Составление и использование педагогических тестов при обучении биологии
Проверка знаний и умений - важное звено в обучении биологии. Она направлена на достижение целей обучения: формирования научной картины мира, овладение системой биологических знаний, необходимых для экологического гигиенического воспитания учащихся, на подготовку их к трудовой деятельности в тех отраслях производства, где используются законы живой природы. На проверку знаний и умений возлагаются следующие задачи: обучение, воспитание и развитие учащихся.
Традиционная устная проверка имеет ряд недостатков: она не даёт возможности сравнить ответы учащихся на один и тот же вопрос и делать объективный вывод об уровне овладения знаниями учеников класса в целом. Поэтому в последние годы всё более широкое применение в обучении биологии находят нетрадиционные формы и методы проверки с помощью открытых и закрытых тестов.
Встречаются тесты следующих типов:
1. Задания с выбором одного ответа.
Среди них наиболее сложными являются тесты, в которых предлагается выбрать из ряда правильных ответов один, хаpaктеризующий главный признак: основную причину биологического явления или процесса, значение органа и т.д. Ученику в этом случае предстоит определить наиболее точный ответ. Подобные тесты позволяют выявить полноту и глубину знаний, учат школьников анализировать явления или процессы, выделять главное. Поэтому их можно использовать для проверки повышенного уровня усвоения.
Например:
1) Основная функция корня заключается в:
А) Поглощении воды и минеральных солей.
Б) Передвижении органических веществ.
В) Укрепление растений в почве.
Г) Размножение растений.
Ответ: а.
2) Главная причина вымирании древних папоротников - это …
А) Уничтожение их древними ящерами;
Б) Похолодание и уменьшение влажности воздуха;
В) Появление голосеменных растений:
Г) Появление покрытосеменных растений;
Ответ: б.
3) Основу поведения птиц составляют:
А) Условные и безусловные рефлексы.
Б) Элементарная рассудочная деятельность.
В) Раздражимость, инстинкты.
Г) Перелёты.
Ответ: а.
2. Тесты на выбор правильной гипотезы, метода исследования. Необходимо не только знакомить школьников с методами биологической науки при изучении нового материала, но и контролировать их усвоение. Этому способствует использование тестов на выбор метода, применяемого для изучения данного биологического объекта или процесса, а также правильной гипотезы.
Например:
1) Известно, что растение дышит. Выскажите предположение как это можно доказать.
А. Надо рассмотреть растение под микроскопом.
Б. Следует провести наблюдение за растущим растением.
В. Надо определить газ, который поглощает и выделяет растение в темноте.
Г. Надо определить вещества, которые образуются в растении на свету.
Ответ: в.
2) Необходимо выяснить, как влияет свет на жизнь растения. Выскажите предположения, какой опыт надо поставить, чтобы определить влияние света на растение.
А) Надо взять два растения одного вида, одинаковых по возрасту и размеру и поставить одно на несколько дней на свет, а другое - в тёмное место.
Б) Надо взять два растения разного размера, поставить одно из них на свет, а другое - в тёмное место.
В) Надо взять два одинаковых растения одного вида и поставить оба на свет.
Г) Надо взять два растения разных видов и поставить оба на свет.
Ответ: а.
3. Тесты с выбором нескольких правильных ответов.
Хаpaктер мысленной деятельности школьников усложняется при выполнении тестовых заданий, в которых даётся несколько правильных ответов. В этом случае общее число ответов увеличивается до пяти-семи, число же правильных ответов школьникам не сообщается. Тестовые задания такого типа побуждают учеников к аналитической мыслительной деятельности, в основе которой лежит воспроизведение знаний.
Например:
1) Какие функции выполняет цитоплазма в растительной клетке?
А) Обеспечивает связь между ядром и органоидами клетки.
Б) Способствует поступлению веществ в клетку.
В) В ней протекают процессы жизнедеятельности.
Г) В неё образуется клеточный сок.
Д) Участвует в осуществлении связи между клетками.
Е) Является хранителем наследственной информации.
Ответ: а, в, г.
2) Какова роль листа в жизни растения?
А) Осуществляет поглощение воды и минеральных солей.
Б) В нём происходит фотосинтез.
В) Выполняет опopную функцию.
Г) Выполняет функцию испарения воды.
Д) Используется животными для питания.
Е) Может выполнять функцию размножения.
Ответ: б, г, е.
4. Тестовые задания на классификацию объектов и процессов.
Задания, в которых даются только правильные ответы, а от ученика требуется их классифицировать, распределить в группы и занести результаты в таблицу, относятся к разряду сложных. Однако после многократных упражнений их можно использовать и для контроля знаний на базовом уровне. Подобные задания хорошо применять для проверки знаний о классификации растений и животных, об особенностях строения животных разных групп.
Рассмотрим несколько примеров:
1) Из приведённых ниже признаков выберите хаpaктерные для растений класса однодольных и двудольных. Буквы, обозначающие признаки каждого класса, выпишите их в таблицу.
А) В семени две семядоли.
Б) В семени одна семядоля.
В) Корневая система стержневая.
Г) Корневая система мочковатая.
Д) Жилкование листьев сетчатое.
Е) Жилкование листьев параллельное.
Ж) Запас питательных веществ расположен у большинства растений в эндоcпepме.
З) Запас питательных веществ у большинства растений находится в семядоле.
Класс \"Однодольные\" |
б, г, е, ж |
Класс \"Двудольные\" |
а, в, д, з |
5. Задания на установление и выявление последовательности процессов и явлений в живой природе.
Задания на выявление последовательности происходящих в живой природе событий позволяют проверить умение учащихся устанавливать связь между явлениями, процессами, объектами, таксонами и др. Выполнение этих заданий требует сложной мыслительной деятельности, поэтому они могут даваться для проверки знаний отдельным школьникам, в то же время наиболее простые задания этого типа можно давать в начале изучения курса для определения уровня обязательной подготовки учащихся. Приведём пример подобных заданий.
1) За какой систематической категорией в классификации растений следует семейство?
А) Вид.
Б) Род.
В) Класс.
Г) Отдел.
Д) Царство.
Ответ: б.
2) В процессе исторического развития растений голосеменные появились после:
А) Водорослей.
Б) Мхов.
В) Папоротников.
Г) Покрытосеменных. Ответ: в.
Контрольная работа №1
Плоские, круглые, кольчатые черви.
Вариант 1.
1. У белой планарии выделение происходит через:
А) Рот. Б) Сократительные вакуоли.
В) Протонефридии. Г) Почки.
2. Печёночный сосальщик, как и другие плоские черви, относятся к … животным.
А) Однослойным. Д) Двухслойным.
В) Трёхслойным. Г) Многослойным.
3. Пищеварительная система с ротовым и aнaльным отверстиями впервые появилась у:
А) Ресничные черви. Б) Кольчатые малощетинковых червей.
В) Круглые черви. Г) Кольчатые многощетинковых червей.
4. К многощетинковым червям относятся:
А) Дождевой червь. Б) Трубочник.
В) Пескожил. Г) Ни один из перечисленных.
5. В процессе эволюции билатеральная (двусторонняя) симметрия впервые появляются у:
А) Кишечнополостных. Б) Плоских червей.
В) Круглых червей. Г) Кольчатых червей.
6. Кишечник отсутствует у:
А) Молочно-белой планарии. Б) Дождевого червя.
В) Бычьего цепня. Г) Печёночной двуустки.
7. В процессе эволюции выделительная система впервые появляется у:
А) Кишечнополостных. Б) Круглых червей.
В) Плоских червей. Г) Кольчатых червей.
8. Нервная система планарии в отличии от гидры представлена:
А) Продольными нервными стволами. Б) Нервною сетью.
В) Брюшной нервной цепочкой. Г) глазным ганглием и спинным мозгом.
9. Основным источником заражения человека печёночным сосальщиком является:
А) Недостаточная чистота рук. Б) Питьё из грязных водоёмов.
В) Употрeбление не мытых овощей.
Г) Употрeбление недостаточно проваренного или прожаренного мяса.
10. В процессе эволюции aнaльное отверстие в пищеварительной системе впервые появляется у:
А) Кишечнополостных. Б) Круглых червей.
В) Плоских червей. Г) кольчатых червей.
11. Для паразитических плоских червей хаpaктерно:
А) Большая плодовитость. Б) Хорошо развиты органы чувств.
В) Специальные защитные покровы. Г) Раздельнополые.
Д) Имеются органы прикрепления. Е) Имеются органы передвижения.
12. Ленточные черви отличаются от других отсутствием:
А) Дыхательной системы. Б) Пoлoвoго размножения.
В) Органов чувств. Г) Пищеварительной системы.
Д) Кожных покровов. Е) Свободноживущих видов.
13. Гермафродитами являются:
А) Бычий цепень. Б) Медицинская пиявка.
В) Дождевой червь. Г) Нереида.
Д) пескожил. Е) Человеческая аскарида.
14. Соотнесите классы плоских червей с их представителями.
Классы плоских червей. | Животные. |
Ресничные черви. | А) Печёночный сосальщик. |
Сосальщики. | Б) Белая планария. |
Ленточные черви. | В) Свиной цепень. |
Г) Кошачья двуустка. | |
Д) Эхинококк. | |
Е) Широкий лантец. |
15. Расскажите цикл развития печёночного сосальщика.
16. По какому признаку определяют основного хозяина у ленточных червей? Может ли быть в цикле развития паразитических червей два основных хозяина.
Комментарии:
Урок знакомит учащихся со строением цветка и способах опыления. ...
18 04 2024 7:26:12
Одной из задач изучения раздела биологии "Многообразие живых организмов" является воспитание убежденности в бережном отношении к окружающей природе. Эта задача является сквозной при изучении курса. Урок изучения нового материала. Форма проведения: устный журнал....
17 04 2024 18:28:18
Представлен урок биологии, на котором основная роль отводится использованию ИКТ в форме презентаций при изучении темы и в ходе закрепления знаний учащихся. Раскрывается значение зрения, строение и функция глаза. Дается понятие зрительного анализатора. Учащиеся выполняют тестовое задание....
16 04 2024 11:22:57
Предлагаемая работа содержит материал, в котором рассматривается разноуровневый подход к анализу функциональной грамотности школьника. Это помогает увидеть в каждый отрезок времени уровень сформированности функциональной грамотности, на котором совершается деятельность школьника, и перспективы его развития. К работе прилагается список литературы, в которой можно найти более подробное описание интересующих вопросов формирования функциональной грамотности, конспект урока по теме "Особенности организации одноклеточных", 7-й класс. Понимая функциональную грамотность школьника как способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней, нами определена деятельность учителя и ученика. ...
15 04 2024 12:52:58
Урок знакомит учащихся 5-го класса на уроках природоведения с понятием "организм" и основными его свойствами, в результате которого у учащихся формируется целостная картина мира....
14 04 2024 13:50:40
Направляемые на фестиваль сценарии и материалы выступают против асоциальных явлений и могут быть использованы для проведения внеклассных мероприятий для детей среднего школьного возраста. Все материалы пропагандируют здоровый образ жизни. ...
13 04 2024 14:57:35
Игра способствует закреплению и углублению знаний учащихся, развитию их логического мышления, сплачивает ребят, учит действовать сообща, помогает показать знания в соревновании друг с другом, вызывает оживление и интерес к предмету....
12 04 2024 20:32:52
На уроке учащиеся расширяют знания о многообразии объектов, связи мира живой и неживой природы. Развивается интерес к изучению природы, кругозор, любознательность и память учащихся....
11 04 2024 23:28:22
В настоящее время изменилась роль учителя: из ретрaнcлятора знаний на управленца, владеющего высоким уровнем методологической и управленческой культуры. Одним из способов повышения интереса к предмету считаю использование информационных технологий, что позволяет ученикам лучше сконцентрироваться на конкретном изучаемом вопросе, придает уроку динамику, наглядность. ...
10 04 2024 11:43:41
Урок биологии обобщает и систематизирует знания учащихся об основных отрядах млекопитающих; их приспособленности к средам обитания; значении в природе и жизни человека....
09 04 2024 14:25:21
Научно-исследовательская деятельность позволяет приобретать новые знания и применять их на пpaктике, формировать активную позицию учащихся. Как поддержать талантливых умных детей? Решение проблемы – организация исследовательской деятельности детей во внеурочное время учителем и консультантом – преподавателем вуза в кружке, которые помогают учащимся участвовать в российской научно-социальной программе для молодежи и школьников «Шаг в будущее» со своими научными работами....
08 04 2024 22:37:26
Методическая разработка "Цвети, Земля!" рекомендована для проведения мероприятия в пришкольном лагере с учащимися 5–8-х классов. В этих лагерях предусмотрена работа на учебно-опытном участке и оформление цветника и цветочных клумб. В конце смены проводится праздник, посвященный цветам. Этот день ребята ждут с нетерпением, так как это такой красивый и интересный праздник! ...
07 04 2024 22:27:25
В урок включены следующие задачи: показать место человека в системе животного мира; обеспечить усвоение учащимися знаний о родстве человека с животными; формировать представления об особенностях жизнедеятельности древнейших, древних и первых современных людей....
06 04 2024 6:52:11
Из красных водорослей (филофора) получают агар, используемый в микробиологии и кондитерской промышленности. Из зеленых (кладофора) делают бумагу....
05 04 2024 6:35:21
Введение в природоведение, 9-й класс. Урок-занятие "Влияние человека на ландшафт" будет интересен не только с позиции выбора профиля обучения, но и с точки зрения экологической грамотности и формирования экологической ответственности каждого гражданина России. Урок проводится с использованием элементов урока "критического мышления". На заключительном этапе урока ученики выполняют проектную работу по улучшению и благоустройству своего села. ...
04 04 2024 4:45:25
Ролевые технологии активизируют познавательную деятельность учащихся, усиливают мотивацию к изучению предмета, помогают определиться с выбором будущей профессии....
03 04 2024 21:22:49
Живые растения и выделенные из них эфирные масла занимают важное место в улучшении воздушной среды мест, где работает, учится и отдыхает человек. Их применение как по отдельности, так и совместно позволяет не только подавить вредную микрофлору воздуха: патогенные бактерии, грибы, вирусы; улучшить химический состав воздуха, увеличивая количество О2 и уменьшая СО2, и физическое состояние его молекул, ионизируя их, повышая содержание легких отрицательных ионов со снижением тяжелых, что необходимо для здоровья человека....
02 04 2024 9:57:31
Предлагаю вашему вниманию презентацию урока для 11-го класса, которая ориентирована на последовательное предъявление учащимся порций учебной информации и контроль её усвоения. ...
01 04 2024 1:48:42
Это урок, в задачу которого входит детальное изучение современных теорий происхождения жизни на Земле. У учащихся отpaбатываются умения самостоятельно совершить выбор той гипотезы, которая, по их мнению, верна и пpaктически доказуема. Отpaбатываются умения выделять главное, сравнивать, отстаивать свое мнение ...
31 03 2024 23:40:59
Урок разработан в соответствии с программой по биологии под руководством В.В. Пасечника, по учебнику Д.В. Колесова, Р.Д. Маша, И.Н. Беляева, Биология. Человек. 8-й класс. Урок построен в форме изучения нового материала. Основная идея урока – понять, каким образом взаимосвязаны между собой строение и функции кожи. Урок интересный, научно-познавательный, хорошо запоминаемый и наглядный....
30 03 2024 2:47:51
Сегодня мы поговорим о покровных тканях, они располагаются на поверхности органов растения и пpeдoxpaняют их от высыхания, перегрева, механических и химических воздействий. Кроме этого она обеспечи…...
29 03 2024 14:37:18
Представлен материал конференции о взаимодействии растений, животных и природных условий в природных зонах Азии. Целью проведения конференции является продолжение формирования представления детей о связи компонентов природы....
28 03 2024 13:54:56
Материал урока содержит информацию о делении клетки при бесполом размножении. На уроке формируются знания о важнейших этапах непрямого деления клеток. Для наглядности данного процесса авторы предлагают анимационный фильм, созданный в программе Flash 8 (для просмотра необходим проигрыватель Flash или Flash-плагин для веб-браузера). ...
27 03 2024 11:35:40
Урок изучения новой темы является вторым по разделу «Развитие эволюционных идей. Доказательства эволюции». Цель урока: познакомить обучающихся с различными группами доказательств эволюционного процесса; раскрыть научное значение обнаружения в развитии зародышей следов далекой истории систематических групп; дать оценку биогенетического закона Ф.Мюллера и Э.Геккеля как эмбриологического доказательства....
26 03 2024 11:30:56
Урок учит детей не только основам рационального питания, и позволяет узнать отношение ребят к своему здоровью, обосновывает необходимость приема растительной и животной пищи, еще раз напоминает основные гигиенические правила....
25 03 2024 10:17:26
В статье рассматриваются вопросы формирования познавательной активности учащихся при изучении биологии....
24 03 2024 5:57:36
Курс предназначен для учащихся 9-x классов, владеющих знаниями анатомии, физиологии человека. Данный курс является предметно-ориентационным (пробным), он реализует интерес учащихся к учебному предмету, уточняет готовность и способность осваивать предмет на повышенном уровне. Изучение курса направлено на ориентацию учащихся по профессиям медико-биологического профиля. Рассчитан на 14 часов....
23 03 2024 5:10:46
Представлен материал "Формирование ключевых компетенций на уроках биологии в 6-х, 7-х классах". В работе приводятся конспекты уроков по биологии в 6-м классе на тему "Органы цветковых растений"; в 7-м классе на темы " Многообразие пресмыкающихся" и "Места обитания и внешнее строение земноводных" ....
22 03 2024 23:25:44
Урок в 5-м классе служит организации деятельности учащихся по изучению и первичному закреплению основных понятий классификации растений (одноклеточные и многоклеточные, цветковые и нецветковые, теневыносливые, светолюбивые, дикорастущие, культурные). Проверка выполнения домашнего задания проводится в виде цифрового диктанта. Во время урока используется работа с цифровым микроскопом....
21 03 2024 3:30:31
Программа предназначена для школьников, интересующихся изучением состояния лесных экосистем, их продуктивности, направлений использования и воспроизводства лесных ресурсов с целью обеспечения исследовательской деятельности....
20 03 2024 0:49:19
Данный курс предназначен для изучения подростками вопросов психологии и физиологии. Актуальность курса велика, так как он позволит подросткам изучить самих себя, узнать свои недостатки, научиться бороться с ними, понять причины проблем в отношениях с родителями, учителями, ровесниками, уметь прощать обиду. ...
19 03 2024 12:14:38
В данной постановке участвуют дети разного возраста, которые вовлечены в активную агитационно-пропагандистскую работу посредством искусства. Дети получают возможность выступать на сцене и показывать свои таланты. В процессе творчества у обучающихся воспитывается любовь и бережное отношение к планете, природе, друг к другу....
18 03 2024 23:32:51
В статье рассказывается о способе учета знаний учащихся, который осуществляется при помощи методов, содержащих разные уровни заданий. Данная работа направлена на то, чтобы в течение учебного года подготовить детей к ЕГЭ по биологии и другим предметам. ...
17 03 2024 8:18:13
Урок проводится с использованием различных методов (презентация, работа в группах, лабораторная), но основной метод – это исследование. Такая форма организации урока зоологии учит наблюдать, видеть, сравнивать и делать выводы. На уроке используется компьютер, микроскопы, лупы, натуральные объекты, готовые препараты и сделанные учащимися. Урок показывает единство происхождения и строения растений и животных. ...
16 03 2024 3:43:24
Предлагаемый элективный курс предназначен для учащихся 9-х классов. Элективный курс "Открывая занавес "раскрывает значимость биологических знаний, применения знаний в жизни, в технологии, в строительстве. Раскрывает широту возможностей и связей биологической науки с другими науками. В программе предусмотрены современные методы и технологии обучения - работа в группах, мозговой штурм, защита проектов, презентаций, работа с научной и справочной литературой, исследовательские и творческие работы учащихся....
15 03 2024 6:51:26
Внеклассное занятие в форме игры "Звездный час" с целью объяснить возможность утраты тех или иных видов растительного и животного мира Кубани....
14 03 2024 20:32:56
Занятие достигает следующих целей: дать общее представление о кольчатых червях, об их эволюционном приобретении - сегментации; дать хаpaктеристику среды обитания, познакомить с внешним строением представителей класса малощетинковых на примере дождевого червя; провести наблюдение за поведением и рефлексами....
13 03 2024 13:42:36
ИКТ, в том числе презентации, на уроках биологии повышают мотивацию учащихся к изучению предмета и, как следствие, уровень обученности. Познавательный интерес к предмету, формирование предметной компетенции − основание для профессиональной ориентации учащихся, что подтверждается выбором биологии для сдачи экзамена в новой форме в 9-м классе и ЕГЭ, а также профессиональным самоопределением....
12 03 2024 7:42:51
Обобщающий урок-игра для 8-го класса проводится в занимательной форме смотра знаний с целью углубить и закрепить знания учащихся по биологии по темам "Обмен веществ", "Выделение", "Терморегуляция". Через занимательные задания развивается биологическое мышление, устная речь, способность применять имеющиеся знания при поиске решения проблемных ситуаций....
11 03 2024 7:12:10
Все ученики разные! Они - отдельные неповторимые мозаинки, которые составляют яркий красивый мозаичный рисунок класса. Класс - это множество субъектов, у каждого из которых своя высота, своя планка, свое особенное и неповторимое "я". Мы должны об этом всегда помнить - только тогда мы сможем помочь всем нашим ученикам стать успешными....
10 03 2024 17:12:12
Автор анализирует умение учащихся самостоятельно работать по предложенной теме, проводить анализ информации. Задачи урока: активизировать учебную и познавательную деятельность учащихся; познакомиться с основными гипотезами происхождения жизни, провести их анализ; проследить историю данного вопроса с древних времён до настоящего времени....
09 03 2024 8:49:11
Урок проводится с использованием ИКТ и технологии здоровьесбережения. Ученик становится на данном уроке субъектом учебного процесса, а учитель только управляет им....
08 03 2024 14:31:40
Класс включает 8 тыс. видов. Передвигаются они благодаря наличию жгутиков (чаще имеется один жгутик, нередко два, иногда восемь). Есть животные, имеющие десятки и сотни жгутиков. У колониальных форм число особей достигает 10-20 тыс....
07 03 2024 1:31:22
Статья рассказывает о исследовательских работах, подготовке к экзаменам, участии в конкурсах....
06 03 2024 18:38:20
Урок проводится с целью дать учащимся представление о генетике; познакомить их с историей открытия законов генетики; объяснить понятия «наследственность», «изменчивость», принципы решения генетических задач; применить теоретические знания на пpaктике при решении задач; сформулировать законы Г.Менделя. ...
05 03 2024 5:47:17
Основными методами работы на уроке для достижения поставленной цели были выбраны: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, метод стимулирования интереса к учению, метод письменного контроля (работа по карточкам) и лабораторно-пpaктического контроля (машинный контроль), метод проектной деятельности (создание учащимися презентации)....
04 03 2024 10:12:22
Цель урока: повторение, обобщение и контроль знаний по теме «Теория Чарльза Дарвина о происхождении видов путем естественного отбора»....
03 03 2024 10:16:30
Цель урока: знакомство с особенностью строения жизнедеятельности бактерий; выяснение значения бактерий в природе и для человека....
02 03 2024 2:41:16
Урок направлен на систематизацию знаний о химическом составе клетки, закрепление знаний об химических элементах и их роли в клетках живых организмов, химической общности живой и неживой природы, осознание роли химических веществ для нормального функционирования организма человека....
01 03 2024 11:39:31
Клетка — это структурная единица живых организмов, представляющая собой определенным образом дифференцированный участок цитоплазмы, окруженный клеточной мембраной....
29 02 2024 20:39:34
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::