Урок-импровизация по теме "Совершенство и сложность коры головного мозга" > Лаборатория фитоинвазий
Лаборатория фитоинвазий    


Урок-импровизация по теме "Совершенство и сложность коры головного мозга"


    Урок-импровизация по теме "Совершенство и сложность коры головного мозга"

Источник:

План.

  1. Информационно-мотивационный этап.
    Цель: стимулирование познавательного процесса.
  2. Операционно-исполнительный этап.
    Цель: активизация образовательного процесса.
  3. Рефлексивно-оценочный этап.
    Цель: самоконтроль и самооценка.

Оборудование: мультимедийный проектор, модели черепа и головного мозга, таблицы “Ассиметрия полушарий головного мозга”, “Виды левополушарного и правополушарного мышления”, запись музыкального отрывка “Болеро” Равеля.

Информационно-мотивационный этап

Наш организм – это маленькая Вселенная – не познан и не изведан до конца. Немало тайн хранит и нервная система.

На свете 6 миллиардов человеческих тел. У каждого из нас свое. И одно, на всю жизнь. Такое знакомое, но скрывающее столько тайн. Мы живем в мире, в котором люди гораздо больше знают о внутреннем устройстве автомобиля или о работе компьютера, чем о том, что происходит внутри собственного организма. А ведь каждому из нас жизненно важно понимать, что представляет собой тело, как оно устроено и как работает, что его поддерживает и что выводит из состояния равновесия.

Сегодня мы попробуем прикоснуться к одной из величайших загадок нашего собственного “Я” – нашему мозгу и его функциям.

Человек рождается, растет, учится, взрослеет, смеется и плачет, любит и ненавидит, живет в реальной жизни, не переставая мечтать. И это настолько все естественно, что мы не задумываемся, где начало всех начал. Но наступает пора, когда задаешься вопросом: “В чем заключается тайна моего собственного “я”.В классификации живых существ человеку присвоено почетное наименование Homo sapiens sapiens (человек разумный разумный). Естественно предположить, что наш разум обусловлен особым устройством головного мозга. Каковы же особенности головного мозга?

1. Мозг человека имеет большие размеры и большой вес. В этом отношении мы уступаем китообразным. Ученые обнаружили у кита тип клеток мозга, которые ранее были замечены только у людей, человекообразных обезьян и дельфинов. Это открытие означает, что киты, возможно, обладают более развитым интеллектом, чем это принято считать. Наличие этих нейронов объясняет способность китов к сложным формам коммуникации, формированию союзов, использованию инструментов и передаче навыков потомству.

Очень долго ученые полагали, что у человека самая большая поверхность коры мозга, в ней больше извилин, они содержат больше нервных клеток, и они расположены плотнее. Но выяснилось, что дельфины обогнали нас и по этим показателям. Головной мозг дельфина длиной 240 см, весит 1700 граммов, то есть примерно на 350 граммов больше, чем у взрослого человека ростом 180 см. Складок, щелей, борозд и извилин в коре головного мозга дельфинов больше, чем в коре головного мозга человека. Общее число клеток в коре, выше, чем у человека. Внешне мозг дельфина имеет сферическую форму. Очень велики затылочные и височные доли. Мозжечок у дельфинов так же очень велик. Было установлено, что у дельфинов не наблюдается полной потери сознания, ни при каких обстоятельствах.

Но если не размеры и вес, то, что же является отличительной особенностью мозга “человека разумного”?

2. Правое и левое полушария функционально ассиметричны, т.е. выполняют разные функции, управляют разными видами деятельности.

3. Питается мозг только чистой энергией глюкозы и кислорода (поэтому, когда мы занимаемся умственным трудом, тянет к шоколадке). Обладая массой всего примерно 2% от веса тела, мозг потрeбляет 20% кислорода от общего количества, необходимого организму.

4. Основная задача головного мозга – потрeбление и переработка информации. Принимает 10 бит, т.е. двоичных единиц в 1секунду только зрительной информации. Если лишить его общения и информации, он начнет деградировать, а его масса уменьшится. Вот почему, когда информация неинтересна, люди засыпают. Мозг отключается и когда информация не является новой.

Специалисты по строению мозга утверждают, что он существенно различается у мужчин и женщин, и не удивительно поэтому, что и функционируют мужской и женский мозг несколько по – разному.

Любопытно, что женщины демонстрируют меньшую вариабельность !Q на интеллектуальные способности, чем мужчины. Пропорционально большее число мужчин из той же популяции имеют максимально высокие и максимально низкие показатели !Q, чем женщины. По этой причине, как считают специалисты, гениями и умственно отсталыми в каждой популяции с большей вероятностью оказываются лица мужского пола.

Во всех культурах женщины более разговорчивы, чем мужчины, и термин “болтушка” плотно закрепился за лицами женского пола. По данным ученых, в языковых центрах головного мозга у женщин на 17% больше нейронов, чем в аналогичных зонах у мужчин. Во всем мире дeвoчки начинают говорить раньше мальчиков. К трем годам у девочек словарный запас в среднем в два раза превосходит таковой у мальчиков. Кроме того, речь девочек более внятна. Изучение работы мозга в процессе речевого общения свидетельствует о существенных различиях между мужчинами и женщинами. У женщин в мозге имеется особая область, локализованная во фронтальной части левого полушария, и несколько меньшая по размеру область, симметрично расположенная в правом полушарии. У мужчин такая специализированная область отсутствует, и в процессе разговора активизируется все левое полушарие. Присутствие областей речи в двух полушариях обеспечивает женщинам очевидные преимущества в сравнении с мужчинами. Они не только лучше владеют речью и больше говорят по сравнению с мужчинами, но и остальные участки их мозга оказываются свободными для выполнения других задач. Это позволяет им заниматься несколькими делами одновременно. Когда женщина говорит, то сканирование мозга фиксирует не только активацию левого и правого центров речи, но и слухового центра. Она может одновременно говорить и слушать, плюс к этому выполнять еще несколько не связанных друг с другом дел. Мужчины могут либо говорить, либо слушать, потому что делать и то и другое они не способны в силу ограничения возможностей мозга.

Женщины испытывают большую потребность в общении, чем мужчины. Стратегии мужского и женского стиля принципиально различаются. Для женщин важен сам факт социальной вовлеченности. Собравшись вместе, они часто начинают высказываться все одновременно. Такое поведение вовсе не является признаком невоспитанности, напротив, оно свидетельствует о внимании к собеседнику и заинтересованности беседой. Для мужчин такой стиль общения просто невозможен. Они требуют внимания к тому, что они говорят и не терпят, когда их прерывают (при этом многие из них просто теряют ход мысли).

В отличие от мужчин, женщина более полагается на интонацию собеседника и его мимику и жестикуляцию. Описанные различия в восприятии речевой информации зафиксированы на уровне мозга. У мужчин в мозге имеется специальная область, отвечающая за четкий подбор слов, расположенная в задней части левого полушария, у женщин такой четко локализованной области нет. За словарь у женщин отвечают лобные и затылочные доли обоих полушарий.

Мужской и женский мозг по-разному воспринимают эмоциональную информацию: у женщин она обpaбатывается преимущественно в правом полушарии, а у мужчин в решении такого рода задач бывают примерно в равной мере задействованы оба полушария. Обнаружены также различия в размерах некоторых ядер гипоталамуса, ответственных за ceкcуальное поведение.

Большая функциональная ассиметрия головного мозга у мужчин отчетливо проявляется в случаях поражения одного из полушарий: давно известно, что нарушение работы левого полушария у них сопряжено с резким ухудшением вербальных способностей, а правого- с ухудшением образного и прострaнcтвенного мышления. У женщин же вербальные и невербальные функции в равной мере сохраняются при поражении одного из полушарий. Происходит это потому, что здоровое полушарие берет на себя функцию поврежденного.

Парадоксально, но факт: у светлых голов, с юных лет оперирующих громоздкими формулами высшей математики и хитроумно разбирающихся в законах квантовой механики, у того же Альберта Эйнштейна, который пожелал, чтобы после cмepти его мыслительный орган изучил американский доктор Томас Гарвей, мозги, выражаясь бытовым языком, устроены точно так же, как и у одноклассников. Единственное отличие можно заметить лишь в том, что пирамидные нейроны коры головного мозга у особо одаренных интеллектуалов образуют больше связей и распространяются за пределы того мозгового слоя, в котором они сосредоточены у обычных людей.

В коре головного мозга Ленина исследователи обнаружили повышенное количество гигантских пирамидных нервных клеток Беца, играющих ключевую роль в мыслительной деятельности. Впрочем, ученые объясняют хаpaктерную особенность коры вождя мирового пролетариата не столько его гениальностью, сколько другими причинами. Клетки разрослись, чтобы восполнить катастрофическую потерю нервной ткани.

Левое полушарие у Владимира Ильича потеряло примерно треть своей массы, а внутри головного мозга нервные клетки и волокна постепенно рассасывались и освободившееся прострaнcтво постепенно заполнялось спинномозговой жидкостью. Столь плачевную картину врачи объясняют атеросклерозом: мозговые артерии были сплошь покрыты холестерином. И не обеспечивали мозг достаточным количеством кислорода и питательными веществами. Считается, что напряженная умственная деятельность в известной степени служит защитой от подобного недуга. Однако, Ленину титанические интеллектуальные усилия не помогли, подвела плохая наследственность по линии отца (Илья Николаевич в 55 лет умер от атеросклероза).

Операционно-исполнительный этап

А теперь давайте проведем учебный эксперимент. Я предлагаю вооружиться бумагой и ручкой и выполнить четыре задания теста “Ведущие полушария”. Ответы записать буквой “П” (правый тип реакции) или “Л” (левый тип реакции).

Задание 1
Поместите руки перед собой и переплетите пальцы. Посмотрите, какой из двух больших пальцев оказался сверху – правый или левый. Если сверху оказался правый палец, то это правый тип реакции, отметьте это в своем листке. Если сверху левый палец, то тип реакции у вас левый.

Задание 2
Ваши глаза открыты. Сложите указательные пальцы рук перед глазами так, словно вы прицеливаетесь из ружья, при этом поймайте и зафиксируйте глазами точку, в которую вы стреляете (не закрывайте глаза). Закройте сначала один, а затем другой глаз. Посмотрите, в каком из этих двух случаев точка прицела сместится. Если точка сместилась при закрытом правом глазе, то тип вашей реакции – правый, если точка сместилась при закрытии левого глаза – тип реакции левый.

Задание 3
Учащимся предстоит немного поаплодировать. Итак, все хлопаем в ладоши. Обратите внимание, какая рука при этом у вас сверху – правая или левая. Зафиксируйте этот результат на своем листке.

Задание 4
Примите так называемую позу Наполеона: скрестите руки на гpyди. Посмотрите какая рука оказалась сверху – правая или левая. Зафиксируйте это. Результаты, полученные в этих четырех тестах, сложи и найди особенности своего хаpaктера в следующих вариантах ответов.

ПППП – для тебя хаpaктерно постоянство, ориентация на общепринятое мнение; ты не любишь конфликтовать, спорить, ссориться.

ПЛПЛ – Определяющая черта твоего хаpaктера- нерешительность.

ППЛП – для тебя хаpaктерны решительность, чувство юмора, артистизм; это очень контактный тип хаpaктера.

ППЛЛ – редкий тип хаpaктера, близкий предыдущему, но мягче; наблюдается некоторое противоречие между нерешительностью и твердостью.

ПЛПП- вариант, сочетающий аналитический склад ума с мягкостью хаpaктера; медленное привыкание к новому; осторожность.

ПППЛ – слабый и самый редкий тип хаpaктера: обладатели его подвержены различному влиянию, часто беззащитны.

ЛППП – такое сочетание встречается очень часто; основная черта – эмоциональность, сочетающаяся с недостаточной настойчивостью; ты поддаешься чужому влиянию, в то же время ты приспосабливаешься к различным условиям жизни, легко сходишься с людьми.

ЛППЛ – для тебя хаpaктерны мягкость и наивность; ты требуешь особого, внимательного отношения к себе.

ЛЛПП – тебе присущи дружелюбие и простота, некоторая разбросанность интересов, а также склонность к самоанализу.

ЛЛПЛ – в твоем хаpaктере преобладают простодушие, мягкость, доверчивость.

ЛЛЛП – ты эмоционален, энергичен, решителен, но часто наспех принимаешь решения, которые приносят значительные осложнения; тебе необходимо выработать у себя надежный “тормозной механизм”.

ЛЛЛЛ – неконсервативный тип хаpaктера; ты способен взглянуть на старые вещи по-новому, тебе хаpaктерны эмоциональность, эгоизм, упрямство, иногда переходящее в замкнутость.

ЛПЛП – самый сильный тип хаpaктера; тебя трудно в чем-либо убедить, ты с трудом меняешь свою точку зрения, но в то же время энергичен, упopно добиваешься своих целей.

ЛПЛЛ – очень похоже на предыдущий тип: та же настойчивость в достижении поставленных целей, склонность к самоанализу, но друзей находишь с трудом.

ПЛЛП – у тебя легкий хаpaктер, ты умеешь избегать конфликтов, любишь путешествовать, легко находишь друзей, но часто меняешь свои увлечения.

ПЛЛЛ – непостоянство и независимость; ты кажешься мягким, но когда доходит до дела, ты требователен и настойчив.

Итак, мы убедились, что по итогам заданий у всех получились разные варианты ответов, что и следовало ожидать.

“Правополушарные” школьники “Левополушарные” школьники
Переpaбатывают информацию целостно, одновременно, образно. Анализируют от целого к частному.

“Правополушарные” легче выполняют задачи зрительно-прострaнcтвенного анализа.

Они легко отвлекаются, способны к саморазвлечению. Воспринимают конкретные объекты. Лучше усваивают информацию, представленную в виде графиков, таблиц, наглядности.

Не любят проверять выполненную работу. Предпочитают самостоятельный выбор.

Эмоциональны, артистичны, обладают интуитивным мышлением.

Они особенно чувствительны к интонациям, жестам, прикосновениям.

Переpaбатывают информацию последовательно, дискретно.

“Левополушарные” отличаются большим объемом внимания, изобретательностью, устойчивостью.

У таких учащихся выше скорость переключения с одного вида работы на другой. Они хорошо планируют стратегию действий, но относительно высокая скорость часто мешает точному выполнению работы.

Эти школьники способны к концентрации и сосредоточенности. Преимущество отдают воспроизведению фактической информации. Анализируют от части к целому. Любят проверять выполненную работу.

Это самое простое и прямое доказательство функциональной ассиметрии полушарий головного мозга. При этом правое полушарие, ответственное за творчество, управляет левой стороной тела, а левое полушарие, ответственное за логику, причинные связи и речь, управляет правой стороной тела. Именно поэтому, среди гениев столь большое количество левшей.

В рамках изучения данной темы можно провести исследования свойств нервной системы учащихся по психомоторным показателям.

Ход работы

1. Каждый выполняющий работу получает лист, расчерченный на шесть квадратов. По моему сигналу каждый из вас должен поставить как можно больше точек в квадрате в течение пяти секунд. Переход с одного квадрата на другой осуществляется по комaнде учителя и только по направлению часовой стрелки. Все время вы должны работать в максимальном для себя темпе.

Учитель подает сигнал “Начали”, а затем через каждые 5 секунд: “Перейти на другой квадрат”. По истечении работы в шестом квадрате дается комaнда: “Стоп”.

2. Обработка результатов включает следующие процедуры:

Подсчет количества точек в каждом квадрате;

Построение графика работоспособности (для этого на оси абсцисс отмечаются пятисекундные промежутки времени, а на оси ординат количество точек в каждом квадрате.

Анализ результатов

Полученные графики работоспособности могут быть разделены на четыре типа.

1. Выпуклый тип. Этот тип кривой свидетельствует о наличии у испытуемого сильной нервной системы. Темп нарастания до максимального происходит в первые 10-15с; в последующем, к 25-30с, он может снизиться ниже исходного уровня.

2. Ровный тип: максимальный темп удерживается примерно на одном уровне в течение всей работы. Хаpaктерен для нервной системы средней силы.

3. Нисходящий тип: максимальный темп снижается уже со второго 5-секундного отрезка и остается на сниженном уровне в течение всей работы. Свидетельствует о слабости нервной системы.

4. Вогнутый тип: первоначальное снижение максимального темпа сменяется кратковременным возрастанием темпа до исходного уровня. Это свидетельствует о способности к кратковременной мобилизации работоспособности. Такие люди относятся к группе лиц со средне-слабой нервной системой.

Таким образом, знание психофизиологических особенностей собственной нервной системы позволит учащимся правильно выбрать индивидуальный темп работы, точно распределить учебную нагрузку и отдых и тем самым оптимизировать работоспособность ,и, надеюсь, это будет интересно и для родителей.

Исследование индивидуальных особенностей памяти и внимания учащихся сегодня мы проводить не будем, в файле есть инструкция по выполнению работы, будет желание проведете на местах.

Рефлексивно-оценочный этап

Еще во второй половине 19 века возникло представление о том, что две половины головного мозга человека различным образом получают, хранят и переpaбатывают информацию, поступающую от органов чувств.

(Звучит “Болеро” Равеля.)

Автор этого музыкального произведения Морис Равель – известный французский композитор. В возрасте 57лет он попал в аварию и получил серьезную травму левого полушария мозга. После травмы композитор по-прежнему мог слушать музыку, посещать концерты, критиковать или наслаждаться услышанной музыкой. Но больше так никогда и не смог записывать то, что звучало в его голове. Равель страдал афазией Вернике, был не в состоянии играть на фортепиано, правильно петь, записывать музыку или читать нотную запись.

Ученые утверждают, что на нашей планете 6 миллиардов композиторов, т.е. ровно столько, сколько людей ее населяет. Музыка каждого мозга индивидуальна, как отпечатки пальцев. Ученые записывают биоритмы мозга на аудиокассеты в виде фортепианной музыки. Впрочем, музыка, созданная великими композиторами, тоже обладает целительной силой. В качестве лекарства от головной боли японцы предлагают “Весеннюю песню” Мендельсона, “Юморески” Дворжака. Рок-музыка в стиле Элвиса Пресли в небольших количествах способна снять нервное и мышечное напряжение. Романтическая музыка Шуберта, Шумана, Чайковского создает ощущение свободного прострaнcтва, помогает снять стресс. Самым чудодейственным для нервной системы оказываются мелодии Моцарта: не слишком быстрые, не слишком громогласные. Этот феномен, пока еще не объясненный до конца, медики так и назвали “эффект Моцарта”.

Мы попытались сегодня выделить скрипку из этого чудесного оркестра жизни – нашего тела. И даже, если у вас совсем немного осталось из того, что говорили, во внутреннем компьютере, значит звучать и вашей скрипке. Я желаю всем здоровья, мира, добра и благоденствия!



Комментарии:

Урок биологии в 6-м классе "Движение животных"


    Урок биологии в 6-м классе "Движение животных"

      В ходе урока учащиеся знакомятся с понятием "движение" как одним из главных свойств живых организмов, с разнообразием способов движения животных. Автор работы продолжает формирование монологической речи....

26 04 2024 5:29:42

Из опыта работы. Система подготовки к Единому государственному экзамену (ЕГЭ) по биологии


    Из опыта работы. Система подготовки к Единому государственному экзамену (ЕГЭ) по биологии

      В статье рассказывается о том, каким материалом должен владеть учитель и как вести подготовку учащихся к ЕГЭ. Составлен примерный тематический план повторения учебного материала. Обращается внимание на пpaктическую направленность курса. Приводится перечень методических пособий для подготовки к экзамену. Предлагается план самостоятельной подготовки учащихся. Даны рекомендации по оформлению стенда "Как готовиться к ЕГЭ". Предлагается план работы на уровне районных методических объединений....

25 04 2024 2:10:27

Урок биологии. Тема: "Эмбриональный период развития организмов". 9-й класс

На уроке использован метод моделирования как изобразительная форма наглядности, в упрощенной форме демонстрирующая существующее явление. Сопровождается презентацией, текстом и рисунками учебника. Деятельностный подход творчески преобразовывает материал для овладения новыми знаниями....

24 04 2024 19:36:50

Повторение и обобщение материала по теме: "Эволюционное учение"


    Повторение и обобщение материала по теме: "Эволюционное учение"

      Учащиеся знакомятся с некоторыми страницами жизни и творчества великого Ч.Дарвина. Дарвин – человек, наделенный неутомимым терпением при собирании многочисленных фактов, имеющий удивительную способность выводить заключения, обладающий бесподобным слогом – словом, человек совершенный, способный для громадного труда, который он предпринял и выполнил. В материалы урока включены: презентация ученицы 11-го класса, сообщения учащихся, лабораторный пpaктикум, тест. ...

23 04 2024 14:47:17

Использование факультативных лекций на уроках биологии в 9-м классе


    Использование факультативных лекций на уроках биологии в 9-м классе

      Школьная факультативная лекция - метод обучения, отвечающий требованиям классического урока изучения нового материала и являющийся частью лекционно-семинарской системы. Ее использование на уроках общей биологии в 9-м классе позволяет формировать у учащихся умение планировать ответ, выделять основные моменты лекции, формулировать выводы, успешно усваивать сложный и объемный материал. В статье рассмотрен пример использования факультативной лекции на уроке по теме "Деление клетки: митоз и мейоз"....

22 04 2024 20:50:58

"Биологический бой" как оптимальная форма деятельности в развивающем обучении


    "Биологический бой" как оптимальная форма деятельности в развивающем обучении

      Углубленное изучение биологии не может ограничиваться лишь традиционными занятиями или чтением спецлитературы. Оно предполагает применение разнообразных форм индивидуальных и групповых занятий, в числе которых "биологический бой" является одной из самых эффективных для контроля и актуализации знаний учеников. Данная форма разработана автором и применяется на уроках и в процессе подготовки к биологическим олимпиадам, ее эффективность многократно подтверждена результатами учащихся....

21 04 2024 22:27:14

Экологический учебный проект "Райский сад"


    Экологический учебный проект "Райский сад"

      Выполненный педагогом и школьниками экологический проект "Райский сад" можно рассматривать как дополнение к существующим программам по курсам: природоведение, биология, окружающий мир, экология. Работу над проектом можно выделить в качестве факультативных занятий, уроков в школах, занятий в детских садах, центрах помощи детям, оставшимся без попечения родителей, в дополнительном образовании. Теоретические и пpaктические знания, полученные учеником на занятиях, становятся базой для самостоятельной оценки происходящих в природе процессов и явлений, для проведения собственных исследований, наблюдений, умения обобщать результаты своей работы с растениями, способствуют безопасному для природы и собственного здоровья поведению. ...

20 04 2024 22:32:48

Урок по теме "Головной мозг, его строение и функции"

Учащиеся знакомятся с особенностями строения головного мозга, функциями его основных отделов....

19 04 2024 14:32:40

Использование метода проекта на уроках биологии. Учебно-методическая разработка урока биологии по теме "Витамины". 8-й класс


    Использование метода проекта на уроках биологии. Учебно-методическая разработка урока биологии по теме "Витамины". 8-й класс

      В предлагаемой разработке урока биологии в 8-м классе по теме «Витамины» представлен опыт применения монопредметной проектной технологии. Данной теме отведен один урок раздела «Обмен веществ и энергии» рабочей программы курса биологии «Человек и его здоровье». Материал к уроку обширен, и дать учащимся глубокие знания о витаминах невозможно, но при использовании ИТ, разработке модели урока в режиме проектного обучения достигаются хорошие результаты....

18 04 2024 4:20:22

Дыхательные движения. Жизненная емкость лёгких. 8-й класс


    Дыхательные движения. Жизненная емкость лёгких. 8-й класс

      Урок призван сформировать понятие «жизненная емкость легких», разъяснить механизм вдоха и выдоха, роль дыхательного центра в ритмичном чередовании вдоха и выдоха, раскрыть механизм нейрогумopaльной регуляции дыхания....

17 04 2024 7:57:11

Рабочая тетрадь по краеведению в 8-м классе


    Рабочая тетрадь по краеведению в 8-м классе

      Рабочая тетрадь по краеведению обеспечивает преемственность в изучении учебного материала, делает акцент на изучение регионального компонента. Цель рабочей тетради: освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы Красноярского края, изменениях природной среды под воздействием человека и возможных путях её сохранения и рационального использования....

16 04 2024 13:29:57

Разработка урока биологии по теме "Бактерии". 6-й класс


    Разработка урока биологии по теме "Бактерии". 6-й класс

      Урок призван сформировать у учащихся представление о бактериях как живых организмах; особенностях строения и процессах жизнедеятельности; роли и значении бактерий в природе и в жизни человека; сформировать умения находить в тексте учебника и других дополнительных источников информации отличительные признаки бактерий, описывать их; расширять кругозор обучающихся; развивать гигиеническое воспитание учащихся....

15 04 2024 3:54:22

Урок биологии в 7-м классе "Человек дарует имя"


    Урок биологии в 7-м классе "Человек дарует имя"

      Цели урока: обобщить знания по теме "Животные"; развивать познавательную активность, творческое воображение, умение анализировать привычные явления и объекты и видеть в них новое; создавать ситуацию формирования интереса к предмету; воспитывать умение видеть прекрасное в природе. Рассматриваются причины происхождения названий животных: особенности поведения, нюансы окраски, специфика места обитания....

14 04 2024 17:42:43

Урок для 7-го класса на повторение "Царство растений"


    Урок для 7-го класса на повторение "Царство растений"

      Урок-игра может использоваться, как урок закрепление по пройденной теме, а также, как развлекательное мероприятие на "недели биологии". На уроке предложены различные конкурсы, а также, в качестве приложения, слайд-шоу....

13 04 2024 3:24:20

Урок по окружающему миру "Кожа. Строение и значение кожи"


    Урок по окружающему миру "Кожа. Строение и значение кожи"

      Урок по программе «Начальная школа XXI века» Н.Ф. Виноградовой выстроен в четком соответствии с методическими принципами деятельностного подхода данной системы. Урок служит созданию условий для ознакомления учащихся с кожей, её строением и значением....

12 04 2024 2:27:27

Викторина для 5–7-х классов "Первоцветы"


    Викторина для 5–7-х классов "Первоцветы"

      Урок расширяет знания о раннецветущих растениях поселка и учит бережному отношению к ним. Развивает познавательную активность и коммуникативные способности учащихся, расширяет знания о первоцветах....

11 04 2024 6:22:19

Использование элективных курсов для подготовки к ЕГЭ по биологии


    Использование элективных курсов для подготовки к ЕГЭ по биологии

      Разделы данного курса позволяют более подробно рассмотреть важнейшие научные факты, законы и теории в биологии, основные отрасли в биологии и пограничные дисциплины естествознания, объекты и методы их изучения через главные исторические этапы в развитии биологии....

10 04 2024 5:56:59

Технологии развивающего обучения на уроках биологии. Тема урока "Соцветие"


    Технологии развивающего обучения на уроках биологии. Тема урока "Соцветие"

      Урок направлен на изучение наиболее распространенных видов соцветий. Прививает навыки в определении простых и сложных соцветий и в записи их схем. Раскрывает биологическое значение соцветий, формирует эстетическое отношение к окружающему миру....

09 04 2024 14:33:32

Урок для старшеклассников "Откуда берутся дети"


    Урок для старшеклассников "Откуда берутся дети"

      Предлагаемый материал целесообразно изучить на двух спаренных уроках. Задачи урока: познакомить учащихся с особенностями пoлoвoго размножения человека, со строением его пoлoвых клеток, дать доступную информацию о периодах внутриутробной жизни эмбриона, формировании органов и систем органов плода; продолжить воспитание у учащихся потребности ведения здорового образа жизни;...

08 04 2024 23:30:55

Урок-конференция по биологии в 6-м классе "В мире одноклеточных живых организмов"


    Урок-конференция по биологии в 6-м классе "В мире одноклеточных живых организмов"

      Урок для 6-го класса, способствующий развитию умения работать с дополнительной литературой, компьютерами; формирующий умения делать выводы, сравнивать и использовать уже имеющиеся знания, а также формирующий бережное отношение к здоровью....

07 04 2024 0:23:50

Приспособленность организмов к среде обитания, ее относительный хаpaктер


    Приспособленность организмов к среде обитания, ее относительный хаpaктер

      Урок биологии по теме "Приспособленность организмов к среде обитания и ее относительный хаpaктер". ...

06 04 2024 18:18:30

Методическая разработка урока биологии по теме "Многообразие кишечнополостных"

Тема в курсе зоологии «Тип кишечнополостные» имеет большое значение для изучения эволюционного развития организмов, но с этими животными обучающиеся в пpaктической жизни знакомы мало. Урок-путешествие с его межпредметными связями и использованием ИКТ направлен на более эффективное усвоения материала....

05 04 2024 7:14:40

Урок биологии по теме "Пресноводная гидра"


    Урок биологии по теме "Пресноводная гидра"

      Урок раскрывает особенности внешнего строения пресноводной гидры в связи со средой обитания, размножения и индивидуального развития, показывает родство многоклеточных с одноклеточными животными. На уроке учащиеся обучаются распознавать на таблицах и рисунках различные клетки тела гидры, в работе с учебником находить главные мысли в тексте параграфа, составлять рассказ....

04 04 2024 20:20:30

Скелет человека, его приспособление к прямохождению, трудовой деятельности. Изменения, связанные с развитием мозга и речи


    Скелет человека, его приспособление к прямохождению, трудовой деятельности. Изменения, связанные с развитием мозга и речи

      Урок изучения новой темы, на котором формируется представление о развитии опopно-двигательной системы человека, выявляются особенности скелета человека, связанные с прямохождением и трудовой деятельностью....

03 04 2024 5:29:29

Открытый урок по теме: "Общая хаpaктеристика грибов"


    Открытый урок по теме: "Общая хаpaктеристика грибов"

      На данном уроке учащиеся определяют место грибов в системе органического мира через разнообразные формы деятельности. Во-первых, учащиеся самостоятельно знакомятся с грибами и составляют обзорную визитную карточку, работая в малых группах. Во-вторых, составляют таблицу, где наглядно показывают сходство грибов с растениями и животными. В-третьих, выявляют особенности индивидуальных признаков, присущие только грибам. В процессе разрешения проблемной ситуации раскрывают причинно-следственные связи между природой и грибами, а также между грибами и другими живыми организмами. ...

02 04 2024 14:29:28

Методические рекомендации к уроку биологии в 7-м классе по теме "Индивидуальное разитие животных"


    Методические рекомендации к уроку биологии в 7-м классе по теме "Индивидуальное разитие животных"

      Методические рекомендации к уроку биологии разработаны в соответствии с программой по биологии для 7-го класса общеобразовательных школ (авторы В.В. Пасечник, В.М. Пакулова, В.В. Латюшин). Разработка содержит методические рекомендации для учителя, вариант листа контроля для ученика, а в приложении предложена презентация к уроку. Использование анимаций, интеpaктивных схем, позволяет сделать урок наиболее интересным и привлекательным....

01 04 2024 19:27:36

Урок-игра "Кто хочет стать знатоком природы?" (целебные растения Севера)


    Урок-игра "Кто хочет стать знатоком природы?" (целебные растения Севера)

      Давно заметил человек, что некоторые растения излечивают от недугов. Так из поколения в поколение передавались сведения о целебных свойствах растений. Значение лекарственных растений в настоящее время не падает, а наоборот, возрастает. В течение тысячелетий многие из древнейших лечебных средств переходили из поколения в поколение, причем некоторые из них сохранились до сих пор....

31 03 2024 23:55:13

Внеклассное мероприятие по биологии "Сказка, как Иван-царевич Змея Горыныча победил"


    Внеклассное мероприятие по биологии "Сказка, как Иван-царевич Змея Горыныча победил"

      Сценарий сказки можно использовать при подготовке внеклассного мероприятия по биологии, ОБЖ, классного часа по профилактике курения. ...

30 03 2024 17:24:30

Функции желез внутренней секреции. Гормоны


    Функции желез внутренней секреции. Гормоны

      Цели урока: сформировать новые анатомо-физиологические понятия о железах внутренней секреции и внешней секреции, гормонах, их свойствах и значении в жизнедеятельности организма; определить роль гормонов щитовидной, пoлoвых, поджелудочной желез, гипофиза и надпочечников в гумopaльной регуляции; показать значение знаний о гормонах для медицины....

29 03 2024 9:34:42

Мини-проект "Кожа"


    Мини-проект "Кожа"

      Расширяются знания о коже. Учащиеся учатся создавать мини-проекты, применяют элементы исследования....

28 03 2024 22:45:13

Презентация к уроку "Интеллектуальные игры как средство обобщения пройденного материала"


    Презентация к уроку "Интеллектуальные игры как средство обобщения пройденного материала"

      Сценарий урока в форме интеллектуальной игры «Своя игра» для учащихся 5-х классов....

27 03 2024 6:48:36

Урок биологии для 6-го класса "Движение"


    Урок биологии для 6-го класса "Движение"

      Решая образовательные и развивающие задачи урока, автор использует информационные технологии (мультимедийную презентацию), что обеспечивает также существенную экономию учебного времени. ...

26 03 2024 22:28:59

Обобщающий урок-игра "Прощание с ботаникой"


    Обобщающий урок-игра "Прощание с ботаникой"

      Занятие проводится в 6-м классе по окончании изучения курса ботаники в виде разнообразных по форме и содержанию конкурсов. Урок интересен тем, что учащиеся в игровой форме повторяют изученный материал, проявляют свою эрудицию, смекалку, а также творческие способности. Проведение урока способствует сплочению коллектива, формированию коммуникативных навыков, выработке умения выражать и отстаивать свою точку зрения. ...

25 03 2024 17:15:43

Обобщающий урок по теме "Кровь. Кровообращение"


    Обобщающий урок по теме "Кровь. Кровообращение"

      Данная разработка предлагает проведение нестандартного урока по теме "Кровь. Кровообращение" с целью активизации познавательной деятельности учащихся на уроках биологии. Основа урока - групповая работа по заданной схеме с применением нестандартных заданий, позволяющих применять учащимися знания, приобретённые ранее, а также обобщить тему "Кровь. Кровообращение"....

24 03 2024 3:10:43

Разработка урока на тему "Листопад" по учебнику "Биология. Растения, бактерии, грибы, лишайники". Авторы: Никишов А.И., Викторов В.П.


    Разработка урока на тему "Листопад" по учебнику "Биология. Растения, бактерии, грибы, лишайники". Авторы: Никишов А.И., Викторов В.П.

      Разработка по теме: "Листопад" (по учебнику "Биология. Растения, бактерии, грибы и лишайники"; авторы: Викторов В.П., Никишов А.И.) предназначена для проведения урока биологии в 6-м классе. Данный урок является последним при изучении раздела "Процессы жизнедеятельности растений"....

23 03 2024 15:14:47

Разработка урока "Осанка. Предупреждение плоскостопия"


    Разработка урока "Осанка. Предупреждение плоскостопия"

      Изучение биологии человека в курсе 8-го класса не может обойти вниманием вопросы изучения состояния здоровья школьников, его сохранения и укрепления. Введение в содержание уроков этого аспекта позволяет усилить пpaктическую направленность преподавания, формировать познавательный интерес к предмету, поднимать воспитательный потенциал уроков....

22 03 2024 6:55:37

Урок-игра «Высшие растения». 7-й класс


    Урок-игра «Высшие растения». 7-й класс

      В ходе урока-игры систематизируется и закрепляется у обучающихся представление об особенностях строения растений принадлежащих к данным отделам; эволюционные представления о развитии царства растений. Развиваются внимательность, способность быстро анализировать информацию, делать выводы, сопоставлять теоретические и пpaктические знания, тренировать память, внимание, развивать познавательный интерес к биологии....

21 03 2024 16:41:41

Урок-импровизация на тему "От материального к духовному…"


    Урок-импровизация на тему "От материального к духовному…"

      Урок-импровизация ‒ путешествие в суверенное государство "Человеческий организм". Попытка перевода материальных основ психической деятельности человека, сложной информации о функциях и роли ВНД, нервной системы, анализаторов в духовные составляющие человека. Занятие рассчитано на взрослую аудиторию....

20 03 2024 2:28:53

Урок–исследование "«Разоблачение» великого Ч.Дарвина"


    Урок–исследование "«Разоблачение» великого Ч.Дарвина"

      Тема урока по программе "Предпосылки возникновения теории Ч.Дарвина", 11-й класс позволяет организовать работу по формированию у обучающихся целостного восприятия окружающего мира, интереса и позитивного отношения к научному поиску, истории науки....

19 03 2024 16:48:15

Открытый урок "Заболевания сердечно-сосудистой системы"


    Открытый урок "Заболевания сердечно-сосудистой системы"

      На уроке ребята знакомятся с заболеваниями сердечно-сосудистой системы. Повторяют, как устроена система органов кровообращения, знакомятся с прибором для измерения артериального давления – тонометром, учатся правильно измерять артериальное давление, применяют на пpaктике знания, полученные на уроках ОБЖ, по оказанию первой медицинской помощи при кровотечениях. ...

18 03 2024 20:49:44

Тренажер для решения задач по генетике


    Тренажер для решения задач по генетике

      Тренажер предназначен для выработки устойчивых навыков решения генетических задач основных типов. Он состоит из варианта для учащегося (таблицы, в результате работы с которыми формируется условие задачи) и варианта для учителя (таблицы для формирования ндивидуальных заданий и ответы к задачам). Большое количество задач позволяет организовать индивидуальную работу в классах с любой наполняемостью, а компактность дает возможность использовать тренажер в качестве раздаточного материала для работы в классе и дома. ...

17 03 2024 5:26:52

Час занимательной биологии. 7-й класс

Внеклассное мероприятие расширяет знания биологии, стимулирует для дальнейшего поиска информации, развития интереса к науке....

16 03 2024 21:16:58

Открытый урок по биологии "Генетика пола", 11-й класс


    Открытый урок по биологии "Генетика пола", 11-й класс

      На уроке доказывается, что законы Менделя применимы к генетике пола различных живых организмов. Учащиеся знакомятся с путями наследования некоторых наследственных заболеваний, учатся самостоятельно обнаруживать генетические закономерности при решении генетических задач....

15 03 2024 3:57:17

Статья "Алгоритмы учебных действий"


    Статья "Алгоритмы учебных действий"

      Статья представляет собой выступление на школьном методическом объединении предметов естественно-научного цикла о формировании общеучебных умений и мыслительной деятельности учащихся при изучении темы «Эволюционное учение» (9-й класс)....

14 03 2024 0:16:24

Особенности преподавания биологии в условиях подготовки выпусников 9,11-х классов к итоговой аттестации


    Особенности преподавания биологии в условиях подготовки выпусников 9,11-х классов к итоговой аттестации

      В условиях сдачи выпускниками 9-го класса экзаменов в новой форме, а выпускниками 11-х классов – в форме ЕГЭ, поступления в вузы по итогам школьных экзаменов педагоги должны построить учебный процесс так, чтобы у ребёнка была возможность подготовиться к таким серьёзным испытаниям и выдержать их с достоинством. Хочу поделиться своим опытом работы в этом направлении. ...

13 03 2024 4:22:50

Урок по теме "Водная среда, приспособленность организмов к жизни в ней". Природоведение. 5-й класс


    Урок по теме "Водная среда, приспособленность организмов к жизни в ней". Природоведение. 5-й класс

      Данная статья познакомит обучающихся с особенностями водной среды обитания, с различными водными животными и их приспособленностью к жизни в воде....

12 03 2024 21:27:13

Урок по теме "Органы цветкового растения. Семя и его строение"

Комбинированный урок сочетает в себе лабораторную работу по теме «Внешнее и внутреннее строение семени фасоли» и Строение зерновки пшеницы», заполнение схем № 1» Строение семени фасоли» и № 2 «Строение зерновки пшеницы» и тестовый опрос....

11 03 2024 19:53:54

Внеклассное мероприятие по биологии "Наше здоровье – в наших руках"


    Внеклассное мероприятие по биологии "Наше здоровье – в наших руках"

      Величайшим богатством человека является его здоровье. Быть здоровым - нормальное желание любого человека. Быть физически и духовно здоровым человеком - великое счастье. Сценарии выступления "Зеленая аптека" можно использовать и как самостоятельное выступление для учащихся младших классов, как средство популяризации знаний о лекарственных растениях....

10 03 2024 16:38:37

Использование файнвордов на уроках биологии


    Использование файнвордов на уроках биологии

      Давайте поиграем на уроках биологии в файндворды. С их помощью можно не только закрепить полученные знания, проверить «терминологическую зоркость», но и расширить кругозор учащихся. Данная статья включает в себя несколько созданных и опробованных автором заданий в стиле «файндворд», а также советы по их использованию. ...

09 03 2024 3:49:57

Программа научного общества естествознания по работе с одаренными детьми "Натуралист"


    Программа научного общества естествознания по работе с одаренными детьми "Натуралист"

      Программа работы с одаренными детьми (детьми, имеющими признаки одаренности) в общеобразовательной школе представлена в форме научного общества естествознания «Натуралист» по различным дисциплинам: природоведению, физике, химии, географии, биологии, астрономии. Программа утверждена методическим советом школы, входит в состав общешкольной работы с одарёнными детьми....

08 03 2024 21:29:26

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::