Формирование информационной компетенции средствами предмета "Биология" > Лаборатория фитоинвазий
Лаборатория фитоинвазий    


Формирование информационной компетенции средствами предмета "Биология"


    Формирование информационной компетенции средствами предмета "Биология"

В условиях образования, ориентированного на результат, важным условием становится компетентностный подход, т.е. обучение учащихся определённым компетенциям – умениям и навыкам, которые пригодятся в любой области деятельности. В условиях школы можно выделить три ключевые компетенции, которые направлены на социализацию личности выпускника и которыми ребёнок должен овладеть к моменту окончания школы:

  1. коммуникативная компетенция (умение общаться) ;
  2. информационная компетенция (умение избирательно работать с информацией) ;
  3. компетенция разрешения проблем (умение выделять проблему, ставить цель, искать способы разрешения проблемы, уметь проанализировать полученный результат).

Основным результатом деятельности не только учителя, но и всего образовательного учреждения, должна стать не система знаний, умений и навыков, преподаваемых ученику, а набор компетенций в различных сферах. На своих уроках прежде всего стараюсь научить детей “управлять” информацией, “разбираться” в информации – искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, преобразовывать, сохранять и передавать её, используя как традиционные средства, так и новые информационные технологии.

На уроках основным источником информации является учебник, в котором последовательно излагается основное содержание предмета, основы биологической науки, которая от класса к классу усложняется. Важным условием для развития информационной компетенции, для успешного выполнения заданий на уроках и дома, самообразования является овладение учащимися таким умением, как работать с информацией, находящейся в учебнике (находить, отбирать нужное, сокращать, преобразовывать, передавать и т.д.).

Когда дети приходят в 6-м классе на новый предмет “биология”, многие из них не могут использовать учебник в качестве источника новых знаний. Они не могут ориентироваться в учебнике, использовать условные обозначения и пояснения, не могут качественно работать с текстом, выделять главные мысли, составлять план по тексту, работать с иллюстрациями и т. д. Поэтому на своих уроках систематически использую учебник именно при изучении нового материала.

Опыт работы показывает, что ученики испытывают определённые затруднения при усвоении биологического текста, не владеют осознанным чтением. Поэтому начиная с 6 класса провожу чтение вслух фрагментов параграфа, их пересказ, комментирование. При анализе текста на первых уроках обязательно проpaбатывать символы – условные обозначения, встречающиеся в тексте учебника.

Особое внимание школьников привлекаю к новым терминам, к раскрытию их содержания. При изучении биологии продуктивное усвоение терминов не может основываться на механическом запоминании. Поэтому все термины иностранного происхождения на уроках обязательно проговариваем вслух, обращаем внимание на орфографию нового термина и этимологию. К сожалению, в учебниках по биологии работа с терминами иностранного происхождения предусмотрена недостаточно (либо нет перевода на русский язык, или понятие просто называется, но не раскрыт смысл его содержания). Чтобы ученики лучше усваивали терминологию, предлагаю им самостоятельно находить происхождение того или иного термина, почему предмет или процесс назвали именно так, т.е. выяснить этимологию термина и его смысловое значение – выделение главных признаков соответствующему термину понятия или процесса. По сути, выполняя подобные задания, дети должны ответить на вопрос: почему микроскоп назвали микроскопом, мышцу – мышцей, скелет – скелетом, орган – органом и так далее. Терминологическая работа проводится систематически, значение термина либо выясняем на уроке с помощью словарей, либо дети это делают дома самостоятельно. Нужно отметить, что данная работа не вызывает обычно затруднений, дети выполняют подобные задания с интересом. Если в дальнейшей работе этот термин дети будут часто использовать, то в таких случаях для концентрации информации используем либо идеографическое письмо (объект изображается с помощью знаков – идеограмм), либо прибегаем к консонантному письму (из слова удаляются гласные буквы, если слово начинается с гласной буквы, то она сохраняется. Например, корневая система записываем крнв сстм, стебель – стбл и т.д.).

Когда ученики достаточно хорошо владеют осознанным чтением, перехожу к более сложным умениям работы с текстом – быстро прочитать его, понять, найти главные мысли, разделить текст на части и озаглавить их, составить краткий план, придумать несколько вопросов к тексту. При работе с текстом самые большие трудности у учеников возникают по составлению плана параграфа или другой текстовой информации из дополнительных информационных источников. Очень часто пункты плана не отражают содержания, не связаны логически друг с другом по смыслу, упускают некоторые главные мысли, при оглавлении частей текста используются вопросительные предложения. По своему же плану школьник не может пересказать содержание. Поэтому работа по формированию деятельности по составлению плана начинается ещё с 6 класса с наиболее подходящих для этого параграфов, где материал излагается последовательно и логично. В ходе совместной работы дети учатся делить текст на отдельные фрагменты, выделять их основную идею и озаглавливать. Для составления плана не обязательно использовать текст всего параграфа, это может быть логически завершенная часть параграфа или дополнительный материал, который заранее распечатывается на отдельных листах и раздаётся индивидуально на парты. Главное, чтобы предлагаемый материал для составления плана был доступен для понимания, построен логично и чтобы дети могли его самостоятельно разделить на смысловые части.

При работе с тексом для составления плана предлагается ученикам следующий алгоритм:

1-й этап – составление введения:

  • прочитай текст;
  • выясни, какие события или явления описаны в тексте, в чём заключается их значимость, объясни область (цель) их применения;
  • прочитай вопросы, изложенные в начале параграфа; если они отсутствуют, то сформулируй их сам;
  • сформулируй основную мысль текста в одном предложении.

2-й этап – разработка выводов:

  • подумай и ответь на вопросы, сформулированные ранее;
  • одной фразой изложи выводы по данному тексту.

3-й этап – составление плана:

  • раздели текст на смысловые части (каждая часть обычно затрагивает одну сторону проблемы) ;
  • озаглавь каждую часть;
  • просмотри план и убедись, что он охватывает весь текст от введения до выводов.

Применение данного алгоритма на уроках следует вводить дозировано, постепенно проpaбатывая с учениками все позиции алгоритма. Для подобной работы на начальном этапе необходимо отбирать текст, небольшой по объёму, но постепенно его усложняя, а подобные задания пpaктиковать систематически. В 6–7-х классах можно давать шаблоны для формулировки вопросов (например: назовите…, перечислите…, расскажите своими словами…, объясните…, в каком году…, сравните…, закончите фразу..., что вы узнали…, дайте определение…, как называют…, что произойдет, если …, к какому типу…, кто из учёных…, докажите…, что такое …, почему… и т. д. ). Грамотно поставленный вопрос и поиск ответа формирует культуру мышления, концентрирует внимание учащихся на основных понятиях темы, побуждает желание высказаться, учит прислушиваться к слову и облекать свои мысли в словесную форму.

В старших классах при работе с текстом можно использовать такую форму работы, как составление резюме:

– внимательное чтение (подчеркнуть важные термины, отметить значимые моменты текста, проанализировать связь между словами и фразами, обозначить слова, связывающие части текста) ;
– исключение лишнего (исключить из текста всё второстепенное – бесполезные повторы, парафразы, плеоназмы; оставить только те термины, которые необходимы для выражения главных мыслей) ;
– составить план (записать последовательно основные идеи текста, при этом равномерно распределяя информацию). С учениками заранее можно обговорить, сколько слов будет в каждой строке или сколько предложений по каждой части плана и максимальное количество слов в предложении.

При внимательном чтении для эффективного чтения и размышления эффективно использовать такой приём маркировки текста, как метод “инсерт”:

  • знак “галочка” (V) – “я это знал”;
  • знак “плюс” (+) – “для меня это новая информация”;
  • знак “минус” (-) – “я ошибался, т.е. думал по другому”;
  • знак “вопрос” (?) – “информация непонятна, либо интересна для дальнейшего изучения”;
  • знак “восклицательный знак” (!) – “интересная информация, хотелось бы узнать о ней больше”.

При использовании метода “инсерт” возможно заполнение таблицы, где каждая графа обозначается определенным знаком – пометкой.

V

(знакомая информация)

(ошибался, т.е. думал по другому)

+

(новая информация)

?

(неясно, есть вопросы)

!

(хочу узнать больше)

   

В основном ученики ставят знак “плюс”, реже “галочка”, очень редко “вопрос”, знак “минус” пpaктически не встречается.

В 8-м классе при изучении курса анатомии на уроках продуктивно использование “концептуального кубика”. Сделать его несложно, это обычный кубик, на гранях которого написаны вопросы:
– как это выглядит (т.е. опишите) ;
– на что это похоже и чем отличается (т.е. сравните) ;
– из чего это сделано (т.е. разложите на составные части) ;
– для чего это можно использовать (т.е. ассоциируйте) ;
– хорошо это или плохо;
– где это можно встретить.

Важно, чтобы ученик работал эффективно с информацией не только в школе, но и при работе над домашним заданием, отpaбатывая те же действия, что и на уроке, используя доступную по возрасту информацию.



Комментарии:

Элективный курс "Резервы человеческой психики"


    Элективный курс "Резервы человеческой психики"

      Представляемый элективный курс - пример того, как такая наука, как психология, может быть привлечена для непосредственной пpaктической помощи человеку, решающему свои повседневные, порой очень трудные жизненные задачи. Динамизм эпохи и новая структура общества привели к тому, что у современного человека "список проблем" становится все длиннее: гиподинамия, избыток информации, недостаток эмоциональных контактов, большой процент суицида среди молодежи, алкоголизм, наркомания, психические заболевания и т.д. Содержание курса позволяет учителю выбрать различные методы проведения занятий: от лекционных и пpaктических до самостоятельной подготовки учащимися....

24 04 2024 18:25:35

Урок-путешествие "Грибы вокруг нас". 6-й класс

Цель урока: познакомить ребят с царством грибов, их разнообразием, строением и применением; развивать умения работать с микроскопом, находить нужный объект, наблюдать, фиксировать результаты. В ходе урока рассматриваются все группы грибов, их особенности....

23 04 2024 3:17:40

Изменение питательных веществ в кишечнике


    Изменение питательных веществ в кишечнике

      При изучении темы "Изменение питательных веществ в кишечнике" целесообразно подробно остановиться на изучении действия ферментов сока поджелудочной железы и кишечного сока. Для решения познавательной задачи используется технология модульного обучения. В ходе отчета учеников, рассказа и обобщения учителя формируются основные знания учащихся о функциях кишечника в единстве со строением, о значении толстого кишечника, о взаимосвязи органов пищеварения....

22 04 2024 12:15:31

Урок-проект ""Нет" скажем вредным привычкам"


    Урок-проект ""Нет" скажем вредным привычкам"

      Урок расширяет представление о здоровом образе жизни, формирует умение систематизировать и анализировать информацию, полученную на уроках биологии и из средств массовой информации. В ходе урока развивается творческое мышление, воспитывается чувство ответственности за свое здоровье и окружающих людей....

21 04 2024 6:56:28

Урок по теме "Жизнь морей и океанов". 5-й класс


    Урок по теме "Жизнь морей и океанов". 5-й класс

      Знакомство с обитателями морей и океанов пятиклассники осуществляют через игру, которая позволяет на высоком эмоциональном уровне познать научный материал по теме «Жизнь морей и океанов». ...

20 04 2024 5:50:21

Круговорот веществ в биосфере

Материал урока тесно связан с уроками химии и географии. Использование презентации обеспечивает привлечение интереса к изучению данной темы. На первом этапе урока школьники знакомятся с выдающимся русским ученым, академиком, основоположником науки геохимия, создавшим учение о биосфере Земли, В.И. Вернадским. Презентация «Роль живых организмов в биосфере» обобщает и дополняет знания учащихся об экосистемах....

19 04 2024 13:16:43

Урок на тему "Роль грибов в природе и жизни человека". 6-й класс


    Урок на тему "Роль грибов в природе и жизни человека". 6-й класс

      Цель урока: активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии. В уроке отражена групповая работа (метод «мозгового штурма») по заданной схеме с заданиями, позволяющими применять учащимися знания, приобретенные ранее, а также обобщить тему «Грибы». В уроке представлен опыт работы по формированию поисковых, информационных умений, развивающих навыки самостоятельной деятельности....

18 04 2024 5:26:29

Разработка занятия по блочно-модульной технологии с использованием цифровых образовательных ресурсов. Тема "Корень"


    Разработка занятия по блочно-модульной технологии с использованием цифровых образовательных ресурсов. Тема "Корень"

      В представленной разработке главный принцип - максимальная самостоятельность учащихся в познавательном процессе при организации разнообразия видов деятельности. Используя данную методику, можно проектировать индивидуальную образовательную траекторию учащегося, позволяющую осуществлять самообучение, регулировать не только темп работы, но и содержание учебного материала. ...

17 04 2024 22:39:37

Класс насекомые. Общая хаpaктеристика


    Класс насекомые. Общая хаpaктеристика

      При изучении общей хаpaктеристики насекомых проводится лабораторная работа "Внешнее строение насекомого", к которой разработана инструктивная карта, позволяющая формировать у учащихся основы исследовательской деятельности. Проблемные вопросы активизируют мыслительную деятельность учащихся, а также развивают познавательный интерес к этой работе....

16 04 2024 6:46:34

Использование народного творчества, фольклора на уроках биологии


    Использование народного творчества, фольклора на уроках биологии

      В учебно-воспитательном процессе необходимо использовать только те пословицы, терминология которых понятна современному школьнику. Кроме включения в содержание курса «Биология» народных пословиц и поговорок, целесообразно кратко рассказывать о народных праздниках, например: «Проводы зимы», «Масленица» и т.д....

15 04 2024 15:54:16

Интегрированный урок по биологии и литературе "Как Слово много может рассказать"


    Интегрированный урок по биологии и литературе "Как Слово много может рассказать"

      Особенностью современного этапа обучения в школе является огромный поток информации, предлагаемой учащимся для усвоения. Как ориентироваться человеку в условиях «информационного бума»? Существует комплекс общеучебных приёмов и методов, способствующих эффективной работе учащихся с различной информацией. С некоторыми из них можно познакомиться на уроке информационной культуры....

14 04 2024 16:47:17

Группы крови и резус-фактор. Методы определения и совместимость

Группы крови и резус-фактор. Методы определения и совместимость Группы крови – это иммунологические свойства крови, которые хаpaктеризуются наличием или отсутствием на поверхности эритроцитов агглютиногенов A и B, а в сыворотке крови - агглютининов α и β....

13 04 2024 4:44:53

Внеклассное мероприятие по биологии с элементами экологии "Счастливый случай"


    Внеклассное мероприятие по биологии с элементами экологии "Счастливый случай"

      Целью данной игры является обобщение знаний по биологии и экологии, которую учащиеся накопили за курс основной школы. Для игры создается две комaнды из учащихся 7–9-х классов. Игра состоит из нескольких гeймов, где учащимся предлагаются различные задания, которые требуют и конкретных знаний от ребят, а также задания-угадайки, которые проверяют догадливость учащихся. ...

12 04 2024 16:52:29

Использование метода проектов и ИКТ на уроках информатики и биологии


    Использование метода проектов и ИКТ на уроках информатики и биологии

      В своей работе мы хотим поделиться опытом, как применение ИКТ помогает на уроках биологии. Приводим пример урока по природоведению «Вселенная» с применением компьютерной презентации, а также рассказываем о том, где взять материал к уроку, если на подготовку отводится очень мало времени. Выход мы видим в привлечении к работе учеников, которые в ходе выполнения проектов на уроке информатики создадут огромную базу материалов в помощь учителям-предметникам. В нашей работе приводятся также проектные работы учеников, которые будут хорошей поддержкой как ученикам, так и учителям....

11 04 2024 3:48:18

Использование приема эвристической беседы на учебном занятии-лекции "Эволюция человека"

Знание студентами медицинских колледжей и медицинских училищ темы «Эволюция человека» важно как с позиций формирования мировоззрения, так и востребованности знаний в будущей профессии. В работе показана эффективность использования приема эвристической беседы для достижения образовательных целей занятия; рассмотрена методическая реализация представленного технологического приема; приведен анализ выполненных студентами проверочных работ....

10 04 2024 15:17:44

Разработка урока "Лишайники". 7-й класс


    Разработка урока "Лишайники". 7-й класс

      Существуют удивительные организмы, которые занимают особое место в органическом мире. Их слоевище представлено гифами грибницы, обеспечивающей организм водой и минеральными солями, а одноклеточные водоросли обеспечивают их органическими веществами. Они называются лишайниками....

09 04 2024 16:37:30

Размножение, рост и развитие организмов. 6-й класс

Представлен обобщающий урок биологии в 6-м классе, на котором учащиеся не только систематизируют и обобщают знания по теме «Размножение, рост и развитие организмов», но и задумываются о месте человека в системе живой природы и его роли для всего живого....

08 04 2024 23:58:10

Знакомьтесь, наши наслеги


    Знакомьтесь, наши наслеги

      Урок знакомит учащихся с природными и культурными достопримечательностями наслегов родного района, воспитывает у учащихся чувство любви к родному городу, формирует национальное самосознание....

07 04 2024 16:52:32

Модульно-блочная система обучения как средство формирования самостоятельного творческого мышления учащихся


    Модульно-блочная система обучения как средство формирования самостоятельного творческого мышления учащихся

      Известно, что учащиеся, достаточно качественно освоившие теоретическое содержание школьной программы, не всегда оказываются способны к самостоятельному, творческому мышлению. Даже хорошо успевающие ученики нередко имеют нейтральное и даже резко негативное отношение к самому процессу познавательной деятельности. Обучение, концентрирующее внимание только на запоминании фактов, тормозит развитие творческой личности. Одним из важных условий развития творческого мышлению является постепенное увеличение степени самостоятельности учащихся в выполнении заданий. ...

06 04 2024 7:20:33

Технология составления генологического древа


    Технология составления генологического древа

      Изучение внешних (фенотипических) признаков не теряет своей актуальности до сих пор. Наверное, каждый из людей задавался вопросом, на кого он или она похож или похожа. Или, например, родители новорожденного ребенка спорят о том, чьи из них фенотипические данные малыш унаследовал. Изучение фенотипических признаков играет немаловажную роль и при установлении родства, ведь у кровных родственников хоть в какой-то мере есть схожесть во внешности. Эта работа поможет вам создать свое родословное древо....

05 04 2024 16:34:42

Интегрированное занятие по теме "Теория информации. Информационные процессы"


    Интегрированное занятие по теме "Теория информации. Информационные процессы"

      Предлагаемое занятие иллюстрирует реализацию не только межпредметных связей через использование компьютера в демонстрационном режиме (компьютер на учительском столе + проектор для показа презентации и анимационных моделей, имитирующих биологические процессы), но и содержательных связей биологии и информатики через изучение процессов кодирования, хранения, использования информации. В занятии представлены составленные авторами интегрированные задачи и приведено их решение....

04 04 2024 8:40:13

Урок-семинар "Генетика и медицина"


    Урок-семинар "Генетика и медицина"

      На уроке-семинаре идет ознакомление учащихся с основами медицинской генетики и ее ролью в здравоохранении; развиваютя представления учащихся о биосоциальной сущности человека. В ходе урока учащиеся совершенствуют навыки обобщения материала, умения выделять главное и систематизировать знания; развивают речь, повышают культуру общения....

03 04 2024 8:12:43

Урок географии. 6-й класс. "Гидросфера"


    Урок географии. 6-й класс. "Гидросфера"

      Урок разработан в соответствии с учебно-методическим комплектом «Сферы». Разработка включает конспект урока, презентацию, интеpaктивный тест и опережающие домашние задания к теме. Презентация является организационным инструментом учителя, отражает основной материал урока, представляет образцы схем, записей детей в тетрадях. ...

02 04 2024 20:49:16

Сценарий урока-конкурса по экологии и биологии в 8–9-х классах (биоценоз - болто)


    Сценарий урока-конкурса по экологии и биологии в 8–9-х классах (биоценоз - болто)

      Человек в своей деятельности активно использует природные богатства, и очень часто он делает это, не зная законов природы, а незнание их приводит к непоправимым последствиям. Поэтому учащиеся должны знать и понимать естественные основные процессы, которые обеспечивают устойчивую целостность природы в границах биосферы. Данный урок позволит учащимся по-новому взглянуть на известные явления живой природы, повысит мотивацию обучения, расширит кругозор....

01 04 2024 16:49:10

Разработка урока по биологии по теме "Особенности строения и жизнедеятельности члeнистоногих. Класс Paкообразные"


    Разработка урока по биологии по теме "Особенности строения и жизнедеятельности члeнистоногих. Класс Paкообразные"

      На уроке учащиеся знакомятся с особенностями строения члeнистоногих как более сложноорганизованных животных по сравнению с кольчатыми червями. Узнают о многообразии и особенностях организации класса Paкообразных....

31 03 2024 12:21:44

Нестандартный урок биологии по теме "«Подарки» природе от человека"


    Нестандартный урок биологии по теме "«Подарки» природе от человека"

      Данная разработка предлагает проведение нестандартного урока с целью ознакомить учащихся с основными экологическими проблемами, показать зависимость всего живого от деятельности человека. На уроке использованы элементы театрализации, творческие отчеты групп, лабораторный пpaктикум. ...

30 03 2024 23:55:29

Как научить детей биологии. Урок "Сад в классной комнате"

Как научить биологии? Вызвать к ней интерес. Для этого, по-моему, учитель должен руководствоваться принципом: если можно сделать, то почему не сделать? Проведение экспериментов, реализация проектов, взаимосвязь урочной и внеурочной деятельности, демонстрация пpaктической значимости предмета, - вот основные методы достижения данной цели....

29 03 2024 16:54:12

Вирусы


    Вирусы

      При обучении биологии использование компьютера эффективно на уроках изучения нового материала, при отработке умений и навыков (обучающее тестирование), при проверке знаний учащихся, а также во время проведения биологического пpaктикума. В статье я представляю свой опыт использования ИТ на уроке биологии по теме "Вирусы"....

28 03 2024 23:32:39

Воспитание школьников при обучении биологии

В процессе усвоения биологии учащиеся овладевают учебными знаниями, умениями и навыками, что способствует повышению уровня их познавательной самостоятельности. Усвоение учащимися системы биологических знаний – необходимое условие формирования их мировоззрения, гигиенического, пoлoвoго, экологического, трудового и нравственного воспитания....

27 03 2024 19:17:41

Формирование здорового образа жизни на уроках биологии


    Формирование здорового образа жизни на уроках биологии

      Тема здоровья сегодня приобретает особую значимость для школы. Она должна звучать повседневно: и в ходе обычных уроков, и на внеклассных занятиях, и во время экскурсий в природу или работы на пришкольном участке, на специальных лекциях и беседах, при индивидуальном общении с учащимися, на родительских собраниях. ...

26 03 2024 12:20:31

Животный мир и хозяйственная деятельность человека


    Животный мир и хозяйственная деятельность человека

      Материал урока раскрывает актуальность проблемы охраны животного мира, показывает связь между животным миром и хозяйственной деятельностью человека....

25 03 2024 9:29:28

Нервная система. 8-й класс


    Нервная система. 8-й класс

      Урок помогает повторить строение и функции нервной системы, развивать умение сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать и делать выводы, развивать навыки самостоятельной работы с учебным материалом....

24 03 2024 11:26:16

Обобщающий урок по биологии в 8-м классе по теме: "Кровь и кровообращение"


    Обобщающий урок по биологии в 8-м классе по теме: "Кровь и кровообращение"

      Использование разных способов контроля позволяет сделать урок интересным, ярким, занимательным и дает возможность каждому ученику проявить свои способности. ...

23 03 2024 21:22:15

Из опыта работы экологического клуба


    Из опыта работы экологического клуба

      Известно, что здоровье человека в настоящее время лишь на 8-12 % зависит от прямого воздействия на организм лекарственных средств. В то же время более чем на 25% оно связано с состоянием окружающей среды. Живые растения и выделенные из них эфирные масла занимают важное место в улучшении воздушной среды мест, где работает, учится и отдыхает человек. Их применение как по отдельности, так и совместно позволяет не только подавить вредную микрофлору воздуха: патогенные бактерии, грибы, вирусы; улучшить химический состав воздуха, увеличивая количество О2 и уменьшая СО2, и физическое состояние его молекул, ионизируя их, повышая содержание легких отрицательных ионов со снижением тяжелых, что необходимо для здоровья человека....

22 03 2024 13:40:31

Развитие общеучебных умений и навыков на уроках биологии (10-й класс)


    Развитие общеучебных умений и навыков на уроках биологии (10-й класс)

      Урок поможет при создании общего представления о строении эукариотической клетки на основе раскрытия мембранного принципа; формированию знаний о строении и функциях главных частей клетки....

21 03 2024 4:32:54

Организация школьного воспитательного прострaнcтва в отдельно взятом кабинете


    Организация школьного воспитательного прострaнcтва в отдельно взятом кабинете

      Задачи образования в современных условиях невозможно решить, используя устаревшие методы обучения. Все больше возрастает роль хорошо организованной учебной деятельности учащихся на уроке, деятельности, помогающей учащимся самим осваивать приемы работы с натуральными объектами, микроскопами и другими приборами, отбирать нужные им знания....

20 03 2024 17:21:42

Внеклассное мероприятие по биологии "Сказка, как Иван-царевич Змея Горыныча победил"


    Внеклассное мероприятие по биологии "Сказка, как Иван-царевич Змея Горыныча победил"

      Сценарий сказки можно использовать при подготовке внеклассного мероприятия по биологии, ОБЖ, классного часа по профилактике курения. ...

19 03 2024 21:48:30

Класс Ресничные черви. Особенности строения и системы органов

Класс Ресничные черви. Особенности строения и системы органов Форма тела ресничных червей продолговатая, иногда в виде листа. Снаружи черви укрыты однослойным ресничным эпителием. Во время взросления реснички теряются, поэтому взрослые особи вовсе их лишены....

18 03 2024 7:22:28

Тема урока: "Рациональное питание"


    Тема урока: "Рациональное питание"

      Автор статьи знакомит учащихся со знаниями о режиме питания, о полезных и "вредных" продуктах, положительной и отрицательной стороне диет; учит оценивать качество некоторых продуктов питания и их экологическую безопасность; воспитывает бережное отношение к своему организму и здоровью через ЗОЖ....

17 03 2024 23:22:40

Интегрированный урок (биология + литература + русский язык) по теме "Как же вы устроены, господин Тело?". 8-й класс


    Интегрированный урок (биология + литература + русский язык) по теме "Как же вы устроены, господин Тело?". 8-й класс

      Урок проводится в форме групповой работы учащихся в трех направлениях: биологическом, лингвистическом, культурологическом и литературном. Целью данного урока является всестороннее развитие учащихся, которому способствует интеграция предметов, повышение их мотивации к овладению знаниями, пробуждение интереса к научной и творческой деятельности....

16 03 2024 5:33:55

Урок по природоведению в 5-м классе по теме "Вулканы" (информационные технологии)


    Урок по природоведению в 5-м классе по теме "Вулканы" (информационные технологии)

      Сочетание на уроке нескольких методов использования ИКТ, которые позволяют активизировать познавательную деятельность учащихся, доступно и интересно воспроизводить новый материал, а также самим включаться в проведение урока. На уроке прослеживается межпредметная связь, позволяющая детям логически мыслить, извлекать нужную информацию из различных источников знаний, обучать приемам работы с картой, воспитывать эстетическое восприятие явлений природы...

15 03 2024 18:14:49

Хвойные растения: хаpaктеристика, представители и значение

Хвойные растения: хаpaктеристика, представители и значение Название дано растениям за игловидные (чешуевидные) листья — хвою, расположенную на укороченных побегах поодиночке или собранную в пучки....

14 03 2024 4:34:48

Педагогические аспекты использования цифрового микроскопа в учебном процессе


    Педагогические аспекты использования цифрового микроскопа в учебном процессе

      Применение цифрового микроскопа при изучении биологии способствует повышению эффективности и информативности занятий, переходу от репродуктивной передачи знаний к интенсивной творческой дискуссии педагога с учениками, проведению совместных исследований, выполнению учащимися самостоятельных исследовательских проектов разного уровня сложности....

13 03 2024 11:45:59

Здоровье человека и новогодняя кухня Кавказа


    Здоровье человека и новогодняя кухня Кавказа

      Урок построен на региональном материале – изучении гастрономических привычек народов Северного Кавказа. Дети в преддверии новогоднего праздника знакомятся не только с новогодними национальными блюдами, но и выясняют влияние особенностей кухни Кавказа на состояние здоровья людей. У учащихся развиваются пpaктические навыки по здоровому питанию; воспитывается культура отношения к национальным традициям....

12 03 2024 8:43:41

Общая хаpaктеристика члeнистоногих. Особенности внешнего строения paкообразных на примере речного paка


    Общая хаpaктеристика члeнистоногих. Особенности внешнего строения paкообразных на примере речного paка

      Материал урока для 7-го класса знакомит учащихся с общими признаками члeнистоногих, особенностями строения paкообразных на примере речного paка, позволяет рассмотреть черты приспособленности paкообразных к среде обитания....

11 03 2024 9:54:28

Формирование научно-исследовательской деятельности учащихся средствами экологического образования


    Формирование научно-исследовательской деятельности учащихся средствами экологического образования

      Научно-исследовательская деятельность позволяет приобретать новые знания и применять их на пpaктике, формировать активную позицию учащихся. Как поддержать талантливых умных детей? Решение проблемы – организация исследовательской деятельности детей во внеурочное время учителем и консультантом – преподавателем вуза в кружке, которые помогают учащимся участвовать в российской научно-социальной программе для молодежи и школьников «Шаг в будущее» со своими научными работами....

10 03 2024 18:20:24

Открытый урок по теме: "Тип круглые черви"


    Открытый урок по теме: "Тип круглые черви"

      На уроке формируются знания о строении, процессах жизнедеятельности, образе жизни, приспособленности круглых и плоских червей к среде обитания; развиваются умения выделять главное, сравнивать, самостоятельно работать с учебником, литературой, дидактическим материалом; осуществляется гигиеническое воспитание. Средствами обучения являются таблицы, иллюстрации, дидактические тетради и карточки, видеофильм. В ходе урока используются следующие методы: рассказ, беседа, игры, самостоятельная работа, просмотр видеофильма. Обучающиеся решают биологические задачи, заполняют таблицу, делают сообщения. ...

09 03 2024 10:49:21

Тема урока: "Космическая роль растений"


    Тема урока: "Космическая роль растений"

      Урок представлен как групповой урок, целью которого является доказательство космической роли растений. После повторения процесса фотосинтеза учащиеся разбиваются на группы. Каждой группе дается карточка с вопросами о роли растений, на которые ученики должны самостоятельно найти ответ в учебнике, каждая группа объясняет свои ответы классу и делает вывод. В заключение работы ученики отвечают на вопросы теста....

08 03 2024 10:39:17

Урок-исследование по теме "Плоды". Раздел биологии 6-го класса


    Урок-исследование по теме "Плоды". Раздел биологии 6-го класса

      Урок способствует развитию творческих способностей учащихся. Весь урок проходит без использования учебника. Кроме учителя, на уроке с новой информацией выступают ученики, которые заранее получили задание. На уроке развиваются пpaктические навыки, ведется постановка проблемных вопросов, на которые ученики должны самостоятельно дать ответы. Дети получают необходимую информацию о пользе плодов, при употрeблении их в пищу....

07 03 2024 1:55:54

Ткани растений ЕГЭ biologia's Blog

Ткани растений  ЕГЭ biologia's Blog «Ткани растений» — одна из сложных, но и одна из основополагающих тем Ботаники.  ЕГЭ часто встречаются вопросы именно на эту тему. Во многих учебниках и пособиях она дается поверхно…...

06 03 2024 3:47:49

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::