Кровеносная система

Цели урока:
- Познакомить учащихся со строением кровеносной системы различных ти– пов животных, изучить понятие “кровь”.
- Сформировать представления об эволюционном изменении органов кровообраще ния.
- Продолжить формирование логического мышления (умения анализировать сравнивать, делать выводы).
- Продолжить формирование коллективизма, дружеских отношений в классе.
Оборудование: Компьютер с мультимедийным проектором, плакат “ Схемы крово -обращения позвоночных”, мозаики для раздачи на комaнду, учебники (В.В.Латю– шин, В.А.Шапкин “Биология.Животные.7 класс.”; А.И.Никишов, И.Х.Шарова “Био логия. Животные. 7-8 класс.”; под редакцией М.А.Козлова “Биология. Животные. 7-8 класс”)
Ход урока
I.Изучение нового материала.
Тема нашего сегодняшнего урока “Кровеносная система” (Слайд 1 Презентациии). На уроке мы должны с вами: (цели урока) (Слайд 2 Презентациии)
1.Беседа.
(За правильный ответ выдается жетончик: полный развернутый ответ – зеленый; неполный, требующий дополнения – синий; хорошее дополнение – белый; маленькое дополнение – половина белого жетона)
Прежде чем приступать к изучению данной темы давайте вспомним (Слайд 3 Презентациии):
– Что называют органом?
– Что такое система органов?
– Какие системы органов вы знаете?
– Что мы называем кровеносной системой?
– Какие функции выполняет кровеносная система?
Хорошо. А сейчас давайте откроем тетради непечатные, напишем число и тему урока.
Запишем (Слайд 4 Презентациии):
Кровеносная система – это система обеспечивающая движение крови по сосудам. Она выполняет трaнcпортную (разносит кислород и питательные вещества, со– бирает углекислый газ и продукты жизнедеятельности клеток) и регуляторную функции.
– Из каких органов состоит кровеносная система? (Слайд 5 Презентациии)
(Схема 1. Записать в тетрадь)
– Что называют артериями, венами, капиллярами? (Слайд 6 Презентациии)
– Какую кровь называют венозной, артериальной?
– Какие типы кровеносной системы вы знаете?
А сейчас ответьте на вопрос: у всех ли животных кровеносная система одинаково устроена?
А как вы думаете почему? Что бы правильно ответить на этот вопрос мы с вами вспомним как устроена кровеносная система у различных типов животных.
– Есть ли кровеносная система у простейших, кишечнополостных? Как вы думаете почему? (Вспомните размеры этих животных) (У этих животных очень велико соот– ношение поверхности тела к его объему, по этому им достаточно диффузии газов че рез поверхность. Увеличение размеров тела приводит к прострaнcтвенной изоляции центральных тканей от стенок тела животного и окружающей среды. Это ведет к по явлению трaнcпортной системы.)
– У кого впервые появилась кровеносная система?
(Кольчатые черви)
Давайте мы с вами вспомним как устроена кровеносная система у беспозвоночных.
Для этого вы посмотрите материал в учебниках Латюшина, Никишова, Козлова. (Задания в группах) (Слайд 7 Презентациии)
– кольчатые черви;
– члeнистоногие;
– моллюски.
Заслушаем ребят. (Слайды 9, 10,11,12) Когда ребята делают сообщения необходимо заполнять таблицу в тетради.
Сейчас мы с вами вспомним строение кровеносной системы у позвоночных живот– ных. (Работа в парах. Слайд 8 Презентациии. Когда пара готова, то рассказывает о строении кровеносной системы у данного класса животных. Остальные вниматель– но слушают и заполняют таблицу. ):
– рыбы;
– земноводные и пресмыкающиеся;
– птицы и млекопитающие.
Заслушаем ребят (слайды 13,14,15,16,17 Презентациии). Одновременно заполняем таблицу.
Мы вспомнили строение кровеносной системы у беспозвоночных и позвоночных животных. Давайте же ответим на вопрос, который я задавала в начале:
– У всех ли животных кровеносная система одинаково устроена? Как вы думаете почему?
Т.О. Эволюция системы кровообращения шла по пути создания высокоспециализированной кровеносной системы, обеспечивающей всем клеткам тела необходимые для их жизни условия.( слайд 18 Презентациии)
Мы выяснили, что кровеносная система разносит кровь по всему организму. А что такое кровь?
2. Кровь. Кровь – это жидкость циркулирующая в кровеносной системе.
Давайте рассмотрим кровь лягушки под микроскопом.
– Вспомните правила работы с микроскопом.
Настройте микроскоп. Рассмотрите микропрепарат “Кровь лягушки”.
– Какого цвета кровь? Как вы думаете почему?
Кровь состоит из плазмы и форменных элементов (Слайд 19 Презентациии).
Прочитайте статью “Кровь” в §41 и ответьте на вопрос:
– Какое значение имеют все части крови?
– Какую функцию выполняет кровь в организме?
– Как человек использует кровь животных? (Слайд 20 Презентациии)
II. Д/З: §41, повторите в §3-31 выделительную систему.
III.Закрепление.
Класс делится на 2-3 комaнды. Выбирается жюри, оно оценивает работу комaнд (или оценивает жетонами учитель).
1. Собери мозаику.
Даны детали мозаики (кровеносная система). Необходимо собрать мозаику. Определить, что на ней изображено. Какому классу животных соответствует данная система?
2. Кто быстрее.
а. Определить какому типу животных принадлежат сердца на слайде 21 Презентации. (Записать на листочек)
б. Каждой комaнде дается номер сердца со слайда 21 Презентации. Учащимся нужно записать на листочек пример животных с таким количеством камер в сердце (не повторяясь). Побеждает та комaнда, которая за отведенное время, приведет больше правильных примеров.
3.Закончите утверждения.
(Слайд 22 Презентации)
– Кровь начинает движение от правого желудочка и направляется к легким. В них кровь становится артериальной и возвращается в левое предсердие. Это _______________ круг кровообращения.
– Кровь начинает движение от левого желудочка. По артериям артериальная кровь течет ко всем органам. Затем собирается в вены и поступает в правое предсердие. Это круг кровообращения.
6. Викторина.
(Слайд 23 Презентациии)
– Что такое венозная кровь?
– Что называют артерией?
– Для чего необходимы капилляры?
– Что такое сердце?
Давайте мы с вами подведем итог. Как мы с вами работали? Посчитайте, пожалуй– ста жетоны. У кого сколько? Победители ________ . Оценки за урок.
Презентация
Приложение
Комментарии:
Конспект занятия по дополнительной образовательной программе «Родная природа» в разделе «Животный мир Кировской области», тема «Птицы». Занятие рекомендовано для проведения уроков зоологии в 7-м классе при изучении темы «Класс птицы». Занятие проводится в форме устного журнала с использованием натуральных гнезд птиц, прослушиванием голосов птиц, фотографиями и рисунками....
12 12 2025 3:18:26
Урок направлен на систематизацию знаний о химическом составе клетки, закрепление знаний об химических элементах и их роли в клетках живых организмов, химической общности живой и неживой природы, осознание роли химических веществ для нормального функционирования организма человека....
11 12 2025 2:13:41
Предлагается материал на повторение пройденного материала по зоологии. Игра проходит в виде "Счастливого случая". Каждый класс имеет категории, их всего по баллам 5. Категории усложняются и оцениваются по баллам. Увлекательно играть и узнавать новое....
10 12 2025 16:17:29
Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся проводится в групповой форме. С одной стороны, это создает атмосферу соперничества, что активизирует познавательную деятельность учащихся, а с другой ‒ идею сотрудничества между ребятами в группе. Урок проходит легко и доброжелательно, так как не похож на обычную, часто пугающую ребят контрольную работу....
09 12 2025 17:22:21
Урок по теме "Строение и свойства веществ" является вторым в изучаемой теме. Материал урока подобран так, чтобы учащиеся могли активизировать знания о веществе и сформировать новые. Урок несёт большую информационную нагрузку, т.к. происходит формирование первоначальных знаний (о молекулах, расположении молекул в веществах, зависимости свойств веществ от молекулярного строения), которые будут расширяться и углублляться на последующих уроках....
08 12 2025 14:51:35
Цель урока: расширить знания учащихся о растениях паразитах и хищниках; выявить, в чем состоит необычность этих растений и каковы ее причины....
07 12 2025 6:24:45
Для кишечнополостных хаpaктерна радиальная симметрия, если провести линию от нижнего края до верхнего, то противоположные участки тела относительно проведенной оси буду идентичны....
06 12 2025 0:42:16
Урок формирует знания у школьников об экологии, показывает необходимость охраны многообразного растительного и животного мира, охраны природы как залога сохранения здоровья человека, показывает ошибочность потребительского подхода к природе, подчеркивает значение растений в природе и жизни человека....
05 12 2025 17:40:35
Урок по биологии по теме. На уроке рассматриваются вопросы влияния и последствия негативных факторов для развития зародыша....
04 12 2025 4:58:32
Автор делится опытом по развитию познавательной деятельности слепых и слабовидящих школьников на уроках биологии. Приводит примеры по использованию элементов модульного обучения незрячих, по составлению технологических карт, различных дидактических, раздаточных материалов.
...
03 12 2025 23:15:54
Урок проводится в 7-м классе, после темы "Царство Грибы". Сценарий урока подходит ко всем урокам, независимо от программы и авторов учебников. Игровая форма урока помогает охватить как можно больше объема темы, выяснить уровень усвоения темы "Царство Грибов". Формирует культуру умственного труда; умение логически мыслить, последовательно излагать свои суждения, делать правильные выводы. Развивает навыки самостоятельной деятельности. Использование ИКТ на уроке делает урок более оснащенным, интересным, сэкономит время....
02 12 2025 20:12:12
Цель урока: формировать умения распознавать съедобные и ядовитые грибы, развивать знания о многообразии, жизнедеятельности и значении грибов....
01 12 2025 12:40:50
Считаю целесообразным использование на уроке следующего оборудования: таблица "Сосна обыкновенная", коллекции голосеменных растений, презентация. Учащимся предложены опережающие задания: подготовка сообщений об особенностях строения, жизнедеятельности голосеменных растений, их значении в природе и жизни человека. Для активизации познавательной деятельности учащихся на уроке предложены вопросы викторины, биологические задачи, пословицы и кроссворд....
30 11 2025 5:38:50
Новизна и значимость предложенной работы заключается в том, что использование цифрового микроскопа дает ощутимый педагогический эффект в формировании мотивации к изучению учебного материала, систематизации и углубления знаний учащихся, развития их способностей к приобретению и усвоению знаний и закрепления навыков самостоятельной исследовательской работы учащихся....
29 11 2025 22:57:53
Организм шляпочного гриба всегда имеет грибницу и плодовую часть. Плодовое тело делится на пенёк и шляпку. Так и образовалось их название — шляпочные грибы....
28 11 2025 10:36:46
Внеклассное мероприятие по биологии, форма проведения – театрализованная сказка. Интеграция биологии и дополнительного образования позволила включить в сценарий творческие музыкальные номера. Рекомендовано для реализации на 2-й ступени обучения в общеобразовательных учреждениях, лицеях, гимназиях....
27 11 2025 9:18:17
В статье приведен разбор ошибок в ответах участников заочного тестирования по биологии. Материал взят из тестов «Биология-9» и «Биология-11» и структурирован по следующим разделам биологии: ботаника, зоология, анатомия и физиология человека, экология, теория эволюции, общая биология....
26 11 2025 0:51:16
Цель урока: выяснить степень усвоения учащимися знаний по пройденной теме, закрепить знания, знать значение терминов, используемых по данной теме, убедиться в том, что значение системы кровообращения в организме велико и от ее работы зависит состояние работы нашего организма.
...
25 11 2025 10:55:51
Викторина для учащихся 8–9-х классов на предметной неделе. Цель мероприятия: повторение и обобщение знаний, полученных при изучении курса «Биология. Человек» в системе занимательных заданий. Учащимся предлагаются занимательные задания в виде кроссворда, ребусов, эвристических вопросов, что значительно активизирует познавательный интерес к биологической науке....
24 11 2025 6:16:28
Цель занятия: знакомство с законами памяти, приемами запоминания информации; усвоение знаний по теме «Земноводные»; формирование умений мотивации, самоорганизации учения; развитие интеллектуальных умений: анализировать, классифицировать факты, выдвигать гипотезу, доказать, обобщать, делать выводы; формирование ценностного отношения к окружающему миру, товарищам, самому себе, своей деятельности....
23 11 2025 5:41:55
Методическая разработка урока для студентов первого курса педагогического колледжа по технологии критического мышления. На каждом этапе урока выделяются три стадии: стадия вызова, стадия осмысления информации и стадия рефлексии. Структура данной технологии стройна и логична, так как её этапы соответствуют закономерным этапам когнитивной деятельности личности. Урок предполагает демонстрацию большого числа примеров, иллюстрирующих многообразие приспособлений организмов к окружающей среде....
22 11 2025 10:55:45
Работа выполнена в формате ЕГЭ, состоит из 3 частей, включающих 33 задания. Цели работы: установление фактического уровня теоретических знаний обучающихся по биологии за курс «Общей биологии» 10-го класса, их пpaктических умений и навыков, учебных компетентностей; соотнесение этого уровня с требованиями образовательного государственного стандарта....
21 11 2025 17:15:59
Курс рассчитан на учащихся 11-х классов, которым анатомические знания нужны не только для расширения кругозора, эрудиции, подготовки к поступлению в вузы, но и для осознанного изучения и понимания жизненных функций собственного организма. Содержание курса и описание вопросов дано с учетом современной классификации и терминологии. Изложенный материал не ограничивается представлением только об устройстве тела, а показывает организм человека как единое целое. ...
20 11 2025 18:34:50
На современном этапе уже можно говорить о том, что преподавание биологии немыслимо без широкого использования различных информационных методов и средств обучения. Мною разработана и применяется творческая игра для учащихся 11-х классов с углубленным изучением предмета. Целью данной игры является обобщение и систематизация знаний учащихся; подготовка к централизованному тестированию. Урок-игра построен по принципу известной телеигры «Своя игра» и состоит из блиц-турнира, четырех раундов; разработка содержит перечень заданий, необходимых для выполнения учащимися....
19 11 2025 18:20:42
Учащиеся знакомятся с особенностями строения головного мозга, функциями его основных отделов....
18 11 2025 17:14:41
Одной из самых привлекательных профессий для нынешних выпускников школ является профессия «дизайнер», так как ее деятельность направлена на создание комфортной, эстетически оформленной среды обитания человека. Кружок «Ландшафтный дизайн» направлен на изучение основных закономерностей дизайна, технологию создания культурного, эстетически оформленного по правилам ландшафтного дизайна цветника, приусадебного участка....
17 11 2025 23:13:48
Состояние окружающей среды становится с каждым годом менее благоприятным для человека. Школа призвана дать подрастающему поколению элементарные представления о взаимосвязях окружающей среды и здоровья человека. Ребенок приходит в школу в восприимчивом к образованию и воспитанию возрасте....
16 11 2025 14:52:22
Интегрированный урок-конкурс в 5-м классе. Ученики по разделу «Физкультура» совершенствуют технику ведения мяча, развивают координационные способности. По разделу «Природоведение» дети углубляют знания о телах живой и неживой природы....
15 11 2025 20:10:43
Урок биологии для учащихся 7-го класса по теме "Класс земноводные (амфибии). Особенности жизнедеятельности лягушки" проходит по методике КСО "Взаимопередача темы". На уроке изучаются три вопроса: внешнее строение лягушки; скелет лягушки; внутреннее строение лягушки. Во время работы используются: алгоритм индивидуальной работы с карточкой; алгоритм работы в паре сменного состава (ПСС); карточки-задания; карточки с названием отделов конечностей лягушки, листы контроля, тест....
14 11 2025 10:47:59
Работа состоит из четырех основных этапов: актуализация знаний; изучение нового материала; закрепление изученного материала; домашнее задание (представлено творческими вопросами). Изучение кругов кровообращения сопровождается составлением схем. На этапе закрепления материала осуществляется самостоятельная взаимопроверка учащихся....
13 11 2025 18:40:49
Урок разработан для школьников с нарушением слуха. Ученики учатся не только воспринимать материал на слух, но и опираясь на презентацию-лекцию, фиксировать знания в технологической карте урока. Урок построен так, что восьмиклассники, опираясь на свой опыт знаний, сначала сами приходят к выводу о значении и условиях укрепления иммунитета, и только потом учитель подтверждает и обобщает сказанное учениками....
12 11 2025 22:39:16
Урок является обобщающим по теме "Нейрогумopaльная регуляция. Эндокринная система". В интересной форме, с использованием дальтон-технологий и ИКТ разработана конференция врачей-эндокринологов, в роли которых выступают учащиеся. На уроке рассматривается влияние желез внутренней секреции на жизнь и здоровье человека. Учащиеся получают новые и используют уже полученные при изучении темы знания по нейрогумopaльной регуляции.
...
11 11 2025 23:52:45
Модульная технология позволяет улучшить качество преподавания биологии в
период перехода на одночасовую программу преподавания. Она помогает учащимся
ориентироваться в обилии учебного материала. При использовании модульной
технологии учащиеся работают самостоятельно, общаются, помогают друг другу,
оценивают себя и своих товарищей. Учитель управляет процессом обучения,
консультирует и поддерживает учеников. В ходе урока дети получают много
оценок, которые выставляются только в лист контроля. Двойка перестает быть
"приговором" для ученика, он может самостоятельно доработать материал и
исправить ее. В журнале выставляю оценки "выходного контроля".</p>
...
10 11 2025 21:22:35
Ламарк был деистом и считал, что творец создал материю и законы ее движения, но на этом и прекратилась творческая деятельность творца, а все дальнейшее развитие природы происходило соответственно ее законам....
09 11 2025 7:40:20
Биопол (биологическая полемика) – универсальная интеллектуальная игра, которая может использоваться при изучении любого из курсов биологии с 6-й по 11-й классы. Она представляет собой комплекс деятельностных блоков, с определенными типами заданий. Содержание заданий каждого блока разpaбатывается в соответствии с темой игры. Игра может быть проведена по одной или нескольким темам, в индивидуальной или групповой форме, на обобщающем уроке или в качестве внеклассного мероприятия....
08 11 2025 2:50:22
Урок знакомит учащихся с основными особенностями внешнего и внутреннего строения представителей типа Губки, их многообразием, значением в природе и жизни человека; способствует формированию у школьников познавательного интереса к процессу изучения различных типов животных; содействует воспитанию бережного отношения к природе и доброжелательных межличностных отношений....
07 11 2025 4:56:38
Урок биологии в 7-м классе с использованием регионального компонента. Учащимся будет интересно узнать особенности строения и жизнедеятельности растений класса голосеменных, которые произрастают на территории Красноярского края: сосна обыкновенная, сосна сибирская, сосна кедровая, лиственница обыкновенная, ель обыкновенная, можжевельник. Данный урок способствует дальнейшему формированию умений узнавать виды голосеменных, сравнивать с папоротниковидными растениями....
06 11 2025 1:36:54
Урок повторяет, обобщает и систематизирует знания учащихся о строении, процессах жизнедеятельности, происхождении, многообразии и значении пресмыкающихся; формирует бережное отношение к представителям класса, развивает мышление в решении проблемных задач....
05 11 2025 22:18:23
Группы крови – это иммунологические свойства крови, которые характеризуются наличием или отсутствием на поверхности эритроцитов агглютиногенов A и B, а в сыворотке крови - агглютининов α и β....
04 11 2025 22:57:34
Урок здоровья разработан для учащихся 8–9-х классов. Основная идея урока - показать негативное влияние на организм человека такой пагубной привычки современного общества как гиподинамия. В разработке предложены методы борьбы с гиподинамией в школьных условиях – это физкультминутки, посещение уроков физкультуры и занятия спортом в секциях и на свежем воздухе....
03 11 2025 9:32:19
Материал урока формирует понятие учащихся о генетике человека, как науке изучающей особенности наследования признаков у человека, наследственные заболевания. Знакомит с основными методами генетики человека в доступной форме. На уроке продолжается формирование умений работать в малой группе, слушать товарищей, оценивать себя и других....
02 11 2025 5:16:46
Представлен материал "Формирование ключевых компетенций на уроках биологии в 6-х, 7-х классах". В работе приводятся конспекты уроков по биологии в 6-м классе на тему "Органы цветковых растений"; в 7-м классе на темы " Многообразие пресмыкающихся" и "Места обитания и внешнее строение земноводных" ....
01 11 2025 5:54:25
Урок для 7-го класса специальной (коррекционной) школы VIII вида. Использован учебник «Естествознание». Цель урока: дать первоначальное представление о мхе, его строении; коррегировать устойчивое внимание и его переключение с одного вида деятельности на другой; прививать бережное отношение к флоре, зеленому миру....
31 10 2025 20:25:45
Урок природоведения в 5-м классе с использованием информационных коммуникативных технологий. В разработке представлен план урока. Содержание урока позволяет закрепить и обобщить знания о строении Земли, о гипотезах происхождения Земли и Солнечной системы; о сущности землетрясений, извержении вулканов, возникновении смерчей; о погоде и осадках; об атмосфере и гидросфере; об особенностях Земли, обусловивших существование на ней жизни....
30 10 2025 12:17:39
Природоведение – это основа для дальнейшего изучения естественных наук. На уроках я уделяю внимание раскрытию способов познания природы человеком, для этого применяю различные методы, приемы активизации учебной деятельности учащихся, такие как наблюдения, проведение несложных опытов, умение самостоятельно искать ответы на проблемные вопросы, требующие пpaктических знаний, основанных пусть еще небольшом, но уже каком-то жизненном опыте, уметь применить их в нужной теме. Здесь дана разработка урока в 5-м классе по теме «Воздушная одежда Земли». На этом уроке я показываю опыты, а дети сами делают выводы, доказывая свою правоту, почему так, а не по-другому; большая часть урока отводится самостоятельному поиску нужных ответов. Для более успешного усвоения материала подготовлена презентация, которая помогает обратить внимание на основное, иллюстрации помогают лучше запомнить, неслучайно говорят: "Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать". Презентация дает возможность и хорошо закрепить материал урока....
29 10 2025 4:33:27
Цель урока - не только изучить суть мутационной изменчивости, но и раскрыть проблемы биологической безопасности продуктов питания, с которыми мы сталкиваемся в повседневной жизни. Презентация призвана помочь учителю сделать урок наглядным и интересным....
28 10 2025 4:23:36
Изучение флоры и фауны родного края дополняет учебный материал конкретными фактами, способствующими пониманию природы в целом. Одним из средств, вызывающих интерес учеников к предмету, являются коллекции животных. Алгоритм работы с коллекциями включает в себя методику работы с коллекцией, работу с источниками информации, непосредственные наблюдения учащихся.
...
27 10 2025 21:30:36
Урок является обобщающим по теме «Селекция» и сочетает в себе проверку степени усвоения, закрепление, систематизацию знаний и терминологии по пройденной теме, самоконтроль и самооценку. Проверка знаний сопровождается яркой презентацией и подготовка к сдаче ЕГЭ по биологии....
26 10 2025 4:57:15
Игра «Тело человека» является обобщающей, уместна на уроке как промежуточный контроль знаний, закрепления и повторения пройденного, так и на районных предметных неделях для групп талантливых учащихся. Игра состоит из 13 разнообразных этапов. Игру отличают работа с микроскопом, скелетом, ребусами, кроссвордом, терминами и логическими цепочками. Пpaктическая часть в игре посвящена определению артериального давления (используя тонометр)....
25 10 2025 3:49:59
В статье предлагается выполненная автором работа на основе авторской программы В.В. Пасечника и др.". Используемые презентации могут облегчить работу учителя в реализации данной программы....
24 10 2025 21:52:43
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::





Урок обобщения по теме: "Особенности плоских, круглых и кольчатых червей". 7-й класс
Урок изучения нового материала в 11-м классе по общей биологии по теме "Основные этапы (стадии) эволюции человека — антропогенеза"