Человек и окружающая среда > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Человек и окружающая среда


    Человек и окружающая среда

Участники проекта: учащиеся 5 класса.

Типология проекта:

  1. По доминирующей деятельности: творчески – исследовательский
  2. По предметно-содержательной области: межпредметный (география, математика, литература), привлекаются в качестве консультантов учителя вышеназванных дисциплин.
  3. По хаpaктеру контактов: внутренний
  4. По количеству участников: групповой
  5. По продолжительности проекта: средней продолжительности (2 недели)

Цели проекта:

  1. Систематизация и обобщение знаний учащихся по теме: “Человек и окружающая среда”.
  2. Развитие познавательного интереса и творческих способностей учащихся; формирование экологического стиля мышления;
  3. Воспитание пpaктико-ориентированного отношения к жизнедеятельности;
  4. Этическое и эстетическое воспитание учащихся на поэтических высказываниях отечественных писателей и поэтов.

Оформление кабинета: Карта Самарской области, самодельные стенды: “Дары леса”, “Стволы наших деревьев”, “Процесс рождения бумаги”, “Лекарственные растения”, “Районы происхождения культурных растений”; плакаты детей под девизом: “Сохрани!”

Презентация проекта происходит в виде урока-конференции, где участники проекта отчитываются о проделанной работе.

Последовательность работы над проектом:

  1. Подготовительный этап (определение цели и темы проекта).
  2. Планирование
  3. Исследование
  4. Результаты
  5. Представление отчетов, выступление с сообщениями на конференции.
  6. Оценки результатов процесса.

Подготовительный этап

Мероприятие проводится по итогам творческих заданий, которые выполняли микроколлективы учащихся (4-5 человек). Для творческих работ выбраны темы: “Лес в жизни природы и человека”, “Чудо – синоптики”, “Великие лесные стены” (деятельность человека, улучшающая окружающую среду), “Экспериментальная работа по изучению проблемы бытовых отходов” (деятельность человека, ухудшающая окружающую среду). За две недели до данного урока учащимся предложено выполнить творческую работу или провести эксперимент. Чтобы школьники могли ориентироваться в информационной среде, им предлагается план творческой работы (объем 5 условных страниц):

  • 1-я страница – исследовательская. Учащиеся берут интервью, проводят опросы, собирают информацию по предложенной теме.
  • 2-я страница – результативная. Учащиеся анализируют информацию и делают выводы.
  • 3-я страница – заповедная. Описывается работа людей по охране окружающей среды, по сохранению растений и животных, занесенных в Красную книгу, желательно по Самарской области.
  • 4-я страница – литературная. Учащиеся представляют стихи, басни, прозу (можно собственного сочинения) по выбранной теме.
  • 5-я страница – занимательная. На этой странице представляются занимательные факты, загадки, кроссворды.

В течение этого времени учитель предлагает идеи, советует, косвенно руководит деятельностью каждой группы. Творческая работа позволяет расширить рамки программы и сделать изученное интересным и пpaктически значимым для каждого ученика.

Ход урока

Этап 1. “Пригласительный билет”

Начинается работа еще на перемене, так как учащиеся могут войти в класс только по пригласительным билетам, которые ученики получили заранее. Билет представляет собой вопрос или загадку, ответив на который ученик получает право на вход в класс. Приветствуется, если вместе с пригласительным билетом ученик сдаёт учителю рисунок, сообщение или описание наблюдения, рассказывающие о живом существе или растении, название которого было в пригласительном билете. При этом сообщение должно соответствовать теме: “Человек и живая природа”. Оценивается такая работа от 3-х до 5 баллов.

Этап 2. “Заслушивание отчетов”

Отчет первой группы. Сообщение: Лес в жизни природы и человека.

– Природа – наше жилище, кормилица, помощник и поставщик всего сырья и энергии, а значит, одна из основ экономики, она сама работает как продуктивнейшая отрасль хозяйства. Сокровищницей люди считают лес. Лес – это один из важнейших типов растительного покрова Земли. Он оказывает большое влияние на климат, почвообразование, водный режим, состав воздуха, является “легкими планеты”.

Зимой лес задерживает снег, а весной не дает ему быстро таять, чем способствует увлажнению почвы. Лес ослабляет силу ветра, защищая сельскохозяйственные угодья от жарких суховеев на юге и от выхолаживающей стужи на севере. Он служит местом отдыха и туризма. Многие виды животных обитают в лесу, где находят дом и пищу. Здесь произрастают ценные древесные породы, лекарственные растения, орехи, ягоды, грибы.

Лиственные леса составляют основу лесного фонда области. Основным деревом этих лесов является дуб черешчатый – одно из немногих могучих деревьев-долгожителей природы. В лиственных лесах встречаются также липа мелколистная, осина, клен платановидный. Под пологом деревьев растут кустарники: лещина обыкновенная, бересклет бородавчатый; большим разнообразием отличается травяной покров, здесь типичны: ландыш майский, сныть обыкновенная. Довольно широко распространены в Высоком Заволжье осинники. В степных районах по балкам, долинам и оврагам формируются байрачные леса. В лесостепных районах произрастают липовые леса – отличные медоносы. Один гектар липового леса может дать за сезон пчеловодам около тысячи килограммов душистого меда. Животный мир лиственных лесов богат и разнообразен. Хвойные леса в области занимают небольшие территории, поэтому они наиболее ценные. Основной лесообразующей породой является сосна обыкновенная. Вечнозеленые сосновые боры произрастают в лесостепных районах. Остепненные сосновые леса Самарской Луки с ярусом низкорослого кустарника – толокнянки обыкновенной, а также участки Рачейского и Муранского боров с брусничниками, черникой и клюквой являются реликтами северных таежных лесов.

Наряду с естественными сосняками в области более 150 лет произрастают искусственные сосновые леса. На Самарской Луке они входят в запретную для рубки зону Национального парка области. Животный мир хвойных лесов богат и разнообразен. Здесь обитают, множество зверей, птиц и насекомых. Сосновые леса Самарской Луки, а также участки Рачейского и Муранского сосновых боров объявлены памятниками природы области. Бузулуксий бор считается самым юго-восточным пунктом распространения сосны обыкновенной в Европе. Сосновые леса здесь существуют более 7 тысяч лет. Леса в Самарской области занимают чуть больше десятой части ее территории. Многолетняя хозяйственная деятельность людей значительно отразилась на составе и размещении лесов, оставив их, в основном, на водоразделах и склонах речных долин. Насыщенность области химическими, нефтехимическими и другими производствами требует увеличения площадей лесов. Задача жителей области – сохранение и приумножение зеленого богатства, запасы которого на ее территории невелики.

Писатель Павел Маpaкулин – автор миниатюр “Лесная азбука” написал такое стихотворение:

Я боюсь за судьбу
Богатейшего в мире народа,
Потому что и смелому
Дрогнуть настала пора
Лишь слепец не увидит,
Как быстро скудеет природа,
Лишь глухой не услышит
Заносчивый гром топора!

Древние славяне считали, что Бог лесов выше самой высокой сосны, статью могучее самого кряжистого дуба, волосы Его длиннее березовых кос, борода гуще мха, носит Он зеленый плащ из хвои да зеленую шапку. Как Его имя? Ответ: Бор.

Теперь бором называют хвойный лес. Сосновые леса Самарской области объявлены памятниками природы. Бузулукский бор считается самым юго-восточным пунктом распространения сосны обыкновенной в Европе. Сосновые леса здесь существуют более 7 тысяч лет. Каждое дерево, каждый лес приносит пользу людям. Берегите лес, друзья, и не верьте тем, кто говорит, что лесов еще слишком много. Человек по отношению к природе за последние годы становится каким-то жуликоватым хищником, пpaктически почти не наказуемым.

Сообщение второй группы по теме: “Чудо-синоптики”.

Человек всегда нуждается в точном прогнозировании погоды. Ему в этом могут помочь животные и растения. Миллионы лет живая природа совершенствовала свои творения. В ходе эволюционного развития под воздействием света, звука, запаха, тепла и холода и т.д. в живых организмах сформировались механизмы приема и переработки многообразной информации, благодаря чему животные и растения отличаются поразительной способностью реагировать на ничтожные, едва уловимые изменения в окружающей их среде, с большой точностью прогнозировать погоду! В настоящее время бионикам известно более тысячи видов животных и растений, способных прогнозировать погоду на несколько дней, на месяц, сезон и даже год.

Озерная лягушка – самый крупный у нас представитель семейства лягушек из отряда бесхвостых земноводных. Существует целый набор народных примет, связанных с лягушками:

– если лягушки квакают вечером с приятной трелью – к хорошей погоде;
– молчат – перед холодной погодой;
– “турчат” – будет дождь;
– на суше прыгают – к дождю.

Некоторые люди недолюбливают лягушек, говорят, что от них бывают бородавки, а французы употрeбляют мясо лягушек в пищу, и те, и другие уничтожают лягушек в большом количестве. Но, в природе всё взаимосвязано: уменьшение количества одних живых существ, несет за собой гибель других. Так осушение некоторых небольших водоемов и болот, привело к исчезновению там лягушек. Однако в рацион питания лягушек входили комары, мелкие насекомые, следовательно, их стало больше, а вот цапли серые питаются земноводными, исчезновение которых привело к резкому сокращению численности красивых птиц.

Об изменениях погоды можно узнать, наблюдая за домашними животными и птицами. Известно, что курица-клушка перед дождем уводит цыплят в укрытие или прячет под крылья. Если куры не прячутся от дождя, то он будет непродолжительным. У бapaнов перед дождем шерсть набухает и удлиняется, в сухую погоду часть влаги испаряется и шерсть удлиняется. Великолепно развитые органы чувств помогают собакам выслеживать дичь на охоте, разыскивать преступников, обнаруживать наркотики, контролировать исправность газовых магистралей. Но особенно чувствительны у них биоиндикаторы к изменениям, происходящим в атмосфере. Известно, что если собака усиленно роет землю – к дождю и снегу. Если собака спит, раскинув лапы и брюхом к верху – к теплу.

Хорошо прогнозируют погоду многие животные лесов и степей. Так, зверек бурундук из семейства беличьих перед дождем начинает волноваться, сядет на пень, закроет уши лапками, и жалобно кричит: “Трум!”. Охотники знают, что бурундучьи прогнозы безошибочны. Кроты перед холодной зимой вход в нору делают к югу, перед сырой – к западу, перед сухой – к востоку, перед теплой – к северу.

Много примет связано с воронами и галками:

– Вороны каркают стаей – к морозу;
– Вороны и галки вьются в воздухе – перед снегом, садятся на снег – к оттепели, на верхушки деревьев – к морозу. Давно замечено, что лучше всякого барометра предугадывает погоду паук. Он не раскидывает своих сетей для ловли насекомых – перед дождем или бурей, а нередко перед непогодой пауки сами уничтожают сотканную им паутину и поспешно забираются в щели, если же паук снова принимается за работу с особым старанием – жди ясной погоды. Об изменениях погоды можно узнать и по растениям леса и степей, если быть наблюдательным. Например, если береза перед ольхой лист распустит, лето будет сухое; если ольха наперед – дождливое. Совсем недавно ученые установили, что прекрасным природным барометром обнаружила себя обыкновенная ель. Она почти за неделю может предсказывать погоду, низко опуская свои ветки перед ненастьем, и наоборот, резко поднимая их вверх перед погожими солнечными днями.

Человек должен быть внимательным к живой природе и тогда он точно может даже без метеорологов прогнозировать погоду.

Сообщение третьей группы по теме: “Итоги экологического эксперимента по изучению проблемы отходов”.

Окружающая среда способна к самоочищению. Но интенсивное сельское хозяйство (в некоторых странах пахотные земли составляют 30-70%) рост городов, в которых проживает 80% населения земли, развитие автомобильного и железнодорожного трaнcпорта, добыча невосполнимых ресурсов – полезных ископаемых, промышленные выбросы – дымы, стоки нанесли непоправимый ущерб природе. Окружающая среда утратила способность к самоочищению, поскольку количество отходов, выбрасываемых в нее, превышает эту способность. Наша группа решила исследовать, какой вред окружающей среде наносят жители Самары в результате выброса твердых бытовых отходов (ТБО).

Для решения этой проблемы мы:

  1. Распределили ТБО по категориям;
  2. Путем взвешивания определили общее количество твердых бытовых отходов каждой категории в семьях нашей группы за 7 дней;
  3. Вычислили приблизительно количество ТБО каждой категории, приходящейся на одного человека.
  4. Вычислили количество ТБО по Самарской области.

Результаты эксперимента свели в таблицу (вес ТБО одного человека за неделю)

Категории ТБО бумага металл Пищевые отходы Пластмассовая масса стекло Общий вес
Вес (кг) 0,4 0,08 0,7 0,02 0,4 1,6
Доля (%) 25 5 43,75 1,25 25 100

Вес ТБО по г.Самаре (1240 тысяч человек) за неделю.

Категории ТБО бумага металл Пищевые отходы Пластмассовая масса стекло Общий вес
Вес за нед. (т) 496 99,2 868 24,8 496 1984
Вес за год (т). 25792 5158,4 45136 1289,6 25792 103168

Вот так загрязняют землю ежедневно самарцы. А известно, что стекло не способно к разложению. Но ведь можно сортировать мусор для более эффективной утилизации. И тогда можно сохранить деревья, не переpaбатывая их на бумагу, освободить свалки от стекла, пустив его на вторичную переработку, так как это делают в Германии, выплавить новые тонны металла из полученного металлолома, накормить животных имеющимися пищевыми отходами. И, конечно, можно использовать часть ТБО для поддержания огня в термических печах.

Человек думает, что он преобразует природу, а на самом деле ухудшает ее.

Роберт Рождественский писал:

Кромсаем лед,
Меняем рек теченье,
Твердим о том, что дел невпроворот…
Но мы еще придем просить прощенья
У этих рек, барханов и болот.
У самого гигантского восхода,
У самого мельчайшего малька…
Пока об этом думать неохота.
Сейчас нам не до этого. Пока.
Аэродромы, пирсы и перроны,
Леса без птиц и земли без воды…
Все меньше – окружающей природы
Все больше – окружающей среды.



Комментарии:

Открытый урок биологии по теме «Цветок». 6-й класс


    Открытый урок биологии по теме «Цветок». 6-й класс

      Изучается цветок как орган семенного размножения покрытосеменных растений, особенности строения и многообразие цветков; развиваются пpaктические навыки по распознаванию цветков различных растений....

09 10 2025 2:13:47

Гибридологический метод изучения наследственности. Законы Г.Менделя. Закон доминирования. Второй закон


    Гибридологический метод изучения наследственности. Законы Г.Менделя. Закон доминирования. Второй закон

      На занятии происходит знакомство учащихся с опытами Г.Менделя; формирование знаний о моногибридном скрещивании, даются понятия первого и второго законов Г.Менделя....

08 10 2025 13:27:46

Многообразие птиц в природе

Урок «Многообразие птиц в природе» построен по принципу интеллектуальной передачи «Своя игра». Развивается познавательный интерес учащихся, анализ и синтез информации, обобщение, сравнение, установление причинно-следственных связей, расширяется кругозор....

07 10 2025 22:45:29

Урок "Обмен веществ и условия его протекания"


    Урок "Обмен веществ и условия его протекания"

      Изучая данную тему, обучающиеся узнают об особенностях пластического и энергетического обмена в клетке, однако изучению условий протекания данных процессов уделяется недостаточное внимание. Данный урок позволяет ученикам на пpaктике познакомиться с некоторыми условиями, необходимыми для протекания обмена веществ в клетке....

06 10 2025 0:27:52

Урок биологии по теме "Значение пищеварения. Строение и функции пищеварительной системы"


    Урок биологии по теме "Значение пищеварения. Строение и функции пищеварительной системы"

      На уроке учащиеся знакомятся с понятиями "пищевые продукты", "питательные вещества" и строением пищеварительной системы. В процессе урока используется презентация и работа с CD-диском, это развивает навыки наблюдений, обеспечивает прочное усвоение знаний учащимися, повышает интерес к предмету. Урок позволяет обучающимся освоить большую часть информации самостоятельно, проявив поисковые способности....

05 10 2025 13:51:57

Шляпочные грибы, их строение, питание и размножение


    Шляпочные грибы, их строение, питание и размножение

      Представлен конспект урока на тему "Шляпочные грибы, их строение, питание, размножение". На уроке учащиеся знакомятся с особенностями строения, питания и размножения шляпочных грибов....

04 10 2025 23:39:11

Разработка СОТ блочно-модульная.


    Разработка СОТ блочно-модульная.

      Изложена авторская система обучения курсу биологии по модульному методу с 7-го класса....

03 10 2025 21:40:57

Обобщающий урок по теме "Прокариоты: бактерии. Грибы. Лишайники"


    Обобщающий урок по теме "Прокариоты: бактерии. Грибы. Лишайники"

      Обобщить и систематизировать знания учащихся о бактериях, грибах и лишайниках. Метод проведения - самостоятельная работа по заданиям, игровой - решение кроссворда, рассказ учащихся. Каждый ученик получает перед уроком отдельный рабочий лист, где он будет выполнять задания. И также оценочный лист, где будут фиксироваться баллы при их выполнении. Критерии оценивания каждого этапа записаны на доске....

02 10 2025 9:47:29

Лекарственные растения Мурманской области


    Лекарственные растения Мурманской области

      Урок может быть проведен как в курсе изучения биологии в 6-м классе (экологические аспекты с применением регионального компонента), так и как факультативное занятие. Национально-региональный компонент формирует представление об огромном многообразии встречающихся местных растений, что даёт возможность показать сложные природные взаимосвязи, которые обеспечивают устойчивость природных сообществ....

01 10 2025 7:45:55

Особенности внутреннего строения рыб

Презентация для учащихся 7-го класса по теме «Надкласс рыбы». Занятие построено на основе презентации....

30 09 2025 21:49:20

Урок биологии в 11-м классе "Здоровье, эмоции, красота"

Любое наше суждение об окружающем мире пристрастно, то есть насыщено эмоциями и чувствами. Эмоции - это язык нашего внутреннего мира. Человек может не задумываться о чем-то, случившемся на его глазах, однако возникшее переживание - гнев, радость, удивление, отвращение - сообщит ему об истинном значении происходящего. Управлять эмоциями очень трудно. Мы утратили чувство единства с природой. Мы болеем и не понимаем, что причина этого разлада с окружающим миром – в нас самих, поэтому помощь нужно искать, прежде всего, в себе. Главное – научиться быть самим собой. Поэтому начнем дорогу к себе самому со своеобразного знакомства с собой, своим отношением к себе....

29 09 2025 5:13:55

Открытый урок природоведения на тему "Три среды обитания. Приспособленность организмов к разным средам обитания". 5-й класс

Цель урока: познакомиться с тремя основными средами обитания животных и условиями жизни, приспособленностью животных к жизни в разных средах обитания....

28 09 2025 16:33:34

Растительные сообщества. Разнообразие растительных сообществ


    Растительные сообщества. Разнообразие растительных сообществ

      Урок разработан на основе компьютерных технологий с использованием презентации. Такие уроки вызывают интерес у учащихся....

27 09 2025 22:39:19

Урок биологии на тему "Методы изучения живых организмов". 5-й класс


    Урок биологии на тему "Методы изучения живых организмов". 5-й класс

      Данный урок - третий в разделе «Биология – наука о живом мире» по учебнику И.Н.Пономаревой, И.В.Николаева, О.А.Корниловой «Биология. 5 класс». Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС ООО. В ходе изучения нового материала используются межпредметные связи с математикой и экологией: с помощью математических расчетов обучающиеся учатся моделировать связи между объектами экосистемы....

26 09 2025 2:14:28

Интегрированный урок (биология + экология) в 8-м классе по теме "Ухо – бодрость тела и духа"


    Интегрированный урок (биология + экология) в 8-м классе по теме "Ухо – бодрость тела и духа"

      Проектная работа знакомит – учащихся с органом тела – ухом и вестибулярным аппаратом, учить работать в группе, уметь представлять свои знания, анализировать работу и делать выводы....

25 09 2025 9:41:25

Урок природоведения в 5-м классе. Тема урока: "Живые клетки"


    Урок природоведения в 5-м классе. Тема урока: "Живые клетки"

      Разработка урока природоведения в 5-м классе (учебник А.А. Плешакова, Н.И. Сонина). Занятие проводится с целью познакомить учащихся со строением и многообразием клеток; раскрыть значение органоидов клетки; сформировать понятия об оболочке, цитоплазме, ядре и пластидах; познакомить с историей увеличительных приборов. ...

24 09 2025 12:21:43

Класс жгутиковые. Классификация, строение, значение в природе

Класс жгутиковые. Классификация, строение, значение в природе Класс включает 8 тыс. видов. Передвигаются они благодаря наличию жгутиков (чаще имеется один жгутик, нередко два, иногда восемь). Есть животные, имеющие десятки и сотни жгутиков. У колониальных форм число особей достигает 10-20 тыс....

23 09 2025 20:18:28

Интеллектуальная игра (7-й класс)


    Интеллектуальная игра (7-й класс)

      Интеллектуальная игра для учащихся 7-х классов в рамках интеграции биологии и географии. Игру можно провести как мероприятие предметной недели естественного цикла в школе или в рамках внеклассной деятельности. Игра интересна тем, что затрагивает разносторонние знания учащихся, развивает логическое мышление, прививает интерес к предметам, развивает здоровый дух соперничества....

22 09 2025 8:59:53

Поглощение корнем воды и минеральных веществ

Поглощение корнем воды и минеральных веществ Поглощение корнями воды и минеральных веществ — наиболее важная их функция, неразрывно связана со всем комплексом процесса обмена веществ растительного организма....

21 09 2025 17:20:59

"Зимние явления в природе" (экскурсия в природу), 6-й класс


    "Зимние явления в природе" (экскурсия в природу), 6-й класс

      Занятие с целью познакомить учащихся с жизнью деревьев и кустарников зимой, с особенностями их формы, окраски, ветвления, расположения почек, с приспособленностью растений к зимним условиям....

20 09 2025 23:56:53

Интегрированный урок (информатика + биология) по теме "Нет наркотикам"


    Интегрированный урок (информатика + биология) по теме "Нет наркотикам"

      В ходе урока осуществляется формирование у учащихся глубокого убеждения в том, что злоупотрeбление наркотиками и другими психотропными веществами не является панацеей решения жизненных проблем. Урок может показать что это тупик, из которого в дальнейшем очень сложно выйти....

19 09 2025 17:38:46

Экологическая олимпиада для младших школьников "Уникальная природа Шри-Ланки". 3–4-е классы


    Экологическая олимпиада для младших школьников "Уникальная природа Шри-Ланки". 3–4-е классы

      В течение года занятия проводились по образовательной программе автора "Уникальная природа Шри-Ланки для младших школьников", опубликованной ранее. Олимпиада показывает степень усвоенности материала школьниками, уровень знаний специфики страны, климата, растительного и животного мира....

18 09 2025 13:10:41

Урок биологии на тему "Нервная система человека"


    Урок биологии на тему "Нервная система человека"

      Одно из наиболее важных достоинств логических задач заключается в том, что решение любой, даже очень простой логической задачи способствует формированию гибкости ума, преодолению основного препятствия на пути нового - освобождению мышления от шаблонов....

17 09 2025 18:48:15

Программа элективного курса для учащихся 10–11-х классов "Наследственность и здоровье"


    Программа элективного курса для учащихся 10–11-х классов "Наследственность и здоровье"

      Данный курс знакомит обучающихся с основными методами изучения генетики человека на примере конкретных заболеваний. Позволяет предупредить их возникновение или ослабить проявления. ...

16 09 2025 7:15:29

Ступеньки к открытию…

Природа очень щедра, она для каждого исследовательского поиска создала свой объект, остается только найти его и приступить к работе в творческой мастерской, где мастер (учитель) создает алгоритм действий, который разворачивает творческий процесс. В рабочей мастерской важен не только результат творческого поиска, а сам процесс. Именно он приобщает ребенка и взрослого к радости творчества, к законам открытия нового, к самостоятельному исследованию и творческой деятельности....

15 09 2025 18:11:12

Урок-прогноз "Путь к долголетию"


    Урок-прогноз "Путь к долголетию"

      Представлен конспепкт урока-прогноза "Путь к долголетию"....

14 09 2025 20:20:22

Урок по кубановедению раздела биологии Кубани"Мир растений и животных моей малой Родины"


    Урок по кубановедению раздела биологии Кубани"Мир растений и животных моей малой Родины"

      Урок направлен на формирование любви к природе родного края. Главная задача - расширить знания учащихся о растительном и животном мире Кубани; показать необходимость охраны природы; познакомить с историей создания Кавказского биосферного заповедника; развивать логическое мышление, любознательность, умение работать творчески. Презентация дает возможность визуально познакомиться с растительным и животным миром Кубани, с редкими и исчезающими видами. В ходе дискуссии учащиеся понимают значение мер по охране природы родного края. ...

13 09 2025 18:43:57

Археи - домен живых организмов. 7-й класс


    Археи - домен живых организмов. 7-й класс

      Урок рассматривается по программе углубленного изучения биологии в 7-м классе «Многообразие живых организмов», составленной в соответствии с государственным общеобязательным стандартом общего среднего образования по предмету. Урок знакомит учащихся с альтернативными таксономическими категориями, расширяет кругозор. Данная тема не предусмотрена в школьном курсе биологии, но дает возможность учащимся расширить представления о многообразии органического мира....

12 09 2025 2:24:11

Сохраним природу - сохраним жизнь

Право на жизнь в экологически чистой, здоровой и безопасной среде – одно из важнейших прав человека. Поэтому во всем мире в последнее время так обострилась проблема окружающей среды. Она приобрела экономическое, социальное и политическое звучание. Вопросами экологии начали заниматься и экономисты, и юристы, и социологи, и философы. Однако до сих пор многие вопросы остаются неизученными и нерешенными....

11 09 2025 17:14:57

Урок–исследование по зоологии на тему "Клетки, ткани и органы"


    Урок–исследование по зоологии на тему "Клетки, ткани и органы"

      Урок проводится с использованием различных методов (презентация, работа в группах, лабораторная), но основной метод – это исследование. Такая форма организации урока зоологии учит наблюдать, видеть, сравнивать и делать выводы. На уроке используется компьютер, микроскопы, лупы, натуральные объекты, готовые препараты и сделанные учащимися. Урок показывает единство происхождения и строения растений и животных. ...

10 09 2025 3:11:32

Урок по биологии с использованием мультимедийной презентации


    Урок по биологии с использованием мультимедийной презентации

      Урок разработан для учащихся 5-го класса, насыщен новыми терминами, большим объемом нового материала, но использование современной информационной технологии и игровых элементов позволяют сделать урок интересным и легким в восприятии материала. ...

09 09 2025 19:18:28

Тема урока "Космический процесс – фотосинтез". 9-й класс

Цель урока – сформировать знания о сущности процесса биосинтеза углеводов – фотосинтезе. На уроке выявляются условия, необходимые для фотосинтеза; рассматривается световая фаза фотосинтеза, механизм использования энергии света в гранах хлоропластов, расщепление воды, образование кислорода, АТФ, темновая фаза фотосинтеза, восстановление углекислого газа до углевода....

08 09 2025 4:40:38

Урок биологии в 6-м классе. Игра-сказка "Семейство розоцветных"


    Урок биологии в 6-м классе. Игра-сказка "Семейство розоцветных"

      Цель урока – познакомить учащихся с отличительными признаками и многообразием растений семейства розоцветных; показать их биологические особенности; расширить и углубить знания учащихся о многообразии растений семейства розоцветных. Во время игры ребята отгадывают загадки, выводят формулу цветка семейства розоцветных, описывают яблоню обыкновенную. ...

07 09 2025 21:38:32

Неклеточные формы жизни. Вирусы. Бактериофаги. 10-й класс


    Неклеточные формы жизни. Вирусы. Бактериофаги. 10-й класс

      Учащиеся на уроке вспоминают строение ядра и его функции; строение прокариот и эукариот. Учитель воспроизводит необходимые для овладения новым материалом знания учащихся о клеточных формах жизни....

06 09 2025 10:22:19

Открытый урок по биологии "Класс Млекопитающие"


    Открытый урок по биологии "Класс Млекопитающие"

      Урок биологии обобщает и систематизирует знания учащихся об основных отрядах млекопитающих; их приспособленности к средам обитания; значении в природе и жизни человека....

05 09 2025 23:10:33

Исследовательская работа: "Основные загрязнители биосферы"


    Исследовательская работа: "Основные загрязнители биосферы"

      Данная работа предусматривает исследование видов загрязнения, основных загрязнителей биосферы. Цель работы: формирование экологического мышления и основ экологической культуры человека....

04 09 2025 15:52:39

Урок по биологии в 6-м классе по теме "Фотосинтез"


    Урок по биологии в 6-м классе по теме "Фотосинтез"

      Изучение фотосинтеза занимает важное место в курсе изучения ботаники. Предложенные схемы помогут учащимся усвоить суть процесса фотосинтеза и осознанно применять знания для объяснения значения фотосинтеза для жизни на Земле....

03 09 2025 20:21:41

Быть всегда творческим — значит быть всесильным


    Быть всегда творческим — значит быть всесильным

      В наше время люди всё в большей мере осознают, что творчество - одна из самых важных составляющих личного счастья и профессионального успеха. Бытует мнение: творческие способности являются врождёнными, и лишь немногие понимают, их можно развивать, ведь каждый человек наделён богатейшим творческим потенциалом. Для того, чтобы реализовать развивающие потребности отдельных учащихся, стремящихся к творческому созиданию, в лицее родилась идея создания школы нового поколения. Школа наук действует на базе МОУ "Лицей" города Абакана Республики Хакасии с целью выявления и воспитания одарённых подростков, повышения социального статуса знаний....

02 09 2025 20:28:21

Интеллектуальная игра "Растения и животные в мифах, легендах, народных поверьях"


    Интеллектуальная игра "Растения и животные в мифах, легендах, народных поверьях"

      Возможность интеграции биологических знаний учащихся об особенностях строения, жизнедеятельности и значении растений и животных с историко-культурными знаниями показана на примере интеллектуальной игры «Растения и животные в мифах, легендах, народных поверьях»....

01 09 2025 19:27:57

Открытый урок по биологии в 6-м классе по теме "Испарение воды растениями"


    Открытый урок по биологии в 6-м классе по теме "Испарение воды растениями"

      Целью урока является восприятие, осознание нового материала и его закрепление. При проверке домашнего задания использованы дифференцированные задания трех уровней. При изучении нового материала, повторении и закреплении использованы слайды презентации....

31 08 2025 20:59:40

Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся путем проблемного подхода в обучении биологии


    Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся путем проблемного подхода в обучении биологии

      Урок биологии с применением проблемного подхода для развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся. Моей целью как учителя является формирование саморазвивающейся, умеющей принимать самостоятельные правильные решения личности, то есть субъекта деятельности, производящего самого себя. Мотивация, приносящая ребенку радость познания, вызывает устойчивый интерес к учебе....

30 08 2025 10:26:38

Структура биосферы


    Структура биосферы

      Cтатья знакомит учащихся с понятием «биосфера» как гигантской экологической системой земного шара. Рассматривается структура биосферы, выявляются ее функции, выделяются границы биосферы, роль живого вещества в биосфере....

29 08 2025 9:19:18

Строение, отделы и функции головного мозга человека

Строение, отделы и функции головного мозга человека Головной мозг человека является не только субстратом психической жизни, но и регулятором всех процессов, происходящих в организме. В мозге различают пять отделов....

28 08 2025 21:25:51

Урок биологии: "Птицы – знакомые незнакомцы"


    Урок биологии: "Птицы – знакомые незнакомцы"

      Обобщение знаний по теме «Класс Птицы» проводится всегда интересно, ярко, красочно. Урок проводится в форме путешествия по материкам. Использование при проведении этого урока метода информационных листов сделает его еще и результативным, т.к. поможет систематизировать уже имеющиеся знания....

27 08 2025 9:56:13

Урок "Пищевые продукты и питательные вещества". Биология, 8-й класс


    Урок "Пищевые продукты и питательные вещества". Биология, 8-й класс

      Урок учит детей не только основам рационального питания, и позволяет узнать отношение ребят к своему здоровью, обосновывает необходимость приема растительной и животной пищи, еще раз напоминает основные гигиенические правила....

26 08 2025 0:11:45

Из опыта работы. Система подготовки к Единому государственному экзамену (ЕГЭ) по биологии


    Из опыта работы. Система подготовки к Единому государственному экзамену (ЕГЭ) по биологии

      В статье рассказывается о том, каким материалом должен владеть учитель и как вести подготовку учащихся к ЕГЭ. Составлен примерный тематический план повторения учебного материала. Обращается внимание на пpaктическую направленность курса. Приводится перечень методических пособий для подготовки к экзамену. Предлагается план самостоятельной подготовки учащихся. Даны рекомендации по оформлению стенда "Как готовиться к ЕГЭ". Предлагается план работы на уровне районных методических объединений....

25 08 2025 7:57:17

Обобщающий урок по теме "Отделы растений". 6-й класс


    Обобщающий урок по теме "Отделы растений". 6-й класс

      Урок закрепления и обобщения знаний, полученных на предыдущих уроках, лучше всего провести в виде игры. В этом случае учащиеся в лёгкой, непринужденной форме повторяют, систематизируют и обобщают материал, изученный ими раньше. ...

24 08 2025 12:19:27

Центры происхождения культурных растений

Академик Н.И.Вавилов показал, что наиболее многообразные генотипы культурных растений находятся в центрах их происхождения, где сохранились их предки....

23 08 2025 18:44:30

Технологическая карта урока биологии на тему "Жизнь на планете Земля". 5-й класс


    Технологическая карта урока биологии на тему "Жизнь на планете Земля". 5-й класс

      В статье приведена технологическая карта обобщающего урока биологии в 5-м классе по учебнику Н.И.Пономарева «Биология» Вентана-Граф (ФГОС). Данный методический материал содержит индивидуальный опopный конспект, а также презентацию, которая содержит различные задания и ответы для взаимопроверки....

22 08 2025 12:13:33

Медиа-лекция "Индивидуальное развитие организма"

Урок-лекция проводится для учащихся 1-го курса НПО, рекомендован для базового курса общей биологии при изучении раздела «Организм». Форма урока: медиа-лекция, развивает критическое мышление по схеме «вызов – осмысление – размышление»....

21 08 2025 1:50:45

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::