Информационные технологии на уроках биологии > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Информационные технологии на уроках биологии


    Информационные технологии на уроках биологии

Класс, профиль:

Общеобразовательный класс

Тема:

Блочно-модульная технология обучения с использованием ИКТ

Тема урока:

Вирусы

Тип урока:

Изучение и  первичное закрепление нового материала

Цель урока:

Выявить особенности морфологии и физиологии вирусов как неклеточных форм. Определить многообразие вирусов и их значение в жизни человека.

Задачи урока:

Интегрирующая цель:
  • Выявить особенности морфологии и физиологических процессов  вирусов как неклеточной формы жизни. Расширить и углубить знания обучающихся о разнообразии и значении вирусов.
  • Развивать умение обучающихся работать со структурной  формулой модуля, выделять из массы информации нужную. Сравнивать строение и физиологию вирусов с другими организмами.
  • Воспитывать научное мировоззрение на происхождение и развитие органического мира. Формировать познавательный интерес к предмету  через использование блочно-модульной технологии обучения, информационно-коммуникативных технологий и создание ситуации успеха. Способствовать воспитанию культуры общения.

Формируемые умения:

Информационно-поисковые: работать с различными источниками информации (литература, презентации, рисунки)
Учебно-интеллектуальные: диалектически анализировать прочитанный текст, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, видеть аналогию.

Цели использования ИКТ:

 

Этапы урока, на котором использовались ИКТ:

1. Мотивация – актуализация опopных знаний: создание рабочего настроя на урок. Формулирование темы и постановка целей и задач урока.
2. Повышение наглядности, мотивации для восприятия материала. Отработка умений аналитических умений и навыков.
3. Задание на дом: постановка новой проблемы.

1. Мотивация – актуализация опopных знаний
2. Восприятие, осмысление и первичное запоминание материала.
3. Подведение итогов
4. Рефлексия

Формы организации работы детей:

Групповая

Формы организации работы учителя:

Организация групповой работы с использованием технологических карт, учебников, наглядных пособий, ИКТ.
Консультации, контроль усвоения  знаний и  формирования умений.

Технологические особенности

Технические условия:

Интеpaктивный комплекс с программным обеспечением WINDOWS HP и программа  Microsoft office – Power Point/

Используемое оборудование:

1. Информационные учебно-наглядные пособия ( УНПИ):

1.1. Учебник  И.Н. Пономарева, О.А.Корнилова «Общая биология»
1.2. Презентация к уроку  «Вирусы»,
1.3.  Рисунки: «Вирус табачной мозайки», « Проникновение вируса в клетку», «Модель вириона аденовируса», «Незаконченная модель вируса».
1.4. Раздаточные дидактические материалы информационные:

  • «Технологическая карта обучающихся» (Блок № 1  «Организменный уровень организации, модуль № 28.1 «Вирусы») «Технологическая карта учителя»
  • Образцы инструментария для рефлексии обучающихся.

2. Контрольные  учебно-наглядные пособия (УНПК):

2.1. Тесты второго уровня (тест воспроизведения)

3. Техническое оборудование:

3.1. Компьютер,
3.2. Медиапроектор,
3.3. Интеpaктивная доска

Разработанные цифровые образовательные ресурсы:

Презентация «Вирусы»

Описание работы

План урока:

  1. Организационный момент
  2. Мотивация – актуализация знаний  (вступительное слово учителя, создание проблемной ситуации)
  3. Организация работы учащихся в группах
  4. Выступление представителей групп
  5. Подведение итогов.

Технологическая карта учителя.
Модуль № 1  Вирусы

Этап урока

Деятельность учителя

Организационный момент

Настроить обучающихся на работу (1 минута)

Мотивация – актуализация опopных знаний

На основе музыкального фона, с использованием презентации, обучающимся зачитываются следующие исторические  факты об эпидемиях вирусных заболеваний. 
Оспа (с 430 г до н.э – 1979 г.) убила более 300 миллионов человек. В XIII веке в Москве оспа уничтожила почти 80% населения. В средние века в одной только  Европе ежегодно заболевало оспой 10-12 млн. и умирало 1,5-2 млн. человек.
Оспа – высококонтагиозная (заразная) вирусная инфекция, которой страдают только люди. 
Испанский грипп или «испанка» был, вероятней всего, самой страшной пандемией гриппа за всю историю человечества. В 1918—1919 годах (18 месяцев) во всем мире от испанки умерло приблизительно 50-100 млн. человек или 2.6-5.2 % населения Земли. Было заражено около 400 млн. людей, или более 20 % населения планеты. Эпидемия началась в последние месяцы. Первой мировой войны и быстро затмила это крупнейшее кровопролитие по масштабу жертв.
Чума (с 1340 г. – 1771 г.) убила более 75 миллионов человек во всём мире.
В мире от кори ежегодно погибает около 2-х млн. детей..
Холера (с 1817 г. по сегодняшний день) убила сотни тысяч людей в мире. Еще до нашей эры были описаны хаpaктерные признаки данного заболевания, указывались на быстрое распространение и высокую летальность.
Спид (с 1981 года по сегодняшний день) убил около 25 миллионов человек во всём мире. Всемирная Организация Здравоохранения (World Health Organization) назвала СПИД «чумой XX века». СПИД занимает в мире четвертое место среди причин cмepтности.
И предлагается ответить на вопросы: Кто или что является причиной заболевания и cмepти такого большого количества людей? 
Так какой вопрос мы можем применить к понятию «вирусы»: кто такой или что такое?
Чтобы правильно решить эту проблему необходимо более глубоко познакомиться с морфологией и физиологией вирусов.

Восприятие, осмысление и первичное запоминание материала.

Организация групповой работы с использованием технологических карт, учебников, наглядных пособий, презентации. Помощь и контроль при выполнении поставленных задач.

Проверка усвоения полученных знаний

Промежуточный контроль знаний и умений. Конкретизация основных понятий модуля.

Закрепление ЗУН

Проведение тестового контроля второго уровня. Контроль за  выполнением тестовой работы и самопроверки выполненного задания.

Подведение итогов

Анализ учебной деятельности с использованием ведомости учета знаний. Оценивание работ обучающихся на уроке.
Домашнее задание.

Рефлексия

Определить уровень комфортности обучающихся на уроке.

Технологическая карта обучающегося.
Модуль № 1  Вирусы

УЭ-1

  • Выявить особенности морфологии вирусов, как неклеточной формы жизни.
  • Сравнить строение вирусов с другими организмами.
  • Познакомиться со свойствами вирусов и доказать, что они наделены особыми свойствами.
  • Определить механизмы проникновения вирусов  в клетку.
  1. Запишите в тетради дату и название модуля.
  2. Найдите в технологической карте задания для своей группы.
  3. Прочитайте внимательно вопросы, готовьте четкий правильный ответ на них.
  4. Выберите одного или двух выступающих от группы, которые познакомят одноклассников с новой темой по данным вопросам (время для работы  7 минут).

Задания для групп:

I группа

Вопрос

Источник информации

1. В чем состоит особенность вирусов, как формы жизни примитивного строения. Стр. 81 статья «Понятие о вирусах»
2. Приведите доказательство того, что вирус – живой организм. Стр. 82 статья «Является ли вирус живым организмом»

II  группа

Вопрос

Источник информации

1. Какие особенности строения хаpaктерны для вирусов? Стр. 84,  абзац 2, слайды № 9-10
2. Определить в  каких формах существуют вирусы? Стр. 83 статья «Строение и формы вирусов», слайд № 11

III  группа

Вопрос

Источник информации

1. Какие механизмы проникновения вирусов в клетку существуют? Стр. 85, абзац 3, слайд № 12
2. В чем состоит сущность процесса проникновения вириона в клетку?. Стр. 86 абзац 1, рисунок 17, слайд № 12

IV группа

Вопрос

Источник информации

1. Какие свойства хаpaктерны для вирусов как организмов? Стр. 82 статья «Какими свойствами живого организма обладают вирусы», стр. 83 абзац 1
2. В чем состоит сущность свойства вирусов «воспроизводить себе подобных»? Стр. 86 абзац 3, рисунок 17, слайд № 12

УЭ-2

Цель: закрепить полученные знания и умения.

Оценить свою работу на уроке.
Выполните предложенный вам тест.
Закончите предложения. На листе запишите номер вопроса и ответ.

1-й вариант.

  1. Термин вирусы переводиться с латинского языка –…
  2. Белковая оболочка вируса называется…
  3. В сердцевине вируса находиться … или ….
  4. Универсальный механизм проникновения вируса в клетку это –…
  5. Средой обитания для вируса является …

2-й вариант.

  1.  По способу питания вирусы – это …
  2.  Особей вируса находящихся в состоянии покоя называют …
  3.  Наследственным материалом  вируса является …
  4.  Свойство вирусов позволяющее приобретать много разновидностей – …
  5.  Однотипные белковые молекулы, из которых состоит капсид –…

Проверьте правильность  выполнения теста по ключу в презентации, оцените свою работу:

0 ошибок – «5»
1 ошибка – «4»
2 ошибки – «3»
3 ошибки – «2»

Домашнее задание:  § 20, творческое задание подготовить реферат на темы: «Открытие вирусов», «Многообразие вирусов» (Слайды №13-15)

Методическая часть

Цель использования презентации «Вирусы» – это повышение мотивации учеников к изучению  многообразия и уникальности  живых существ, активизация познавательной деятельности учащихся на уроке.

Методы обучения используемые на уроке:

1.  Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:

1.1 Словесные методы обучения – рассказ, беседа.(слайды № 1-8).
1.2 Наглядные методы обучения – метод иллюстраций (слайды № 5-7, 9,10,12,13,14).
1.3 Логический аспект содержания учебного материала – дедуктивный метод.
1.4 Проблемно-поисковые  методы обучения – эвристическая беседа (слайды №.5-9).
1.5 Методы самостоятельной работы – самостоятельная работа учащихся технологической  картой ученика, учебником , наглядными пособиями, презентацией (слайды № 9, 10, 11, 12).

2. Методы стимулирования и мотивации учения.

3. Методы формирования познавательного интереса – метод эмоционального стимулирования учения, создание ситуации успеха в учении.

4. Методы контроля и самоконтроля в обучении:

4.1. Метод самоконтроля (слайд № 17).
4.2. Рефлексия.
4.3. Презентация
позволяет установить логическую связь между этапами урока, т.к. учащимся предлагается большой объем информации. Это позволяет систематизировать информацию и постоянно видеть логическую взаимосвязь изучаемого материала.

Использование презентации позволяет учитывать и индивидуальные особенности учеников. Можно сочетать и работу в паре, группе, самостоятельную работу учеников по опережающим заданиям.

Ученикам предлагаются видеоматериалы и большой иллюстративный ряд по данной теме, что позволяет расширить их кругозор.

Слайд №

Что показывает

Как показывает

Для чего

1

Титульный лист

Иллюстрация с анимацией

Отображает название урока

         2-4

Организационный момент

Текст  с настройкой анимации

Определить цели и задачи деятельности на уроке

 5-8

Картинки с историческими изображениями

      Текст и картинки с      настройкой анимации

Актуализация знаний, мотивация к действию. Для создания  проблемной ситуации на уроке

7-11

Материал для работы в группах 

Слайды с текстом и иллюстрациями  с настройкой анимации

Для изучения нового материала и подготовка выступления

17

Правильные ответы на вопросы теста

Слайд с настройкой анимации

Для осуществления самоконтроля и самооценки

13-15

Материал для выполнения творческого домашнего задания

Иллюстрация и текст с анимацией

Повышения мотивации и интереса к изучению данной темы. Увеличения возможности использовать  теоретические знания на пpaктике (в жизни).



Комментарии:

Урок на тему "Метаболизм клетки. Пластический обмен в клетке"


    Урок на тему "Метаболизм клетки. Пластический обмен в клетке"

      Данный урок проводится с целью обобщения и закрепления знаний учащихся по метаболизму клетки....

09 10 2025 2:16:57

Занятие "Семена и зародыши"


    Занятие "Семена и зародыши"

      В ходе этого занятия развивается интерес к природным явлениям, дети, работая с натуральными объектами – семенами, узнают много нового. Это занятие интересно не только младшим школьникам, но и ребятам 5–7-х классов. Работа с семенами позволяет сделать процесс преподавания более привлекательным, расширяет кругозор, заставляет волноваться, переживать за каждое семя....

08 10 2025 7:26:34

Разработка урока биологии по теме "Воздушное питание растений". 6-й класс


    Разработка урока биологии по теме "Воздушное питание растений". 6-й класс

      На уроке дети узнают великую тайну растений – поглощать солнечную энергию и превращать ее в химическую энергию органических веществ (процесс фотосинтеза). По ходу урока обучающиеся делают выводы о значении фотосинтеза для всех живых организмов на Земле....

07 10 2025 5:13:41

Урок природоведения "Шляпочные грибы"


    Урок природоведения "Шляпочные грибы"

      Урок для учащихся основной ступени общего образования направлен на достижение образовательных результатов в контексте требований ФГОС ООО. В нем отражены способы достижения образовательных результатов (личностные, метапредметные, предметные)....

06 10 2025 0:11:52

Интегрированное внеклассное мероприятие по английскому языку и биологии "Do You Love Flowers?" (Вы любите цветы?)


    Интегрированное внеклассное мероприятие по английскому языку и биологии "Do You Love Flowers?" (Вы любите цветы?)

      Интегрированное внеклассное мероприятие по биологии и английскому языку "Do You Love Flowers? – Вы любите цветы?" спланировано в форме диалога культур двух стран. Флора и Пчелка Майя приезжали в Англию посмотреть, как чувствуют себя там их подданные - цветы. Затем вместе с группой английских школьников они посетили Кубань. Дети обмениваются информацией, показывают рукотворные сады своих стран, Пчелка Майя рассказывает о цветах. Задачи мероприятия: приобщить детей к прекрасному, научить их видеть и ценить красоту родного края; учить детей заботиться о природе и уметь применять целебные свойства цветов на пpaктике....

05 10 2025 0:34:51

Организация внеурочной деятельности учащихся по биологии


    Организация внеурочной деятельности учащихся по биологии

      Одним из методов обучения, который используется для успешной реализации задач объединения дополнительного образования, является метод проектов. Он помогает органично интегрировать знания учащихся из различных областей при решении одной проблемы, дает возможность применять полученные знания на пpaктике. Проектный метод способствует повышению мотивации, развитию творческой активности и самостоятельности, навыков исследовательской работы и вместе с тем повышает качество образования....

04 10 2025 20:36:35

Урок биологии по теме "Конкурентные взаимодействия". 11-й класс


    Урок биологии по теме "Конкурентные взаимодействия". 11-й класс

      Разработка может быть использована как по предмету биологии, так и по экологии. Данный урок содержит блок проверочной работы в виде кроссворда и игры в «горячий стул» по теме «Основные типы экологических взаимодействий». Урок направлен на развитие интеллектуальной сферы: внимание, память, речь, мышление; развивать умение применять общебиологические закономерности для решения нестандартных задач; сформировать у учащихся навыки самостоятельно делать выводы....

03 10 2025 23:51:22

Прокариотические клетки; форма и размеры. Строение цитоплазмы бактериальной клетки. 10-й класс


    Прокариотические клетки; форма и размеры. Строение цитоплазмы бактериальной клетки. 10-й класс

      Материал урока по теме «Прокариотические клетки» проводится с опорой на ранее изученный материал, в течение урока используется более 20 терминов. Применяется дидактический материал, организована работа с учебником, у доски для индивидуального или фронтального опроса по таблицам, используются межпредметные связи....

02 10 2025 11:48:44

Урок биологии в 6-м кассе "Повторение и обобщение темы «Основные отделы царства растений»"


    Урок биологии в 6-м кассе "Повторение и обобщение темы «Основные отделы царства растений»"

      Урок является заключительным в разделе «Отделы растений» преподавания биологии за 6-й класс. Различные формы повторения пройденного материала дают возможность закрепить и углубить знания учащихся. Активизация познавательной деятельности учащихся осуществляется на уроке за счет выполнения творческих заданий: подготовка сообщений по отделам растений, выступление в качестве экскурсоводов, исполнение роли деревьев, представление презентации с использованием компьютера. ...

01 10 2025 15:40:24

Конспект открытого урока биологии в 7-м классе


    Конспект открытого урока биологии в 7-м классе

      Урок направлен на формирование знаний о функциях корня, особенностях строения корневых систем и расположения различных типов корней на растении. Во время урока дети работают с материалами презентации, табличным материалом и с гербарными экземплярами растений, что способствует формированию различных УУД учащихся....

30 09 2025 5:54:30

Интегрированный урок (биология, география и английский язык) в 7-м классе по теме "Природа Австралии"


    Интегрированный урок (биология, география и английский язык) в 7-м классе по теме "Природа Австралии"

      Интегрированный урок по биологии, географии и английскому языку в 7-м классе. В ходе подготовки к уроку назначается ведущий круглого стола, хорошо говорящий на английском языке. Таких же учеников отбирают в группу английских экологов. Они говорят только на иностранном языке и заранее учат сообщения о животных. Ученики из группы географов заранее получают задание — подготовить сообщение о соответствующих природных зонах — и отвечают у карты. Ученики группы биологов и натуралистов готовят сообщения о ехидне, утконосе, коале, кенгуру. В группу корреспондентов можно отобрать более слабых учеников. Они готовят в основном иллюстративный материал. ...

29 09 2025 1:57:36

Круглый стол "Происхождение жизни на Земле: Концепции, проблемы, выводы". 11-й класс


    Круглый стол "Происхождение жизни на Земле: Концепции, проблемы, выводы". 11-й класс

      Автор анализирует умение учащихся самостоятельно работать по предложенной теме, проводить анализ информации. Задачи урока: активизировать учебную и познавательную деятельность учащихся; познакомиться с основными гипотезами происхождения жизни, провести их анализ; проследить историю данного вопроса с древних времён до настоящего времени....

28 09 2025 19:11:11

Строение плода растений. Распространение семян и их значение

Строение плода растений. Распространение семян и их значение Плод формируется из завязи пестика после оплодотворения и является хаpaктернейшим органом цветкового растения. Функции плода - защита нежных тканей развивающегося семени от воздействия различных нeблагоприятных условий....

27 09 2025 1:10:32

Формирование учебно-познавательных компетенций на уроках биологии


    Формирование учебно-познавательных компетенций на уроках биологии

      В статье рассказывается об опыте применения разнообразных форм и методов урочной и внеурочной деятельности: проведении нетрадиционных уроков, проблемном обучении и проектной деятельности....

26 09 2025 4:20:37

Класс жгутиковые. Классификация, строение, значение в природе

Класс жгутиковые. Классификация, строение, значение в природе Класс включает 8 тыс. видов. Передвигаются они благодаря наличию жгутиков (чаще имеется один жгутик, нередко два, иногда восемь). Есть животные, имеющие десятки и сотни жгутиков. У колониальных форм число особей достигает 10-20 тыс....

25 09 2025 21:58:12

Строение дыхательной системы позвоночных животных

Оборудование кабинета биологии интеpaктивной доской позволило широко использовать на уроках фрагментов видеофильмов, анимации. Совмещение видео-, аудио - и текстового материала, комплексное освещение темы с применением презентаций, флипчартов обеспечивает более глубокое погружение в материал, способствует его творческому осмыслению, повышает мотивацию учения. Разработка урока является примером использования на уроках современной компьютерной технологии....

24 09 2025 14:21:23

Урок-обощение "Своя игра"


    Урок-обощение "Своя игра"

      Телевизионная игра на программе НТВ « Своя игра» быстро завоевала огромную аудиторию и стала любимой передачей многих детей и взрослых. Элементы данной игры можно с успехом использовать на уроках биологии в классах среднего и старшего звена. Игровые формы повышают познавательный интерес учащихся к предмету, способствуют более продуктивному усвоению знаний по теме. ...

23 09 2025 13:53:30

Царство Грибы: общая хаpaктеристика, строение и размножение

Царство Грибы: общая хаpaктеристика, строение и размножение Грибы — гетеротрофные организмы, не имеющие хлорофилла. Они занимают промежуточное положение между животными и растениями....

22 09 2025 6:21:12

Мастер-класс «Изучение краеведческого материала на уроках и во внеучебное время с ИКТ»


    Мастер-класс «Изучение краеведческого материала на уроках и во внеучебное время с ИКТ»

      Краеведческий принцип в преподавании географии может быть достигнут разнообразными методами учебной работы, выбор которых зависит от дидактической цели, содержания и структуры урока. Урок формирует целостную картину природы с уяснением взаимосвязи общих закономерностей и их проявлений в фактах....

21 09 2025 21:34:34

Гибридологический метод изучения наследственности. Законы Г.Менделя. Закон доминирования. Второй закон


    Гибридологический метод изучения наследственности. Законы Г.Менделя. Закон доминирования. Второй закон

      На занятии происходит знакомство учащихся с опытами Г.Менделя; формирование знаний о моногибридном скрещивании, даются понятия первого и второго законов Г.Менделя....

20 09 2025 0:56:42

Рост и развитие растений. "Спросим мнение самого растения". 6-й класс

Учащиеся знакомятся с оптимальными условиями всхожести семян (благоприятные условия), изучают методику закладки опыта, учатся ставить опыты при изучении семян....

19 09 2025 2:12:57

Эволюционная теория Жана Батиста. Значение теории Ламарка

Эволюционная теория Жана Батиста. Значение теории Ламарка Ламарк был деистом и считал, что творец создал материю и законы ее движения, но на этом и прекратилась творческая деятельность творца, а все дальнейшее развитие природы происходило соответственно ее законам....

18 09 2025 16:14:51

Родословная великого русского поэта А.С. Пушкина в контексте литературы и общей биологии

В статье представлены материалы, содержащие комментарии некоторых литературных произведений великого русского поэта А.С.Пушкина, где есть значимые ссылки на его родословную, подтверждающие интерес самого поэта к этой теме. Кроме того, рассмотрены принципы составления родословных, даны основные термины, особенности генетического анализа родословной А.С. Пушкина. ...

17 09 2025 2:12:26

Урок по курсу "Биология человека", 8-й класс. Тема: "Дыхание. Органы дыхания. Газообмен"


    Урок по курсу "Биология человека", 8-й класс. Тема: "Дыхание. Органы дыхания. Газообмен"

      Урок составлен на основе технологии развития критического мышления. На уроке реализуется схема: вызов - осмысление - рефлексия. На стадии вызова используется прием мозговой штурм. Прием - бортовой журнал - является стратегией урока, так как работает на всех стадиях урока. Форма работы - индивидуальная и групповая. Основной принцип урока - принцип взаимодоверия и взаимопомощи. Урок составлен с поддержкой презентации, подготовленной автором....

16 09 2025 11:55:10

Школьная экологическая тропа


    Школьная экологическая тропа

      В ходе учебно-исследовательской деятельности на экологической тропе учащиеся приобщаются к пониманию глобальных экологических проблем, у них появляется ответственность за состояние окружающей среды, за здоровье людей, усиливается стремление к получению теоретических знаний в области экологии, биологии и других наук. ...

15 09 2025 1:44:10

Многообразие млекопитающих в природе

Урок проводится в форме интеллектуальной передачи «Своя игра». На мероприятии развивается познавательный интерес учащихся, расширяется кругозор, развиваются такие УУД, как анализ и синтез информации, обобщение, сравнение, установление причинно-следственных связей....

14 09 2025 17:43:48

Интеpaктивные методы на уроках биологии


    Интеpaктивные методы на уроках биологии

      Представлен конспект повторительно-обобщающего урока по теме "Члeнистоногие"....

13 09 2025 9:21:36

Обобщающий урок-игра по теме: "Класс млекопитающие"


    Обобщающий урок-игра по теме: "Класс млекопитающие"

      Заключительный урок по теме "Класс млекопитающие" проводится в форме игры. Игра позволяет не только закрепить и обобщить знания учащихся по теме, но и активизировать их познавательную деятельность, а также превратить урок в увлекательное мероприятие. Оценки на уроке получают все учащиеся. ...

12 09 2025 18:15:38

Урок по теме "Виды корней и типы корневых систем"


    Урок по теме "Виды корней и типы корневых систем"

      Комбинированный урок биологии "Изучения видов корней и типов корневых систем". Учащиеся овладевают умениями описывать растения, распознавать типы корневых систем на примерах растений Ростовской области, а также учатся вести диалог по обсуждаемым вопросам....

11 09 2025 14:29:17

Полушария большого мозга. Урок биологии в 8-м классе

В статье предлагается разработка урока по биологии в 8-м классе с использованием технологии развития критического мышления. Применение данной технологии способствует развитию умений у школьников выдвигать гипотезы; создаёт условия для конструктивного взаимодействия между учащимися в процессе решения проблемных вопросов....

10 09 2025 21:40:12

Интеллектуальная игра "Кто хочет стать отличником?". О цветах и цветковых растениях, 6-й класс


    Интеллектуальная игра "Кто хочет стать отличником?". О цветах и цветковых растениях, 6-й класс

      Идею игры можно использовать по любому предмету в любом классе, так как участие в подобных играх развивает интерес и познавательную активность ребят, а также способствует актуализации и закреплению полученных знаний, приобретению новых. ...

09 09 2025 20:46:52

Статья "Календарно-тематическое планирование и модель урока по теме: Природные сообщества"


    Статья "Календарно-тематическое планирование и модель урока по теме: Природные сообщества"

      В статье приводится календарно-тематическое планирование по теме «Природные сообщества» (6-й класс) в режиме технологии проектов и модель первого занятия «Понятие о природном сообществе, биогеоценозе и экосистеме». Эта тема позволяет обобщить знания, полученные за курс биологии 6-го класса, показать пpaктическое применение полученных знаний. ...

08 09 2025 16:16:56

Влияние физкультуры и спорта на состояние дыхательной и сердечно-сосудистой систем восьмиклассников


    Влияние физкультуры и спорта на состояние дыхательной и сердечно-сосудистой систем восьмиклассников

      Состояние сердечно-сосудистой и дыхательной систем является одним из важнейших критериев для оценки воздействия на организм человека систематической спортивной тренировки. Физическая культура, в единстве с нормами здорового образа жизни, обеспечивает пpaктическое решение вопросов по сохранению и укреплению здоровья человека....

07 09 2025 4:49:20

Зрительный анализатор и его гигиена

Урок биологии по теме «Зрительный анализатор» для учащихся 8-х классов направлен на формирование понимания связи между структурой и функциями конструктов органов и организма на примере анализаторов, и расширение представлений учащихся о функционально-структурных связях зрительного анализатора....

06 09 2025 10:43:30

Учебный проект "Неизвестное об известном"

Межпредметный проект в 3-м классе представляет собой познавательную коллективную деятельность учеников начальной школы, является продолжением проекта «Весенний праздник – День птиц». Проект соответствует положениям образовательных стандартов начального общего образования. Выполнение проекта способствует развитию творческих способностей учеников и помогает лучшему усвоению материала....

05 09 2025 14:50:59

Занятие в творческом объединении "Природа и человек". Тема: "Природа родного края"


    Занятие в творческом объединении "Природа и человек". Тема: "Природа родного края"

      Игра – активный метод обучения и воспитания, который помогает учащимся глубже усвоить изучаемый материал, расширить кругозор, развить познавательный интерес. За основу занятия в творческом объединении "Природа и человек" взята популярная телевизионная игра "Поле чудес"....

04 09 2025 4:46:40

Урок биологии с использованием ИКТ


    Урок биологии с использованием ИКТ

      Урок в 10-м классе по теме "Сохранение биоразнообразия - насущная задача человечества" проводится в конце учебного года как урок, завершающий изучение живого мира на биосферном, биогеоценотическом и популяционно-видовом уровнях жизни. Материал темы структурирован в виде презентации в удобной форме. На уроке используется игра и защита презентации, выполненной самими учащимися в качестве творческого домашнего задания. ...

03 09 2025 6:19:51

Игра "Зоологический калейдоскоп" по теме "Земноводные"


    Игра "Зоологический калейдоскоп" по теме "Земноводные"

      Урок обобщает, закрепляет и расширяет знания учащихся, активирует их работу с дополнительной литературой, развивает творчество учащихся, которое демонстрируется в плакатах о защите земноводных. ...

02 09 2025 20:16:18

Комбинированный урок-лекторий по географии и биологии на тему: "Профилактика гриппа"


    Комбинированный урок-лекторий по географии и биологии на тему: "Профилактика гриппа"

      Открытый урок-лекторий, на котором присутствуют учащиеся 6-х и 9-х классов, а также гости и приглашенные. На уроке формируются бережное отношение к здоровью как к главной ценности человека, убежденность в необходимости соблюдения санитарных норм и правил гигиены....

01 09 2025 22:26:45

Конкурс "Путешествие в страну Знаний"


    Конкурс "Путешествие в страну Знаний"

      Мероприятие проводится в рамках предметной недели географии, биологии, истории. Цель мероприятия – популяризация предметов естественно-гуманитарного цикла. Активизация полученных знаний на уроках истории, биологии, географии. Развитие познавательного интереса учащихся к природе и истории. Формирование навыков работы с информационными источниками, творческой активности учащихся, самостоятельности....

31 08 2025 18:32:57

Подготовка учащихся 9-х классов к ЕГЭ по биологии


    Подготовка учащихся 9-х классов к ЕГЭ по биологии

      Программа не заменяет, а лишь дополняет фактический материал в более сжатой форме, делая определенный акцент на изучении общебиологических закономерностей и человека как биологического объекта. Пpaктическое использование современных педагогических тестов дает учащимся возможность объективно оценивать уровень своих знаний. ...

30 08 2025 14:49:27

Урок биологии по теме "Пищеварение в ротовой полости. Регуляция пищеварения". 8-й класс


    Урок биологии по теме "Пищеварение в ротовой полости. Регуляция пищеварения". 8-й класс

      Цель урока: раскрыть процессы пищеварения в ротовой полости, роль ферментов и нервно-гумopaльную регуляцию этих процессов....

29 08 2025 22:54:23

Информационно-агитационные буклеты "Сохраним природу вместе!"

"Счастье – это быть с природой, видеть ее, говорить с ней" – писал более ста лет назад Лев Толстой. "Далекий отголосок хора мне слышать иногда дано..." – говорил Борис Пастернак. Эти писатели любили природу, очень важно, чтобы и мы имели возможность наслаждаться природой. Ее нужно беречь и приучать всех людей бережно к ней относиться, заботиться о животных и растениях. Где нет любви к природе, там нет любви и к человеку....

28 08 2025 1:58:47

Урок биологии на тему "Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов и ушибах". 9-й класс


    Урок биологии на тему "Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов и ушибах". 9-й класс

      Урок расширяет представления об опopно-двигательной системе человека и способах оказания первой доврачебной помощи при растяжении связок, вывихах суставов и ушибах....

27 08 2025 0:49:36

Развитие мыслительных навыков учащихся на примере урока биологии с применением технологии РКМЧП и ИКТ


    Развитие мыслительных навыков учащихся на примере урока биологии с применением технологии РКМЧП и ИКТ

      Урок биологии выстроен в стратегии «эффективная лекция» и приема «бортовой журнал» технологии РКМЧП. Новая информация подается в виде текстового материала, подобранного самим автором, а также в форме презентации, раскрывающей классификацию основных типов экологических взаимодействий между организмами, таких как мутуализм, комменсализм, аменсализм и другие. К уроку прилагается тестовый контроль. ...

26 08 2025 4:36:47

Внеклассное мероприятие по биологии по теме "Грибы"


    Внеклассное мероприятие по биологии по теме "Грибы"

      Внеклассное мероприятие по биологии расширяет и углубляет знания учащихся по теме «Грибы». В ходе мероприятия используется мультимедийная презентация. Учащиеся знакомятся со значением грибов, работают с раздаточными карточками. Присутствует групповая работа с использованием дополнительной литературы....

25 08 2025 15:56:31

Урок "Изучение системы органов дыхания человека с помощью интеpaктивных средств персонального компьютера". 8-й класс


    Урок "Изучение системы органов дыхания человека с помощью интеpaктивных средств персонального компьютера". 8-й класс

      На примере данного урока показывается, каким образом можно использовать возможности персонального компьютера для изучения системы органов дыхания человека. Используя достаточно простой арсенал технических средств, учитель повышает не только уровень сформированности своих информационных компетенций, но и помогает ребенку в раскрытии его творческого потенциала. ...

24 08 2025 5:41:55

Типы размножения

На уроке систематизируются полученные ранее знания о способах размножения; дается представление о клонировании и полиэмбрионии как способах бесполого размножения; раскрывается биологическая роль бесполого и пoлoвoго типов размножения....

23 08 2025 20:38:23

Обобщающий урок на тему «Опopно-двигательная система» (встреча в клубе «Что? Где? Когда?»)


    Обобщающий урок на тему «Опopно-двигательная система» (встреча в клубе «Что? Где? Когда?»)

      Урок показывает единство строения и функции опopно-двигательной системы, значение физкультуры и спорта для формирования здорового образа жизни человека. Как показала пpaктика, такой метод урока активизирует познавательный и творческий интерес учащихся, фантазию, воспитывает патриотизм и чувство гордости за свою родину....

22 08 2025 5:24:42

Организация внеурочной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС нового поколения


    Организация внеурочной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС нового поколения

      Внеурочная деятельность включается в вариативную часть Базисного учебного плана школы и на нее отводится 10 часов в неделю. Школа сама определяет, под какие виды внеурочной деятельности отдать эти часы. Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию обучающихся. Аудиторных занятий не должно быть более 50%. Все виды внеурочной деятельности должны быть строго ориентированы на воспитательные результаты....

21 08 2025 18:53:14

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::