Тренажер для решения задач по генетике > Лаборатория фитоинвазий
Лаборатория фитоинвазий    


Тренажер для решения задач по генетике


    Тренажер для решения задач по генетике

Введение

Идея задачников в виде таблиц не нова. Их использование пpaктикуется во многих школах при изучении химии, физики и других “точных наук”. Задачник по генетике, оформленный в виде таблицы, я обнаружил в книге Г.М. Муртазина “Задачи и упражнения по общей биологии” [1]. В то время, около 15 лет назад, когда полки книжных магазинов провинциальных городков не ломились от обилия товара, а учебная и методическая литература была на вес золота, такая находка стала для меня настоящим открытием. Основное достоинство задачника в виде таблицы - компактность, что позволяет размножить его для использования учащимися на уроке и дома.

Обеспечение учащихся таким типом материала актуально и сейчас, так как количество задач в учебниках явно недостаточно для выработки навыков решения даже основных типов, не говоря уже о задачах на взаимодействие генов, сцепленное наследование и т.д., а сборники задач по генетике есть только у небольшого количества детей в классе (да и то не всегда).

Шли годы, и замечательная таблица, найденная мной в старой методичке и направленная на решение задач только одного типа (дигибридное скрещивание) , постепенно видоизменялась, дополняясь новыми данными, пока не превратилась в тот вариант, который я предлагаю Вашему вниманию. То, что получилось в результате, нельзя в полной мере назвать задачником. Это своеобразный тренажер, позволяющий учителю выработать у учащихся устойчивые навыки решения генетических задач основных типов. Он ни в коем случае не является альтернативой существующим задачникам, и может применяться только параллельно с ними. Данное ограничение связано прежде всего с тем, что в тренажере нет самого главного - условия задачи, поэтому работа с тренажером несет скорее механический, а не творческий хаpaктер. Второе ограничение вытекает из первого: все задачи тренажера “прямые” (или “основные” по определению Госстандарта), т.е решение направлено только на вычисление генотипов и фенотипов потомства по известным генотипам родителей.

Структура тренажера

Вариант для учащегося <Приложении1> представляет собой лист бумаги формата А4, сложенный пополам (для удобства использования: ученики вклеивают его в свои рабочие тетради), содержащий взаимосвязанные таблицы (таблица 1, 2, 3) и дополнительную таблицу наследования признаков нескольких организмов. Вариант для учителя <Приложение2> состоит из нескольких листов формата А4, первый из которых дублирует тренажер ученика, следующий содержит таблицу кодов задач, на остальных листах – таблицы с ответами.

Работа с учащихся с тренажером

С данной работой справляются все, даже самые слабые ученики, и занимает она всего несколько секунд.

Итак, рассмотрим три взаимосвязанных таблицы из тренажера, предназначенного для учащихся. В целях экономии места они приведены частично, полный вариант в <Приложении1>.

Таблица 1

Р: генотип организма
1 гомозиготен по доминанте
гомозиготен по доминанте
2 гомозиготен по доминанте
гетерозиготен
3 гомозиготен по доминанте
гомозиготен по рецессиву
4 гетерозиготен
гомозиготен по доминанте
и т.д.

С помощью этой таблицы ученик формирует данные о генотипах родительских организмов, где верхняя строчка каждого номера (назовем этот номер кодом) – генотип по первой паре генов, вторая – соответственно по второй. Для моногибридного скрещивания берем только верхнюю строчку каждого номера.

Пример 1:

Код задачи 43, предположим (пока не познакомились с таблицей 2), что скрещивание моногибридное.

Согласно таблице 1, генотип первого организма гетерозиготный (цифра 4, верхняя строка), второго – гомозиготный доминантный (цифра 3, верхняя строка).

Пример 2:

Код задачи 43, пусть это будет дигибридное скрещивание.

Генотип первого организма:

  • по первой паре генов гетерозиготный (цифра 4, верхняя строка) ;
  • по второй паре генов гомозиготный доминантный (цифра 4, нижняя строка).

Генотип второго организма:

  • по первой паре генов гомозиготный доминантный (цифра 3, верхняя строка) ;
  • по второй паре генов гомозиготный рецессивный (цифра 3, нижняя строка).

Таблица 2

Тип наследования
а моногибридное полное, неполное (А)
б кодоминирование (А, В, 0: белые, светло-красные, красные, темно-красные)
в дигибридное (А, В)
г комплементарность (В+С), ярко-красные
д доминантный эпистаз (I>А, а)
и т.д.

Таблица предназначена для определения типа скрещивания и буквенного обозначения генов, отвечающих за проявление конкретных признаков (они в таблице 3). Для некоторых типов наследования приведены фенотипические проявления данного признака, если в результате скрещивания появляется новое фенотипическое проявление.

Если код задачи на моногибридное скрещивание в задании ученика выделен курсивом, то задача будет на неполное доминирование.

Пример 3 (связываем данные таблиц 1 и 2) :

Код задачи в43

буква в (см. таблицу 2) – классическое дигибридное скрещивание, без сцепления и других “наворотов”;

ген, отвечающий за проявление первого признака, обозначен буквой А , за проявление второго – буквой В;

цифры 43 – генотипы родительских организмов – определяем по таблице 1 (см. Пример 2).

В результате получим:

Дано:

Р АаВВ х ААвв

Таблица 3

Модель плодовой мушки дрозофилы
ген признак доминантный рецессивный
A окраска тела белая черная
I серая не влияет
J не влияет желтая
B, C цвет глаз красные белые
D длина крыльев длинные зачаточные
и т.д.

Данная таблица предназначена для окончательного формирования условия задачи и содержит указания на:

  • “главное действующее лицо” процесса скрещивания. Классический пример – дрозофилу – учитель может заменить на любой другой организм (хоть на тех же “Смешариков” из детского мультфильма – это не имеет значения), но признаки и их взаимодействие придется подбирать в соответствии с организмом и научными данными. Важно акцентировать внимание детей на слове “модель”: ведь мы проводим скрещивание “на бумаге” и получаем “бумажный” вариант ответа, а в настоящих опытах результаты могут отличаться от наших расчетов (сохраняя при этом статистическую закономерность наследования данного типа).
  • конкретный признак, соответствующий гену из таблицы 2 и формы его фенотипического проявления.

Пример 4 (связываем данные таблиц 1, 2 и 3) :

Код задачи в43

В результате работы с таблицами 1 и 2 мы пpaктически сформировали условие задачи

(см Пример 3). Дополним его данными из таблицы 3:

  • ген А “отвечает” за окраску тела, и фенотип первого родителя по этой паре генов будет представлен белой окраской (т.к. генотип гетерозиготный), окраска тела второго родителя также будет белой (гомозиготный доминантный по первому признаку) ;
  • ген В формирует цвет глаз нашей модели. У первого родителя глаза будут красные (гомозиготный доминантный по второму признаку), у второго – белые (гомозиготный рецессивный по второму признаку).

Запись в тетради учащегося:

в43 Дрозофила

Дано: Схема скрещивания
А – белая окраска тела

а – черная окраска тела

В – красные глаза

в – белые глаза

Р АаВВ х ААвв

Р Аа   ВВ    х       АА   вв
      бел.  красн.           бел. бел.
F1, F2 -?  

Таким образом, мы получили обычную генетическую задачу.

Использование тренажера учителем <Приложение2>

Одна из основных таблиц в варианте для учителя – таблица кодов задач, представляющая собой столбцы с указанием типа наследования и строки, содержащие код номера задачи. На пересечении столбца и строки получаем полный код задачи, например а47. Таким образом, таблица содержит ячейки для всех задач тренажера (их 810). В каждой ячейке может быть записана следущая информация:

  • вариант решения задачи (об этом немного ниже) ;
  • пометки учителя типа: дз (задача задана на дом), инд№ ... (задача дана конкретному ученику с порядковым номером согласно журналу), зач (задача входит в зачетную работу) и т.д.

По мере решения задач учитель зачеркивает или закрашивает соответствующие ячейки, что позволяет видеть только номера еще нерешенных задач. Используя данную таблицу, учитель составляет индивидуальные и фронтальные последовательности, делая при этом пометки в соответствующих ячейках.

Вторая таблица включает в себя ответы на задачи.

Вероятно, вы Вы заметили, что номера родительских генотипов в таблице 1 ученического тренажера дублируются. К примеру, задачи а11, а12, а13 и т.д. абсолютно одинаковы. Кроме того, одинаковыми будут задачи любого типа наследования с номерами 12 и 21, 13 и 31 и т.д. Даже для дигибридного скрещивания таблицу 1 можно было бы сократить до 6 строк (а для моногибридного до 3), но таким образом резко уменьшилось бы количество задач каждого типа, и индивидуальая работа детей была бы невозможной. Таким образом, 81 задача на моногибридное скрещивание – это на самом деле всего 6 одинаковых задач, только с разными номерами. Одинаковые задачи объединяются в “варианты”. Итак, таблица ответов на задачи состоит из номера варианта и его решения. Номер варианта для каждой задачи включен в соответствующую ячейку кодов задач. Это удобно, когда подбираешь индивидуальные последовательности: сразу видно, какие задачи включать в последовательность, чтоб они не дублировались. Это помогает при проверке задач учащихся: по коду задачи в таблице кодов смотрим, к какому варианту она относится, в таблице ответов находим этот вариант и видим готовый ответ.

В <Приложение2> содержатся решения только на задачи по моногибрибному полному наследованию. Соответственно, и варианты в таблице кодов проставлены только в ячейках для столбца а. Во-первых, это связано с ограничением размера публикуемого материала. А во-вторых (знаю по собственному опыту), учитель будет использовать только тот материал, который он “прогнал через себя”, в котором есть и его собственный вклад. Надеюсь, что любой учитель биологии при желании сможет вычлeнить варианты из задач на конкретный тип наследования и самостоятельно дополнить таблицу ответов и таблицу кодов необходимыми данными.

Подводя итог, хотелось бы сказать, что данный тренажер – это тот случай, когда легче показать, чем объяснить. Распечатайте таблицы из приложений 1 и 2, положите их перед собой и еще раз внимательно прочитайте мои объяснения – поверьте, все сразу встанет на свои места.

Методика использования тренажера в учебном процессе

Работу с тренажером рекомендую начинать в 9 классе при изучении основ генетики. На первом уроке после выяснения закономерностей наследования на примере менделевского гороха выдаю детям тренажеры и показываю принцип работы с ними. Две-три задачи решаются фронтально у доски с подробным объяснением (и корректировкой учителем), затем – самостоятельная работа.

Здесь все зависит от фантазии и творческого подхода учителя. Предложу лишь несколько вариантов.

1. Классический

На листочках, которые раздаю детям – последовательности кодов задач, у каждого учащегося своя последовательность. Например: а12 > а24 > а57 > и т.д. Обращаю внимание не только на количество и качество решенных задач, но и на соблюдение правил оформления (к этому необходимо приучать детей с первого урока). Последовательность можно выстроить по усложнению (каждая следующая задача сложнее предыдущей) или дифференцировать последовательности отдельно для слабых и сильных учащихся (это особенно актуально при решении задач на взаимодействие генов и сцепленное наследование в 10 классе).

Количество задач в данном тренажере перекрывает потребности в индивидуализации даже для классов из 30 человек. А то, что задачи у всех пpaктически одинаковы, ученики, как правило, не замечают: номера-то разные, да и невозможно искать по классу похожую задачку, когда каждый занят своим делом.Таким образом исключается возможность списывания.

2. Геометрический.

Наверняка вы видели такие задания в детских журналах: “Соедини точки по порядку и получится рисунок...”. Около точек вместо цифр напишите коды задач, и тогда при решении последовательности у ученика появится картинка. Попросите у учителя информатики такие рисунки, они использутся при обяснении алгоритмов на примере объектов “Робот”, “Чертежник”, “Черепашка” и т.д. Такой вариант возможен в качестве индивидуального домашнего задания.

Готовое задание на рисование этой рыбки и несколько простых рисунков такого типа Вы найдете в <Приложении3>.

Задание “геометрического” типа

Результат выполнения задания

2. Художественный.

На листе бумаги нарисуйте, к примеру, стилизованный силуэт птицы и рамочку вокруг него (пусть это будет яйцо, в котором сидит птичка). Разбейте рисунок линиями на несколько (не очень большое количество) частей. В каждую часть впишите код задачи таким образом, чтобы задачи с одним типом расщепления были внутри птички, а с другим –снаружи. Нарисуйте под “получившимся непонятно что” легенду, как в MS Exel: какому типу расщепления какой цвет соответствует. Решая задачи (теперь уже в произвольном порядке) и закрашивая в определенные цвета части рисунка, ученик при правильном решении всех задач получит раскрашенную картинку (в данном случае птичку внутри яйца). Такое задание может включать сразу несколько типов задач, и тогда рисунок может быть разноцветным. Рекомендую в качестве единого домашнего задания на протяжении изучения всей генетики или нескольких связанных тем (например, на взаимодействие генов). Готовое задание с рисунком этой птички внутри яйца и несколько силуэтов для составления заданий такого типа находятся в <Приложении4>.

Задание “художественного” типа

Результат выполнения задания

Заключение

Данные для составления таблиц накапливались в течение многих лет. Приходили бывшие ученики – сегодняшние студенты медицинских ВУЗов и училищ и приносили нестандартные, оригинальные задачи, много сведений было взято со старых ВУЗовских учебников и лекций, помогли различные сайты, посвященные биологии. К сожалению, информация об этих источниках не сохранилась, поэтому, заочно благодаря тех, чьи данные были использованы при разработке тренажера, я приношу свои извинения за невозможность размещения ссылок на источники.

Стараясь быть максимально точным с точки зрения биологической науки, все-же не могу гарантировать их 100% точность и соответствие реальным данным. К примеру, не удалось найти достоверных сведений об эпистатичном взаимодействии генов дрозофилы, под вопросом остается группа сцепления генов ВG. Но, на мой взгляд, эти недочеты не имеют фатальных последствий. Все-таки средняя школа – не аспирантура, да и большинство учителей не являются профессорами и докторами наук. Использование данного тренажера помогает ученику научиться решать простейшие генетические задачки, и только. А точная наука может подождать до тех пор, пока Ученик станет известным Ученым.

Литература

Муртазин Г.М. Задачи и упражнения по общей биологии: пособие для учителей. М.: Просвещение, 1981.



Комментарии:

Общая хаpaктеристика водорослей

Общая хаpaктеристика водорослей Размножение водорослей бывает вегетативным, бесполым и пoлoвым. У одного и того же вида в зависимости от условий среды способы размножения различны....

23 04 2024 7:47:18

Лабораторная работа №3 "Знакомство с внешним строением растения". 5-й класс


    Лабораторная работа №3 "Знакомство с внешним строением растения". 5-й класс

      Урок биологии в 5-м классе по программе Понаморевой И.П. является 2-м в теме «Растения». Тип урока: урок комплексного применения знаний с целью продолжить формирование представления об органах растений: вегетативных и генеративных; значении их для растения; развитие понятий “орган”, «голосеменные», «покрытосеменные» «вегетативные органы» «генеративные органы» формирование представлений о двух группах органов, вегетативных (побег и корень) и генеративных (цветок, плод с семенами)....

22 04 2024 3:15:19

Урок биологии в 10-м классе "Строение и функции органоидов клетки. Плазматическая мембрана"


    Урок биологии в 10-м классе "Строение и функции органоидов клетки. Плазматическая мембрана"

      По данным психологов наибольшее количество информации дети усваивают не от общения с учителями и родителями, а от общения друг с другом. Предлагаемый урок - лекция, которая проводится заранее подготовленными, мотивированными учащимися. "Лекторы", используя в качестве модели плазмалеммы мыльный пузырь, помогают слушателям выделить и сформулировать основные выводы по теме. Закрепление полученных знаний проводится с помощью заданий в формате ЕГЭ. ...

21 04 2024 16:21:56

Урок по биологии. Тема: "Диагностический центр "Гельминтолог". 7-й класс


    Урок по биологии. Тема: "Диагностический центр "Гельминтолог". 7-й класс

      Учебное занятие моделируется в рамках проектной технологии, что позволяет использовать широкий спектр дидактических приемов: обучение в паре и группе, проблемное и частично-поисковое обучение, дискуссии. Урок поможет углубить и обобщить знания учащихся об особенностях жизни и развития червей-паразитов; проверить умения выделять признаки приспособленности к условиям обитания....

20 04 2024 22:36:40

Внеклассное мероприятие по биологии "Своя игра"


    Внеклассное мероприятие по биологии "Своя игра"

      Внеклассное мероприятие для обучающихся 3–6-х классов — аналог телевизионной передачи "Своя игра". Все вопросы по растительному и животному миру родного края представлены в виде загадок. Игра дает возможность каждому ученику проявить своей интеллект и способности....

19 04 2024 20:47:37

План-конспект по теме "Надкласс рыбы. Общая хаpaктеристика рыб. Особенности строения рыб в связи с водной средой обитания"


    План-конспект по теме "Надкласс рыбы. Общая хаpaктеристика рыб. Особенности строения рыб в связи с водной средой обитания"

      Материал содержит подробный план конспект урока «Надкласс рыбы. Общая хаpaктеристика рыб. Особенности строения и жизнедеятельности рыб в связи с водной средой обитания» по курсу зоологии для 7-го классов. Ориентирован на работу со всеми современными учебниками и обеспечивает дифференцированный подход в преподавании предмета. План-конспект дополнен инструктивной картой для выполнения лабораторной работы и приложением с презентацией к уроку....

18 04 2024 15:46:32

Организация исследовательской деятельности учащихся при изучении биологии


    Организация исследовательской деятельности учащихся при изучении биологии

      Исследовательская деятельность в преподавании биологии позволяет не только значительно расширить у учащихся диапазон знаний по этому предмету, но и ведет к возрастанию интереса к этим предметам, способствует возникновению профессиональной деятельности....

17 04 2024 2:44:26

Сетевое взаимодействие как условие создания здоровьеформирующей среды в образовательном учреждении


    Сетевое взаимодействие как условие создания здоровьеформирующей среды в образовательном учреждении

      В соответствии с ФГОС одной из главных личностных хаpaктеристик выпускника школы является осознанное выполнение правил здорового и экологически целесообразного образа жизни. Необходимо внедрение концепции здоровьеформирующего образования, которое представляет собой педагогический процесс, направленный на формирование и развитие у всех субъектов устойчивой ориентации на сохранение здоровья. В нашей школе создание здоровьеформирующей среды осуществляется через организацию сетевого взаимодействия....

16 04 2024 11:47:19

Методические материалы по подготовке летнего экологического пpaктикума


    Методические материалы по подготовке летнего экологического пpaктикума

      В сборнике обобщен опыт по подготовке летних экологических пpaктикумов за период 2004—2011 гг. Собранный материал представляет собой программу, апробированные методики исследования природных объектов, а также сценарии вечеров, прогулок и игр, которые заинтересованный педагог, организатор может использовать в своей работе. Материалы сборника могут быть использованы организаторами экспедиций, пpaктикумов и летних смен эколого-биологического направления....

15 04 2024 11:36:13

Урок биологии в 6-м классе "Почва. Состав почвы. Лабораторная работа"


    Урок биологии в 6-м классе "Почва. Состав почвы. Лабораторная работа"

      На уроке учащиеся узнают о составе почвы, о значении перегноя для плодородия почвы....

14 04 2024 19:37:36

Формирование функциональной грамотности учащихся на уроках биологии


    Формирование функциональной грамотности учащихся на уроках биологии

      Предлагаемая работа содержит материал, в котором рассматривается разноуровневый подход к анализу функциональной грамотности школьника. Это помогает увидеть в каждый отрезок времени уровень сформированности функциональной грамотности, на котором совершается деятельность школьника, и перспективы его развития. К работе прилагается список литературы, в которой можно найти более подробное описание интересующих вопросов формирования функциональной грамотности, конспект урока по теме "Особенности организации одноклеточных", 7-й класс. Понимая функциональную грамотность школьника как способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней, нами определена деятельность учителя и ученика. ...

13 04 2024 16:24:30

Урок биологии в 10-м классе по теме "Возрасты жизни"


    Урок биологии в 10-м классе по теме "Возрасты жизни"

      Периодизация: младенчество (до 1 года), ранний возраст (1—3), дошкольный (3—7), младший школьный (7—10), подростковый (11—15), юношеский (12—20), зрелость (20—65), пожилой возраст (65—75), старость - после 75. Для каждого из них свои биологические и психологические хаpaктеристики. Возрастные изменения обусловлены разными факторами, они гетерохронны, их темпы индивидуальны, зависят от пола, на ранних стадиях темпы во много раз выше, чем на поздних. Биологические возрастные изменения не произвольны, психологические зависят от активности индивида, социальные задаются обществом. ...

12 04 2024 11:41:49

Задачи по теме "Закономерности исследования. Моногибридное скрещивание. Дигибридное скрещивание. Наследование, сцепленное с полом"


    Задачи по теме "Закономерности исследования. Моногибридное скрещивание. Дигибридное скрещивание. Наследование, сцепленное с полом"

      Предлагается четыре варианта задач по генетике. В каждом варианте три задачи по моногибридному скрещиванию, дигибридному скрещиванию и скрещиванию, сцепленному с полом. ...

11 04 2024 0:25:39

Урок биологии на тему "Вымирание организмов. Особо охраняемые территории: природные парки Волгоградской области". 11-й класс


    Урок биологии на тему "Вымирание организмов. Особо охраняемые территории: природные парки Волгоградской области". 11-й класс

      Данный электронный ресурс можно использовать при проведении урока в 11-м классе по теме «Вымирание организмов» на этапе объяснения нового материала. Наглядные средства данной презентации являются иллюстрацией основных блоков данной темы: направления эволюции живого мира, причины вымирания организмов, особо охраняемые природные территории Волгоградской области....

10 04 2024 8:52:36

Урок-игра "Робинзон"


    Урок-игра "Робинзон"

      Игровой урок проводится перед летними каникулами. Основная цель - закрепить знания о ядовитых и съедобных растениях и грибах, правилах безопасного поведения в природе, повторить названия растений пришкольного участка Урок проводится в форме комaндной игры, в ходе которой ребята учатся принимать совместные решения, что способствует сплочению детского коллектива. ...

09 04 2024 11:12:43

Общая хаpaктеристика бактерий - строение, питание, классификация

Общая хаpaктеристика бактерий - строение, питание, классификация Бактерии, трудясь с другими организмами, делают важную химическую работу. Рассмотрим, что же такое бактерия и какая её роль в круговороте веществ в природе....

08 04 2024 7:58:39

Дыхательные движения. Регуляция дыхания


    Дыхательные движения. Регуляция дыхания

      Урок составлен по программе Пономаревой И.Н. и проводится в 8-м классе по теме "Дыхательная система". Главная задача урока - показать соотношение законов физики и биологии, для демонстрации этих законов используется видеоролики, включенные в презентацию. Помимо роликов, имеются Flash, которые также способствуют усвоению знаний по данной теме. ...

07 04 2024 3:51:13

Зоологическая игра "Птицы"


    Зоологическая игра "Птицы"

      Зоологическая игра проводится с целью систематизировать знания о строении, жизнедеятельности, взаимоотношениях птиц с окружающей средой, о роли их в жизни человека, научить детей осознавать необходимость чуткого и бережного отношения к природе....

06 04 2024 16:26:42

Урок биологии в 7-м классе "Подцарство многоклеточные животные"


    Урок биологии в 7-м классе "Подцарство многоклеточные животные"

      Для принятия учащимися замысла урока используется систематизация учебного материала, которая выстраивает необходимость принятия нового материала, проводится эвристическая беседа. Учащиеся определяют тему урока, свой уровень знаний, цель урока и этапы ее достижения. ...

05 04 2024 6:39:59

Органы и системы органов растений. Побег. Строение и функции стeбля (УМК "Сферы"). 6-й класс


    Органы и системы органов растений. Побег. Строение и функции стeбля (УМК "Сферы"). 6-й класс

      Урок демонстрирует возможность объединения двух тем в одном уроке, используя приемы проведения лабораторных работ, создания ситуаций интеллектуального затруднения, решения проблемных задач, способствующие развитию творческого мышления....

04 04 2024 19:27:59

Программа элективного курса "Исследуем лес". 9-й класс


    Программа элективного курса "Исследуем лес". 9-й класс

      Программа предназначена для школьников, интересующихся изучением состояния лесных экосистем, их продуктивности, направлений использования и воспроизводства лесных ресурсов с целью обеспечения исследовательской деятельности....

03 04 2024 7:30:44

История, которую рассказал Старичок-Лесовичок


    История, которую рассказал Старичок-Лесовичок

      Методическая разработка является уроком-игрой, на котором решается проблемный вопрос о грибе, который не похож на другие. Приводится вариант игрового материала о грибах из дополнительной литературы. Все сообщения детей о грибах сопровождаются показом рисунков на компьютере....

02 04 2024 18:54:39

Прокариотическая клетка. 9-й класс


    Прокариотическая клетка. 9-й класс

      Преобладающей формой деятельности на уроке является самостоятельная работа учащихся (групповая и индивидуальная), направленная на формирования таких общеучебных умений, как умение самостоятельно работать (составлять план, отбирать информацию, готовить материал), слушать, анализировать, развивать диалогическую речь, что в конечном итоге приводит к накоплению и формированию опыта интеллектуального поиска....

01 04 2024 10:11:52

Урок-экскурсия «Знакомство с птицами парка». 7-й класс


    Урок-экскурсия «Знакомство с птицами парка». 7-й класс

      Интеpaктивная экскурсия по биологии знакомит с разнообразием птиц городского парка. Ученики отмечают видовой состав фоновых птиц и особенности их жизни весной; проводя наблюдения за весенним поведением птиц, обращают внимание на приспособления птиц к определенным условиям жизни. Цель: развивать у учащихся понимание экологических взаимосвязей в природе, единства и целостности естественных биогеоценозов; рассмотреть вопросы охраны птиц....

31 03 2024 16:22:53

Элективные курсы


    Элективные курсы

      Проблема нарастания динамики социально-экономической активности приобретает в настоящее время глобальный хаpaктер и требует от школы обновления структуры. Элективные курсы предлагают выход за рамки традиционных учебных предметов. ...

30 03 2024 3:37:17

Урок-презентация по биологии на тему "Мхи – высшие споровые растения. Строение и значение". 6-й класс


    Урок-презентация по биологии на тему "Мхи – высшие споровые растения. Строение и значение". 6-й класс

      Урок направлен на формирование навыков пpaктической деятельности учащихся, повторение и углубление пройденного материала, изучение нового материала о мхах как о группе высших споровых растений, особенности их строения. Деятельность учащихся организовывается через различные формы и виды деятельности: групповую работу, работу в парах, работу с микроскопом и гербарным материалом....

29 03 2024 23:25:54

Литературно-биологическое исследование по теме "Отряды насекомых. Стрекозы. Вши. Жуки. Клопы"


    Литературно-биологическое исследование по теме "Отряды насекомых. Стрекозы. Вши. Жуки. Клопы"

      Учащиеся знакомятся с новой информацией. Совершенствуют исследовательские навыки, знания и умения, учатся получать информацию из различных источников, развивают коммуникативные способности в парной и групповой работе....

28 03 2024 6:30:23

Экологическая тропа


    Экологическая тропа

      Экологическая тропа - это учебно-просветительный "кабинет" в природных условиях. Это отличный урок с применением самой лучшей наглядности, где ребята вдумчиво наблюдают и изучают природу, приобретая глубокие и прочные знания о ней. Проводить экскурсии и походы по экологическим тропам можно как в дополнительном образовании, так и в общеобразовательной школе....

27 03 2024 9:11:19

Сценарий урока-семинара "Онтогенез". 11-й класс


    Сценарий урока-семинара "Онтогенез". 11-й класс

      С ключевыми вопросами семинара (эмбриональная индукция, регуляция экспрессии генов в ходе онтогенеза) учащиеся знакомились в ходе вводной лекции в начале изучения темы «Размножение и индивидуальное развитие организмов». Проведению семинара предшествует обязательная домашняя проработка учебного материала, поиск дополнительной информации. ...

26 03 2024 3:46:15

Строение и свойства костей


    Строение и свойства костей

      Цель урока - возможность выполнения функций скелета при сохранении прочности и уменьшения массы. В связи с этим рассматривается строение костей как инженерно-техническое сооружение. С помощью опытов, рисунков, декальцинированной и прокаленной костей демонстрируется преимущество полостей, кость как композиционный материал, указывается принцип внутреннего строения костей, используемого в архитектуре....

25 03 2024 2:23:57

Модульный урок № 1 по теме: "Введение. Биологические науки". Общая биология (9-й класс)


    Модульный урок № 1 по теме: "Введение. Биологические науки". Общая биология (9-й класс)

      Приводится пример работы с тестами по биологии, составленных для учащихся 9-го класса. ...

24 03 2024 12:42:44

ИПМ "Развитие навыков самостоятельной работы обучающихся в рамках модульной организации обучения"


    ИПМ "Развитие навыков самостоятельной работы обучающихся в рамках модульной организации обучения"

      Использование технологии модульного обучения позволяет конструировать личностно-ориентированный тип обучения и воспитания, обеспечивающий особый стиль творческого взаимодействия учащихся и учителя, направленный на формирование жизненных гуманистических ценностей, определение мировоззренческой позиции учеников; активизацию познавательной деятельности учащихся на основе учета их интеллектуальных возможностей....

23 03 2024 9:50:14

Урок "Экологические группы птиц"


    Урок "Экологические группы птиц"

      Урок может быть проведен в 7-м классе при изучении темы "Класс птицы", материалы урока могут быть использованы на занятиях биологического кружка. На уроке ученики имеют возможность уточнить причины разнообразия птиц (результат приспособленности к среде обитания), научиться распознавать экологические группы птиц, признаки птиц разных экологических групп. Поставленные перед учениками задачи ставят их в ситуацию недостатка информации, которую они должны получить из разных источников (личный опыт, информация из "Школьного определителя птиц", информация, полученная в результате выполнения лабораторной работы). Кроме того, дети учатся обобщать полученную информацию и делать выводы....

22 03 2024 5:38:29

Урок биологии в 6-м классе по теме "Виды корней и типы корневых систем"


    Урок биологии в 6-м классе по теме "Виды корней и типы корневых систем"

      Данный урок позволяет продолжить развитие знаний у детей об основных органах цветкового растения, раскрыть значение корня для растения в целом. Разнообразные методы и приёмы на уроке позволяют сделать процесс обучения более творческим. Структура урока рассчитана в основном на самостоятельную работу учащихся, что позволит развивать познавательный интерес ученика к предмету, любознательность, творчество. ...

21 03 2024 16:47:37

Лечение энтероколита у собак: причины, заболевания и симптомы

Лечение энтероколита у собак: причины, заболевания и симптомы Лечение хронического энтероколита у собак сводится к предотвращению фазы обострения. Основу лечения при хронической форме составляет правильная диета....

20 03 2024 1:16:35

Интегрированный урок-пpaктикум (информатика + биология) по теме "Иерархические модели на графах. Классификация живого мира"


    Интегрированный урок-пpaктикум (информатика + биология) по теме "Иерархические модели на графах. Классификация живого мира"

      Интегрированный урок-пpaктикум проводится в 9-м классе при изучении темы «Моделирование и формализация» (информатика) и темы «Классификация живого мира» (биология). Задачи урока: построить иерархическую модель на графах, отражающую классификацию живого мира; определить систематическое положение современного человека. Для построения классификации живого мира применяется программа «Построитель деревьев», которая размещена на диске к учебнику Н.Д.Угриновича....

19 03 2024 11:13:17

Использование модульных технологий на уроках биологии


    Использование модульных технологий на уроках биологии

      Урок биологии, в ходе которого формируются понятия о многообразии живого мира. Урок может быть использован в курсе «Природа 5 – введение в биологию и экологию» (учебник для учащихся 5-го класса общеобразовательной школы под редакцией проф. Н.М. Черновой, § 28), а также в курсе «Биология» – Растения, Бактерии, Грибы, Лишайники (учебник для 6-го класса общеобразовательной школы под редакцией проф. И.Н. Пономаревой, § 6, 7). Оборудование: микроскоп, готовые микропрепараты растительных и животных клеток....

18 03 2024 7:37:24

Тема урока "Многообразие насекомых, их роль в природе и пpaктическое значение"


    Тема урока "Многообразие насекомых, их роль в природе и пpaктическое значение"

      Данный урок биологии, проведенный в 7 классе, поможет расширить знания учащихся о многообразии насекомых, ознакомит с первично бескрылыми и крылатыми класса насекомых, покажет их значение в разнообразных природных сообществах, воспитывает бережное отношение к природе. ...

17 03 2024 23:14:39

Введение в генетику человека, или Что я еще не знаю, но … знать"


    Введение в генетику человека, или Что я еще не знаю, но … знать"

      Главная цель урока - показать пpaктическую значимость изучения наследственности человека, формировать ценностное отношение к человеку как объекту научных исследований, к жизни человека как высшей ценности на Земле. На уроке применяются методы проблемного обучения, предполагаются разнообразные формы работы обучающихся. В помощь учителю представлена подробная технологическая карта урока и компьютерная презентация....

16 03 2024 9:55:53

Волшебная страна чая

Чай можно смело назвать напитком № 1 в мире. Ни один из известных аналогов не способен заменить для нас чай. Чай называли «тоу», «тхе», «кха», «чун», «мин». Родиной чайного растения принято называть Китай. Чайный напиток упоминается в рукописях, относящихся к 2700 г. до н. э. Из Китая чай начал свое триумфальное шествие по миру....

15 03 2024 8:21:54

Урок биологии с использованием ИКТ


    Урок биологии с использованием ИКТ

      Урок в 10-м классе по теме "Сохранение биоразнообразия - насущная задача человечества" проводится в конце учебного года как урок, завершающий изучение живого мира на биосферном, биогеоценотическом и популяционно-видовом уровнях жизни. Материал темы структурирован в виде презентации в удобной форме. На уроке используется игра и защита презентации, выполненной самими учащимися в качестве творческого домашнего задания. ...

14 03 2024 7:20:13

Открытый урок "Заболевания сердечно-сосудистой системы"


    Открытый урок "Заболевания сердечно-сосудистой системы"

      На уроке ребята знакомятся с заболеваниями сердечно-сосудистой системы. Повторяют, как устроена система органов кровообращения, знакомятся с прибором для измерения артериального давления – тонометром, учатся правильно измерять артериальное давление, применяют на пpaктике знания, полученные на уроках ОБЖ, по оказанию первой медицинской помощи при кровотечениях. ...

13 03 2024 22:39:48

Урок биологии "Видообразование. Результаты микроэволюции"


    Урок биологии "Видообразование. Результаты микроэволюции"

      Представленный урок "Видообразование. Результаты микроэволюции", проведённый в 11-х классе, направлен на комплексное повторение и закрепление знаний учащихся об эволюционных процессах популяций, повторение генетики (полиплоидия, гибридизация, хромосомные мутации). Учащиеся получают представление о путях, типах и скорости видообразования. Постоянно ставятся проблемные вопросы, проводится связь нового материала с ранее изученным, его сравнение, обобщение. На основе наводящих вопросов ребята самостоятельно формируют выводы, умело связывают теоретический материал с пpaктикой жизни....

12 03 2024 21:50:39

Видоизмененные подземные побеги: луковица, корневище, клубень


    Видоизмененные подземные побеги: луковица, корневище, клубень

      Задачей данного урока является ознакомление учащихся с видоизмененными побегами; установление сходства и различия в строении подземных и наземных видоизмененных побегах; познакомить учащихся с основной функцией подземных побегов – запасание питательных веществ....

11 03 2024 11:21:45

Урок-презентация "Пoлoвoе размножение растений", 6-й класс


    Урок-презентация "Пoлoвoе размножение растений", 6-й класс

      Для реализации компетентностного подхода работа выстроена поэтапно. При повторении изученного материала учащиеся делают вывод о значение пoлoвoго размножения как важного шага в ходе эволюции всех живых организмов. Выдвигают гипотезы о способах размножении низших растений, результат сравнивают с учебником. Совершенствуют умения чтения и построения схем, анализа, обобщения полученной информации, делают выводы, проявляя степень самостоятельности....

10 03 2024 16:21:53

Класс Сцифоидные медузы: строение, размножение, жизненный цикл

Класс Сцифоидные медузы: строение, размножение, жизненный цикл Медуза имеет форму зонтика или продольно вытянутого купола. Встречаются довольно крупные виды. Отдельные представители класса сцифоидные в диаметре достигают 2м (Cyanea arctica)....

09 03 2024 2:57:22

Интегрированный урок ботаники и мировой художественной культуры "Тихая жизнь" цветов по теме "Систематика растений"


    Интегрированный урок ботаники и мировой художественной культуры "Тихая жизнь" цветов по теме "Систематика растений"

      Интеграция предметов гуманитарного и естественнонаучных циклов таит в себе огромные возможности для развития личности ребенка. Использование музыки и живописных произведений на уроке биологии затрагивает эмоциональную сферу ребенка, служит стимулом к творческой деятельности, расширяет сферу актуального знания. Дидактические особенности урока связаны с формированием опыта поисковой деятельности, включением опыта группового творческого поиска в широкий контекст личного опыта учащихся....

08 03 2024 8:49:36

Урок–конкурс "Веселая анатомия"


    Урок–конкурс "Веселая анатомия"

      В данной статье приведен урок математики, на котором изучается решение тригонометрических уравнений. В конспекте урока показано, как можно в обучении математике объединить традиционные методы и элементы модульной технологии. ...

07 03 2024 14:12:29

Разработка открытого урока для 9-го класса "Приспособленность организмов и ее относительность"


    Разработка открытого урока для 9-го класса "Приспособленность организмов и ее относительность"

      Разработка представляет собой один из вариантов урока по теме "Приспособленность организмов и её относительность". Изучение адаптаций организмов необходимо проводить на объектах, которые приспособлены к местным условиям. На уроке в большем объеме представлена информация об обитателях Кольского полуострова. ...

06 03 2024 15:19:46

Природа – дом, в котором мы живём!


    Природа – дом, в котором мы живём!

      Цель мероприятия: формирование у ребят сопричастности ко всему происходящему вокруг; углубллять экологические знания у детей; познакомить с историей праздника; формировать ответственное отношение к своему земному дому....

05 03 2024 5:21:28

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::