Формирование информационной компетенции средствами предмета "Биология" > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Формирование информационной компетенции средствами предмета "Биология"


    Формирование информационной компетенции средствами предмета "Биология"

В условиях образования, ориентированного на результат, важным условием становится компетентностный подход, т.е. обучение учащихся определённым компетенциям – умениям и навыкам, которые пригодятся в любой области деятельности. В условиях школы можно выделить три ключевые компетенции, которые направлены на социализацию личности выпускника и которыми ребёнок должен овладеть к моменту окончания школы:

  1. коммуникативная компетенция (умение общаться) ;
  2. информационная компетенция (умение избирательно работать с информацией) ;
  3. компетенция разрешения проблем (умение выделять проблему, ставить цель, искать способы разрешения проблемы, уметь проанализировать полученный результат).

Основным результатом деятельности не только учителя, но и всего образовательного учреждения, должна стать не система знаний, умений и навыков, преподаваемых ученику, а набор компетенций в различных сферах. На своих уроках прежде всего стараюсь научить детей “управлять” информацией, “разбираться” в информации – искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, преобразовывать, сохранять и передавать её, используя как традиционные средства, так и новые информационные технологии.

На уроках основным источником информации является учебник, в котором последовательно излагается основное содержание предмета, основы биологической науки, которая от класса к классу усложняется. Важным условием для развития информационной компетенции, для успешного выполнения заданий на уроках и дома, самообразования является овладение учащимися таким умением, как работать с информацией, находящейся в учебнике (находить, отбирать нужное, сокращать, преобразовывать, передавать и т.д.).

Когда дети приходят в 6-м классе на новый предмет “биология”, многие из них не могут использовать учебник в качестве источника новых знаний. Они не могут ориентироваться в учебнике, использовать условные обозначения и пояснения, не могут качественно работать с текстом, выделять главные мысли, составлять план по тексту, работать с иллюстрациями и т. д. Поэтому на своих уроках систематически использую учебник именно при изучении нового материала.

Опыт работы показывает, что ученики испытывают определённые затруднения при усвоении биологического текста, не владеют осознанным чтением. Поэтому начиная с 6 класса провожу чтение вслух фрагментов параграфа, их пересказ, комментирование. При анализе текста на первых уроках обязательно проpaбатывать символы – условные обозначения, встречающиеся в тексте учебника.

Особое внимание школьников привлекаю к новым терминам, к раскрытию их содержания. При изучении биологии продуктивное усвоение терминов не может основываться на механическом запоминании. Поэтому все термины иностранного происхождения на уроках обязательно проговариваем вслух, обращаем внимание на орфографию нового термина и этимологию. К сожалению, в учебниках по биологии работа с терминами иностранного происхождения предусмотрена недостаточно (либо нет перевода на русский язык, или понятие просто называется, но не раскрыт смысл его содержания). Чтобы ученики лучше усваивали терминологию, предлагаю им самостоятельно находить происхождение того или иного термина, почему предмет или процесс назвали именно так, т.е. выяснить этимологию термина и его смысловое значение – выделение главных признаков соответствующему термину понятия или процесса. По сути, выполняя подобные задания, дети должны ответить на вопрос: почему микроскоп назвали микроскопом, мышцу – мышцей, скелет – скелетом, орган – органом и так далее. Терминологическая работа проводится систематически, значение термина либо выясняем на уроке с помощью словарей, либо дети это делают дома самостоятельно. Нужно отметить, что данная работа не вызывает обычно затруднений, дети выполняют подобные задания с интересом. Если в дальнейшей работе этот термин дети будут часто использовать, то в таких случаях для концентрации информации используем либо идеографическое письмо (объект изображается с помощью знаков – идеограмм), либо прибегаем к консонантному письму (из слова удаляются гласные буквы, если слово начинается с гласной буквы, то она сохраняется. Например, корневая система записываем крнв сстм, стебель – стбл и т.д.).

Когда ученики достаточно хорошо владеют осознанным чтением, перехожу к более сложным умениям работы с текстом – быстро прочитать его, понять, найти главные мысли, разделить текст на части и озаглавить их, составить краткий план, придумать несколько вопросов к тексту. При работе с текстом самые большие трудности у учеников возникают по составлению плана параграфа или другой текстовой информации из дополнительных информационных источников. Очень часто пункты плана не отражают содержания, не связаны логически друг с другом по смыслу, упускают некоторые главные мысли, при оглавлении частей текста используются вопросительные предложения. По своему же плану школьник не может пересказать содержание. Поэтому работа по формированию деятельности по составлению плана начинается ещё с 6 класса с наиболее подходящих для этого параграфов, где материал излагается последовательно и логично. В ходе совместной работы дети учатся делить текст на отдельные фрагменты, выделять их основную идею и озаглавливать. Для составления плана не обязательно использовать текст всего параграфа, это может быть логически завершенная часть параграфа или дополнительный материал, который заранее распечатывается на отдельных листах и раздаётся индивидуально на парты. Главное, чтобы предлагаемый материал для составления плана был доступен для понимания, построен логично и чтобы дети могли его самостоятельно разделить на смысловые части.

При работе с тексом для составления плана предлагается ученикам следующий алгоритм:

1-й этап – составление введения:

  • прочитай текст;
  • выясни, какие события или явления описаны в тексте, в чём заключается их значимость, объясни область (цель) их применения;
  • прочитай вопросы, изложенные в начале параграфа; если они отсутствуют, то сформулируй их сам;
  • сформулируй основную мысль текста в одном предложении.

2-й этап – разработка выводов:

  • подумай и ответь на вопросы, сформулированные ранее;
  • одной фразой изложи выводы по данному тексту.

3-й этап – составление плана:

  • раздели текст на смысловые части (каждая часть обычно затрагивает одну сторону проблемы) ;
  • озаглавь каждую часть;
  • просмотри план и убедись, что он охватывает весь текст от введения до выводов.

Применение данного алгоритма на уроках следует вводить дозировано, постепенно проpaбатывая с учениками все позиции алгоритма. Для подобной работы на начальном этапе необходимо отбирать текст, небольшой по объёму, но постепенно его усложняя, а подобные задания пpaктиковать систематически. В 6–7-х классах можно давать шаблоны для формулировки вопросов (например: назовите…, перечислите…, расскажите своими словами…, объясните…, в каком году…, сравните…, закончите фразу..., что вы узнали…, дайте определение…, как называют…, что произойдет, если …, к какому типу…, кто из учёных…, докажите…, что такое …, почему… и т. д. ). Грамотно поставленный вопрос и поиск ответа формирует культуру мышления, концентрирует внимание учащихся на основных понятиях темы, побуждает желание высказаться, учит прислушиваться к слову и облекать свои мысли в словесную форму.

В старших классах при работе с текстом можно использовать такую форму работы, как составление резюме:

– внимательное чтение (подчеркнуть важные термины, отметить значимые моменты текста, проанализировать связь между словами и фразами, обозначить слова, связывающие части текста) ;
– исключение лишнего (исключить из текста всё второстепенное – бесполезные повторы, парафразы, плеоназмы; оставить только те термины, которые необходимы для выражения главных мыслей) ;
– составить план (записать последовательно основные идеи текста, при этом равномерно распределяя информацию). С учениками заранее можно обговорить, сколько слов будет в каждой строке или сколько предложений по каждой части плана и максимальное количество слов в предложении.

При внимательном чтении для эффективного чтения и размышления эффективно использовать такой приём маркировки текста, как метод “инсерт”:

  • знак “галочка” (V) – “я это знал”;
  • знак “плюс” (+) – “для меня это новая информация”;
  • знак “минус” (-) – “я ошибался, т.е. думал по другому”;
  • знак “вопрос” (?) – “информация непонятна, либо интересна для дальнейшего изучения”;
  • знак “восклицательный знак” (!) – “интересная информация, хотелось бы узнать о ней больше”.

При использовании метода “инсерт” возможно заполнение таблицы, где каждая графа обозначается определенным знаком – пометкой.

V

(знакомая информация)

(ошибался, т.е. думал по другому)

+

(новая информация)

?

(неясно, есть вопросы)

!

(хочу узнать больше)

   

В основном ученики ставят знак “плюс”, реже “галочка”, очень редко “вопрос”, знак “минус” пpaктически не встречается.

В 8-м классе при изучении курса анатомии на уроках продуктивно использование “концептуального кубика”. Сделать его несложно, это обычный кубик, на гранях которого написаны вопросы:
– как это выглядит (т.е. опишите) ;
– на что это похоже и чем отличается (т.е. сравните) ;
– из чего это сделано (т.е. разложите на составные части) ;
– для чего это можно использовать (т.е. ассоциируйте) ;
– хорошо это или плохо;
– где это можно встретить.

Важно, чтобы ученик работал эффективно с информацией не только в школе, но и при работе над домашним заданием, отpaбатывая те же действия, что и на уроке, используя доступную по возрасту информацию.



Комментарии:

Контрольный урок по темам «Органы пищеварения», «Органы чувств», «Нервная система». 8-й класс


    Контрольный урок по темам «Органы пищеварения», «Органы чувств», «Нервная система». 8-й класс

      Задачи урока: выявить существующие пробелы в знаниях учащихся; создать условия для самостоятельной работы учащихся; развивать мыслительную активность, долговременную зрительную память; способствовать воспитанию бережного отношения к своему организму через осознание важности сохранения здоровья, потребности ведения здорового образа жизни....

30 06 2025 22:22:40

Интеллектуальная игра "Кто хочет стать отличником?". О цветах и цветковых растениях, 6-й класс


    Интеллектуальная игра "Кто хочет стать отличником?". О цветах и цветковых растениях, 6-й класс

      Идею игры можно использовать по любому предмету в любом классе, так как участие в подобных играх развивает интерес и познавательную активность ребят, а также способствует актуализации и закреплению полученных знаний, приобретению новых. ...

29 06 2025 14:14:18

Совместная проектно-исследовательская деятельность педагога и учащихся "Зимний сад в школе"


    Совместная проектно-исследовательская деятельность педагога и учащихся "Зимний сад в школе"

      Проект предназначен для учащихся 6, 8 и 10-х классов школы, учителей биологии, экологии, географии, химии, классных руководителей 1–11-х классов. Посвящен созданию зеленого уголка в школе, действующего весь учебный год в качестве учебно-методического кабинета. На его базе будет проводиться проектно-исследовательская работа учеников, экскурсии, выращивание растений для школы и населения поселка....

28 06 2025 7:20:59

Формула здоровья


    Формула здоровья

      Проект охватывает тему "Гигиена органов и систем органов. Основы сохранения здоровья" из биологии и социальной экологии, и "Профилактика наркотизации, табакокурения школьников" по психологии. Работа способствует формированию критического мышления. Пpaктическая работа позволяет учащимся более глубоко усвоить понятия "здоровье", "гигиена", "ответственность", "вредные привычки", "стресс". Проблемные вопросы развивают интерес к предмету и собственному здоровью....

27 06 2025 18:19:33

Урок по биологии в 8-м классе "Глаз и зрение. Формирование изображения на сетчатке"


    Урок по биологии в 8-м классе "Глаз и зрение. Формирование изображения на сетчатке"

      Урок по биологии в 8-м классе расширяет знания учащихся, формирует представления о строении зрительного анализатора, о том как и при каких условиях человек видит изображения. В ходе урока происходит овладение наиболее важными понятиями и терминами. Использование презентации на уроке способствует активизации внимания учащихся, более красочному оформлению урока, помогает развитию познавательного интереса к предмету....

26 06 2025 13:22:20

Тема урока: "Школа – территория здоровья"

Состояние окружающей среды становится с каждым годом менее благоприятным для человека. Школа призвана дать подрастающему поколению элементарные представления о взаимосвязях окружающей среды и здоровья человека. Ребенок приходит в школу в восприимчивом к образованию и воспитанию возрасте....

25 06 2025 22:42:47

Урок биологии в 6-м классе по теме "Клеточное строение корня"


    Урок биологии в 6-м классе по теме "Клеточное строение корня"

      В основе представленного урока лежит деятельностная система обучения, которая опирается на сотрудничество на уроке между учителем и учеником. Она предполагает принятие индивидуальной ответственности за сделанный выбор, повышает уровень индивидуальной культуры работы с информацией, даёт возможность учителю создать условия для осознания и осмысления учащимися новой учебной информации....

24 06 2025 17:55:57

Урок биологии по теме "Размножение". 9-й класс


    Урок биологии по теме "Размножение". 9-й класс

      Урок является первым при изучении темы «Размножение» в 9-м классе. Так как данная тема изучалась в 6-м классе, то учащиеся вспоминают и дополняют данную тему. На уроке предусмотрена работа с дополнительными источниками информации, работа в группах....

23 06 2025 4:39:15

Генотип как целостная система. Генетическая консультация. 10-й класс


    Генотип как целостная система. Генетическая консультация. 10-й класс

      На уроке обобщаются знания основ генетики через загадки, игры, театрализацию. В генетическую консультацию обращаются посетители: мать красавца Прошеньки для выбора невесты; работник таможни, через которую контpaбандист везет лис, цветовод, выписавший семена цветов по почте. Консультанты дают объяснения посетителям после решения генетических задач. ...

22 06 2025 18:14:39

Бинарный интегрированный урок биология + география по теме "Мох - сфагнум" (урок-путешествие)


    Бинарный интегрированный урок биология + география по теме "Мох - сфагнум" (урок-путешествие)

      Цели урока: обобщить знания о географических объектах, сформировать представление о месте обитания мха-сфагнума; сформировать у учащихся представление о строении, значении и применении мха - сфагнума; развивать аналитико-синтетические навыки, развивать умение устанавливать причинно-следственные связи; активизировать познавательный интерес учащихся, прививать любовь к природе и бережное отношение к природным объектам....

21 06 2025 23:48:23

Класс Пресмыкающиеся. 7-й класс


    Класс Пресмыкающиеся. 7-й класс

      Обобщающий урок в 7-м классе (УМК В.В. Пасечник) проводится в форме игры, в ходе которой учащиеся применяют знания, полученные при изучении данной темы. В работе представлен иллюстративный материал - презентация....

20 06 2025 13:11:41

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии посредством устного народного творчества и поэзии


    Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии посредством устного народного творчества и поэзии

      Наше время хаpaктеризуется возросшей информированностью во многих областях науки и техники всех слоёв населения, в том числе и учащейся молодёжи. В этих условиях у современного школьника трудно вызвать удивление, изумление, приподнятое эмоциональное состояние, то есть чувства, которые в значительной степени питают стремление к знанию. Это, на мой взгляд, и обязывает искать пути, которые позволили бы обыденную, будничную учебную работу сделать более одухотворённой. Здесь я и прибегаю к тому, что использую на своих уроках поэзию, живопись; но особенно часто прибегаю к жанрам устного народного творчества....

19 06 2025 8:14:13

Экологическая тропа в учебно-воспитательном процессе обучения биологии


    Экологическая тропа в учебно-воспитательном процессе обучения биологии

      В настоящее время одной из важнейших проблем нашей республики и не только является проблема экологического образования. Экологическая тропа создается детьми прежде всего для самих же детей, ради их обучения и воспитания. Это одна из привлекательных форм организации их деятельности в системе экологического образования и воспитания. Если она правильно организована, то позволяет учащимся с разных сторон раскрывать свои творческие возможности, сочетать умственный и физический труд....

18 06 2025 18:47:31

Урок биологии в 6-м классе "Корень"


    Урок биологии в 6-м классе "Корень"

      Представленный в статье урок направлен на развитие критического мышления, через самостоятельную работу с текстом, в ходе которой ученики заполняют предложенные таблицы, систематизирую тем самым полученные знания....

17 06 2025 21:40:27

"Алкоголь – вещество наркотическое". 8-й класс

Презентацию можно использовать на уроке, внеклассном мероприятии на тему «Вредные привычки» или «Гигиена ВНД». Текст научный, но доступный, не утомляет т.к. сопровождается яркими, познавательными рисункам, стихами и высказываниями. Презентация состоит из 4 частей. 1. Почему алкоголь вещество наркотическое. 2. Влияние алкоголя на организм человека и его потомство. 3. Отношение к пьянству в высказываниях известных людей. 4. Проверь себя....

16 06 2025 10:48:15

Использование проектной технологии на уроках биологии. "Основы селекции. Биотехнология", 11 класс


    Использование проектной технологии на уроках биологии. "Основы селекции. Биотехнология", 11 класс

      Предложенный учащимся проект по теме "Основы селекции. Биотехнология" является межпредметным, т.к. дает возможность приобретения компетентности в сфере биологии, основ селекции, биотехнологии и информационных технологий. Стимулирует осмысление значения селекции как науки и биотехнологии, мер по охране здоровья....

15 06 2025 14:54:48

Элективный курс для учащихся 9-х классов: "Секреты здоровья и долголетия"

Программа помогает овладеть основными навыками ведения здорового образа жизни – залога долголетия. Она включает два раздела: здоровье человека и его компоненты, человек и окружающая среда. ...

14 06 2025 1:48:45

Значение биологических знаний для повседневной жизни и пpaктической деятельности. 6-й класс


    Значение биологических знаний для повседневной жизни и пpaктической деятельности. 6-й класс

      Урок по теме «Гигиена зрения» должен способствовать использованию знаний из других предметов: физики, химии философии. Учитывая внедрение в систему образования современных технических средств, ученик должен понимать, как рационально их использовать, т.к. это способствует в том числе и ухудшению зрения. Поэтому задача учителя - помочь ученикам снимать напряжение, выполняя комплекс упражнений, в том числе и для глаз....

13 06 2025 14:40:47

Использование метода проектов и информационно-коммуникативных технологий на уроках биологии. Урок-презентация "Реализация наследственной информации в клетке"


    Использование метода проектов и информационно-коммуникативных технологий на уроках биологии. Урок-презентация "Реализация наследственной информации в клетке"

      Урок изучения нового материала проводится в 11-м классе с универсальным профилем. В работе показано, как можно использовать собственные программные продукты – мультимедийные презентации, а также, созданные на основе проектной деятельности учащихся....

12 06 2025 21:41:55

Конспект урока "Этапы эволюции человека"


    Конспект урока "Этапы эволюции человека"

      Вопрос о происхождении Человека разумного на Земле остаётся одним из самых спopных и в наши дни. Уроки по данной теме должны быть построены так, чтобы, не ущемляя собственное воззрение ребёнка, способствовать расширению знаний в данной области. Содержание же ответа на данный вопрос должно остаться лично за каждым, главное чтобы оно было аргументировано....

11 06 2025 2:20:10

Классификация цветковых растений. 6-й класс


    Классификация цветковых растений. 6-й класс

      Итоговый урок по теме. Призван выявить уровень знаний по теме, совершенствовать умения распознавать изучаемые виды в природе и на рисунках....

10 06 2025 16:24:20

Сказка о том, как заяц Чапа учил зайца Тишку правильно вести себя на природе


    Сказка о том, как заяц Чапа учил зайца Тишку правильно вести себя на природе

      Воспитание экологической культуры необходимо начинать с дошкольного возраста и систематически продолжать в начальной школе. Сценка дает возможность обратить внимание детей на одну из экологических проблем окружающей среды – замусоривание. Дети приобретают знания о вредности брошенных целлофановых пакетов для почвы, растений, животных, человека. Узнают, как просто решить проблему с мусором....

09 06 2025 13:55:22

Урок-игра "Звездный час" по природоведению на тему "Жизнь на Земле" (5-й класс)


    Урок-игра "Звездный час" по природоведению на тему "Жизнь на Земле" (5-й класс)

      Обобщить и закрепить знания по теме «Жизнь на Земле», продолжить формирование у учащихся умения принимать самостоятельно решения, воспитывать у ребят бережное отношение и любовь к природе....

08 06 2025 13:22:31

Интегрированный урок (история + биология) по теме "По родным местам В.М. Шукшина: экологические и социально-экономические проблемы села Сростки"


    Интегрированный урок (история + биология) по теме "По родным местам В.М. Шукшина: экологические и социально-экономические проблемы села Сростки"

      На уроке учащиеся отправляются на родину В.М.Шукшина. Изучают природу этого района, узнают много нового и полезного. Множество приложений и презентаций помогают лучше отобразить данную тему....

07 06 2025 20:21:13

Урок в 6-м классе по предмету "Наша окружающая среда" (региональный компонент): "Хорошие зубы – гарантия здоровья"


    Урок в 6-м классе по предмету "Наша окружающая среда" (региональный компонент): "Хорошие зубы – гарантия здоровья"

      Урок позволяет углубить знания учащихся о своём организме и условиях его здоровья. Он проводится методом проектов и способствует развитию умений самостоятельного поиска, обработки информации, предусматривает групповую работу, публичные выступления, обмен найденной информацией. Итогом урока является творческий продукт – памятка по уходу за зубами....

06 06 2025 2:52:41

Экологическими тропами родного края


    Экологическими тропами родного края

      Материал поможет совершить путешествие по красивейшим местам Сибири, природный мир которой удивительно богат и разнообразен. На протяжении всей территории сменяются три природные зоны: лесная, лесостепная и степная. Новосибирская область богата водой: 430 рек и огромное количество озёр....

05 06 2025 6:16:49

Программа элективного курса для учащихся 10–11-х классов "Наследственность и здоровье"


    Программа элективного курса для учащихся 10–11-х классов "Наследственность и здоровье"

      Данный курс знакомит обучающихся с основными методами изучения генетики человека на примере конкретных заболеваний. Позволяет предупредить их возникновение или ослабить проявления. ...

04 06 2025 0:54:43

Урок-лекция по теме "Гипотезы возникновения жизни на Земле"


    Урок-лекция по теме "Гипотезы возникновения жизни на Земле"

      В данном уроке отражены вопросы возникновения жизни на Земле. С древних времён и до наших дней существовали различные концепции по этому поводу. В настоящее время живое происходит только от живого, но вопрос возникновения жизни на Земле остаётся открытым. ...

03 06 2025 5:23:35

Урок обобщения по теме: "Особенности плоских, круглых и кольчатых червей". 7-й класс


    Урок обобщения по теме: "Особенности плоских, круглых и кольчатых червей". 7-й класс

      Урок разработан для учащихся 7-х классов. Данный урок закрепляет и подводит итоги усвоения знаний учащихся, повышая интерес к типам животных, и обращает внимание учащихся на меры профилактики по борьбе с червями-паразитами. ...

02 06 2025 19:15:56

Формирование УУД на уроках биологии


    Формирование УУД на уроках биологии

      Статья посвящена формированию универсальных учебных действий на уроках биологии – метапредметным, проектным и информационным технологиям обучения....

01 06 2025 15:29:44

Урок на тему "Неклеточные формы жизни. Вирусы и бактериофаги"

Задачи урока направлены на то, чтобы познакомить и сформировать у учащихся представление о внутриклеточных паразитах, механизмах проникновения и воздействия вирусов на клетку хозяина, а также профилактику и меры борьбы с вирусами, вызывающими болезни растений, животных и человека....

31 05 2025 8:55:29

Обобщающий урок биологии "Биосфера, ее структура и функции"


    Обобщающий урок биологии  "Биосфера, ее структура и функции"

      Цель данного урока обобщить знания об особенностях разных биоценозов. Работа на уроке опирается на выполненную учениками пpaктическую работу «Описание биоценозов» в виде компьютерной презентации....

30 05 2025 15:11:21

Шляпочные грибы, их строение, питание и размножение


    Шляпочные грибы, их строение, питание и размножение

      Представлен конспект урока на тему "Шляпочные грибы, их строение, питание, размножение". На уроке учащиеся знакомятся с особенностями строения, питания и размножения шляпочных грибов....

29 05 2025 18:50:47

Абиотические факторы среды и их влияние на живые организмы, биология, 9-й класс


    Абиотические факторы среды и их влияние на живые организмы, биология, 9-й класс

      В ходе урока учащиеся знакомятся с экологическими факторами среды; раскрывают особенности абиотических факторов, рассматривают влияние температуры, света и увлажнения на живые организмы, а также выделяют различные группы живых организмов в зависимости от влияния на них разных абиотических факторов. ...

28 05 2025 7:18:40

Урок биологии по теме "Бактерии: строение и жизнедеятельность". 5-й класс


    Урок биологии по теме "Бактерии: строение и жизнедеятельность". 5-й класс

      В конспекте представлена организация групповой и индивидуальной формы работы учащихся по изучению нового материала с использованием текстового материала учебника биологии 5-й класс под редакцией проф. И.Н. Пономарёвой и электронных образовательных ресурсов ЕК ЦОР. Структура урока изложена в соответствии с требованиями ФГОС....

27 05 2025 8:53:53

Химический состав клетки. Углеводы, липиды, их роль в жизнедеятельности клетки


    Химический состав клетки. Углеводы, липиды, их роль в жизнедеятельности клетки

      Урок знакомит со строением, классификацией и функциями углеводов, многообразием и функциями липидов, формирует познавательный интерес и мотивацию к изучению живой природы, умения сравнивать, делать вывод, рассуждать, формулировать определения; строить логическую цепь рассуждений, соотносить понятия....

26 05 2025 19:36:19

Викторина "Своя игра". Нетрадиционный урок на тему "Тип хордовые"


    Викторина "Своя игра". Нетрадиционный урок на тему "Тип хордовые"

      Нетрадиционные формы работы помогают установить контакт с учащимися, стимулируют их самостоятельность, создают ситуацию успеха, способствуют формированию личностного опыта. Викторина предназначена для работы с учащимися 6–7-х классов; может быть использована также для проведения общественного смотра знаний, предметных недель, вечеров....

25 05 2025 17:46:51

Подготовка к ЕГЭ по биологии с учетом особенностей составления заданий


    Подготовка к ЕГЭ по биологии с учетом особенностей составления заданий

      В статье представлен анализ основных принципов составления тестов достижений: противоположности, противоречия, классификации, кумуляции, сочетательный принцип. Приведены примеры заданий из контрольно-измерительных материалов по биологии. Знание принципов составления заданий помогает учащимся анализировать ответы....

24 05 2025 16:19:51

Презентация к игре-викторине "День птиц". 7-й класс


    Презентация к игре-викторине "День птиц". 7-й класс

      «Международный день птиц» – интернациональный экологический праздник, который отмечается ежегодно, 1-го апреля. В Российской Федерации является самым известным из «птичьих» праздников. В статье представлен сценарий и презентация игры-викторины, проводимой для учащихся 7-х классов....

23 05 2025 8:45:57

Игра как средство интеpaктивного обучения


    Игра как средство интеpaктивного обучения

      Широкое использование ИКТ позволяет создавать интересные, предметные и межпредметные игры. В интегрированной игре «Знакомые незнакомцы» учащиеся пытались проникнуть в тайну «имянаречения». Ребята использовали Интернет, программы для оформления отчета, что способствовало формированию у них более высокого уровня навыков самостоятельной работы, умений ориентироваться в бурном потоке информации, позволило проявить свой творческий и интеллектуальный потенциал. ...

22 05 2025 14:19:54

Урок с применением технологии ТРИЗ по теме "Рыбы – водные позвоночные животные"


    Урок с применением технологии ТРИЗ по теме "Рыбы – водные позвоночные животные"

      Предлагается разработка урока по теме «Рыбы – водные позвоночные животные» с применением элементов технологии ТРИЗ – теории решения изобретательских задач. Учащиеся учатся работать с текстом, решать биологические задачи, находя в них проблему, противоречие, выдвигая свои гипотезы для решения данной проблемы. ...

21 05 2025 8:29:45

Многообразие паукообразных. "Клещи — вредители культурных растений, паразиты животных и человека"


    Многообразие паукообразных. "Клещи — вредители культурных растений, паразиты животных и человека"

      Мною разработан цикл уроков по курсу "Животные", которые включают в себя разделы программы "Здоровье", такие как самопознание (жизнь животных в природных сообществах и их роль в жизни человека), гигиенические правила и предупреждение инфекционных заболеваний, питание и здоровье. Урок "Многообразие паукообразных. Клещи — их роль в природе и жизни человека" из этого цикла....

20 05 2025 0:12:44

Роль личного опыта для профессионального самоопределения учащихся в условиях малокомплектной школы


    Роль личного опыта для профессионального самоопределения учащихся в условиях малокомплектной школы

      Автор статьи раскрывает возможные направления формирования личного опыта учащихся в сельской школе. Особую роль для профессионального самоопределения отводит проектной деятельности. В приложении наглядно представлены формы организации школьных проектов с участием ребят, планирующих связать свою будущую профессиональную деятельность с биологией и экологией. ...

19 05 2025 13:12:51

Домашний эксперимент по биологии как фактор развития учащихся


    Домашний эксперимент по биологии как фактор развития учащихся

      Использование домашнего эксперимента в курсе биологии будет способствовать формированию и развитию творческого биологического мышления у учащихся. Основное преимущество домашнего эксперимента перед другими видами экспериментальной работы в классе состоит в том, что при его выполнении учащиеся не ограничены жесткими временными рамками и могут работать и оформлять результаты не спеша. Я останавливаюсь на описании некоторых домашних экспериментов в курсе биологии 7-го класса....

18 05 2025 4:59:19

Экология и эстетика школьного двора


    Экология и эстетика школьного двора

      Нас заинтересовал вопрос благоустройства пришкольной территории, ведь создавая красоту там, где мы находимся большую часть времени, где проходят наши годы детства и юности – в нашем втором доме – это ли не самое нужное, что мы можем сделать для нашей школы. Мы решили заняться благоустройством школьного двора, учитывая его экологические и эстетические особенности....

17 05 2025 19:23:43

Урок биологии в 11-м классе по теме "Бионика"


    Урок биологии в 11-м классе по теме "Бионика"

      На уроке используется презентация (выполненная в PowerPoint), по ходу объяснения задаются учащимся проблемные вопросы, присутствует творческое задание с использованием технологии поиска новых идей. Как обязательный компонент при работе в старших классах используются работа с текстом и творческое домашнее задание. ...

16 05 2025 0:51:45

Урок-конференция в 8-м классе по биологии "Предупреждение желудочно-кишечных заболеваний"


    Урок-конференция в 8-м классе по биологии "Предупреждение желудочно-кишечных заболеваний"

      Данный урок является заключительным по теме "Пищеварение". Провожу его в виде конференции, она закрепляет и обобщает изученный материал по данной теме. Учащиеся в нетрадиционной форме общаются, расширяя знания, а тест, предлагаемый в конце урока, позволяет выяснить, не слишком ли много жира употрeбляют сами учащиеся....

15 05 2025 16:49:20

Элективный курс по биологии "Невидимые"


    Элективный курс по биологии "Невидимые"

      Курс "Невидимые" предназначен для учащихся 10 – 11-х классов, желающих углубить свои знания в области биологии, и является предметно-ориентированным. Материал курса значительно расширяет знания учащихся о микроорганизмах. Хотя этот материал и изучается в базовом курсе, но на него отводится небольшое количество часов, причем некоторые темы изучаются в среднем звене на недостаточном информационном и научном уровне. ...

14 05 2025 4:39:43

Урок по биологии в 8-м классе с использованием технологии развития критического мышления


    Урок по биологии в 8-м классе с использованием технологии развития критического мышления

      Вся работа на уроке построена на совместной работе учащихся в группе и поиске правильных решений на поставленные вопросы. В ходе урока учащиеся знакомятся с заболеваниями глаза и рассматривают профилактические мероприятия по предупреждению глазных заболеваний. ...

13 05 2025 4:55:51

Урок биологии в 8-м классе с использованием интеpaктивной доски StarBoard (Hitachi) по теме "Свертывание крови"


    Урок биологии в 8-м классе с использованием интеpaктивной доски StarBoard (Hitachi) по теме "Свертывание крови"

      Представленный урок биологии в 8-м классе с использованием интеpaктивной доски Hitachi StarBoard позволяет изучить процесс свертывания крови, его механизмы. Знакомит учеников с заболеваниями, возникающими при нарушении свертывания крови. ...

12 05 2025 8:34:32

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::