Подготовка к ЕГЭ по биологии с учетом особенностей составления заданий > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Подготовка к ЕГЭ по биологии с учетом особенностей составления заданий


    Подготовка к ЕГЭ по биологии с учетом особенностей составления заданий

На качество преподавания наряду с другими сторонами учебного процесса влияет оценка образовательных достижений учащихся, важным элементом оценки служит единый экзамен.

Оценка с помощью баллов, используемая наряду с другими оценками, говорит не только о том, насколько хорошо проходит обучение, но и делает эту хаpaктеристику более точной. Тест по биологии, в отличие от вопросов в билетах, включает большое число разнообразных заданий за основную и старшую школу и позволяет охватить проверкой основное содержание курса биологии, выявить уровень овладения учащимися знаний и различными видами учебной деятельности. С точки зрения психологии, тестирование исключает отрицательное воздействие экзаменатора на учащегося.

Для успешного выполнении заданий части А и В необходимо учащимся учитывать особенности тестовых заданий., так как при составлении заданий контрольно-измерительных материалов используются тесты достижений.

Тесты достиженийэто стандартизированный тест, измеряющий то количество знаний, которое ученик усвоил в данной области. Они наиболее часто используются на уроках для проверки знаний учащихся и применяются в едином государственном экзамене. В тестах для пpaктических целей достаточно разграничить свободную форму ответов и форму, предполагающую выбор ответа из нескольких предложенных ответов. Если сюда добавить наиболее употрeбляемые формы заданий, то получится следующая классификация:

1. Формы, предполагающие выбор ответа (закрытого типа)

  • альтернативные формы;
  • выбор ответа;
  • установление связи;
  • установление правильной последовательности.

2. Свободная форма ответа (открытого типа)

  • тексты с пропусками;
  • задания на дополнение;
  • краткий ответ;
  • микросочинения.

Для проведения ЕГЭ в форме тестирования разpaбатываются контрольно-измерительные материалы, в которых задания позволяют выявить уровень овладения учащимися наиболее существенными знаниями на базовом, повышенном и высоком уровне сложности.

Задания базового уровня сложности предназначены для проверки за основную и старшую школу и требуют выбора одного ответа из четырех. Это чрезвычайно подвижная форма заданий, получившая распространение благодаря машинному способу обработки данных. Схему построения этой формы заданий можно определить следующим образом:

Постановка задания О единстве органического мира свидетельствует:
Набор ответов Решение : 1) клеточное строение организмов всех царств
  Дистpaкторы: 2) наличие ядра в клетках всех живых организмов;

3) разнообразие организмов, населяющих Землю;

4) объединение организмов всех царств в систематические группы.

Для заданий данной формы применяются несколько принципов композиции заданий.

Первый принцип композиции заданий – принцип противоположности, при котором подбирают ответы – антонимы.

Например: Вымирание большинства древних папоротников произошло в результате:

  1. их поедания животными;
  2. чрезмерного использования папоротников человеком;
  3. понижения температуры и влажности воздуха;
  4. повышения температуры и влажности воздуха.

При анализе ответов три и четыре виден как раз принцип противоположности, ответить можно, вспомнив особенности папоротников и их зависимость от воды.

Второй принцип композиции заданий (внешне похож на первый) – принцип противоречия. Он отличается логической основой – один ответ (понятие) указывает на некоторый признак, а второй ответ этот признак отрицает.

Например: Вирусы выделяют в особую группу, так как они:

  1. не имеют клеточного строения;
  2. имеют клеточное строение;
  3. не способны синтезировать белки;
  4. способны синтезировать белки.

Две пары ответов показывают наличие или отсутствие признака, что соответствует принципу противоречия.

Третий принцип композиции заданий – принцип классификации – предполагает подбор таких ответов, которые не противостоят один другому, а отображают стороны явления, процесса, но один из них правильный, а другие – дистpaкторы (неверные ответы).

Например: Какая функция отсутствует у листьев растений:

  1. образование органических веществ из неорганических;
  2. испарение воды;
  3. поглощение воды и минеральных солей;
  4. поглощение кислорода и углекислого газа.

Три ответа отображают функции листьев, но они неправильные, так как вопрос сводится к отсутствующей функции листьев.

Четвертый принцип композиции формулирования тестовых заданий – принцип кумуляции – предполагает применение следующего ответа, вобравшего в себя содержание первого. В этом случае следующий ответ приобретает дополнительную информацию.

Например: Система органов –

  1. органы одного происхождения;
  2. органы с одинаковым строением;
  3. органы, выполняющие одну функцию;
  4. органы одного происхождения со сходным строением и функциями.

Задания части А единого государственного экзамена с использованием принципа кумуляции часто встречаются и трудны для ответа именно по причине правильности нескольких ответов, учащимся необходимо выбрать наиболее полный ответ.

Пятый принцип формулирования заданий с двумя ответами – сочетательный. В каждом ответе может быть сочетание двух или трех признаков.

Например: Какие классы относятся к типу хордовых:

  1. Головоногие и Земноводные;
  2. Брюхоногие и Paкообразные;
  3. Птицы и Млекопитающие;
  4. Насекомые и Двухстворчатые

Или еще пример: Признаки, отличающие животных класса Земноводные от других позвоночных,

  1. пятипалые конечности и дифференцированный позвоночник;
  2. органы дыхания – легкие и наличие клоаки;
  3. гoлая слизистая кожа и наружное оплодотворение;
  4. замкнутая кровеносная система и двухкамерное сердце.

Принцип сочетательный, также как и принцип кумуляции, широко применяется при составлении тестовых заданий, только хорошее знание темы позволит учащимся найти правильный ответ.

Задания повышенного уровня сложности контролируют овладение учащимися более сложным содержанием. Задания этой группы требуют сложной умственной активности и ориентированы на проверку овладением учащимися различными видами учебной деятельности: умения проводить сравнение, объяснять факты, делать выводы, выявлять причины и следствия, узнавать по описанию технологию проведения наблюдений, опытов. В эту группу входят задания нескольких типов: с выбором одного или нескольких ответов, на сопоставление и установление последовательности процессов и явлений природы, с кратким свободным ответом. Задания с выбором ответа включаются отрицание, требуют сравнения, работы со схемой, рисунком и других видов учебной деятельности.

Задания с содержанием отрицания требуют более сложной мыслительной деятельности.

Например: К эукариотам не относят клетки:

  1. растений;
  2. животных;
  3. бактерий;
  4. грибов.

Например: Определите неверное утверждение: В результате ароморфоза организмов происходит:

  1. общий подъем организации;
  2. повышение интенсивности жизнедеятельности;
  3. возникновение крупных изменений;
  4. формирование частных приспособлений.

Нахождение неверных ответов – наиболее сложный вид заданий для учащихся, так как они не всегда дочитывают вопрос и определяют правильный ответ не на отрицание утверждения. Не зря такие задания относятся к заданиям повышенного уровня сложности.

Не менее сложной мыслительной деятельности требуют задания с выбором нескольких правильных ответов из шести. Задания такого типа входят в часть В, учащиеся должны проанализировать все шесть ответов, найти среди них верные и записать ответы:

Например: Растения семейства лилейные можно узнать по:

А) цветкам трехчлeнного типа с простым околоцветником;
Б) цветкам пятичлeнного типа с двойным околоцветником;
В) видоизмененным наземным побегам в виде луковиц и корневищ;
Г) видоизмененным побегам в виде усов и лазающих стeблей;
Д) образованию плодов – ягода или коробочка;
Е) образованию плодов – орех или стручок.

Ответ: АВД.

Например: Каковы свойства, строение и функции в клетке полисахаридов?

А) выполняют структурную и запасающую функции;
Б) выполняют каталитическую и трaнcпортную функции;
В) состоят из остатков молекул моносахаридов;
Г) состоят из остатков молекул аминокислот;
Д) растворяются в воде;
Е) не растворяются в воде.

Ответ: АВЕ.

В заданиях части В есть задания на установление соответствия между элементами двух множеств.

Например: Установите соответствие между кровеносными сосудами и направлением движения крови в них.

Кровеносные сосуды

1) вены малого круга кровообращения
2) вены большого круга кровообращения
3) артерии малого круга кровообращения;
4) артерии большого круга кровообращения.

Направление движения крови

А) от сердца
Б) к сердцу

 

Ответ: ББАА.

Например: Установите соответствие между процессами пищеварения и отделами пищеварительного канала, в которых они протекают.

Процессы пищеварения

1) обработка пищевой массы желчью;
2) всасывание основной части воды;
3) расщепление белков и некоторых видов жиров
4) интенсивное всасывание питательных веществ ворсинками;
5) расщепление клетчатки;
6)завершение расщепления белков, углеводов, жиров.

 Отделы пищеварительного тpaкта

А) желудок
Б) тонкая кишка
В) толстая кишка
 

 

Ответ: БВАБВБ

Усложнить задания можно, поменяв цифры и буквы между элементами двух множеств.

Тестовые задания на установление правильной последовательности предназначены для оценки уровня владения последовательностью действий, этапов, процессов. Такие тесты тоже отражают повышенный уровень сложности.

Например: Установите последовательность расположения слоев на распиле дерева, начиная с наружного:

А) луб;
Б) камбий;
В) сердцевина;
Г) древесина;
Д) пробка

Ответ: ДАБГВ.

Установите последовательность соподчинения систематических категорий у животных, начиная с наименьшей:

А) семейство Волчьи;
Б) класс Млекопитающие;
В) вид обыкновенная лисица;
Г) отряд Хищные;
Д) тип Хордовые;
Е) род Лисица

Ответ: ВЕАГБД.

При обобщении знаний учащихся по темам можно использовать знания принципов составления тестовых заданий для самостоятельного составления заданий части А и В самими учащимися. Такая пpaктика является очень полезной, помогает учащимся самим разбираться в особенностях составления тестов, использовать это для анализа контрольно-измерительных материалов при подготовке к ЕГЭ, анализировать составление заданий другими учащимися.

Задания со свободным кратким ответом контролируют уровень усвоения одного элемента знаний, требуют от учащихся умения самостоятельно четко, кратко, по существу вопроса письменно изложить ответ. Ответ на подобные задания должны сформулировать в виде одного – двух предложений.

Задание С2 относится к заданиям высокого уровня сложности, требует развернутого ответа. Предложенная форма ответа с выбором ошибочных предложений и объяснением ошибки оказалась сложной для ответа выпускников. При нахождении ошибок в тексте указывались только номера ошибочных предложений без объяснения, в чем же состоит ошибочность суждения. Такие ответы могли быть случайными.

Например: При закладке на хранение клубней картофеля их масса к весне уменьшается. Объясните, почему?

В задании важно выделить два вопроса, на которые требуется ответ, именно эти ответы занесены в критерии проверки. Это вопросы о причине уменьшения массы клубня при хранении.

Так как задание С1 оценивается в два балла, то и причин выделяем две. Первая – процесс дыхания ведет к уменьшению массы, вторая причина – испарение воды.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию Баллы
Живые клетки расходуют в процессе дыхания органические вещества и испаряют воду, поэтому масса клубней уменьшается  
Ответ включает названный выше элемент и не содержит биологических ошибок 1
Ответ неправильный 0

Задания со свободным развернутым ответом контролируют освоение нескольких элементов знаний. Они отнесены к высокому уровню сложности, так как требуют установление причинно-следственных связей, взаимосвязей строения и функции биосистем, родства организмов, обоснования мер охраны природы, профилактики заболеваний, умений учащихся выражать собственные позиции, это задания С2-С6

Это задания части С: Объясните, почему при пoлoвoм размножении появляется более разнообразное потомство, чем при вегетативном?

Задания линий С2-С6 оцениваются в три балла, поэтому при ответах необходимо четко выделять критерии сравнения.

Содержание верного ответа Баллы
Элементы ответа:
  1. у потомства при пoлoвoм размножении комбинируются признаки обоих родителей;
  2. причина комбинативной изменчивости – кроссинговер, митоз и случайное сочетание гамет при оплодотворении;
  3. при вегетативном размножении потомки сходны друг с другом, имеют большое сходство с родительским организмом, из соматических клеток которого они формируются
 
Ответ полный, включает все названные элементы ответа, не содержит биологических ошибок 3
Ответ правильный, но неполный. Включает 2 из названных выше элементов ответа или ответ включает 3 из названных элементов ответа, но содержит негрубые биологические ошибки 2
Ответ неполный, включает 1 из названных элементов 1

Задания части С, которые включают задания со свободным ответом повышенного и высокого уровня, требуют письменного ответа, владения умением самостоятельно излагать свои мысли, объяснять факты, использовать их для формулирования вывода, обобщения. При их выполнении экзаменуемый имеет возможность достаточно полно, глубоко выразить свои мысли, проявить умение применять знания в нестандартной ситуации, решать биологические задачи, обосновывать свои взгляды. Поэтому выполнение выпускниками части С наименее успешно, по сравнению с выполнением частей А и В. Выпускники недостаточно владеют умениями письменно излагать свои знания, применять их для объяснения процессов и явлений природы, для решения биологических задач. Ответы выпускников часто многословны, не по существу вопроса, не всегда соответствуют критериям.

Список литературы.

  1. Абрамова Г.А. Экзаменационные материалы для подготовки к единому государственному экзамену. ЕГЭ–2008. Биология. ФГУ “Федеральный центр тестирования”, М., 2007 г.
  2. Гутник И.Ю. Организация педагогической диагностики в профильном обучении. “Каро”. Санкт-Петербург, 2005 г.
  3. Деркачева Н.И., Соловьев А.Г. ЕГЭ 2008. Типовые тестовые задания. “Экзамен”, М., 2008 г.
  4. Ксензова Г.Ю. Оценочная деятельность учителя. Педагогическое общество России, М., 2002 г.
  5. Биология. ЕГЭ. Сборник заданий. “Просвещение”, М., 200 6г.
  6. ЕГЭ. Биология 2007. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся. “Интеллект-центр”, М., 2007 г.
  7. ФИПИ. ЕГЭ 2007–2008. Биология. “Астрель”, М., 2007 г.



Комментарии:

Организация внеурочной деятельности учащихся по биологии


    Организация внеурочной деятельности учащихся по биологии

      Одним из методов обучения, который используется для успешной реализации задач объединения дополнительного образования, является метод проектов. Он помогает органично интегрировать знания учащихся из различных областей при решении одной проблемы, дает возможность применять полученные знания на пpaктике. Проектный метод способствует повышению мотивации, развитию творческой активности и самостоятельности, навыков исследовательской работы и вместе с тем повышает качество образования....

25 11 2025 0:28:49

Круговорот веществ в биосфере: виды, функции и значение

Круговорот веществ в биосфере: виды, функции и значение Углерод вступает в круговорот веществ в биосфере и завершает его в форме углекислого газа. Во время фотосинтеза из атмосферы поглощается диоксид углерода, который превращается фотосинтезирующими организмами в углеводы....

24 11 2025 5:34:53

Обобщение и систематизация знаний как основа развития личности школьника

Основной задачей современной общеобразовательной школы является подведение выпускников к обоснованному выбору будущей профессии, который базируется на системе обобщенных знаний по предметам школьной программы. Это дает выпускнику возможность определить свою профильную подготовку, продолжить образование и получить профессию, в которой он будет успешен....

23 11 2025 13:58:34

Основные этапы развития жизни на Земле


    Основные этапы развития жизни на Земле

      Современный животный мир – результат длительного исторического развития. Первыми на Земле были древние простейшие. От них произошли саркодовые, жгутиковые, споровики. Они представляют одну клетку, в которой осуществляются все процессы жизнедеятельности, целого организма....

22 11 2025 19:19:53

Тема урока: "Видоизменения листьев и корней растений", 6-й класс


    Тема урока: "Видоизменения листьев и корней растений", 6-й класс

      Урок предназначен для учащихся 6-х классов. Для его подготовки были использованы элементы проектной технологии. Элементы игры, компьютерные презентации, составленные учащимися, позволяют учителю поддерживать высокий познавательный интерес учащихся на уроке....

21 11 2025 8:12:14

Советы вредные и полезные


    Советы вредные и полезные

      Сценарий написан как часть внеклассной работы при преподавании курсов природоведения и основ безопасности жизнедеятельности для учащихся 2—4-х классов. Готовят этот спектакль ученики 5—7-го класса в рамках внеклассной работы по природоведению, биологии или ОБЖ. Сценарий несет образовательные и воспитательные функции. ...

20 11 2025 21:44:46

Открытый урок в 6-м классе по теме "Царство Бактерии (Дробянки)"


    Открытый урок в 6-м классе по теме "Царство Бактерии (Дробянки)"

      Цель урока: знакомство с особенностью строения жизнедеятельности бактерий; выяснение значения бактерий в природе и для человека....

19 11 2025 2:17:36

Контрольно-обобщающий урок по теме "Тип члeнистоногие"


    Контрольно-обобщающий урок по теме "Тип члeнистоногие"

      Цели урока: повторить и систематизировать знания о строении, жизнедеятельности члeнистоногих; проверить умения учащихся распознавать изученных животных на рисунках; формировать бережное отношение к окружающей природе....

18 11 2025 3:11:34

Основные направления эволюционного процесса


    Основные направления эволюционного процесса

      Цели урока – изучить основные направления и пути эволюционного процесса, соотношение направлений эволюции, ее необратимость....

17 11 2025 5:23:20

Экскурсия по теме "Земноводные и пресмыкающиеся уголка живой природы"


    Экскурсия по теме "Земноводные и пресмыкающиеся уголка живой природы"

      Экскурсия поможет учителям биологии и экологии, воспитателям, классным руководителям воспитывать у учащихся бережное отношение к природе, сообщить дополнительные сведения о древнейших группах наземных позвоночных животных....

16 11 2025 9:51:23

Единство пассивных и активных структур опopно-двигательной системы человека


    Единство пассивных и активных структур опopно-двигательной системы человека

      Основным условием эффективности обучения на уроке закрепления знаний по опopно-двигательной системе человека является организация самостоятельной деятельности учащихся. Задания с использованием рентгеновских снимков и фотографий спортсменов определяют хаpaктер познавательной деятельности, последовательность учебных операций. В качестве источников информации используются муляжи, плакаты, рисунки и схемы из учебника биологии для 8-го класса....

15 11 2025 23:50:22

Опыт развития творческих способностей на уроках биологии


    Опыт развития творческих способностей на уроках биологии

      В статье рассматривается воспитательная и образовательная роль синквейна, методика составления дидактического синквейна, вариантность использования синквейна на уроках. Умение составлять синквейн – показатель того, что учащиеся знают учебный материал, умеют выделять наиболее хаpaктерные особенности изучаемого явления, процесса. Приведены наиболее удачно созданные, художественно оформленные синквейны....

14 11 2025 10:52:33

Интеллектуальная игра "Восхождение к ЭКО" (10-й кл.)


    Интеллектуальная игра "Восхождение к ЭКО" (10-й кл.)

      Учащиеся восстанавливают в памяти когда-то изученный материал. Используют свои знания в конкретной ситуации, расширяют кругозор. Анализируют, обобщают, используют знания при решении пpaктических задач, переносят знания из одной области знаний в другую. Делают выводы о роли человеческого фактора в экологическом состоянии планеты. ...

13 11 2025 6:16:49

Литературно-биологическое исследование по теме "Отряды насекомых. Стрекозы. Вши. Жуки. Клопы"


    Литературно-биологическое исследование по теме "Отряды насекомых. Стрекозы. Вши. Жуки. Клопы"

      Учащиеся знакомятся с новой информацией. Совершенствуют исследовательские навыки, знания и умения, учатся получать информацию из различных источников, развивают коммуникативные способности в парной и групповой работе....

12 11 2025 0:39:31

Экологическая олимпиада для младших школьников "Уникальная природа Шри-Ланки". 3–4-е классы


    Экологическая олимпиада для младших школьников "Уникальная природа Шри-Ланки". 3–4-е классы

      В течение года занятия проводились по образовательной программе автора "Уникальная природа Шри-Ланки для младших школьников", опубликованной ранее. Олимпиада показывает степень усвоенности материала школьниками, уровень знаний специфики страны, климата, растительного и животного мира....

11 11 2025 8:19:25

Внеклассное мероприятие по биологии. Познавательно-развлекательный праздник "Русское разнотравие"


    Внеклассное мероприятие по биологии. Познавательно-развлекательный праздник "Русское разнотравие"

      Сегодня нравственность - категория наиболее важная как для человека, так для и общества в целом. Но качество это не врожденное, генетический код не передает его из поколения в поколение. Поэтому, утверждая понятия долга, чести, высокоразвитого гражданского самосознания, нельзя забывать, что первична здесь не природа, а воспитание. ...

10 11 2025 7:10:59

Урок-конференция "Многообразие голосеменных"


    Урок-конференция "Многообразие голосеменных"

      Данный урок может быть использован по программе Н.И. Сонина при изучении темы "Многообразие голосеменных". Проведение конференции позволяет обобщить материал по данной теме, дает возможность выставить всем оценки. Дети при подготовке к уроку используют дополнительную литературу....

09 11 2025 9:43:44

Значение опopно-двигательной системы. Строение костей и их состав


    Значение опopно-двигательной системы. Строение костей и их состав

      Урок изучения нового материала в 8-м классе рассчитан как на детей-аудиалов, так и визуалов, используется фронтальный опрос, который помогает ребятам вспомнить ранее изученные понятия и нацеливает их на дальнейшее усвоение нового материала. В начале урока ставится проблема, которая позволяет развивать у учащихся логическое мышление, внимание, основная масса изучаемого материала записывается в виде схем, которые учитель строит в ходе урока вместе с учениками....

08 11 2025 18:53:14

Деление клетки. Митоз

Деление клетки – тема, изучаемая в школе, привлекает внимание учащихся. На примерах можно показать, как развивается клетка. В дальнейшем к этой теме можно будет вернуться при индивидуальном развитии и изучении генетики....

07 11 2025 12:54:45

Инфекционные заболевания человека

Урок-конференция изучает инфекционные заболевания человека, причины их возникновения, распространения, профилактику и лечение....

06 11 2025 3:19:23

Урок–исследование по зоологии на тему "Клетки, ткани и органы"


    Урок–исследование по зоологии на тему "Клетки, ткани и органы"

      Урок проводится с использованием различных методов (презентация, работа в группах, лабораторная), но основной метод – это исследование. Такая форма организации урока зоологии учит наблюдать, видеть, сравнивать и делать выводы. На уроке используется компьютер, микроскопы, лупы, натуральные объекты, готовые препараты и сделанные учащимися. Урок показывает единство происхождения и строения растений и животных. ...

05 11 2025 10:21:26

Интеллектуальная игра по анатомии "Тело человека"


    Интеллектуальная игра по анатомии "Тело человека"

      Игра «Тело человека» является обобщающей, уместна на уроке как промежуточный контроль знаний, закрепления и повторения пройденного, так и на районных предметных неделях для групп талантливых учащихся. Игра состоит из 13 разнообразных этапов. Игру отличают работа с микроскопом, скелетом, ребусами, кроссвордом, терминами и логическими цепочками. Пpaктическая часть в игре посвящена определению артериального давления (используя тонометр)....

04 11 2025 18:52:52

Питание и пищеварение

Урок с использованием ИКТ позволяет сформировать у обучающихся знания о составе пищи, о морфолого-анатомической структуре пищеварительной системы человека, о значении системы органов пищеварения. Он стимулирует творческую активность и эмоциональное отношение к знаниям, способствует развитию любознательности, самостоятельности и гибкости....

03 11 2025 5:31:29

Биология 6 класс Биология

Биология 6 класс  Биология Благополучие человека зависит от жизни других организмов. Задача человека —сохранить жизнь на нашей планете. Для этого нужно знать, какое строение имеют живые...

02 11 2025 19:36:32

Урок по теме "Головной мозг, его строение и функции"

Учащиеся знакомятся с особенностями строения головного мозга, функциями его основных отделов....

01 11 2025 11:42:56

Элективный курс "Тайны живой природы"


    Элективный курс "Тайны живой природы"

      Данный элективный курс предназначен для того, чтобы учащиеся 9-х классов смогли определиться в выборе профессии, связанной с какой-либо отраслью биологической науки (медициной, агрономией, экологией и др.), и соответствующего профиля обучения. Содержание большинства занятий носит проблемный хаpaктер. ...

31 10 2025 7:37:21

Интегрированный урок (биология + литература) «Генетика на службе у революции»


    Интегрированный урок (биология + литература) «Генетика на службе у революции»

      Цель урока: определить суть научных экспериментов по созданию нового типа безупречных граждан в годы революции и гражданской войны; дать представление о сложности и многообразии жизни, в которой за всё приходится отвечать самому. Для анализа представлены следующие произведения: Ч.Айтматов «Тавро Кассандры», роман М,Булгакова «Собачье сердце». На уроке проанализированы исследования Н.Кольцова, А.Богданова, И.Иванова, И.Павлова в области евгеники и экспериментальной биологии....

30 10 2025 20:53:29

Баpaбаном и законом – по сигаретам


    Баpaбаном и законом – по сигаретам

      Автор знакомит учащихся с информацией о курении, влиянии никотина на организм. Развивает критическое отношение к курению....

29 10 2025 18:43:39

Биологическая игра "Мир растений"


    Биологическая игра "Мир растений"

      Биологическая игра предлагается школьникам 6-го класса как обобщающий урок по программе регионального компонента в биологическом образовании. Содержание игры позволит углубить и обобщить знания школьников в области биологии растений Хабаровского края. В процессе игры развиваются творческие способности, интерес и познавательная деятельность школьников, навыки межличностного общения. Воспитать у учащихся любовь к родному краю, желание знать и сохранять его природу - цель игры. ...

28 10 2025 0:15:22

Применение технологии развития индивидуальных творческих способностей (РИТС) на уроках естественного цикла


    Применение технологии развития индивидуальных творческих способностей (РИТС) на уроках естественного цикла

      Автор рассматривает личностно ориентированное построение процесса обучения как средство развития творческих способностей учащихся на уроках биологии в массовой школе. В этой связи особое место и роль в работе отводится формированию познавательных и мыслительных действий, а также самостоятельности в проявлении творческих способностей. ...

27 10 2025 15:30:27

Типы соединения костей. Первая помощь при различных нарушениях целостности скелета

Цель урока: изучить особенности соединения костей, их значение; закрепить изученный материал по строению скелета и особенностям костной ткани; развивать навык оказания первой помощи при различных нарушениях целостности скелета; развивать знания учеников о значении физкультуры, важности соблюдения правил гигиены; осуществлять профессиональную ориентацию, пропаганду ЗОЖ, прививать интерес к изучаемой теме, предмету....

26 10 2025 4:33:32

«Грибы. Общая хаpaктеристика грибов. Шляпочные грибы». 6-й класс


    «Грибы. Общая хаpaктеристика грибов. Шляпочные грибы». 6-й класс

      На уроке учащиеся познакомятся с хаpaктерными признаками грибов, их отличительными особенностями, сформируют представление о строении грибов, типах питания и размножении....

25 10 2025 3:37:47

Формирование профессиональной мотивации школьников в процессе обучения биологии


    Формирование профессиональной мотивации школьников в процессе обучения биологии

      Повысить уровень сформированности профессиональной мотивации школьников можно посредством включения педагогических технологий профориентационной работы в учебно-воспитательный процесс обучения биологии. ...

24 10 2025 6:56:15

Общая хаpaктеристика бактерий - строение, питание, классификация

Общая хаpaктеристика бактерий - строение, питание, классификация Бактерии, трудясь с другими организмами, делают важную химическую работу. Рассмотрим, что же такое бактерия и какая её роль в круговороте веществ в природе....

23 10 2025 10:20:21

"Класс млекопитающие. Отряд приматы"


    "Класс млекопитающие. Отряд приматы"

      Учащиеся знакомятся с многообразием приматов; выявляют их хаpaктерные особенности, признаки высокой организации по сравнению с другими животными; показывают сходство приматов с человеком; формируют бережное отношение к природе, прививают любовь к животным. В помощь учителю представлена презентация. На уроке использованы различные педагогические методы: информационные, фронтальные (вопрос ‒ ответ), игровые....

22 10 2025 7:50:14

Урок биологии по теме "Человек — часть биосферы". 10-й класс


    Урок биологии по теме "Человек — часть биосферы". 10-й класс

      Борьба противоположностей - это основной закон Природы, а что касается парадоксов, то вот что об этом говорит писатель Игорь Росоховатский: "Человек как личность состоит из парадоксов. Сколько бы он ни имел, ему все мало. Это и плохо, и хорошо. Плохо потому, что из-за этого качества он совершает необдуманные поступки, разрушая согласие между Природой. Главной целью данной работы является воспитание нравственного отношения к природе как основе жизни и творческого развития"....

21 10 2025 7:36:55

Урок биологии в 8-м классе с использованием интеpaктивной доски StarBoard (Hitachi) по теме "Свертывание крови"


    Урок биологии в 8-м классе с использованием интеpaктивной доски StarBoard (Hitachi) по теме "Свертывание крови"

      Представленный урок биологии в 8-м классе с использованием интеpaктивной доски Hitachi StarBoard позволяет изучить процесс свертывания крови, его механизмы. Знакомит учеников с заболеваниями, возникающими при нарушении свертывания крови. ...

20 10 2025 22:59:53

Урок биологии. Тема: "Движение крови и лимфы в организме. Органы кровообращения"


    Урок биологии. Тема: "Движение крови и лимфы в организме. Органы кровообращения"

      Цель комбинированного урока: познакомить учащихся со строением органов кровообращения (сосудами и сердцем), а также изучить закономерности движения крови и лимфы в организме человека....

19 10 2025 10:13:31

Урок "Виды корней и типы корневых систем"


    Урок "Виды корней и типы корневых систем"

      Сформировать у учащихся представление о развитии корня из зародышевого корешка, изучить особенности строения корневых систем двудольных и однодольных растений. Развивать пpaктические навыки по определению и распознаванию корневых систем....

18 10 2025 8:18:33

Урок с использованием ИКТ "Способы размножения растений"


    Урок с использованием ИКТ "Способы размножения растений"

      На уроке формируются биологические понятия "пoлoвoе, бесполое, вегетативное размножение", "гамета", "зигота", "cпepмий", "cпepматозоид", "яйцеклетка", особенности размножения растений, формируются навыки получения информации учащимися с помощью различных источников, в том числе компьютерных....

17 10 2025 22:39:32

Урок биологии на тему «Тип хордовые»

Цель урока: обобщение знаний учащихся по теме. Форма урока, интересные задачи помогут учащимся систематизировать знания. Комплексный подход выявляет уровень усвоения материала и обученности учащихся....

16 10 2025 17:45:36

Обобщающий урок "Корень". 6-й класс


    Обобщающий урок "Корень". 6-й класс

      Урок проводится как заседание клуба знатоков "Что? Где? Когда?". Для соревнующихся комaнд подобраны вопросы проблемного хаpaктера, а также представлены карточки с индивидуальными заданиями. По итогам урока каждый ребенок получает две оценки: за комaндную работу, а также за выполнение карточки с индивидуальными заданиями....

15 10 2025 22:30:34

Интегрированное внеклассное мероприятие "Здоровый человек – человек будущего"


    Интегрированное внеклассное мероприятие "Здоровый человек – человек будущего"

      Здоровье – состояние физического, душевного и социального благополучия. Преподаватели технологии, биологии и музыки в рамках интегрированного внеклассного мероприятия показывают важность этой темы и вместе с учащимися обобщают и систематизируют знания о здоровом образе жизни. ...

14 10 2025 0:29:40

Игра по биологии для 7–8-х классов "В мире животных"


    Игра по биологии для 7–8-х классов "В мире животных"

      Игра состоит из 6-ти разделов, каждый из которых включает в себя по восемь вопросов, это: «Животные разных континентов», «Кошачьи», «Холоднокровные животные», «Члeнистоногие», «Птицы», «Вымершие животные». На экране показаны шесть животных, ребята, отвечая на вопрос учителя, показывают номер животного. ...

13 10 2025 6:16:21

Расселение и распространение живых организмов Биология

Расселение и распространение живых организмов  Биология Способность к расселению —важное свойство всех организмов. Оно необходимо для освоения потомками новых территорий с благоприятными для жизни условиями....

12 10 2025 5:57:37

Нестандартный урок биологии по теме "«Подарки» природе от человека"


    Нестандартный урок биологии по теме "«Подарки» природе от человека"

      Данная разработка предлагает проведение нестандартного урока с целью ознакомить учащихся с основными экологическими проблемами, показать зависимость всего живого от деятельности человека. На уроке использованы элементы театрализации, творческие отчеты групп, лабораторный пpaктикум. ...

11 10 2025 2:34:26

План-конспект урока "Плазматическая мембрана: строение, функции"


    План-конспект урока "Плазматическая мембрана: строение, функции"

      Урок проводится с использованием информационно-коммуникационной технологии. Урок проводится в форме урокаизучения нового материала, на котором учащимся отводится активная роль: они готовят сообщения об истории изучения плазматических мембран, отправляют учителю по электронной почте и готовы к выступлению; выполняют схематично рисунок плазматической мембраны, делают записи из видеофрагмента для подготовки к предстоящей лабораторной работе. ...

10 10 2025 1:45:15

Отряд Непарнокопытные, породы домашних лошадей

Отряд Непарнокопытные, породы домашних лошадей К отряду Непарнокопытные относятся крупные копытные — лошади, ослы, зебры, носороги и др., у которых хорошо развит третий (средний) палец. Остальные пальцы в ходе эволюции редуцировались....

09 10 2025 2:15:56

Акулы


    Акулы

      Проект создан для того, чтобы показать учащимся, что акулы являются важной частью окружающей среды и что они нуждаются в защите. ...

08 10 2025 14:19:20

Слайды к уроку "Биоценозы". 7-й класс

Урок проводится с использованием ИКТ и технологии здоровьесбережения. Ученик становится на данном уроке субъектом учебного процесса, а учитель только управляет им....

07 10 2025 10:28:14

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::