Внеклассное занятие "За страницами учебника" для 7-го класса по зоологии на тему «Беспозвоночные животные и их способы движения – ключ к технике» > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Внеклассное занятие "За страницами учебника" для 7-го класса по зоологии на тему «Беспозвоночные животные и их способы движения – ключ к технике»


    Внеклассное занятие "За страницами учебника" для 7-го класса по зоологии на тему «Беспозвоночные животные и их способы движения – ключ к технике»

Цель: закрепить знания о передвижении беспозвоночных животных и показать их роль в создании различных приборов и техники.

Оборудование: мультимидийная установка для проектирования рисунков.

Ход занятия

Учитель: Сегоднешнее наше занятие посвящено движению беспозвоночных животных и их связи с техническим прогрессом. Изучая движение беспозвоночных, выделим следующие способы, использованные в технологиях (названия высвечиваются на экране):

  • Гидравлический.
  • Винтообразный.
  • Реактивный.
  • Изгибательный.
  • Рычаг.

Живая природа с незапамятных времён служила человеку источником вдохновения в его стремлении к научному и техническому прогрессу. Живые прототипы – ключ к технике.

Бионика – наука, изучающая живые организмы как биологические модели для разработки и создания механических и электронных приборов.

Бионика объединяет усилия физиков и математиков, проникает вместе с биологами в тайны живых организмов, открывает новые технические принципы и на их основе создаёт новые инженерные устройства. При этом фундаментальные законы физики помогают объяснить процессы, происходящие в живых организмах.

Живая природа – гениальный конструктор инженер, технолог, великий зодчий и строитель.

Проследим эту связь физики и биологии на примере движения гидравлическим способом.

Гидравлический способ движения.

Ученик 1: Эволюционный процесс – переход от менее сложных, но более разнообразных структур к немногим, но высоко и многообразно организованным. Хорошим примером может служить эволюция форм движения.

Простейшие обладают весьма разнообразными формами движения. У саркодовых движение происходит в результате перемещения цитоплазмы в разные части тела. Саркодовые имеют псевдоподиальное движение, которое осуществляется по гидравлическому принципу – эндоплазма устремляется в тот или иной участок периферии и «натягивает» в более плотной и упругой эктоплазме вырост – псевдоподию.

Тип простейшие. Класс саркодовые.

Рисунок 1

Paковинные корненожки – гидравлический способ движения.

Рисунок 2

Гидравлические механизмы.

Формула: F1/S1 = F2/S2 или F2/F1 = S2/S1.

Правило. Во сколько раз площадь поперечного сечения одного поршня больше площади поперечного сечения другого поршня, во столько же раз модуль силы, действующей на большой поршень, больше модуля силы, действующий на малый поршень.

Правило гидравлических механизмов:

Примеры технических устройств:

Рисунок 3

Винтообразное движение.

Ученик 2: Движение жгутиконосцев обеспечивается винтообразным биением жгутиков, а инфузорий – многочисленными ресничками. В противоположность жгутикам реснички бьют в одной плоскости, но сами они служат, помимо плавания, разным целям: окружающие ротовое отверстие реснички создают сложный ток воды, загоняющий пищевые частицы в глотку. Реснички могут слипаться: «кисточки» – цирры и на брюшной стороне брюхоресничных инфузорий имитируют конечности. На этих циррах инфузории могут быстро «бегать» по субстрату. Соединяясь в продольные ряды, реснички превращаются в мембраны, способные к волнообразным колебаниям.

У трипаносом вдоль всего тела идут также мембраны, по краю их проходит основание жгута, и мембрана всё время находится в состоянии волновых колебаний. Ресничное и жгутиковое движения имеют ещё одну особенность – двигающиеся таким образом организмы при плавании совершают вращательное движение вокруг собственной оси и, кроме того, двигаются не прямолинейно а по винтовой линии.

Тип простейшие. Класс жгутиковые.

Рисунок 4

Среди различных видов криволинейного движения особый интерес представляет равномерное движение тела по окружности. Это самый простой вид криволинейного движения. Вместе с тем любое сложное криволинейное движение тела на достаточно малом участке его траектории можно приближенно рассматривать как равномерное движение по окружности.

У зеленых эвглен, инфузорий – винтообразный способ движения.

Рисунок 5

Примеры винтообразного движения в технике:

Рисунок 6

Реактивное движение.

Ученик 3: История развития реактивной техники и космонавтики связана с именами великих соотечественников К.Э. Циолковского и СП. Королёва.

Пpaктической космонавтике почти полвека. Время меняет темп жизни, каждая эпоха хаpaктеризуется определёнными научными открытиями и их пpaктическим использованием.

Современное состояние космонавтики, когда на орбитальных станциях в длительных космических полётах работают космонавты, когда по маршруту Земля – орбитальная станция курсируют пилотируемые и автоматические пассажирские и грузовые трaнcпортные корабли, содержание работ, которые выполняют космонавты, позволяет говорить об исключительном народно-хозяйственном и научном значении пpaктического освоения Космоса.

Объективный и тщательный контроль за состоянием Земной атмосферы возможен только из Космоса. Искусственные спутники связи, космическая метеослужба, космическая геологоразведка и многое другое уже сейчас решают важные государственные вопросы охраны природы.

Заметим, что из Космоса впервые получены сведения о величине нефтяных пятен в океане, о том, что редеют джунгли в Амaзoнии, о загрязнении озера Байкал, об интенсивном наступлении пустынь на леса и степи.

Всё это стало возможным благодаря изучению и внедрению в пpaктику теории реактивного движения.

Тип кишечнополостные.

Рисунок 7

Физический закон.

Модуль и направление скорости paкеты легко получить, применив закон сохранения импульса для системы тел «paкета – воздух».

0 = Mv + mu,

Где М – масса оболочки, m – масса струи воздуха, выходящего через сопло. Откуда V = (mu)/M.

Реактивное движение, используемое ныне в самолётах, paкетах и космических снарядах, свойственно осьминогам, кальмарам, каpaкатицам, медузам – все они без исключения используют для плавания реакцию выбрасываемой струи воды. Именно это дало повод назвать кальмаров биологическими paкетами. В мышцах кальмара в результате сложных превращений химическая энергия превращается в механическую.

При реактивном способе плавания животное производит засасывание воды через широко открытую мантийную щель в мантийную полость. Сила, вызывающая движение животного, создаётся за счёт выбрасывания струи воды через узкое сопло, которое расположено на брюшной поверхности кальмара. Это сопло снабжено специальным клапаном, и мышцы могут его поворачивать. Изменяя угол установки воронки, кальмар плывёт одинаково хорошо вперёд, назад и в сторону.

Инженеры уже создали двигатель, подобный двигателю кальмара. Его называют водомётом. В нём вода засасывается в камеру, а затем выбрасывается из неё через сопло; судно движется в сторону, противоположную направлению выброса струи. Вода засасывается при помощи обычного бензинового или дизельного двигателя.

Почему же двигатель кальмара по-прежнему привлекает внимание инженеров, является объектом тщательных исследований биоников?

У кальмара засасывание воды и её выбрасывание происходит за счёт сокращения мышц, возбуждаемых нервами. Чтобы увеличить скорость движения, т.е. число реактивных импульсов в единицу времени, необходима повышенная проводимость нервов, которой обладают кальмары вследствие большого диаметра нервов.

Известно, что у кальмаров самые крупные в животном мире нервные волокна (диаметром 1 мм) они проводят возбуждение со скоростью 25 м/с. Этим объясняется большая скорость движения кальмаров (до 70 км/ч). Поиски инженеров направлены на создание конструкции такого гидрореактивного двигателя. Который бы, как и кальмар, не нуждался в дополнительном засасывающем устройстве.

Рисунок 8

Пример реактивного движения:

Рисунок 9

Рисунок 10

Изгибательно-зигзагообразное движение.

Тип черви. Подтип плоские черви, круглые черви, кольчатые

Ученик 4: У червей сформировывается новая форма движения – изгибанием тела, а в связи с этим у них развилась мощная двигательная мускулатура. У большинства из них на каждом члeнике имеется различные придатки в виде, лопастей, щупиков и жаберных нитей – пароподии. С помощью параподий -примитивных органов осуществляется передвижение.

Кожномускульный мешок червей состоит из двух основных слоев мышц – кольцевого и продольного. Есть ещё и другие мышцы: тело червей как бы набито мышцами, количество их достигает у некоторых червей 60–70 % общего объёма тела. Огромное количество низших и высших червей передвигается при помощи изгибаний тела. Таким образом, внутри группы кишечнополостных вместе с выработкой двустороннесимметричного плана строения сформировались мускульные формы животных, выработавшие изгибательный способ движения. Это были предки турбеллярий, использующие более мощную мускулатуру для изгибаний тела.

Рисунок 11

Рисунок 12

Тип кольчатые черви, класс олигохеты, или малощетинковые, семейства энхитреиды (1), трубочники (2) и дождевые черви (3-7)

Рисунок 13

Типичные представители инфауны: кольчатые черви – 1 – пескожил, 8 – Pygospio; двустворчатые моллюски – 2 – макома, 3 – мия, 5 – сердцевидка; paкообразные – 4 – креветка Crangon, 6 – бокоплав Gammarus; иглокожие – 7 – сердцевидный морской ёж.

Рисунок 14

Примеры изгибательно-зигзагообразного движения:

Рисунок 15

 Рычаг.

Тип члeнистоногие. Класс насекомые.

Ученик 5: В дальнейшем усложнение изгибательной формы движения наступило с выработкой посегментных складок – параподий, снабженных щетинками (хеттами). Это был добавочный орган движения, если можно так сказать, чреватый последствиями, так как в дальнейшем из них сформировались конечности члeнистоногих. Полимерное строение кольчецов соответственно дало форму с большим числом ног (paкообразные, паукообразные).

С формированием рычажных конечностей, за исключением многоножки, двигательная функция перешла на ножные придатки. У члeнистоногих конечности сформировались уже в водной среде (paкообразные). У предков члeнистоногих конечности играли роль не основных органов движения, а только подсобных, но важно, что рычажные конечности, при всей их чрезвычайной функциональной усложненности (полет), – единственный аппарат движения.

Рассмотрим экспериментальную задачу, которая была решена гением эпохи Возрождения Леонардо да Винчи. Сейчас эта задача под силу любому, и ее решение получается из равенства моментов силы мышцы (М) и груза (Р) относительно точки опоры О:

М * а = Р * в,

где а – длина локтевого сустава от плеча, Р – вес тела, в – локтевая кость.

М = Р * в/а

A = M * S, работу совершают бицепсы.

Рисунок 16

«Золотое правило рычага».

Каково «Золотое правило рычага»? Есть так называемое «Золотое правило рычага» – выигрываешь в силе, проигрываешь в расстоянии, то есть чем длиннее плечо рычага, тем меньшую силу надо приложить. И наоборот – если плечо рычага меньше, то силу надо приложить большую.

Рисунок 17

В нашей жизни мы постоянно пользуемся рычагами, часто даже не задумываясь над этим, так как и ножницы, и подъёмный кран – это примеры применения рычага.

Рисунок 18

Заключение.

Учитель: Итак, мы убедились в тесной взаимосвязи открытий, сделанных человеком и живой природой. Для того, чтобы делать открытия, создавать, нужны не только знания, но и наблюдательность, внимательность изучения, нестандартность мышления, которые толкают человека к пpaктической, изобретательской деятельности, реализуемые в науке и технике.

Вы убедились: КПД природы экономичны и высоки, и человек, изучая и сравнивая, может сделать ещё очень многие открытия.

(Учитель благодарит ребят за подготовку и выступления, выставляя им оценки.)

Использованная литература:

  1. П. Ф. Литвицкий Бионика, – М.: Издательство Мир, 1987 г.
  2. В. Мартека Бионика, – М.: Издательство Мир, 1967 г.
  3. Э. Хадоры, Р. Вернер Общая зоология, – М.: Мир, 1989 г.
  4. В. А. Догель Зоология беспозвоночных, – М.: Высшая школа, 1985 г.
  5. А. В. Перышкин Физика 7 класс, – М.: Издательство Дрофа, 2006 г.



Комментарии:

Программа научного общества естествознания по работе с одаренными детьми "Натуралист"


    Программа научного общества естествознания по работе с одаренными детьми "Натуралист"

      Программа работы с одаренными детьми (детьми, имеющими признаки одаренности) в общеобразовательной школе представлена в форме научного общества естествознания «Натуралист» по различным дисциплинам: природоведению, физике, химии, географии, биологии, астрономии. Программа утверждена методическим советом школы, входит в состав общешкольной работы с одарёнными детьми....

30 06 2025 23:12:50

Разработка урока "Игра-симпозиум с маской Откровения" — "Спид — болезнь поведения"


    Разработка урока "Игра-симпозиум с маской Откровения" — "Спид — болезнь поведения"

      Урок проводится в форме игры-симпозиума с маской «Откровения». Действующие лица: ведущие, эксперты, группа ученых (вирусолог, иммунолог, цитолог, эпидемиолог), врачи и аудитория. Знакомство с особенностями строения вируса иммунодефицита человека и прогрессивными исследованиями ученых по вопросу его развития, распространения, определения путей преодоления этого cмepтельного недуга....

29 06 2025 12:46:10

Строение ядра эукариот


    Строение ядра эукариот

      Цели урока: закрепить знания о строении прокариот, раскрыть картину эволюционного развития организмов, изучить строение ядра эукариот....

28 06 2025 19:54:15

"Органы пищеварения". Урок биологии в 7-м классе


    "Органы пищеварения". Урок биологии в 7-м классе

      Сущность модульного обучения – это самостоятельное достижение целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы над модулем, в котором объединены учебное содержание и приемы учебной деятельности по овладению этим содержанием. Представленный план урока по теме "Органы пищеварения" (7-й класс) состоит из двух частей: план для учителя и карточка для ученика. Такой урок ориентирован на активную учебную деятельность детей, освоение приемов, которые способствуют быстрому и качественному усвоению содержания учебных предметов и развитию у учащихся всех "само" - самопланирование, самоанализ, самоконтроль и т.д....

27 06 2025 17:38:40

Элективный курс по биологии "Невидимые"


    Элективный курс по биологии "Невидимые"

      Курс "Невидимые" предназначен для учащихся 10 – 11-х классов, желающих углубить свои знания в области биологии, и является предметно-ориентированным. Материал курса значительно расширяет знания учащихся о микроорганизмах. Хотя этот материал и изучается в базовом курсе, но на него отводится небольшое количество часов, причем некоторые темы изучаются в среднем звене на недостаточном информационном и научном уровне. ...

26 06 2025 4:34:14

Урок для учащихся 3–4-х классов: "Путешествие в страну Витаминию"


    Урок для учащихся 3–4-х классов: "Путешествие в страну Витаминию"

      Посредством театрализованного представления идет знакомство учащихся начальной школы с историей открытия витаминов, их содержанием в продуктах, значением для сохранения здоровья человека....

25 06 2025 0:18:18

Внеклассное мероприятие по биологии. Своя игра "Все о птицах". 7-й класс

Предлагаемая интеллектуальная игра является прообразом игры «Своя игра». Разработка содержит презентацию, на которой находится игровое поле, состоящее из пяти секторов с различного рода заданиями. Каждый сектор содержит вопросы различной стоимости. Чем выше цена вопроса, тем он, как правило, сложнее. Данное мероприятие может с успехом быть проведено в рамках недели биологии....

24 06 2025 1:48:13

Урок-путешествие "Многообразие птиц"


    Урок-путешествие "Многообразие птиц"

      Урок-путешествие по окружающему миру, где в игровой форме развивается познавательная деятельность учащихся, умение согласованно работать в комaнде....

23 06 2025 23:54:59

Лептоспироз у собак: первые симптомы, лечение и профилактика

Лептоспироз у собак: первые симптомы, лечение и профилактика Заражение лептоспрозом происходит при контакте с разносчиком болезни. Инкубационный период лептоспир составляет от 2 дней до 2 недель....

22 06 2025 22:49:11

Урок-игра "Эволюция растений. Культурные растения"


    Урок-игра "Эволюция растений. Культурные растения"

      Обобщение и повторение в виде урока-игры по теме «Историческое развитие растительного мира на Земле»....

21 06 2025 20:54:10

Разработка урока по теме "Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом"


    Разработка урока по теме "Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом"

      Данный урок относится к системе уроков раздела "Генетика и селекция" рассчитан на два академических часа. Изложение учебного материала производится методом объяснения с использованием ИКТ, которые активно применяются на протяжении всего урока. Объяснение наследования, сцепленного с полом, изучается на примере наследования заболевания гемофилией, на данном этапе урока прослеживается межпредметная связь с историей России, что повышает интерес учащихся к изучению этой темы....

20 06 2025 14:43:41

Урок "Развитие жизни на Земле"


    Урок "Развитие жизни на Земле"

      Урок направлен на обобщение и закрепление знаний об эволюции растительного и животного мира на нашей планете. Совершенствуется умение работать с текстом, развивается логическое мышление, расширяется биологический кругозор....

19 06 2025 4:56:31

Урок "Многообразие живых организмов и их роль в биосфере"


    Урок "Многообразие живых организмов и их роль в биосфере"

      Урок проводится в форме игры-путешествия. Его можно проводить в 5-м классе по природоведению при изучении темы «Жизнь на Земле», в 6-м классе по биологии после изучения царств Бактерии, Грибы, Лишайники, а также как внеклассное мероприятие. Урок помогает закрепить знания учащихся о разнообразии живых организмов в биосфере, о классификации растений и животных, о пpaктическом использовании живых организмов....

18 06 2025 12:13:27

Обобщающий урок по природоведению в образовательной системе "Школа-2010" (5-й класс ) "История Земли и жизни на ней"


    Обобщающий урок по природоведению в образовательной системе "Школа-2010" (5-й класс ) "История Земли и жизни на ней"

      Представленный урок – один из вариантов проведения обобщения по первой части курса природоведения в образовательной системе «Школа-2100». Урок построен с использованием технологии проблемно-диалогического обучения и помогает учащимся осознать значимость изучения прошлого планеты для прогнозирования будущих изменений....

17 06 2025 17:56:10

Урок обощения знаний по теме "Эволюционное учение"


    Урок обощения знаний по теме "Эволюционное учение"

      Раздел является одним из наиболее сложных для понимания в школьном курсе общей биологии. В экзаменационной работе ЕГЭ по биологии данный раздел проверяется на базовом, повышенном и высоком уровне, что требует от выпускников не только воспроизводить свои знания, но и уметь применять их в новой ситуации. Урок обобщения знаний направлен на развитие умений обобщать и анализировать информацию, давать аргументированную оценку суждений....

16 06 2025 21:20:49

Программа по формированию ЗОЖ "Школа юных тьюторов"


    Программа по формированию ЗОЖ "Школа юных тьюторов"

      Программа по формированию культуры здорового образа жизни предоставляет возможность учащимся пополнить свой багаж знаний о сохранении и укреплении здоровья, реализовать индивидуальные способности, проявить организаторские навыки....

15 06 2025 7:21:38

Информационные технологии на уроках биологии


    Информационные технологии на уроках биологии

      Урок на тему "Зачем человеку уши? Строение и функции органа слуха" проводится с использованием информационных технологий, что позволяет повысить интерес учащихся к изучаемому материалу и развивает навыки самостоятельной работы учащихся с предлагаемым материалом. Для проверки знаний используется тестирование с автоматическим выставлением оценки. Применяются элементы здоровьесберегающих технологий в течение урока. ...

14 06 2025 17:28:47

Сценарий экологического мероприятия, посвященного Всемирному дню воды


    Сценарий экологического мероприятия, посвященного Всемирному дню воды

      Сценарий посвящен Всемирному дню воды, содержит много интересной и познавательной информации. Может быть использован как внеклассное мероприятие на неделе биологии и экологии....

13 06 2025 14:20:26

Технология модульного обучения с использованием ИКТ на уроках биологии


    Технология модульного обучения с использованием ИКТ на уроках биологии

      Урок биологии в 6-м классе по УМК Н.И.Сонина с применением модульной технологии и ИКТ....

12 06 2025 7:30:20

Аркадий Гайдар. Обыкновенная биография в необыкновенное время


    Аркадий Гайдар. Обыкновенная биография в необыкновенное время

      В работе представлены автобиографические сведения из жизни А.П. Гайдара, включая его детство. Рассматривается возникновение тимуровского движения, его распад и попытки возрождения в наше время. ...

11 06 2025 2:40:39

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии посредством устного народного творчества и поэзии


    Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии посредством устного народного творчества и поэзии

      Наше время хаpaктеризуется возросшей информированностью во многих областях науки и техники всех слоёв населения, в том числе и учащейся молодёжи. В этих условиях у современного школьника трудно вызвать удивление, изумление, приподнятое эмоциональное состояние, то есть чувства, которые в значительной степени питают стремление к знанию. Это, на мой взгляд, и обязывает искать пути, которые позволили бы обыденную, будничную учебную работу сделать более одухотворённой. Здесь я и прибегаю к тому, что использую на своих уроках поэзию, живопись; но особенно часто прибегаю к жанрам устного народного творчества....

10 06 2025 9:37:37

Информационные технологии на уроках биологии


    Информационные технологии на уроках биологии

      Урок изучения нового материала в 10-м классе по теме "Моногибридное скрещивание" с использованием презентации, которая подготовлена в программе Microsoft Power Point и видеофрагмента с дикторским текстом из УМК "Виртуальная школа Кирилла и Мефодия 2003-медиатека". Основные опopные моменты урока появляются на экране с помощью мультимедиапроектора....

09 06 2025 14:18:44

Обобщающий урок биологии "Биосфера, ее структура и функции"


    Обобщающий урок биологии  "Биосфера, ее структура и функции"

      Цель данного урока обобщить знания об особенностях разных биоценозов. Работа на уроке опирается на выполненную учениками пpaктическую работу «Описание биоценозов» в виде компьютерной презентации....

08 06 2025 14:32:35

Открытый урок по биологии "Генетика пола", 11-й класс


    Открытый урок по биологии "Генетика пола", 11-й класс

      На уроке доказывается, что законы Менделя применимы к генетике пола различных живых организмов. Учащиеся знакомятся с путями наследования некоторых наследственных заболеваний, учатся самостоятельно обнаруживать генетические закономерности при решении генетических задач....

07 06 2025 16:14:20

Викторина "Своя игра". Нетрадиционный урок на тему "Тип хордовые"


    Викторина "Своя игра". Нетрадиционный урок на тему "Тип хордовые"

      Нетрадиционные формы работы помогают установить контакт с учащимися, стимулируют их самостоятельность, создают ситуацию успеха, способствуют формированию личностного опыта. Викторина предназначена для работы с учащимися 6–7-х классов; может быть использована также для проведения общественного смотра знаний, предметных недель, вечеров....

06 06 2025 21:26:15

Исследование флоры и фауны Чунской тайги


    Исследование флоры и фауны Чунской тайги

      Представлена программа кружка на 2-летний срок обучения, рассчитанная на учащихся 5–8-х классов....

05 06 2025 4:50:44

Использование приемов мотивации для активизации познавательной деятельности учащихся


    Использование приемов мотивации для активизации познавательной деятельности учащихся

      Главной задачей учителя на современном этапе становится мотивировать учащихся на проявление инициативы и самостоятельности. Он должен организовать самостоятельную деятельность учащихся, в которой каждый мог бы реализовать свои способности и интересы. Фактически учитель создает "развивающую среду", в которой становится возможной выработка каждым учащимся на уровне развития его интеллектуальных и прочих способностей определенных компетенций, в процессе реализации им своих интересов и желаний....

04 06 2025 15:46:38

Познавательный праздник по биологии, посвященный 200-летию Ч. Дарвина. 9−11-е классы


    Познавательный праздник по биологии, посвященный 200-летию Ч. Дарвина. 9−11-е классы

      Познавательный праздник по биологии посвящен 200-летию Ч. Дарвина. Цель праздника: расширить знания по биологии, развивать внимание учпеников, сообразительность, умение работать в коллективе. Мероприятие проходит в красочно оформленном зале в стиле XIX века или на палубе корабля. Учащиеся 9−11-х классов создают 4 комaнды по 4 учащихся, которые готовят свое выступление (сюрприз). Познавательно-активная часть представляет собой викторины, конкурсы, игры....

03 06 2025 19:39:38

Каталог виртуально-дидактических материалов, идей и приемов народной педагогики учителей Башкортостана


    Каталог виртуально-дидактических материалов, идей и приемов народной педагогики учителей Башкортостана

      Систематизация педагогического наследия учителей в Виртуальном музее биообразования России....

02 06 2025 13:27:45

Мультимедийная поддержка уроков биологии


    Мультимедийная поддержка уроков биологии

      Использование информационно-коммуникативных технологий в современном обществе приводит к изменению приоритетов важности отдельных технологических умений. Такое изменение приоритетов, приводящее к отмеченному выше изменению понятия грамотности, сказывается и на изменении содержания образования. Использование информационных технологий может обеспечить существенную экономию учебного времени....

01 06 2025 5:52:57

Урок по зоологии (7-й класс) "Класс Насекомые. Общая хаpaктеристика"


    Урок по зоологии (7-й класс) "Класс Насекомые. Общая хаpaктеристика"

      Прилагаемая презентация позволяет сформировать зрительное представление об изучаемом классе живых организмов, что позволяет учащимся легче и быстрее усваивать учебный материал. В ходе работы происходит смена деятельности учащихся, что является обязательной частью учебного процесса. ...

31 05 2025 7:49:22

Урок "Приспособительные особенности живых организмов к условиям окружающей среды"

На уроке рассматриваются различные приспособительные особенности живых организмов и относительный хаpaктер адаптации, раскрывается механизм и роль приспособления. ...

30 05 2025 16:14:42

Изучение слюнных желез и пищеварения желудка, методы Павлова

Изучение слюнных желез и пищеварения желудка, методы Павлова В опытах на животных для исследования пищеварения желудка применяли фистулу этого органа. Операция состоит в том, что через разрез стенки желудка внутрь него вставляют металлическую фистульную трубку и укрепляют ее швами....

29 05 2025 4:19:34

Урок биологии по теме "Размножение, его виды. Бесполое размножение". 9-й класс

Цель урока -сформировать у школьников научное мировоззрение на способы бесполого размножения. В презентации используются видеофрагменты и анимации, которые усиливают эффект наглядности....

28 05 2025 0:26:22

Разработка урока "Рыбы. Земноводные. Пресмыкающиеся. Эволюция или сотворение"


    Разработка урока "Рыбы. Земноводные. Пресмыкающиеся. Эволюция или сотворение"

      Изучая вопрос о происхождении пресмыкающихся, целесообразно вернуться к происхождению рыб и земноводных, познакомить учащихся с эволюционной теорией Ч.Дарвина. Есть прекрасная возможность проследить усложнение в организации, обнаружить общие черты и различия, выявить доказательства эволюции или столкнуться с её загадками. Постановка проблемы в виде сценки, новые интересные факты, форма постановки дискуссионных вопросов способствуют концентрации внимания, привлечению знаний из области физики, химии....

27 05 2025 22:53:40

Нравственное воспитание учащихся на уроках биологии средствами историко-библиографического методического подхода


    Нравственное воспитание учащихся на уроках биологии средствами историко-библиографического методического подхода

      Воспитание юной личности в духе гражданственности на основе развития нравственных чувств и ориентиров – сложная задача, решение которой требует особого такта и педагогического мастерства. Реализация учителем на уроках биологии историко-библиографического методологического подхода позволит приблизиться к решению данной проблемы....

26 05 2025 23:37:34

Программа элективного курса по биологии и экологии "Авиация и медицина XXI века"

Элективный курс по биологии и экологии «Авиация и медицина XXI века» (разработано Л.А.Суриловой, учителем биологии и экологии гимназии № 1519 г. Москвы). Предпрофильная подготовка – это система педагогической, психологической, информационной и организационной деятельности, способствующая самоопределению учащихся в выборе дальнейшей профессии....

25 05 2025 5:44:54

Внеклассное мероприятие по биологии с элементами экологии "Счастливый случай"


    Внеклассное мероприятие по биологии с элементами экологии "Счастливый случай"

      Целью данной игры является обобщение знаний по биологии и экологии, которую учащиеся накопили за курс основной школы. Для игры создается две комaнды из учащихся 7–9-х классов. Игра состоит из нескольких гeймов, где учащимся предлагаются различные задания, которые требуют и конкретных знаний от ребят, а также задания-угадайки, которые проверяют догадливость учащихся. ...

24 05 2025 22:42:25

Урок по биологии. Тема: "Диагностический центр "Гельминтолог". 7-й класс


    Урок по биологии. Тема: "Диагностический центр "Гельминтолог". 7-й класс

      Учебное занятие моделируется в рамках проектной технологии, что позволяет использовать широкий спектр дидактических приемов: обучение в паре и группе, проблемное и частично-поисковое обучение, дискуссии. Урок поможет углубить и обобщить знания учащихся об особенностях жизни и развития червей-паразитов; проверить умения выделять признаки приспособленности к условиям обитания....

23 05 2025 17:18:27

Тема урока "Деревья и кустарники". 2-й класс


    Тема урока "Деревья и кустарники". 2-й класс

      Занятие посвящено многообразию деревьев и кустарников, их значению в природе и для человека. Цель занятия - сформировать понятие "кустарник"; развить умения классифицировать предметы окружающего мира; воспитать бережное отношение к природе....

22 05 2025 17:33:23

Экскурсия "Осенние явления в жизни растений"


    Экскурсия "Осенние явления в жизни растений"

      На экскурсии учащиеся познакомятся с разнообразием растений, осенними явлениями и приспособленностью растений к перезимовке, различными методами биологических исследований....

21 05 2025 14:11:22

Сценарий урока-конкурса по экологии и биологии в 8–9-х классах (биоценоз - болто)


    Сценарий урока-конкурса по экологии и биологии в 8–9-х классах (биоценоз - болто)

      Человек в своей деятельности активно использует природные богатства, и очень часто он делает это, не зная законов природы, а незнание их приводит к непоправимым последствиям. Поэтому учащиеся должны знать и понимать естественные основные процессы, которые обеспечивают устойчивую целостность природы в границах биосферы. Данный урок позволит учащимся по-новому взглянуть на известные явления живой природы, повысит мотивацию обучения, расширит кругозор....

20 05 2025 6:21:42

Информационные технологии на уроках биологии по теме: "Многообразие водорослей". 7-й класс


    Информационные технологии на уроках биологии по теме: "Многообразие водорослей". 7-й класс

      Урок в 7-м классе углубляет знания об отличительных чертах организации водорослей, показывает их разнообразие, знакомит с основными отделами, на которые подразделяют водоросли в зависимости от особенностей их строения, рассматривает приспособленность основных представителей к жизни в различных условиях среды, значение водорослей в природе и народном хозяйстве; продолжает формирование умений узнавать изученные водоросли, обосновывать их принадлежность к тому или иному отделу. ...

19 05 2025 1:59:59

Информационные технологии на уроках биологии


    Информационные технологии на уроках биологии

      Cистемный подход к формированию ОУУН создаёт условия для формирования у учащихся пpaктических навыков осуществления учебной деятельности, что, в свою очередь, обеспечит приобретение ими всесторонних и прочных знаний. Подбираю формы учебной работы для каждого ученика, как для осуществления ситуации учебного успеха, так и для целенаправленного создания ситуаций учебных затруднений. Использую эти развивающие приемы при помощи различных заданий, которые описаны в методическом пособии "Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках биологии" Н.Л. Галеева. Для того, чтобы повысить уровень преподаваемой темы, были использованы наглядные учебно-методические пособия, созданные мною при помощи ИКТ. Это позволяет оптимально использовать наглядный материал, улучшает восприятие учебного материала и повышает интерес к изучению темы....

18 05 2025 2:41:48

Обобщающий урок по биологии в 8-м классе по теме: "Кровь и кровообращение"


    Обобщающий урок по биологии в 8-м классе по теме: "Кровь и кровообращение"

      Использование разных способов контроля позволяет сделать урок интересным, ярким, занимательным и дает возможность каждому ученику проявить свои способности. ...

17 05 2025 21:44:24

Урок обобщения знаний по теме: "Структурная организация живых организмов. Клетка". 9-й класс


    Урок обобщения знаний по теме: "Структурная организация живых организмов. Клетка". 9-й класс

      Урок обобщения знаний по теме "Структурная организация живых организмов. Клетка". Форма проведения - групповая....

16 05 2025 7:28:35

Урок биологии по теме "Вегетативное размножение цветковых растений" (с использованием информационных технологий)


    Урок биологии по теме "Вегетативное размножение цветковых растений" (с использованием информационных технологий)

      Представленный урок посвящён изучению разных способов вегетативного размножения цветковых растений. На всех этапах урока активно используются информационно-коммуникационные технологии. У учащихся отpaбатываются умения выполнять тестовые задания, готовить сообщение с презентацией, применять полученные знания на пpaктике, осуществляя вегетативное размножение комнатных растений. Разнообразие форм и методов работы на уроке способствует повышению эффективности процесса обучения....

15 05 2025 2:15:44

Дыхательные движения. Регуляция дыхания


    Дыхательные движения. Регуляция дыхания

      Урок составлен по программе Пономаревой И.Н. и проводится в 8-м классе по теме "Дыхательная система". Главная задача урока - показать соотношение законов физики и биологии, для демонстрации этих законов используется видеоролики, включенные в презентацию. Помимо роликов, имеются Flash, которые также способствуют усвоению знаний по данной теме. ...

14 05 2025 11:26:53

"Запахи растений и здоровье человека" — факультативное занятие (курс "Человек и его здоровье" в 9-м классе)


    "Запахи растений и здоровье человека" — факультативное занятие (курс "Человек и его здоровье" в 9-м классе)

      Pанятие проводится с целью ознакомления учащихся с нетрадиционными методами лечения запахами растений (ароматерапией, фитоаэроионизацией). Оно способствует воспитанию культуры отношения к окружающей природе и своему здоровью. Учащиеся знакомятся также с историей возникновения ароматерапии, приобретают пpaктические навыки по использованию различных эфирных масел, их хранению. Через ролевые игры реализуют свои творческие способности, формируя устойчивую мотивацию к обучению....

13 05 2025 3:21:57

Генетика – наука о наследственности и изменчивости. Основные генетические термины и понятия

Генетика очень интересная наука, чтобы ее понять, надо хорошо знать генетический язык. Учащиеся уже многое знают из других тем, а на этом уроке все соединяется в одно целое. Знание генетического языка будет закрепляться при решении задач....

12 05 2025 4:14:29

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::