Обобщающий урок по биологии по теме «Кровь и кровообращение». 8-й класс > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Обобщающий урок по биологии по теме «Кровь и кровообращение». 8-й класс


    Обобщающий урок по биологии по теме «Кровь и кровообращение». 8-й класс

“Кровь, надо знать, совсем особый сок”.
И.В.Гёте

Тип урока: обобщение и систематизация знаний

Цель: Обобщить и систематизировать знания по теме: “Кровь и кровообращение”

Задачи: Развивать интеллектуальные способности, логическое мышление, продолжить формировать у учащихся умение анализироват, делать выводы, рассуждать логически, используя проблемные вопросы и проблемные ситуации; воспитывать чувство коллективизма, творчества.

Форма работы: групповая

Оборудование: мультимедийное оборудование; таблицы с названиями групп - “Эритроциты”, “Лейкоциты”, “Тромбоциты”, “Реально-виртуальный магазин (продукты) см. задание №8”, “Аптека (см. задание №8)”, “Кабинет врача”; оборудование для кабинета врача- (стол, микроскоп, медицинский халат, медицинская шапочка. плакаты по теме: “Кровь”, газеты, выпущенные к уроку, газета для сценки;

Ход урока

1. Организационный момент

Вступительное слово учителя. Кровь... Сердце...Эти понятия неразделимы. Какие сложные, противоречивые ассоциации возникают при этих словах. Ведь во все времена за кровью признавали исключительную, могучую силу. Ей скрепляли самые священные клятвы, древние греки приносили кровь в жертву своим богам. И не случайно, Мефистофель, предлагая Фаусту подписать союз с “нечистой” силой - говорил (обращаемся к эпиграфу). Сердце... Уникальный, удивительный, великий орган-труженик. Как часто в жизни мы слышим-беспокойное,равнодушное,каменное,золотое,горячее,отзывчивое,чуткое сердце. Правы были древние философы и поэты, которые сравнивали сердце и душу человека. Ведь именно сердцем, душой человек чувствует, переживает, сострадает. Еще мне хочется отметить взаимосвязь между сердцем и такими понятиями как честь, достоинство, уважение, совесть, порядочность, чувство долга, ответственность. И именно через сердце проходит ЛЮБОВЬ- к окружающим людям, друзьям, избраннику или избраннице, любовь к природе и, конечно, к РОДИНЕ. Итак, исходя из эпиграфа и вступительного слова - Какова цель нашего урока? (Обобщить и систематизировать знания по теме “Кровь и кровообращение”). Далее сообщаются задачи урока, план урока, представляются комaнды, их руководители, жюри из состава учителей биологии и старшеклассников), пожелание успешной работы в виде хокку:

- Желать мы будем все и вместе,
- Успехов дружных,
Чтобы порадоваться...

2. “Алгоритм Цицерона” (задания, требующие как краткого ответа, так и вопросы, требующие краткого разрешения проблемы):

1)Наука о крови;

2) Что такое гомеостаз? (постоянство внутренней среды организма) ;

3) Как организм оберегает гомеостаз? (примеры) ;

4)Различие дыхательных пигментов у улиток и paкообразных (гемоцианин), у головоногих моллюсков (гемоэритрин), у кольчатых червей (хлорокруорин) и гемоглобин у высших животных;

5) Почему среди всех дыхательных пигментов наибольшее распространение получил гемоглобин? (он может больше присоединять кислород) ;

6) У большинства беспозвоночных животных гемоглобин растворен в кровяной плазме. Но по мере развития животного мира потребность в кислороде все время возрастала, а дальнейшее увеличение концентрации дыхательного пигмента в плазме увеличивает вязкость крови, что затрудняет ее передвижение по капиллярам. Какой выход был найден в процессе эволюции? (Локализация пигмента в клетках крови дает возможность увеличить его количество без увеличения вязкости плазмы крови. У позвоночных животных гемоглобин находится в эритроцитах.)

7) Особенности кровеносной системы у позвоночных животных?;

8) Почему кровь имеет солоноватый вкус? (Жизнь возникла в первичном океане) ;

9) В каком направлении шла эволюция эритроцитов (уменьшение и исчезновение ядра. Меньшие размеры увеличивают полезную емкость крови, и скорость кровотока увеличивается) ;

10)Лейкоциты, их виды;

11)Тромбоциты. Механизм свертывания крови;

12)Взаимосвязь крови и лимфатической системы;

13)Может ли модель сердца стать аналогом “перпетуум мобиле”. Почему? (нет; 0,4 секунды сердце “отдыхает”) ;

14) Почему прививка от гриппа делается заблаговременно до начала эпидемии?

15) От чего зависит движение крови в организме?; 16) Каково влияние курения, алкоголя и наркотиков на органы кроветворения и кровообращения; 17)Назовите поговорку: “К какому органу не подходит ни одна воинская комaнда”. (Сердцу - не прикажешь.)

3. Устный экзамен с ответами на вопросы для групп:

1) Иммунитет. Его виды и значение. Направление деятельности института иммунологии в п. Любучаны;

2) Строение сердца. Сердечный цикл;

3) Круги кровообращения. Автоматия сердца (работы А. Везалия; значение синусо-предсердного, предсердно-желудочкового узлов, волокон Пуркинье, ножек Гиса.)Нервная и гумopaльная регуляция.

Динамическая пауза на песню В.Леонтьева “Гиподинамия” с последующим ответом на вопросы:

1. Какой вопрос звучит в данной песне? (Гиподинамия. Что это такое?)

2. “Что такое гиподинамия и каково её влияние на сердце и кровеносные сосуды? (При недостатке двигательной нагрузки, истончаются кости, а содержащийся в них кальций поступает в кровь, оседает на стенках сосудов, они становятся неэластичными, ломкими, образуются атеросклеротические бляшшки, возможно образование тромбов внутри сосудов. А все вместе ведет к образованию атеросклероза).

4. Далее учитель произносит:

Как часто в жизни мы можем наблюдать следующую ситуацию. Внимание!(Стук в дверь, заходит старшеклассник, играющий роль пациента с газетой в руках, за столом в “кабинете врача ”- ученик в роли врача-гематолога).

Пациент - В газете статья с просьбой о помощи. Необходима кровь ребенку. Мне очень хочется помочь ему! Я могу сдать кровь! Возможно ли это? У меня 4гр. крови, положительный резус – фактор. А малыш имеет I группу крови, отрицательный резус-фактор.

Врач обращается к группам: “Возможно ли данное переливание крови?” (Ответ: нет, ребенку необходима только первая группа крови с отрицательным резус- фактором, иначе возможно гемотрaнcфузионное осложнение с самым печальным исходом)

5.Предварительно ребята получили домашнее задание:

1) Повторить весь материал по теме: “Кровь и кровообращение”;

2) Провести на базе местного лечебного учреждения социологическое исследование”. Группа “Эритроциты” должна подсчитать количество людей, имеющих 1,2,3,4 группы крови, учитывая пол человека. Группа “Лейкоциты” должна проанализировать болезни крови и сердечно-сосудистой системы, встречающихся у жителей поселка. Группа “Тромбоциты” должна исследовать статистику летальных исходов от болезней, связанных с кровью.

3) Подготовить общие выводы по теме: “Кровь и кровообращение”. Поэтому представители групп приступили к выполнению № 2 домашнего задания. Ребятами были подготовлены презентации, составлены графики и диаграммы:

1 группа выяснила, что большинство жителей поселка имеют 1 группу крови (мужчины-37%,женщины-35%), 4 группа осталась в меньшинстве (мужчины-7%,женщины-6%),2группа(мужчины-24%,женщины-23%), 3 группа-мужчины-32%,женщины-36%) ;

2 группа выяснила, что в поселке наиболее распространены:стенокардия,ишемия,инфаркты,инсульты,тромбозы.Участились случаи заболеваний: гипертонией, гипотонией, анемией. Есть единичные случаи эритрозов и лейкозов;

3 группа отметила, что летальность от болезней крови присутствует (2%от исследованного населения поселка).

6. Следующий этап урока связан с небольшим отдыхом. И назвали мы этот этап -   “Стихоплетничье”. Необходимо подобрать рифму к термину из темы “Кровь и кровообращение” и объяснить значение каждого термина. Кровь-морковь (растение семейства зонтичных, двулетнее, содержит каротиноиды) ; артерия-гаттерия (современное пресмыкающееся, занесено в Красную книгу), лимфа-нимфа (мифологический образ), гомеостаз-экстаз (восторг) ; аорта-когорта (тактическое подразделение) ; анемия-мимикрия (подражание, маскировка) и т.д.

Важно отметить, что занимательность развивает интерес и любовь к биологии и создает у детей радостное позитивное настроение.

7. Кроме этого, заранее с ребятами было проведено пpaктическое занятие на базе современной клинико-диагностической лабораторией на базе Мещерской МОПБ №2. Ребята познакомились и поработали с бинокулярным микроскопом, гемометром, с клиническим и биохимическим гемоанализаторами, рассмотрели собственные клетки крови, обсудили анализы крови с развернутой лейкоцитарной формулой. Многие учащиеся решили рассмотреть в дальнейшем для себя профессию врача-клинициста.В заключение занятия главный врач подготовил для ребят видеовопрос ( см. в приложении), связанный с обсуждением анализов крови и постановкой возможного диагноза, но напомнил, что основной диагноз должен поставить лечащий врач. А ребята подготовили интересную презентацию о посещении лаборатории. (Бланки с результатами анализов с развернутой лейкоцитарной формулой были переданы учителю).

8. Анализ констант крови показал, что учащиеся справились с заданием.

1 группа - константы крови все в норме;

2 группа отметила, что из-за повышенного содержания лейкоцитов и СОЭ-возможно воспаление(необходимо дополнительное обследование) ;

3 группа отметила повышение эозинофилов и предположила, что возможна аллергическая реакция или глистная инвазия(необходимо дополнительное обследование).

8. На следующем этапе возникла проблема:1)При сдаче крови учеником в лаборатории на занятии отмечено небольшое снижение количества эритроцитов и гемоглобина. С каким заболеванием это может быть связано? (анемия). 2)Как помочь мальчику? (1 - посещение врача, 2) изменение рациона питания.) Итак,

Задание: Посещение “реально – виртуального” магазина и аптеки, где ученики приобретали продукты и лекарственные средства для лечения организма с ответом на вопрос: “Назовите признаки анемии и правила употрeбления продуктов и лекарственных средств”. (Напоминание – диагноз ставит врач!)

Подготовленный старшеклассник пригласил ребят в реально-виртуальный магазин и аптеку, где ребята выбирали продукты и аптечные товары с объяснением того, как помочь ученику. (В магазине был куплен 1) мед с цветочной пыльцой- 2)мясо и фасоль с горохом. 3)пекарские дрожжи. 4)чеснок, лук. 5)гречка. 6)лимоны,гранаты,апельсины.7)минеральная вода)Отмечены общие правила: Все данные продукты способствуют лучшему усвоению железа, т.к. содержат витамин С, В-12,медь, А кальций вместе с железом нежелательно употрeбллять т. к. это ведет к худшей усвояемости железа. Кофе, чай содержат танин и кофеин. Все это снижает усвоение железа также. Кроме этого, при инфекции препараты железа не применяют, т.к. очаги инфекции накапливают этот элемент, а прогулки на свежем воздухе-условие лучшего усвоения железа.

В аптеке ребята правильно приобрели сборы трав, гематоген, фолиевую кислоту, аскорбиновую кислоту, поливитамины, отметив их влияние на более полное усвоение железа. А вот мезим форте-необходим для лучшего пищеварения, валидол-препарат для сердечной деятельности, цитрамон-препарат от головной боли, повышающий давление, т.к. содержит кофеин.

9. Эрудицион

1) Если бы к вам обратилась лягушка за советом, стоит ли ей менять свое 3-х-камерное сердце на 4-х или 2-х камерное . Что бы вы ей посоветовали?(2-х-камерное сердце .- Кровь, приходящая из легких , и венозная кровь будет смешиваться в этом общем предсердии ,что заметно ухудшит функционирование кровеносной системы . В легкие будет попадать такая же смешанная кровь, как и в мозг. Эффективность легких снизится, а особенно будет страдать головной мозг.) (4-х-камерное сердце.- Лягушки значительную часть жизни проводят в воде и зимуют там же. Находясь под водой лягушка с 3-х-камерным сердцем может уменьшить просвет легочных сосудов и тем самым снизить поток крови через бездействующие легкие. Если бы сердце было 4-х-камерное и у нее полностью обособился легочный круг кровообращения, то это было бы невыгодно . Лягушке всю зиму пришлось бы перекачивать всю кровь через бездействующие легкие, затрачивая на это значительное количество энергии, пополнить которую надо было бы перед зимовкой. Поэтому 3-х-камерное сердце оптимально) ;

2) При больших кровопотерях крови человек сильно бледнеет, учащенно дышит, ему хочется пить. Какими реакциями организма обусловлены эти симптомы? Являются ли эти реакции защитными? Почему? (повышение концентрации углекислого газа приводит к учащению сердцебиения. Снижение кровяного давления приводит к учащению сердцебиения, сокращению просветов сосудов кожи (бледность), выбросу крови из депо. Общая вялость, сонливость также носят защитный хаpaктер, т.к. ведут к снижению энергозатрат. Ухудшение кровообращения мозга может привести к обмороку. Возникновение жажды связано с тем , что при обезвоживании повышается осмотическое давление крови, что вызывает реакцию осморецепторов, расположенных в гипоталамусе. Кроме того, снижение кровоснабжения почек ведет к выделению ими вещества (ангионина), которое воздействуя на хеморецепторы гипоталамуса, тоже вызывает усиленное потрeбление воды;

3) В чем особенности кровеносной системы птиц по сравнению с кровеносной системой млекопитающих? Чем обусловлены эти особенности? (Эти особенности обусловлены приспособлением к полету. Полет требует интенсивной работы мышц, которые должны обильно снабжаться кислородом. Однако птицы не могут обеспечить доставку кислорода за счет большого количества крови, т.к. повышение относительного веса крови затруднило бы полет. Но это можно обеспечить за счет быстрого движения крови по сосудам: она будет быстрее возвращаться в легкие и чаще захватывать там кислород. Но для того, чтобы кровь быстрее двигалась, необходимо повысить артериальное давление. И действительно, птицы, по сравнению с млекопитающими гипертоники. Итак, первое отличие кровеносной птиц-высокое давление, обеспечивающее высокую скорость движения крови. Вторая особенность - система кровоснабжения легких. У птиц существует “двойное дыхание”: кислород проходит через легкие и при вдохе и при выдохе, причем в одном и том же направлении. Это обеспечивается системой воздушных мешков. Кровь, прошедшая почти все легкие и обогатившаяся кислородом, встречает самый свежий воздух, который содержит максимум кислорода, и кровь поглощает дополнительный кислород. Третье - в то время как у млекопитающих почки снабжаются только почечными артериями, у птиц через почки проходит и венозная кровь(воротная система почек) ; эта особенность связана с тем, что птицы выделяют не мочевину, а мочевую кислоту).

9. Подводя итоги урока, учащиеся формулируют основные выводы, сочинив самостоятельно “Оду крови” (№3 домашнего задания)

Кровь наша - великая сила, Лежит в основе жизни она,
Плазма входит в нее и клетки: лейкоциты, эритроциты
И маленькие пластинки-тромбоциты.
Еще она красная, для бактерий и вирусов опасная,
Выполняет функции разные,
Содержит гемоглобин,
Тромбоциты - протромбин.
Все лейкоциты содержат ядро, амебоидно передвигаются,
с иммунитетом, фагоцитозом общаются.
Не забыли мы о высокой теплоемкости и теплопроводности крови,
о переносе продуктов распада, гормонов к тканям, а также - гомеостазе,
великом и могучем.
В переводе звучащем-поддерживающим жизнь.
А еще: четыре группы крови и все они разные,
замечательные и прекрасные.
По известным правилам переливается и про резус-фактор не забывается.
И несколько слов о четырехкамерном сердце:
Великом, могучем, окутанном тайной, любовью и негой.
С двумя кругами кровообращения,
Автоматизмом богатым.
Все вместе это - кровеносная система,
Мудрая и могучая,
верная, всегда поддерживающая жизнь!

Рефлексия

- “Положа руку на сердце, от чистого сердца говорю Вам, что мне по сердцу пришлась работа многих из вас на уроке! И всегда помним о том, что “scientia potentia est” -Знание-сила!”

- Слово жюри, подведение итогов, выставление оценок

- Д/З; синквейн и кроссворд.

Приложение.



Комментарии:

Интегрированный урок (биология + информатика) по теме "Царство Грибы. Общая хаpaктеристика. Шляпочные грибы". 6-й класс


    Интегрированный урок (биология + информатика) по теме "Царство Грибы. Общая хаpaктеристика. Шляпочные грибы". 6-й класс

      Разработка позволяет познакомить учащихся с хаpaктерными особенностями строения, питания, размножения грибов, их многообразием и сформировать умение отличать съедобные грибы от ядовитых. Урок способствует активизации познавательной активности школьников, освоению новых жизненно необходимых навыков и сохранению здоровья. С целью создания условий для творческого восприятия учебного материала на уроке используются информационно-коммуникационные технологии....

30 06 2025 7:41:12

Экологическая игра для учащихся 6–7-х классов


    Экологическая игра для учащихся 6–7-х классов

      В статье приведено положение об экологической игре, которая проводится среди учащихся 6–7-х классов города Королева, а также описание всех ее этапов. Игра проходит в Национальном парке «Лосиный остров». У школьников формируются умения и навыки по определению видового разнообразия растительного покрова национального парка «Лосиный остров»; закрепляются знания, полученные на уроках биологии....

29 06 2025 16:10:47

Разработка открытого урока для 9-го класса "Приспособленность организмов и ее относительность"


    Разработка открытого урока для 9-го класса "Приспособленность организмов и ее относительность"

      Разработка представляет собой один из вариантов урока по теме "Приспособленность организмов и её относительность". Изучение адаптаций организмов необходимо проводить на объектах, которые приспособлены к местным условиям. На уроке в большем объеме представлена информация об обитателях Кольского полуострова. ...

28 06 2025 23:28:59

Урок экологии в 7-м классе "Водоем как многоэтажное жилище"


    Урок экологии в 7-м классе "Водоем как многоэтажное жилище"

      Урок проходит в виде знакомства с водными обитателями и условиями, необходимыми для жизнедеятельности этих организмов. Задача урока - познакомиться с обитателями водоема и научиться применять полученные знания на пpaктике....

27 06 2025 0:22:59

Урок биологии в 8-м классе "Энергозатраты человека и пищевой рацион"


    Урок биологии в 8-м классе "Энергозатраты человека и пищевой рацион"

      Основная задача урока – усиление здоровьесберегающей направленности знаний. На уроке создаются условия для развития познавательных, творческих, коммуникативных, рефлексивных способностей школьников. Проверка ранее изученного материала осуществляется с использованием компьютерных презентаций....

26 06 2025 23:29:55

Урок обобщения и систематизации знаний с использованием мультимедийных ресурсов в 10-м классе по теме "Селекция"


    Урок обобщения и систематизации знаний с использованием мультимедийных ресурсов в 10-м классе по теме "Селекция"

      Урок является обобщающим по теме «Селекция» и сочетает в себе проверку степени усвоения, закрепление, систематизацию знаний и терминологии по пройденной теме, самоконтроль и самооценку. Проверка знаний сопровождается яркой презентацией и подготовка к сдаче ЕГЭ по биологии....

25 06 2025 6:15:55

Урок на тему "Цветковые растения"


    Урок на тему "Цветковые растения"

      Урок построен в форме устного журнала, где учащиеся шаг за шагом постигают многообразие и красоту родной природы, её роль в жизни человека....

24 06 2025 22:17:19

Разработка открытого урока по биологии для учащихся 9-го класса


    Разработка открытого урока по биологии для учащихся 9-го класса

      В работе показано строение и значение коры больших полушарий головного мозга; даны биологические понятия по строению и значению коры больших полушарий; усвоение знаний об особенностях строения головного мозга. ...

23 06 2025 9:26:54

Типы соединения костей. Первая помощь при различных нарушениях целостности скелета

Цель урока: изучить особенности соединения костей, их значение; закрепить изученный материал по строению скелета и особенностям костной ткани; развивать навык оказания первой помощи при различных нарушениях целостности скелета; развивать знания учеников о значении физкультуры, важности соблюдения правил гигиены; осуществлять профессиональную ориентацию, пропаганду ЗОЖ, прививать интерес к изучаемой теме, предмету....

22 06 2025 13:21:21

Урок биологии в 7-м классе "О пользе и вреде насекомых"


    Урок биологии в 7-м классе "О пользе и вреде насекомых"

      Урок продолжает формировать умения работы с дополнительной литературой, Интернетом, развивает умения учащихся выбирать главную информацию, заполнять обобщающую таблицу....

21 06 2025 9:19:18

Урок по теме "Генетика пола и наследование, сцепленное с полом". 9-й класс


    Урок по теме "Генетика пола и наследование, сцепленное с полом". 9-й класс

      Цель урока: изучить особенности генетического определения пола у различных групп организмов, а также наследование некоторых признаков сцепленных с полом....

20 06 2025 4:56:12

Урок биологии в 6-м классе "Почва. Состав почвы. Лабораторная работа"


    Урок биологии в 6-м классе "Почва. Состав почвы. Лабораторная работа"

      На уроке учащиеся узнают о составе почвы, о значении перегноя для плодородия почвы....

19 06 2025 14:50:20

Технология кейс-стадии на уроке биологии в 9-м классе. Тема: "Эволюционное учение Чарлза Дарвина"


    Технология кейс-стадии на уроке биологии в 9-м классе. Тема: "Эволюционное учение Чарлза Дарвина"

      Введение технологии кейс-стади связано с реализацией компетентностного подхода в образовании и требует смены парадигмы мышления в сторону системно-деятельностного подхода. Урок интересен тем, что переpaбатывается огромный массив информации, и в уроке появляются два кейса (кейс документов и кейс решения проблемной ситуации)....

18 06 2025 19:32:43

Проект урока биологии «Ткани растений» в соответствии с ФГОС. 6-й класс


    Проект урока биологии «Ткани растений» в соответствии с ФГОС. 6-й класс

      Цели урока: освоение знаний о роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах познания живой природы; о живой природе и присущих ей закономерностях; о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли растений....

17 06 2025 22:48:57

Вредное влияние алкоголя и никотина на развитие организма человека


    Вредное влияние алкоголя и никотина на развитие организма человека

      Главными задачами урока являются: усиление здоровьесберегающей направленности знаний, сообщение учащимся сведений о вредном воздействии алкоголя и никотина на организм взрослых и детей; воспитание ответственного отношения к своему здоровью и здоровью близких. ...

16 06 2025 0:51:34

Формирование валеологической компетентности учащихся в курсе "Общая биология" как условие их успешной самореализации

В статье представлен опыт работы во формированию валеологической компетентности учащихся в процессе преподавания курса биологии в классах химико-биологического и медицинского профиля. Рассмотрен алгоритм изучения тем курса, обеспечивающий понимание пpaктического значения биологических закономерностей для сохранения здоровья, представлены методы и формы работы. Пути совершенствования валеологических знаний и навыков анализирующие на примере изучения темы курса "Формы жизни - вирусы и бактерии", рассмотрены возможности интегративно-дифференцированного подхода....

15 06 2025 21:42:30

Урок-викторина "Обобщение и повторение материала по темам "Надкласс Рыбы, класс Земноводные и класс Пресмыкающиеся"

Представлена разработка урока-викторины. Использование игровых приемов создает благоприятный психологический климат, способствует познавательной деятельности всех учащихся. Урок расширяет представление учащихся о многообразии животных форм; развивает интерес к биологии, бережное отношение к животным....

14 06 2025 10:13:10

Качественное обучение – залог здоровья ученика


    Качественное обучение – залог здоровья ученика

      Достижение высоких результатов образования возможно тогда, когда технологии дифференцированного обучения будут строиться на основе психологических закономерностей усвоения и развития учащихся с разным уровнем познавательных возможностей....

13 06 2025 20:12:25

Урок "Кровь – зеркало здоровья". 8-й класс


    Урок "Кровь – зеркало здоровья". 8-й класс

      Цель урока: провести обобщение и систематизацию изученного материала по теме "Кровь и кровообращение"; воспитывать бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих....

12 06 2025 6:25:25

Экологические особенности животных по отношению к температуре


    Экологические особенности животных по отношению к температуре

      Основная задача урока – показать различные приспособления животных к температуре как к экологическому фактору, а также научить отличать холоднокровных и теплокровных животных. В ходе урока у учащихся развиваются познавательные интересы и логическое мышление, формируется правильное отношение к природе. ...

11 06 2025 19:11:58

Урок-обобщение как средство упрочнения и закрепления знаний


    Урок-обобщение как средство упрочнения и закрепления знаний

      Тематическое обобщение и систематизация обеспечивают усвоение целой системы или цикла понятий, изучаемых в течение длительного времени и составляющих содержание обширных разделов программы. В статье представлен пример урока. ...

10 06 2025 5:28:51

Из опыта работы. Система подготовки к Единому государственному экзамену (ЕГЭ) по биологии


    Из опыта работы. Система подготовки к Единому государственному экзамену (ЕГЭ) по биологии

      В статье рассказывается о том, каким материалом должен владеть учитель и как вести подготовку учащихся к ЕГЭ. Составлен примерный тематический план повторения учебного материала. Обращается внимание на пpaктическую направленность курса. Приводится перечень методических пособий для подготовки к экзамену. Предлагается план самостоятельной подготовки учащихся. Даны рекомендации по оформлению стенда "Как готовиться к ЕГЭ". Предлагается план работы на уровне районных методических объединений....

09 06 2025 1:37:51

Информационные технологии на уроках биологии


    Информационные технологии на уроках биологии

      Данный урок проводится как заключительный по теме «Млекопитающие» в рамках программы по биологии 7-го класса. В ходе урока сочетаются методы беседы и дискуссии, групповой и индивидуальной работы, информационных и др. технологий. Данный урок способствует расширению кругозора школьников, развитию их интереса к биологии, формированию бережного отношения к живой природе....

08 06 2025 10:39:10

Наследственная изменчивость. Закон гомологических рядов


    Наследственная изменчивость. Закон гомологических рядов

      Тема урока дает возможность учителю и ученикам расширить представление о наследственности и изменчивости организмов, расширяет знания учащихся о генетических заболеваниях, о методах, используемых при диагностике различных патологических заболеваний, передаваемых по наследству, и их профилактике. ...

07 06 2025 3:11:15

Развитие ключевых компетенций учащихся в рамках прикладного курса "Генетика человека"


    Развитие ключевых компетенций учащихся в рамках прикладного курса "Генетика человека"

      При проведении занятий используются активные формы, методы и приемы обучения: поисковая или эвристическая беседа, постановка и решение проблемного вопроса; решение творческих задач; проведение и анализ наблюдений. Решение задач помогает школьникам понять сложный материал темы, овладеть знаниями о закономерностях наследования и пpaктическом применении их для анализа и прогнозирования наследственных явлений, а также развивает мышление учащихся, способствует формированию познавательного интереса....

06 06 2025 7:26:42

Личностно ориентированный урок по биологии


    Личностно ориентированный урок по биологии

      При изложении курса "Биология" авторы используют три типа заданий, активизирующих субъектный опыт учащихся: выявление в содержании субъектного опыта детей признаков вводимого понятия; предоставление ученику на выбор определения понятия, в виде словесного описания, схемы или рисунка; при изучении, закреплении материала ученику предлагается раскрыть содержание изучаемого материала в виде рассказа, устного или письменного, схемы или рисунка по выбору ученика....

05 06 2025 22:39:26

Урок — защита оценки "Непослушное дитя биосферы" (2 часа)


    Урок — защита оценки "Непослушное дитя биосферы" (2 часа)

      В курсе "Общей биологии" есть интересная тема: "Происхождение человека". Предлагаемый конспект урока позволяет в нетривиальной форме систематизировать знания учащихся о движущих силах антропогенеза, об основных этапах палеонтологической летописи происхождения человека, углубить знания о биосоциальной сущности человека разумного....

04 06 2025 20:24:12

Тема урока "Голосеменные"


    Тема урока "Голосеменные"

      В России 25% всей площади занимают хвойные леса, поэтому эта тема имеет особое значение. Эти леса вырубаются повсеместно, поэтому необходимо говорить об их защите....

03 06 2025 20:42:43

Нервная система. 8-й класс


    Нервная система. 8-й класс

      Урок помогает повторить строение и функции нервной системы, развивать умение сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать и делать выводы, развивать навыки самостоятельной работы с учебным материалом....

02 06 2025 17:18:58

Игровые технологии на уроках биологии


    Игровые технологии на уроках биологии

      Мы все любим играть. "Что наша жизнь - игра", а дети очень азapтные игроки и всегда с удовольствием включаются в этот процесс. Благодаря игровым приемам удается решить многие важные вопросы, а именно: заинтересовать ребят, повысить самооценку, позволить им самовыразиться. Для подростков более свойственны игровые виды деятельности, в которых они чувствуют себя свободно и комфортно, охотно принимают правила игры и естественно воспринимают и победы, и их отсутствие. Именно поэтому формой проведения обобщающих или итоговых уроков я выбираю игры: "Бросайка", "Знаток биологии", "Прощание с ботаникой", "Прощание с зоологией"....

01 06 2025 9:27:12

Опыт разведения цветов на территории училища


    Опыт разведения цветов на территории училища

      Одна из форм внеклассной работы учителя биологии с учащимися - озеленение территории школы, выращивание цветов. В статье описывается принцип выбора цветов для украшения территории училища, их перечень и кратко агротехника выращивания. В заключение статьи приводятся высказывания учащихся о цветущей территории училища....

31 05 2025 20:47:46

Система экологического образования в МНОУ "Лицей" г. Кемерово


    Система экологического образования в МНОУ "Лицей" г. Кемерово

      Привычку поступать по отношению к природе гуманно, следуя законам мировой морали, нужно воспитывать с самого раннего детства. В докладе отражен опыт работы преподавателей муниципального нетипового общеобразовательного учреждения "Лицей" по формированию системы экологического образования, охватывающую как урочную, так и внеурочную деятельность учащихся....

30 05 2025 10:28:23

Роль личного опыта для профессионального самоопределения учащихся в условиях малокомплектной школы


    Роль личного опыта для профессионального самоопределения учащихся в условиях малокомплектной школы

      Автор статьи раскрывает возможные направления формирования личного опыта учащихся в сельской школе. Особую роль для профессионального самоопределения отводит проектной деятельности. В приложении наглядно представлены формы организации школьных проектов с участием ребят, планирующих связать свою будущую профессиональную деятельность с биологией и экологией. ...

29 05 2025 4:45:18

Обобщающий урок биологии по теме "Тип члeнистоногие"


    Обобщающий урок биологии по теме "Тип члeнистоногие"

      Урок-игра – одна из интересных форм обобщения знаний по классификации типа члeнистоногие; определяет место члeнистоногих в системе органического мира; закрепляет полученные знания....

28 05 2025 18:20:49

Человек и окружающая среда


    Человек и окружающая среда

      Проект развивает познавательный интерес и творческую способность учащихся; формирует экологический стиль мышления. Воспитывает у учащихся пpaктико-ориентированные отношения к жизнедеятельности. Этическое и эстетическое воспитание детей на поэтических высказываниях отечественных писателей и поэтов. Мероприятие проводится по итогам творческих заданий, которые выполняли группы учащихся. Учитель предлагает идеи, советует, косвенно руководит деятельностью каждой группы....

27 05 2025 10:48:23

Интегрированный урок по теме: "В мире комнатных растений"


    Интегрированный урок по теме: "В мире комнатных растений"

      Урок знакомит с многообразием комнатных растений; дает понятие о происхождении комнатных цветов; развивает навыки самостоятельного мышления, работы с энциклопедиями и справочниками, умения самостоятельно добывать факты, осмысления их, делать выводы и принимать решения; формирует экологически ценностную ориентацию взаимоотношений человека с окружающей средой. ...

26 05 2025 7:56:51

Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся путем проблемного подхода в обучении биологии


    Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся путем проблемного подхода в обучении биологии

      Урок биологии с применением проблемного подхода для развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся. Моей целью как учителя является формирование саморазвивающейся, умеющей принимать самостоятельные правильные решения личности, то есть субъекта деятельности, производящего самого себя. Мотивация, приносящая ребенку радость познания, вызывает устойчивый интерес к учебе....

25 05 2025 17:25:40

Конкурс "Путешествие в страну Знаний"


    Конкурс "Путешествие в страну Знаний"

      Мероприятие проводится в рамках предметной недели географии, биологии, истории. Цель мероприятия – популяризация предметов естественно-гуманитарного цикла. Активизация полученных знаний на уроках истории, биологии, географии. Развитие познавательного интереса учащихся к природе и истории. Формирование навыков работы с информационными источниками, творческой активности учащихся, самостоятельности....

24 05 2025 10:26:32

Вирусы - неклеточные формы жизни


    Вирусы - неклеточные формы жизни

      Урок-презентация поможет учащимся углубить знания о вирусах, активно используя субъектный опыт, закрепить полученные знания с помощью ролевой игры, заполнения таблицы и тестовой работы. На слайдах представлены схемы, рисунки и фотографии вирусов, а также пути заражения ВИЧ. Показать, что это зло может коснуться всех, научить, как можно ему противостоять; формировать сознательное и ответственное отношение школьников к собственному здоровью....

23 05 2025 1:41:58

Урок биологии по теме "Анализаторы. Зрительный анализатор"

Урок изучения нового материала, целями которого является формирование у учащихся знаний о строении и значении анализаторов и зрительного анализатора в частности; углубление знаний о строении глаза и его частей; изучение правил гигиены зрения; применять полученные знания и умения в повседневной жизни. Применение мультимедийной презентации при подаче нового материала дает возможность учащимся прочно усвоить знания. При подготовке презентации предусматривалась смена видов деятельности....

22 05 2025 11:32:42

Открытый урок биологии по теме "Возникновение жизни на Земле"


    Открытый урок биологии по теме "Возникновение жизни на Земле"

      На уроке учащиеся знакомятся с многообразием взглядов на проблему происхождения жизни на Земле, изучают современную теорию происхождения жизни....

21 05 2025 2:44:41

Урок биологии по теме "Земноводные"


    Урок биологии по теме "Земноводные"

      Цель занятия: знакомство с законами памяти, приемами запоминания информации; усвоение знаний по теме «Земноводные»; формирование умений мотивации, самоорганизации учения; развитие интеллектуальных умений: анализировать, классифицировать факты, выдвигать гипотезу, доказать, обобщать, делать выводы; формирование ценностного отношения к окружающему миру, товарищам, самому себе, своей деятельности....

20 05 2025 6:28:37

Урок "Виды корней и типы корневых систем"


    Урок "Виды корней и типы корневых систем"

      У учащихся формируются знания о видах корней и типах корневых систем; выpaбатываются умения распознавать на натуральных объектах типы корневых систем. Учащиеся знакомятся с функциями корня....

19 05 2025 20:59:30

Смена биогеоценозов в мире природы с примерами

Смена биогеоценозов в мире природы с примерами Каждый биогеоценоз испытывает закономерную смену своих сообществ — экологическую сукцессию. В процессе жизнедеятельности организмов изменяется окружающая среда....

18 05 2025 23:49:49

Занятие первого уровня элективного курса "CADISPA, или Компромисс между экологией и техническим прогрессом". "Настольные игры по экологии и экономическому развитию"


    Занятие первого уровня элективного курса "CADISPA, или Компромисс между экологией и техническим прогрессом". "Настольные игры по экологии и экономическому развитию"

      Эта настольная игра показывает противоречия между охранной природы и экономическим развитием и помогает обсудить проблемы влияния экономического развития на окружающую среду. Победа здесь имеет центральное значение, когда один из игроков не оставляет шансов на спасение своему противнику, вторгнувшись на его территорию. ...

17 05 2025 11:29:23

Лабораторная работа по биологии по теме "Портрет нашего ребенка". 11-й класс


    Лабораторная работа по биологии по теме "Портрет нашего ребенка". 11-й класс

      Моделируя в ходе работы возможный фенотип своего будущего ребенка, учащиеся становятся на уровень научного прогнозирования собственной жизни. Необычный способ оформления результатов – в виде детского портрета – провоцирует творческое воображение, предполагает использование учащимся элементов художественного творчества. Цель работы: повторение и закрепление основных генетических закономерностей; развитие интереса к пpaктическому применению генетики....

16 05 2025 1:36:29

Урок-семинар по теме "Иммунитет"


    Урок-семинар по теме "Иммунитет"

      Почему нужно искать спасение? Ведь наш организм сам может бороться с инфекцией, которая попадает в наш организм. Существует защитный механизм, который получил название – иммунитет. Благодаря ему у нас выpaбатываются защитные антитела, которые в течение всей жизни, как сторожевые псы, охраняют нас....

15 05 2025 6:50:43

Система использования проектной деятельности учащихся 5–6-х классов на уроках природоведения и биологии


    Система использования проектной деятельности учащихся 5–6-х классов на уроках природоведения и биологии

      Автор статьи делится опытом педагогической деятельности по использованию личностно ориентированных технологий, в том числе метода проектной деятельности. Работа в данном направлении носит последовательный и системный хаpaктер....

14 05 2025 15:59:35

Внеклассное мероприятие по биологии "Предания о цветах"


    Внеклассное мероприятие по биологии "Предания о цветах"

      Мероприятие знакомит учащихся с легендами и преданиями о цветах, воспитывает бережное отношение к природе. Проводится в сопровождении компьютерной презентации....

13 05 2025 19:30:42

Разработка дидактической игры на основе компьютерной презентации и ее использование в образовательном процессе


    Разработка дидактической игры на основе компьютерной презентации и ее использование в образовательном процессе

      В статье рассматривается принцип разработки дидактических игр на основе компьютерной презентации на примере игры "Приключения в Королевстве Хлебных злаков", созданной педагогами МОУДОД ЦДОД "Созвездие" г. Воронежа. Рассматривается структура игры, ее образовательный потенциал, особенности использования в учебном процессе. Для создания игр данного типа не требуется знания основ программирования, что предоставляет педагогам значительные возможности для обогащения педагогической среды....

12 05 2025 17:40:53

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::