Подготовка к ЕГЭ по биологии с учетом особенностей составления заданий > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Подготовка к ЕГЭ по биологии с учетом особенностей составления заданий


    Подготовка к ЕГЭ по биологии с учетом особенностей составления заданий

На качество преподавания наряду с другими сторонами учебного процесса влияет оценка образовательных достижений учащихся, важным элементом оценки служит единый экзамен.

Оценка с помощью баллов, используемая наряду с другими оценками, говорит не только о том, насколько хорошо проходит обучение, но и делает эту хаpaктеристику более точной. Тест по биологии, в отличие от вопросов в билетах, включает большое число разнообразных заданий за основную и старшую школу и позволяет охватить проверкой основное содержание курса биологии, выявить уровень овладения учащимися знаний и различными видами учебной деятельности. С точки зрения психологии, тестирование исключает отрицательное воздействие экзаменатора на учащегося.

Для успешного выполнении заданий части А и В необходимо учащимся учитывать особенности тестовых заданий., так как при составлении заданий контрольно-измерительных материалов используются тесты достижений.

Тесты достиженийэто стандартизированный тест, измеряющий то количество знаний, которое ученик усвоил в данной области. Они наиболее часто используются на уроках для проверки знаний учащихся и применяются в едином государственном экзамене. В тестах для пpaктических целей достаточно разграничить свободную форму ответов и форму, предполагающую выбор ответа из нескольких предложенных ответов. Если сюда добавить наиболее употрeбляемые формы заданий, то получится следующая классификация:

1. Формы, предполагающие выбор ответа (закрытого типа)

  • альтернативные формы;
  • выбор ответа;
  • установление связи;
  • установление правильной последовательности.

2. Свободная форма ответа (открытого типа)

  • тексты с пропусками;
  • задания на дополнение;
  • краткий ответ;
  • микросочинения.

Для проведения ЕГЭ в форме тестирования разpaбатываются контрольно-измерительные материалы, в которых задания позволяют выявить уровень овладения учащимися наиболее существенными знаниями на базовом, повышенном и высоком уровне сложности.

Задания базового уровня сложности предназначены для проверки за основную и старшую школу и требуют выбора одного ответа из четырех. Это чрезвычайно подвижная форма заданий, получившая распространение благодаря машинному способу обработки данных. Схему построения этой формы заданий можно определить следующим образом:

Постановка задания О единстве органического мира свидетельствует:
Набор ответов Решение : 1) клеточное строение организмов всех царств
  Дистpaкторы: 2) наличие ядра в клетках всех живых организмов;

3) разнообразие организмов, населяющих Землю;

4) объединение организмов всех царств в систематические группы.

Для заданий данной формы применяются несколько принципов композиции заданий.

Первый принцип композиции заданий – принцип противоположности, при котором подбирают ответы – антонимы.

Например: Вымирание большинства древних папоротников произошло в результате:

  1. их поедания животными;
  2. чрезмерного использования папоротников человеком;
  3. понижения температуры и влажности воздуха;
  4. повышения температуры и влажности воздуха.

При анализе ответов три и четыре виден как раз принцип противоположности, ответить можно, вспомнив особенности папоротников и их зависимость от воды.

Второй принцип композиции заданий (внешне похож на первый) – принцип противоречия. Он отличается логической основой – один ответ (понятие) указывает на некоторый признак, а второй ответ этот признак отрицает.

Например: Вирусы выделяют в особую группу, так как они:

  1. не имеют клеточного строения;
  2. имеют клеточное строение;
  3. не способны синтезировать белки;
  4. способны синтезировать белки.

Две пары ответов показывают наличие или отсутствие признака, что соответствует принципу противоречия.

Третий принцип композиции заданий – принцип классификации – предполагает подбор таких ответов, которые не противостоят один другому, а отображают стороны явления, процесса, но один из них правильный, а другие – дистpaкторы (неверные ответы).

Например: Какая функция отсутствует у листьев растений:

  1. образование органических веществ из неорганических;
  2. испарение воды;
  3. поглощение воды и минеральных солей;
  4. поглощение кислорода и углекислого газа.

Три ответа отображают функции листьев, но они неправильные, так как вопрос сводится к отсутствующей функции листьев.

Четвертый принцип композиции формулирования тестовых заданий – принцип кумуляции – предполагает применение следующего ответа, вобравшего в себя содержание первого. В этом случае следующий ответ приобретает дополнительную информацию.

Например: Система органов –

  1. органы одного происхождения;
  2. органы с одинаковым строением;
  3. органы, выполняющие одну функцию;
  4. органы одного происхождения со сходным строением и функциями.

Задания части А единого государственного экзамена с использованием принципа кумуляции часто встречаются и трудны для ответа именно по причине правильности нескольких ответов, учащимся необходимо выбрать наиболее полный ответ.

Пятый принцип формулирования заданий с двумя ответами – сочетательный. В каждом ответе может быть сочетание двух или трех признаков.

Например: Какие классы относятся к типу хордовых:

  1. Головоногие и Земноводные;
  2. Брюхоногие и Paкообразные;
  3. Птицы и Млекопитающие;
  4. Насекомые и Двухстворчатые

Или еще пример: Признаки, отличающие животных класса Земноводные от других позвоночных,

  1. пятипалые конечности и дифференцированный позвоночник;
  2. органы дыхания – легкие и наличие клоаки;
  3. гoлая слизистая кожа и наружное оплодотворение;
  4. замкнутая кровеносная система и двухкамерное сердце.

Принцип сочетательный, также как и принцип кумуляции, широко применяется при составлении тестовых заданий, только хорошее знание темы позволит учащимся найти правильный ответ.

Задания повышенного уровня сложности контролируют овладение учащимися более сложным содержанием. Задания этой группы требуют сложной умственной активности и ориентированы на проверку овладением учащимися различными видами учебной деятельности: умения проводить сравнение, объяснять факты, делать выводы, выявлять причины и следствия, узнавать по описанию технологию проведения наблюдений, опытов. В эту группу входят задания нескольких типов: с выбором одного или нескольких ответов, на сопоставление и установление последовательности процессов и явлений природы, с кратким свободным ответом. Задания с выбором ответа включаются отрицание, требуют сравнения, работы со схемой, рисунком и других видов учебной деятельности.

Задания с содержанием отрицания требуют более сложной мыслительной деятельности.

Например: К эукариотам не относят клетки:

  1. растений;
  2. животных;
  3. бактерий;
  4. грибов.

Например: Определите неверное утверждение: В результате ароморфоза организмов происходит:

  1. общий подъем организации;
  2. повышение интенсивности жизнедеятельности;
  3. возникновение крупных изменений;
  4. формирование частных приспособлений.

Нахождение неверных ответов – наиболее сложный вид заданий для учащихся, так как они не всегда дочитывают вопрос и определяют правильный ответ не на отрицание утверждения. Не зря такие задания относятся к заданиям повышенного уровня сложности.

Не менее сложной мыслительной деятельности требуют задания с выбором нескольких правильных ответов из шести. Задания такого типа входят в часть В, учащиеся должны проанализировать все шесть ответов, найти среди них верные и записать ответы:

Например: Растения семейства лилейные можно узнать по:

А) цветкам трехчлeнного типа с простым околоцветником;
Б) цветкам пятичлeнного типа с двойным околоцветником;
В) видоизмененным наземным побегам в виде луковиц и корневищ;
Г) видоизмененным побегам в виде усов и лазающих стeблей;
Д) образованию плодов – ягода или коробочка;
Е) образованию плодов – орех или стручок.

Ответ: АВД.

Например: Каковы свойства, строение и функции в клетке полисахаридов?

А) выполняют структурную и запасающую функции;
Б) выполняют каталитическую и трaнcпортную функции;
В) состоят из остатков молекул моносахаридов;
Г) состоят из остатков молекул аминокислот;
Д) растворяются в воде;
Е) не растворяются в воде.

Ответ: АВЕ.

В заданиях части В есть задания на установление соответствия между элементами двух множеств.

Например: Установите соответствие между кровеносными сосудами и направлением движения крови в них.

Кровеносные сосуды

1) вены малого круга кровообращения
2) вены большого круга кровообращения
3) артерии малого круга кровообращения;
4) артерии большого круга кровообращения.

Направление движения крови

А) от сердца
Б) к сердцу

 

Ответ: ББАА.

Например: Установите соответствие между процессами пищеварения и отделами пищеварительного канала, в которых они протекают.

Процессы пищеварения

1) обработка пищевой массы желчью;
2) всасывание основной части воды;
3) расщепление белков и некоторых видов жиров
4) интенсивное всасывание питательных веществ ворсинками;
5) расщепление клетчатки;
6)завершение расщепления белков, углеводов, жиров.

 Отделы пищеварительного тpaкта

А) желудок
Б) тонкая кишка
В) толстая кишка
 

 

Ответ: БВАБВБ

Усложнить задания можно, поменяв цифры и буквы между элементами двух множеств.

Тестовые задания на установление правильной последовательности предназначены для оценки уровня владения последовательностью действий, этапов, процессов. Такие тесты тоже отражают повышенный уровень сложности.

Например: Установите последовательность расположения слоев на распиле дерева, начиная с наружного:

А) луб;
Б) камбий;
В) сердцевина;
Г) древесина;
Д) пробка

Ответ: ДАБГВ.

Установите последовательность соподчинения систематических категорий у животных, начиная с наименьшей:

А) семейство Волчьи;
Б) класс Млекопитающие;
В) вид обыкновенная лисица;
Г) отряд Хищные;
Д) тип Хордовые;
Е) род Лисица

Ответ: ВЕАГБД.

При обобщении знаний учащихся по темам можно использовать знания принципов составления тестовых заданий для самостоятельного составления заданий части А и В самими учащимися. Такая пpaктика является очень полезной, помогает учащимся самим разбираться в особенностях составления тестов, использовать это для анализа контрольно-измерительных материалов при подготовке к ЕГЭ, анализировать составление заданий другими учащимися.

Задания со свободным кратким ответом контролируют уровень усвоения одного элемента знаний, требуют от учащихся умения самостоятельно четко, кратко, по существу вопроса письменно изложить ответ. Ответ на подобные задания должны сформулировать в виде одного – двух предложений.

Задание С2 относится к заданиям высокого уровня сложности, требует развернутого ответа. Предложенная форма ответа с выбором ошибочных предложений и объяснением ошибки оказалась сложной для ответа выпускников. При нахождении ошибок в тексте указывались только номера ошибочных предложений без объяснения, в чем же состоит ошибочность суждения. Такие ответы могли быть случайными.

Например: При закладке на хранение клубней картофеля их масса к весне уменьшается. Объясните, почему?

В задании важно выделить два вопроса, на которые требуется ответ, именно эти ответы занесены в критерии проверки. Это вопросы о причине уменьшения массы клубня при хранении.

Так как задание С1 оценивается в два балла, то и причин выделяем две. Первая – процесс дыхания ведет к уменьшению массы, вторая причина – испарение воды.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию Баллы
Живые клетки расходуют в процессе дыхания органические вещества и испаряют воду, поэтому масса клубней уменьшается  
Ответ включает названный выше элемент и не содержит биологических ошибок 1
Ответ неправильный 0

Задания со свободным развернутым ответом контролируют освоение нескольких элементов знаний. Они отнесены к высокому уровню сложности, так как требуют установление причинно-следственных связей, взаимосвязей строения и функции биосистем, родства организмов, обоснования мер охраны природы, профилактики заболеваний, умений учащихся выражать собственные позиции, это задания С2-С6

Это задания части С: Объясните, почему при пoлoвoм размножении появляется более разнообразное потомство, чем при вегетативном?

Задания линий С2-С6 оцениваются в три балла, поэтому при ответах необходимо четко выделять критерии сравнения.

Содержание верного ответа Баллы
Элементы ответа:
  1. у потомства при пoлoвoм размножении комбинируются признаки обоих родителей;
  2. причина комбинативной изменчивости – кроссинговер, митоз и случайное сочетание гамет при оплодотворении;
  3. при вегетативном размножении потомки сходны друг с другом, имеют большое сходство с родительским организмом, из соматических клеток которого они формируются
 
Ответ полный, включает все названные элементы ответа, не содержит биологических ошибок 3
Ответ правильный, но неполный. Включает 2 из названных выше элементов ответа или ответ включает 3 из названных элементов ответа, но содержит негрубые биологические ошибки 2
Ответ неполный, включает 1 из названных элементов 1

Задания части С, которые включают задания со свободным ответом повышенного и высокого уровня, требуют письменного ответа, владения умением самостоятельно излагать свои мысли, объяснять факты, использовать их для формулирования вывода, обобщения. При их выполнении экзаменуемый имеет возможность достаточно полно, глубоко выразить свои мысли, проявить умение применять знания в нестандартной ситуации, решать биологические задачи, обосновывать свои взгляды. Поэтому выполнение выпускниками части С наименее успешно, по сравнению с выполнением частей А и В. Выпускники недостаточно владеют умениями письменно излагать свои знания, применять их для объяснения процессов и явлений природы, для решения биологических задач. Ответы выпускников часто многословны, не по существу вопроса, не всегда соответствуют критериям.

Список литературы.

  1. Абрамова Г.А. Экзаменационные материалы для подготовки к единому государственному экзамену. ЕГЭ–2008. Биология. ФГУ “Федеральный центр тестирования”, М., 2007 г.
  2. Гутник И.Ю. Организация педагогической диагностики в профильном обучении. “Каро”. Санкт-Петербург, 2005 г.
  3. Деркачева Н.И., Соловьев А.Г. ЕГЭ 2008. Типовые тестовые задания. “Экзамен”, М., 2008 г.
  4. Ксензова Г.Ю. Оценочная деятельность учителя. Педагогическое общество России, М., 2002 г.
  5. Биология. ЕГЭ. Сборник заданий. “Просвещение”, М., 200 6г.
  6. ЕГЭ. Биология 2007. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся. “Интеллект-центр”, М., 2007 г.
  7. ФИПИ. ЕГЭ 2007–2008. Биология. “Астрель”, М., 2007 г.



Комментарии:

Человек и окружающая среда


    Человек и окружающая среда

      Проект развивает познавательный интерес и творческую способность учащихся; формирует экологический стиль мышления. Воспитывает у учащихся пpaктико-ориентированные отношения к жизнедеятельности. Этическое и эстетическое воспитание детей на поэтических высказываниях отечественных писателей и поэтов. Мероприятие проводится по итогам творческих заданий, которые выполняли группы учащихся. Учитель предлагает идеи, советует, косвенно руководит деятельностью каждой группы....

03 12 2025 14:21:14

Селекция микроорганизмов. Методы и значение селекции в биологии

Селекция микроорганизмов. Методы и значение селекции в биологии Основная задача селекционеров выводить новые штаммы, с точно установленными хаpaктеристиками и способствовать их внедрению в производство....

02 12 2025 19:52:10

Обобщающий урок-игра по биологии. 8-й класс. Тема: "Обмен веществ, выделение, терморегуляция"

Обобщающий урок-игра для 8-го класса проводится в занимательной форме смотра знаний с целью углубить и закрепить знания учащихся по биологии по темам "Обмен веществ", "Выделение", "Терморегуляция". Через занимательные задания развивается биологическое мышление, устная речь, способность применять имеющиеся знания при поиске решения проблемных ситуаций....

01 12 2025 23:40:44

Урок биологии в 6-м классе "Основные экологические факторы и их влияние на растение"


    Урок биологии в 6-м классе "Основные экологические факторы и их влияние на растение"

      Урок биологии в 6-м классе ставит перед учащимися проблему: могут ли растения существовать обособленно, без окружающей среды?...

30 11 2025 12:27:26

Урок-игра "Анализаторы"


    Урок-игра "Анализаторы"

      Урок по биологии проводится по принципу телевизионной передачи «Своя игра». На этой игре обучающиеся 8-х классов должны показать свои знания об анализаторах и органах чувств. Этот урок позволяет повысить познавательный интерес к предмету, развивает у учащихся логическое мышление и способности делать выводы, воспитывает чувства коллективизма и сопереживания....

29 11 2025 6:52:40

Методическая разработка урока-экскурсии на школьной экологической тропе по теме "Знакомство с лекарственными растениями"


    Методическая разработка урока-экскурсии на школьной экологической тропе по теме "Знакомство с лекарственными растениями"

      Экскурсия проводится на территории школьной экологической тропы, на остановке «Лекарственные растения». Материал экскурсии рассчитан на один урок, для учащихся 5-х классов. Урок призван познакомить учащихся с основными видами лекарственных растений, произрастающих на территории школьной экологической тропы. Отчёт по уроку-экскурсии ребята представляют в виде презентации, фотографий, дневника с выполненными заданиями....

28 11 2025 12:52:13

Внеклассное мероприятие по биологии с элементами экологии "Счастливый случай"


    Внеклассное мероприятие по биологии с элементами экологии "Счастливый случай"

      Целью данной игры является обобщение знаний по биологии и экологии, которую учащиеся накопили за курс основной школы. Для игры создается две комaнды из учащихся 7–9-х классов. Игра состоит из нескольких гeймов, где учащимся предлагаются различные задания, которые требуют и конкретных знаний от ребят, а также задания-угадайки, которые проверяют догадливость учащихся. ...

27 11 2025 12:25:33

Элементы адаптивной системы обучения на уроках биологии


    Элементы адаптивной системы обучения на уроках биологии

      Элементы АСО на уроке биологии позволяют учащимся овладевать приемами самостоятельной работы, самоконтроля, взаимоконтроля, исследовательской деятельности, умением добывать знания, обобщать и делать выводы, фиксировать главное в свернутом виде. В качестве примера предлагается вариант использования элементов АСО при изучении темы «Побег. Строение и значение побега»....

26 11 2025 2:58:35

Природа – дом, в котором мы живём!


    Природа – дом, в котором мы живём!

      Цель мероприятия: формирование у ребят сопричастности ко всему происходящему вокруг; углубллять экологические знания у детей; познакомить с историей праздника; формировать ответственное отношение к своему земному дому....

25 11 2025 6:45:42

Мультимедийная поддержка уроков биологии


    Мультимедийная поддержка уроков биологии

      Использование информационно-коммуникативных технологий в современном обществе приводит к изменению приоритетов важности отдельных технологических умений. Такое изменение приоритетов, приводящее к отмеченному выше изменению понятия грамотности, сказывается и на изменении содержания образования. Использование информационных технологий может обеспечить существенную экономию учебного времени....

24 11 2025 4:42:41

Использование проектного метода в преподавании биологии с учетом индивидуальных особенностей обучающихся разных классов


    Использование проектного метода в преподавании биологии с учетом индивидуальных особенностей обучающихся разных классов

      Использование проектного метода в преподавании биологии с учётом индивидуальных особенностей обучающихся разных классов. Среднесрочный проект в форме ролевой игры в параллели 7-х классов. Несколько вариантов уроков для физико-математического, гуманитарного и естественно-научного классов....

23 11 2025 21:53:37

"Формирование навыков здорового образа жизни", внеклассное мероприятие (КВН)


    "Формирование навыков здорового образа жизни", внеклассное мероприятие (КВН)

      Современная школа должна формировать навыки здорового образа жизни. В данной работе рассказано о реализации программы «Здоровье» в школе. Одной из форм работы является игра КВН. Авторы предлагают сценарий КВН «Смотри. Слушай. Решай». ...

22 11 2025 12:55:45

Валеология: программа специального курса. 6-й класс


    Валеология: программа специального курса. 6-й класс

      Задачи курса – сформировать у учащихся убеждение, что физическое, психическое и духовное здоровье человека находится в прямой зависимости от образа жизни, окружающей социальной и природной среды, выработать активную жизненную позицию в области здоровьесбережения. Программа рассчитана на 34 часа. ...

21 11 2025 19:56:55

Урок биологии "Голосеменные растения". 5-й класс


    Урок биологии "Голосеменные растения". 5-й класс

      Урок биологии для 5-го класса формирует представления о существенных признаках голосеменных как группе растений, об их строении, особенностях жизнедеятельности, местах обитания, их роль в природе и жизни человека; табличный вариант создает условия для развития познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе работы с различными источниками информации....

20 11 2025 7:39:35

Интегрированный урок "Агроклиматические ресурсы Удмуртии"

Использование информационных технологий предоставляет возможности для более качественного изучения и усвоения учебного материала, делает предмет не только познавательным, но и более интересным, современным по способам обработки информации и ее преподнесению....

19 11 2025 6:15:55

Разработка внеклассного мероприятия по биологии "В царстве Берендея": инсценированный КВН


    Разработка внеклассного мероприятия по биологии "В царстве Берендея": инсценированный КВН

      В работе представлен инсценированный КВН по мотивам русских народных сказок для учащихся 7-х классов....

18 11 2025 9:10:22

Урок биологии по теме "Деление клетки. Митоз"


    Урок биологии по теме "Деление клетки. Митоз"

      Использование информационных технологий на уроке позволяет расширить и разнообразить его содержание, сделать более наглядным и интересным, повысить качество образования, способствует развитию интереса к предмету....

17 11 2025 16:33:44

Урок биологии по теме "Высшие споровые растения"


    Урок биологии по теме "Высшие споровые растения"

      Раздел "Основные отделы высших растений" включает большую информацию и требует от детей основательных знаний о биологии растений. На данном уроке можно применить различные групповые задания, проверяющие знание биологических терминов. Игровые моменты, которые используются на уроке, снимают напряжение, дети быстрее входят в учебный процесс. ...

16 11 2025 11:23:57

Ткани растений ЕГЭ biologia's Blog

Ткани растений  ЕГЭ biologia's Blog «Ткани растений» — одна из сложных, но и одна из основополагающих тем Ботаники.  ЕГЭ часто встречаются вопросы именно на эту тему. Во многих учебниках и пособиях она дается поверхно…...

15 11 2025 7:42:57

Урок биологии по теме "Среды жизни планеты Земля". 5-й класс


    Урок биологии по теме "Среды жизни планеты Земля". 5-й класс

      В статье представлен конспект урока по биологии в 5-м классе, в котором использованы текстовой материал учебника биологии 5-го класса под ред. проф. И.Н.Пономарёвой, задания рабочей тетради к учебнику, презентация и электронные образовательные ресурсы ЕК ЦОР....

14 11 2025 19:48:49

Урок биологии в коррекционной школе VIII вида "Однодольные растения. Лилейные"


    Урок биологии в коррекционной школе VIII вида "Однодольные растения. Лилейные"

      Целью урока является формирование знаний о семействе лилейных растений. Урок построен с учетом психофизических возможностей и способностей учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Учитывая умственную пассивность учащихся, связанную с инертностью нервных процессов и другими недостатками психики, на уроке использовано самостоятельное нахождение знаний учащимися из различных источников: при работе с учебником, дополнительной литературы, при выполнении пpaктической работы....

13 11 2025 18:45:27

Опыт развития творческих способностей на уроках биологии


    Опыт развития творческих способностей на уроках биологии

      В статье рассматривается воспитательная и образовательная роль синквейна, методика составления дидактического синквейна, вариантность использования синквейна на уроках. Умение составлять синквейн – показатель того, что учащиеся знают учебный материал, умеют выделять наиболее хаpaктерные особенности изучаемого явления, процесса. Приведены наиболее удачно созданные, художественно оформленные синквейны....

12 11 2025 7:15:15

Методическая разработка урока биологии в 11-м классе по теме "Главные направления эволюции"


    Методическая разработка урока биологии в 11-м классе по теме "Главные направления эволюции"

      Замысел урока заключается в создании условий для развития интеллектуальных способностей учащихся и максимального влияния образовательного процесса на личность ученика. ...

11 11 2025 6:23:10

Интегрированный урок по биологии и литературе "Судьбы генетики в нашем отечестве". Роман В.Дудинцева "Белые одежды"


    Интегрированный урок по биологии и литературе "Судьбы генетики в нашем отечестве". Роман В.Дудинцева "Белые одежды"

      Интеграция учебных предметов – новация, получившая широкое распространение. Под интегрированным обучением понимается процесс создания новых дидактических эквивалентов, отражающих тенденции интеграции современной науки. Интегрированное знание является информационно более емким и направлено на интеллектуальное развитие личности. В интегрированном содержании заключено больше возможностей для формирования альтернативного мышления учащихся. Развитию учащихся способствует интегрированный урок биологии и литературы «Судьбы генетики в нашем Отечестве. Роман В.Дудинцева «Белые одежды»....

10 11 2025 3:32:34

Компьютерные технологии в преподавании биологии


    Компьютерные технологии в преподавании биологии

      Усвоение знаний, связанных с большим объемом цифровой и иной конкретной информации, путем активного диалога с персональным компьютером. С помощью обучающих программ ученик может моделировать реальные процессы, а значит – видеть причины и следствия, понимать их смысл. Компьютер позволяет устранить одну из важнейших причин отрицательного отношения к учебе – неуспех, обусловленный непониманием сути проблемы, значительными пробелами в знаниях и т.д. ...

09 11 2025 18:46:33

Использование технологии развития критического мышления на уроках биологии


    Использование технологии развития критического мышления на уроках биологии

      В статье приведен пример урока, основанного на использовании данной технологии. ...

08 11 2025 5:19:11

Эксперимент в школьном курсе биологии


    Эксперимент в школьном курсе биологии

      На уроке биологии исследуется рост и развитие растений посредством экспериментальных работ....

07 11 2025 13:11:25

"В движении – жизнь!" (Значение физических упражнений для формирования аппарата опоры и движения). Урок биологии в 8-м классе


    "В движении – жизнь!" (Значение физических упражнений для формирования аппарата опоры и движения). Урок биологии в 8-м классе

      На стенах Форума в Элладе было высечено: «Если хочешь быть красивым – бегай, если хочешь быть здоровым – бегай, если хочешь быть умным – двигайся!». На данном уроке представлены некоторые пpaктические упражнения и советы, которые помогут выявить и предупредить нарушения опopно-двигательного аппарата (плоскостопие и искривления позвоночника). ...

06 11 2025 14:13:11

"Обмен веществ и превращение энергии". Урок биологии в 6-м классе


    "Обмен веществ и превращение энергии". Урок биологии в 6-м классе

      Урок с презентацией по курсу биологии для 6-го класса по программе Н.И. Сонина поможет учителю раскрыть сущность обмена веществ и превращения энергии в живых организмах. Компьютерная презентация с настроенной анимацией позволяет обучающимся раскрыть особенности процессов, составляющих обмен веществ у растений и животных, и выявить значение обмена веществ и энергии для жизни на Земле....

05 11 2025 13:43:43

Методическая разработка урока биологии на тему "Витамины". 8-й класс


    Методическая разработка урока биологии на тему "Витамины". 8-й класс

      Урок разработан применительно к учебнику Колесова Д.В., Маш Р.Д., Беляева И.Н. «Биология. Человек. 8 класс». Урок открытия нового знания, на котором формируется представление о биологической роли витаминов в обмене веществ и их пpaктическом значении для здоровья человека. Подобраны задания, развивающие умения наблюдать, сопоставлять, анализировать, выбирать главное, работать с натуральными объектами. Применяются интеpaктивные технологии, технологии развивающего обучения....

04 11 2025 13:41:50

Использование метода проектов и информационно-коммуникативных технологий на уроках биологии. Урок-презентация "Реализация наследственной информации в клетке"


    Использование метода проектов и информационно-коммуникативных технологий на уроках биологии. Урок-презентация "Реализация наследственной информации в клетке"

      Урок изучения нового материала проводится в 11-м классе с универсальным профилем. В работе показано, как можно использовать собственные программные продукты – мультимедийные презентации, а также, созданные на основе проектной деятельности учащихся....

03 11 2025 4:55:49

Открытый урок-путешествие по теме "Голосеменные растения"


    Открытый урок-путешествие по теме "Голосеменные растения"

      Основные идеи открытого урока: развитие познавательного интереса через реализацию межпредметных связей. Образовательная цель урока заключается в раскрытии общих особенностей организации голосеменных растений, формирование умений узнавать данные растения, возможность провести маленькое исследование....

02 11 2025 7:26:43

Урок биологии по теме "Пресноводная гидра"


    Урок биологии по теме "Пресноводная гидра"

      Урок раскрывает особенности внешнего строения пресноводной гидры в связи со средой обитания, размножения и индивидуального развития, показывает родство многоклеточных с одноклеточными животными. На уроке учащиеся обучаются распознавать на таблицах и рисунках различные клетки тела гидры, в работе с учебником находить главные мысли в тексте параграфа, составлять рассказ....

01 11 2025 16:39:12

Игра-викторина "Растения, животные и внешняя среда. Особенности природы Донского края"


    Игра-викторина "Растения, животные и внешняя среда. Особенности природы Донского края"

      Представлена разработка игры-викторины для учащихся 5–6-х классов. Игра может проводиться в качестве заключительного урока по курсу «Природоведение» (в 5-м классе) или как внеклассное мероприятие в рамках предметной недели естественных наук (в 5–6-х классах). На вопросы викторины приводятся правильные ответы. ...

31 10 2025 1:15:15

Информационные технологии на уроке биологии "Роль бактерий, грибов и лишайников в природе и жизни человека" (7-й класс)


    Информационные технологии на уроке биологии "Роль бактерий, грибов и лишайников в природе и жизни человека" (7-й класс)

      В ходе урока дети учатся деловому и партнерскому стилю общения. Созданы условия, при которых ребята учатся ориентироваться в необычных ситуациях, пользоваться интеpaктивными средствами. Пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию....

30 10 2025 3:31:45

Урок изучения нового материала по теме "Эволюция строения и функций органов и их систем", "Кровообращение"


    Урок изучения нового материала по теме "Эволюция строения и функций органов и их систем", "Кровообращение"

      У учеников уже сформировано представление о покровах тела, опopно-двигательной системе, способах передвижения, дыхательной, пищеварительной, выделительной системе. И данная тема непосредственно связана с предыдущими темами, даёт представление о целостности организма и его эволюционном развитии. Предлагается дифференцированное домашнее задание. ...

29 10 2025 18:45:12

"Внешнее строение листа". 6-й класс

Урок биологии применяет развивающие технологии. Методы, применяемые на уроке, – словесное изложение знаний, синквейн, презентация, тренажер, моделирование, тестирование. Цель: развитие активной познавательной деятельности в работе с учебником и гербарным материалом....

28 10 2025 16:21:22

Плазма и форменные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты

Плазма и форменные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты Форменные элементы крови - это общее название клеток, находящихся во взвешенном состоянии в плазме. К ним относятся: эритроциты, лейкоциты и тромбоциты....

27 10 2025 20:52:11

Урок по теме «Многообразие и значение паукообразных»

Второй урок по классам паукообразных. Заранее распределяется работа в группах по количеству отрядов: скорпионы, клещи, сенокосцы и пауки. Учащиеся готовят презентации по плану и выступают с сообщениями перед одноклассниками. Базовые технологии на уроке: личностно-деятельностная; развитие критического мышления; формирование коммуникативных действий; активная рефлексивная деятельность. ....

26 10 2025 15:24:28

Информационный проект "Мода модой, а здоровье?"


    Информационный проект "Мода модой, а здоровье?"

      Значительное место в общей системе внеаудиторной работы принадлежит творческим работам учащихся, в частности, созданию проектов. Они способствуют расширению знаний по предметам, стимулируют развитие творческих наклонностей. Это одна из важных форм сплочения в коллектив. Тема данного проекта - "Мода - модой, а здоровье?". Он направлен на сбор информации, ее анализ, обобщение фактов о влиянии на здоровье молодых людей модных тенденций - пирсинг, татуировка....

25 10 2025 2:37:35

Урок природоведения в 5-м классе "Царства живой природы"


    Урок природоведения в 5-м классе "Царства живой природы"

      Урок по природоведению в 5-м классе предназначен для первичного ознакомления с основами систематики живых организмов. Учащимся закладывается база для дальнейшего изучения царств живой природы и их классификации. Урок содержит фактический материал, задания на развитие мыслительных процессов у учащихся среднего звена школы, а также красочную мультимедийную презентацию, которая активизирует внимание учащихся на изучаемом материале....

24 10 2025 9:56:51

Урок биологии "Видообразование. Результаты микроэволюции"


    Урок биологии "Видообразование. Результаты микроэволюции"

      Представленный урок "Видообразование. Результаты микроэволюции", проведённый в 11-х классе, направлен на комплексное повторение и закрепление знаний учащихся об эволюционных процессах популяций, повторение генетики (полиплоидия, гибридизация, хромосомные мутации). Учащиеся получают представление о путях, типах и скорости видообразования. Постоянно ставятся проблемные вопросы, проводится связь нового материала с ранее изученным, его сравнение, обобщение. На основе наводящих вопросов ребята самостоятельно формируют выводы, умело связывают теоретический материал с пpaктикой жизни....

23 10 2025 7:39:56

Урок природоведения с использованием компьютерных технологий в 5-м классе: "Среда обитания. Факторы среды".


    Урок природоведения с использованием компьютерных технологий в 5-м классе: "Среда обитания. Факторы среды".

      Урок природоведения с использованием компьютерных технологий в 5-м классе....

22 10 2025 19:24:22

Урок ботаники "Внешнее строение корня, почки у листа". 6-й класс


    Урок ботаники "Внешнее строение корня, почки у листа". 6-й класс

      У учащихся формируется понятие о почках и побеге. Учитель показывает особенности их строения и создает условия для развития у детей самостоятельности при выполнении пpaктических работ. Учит распознавать и называть листья по внешним признакам, а также типы их расположения и жилкования, формировать представление о побеге....

21 10 2025 6:25:32

Школьный вечер "Путешествие с комнатными растениями". Презентация проекта "Экология и фитодизайн школьного кабинета биологии"


    Школьный вечер "Путешествие с комнатными растениями". Презентация проекта "Экология и фитодизайн школьного кабинета биологии"

      Внеклассное мероприятие "Путешествие с комнатными растениями" (презентация проекта "Экология и фитодизайн кабинета биологии") - это результат учебного занятия, построенного по технологии проектного обучения. Планируемый результат: ученики разpaбатывают проект фитодизайна школьного кабинета биологии; создают проект; моделируют результат проекта и презентуют его аудитории....

20 10 2025 21:10:50

Конспект урока биологии в 6-м классе по теме "Отдел цветковых растений. Признаки цветковых растений и их классификация"


    Конспект урока биологии в 6-м классе по теме "Отдел цветковых растений. Признаки цветковых растений и их классификация"

      Предложенный конспект урока позволит учителю интереснее и эффективнее построить урок по данной теме. Используя традиционный печатный учебник по биологии в интеграции с электронными учебными изданиями и ресурсами сети Интернет, учитель может достичь более глубокого усвоения материала. ...

19 10 2025 13:48:28

Урок-презентация: "Обмен веществ и энергии" (8-й класс)


    Урок-презентация: "Обмен веществ и энергии" (8-й класс)

      Автор знакомит учащихся с обменом веществ и энергии. Формирует знания об энергетическом обмене как о распаде и окислении сложных составных веществ в цитоплазме клеток на более простые вещества с превращением энергии. О пластическом обмене как усвоении питательных веществ в клетках организма. Объясняет биологическую роль обмена веществ....

18 10 2025 15:50:58

Урок-обобщение "Большие гонки"


    Урок-обобщение "Большие гонки"

      Появившаяся недавно телевизионная игра «Большие гонки» быстро завоевала огромную аудиторию и стала любимой передачей многих детей и взрослых. Элементы данной игры можно с успехом использовать на уроках биологии в классах среднего и старшего звена. Игровые формы повышают познавательный интерес учащихся к предмету, способствуют более продуктивному усвоению знаний по теме. ...

17 10 2025 6:20:39

Интегрированный урок по теме "Движение крови по сосудам"


    Интегрированный урок по теме "Движение крови по сосудам"

      В ходе урока учащиеся усваивают закономерности движения крови по сосудам на основе применения знаний по физике о давлении и скорости....

16 10 2025 20:51:10

Среды жизни на планете Земля

Цель урока: формирование у учащихся представления о средах обитания на Земле, о многообразии приспособлений в живом мире к конкретным условиям жизни....

15 10 2025 0:10:53

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::