знания учащихся об условиях прорастания семян; конкретизировать условия прорастания семян; отметить влияние изменения условий на прорастание семян; показать пpaктическое значение знаний об условиях прорастания семян; формировать ОУУ.
...
27 05 2025 9:17:21
Представлен заключительный урок по курсу 8-го класса "Влияние курения на организм человека".
...
26 05 2025 18:20:37
В данной технологии при составлении методических инструкций для учащихся учитель имеет большие возможности для реализации дифференциации – как уровневой, так и профильной, сохраняя классный коллектив, решая тем самым и проблему адаптации. Парацентрическая технология открывает большие возможности в использовании различных учебников....
25 05 2025 9:37:10
Урок проводится в форме ролевой игры с участием специалистов – историка, химика, врачей, эколога, статистика, фармаколога. На уроке демонстрируется опыт, доказывающий вред курения; проводится пpaктическая работа "Оценка микроклимата классной комнаты".
...
24 05 2025 23:37:57
Урок учит детей не только основам рационального питания, и позволяет узнать отношение ребят к своему здоровью, обосновывает необходимость приема растительной и животной пищи, еще раз напоминает основные гигиенические правила....
23 05 2025 9:30:13
Современный урок немыслим без высокой познавательной активности обучающихся. Работа с учебником способствует развитию у школьников активности и самостоятельности в познавательной деятельности. Однако учебная книга не в состоянии обеспечить хорошие знания автоматически - необходима систематическая и разнообразная работа с ней. Научить школьников пользоваться учебником и вообще книгой - великая и самая необходимая задача педагога....
22 05 2025 7:18:15
Задачи курса – сформировать у учащихся убеждение, что физическое, психическое и духовное здоровье человека находится в прямой зависимости от образа жизни, окружающей социальной и природной среды, выработать активную жизненную позицию в области здоровьесбережения. Программа рассчитана на 34 часа. ...
21 05 2025 9:47:14
Интеграция предметов гуманитарного и естественнонаучных циклов таит в себе огромные возможности для развития личности ребенка. Использование музыки и живописных произведений на уроке биологии затрагивает эмоциональную сферу ребенка, служит стимулом к творческой деятельности, расширяет сферу актуального знания. Дидактические особенности урока связаны с формированием опыта поисковой деятельности, включением опыта группового творческого поиска в широкий контекст личного опыта учащихся....
20 05 2025 20:39:22
Эта настольная игра показывает противоречия между охранной природы и экономическим развитием и помогает обсудить проблемы влияния экономического развития на окружающую среду. Победа здесь имеет центральное значение, когда один из игроков не оставляет шансов на спасение своему противнику, вторгнувшись на его территорию.
...
19 05 2025 14:37:17
На уроке рассматривается классификация горных пород. Приведена разработка пpaктической работы по коллекции минералов....
18 05 2025 21:48:17
Воспитание экологической культуры необходимо начинать с дошкольного возраста и систематически продолжать в начальной школе. Сценка дает возможность обратить внимание детей на одну из экологических проблем окружающей среды – замусоривание. Дети приобретают знания о вредности брошенных целлофановых пакетов для почвы, растений, животных, человека. Узнают, как просто решить проблему с мусором....
17 05 2025 4:42:22
Урок разработан с целью проверки и закрепления знаний в нетрадиционной форме урока-спектакля и дает возможность обучающимся общаться через игру....
16 05 2025 1:14:39
Цель урока: расширить знания учащихся о возможных заболеваниях и нарушениях деятельности органов дыхания, их причинах и профилактических мерах; обосновать пагубное воздействие алкоголя и табака на дыхательную систему....
15 05 2025 20:53:12
На уроке изучаются химические элементы, органические и неорганические вещества в единстве их функций и физико-химических свойств и таким образом учащиеся получают доказательства единства живой и неживой природы, родства живых организмов друг с другом и взаимосвязи организмов с окружающей средой на молекулярном уровне жизни....
14 05 2025 17:21:25
Урок направлен на изучение и закрепление новых знаний, целями являются: формирование понятий «Вид», «Критерии вида», создание условий для реализации учебных возможностей ученика.
...
13 05 2025 9:43:46
В условиях сдачи выпускниками 9-го класса экзаменов в новой форме, а выпускниками 11-х классов – в форме ЕГЭ, поступления в вузы по итогам школьных экзаменов педагоги должны построить учебный процесс так, чтобы у ребёнка была возможность подготовиться к таким серьёзным испытаниям и выдержать их с достоинством. Хочу поделиться своим опытом работы в этом направлении.
...
12 05 2025 23:48:13
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::